Сообщение на тему творчество л н толстого. Краткая биография Льва Толстого: самые важные события

"Мир, возможно, не знал другого художника, в ком вечно эпическое, гомеровское начало было бы так же сильно, как у Толстого. В творениях его живёт стихия эпоса, её величавое однообразие и ритм, подобный мерному дыханию моря, её терпкая, могучая свежесть, её обжигающая пряность, несокрушимое здоровье, несокрушимый реализм"

Томас Манн


Недалеко от Москвы, в Тульской губернии, есть небольшая дворянская усадьба, название которой известно всему миру. Это Ясная Поляна, родился, жил и работал один из великих гениев человечества Лев Николаевич Толстой. Толстой родился 28 августа 1828 года в старинной дворянской семье. Отец его был графом, участником войны 1812 года, полковником в отставке.
Биография

Родился Толстой 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии в семье помещика. Родители Толстого принадлежали к высшей знати, ещё при Петре I предки Толстого по отцовской линии получили графский титул. Родители Льва Николаевича рано умерли, у него остались только сестра и три брата. Опеку над детьми взяла на себя тётя Толстого, жившая в Казани. Вся семья переехала к ней.


В 1844 году Лев Николаевич поступает в университет на восточный факультет, а потом учится и на юридическом. Толстой знал более пятнадцати иностранных языков ещё в 19 лет. Он серьёзно занимался историей, литературой. Учёба в университете продолжалась недолго, Лев Николаевич оставил университет и вернулся домой в Ясную Поляну. Вскоре он решает уехать в Москву и посвятить себя литературной деятельности. Его старший брат, Николай Николаевич, уезжает на Кавказ, где шла война, в качестве офицера-артиллериста. Следуя примеру брата, Лев Николаевич поступает на службу в армию, получает офицерский чин и отправляется на Кавказ. Во время Крымской войны Л. Толстой переводится в действующую Дунайскую армию, сражается в осаждённом Севастополе, командуя батареей. Толстого наградили орденом Анны ("За храбрость"), медалями "За защиту Севастополя", "В память войны 1853-1856 г. г.".

В 1856 году Лев Николаевич вышел в отставку. Через некоторое время он едет за границу (Франция, Швейцария, Италия, Германия).

С 1859 года Лев Николаевич активно занимается просветительской деятельностью, открыв в Ясной Поляне школу для детей крестьян, а потом способствуя открытию школ по всей округе, издавая педагогический журнал "Ясная Поляна". Толстой серьёзно увлёкся педагогикой, изучал зарубежные методики преподавания. С целью углубить свои знания в педагогике он отправляется в 1860 году вновь за границу.

После отмены крепостного права Толстой активно участвует в решении споров между помещиками и крестьянами, выступая мировым посредником. За свою деятельность Лев Николаевич получает репутацию неблагонадёжного человека, в результате чего в Ясной Поляне произвели обыск с целью найти тайную типографию. Школа Толстого закрывается, продолжение педагогической деятельности становится почти невозможным. К этому времени Лев Николаевич уже написал знаменитую трилогию "Детство. Отрочество. Юность.", повесть "Казаки", а также множество рассказов и статей. Особое место в его творчестве заняли "Севастопольские рассказы", в которых автор передал свои впечатления от Крымской войны.

В 1862 году Лев Николаевич женится на Софье Андреевне Берс, дочери врача, ставшей на долгие годы его верным другом и помощником. Софья Андреевна взяла на себя все заботы по хозяйству, а кроме того она стала редактором своего мужа и первым его читателем. Жена Толстого вручную переписывала все его романы перед отправлением в редакции. Достаточно представить, сколь сложно было подготовить для печати "Войну и мир", чтобы оценить самоотверженность этой женщины.

В 1873 году Лев Николаевич окончил работу над "Анной Карениной". К этому времени граф Лев Толстой становится известным писателем, получившим признание, ведущим переписку со многими литературными критиками и авторами, активно участвующим в общественной жизни.

В конце 70-х годов - начале 80-х годов Лев Николаевич переживает серьёзный духовный кризис, пытаясь переосмыслить происходящие в обществе перемены и определиться в своей позиции гражданина. Толстой решает, что необходимо заботиться о благополучии и просвещении простого народа, что дворянин не имеет права быть счастливым, когда крестьяне находятся в бедственном положении. Он пытается начать перемены с собственного имения, с перестройки своего отношения к крестьянам. Жена Толстого настаивает на переезде в Москву, так как детям необходимо получить хорошее образование. С этого момента начинаются конфликты в семье, так как Софья Андреевна пыталась обеспечить будущее своих детей, а Лев Николаевич считал, что с дворянством покончено и пришло время жить скромно, как весь русский народ.

В эти годы Толстой пишет философские сочинения, статьи, участвует в создании издательства "Посредник", занимавшегося книгами для простого народа, пишет повести "Смерть Ивана Ильича", "История лошади", "Крейцерова соната".

В 1889 - 1899 годах Толстой заканчивает роман "Воскресение".

В конце жизни Лев Николаевич окончательно решает разорвать связь с обеспеченной дворянской жизнью, занимается благотворительностью, просвещением, меняет порядки в своём имении, давая свободу крестьянам. Такая жизненная позиция Льва Николаевича стала причиной серьёзных домашних конфликтов и ссор с женой, которая иначе смотрела на жизнь. Софья Андреевна переживала за будущее своих детей, была против неразумных, с её точки зрения трат Льва Николаевича. Ссоры становились всё серьёзнее, Толстой не раз предпринимал попытку уйти из дома навсегда, дети переживали конфликты очень тяжело. Былое взаимопонимание в семье исчезло. Софья Андреевна пыталась остановить мужа, но потом конфликты переросли в попытки раздела имущества, а также прав собственности на произведения Льва Николаевича.

В конце концов 10 ноября 1910 года Толстой покидает свой дом в Ясной Поляне и уходит. Вскоре он заболевает воспалением лёгких, вынужден остановиться на станции Астапово (ныне станция Лев Толстой) и там умирает 23 ноября.

Контрольные вопросы:
1. Расскажите биографию писателя с упоминанием точных дат.
2. Объясните, в чём проявляется связь биографии писателя и его творчества.
3. Обобщите биографические данные и определите особенности его
творческого наследия.

Лев Николаевич Толстой

Биография

Лев Никола́евич Толсто́й (28 августа (9 сентября) 1828, Ясная Поляна, Тульская губерния, Российская империя - 7 (20) ноября 1910, станция Астапово, Рязанская губерния, Российская империя) - один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира.

Родился в усадьбе Ясная Поляна. Среди предков писателя по отцовской линии - сподвижник Петра I - П. А. Толстой, одним из первых в России получивший графский титул. Участником Отечественной войны 1812 г. был отец писателя гр. Н. И. Толстой. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских, связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и другими знатными семьями. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина.
Когда Толстому шел девятый год, отец впервые повез его в Москву, впечатления от встречи с которой живо переданы будущим писателем в детском сочинении "Кремль". Москва здесь названа "величайшим и многолюднейшим городом Европы", стены которого "видели стыд и поражение непобедимых полков Наполеоновых". Первый период московской жизни юного Толстого продолжался менее четырех лет. Он рано осиротел, потеряв сначала мать, а затем и отца. С сестрой и тремя братьями юный Толстой переезжает в Казань. Здесь жила одна из отцовских сестер, ставшая их опекуншей.
Живя в Казани, Толстой два с половиной года готовился к поступлению в университет, где учился с 1844 г. сначала на восточном, а затем на юридическом факультете. Изучал турецкий и татарский языки у известного тюрколога профессора Казембека. В зрелую пору жизни писатель свободно владел английским, французским и немецким языками; читал на итальянском, польском, чешском и сербском; знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский; изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки.
Занятия по казенным программам и учебникам тяготили Толстого-студента. Он увлекся самостоятельной работой над исторической темой и, оставив университет, уехал из Казани в Ясную Поляну, полученную им по разделу отцовского наследства. Затем он отправился в Москву, где в конце 1850 г. началась его писательская деятельность: незаконченная повесть из цыганского быта (рукопись не сохранилась) и описание одного прожитого дня ("История вчерашнего дня"). Тогда же была начата повесть "Детство". Вскоре Толстой решил поехать на Кавказ, где его старший брат, Николай Николаевич, офицер-артиллерист, служил в действующей армии. Поступив в армию юнкером, позже он сдал экзамен на младший офицерский чин. Впечатления писателя от Кавказской войны отразились в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), "Разжалованный" (1856), в повести "Казаки" (1852-1863). На Кавказе была завершена повесть "Детство", в 1852 г. напечатанная в журнале "Современник".

Когда началась Крымская война, Толстой перевелся с Кавказа в Дунайскую армию, действовавшую против турок, а затем в Севастополь, осажденный объединенными силами Англии, Франции и Турции. Командуя батареей на 4-м бастионе, Толстой был награжден орденом Анны и медалями "За защиту Севастополя" и "В память войны 1853-1856 гг.". Не раз Толстого представляли к награде боевым Георгиевским крестом, но однако "Георгия" он так и не получил. В армии Толстой пишет ряд проектов – о переформировании артиллерийских батарей и создании штуцерных, вооруженных нарезными ружьями батальонов, о переформировании всей русской армии. Вместе с группой офицеров Крымской армии Толстой намеревался выпускать журнал "Солдатский вестник" ("Военный листок"), но его издание не было разрешено императором Николаем I.
Осенью 1856 г. вышел в отставку и вскоре отправился в полугодичное заграничное путешествие, посетив Францию, Швейцарию, Италию и Германию. В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях. Чтобы направить их деятельность по верному, с его точки зрения, пути, он издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" (1862). С целью изучить постановку школьного дела в зарубежных странах писатель в 1860 г. вторично отправился за границу.
После манифеста 1861 Толстой вошел в число мировых посредников первого призыва, стремившихся помочь крестьянам решать их споры с помещиками о земле. Вскоре в Ясной Поляне, когда Толстой находился в отъезде, жандармы произвели обыск в поисках тайной типографии, которую писатель якобы завел после того, как общался в Лондоне с А. И. Герценом. Толстому пришлось закрыть школу и прекратить издание педагогического журнала. Всего его перу принадлежат одиннадцать статей о школе и педагогике ("О народном образовании", "Воспитание и образование", "Об общественной деятельности на поприще народного образования" и другие). В них он подробно описал опыт своей работы с учениками ("Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы", "О методах обучения грамоте", "Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят"). Толстой-педагог требовал сближения школы с жизнью, стремился поставить ее на службу запросам народа, а для этого активизировать процессы обучения и воспитания, развивать творческие способности детей.
Вместе с тем, уже в начале творческого пути Толстой становится поднадзорным писателем. Одними из первых произведений писателя стали повести "Детство", "Отрочество" и "Юность", "Молодость" (которая, однако, не была написана). По замыслу автора, они должны были составить роман "Четыре эпохи развития".
В начале 1860-х гг. на десятилетия устанавливается порядок жизни Толстого, его быт. В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс.
Писатель работает над романом "Война и мир" (1863-1869). Завершив "Войну и мир", Толстой несколько лет изучал материалы о Петре I и его времени. Однако, написав несколько глав "петровского" романа, Толстой отказался от своего замысла. В начале 1870-х гг. писателя вновь увлекла педагогика. Много труда вложил он в создание "Азбуки", а затем и "Новой азбуки". Тогда же им были составлены "Книги для чтения", куда он включил много своих рассказов.
Весной 1873 г. Толстой начал и через четыре года закончил работу над большим романом о современности, назвав его по имени главной героини - "Анна Каренина".
Духовный кризис, пережитый Толстым в конце 1870 - нач. 1880 гг., завершился переломом в его мировоззрении. В "Исповеди" (1879-1882) писатель говорит о перевороте в своих взглядах, смысл которого он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону "простого трудового народа".
В начале 1880 гг. Толстой переехал с семьей из Ясной Поляны в Москву, заботясь о том, чтобы дать образование своим подраставшим детям. В 1882 г. проходила перепись московского населения, в которой писатель принял участие. Он близко увидел обитателей городских трущоб и описал их страшную жизнь в статье о переписи и в трактате "Так что же нам делать?" (1882-1886). В них писатель сделал основной вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!". "Исповедь" и "Так что же нам делать?" представляли собой произведения, в которых Толстой выступал одновременно и как художник и как публицист, как глубокий психолог и смелый социолог-аналитик. Позднее этот род произведений - по жанру публицистических, но включающих в себя художественные сцены и картины, насыщенные элементами образности,- займет большое место в его творчестве.
В эти и последующие годы Толстой пишет также религиозно-философские сочинения: "Критика догматического богословия", "В чем моя вера?", "Соединение, перевод и исследование четырех Евангелий", "Царство божие внутри вас". В них писатель не только показал перемену в своих религиозно-нравственных воззрениях, но и подверг критическому пересмотру главные догматы и принципы учения официальной церкви. В середине 1880 гг. Толстой и его единомышленники создали в Москве издательство "Посредник", печатавшее для народа книги и картины. Первым из произведений Толстого, напечатанным для "простого" народа, был рассказ "Чем люди живы". В нем, как и во многих других произведениях этого цикла, писатель широко воспользовался не только фольклорными сюжетами, но и выразительными средствами устного творчества. С народными рассказами Толстого тематически и стилистически связаны его пьесы для народных театров и, более всего, драма "Власть тьмы" (1886 г.), в которой запечатлена трагедия пореформенной деревни, где под "властью денег" рушились вековые патриархальные порядки.
В 1880 гг. появились повести Толстого "Смерть Ивана Ильича" и "Холстомер" ("История лошади"), "Крейцерова соната" (1887-1889). В ней, а также в рассказе "Дьявол" (1889-1890) и повести "Отец Сергий" (1890-1898) ставятся проблемы любви и брака, чистоты семейных отношений.
На основе социального и психологического контраста строится повесть Толстого "Хозяин и работник" (1895), связанная стилистически с циклом его народных рассказов, написанных в 80 гг. Пятью годами ранее Толстой написал для "домашнего спектакля" комедию "Плоды просвещения". В ней также показаны "хозяева" и "работники": живущие в городе дворяне-землевладельцы и приехавшие из голодной деревни, лишенные земли крестьяне. Образы первых даны сатирически, вторых автор изображает как людей разумных и положительных, но в некоторых сценах и их "подает" в ироническом свете.
Все эти произведения писателя объединены мыслью о неминуемой и близкой по времени "развязке" социальных противоречий, о замене изжившего себя общественного "порядка". "Какая будет развязка, не знаю,- писал Толстой в 1892 г.,- но что дело подходит к ней и что так продолжаться, в таких формах, жизнь не может,- я уверен". Этой идеей одухотворено крупнейшее произведение всего творчества "позднего" Толстого - роман "Воскресение" (1889-1899).
Менее десяти лет отделяют "Анну Каренину" от "Войны и мира". "Воскресение" отделено от "Анны Карениной" двумя десятилетиями. И хотя многое отличает третий роман от двух предыдущих, их объединяет истинно эпический размах в изображении жизни, умение "сопрягать" в повествовании отдельные человеческие судьбы с судьбой народной. Толстой сам указывал на единство, существующее между его романами: он говорил, что "Воскресение" написано в "старой манере", имея, прежде всего, в виду эпическую "манеру", в которой были написаны "Война и мир" и "Анна Каренина". "Воскресение" стал последним романом в творчестве писателя.
В начале 1900 гг. Святейшим Синодом Толстой был отлучен его от православной церкви.
В последнее десятилетие жизни писатель работал над повестью "Хаджи-Мурат" (1896- 1904), в которой стремился сопоставить "два полюса властного абсолютизма" - европейский, олицетворяемый Николаем I, и азиатский, олицетворяемый Шамилем. В это же время Толстой создает одну из лучших своих пьес - "Живой труп". Ее герой - добрейшей души, мягкий, совестливый Федя Протасов уходит из семьи, рвет отношения с привычной ему средой, попадает на "дно" и в здании суда, не вынеся лжи, притворства, фарисейства "добропорядочных" людей, выстрелом в себя из пистолета сводит счеты с жизнью. Остро прозвучала написанная в 1908 г. статья "Не могу молчать", в которой он протестовал против репрессий над участниками событий 1905–1907 гг. К этому же периоду относятся рассказы писателя "После бала", "За что?".
Тяготясь укладом жизни в Ясной Поляне, Толстой не раз собирался и долго не решался ее покинуть. Но жить по принципу "вместе-врозь" уже не мог и в ночь на 28 октября (10 ноября) тайно покинул Ясную Поляну. По дороге он заболел воспалением легких и вынужден был сделать остановку на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой), где и умер. 10(23) ноября 1910 г. писателя похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал "зеленую палочку", хранившую "секрет", как сделать всех людей счастливыми.

Лев Николаевич Толстой является одним из самых известных и великих писателей в мире. Еще при жизни его признали классиком русской литературы, его творчество проложило мост между течения двух столетий.

Толстой проявил себя не просто как писатель, он был просветителем и гуманистом, размышлял о религии, принимал непосредственное участие в обороне Севастополя. Наследие писателя столь велико, а сама его жизнь столь неоднозначна, что его продолжают изучать и пытаются понять.

Сам Толстой был сложным человеком, чему доказательства хотя бы его семейные отношения. Вот и появляются многочисленные мифы, как о личных качествах Толстого, его действиях, так и о творчестве и вложенных в него идеях. О писателе написано немало книг, мы же попытаемся развенчать хотя бы самые популярные мифы о нем.

Бегство Толстого. Общеизвестный факт - за 10 дней до своей смерти Толстой убежал из своего дома, что был в Ясной Поляне. Существует несколько версий о том, из-за чего же писатель сделал это. Сразу же стали говорить, что так пожилой уже мужчина пытался покончить с собой. Коммунисты развили теорию о том, что Толстой так высказал свой протест против царского режима. На самом деле причины бегства писателя из родного и любимого дома были вполне бытовыми. За три месяца до этого он написал тайное завещание, по которому все авторские права на свои работы передавал не жене, Софье Андреевне, а своей дочке Александре и своему другу Черткову. Но тайное стало явным - жена узнала обо всем из украденного дневника. Тут же разразился скандал, а жизнь самого Толстого стала настоящим адом. Истерики жены подвигли писателя на поступок, который он задумал еще 25 лет назад - на побег. В эти тяжелые дни Толстой писал в дневнике, что не может больше терпеть этого и ненавидит супругу. Сама же Софья Андреевна, узнав о бегстве Льва Николаевича, взбесилась еще больше - она бегала топиться на пруд, била себя в грудь толстыми предметами, порывалась куда-то бежать и угрожала впредь уж точно никогда и никуда не выпускать Толстого.

У Толстого была очень злая жена. Из предыдущего мифа многим становится ясно, что в смерти гения виновата только лишь его злая и взбалмошная жена. На самом деле семейная жизнь Толстого была столь сложной, что в ней пытаются и сегодня разобраться многочисленные исследования. И несчастной себя в ней чувствовала и сама супруга. Одна из глав ее автобиографии так и зовется - «Мученик и мученица». О талантах Софьи Андреевны вообще мало было известно, она всецело оказалась в тени своего мощного мужа. Но недавняя публикация ее повестей позволила понять всю глубину ее жертвы. А Наташа Ростова из «Войны и мира» пришла к Толстому прямиком из юношеской рукописи его жены. К тому же Софья Андреевна получила отличное образование, она знала пару иностранных языков и даже сама переводила сложные работы своего мужа. Энергичная женщина успевала еще вести все хозяйство, бухгалтерию поместья, а также обшивать и обвязывать все немалое семейство. Несмотря на все тяготы, жена Толстого понимала, что живет вместе с гением. После его смерти она отметила, что почти за полвека совместной жизни она так и не смогла понять, что же он был за человек.

Толстой был отлучен от церкви и предан анафеме. Действительно, в 1910 году Толстой был похоронен без отпевания, что породило миф об отлучении. Но в памятном акте Синода от 1901 года слова «отлучение» нет в принципе. Чиновники от церкви написали, что своими взглядами и лживыми учениями писатель давно поставил себя вне церкви и не воспринимается ею больше, как член. Но сложный бюрократический документ с витиеватым языком общество поняло по своему - все решили, что это церковь отказалась от Толстого. А история эта с определением Синода на самом деле была политическим заказом. Так отомстил писателю обер-прокурор Победоносцев за свой образ человека-машины в «Воскресении».

Лев Толстой основал движение толстовцев. Сам писатель очень осторожно, а порой даже и с брезгливостью относился к тем многочисленным объединениям его последователей и поклонников. Даже после побега из Ясной поляны, толстовская община оказалась не тем местом, где Толстой хотел найти приют.

Толстой был трезвенником. Как известно, в зрелом возрасте писатель отказался от спиртного. Но создания по всей стране обществ трезвости он не понимал. Зачем люди собираются, если они не собираются пить? Ведь большие компании и подразумевают выпивку.

Толстой фанатично придерживался собственных принципов. Иван Бунин в своей книге о Толстом писал, что сам гений порой относился весьма прохладно к положениям своего же учения. Однажды писатель со своей семьей и близким другом семьи Владимиром Чертковым (он был и главный последователь идей Толстого) ели на террасе. Было жаркое лето, всюду летали комары. Один особо надоедливый сел на лысину Черткову, где его и убил ладонью писатель. Все рассмеялись, и только обиженный пострадавший отметил, что Лев Николаевич лишил жизни живое существо, пристыдив его.

Толстой был большим бабником. О сексуальных похождениях писателя известно из его же записей. Толстой рассказал, что в молодости вел очень дурную жизнь. Но больше всего его смущают два события с той поры. Первая - связь с крестьянкой еще до женитьбы, а второе - преступление с горничной своей тетки. Толстой соблазнил невинную девушку, которую затем прогнали со двора. Той самой крестьянкой была Аксинья Базыкина. Толстой писал, что любил ее, как никогда в жизни. За два года до своего брака у писателя появился сын Тимофей, который с годами стал огромным мужиком, похожим на отца. В Ясной Поляне все знали про незаконнорожденного сына барина, про то, что он пьяница, и про его мать. Софья Андреевна даже ходила смотреть на бывшую пассию мужа, не найдя в ней ничего интересного. А интимные сюжеты Толстого - часть его дневников молодых лет. Он писал о мучающем его сладострастии, о желании женщин. Но что-то подобное было обычным делом для русских дворян того времени. И раскаяние за былые связи их никогда не мучило. Для Софьи Андреевны же физический аспект любви был вовсе не важен, в отличие от ее мужа. Но она сумела родить Толстому 13 детей, потеряв пятерых. Лев Николаевич был ее первым и единственным мужчиной. И он был верен ей на протяжении всех 48 лет их брака.

Толстой проповедовал аскетизм. Этот миф появился благодаря тезису писателя, что человек для жизни надо немного. Но сам Толстой аскетом не был - он просто приветствовал чувство меры. Сам Лев Николаевич всецело наслаждался жизнью, просто видел радость и свет в простых и доступных всем вещах.

Толстой был противником медицины и науки. Писатель вовсе не был мракобесом. Он, наоборот, говорил о том, что нельзя возвращаться к сохе, о неизбежности прогресса. Дома у Толстого был дин их первых фонографом Эдисона, электрический карандаш. И писатель радовался, как ребенок, таким достижениям науки. Толстой был очень цивилизованным человеком, понимая, что за прогресс человечество расплачивается сотнями тысяч жизней. И вот такое развитие, связанное с насилием и кровью, писатель уже принципиально не принимал. Толстой не был жестоким к человеческим слабостям, его возмущало, что пороки оправдывались самими врачами.

Толстой ненавидел искусство. Толстой в искусстве разбирался, просто для оценки его использовал свои критерии. И разве он не имел на это права? Трудно не согласиться с писателем, что простой мужик вряд ли поймет симфонии Бетховена. Для неподготовленных слушателей многое из классической музыки звучит, как пытка. А ведь есть и такое искусство, которое отличное воспринимается и простыми сельскими жителями, и утонченными гурманами.

Толстым двигала гордыня. Говорят, что именно это внутреннее качество проявлялось и в философии автора, и даже в быту. Но стоит ли считать гордыней безостановочный поиск истины? Многие люди считают, что куда проще примкнуть к какому-то учению и служить уже ему. Но Толстой не мог изменить себе. А в повседневной жизни писатель был очень внимательным - он обучал своих детей математике, астрономии, проводил занятия по физкультуре. Маленькими Толстой брал детей в Самарскую губернию, что те лучше узнали и полюбили природу. Просто во второй половине жизни гений был озабочен массой дел. Это и творчество, философия, работы с письмами. Вот и не мог Толстой отдавать себя, как раньше, своей семье. Но это был конфликт творчества и семьи, а не проявление гордыни.

Из-за Толстого в России произошла революция. Это утверждение появилось благодаря статье Ленина «Лев Толстой, как зеркало русской революции». На самом деле виноватым в революции один человек, будь то Толстой или Ленин, просто не может быть. Поводов было немало - поведение интеллигенции, церкви, царя и двора, дворянства. Именно все они и отдали старую Россию большевикам, в том числе и Толстой. К его мнению, как мыслителя, прислушивались. А ведь он отрицал и государство, и армию. Правда, против революции он как раз и выступал. Писатель вообще сделал немало для смягчения нравов, призывая людей быть добрее, служить христианским ценностям.

Толстой был неверующим, отрицал веру и учил этому других. Заявления о том, что Толстой отвращает людей от веры, очень его раздражали и обижали. Наоборот, он заявлял, что главное в его работах понимание, что не жизни без веры в Бога. Толстой не принимал ту форму веры, которую навязывала церковь. И есть немало людей, которые верят в Бога, но не воспринимают современные религиозные институты. Для них искания Толстого поняты и вовсе не страшны. Многие люди вообще приходят к церкви после того, как погружаются в размышления писателя. Особенно часто это наблюдалось в советские времена. Да и раньше толстовцы поворачивались в сторону церкви.

Толстой постоянно всех поучал. Благодаря этому закоренелому мифу Толстой предстает, как самоуверенный проповедник, рассказывающий кому и как жить. Но при изучении дневников писателя станет ясно, что он всю жизнь разбирался с самим собой. Так куда же ему было поучать других? Толстой высказывал свои мысли, но никогда и никому их не навязывал. Другое дело, что вокруг писателя сложилось сообщество последователей, толстовцев, которые пытались сделать взгляды своего вождя абсолютными. А ведь для самого гения его идеи не были фиксированными. Он считал абсолютным присутствие Бога, а все остальное являлось результатом проб, мучений, поисков.

Толстой был фанатичным вегетарианцем. В определенный момент своей жизни писатель полностью отказался от мяса и рыбы, не желая употреблять в пищу обезображенные трупы живых существ. Но его жена, заботясь о нем, подливала ему в грибной бульон мясной. Видя это, Толстой не злился, а только шутил, что готов каждый день пить мясной бульон, только бы его жена ему не лгала. Чужие убеждения, в том числе в выборе еды, были для писателя превыше всего. У них дома всегда были те, кто ел мясо, та же Софья Андреевна. Но страшных ссор из-за этого не происходило.

Для понимания Толстого достаточно читать его произведения и не изучать его личность. Этот миф мешает настоящему прочтению работ Толстого. Не понимая, чем он жил, не понять и его творчества. Есть такие писатели, которые все говорят своими текстами. А Толстого понять можно только, если знать его мировоззрение, его личные черты, отношения с государством, церковью, близкими. Жизнь Толстого - сам по себе захватывающий роман, который порой перетекал и в бумажную форму. Примером тому - «Война и мир», «Анна Каренина». С другой стороны и творчество писателя влияло на его жизнь, в том числе и семейную. Так что никуда не деться от изучения личности Толстого и интересных аспектов его биографии.

Романы Толстого в школе изучать нельзя - они попросту непонятны старшеклассникам. Современным школьникам вообще трудно читать длинные произведения, а «Война и мир» к тому же наполнена историческими отступлениями. Нашим старшеклассникам подавай сокращенные версии романов, адаптированные под их интеллект. Сложно сказать, плохо это или хорошо, но так во всяком случае они хотя бы получат представление о творчестве Толстого. Думать же, что лучше читать Толстого после школы - опасно. Ведь если не начать его читать в таком возрасте, то потом уже дети и не захотят погружаться в творчество писателя. Так что школа работает на упреждение, заведомо давая более сложные и умные вещи, чем может воспринять интеллект ребенка. Быть может, потом появится желание вернуться к этому и понять до конца. А без изучения в школе такого «соблазна» не появится точно.

Педагогика Толстого потеряла свою актуальность. К Толстому-педагогу относятся неоднозначно. Его идеи обучения воспринимались, как забава барина, который решил обучать детей по своей оригинальной методике. На самом деле духовное развитие ребенка прямо влияет на его интеллект. Душа развивает разум, а не наоборот. И педагогика Толстого работает и в современных условиях. Об этом говорят результаты эксперимента, в ходе которого 90% детей добились отличных результатов. Дети учатся читать по «Азбуке Толстого», которая построена на множестве притч со своими тайнами и архетипами поведения, раскрывающими природу человека. Постепенно программа усложняется. Из стен школы выходит гармоничный человек, с сильным нравственным началом. И по такой методике и сегодня в России занимается около ста школ.

Русское культурное наследие девятнадцатого века включает в себя многие всемирно известные музыкальные произведения, достижения хореографического искусства, шедевры гениальных поэтов. Творчество Льва Николаевича Толстого - великого писателя-прозаика, философа-гуманиста и общественного деятеля занимает не только в русской, но и в мировой культуре особое место.

Биография Льва Николаевича Толстого противоречива. Она свидетельствует о том, что он не сразу пришёл к своим философским воззрениям. А создание художественных литературных произведений, которые и сделали его всемирно знаменитым русским писателем, являлось для него далеко не основным родом деятельности. Да и начало его жизненного пути не было безоблачным. Вот основные вехи биографии писателя :

  • Детские годы жизни Толстого.
  • Армейская служба и начало творческого пути.
  • Европейские путешествия и педагогическая деятельность.
  • Женитьба и семейная жизнь.
  • Романы «Война и мир» и «Анна Каренина».
  • Тысяча восемьсот восьмидесятые годы. Московская перепись.
  • Роман «Воскресение», отлучение от церкви.
  • Завершающие годы жизни.

Детство и отрочество

Дата рождения писателя - 9 сентября 1828 года. Родился он в дворянской аристократической семье , в имении матери «Ясная Поляна», где и прошло детство Льва Николаевича Толстого до девяти лет. Отец Льва Толстого, Николай Ильич, происходил из древнего графского рода Толстых, который вёл родословную с середины четырнадцатого века. Мать Льва, княжна Волконская, умерла в 1830 году, через некоторое время после рождения единственной дочери, которую звали Марией. Через семь лет умер и отец. Он оставил на попечение родственникам пятерых детей, среди которых Лев был четвёртым ребёнком.

Сменив несколько опекунов, маленький Лёва поселился в Казанском доме своей тётушки Юшковой, сестры отца. Жизнь в новой семье оказалась настолько счастливой, что отодвинула на второй план трагические события раннего детства. Позже писатель вспоминал это время как одно из лучших в своей жизни, что отразилось в его повести «Детство», которую можно считать частью автобиографии писателя.

Получив, как было принято в то время в большинстве дворянских семей, домашнее начальное образование, Толстой поступил в 1843 году на учёбу в Казанский университет, выбрав изучение восточных языков. Выбор оказался неудачным, из-за слабой успеваемости он меняет восточный факультет на занятия юриспруденцией, но с тем же результатом. В итоге через два года Лев возвращается на свою родину в Ясную Поляну, решив заняться сельским хозяйством.

Но требовавшая монотонного беспрерывного труда затея провалилась, и Лев уезжает в Москву, а потом в Петербург, где пытается снова подготовиться к поступлению в университет, чередуя эту подготовку с кутежами и азартными играми, всё больше обрастая долгами, а также с музыкальными занятиями и ведением дневника. Кто знает, чем могло всё это закончиться, если бы не приезд к нему в 1851 году брата Николая, армейского офицера, уговорившего его поступить на военную службу.

Армия и начало творческого пути

Армейская служба способствовала дальнейшей переоценке писателем общественных отношений, существующих в стране. Здесь была начата его писательская карьера, состоявшая из двух важных этапов :

  • Военная служба на Северном Кавказе.
  • Участие в Крымской войне.

На протяжении трёх лет Л. Н. Толстой жил среди терских казаков, принимал участие в боях - сначала добровольцем, а в дальнейшем официально. Впечатления о той жизни отразились впоследствии в творчестве писателя, в произведениях, посвящённых жизни северокавказского казачества: «Казаки», «Хаджи-Мурат», «Набег», «Рубка леса».

Именно на Кавказе, в перерывах между военными стычками с горцами и в ожидании приёма на официальную военную службу, Лев Николаевич написал своё первое опубликованное произведение - повесть «Детство». С неё начался творческий рост Льва Николаевича Толстого как писателя. Опубликованная в «Современнике» под псевдонимом Л. Н., она сразу же принесла начинающему автору известность и признание.

Пробыв на Кавказе два года, Л. Н. Толстой с началом Крымской войны был переведён в Дунайскую армию, а затем в Севастополь, где он служил в артиллерийских войсках, командуя батареей, участвовал в обороне Малахова кургана и сражался при Чёрной. За участие в боях за Севастополь Толстой был неоднократно награждён, в том числе орденом святой Анны.

Здесь писатель начинает работу над «Севастопольскими рассказами», которые завершает в Петербурге, куда был переведён в начале осени 1855 года, и публикует их уже под своим именем в «Современнике». Эта публикация закрепляет за ним имя представителя нового поколения литераторов.

В конце 1857 года Л. Н. Толстой уходит в отставку, имея чин поручика, и отправляется в своё европейское путешествие.

Европа и педагогическая деятельность

Первая поездка Льва Толстого в Европу была ознакомительной, туристической. Он посещает музеи, места, связанные с жизнью и деятельностью Руссо. И хотя его восхитило ощущение социальной свободы, присущее европейскому образу жизни, общее впечатление от Европы у него было отрицательным, главным образом из-за контраста между богатством и бедностью, спрятанного под культурным лоском. Характеристика тогдашней Европы дана Толстым в рассказе «Люцерн».

После первого европейского путешествия Толстой в течение нескольких лет занимается народным образованием, открывая крестьянские школы в окрестностях Ясной Поляны. Первый опыт в этом у него уже был, когда ведя в юности довольно хаотичный образ жизни, в поисках ее смысла, во время неудачного занятия фермерством он открыл первую школу в своём имении.

В это время продолжается работа над «Казаками», романом «Семейное счастье». А в 1860-1861 годах Толстой снова едет в Европу, на этот раз с целью изучить опыт внедрения народного образования.

После возвращения в Россию он разрабатывает свою педагогическую систему, основанную на свободе личности, пишет множество сказок и рассказов для детей.

Женитьба, семья и дети

В 1862 году писатель женился на Софье Берс , которая была моложе его на восемнадцать лет. Имевшая университетское образование Софья в дальнейшем много помогала мужу в его писательской работе, в том числе переписывая начисто черновики рукописей. Хотя отношения в семье не всегда были идеальными, они прожили вместе сорок восемь лет. В семье родилось тринадцать детей, из которых до совершеннолетия дожили лишь восемь.

Образ жизни Л. Н. Толстого способствовал нарастанию со временем проблем в семейных отношениях. Особенно заметными они стали после завершения «Анны Карениной». Писатель погрузился в депрессию, стал требовать от семьи вести образ жизни, приближенный к крестьянскому быту, что приводило к постоянным ссорам.

«Война и мир» и «Анна Каренина»

На работу над наиболее известными его произведениями «Война и мир» и «Анна Каренина» у Льва Николаевича ушло двенадцать лет.

Первая публикация отрывка из «Войны и мира» появилась ещё в 1865 году, а уже в шестьдесят восьмом были напечатаны три первых части полностью. Успех романа был настолько большим, что понадобилось дополнительное издание уже вышедших частей, ещё до завершения работы над последними томами.

Не меньший успех выпал и следующему роману Толстого - «Анна Каренина», вышедшему в 1873-1876 годах. В этом произведении писателя уже чувствуются признаки душевного кризиса. Отношения главных героев книги, развитие сюжета, его драматический финал свидетельствовали о переходе Л. Н. Толстого к третьему этапу своего литературного творчества, отражающему усиление драматического взгляда писателя на бытие.

1880-е годы и Московская перепись

В конце семидесятых годов Л. Н. Толстой знакомится с В. П. Щеголёнком, на основе фольклорных рассказов которого писатель создаёт некоторые свои произведения «Чем люди живы», «Молитва» и другие. Изменение его миросозерцания к восьмидесятым годам отразилось в произведениях «Исповедь», «В чём моя вера?», «Крейцерова соната», которые характерны для третьего этапа творчества Толстого.

Пытаясь улучшить жизнь народа, писатель в 1882 году принимает участие в московской переписи, полагая, что официальное обнародование данных о бедственном положении простых людей поможет добиться изменения их судьбы. По выданному Думой плану он в течение нескольких дней собирает статистическую информацию на территории наиболее сложного участка, находящегося в Проточном переулке. Под впечатлением увиденного в московских трущобах им была написана статья «О переписи в Москве».

Роман «Воскресение» и отлучение от церкви

В девяностые годы писатель пишет трактат «Что такое искусство?», в котором он обосновывает свой взгляд на предназначение искусства. Но вершиной писательского труда Толстого этого периода считается роман «Воскресение». Изображение в нём церковной жизни как механической рутины позже стало основной причиной отлучения Льва Толстого от церкви.

Откликом писателя на это был его «Ответ синоду», что подтвердил разрыв Толстого с церковью, и в котором он обосновывает свою позицию, указывая на противоречия между церковными догматами и своим пониманием христианской веры.

Общественная реакция на это событие была противоречивой - часть общества выражала Л. Толстому сочувствие и поддержку, от другой слышались угрозы и ругань.

Завершающие годы жизни

Решив прожить оставшуюся жизнь не противореча своим убеждениям, Л. Н. Толстой в начале ноября 1910 года тайно уходит из Ясной Поляны, сопровождаемый лишь личным врачом. Определённой конечной цели уход не имел. Предполагалась уехать в Болгарию или на Кавказ. Но через несколько дней, почувствовав недомогание, писатель был вынужден, остановится на станции Астапово, где врачи диагностировали у него воспаление лёгких.

Попытки врачей спасти его не удались, и великий писатель умер 20 ноября 1910 года. Сообщение о смерти Толстого вызвало волнение по всей стране, но похороны прошли без происшествий. Похоронен он в Ясной Поляне, на любимом месте его детских игр - у края лесного оврага.

Духовные искания Льва Толстого

Несмотря на признание литературного наследия писателя во всём мире, сам Толстой относился к написанным им произведениям с пренебрежением . По-настоящему важным он считал распространение своих философско-религиозных взглядов, в основе которых была идея «непротивления злу насилием», известная как «толстовство». В поисках ответа на волновавшие его вопросы он много общался с людьми духовного звания, читал религиозные трактаты, изучал результаты изысканий точных наук.

В быту это выражалось постепенным отказом от роскоши помещичьей жизни, от своих имущественных прав, переходу к вегетарианству, - «опрощению». В биографии Толстого это было третьим периодом его творчества, в течение которого он окончательно пришёл к отрицанию всех тогдашних общественно-государственных, и религиозных форм жизни.

Мировое признание и изучение наследия

И в наше время Толстой считается одним из величайших писателей мира. И хотя сам он считал свои занятия литературой делом второстепенным, и даже в определённые жизненные периоды ничтожным, бесполезным, именно рассказы, повести и романы сделали его имя известным, способствовали распространению созданного им религиозно-нравственного учения, известного как толстовство, которое для Льва Николаевича было основным итогом жизни.

В России проект по изучению творческого наследия Толстого запускается уже с младших классов общеобразовательной школы. Первая презентация творчества писателя начинается в третьем классе, когда происходит начальное знакомство с биографией писателя. В дальнейшем, по мере изучения его произведений, ученики пишут рефераты на тему творчества классика, делают доклады как по биографии писателя, так и по отдельным его произведениям.

Изучению творчества писателя, сохранению памяти о нём способствует множество музеев в памятных местах страны, связанных с именем Л. Н. Толстого. В первую очередь таким музеем является музей-заповедник Ясная Поляна, где писатель родился и похоронен.

Лев Толстой — русский классик, один из наиболее почитаемых на мировой литературной сцене писателей, создатель масштабного эпического романа «Война и мир», лауреат Нобелевской премии, участник военных действий на Кавказе и под Севастополем, мыслитель и просветитель.

Лев Толстой — известный русский писатель.

Его литературные и публицистические работы насчитывают 90 томов, а жизнь и творчество Толстого послужили основой для этического и религиозного течения — толстовства, которое имеет множество последователей по всему миру..

Краткая справка

Лев Толстой уже при жизни был признанной литературной величиной. Его творчеством открывается новый этап русского и мирового реализма. По его романам и повестям многократно снимались художественные фильмы и ставились спектакли по всему миру. Он был самым читаемым писателем в советское время. За период 1918-1986 гг. общий тираж его произведений составил 436,261 млн экземпляров.

Краткая биография Толстого

Лев Николаевич Толстой появился на свет в 1928 г. в дворянской усадьбе Ясная Поляна. Расцвет его литературной деятельности пришелся на 1960-1970-е годы. В это время он создает романы «Война и мир», «Анна Каренина». В общей сложности он написал 174 литературных произведения и более 300 публицистических статей.

Во главу своего творчества и жизненного уклада Толстой ставил нравственное служение. Литератор всю свою жизнь посвятил просветительской работе и благотворительности. Открыл школу для детей из крестьянских семей, помогал бедным во время голода.

Был женат на одной из сестер Бернс — Софье Андреевне. У супругов было 13 детей. Был предан анафеме за свои радикальные взгляды, подвергался негласному надсмотру со стороны государства. Умер в 82 года от продолжительной тяжелой болезни в доме у железнодорожной станции Астапово 20 ноября 1910 г. Похоронен возле своей усадьбы.

Родители и первые годы жизни

Лев Николаевич родился 9 сентября 1928 г. в 14 км от Тулы в родовом имении Ясная поляна. Основной вклад в обустройство усадьбы внес дед писателя Н. С. Волконский. Лев Николаевич был 4-м ребенком в семье. Его отец — граф Толстой — принадлежал к старинному дворянскому роду. Мать — Мария Николаевна Толстая, в девичестве княжна Волконская, была потомком Рюриков.

Толстой имел родственные связи со многими русскими аристократами и даже общего предка с Пушкиным — адмирала Ивана Головина. Некоторые из именитых родственников автора впоследствии стали прототипами для персонажей его романов.

Родители писателя умерли рано, и он вместе с другими детьми графа Толстого остался на попечении родственницы Т. А. Ергольской, а затем графини А. И. Остен-Сакен. Когда последней не стало в 1841 г., дети переселились к своей тете П. И. Юшковой в Казань.

Домашним обучением юного Толстого занимался Сен-Тома — гувернер, образ которого нашел свое отражение в автобиографической повести «Детство», а затем немец Ресельман. После того как молодой Лев поселился в семье Юшковых, он задался целью поступить в Императорский Казанский университет, считавшийся престижным в те годы.

Лев так и не получил высшее образование.

В 1844 г. Толстой сдал вступительные экзамены и был зачислен на факультет восточной словесности. В конце учебного года по итогам экзамена он не прошел на следующий курс, поэтому перевелся на юридическое отделение, где учился еще 2 года и затем бросил университет, так и не получив ученой степени.

В 1847 г. писатель вернулся в семейную усадьбу, где занялся самообразованием. Многие факты из жизни литератора до сих пор остаются загадкой. Достоверно неизвестно, сколько языков знал Толстой, но, по свидетельствам современников, их было более 15.

В это время он начинает переосмысливать отношения между помещиком и крестьянами. Толстой занялся благотворительностью и открыл свою первую школу для крестьянских детей, где часто вел занятия самостоятельно.

Увлечения и военная служба

В 1848 г. будущий писатель отправился в Москву. Там он намеревался готовиться к сдаче кандидатского экзамена, но вместо этого с головой окунулся в светскую жизнь и увлекся карточными играми. Лев Николаевич был азартным человеком и часто проигрывал. Зимой 1849 г он уехал в Петербург, где проводил время в непрерывных кутежах и развлечениях вместе с приятелем К. А. Иславиным.

В эти же годы его захватило увлечение музыкой. Он посещал концерты, с удовольствием слушал произведения Баха, Шопена и Генделя. Литератор любил играть на рояле и поселил у себя в усадьбе музыканта по имени Рудольф, с которым играл в 4 руки. В соавторстве с приятелем Зыбиным сочинил вальс, нотную запись которого в начале 1900-х сделал композитор С. И. Танеев.

Для того чтобы расплатиться с карточными долгами, весной 1851 г. Толстой уезжает на Кавказ. Там по настоянию старшего брата Николая Толстого он поступил на военную службу. Осенью он сдал экзамен и получил звание юнкера. В течение 2 лет участвовал в военных стычках на Кавказе.Затем перевелся в Дунайскую армию в Крым. В 1854-1855 гг. участвовал в сражениях под Севастополем, за оборону которого был награжден орденом Святой Анны 4-й степени и медалями.

Вдохновленный военной службой, Толстой пишет трилогию «Севастопольские рассказы». Первую часть из трилогии он отправляет на публикацию в журнал «Современник». Это произведение было высоко оценено императором Александром. В эти же годы Толстой начинает работу над повестями «Детство» и «Отрочество», которые затем вошли в автобиографическую трилогию.

Пишет рассказ «Рубка леса», начинает работу над повестью «Казаки». В 1856 г. писатель окончил службу в звании поручика и погрузился в литературное творчество.

Путешествия по Европе

После окончания службы Толстой уже был принят в литературной среде Петербурга, кружках и светских салонах. Там он знакомится и начинает дружить с именитыми литераторами Н. А. Некрасовым, И. С. Гончаровым, А. В. Дружининым, В. А. Соллогубом. В это время он заканчивает работу на последней частью из трилогии «Юность», пишет «Метель» и «Два гусара».

Несмотря на насыщенную светскую жизнь в 1857 г. у Толстого случился внутренний передом и разлад с писательским кружком. Он оставляет Петербург и отправляется в путешествие по Европе.

Во время поездок по Франции, Швейцарии, Германии, Италии и Англии он разочаровывается в европейской жизни. Толстой замечает пропасть между богатыми и бедными, которая был спрятана под напыщенным покровом европейской культуры. Свои критические мысли о европейском укладе жизни он высказал в рассказе «Люцерн».

Педагогическая деятельность

В 1859 г. Толстой возвращается в родную усадьбу и основывает крестьянские школы в Ясной Поляне. И через год после этого снова отправляется в 9-месячное путешествие по Европе для того, чтобы узнать о народном образовании в других странах. Вернувшись, он упраздняет дисциплинарные правила и программы в созданных им школах. С 1862 г. он начинает издавать журнал о педагогике «Ясная Поляна».

Лев Толстой в Николаеве.

Позднее Толстой создает «Азбуку» и «Новую азбуку», в которых присутствуют как его собственные рассказы для детей начальных классов, так и переложения народных сказок и басен.

Ранние публикации

Свои первые литературные шаги Толстой делает еще до службы на Кавказе. В 1847 г. он начинает вести дневник, который будет дополнять до конца жизни, изредка пишет стихотворения. Одно из них было нанесено на памятник на могиле его тети и опекунши А. И. Остен-Сакен. В период 1850-1851 гг. начинает писать повесть «Детство», но активно берется за творчество лишь после во время военной службы.

В 1852 г. он оправляет «Детство» на публикацию в передовой журнал «Современник», которой издавал Н. А. Некрасов. После публикации своего дебюта он сразу же получает признание в литературных кругах.

В эти годы Толстой создает:

  • «Севастопольские рассказы» (1855-1856 гг.);
  • «Детство. Отрочество. Юность» (1852-1857 гг.);
  • «Набег» (1653 г.);
  • «Рубка леса» (1855 г.);
  • «Метель» (1856 г.);
  • «Два гусара» (1856 г);
  • «Люцерн» (1857 г.).

После того как писатель покинул Париж, литературная элита охладела к Толстому. Он и сам не стремится к общению, его единственным приятелем в этот период жизни становится А. Фет.

В дневниковых записях этих лет он выражает недовольство жизнью и описывает творческий кризис: «Нерешительность, праздность, тоска, мысль о смерти. Надо выйти из этого. Одно средство. Усилие над собой, чтобы работать». В 1862 г. Толстой женится на 18-летней Софье Бернс. Женитьбой ознаменован период расцвета его творчества.

Основные романы

После женитьбы у писателя начинается творческий подъем. Он пишет романы «Война и мир», «Анна Каренина». Первый отрывок из романа- эпопеи «Война и мир» был опубликован в 1865 г. в журнале «Русский вестник». К моменту окончания работы над произведением в 1869 г. книга имела большой успех.

В 1870-х Толстой становится признанным литератором. Его называют величайшим русским автором. Лев Николаевич был доволен своей работой, но при этом в письме к Фету отзывается о романе, как о «многословной дребедени».

В 1873 г. Лев Николаевич отправляется в Самарскую губернию вместе с семьей и там начинает работу над «Анной Карениной». Этот роман считается переходом к драматическому периоду его творчества. В нем нет простоты и идиллии, а характеры героев усложнены.

Обращение в веру

Лев Николаевич со своей женой Софьей Андреевной.

В начале 1880-х у писателя начинается период духовного и нравственного поиска. В эти годы он пишет философские трактаты, в которых задается вопросами о религии, искусстве и жизни.

Во время работы над «Исповедью» его начинают волновать вопросы о нравственности, смысле существования. В его дневниковых записях проскальзывают мысли о самоубийстве.

В поисках ответа Толстой обращается к богословию. Он читает религиозные трактаты, общается с монахами из Оптиной Пустыни, беседует со старцами, посещает множество храмов.

В эти годы литератор изучает древнееврейский и древнегреческий языки, чтобы читать христианские первоисточники. Сближается с московским евреем Шломо Минором. Одновременно с этим он начинает общаться со старообрядцами, крестьянскими проповедниками, мусульманами.

Со временем Толстой разочаровывается в христианстве и в 1880-1881 гг. пишет «Четвероевангелие», в котором переписывает священные тексты и удаляет из них то, что считает избыточным и неверным.

По причине его радикальных взглядов некоторые из его произведений этих лет были запрещены духовной и государственной цензурой. 24 февраля (по старому стилю) 1901 г. синод опубликовал заявление об отлучении от церкви Толстого. В своем тексте «Ответ синоду» литератор подробно рассказывает о расхождении своих взглядов на учение Христа с догмами Православной церкви.

Итогом его духовных поисков становится отказ от удобств и благ богатой жизни. Он все больше занимается физическим трудом, становится вегетарианцем, носит простую одежду, отказывается от авторских прав на свои работы. Многие из его поступков считались чудачеством и послужили поводом для анекдотов. Так, у Даниила Хармса есть цикл стихотворений, в которых он высмеивает пристрастия Толстого.

Этим аскетизмом и стремлением к нравственности открывается третий этап его творчества. Отличительной чертой этапа является отрицание большинства устоев государственной и светской жизни. С сентября 1882 г. император Александр 3 устанавливает за писателем негласный надзор. Идеи Толстого постепенно начинают проникать в общественную жизнь России. Из них формируется новое религиозно-этическое течение — толстовство.

Поздняя художественная литература

Перелом в сознании Толстого и религиозно-нравственные искания отразились на его поздних произведениях.

В эти годы он пишет:

  • «Смерть Ивана Ильича» (1884-1886 гг.);
  • «Исповедь» (1879-1880 гг.);
  • «Записки сумасшедшего» (1884-1903 гг.);
  • «Крейцерова соната» (1887-1889 гг.);
  • роман «Воскресение» (1889-1899 гг.);
  • повесть «Хаджи-Мурат» (1896-1904 гг.).

Отношение к поздним работам автора было двояким. Поклонники считали, что в эти годы он достиг вершины своего творчества. Другие же упрекали Толстого в том, что он превратился из писателя в проповедника. Противоречивые отзывы вызвала и «Крейцерова соната», произведение чуть было полностью не попало под цензуру, но было напечатано в урезанном виде усилиями жены литератора, добившейся встречи с императором.

Последним крупной литературной работой Толстого стал роман «Воскресение», в котором он подвергает критике систему правосудия, светский быт и сближение духовенства с государственной властью. В поздних дневниковых записях Толстой сетует на то, что его последние произведения недооценены публикой и критиками.

Он пишет: «Люди любят меня за те пустяки — „Война и мир“ и т. п., которые им кажутся важными». Сам же литератор придавал большее значение своим нехудожественным текстам.

Личная жизнь

Лев Толстой со своей семьей.

С юношеских лет Лев Толстой дружил с Любовью Александровной Иславиной, в замужестве Берс, и часто проводил время в кругу ее семьи. Когда дочери Берсов выросли, он решил жениться на старшей Лизе, но не смог найти с ней общий язык и сделал выбор в пользу средней сестры Софьи. 23 сентября 1962 г. 34-летний писатель женился на своей 18-летней избраннице.

Жена становится помощницей литератора. Она не только ведет хозяйство, но и выполняет функцию личного секретаря, переписывая черновики литератора. Со временем взаимоотношения супругов ухудшаются, между ними случаются размолвки. Одной из причин разлада стала ревность. Толстой ревновал жену к композитору Танееву, который часто бывал в их доме.

Другой причиной для ссор послужило желание Толстого избавиться от обременяющего его имущества. Он отдавал часть дохода бедным или на нужды деревенской школы, раздавал то, что считал избыточным: фортепьяно, мебель, экипаж и пр. Под давлением супруги в 1892 г. писатель подписал акт о передаче недвижимости жене и детям.

От брака Льва Николаевича с Софьей Андреевной родилось 9 сыновей и 4 дочери, 5 детей умерли в детстве. Кроме этого, Толстой имел внебрачного сына от яснополянской крестьянки Аксинии Базыкиной. Самые доверительные отношения у Толстого сложились с младшей дочерью Сашей. В 16 лет она стала маленькой подружкой Льва Николаевича.

Она освоила машинопись, выполняла роль секретаря, переписывала работы отца. Дочь была единственным человеком, которому Толстой сообщил о своих планах и местоположении, когда принял решение уйти из дома.

Старость писателя

Всю жизнь Толстой посвятил поиску нравственных идеалов и следованию им. С годами его взгляды оформились в религиозно-этическое учение, названное толстовством. Главными постулатами этого учения становятся нравственное самосовершенствование, любовь к миру, равенство религий и национальностей, опрощенье (термин ввел сам Толстой).

Лев Николаевич в старости вел аскетичную жизнь. Он ходил босиком, носил льняную рубаху, не ел мясо, отказывался от предметов роскоши, сам работал в поле, общался с крестьянами и старался помогать им в трудные годы.

На почве фанатичного следования идее опрощенья у Толстого обострились отношения с женой. Софья Андреевна не поддерживала мужа в желании отказаться от авторских прав, земли и имения. В конечном счете конфликт писателя с семьей стал причиной его ухода из дома.

Смерть и наследие

Аскетичный образ жизни с годами все больше захватывал Толстого. Ему опостылел помещичий быт, он считал его слишком роскошным. 13 ноября 1910 г. он собрал вещи и покинул Ясную Поляну вместе со своим врачом Д. П. Маковецким. Он начал свое путешествие со станции Щекино и отправился от туда в Шамординский монастырь.

Попутчики свидетельствовали, что плана поездки у Толстого не было, а его путешествие больше напоминало бегство. По пути Лев Николаевич почувствовал себя плохо, у него обнаружилось воспаление легких. Сопровождающие вынесли Толстого на станции Астапово, где после тяжелой болезни он скончался в доме начальника станции 20 ноября 1910 г.

Могила Льва Николаевича Толстого.

В день погребения в Ясную Поляну пришло несколько тысяч человек. Кроме родственников и друзей, в имении собрались крестьяне и государственные деятели.

Это были первые в России публичные похороны, проводимые не по церковному обряду. Власти опасались, что они могут превратиться в демонстрацию. Но вопреки опасениям все прошло тихо и без инцидентов.

Лев Николаевич Толстой погребен на поляне возле леса в усадьбе Ясная Поляна 10 ноября 1910 г. Когда гроб с телом писателя опускали в могилу, все присутствующие опустились на колени.

После смерти усадьба была превращена в дом-музей. Ежегодно в день рождения Толстого здесь проводится праздник, во время которого проходят литературные чтения, спектакли по произведениям Льва Николаевича. Книги, дневники и публицистические статьи Толстого издаются по всему миру большим тиражом. Педагогическое и философское наследие продолжается в работах его последователей.

Цитаты Льва Толстого

Вот основные из них:

  1. «Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя».
  2. «Величайшие истины — самые простые».
  3. «Разумное и нравственное всегда совпадают».
  4. «Ученый — тот, кто много знает из книг; образованный — тот, кто усвоил себе все самые распространенные в его время знания и приемы; просвещенный — тот, кто понимает смысл своей жизни».
  5. «Люди живы любовью; любовь к себе — начало смерти, любовь к Богу и людям — начало жизни».

Во время своих лекций по литературе В. Набоков любил демонстрировать величие Толстого. Он закрывал шторы, выключал свет, произносил имена русских писателей и одновременно с этим зажигал лампочку, словно звезду на небосклоне. Когда Набоков доходил до имени Льва Толстого он поднимал все шторы и свет, олицетворяющий величие писателя, заливал всю аудиторию.

1828

28 августа. В усадьбе Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии у графов Н.И. и М.Н. Толстых родился сын Лев, четвертый ребенок в семье. На следующий день младенец был окрещен в церкви св. Николая Чудотворца в Кочаках священником Василием Можайским. Восприемниками были: белевский помещик С.И. Языков и графиня П.Н. Толстая. Граф Н.И. Толстой — участник заграничных походов 1813-1814 гг., подполковник в отставке, тульский помещик. Его пращур - П.А. Толстой, сподвижник Петра I, первый граф в роду Толстых (1724). Графиня М.Н. Толстая принадлежала к роду князей Волконских. Получила прекрасное домашнее образование, писала стихи, повести и романы, переводила с французского, немецкого, итальянского языков. Своего деда Н.С. Волконского, генерала от инфантерии, бывшего военного губернатора Архангельска, Толстой называл в воспоминаниях «умным, гордым и даровитым человеком». Н.С. Волконский - владелец и устроитель Ясной Поляны. «Вероятно, у него было очень тонкое эстетическое чувство. Все его постройки не только прочны и удобны, но чрезвычайно изящны», - писал Толстой.

4 августа. Через несколько месяцев после рождения младшей дочери Марии от «нервной горячки» умерла М.Н. Толстая. Толстой не помнил своей матери, но она на всю жизнь осталась для него «святым идеалом». «Она представлялась мне таким высоким, чистым, духовным существом, что часто в средний период моей жизни, во время борьбы с одолевавшими меня искушениями, я молился ее душе, прося ее помочь мне, и эта молитва всегда помогала мне… в представлении моем о ней есть только ее духовный облик, и все, что я знаю о ней, все прекрасно». М.Н. Толстая послужила прототипом княжны Марьи в романе «Война и мир». Дети Толстые, лишившиеся матери, остаются на попечении отца и П.Н. Толстой. Толстой в старости записал в воспоминаниях: «Когда я стал помнить себя, уже смерть матери наложила свою печать на жизнь нашей семьи».

Свое раннее детство проводит в Ясной Поляне. С 1833 г. переходит под надзор воспитателя старших братьев Фридриха (Федора Ивановича) Рёсселя, впоследствии описанного в «Детстве» под именем Карла Ивановича. Под его руководством обучается грамоте и языкам. В воспоминаниях Толстого об этом времени сохранились отдельные эпизоды - он читает наизусть отцу стихи Пушкина: «К морю» и «Наполеон», и одобрение отца делает его счастливым; в Ясную Поляну приезжает двоюродный брат отца Ф.И. Толстой-Американец, и мальчик навсегда запомнил «его прекрасное лицо: бронзовое, бритое, с густыми бакенбардами до углов рта, и такие же белые курчавые волосы». Вместе с братьями ведет рукописный журнал «Детские забавы», в который вошло семь детских сочинений Толстого в разделе «Натуральная история»: «Орел», «Сокол», «Сова», «Попугай», «Павлин», «Колибри», «Петух».

По воспоминаниям Толстого, в возрасте «до 14 лет или около того» на него сильное впечатление произвели книги: История Иосифа из Библии («огромное»), Сказки 1001 ночи («большое»), «Черная курица» А. Погорельского («очень большое»), русские былины о Добрыне Никитиче, Илье Муромце, Алеше Поповиче («огромное»), народные сказки («огромное»), стихотворение А.С. Пушкина «Наполеон» («большое»).

10 января. Семья Толстых переезжает в Москву (ул. Плющиха, дом Щербачева. 21 июня. В Туле внезапно умирает от удара Н.И. Толстой. «Я очень любил отца, - писал Толстой в «Воспоминаниях», - но не знал еще, как сильна была эта моя любовь к нему, до тех пор, пока он не умер». Опекунами осиротевших детей Толстых стали А.И. Остен-Сакен и С.И. Языков. «Тетушка эта была истинно религиозная женщина, - писал Толстой об А.И. Остен-Сакен в «Воспоминаниях». - Любимые ее занятия были чтения житий святых, беседы с странниками, юродивыми, монахами и монашенками, из которых некоторые жили всегда в нашем доме, а некоторые только посещали тетушку. Тетушка Александра Ильинична не только была внешне религиозна, соблюдала посты, много молилась, общалась с людьми святой жизни, каков был в ее время старец Леонид в Оптиной пустыни, но сама жила истинно христианской жизнью, стараясь не только избегать всякой роскоши и услуги, но стараясь, сколько возможно, служить другим. Денег у нее никогда не было, потому что она раздавала просящим все, что у нее было». Воспитанием детей Толстых также занимается троюродная тетка Т.А. Ёргольская, которую Толстой считал «самым важным» лицом в смысле влияния на жизнь: «Влияние это было, во-первых, в том, что еще в детстве она научила меня духовному наслаждению любви. Она не словами учила меня этому, а всем своим существом заражала меня любовью. Я видел, чувствовал, как хорошо ей было любить, и понял счастье любви...» Вместе с братьями начинает вести рукописный журнал «Детская библиотека», для которого написал сочинение «Рассказы дедушки». Вместо отправленного на покой Ф.И. Ресселя у братьев Толстых появляется новый гувернер, француз Проспер Сен-Тома. Толстого привлекает его «культурность и аккуратность». 9, 20 ноября, 20 декабря. Посещает вместе с братьями и Т.А. Ергольской Большой театр.

Загрузка...
Top