Наскальная живопись. Особенности первобытной культуры

Рабочий лист

Первобытная эпоха

1.Дайте определение:

1. человек

2. общество

3. природа

4. система

5. цивилизация

6. типы цивилизаций

7. ценности

8. формация

9. стадиальный подход к истории

10. цивилизационный подход к истории

11. прогресс

12. матриархат

13. патриархат

14. палеолит, мезолит, неолит, энеолит

15. присваивающее хозяйство

16. производящее хозяйство

17. неолитическая революция

18. последствия неолитической революции

2.Вопросы

1.Каково основное значение понятия «история»?

2.В чем состоит главная трудность исторического познания?

3.В чем состоят основные различия между теорией формации и теорией цивилизационных волн развития общества?

4.Какую роль играют духовные ценности в развитии цивилизаций?

5.Какие достижения человека в эпоху раннего палеолита позволили ему выжить в условиях ледникового периода?

6.На каком этапе первобытной истории происходило расселение человека по континентам планеты.

7.Когда в человеческих коллективах зарождаются наскальная живопись и религиозные верования? Какую функцию они выполняли?

8.Какие изменения в хозяйственной деятельности человека дали основания говорить о неолитической революции?

9. Как, какими путями человечество вышло из этого кризиса?

10.Укажите факторы, способствовавшие зарождению имущественного неравенства и появлению частной собственности.

11.Объясните понятия: матриархат, патриархат. Подумайте, как связаны между собой процессы: складывание частной собственности и переход к патриархату.

12.Какие изменения в человеческом обществе произошли с началом освоения металлов?

3. Задания

1.Великий мыслитель древности Демокрит считал, что в первобытную эпоху «борьба за существование научила человека всему». Его последователь древнеримский поэт Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» высмеивал распространенные тогда легенды о золотом веке, с которого будто бы начиналась жизнь людей на Земле, и утверждал, что люди совершали великие открытия, определяемые их нуждами.

Что, на ваш взгляд послужило основой для открытий и достижений людей в первобытную эпоху?

2.Известный русский философ и богослов В. Соловьев писал: « … мы должны рассматривать человечество в его целом, как великое собирательное существо или социальный организм, живые члены которого представляют разные нации. С этой точки зрения очевидно, что ни один народ не может жить в себе и для себя, но жизнь каждого народа представляет лишь определенное участи в общей жизни человечества».

Согласны ли вы с этим высказыванием? Свою точку зрения обоснуйте.

3.Учитель поставил перед учениками два вопроса: 1 Дайте характеристику средневековой европейской цивилизации. 2.Назовите основные черты средневековой общественно экономической формации . В чем ответы могут совпасть, а в чем они должны различаться?

Вопросы к дифференцированному зачёту по истории. I курс 2 семестр

1. Цивилизация. Основные типы цивилизации

1. Основные типы цивилизаций

2. Характеристика основных типов цивилизации

Древнейшая стадия истории человечества

1 Каковы наиболее распространенные гипотезы происхождения человека?

2 Какие факторы способствовали выделению человека из мира природы?

3 Какие регионы являются прародиной человечества?

4 Когда в человеческих коллективах зарождаются наскальная живопись и религиозные верования?

5 Какие изменения в хозяйственной деятельности человека произошли в период неолита?

6 Как разделение труда и специализация деятельности влияли на усложнение общественных отношений?

Цивилизации Древнего Востока

Социальный строй. Политическая и военная организация. Идеология. Особенности восточной цивилизации

Античная цивилизация

1 Где и когда зародились самые древние цивилизации мира? Почему их называют «речными» цивилизациями?

2 Каковы причины возникновения первых государств?

3 Что такое деспотия? Каковы ее основные черты? Как складывались на Древнем Востоке отношения между государством и человеком?

4 В чем заключались особенности аристократической и демократической форм правления?

Становление западноевропейской средневековой цивилизации

Хронологические рамки западного Средневековья. Встреча античной цивилизации и варварского мира. Основные этапы взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. – Vв. н.э.). Великое переселение народов и его исторические результаты. Процесс христианизации варварских королевств. Исторические итоги раннесредневекового периода. Государства Европы в VIII – XIв.Политическая раздробленность и ее причины

Арабско-мусульманская цивилизация

1 Каковы основные положения мусульманского вероучения?

2 Каковы характерные черты исламской цивилизации?

3 Каковы причины успешных завоеваний арабов?

4 В чем причины распада Арабского халифата?

Племена и народы Восточной Европы в древности

1. Какие восточнославянские племена вам известны? Где они проживали?

2 Какие народы населяли территорию Восточной Европы?

3 Охарактеризуйте основные занятия славян. Сравните их с занятиями европейцев в раннее Средневековье.

4 Расскажите о верованиях восточных славян.

Формирование основ государственности восточных славян

1 Каковы были предпосылки формирования Древнерусского государства?

2. Назовите ключевые события в процессе становления Древнерусского государства.

3. Что такое полюдье?

Русь и ее соседи в X-начале XII века

1 Почему Владимир Святославич выбрал православие? Какое это имело значение?

2 Как складывались отношения Руси с соседними странами?

3 Каковы основные группы населения Древнерусского государства?

4 Что такое вотчина? Как она управлялась? Кто составлял население вотчины?

5 Какое влияние на развитие древнерусской культуры оказало крещение Руси?

6 Перечислите важнейшие архитектурные сооружения Руси.

7 Назовите жанры древнерусской литературы.

8 Что свидетельствовало о развитии письменности и грамотности в Древней Руси?

9 Что представляли собой древнерусские летописи

Древняя Русь в эпоху политической раздробленности

1 Каковы причины феодальной раздробленности Руси?

2 Что общего и в чем различия между раздробленностью на Руси и в Европе?

3 Каковы были основные направления политики владимиро-суздальских князей?

4 Какую роль играла в Новгороде княжеская власть? Почему Новгородская земля избежала дальнейшего дробления?

5 Какие изменения произошли в период раздробленности в культурном развитии Древней Руси?

Борьба Руси с иноземными завоевателями

Почему монголам удалось осуществить столь обширные завоевания?

2 Расскажите о походах Батыя на Русь. Докажите, что воины и жители Древней Руси оказали захватчикам ожесточенное сопротивление?

3 Какое значение для судеб средневековой европейской цивилизации имела борьба народов Руси с монгольским нашествием?

4 В чем проявилась политическая и экономическая зависимость Руси от Золотой Орды?

Борьба русского народа против крестоносной агрессии в XIII в. Александр Невский.

1. Какие цели преследовали немецкие и шведские рыцари в отношении Руси?

3. Ледовое побоище.

Русь на пути к возрождению

1 В чем заключались особенности процесса государственного объединения русских земель?

2 Как вы думаете, могла ли Новгородская республика возглавить процесс объединения Руси?

3 Чем отличались политика Ивана Калиты и Дмитрия Донского?

4 В чем заключалось историческое значение победы русских войск в Куликовской битве?

5 Каковы были причины распада Золотой Орды? Как это отразилось на исторической судьбе Руси?

От Руси к России

1. Какие факторы способствовали тому, что именно при Иване III и Василии III была ликвидирована зависимость Руси от Орды и завершилось объединение Руси?

2 Дайте характеристику системы органов власти Российского централизованного государства.

3 Как вы понимаете политическое значение идеи «Москва – третий Рим»?

4 Какие из символов Российского государства сохранились до наших дней?

15. Борьба Ивана Грозного за укрепление централизованной власти. Опричнина и её последствия .

1 Охарактеризуйте политику Ивана Грозного, направленную на установление абсолютизма в России.

2 Каковы были итоги и значение Ливонской войны для России?

3 В чем состояли причины введения опричнины?


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11

Более трех миллионов лет назад начался процесс формирования современного вида людей. Стоянки первобытного человека найдены в самых разных странах мира. Наши древние предки, осваивающие новые территории, сталкивались с незнакомыми явлениями природы и формировали первые очаги первобытной культуры.

Среди древних охотников выделялись люди с незаурядными художественными талантами, которые оставили множество выразительных произведений. В рисунках, сделанных на стенах пещер, не найти исправлений, поскольку у уникальных мастеров была очень твердая рука.

Первобытное мышление

Проблема происхождения первобытного искусства, отражающего образ жизни древних охотников, волнует умы ученых на протяжении нескольких веков. Несмотря на свою простоту, оно имеет огромное значение в истории человечества. В нем отражаются религиозная и социальная сферы жизни того общества. Сознание первобытных людей представляет собой очень сложное переплетение двух начал - иллюзорного и реалистического. Считается, что такое сочетание как раз и оказало на характер творческой деятельности первых художников решающее воздействие.

В отличие от современного, искусство прошлых эпох всегда связано с обыденными сторонами жизни человека и кажется более земным. Оно в полной мере отражает первобытное мышление, которое не всегда имеет реалистическую окраску. И дело тут не в низком уровне мастерства художников, а в особых целях их творчества.

Возникновение искусства

В середине XIX века археолог Э. Ларте обнаружил в пещере Ла Мадлен изображение мамонта. Так, впервые была доказана причастность охотников к живописи. В результате открытий установлено, что памятники искусства появились намного позднее, чем орудия труда.

Представители homo sapiens изготовляли каменные ножи, наконечники для копий, и такая техника передавалась из поколения в поколение. Позднее люди использовали кости, дерево, камень и глину для создания своих первых произведений. Получается, что первобытное искусство возникло тогда, когда у человека появилось свободное время. Когда проблема выживания была решена, люди стали оставлять огромное количество однотипных памятников.

Виды искусства

Первобытное искусство, появившееся в эпоху позднего палеолита (более 33 тысяч лет назад), развивалось по нескольким направлениям. Первое представлено наскальными рисунками и мегалитами, а второе - мелкой скульптурой и резьбой по кости, камню и дереву. К сожалению, деревянные артефакты встречаются крайне редко в археологических раскопках. Однако дошедшие до нас созданные человеком объекты очень выразительны и молчаливо повествуют о мастерстве древних охотников.

Надо признать, что в сознании предков искусство не выделялось в отдельную сферу деятельности, а способности к созданию изображений были отнюдь не у всех людей. Художники той эпохи обладали настолько мощным талантом, что он сам вырывался, выплескивая на стены и свод пещеры яркие и выразительные образы, которые переполняли сознание человека.

Древнекаменный век (палеолит) представляет собой самый ранний, но продолжительный период, в конце которого и появились все виды искусства, которому свойственны внешняя простота и реалистичность. Люди не связывали происходящие события с природой или собой, не чувствовали пространства.

Самыми выдающимися памятниками палеолита считаются рисунки на стенах пещер, которые признаны первым видом первобытного искусства. Они очень примитивны и представляют собой волнистые линии, отпечатки человеческих рук, изображения голов животных. Это явные попытки почувствовать себя частью мира и первые проблески сознания у наших предков.

Росписи на скалах выполнялись резцом по камню или краской (красной охрой, черным углем, белой известью). Ученые утверждают, что вместе с зародившимся искусством возникли и первые зачатки первобытного социума (общества).

В эпоху палеолита развивается резьба по камню, дереву и кости. Найденные археологами фигурки животных и птиц отличаются точным воспроизведением всех объемов. Исследователи заявляют, что они создавались как амулеты-обереги, которые защищали жителей пещер от злых духов. Древнейшие шедевры имели магическое значение и ориентировали человека в природе.

Разные задачи, стоявшие перед художниками

Главная черта первобытного искусства в эпоху палеолита - его примитивизм. Древние люди не знали, как передать пространство и наделить природные явления человеческими качествами. Визуальный образ животных изначально был представлен схематическим, почти условным, изображением. И только через несколько веков появляются красочные образы, достоверно показывающие все детали внешнего облика диких зверей. Ученые полагают, что это связано не уровнем мастерства первых художников, а с различными задачами, которые ставились перед ними.

Контурные примитивные рисунки использовались в ритуалах, создавались для магических целей. А вот подробные, очень точные образы появляются в период, когда животные превращаются в объект почитания, а древние люди таким образом подчеркивают свою мистическую связь с ними.

Расцвет искусства

По мнению археологов, высший расцвет искусства первобытного общества приходится на мадленский период (25-12 тысяч лет до нашей эры). В это время животные изображаются в движении, а простой контурный рисунок принимает объемные формы.

Духовные силы охотников, до мельчайших тонкостей изучивших повадки хищников, направлены на то, чтобы постичь законы природы. Древние художники убедительно рисуют изображения зверей, а вот сам человек не пользуется особым вниманием в искусстве. Кроме того, ни одного изображения пейзажа так и не было обнаружено. Считается, что природой древние охотники просто восхищались, а хищников боялись и поклонялись им.

Самые известные образцы наскальной живописи этого периода найдены в пещерах Ласко (Франция), Альтамиры (Испания), Шульган-Таше (Урал).

"Сикстинская капелла каменного века"

Любопытно, что еще в середине XIX столетия пещерная живопись не была известна ученым. И только в 1877 году известный археолог, попавший в Альмамирскую пещеру, обнаружил наскальные рисунки, впоследствии включенные в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Подземный грот неслучайно получил название "Сикстинской капеллы каменного века". В наскальной живописи видна уверенная рука древних художников, делавших очертания животных без всяких поправок, едиными линиями. При свете факела, рождающего потрясающую игру теней, кажется, что объемные изображения движутся.

Позднее во Франции были найдены более ста подземных гротов со следами пребывания первобытных людей.

В Каповой пещере (Шульган-Таш), расположенной на Южном Урале, изображения животных найдены сравнительно недавно - в 1959 году. 14 силуэтных и контурных рисунков зверей выполнены красной охрой. Кроме того, обнаружены и различные геометрические знаки.

Первые человекообразные изображения

Одной из основных тем первобытного искусства является образ женщины. Он был вызван особой спецификой мышления древних людей. Рисункам приписывалась магическая сила. Найденные фигурки обнаженных и одетых женщин свидетельствуют об очень высоком уровне мастерства древних охотников и передают главную идею образа - хранительницы домашнего очага.

Это фигурки очень полных женщин, так называемых венер. Такие скульптуры -первые человекообразные изображения, символизирующие плодородие и материнство.

Изменения, происходившие в эпохи мезолита и неолита

В эпоху мезолита первобытное искусство претерпевает изменения. Наскальные рисунки представляют собой многофигурные композиции, на которых можно проследить различные эпизоды из жизни людей. Чаще всего изображаются сцены сражений и охоты.

Но главные изменения в первобытном обществе происходят в период неолита. Человек учится строить новые типы жилища и возводит сооружения на сваях из кирпича. Главной темой искусства становится деятельность коллектива, а изобразительное творчество представлено наскальными рисунками, каменной, керамической и деревянной скульптурой, глиняной пластикой.

Древние петроглифы

Нельзя не упомянуть многосюжетные и многофигурные композиции, в которых основное внимание уделяется животному и человеку. Петроглифы (наскальные изображения, которые выбиты или нанесены краской), нанесенные в укромных местах, привлекают к себе внимание ученых со всего мира. Одни специалисты полагают, что они представляют собой обычные зарисовки бытовых сцен. А другие видят в них некую письменность, которая основана на символах и знаках, и свидетельствует о духовном наследии наших предков.

В России петроглифы получили название "писаниц", и чаще всего их находят не в пещерах, а на открытой местности. Выполненные охрой, они прекрасно сохранились, поскольку краска отлично впитывается в скальные породы. Тематика рисунков очень широка и разнообразна: героями выступают звери, символы, знаки и люди. Даже найдены схематические изображения звезд солнечной системы. Несмотря на весьма почтенный возраст, петроглифы, выполненные в реалистической манере, говорят о большом мастерстве наносивших их людей.

И сейчас продолжаются исследования, позволяющие приблизиться к расшифровке уникальных посланий, которые оставлены нашими далекими предками.

Бронзовый век

В эпоху бронзового века, с которой связаны главные вехи в истории первобытного искусства и человечества в целом, появляются новые технические изобретения, происходит освоение металла, люди занимаются земледелием и скотоводством.

Тематика искусства обогащается новыми сюжетами, возрастает роль образной символики, распространяется геометрический орнамент. Можно увидеть сцены, которые связаны с мифологией, а изображения становятся особой знаковой системой, понятной некоторым группам населения. Появляется зооморфная и атропоморфная скульптура, а также таинственные сооружения - мегалиты.

Символы, с помощью которых передаются самые разные понятия и чувства, несут большую эстетическую нагрузку.

Заключение

На самых ранних этапах своего развития искусство не выделяется в самостоятельную сферу духовной жизни человека. В первобытном обществе существует только безымянное творчество, тесно переплетенное с древними верованиями. Оно отражало представления древних "художников" о природе, окружающем мире, и благодаря ему происходило общение людей друг с другом.

Если говорить об особенностях первобытного искусства, то нельзя не упомянуть, что оно всегда было связано с трудовой деятельностью людей. Только труд позволил древним мастерам творить настоящие произведения, которые волнуют потомков яркой выразительностью художественных образов. Первобытный человек расширял свои представления об окружающем мире, обогащая свой духовный мир. В ходе трудовой деятельности у людей развивались эстетические чувства и происходило понимание прекрасного. С самого момента зарождения искусство имело магический смысл, а позднее существовало с другими формами не только духовной, но и материальной деятельности.

Когда человек научился создавать изображения, он обрел власть над временем. Поэтому без преувеличения можно сказать, что обращение древних людей к искусству является одним из самых важных событий в истории человечества.

Поиски начала его человеком. первобытнообщинного строя.

Поиски начала - едва ли не самые трудные поиски, в которые пускает­ся пытливый человеческий ум. Лю­ бое явление когда-то и где-то началось, зародилось, возникло - это кажется нам очевидным. Но, шаг за шагом добираясь до его истоков, исследователь находит бесконечную цепь превращений, переходов из од­ного состояния в другое. Оказывает­ся, что всякое начало относитель­ но, оно само является следствием долгого предшествующего разви­ тия, звеном бесконечной эволюции. Не только происхождение жизни на земле и человеческого рода — итог длительного про цесса, звено в цепи превращений. То же можно сказать и об искусст ве. Когда, где и почему оно «нача­ лось» - точный и простой ответ невозможен. Оно не началось в стро го определенный исторический мо мент - оно постепенно вырастало из не искусства, формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком. В изучении его древнейших форм историки изобразительного искусст­ ва находятся в более благоприят­ном положении, чем историки ис кусства слова, музыки и театра. Последние могут судить о первобыт­ных песнях и зрелищах только по косвенным данным, по аналогии с творчеством ныне живущих на­ родов, задержавшихся вплоть до XIX века и даже XX века на стадии первобытнообщинного строя.

Эти аналогии приблизительны: каким бы ни был архаическим обществен­ный строй народов, оттесненных с магистрального пути истории, все же протекшие тысячелетия не мог­ ли оставаться для них неподвиж­ ным временем без развития. Время само есть движение и развитие. И современное (то есть относящее­ ся к последним двум столетиям) искусство коренных австралийцев или африканцев все же совсем иное, чем у людей каменного ве­ ка. Это можно сказать с уверен­ ностью, потому что вещественные изобразительные памятники доисто­рических эпох сохранились. Еще в начале прошлого столетия их совсем не знали. Примерно с се­редины XIX века началась серия открытий, ставших возможными благодаря развитию научной архео­ логии. Чуть не во всех концах зем­ ли были обнаружены и раскрыты очаги материальной культуры неза­памятных времен: стоянки пещер­ ного человека, его каменные и кос­ тяные орудия труда и охоты. Почти сплошь изображения живот­ ных - олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не во­ дятся - длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее, ритуальных масок. Только позднее, уже (нового каменного ве­ ка), стали изображать сцены из жизни первобытного племени - охоты, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды. Такие ком­ позиции приблизительно датиру­ ются (большой точности здесь быть не может) VI - IV тысячелетиями до н. э. А самые ранние изображе­ ния, где преобладают «портреты» зверей, относятся к (древнему каменному веку), то есть были созданы сорок - два­ дцать тысяч лет тому назад. Подобные памятники не сконцент­ рированы где-нибудь в одном месте, а широко разбросаны по лицу на­ шей планеты. Их находили в Испа­ нии (знаменитые пещеры Альтами- ры , которые один исследователь шу­ тя назвал «первобытной Сикстин­ ской капеллой»), во Франции (пе­ щеры Фон де Гом, Монтеспан и др.), в Сибири , на Дону (Костенки), в Италии , Англии, Германии, в Ал­ жире . Вплоть до недавно открытых и произведших сенсацию во всем мире гигантских многоцветных рос­ писей горного плато Тассили в Са харе , среди песков пустыни. Мож­ но думать, что еще много находок предстоит впереди. По данным современной науки, че­ ловек верхнего палеолита по своей физической конституции был вполне подобен современному че­ ловеку. Он владел членораздель­ ной речью и умел выделывать до­ вольно сложные орудия из камня, кости, дерева и рога. Родовые кол­лективы жили охотой на круп­ ного зверя. Роды начинали объеди­ няться в племена, где возникал матриархальный уклад. Казалось бы, у этого примитив­ ного человеческого общества, кото­рое даже еще не возделывало зем­ лю и не приручало животных, не должно бы быть никакого искусст­ ва. Между тем оно было - доказа­тельства налицо. Значит, искусство, во всяком случае, - один из самых древних атрибутов человеческого существования. Оно старше, чем го­ сударство и собственность, старше всех тех сложных взаимоотноше­ ний и чувств, в том числе чувства личности, индивидуальности, кото­ рые складывались позже, в разви­ том и расчлененном человеческом коллективе; оно старше земледе­ лия, скотоводства и обработки ме­ таллов. Но тогда это искусство бы­ ло, вероятно, до крайности прими­ тивным? Не видя его и рассуждая отвлеченно, мы могли бы предпо­ ложить, что это были беспомощ­ ные каракули, вроде каракулей двухлетнего ребенка. Так ли это на самом деле? Рисунок на потолке Альтамир ской пещеры - одно из . Он относится к так называемому мадленскому периоду , то есть к концу эпохи верхнего па­ леолита , ему не менее двухсот ты­ сяч лет. Экономными, смелыми, уверенными штрихами, в сочета­ нии с большими пятнами краски, передана монолитная, мощная фи­ гура зверя с удивительно точным ощущением его анатомии и пропор­ций. Изображение не только контур­ ное, но и объемное: как осязате­ лен крутой хребет бизона и все вы­пуклости его массивного тела! Ри­ сунок полон жизни, в нем чувству­ ется трепет напрягающихся муску­ лов, упругость коротких крепких ног, ощущается готовность зверя ринуться вперед, наклонив голову, выставив рога и исподлобья глядя налитыми кровью глазами. Рисую­ щий, вероятно, живо воссоздавал в своем воображении тяжелый бег бизона сквозь чащу, его бешеный рев и воинственные крики пресле­дующей его толпы охотников. Нет, это не элементарный рисунок. Его «реалистическому мастерству» мог бы позавидовать современный художник-анималист. Предположение о «детских караку­ лях» первобытного человека реши­тельно не подтверждается. В конце концов, это не должно нас удив­ лять. Ведь в пределах своего обра за жизни, своих занятий, своего кругозора первобытный человек должен был быть великим масте­ ром - иначе как бы он смог высто­ять в условиях жесточайшей борь­ бы за существование, окруженный враждебными силами природы, сла­ бый, без когтей и клыков, почти безоружный? Некоторые способ­ности, именно те, которые нужны были ему в борьбе за жизнь, долж­ ны были развиться у него до само­ го изощренного умения. О тысячах вещей, сейчас доступных любому ребенку, он не имел никакого пред­ ставления, тысячи способностей были у него совершенно не развиты, зато те, которые были тогда жиз­ ненно необходимы,. - развиты на­много лучше, чем у современного цивилизованного человека. Разве современный человек смог бы охо­титься на свирепого носорога или мамонта с помощью кремневого копья? Разве современный человек обладает таким знанием, таким чутьем лесной, дикой, звериной жизни, такой ориентацией среди шорохов, следов, запахов леса? Навыками, жизненно необходимы­ ми человеку каменного века, были и навыки ручного труда - искус­ ных манипуляций руки. Если при­ смотреться к орудиям труда пе­ щерного жителя, хотя бы к его кос­ тяным иглам, то видно, какая это была утонченная и искусная рабо­ та: голыми руками, с помощью кремневых скребков, выточить тон­ кую, крепкую заостренную иглу да еще проделать в ней ушко. Рука та­ кого мастера была уже поистине мудрой: она прошла великую шко­ лу труда. Необходима была и острая наблю­дательность, развитая, правда, в уз­ ком, определенном направлении, - во всем, что касалось звериных по­вадок и привычек. Зверь был источ­ ником жизни, средоточием помыс­ лов, врагом и другом, жертвой и божеством….

Зарождение первобытных религий

Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени относится появление современного типа (homo sapiens), который значительно отличался от своих предполагаемых предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками. Но самое главное его отличие состояло в том, что он был человеком разумным, способным к абстрактному мышлению.

О существовании религиозных верований в этот отдаленный период человеческой истории свидетельствует практика захоронения первобытных людей. Археологами установлено, что их хоронили в специально приготовленных местах. При этом предварительно осуществляли определенные обряды подготовки умерших к загробной жизни. Их тела покрывали слоем охры, рядом с ними помешали оружие, предметы домашнего обихода, украшения и т. п. Очевидно, в то время уже складывались религиозно-магические представления о том, что умерший продолжает жить, что наряду с реальным миром существует иной мир , где обитают умершие.

Религиозные верования первобытного человека отражены и в произведениях наскальной и пещерной живописи , которые были обнаружены в XIX-XX вв. в Южной Франции и Северной Италии. Большинство древних наскальных рисунков — это сцены охоты, изображения людей и животных. Анализ рисунков позволил ученым сделать вывод, что первобытный человек верил в особого рода связь между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью некоторых магических приемов.

Наконец, было установлено, что у первобытных людей имело широкое распространение почитание различных предметов, которые должны приносить удачу и отводить опасности.

Поклонение природе

Религиозные верования и культы первобытных людей складывались постепенно. Первичной формой религии являлось поклонение природе . Первобытным народам было неведомо понятие «природа», предметом их поклонения являлась безличная природная сила, обозначаемая понятием «мана».

Тотемизм

Ранней формой религиозных воззрений следует считатьтотемизм.

Тотемизм — вера в фантастическое, сверхъестественное родство между племенем или родом и тотемом (растением, животным, предметов).

Тотемизм — вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений. Тотемизм являлся первой формой осознания единства человеческое коллектива и его связи с окружающим миром. Жизнь родового коллектива была теснейшим образом связана с определенными видами животных, на которых охотились его члены.

Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов, которые назывались табу . Они представляли собой важный механизм регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу исключало половые связи между близкими родственниками. Пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, женщинам, старикам и детям. Ряд других табу призван был гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила погребения, фиксировать положения в группе, права и обязанности членов первобытною коллектива.

Магия

К ранним формам религии относитсямагия.

Магия — вера в то, что человек обладает сверхъестественной силой, которая проявляется в магических обрядах.

Магия представляет собой возникшую у первобытных людей веру в возможность воздействовать на какие-либо естественные явления путем определенных символических действий (заговоров, заклинаний и т. д.).

Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась и продолжала развиваться на протяжении многих тысячелетий. Если первоначально магические представления и обряды имели общий характер, то затем постепенно произошла их дифференциация. Современные специалисты классифицирую магию но методам и целям воздействия.

Виды магии

Виды магии по методам воздействия :

  • контактная (непосредственное соприкосновение носителя магической силы с объектом, на который направлено действие), инициальная (магический акт, направленный на объект, который недосягаем для субъекта магической деятельности);
  • парциальная (опосредованное воздействие через остриженные волосы, ногги, остатки пищи, которые тем или иным образом попадают к обладателю мат ческой силы);
  • имитативная (воздействие на какое-либо подобие определенного субъекта).

Виды магии по социальной направленности и целям воздействия:

  • вредоносная (нанесение порчи);
  • военная (система обрядов, направленная на обеспечение победы над противником);
  • любовная (направленная на призывание или уничтожение полового влечения: отворот, приворот);
  • лечебная;
  • промысловая (направлена на достижение удачи в процессе охоты или рыболовства);
  • метеорологическая (изменение погоды в нужном направлении);

Магию иногда называют первобытной наукой или пранаукой, потому что она содержала элементарные знания об окружающем мире и явлениях природы.

Фетишизм

У первобытных людей особую значимость имело почитание различных предметов, которые должны были приносить удачу и отводить опасности. Эта форма религиозных веровании получила название «фетишизм» .

Фетишизм — вера в то, что определенный предмет обладает сверхъестественно силой.

Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, череп животного, металлическое или глиняное изделие. Этому предмету приписывались неприсущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от опасности, помогать на охоте и т. п.).

Чаще всего предмет, который становился фетишем, выбирался методом проб и ошибок. Если после этого выбора человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался, уничтожался или заменялся другим. Такое обращение с фетишами говорит о том, что первобытные люди не всегда с должным уважением относились к выбранному ими предмету.

Анимизм

Говоря о ранних формах религии, нельзя не упомянуть обанимизме.

Анимизм — вера в существование души и духов.

Находясь на достаточно низком уровне развития, примитивные люди старались найти защиту от различных болезней, природных катаклизмов, наделяя природу и окружающие предметы, от которых зависело существование, сверхъестественными силами и поклоняясь им, олицетворяя их как духов этих объектов.

Считалось, что душа есть у всех явлений природы, у предметов и людей. Души могли быть злыми и доброжелательными. Практиковалось жертвоприношение в пользу этих духов. Вера в духов и в существование души сохраняется во всех современных религиях.

Анимистические верования являются весьма существенной частью практически всех . Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу — все это модификации анимистических представлении первобытной эпохи. То же самое можно сказать о других ранних формах религиозных верований. Одни из них были ассимилированы сменившими их религиями, другие — оттеснены в сферу бытовых суеверий и предрассудков.

Шаманизм

Шаманизм — вера в то, что отдельный человек (шаман) обладает сверхъестественными способностями.

Шаманизм возникает на более позднем этапе развития, когда появляются люди, обладающие особым социальным статусом. Шаманы были хранителями информации, имеющей большое значение для данного рода или племени. Шаман совершал ритуал, который назывался камлание (ритуал с плясками, песнями, во время которых шаман общался с духами). Во время камлания шаман якобы получал указания от духов о способах решения проблемы или лечения больных.

Элементы шаманизма присутствуют в современных религиях. Так, например, священникам приписывается особая сила, позволяющая им обращаться к Богу.

На ранних этапах развития общества первобытные формы религиозных верований не существовали в чистом виде. Они самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому ставить вопрос о том, какая из форм возникла раньше, а какая позже, вряд ли возможно.

Рассмотренные формы религиозных верований можно найти у всех народов на первобытной стадии развития. По мере усложнения общественной жизни, формы культа становятся все более разнообразными и требуют более пристального изучения.

Загрузка...
Top