Характеристика анны на дне. Герои пьесы "На дне" Горького: характеристика, образы и судьбы


Пьеса «На дне» - достаточно сложное, но очень интересное произведение Горького. Автору удалось соединить в нем бытовую конкретику и обобщенные символы, реальные человеческие образы и отвлеченную философию. Мастерство Горького особенно проявилось в описании, таких непохожих друг на друга, обитателей ночлежки. Важную роль в произведении играют женские образы.

Наташа, Василиса, Настя, Анна, Квашня – очень интересные и своеобразные персонажи. Эти женщины опустились на самое «дно» жизни, их вид удручает и вызывает у читателя горькие чувства. Обычно, женщина является символом прекрасного, чистого и светлого. Женский образ – это образ нежности, любви и материнства. Однако, Горький демонстрирует читателю совсем другую сторону жизни. Когда женщина оказывается в страшных и жестоких условиях, она вынуждена вести себя несколько иначе.

Кто-то попытается выжить, торгуя собой, а кто-то сломается и смертельно заболеет, не выдержав тяжелого гнета. Рассмотрим конкретные образы из пьесы.

Квашня – торговка пельменями, свободная и сильная женщина, она не позволяет ни одному мужчине вольно с ней обращаться. Ее отношение к браку – резко негативное. Оказывается, Квашня уже была однажды замужем, но этот горький опыт оставил на всю жизнь неизгладимый след в ее душе. Можно представить себе, насколько жестоким был ее муж, и какой несчастной была их семейная жизнь, если женщина так радовалась смерти супруга, что просто не могла счастью своему поверить. Но, несмотря ни на что, Квашня осталась чуткой к чужому горю и не утратила свою человечность. Она жалеет умирающую Анну и пытается накормить ее пельменями. Вот только замуж она больше не пойдет, даже за принца, хватит, настрадалась.

Следующая героиня пьесы – несчастная женщина по имени Анна. Она тяжело больна и находится при смерти. Ей многие сочувствуют, жалеют и пытаются облегчить муки последних дней жизни. Только Клещ, ее муж, по-прежнему груб и равнодушен к Анне. Она привыкла к его жестокости и терпеливо воспринимает такое поведение супруга. Анна символизирует собой всех женщин, которые считают грубость нормой семейных отношений. Даже, находясь на пороге смерти, она заботится о своем равнодушном и черством муже (предлагает поесть пельменей, которые оставила для нее Квашня). Анне всего тридцать лет, она умирает, и ничего светлого нет в ее существовании.

Девушка Настя читает бульварные романчики, мечтает о возвышенных чувствах, о светлой любви, но в жизни ее окружают низость и грязь, пошлость и грубость. Она рассказывает сожителям сладкие сказки о любви, которые рождаются в ее воображении. Над ней откровенно насмехаются, ведь Настя – обычная проститутка, о чистой и настоящей любви она может только мечтать. Единственная для нее возможность забыть обо всем этом – напиться.

Василиса – является представительницей «хозяев жизни», ведь она – жена хозяина ночлежки. Но владельцы «дна» слабо чем отличаются от его обитателей. Сохранить человеческий облик практически невозможно, если ты постоянно находишься в зверинце. Василиса – это властная, бесчувственная и жестокая женщина, которая любит только деньги. Ее любовник Васька Пепел, вор, у которого отсутствуют моральные принципы, и тот замечает, что в этой женщине нет души. Ее внешняя красота противопоставляется внутреннему уродству. Она клянется Пеплу в любви и толкает его на воровство. Потом узнает, что он любит ее сестру Наташу и обещает отдать ее ему, если Пепел убьет Костылева, супруга Василисы. Затем хозяйка ночлежки начинает жестоко издеваться над сестрой. Она злится на Наташу и мстит ей за то, что от нее ушел любовник. Наташа ничего не может ей ответить, она, по природе своей, добрый и мягкий человек, способный сочувствовать чужому горю. Увидев однажды Наташу с Пеплом, Василиса приходит в ярость и, заперев сестру в доме, избивает ее до полусмерти. Наташа уже готова идти даже в тюрьму за Пеплом, только бы не возвращаться в дом к Василисе. Она попадает в клинику, а оттуда исчезает в неизвестном направлении, спасаясь от жестокости родной сестры.

Василиса же, наверняка, сможет выкрутиться и избежать тюрьмы. Она продолжит прежнюю жизнь, поскольку только с таким характером, как у нее, можно выжить в этих чудовищных условиях.

Каждая героиня пьесы интересна по-своему. Именно через женские образы читателю лучше всего удается почувствовать те бесчеловечные условия жизни, в которых оказались обитатели ночлежки.

В пьесе пять женских персонажей. Анна – жена Клеща, смиренно умирающая во втором акте, сердобольная и хозяйственная Квашня, молодая Василиса – жена хозяина ночлежки и любовница Васьки Пепла, юная и забитая Наташа и Настя, обозначенная в авторской ремарке стыдливым словом «девица».

В смысловом контексте произведения женские образы представлены двумя парами противоположных характеров: Квашня – Настя и Василиса – Наташа. Вне этих пар находится Анна, олицетворяющая в пьесе чистое страдание. Ее образ не замутнен страстями

И желаниями. Она терпеливо и покорно умирает. Умирает не столько от смертной болезни, сколько от сознания своей ненужности миру. Она из тех «голых людей», для которых правда бытия непереносима. «Тошно мне», – признается она Луке. Единственный аспект смерти, волнующий ее: «А там как – тоже мука?» Забитая, ни для чего не пригодная на этом свете, она напоминает вещь. Она не движется по сцене – ее передвигают. Выводят, оставляют на кухне, забывают. Так же, как с вещью, с ней обращаются и после смерти. «Надо вон тащить! – Вытащим…» Она ушла из жизни – словно реквизит унесли. «Кашлять, значит, перестала».

Не так с остальными. В первой паре Квашня представляет смысловую доминанту. Она почти всегда по хозяйству. Живет от трудов своих. Делает пельмени и торгует ими. Из чего эти пельмени и кто их ест, – один Бог знает. Она пожила замужем, и теперь для нее что замуж, что в петлю: «Один раз сделала – на всю жизнь памятно…» А когда у нее муж «издох», она от счастья и радости целый день «просидела одна». Она и в пьесе всегда одна. Разговоров и событий касается краем, ее словно побаиваются обитатели ночлежки. Даже Медведев, олицетворение закона и власти, ее сожитель, беседует с Квашней уважительно – слишком много в ней нелюбопытного рассудка, здравого ума и скрытой агрессии.

Ее противоположность Настя – не защищена и доступна. Она ничем не занята, ничего не делает. Она – «девица». Она почти не реагирует на реалии окружающего мира. Ее разум не отягощен рефлексией. Она так же самодостаточна, как и Квашня. Горький имплантировал ей странный, не им придуманный мир «женских романов», скудную и бессмысленную грезу красивой жизни. Она обучена грамоте и поэтому читает. «Там, в кухне, девица сидит, книгу читает и – плачет», – удивляется Лука. Это и есть Настя. Она рыдает над вымыслом, который чудесным образом кажется ей собственной жизнью. Она напоминает маленькую девочку, которой приснилась игрушка. Проснувшись, она теребит родителей, требует эту игрушку себе. В нежном возрасте дети не отделяют сон от реальности. Это происходит позднее, в процессе взросления. Настя не только не взрослеет – она не просыпается. Ей наяву снятся эти кондитерские, безгрешные сны: «А леворверт у него громадный, и заряжен десятью пулями… Незабвенный друг мой… Рауль…» Барон покатывается над ней: «Настька! Да ведь… ведь прошлый раз – Гастон был!» Настя и ведет себя, как ребенок. Ткнувшись носом в действительность, она капризничает, горячится, швыряет об пол чашку, грозит обитателям: «Напьюсь вот я сегодня… Так напьюсь». Напиться – значит снова уйти от реальности. Забыться. Судя по косвенным намекам, Барон состоит при ней в альфонсах, однако и этого она не сознает. Лучи реальности только бликуют на поверхности ее сознания, не проникая вовнутрь. Однажды Настя приоткрывается, и становится ясно, что жизнь ее питается энергией ненависти. Убегая, она кричит всем: «Волки! Чтоб вам издохнуть! Волки!» Эту реплику она произносит в конце четвертого акта, и, следовательно, появляется надежда проснуться. Василиса представляет собой властное начало пьесы. Она – Афина Паллада ночлежки, ее злой гений. Она одна действует – все остальные существуют. С ее образом связаны криминальная и мелодраматическая интриги сюжета. Для Василисы нет внутренних запретов. Она, как и все в ночлежке, – «голый человек», ей «все позволено». И Василиса этим пользуется, пока остальные только разговаривают. Ей подарил автор жестокий и беспощадный характер. Понятие «нельзя» лежит за пределами ее нравственного сознания. И мыслит она непротиворечиво: «Наслаждаться – убивать, чтобы наслаждаться». Ее антипод Наташа – самый чистый и светлый образ пьесы. Наташу из ревности к Ваське Пеплу Василиса непрестанно бьет и мучит, ей помогает муж, старый Костылев. Срабатывает инстинкт своры. Наташа одна из всех верит и еще надеется, ждет не галантерейной, а настоящей любви, ищет ее. Но, к сожалению, география ее поиска происходит на том участке дна, на котором не покоятся груженные золотом испанские галеоны. Тусклый свет, доходящий «сверху, от зрителя», позволяет рассмотреть только рожи постоянных обитателей. Наташа никому не верит. Ни Луке, ни Пеплу. Просто ей, как Мармеладову, «идти некуда». Когда убивают Костылева, она кричит: «Возьмите и меня… в тюрьму меня!» Наташе ясно – убил не Пепел. На всех вина. Все убили. Это ее правда. Ее, а не Сатина. Не правда гордого, сильного человека, а правда униженных и оскорбленных.

Женские образы в пьесе Горького «На дне» несут серьезную смысловую нагрузку. Ущербный мир обитателей ночлежки благодаря их присутствию становится ближе и понятнее. Они как бы гаранты его достоверности. Именно их голосами автор открыто говорит о сострадании, о нестерпимой скуке жизни. У них есть свои книжные предтечи, на них сошлось множество литературных проекций из предшествующей художественной традиции. Автор и не скрывает этого. Важнее другое: именно они вызывают наиболее искренние чувства ненависти или сострадания у читателей и зрителей пьесы.

Сложно среди персонажей пьесы Горького провести четкое разграничение на главных и второстепенных. Образ и характеристика Анны в пьесе «На дне» - пример удивительного пера классика. Он через неяркие штрихи раскрывает судьбу целого поколения русских женщин.

Судьба героини

Анна – молодая женщина. Ей всего 30 лет. Если пропустить указание автора на возраст, то можно ошибиться и решить, что женщина измучена длительным трудом и тяжелой жизнью. Судьбе Анны не позавидовать. Она заболела из-за побоев мужа. Сорокалетний слесарь Андрей Митрич Клещ уважает себя: рабочий человек. К жене относился с жестокостью, которая привела к болезни. Съедает больную чахотка. Некоторые жильцы видят, что Андрей Митрич злой:

  • Костылев упрекает мужика: «…от твоего злодейства…» заболела жена.
  • Квашня говорит: «…заездил жену-то до полусмерти…», «…с… злыднем жила».

Женщина помнит только побои и обиды. Современному читателю сложно представить, как можно довести 30-летнюю женщину до гибели. Болезнь не изменила Клеща. Он недоволен: у жены положение лучше, чем у него: постель, еда. Жалко даже глотка свежего воздуха, свое здоровье дороже. Не познала женщина семейного благополучия и простого женского счастья.

Характер Анны

Читатель видит женщину уже смертельно больную. Чаще она лежит в углу, закрытая пологом. Иногда ей помогают выйти на улицу или сменить помещение, темное и тягостное. Нужда и страдания сделали женщину терпеливой. Она ждет смерти как облегчения. Судьба жалеет Анну. Перед смертью она встречается с Лукой. Старик разговаривает с ней, помогает успокоиться. Доброе отношение Луки напоминает о жизни в доме отца. Там тоже было все по-доброму. Терпение привело к гибели. Какие еще черты отличают персонаж:

Доброта. Анна пытается внести мир в отношения жильцов подвала, успокаивает их.

Преданность. Больная отдает еду мужу-злодею. Она всю жизнь боялась съесть больше других, дрожала перед мужем, принимая, закон семейных отношений.

Скромность. Женщина лежит, стараясь не привлекать к себе внимания, тихо стонет от боли.

Ум. Анна понимает, что она не нужна миру, окружающему ее.

Стыдливость. Нищета не сделала Анну порочной и распутной. Нет желаний мести, злости или страсти. Все воспринимается как должное, непоправимое.

Не смогла женщина противостоять Клещу, который, наверное, искал причину своих бед в жене. Слабость женщины использовал для своего утверждения в жизни. Рабочий не создал условий для жизни, не смог добыть столько денег, чтобы семья не нищенствовала. Виноватая и тихая Анна, уже больная, жалеет его.

Анна и Лука

Для всех жильцов ночлежки Анна – вещь. Ее двигают, забывают, выводят, выносят. Только один человек отнесся к Анне по-другому. Это Лука. Старец помогает заглянуть в душу женщины. Оказывается, она небездушное существо. Анна мечтает, рассуждает, надеется. В ней не умерло желание жить и представлять лучший мир. Лука обещает несчастной щедрое вознаграждение Бога за страдания в реальной жизни. Но все это ждет ее на том свете. Для чего же рождается человек? Множество философских проблем поднимается, когда начинают беседовать мудрец и больная женщина:

  • Имя и человек;
  • Голод;
  • Прекрасное будущее;
  • Загробная жизнь.

Исчезнуть должна та пугающая действительность, которая представлена классиком. Социальное дно, подвалы и ночлежки для людей – обязаны уйти в прошлое, умереть, а светлое и прекрасное прийти на смену.

Трагичность персонажа ярко описана автором. На глазах читателя «приходит смерть», завершается жизнь человека, который не выполнил своего женского предназначения: не подарил жизнь другому. Женщина боится только одного, как будет там, после смерти. Ей хочется обрести покой и отдых.

Пьеса «На дне» была задумана Горьким как одна из четырех пьес цикла, показывающего жизнь и мировоззрение людей из разных слоев общества. Это - одна из двух целей создания произведения. Глубинный смысл, который заложил в него автор - попытка ответить на главные вопросы человеческого существования: что есть человек и сохранит ли он свою личность, опустившись «на дно» нравственного и социального бытия.

История создания пьесы

Первые свидетельства о работе над пьесой относятся к 1900 году, когда Горький в разговоре со Станиславским упоминает о желании написать сцены из жизни ночлежки. Некоторые наброски появились в конце 1901 года. В письме к издателю К. П. Пятницкому, которому и посвятил произведение автор, Горький писал, что в задуманной пьесе для него ясны все персонажи, идея, мотивы действий, и «это будет страшно». Окончательный вариант произведения был готов 25 июля 1902 года, издан в Мюнхене и уже в конце года поступил в продажу.

Не так радужно обстояли дела с постановкой пьесы на сценах российских театров - она практически запрещена. Исключение сделано только для МХАТа, остальные театры должны были получать особое разрешение на постановку.

Название пьесы в процессе работы менялось, по крайней мере, четыре раза, а жанр автором так и не был определен - в издании значилось «На дне жизни: сцены». Укороченное и всем сегодня знакомое название впервые появилось в театральной афише при первой постановке в МХАТ.

Первыми исполнителями стал звездный состав Московского художественного академического театра: в роли Сатина выступил К. Станиславский, Барона - В. Качалов, Луки - И. Москвин, Насти - О. Книппер, Наташи - М. Андреева.

Основной сюжет произведения

Сюжет пьесы завязан на отношениях героев и в обстановке всеобщей ненависти, которая царит в ночлежке. Это - внешняя канва произведения. Параллельное действие исследует глубину падения человека «на дно», меру ничтожества социально и духовно опустившегося индивидуума.

Действие пьесы начинается и заканчивается сюжетной линией взаимоотношений двух персонажей: вора Васьки Пепла и жены владельца ночлежки Василисы. Пепел любит ее младшую сестру Наташу. Василиса ревнует, постоянно избивает сестру. Есть у нее и еще один интерес к любовнику - она хочет освободиться от мужа и подталкивает Пепла к убийству. В ходе пьесы Пепел действительно в ссоре убивает Костылева. В последнем же акте пьесы постояльцы ночлежки говорят, что Ваське придется идти на каторгу, а Василиса все равно «выкрутиться». Таким образом, действие закольцовывается судьбами двух героев, но далеко не ограничивается ими.

Временной промежуток пьесы - несколько недель ранней весны. Время года - важная составляющая пьесы. Одно из первых названий, данных автором произведению, «Без солнца». Действительно, вокруг весна, море солнечного света, а в ночлежке и в душах ее обитателей - мрак. Лучом солнца для ночлежников стал Лука, бродяга, которого в один из дней приводит Наташа. Лука приносит надежду на счастливый исход в сердца опустившихся и утративших веру в лучшее людей. Однако в конце пьесы Лука исчезает из ночлежки. Доверившиеся ему персонажи теряют веру в лучшее. Пьеса заканчивается самоубийством одного из них - Актера.

Анализ пьесы

Пьеса описывает жизнь московской ночлежки. Главными героями, соответственно, стали ее обитатели и хозяева заведения. Также в ней появляются лица, имеющие отношение к жизни заведения: полицейский, он же дядя хозяйки ночлежки, торговка пельменями, грузчики.

Сатин и Лука

Шулер, бывший каторжник Сатин и бродяга, странник Лука - носители двух противоборствующих идей: необходимости сострадания к человеку, спасительной лжи из любви к нему, и необходимости знать правду, как доказательство величия человека, как знак доверия к его силе духа. Для того, чтобы доказать ложность первого мировоззрения и истинность второго автором и выстроено действо пьесы.

Другие персонажи

Все остальные персонажи составляют фон для этой битвы идей. Кроме того, они призваны показать, измерить глубину падения, до которой способен опуститься человек. Пьяница Актер и смертельно больная Анна, люди, совершенно потерявшие веру в свои силы, подпадают под власть чудесной сказки, в которую уводит их Лука. Они наиболее зависимы от него. С его уходом они физически не могут жить и умирают. Остальные обитатели ночлежки воспринимают появление и уход Луки, как игру солнечного весеннего луча - появился и исчез.

Настя, продающая свое тело «на бульваре», верит в то, что есть светлая любовь, и она была в ее жизни. Клещ, муж умирающей Анны, верит, что он поднимется со дна и вновь станет зарабатывать на жизнь трудом. Ниточкой, которая связывает его с рабочим прошлым, остается ящик с инструментами. В конце пьесы он вынужден их продать, чтобы похоронить жену. Наташа надеется, что Василиса изменится и перестанет ее мучить. После очередных побоев, выйдя из больницы, она больше не появится в ночлежке. Васька Пепел стремится остаться с Натальей, но не может выпутаться из сетей властной Василисы. Последняя, в свою очередь, ждет, что смерть мужа развяжет ей руки и даст долгожданную свободу. Барон живет своим аристократическим прошлым. Картежник Бубнов, разрушитель «иллюзий», идеолог человеконенавистничества, считает, что «все люди лишние».

Произведение создавалось в условиях, когда после экономического кризиса 90-х годов XIX века в России встали заводы, население стремительно беднело, многие оказались на нижней ступени социальной лестницы, в подвале. Каждый из героев пьесы в прошлом пережили падение «на дно», социальное и нравственное. Сейчас они живут воспоминанием об этом, но подняться «на свет» не могут: не умеют, нет сил, стыдятся своего ничтожества.

Главные герои

Светом для некоторых стал Лука. Горький дал Луке «говорящее» имя. Оно отсылает и к образу святого Луки, и к понятию «лукавство». Очевидно, что автор стремится показать несостоятельность идей Луки о благотворной ценности Веры для человека. Горький практически низводит сострадательный гуманизм Луки к понятию предательства - по сюжету пьесы бродяга уходит из ночлежки как раз тогда, когда те, которые ему доверились, нуждаются в его поддержке.

Сатин - фигура, призванная озвучить мировоззрение автора. Как писал Горький, Сатин не совсем подходящий для этого персонаж, но другого со столь же мощной харизмой в пьесе просто нет. Сатин является идейным антиподом Луки: он ни во что не верит, видит безжалостную суть жизни и того положения, в котором оказался он и остальные обитатели ночлежки. Верит ли Сатин в Человека и его силу над властью обстоятельств и совершенных ошибок? Страстный монолог, который он произносит, заочно споря с ушедшим Лукой, оставляет сильное, но противоречивое впечатление.

Есть в произведении и носитель «третьей» правды - Бубнов. Этот герой, как и Сатин, «стоит за истину», только она у него как-то очень страшна. Он человеконенавистник, но, по сути, убийца. Только гибнут не от ножа в его руках, а от ненависти, которую питает он к каждому.

Драматизм пьесы возрастает от акта к акту. Связующей канвой становятся утешительные разговоры Луки со страждущими его сострадания и редкие реплики Сатина, говорящие о том, что он внимательно слушает речи бродяги. Кульминация пьесы - монолог Сатина, произнесенный после ухода-бегства Луки. Фразы из него часто цитируют, поскольку они имеют вид афоризмов; «Все в человеке - все для человека!», «Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!», «Человек - это звучит гордо!».

Заключение

Горьким итогом пьесы становится торжество свободы падшего человека погибнуть, исчезнуть, уйти, не оставив после себя ни следа, ни воспоминаний. Обитатели ночлежки свободны от общества, норм морали, от семьи и средств к существованию. По большому счету, они свободны от жизни.

Пьеса «На дне» живет уже более века и продолжает оставаться одним из наиболее сильных произведений русской классики. Пьеса заставляет задуматься о месте веры и любви в жизни человека, о природе правды и лжи, о способности человека противостоять нравственному и социальному падению.

Анна является одним из женских персонажей произведения, позволяющий более тонко почувствовать ущербность мира жителей ночлежного дома.

Писатель представляет образ Анны как смертельно больной женщины тридцати лет, заразившей чахоткой, понимающей, что в скором времени скончается и смиренно принимающая данный факт.

Анна живет в ночлежке вместе со своим мужем Клещом, потерявшим работу. Женщина чувствует жуткую усталость от тяжелой и нищей жизни, которая опостылела Анне своей непереносимостью, где она вынуждена экономить, трястись над хлебным кусочком, одеваться в лохмотья.

Анна олицетворяет в пьесе облик чистого и стыдливого страдания, не замутненный порочными желаниями и неистовыми страстями. Молодая женщина ощущает себя древней старухой и осознает свою ненужность окружающему миру.

Жители ночлежного приюта оказывают минимальную помощь и выражают сочувствие умирающей женщине, лишь ее муж остается равнодушным к мучениям Анны, постоянно оскорбляя, унижая ее, а порой и поднимая на нее кулаки.

Анна терпеливо относится к раздражениям со стороны супруга, спокойно пытается и дальше заботиться о нем, поскольку ради Клеща готова на многое. Однако эгоистичный и безразличный к болезни жены Клещ отказывает Анне даже в том, чтобы впустить немного свежего воздуха в открытую дверь, боясь, что сам простудится.

Забитая и затравленная женщина считает смерть единственным выходом из беспросветной адской жизни и боится лишь, что в другом измерении она тоже будет обречена на муки, хотя мечтает получить хотя бы небольшой блаженный отдых от своего горестного существования.

Автор раскрывает образ героини, изображая ее как ненужную в этом мире вещь. На протяжении пьесы персонаж Анны не получает никакого движения, ее передвигают по сцене, забывают на кухне, переносят, выводят. Даже умерев, женщину не спешат отправить на погост, через некоторое время ее выносят будто реквизит.

В последние минуты жизни утешение Анне приносит странник Лука, рассказывая женщине о том, что на том свете она получит и наслаждение, и долгожданный отдых, поэтому Анна умирает, думая лишь о своих несбыточных мечтах.

Повествуя о нелегкой и несправедливой судьбе молодой женщины, автор ярко иллюстрирует период в жизни России, когда обездоленные, вынужденные опуститься на социальное дно люди ведут жалкое существование, при этом оставаясь способными на мудрые размышления, желание думать и мечтать о прекрасном будущем.

Сочинение Анна в пьесе На дне

Анна – один из второстепенных персонажей шедевра русской классики, пьесы Максима Горького «На дне». Её образ является самым трагичным в произведении.

Ей 30 лет, она замужем за простым слесарем, Андреем Клещом. Женщина тяжело больна чахоткой, туберкулёзом лёгких. Она чувствует скорое приближение смерти и очень слаба из-за своего недуга. Анна практически ничего не ест, преимущественно всё время лежит в постели, так как ни на что другое у неё не хватает сил, она страдает от постоянных приступов удушающего кашля.

Муж относится к ней холодно и равнодушно, с явной раздражительность и упрёками, иногда женщине даже приходится терпеть от него побои. Клещ отказывается даже открыть дверь по просьбе жены, аргументируя это тем, что боится заболеть, как она. Несмотря на это, Анна продолжает ухаживать за ним, отдаёт супругу всё самое лучшее и покорно сносит его жестокость. Автор воплощает в её персонаже всех женщин с тяжёлой судьбой и несчастливых в браке. Казалось бы, она ещё так молода, но у Анны уже не осталось никаких жизненных сил, болезнь, безденежье и моральное истощение подкосили ее, она уже давно смирилась с установившимся положением вещей и считает, что уже поздно пытаться что-либо изменить.

Супруги очень бедные, живут в ночлежке для нищих, которой владеет чета Костылёвых. Всю свою жизнь женщина недоедает, носит старую одежду, больше похожую на лохмотья, отказывает себе во всевозможных материальных благах. Все постояльцы искренне сочувствуют и жалеют Анну, кроме её собственного мужа. Он не проявляет по отношению к ней никакой заботы и человеческого понимания. Постоянная жестокость с его стороны только ухудшила её и без того плачевное состояние, как моральное, так и физическое.

Облегчить мучительную участь Анны пытается странник Лука. Он прибегает к обману, чтобы хоть как-то утешить и успокоить несчастную женщину. Обещает, что на небесах её ожидает гораздо лучшая жизнь и душевное спокойствие, что она будет щедро вознаграждена за свои лишения и страдания на земле.

Вскоре болезнь побеждает и силы покидают Анну, она умирает, так и не узнав семейного благополучия и простого человеческого счастья.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Моя любимая народная сказка

    «Морозко» – моя любимая народная сказка, знакомая с детства. Рождественская история работящей девушки, которую обижают мачеха и сводная сестра. Рассказ о сказочном персонаже, приходящем на помощь бедной падчерице.

    Любовь - это нежное чувство, которое не может обойти ни одного человека даже с самым черствым сердцем. Любовная лирика представлена во многих стихотворениях русских поэтов, и в них она раскрывает огромную палитру человеческих чувств

Загрузка...
Top