Шолохов судьба человека особенности авторского повествования. Судьба человека.doc - литературоведческий анализ «особенности композиции рассказа м.а.шолохова «судьба человека

Анализ рассказа М.Шолохова «Судьба человека».
Рассказ написан в 1956 году во время хрущевской «оттепели». Шолохов был участником Великой Отечественной войны. Там он услышал историю жизни одного солдата. Она его очень тронула. Шолохов долго вынашивал в себе идею написания этого рассказа. И вот в 1956 году он отважился на запретную после войны тему. Тема – человек на войне – широко освещена в литературе, но автор нашел свой подход в решении этого вопроса, нашел новое оригинальное художественное решение проблемы. Жанр произведения – рассказ, где ведется эпическое повествование о нескольких эпизодах из жизни героя. Большой материал об этой жизни – от рождения до возмужания, - которого хватило бы на роман, писатель вместил в рамки рассказа. Как он добился этого? В этом и заключается мастерство Шолохова – писателя.
Интересна композиция произведения. В начале его дается описание первой послевоенной весны: «Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая». Потом автор говорит о встрече с неизвестным человеком, который рассказывает о своей судьбе. Основная часть этого произведения – это рассказ в рассказе. Повествование идет от первого лица. Андрей Соколов выбирает самые главные эпизоды своей жизни. Он часто прерывает свой рассказ, потому что переживает все прожитое. Это создает эмоциональность, убедительность и достоверность повествованию. В конце описывается расставание со своим новым знакомым, который был «чужим, но ставшим близким человеком», и автор думает о дальнейшей судьбе героев. Здесь раскрываются чувства и эмоции самого автора.
Шолохов – мастер создания образов. Во весь рост зримо предстает человек с тяжелой судьбой. Из его рассказа мы узнаем, что он ровесник века. Андрей был «высоким, сутуловатым мужчиной». Портретную характеристику Соколова мы видим не сразу. Шолохов дает её деталями. Сначала он выделяет «большую, черствую руку», потом «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской». Образ Андрея Соколова дополняется речевой характеристикой. В речи героя часто можно услышать профессиональные слова: «баранка», «дуй на всю железку», «последний перегон», «шел на первой скорости», «браток». Соколов – воплощение национального русского характера, поэтому его речь образна, близка к народной, разговорной. Андрей использует пословицы: «табак моченый, что конь леченый». Он употребляет сравнения и поговорки: «как конь с черепахой», «почем фунт лиха стоит». Андрей – простой малограмотный человек, поэтому в его речи много неправильных слов и выражений. Характер Соколова раскрывается постепенно. До войны он был хорошим семьянином. «Работал я эти десять лет и день и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали...». «Перед войной поставили домишко.» Во время войны он ведет себя как настоящий мужчина. Терпеть не мог Андрей «этаких слюнявых», которые «сопли по бумаге размазывали». «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все вынести, если к этому нужда позвала.» Соколов был простым солдатом, выполнял свой долг, был как на работе. Потом попал он в плен и узнал и настоящее солдатское братство, и фашизм. Вот как их вели в плен: «...наши подхватили меня на лету, затолкали в середину и с полчаса вели под руки». Писатель показывает ужасы фашизма. Немцы загнали пленных в церковь с разбитым куполом на голый пол. Затем Андрей видит пленного доктора, который проявляет настоящий гуманизм по отношению к другим товарищам по несчастью. «Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал». Здесь же Соколову пришлось совершить свое первое убийство. Андрей убил пленного солдата, который хотел выдать немцам своего взводного. «Первый раз в жизни убил, и то своего.» кульминацией рассказа является эпизод с Мюллером. Мюллер – комендант лагеря, «невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый». «По-русски говорил как мы с тобой». «А матерщинничать был мастер ужасный». Действия Мюллера – воплощение фашизма. Он каждый день в кожаной перчатке со свинцовой прокладкой выходил перед пленными и бил каждого второго в нос. Это была «профилактика от гриппа». Андрея Соколова вызвали к Мюллеру по доносу «какого-то подлеца», и Андрей приготовился к «распылу». Но и тут наш герой не ударил в грязь лицом. Он захотел показать, «что хотя и с голоду падает, но давиться ихней подачкой не собирается, что у него есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они его не превратили». И Мюллер, хотя и был истинным фашистом, зауважал Андрея и даже наградил за смелость. Таким образом, Соколов спас себе жизнь. После он сбегает из плена. Тут его подстерегает новый удар. Андрей узнал, что его жена и дочери погибли. Но Соколова ждет и радостное известие – его сын стал командиром. Андрей готовится к встрече с Анатолием, но этому не суждено сбыться, потому что в День Победы Толика убивает снайпер. Любой человек после таких событий сломался бы, но Андрея Соколова не ожесточила его трагичная судьба. После войны он усыновил мальчика Ванюшку, и у него появился смысл жизни – заботиться о сиротке, воспитывать мальчика.
Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея Соколова. Портретную характеристику автор дает не сразу. Шолохов выделяет отдельные детали в портрете Ванюшки – мальчика лет пяти-шести. Сначала он выделяет «розовую холодную ручонку», а потом «глаза, светлые, как небушко». Портрет Ванюшки построен на резком приеме контраста. Он противопоставляется портрету Андрея Соколова.
В расказе мы видим еще один очень яркий образ – образ Ирины. Воспитывалась она в детском доме. Ирина была «смирная, веселая, угодливая и умница». Андрей очень хорошо о ней отзывается: «Хорошая попалась мне девка!»
В рассказе постепенно вырисовывается образ автора. Мы видим, что он любит жизнь, природу, весну. Ему было хорошо на природе. Автор был участником войны. Он очень внимателен к людям. Переживает автор ничуть не меньше Андрея, «с тяжелой грустью» смотрел он на уходящих людей. В конце рассказа по щеке его бежит «жгучая и скупая мужская слеза».
На протяжении всего рассказа автор пытается показать душевную красоту человека-труженика, которого не сломают никакие трагедии.

Дата:

Класс:

Тема: Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра.

Цели: учить анализу художественного произведения, рассмотреть особенности авторского повествования в рассказе М.Шолохова «Судьба человека», особенности композиции и жанра, вспомнить с учащимися, какая манера повествования называется сказовой, определить роль пейзажа в произведении, прививать интерес к изучению творчеству М. Шолохова и литературы 20 века в целом.

Формы контроля: анализ текста, устный опрос, пересказ эпизода.

Оборудование: учебник под редакцией В.Я. Коровиной, портрет писателя, иллюстрации к произведению.

Тип урока: комбинированный.

\Ход урока.

1. Оргмомент. Постановка темы и целей. Оформление тетрадей.

2. Актуализация опорных знаний учащихся с реализацией домашнего задания.

1) Опрос по жизни и творчеству М.Шолохова.

Где и когда родился писатель?

Когда впервые были напечатаны его произведения? (1924-1923)

Какое произведение принесло Шолохову мировую известность? В каком году? (1928 год, «Тихий Дон»)

Почему роман «Тихий Дон» до сих пор вызывает споры среди литературоведов?

В каком году читатели увидели рассказ «Судьба человека»? (1956-1957). Что вы можете рассказать об истории создания данного произведения? (см. предыдущий конспект)

Какова композиция рассказа «Судьба человека»? (кольцевая, см. предыдущий конспект).

Почему Шолохов назвал свой рассказ «Судьба человека»?

(учащиеся рассказывают о смысле названия рассказа и делают вывод о том, что название рассказа поднимает повествование до уровня вселенского обобщения, делая маленький рассказ глубинным эпосом, раскрывающим сложнейшую проблематику, затрагивающим основы человеческого общежития).

(данный материал был затронут на прошлом занятии – учащиеся готовили сообщение «Смысл названия рассказа «Судьба человека», также было дополнение учителя).

Каковы основные вехи судьбы героя Андрея Соколова? Что помогает герою выстоять?

(в рассказе показана вся жизнь, вся судьба человека: довоенная жизнь, уход на фронт, плен, неудачный побег, освобождение, гибель родных, встреча с Ванюшей. Ему помогают выжить душевная щедрость, человечность, чувство ответственности).

Как проявляет себя герой во всех испытаниях?

(силы его безграничны, в нем чувствуется огромная любовь и воля к жизни, борьба за справедливость)

Какое значение имеет эпизод в церкви? Перескажите его.

(здесь раскрываются возможные типы поведения в бесчеловечных ситуациях. Разные персонажи (христианин, доктор, Крыжнев, Соколов) ведут себя по-разному. Здесь идет проверка характера Соколова, который поступает так, как велит ему совесть: убивает «своего»).

В каких сценах рассказа наиболее полно показаны «русское достоинство и гордость»?

(сцены лагеря, где в диких условиях А.Соколов сохранил свое человеческое достоинство и своим гордым поведением заставил фашистов капитулировать перед величием духа русского солдата. Также уместно вспомнить сцену возвращения героя в барак с хлебом и салом).

Какую роль играет встреча Андрея Соколова с «осколком воны» Ванюшей?

(она возрождает героя, герой делает свою судьбу и меняет судьбу мальчика-сироты).

Как выражена в рассказе позиция автора?

(в образе героя раскрывается трагедия всего народа, его бедствия и страдания, в повествовании чувствуется авторская боль, сочувствие к народу. Также выражению авторской позиции служит и прием антитезы (противопоставления): мирная жизнь-война, счастье - разрушительная сила войны, преданность – предательство, сочувствие-жестокость).

Какова роль пейзажа в рассказе?

(Уже на первой странице рассказа возникает образ трудной дороги, который готовит читателя к изображению тяжелого жизненного пути Андрея Соколова. Шолохов изображает природу, с великим трудом пробуждающуюся от долгой зимней спячки, и с героем рассказа мы знакомимся в тот момент, когда постепенно начинает оттаивать его закаменевшее от горя сердце, хотя страшные воспоминания о войне преследуют его по пятам.

В описании пейзажа Шолохов использует различные изобразительно-
выразительные средства языка: эпитеты, метафоры, олицетворения,
сравнения, анафоры (если есть время, можно найти и зачитать).

Чем поучительна история Андрея Соколова? Какие грани русского национального характера воплощает герой?

(Андрей Соколов, простой человек, отец и солдат, выступает как защитник и хранитель жизни, ее основ и нравственных законов. Герой М.Шолохова защищает и смысл и правду человеческого существования).

3. Подведение итогов. Рефлексия: - Сегодня мне очень понравилось.

Сегодня я не совсем понял….

Сегодня я могу оценить себя на….

4. Выставление оценок.

5. Д/з:

Рабочие материалы

Содержание диктанта и грамматического задания

1)Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. 2)Вот вверху, почти над головой, послышалась барабанная трель, звонкая, радостная. 3)Это, выбрав сухое дерево, по-весеннему барабанит пестрый дятел. 4)Всюду: в лесу, ближе и дальше – торжественно звучат, как бы перекликаясь, барабаны. 5)Так дятлы приветствуют весну.

6)Вот, пригретая лучами мартовского солнца, свалилась с макушки дерева, рассыпавшись снежной пылью, тяжелая белая шапка. 7)И, точно живая, долго еще колышется зеленая ветка, освобожденная от зимних оков.

8)Стайка клестов-еловиков, весело пересвистываясь, красно-брусничным ожерельем рассыпалась по увешанным шишками вершинам елей. 9)Лишь немногие знают, что эти птички, веселые, общительные, всю зиму проводят в хвойных лесах, искусно устраивая в густых сучьях теплые гнезда. 10)Опершись на лыжные палки, долго любуешься, как шустрые птички клювиками теребят шишки, выбирая из них семена.

Грамматическое задание

I вариант

II вариант

I вариант

1) В первом абзаце найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Укажите их номера.

2) В третьем абзаце найдите приложение. Выпишите его.

3) В пятом предложении найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков.

4) Во втором предложении найдите слово, соответствующее схеме

5) Выполнить синтаксический разбор предложения №3 (подчеркнуть члены предложения, указать части речи, дать характеристику предложению)

II вариант

1) В третьем абзаце найдите предложения с обособленными обстоятельствами, укажите их номера.

2) Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленными согласованными нераспространенными определениями. Укажите номер этого предложения.

3) В девятом предложении найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. Выпишите его.

4) В третьем предложении найдите слово, соответствующее схеме

5) Выполните синтаксический разбор предложения № 2 (подчеркните члены предложения, укажите части речи, дайте характеристику предложению).

I вариант

1) В первом абзаце найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Укажите их номера.

2) В третьем абзаце найдите приложение. Выпишите его.

3) В пятом предложении найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков.

4) Во втором предложении найдите слово, соответствующее схеме

5) Выполнить синтаксический разбор предложения №3 (подчеркнуть члены предложения, указать части речи, дать характеристику предложению)

II вариант

1) В третьем абзаце найдите предложения с обособленными обстоятельствами, укажите их номера.

2) Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленными согласованными нераспространенными определениями. Укажите номер этого предложения.

3) В девятом предложении найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. Выпишите его.

4) В третьем предложении найдите слово, соответствующее схеме

5) Выполните синтаксический разбор предложения № 2 (подчеркните члены предложения, укажите части речи, дайте характеристику предложению).

Война 1941 - 1945 годов. День Победы. Мое поколение почти лишено возможности услышать о тех событиях из уст их участников. Но есть литература, бессмертные произведения, благодаря которым память будет жить.

Одним из таких произведений является рассказ М. Шолохова «Судьба человека». В нем описана жизнь простого русского солдата Андрея Соколова. Вернее, то, что было после того, когда настоящая его жизнь закончилась, когда безжалостная война внесла свои кровавые правки.

Вместе с рассказчиком мы невольно вздрагиваем, ощущая внутренний озноб: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало не по себе...Видели ли вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего собеседника». Никто не в силах без волнения прочитать и следующий монолог Андрея Соколова в начале рассказа: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь!»

«Судьба человека»… Сколько их, таких судеб? Недаром Шолохов выбрал герою такое простое и распространенное русское имя. Время неумолимо бежит вперед, людей поколения Соколова сегодня уже не осталось, все меньше их, свидетелей той страшной войны. Нет в живых и солдата второго Белорусского фронта Донникова, рассказавшего о своей судьбе Шолохову и ставшего прототипом Андрея Соколова. Ниточка становится все тоньше. Но она не оборвется, покуда мы будем читать подобные рассказы, покуда не погаснет живой огонь. ..

Языковой анализ произведения

Задача писателя – приобщить читателя к своему материалу не только посредством рассказа. Писатель-художник должен и своих героев, и пейзаж, и все зримые подробности, которые попали в его живописную орбиту, не отражать как в зеркале, а воссоздавать в своеобразном, ему одному свойственном ритме, в своем стиле.

У каждого писателя-художника свое чувство языка. Стиль – выразитель творческой психики и жизненной философии писателя. Недаром живет старый афоризм: стиль – это человек.

У Михаила Шолохова свой, удивительный по меткости словарь, свой стиль и свой ритм чудесного русского языка. Во всем его богатстве – все качества, которые и создают писателя-художника.

«Образ автора на протяжении всего рассказа формируется и развивается». В начале произведения у автора и Соколова «нет ничего общего». Авторский язык заметно отличается от языка Соколова литературностью, живописностью. Драматически ускоренный рассказ Соколова резко контрастирует с замедленным эпическим зачином автора.

«…В рассказе Соколова очень мало изобразительных эпитетов (и даже определений вообще), между тем как авторский текст насыщен ими».

Язык Соколова, по сравнению с авторским, более экспрессивен, отличается разговорным характером, употреблением просторечных слов («тюкнуть», «огромадный», «ихний», «милаха», «посымали»), в том числе разговорно–просторечных вводных слов («стало быть», «может»).

Особенности языка рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»

Структура рассказа и язык героев

По своей структуре рассказ «Судьба человека» представляет сказ в рассказе – здесь два субъекта: рассказчик-персонаж, бывалый человек Андрей Соколов, и автор, который выполняет функцию собеседника и слушателя; его повествование как бы обрамляет рассказ Соколова (автору принадлежит вступление и заключение). Такое построение произведения подчеркивает, что главным для автора было изображение строя мысли и чувства своего героя, его отношения к окружающему миру, его представления одолжном и желаемом, т.е. об идеале.

«Только не пришлось мне и года повоевать…Два раза за это время был ранен, но оба раза по легкости: один раз – в мягкость руки, другой – в ногу; первый раз – пулей с самолета, другой – осколком снаряда. Дырявил немец мне машину и сверху и с боков, но мне, браток, везло на первых порах. Везло-везло, да и довезло до самой ручки… Попал я в плен под Лозовеньками в мае сорок второго при таком неловком случае: немец, тогда здорово наступал, и оказалась наша… батарея почти без снарядов; нагрузили мою машину снарядами по самую завязку, и сам я на погрузке работал так, что гимнастерка к лопаткам прикипала. Надо было сильно спешить потому, что бой приближался к нам: слева чьи-то танки гремят, справа стрельба идет, впереди стрельба, и уже начало попахивать жареным…»

«Командир нашей автороты спрашивает: «Проскочишь, Соколов?» А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? «Какой разговор! – отвечаю ему. – Я должен проскочить, и баста!» - «Ну, - говорит, - дуй! Жми на всю железку!».

Помимо сведений об определенном из жизни рассказчика-персонажа, в этом тексте заключено очень важное образное содержание. Легко установить, что в употреблении слов: по легкости, по самую завязку, чухаться, баста, дуй, жми на все железку – обнаруживается принадлежность Соколова к определенной культурной, профессиональной и территориальной среде.

Более важную образную информацию – о строе мысли и чувства рассказчика – несут в этом тексте высказывания: «Только не пришлось мне и года повоевать…»; «Дырявил немец мне машину… но мне, браток, везло на первых порах». «Везло-везло, да и довезло до самой ручки…»; «Попал я в плен…при таком неловком случае…»; «оказалась наша… батарея…» . Все они имеют значение объективной необходимости – безличные предложения, например, в сравнении с личными, выражают действие, навязываемое субъекту со стороны, помимо его воли. Эти высказывания семантически соотнесены с вынесенным в название рассказа словом «судьба» , которое (среди прочих значений) имеет значения: «стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий».

Такое понимание судьбы Соколовым подтверждается употреблением высказываний: «Надо было сильно спешить…»; «Я должен проскочить, и баста!», выражающих в данном тексте самую важную информацию о строе мысли и чувства героя. Эти высказывания имеют значение долженствования, т.е. обязательности на основе твердого решения самого говорящего. В их употреблении находит выражение главная мысль рассказа «Судьба человека», авторский идеал, представление о должном и желаемом, - как бы тяжело ни складывались обстоятельства для человека, человек может относиться к обстоятельствам активно, поступать так, как требует этого его человеческое достоинство и гражданский долг.

То, что это – главная мысль, которую хотел выразить М. Шолохов, подтверждается всем строем рассказа «Судьба человека».

Композиционно рассказ Соколова представляет собой ряд новелл, в каждой из которых идет речь о каком-то эпизоде из его жизни. В каждой из этих новелл обнаруживает себя скрытая от поверхностного чтения упорядоченность языковых единиц, выражающих строй мысли и чувства рассказчика. И в каждой новелле выступают языковые средства, с помощью которых выражается отношение Соколова к обстоятельствам.

Так, о первых впечатлениях от пребывания в плену Соколов рассказывает следующее:

«Прошел немного, и догоняет меня колонна наших пленных, из той же дивизии, в какой я был. Гонят их человек десять немецких автоматчиков. Тот, который впереди колонны шел, поравнялся со мною, не говоря худого слова, наотмашь хлыстнул меня ручкой автомата по голове. Упади я, - и он пришил бы меня к земле очередью, но наши подхватили меня на лету, затолкали в середину и с полчаса вели под руки. А когда я очухался, один из них шепчет: «Боже тебя упаси падать! Иди из последних сил, а не то убьют». И я из последних сил, но пошел.

В этом тексте также встречаются слова, характеризующие принадлежность рассказчика к определенной культурной среде: «хлыстнул, очухался». Здесь же находим высказывание, семантически соотнесенное со словомсудьба в значении «стечение обстоятельств»: «Упади я, - и он пришил бы меня к земле очередью…» - высказывание с глаголом в условном наклонении, показывающее, как бы сложилась судьба рассказчика, если бы подчинился обстоятельствам. Наконец, здесь же в предложении: «И я из последних сил, но пошел » (где противительный союзно вносит смысл: «вопреки сложившимся для рассказчика крайне сложным обстоятельствам») находит выражение активное отношение героя к обстоятельствам.

И в каждом последующем эпизоде рассказа Соколова о пребывании в плену непременно выступают языковые средства, имеющие значение долженствования.

С точки зрения отношения к обстоятельствам оценивает Соколов действующих лиц своего рассказа в эпизоде, где речь идет о ночевке пленных в церкви. Главным в его оценке человека в каждом случае является верность своему гражданскому и воинскому долгу.

Кульминацией эпизода в церкви является рассказ Соколова о взводном и Крыжневе.

В речи Крыжнева употреблена пословица «Своя рубашка к телу ближе» . Во всем рассказе «Судьба человека», кроме этой, употребляется еще одна пословица, в речи самого Соколова, адресованной автору:«Дай, думаю, зайду, перекурим вместе. Одному-то и курить и помирать тошно ». Образный смысл двух этих пословиц обусловлен тем, что они соотнесены между собой семантически – они выражают крайне противоположное отношение Соколова и Крыжнева к окружающему миру, к людям.

Как отмечалось в рассказе «Судьба человека», повествование ведется не только от лица Соколова, но и от лица самого автора. Авторская речь составляет введение к рассказу Соколова и заключение к нему. Специфика образа автора в рассказе «Судьба человека» состоит в том, что он подвижен - в пределах рассказа в определенном отношении изменяется строй его мысли и чувства. В авторском повествовании, составляющем экспозицию рассказа «Судьба человека», речь идет о трудностях, выпавших на долю автора в пути, когда в «недобрую пору бездорожья» ему «пришлось ехать в станицу Букановскую». В этом тексте многие предложения имеют значение объективной необходимости и семантически соотнесены со словом «судьба» в значении «стечение обстоятельств»:

«...мне пришлось ехать в станицу Букановскую; ...Переправляться надо было на утлой плоскодонке, поднимавшей не больше трех человек; Во время переправы... мне некогда было думать о папиросах, надо было, бросив весло, побыстрее вычерпывать воду, чтобы лодка не затонула» .

«...но одолеть (т. е. «осилить, преодолеть что-либо, требующее физических усилий») их оказалось не так-то просто; Только часов через шесть покрыли (т. е. «преодолели») расстояние в тридцать километров…»

«Это был первый после зимы по-настоящему теплый день. Хорошо было сидеть на плетне вот так, одному, целиком покоряясь тишине и одиночеству, и, сняв с головы старую солдатскую шапку, сушить на ветерке мокрые после тяжелой гребли волосы, бездумно следить за проплывающими в блеклой синеве белыми грудастыми облаками.»

С точки зрения человека, только что преодолевшего тяжелый путь, воспринимает автор и появление незнакомого человека с мальчиком:

В экспозиции рассказа было: «...следить за проплывающими в блеклой синеве белыми, грудастыми облаками ». Здесь же -«словно под тугими, белыми парусами, проплывали в вышней синеве облака ».

В экспозиции рассказа слово весна выступало в значении «время года». И только. Здесь же наблюдается семантический сдвиг в этом слове.Весна в этом контексте приобретает смысл: «созидающая сила, способствующая утверждению живого в жизни».

В экспозиции рассказа языковые средства, выражающие исходный строй мысли и чувства автора, были стилистически нейтральными. Здесь же выступают языковые единицы, которые имеют окраску высокого стиля: «в вышней синеве», «минуты скорбного молчания» , «к великим свершениям весны ,к вечному утверждению живого в жизни.»

От обыденного взгляда на окружающий мир до глубокого, философского его осмысления - так изменяется строй мысли и чувства автора в рассказе «Судьба человека».

«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина.»

В этом фрагменте авторской речи углубляется одно из высказываний Соколова. Свой идеал поведения на войне Андрей Соколов выразил так: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда, позвала » . Слово вытерпеть и его синоним «снести» означают «перенести, выдержать страдания».

Слово «преодолеть», употребленное вместо словаснести , более точно выражает характер его действий, поступков, а формула «если к этому позовет его родина» , употребленная вместо «если к этому нужда позвала» - более определенно называет мотивы действий и поступков Андрея Соколова.

Заключение

В речи Соколова звучат слова и выражения, взятые из языка шофера, солдата, крестьянина, эпитеты и метафоры, связанные с народно-поэтическим творчеством. В том, что и как отбирает герой в неоценимом фольклорном богатстве, что оказывается наиболее близким его душевному строю, с достаточной отчетливостью проявляются его нравственно-психологические особенности. Соколов любит ласковые обращения, слова с уменьшительными суффиксами (они особенно свойственны фольклорным произведениям). В соответствующем контексте они принимают ласкательную окраску, отражают открытость, душевность, дружелюбные чувства героя («милая Иринка», «милок», «браток», «детишкам», «папанька», «воробышек», «звездочка»).

Различия в языке автора и героя не приводят к разностильности произведения; общее в его стилистическом фундаменте заключается и в том, что «как в речи автора, так и в речи героя - то и дело смыкаются, скрещиваются, срастаются извечные, отшлифованные столетиями речения и сегодняшние разговорные обороты, подчас еще совсем не освоенные литературой». Это общее в ходе развития повествования крепнет, приобретает более широкие очертания, более глубокую основу. В «Судьбе человека» постепенно сближаются и сливаются голоса автора и героя, столь различные, несовместимые в начале рассказа... Андрей Соколов, заново пережив в рассказе свою судьбу, поднимается на высоты человеческого сознания и сливается в самом своем слоге с художником».

В авторской речи наиболее определённо выражена главная мысль рассказа о неиссякаемой способности человека к преодолению обстоятельств, как бы трудно они ни складывались, о способности человека при любых условиях поступать так, как требует этого его гражданский долг и человеческое достоинство.

Список литературы

Навозов А. Шолохов и «Правда» // Михаил Александрович Шолохов. – М.: Правда, 1966. – С. 199-208

Огнев А.В. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека». М.: Высшая школа, 1984.

Шолохов М. Собр. соч. в 9 т. Т.8. М.: Художественная литература. 1960.

Форш О. Рожденные бурей…// Михаил Александрович Шолохов. – Правда, 1966. – С.286-287

При всей глубине содержания рассказ-эпопея «Судьба человека» отличается простотой и скупостью художественных средств, которые, однако, все использованы Шолоховым для выражения главной идеи произведения: человек может восторжествовать над своей трагической судьбой, может сохранить в себе человечность вопреки войне и бесчеловечности окружающего мира.

По композиции «Судьба человека» - рассказ в рассказе. Он открывается авторским зачином-описанием тёплого весеннего дня на берегу широко разлившейся речки Бланки. Это экспозиция рассказа. Завязка происходит, когда Андрей Соколов и Ванюшка садятся рядом с автором на поваленный плетень, чтобы отдохнуть и дождаться у переправы лодки. Рассказ главного героя о своей жизни является кульминацией всего произведения, а заключительное авторское рассуждение о человеке-герое играет роль развязки. Исповедь Андрея Соколова может рассматриваться как законченный рассказ с самостоятельным сюжетом, где есть своя экспозиция (жизнь героя до войны), завязка (начало войны, прощание с женой), несколько кульминаций (сцена у Мюллера, похороны сына, объяснение с Ванюшкой), но нет развязки. Открытый финал исповеди показывает, что жизнь Андрея Соколова и его приёмного сына продолжается, и это оставляет некоторую надежду на счастливый конец (герой не умрёт прежде того, как поставит Ванюшку на ноги).

Композиция «рассказ в рассказе» предполагает двух рассказчиков: «внешний» рассказ, который открывает и заканчивает произведение, ведётся от лица автора, «внутренний» рассказ - от лица главного героя. Наличие двух рассказчиков позволяет описать трагическую судьбу Андрея Соколова с двух точек зрения: взгляд «изнутри» самого Андрея Соколова и взгляд «со стороны» слушателя, всем сердцем сочувствующего незнакомому шофёру. Андрей Соколов в своём рассказе-исповеди говорит только о своих чувствах и мыслях, а автор дополняет его историю описанием внешнего вида и манеры поведения героя. Таким образом, изображение Андрея Соколова в рассказе получается более полным: сам герой не находит ничего особенного в своей судьбе по причине личной скромности, но автор-рассказчик в случайном собеседнике увидел героическую личность, в которой воплотились лучшие черты русского характера и человеческого характера вообще. Подтверждением такой высокой оценки героя является название произведения.

Излюбленным художественным приёмом писателя Шолохова является антитеза, которая усиливает трагическую напряжённость повествования. В «Судьбе человека» противопоставляются смысловые символы: весна, жизнь, ребёнок - война, смерть; человечность - изуверство; порядочность - предательство; мелкие трудности весеннего бездорожья - жизненная трагедия Андрея Соколова. На контрасте построена композиция рассказа: эпический зачин - драматическая исповедь - лирическая концовка.

Композиционное построение «рассказ в рассказе» позволило Шолохову применить все три способа изображения, используемые в художественной литературе: эпос, драму, лирику. Авторский зачин представляет собой эпическое (то есть внешнее по отношению к автору-рассказчику) описание весеннего дня и дороги (вернее, распутицы) до станицы Букановской. Автор перечисляет обычные признаки весны: горячее солнце, половодье, запах сырой земли, чистое небо, душистый ветерок с полей. В положенный срок приходит весна, природа просыпается, и по-другому быть не может. Так конкретный пейзаж превращается в символ: как природа оживает после зимы, так и люди приходят в себя после страшной войны, которая принесла столько страданий и смертей. Недаром герои сидят на берегу реки и смотрят на текущую воду, которая с давних времён олицетворяла для поэтов изменчивость жизни.

В рассказе-исповеди Андрея Соколова присутствуют главные признаки драмы. Во-первых, главный герой рассказывает о своей жизни и, как в пьесе, раскрывается через собственное слово. Во-вторых, автор наблюдает Андрея Соколова со стороны (в текст включены авторские разъяснения-ремарки по поводу пауз в монологе героя). В-третьих, исповедь Андрея Соколова - чрезвычайно насыщенный, напряжённый рассказ не только о жизни, полной катастрофических событий, но и о стойкости человека, который выжил всем смертям назло.


Лирический мотив звучит в заключительной части рассказа, когда автор смотрит вслед Андрею Соколову и Ванюшке и пытается разобраться в своих чувствах. В его душе сложно переплелись: глубокое потрясение от услышанного, симпатия к отцу и мальчику, уважение к солдату, удивление перед его мужеством, сочувствие главному герою в его великом, непоправимом горе, страх за будущее ребёнка, стремление запечатлеть в памяти встречу с замечательным русским человеком, надежда на то, что Андрей Соколов, вопреки всему, «выдюжит» и сможет вырастить сына.

Две трети текста занимает рассказ главного героя о своей жизни. Исповедальная форма позволяет Шолохову достичь максимального правдоподобия и добиться сильного эмоционального эффекта. Как в целом рассказе, так и в монологе Андрея Соколова есть эпические части, лирические отступления и драматические диалоги.

Автор, описывая обстоятельства встречи с незнакомым шофёром, недаром отмечает, что переправа через разлившуюся речку занимает час. Незнакомец с мальчиком вышли на берег спустя несколько минут после отплытия лодки (лодочник должен был перевезти с противоположного берега товарища автора). Андрей Соколов заканчивает исповедь как раз тогда, когда послышались удары вёсел по воде. То есть рассказ продолжается всего два часа, по объёму текста можно предположить, что он передан автором почти слово в слово, без каких-либо изъятий. Вот так за два часа можно переправиться через разлившуюся речку или рассказать человеческую жизнь. И какую удивительную жизнь!

Сжатость во времени и одновременно смещение реальной временной протяжённости событий придают взволнованность и естественность рассказу Андрея Соколова. Например, в две страницы текста умещается описание жизни героя до войны (сорок один год), и столько же страниц занимает одна сцена - прощание с женой на вокзале, которая реально длилась двадцать-тридцать минут. Годы плена описываются вскользь, а эпизод у Мюллера - подробно: фиксируются не только слова, но и движения, взгляды, мысли участников этой сцены. Таковы особенности человеческой памяти - отбирать и запоминать то, что кажется человеку наиболее важным. Шолохов из истории Андрея Соколова очень продуманно выбирает несколько эпизодов, которые проясняют разные черты характера героя: прощание с женой (непоказная, но сильная любовь), первая встреча с фашистами (человеческое достоинство), убийство предателя Крыжнёва (чувство справедливости), сцена у Мюллера (мужество), второй побег из плена (смекалка), смерть сына и объяснение с Ванюшкой (любовь к детям).

Рассказ от первого лица позволяет охарактеризовать героя через манеру говорить, через выбор слов. Андрей Соколов довольно часто употребляет просторечные формы и обороты («поиграйся у воды», «трудящая женщина» и т.д.), что свидетельствует о его недостаточной образованности. Герой и сам не скрывает, что он обыкновенный шофёр. Внешне суровый, сдержанный, он употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, когда рассказывает о своём приёмном сынишке (глазёнки, личико, травинка, воробушек).

Итак, чтобы выразить идейное содержание рассказа, Шолохов употребляет такие выразительные приёмы, которые сразу не бросаются в глаза, но незаметно выполняют труднейшую задачу - создать в небольшом художественном тексте убедительный образ настоящего русского человека. Разнообразие этих приёмов вызывает восхищение: композиция «рассказ в рассказе», при которой два рассказчика дополняют друг друга и усиливают драматическое напряжение повествования; антитезы философского характера, углубляющие содержание; противопоставление и взаимное дополнение эпического, драматического и лирического изображения; реальный и одновременно символический пейзаж; форма исповеди; изобразительные возможности художественного времени; речевая характеристика героя. Варьирование этих художественных средств доказывает высокое мастерство писателя. Все приёмы гармонично соединяются в небольшом рассказе и образуют целостное и весьма сильное по эмоциональному воздействию на читателя произведение.

Литературоведческий анализ «Особенности композиции рассказа
М.А.Шолохова «Судьба человека»
Отличительную особенность «Судьбы человека» составляет композиция – это
рассказ в рассказе. Эта особенность связана с наличием в произведении двух
субъектов сознания и речи, последовательно излагающих его художественные события
­ двух рассказчиков: «внешний» рассказ, который открывает и заканчивает
произведение, ведётся от лица автора, «внутренний» рассказ ­ от лица главного героя.
Наличие двух рассказчиков позволяет описать трагическую судьбу Андрея Соколова с
двух точек зрения: взгляд «изнутри» самого Андрея Соколова и взгляд «со стороны»
слушателя,
всем сердцем сочувствующего незнакомому шофёру. Данный
композиционный прием позволяет автору повысить степень доверия к исповеди
главного героя. Андрей Соколов в своём рассказе­исповеди говорит только о своих
чувствах и мыслях, а автор дополняет его историю описанием внешнего вида и манеры
поведения героя. Таким образом, изображение Андрея Соколова в рассказе получается
более полным: сам герой не находит ничего особенного в своей судьбе по причине
личной скромности, но автор­рассказчик в случайном собеседнике увидел героическую
личность, в которой воплотились лучшие черты русского характера и человеческого
характера вообще. Подтверждением такой высокой оценки героя является название
произведения.
Схематически композицию рассказа «Судьба человека» можно представить в
виде сферы: сюжетным ядром является военная биография Соколова, содержащая в
себе судьбу целого народа. Её обрамляет встреча главного героя с рассказчиком весной
1946 года.
Рассказ Соколова выделен в особое художественное единство несколькими
способами. Он отличен от речи повествователя по своей внешней форме, поскольку
последняя представляет из себя типичный Ich­Erzahlung (нем. «Я­рассказ»;
высказывания о событиях от первого лица (см. Литературоведение. Литературное
произведение: основные понятия и термины. Под редакцией Л. В. Чернец)), а слово
героя дано как сказ. Речь Соколова маркирована стилистически, его рассказ относится
к прошлому,

В силу такой подчеркнутой выделенности рассказ Соколова получает особую
значимость, он становится текстом в тексте, произведением в произведении,
приобретает иное измерение, превращается в смысловой центр шолоховского творения.
Поэтому каждое слово получает в исповеди героя особую весомость. Помещение же
рассказа Соколова внутрь другого рассказа создает между ними сложные отношения:
герой и его жизнь становятся объектом эмоционального осмысления со стороны
повествователя, в которое включается и читатель.
имеет иной объект изображения,
ритм и тональность.

Рассказ по психологической насыщенности, по связи с названием «Судьба
человека» подобен произведению эпопейного масштаба, потому что события,
изложенные главным героем по времени охватывают целую эпоху. Это время Великой
Отечественной войны. Шолохов выводит на сцену множество эпических образов как
русских солдат, так и захватчиков – фрицев.
Воспоминания о военной жизни главного героя подобны главам эпопеи.
Каждый отдельно взятый эпизод строится по традиционному принципу. Рассмотрим
эпизод встречи Андрея Соколова с Ванюшкой.
Границей, отделяющей этот эпизод от предыдущих, являются короткие,
рубленные фразы («Куда идти?», «Неужто в Воронеж?», «Ни за что!»), сжатость во
времени: «Приехал я в свою часть», «вскорости демобилизовали», «поехал в
Урюпинск». Экспозицией рассказа можно считать предложение, содержащее в себе
временную дискретность: «В это время я и познакомился с моим новым сынком, вот с
этим, какой в песке играется». Происходит переход в исходную точку, в условное

настоящее время. Смещение реальной временной протяжённости событий придают
взволнованность и естественность рассказу Андрея Соколова.
Завязка происходит, когда Андрей Соколов впервые встречает Ванюшку: «И вот
один раз вижу возле чайной этого парнишку, на другой день ­ опять вижу». Следует
обратить внимание на начало предложения ­ его открывают сочинительный союз и
частица. Такое же построение предложения характерно для завязки конфликта
«Человек и война» в начале произведения: «А тут вот она, война». Но это сходство не
даёт нам право считать лишь данный эпизод раскрытием второго конфликта
произведения – конфликта психологического. Ведь оба эти конфликта развиваются от
начала рассказа до его конца, осложняя друг друга и переплетаясь между собой.

молчит,
силенок,
Слова главного героя ("Я ­ твой отец") являются кульминацией данного эпизода,
а реакция Ванюшки на эти слова играет роль развязки: «Кинулся он ко мне на шею,
целует… звонко и тоненько кричит…: "Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня
найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!" Прижался ко
мне и весь дрожит, будто травинка под ветром», «сынок мой все жмется ко мне изо
всех
вздрагивает».
Композиция данного эпизода построена на контрасте: эпический зачин ­
драматическая кульминация ­ лирическая концовка. Подобное композиционное
построение позволило Шолохову применить все три способа изображения,
используемые в художественной литературе: эпос, драму, лирику. Авторский зачин
представляет собой эпическое (то есть внешние действия, участником которых стал
Андрей Соколов) повествование о событиях после смерти его сына, описание жизни
семейной

В эпизоде присутствуют главные признаки драмы. Во­первых, главный герой
рассказывает о своей жизни и, как в пьесе, раскрывается через собственное слово. Во­
вторых, автор наблюдает Андрея Соколова со стороны (посредством включения в
рассказ временной дискретности). В­третьих, воспоминания Андрея Соколова о
времени знакомства с новым сыном - чрезвычайно насыщенный, психологически
напряжённый
рассказ.
Лирический мотив звучит в заключительной части эпизода, когда Андрей Соколов
крепко прижимает к себе Ванюшку и пытается справиться со своими чувствами. В его
душе сложно переплелись: твердое решение усыновить мальчика («Закипела тут во мне
горючая слеза, и сразу я решил: "Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать!
Возьму его к себе в дети"»), облегчение от его принятия («И сразу у меня на душе стало
легко и как­то светло»), реакция не только Ванюши на его слова, но и собственная
реакция («А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся»).
приютившей
главного
героя.
пары,

Композиция рассказа «Судьба человека» строится по законам классической
эпопеи: оно состоит из отдельных, относительно автономных частей и глав. Что и
продемонстрировал эпизод встречи главного героя с Ванюшкой, подобный главе эпопеи.
Внешне эпизоды связаны идеей о том, что человек может восторжествовать над своей
трагической судьбой, может сохранить в себе человечность вопреки войне и
бесчеловечности окружающего мира.

Эпопея не лишена целеустремленности. Экспозиции эпопеи позволяют
свободно и непринужденно обращаться со временем и пространством, переносить
действие с одного места в другой, замедлять или ускорять время, использовать
временную дискретность. Объединяет рассказ ­ эпопею не внешний сюжет, не
движение к однозначному результату, а сюжет внутренний: медленно, шаг за шагом
выявляется мужество и стойкость не отдельно взятого человека, а целого народа.

Загрузка...
Top