Посторонний камю как философский роман притча. Характеристика героев по произведению альбера камю «посторонний»

Творчество Альбера Камю - одна из вершин европейской литературы XX века. Писателю удалось отразить тенденции в духовной жизни поколения, принимавшего непосредственное участие во Второй мировой войне. Кроме того, Камю стал одним из зачинателей философии экзистенциализма - учения о трагическом одиночестве человека во враждебном мире.
Повесть «Посторонний» можно считать художественным манифестом экзистенциализма. Любопытно то, как отозвался один из читателей на вопрос, нравится ли ему «Посторонний».
- «Посторонний»? - переспросил тот. - Это повесть, где главный герой убил араба только потому, что было жарко? Нет, не понравилась.
Эта реплика очень удачно характеризует повесть. При поверхностном прочтении сюжет произведения кажется абсурдным и скучным, а язык, которым он описан - сухим и безжизненным. И только при внимательном изучении «Посторонний» оказывается самым настоящим шедевром европейской литературы.
Герой «Постороннего» - человек, лишенный привязанностей. Поражает его поведение на похоронах матери: герой наблюдает за происходящим с полным равнодушием, сознавая себя зрителем бездарного и дурно сыгранного спектакля. Красота окружающего мира кажется ему просто приманкой, которая заставляет людей жить. Его любовь к женщине на поверку оказывается просто средством от скуки. Смысл человеческого существования ускользает от главного героя «Постороннего». В итоге он совершает бессмысленное убийство и предстает перед судом. Интересно, что позиция постороннего играет с главным героем повести злую шутку: его холодность на похоронах матери суд расценивает как еще одно доказательство его испорченности, черствости и крайнего цинизма.
Но «посторонний» не циничен, не черств и вовсе не пресыщен жизнью, как это может показаться. К сожалению, в огромном мире не нашлось ничего, что разбудило его истинную природу, а с ней человечность, эмоциональность, наконец, элементарную способность сострадать. Мир принял его, но принял как пасынка, отщепенца, нелюбимого ребенка.
То, с каким вниманием Камю демонстрирует душевный мир героя повести, доказывает: для писателя «посторонний» частный случай, не случайное отклонение от общечеловеческой нормы, а некая закономерность, восторжествовавшая в мире.
«Голый человек на голой земле» - под таким лозунгом в пятидесятые годы XX века выступали экзистенциалисты. Но помещая человека в безвыходную, по сути, ситуацию, они отнюдь не призывали к равнодушному терпению и отрешенному принятию
реальности. Экзистенциалисты всегда говорили о борьбе человека за свое человеческое достоинство - пусть эта борьба лишена всякого подобия смысла. Солдат, атакующий в одиночку несокрушимый дот, может служить образом, иллюстрирующим «экзистенциальный бросок».
Там, где другой философ-экзистенциалист, Сартр, видел лишь «тошноту», которая одолевает человека, оставшегося один на один с миром, Камю находил отправную точку для борьбы. Жизнь писателя доказывает честность его мыслей: Камю был деятельным участником движения Сопротивления, настоящим борцом с нацизмом.
«Посторонний» Камю - это повесть-констатация, повесть - отправная точка, а не финал. Если судить по другим произведениям Камю, например, по роману «Чума», то «посторонний» в конце концов встал бы на путь активного вмешательства в дела мира, и начал бы он, вероятно, с переделки самого себя.
Повесть «Посторонний» сегодня звучит более чем актуально. В мире вновь зародилось большое зло - терроризм, пожалуй, даже более страшное, чем нацизм. И каждый человек должен проявить всю свою бдительность, силу воли, выдержку, чтобы противостоять ему. «Зло гибнет на мгновенье раньше, чем падает сраженным последний защитник крепости Добра». Будем помнить этот афоризм, чтобы не стать однажды «посторонними» в нашем сложном меняющемся мире!

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Муниципальное казенное учреждение «Управление образования

ГО «Город Лесной»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №76 Д.Е. Васильева»

Исследовательская работа

«Тема абсурда и выражение идей экзистенциализма в повести Альбера Камю «Посторонний»

Направление: социокультурное («Речь. Язык. Текст»)

Исполнитель: ученица 9 класса Казак Дарья

Руководитель: Вертохина Светлана Валерьевна

Учитель русского и литературы

Содержание

Введение

Глава I . Философский смысл повести «Посторонний».

I .1. О писателе.

I .2. Особенности мира героя.

I .3. О понятии экзистенциализма.

I .4. Принципы экзистенциализма и их реализация на страницах повести.

I .5. Абсурд как способ изображения действительности .

Глава II . Практическая часть.

II .1. Анкетирование учащихся старшего звена.

Заключение

Список литературы и Интернет-источников

Повесть Альбера Камю "Посторонний" - чистой воды экзистенция, идущая прямо по фарватеру философского направления середины двадцатого века. Здесь, словно камешки на дне, видны все характерные отличительные черты экзистенциализма: уникальность и абсурдность человеческого существования безо всякого смысла жизни и смерти.

Предшественники и попутчики

Основные черты экзистенциализма были обозначены ещё в девятнадцатом веке датским философом Развитие этого философского направления началось через много лет, когда человечество подустало от благ технического прогресса. И действительно: с одной стороны - телефон, телеграф, реактивные самолёты и бикини-мини, а с другой - жесточайшие мировые войны, тоталитарные режимы и человек человеку - волк.

Установками экзистенциализма стали наблюдения за существованием внутри самого существования, изучение внутреннего мира при пограничных ситуациях, когда даже если есть выбор, то он всегда ложный, а способность адекватно оценить свои поступки отсутствует. Впрочем, если есть адекватность - это уже не экзистенциализм.

Основы философии экзистенциализма заложил Жан-Поль Сартр в своих работах тридцатых годов двадцатого века: "Воображение", "Эскиз теории эмоций" и многих других. Одновременно с Сартром огромное влияние на ищущие истинных ответов умы европейских читателей оказал и Альбер Камю.

Замысел

Записные книжки писателя поведали о возникновении замысла и определении темы будущей повести Камю. "Посторонний" мыслился писателем как рассказ о человеке, не желающем оправдываться, которому всё равно, что думают о нём другие люди, и он не станет их переубеждать. Более того, он, даже умирая, знает, что прав, и понимает, что это не утешение. С весны 1937 три года автор обживает, работает, пишет, правит. В 1942 году повесть Камю "Посторонний" была опубликована.

Алжирец французского происхождения, живущий в пригороде, мелкий чиновник Мерсо, узнаёт о смерти матери. Несколько лет назад он отвёз её в богадельню, поскольку жалованье не позволяло её содержать. Мерсо отправляется на похороны.

В богадельне он ведёт себя явно неподобающе скорбящему сыну: побеседовав с директором, идёт ночевать к гробу матери, но даже не хочет взглянуть на её тело, разговаривает о пустяках со сторожем, спокойно пьёт кофе, курит, спит, а потом видит у гроба друзей матери из богадельни, которые явно осуждают его бесчувственность. Так же равнодушно хоронит мать и возвращается в город.

Дома долго спит, потом идёт к морю купаться и встречает бывшую сослуживицу Мари, которая очень сочувствует его потере. Вечером они становятся любовниками. Следующий день Мерсо проводит у окна, неторопливо размышляя о том, что почему-то в его жизни практически ничего не изменилось.

Вечером следующего дня Мерсо возвращается с работы и встречается с соседями: стариком Саламано и кладовщиком Раймоном, который слывёт сутенёром. У Раймона любовница-арабка, которую он хочет проучить: просит Мерсо помочь в сочинении письма, которым пригласит её на свидание, чтобы там её избить. Мерсо видит их бурную ссору, которую пресекает полиция, и соглашается быть свидетелем в пользу Раймона.

Перспективы и отказ

Начальник на работе предлагает Мерсо повышение по службе с переводом в Париж. Мерсо не хочет: жизнь от этого не переменится. Потом Мари справляется у него о намерении на ней жениться, но Мерсо и это не интересует.

В воскресенье Мари, Мерсо и Раймон идут на море в гости к Массону - приятелю Раймона. На автобусной остановке их настораживает встреча с арабами, среди которых - брат любовницы Раймона. После завтрака и купания на прогулке, снова заметив арабов, друзья уже уверены, что их выследили. Завязывается драка, в которой Раймон получает удар ножом, после чего арабы убегают.

Через некоторое время, обработав рану Раймона, все трое снова идут на пляж и опять натыкаются на тех же арабов. Раймон передаёт Мерсо свой револьвер, но ссоры с арабами не получилось. Мерсо остаётся один, одурманенный зноем и алкоголем. Снова увидев араба, ранившего Раймона, он убивает его.

Мерсо арестовали и вызывают на допросы. Он думает, что дело его совсем простое, но адвокат и следователь не соглашаются. Мотивы преступления никому не понятны, а сам Мерсо испытывает лишь досаду от случившегося.

Одиннадцать месяцев длится следствие. Камера стала домом, жизнь остановилась. Воля закончилась даже в мыслях после свидания с Мари. Мерсо скучает, вспоминает прошедшее. К нему приходит понимание, что даже один день жизни может наполнить сто лет заключения в тюрьме, столько остаётся воспоминаний. Постепенно понятие времени теряется.

Приговор

Дело слушается Много народу в очень душном зале. Мерсо не различает лиц. Впечатление, что он тут лишний. Свидетелей опрашивают долго, картина вырисовывается печальная. Прокурор обвиняет Мерсо в бездушии: ни одной слезы на похоронах матери, даже не пожелал взглянуть на неё, суток не прошло, как он вступил в связь с женщиной, дружит с сутенёром, убивает без повода, ни человеческих чувств, ни принципов морали у подсудимого нет. Прокурор требует смертной казни. Адвокат заявляет противоположное: Мерсо - честный труженик и примерный сын, который содержал свою мать, пока мог, его погубило минутное ослепление, и самая тяжкая кара ему - раскаяние и совесть.

Приговор, тем не менее, - От имени всего французского народа Мерсо публично отрубят голову на площади. Он не понимает неизбежности происходящего, но всё-таки смиряется. Жизнь не так хороша, чтобы за неё цепляться. И если всё равно придётся умереть, то нет разницы, когда и как. Перед казнью Мерсо ссорится со священником, потому что не хочет тратить оставшееся малое время Бог знает на что. Вечная жизнь не имеет смысла, и Мерсо в неё не верит. Но на самом пороге смерти, уже чувствуя дыхание мрака, он видит свою судьбу. И, наконец, потрясённо открывает душу миру. Мир равнодушно ласков. Как и сам Мерсо. Именно такого героя и описал Альбер Камю: посторонний. Не отождествляющий собственное существование с реалиями мира. Они постороннему чужды.

Краткий анализ

Повесть, которую написал Альбер Камю ("Посторонний"), поколение читателей, лишённых будущего, прочло с жадностью и сочло Мерсо собственным героем. Особенности существования современников автора были те же: безлицемерность, неприятие лжи даже ради собственной выгоды.

Повесть ясно делится на две части, которые перекликаются между собой. Вторая часть - кривое зеркало первой. Отражается в зеркале, как того и добивался Камю, - посторонний. Человек без корней. Человек, пришедший ниоткуда и уходящий в никуда. То, что композиция и сюжет линейны, даёт понять даже краткое содержание. Камю ("Посторонний" - произведение, которое несёт идею, тем не менее, весьма глубокую) написал свое творение так, что оно оказалось понятно многим. Реакция на происходящее у главного героя - это отсутствие всякой реакции. То есть и мировоззренчески герой Камю - посторонний, отзывы на события в нём отсутствуют. Он не участвует эмоционально ни в одном из них, как инопланетянин.

В повести Камю "Посторонний" анализ текста возможен по двум смысловым уровням - социальному и метафизическому. Первый отражает реальность и проявляющуюся реакцию окружающих, а второй от реальности отрывается и уплывает во внутренний мир главного героя. Кто для Камю посторонний? Краткое упоминание о том, что Мерсо любит смотреть в небо, уже делает героя близким читателю, не чуждым романтизму. Значит, автор понимает и любит своего героя.

Об авторском языке и стиле

Авторский стиль очень ярок, несмотря на то, что весь текст повести - повествование пополам с описаниями от первого лица и в прошедшем времени, то есть насколько возможно прост и ясен. В этой повести и сам автор - Альбер Камю - посторонний в той же мере, что и его герой. Лаконичен, бесстрастен. Особенно в перечислении действий героя: выпил кофе, сходил в кино, убил человека. Но какая сила и какая глубина в этой простоте! Легко только конспектировать краткое содержание. Камю - посторонний, может быть, в чём угодно, но только не в литературе.

Слишком точно выбран метод. Слишком живые герои, словно только с улицы. И очень тонко сотканная атмосфера абсурда, где абсурдно буквально всё: поступки героев, их внутренний мир. Даже доводы присяжных: главным аргументом за смертную казнь послужило то, что Мерсо не плакал на похоронах - это вершина абсурда.

Мерсо - молодой человек, ведущий в романе рассказ от первого лица, юноша, жизнь которого тихо и раз­меренно течет в условиях городской окраины Алжи­ра. Он служит мелким клерком в конторе. Пустая и монотонная работа утомляет его. С радостью Мерсо возвращается к пляжам, залитым солнцем, к краскам вечернего южного неба. Фамилия героя - может чи­таться не как Mersault (Мерсо), а как Meursault - т. е. представлять соединение двух противоположных сущностей: «смерти» и «солнца». Трагизм удела че­ловеческого, сотканный из радости и боли, и здесь с неотступностью закона охватывает все круги жизни героя. Мерсо не требует многого от жизни, и по-своему он счастлив. Он не видит оснований менять свою жизнь, когда хозяин конторы предлагает ему поду­мать о карьере в Париже, где для него нашлась бы интересная работа. В Париже Мерсо уже бывал: «Там много грязи. Голуби, темные дворы. Белая кожа у людей». У него нет ни малейшего честолюбия, ни­каких надежд. Ведь жизнь, считает герой, не поменя­ешь, та или иная жизнь в конечном счете одинакова. Но так было не всегда. Когда-то в начале жизни Мерсо учился, был студентом и, как все, строил планы на будущее. Учение ему пришлось оставить, и тогда к нему пришла мысль о том, что все его мечты в сущ­ности не имели смысла. Мерсо отвернулся от того, что прежде казалось ему значительным, и погрузился в пучину равнодушия. Возможно, в этом кроется причина поразительной бесчувственности героя Ка­мю. Осознав конечность и абсурдность жизни, он хо­чет просто жить и чувствовать себя на земле, а мо­раль, идеи, труд, творчество - все это обесценено и лишено смысла. Рассказ о молодом человеке, который впоследст­вии станет убийцей и будет казнен, начинается с тек­ста телеграммы о смерти его матери. Три столкнове­ния со смертью образуют структуру книги; смерть обозначает момент начала событий и их завершение. Мерсо едет в приют, где его мать провела последние годы жизни. Он поместил мать в богадельню из-за своей неспособности ухаживать за нею, держать ее на иж­дивении. Мерсо испытывает ощущение абсурдности про- исходящего. Однако ночь, проведенная им у гроба умершей, порождает в его голове удивительные мыс­ли, он ощущает близость с теми стариками, что при­шли попрощаться с покойницей. Мерсо поражен, что его несчастье разделяют такие же, как мать, старики. Впоследствии вопрос о том, любил ли Мерсо свою мать, будет дебатироваться в зале суда, где самым веским доводом для вынесения приговора будет его «бесчув­ственность» в день похорон. Герой на похоронах не произносит слов скорби. Он молчит. Зато он чувству­ет огромную физическую усталость. «Конечно, я лю­бил маму, - скажет он на суде, - но что значит “лю­бить”? …Одно я могу сказать определенно: я предпо­чел бы, чтобы мама не умирала». Но на следующий день после похорон Мерсо отправляется купаться в порт (что тоже станет основанием для обвинения). Там, «в воде», он встретит Мари, бывшую машинистку в его конторе. Море - источник жизни - соединяет их в совершенный и естественный союз, вот почему Мерсо считает бессмысленным вопрос Мари, любит ли он ее. И к браку он вполне безразличен, но если Мари этого хочет, готов жениться на ней. Помимо своей воли Мерсо оказывается втянутым в грязную историю с Рэмоном, хотя это тоже ему в конечном счете безразлично. Палящие солнечные лучи, нестерпимый зной становятся убийственной пыткой для героя. Перегретый песок кажется крас­ным, когда на пляже появляются два араба - враги Рэмона. Взгляд Мерсо прикован к ножу в руке одного из них. Солнце в эпизоде трагического столкновения выступает как насильник, становится палачом Мерсо: проникает в тело, ударяет «острым лезвием ножа». Чувствуя себя на краю безумия, почти теряя созна­ние, герой хватается за револьвер. Он убивает ара­ба одним выстрелом, но стреляет «еще четыре раза в неподвижное тело». Мерсо попадает в тюрьму - и пытка продолжается. И следователь, и суд хотят выставить его с наихудшей стороны. Для следовате­ля Мерсо - антихрист, ибо тот не верит в Бога и не желает христианского покаяния. Мерсо искренне отве­чает на все вопросы, он признается, что испытывает не раскаяние, а «досаду». Судебная машина начина­ет свою четко отлаженную работу. Ритуал правосу­дия также отмечен печатью абсурда. Мерсо отстранен­ие смотрит на присяжных, и ему кажется, что перед ним «сидят на скамейке пассажиры трамвая». В об­винительной речи прокурора Мерсо предстает лишен­ным сердца чудовищем, убийцей своей матери. В самой «естественности» суд видит «выродка без стыда и совести»: герой не плакал на похоронах, ку­пался с девушкой, смотрел фильм, его знакомство с сутенером расценивается как принадлежность к преступному дну и т. д. Ничто не может спасти Мерсо Даже показания свидетелей защиты - Селеста и Мари. Ярость прокурора вызывает то, что преступ­ник «ни разу не выразил сожаления». Суд чувству­ет в нем «чужака», поэтому готов принести его в жертву. В ожидании казни Мерсо отказывается от «по­ложенной» встречи со священником: духовник в ста­не его противников. Страх смерти неотступно пре­следует героя. Он проводит мучительную, изматыва­ющую ночь в думах о гильотине. Все так же упрямо Мерсо отказывается говорить о Боге. Тягостная беседа со священником заканчивается вспышкой гнева. В своей лихорадочной речи Мерсо кричит о своей выст­раданной правде, о том, что в жизни царствует бес­смысленность, что никто ни в чем не виноват, или же все виноваты в этом. Камю не оправдывает бес­смысленное, беспричинное убийство, совершенное героем. Но ведь и суд над Мерсо - воплощение неспра­ведливости, лицемерия, ханжества. Никто из тех, кто обладал правом судить, не пытается даже по­нять преступления. Судят Мерсо и выносят ему приго­вор лишь за то, что он не вписывается в это общест­во, за то, что попрал установленные этим обществом нормы.


В литературном отношении XX век стал веком духовного поиска. Обилие литературных течений, возникших в то время, тесно связано с обилием новых философских доктрин во всем мире. Яркий пример тому - французский экзистенциализм, представителем которого является выдающийся мыслитель и писатель, лауреат Нобелевской премии 1957 года Альбер Камю...

Экзистенциализм (от латинского existentia - существование) - это одно из направлений философии субъективного идеализма. Основной категорией в экзистенциализме является понятие существования, которое отождествляется с субъективными переживаниями человека и провозглашается первичным по отношению к бытию. Экзистенциализм противопоставляет человеку общество как что-то чуждое, враждебное, что разрушает его индивидуальность, ограничивает свободу личности. По мнению экзистенциалистов, главной целью научного прогресса должно быть не развитие интеллекта, а эмоциональное воспитание.

Экзистенциализм, возникший после Первой мировой войны в Германии, а в период Второй мировой войны - во Франции, свои идейные истоки черпает в учении датского ученого философа-иррационалиста Серена Кьеркегора. Основные положения экзистенциалистов выражены в творчестве Ж. П. Сартра, французского писателя, философа и публициста, которого считают главой французского экзистенциализма. Основными темами его творчества являются одиночество, поиски абсолютной свободы и абсурдность бытия. Альбера Камю называют его учеником и последователем.

Философские труды и художественные произведения Альбера Камю взаимно дополняют друг друга, а его теоретические труды истолковывают сущность бытия и дают ключ к пониманию его художественных произведений. В эсееистике, прозе и драматургии Камю неизменно присутствуют мысли об абсурде («абсурд царит»), о всевластии смерти («познание себя - познание смерти»), ощущение одиночества и отчуждения от «омерзительного» внешнего мира-(«все мне чуждо»). «Циклом абсурда» назвал Камю весь первый период своего творчества. В это время им были написаны повесть «Посторонний» (1942), философское эссе «Миф о Сизифе» (1942), драмы «Калигула» и «Недоразумение» (1944). Все они раскрывают абсурдность человеческого существования к жизни вообще.

Огромное влияние на формирование взглядов Камю и на все его творчество оказала культура Средиземноморья, которая была воспринята им как основа ранней пантеистической концепции личности. Она базировалась на почти обожествленной" вере в радость бытия, отождествлении Бога и природы, в которой растворено божественное начало. Увлечение языческими культурами и дохристианскими заветами отразилось в сборнике «Бракосочетание». Постепенно под влиянием событий истории Камю переходит к концепции человека абсурдного, которая предопределит все нараставший интерес писателя к экзистенциализму. Концепция человека абсурдного подробно разработана Камю в эссе «Миф о Сизифе» и повести «Посторонний». Через призму этих двух книг нетрудно представить себе круг вопросов и ракурсы, рассматриваемые школой литературы экзистенциализма, сложившейся во Франции в 40-е годы прошлого века.

«Миф о Сизифе» - «эссе об абсурде», в котором Альбер Камю, собрав свои размышления о смерти, отчужденности даже от самого себя, о невозможности определить, расшифровать существование, об абсурде как источнике свободы, роль героя абсурдного мира отводит легендарному Сизифу. Труд Сизифа абсурден, бесцелен; он знает, что камень, который по велению богов тащит в гору, покатится вниз и все начнется сначала. Но в том-то и дело, что он знает - а значит, поднимается над богами, над своей судьбой, значит, камень становится его делом. Знания достаточно, оно гарантирует свободу. Поведение главного героя определяется всесильным абсурдом, обесценивающим действие.

Повесть «Посторонний» - это своеобразная исповедь главного героя. Все пространство в ней занято единственным вариантом выбора, который совершает единственный герой романа. Мерсо все время говорит о себе. Это постоянное «я» подчеркивает отсутствие общности людей, «коллективной истории», потребности в других людях.

Герой Камю «не от мира сего» потому, что он принадлежит совершенно иному миру - миру природы. Не случайно в момент убийства он ощущает себя частью космического пейзажа, говорит о том, что его движения направляло само солнце. Но и до этого мгновения Мерсо предстает естественным человеком, который может подолгу и без всякой как будто причины смотреть на небо. Мерсо - словно пришелец на нашей планете, инопланетянин, а его родная планета - море и солнце. Мерсо - романтик, но «романтик-экзистенциалист». Слепящее солнце Алжира освещает поступки героя, которые невозможно свести к социальным мотивировкам поведения, к бунту против формальной нравственности. Убийство в «Постороннем» - еще одно «немотивированное преступление». Мерсо в одном ряду с Раскольниковым. Различие между ними в том, что Мерсо уже не спрашивает о границах возможного, - само собой разумеется, что для него возможно все. Он свободен абсолютно, ему «все дозволено». «"Все дозволено" Ивана Карамазова - единственное выражение свободы», - считал и сам Альбер Камю (с юности он зачитывался Достоевским, Ницше, Мальро).

Название повести Камю символично. Оно фиксирует мироощущение главного героя. А повествование, ведущееся от первого лица, дает автору возможность познакомить читателей с образом его мыслей, понять суть его «посторонности». Дело в том, что Мерсо равнодушен к жизни в ее привычном смысле. Он отбрасывает все ее измерения, кроме единственного - своего собственного существования. В этом существовании не действуют привычные нормы: говорить женщине, что ты ее любишь; плакать на похоронах матери; думать о последствиях своих поступков. Здесь можно не притворяться и не лгать, а говорить и делать то, к чему ведет само существование, не думая о завтрашнем дне, потому что только психологические мотивировки и есть единственно верные мотивировки человеческого поведения. Герой Камю не решает никаких социальных вопросов; ни против чего не протестует. Для него вообще не существует никаких общественно-исторических обстоятельств. Единственное, в чем уверен Мерсо, это то, что скоро придет к нему смерть.

«Мерсо не признает важнейших заповедей и потому не вправе ждать милосердия». Но он абсолютно равнодушен к этому, ведь он знает, что ничто не имеет значения, что жизнь не стоит того, чтобы «за нее цепляться»: «Ну что ж, я умру. Раньше, чем другие, - это несомненно. Но ведь всем известно, что жизнь не стоит того, чтобы за нее цепляться.. В сущности не имеет большого значения, умрешь ли ты в тридцать или в семьдесят лет, - в обоих случаях другие-то люди, мужчины и женщины, будут жить, и так идет уже многие тысячелетия».

Мерсо не живет - он существует, без «плана», без идеи, от случая к случаю, от одного мгновения к другому. В «Объяснении «Постороннего» (1943) Ж. П. Сартр сделал акцент на том, как построено повествование: «Каждая фраза - это сиюминутное мгновение... каждая фраза подобна острову. И мы скачками движемся от фразы к фразе, от небытия к небытию».

Смерть как проявление абсурдности существования - вот основа освобождения героя Камю от ответственности перед людьми. Он раскрепощен, ни от кого не зависит, ни с кем не хочет себя связывать. Он - посторонний в отношении к жизни, которая ему представляется нелепым собранием всевозможных ритуалов; он отказывается выполнять эти ритуалы. Гораздо важнее любых принципов и обязательств, долга и совести для Мерсо то, что в момент совершения им убийства было нестерпимо жарко, а голова страшно болела, что «солнце сверкнуло на стали ножа... и Мерсо будто ударили в лоб длинным острым клинком, луч сжигал ресницы, впивался в зрачки и глазам было больно». Таким образом, конфликт в повести Камю находится на оси столкновения людей-автоматов, выполняющих ритуалы, и живого существа, не желающего их выполнять. Трагический исход здесь неизбежен. Трудно совместить собственное эгоистическое существование и движение человеческих масс, творящих историю. Мерсо напоминает и язычески раскрепощенную личность, выпавшую из лона церкви, и лишнего человека, и аутсайдера, который оформится в литературе во второй половине XX века.

На двойной - метафизический и социальный - смысл романа указывал и сам Камю, пояснявший странное поведение Мерсо прежде всего нежеланием подчиняться жизни «по модным каталогам».

Сюжет «Постороннего» Камю видел в «недоверии к формальной нравственности». Столкновение «просто человека» с обществом, которое принудительно «каталогизирует» каждого, помещает в рамки правил, установленных норм, общепринятых взглядов, становится открытым и непримиримым во второй части романа. Мерсо вышел за эти рамки - его судят и осуждают.

Образ « постороннего », выведенный Альбером Камю, вызвал в свое время много различных толкований. В кругах европейской интеллигенции военного времени он был воспринят? как новый «Экклезиаст» (этому способствовало высказывание автора о своем герое: « Единственный Христос, которого мы заслуживаем»). Французская критика проводила параллель между «посторонним» и молодежью 1939-го и 1969 годов, так как и те и другие были своего рода посторонними и в бунте искали выход из одиночества.

Параллели можно проводить бесконечно, ведь история хранит немало примеров, когда человек обостренно чувствовал свое одиночество и неприкаянность, страдая от «неправильности», «искривленности » окружающего мира. Эти чувства возникают всякий раз, когда в обществе царит всеобщее отчуждение, когда человеческое существование сводится к равнодушному исполнению определенных норм и правил, а любой, кто отказывается следовать заведенному порядку, не приемля эгоизма, равнодушия и формализма, становится «чужаком», изгоем, «посторонним».

Философия А. Камю.

Альберт Камю (1913 – 1960) сделал главной проблемой своей экзистенциональной философии проблему смысла жизни.

Главный тезис философа – жизнь человека в сущности бессмысленна.

Загрузка...
Top