Основные вехи творческого пути а ахматовой. Внешний облик Ахматовой

Анна Ахматова прожила яркую и трагическую жизнь. Она стала свидетельницей многих эпохальных событий в истории России. На период ее жизни пришлось две революции, две мировых войны и гражданская, она пережила личную трагедию. Все эти события не могли не отразиться в ее творчестве.

Говоря о периодизации творчества А.А. Ахматовой, трудно прийти к единому выводу, где заканчивается один этап и начинается второй. Творчество А.А. Ахматовой насчитывает 4 основных этапа /51/.

1 период - ранний. Первые сборники Ахматовой явились своеобразной антологией любви: любовь преданная, верная и любовные измены, встречи и разлуки, радость и чувство грусти, одиночества, отчаяния -- то, что близко и понятно каждому.

Первый сборник Ахматовой «Вечер» вышел в 1912 году и сразу привлек к себе внимание литературных кругов, принес ей известность. Этот сборник -- своеобразный лирический дневник поэта.

Некоторые стихотворения из первого сборника были включены во второй -- «Четки», который имел настолько широкий успех, что переиздавался восемь раз.

Современников поразила взыскательность и зрелость уже самых первых стихотворений А. Ахматовой /49/. О трепетных чувствах и отношениях она умела говорить просто и легко, но ее откровенность не снижала их до уровня обыденности.

2 период: середина 1910-х -- начало 1920-х. В это время издаются «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini». В этот период происходит постепенный переход к гражданской лирике. Появляется новая концепция поэзии как жертвенного служения.

3 период: середина 1920-х -- 1940-е. Это был сложный и тяжелый период в личной и творческой биографии Ахматовой: в 1921 году был расстрелян Н. Гумилев, после этого был несколько раз репрессирован сын Лев Николаевич, которого Ахматова неоднократно спасала от гибели, ощутив все унижения и оскорбления, какие выпадали на долю матерей и жен репрессированных в годы сталинизма /5/.

Ахматова, будучи очень тонкой и глубокой натурой, не могла согласиться с новой поэзией, которая славила разрушение старого мира и свергала классиков с корабля современности.

Но могучий дар помог Ахматовой пережить жизненные испытания, невзгоды, болезни. Многие критики отмечали необыкновенный дар Ахматовой своими творениями устанавливать связь не только со временем, в котором она жила, но и со своими читателями, которых она чувствовала и видела перед собой.

В стихотворениях 30--40-х годов отчетливо звучат философские мотивы. Углубляется их тематика и проблематика. Ахматова создает стихи о любимом поэте Возрождения («Данте»), о силе воли и красоте античной царицы («Клеопатра»), стихи-воспоминания о начале жизни (Цикл «Юность», «Подвал памяти»).

Ее волнуют извечные философские проблемы смерти, жизни, любви. Но печаталась она в эти годы мало и редко. Главным ее произведением этого периода является «Реквием».

4 период. 1940-60. Итоговый. В это время созданы «Седьмая книга». «Поэма без героя». «Родная земля». Широко раскрыта тема патриотизма, но основная тема творчества - недосказанность. Опасаясь за жизнь сына, пишет цикл «Слава миру», прославляя Сталина. В 1946 запрещают ее сборник стихов «Нечет», но затем возвращают. А.А. Ахматова формирует седьмую книгу, подводя итог своему творчеству. Для нее цифра 7 носит печать библейской сакральной символики. В этот период вышла книга «Бег времени» - сборник из 7 книг, две из которых отдельно не выходили. Тематика очень разнообразна: темы войны, творчества, философские стихотворения, история и время.

Литературовед Л.Г. Кихней в своей книге «Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла» вводит другую периодизацию. Л.Г. Кихней отмечает, что художественное постижение реальности у каждого поэта происходит в рамках определенной мировоззренческой модели, которая определяет его основные эстетико-поэтические ориентиры: авторскую позицию, тип лирического героя, систему лейтмотивов, статус слова, специфику образного воплощения, жанрово-композиционные и стилевые особенности и т.п. /29/

В творчестве Анны Ахматовой выявляются несколько подобных моделей, восходящих к акмеистическому инварианту видения мира. В результате чего можно выделить 3 периода творчества А.А. Ахматовой, каждому из которых соответствует определенный угол авторского зрения, обусловливающий тот или иной круг идей и мотивов, общность поэтических средств.

1-й период - 1909-1914гг. (сборники "Вечер", "Четки"). В этот период в наибольшей мере реализуется феноменологическая модель;

2-й период - 1914-1920-е годы (сборники "Белая стая", "Подорожник", "Anno Domini"). В эти годы в творчестве Ахматовой реализуется мифопоэтическая модель мировоззрения.

3-й период - середина 1930-х - 1966 год (сборники "Тростник", "Нечет", "Бег времени", "Поэма без героя"). Модель мировоззрения этого периода Кихней определяет как культурологическую.

В то же время российский филолог-классик и стиховед М.Л. Гаспаров выделяет 2 основных периода - ранний, до сборника "Аnno Domini", последовавшей затем многолетней паузы, и поздний, начинающийся с "Реквиема" и "Поэмы без героя", но предлагает затем разбить каждый еще на 2 этапа, исходя из анализа изменения особенностей стиха Ахматовой /19/. Данная периодизация раскрывает структурные особенности стихотворений А.А. Ахматовой, поэтому ее следует рассмотреть подробнее.

Согласно М.Л. Гаспарову, периоды творчества Анны Ахматовой делятся следующим образом: у ранней Ахматовой различаются стихи 1909-1913 гг. - "Вечер" и "Четки" и стихи 1914-1922 гг. - "Белая стая", "Подорожник" и "Аnno Domini". У поздней Ахматовой - стихи 1935-1946 гг. и 1956-1965 гг.

Биографические рубежи между этими четырьмя периодами достаточно очевидны: в 1913-1914 гг. происходит разрыв Ахматовой с Гумилевым; 1923-1939 гг. - первое, неофициальное изгнание Ахматовой из печати; 1946-1955 гг. - второе, официальное изгнание Ахматовой из печати.

Прослеживая историю стиха А.А. Ахматовой, можно различить тенденции, действующие на всем протяжении ее творчества. Например, это нарастание ямбов и падение хореев: 1909-1913 гг. соотношение ямбических и хореических стихотворений будет 28:27%, почти поровну, а в 1947-1965 гг. - 45:14%, ямбов в три с лишним раза больше. Ямб традиционно ощущается как более монументальный размер, чем хорей; это соответствует интуитивному ощущению эволюции от "интимной" Ахматовой к "высокой" Ахматовой. Другая столь же постоянная тенденция к облегчению стихового ритма: в раннем 4-стопном ямбе на 100 строк приходится 54 пропуска ударения, в позднем - 102; Это объяснимо: начинающий поэт стремится как можно четче и отбивать ритм ударениями, опытный поэт в этом уже не нуждается и охотно их пропускает /19/.

Далее, в стихе Ахматовой можно различить тенденции, вступающие в силу лишь на середине ее творческого пути, между ранней и поздней эпохой. Самое заметное - это обращение к большим стихотворным формам: у ранней Ахматовой оно лишь намечалось в "Эпических мотивах" и "У самого моря", у поздней Ахматовой это "Реквием", "Путем всея земли", и "Северные элегии", прежде всего "Поэма без героя", над которой она работала 25 лет. По контрасту короче становятся маленькие лирические произведения: у ранней Ахматовой их длина составляла 13 строк, у поздней - 10 строк. Монументальности это не вредит, подчеркнутая отрывочность заставляет их казаться как бы осколками монументов.

Другая черта поздней Ахматовой - более строгая рифмовка: процент неточных рифм, модных в начале века ("учтивость-лениво", "голубел-тебе"), падает с 10 до 5-6%; это тоже содействует впечатлению большей классичности стиля /19/. При переводе стихотворений эта черта не была учтена.

Третья черта - в строфике чаще становится обращение от обычных четверостиший к 5-стишиям и 6-стишиям; это явное последствие опыта работы с 6-стишной (а потом и более объемистой) строфой "Поэмы без героя".

Рассмотрим периоды творчества Анны Ахматовой подробнее.

Первый период, 1909-1913 гг., - это утверждение А.А. Ахматовой в передовой поэзии своего времени - в той, которая выросла уже на опыте стиха символистов и теперь спешит сделать следующий шаг.

У символистов пропорции основных метров были почти такими же, как в XIX в: половина всех стихотворений - ямб, четверть - хорей, четверть - трехсложные размеры вместе взятые, и лишь от этой четверти понемногу, не больше 10 %, уделялось экспериментам с дольниками вперемежку с другими неклассическими размерами.

У А.А. Ахматовой пропорции совершенно иные: ямбы, хореи и дольники представлены поровну, по 27-29 %, а трехсложные размеры отстают до 16 %. При этом дольники четко отделены от других, более важных неклассических размеров, с которыми они подчас смешивались у символистов.

Второй период, 1914-1922 гг. - это отход от интимного дольника и эксперименты с размерами, вызывающими ассоциации фольклорные и патетические. В эти годы А.А. Ахматова выступает уже как зрелый и плодовитый поэт: за это время написано 28% всех сохранившихся ее стихов (за 1909-1913 гг. - только около 13%), в пору "Белой стаи" она пишет в среднем по 37 стихотворений в год (в пору "Вечера" и "Четок" - только по 28), лишь в революционные годы "Аnno Domini" продуктивность ее становится скупее. Если в "Вечере" и "Четках" дольника было 29%, то в тревожных "Белой стае" и "Подорожнике" - 20%, а в суровом "Аnno Domini" - 5%. За счет этого возрастает 5-стопный ямб (раньше он отставал от 4-стопного, теперь и почти что самых последних ахматовских лет - опережает его) и, еще заметнее, - два других размера: 4-стопный хорей (с 10 до 16%) и 3-стопный анапест (с 7 до 13%). Чаще, чем в какое-либо иное время, эти размеры появляются с дактилическими рифмами - традиционной приметой установки "на фольклор".

В то же время Ахматова сочетает фольклорные и торжественные интонации.

А торжественный лирический ямб легко переходит в торжественный эпический ямб: в эти годы появляются "Эпические мотивы" белым стихом.

В 1917 - 1922 гг., в пору патетического "Аnno Domini", в ахматовском 5-стопнике устанавливается совсем редкий для русского стиха напряженно-восходящий ритм, в котором вторая стопа сильнее первой. В следующем четверостишии так построены 1 и 3 строки, а с ними контрастно чередуются 2 и 4 строки прежнего, вторичного ритма:

Как первая весенняя гроза:

Из-за плеча твоей невесты глянут

Мои полузакрытые глаза...

Что касается неточной рифмовки, то в женских рифмах Ахматова окончательно переходит к господствующему усеченно-пополненному типу (от "утро-мудро" к "пламя-память).

Третий период, 1935-1946 гг., после многолетнего перерыва, ознаменован прежде всего обращением к большим формам: "Реквием", "Путем всея земли", "Поэма без героя"; несохранившаяся большая вещь "Энума элиш" тоже относится к этому времени.

Учащается употребительность 5-стиший и 6-стиший и в лирике; до сих пор ими писалось не более 1-3 % всех стихотворений, а в 1940-1946 гг. - 11%.

Параллельно пишутся "Северные элегии" белым 5-стопным ямбом, и его контрастный альтернирующий ритм опять подчиняет себе ритм также и рифмованного 5-стопника: восходящий ритм "Anno Domini" отходит в прошлое.

Над Азией - весенние туманы,

И Яркие до Ужаса тюльпаны

Ковром заткали много сотен миль...

Неточных рифм становится на треть меньше, чем прежде (вместо 10 - 6,5%): Ахматова поворачивает к классической строгости. Разлив 5-стопного ямба в лирике и 3-иктного дольника в эпосе решительно оттесняет 4-стопный хорей и 3-стопный анапест, а заодно и 4-стопный ямб. Звучание стиха становится легче из-за учащающихся пропусков ударений.

Из перламутра и агата,

Из задымленного стекла,

Так неожиданно покато

И так торжественно текла...

Та столетняя чаровница

Вдруг проснулась и веселится

Захотела. Я ни при чем...

Всего за этот третий период написано около 22% всех стихов Ахматовой.

После постановления 1946 г. в творчестве Ахматовой опять наступает десятилетняя пауза, перебиваемая лишь официозным циклом "Слева миру" в 1950 г. Затем, в 1956-1965 гг., ее поэзия опять оживает: наступает поздний ее период - около 16% всего ею написанного. Средняя длина стихотворения остается, как и в предыдущем периоде, около 10 строк, длиннее других оказываются стихи, написанные 3-стопным амфибрахием и задавшие тон циклу "Тайны ремесла" -

Подумаешь, тоже работа -

Беспечное это житье:

Подслушать у музыки что-то

И выдать шутя за свое... -

5-стопный ямб, наконец, идет на убыль, а ритм его вращается к той сглаженности, которая была в с начале его эволюции. Неожиданно оживает 4-стопный ямб, как в самом начале пути.

Почти окончательно исчезает 4-стопный хорей: видимо, он слишком мелок для той величавости, которой требует для себя Ахматова. И наоборот, 3-стопный анапест в последний раз усиливается до максимума (12,5-13%), как когда-то в годы "Anno Domini", однако теряет прежние фольклорные интонации и приобретает чисто лиричные.

Вместе с ним повышается до максимума (10-11%) малозаметный прежде 5-стопный хорей; им даже пишутся два сонета, для которых этот размер не является традиционным

Количество неточных рифм сокращается еще более (с 6,5 до 4,5%) - это довершает облик стиха по классицизирующей Ахматовой.

Таким образом, из приведенного анализа можно сделать вывод, что на ранних этапах творчества происходило овладение стихом и выработка собственной манеры стихосложения. Поздние этапы во многом подхватывают и продолжают друг друга. Ранние периоды соответствуют "простому", "вещному" стилю акмеистической Ахматовой, поздние - "темному", "книжному" стилю старой Ахматовой, ощущающей себя наследницей минувшей эпохи в чуждой литературной среде.

Бестаева Эльмира Валикоевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Владикавказского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Населённый пункт: города Владикавказа
Наименование материала: Открытый урок по творчеству А. А. Ахматовой.
Тема: "Жизненный и творческий путь А. А. Ахматовой. Поэма "Реквием".
Дата публикации: 05.05.2017
Раздел: среднее профессиональное

1 курс. Русский язык и литература, специальность – 38.02.06, Финансы.

Раздел 7. Литература первой половины 20 века.

Тема 10. Анна Андреевна

Ахматова. Жизненный и творческий путь. Поэма «Реквием».

ХОД УРОКА:

ТЕМА УРОКА: Анна Андреевна Ахматова.

Жизненный и творческий путь.

Поэма «Реквием».

ПЛАН УРОКА:

1) Основные вехи жизненного и творческого пути А. А. Ахматовой.

2) Поэма «Реквием». История создания, тематика.

3) А. А. Ахматова. Переводы из осетинской поэзии.

Цели урока:

обучающая:

жизненную

творческую

биографию

Ахматовой;

ознакомить

особенностями

творчества

биографических

2) развивающая:

р а зв и ват ь

н а в ы к и

в ы р а зи т е л ь н о го

ч т е н и я

литературоведческого анализа при изучении темы «А. А. Ахматова. Жизненный и

творческий путь. Поэма «Реквием»»;

3) воспитательная:

воспитывать любовь к Родине, к истории своей страны, к

личной свободе, независимости; нетерпимость ко всякому насилию над человеком.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: смешанный.

Метод обучения: словесно-наглядный.

Материально-техническое

обеспечение

урока:

мультимедийный

проектор,

аудиозаписи, просмотр видеофрагментов; сборник стихотворений, презентация.

Межпредметные связи: история, философия.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

МОМЕНТ

минуты):

приветствует

студентов,

отмечает

отсутствующих,

переходит

подготовке

студентов к уроку (проверяется наличие учебных принадлежностей); преподаватель

сообщает тему урока и его цели.

ПРОВЕРКА

ДОМАШНЕГО

ЗАДАНИЯ

минут): оценка

студентов

фронтального

выявляет

освоения

студентами предыдущего учебного материала: «Биография М. А. Булгакова»).

Итак, ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о сложности и трагичности

жизненного пути М. А. Булгакова; также мы ознакомились с основными этапами его

творческого становления и обсудили место М. А. Булгакова в мире современной

литературы.

Сначала проведём опрос по биографии, а затем послушаем творческие задания

двух студентов:

а) фронтальный опрос: 1) где и когда родился М. А. Булгаков?

2) кем были его родители по роду деятельности?

3) что подтолкнуло Булгакова к выбору профессии

4) с каким произведением связывается дебют Булгакова?

5) какую из пьес Булгакова Сталин смотрел 14 раз?

6) от какой наследственной болезни умер Булгаков?

7) почему его жена считала, что в его смерти есть что-то

загадочное?

8) в каком городе похоронен писатель?

9) почему М. Булгаков был против детей, хотя был в

браке три раза?

индивидуальный опрос: сообщение двух студентов по темам: «М. А. Булгаков и

вопросы веры», «М. А. Булгаков и Владикавказ».

3. ОБОБЩЕНИЕ ОТВЕТОВ (2 минуты): преподаватель отмечает, насколько

студентами,

словесно

поощряет

работавших

студентов; те, кто недостаточно готовился к паре, получают от педагога замечания и

приглашаются на консультации.

Выставление оценок, комментирование (Ребята, с домашним заданием, на мой

взгляд, вы справились, вопросы, предложенные на прошлой лекции, вы осветили в том

объеме, в каком они вам был предоставлены).

ИЗЛОЖЕНИЕ

НОВОГО

МАТЕРИАЛА

минут):

высвечивается на интерактивной доске, под названием темы идет структура урока.

Подготовка студентов к усвоению нового материала. Мотивация их учебной

деятельности.

Афанасьевич Булгаков - выдающийся русский писатель, драматург, автор романов,

повестей, рассказов, фельетонов и более двух десятков пьес.

Он остался в памяти

современников как человек, главными чертами личности которого были независимость

твердость

суждений,

жизнестойкость

испытаниях,

высокоразвитое

чувство собственного достоинства, тонкий юмор, искусство быть во всех случаях

самим собой.

Жёсткая цензура, с которой

столкнулся

Булгаков,

насильственного

насаждения

идеологии

сталинизма

являются лейтмотивом для русской литературы 20 века. Репрессиям или травле за

свободу мнения будут подвергаться М. Зощенко, Б. Пастернак, Б.

Пильняк, А. Солженицын, наконец, А. Ахматова, поэтому, ребята, не отбрасывайте

свои

знания

творчеству

Булгакова.

дальнейшем

изучении

русской

литературы,

особенно

изучении

творчества

Ахматовой,

Пастернака,

Бродского,

Солженицына

волны

третьей

эмиграции,

будем

часто

вспоминать.

Булгаков

Ахматова

историческую эпоху и стали невольными свидетелями кровавых событий Октября,

сталинских репрессий, больших испытаний, выпавших на долю простого народа, я

имею в виду коллективизацию сельского хозяйства, от которого в первую очередь

страдали

трудящиеся

массы.

отмечали,

Булгаков

политику,

осуществляемую советской властью. В 1930-е годы едва ли не главной в творчестве

писателя становится тема взаимоотношений художника и власти, реализованная им на

материале

исторических

«Мольер»,

биографическая

«Жизнь господина де Мольера», роман «Мастер и Маргарита».

пересекаются

тематические

интересы

Булгакова

Ахматовой?

свободу, показать тяжелую жизнь русского народа).

Как вы уже поняли, ребята, сегодня мы будем говорить о творчестве А. А.

Ахматовой и о тяжелых испытаниях, выпавших на ее долю.

Цель

сегодняшнего урока: изучить

жизненную и творческую биографию

А. А. Ахматовой; ознакомиться с историей создания поэмы «Реквием»; а также с

особенностями переводческой работы поэтессы.

На рассмотрение сегодня выносятся три вопроса (показать на экране).

1 вопрос. Основные вехи жизненного и творческого пути А. А. Ахматовой.

Русская культура не знает более драматичной судьбы поэта, на долю которой

пришлось столько испытаний и столько трагических моментов истории, что, казалось

бы, один человек, одна личность не в состоянии это уместить, однако Анна Андреевна

была в состоянии все это пережить, суммировать свой драматический тяжелый опыт и

оставаться

работающим,

действующим,

талантливым

лирическим поэтом.

Анна Горенко родилась в одесском районе с красивым названием Большой

Фонтан в семье инженера-механика флота в отставке Андрея Горенко. Мать - Инна

Эразмовна Стогова - была образованной и очень современной женщиной, которая

была желанным гостем в домах Одесской творческой элиты.

А н д р е е в н а

была третьей из шести детей. Ахматова вспоминала, что училась читать по азбуке

Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми,

она научилась говорить по-французски.

С самих ранних лет показывала характер, была строптивым ребенком, дурно

училась, была неусидчива, но зато с 10-летнего возраста писала недетские и очень

талантливые стихи.

Домашние называли ее акумой, что в переводе с японского

означает «нечистая сила». Родители были в ужасе от способностей

хотели, чтобы девочка «вышла в люди», а для девочки в то время

к а р ь е р а

поэтессы никуда не годилась. Мать ахала: «Я вижу, что моей дочке плохо, но я не могу

ей помочь». Отец реагировал гораздо строже: «Не позорь мое имя». Когда Ане было 16

лет, она воскликнула: «А и не надо мне твоего имени».

вот с этого начинается история знаменитого псевдонима. Она, нужно сказать, обладала

довольно едким, неженским юмором. И с большой иронией отозвалась о псевдониме, о

той ситуации, уже в зрелые годы. Она говорила: «Только 17-летняя шальная девчонка

могла выбрать татарскую фамилию для русской поэтессы».

За этим псевдонимом

стоит семейная легенда. Якобы по материнской линии предком семьи Горенко был

татарский хан Ахмат. Во всяком случае, это восточная фамилия потрясающе подошла

к этому лицу с изломанной линией, к этому таланту.

переехала сначала в Павловск (город в Санкт-Петербурге), а затем в Царское Село, где

в 1899 году, то есть в 10-летнем возрасте, Анна Горенко стала ученицей Мариинской

женской гимназии, директором которой был Иннокентий Анненский. Училась Анна в

Царскосельской женской гимназии всегда неохотно. Л е т о

п р о в о д и л а

Севастополем, куда мать уехала после развода с мужем для лечения двух дочерей,

туберкулёзом.

Ахматова

поражает

глубоким

индивидуализмом: «Я

получила

прозвище

девочка»,

босиком, бродила без шляпы, бросалась с лодки в открытое море, купалась во время

загорала

шокировала

провинциальных севастопольских барышень».

Царском Селе в 1903 году познакомилась с Н. С. Гумилевым и стала постоянным

адресатом его стихотворений. А весной 1910 года после нескольких отказов Ахматова

согласилась стать женой Н. С. Гумилева. От брака с Гумилевым у Анны Ахматовой в

1912 году родился сын Лев, будущий ученый-историк.

Оба попали под

влияние замечательного русского поэта Иннокентия Анненского. Оба рано начали

писать стихи, не случайно полюбили друг друга. И в тот же год, что вышел сборник

«Вечер», они поженились.

Это был очень редкий случай, когда и муж, и жена -

замечательные большие поэты. И в поэзии Гумилева присутствует образ Ахматовой, и

в поэзии Ахматовой присутствует образ Гумилёва. Очевидно, что брак между двумя

такими талантливыми личностями, да еще конкурирующими в ремесле, не мог быть

удачным, потому что Гумилеву было совершенно невыносимо чувствовать, что его

одновременно

является

конкурентом

обыгрывает его.

Когда брак прервался, отношения двух высоких поэтов

не прервались. И вот как замечательно Ахматова среагировала на уход Гумилева

добровольцем на фронт, тогда началась Первая мировая война:

«Утешение».

Там Михаил Архистратиг

Его зачислил в рать свою.

Н. Гумилев.

Вестей от него не получишь больше,

Не услышишь ты про него.

В объятой пожарами, скорбной Польше

Не найдешь могилы его.

Пусть дух твой станет тих и покоен,

Уже не будет потерь:

Он Божьего воинства новый воин....

Удивительно, но это стихи бывшему мужу, человеку, с которым она рассталась, у

неё уже была своя личная жизнь с поэтом Борисом Анрепом. И у него тоже. Тем не

менее, духовный союз нерушим.

В 1914 выходит второй сборник «Четки», принесший ей всероссийскую славу. С

14 года уже оформляется гражданственность лирики Ахматовой. Она очень предана

своей земле, она очень любит свою родину, она сочувствует всем тем событиям,

которые происходят с ее родной страной. Не забудем о том, что в это время ей 24 года.

Тем не менее, такое удивительное, чистое, неженское чувство патриотизма, любви к

Родине и, главное, долгу перед ней. Патриотизм Ахматовой уже звучит в ее раннем

сборнике стихотворений «Белая стая».

В следующем году Анна Ахматова и Николай Гумилев разошлись; после развода

Ахматова

вторично

ученого-ассиролога

(Ассириология

дисциплина,

изучающая

письменности,

культуры

Месопотамии) Владимира Казимировича Шилейко.

временем

надвигается

октябрьская

революция,

Андреевна не покинула страну, как это сделали многие представители творческой

интеллигенции

окружения.

работала

библиотеке

Агрономического

института в Петербурге. В 1921 году вышел сборник её стихов «Подорожник», ещё

через год - книга «Anno Domini».

Особого внимания заслуживает замечательный сборник стихотворений «Анна

Домини» (Лето Господне). Сборник вышел в 1922 году.

1921 год становится для

Ахматовой

потрясений

расстреляли

Гумилёва,

одновременно с этим событием умирает А. Блок, которого Ахматова считала великим

поэтом, образцом, потерю которого она ощущала трагически.

Удивительно,

этот момент ее талант обогащается, дар становится сильней,

она не погружается в

депрессивное, одинокое состояние, и именно этот сборник как бы является откликом

на то, что с ней произошло в 1921 году.

обозначена

полностью

гражданская

поэзия Ахматовой. Для нее было невыносимо и представить себе, что она будет жить

и работать в эмиграции.

Начиная с 1922 года, книги Анны Ахматовой подвергались цензурной правке. С

1925 по 1939 год она находится под запретом: ее творчество не отвечает критериям

«пролетарской культуры» Советского государства.

С 1924 года Ахматова вместе с критиком Николаем Пуниным группировала

вокруг себя враждебно настроенных литературных работников и устраивала на своей

квартире

антисоветские

Начинается

невольно

спровоцированная

Чуковского

Ахматова

Маяковский.

Противопоставление

хранительницы

уходящей

культуры

Ахматовой

правофлангового

искусства

Маяковского,

строилась

Чуковского, оказалось роковым для Ахматовой. Однако для властей вопрос встал

иначе: Ахматова или Маяковский.

В 1939 имя Ахматовой было на 7 лет возвращено в литературу. На приеме в

честь награждения писателей Сталин спросил об Ахматовой, стихи которой любила

его дочь Светлана: «А где Ахматова? Почему ничего не пишет?». Ахматова была

принята в Союз писателей, ею заинтересовались издательства. В 1940 вышел после 17-

летнего перерыва ее сборник «Из шести книг», который Ахматова назвала «подарком

папы дочке». В 1940 году увидел свет сборник стихов Ахматовой «Из шести книг».

И вот в 40-ом году появляется небольшой ветер надежды, появляется мысль о

том, что, может быть, все вернется в прежнее состояние, ей позволяют печататься,

многих выпускают из сталинских лагерей. 40-ой год - очень странный год не только

для Ахматовой, но и для многих ее современников. Многие тогда рассказывали, что

чувствовали

начинается

Отечественная война. И всем этим надеждам не суждено было сбыться. И русский

народ, и Ахматова становятся перед лицом нового, гораздо более тяжелого удара, чем

сталинские репрессии.

Для начала для того, чтобы ввести вас в военный контекст, я хочу, чтобы вы

вспомнили того, что вы знаете из рассказов своих близких из курса Отечественной

истории про то, каким потрясением, каким ударом

была эта война для всего народа.

Нет практически ни одной семьи, не тронутой этим горем. Для Ахматовой война была

горем вдвойне, потому что Ахматова была «Ленинградкой», а что означает война и

блокада для жителей Ленинграда вам рассказывать не нужно.

Ахматова необыкновенно любила Петербург. Она писала о нем, как о живом

любимом человеке. Хотелось бы сказать, как она относилась к городу, в котором

прожила почти всю жизнь.

Вот, например, строки из ранней Ахматовой:

Как люблю, как любила глядеть я

На закованные берега,

На балконы, куда столетья

Не ступала ничья нога.

И воистину ты - столица

Для безумных и светлых нас;

Но когда над Невою длится

Тот особенный, чистый час

И проносится ветер майский

Мимо всех надводных колонн,

Ты - как грешник, видящей райский

Перед смертью сладчайший сон... (1916).

Так можно писать только любимому человеку, а между тем адресатом ее стихов

становится ее город. Тема Петербурга - важнейшая

в творчестве А. Ахматовой.

«Реквием»

Петербург

утрачивает

персональность

становится

сгустком

человеческого

страдания,

пространство

занимают

Послушайте

Ленинграде,

послушайте,

любовь Ахматовой к городу.

«Птицы смерти в зените стоят.

Кто идет выручать Ленинград?

Не шумите вокруг - он дышит,

Он живой еще, он все слышит».

Но это уже стихи почти о больном замученном ребенке (он дышит, не шумите,

любое неосторожное движение может лишить его жизни, а он еще жив). И вот она

вынуждена уехать из любимого города в Ташкент, а Ташкент был городом, который

(ударение

российской

советской

художественной интеллигенции, и там она оказалась в эвакуации одна. И выжила

только благодаря, во-первых, собственной силе воле, воле к жизни и мужественному

характеру, во-вторых,

поскольку не прерывала поэтического труда, и, в-третьих,

благодаря заботам близких, поклонников ее таланта. В это время написано самое

сильное гражданское стихотворение Ахматовой «Мужество»:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Эти стихи обладают почти магическим действием, люди, которые слышали их

впервые, впоследствии рассказывали о том,

эти стихи заражали человека волей к

жизни. Ахматова своей судьбой, своими испытаниями оплатила право говорить о

эмиграции, она написала стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…», которое

многим показалось несправедливым.

Ахматова не прерывала поэтического труда, не смотря ни на какие лишения, вне

зависимости от того, будет напечатано стихотворение или нет.

возвращение

Ленинград,

появляются

успокоение, на лучшую жизнь. И снова, как в 42-ом году, это были ложные надежды.

окончания

появляется

печально

знаменитое постановление ЦК ВКПБ о журналах «Ленинград» и «Звезда».

Постановление Оргбюро ЦК ВКП (б) (Центральный комитет Коммунистической

года: «Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу

пустой безыдейной поэзии. Её стихотворения, пропитанные духом пессимизма и

упадочничества,

выражающие

салонной

застывшей

позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусстве

для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом, наносят вред делу

воспитания нашей молодёжи и не могут быть терпимы в советской литературе».

докладов

(обобщённая

стенограмма): «Ахматовская поэзия совершенно далека от

народа. Основное у неё - это любовные мотивы, переплетённые с мотивами грусти,

обречённости.

обречённости,

предсмертной

безнадёжности

духовный

Ахматовой.

Ахматова

маленькая узкая личность с ничтожными переживаниями».

Главными жертвами постановлениями этого журнала стали А. Ахматова и

М. Зощенко. Вред этого постановления нельзя переоценить.

Оно на долгие годы

вычеркнуло Анну Ахматову из литературы.

Постановление

ошибочное

Живы еще люди, которое помнят это постановление и которые помнят свою

реакцию на то, что они прочли в газетах. Люди, которые любили Ахматову, горько

плакали этим утром, когда открыли газету «Правда». Это означало, что Ахматову

печатать не будут. И общаться с ней тоже было небезопасно. Но Ахматова никогда не

осуждала людей, которые боялись общаться с ней в эти тяжелые дни. Ей уже было за

50, казалось бы, она должна сломаться, но она продолжает работать. «Поэму без

героя» Ахматова писала почти 25 лет. С 40 до 65 годов.

Старость не притупила память Ахматовой, более того, она не притупила её

способность любить человека, саму жизнь. Она не любила хронологический принцип,

по которому её заставляли редакторы располагать стихи. А она говорила: «Не важно,

когда было написано стихотворение - в 62 или 13 году. Главное, что это написала я по

стихи, которые называются «Приморский сонет».

Так они называются, потому что

они написаны в Комарово, а оно находится на берегу финского залива.

меня переживёт,

Всё, даже ветхие скворешни

И этот воздух, воздух вешний,

С неодолимостью нездешней,

И над цветущею черешней

Сиянье лёгкий месяц льёт.

И кажется такой нетрудной,

Белея в чаще изумрудной,

Дорога не скажу куда…

Там средь стволов ещё светлее,

И всё похоже на аллею

У царскосельского пруда.

Это стихотворение о смерти, но

готовно сти,

кото р о е

свойственно истинному христианину. Здесь нет драматизма, трагичности, жалоб на

Ахматова

человеком

культуры.

внутренняя

культура

базировалась на трех

именах: это Данте, Шекспир и Пушкин.

свойственной

иронией она когда-то сказала: «Глупо прожить жизнь на планете Земля и ни разу не

прочесть Шекспира в подлиннике». В подлиннике она читала и Данте. Она была

одним из лучших специалистов ленинградских по «БК».

Слава всемирная, которой она была достойна с ранних лет творчества, пришла

к ней очень поздно. Буквально за два года до смерти. Стали говорить о том, что, может

быть, она могла бы стать лауреатом Нобелевской премии. Затем вручили итальянскую

премию, просто, чтобы удостоить великого поэта. И за тем незадолго до смерти ей

дали диплом почётного доктора Оксфордского университета.

Ко всему этому она относилась с иронией, она понимала, что ей осталось очень

мало. Слава ей была совершенно не нужна. Поехала она в Англию уже смертельно

больной, чтобы удостоить вниманием тех людей, которые ее принимали.

человеком

благодарным.

достойно

немногословно.

Собственно, так, как она и предрекала.

Было очевидно, что смерть Ахматовой может вызвать новую волну поддержки

опальной литературы. Начальство Московского отделения Союза писателей, по словам

Владимира Муравьева, «вибрировало и тряслось». Со злой горечью он вспоминал:

проводила

великого

русского

обнаженный

Андреевны три дня лежал в подвалах морга - по случаю праздника Восьмого марта.

устроила

Советская

Достойные

Именно это она от них и заслужила».

Поисками

кладбища Бродский. Вопрос был очень важен: место погребения Ахматовой должно

стать знаком ее связи с этим городом, с его тенями, с его историей. Невозможно было

похоронить Ахматову рядом с Блоком и Лозинским на Литераторских мостках: для

похорон на столь престижном кладбище должна была быть санкция властей.Комарово,

маленькое,

кладбище

эмигрантов: «Ее

центром кладбища. Туда будут все стремиться. Кладбище станет ахматовским».

Ахматовой

доставить

рассвете

аэродром,

перевозки грузов. И для того, чтобы москвичи все-таки могли проститься с Ахматовой,

Лев Копелев решается на подлог: не имея на это никаких полномочий, он от имени

«комиссии

писателей

похоронам

Ахматовой»

Шереметьево, и ему удается получить разрешение на отсрочку - привезти гроб на

несколько часов позже указанного срока, прямо к самолету.

телефону

оповещали

прощание

больницы

Склифосовского

Антоновна

Ольшевская, Надежда Яковлевна Мандельштам, Анна Каминская, Ника Глен, Юлия

Живова, Анатолий Найман.

самолете

Ленинград.

ожидании

потенциальных

выступлений

кинооператор,

сотрудник

контрразведки

облегчения

дальнейших

действий

участников

похорон. Подобная методика была уже в арсенале КГБ, когда шел суд над Иосифом

Бродским, - стремились зафиксировать «неблагонадежных». И даже Лев Гумилев,

воспринимавший

кощунственную

вынужден

смириться

происходящим.

Студенты переписывает со слайда периодизацию творчества А. Ахматовой. В

это время учитель комментирует тематические предпочтения поэтессы в каждом

из этих периодов, тем самым держа обучающихся в постоянной умственной работе.

Первый период: 1912-1917 годы.

Сборники «Вечер» (1912); «Четки» (1914);

«Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921), «У самого моря» (1921), «Anna Domini»

(1922). Творчество Ахматовой этого периода связано с акмеизмом. Лирика первых

книг - лирика любви.

Входит в круг своих известных современников - А. Блока,

В. Брюсова, И. Анненского, Н. Гумилева.

Второй

период

творчества

Ахматовой

охватывает

годы

20-40-ые

годы.

наполняется

общечеловеческим

голода, лишений Ахматова не оставляет Родину, не эмигрирует. «Мне голос был, он

звал утешно…», «Не с теми я, кто бросил землю…». Главным итогом 1930-х годов

явилась поэма «Реквием».

Третий период – вторая мировая война (41-45).

«Клятва»,

«Мужество».

Завершающим

созданным

является

стихотворений

«Победа».

Четвертый период (50-60 годы).

Постановление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Исключение

из союза писателей. Появляются переводы. Основной труд - «Поэма без героя». Цикл

«Городу Пушкина», «Тайны ремесла».

«Поэма без героя» является итоговым произведением А. Ахматовой. Над ее

созданием она работала с начала 40-х до последних дней своей жизни. Если поэма

«Реквием» посвящена памяти погибших в годы сталинских репрессий, то «Поэма без

героя» о суровой эпохе, современницей которой была поэтесса: «Я посвящаю эту поэм

памяти ее первых слушателей - моих друзей и сограждан, погибших в Ленинграде во

Ташкент). Само

название

выражает

стремление

эпическое

произведение о времени, о событиях, о людях сложной и трагической судьбы.

Вопрос 2. История создания поэмы «Реквием».

О том, как возник замысел «Реквиема», Анна Андреевна Ахматова сообщает

читателю

названием

предисловия»

(проигрывается аудиозапись).

Как видно, поэма «Реквием» - надгробное слово, посвященное всем погибшим в

страшные

сталинских

репрессий.

Название

восходит

слову «реквием»

(поминальная месса в католичестве), отсюда жанр произведения - поминание всех

невинно заключенных и погибших в результате сталинских чисток и борьбы за власть.

наброски

«Реквиема»

относятся

Ахматова

планировала

лирический

некоторое

переименован в поэму. Наиболее плодотворно она работала над поэмой в 1938-1940

годах и вернулась к ней позже, в 1960-е годы. Ахматова сжигала рукописи «Реквиема»

после того, как прочитывала людям, которым доверяла, в частности, Лидии Чуковской.

В 1962 году, когда все стихи были полностью скомпонованы и записаны на бумаге,

Ахматова с гордостью сообщила: ««Реквием» знали наизусть 11 человек, и никто меня

стала известна широкому читателю в России.

Исследователи литературного наследия Ахматовой называют поэму «Реквием»

шедевром ее творчества. Во-первых, сюжет поэмы описывает личное горе поэтессы:

арест и заключение Льва Николаевича Гумилева, ее единственного сына:

«Уводили тебя на рассвете,

За тобой, как на выносе, шла,

В темной горнице плакали дети,

У божницы свеча оплыла.

На губах твоих холод иконки.

Смертный пот на челе... не забыть!

Буду я, как стрелецкие женки,

Под кремлевскими башнями выть».

«Реквием»

семейной

трагедии. «Реквием» - это воплощение народного горя, народной трагедии, это крик

«стомильонного народа», которому выпало жить в то время.

Эпиграфом к поэме стали строки, в которых Ахматова говорит, что вся ее жизнь

была тесно связана с судьбой родной страны даже в самые страшные годы. Она

отказалась от эмиграции и осталась в России:

«Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был».

«Реквием»

нескольких

определенную идею.

«Посвящение» - это описание переживаний людей, которые много времени стоят

в тюремных очередях. Ахматова говорит об их «смертельной тоске», о безысходности

и огромном горе

этим горем гнутся горы,

Не течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними «каторжные норы»

И смертельная тоска.

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат -

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет

Да шаги тяжелые солдат.

Подымались как к обедне ранней.

По столице одичалой шли,

Там встречались, мертвых бездыханней,

Солнце ниже и Нева туманней,

А надежда все поет вдали.

Приговор… И сразу слезы хлынут,

Ото всех уже отделена,

Словно с болью жизнь из сердца вынут,

Словно грубо навзничь опрокинут,

Но идет... Шатается... Одна...

Где теперь невольные подруги

Двух моих осатанелых лет?

Что им чудится в сибирской вьюге,

Что мерещится им в лунном круге?

Им я шлю прощальный мой привет».

Часть «Вступление» передает боль и горе о трагических судьбах невинных

людей. В этой же части поэтесса рисует образ глубоко несчастной, больной, одинокой

«Эта женщина больна,

Эта женщина одна…».

Седьмая часть поэмы - «Приговор» - несет идею человеческой стойкости. Для

того чтобы выжить, мать должна стать каменной, научиться не чувствовать боли

(стихотворение читается наизусть студентом):

И упало каменное слово

На мою еще живую грудь.

Ничего, ведь я была готова,

Справлюсь с этим как-нибудь.

У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

А не то... Горячий шелест лета,

Словно праздник за моим окном.

Я давно предчувствовала этот

Светлый день и опустелый дом.

Но вынести все это трудно, поэтому восьмая часть названа «К смерти». Героиня

ожидает свою смерть. Она просит ее ускорить свой приход, потому что жизнь утратила

для героини всякий смысл (стихотворение читается наизусть студентом):

равно придешь. - Зачем же не теперь?

тебя - мне очень трудно.

потушила свет и отворила дверь

простой и чудной.

какой угодно вид,

отравленным снарядом

гирькой подкрадись, как опытный бандит,

отрави тифозным чадом,

сказочкой, придуманной тобой

всем до тошноты знакомой, -

увидела верх шапки голубой

бледного

страха управдома.

теперь. Струится Енисей,

Звезда полярная сияет.

возлюбленных очей

П о с л е д н и й

застилает».

Э п и л о г

состоит из двух частей. В первой части Ахматова опять обращается к тем, кто стоял

вместе с нею тюремной очереди. Она просит Бога о помощи, но не для себя одной, а

для всех убитых горем людей.

народности

«Реквиема»

говорили ей и те немногие из ее современников, которым посчастливилось слышать

Реакция почти у всех одна и та же. Я таких слов о своих стихах никогда не слыхала.

(«Народные».) И говорят самые разные люди».

« Р е к в и е м »

в ы р а ж е н и е

беспредельного народного горя.

Таким образом, лирическое и эпическое в поэме

слито воедино: рассказывая о своем горе (аресты сына - Л. Н. Гумилева, мужа - Н. Н.

Пунина), Ахматова говорит от лица миллионов «безымянных»; за ее авторским «я»

стоит «мы»:

«И я молюсь не о себе одной,

И в лютый холод, и в июльский зной

Под красною ослепшею стеною».

завис ела

превратностей судьбы, от этой власти и именно потому она при жизни стала живой

легендой, живым экспертом по великой русской поэзии Серебряного века. Ахматова

чувствует за собой право говорить от имени всех женщин России, от имени всех тех,

лет. Это значит, что пять лет Ахматова была в одном и том же состоянии, в одном и

том же тревожном ожидании счастливого или более-менее благополучного разрешения

судьбы сына и мужа. Ахматова вместе с народом прошла трудный путь войн и

революций, никогда не допуская мысли о жизни в эмиграции.

Мне очень тяжело сказать, какую

роль играет «Реквием» в

формировании

дальнейшей

советской

постсоветской

культуры, нашего с вами сознания, мне кажется, что ничего более трагического о

сталинском терроре сказано не было.

наилучший

памятник

человеческому

А. А. Ахматова. Переводы из осетинской поэзии.

Обращение

Андреевны

переводам

вынужденным.

официальной власти на ее творчество обрекал Ахматову на голодное существование.

Исключенная из состава Союза писателей, она лишилась хлебных карточек. Для того

чтобы как-то облегчить ее положение, в ЦК партии и Союз советских писателей

обратился

Пастернак,

результате

московским

издательствам

поручено

Ахматовой

связанную

переводами.

Переводческая

деятельность Анны Андреевны оказалась плодотворной. Она перевела 150 поэтов с 78

языков, что составило 20 000 строк.

культура

пополнилась

ахматовcкими

переводами

Европы и бывшего Советского Союза, в том числе и переводами осетинских поэтов,

Ахматовой

Шервинский,

переводчиков

советской

знатоком

литературы. Шервинский был одним из редакторов ее осетинских переводов.

В 1951 году в Осетии готовили к изданию 3-х томное собрание сочинений Коста

Хетагурова. В первый том вошли произведения Коста, составившие цикл «Осетинской

лиры» с параллельными русскими переводами, над которыми работали многие поэты-

переводчики. В их числе и Анна Ахматова.

Она перевела «Кто ты?».

перевела стихи С.  Гадиева «Ненастье» и «Чермен»; Д.  Мамсурова «Я помню»; Г.

Кайтукова

«Ребенку

исполнился

присмирел»;

Муртазова «Ночь»; А. Царукаева «Летом» и «Осень в Урсдоне».

Ахматова

осетинского языка и переводила с помощью подстрочников. Их качество оставляло

Ахматовой

поэтические

произведения.

исключительным

использовала

подстрочники, помогала и поэтическая интуиция. Анна Андреевна признавалась: «Я

не понимаю слов, но все же понимаю стихи». Среди ее осетинских переводов есть

очень удачные, например, стихотворение Гриша Плиева «Будто сразу присмирел».

Отметим, что в

избранных

переводов

Ахматовой

осетинских

включается

перевод стихотворения Гриша Плиева «Будто сразу присмирел». Легендарный

народного

бросившего

произволу,

стихотворении Сека «Чермен», - близок по духу самой Ахматовой, исчерпывающе

передавшей в переводе национальное своеобразие характера Чермена, его стремление

справедливости

экспрессией,

способен

национальный поэт, как Сека Гадиев:

прославленный?! -

князьями

справился,

м о л о к о м

отравленный,

отправился».

П о д с т р о ч н ы й

п е р е в о д

Хетагурова

хранится

проблеме

посвятил

исследование

внимание на то, что перевод Ахматовой поэмы «Чи дæ?» («Кто Ты?») не совпал с

лексикой и стилем Хетагурова, хотя сюжетная канва была сохранена.

Выводы: Путь Ахматовой - путь тяжких потерь и испытаний, путь Ярославны

20 века, оплакавшей гибель России, лучших своих современников.

Время Ахматовой охватывает период от рубежа 19-20 веков до середины 60-х

достоверной

свидетельницы

перевернувших

беспримерных по своей жестокости событий 20 века: две мировые войны, революция,

сталинский террор, ленинградская блокада.

Эта женщина была настолько велика и как личность, и как поэт, что не хочется

говорить громких слов о том, как силен и необыкновенен был ее поэтический талант.

Я бы хотела закончить лекцию словами И. Бродского: «Она возглавляет первую строку

русской поэзии».

5.ОБОБЩЕНИЕ

НОВОГО МАТЕРИАЛА (10 минут):

к а к о м у

литературному течению А. Ахматова относила свое раннее творчество?

б) как назывался 1-й

сборник ее стихов?

в) кто был любимым

поэтом А. Ахматовой?

отмечены

заслуги А. Ахматовой за рубежом?

Ахматову внутренним эмигрантом? Какие доводы за или против вы можете привести?

Ахматова предназначение поэта?

соответствует

поэт пяти заповедям Л. Н. Толстого?

говорить

катарсисе Аристотеля, о представлениях древних греков о литературе, как вы думаете,

каковым было бы отношение к Ахматовой?

Ахматова

восприняла народное горе во время политических репрессий и в годы войны? Какой

осознала она собственную судьбу?

к) что Вам показалось близким в

поэзии великой Ахматовой?

6.ПОДВЕДЕНИЕ

ИТОГОВ

УРОКА,

ОЦЕНКА

ЗНАНИЙ (2 минуты).

7.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (1 минута):

биографию

Ахматовой

учебнику

Лебедева Ю. В. страницы 153-160;

б) выучить наизусть два стихотворения (по выбору) из

«Есть три эпохи у воспоминаний», — сказала однажды Анна Ахматова. Ее творческая судьба тоже распадается на три этапа, три биографических круга.

Начало первого — 1912 г. — выход в свет сборников «Вечер» и «Четки». Творчество Ахматовой этого периода связано с акмеиз-мом, да и позже поэт (Ахматова не признавала определения «по-этесса» по отношению к себе) не отреклась от своей связи с акмеизмом. Лирика первых книг — почти исключительно лирика любви. Стихи-миниатюры были лиричны и внутренне драматичны, ино-гда даже сюжетны («Смятение»). В ее ранних стихах поражало сочетание нежности, хрупкости чувства с твердостью и отчетливостью стиха. Современники говорили о «загадке» Ахматовой. Любовная лирика ее крайне интимна и предельно откровенна, чувственна. «Поединком роковых страстей» она близка Тютчеву.

Любовь — основной нерв ранней лирики Ахматовой. Она дана в предельных кризисных моментах — взлета и падения, разрыва и встречи, признания и отказа («Как велит простая учтивость…», «Небывалая осень построила купол высокий…»).

Лирика первых сборников передает ощущение непрочности бытия, какой-то неустойчивости. В предреволюционные годы в стихах появляются библейские и исторические ассоциации, все более властно заявляет о себе тема России («Ты знаешь, я том-люсь в неволе»). Для Ахматовой Россия нередко ассоциирова-лась с Царским Селом, где «смуглый отрок бродил по аллеям», где все было пронизано духом пушкинской поэзии. Ее Россия — это и Петербург — город культуры и державного величия.

Тема Родины, ее трактовка в годы Первой мировой войны отличалась от ура-патриотических взглядов многих поэтов. Ах-матова понимала, что война — это убийство, смерть, великое зло. Ее поэзия носит антивоенный, пацифистский характер, покоившийся на религиозной основе («Утешение», «Молитва»).

Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар — Так молюсь за твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей.

Второй период творчества Ахматовой охватывает годы от ре-волюции до конца 1930-х. Поэзия наполняется общечеловече-ским содержанием. Все трудные годы разрухи, голода, лишений Ахматова не оставляет Родину, не эмигрирует. В стихах «Мне голос был, он звал утешно…» и «Не с теми я, кто бросил зем-лю…» выражается истинный патриотизм и мужество поэта, счита-ющего позором оставить страну в трудное время:

Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда. Оставь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда». Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.

В поэзии Ахматовой отразились все трагические противоре-чия эпохи: разрушение быта, семьи, культуры. В годы граждан-ской войны Ахматова пишет: «Все расхищено, предано, прода-но». Несмотря на страшный быт, поэт видит свет. Сила жизни позволяет верить в чудесное будущее, произносить слова благо-словения новизне и красоте жизни.

1930-е годы оказались порой тяжелых испытаний для Ахмато-вой: были арестованы муж, сын. Сама она — бывшая жена расстре-лянного в 1921 г. «контрреволюционера» Николая Гумилева — жила в ожидании ареста. Все это рождает трагические стихи «Послед-ний тост», «Зачем вы отравили воду…». Главным итогом 1930-х годов явилась поэма «Реквием». Ею Анна Ахматова выполнила свой гражданский долг перед теми, кто в течение долгих меся-цев стоял в очереди к тюремному окошку. В поэме передана уду-шающая атмосфера всеобщего оцепенения. Здесь создан удиви-тельно емкий образ Города, который резко отличается от было-го блоковско-ахматовского Петербурга. Теперь это не город кра-соты и гармонии, а «ненужный» привесок к гигантской тюрь-ме, в которую превратилась вся страна: Материал с сайта

Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад. И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград.

«Реквием» — это плач не только по собственному сыну, но по всем, кого «уводили на рассвете».

В 1940-е годы — в годы Великой Отечественной войны — сти-хи Ахматовой звучали по радио. «Клятва», «Мужество» прониза-ны уверенностью, что «нас покориться никто не заставит», что «мы защитим тебя, русская речь, великое русское слово».

Стихи Ахматовой, собранные в итоговый сборник «Бег вре-мени», элегичны, пронизаны философским отношением к жиз-ни, мудры и величественны. Поэтическим «солнцем» Ахматовой был Пушкин. Она наследует традиции пушкинской поэзии, ее лаконичность, точность, простоту и гармонию.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • мотивы лирики ахматовой кратко
  • этапы жизни и творчества ахматовой кратко
  • темы и мотивы лирики ахматовой кратко
  • анна ахматова творческий путь сборники и стихи
  • творческая биография анны ахматовой кратко

Анна Андреевна Ахматова – одна из самых ярких поэтесс 20 века. Ее писательский талант захватил ни одно сердце и вдохновил многих людей.

Родилась Анна Ахматова 11 июня 1889 года в Одессе. Свое начальное образование Анна получила в Мариинской гимназии в Царском селе. Дальнейшее свое образование Анна Ахматова продолжила же в Киеве, в знаменитой женской Фундуклеевской гимназии. Ходила на чтение женских курсов, а также историко-литературных лекций.

Начала писать Анна Ахматова с 1911 года, представив общественности свой первый стих. Ее первый сборник появился на свет в 1912 году, через год после дебюта, и назывался он «Вечер». Ее родной фамилией была Горенко, однако, для псевдонима Анна Андреевна использовала фамилию своей прабабушки из-за разногласий с отцом на этой почве.

Второй сборник не заставил себя ждать и в 1914 году выпустила свою вторую книгу, сборник под названием «Четки». Тираж был огромным — 1000 экземпляров, — что для молодой, начинающей поэтессы уже было замечательной новостью. Именно «Четки» помог завоевать Анне Ахматовой настоящую популярность и приобрести почитателей своего таланта, кропотливой работы и поющей души.

Через три года, не заставив относительно долго себя ждать, выпускается новый сборник, которому Анна Ахматова дала название «Белая стая». К этому времени поэтесса достигла пика своего творчество, начались гастроли, литературные чтения, Анна много выступала, знакомилась с известными людьми, приобретала в свой круг верных друзей, получала новый опыт.

В 1910 году, как известна, Анна Ахматова обручилась с поэтом Николаем Гумилевым. Их знатная, интеллигентная чета пополнилась в 1912 году сыном, Львом Николаевичем, который в осознанные года своей жизни формулировал философские концепции и работал на научном поприще.

Брак с Николаем Гумилевым продолжился недолго: в 1918 году они развелись. Печальные события войны забрали на фронт ее бывшего мужа. В творчестве Анны Ахматовой можно встретить множество стихов, которые были посвящены ее бывшему мужу, даже прослеживается нотка грусти и тоски по былым временам.

Следующим ее мужем был ученый В. Шилейко, с которым она прожила не так уж много, а после расстрела Николая Гумилева в 1921 году, рассталась. Но сердце поэтессы не могло быть свободно, и в 1922 году у нее завязались изумительно теплые отношения с искусствоведом Пуниным, с которым она провела много счастливых лет. Последний ее сборник увидел свет в 1925 году.

Жизнь и творчество Анны Ахматовой потрясают переживаниями, тяжкими моментами, но необычайной красотой таланта, которая смогла на этой, казалось, неблаготворной почве вырасти. Запомнилась Анна Ахматова своей чрезвычайно душе трепещущей поэмой «Реквием», посвященной судьбе российского народа, которого она всем своим сердцем любила.

Умерла поэтесса 5 марта 1966 года в санатории под Москвой, где проходила лечение. Похоронена была на Комаровском кладбище неподалеку от Ленинграда, однако, не похоронена ни на миг в сердцах ее горячо любимых последователей и почитателей.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

Анна Ахматова - литературный псевдоним А. А.Горенко, родившейся 11 (23) июня 1889 г. под Одессой. Вскоре ее семья переехала в Царское Село, где будущая поэтесса прожила до 16 лет. Ранняя юность Ахматовой - это учеба в Царскосельской и Киевской гимназиях. Затем она изучала юриспруденцию в Киеве и филологию на Высших женских курсах в Санкт-Петербурге. Первые стихи, в которых ощутимо влияние Державина, были написаны гимназисткой Горенко в возрасте 11 лет. Первые публикации стихов появились в 1907 г.

С самого начала 1910-х гг. Ахматова начинает регулярно печататься в петербургских и московских изданиях. Со времени образования литературного объединения «Цех поэтов» (1911 г.)поэтесса выполняла обязанности секретаря «Цеха». С 1910 по 1918 год была замужем за поэтом Н. С.Гумилевым, с которым познакомилась еще в царскосельской гимназии. В 1910-1912 гг. совершила поездку в Париж (где подружилась с итальянским художником Амедео Модильяни, создавшим ее портрет) и в Италию.

В знаменательном для поэтессы 1912 г. произошло два больших события: вышел ее первый стихотворный сборник «Вечер» и родился единственный сын, будущий историк Лев Николаевич . Стихи первого сборника, ясные по композиции и пластичные по использованным в них образам, заставили критику говорить о появлении в русской поэзии нового сильного дарования. Хотя непосредственными «учителями» Ахматовой-поэтессы были мастера символистского поколения И. Ф.Анненский и А. А.Блок, ее поэзия была с самого начала воспринята как акмеистическая. Действительно, вместе с Н. С.Гумилевым и О. Э.Мандельштамом Ахматова составила в начале 1910-х гг. ядро нового поэтического течения.

За первым сборником последовала вторая книга стихов - «Четки» (1914), а в сентябре 1917 г. вышел третий ахматовский сборник - «Белая стая». Октябрьский переворот не заставил поэтессу эмигрировать, хотя жизнь ее круто изменилась, а творческая судьба сложилась особенно драматично. Она работала теперь в библиотеке Агрономического института, успела в начале 1920-х гг. издать еще два сборника стихов: «Подорожник» (1921) и «Anno Domini» («В лето Господне», 1922). После этого в течение долгих 18 лет в печати не появилось ни одного ее стихотворения. Причины были разные: с одной стороны, расстрел ее бывшего мужа, поэта Н. С.Гумилева, обвиненного в участии в контрреволюционном заговоре, с другой - неприятие стихов Ахматовой новой советской критикой. В эти годы вынужденного молчания поэтесса много занималась творчеством Пушкина.

В 1940 г. был опубликован сборник стихов «Из шести книг», на короткий промежуток времени вернувший поэтессу в современную ей литературу. Великая Отечественная застала Ахматову в Ленинграде, откуда она была эвакуирована в Ташкент. В 1944 г. Ахматова вернулась в Ленинград. Подвергнутая жестокой и несправедливой критике в 1946 г. в постановлении ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», поэтесса была исключена из Союза писателей. Следующее десятилетие она занималась преимущественно художественным переводом. Ее сын, Л. Н.Гумилев, в это время отбывал наказание как политический преступник в исправительно-трудовых лагерях. Лишь со второй половины 1950-х гг. началось возвращение стихов Ахматовой в русскую литературу, с 1958 г. вновь начинают издаваться сборники ее лирики. В 1962 г. была закончена «Поэма без героя», которая создавалась на протяжении 22 лет. Умерла Анна Ахматова 5 марта 1966 г., похоронена в Комарове под Санкт-Петербургом.

Загрузка...
Top