Латыши характер. Внешность эстонцев: особенности и отличительные черты, фото, культура

Автор блога Филипс Бирзулис является основателем портала travelinlatvia.lv, где делится советами, как вести себя с представителями разных народностей у них дома, чтобы не выглядеть кретином. Про латышей он пишет так: «Латыши – народ с другой планеты, понять их намного сложнее, чем многих других иностранцев. Так что если Вы планируете отправиться в Ригу, подружится с кем-то будет сложнее, чем заставить себя не писать на памятник Свободы».

Наш портал с разрешения Филипса публикуют часть его размышлений в переводе с английского.

Выучи латышский - и латыши к тебе потянутся

У латышей слабое представление о том, как далеко распространяется их родной язык. Несмотря на то, что на латышском говорят около двух миллионов человек, встретить говорящего по-латышски, например, в Мумбае практически невозможно. Однако латыши очень гордятся своим поэтичным языком, так что иностранцам придется учить язык, чтобы сблизиться с латышами, несмотря на то, что иностранец в Риге прекрасно может обойтись лишь знанием английского. Но выучите хоть немного латышских слов. Ведь даже русские в Риге, несмотря на желание говорить только по-русски, говорят на латышском, пусть и с акцентом. Знание латышского поможет вам общаться не только в ирландских барах.

Не вспоминай войну

У латышей была очень тяжелая история, они пережили коммунизм, национализм, нацизм, советскую власть, немецкую власть, высылки в Сибирь, русификацию, стагнацию, мягкую революцию конца 80-х, демократию с коррупцией и общемировой кризис, присоединение к ЕС и введение евро. О чем бы вы не говорили, не обсуждайте с латышами их историю.

В магазинной очереди слишком не приближайся к тому кто перед тобой

Когда латыш вам рассказывает, что присоединил еще 10 гектаров земли к своему частному дому, чтобы не видеть рядом соседей, помните, он такой не один. Латыши привыкли жить в уединении на своих хуторах, одиночество у них в крови. Часто могут пройти годы, прежде чем вы узнаете имя своего соседа. И не приближайтесь к ним слишком близко, когда стоите в одной магазинной очереди. Латыши любят почтительное расстояние.

Рига не один из городов Латвии, а единственный город

Находясь в столице, вы можете подумать, что в Латвии есть и другие города. Но более 2/3 всего населения страны работает в Риге. Так что Рига не просто крупнейший город Латвии, а единственный город страны. Для сравнения, Даугавпилс, который находится на втором месте, имеет население всего в 100 000 человек, что вряд ли стало бы классифицироваться как город в мировом понимании. Однако 700 000 человек приезжих хуторян каждое лето проводят в родительских домах, в родной деревне, собирая грибы и ягоды и купаясь голышом в местных озерах. Для латышей такой возврат к истокам – важная часть их жизни.

Секстуристы бесят даже больше тех, кто писает на памятник

Если вы дочитали до этого места, то уже поняли, что если вы ведете себя как обезьяна и пахнете пивом, то, скорее всего, не сможете ни с кем познакомиться и проведете ночь в одиночестве. Поэтому хочется сразу предупредить туристов – женщины в Латвии очень красивы, а по весне они принимают витамин D на все доступные места, но это совсем не значит, что эти девушки доступны. Попробуешь познакомиться и тебя тут же признают вонючим секстуристом. А эту породу людей в Латвии ненавидят еще больше, чем тех, кто писает на наш памятник.

Otkrito.lv, Филип Бирзулис/ Фото: Филип Бирзулис


«Я напугана. Думаю, ситуация будет ухудшаться». Работающая по 13 часов в день медсестра рассказала о муках зараженных пациентов

Российский этнограф Светлана Рыжакова предполагает, что русские и латыши могли бы ладить лучше, если бы разобрались в том, что принято называть национальными особенностями.

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук Светлана Рыжакова более 20 лет исследует латышские культуру, историю и язык. По итогам своих научных изысканий Светлана написала несколько книг и несколько десятков статей.

Ее последний труд - «Historica Lettica: национальная история и этническая идентичность. О конструировании и культурном реферировании прошлого латышей» - посвящен вопросу, как латышская национальная историография моделирует и воспринимает свою историю и как это отражается в современной жизни.

Любопытно, что второе поле интереса Светланы Рыжаковой лежит на другом конце Евразии - это история и культура народов Южной Азии. Она специалист по индийской этнографии, индийскому искусству… и профессиональная исполнительница танцевального стиля катхак.

«Суббота» встретилась со Светланой и попыталась понять, почему все так непросто складывается у русских и латышей.

Откуда у вас такая страстная любовь к Прибалтике?

Что касается Латвии - я почти родилась тут. В детстве бабушка и дедушка каждое лето снимали дачу в Латгалии - по соседству с нами отдыхало множество представителей питерской и московской интеллигенции. Латышского языка я тогда практически не слышала, но хорошо помню латышские книги в маленькой сельской библиотеке Вертукшне недалеко от Малты. Мне нравилось их рассматривать и пытаться понять, что там написано. Позднее, уже начав учиться в университете, когда услышала латышскую речь - влюбилась, мне очень нравилось ее звучание.

У меня были чудесные учителя. Академик Владимир Николаевич Топоров, представитель знаменитой московско-тартуской школы, который знал все балтийские (и не только) языки, научил быть внимательной к деталям, но смотреть на все широко. Мой другой учитель - выдающийся российский этнограф, японист, эскимосовед, кавказовед Сергей Александрович Арутюнов назвал это умением чередовать «взгляд в микроскоп» с «взглядом в телескоп».

Я тоже всегда много внимания уделяла мелочам, материальной культуре, быту, конкретике: это безбрежное поле возможностей понимания истории, культуры.

Как возникают этнические культуры? Они ведь не существуют вечно, а появляются, самоопределяются, исчезают, переформировываются… Одним словом, живут. Мне стало интересно проследить, как изначально крестьянская латышская культура набирала темы, вырисовывала конфигурацию и грани: историю, язык, литературу, религию.

Латышский язык вам дался легко?

Вполне. Я впитывала его в живом общении с друзьями, шлифовала на курсах в Обществе латышской культуры, выпевала и проживала. Кстати, моих первых учительниц латышского и хинди звали одинаково - Гита. Обычное имя для латышей и индийцев.

То, что латышский язык близок к русскому, даже не надо доказывать. Все языковые группы индоевропейской семьи «родственники», а славянские и балтийские - вообще «сестры». По лексике и грамматике очевидно, что они разошлись позднее других.

Говоря чисто технически, русским не составляет труда выучить латышский. Английский и немецкий - значительно труднее. Все связано с личным желанием и психологическими установками.

Скажем, сербский и хорватский - практически один язык. Но в ситуации этнического напряжения люди воспринимают этот язык как два разных и подчас умудряются «не понимать» друг друга. Уверена, что многие установки существуют лишь в сознании или политике. Подчас очень далекие вещи мы при желании можем соединить, а в совсем близких вещах ощутить границы.

Однако если лингвистически балтское и славянское пространства очень близки, то культурно они отличаются несколько больше.

Латышские крестьяне и русская империя

В чем принципиальные различия русской и латышской культур?

Нужно понять, что русская культура - по сути дела имперская, она вобрала в себя, ассимилировала много этнических начал. Русским становился кто угодно, кто принимал имперское сознание. В этом смысле нет отличия в понятиях «русский» и «россиянин». И в этом русские похожи на британцев, которые тоже включают в себя много разных этнических культур.

Латышская же культура, хоть и находилась долгое время под влиянием России, оформлялась, моделировалась за пределами имперской модели. Дело в том, что латыши долгое время были крестьянским народом, их интеллигенция начала возникать преимущественно в середине XIX века - тогда и начала строиться нация. Россия как империя тогда уже давно существовала.

В эпоху младолатышей проходило проигрывание нескольких возможных концепций Латвии (это видно по биографиям и работам Кришьяниса Валдемарса, Андрея Пумпурса и др.). Возобладала идея отстраненности от Российской империи и местной немецкой дворянской власти.

Латышская этническая культура формировалась, опираясь на свое - крестьянское и то новое, что создавалось. Латышский язык во второй половине XIX века был обогащен значительным пластом лексики. Впрочем, и крестьянская латышская культура создавалась во многих контактах. Тут, например, очень значимой оказалась культура протестантского движения гернгутеров, нашло мощную поддержку движение хоровых коллективов.

Разумеется, латышская культура формировалась как западная (по сравнению с российской), под значительным католическим и протестантским влиянием. Здесь создавалось много нового, зачастую при участии российского капитала и предпринимателей, но именно здесь, а не где-то еще. Здесь всегда было место встреч - хотя подчас эти встречи были трагедиями (если вспомнить войны). А иногда - благом, если посмотреть, что тут было создано.

Что именно вам нравится в латышской культуре?

Лично я восхищаюсь способностями латышей освоения культурного и социального пространства. Как они умеют организовать праздники, быть вместе, красиво убирать кладбища, чтить память своих предков.

Интересное латышское явление - стремление к образованию. Известен факт, что латышские стрелки, чью историческую роль сейчас оценивают по-разному, на деле в своей повседневной жизни любили петь в хорах, ходить в музеи. Один мой коллега - историк из Ижевска обнаружил, что одно конкретное подразделение латышских стрелков не творило там, в Уральском регионе, приписываемых им ужасов, зато они регулярно писали заявки в центр: пришлите нам такую-то подборку книг. Хотя в истории всякое было, разумеется.

Циклон национализма: пережить как ветрянку

Прошедший год стал годом особого напряжения и разногласий между русской и латышской общинами Латвии. Как вы это объясните?

Я не поклонница мистических теорий Гумилева, но волны национализма - они подчас какого-то… чуть ли не геологического происхождения. Есть в них свои приливы и отливы, жара и холод, муссоны, циклоны. Они то вдруг начинаются, то внезапно сходят на нет.

С национальными напряжениями что-то вроде этого. Пока общаешься с человеком один на один, ты можешь в чем-то его убедить, объяснить свою позицию, договориться (очень важно также - услышать и понять). Но как только вступает в силу массовое поветрие, средний фон - с этим ничего нельзя поделать. Он не обязательно связано с чьим-то злым умыслом или мафией. Его не всегда можно четко объяснить конкретной причиной. Его надо пережить как ветрянку.

Современная Россия тоже не избежала националистических, даже фашистских настроений. Хорошо еще, что пока они не доминируют. Но даже в моем университете иногда видишь нарисованную свастику. И это в сердце Москвы, победившей фашизм… грустно.

В Москву стекаются приезжие из Азии - это естественный процесс, обусловленный и экономикой, и политикой, но он подчас вызывает раздражение людей, которые не хотят задумываться. Национализм - это кроме прочего еще и психологическое явление, перекладывание своих беспокойств на «другого», «чужого».

Тема «других» в регионе Балтии выражена, причем «другим» может быть не обязательно «русский», это может быть и гей, и еще кто-то… В этой стране много полей напряжения, «русский - латыш» - лишь одно из них.

Господа - немцы, шведы, поляки, русские

Почему немцев, под которыми латыши страдали веками, здесь ценят, а на русских гонят телеги?

Потому что немцы были раньше, тема тех страданий уже почти совсем изжита. Вы почитайте публикации начала XIX века - там хорошо видна ее актуальность. На самом деле этнические понятия «немцы», «поляки», «шведы», «русские» очень часто используются как аналоги или метафоры социального слоя господ, которые здесь всегда противопоставлялись «латышам» в смысле трудового народа.

Латвия уже по своему географическому положению всегда была такой - розой ветров. Она как будто прижата к морю сильными государствами: Россией, Польшей, Литвой…

По выражению философа А. М. Пятигорского в интервью журналу Riigas Laiks, это «двойная периферия». Идут войны с запада на восток, с востока на запад, как ветра, которые продувают эти земли насквозь, отчего происходит «заострение породы», которая всеми силами старается удержать свою форму.

Именно поэтому тут всегда было обостренное ощущение «своего» и «чужого», что рождало определенные стратегии поведения, с которыми вы и сталкиваетесь в повседневности.

Как же быть русским в такой обостренной ситуации?

Здесь надо соблюдать определенные законы жизни, которые пишет сама история и география.

Типологически ситуацию Латвии я могу в чем-то сравнить с Индией. Туда в разные времена приходили разные группы, но далеко не всех принимали с распростертыми объятиями. Скажем, когда бежавшие из Персии от мусульман зороастрийцы в VIII-IX веках хотели причалить в Гуджарате - местный правитель прислал на их корабль полный стакан молока: мол, самим места нет. Парсы отправили стакан обратно, насыпав в молоко ложку сахара, тем самым ответив: много места нам не надо, а сахар молоко не ухудшит!

Парсов тогда приняли, но заставили подписать хартию - обязательство принять местный костюм, язык, кухню, не распространять свою религию… И они выполняют эти пункты до сих пор. Сохранили свой язык, но выучили гуджарати, их костюм похож и не похож на индийский, еда очень похожа на местную, но имеет свои черты, религия полностью сохранена внутри общины (они женятся только на своих и передают знания в религиозных школах, среди жрецов).

Парсы считаются лучшими переводчиками и предпринимателями (они очень честны), именно они основали киноиндустрию Бомбея, многие сталелитейные концерны…

Среди них нет нищих - они помогают друг другу, как евреи. В общем, парсы заняли свою успешную нишу и заслужили хорошую славу. Чем-то они похожи на староверов. Для Индии они уже не чужие, но все равно для основной массы индийцев-хинду - «другие». Хотя там таких «других» полно.

В общем, чтобы вписаться в любое общество, нужна определенная стратегия. Распался СССР - это смена карты и ландшафта в голове. Многие люди еще не живут в новой карте, а оперируют понятиями прошлого. Это типичная проблема переналожения двух карт. Чтобы ситуация прояснилась, нужно пройти двум-трем поколениям. Как говорил Михаил Жванецкий: «Время лечит, но когда вы вылечитесь - оно уйдет!»

Какую роль в этом процессе сыграл референдум о русском языке?

Вообще, мне кажется, это в чем-то попытка измерить, какая температура, какое умонастроение. Что-то вроде практического эксперимента. Такого рода вещи очень объединяют противоположную сторону, в данном случае латышей. Сравните с ситуацией на Украине. Вообще-то понятно, что в Латвии сильна повседневная роль русского языка. Также ясно, что молодое поколение русских знает латышский.

Просто надо понимать, что значительную часть латышей беспокоит демографическая и экономическая картина, отток населения. И единственный рецепт тут - уважение, желание понять и время.

Представляясь в различных кругах своим полным именем - Кришьянис Майя Волдемаровна, нередко слышишь вопрос, касающийся национальной принадлежности. На то я с гордостью отвечаю, что мой отец - латыш. Однако ряд невежественных людей, чьи мозги напрочь атрофированы современным российским телевидением, в придачу начинают задавать каверзные вопросы на тему «А почему в Латвии не любят русских и т.п.», ну а некоторые представители старшего поколения ворчат из серии «Сами жили в нищете, а кормили вашу Прибалтику». Честно говоря, подобные разговоры откровенно раздражают, причем особенно, когда об этом говорят люди ни разу не побывавшие в Латвии. Поэтому, опираясь на личные впечатления и интернет-источники и решила написать эту статью, для тех, кто привык мыслить стереотипными штампами.
Я родилась в СССР, когда были «пятнадцать республик советских, пятнадцать могучих сестер» и в тексте гимна которой были такие строки «дружбы народов надежный оплот». И для меня развал моей Родины, и особенно потеря Латвии, в какой-то мере личная трагедия.
В Советском Союзе Латвийская ССР была республикой высокотехнологичной промышленности, передовой науки и высокоразвитого сельского хозяйства. Рижские электрички, трамваи, первый высокоскоростной поезд ЭР-200, электроника, не уступающая японской, микроавтобусы РАФ, красивый и качественный трикотаж, вкусные продукты без всяких добавок и т.п. В настоящее время об этом остались одни воспоминания. Но про настоящее чуть позже.
Для начала немного истории. Сложные исторические условия, в которых развивались народы Прибалтики в эпоху средневековья (начиная с XIII в. происходили захваты прибалтийских земель немецкими рыцарями, Данией, Швецией, Польшей), сказались на их этническом и культурном развитии. Был в определенной степени нарушен процесс их самобытного социально экономического развития. Из всех народов Прибалтики только литовцы создали в XIII в. свою государственность.
В XVIII в. Прибалтика была включена в состав России, однако господствующее положение в Эстонии и Латвии продолжали занимать немецкие бароны, а в Литве — польские феодалы и пропольски настроенная литовская знать.
В условиях феодальной России продолжался процесс консолидации народов Прибалтики, а в период капитализма происходило формирование эстонской, латышской и литовской наций.
После Октябрьской революции в Прибалтике установилась на короткий период советская власть. Но местные националисты, опираясь на помощь иностранных войск, восстановили буржуазную власть. В 1940 г. народы Прибалтики вошли в состав народов СССР.
Латыши, литовцы и эстонцы в силу исторического развития обладают национально-психологическими характером, отличающими их от других народов. Результаты работы отечественных этнографов и социологические исследования позволяют сделать вывод, что им свойственны психологические черты, обусловленные средством социально-психологического развития, территориальной близостью, одинаковыми экономическими условиями. К числу таких общих особенностей можно отнести сравнительно высокую образовательную и техническую подготовленность, любовь к технике; уравновешенный темперамент, высокую эмоциональную устойчивость, невозмутимость, хладнокровие в сложных ситуациях; терпеливость и обстоятельность во всех видах деятельности; приверженность логике в мышлении, тщательное осмысление явлений, событий, фактов; пунктуальность, аккуратность, трудолюбие, добросовестное отношение к выполнению трудовых обязанностей; исполнительность, высокое чувство ответственности за порученное дело; умение доводить дело до конца; способность выдерживать большие нагрузки, стойко переносить трудности и лишения повседневной жизни ; некоторую замкнутость во взаимоотношениях с представителями других национальностей. (Немного о личном - кто меня хорошо знает, то полностью подпишется под этими словами)
Как правило, представители этой группы народов внешне спокойны, внутренне уравновешенны, в движениях, действиях кажутся несколько медлительными, что выясняется их склонностью к рациональности и привычкой работать обдуманно.
Ни для кого не секрет, что успехи или проблемы в социально-экономическом развитии той или иной страны, или отдельной территории в частности в определенной степени зависят от менталитета населения. Поэтому я не случайно выделяю характерные черты латышей и других прибалтийских народов. Разве могут люди, обладающие столь превосходными качествами жить плохо? - Это я к высказыванию отдельных личностей относительно «кормили Прибалтику». Опять-таки не случайно, что первый Политехнический университет в Российской Империи был открыт в Риге в 1862 году. До этого инженерное образование в Российской империи было либо военным, либо узкоспециализированным. В Петербурге же Политехнический университет был открыт только через 40 лет - в 1902-м году.
Более того, в Российской Империи Рига была на 5-м месте по численности населения после Санкт-Петербурга, Москвы, Киева и Варшавы. Столь стремительный рост города в преимущественно аграрной стране был обусловлен развитием промышленности, требовавшей рабочих рук. Появление во второй половине 19 века передовых предприятий (электротехника, химия, машиностроение) в Санкт-Петербурге объясняется столичным статусом города. Появление же высокотехнологичных предприятий в Риге (1895 год Рижский вагоностроительный завод, Рижский государственный электротехнический завод «ВЭФ» - 1909 и т.д.) , бывшей тогда центром Лифляндской губернии можно было объяснить менталитетом населения, обладающего недюжинным трудолюбием и любовью к технике.
Ну вот еще один факт - в 1926-м году в СССР проводилась перепись населения. Латвия тогда в состав СССР не входила, однако за время Первой мировой войны в Россию переехало более полумиллиона латышей. И вот, на данном фото представлен уровень грамотности народов СССР.

Латыши, как видите на втором месте.
Итак, итог первый - социально-экономическое развитие Латвии (как в СССР так и в Российской империи) было обусловлено в определенной степени местным менталитетом. Почему там плохо сейчас - об этом тоже скажу, но позже. Еще раз желание полагаться на самого себя и индивидуализм - вот основные черты латышей.
Особенности латышей:
· умеренность;
· трудолюбие;
· упорство;
· консервативность;
· выносливость;
· стремление познавать новое;
· прилежность;
· основательность;
· терпение
Представители латышской национальности отличаются прямотой в поведении и поступках. Когда решаются серьезные вопросы, они смело высказывают свое мнение. Позиция латыша всегда продуманна, а потому — весома. Некоторые говорят, что латыши замкнуты, необщительны. Все дело в сложившейся психологии, культуре, образе жизни народа. Веками латыши жили уединенно, на хуторах, вели хозяйство единолично, хлеб добывали в тяжком труде. Не случайно, оценивая человека, они прежде всего оценивают его трудолюбие, умение работать, мастерство. Латыш с лентяем, даже земляком, дружить не будет.
Латыш прежде всего привык полагаться на себя, на свои силы, свои знания, свой опыт, а уж потом рассчитывать на помощь со стороны. Поэтому он редко обращается за поддержкой к товарищам, хотя сам в ней никогда не отказывает. Если вы увидите, что у латыша что-то не получается, не ждите, пока попросит вас о помощи. Этого скорее всего не будет. Сами предложите помощь, и ваше участие будет оценено по достоинству.
Латыши, как правило, внимательны, аккуратны на занятиях, неторопливы и осмотрительны в работе, педантичны и дисциплинированны в выполнении служебных обязанностей, любят работать по инструкции, по плану, решать задачи последовательно. Особенно возмущает многих латышей недобросовестность, легкомысленность нарушение правил и мер техники безопасности и нежелание овладевать специальностью. Представители этой национальности не любят конфликтовать, весьма терпеливы во взаимоотношениях, однако они не мирятся с недостатками.
Склонность к образованию национальных микро-групп проявляется редко. Вместе с тем, при определенных условиях они могут сплотиться, но эта мера чаще всего бывает вынужденной, ответом на притязания какой-либо национальной микрогруппы подчинить их своему влиянию. В большинстве же случаев латыши с представителями других национальностей успешно трудятся и выполняют любые задачи в составе многонационального коллектива, чему способствует с том числе и высокий уровень общеобразовательной подготовки.
В целом латыши легко адаптируются к трудностям жизни. Они начитанны, эрудированны, а потому у каждого из них есть вполне сформировавшееся мнение многим, в том числе по политическим вопросам.
Ну что, узнали меня? И секрет моего успеха?
Продолжим. В Латвийской ССР был самый низкий уровень семейно-бытового насилия. Дело в том, что в Латвии свойственно доминирования матриархального уклада семьи. Профессор психологии Олег Никифоров вывел интересную теорию, основанную на разработках немецкого ученого Карла Юнга. - В подсознании всех людей существуют древние образы - архетипы, - рассказывает этнопсихолог Олег Никифоров. - Они находятся даже глубже, чем бессознательные инстинкты. Это коллективное бессознательное и определяет так называемую ментальность. У каждого народа есть один ведущий архетип. У русских это всегда был архетип мудрого старца. Вспомним дохристианскую Русь. Это главный бог языческих славян Перун, это богатыри народных сказок. Кстати, в русских сказках отец семьи всегда главный. Матушка тоже присутствует, но она - второстепенный персонаж: испекла пирожки, дала в дорогу, и этим ее роль ограничивается. В латышских народных сказках все иначе. Там мать всегда очень активна. Причем даже в языческие времена на первом месте у предков латышей были женские богини - Мара, Лайма, Земесмате, Юрасмате. У латышей более матриархальное сознание, у русских - патриархальное. И это видно даже по современным семьям. У латышей все дела в семье решает мать. О домовитости латвийских мужчин также ходят легенды - они ценят уют и комфорт в доме и строго заботятся о родном гнезде. Латыш с удовольствием помоет посуду, приготовит ужин и сделает уборку по дому. В русских отец - добытчик и воплощение власти. В старообрядческих семьях раньше на столе лежали две книги - Библия и Домострой. По законам домостроя вся власть в доме принадлежит мужчине, соответственно мудрому старцу. Латыши домостроем никогда не увлекались.
- То есть если девушка хочет быть в семье главной, то ей лучше выходить замуж за латыша? - Точно. Потому что матриархатное сознание у латышей сохранилось на ментальном уровне. Древние фигурки Праматери, которой поклонялись как богине, найдены и на территории Латвии. Это глиняные обереги, амулеты и фигура Каменной бабы, которая хранится в Музее медицины. Памятник Свободы - типичный образ архетипа матери! В этом глубинное различие между нашими народами. Казалось бы, подумаешь, мифы и легенды! Но это впиталось в нашу кровь и подсознание. Латышский народ обладает всеми женскими признаками: эмоциональность, незащищенность, поиск крепкой руки, которая будет управлять и защищать. Причем эту власть латыши постоянно ищут вовне.
Кстати, я родилась в русско-латышской семье матриархального уклада. Мама в силу более высокого уровня образования занимала более высокий социально-материальный статус, а папа - был просто Папа, да именно так для меня - с большой буквы. В моих воспоминаниях о детстве я помню, как папа читал мне сказки на русском и латышском языках (до 10 лет я довольно прилично владела языком), вместе с ним мы рисовали, играли в настольные игры, ходили в лесопарк - где катались с ним на лыжах, ездили на велосипедах на пикники. И еще помню, как мне завидовали сверстники - друзья по школе, двору, спортсекции - считая, что мне очень повезло с отцом. Тот образ отца, каким я его знала на первом десятке своей жизни был для меня идеалом. Кроме того, именно папа постоянно, начиная с самых ранних лет говорил, что я должна быть независимой и всего добиться. Поэтому рядом со мной я хотела бы видеть именно такого человека, который станет для меня надежным тылом. К сожалению, я пока что не встретила такого человека. А может еще все сбудется? Моя мама, кстати, насмотревшись алкогольно-кулачно-матерного патриархата среди родственников и подруг, мечтала выйти замуж за иностранца. Потому и ждала свою половину так долго. Ее мечта в какой-то степени сбылась. Жаль, что на 6-м десятке своей жизни мой папа, попав под влияние заводского быдла стал выпивать.
Итак, латышская семья - матриархальна, поэтому и крепка. Латышские девушки и женщины, как и в скандинавских странах выглядят по-европейски, кому-то может показаться и безлико - бесформенные пуловеры, мешковатые куртки, джинсы, толстовки, грубая обувь, короткие прически. И, часто, вовсе ни грамма косметики на лице. Всем своим аванградным видом девушка выражает презрение к мещанским предрассудкам. Демонстративный отказ от атрибутов, подчеркивающих женскую привлекательность - это манифест внутренней свободы. - Ну, что узнали меня? - Я тоже люблю комфорт и свободу.

Латвия современная.

Развал СССР - это трагедия, которой нет равных. Досталось всем. Нет ни одной республики, которая бы выиграла. Как в притче о венике. По прутику переломали всех. Перессорили. Может быть, нищета помирит. Кстати, сегодняшняя Латвия - по словам политолога Розенвальдс - страна- беспризорник. "Латыши чувствуют себя нацией второго сорта по отношению к Европе. Мы, как беспризорники, подобраны и приняты в семью европейского сообщества. И должны как-то перед собой оправдываться, что мы все-таки лучше арабов и негров. Я, человек не из Западной Европы, по определению там человек второго сорта. И этого дурака из Латвии Европа все время учит, как и что делать. Отсюда рождается комплекс неполноценности. ", - замечает Розенвалдс.
Советская Латвия была самой передовой республикой в СССР. Латвия современная - задворки Европы. Взгляните на эти фото.






Нет, это не районный центр российской глубинки. Это окраина некогда гордой Риги. Теперь не до гордости. Автор блога, у которого были взяты эти фотографии, пишет про обреченный и затравленный взгляд в глазах прохожих, независимо от их национальности, про печать безысходности на лицах многих людей и т.п. Все это явно не от хорошей жизни. И если в туристической старой Риге жизнь более менее теплится, то на окраинах она замерла. Да, иногда довольно чисто и ухоженно. Но как то безжизненно. Я приезжаю в Ригу летом - так еще ничего, есть какое-то движение.
Все можно описать словами латвийского музыканта Ренарса Каперса: «Время все расставляет по местам, шелуха, т. е. эмоции, отпадают, а зерно остается!
С 1991 года латышам усиленно внушали, что все советское — плохое. Я, признаюсь, сам так думал до тех пор, пока не занял пост советника министра культуры, им тогда был Раймонд Паулс.

Я стал знакомиться с учебными пособиями, и оказалось, что за годы независимости Латвия не издала ничего! Все учебники латышского языка, литературы, словари — все из Советского Союза! Сравнивая с наследием советской Латвии, я увидел, что наши современные лингвисты, фольклористы, культурологи близко не могут подойти к тому, что делали их коллеги в СССР. А ведь это великая ценность. Так я понял, на каком высоком уровне в Союзе была латышская культура, ее уважали, давали свободу развития. Сегодня нашей культуры нет, ее заменили на евро-американскую.

Люди тысячами покидают Латвию: дома для них нет, нет работы и веры в будущее. Для нашего маленького народа это трагедия. Когда-то мы летали в космос и пели песни на Лиго, теперь мы моем посуду в Лондоне и думаем, сможем ли прокормить хоть одного ребенка.

Мне почти 40, я довольно известный музыкант и по опыту прожитых лет хочу сказать, что плохо — нет, очень плохо — что Советского Союза больше нет. Ценить потерянное начинаешь со временем и опытом, собственными глазами замечая всю полноту утраты.»

Жаль, конечно, что заканчивать статью приходиться на такой грустной ноте, но все-таки мне свойственен оптимизм и я еще надеюсь увидеть союз России и Латвии.

Латыши – ещё одна паразитная нация?

…латыш - это чрезвычайно упертая, тупая овца. Это самый яркий пример быдлоизма на национальном уровне. С быдлом нельзя быть на равных. Ты ему даешь возможность высказываться и чувствовать как человек, а в ответ они пользуются этой возможностью, чтобы вести себя как скот.
(обобщённый образ латыша глазами русских)

Побережье Балтийского моря - нынешние Лифляндии, Эстляндии и Курляндии. «Латвия» была заселена 4-мя народами: ливами, эстами (финскаго племени), латгалой и латами (литовск. племени). До 13 века нельзя говорить о какой-либо общей политической организации «Латвии». Отдельные племена жили в ней вполне самостоятельно; культурный уровень их был низкий. Их религия заключалась в поклонении явлениям природы. Главным богом у них был бог грома - Перкун, которому посвящались старые вековые дубы. В обычае были жертвоприношения; лошадь считалась наиболее благородною жертвою. На войне жители обнаруживали большую свирепость и беспощадно четвертовали своих пленных. Покойники сжигались; пепел от их трупов сохранялся в урнах. В настоящее время найдено немало таких урн. За покойником нередко сжигались его любимые домашние животные, лошади и собаки; в могилу клали оружие, хлеб, мед, монеты. Помните, древние египтяне не знали, куда девать пленных (кормить-то их накладно) и, поэтому, пленных убивали. И лишь потом, придумали их использовать как бесплатную рабочую силу. Их даже называли – «говорящий скот». Так возник рабовладельческий строй и началась цивилизация. По всему получается, что в 13 веке, в центре Европы проживал народ, который по уровню дикости еще находился в пятом тысячелетии до нашей эры. Для сравнения - в Руси, к тому времени, уже были написаны «Повесть временных лет», «Слово о Полку Игореве», таким образом, уже существовала самостоятельная русская (негреческая) литературная традиция.
Основную роль в создании единого народа сыграла культура, основанная на народных песнях – понятные всем, они во многом сформировали как язык, так и общие воззрения и верования. После распада ливонских государств это единство заметно пострадало – в Латгалии, например, язык и религия испытали сильное польско-католическое влияние. Кроме того, поскольку реальная политическая власть с конца 13 по начало 20 века находилась в руках немцев (независимо от формальной государственной власти), происходящее в их среде тоже влияло на происходящее в стране. Немцы в Латвии сделали…. Ну как бы это поделикатнее выразиться, в общем, все. Просто все. Построили города. Церкви. Университеты. Основали торговлю. Промышленность. Дороги. Канализация (они бы просто засрали всю свою территорию). Электричество. Литература. Письменность. Религия. Медицина. Образование. Армия. Ну, в общем, все, что только возможно.

Поэтому для латыша совершенно наплевать, под управлением кого его страна считалась пятьсот лет назад – это всё равно страна только его и его предков, а чужие всегда оставались ничем, пусть и опасным ничем, которому приходится покориться, но который никаких прав от этого не приобретает. Для обычного латыша, как Ливония, так и Российская империя в Латвии – всего лишь структуры управления, а не государства. Так латыши смотрели на них 300 и 600 лет назад, так смотрят и сейчас.
Современные историки «Латвии» такие как Э. Екабсонс, В Щербинскис пытаются представить историю латышей в ином свете, а именно как активных участников белого движения в России после октябрьского переворота 1917 года, однако это именно те единицы представителей латышей, которые адекватно мыслили и являлись генетически представителями нордической расы.
Но давайте рассмотрим деятельность этой саранчи в наиболее понятный для современного человека период ХХ – го века. Латышские стрелки – выродки на Русской земле. Отправной точкой для латышей в деле уничтожения Российской Империи стал


Второй съезд делегатов латышских стрелковых полков, прошедший в Риге в середине мая 1917 года. 226 делегатов почти единогласно приняли резолюцию, в которой было указано, что Временное правительство - результат попытки мелкой буржуазии и одной части рабочих войти в соглашение с империалистической буржуазией и землевладельцами. Война в резолюции была охарактеризована как империалистическая, поэтому революционные силы должны бороться за мир без аннексий и контрибуций, должны прогнать свои империалистические правительства. По самому важному для революции вопросу - о власти - съезд заявил: «Нашим лозунгом: является призыв революционной демократии: всю власть Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов!» Вот что пишет А. Кох о той ситуации: «…Столь убедительной поддержки своим устремлениям не ожидали даже лидеры большевиков. Так П.Стучка писал, вспоминая тот день: «Я видел только восторженное почти единогласное голосование. Должен признаться, что был сильно поражен этой решимостью. Днем позже, выступая на отдельном собрании одного из полков, я убедился, что это - думы и воодушевление масс, а не только избранной верхушки».
Резолюция 17 мая означала переход латышских стрелков на сторону большевиков, и 40 тысяч латышских стрелков стали ядром большевистских военных сил в революции. О политических взглядах латышских стрелков говорит следующий факт: на выборах в Учредительное собрание, состоявшихся в ноябре 17-го, за кандидатов большевиков было подано 95 процентов голосов.
Через два месяца, в феврале 1918 года, немецкие войска, в том числе 12 Балтийская пехотная дивизия генерал-майора Рюдигера фон дер Гольца, прорвали фронт и оккупировали всю территорию Латвии. 40 тысяч хорошо обученных и вооруженных латышей не стали защищать свою Родину, а отправились "сражаться за свободу и упрочение советской власти" на необъятные российские просторы. На своих штыках они несли революционный террор, а попросту - смерть миллионов русских людей.
Вот как Л.Д.Троцкий (пойди найди лучше эксперта по Гражданской войне в России, все таки, Наркомвоенмор, - главнее нету!) описал роль латышских стрелков в исходе гражданской войны: "Латышские стрелковые части, - отличившиеся беспримерной самоотверженностью в период гражданской войны, были созданы еще царским правительством в 1915 году, преимущественно пролетарский состав частей был причиной того, что вскоре после Февральской революции, в мае 1917 года латышские стрелки объявили себя сторонниками большевиков.


С этих пор они связали свою судьбу с судьбой революционного пролетариата советских республик, каждый раз, появляясь на самых опасных участках фронта и нанося тяжелые поражения врагу. Созданный 14-го декабря 1917 года латышский корпус подлежал, согласно Брестскому договору, демобилизации. Чтобы сохранить латышские части, было решено переименовать корпус в латышскую советскую стрелковую дивизию (13 апреля 1918 года). Начальником дивизии был назначен И.И.Вацетис. Еще до сведения их в корпус, латышские полки принимали участие в борьбе с польским корпусом Довбор-Мусницкого, а на юге - с Корниловым.
В 1918 году латышские части принимают активное участие разгроме анархистов и подавлении левоэсеровского мятежа. В период чехословацкого мятежа на Восточный фронт перебрасываются 7 латышских полков. За доблестную двухдневную оборону Казани (5 и 6 августа) 5-й латышский полк награждается ВЦИКом красным знаменем. В конце 1918 года и начале 1919 года латышские части очищают Латвию от немецких баронов и русских белогвардейцев: (Вот они, вот они - латышские части! Это те самые части Красной Армии, которые сначала захватили Ригу, а потом фон дер Гольц их пинками вытолкал обратно в Россию! Вот какой они видели родную Латвию - большевистской! Ну где, ну где же спасибо немцам за то, что они спасли Латвию от озверевших латышей?)
Осенью 1919 года мы видим всю латышскую стрелковую дивизию с ее кавалерией (во блин, у них и кавалерия была, еще к 40 тысячам стрелков плюсуй не меньше 10 тысяч) под Орлом, куда она была переброшена главнокомандующим Вацетисом, для того чтобы прикрыть пути на Москву. Здесь пришлось поставить ее в центре ударной группы против Добровольческой армии генерала Деникина. Латышской дивизии были приданы бригада Примакова и червонная бригада Павлова. Столкновение произошло в районе города Кромы. Здесь разыгрывается один из самых кровопролитных боев между латышской дивизией с приданными ей частями, с одной стороны, и 1-м корпусом Добровольческой армии - с другой. Силы были равные. Бой длился около двух недель, с 11 по 27 октября 1919 года. Обе стороны напрягали все свои силы. Последнее и решительное усилие сделали 1-я латышская бригада и 7-й латышский полк в ночь на 27 октября, разгромив тыл противника и захватив город Кромы, где были расположены штабы. Кромская победа явилась первым шагом к победе над армией Деникина, которая, отступая, превращалась в клочки отдельных войсковых частей. В это же время 5-й латышский полк сражается против генерала Юденича, наступавшего на Петроград. Вместе 87-м и 88-м полками он составляет ударную группу, которая под Павловском наносит генералу Юденича решительное поражение.
Фронт генерала Юденича оказался разорванным на две части; это послужило началом поголовного бегства армии Юденича в Эстонию, где она была ликвидирована. За доблестные действия под Петроградом 5-й латышский полк получил 2-е красное полковое знамя.
Весною 1920 года латышская стрелковая дивизия действует под Перекопом, который она берет штурмом, но, не будучи поддержана своевременно, вынуждена отойти. Летом и осенью мы видим латышскую дивизию в передовых рядах войск, сражающихся против ген. Врангеля» (Л.Д.Троцкий «Советская Республика и капиталистический мир. Часть Первая»).


Таким образом, можно смело утверждать, что победа красных в гражданской войне в значительной степени была обусловлена участием на их стороне латышских частей. Всем известно, что перелом в гражданской войне начался после поражения Добровольческой армии под Орлом. Теперь мы знаем, кто его обеспечил.
Если к этому прибавить тот энтузиазм, с которым латыши шли в ЧК, с каким удовольствием они участвовали в расстрелах, как потом энергично и по-деловому они строили ГУЛАГ. Все эти Вацетисы, Петерсы, Стучки, Лацисы, Берзины. Наверное, уже пора нам счет Латвии предъявлять, а не, наоборот.
Вот как оценивает количественное участие латышей в становлении и удержании советской власти в России известный латышский профессор Айварс Странга (Вестник Европы. 2001. № 2): «184 тысячи латышей, более 10% нашей нации (если быть точным, то 20%. Откуда их столько взялось? Но это не мои цифры. Хотя с членами семей, может быть.), остались в Советской России после революции, не вернулись в Латвию, не воспользовались условиями Рижского мира, не участвовали в строительстве независимой, свободной Латвии. 70 тысяч из них подписали себе приговор, который был приведен в исполнение в 1937 году (собакам - собачья смерть). Эта цифра - 184 тысячи оставшихся здесь на руководящей работе, в том числе в ГРУ, в НКВД, - свидетельство того, сколь социально и идейно была расколота наша нация»». Вот и становится понятна разбойничья, маниакальная сучность латышей-шариковых. Я не буду останавливаться на зверствах латышских ублюдков на территории моей страны в период становления жидо-большевистской власти, а перенесусь сразу в условия освободительной войны 1939 – 1945 года. И так после прихода к власти в Германии НСДАП правительство активно преступило к организации консолидации фольксдойче на исконных немецких землях. В том числе и активно обустраиваемая на протяжении веков территория «Латвии». На тот момент численность населения территории «Латвии» составляла около 2 миллионов человек различных национальностей и примерно 60 процентов – собственно латыши. То есть по большому счёту не о чём по сравнению с Россией или Германией, так район в Берлине или Москве. Но сколько от них пакостей… В Латвии традиционно были сильны прогерманские настроения. Хотя до войны немецкое население составляло всего около 3 процентов, его общество под названием «Латвийское братство» после прихода Гитлера к власти официально провозгласило своей целью вхождение «Латвии» в состав Третьего рейха. После подписания «Версальского мирного договора» и «Брестского мирного договора» (Брестский договор оставался в силе 3 месяца. После революции в Германии 1918–1919 Советское правительство 13 ноября 1918 в одностороннем порядке аннулировало его.) страны Антанты решили обустроить свой форпост на территории «Латвии» и именно поэтому они решили предоставить «независимость» латышам. И как видно не зря. Следует отметить, что латвийская армия того времени представляла собой едва ли не самую боеспособную часть «Прибалтийской Антанты». Правительство Ульманиса не жалело средств на свои вооруженные силы. Так, в 1936 году в Великобритании были заказаны самолеты для ВВС, в 1939 году в Швеции - зенитные орудия. В Валге в начале декабря 1934 года эстонским и латвийским командованием были проведены совместные командно-штабные учения, на которых разрабатывались планы военных действий против СССР. В мае-июне 1938 года прошли аналогичные полевые учения. Помимо мобильной, хорошо вооруженной армии в республике имелся ряд национальных военизированных организаций. Молодежь была вовлечена в аналог «Гитлерюгенда» - «Мазпулку». Взрослая часть населения, включая женщин, объединилась в организацию «Айзсарги» («Охранники»). Существовавшая с 1919 года, эта милитаризированная структура, приняла активное участие в государственном перевороте в мае 1934 года, результатом чего главой государства стал ее прежний руководитель Карл Ульманис. Организация строилась по территориальному принципу, охватывая все уезды Латвии, и к 1940 году насчитывала в своих радах до 40 тысяч человек (21 полк). Члены организации объединялись во взводы, роты, батальоны и полки. Руководство «Айзсаргами» осуществлял штаб, во главе которого стоял бывший министр общественных дел Латвии Альфред Берзиньш. Каждый член организации имел винтовку, пистолет и запас патронов. Помимо стрелкового вооружения, имелась и артиллерия. Каждый «охранник» пользовался рядом привилегий, одновременно являясь резервистом национальных вооруженных сил. Помогая полиции, «охранники» в дни революционных праздников собирались в определенных пунктах для подавления возможных выступлений. Ими изучалась тактика уличных боев, осуществлялась охрана бастующих предприятий и штрейкбрехеров. «Айзсарги», живущие в пограничной полосе несли охрану границы. Айзсаргом мог стать и русский житель Латвии. Так, начальником группы по борьбе с партизанами при одном из волостных управлении был И. Селиванов. В составе его группы в основном служили агенты-русские. (С.Чуев Проклятые солдаты. Предатели на стороне III рейха. Москва. Издательства "ЯУЗА", "ЭКСМО", 2004). После подписания в 1939 году пакта «Молотов - Риббентроп» и присоединением территории «Латвии» к СССР организация формально была распущена, но ряд ее членов ушел в подполье и вошел в ряд подпольных вооруженных формирований – «Страж Отечества» («Тевияс Саргс»), «Латышский Национальный Легион», «Военную организацию освобождения Латвии».
В 1931 году была создана национальная организация «Громовой Крест» («Перконкруст»). К осени 1934 года она насчитывала в своих рядах около 5 тысяч человек. В 1940 году после вступления в Латвию Красной Армии группа актива «Перконкруста» рекомендовала своим членам вступать в компартию Латвии для сохранения ценных кадров.

«Латвияс Сарги» («Защитники Латвии») были созданы в мае 1941 года. Организация ставила своей задачей восстановление прежней Латвии при помощи Германии. После оккупации немцами Латвии «Защитники» были распущены, но большая их часть перешла на службу к новым хозяевам. В 1944 году по инициативе немецкой разведки организация была восстановлена и ее кадры использовались для ведения подрывной работы в советском тылу.
В конце июня 1941 года солдаты вермахта вступили на территорию прибалтийских республик, значительная часть местного населения приветствовала их как освободителей. В Ригу немцы вошли в начале июля. Не желая возвращения советской власти в прибалтику, многие жители «Латвии» были не против присоединиться к германской армии в её «крестовом походе против большевизма». Прибалтийские республики и Белоруссия были объединены рейхскомиссариатом по делам оккупированных восточных территорий (возглавляемым Альфредом Розенбергом) в единую административную территорию под наименованием «Остланд». Рейхскомиссаром «Остландии» был назначен гауляйтер Шлезвиг-Голштинии Генрих Лозе.
В свою очередь, РСХА в границах этой территории был сформирован главный округ СС под руководством обергруппенфюрера СС и генерала полиции Фридриха Еккельна со штаб-квартирой в Риге.

На территории «Латвии» службу безопасности возглавил бригадефюрер СС и генерал-майор полиции Вальтер Шрёдер. Шрёдер прибыл в латвийскую столицу в августе 1941 г. и возглавил командование латышской городской и сельской полиции, которая к этому времени была сформирована бригаденфюрером СС Францем Вальтером Шталекером.

Шрёдеру были нужны надежные национальные полицейские подразделения, которые могли бы высвободить немецкие воинские части от необходимости поддерживать общественный порядок в Латвии.


Он отдал распоряжение приступить к формированию так называемых батальонов безопасности, получивших наименование шума-батальоны. Эти батальоны немцы предполагали использовать исключительно для исполнения полицейских функций в составе СС. Справка: «Гитлер был настроен крайне недоброжелательно по отношению к населению «Остланда». Вначале он был решительно против призыва в армию населения этих областей и использования их на фронте. Это проявилось особенно резко... в его ответе на предложение «латвийского самоуправления» о создании 1-2 армейских корпусов, который был передан мне через имперского руководителя СС: «Фюрер не желает никаких воинских соединений из Прибалтики для использования их на фронте, так как после войны это привело бы к политическим требованиям с их стороны. Кроме этого, для этих целей нет оружия. Однако следует формировать, возможно, большее количество охранных батальонов для несения службы на оккупированной русской территории». Однако тяжелые потери, понесенные немецкой армией в ходе зимнего (1941-1942 гг.) контрнаступления Красной Армии под Москвой, вынудили Генриха Гиммлера передать шума-батальоны германскому военному командованию в качестве «пушечного мяса» - резервных подразделений. В последующем немцы использовали латышей в качестве тампонов – затычек, т.е. затыкали ими бреши на передовой, где использование регулярных частей СС было нецелесообразным. И поскольку в планах руководства Третьего Рейха не было формирование самостоятельных прибалтийских государств Альфред Розенберг направил рейхскомиссару «Остланда» Генриху Лозе инструкцию об обращении с населением оккупированных областей. В ней, в частности, говорилось: «…Цель деятельности рейхскомиссариата Эстонии, Латвии, Литвы заключается в формировании здесь рейхспротектората, а затем в превращении этой территории в часть великогерманского рейха путем привлечения к сотрудничеству полноценных с расовой точки зрения элементов и мер по переселению. Балтийское море должно стать внутренним северным морем под владычеством Германии… Рейхскомиссариат Остланда должен препятствовать любым поползновениям на создание эстонского, латышского и литовского государств, не зависимых от Германии. Необходимо также постоянно давать понять, что все эти области подчиняются немецкой администрации, которая имеет дело с народами, а не с государствами… Что касается культурной жизни, то необходимо с порога пресекать попытки создания собственных эстонских, латышских, литовских университетов и вузов. Не нужно возражать против открытия ремесленных училищ и небольших технических учебных заведений». А.Розенберг с самого начала и совершенно чётко приказал пресекать любые поползновения на получение какой-либо независимости Прибалтийских государств. Тем не менее, в инструкции особо подчеркивалось, что о недопустимости создания независимых государств «не следует заявлять публично». Ничего не подозревающие местные националисты после прихода немецких войск с энтузиазмом занялись формированием разнообразных правительств. Розенберг как бывший подданный Российской Империи не понаслышке знал о менталитете латышей, да и других прибалтов и именно поэтому был категорически против существования подобных народов. Вот обратите внимание на разницу в подходах Третьего Рейха к развитию государственности и народа России и прибалтийских территорий. На освобождённой территории России восстанавливались православные храмы, возобновляли работу вузы и театры, музей и библиотеки…активно восстанавливалась структура самоуправления без присутствия войсковых подразделений вермахта, формировались целые дивизии в составе войск СС и вермахта. Однако некоторые мне возразят и вспомнят о 15-ой и 19-ой дивизиях СС в конце 1943 года сведённых в VI-ой добровольческий армейский корпус СС (латышский). И это действительно так, но первоначально дивизии были сформированы из фольксдойче. Впоследствии, когда в 1943 – 1944 годах дивизии были раздроблены по отдельным частям и преданы другим воинским формированиям СС т.к. к этому моменту из-за нехватки людских ресурсов в дивизии начали принимать латышей и это привело к серьёзным поражениям на участках обороны дивизий и гибели их командиров-немцев. Не зная, что же им делать с латышами немцы из личного состава 15-ой дивизии сформировали три строительных полка, ну что им оставалось делать ведь воины из латышей никудышные. В итоге 15-я дивизия вообще перестала подчиняться руководству СС и задолго до окончания берлинской операции сдалась америкосам, а 19-я дивизия разбежалась по лесам, оказавшись в Курляндском котле. Осознавая цепную сущность и патологическую безбашенную жестокость латышей, руководством РСХА было принято решение не препятствовать самоочищению территорий от большевиков и жидов. 29 июня 1941 года глава РСХА (Главного управления имперской безопасности) Г.Гейдрих направил всем командирам “айнзатцгрупп” директиву, в которой предписывалось «не препятствовать устремлениям по самоочищению со стороны антикоммунистических и антиеврейских кругов на оккупированных территориях». Маховик убийств и грабежей уже крутился, и непосредственные исполнители на эту директиву вряд ли обратили бы внимание. Необходимо обратить внимание, что адресация и формулировка директивы сильно меняется с применением слова «самоочищение», подчеркивая, что акции грабежей и расстрелов были чистой воды самодеятельностью со стороны распоясывавшихся отморозков, и Гейдрих просил своих наместников – «просто им не мешать»... Убивали всех и своих и чужих. Жестоко и не менее цинично.

Эстония - одна из самых успешных стран на постсоветском пространстве. Наши соседи и жители данной страны отличаются от россиян не только менталитетом, но и внешностью. Эстонцы живут спокойно и размеренно, никуда не спешат, потому что никуда не опаздывают. Страна по площади соизмерима с Ростовской областью, там имеются города с населением в 100 человек. Флегматичные эстонцы, внешность которых весьма отлична от типичного россиянина, это герои множества смешных историй, о них речь в данной статье.

Историческая справка

Упоминания о «народе земли» (maarahvas) встречаются в трудах Тацита (1 век нашей эры). В них упоминается народ (aestii), который занимается земледелием на землях у Балтийского моря, живущий восточнее германцев и отличающийся от них языком и внешностью. Эстонцы (фото в национальных костюмах ниже) имели собственные традиции и обычаи, вели оседлый образ жизни.

Современные жители Эстонии, которых насчитывается порядка 925 тысяч, относятся к восточной или атланто-балтийской антропологической группе, разговаривают на эстонском языке финно-угорской языковой семьи.

Племя эстов

К концу Средневековья, в 8 веке, на территории современной Эстонии уже существует самобытный этнос со сложившимся языком и традициями. Среди последних самые главные - это жилая рига, ржаной хлеб. В народной культуре появляются свадебные, рождественские традиции. Кроме того, очень важным элементом этноса являются традиции, связанные с поминанием усопших.

А еще своеобразная руническая песня, для которой характерно наличие краткого, но с вариациями мотива.

Именно в этот период формируется национальный костюм эстов. Для женщин - это добела отбеленная льняная сорочка, шерстяной сюртук и юбка, которая обмотана поясом.

Главным божеством был Уку (дед), религиозные обряды не были сложными, жрецов не было. Священным местом были дубравы, ручьи, источники.

Антропологические данные

Как уже говорилось, антропологически современные эстонцы - переходный тип между двумя расами европеидного типа: восточно-балтийской и атланто-балтийской. Во внешности эстонца признаки этих рас встречаются в чистом и смешанном виде.

Представители восточно-балтийской расы, которую называют еще восточноевропейской, считаются потомками ладожского типа, что встречается на востоке Германии, странах Балтии, Финляндии. Цвет волос у них светлый, глаза серые или светлые, прямой нос (часто с вогнутой спинкой) и узкое лицо, очень светлая кожа, высокий рост и мезоцефальная голова. Такие эстонцы мужчины (фото внешности выше) имеют густую растительность на лице и груди.

Атланто-балтийская раса - североевропейская локальная раса, которая отличается от предыдущей более высоким ростом, более узким лицом, носом с высоким переносьем, и чуть более темной пигментацией кожи. Кроме того, у мужчин-эстонцев (фото ниже) данного типа рост бороды средний. Третичное оволосение на теле средне-слабое.

Внешность эстонца: особенности

Антропологически эсты очень сильно отличаются от представителей угро-финской расы. Череп у них мезоцефальный. Длинный и узкий нос, четырехугольные надбровные дуги и выдающиеся скуловые кости - ярко выражен у мужчин эстонцев. Внешность женщин отличается меньшим черепом и более широкой лицевой частью.

Большинство эстов имеют рост выше 170 сантиметров и крепкое, коренастое телосложение. Цвет их кожи белый, волосы свело-русого или светло-коричневого оттенка. Цвет глаз светлый, серый или голубой.

Особенности характера

Упрямый и злопамятный, но терпеливый и душевно мягкий - такие вот противоречивые эстонцы. Внешность часто обманчива, и за миловидной внешностью мягкого блондина может прятаться ревнивый и подозрительный Отелло.

Разозленный эст станет жестким и мстительным противником. Особенно, если учесть, что эсты решительные, смелые, честные и находчивые в опасности.

Но при этом в большинстве своем флегматичны, медлительны (или скорее не торопливы), не прочь полениться и проявить беспечность.

Собирательный образ прибалта

Для россиян при упоминании северных соседей сразу всплывает образ финна из культовых фильмов про национальные особенности («Особенности национальной охоты», «Особенности национальной рыбалки»). И все же этот собирательный образ не совсем иллюстрирует внешность эстонца.

Латыши, литовцы, эстонцы, в понимании россиянина, все прибалты. К сожалению, в кинематографе не так часто встречаются представители эстонской национальности.

Тем не менее вот вам несколько имен эстонцев, внешность которых всем знакома: телеведущий Урмас Отт, представители эстрады Яак Йолла и Анне Вески (ниже на фото). Эстонцев, внешность которых узнаваема, не так много. Но и самих представителей этой национальности не так уж и много.

Генетику не обманешь

Последние исследования генома жителей Балтии свидетельствуют о тесной связи литовцев, латышей и эстонцев. Внешность (фенотип) это подтверждает.

Эти данные свидетельствуют о том, что при формировании этих этносов одинаковые антропологические расы (восточноевропейская и североевропейская) в этом процессе участвовали, правда, в разное время. И внешность эстонцев (фото детей выше), латышей и латвийцев не оставляет в этом сомнений.

Как отличить эстонца

Несмотря на общность внешности, эстонца среди прибалтов отличить можно.

Так, среди рассматриваемых этносов, эстонцы самые высокие, латыши и литовцы в среднем ниже на 3 сантиметра. Эстонцы мужчины (фото главное), как и женщины, практически депегментированы. Это значит, что волосы, брови, глаза у них светлые.

Эстонец-брюнет - очень большая редкость, при этом и откровенных блондинов среди них всего 2%. Большинство имеют русые волосы и серые глаза. У трети эстонцев глаза имеют смешанного цвета радужку. Волосы прямые, а если и вьются, то мягкими локонами. Брови выражены слабо.

В отличие от других прибалтийских народов, эсты имеют прямой, но с выраженным наклоном лоб. Выраженные челюсти, широкий рот, сравнительно средней толщины губы и выступающий подбородок - типичные черты внешности эстонца.

Эстонский бренд

Красота по-эстонски - это Кристина Хейнментс и Яна Кувайцева. Это победители конкурса «Мисс Эстония» разных лет. Хотя стандарты красоты во многом зависят от мировой моды, но нордическая красавица с длинными светлыми волосами, большими и светлыми глазами, округлыми формами всегда нравилась, и будет нравиться мужчинам. И не только эстонцам. Культура и правила таких конкурсов меняется, но просто белокурая Барби - уже давно не эталон успешного мужчины.

70 признаков, что вы эстонец

Не удивляйтесь, есть в сети такой перечень. Все их мы конечно, не приведем в данной статье, но первую десятку процитируем. Итак, вы точно эст, если:

  • В подарок другу из другой страны ты берешь коробку конфет «Калев».
  • На фестивалях песни (на которых бывал почти на всех) ты узнаешь даже зрителей.
  • Ты уверен, что стратегически Эстония расположена оптимально.
  • Перед выходом на улицу ты несколько раз возвращаешься к термометру, чтобы посмотреть температуру.
  • На вопрос о национальном блюде ты только загадочно улыбаешься.
  • Когда тебя спрашивают о том, что посмотреть в Эстонии, ты отвечаешь: «Тут везде интересно!».
  • Ты абсолютно уверен, что 14 падежей в языке - это вполне нормально.
  • Если номер машины из 4-х знаков отключает мозг - ты эстонец.
  • Когда автобус задерживается на 2 минуты, ты уверен, что с водителем приключилось несчастье.
  • Для тебя тишина - это весело.

Русские эстонцы

На территории России эсты-сету с 10 века проживали в Псковской области.

На территории Ленинградской области эстонцы появились после Великой Северной войны (1700-1721) между Швецией и Россией, в результате которой Прибалтика стала частью нашего Отечества.

После августа 1940 года, когда Эстония стала одной из республик СССР, много коренного населения было сослано в Казахстан, Коми АССР и Сибирь. В период Второй мировой войны тысячи людей были эвакуированы вглубь России. В период репрессий, в 1949 году, около 20,5 тысячи эстонцев были депортированы.

После распада Советского Союза много эстов вернулось на историческую родину.

Сегодня в России проживает до 20 тысяч эстонцев, большинство в Красноярском крае.

Эсты, изменившие мир

Эта страна подарила много выдающихся людей, сыгравших свою роль в самых разных областях. Перечислим лишь некоторых из знаменитых эстов.

Арво Пярт - современный композитор, что шесть последних лет уверенно занимает верхние строчки в списке тех, произведения которых исполняются чаще всего.

Уличный самобытный художник, которого знает вся Европа - Эдвард фон Лынгус. Его граффити украшают улицы Берлина, Рима, Амстердама и Парижа, а вот лица его никто не видел. Его работы можно увидеть в Таллине и Тарту.

А вот дизайнер одежды Роберта Эйнер одевает Мадонну, Леди Гагу, Рианну. Об этой талантливой эстонке заговорили после ее триумфального показа Who"s Next в Париже.

Певица, которая собирает миллионы поклонников на YouTube - Керли Кыйв (на фото). Этой молодой вокалистке предсказывают блеск Мадонны, в труппе у которой танцевал еще один талантливый эстонец Яан Роозе (известен уникальными навыками по хождению по стропе - слеклайне).

Нельзя не упомянуть и еще одну певицу, которая была известна на весь Советский Союз наравне с Аллой Пугачевой и Лаймой Вайкуле. Это Анне Тынисовна Вески. Кстати, она получила орден Михайло Ломоносова за свой вклад в развитие культуры от общероссийской общественной организации «Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка» (2007) и Орден Дружбы за вклад в развитие российско-эстонского партнерства в сфере культуры и популяризацию русского культурного наследия в Эстонской Республике (2011).

И в заключение

Заканчивая характеристику эстов, хочется привести несколько интересных фактов про эту страну и ее коренных жителей.

Всем знаком ликер «Старый Таллинн» (Vana Tallinn). Так вот, известно, что этот напиток был придуман эстонцами для оккупантов. Сами они его не пьют. Но в Советском Союзе этот сладкий и крепкий напиток был очень популярен. В разное время он имел разную крепость, но неизменный травный вкус. Его добавляют в шампанское или горячий кофе.

Эстония - страна с самым с маленьким населением (1,3 миллиона) среди стран Евросоюза. Тем не менее именно эта страна находится на 8 месте в рейтинге стран по доле олимпийских медалей на миллион жителей (25,5 медали).

В этой стране женщины живут дольше мужчин в среднем на 10 лет. Скорее всего, именно это делает перекос в количестве женщин и мужчин в соотношении 100 к 84.

Эстония - зеленая страна. 52% ее территории занимает лес, а третью часть - болота. Герой национального эпоса (Kalevipoeg) - лесной великан, который беседует с ежиками.

Вся территория страны покрыта Интернетом, причем 4G. Сеть есть даже в самом глухом лесу, где размещены онлайн-камеры. Страна первой ввела голосование онлайн (2005 год), налоги оплачиваются через Интернет, виртуальное гражданство может получить любой иностранец. Кстати, 44% работников Skype, программы, которую придумали и запустили три эстонца - Яан Таллинн, Ахти Хейнла и Приит Касесалу, живут и работают в этой стране.

Эстонский язык поражает своей оригинальностью. В нем 14 падежей, нет будущего времени, но есть 3 варианта времени прошедшего.

В течение года в эту страну приезжает туристов больше, чем всего населения - до 1,5 миллиона.

Загрузка...
Top