Равнодушие в детях подземелья. «Сострадание — есть высочайшая форма человеческого существования …» (По повести Короленко «Дети подземелья»)

Сочинение

Милосердие - это когда ты понимаешь других, ког­да приходишь в нужную минуту им на помощь, когда го­тов пожертвовать своей выгодой ради блага других.

Именно таков главный герой рассказа Вася. Пере­живший в шесть лет страшную трагедию - потерю матери, лишенный отцовской ласки, предоставленный сам себе, мальчик, однако, не черствеет душой, а, на­оборот, становится очень чувствительным к чужому горю. Вася - сын известного в городе судьи. Но это не мешает ему дружить с нищими бездомными детьми подземелья. Более того, мальчик дорожит этой друж­бой. Вася не просто играет с детьми, он проникается их проблемами и старается, чем может, помочь обездо­ленным. Каждый раз, тайно приходя в заброшенную часовню, мальчик приносит друзьям яблоки из своего сада, а иногда и другие лакомства.

А эпизод с куклой - разве это не проявление мило­сердия в высшей степени. Зная, как дорожит куклой, по­даренной когда-то мамой, его младшая сестренка Соня, Вася все же упрашивает девочку одолжить на время иг­рушку больной, умирающей Марусе. Вася надеется, что игрушка немного развеселит грустную Маню.

Жалея бедную Марусю, мальчик готов вынести лю­бые наказания, только бы девочке стало лучше. Поэто­му-то он и не смог вовремя забрать куклу, хоть тучи над ним уже сгущались. На вопрос отца, где кукла, Ва­ся молчит. А ведь это молчание достается ему очень нелегко. Мальчику ни за что не хочется обманывать отца. Обман - это не в его правилах. Просто Вася бо­ится, что правда ухудшит и без того тяжелое положе­ние обездоленных людей и отнимет последнюю в жиз­ни радость у умирающей Маруси.

Милосердие проявляет и отец Васи по отношению к Тыбурцию. Как судья, отец Васи мог бы сообщить о Тыбурцие полиции. Но проникшись сочувствием к его судьбе, оценив благородное стремление бродяги засту­питься за Васю, судья не делает этого. Более того, он просит, чтобы Тыбурций взял у него деньги.

Урок по чтению в 7 специальном (коррекционном) классе VIII вида

«Тема милосердия в произведении В.Г.Короленко «Дети подземелья»

Тип урока: Обобщение знаний.

Оборудование: портрет В.Г. Короленко, произведение Короленко «Дети подземелья», текст учебника, словарь Ожегова, репродукция картины В.Г.Перова «Тройка», карточки, декоративные сердечки

Цель: формирование ценностного и гуманного отношения к семье, дому, окружающим (в процессе анализа произведения В.Г.Короленко)

Задачи

Образовательные: Отрабатывать умения выделять главную мысль произведения; называть главных действующих лиц, описывать их внешность, давать характеристику их поступков, подтверждая выводы отрывками из текста

Коррекционно-развивающие: формировать правильное произношение; развивать устную речь (умение высказывать свою мысль, связно передавать содержание); мыслительную деятельность уч-ся (установление причинно-следственных связей); развивать восприятие уч-ся, исправлять недостатки образного мышления, эмоциональную сферу (навыков усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства), мыслительную деятельность уч-ся, память и логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, русской литературе; морально-этические и нравственные качества личности на примере героев произведения (честности, сострадания, милосердия, доброты, отзывчивости); формировать культуру общения, коммуникативные навыки (умение внимательно слушать учителя и детей, вести диалог)

Ход урока

I Орг. момент.

II Сообщение темы и цели урока.

Сегодня, ребята, у нас заключительный урок по произведению В.Г.Короленко «Дети подземелья». Мы обратимся к страницам повести, поговорим о героях и постараемся доказать, что дружба с детьми подземелья повлияла на формирование характера главного героя Васи. Давайте вспомним действующих героев повести.

III Игра «Узнай героя» (разминка).

    «Это был мальчик лет девяти, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких коротких штанишек. Тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами». (Валек)

    «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка, руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика». (Маруся)

    «… кругла, как пышка, и упруга как мячик. Она так резво бегала, когда бывало разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья» (Соня)

    «Он – судья. У него строгое и угрюмое лицо, на котором лежала суровая печаль неизлечимого горя. Про него говорили, что он самый лучший человек в городе… и засудил даже одного графа…». (отец Васи)

    «… роста он был высокого… короткие слегка рыжеватые волосы торчали врозь; но глаза смотрели упорно и мрачно, и в них светились острая проницательность, энергия и ум». (Тыбурций)

IV Работа в парах

Чтобы вспомнить эпизоды повести с участием Васи и других героев, нам предстоит выполнить задание (выбрать нужную карточку, характеризующую главного героя).

(вопрос учителя) (ответ учащихся)

    «Вася твёрдо обещал Валеку, * Верность данному слову что никому на выдаст их и сдержал слово».

    «Вася приобрёл настоящих *Радость дружбы друзей. Валек и Маруся тоже очень ждали его».

    «Вася взял у Сони куклу для Маруси» *Чувство сострадания

    «Вася терпеливо переносит *Терпимость все неприятности, которые у него появились из-за куклы».

Используя карточки-ответы, давайте постараемся нарисовать словесный портрет Васи. Какой он по характеру?

(Честный, радушный, терпеливый, умеет любить и сострадать) – слова крепятся на доске

Все эти слова, характеризующие нашего героя, можно объединить в одно слово «милосердие»

V Словарная работа (на доске)

Как вы понимаете значение этого слова? (Сердце умеет миловать, любить)

Вот и тема нашего урока «Тема милосердия в произведении В.Г.Короленко»

VI Работа с текстом учебника

Ребята, давайте вспомним самый яркий эпизод повести – это история с куклой.

Кому принадлежала кукла? (Соне)

Каким образом Васе удалось убедить сестру отдать ему на время куклу? (ответ зачитывается уч-ся « Я так убедительно просил её об этом, так живо описывал ей бедную больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, которая сначала только прижимала куклу к себе, отдала её мне и обещала в течение двух-трёх дней играть другими игрушками, ничего не упоминая о кукле».)

Прочитайте, как изменилось состояние Маруси с появлением куклы. (ответ уч-ся «Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по-прежнему шлёпая по полу своими слабыми ногами».)

Как вы думаете, почему Вася не смог забрать у больной девочки куклу. Ведь он знал, что, если вовремя он не принесёт куклу домой, то его ждет наказание. (ответ уч-ся « Как только я вынул куклу из рук лежащей девочки в забытье девочки, она открыла глаза, посмотрела перед собой смутным взглядом, как-будто не видя меня, и вдруг заплакала тихо-тихо, но вместе с тем так жалобно, и в исхудалом лице, под покровом бреда, мелькнуло выражение такого глубокого горя, что я тотчас же с испугом положил куклу на прежнее место»)

Какую ещё черту характера, присущую Васи, мы можем назвать и внести в нашу таблицу. (на доске - (Милосердный)

VII Физминутка «Облачко»

Беленькое облачко

Поднялось над крышей.

Устремилось облачко

Выше-выше-выше.

Ветер – это облачко

Зацепил за кручу.

Превратилось облачко

В грозовую тучу.

VIII Описание картины.

Не только писатель В.Г.Короленко раскрывает тему «Милосердия» в своём произведении, но и его современник – русский художник В.Г.Перов.

Представьте, что мы с вами попали в картинный зал и нашему взору открывается картина В.Г.Перова «Тройка».

Кто изображён на картине? (Дети)

Чем заняты дети? (Дети тащат большую бочку с водой)

Опишите детей (их внешний вид, настроение, состояние, которое передал художник).

Какое чувство вызывает у вас эта картина? (Сострадание к детям, жалость)

Ребята, а если бы вы оказались там, с этими детьми, кто бы из вас помог этим детям? (ответы уч-ся)

Вывод учителя: Человек становится добрее, отзывчивее, если научится страдать и помогать другим.

«Не прячьте доброты своей

Откройте сердце всем наружу

Тем, что имеете, щедрей делитесь

И распахните душу»

Пусть это маленькое сердечко, будет у вас напоминанием способности человека быть милосердным. (вручение ребятам сердечек)

Спасибо за урок!

IX Подведение итогов. (выставление оценок)

X Домашнее задание

Подготовиться к внеклассному чтению на тему «Мир детства».

1.Место, где происходят события. Город назван в повести Княжье-Вено.

2.От чьего имени ведется рассказ? Рассказ ведется от имени Васи

3. Какие чувства пережил Вася, побыв в «жилище» детей? Вся обстановка подземелья произвела на Васю тягостное впечатление. Он был поражен тем, что в нем живут люди, потому что увиденное говорило о том, что невозможно жить.)

4. Символом чего является «серый камень»? Серый камень- голод, холод, безжалостность, черствость, страх, равнодушие.Серый камень - символ человеческой жестокости, несправедливости законов, которые заставляют страдать

5. Что означает словоютиться. Слово ютиться означает помещаться на небольшом пространстве, иметь пристанище в тесном помещении

6. Что означает словоубежище . Это место, где можно укрыться, найти спасение от чего-нибудь

7.Жанр произведения «В дурном обществе». Повесть.

8. Руководитель всего сообщества «темных личностей» в произведении. Тыбурций Драб.

9.Кого из героев описывает Короленко « была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетает алую ленту» Соню, сестру Васи

10. Почему отец больше любит Соню? Потому что она похожа на свою покойную мать.

11.Как оказалась большая красивая Сонина кукла у Маруси? Ее принес Вася,чтобы как-то развлечь больную девочку, Вася решается попросить на время у Сони большую красивую куклу, подарок покойной матери. Соня соглашается. Маруся в восторге от куклы, и ей даже становится лучше.

12. О ком говорит Короленко? «Ребенок рос как дикое деревцо в поле»: мать умерла, когда сыну было всего шесть лет, а отец, поглощенный своим горем, обращал на мальчика мало внимания. Вася целыми днями бродил по городу, и картины городской жизни оставляли в его душе глубокий след.» Вася.

Задание №2 Развернутый ответ

1.Что дала дружба с обездоленными людьми главному герою?

Дружба Васи с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим человеческим качествам, доброте, вернула добрые отношения с отцом, сыграла главную роль выборе жизненной позиции.

2.Став взрослыми, Вася и Соня дали обещания на могиле Маруси. Как вы думаете, что это были за обещания и почему именно здесь они были даны?

Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого сострадания. Может быть, они дали обеты всегда помнить о маленькой Марусе, о человеческом горе и помогать этому горю везде, где бы оно ни встретилось, своими делами изменять мир к лучшему.

В истории Васи угадывается судьба самого писателя.Сюжет разворачивается в польском городке XIX века. Мальчик Василий, сын судьи живет спокойной и уютной жизнью, единственной трагедией в которой является холодность отца, который будучи справедливым и честным судьей, совершенно несправедливо отгораживается от сына после смерти его матери , сконцентрировав свое внимание только на дочери Софии, ибо она схожа с ней. Василий живет жизнью одиночки в собственном психологическом коконе, который разрушается только в тот момент, когда он встречает бродяжек Валека с Марусей, вынужденных просить милостыню и воровать, чтобы как-то прожить день. Их жизнь – игра на выживание. Ее условия – подземелье, холод и голод. Мальчик сначала воспринимает общение с «дурным обществом » как некую игру. Затем постепенно меняется его понимание жизненных процессов, и в кульминации болезни и смерти Маруси, раскрывается его обновленное понимание что правильно, а что нет.
В повести Короленко "Дети подземелья" главным героем является девятилетний мальчик Вася. Ему было всего шесть лет, когда после тяжелой болезни умерла мать Васи. Отец его совершенно позабыл о нем, целиком погрузившись в свое безутешное горе. Мальчик вырастал будто одинокое дикое деревце в поле, - ничьей заботой он не был окружен, однако никто и не сковывал его воли. Портрет Васи:Все его звали бродягой, негодным мальчишкой, лет семи восьми, любопытный дружелюбный, отец его был судьей, мать умерла, и после этого лицо отца всегда было суровое.«Он чувствовал,что не имеет на меня не малейшего влияния, что между нами стоит какая-то стена. Он слишком любил ее, когда она была жива, не замечая меня из-за своего счастья. Теперь меня закрывало от него тяжелое горе. И мало-помалу пропасть, нас разделявшая, становилась все шире и глубже.»«Сестре моей было четыре года. Я любил ее страстно, и она платила мне такою же любовь; но установившийся взгляд на меня, как на отпетого маленького разбойника, воздвиг и между нами высокую стену»
«Хоть незнакомец, явившийся на сцену столь неожиданным и странным образом, подходил ко мне с тем беспечно-задорным видом, с каким всегда на нашем базаре подходили друг к другу мальчишки, готовые вступить в драку , но все же, увидев его, я сильно ободрился. Я ободрился еще более, когда из- под того же престола, или, вернее, из люка в полу часовни, который он покрывал, сзади мальчика показалось еще грязное личико, обрамленное белокурыми волосами и сверкавшее на меня своими детскими-любопытными голубыми глазками» ... Так состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей.
Характеристика Валека: мальчик лет девяти, высокий, тонкий, черноволосый, солидный с манерами взрослого человека, одет был бедно
Валек и Маруся
Характеристика Маруси: это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, ей было четыре года, волосы белокурые, но пышные, тонкие прозрачные ручки, одета была бедно.
Маруся с куклой
СоняБыла кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она резво бегала, любила играть, беситься, звонко смеялась
МарусяРуки тонки, прозрачны, она не бегала, а когда смеялась, то смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик, которого на десять шагав уже не слышно
С тех пор Вася весь был поглощен своим новым знакомством. Ложась спать и вставая, он только и думал о визите в часовню. Маруся, при виде нового друга, всплескивала ручонками, и глаза ее загорались огоньком, бледное личико вспыхивало румянцем, она смеялась. Она была похожа на цветок, выросший без лучей солнца. Она напоминала Васе его мать в последние дни жизни. От Валька Вася узнал, что серый камень высасывает из нее жизнь. В этих словах заключалась горькая правда. Это была загадка для Васи, страшнее всех призраков старого замка. Что-то неведомое склонялось над маленькой головкой девочки, высасывая из нее румянец, блеск глаз и живость движения. Вася с Вальком собирали для девочки цветы , разноцветные камешки, ловили бабочек, рассказывали сказки или беседовали друг с другом. Эти беседы с каждым днем все больше закрепляли дружбу мальчиков, которая росла, несмотря на резкую противоположность их характеров. «Близилась осень. Маруся начала прихварывать. Все, что на улицах забавляло и интересовало Васю в этих людях, здесь в подземелье, явилось в неприкрашенном виде и тяжело угнетало детское сердце. Когда эти картины и люди вставали в Васиной памяти, он видел горе, нужду, трагизм. Вася окончательно сжился с дурным обществом, грустная улыбка Маруси стала ему так же дорога, как улыбка сестры. Тут он был нужен, тут никто не ставил на вид его испорченность. Каждое его появление вызывало румянец, оживление на щеках девочки. Валек обнимал его как брат». «Ясные дни проходили, и Марусе становилось хуже. Уже ничего не радовало ее, и давно не было слышно ее смеха. Тогда Вася решил обратиться к своей сестре Соне. У нее была большая кукла, подарок покойной матери. На эту куклу Вася возлагал большие надежды. Вася не ошибся. Кукла сделала чудо, но и доставила много тревожных минут. Куклу искали хозяева. Вася сообщил Вальку свои опасения. Было принято решение вернуть куклу обратно. Как только мальчики вынули куклу из рук лежащей в забытьи девочки, она вдруг заплакала. Вася с испугом положил куклу на место. Девочка улыбнулась и успокоилась. Вася понял, что хотел лишить своего маленького друга первой и последней радости её недолгой жизни».
В.Г. Короленко показал, как Вася помогал детям подземелья. Давал им еду; когда Марусе было плохо, он забрал без проса отца куклу Сони и отдал ее Марусе. Вася проявил сострадание к детям. Он понял, что им трудно и плохо жить в старом холодном подземелье. Вот в этом В.Г. Короленко раскрыл тему сострадания и милосердия в повести.

15. КМ Станюкович – основоположник русской «морской прозы»

Станюкович справедливо считается основоположником русской прозы на морскую тему, хотя до него к этой теме обращались и другие писатели. Одним из первых писателей, предпринявших попытку поведать читателям о море и русских моряках был Н.А. Бестужев, который создал цикл коротких очерков, объединенных общей рубрикой “морские сцены”. Но и в творчестве Николая Бестужева, и его брата Александра (Марлинского) “общественная жизнь”, “как во многом, впрочем, и морской быт, будни морской жизни, психология моряка”, остались нераскрытыми. По мнению исследователя, “эти произведения были далеки от подлинно реалистического воплощения”.


Яндекс.Директ

Следующей ступенью в развитии морской прозы было творчество В.И. Даля, который правдиво изображал морские нравы и особенно детали быта. Даль вводит в обиход русской маринистики, в авторскую речь и язык персонажей профессиональную терминологию. Но жизнь матросов в произведениях Даля идеализирована, приукрашена; нет упоминания о неизбежных во флоте крепостнической поры телесных наказаниях матросов. Для историка литературы в творчестве Даля важно то, что писатель заговорил об общественной ценности профессии моряка, о государственной значимости морской службы.

Развитию художественной прозы на морскую тему значительно способствовал жанр морских путешествий, который в первой половине XIX века получил в России широкое распространение. Развитие этого жанра связано с привлечением на службу в Морское министерство известных писателей , которые участвуют в морских походах (И.А. Гончаров, Д.В. Григорович). Первым по времени и наиболее значительным произведением в жанре морских путешествий является книга И.А. Гончарова “Фрегат "Паллада"”. Наблюдая за жизнью моряков, Гончаров делает некоторые выводы, которые близки суждениям К.М. Станюковича. Например, оба писателя говорят о скуке в каюткомпании во время длительного морского перехода. “Сорок дней с лишком не видали мы берега. Самые бывалые и терпеливые из нас с гримасой смотрели на море, думая про себя: скоро ли чтонибудь другое? Друг на друга почти не глядели, перестали заниматься, читать”.

А у Станюковича встречаем следующие строки: “Тридцать дней уже “Коршун” в море, не видавши берегов; тридцать дней ничего, кроме неба да океана, - это начинает надоедать, а до Батавии еще так далеко!

И недовольные, раздраженные офицеры торопливо расходятся после обеда по каютам, стараясь заснуть под скрип переборок.”

И Гончаров, и Станюкович говорят о сложнейшей психологической проблеме общения в замкнутом пространстве.

Отмечая некоторые сходные черты в наблюдениях над жизнью моряков и в высказываниях о флоте, следует подчеркнуть и принципиальные различия Гончарова и Станюковича в раскрытии темы моря.

Преодоление условности романтического стиля, реалистическое воссоздание морского быта, в котором исключительное сочетается с повседневным; показ моряков как “земных людей”, действующих в особых условиях, которые способствуют раскрытию героических черт национального характера, - таковы основные проблемы, которые необходимо было решать писателямреалистам, обратившимся к морской теме.

Важным шагом в развитии морской темы являются очерки Д.В. Григоровича “Корабль "Ретвизан"” (1873). Григорович присматривается к корабельному быту, с интересом наблюдает за работой матросов, маневрами корабля, пытается понять смысл морской службы. Но “несмотря на большее по сравнению со своими предшественниками внимание автора очерков к морскому быту и ряд реалистических зарисовок, они еще не художественное произведение на морскую тему, а путевые заметки писателяреалиста, в которых попутно говорится о море и моряках”.

Повесть Станюковича “Вокруг света на "Коршуне"”, опубликованная в 1896 году, по жанру напоминает путевые очерки Гончарова и Григоровича, но существенно отличается от них тем, что эпизоды и картины морской жизни преобладают в ней над описанием сухопутных впечатлений.

На создание повести Станюковича “толкнуло” предложение редактора журнала для детей “Родник” Альмедингена, который предложил Станюковичу систематизировать свои воспоминания о кругосветном плавании, придав им беллетристическую форму. Так родился замысел произведения , которое Станюкович назвал “очерками” или “сценами из морской жизни”.

В процессе работы над повестью “план ее расширился и сама она разрослась до большого (более 20 авторских листов) произведения”.

В повести встречается немало эпизодов, развитых писателем в ряде прежних его морских рассказов и повестей (“Василий Иванович”, “Человек за бортом”, “Беспокойный адмирал” и других). Эти рассказы были хорошо знакомы читателям, которые, однако, восприняли повесть не как повторение ранее сказанного, а как “новое оригинальное произведение, имеющее большую воспитательную и познавательную ценность.”

Ото всех предшественников Станюковича, писавших на морскую тему, его отличают “подлинный профессионализм в морском деле и превосходное знание описываемого материала”.

К разработке морской темы Станюкович обратился, с одной стороны, под влиянием усилившегося в то время внимания к строительству нового флота в России, которое обеспечило интерес к морским рассказам широких кругов читателей и дало возможность писателю расширить сферу критики современного ему общественного устройства. С другой стороны, это связано со стремлением писателейреалистов той поры создать “полнокровные художественные образы из народной среды”.

У родоначальника морского романа - Фенимора Купера - на первом месте романтический герой, для которого море - это способ вырваться на свободу. Станюкович же, в отличие от американского писателя, показывает морскую службу как работу и объясняет ее читателям через бытовые ситуации. “И все, с ноковыми впереди, разбежались по реям, держась одною рукою за приподнятые рейки, служащие вроде перил, словно по гладкому полу и, стоя, перегнувшись, на страшной высоте, над бездной моря, стали делать свое обычное матросское трудное дело”. (С.75.)

Станюковича справедливо называли певцом моря и флота. “Он поэтизирует море и морскую службу, ярко раскрывая ее привлекательные стороны”. Станюкович показывает, что это служба трудная, но и чрезвычайно интересная. “Впечатлительного и отзывчивого юношу слишком уже захватили и заманчивая прелесть морской жизни с ее опасностями, закаляющими нервы, с ее борьбой со стихией, облагораживающей человека, и жажда путешествий, расширяющих кругозор и заставляющих чуткий ум задумываться и сравнивать”. (С.127).

Невзирая на суровость морской службы, моряки любят ее и гордятся своей профессией. “Ты полюбишь море и полюбишь морскую службу. Она хорошая, благородная служба.” (С.33).

Станюкович сумел увидеть в морской службе не только отражение “прозы жизни” своей эпохи и успехов цивилизации, но и общественное неравенство, социальные конфликты. Он показывает военную службу в царском флоте как “каторгу” для простого человека.

16. АМ Горький – теоретик и критик ДЛ. Сказки писателя, их худ-ные особенности, связь с фальклором.

На рубеже XIX-XX веков имя М. Горького стало популярным не только в нашей стране, в России, но и в за рубежом. Его известность приравнивалась к таким литературным гениям, как А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко. Писатель старался обратить взгляд читателей, писателей, критиков и общественных деятелей на филосовско-эстетические проблемы жизни. Именно эти взгляды М. Горького и были отражены в его ранних произведениях.
Начало творческого пути М. Горького совпало с тем периодом времени , когда сам человек, по своей сути полностью обесценился, постоянно унижался, становился просто «рабом вещей». Такое положение и понимание человека, заставляло писателя во всех своих произведениях постоянно и упорно искать те силы, которые смогли бы освободить народ.) Впервые читатель увидел рассказ М. Горького «Макар Чудра» в 1892 году, который был напечатан в газете «Кавказ». Затем его произведения стали появляться и в других печатных изданиях: казанская газета «Волжский вестник», нижегородская газета «Волгарь». В 1895 году М. Горький написал такие известные произведения, как «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе». В 1897 году писатель уже сотрудничает и со столичными газетами «Русская мысль», «Новое слово», «Северный вестник».
В ранних стихах М. Горького сразу заметно их художественное несовершенство, но уже с самого начала литературной деятельности писатель показал себя, как новатор, как человек стремящейся «вмешиваться в жизнь». В стихотворении «Бей!», которое было написано в 1892 году, а опубликовано лишь в 1963, писатель призывает к борьбе со мраком, к боевой активности.
Писатель обращается к новому читателю из народа, «пытливого и жадного до жизни».Он относится к тем людям, которые недовольны современной им действительностью, существующей несправедливостью и стараются всячески изменить жизнь. Так главными темами раннего творчества М. Горького становятся тема соотношения добра и зла, силы и слабости, свободы и необходимости.
Ведущей темой у писателя является тема сопротивление действительности. Она раскрывается с помощью образов многих героев, которые противостоят реальности, не подчиняются общим правилам, стремятся найти истину и обрести свободу. Именно такими были герои блестящих произведений М. Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».
В рассказе «Макар Чудра» герой, старый цыган, отрицает основы той жизни, которая обрекает человека на рабское существование. Этот герой - человек смелый, стремящийся к свободе и к изменению жизни в лучшую сторону.
В «Старухе Изергиль» эта же тема свободы усложняется. Здесь показано уже два пути к свободе. Данко отдает всего себя без остатка людям, он стремиться сделать их свободными. Герой умирает согрев своим сердцем других, именно эта великая любовь к людям способна творить чудеса. Такое проявление сильной личности в творчестве писателя видно во многих его героях, например, Сокол («Песня о Соколе», 1895 год), Буревестник («Песня о Буревестнике», 1901 год).
Но если путь для обретения свободы выбран неправильно, то это может привести к абсолютно противоположному результату. В образе Ларры-получеловека (сын орла и земной женщины) М. Горький показывает высшую степень человеческой гордости и вольнолюбия. Он «хотел иметь все и сохранить себя цельным» совершив преступление - убийство девушки, за что и был изгнан из общества. Казалось бы, Ларра приобрел долгожданную свободу, но свобода ценой несчастья других людей приносит лишь одиночество, тоску и пустоту: «Сначала юноша смеялся вслед людям... смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его - не был человеком. А этот - был человеком». И в итоге от Лары не остается ничего , одна только тоска. Мудрец был прав, когда сказал что: «наказание в нем самом».
Само мировосприятие М. Горького можно разделить на два начала, которые развиваются в самой личности. Первое - это стремление к пониманию правды жизни, хотя порой она жестока и несправедлива. Второе начало - желание отвлечься от этой правды и уйти от нее в какие либо романтические, спасительные мечты. У писателя эти две позиции выражаются в столкновении различных характеров героев, и они абсолютно противоположны по отношению друг к другу. К таким контрастным героям можно отнести Лару и Данко, Ужа и Сокола, Гаврила и Челкаша. Именно в диалоге двух таких разных героев раскрывается противоречивость самого мира. Поиск истины усложняется тем, что с одной стороны герои стремятся всегда быть правдивыми, как к самим себе, так и к самой жизни. Но с другой стороны они же видят на сколько сложно многим людям слышать и воспринимать правду. Так в пьесе «На дне» нет одного героя, который бы провозглашал истину. Здесь она рождается из множества голосов героев: Луки, Клеща, Сатина, Пепела.
Важное место в творчестве М. Горького занимает тема «бывших людей». Это люди, которые относятся к самым низам общества, и одновременно с этим в них присутствуют поистине высокие эстетические качества. Таковым является Челкаш в одноименном рассказе 1895 года. Этот персонаж отличается своей человечностью, открытой душой и независимостью. По словам М. Горького, босяки для него «необыкновенные люди». Писатель видел, что они живут намного хуже «обыкновенных людей», но при этом чувствуют себя значительно лучше их, так как они не жадные, не душат друг друга и не занимаются одним только накоплением денег.
В ранних произведениях для раскрытия общего колорита, эмоционального напряжения и волевых характеров героев, писатель использует прием описания пейзажа. Почти в каждом произведении М. Горького присутствует: всплеск волн, шум ветра, шелест кустов и деревьев, шорох листьев. Такие эпитеты помогают читателю понять все многообразие нашего мира, все его краски. В раннем творчестве писателя сложно провести границу между реальностью и вымыслом. М. Горький на страницах своих книг создает определенный художественный мир, который свойственен только ему. Читатель постоянно сталкивается то с образами стихий (бушующее море, отвесные скалы, дремлющий лес), то с животными олицетворяющими человека (Сокол, Буревестник), а главное с героическими людьми, действующими по зову сердца (Данко). Во всем этом и заключалось новаторство М. Горького - создание новой, сильной и волевой личности.

Карлаш Римма

В данной зачетной работе ученица рассматривает тему милосердия и сострадания в повести Короленко "Дети подземелья"

Скачать:

Подписи к слайдам:

Слайд 1
Выполнила ученица 6 «Б» классаМБОУ СОШ №8 г.Томмот Алданского района РС(Я)Карлаш Римма.Учитель: Сергеенко Людмила Вячеславовна.

Слайд 3
Вступление (тема милосердия и сострадания в литературе)Словарная работа (дать понятия МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ)Слово об авторе.История создания повести «Дети подземелья». Сюжет.Характеристика главного героя (портрет, его отношения с отцом, сестрой, чем занимался)Знакомство с «детьми подземелья»Характеристика этих детей.Как сложились отношения Васи и этих детей.Как автор раскрыл тему милосердия и сострадания в повести?Как изменилась жизнь Васи после всех событий?Выводы: чему учит нас эта история.

Слайд 4
В русской литературе много писателей, которые затрагивали тему милосердия и сострадания. Например, такие как: Оскар Уайльд, Достоевский, Чехов и т.д. И В. Г. Короленко был не исключением.

Слайд 5
Милосердие-это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.Сострадание-это жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Слайд 6
Писатель, общественный деятель. Сын уездного судьи. Учась в гимназии, увлекся русской классической литературой, мечтал стать адвокатом, чтобы защищать обездоленных.

Слайд 7
В истории Васи угадывается судьба самого писателя.Сюжет разворачивается в польском городке XIX века. Мальчик Василий, сын судьи живет спокойной и уютной жизнью, единственной трагедией в которой является холодность отца, который будучи справедливым и честным судьей, совершенно несправедливо отгораживается от сына после смерти его матери, сконцентрировав свое внимание только на дочери Софии, ибо она схожа с ней. Василий живет жизнью одиночки в собственном психологическом коконе, который разрушается только в тот момент, когда он встречает бродяжек Валека с Марусей, вынужденных просить милостыню и воровать, чтобы как-то прожить день. Их жизнь – игра на выживание. Ее условия – подземелье, холод и голод. Мальчик сначала воспринимает общение с «дурным обществом » как некую игру. Затем постепенно меняется его понимание жизненных процессов, и в кульминации болезни и смерти Маруси, раскрывается его обновленное понимание что правильно, а что нет.

Слайд 8
В повести Короленко "Дети подземелья" главным героем является девятилетний мальчик Вася. Ему было всего шесть лет, когда после тяжелой болезни умерла мать Васи. Отец его совершенно позабыл о нем, целиком погрузившись в свое безутешное горе. Мальчик вырастал будто одинокое дикое деревце в поле, - ничьей заботой он не был окружен, однако никто и не сковывал его воли. Портрет Васи:Все его звали бродягой, негодным мальчишкой, лет семи восьми, любопытный дружелюбный, отец его был судьей, мать умерла, и после этого лицо отца всегда было суровое.«Он чувствовал,что не имеет на меня не малейшего влияния, что между нами стоит какая-то стена. Он слишком любил ее, когда она была жива, не замечая меня из-за своего счастья. Теперь меня закрывало от него тяжелое горе. И мало-помалу пропасть, нас разделявшая, становилась все шире и глубже.»«Сестре моей было четыре года. Я любил ее страстно, и она платила мне такою же любовь; но установившийся взгляд на меня, как на отпетого маленького разбойника, воздвиг и между нами высокую стену»

Слайд 9
«Хоть незнакомец, явившийся на сцену столь неожиданным и странным образом, подходил ко мне с тем беспечно-задорным видом, с каким всегда на нашем базаре подходили друг к другу мальчишки, готовые вступить в драку, но все же, увидев его, я сильно ободрился. Я ободрился еще более, когда из- под того же престола, или, вернее, из люка в полу часовни, который он покрывал, сзади мальчика показалось еще грязное личико, обрамленное белокурыми волосами и сверкавшее на меня своими детскими-любопытными голубыми глазками»... Так состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей.

Слайд 10
Характеристика Валека: мальчик лет девяти, высокий, тонкий, черноволосый, солидный с манерами взрослого человека, одет был бедно
Валек и Маруся

Слайд 11
Характеристика Маруси: это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, ей было четыре года, волосы белокурые, но пышные, тонкие прозрачные ручки, одета была бедно.
Маруся с куклой

Слайд 12
СоняБыла кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она резво бегала, любила играть, беситься, звонко смеялась
МарусяРуки тонки, прозрачны, она не бегала, а когда смеялась, то смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик, которого на десять шагав уже не слышно

Слайд 13
С тех пор Вася весь был поглощен своим новым знакомством. Ложась спать и вставая, он только и думал о визите в часовню. Маруся, при виде нового друга, всплескивала ручонками, и глаза ее загорались огоньком, бледное личико вспыхивало румянцем, она смеялась. Она была похожа на цветок, выросший без лучей солнца. Она напоминала Васе его мать в последние дни жизни. От Валька Вася узнал, что серый камень высасывает из нее жизнь. В этих словах заключалась горькая правда. Это была загадка для Васи, страшнее всех призраков старого замка. Что-то неведомое склонялось над маленькой головкой девочки, высасывая из нее румянец, блеск глаз и живость движения. Вася с Вальком собирали для девочки цветы, разноцветные камешки, ловили бабочек, рассказывали сказки или беседовали друг с другом. Эти беседы с каждым днем все больше закрепляли дружбу мальчиков, которая росла, несмотря на резкую противоположность их характеров. «Близилась осень. Маруся начала прихварывать. Все, что на улицах забавляло и интересовало Васю в этих людях, здесь в подземелье, явилось в неприкрашенном виде и тяжело угнетало детское сердце. Когда эти картины и люди вставали в Васиной памяти, он видел горе, нужду, трагизм. Вася окончательно сжился с дурным обществом, грустная улыбка Маруси стала ему так же дорога, как улыбка сестры. Тут он был нужен, тут никто не ставил на вид его испорченность. Каждое его появление вызывало румянец, оживление на щеках девочки. Валек обнимал его как брат». «Ясные дни проходили, и Марусе становилось хуже. Уже ничего не радовало ее, и давно не было слышно ее смеха. Тогда Вася решил обратиться к своей сестре Соне. У нее была большая кукла, подарок покойной матери. На эту куклу Вася возлагал большие надежды. Вася не ошибся. Кукла сделала чудо, но и доставила много тревожных минут. Куклу искали хозяева. Вася сообщил Вальку свои опасения. Было принято решение вернуть куклу обратно. Как только мальчики вынули куклу из рук лежащей в забытьи девочки, она вдруг заплакала. Вася с испугом положил куклу на место. Девочка улыбнулась и успокоилась. Вася понял, что хотел лишить своего маленького друга первой и последней радости её недолгой жизни».

Слайд 14
В.Г. Короленко показал, как Вася помогал детям подземелья. Давал им еду; когда Марусе было плохо, он забрал без просу отца куклу Сони и отдал ее Марусе. Вася проявил сострадание к детям. Он понял, что им трудно и плохо жить в старом холодном подземелье. Вот в этом В.Г. Короленко раскрыл тему сострадания и милосердия в повести.

Слайд 15
«Я вопросительно поднял глаза на отца. Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашел что-то родное, чего тщетно искал в нем прежде. Он смотрел на меня обычным своим задумчивым взглядом, но теперь в этом взгляде виднелся оттенок удивления и как будто вопрос. Казалось, буря, которая только что пронеслась над нами обоими, рассеяла тяжелый туман, нависший над душой отца. И отец теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына».«Мы с Соней, а иногда даже с отцом посещали эту могилу; мы любили сидеть на ней в тени смутно лепечущей березы, в виду тихо сверкавшего в тумане города. Тут мы с сестрой вместе читали, думали, делились своими первыми мыслями, первыми планами крылатой и честной юности. Когда же пришло время и нам оставить тихий родно город, здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды, произнесли над маленькою могилкой свои обеты»Вася понял, что не все живут как он, что есть такие люди которым жить трудно. Им негде жить, нечего есть.Он полностью изменил свое отношение к жизни, людям, окружавшим его.

Слайд 16
Эта история учит нас тому, что надо помогать всем кто бы это не был, проявлять сочувствие и милосердие к людям при любой ситуации.Автор предлагает начать менять мир к лучшему с себя, проявляя милосердие и сострадание, и не становиться глухим к проблемам других, что по сути является духовной нищетой.

Слайд 17
Составить синквейн об одном из героев (Вася, Валек, Маруся).Составить синквейн «Доброта», «Сострадание»

Теме милосердия посвящен рассказа В. Короленко «В дурном обществе» (сокращенный вариант носит название "Дети подземелья"). В этом произведении идет речь о том, как сострадание, зародившись в детском сердце, нашло отклик даже в очерствевших душах взрослых людей. Сочинение на тему «В дурном обществе» - одно из творческих заданий, способных заложить фундамент в гуманистическом мировоззрении школьника.

Сюжет произведения

В центре повествования - мальчик Вася, лишенный отцовского внимания. Он предоставлен самому себе и проводит большую часть своего времени на улице, среди неблагополучных социальных элементов. Отец его является вполне успешным членом общества, однако горе от потери горячо любимой жены поглощает его всецело. И если на дочь, которая похожа на мать как две капли воды, он в своем сердце находит немного нежности и внимания, то сын растет как трава. Где он пропадает целыми днями и в чем заключается причина его радостей и печалей, никого не интересует.

Мальчик тем временем изучает окружающую жизнь, начиная со знакомства с обитателями полуразрушенного замка. Живут в этих развалинах нищие. Примечательно, что даже в мире этих людей, лишенных всего необходимого для полноценной жизни, находится место жестокости и несправедливости. В замке происходит раскол. Некий Януш, в прошлом графский слуга, обладает правом решать, кому жить в развалинах, а кто должен покинуть эти «славные» стены. Вследствие этого образовывается новый слой бездомных, которым ничего не остается, как поселиться в подземелье.

Пристанище изгнанников находится под склепом разрушенной часовни. Об этом месте никто не знает, пока его случайно не обнаруживает Вася. Сочинение на тему «В дурном обществе» следует писать на основе событий, которые следуют за этим открытием.

Тыбурций

Руководителем тех, кого изгнали из замка, является довольно колоритная личность. Зовут его Тыбурцием, и о его прошлом мало что известно. Этот человек имеет простонародную внешность и аристократические замашки. Он весьма образован и регулярно развлекает публику на городской ярмарке длинными цитатами из произведений античных авторов.

Те, кто остался жить в замке, считают изгнанников во главе с Тыбурцием представителями дурного общества. Главарь же является фигурой довольно противоречивой. При внешней грубости он обнаруживает тонкую чувствительную натуру. А потому в сочинение на тему «В дурном обществе» стоит включить характеристику этого персонажа. Тыбурций не является главным героем, но отношения Васи к нему дает представление о положительных качествах мальчика.

Дурное общество

В рассказе подробно описываются и другие персонажи. Это и полубезумный профессор, постоянно бормочущий себе под нос что-то, и свирепый штык-юнкер Заусайлов, и фантазер Лавровский. Пристальное внимание автора к этим героям не случайно. Повествование ведется от лица Васи. И он, рассказывая об этих людях, демонстрирует свои душевные качества. Его интересуют те, кому тяжелее всего. Страдание каждого из них хотя и скрыто под образом довольно неприглядным, не оставляет мальчика равнодушным.

Сочинение на тему «В дурном обществе» можно посвятить этим интересным персонажам, поскольку именно они послужили первым толчком к развитию в душе Васи таких важных человеческих качеств, как милосердие и сострадание.

Валек и Маруся

Вася узнает, что в подземелье живут дети Тыбурция. Мальчик никогда ранее не знал, что такое настоящая дружба. Имея отца и сестру, он был одинок. Общению с Соней препятствовала строгая няня. В отцовском доме считали, что Вася на сестру оказывает отрицательное влияние. Но знакомство с Валеком и Марусей открыло для мальчика новый, не веданный ранее мир. Он видит, что дети нуждаются и голодают, и стремится им помочь, принося из своего сада для них яблоки. И он счастлив оттого, что нужен им и доставляет им радость. Сочинение «В дурном обществе» - это творческая работа о настоящей дружбе между детьми на основе известного художественного произведения.

Столкновение двух миров

Жизнь новых друзей Васи ничего не имеет общего с той, к которой привык мальчик. Он видит, что Валек ворует еду. Но знает о том, что делает это сын Тыбурция ради своей сестры. Позже мальчик из благополучной семьи понимает, что все обитатели «дурного общества» живут за счет украденного. Но он не осуждает их, хотя открытие и оставляет в его душе неприятный осадок.

Главная идея письменной работы по этому произведению - сострадание превыше всего. Именно на этой мысли должно быть основано сочинение. Короленко в «дурном обществе» изобразил лишних людей, то есть личностей, которые вызывают в окружающих лишь презрение. Этот рассказ призывает к милосердию. А сочинение на тему «Дурное общество», написанное осмысленно, зародит, возможно, в школьнике лучшие чувства. Ведь почти в каждом классе присутствуют мальчики и девочки из так называемых Но редко встречаются педагоги, способные рассказать ученикам о сострадании, в котором нуждаются такие дети.

Кукла

Следует перечитать эту главу до того, как начать писать сочинение. Короленко («В дурном обществе») говорит о формировании душевного мира. Сострадание может зародиться в сердце ребенка, но не найдя отклика у взрослых, исчезнет и, возможно, никогда не вернется.

Куклу Вася взял у своей сестры. Он надеялся на то, что эта игрушка спасет смертельно больную Марусю. За этот поступок мальчик был наказан, но, несмотря ни на что, не признался в том, где обитают изгнанники. Весьма печальным событием, а именно смертью дочери Тыбурция, заканчивается рассказ «В дурном обществе». может быть написано на основе различных произведений. Русские писатели затрагивали ее не раз. Однако начинать следует именно с рассказа

Сочинение «В дурном обществе» побудит его автора взглянуть на себя со стороны и задать себе такие вопросы: «Смогу ли я сдержать слово, если это потребуется?»; «Способен ли я на настоящий поступок?» Это творческое задание позволит проанализировать главную идею автора рассказа. И это, быть может, предопределит его судьбу. Ведь не зря один из писателей назвал вовремя прочитанную книгу огромной удачей.

Загрузка...
Top