Смысл человеческой жизни в рассказе старуха изергиль. Сравнительная характеристика ларры и данко в рассказе старуха изергиль сочинение

Ларра Данко
Характер Смелый, решительный, сильный, гордый и слишком эгоистичный, жестокий, высокомерный. Не способен любить, сострадать. Сильный, гордый, но способен пожертвовать жизнью ради людей которых любит. Мужественный, бесстрашный, милосердный.
Внешность Симпатичный юноша. Молод и красив.
Взгляд Холодный и гордый как у царя зверей. Освещает силой и жизненным огнем.
Родственные связи Сын орла и женщины Представитель древнего племени
Жизненная позиция Не хочет делиться с остальными. Хочет брать самое лучшее. Считает, что раз он непохож на остальных может делать всё что захочет. Мечтал стать свободным Жертвует собой ради того, чтобы спасти соплеменники. Мечтал подарить им свободу. Любил людей, желал всем помочь.
Отношение соплеменников к герою Ненавидели его за большую гордыню, хотя они понимали, что он ничем не хуже их. Считали его лучше всех, уважали его сильный дух веру и мужество. Даже когда они отвернулись от него – пожертвовал собой чтобы спасти их.
Смысл образа уверенное осуждение эгоистичности и уверенности в своей чрезмерной важности. Дань, дать, дающий. Что я дам людям? Что сделаю ради людей?
Причины «наказания» Презирает всех людей. Считает их рабами. Слишком гордое сердце.
Совершенный поступки Совершил преступление – убил девушку. Злые поступки. Совершил подвиг – осветил путь людям своим сердцем. Добрые поступки.
Истинное счастье Смерть Жить для других.
В итоге Одиночество
Герой с толпой Конфликт
Общее Внешне красивы, смелы и сильны духом.
Легенда современными словами Превращается в тень (тьма, холод) Голубые искры (свет, тепло)
Ключевая мысль Гордость — прекрасная часть характера. Она делает человека личностью и пренебрегает общепринятым. Самопожертвование.
Вывод Антиидеал, выражающий презрение к людям. Идеал, выражающий высшую степень любви к людям.
Цитаты
  • «он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц»
  • «Она оттолкнула его, да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь»
  • «Я убил ее потому, мне кажется, что она меня оттолкнула».
  • «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня»
  • «и вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце»
  • «пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом».
    • Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних рассказов писателя. Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три самостоятельные части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко. Вместе с тем все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни. Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два […]
    • Имя героя Как попал "на дно" Особенности речи, характерные реплики О чем мечтает Бубнов В прошлом он владел красильной мастерской. Обстоятельства заставили его уйти, чтобы выжить, в то время, как жена его сошлась с мастером. Утверждает, что человек не может изменить свою судьба, поэтому плывет по течению, опускаясь на дно. Часто проявляет жестокость, скептицизм, отсутствие хороших качеств. "Все люди на земле лишние". Сложно сказать, что Бубнов о чем-то мечтает, учитывая […]
    • Жизнь Горького была насыщенной приключениями и событиями, крутыми поворотами и переменами. Свою литературную деятельность он начал гимном безумству храбрых и рассказами, прославляющими человека-борца и его стремление к свободе. Писатель хорошо знал мир простых людей. Ведь вместе с ними он прошел многие версты по дорогам России, работал в портах, пекарнях, у богатых хозяев в деревне, вместе с ними ночевал под открытым небом, часто засыпая голодным. Горький говорил, что его хождение по Руси было вызвано не […]
    • Возрождение имени Максима Горького после пересмотра места его творчества в русской литературе и переименования всего, носившего имя этого писателя, обязательно должно произойти. Думается, немалую роль в этом сыграет самая известная из драматического наследия Горького пьеса «На дне».Сам жанр драмы предполагает актуальность произведения в обществе, где много нерешенных социальных проблем, где людям известно, что такое ночлежка и отсутствие дома. Пьесу М. Горького «На дне» определяют как социально-философскую драму. […]
    • Драма открывается экспозицией, в которой уже представлены основные персонажи, сформулированы основные темы, поставлены многие проблемы. Появление в ночлежке Луки является завязкой пьесы. С этого момента начинается проверка различных жизненных философий и устремлений. Рассказы Луки о «праведной земле» кульминация, а начало развязки - убийство Костылева. Композиция пьесы строго подчинена ее идейно-тематическому содержанию. Основой сюжетного движения становится проверка жизненной практикой философии […]
    • В интервью о пьесе «На дне» в 1903 году М. Горький так определил смысл ее: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью?» Это вопрос не субъективный, а общефилософский. В начале ХХ века спор об истине и утешительных иллюзиях был связан с практическими поисками выхода для обездоленной, угнетенной части общества. В пьесе этот спор приобретает особый накал, так как речь идет о судьбах людей, […]
    • Чеховская традиция в драматургии Горького. Оригинально сказал Горький о новаторстве Чехова, который «убивал реализм» (традиционной драмы), поднимая образы до «одухотворенного символа». Так был определен отход автора «Чайки» от острого столкновения характеров, от напряженной фабулы. Вслед за Чеховым Горький стремился передать неторопливый темп повседневной, «бессобытийной» жизни и выделить в ней «подводное течение» внутренних побуждений героев. Только смысл этого «течения» Горький понимал, естественно, по-своему. […]
    • Раннее творчество Горького (90‑е гг. XIX в.) создавалось под знаком «собирания» истинно человеческого: «Я очень рано узнал людей и еще с молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди… убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к Человеку», – писал в это время Горький. Рассказы 1890‑х гг. можно разделить на две группы: одни из них основаны на вымысле – автор использует легенды или сам их […]
    • Жизнь М. Горького была необычайно ярка и представляется поистине легендарной. Сделала ее такой прежде всего неразрывная связь писателя с народом. Талант писателя сочетался с талантом революционного борца. Современники справедливо считали писателя главой передовых сил демократической литературы. В советские годы Горький выступал как публицист, драматург и прозаик. В своих рассказах он отражал новое направление в русской жизни. Легенды о Ларре и Данко показывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна […]
    • Пьеса «На дне», по словам Горького, явилась итогом «почти двадцатилетних наблюдений над миром “бывших людей”». Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Молодой Горький со свойственной ему решимостью взялся за очень сложную тему, над которой до сих пор бьются лучшие умы человечества. Однозначных ответов на вопрос «Что такое правда?» пока не нашли. В горячих спорах, которые ведут герои М. Горького Лука, Бубнов, Сатин, проступает неуверенность самого автора, невозможность прямо ответить на […]
    • К романтическим рассказам Горького относятся «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Девушка и смерть», «Песня о Соколе» и другие. В них герои – люди исключительные. Они не боятся говорить правду, живут честно. Цыгане в романтических рассказах писателя полны мудрости и достоинства. Эти неграмотные люди рассказывают герою-интеллигенту глубокие символические притчи о смысле жизни. Герои Лойко Зобар и Рада в рассказе «Макар Чудра» противопоставляют себя толпе, живут по своим законам. Больше всего на свете они ценят […]
    • В творчестве раннего Горького наблюдается сочетание романтизма с реализмом. Писатель критиковал «свинцовые мерзости» российской жизни. В рассказах «Челкаш», «Супруги Орловы», «Однажды осенью», «Коновалов», «Мальва» он создал образы «босяков», людей, сломленных существующим строем в государстве. Эту линию писатель продолжил в пьесе «На дне». В рассказе «Челкаш» Горький показывает двух героев, Челкаша и Гаврилу, столкновение их взглядов на жизнь. Челкаш – бродяга и вор, но при этом он презирает собственность и […]
    • Начало творческого пути М. Горького пришлось на период кризиса в социальной и духовной жизни России. По признанию самого писателя, к сочинительству его подтолкнули страшная «бедная жизнь», отсутствие у людей надежды. Горький видел причину создавшегося положения прежде всего в человеке. Поэтому он решил предложить обществу новый идеал человека-протестанта, борца с рабством и несправедливостью. Горький хорошо знал жизнь бедняков, от которых отвернулось общество. В ранней юности он сам был «босяком». Его рассказы […]
    • В рассказе Максима Горького «Челкаш» выступают два главных героя – Гришка Челкаш – старый травленный морской волк, заядлый пьяница и ловкий вор, и Гаврила – простой деревенский парень, бедняк, как и Челкаш. Первоначально образ Челкаша воспринимался мной как отрицательный: пьяница, вор, весь оборванный, кости, обтянутые коричневой кожей, холодный хищный взгляд, походка, словно полет хищной птицы. Это описание вызывает некоторое отвращение, неприязнь. Зато Гаврила, наоборот, широкоплечий, коренастый, загорелый, […]
    • Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и социально-философская пьеса М. Горького “На дне”. Суть ее - в столкновении жизненных позиций и взглядов разных людей. Автор задается характерным для русской литературы вопросом о двух видах гуманизма и его связи с […]
    • Величайшее достижение цивилизации – это не колесо и не машина, не компьютер и не самолет. Величайшее достижение любой цивилизации, любого человеческого сообщества – это язык, тот способ общения, который и делает человека человеком. Ни одно животное не общается с себе подобными с помощью слов, не передает записи будущим поколениям, не выстраивает сложный несуществующий мир на бумаге с такой правдоподобностью, что читающий верит в него и считает его реальным. Любой язык обладает бесконечными возможностями для […]
    • В начале 900-х г.г. ведущей в творчестве Горького стала драматургия: одна за другой были созданы пьесы “Мещане” (1901), “На дне” (1902), “Дачники” (1904), “Дети солнца” (1905), “Варвары” (1905), “Враги” (1906). Социально-философская драма “На дне” задумана Горьким еще в 1900 г., впервые опубликована в Мюнхене в 1902г., а 10 января 1903 г. состоялась премьера пьесы в Берлине. Спектакль был сыгран 300 раз подряд, а весной 1905 года отмечалось 500-е представление пьесы. В России “На дне” вышла в издательстве […]
    • Поэты и писатели разных времен и народов использовали описание природы для раскрытия внутреннего мира героя, его характера, настроения. Особенно важен пейзаж в кульминационные моменты произведения, когда описываются конфликт, проблема героя, его внутреннее противоречие. Не обошелся без этого и Максим Горький в рассказе «Челкаш». Рассказ, собственно, и начинается с художественных зарисовок. Писатель использует темные краски («потемневшее от пыли голубое южное небо – мутно», «солнце смотрит сквозь серую вуаль», […]
    • Как и было принято в классицизме, герои комедии «Недоросль» чётко делятся на отрицательных и положительных. Однако наиболее запоминающимися, яркими являются всё же отрицательные персонажи, несмотря на свою деспотичность и невежественность: госпожа Простакова, её брат Тарас Скотинин и сам Митрофан. Они интересны и неоднозначны. Именно с ними связаны комические ситуации, полные юмора, яркая живость диалогов. Положительные же персонажи не вызывают таких ярких эмоций, хотя и являются резонёрами, отражающими […]
    • Евгений Базаров Анна Одинцова Павел Кирсанов Николай Кирсанов Внешность Продолговатое лицо, широкий лоб, огромные зеленоватые глаза, нос, плоский сверху и заостренный снизу. Русые длинные волосы, бакенбарды песочного цвета, самоуверенная улыбка на тонких губах. Обнаженные красные руки Благородная осанка, стройный стан, высокий рост, красивые покатые плечи. Светлые глаза, блестящие волосы, чуть заметная улыбка. 28 лет Среднего роста, породистый, лет 45. Модный, по-юношески стройный и изящный. […]
  • На мой взгляд, из всех ранних произведений Максима Горького рассказ “Старуха Изергиль” самый романтический и поэтичный. Его герои - смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень интересно и построение рассказа. Повествование о жизни старухи Изергиль обрамлено двумя легендами - о Ларре и Данко. Перед нами несколько человеческих судеб - выбирайте! Судите сами о смысле жизни! В чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвятил себя Данко? А может, нужно стремиться прожить свободную, богатую приключениями жизнь? Немало горя и радостей испытала старуха Изергиль, разных людей встретила она на своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее памяти. Это и надменный шляхтич, и “достойный пан с изрубленным лицом”, и юноша - “бледный и хрупкий цветок востока, отравленный поцелуями”.

    Годы отняли у Изергиль былую красоту, потушили блеск ее глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную духовность.

    Горький не случайно вкладывает в уста именно этой женщины легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими героями. Изергиль приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, проявлять самоотверженность, и вместе с тем она прожила жизнь для себя, свободная от каких-либо обязанностей и обязательств. Писатель не осуждает ее: идеальные люди действительно встречаются только в сказках, а в живых, реальных людях может сочетаться и плохое, и хорошее.

    Однако вряд ли легенда о Данко могла прозвучать из уст человека духовно убогого, трусливого и подлого.

    В легенде о Ларре Горький развенчивает индивидуализм тех, кто отвергает людей, не хочет считаться с общечеловеческими законами. Кто-то может возразить, что именно в этом и заключается подлинная свобода - делать то, что хочется, идти, куда угодно, не считаться ни с кем, то есть “сохранить себя целым”. Однако того, кто изберет этот путь, ждет трагический и печальный удел - одиночество. Действительно, “за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью”. Другими словами, нельзя только потреблять, ничего не давая взамен. Ларра пренебрег этим законом, и его ждало страшное наказание. Казалось бы, он ни в чем не испытывал недостатка: “похищал скот, девушек - все, что хотел”, и при этом был вольным как птица. Тогда почему же в конце концов он стал мечтать о смерти и “в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира?” По-видимому, тому, кто не умеет отдавать, дарить душевное тепло, кто “кроме себя не видит ничего”, трудно быть счастливым и достойно пройти жизненный путь.

    Романтическим антиподом Ларры является Данко - смелый красавец, сердце которого загорелось великой любовью к людям. В его образе Горький воплотил свое представление о подлинных героях, о тех, в ком он видел идеал. Не случайно даже пейзаж создает у читателя ощущение чего-то необычного, фантастического. Он помогает нам перейти из реальной жизни (рассказ Изергиль о себе) в романтический мир легенды: “И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное”. Как голубые искры оживляют черную степь, словно таящую в себе что-то недоброе, так и люди, подобные Данко, способны внести в жизнь добро и свет.

    Данко прекрасен как внешне, так и внутренне: “Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня”.

    Энергия и сила Данко противопоставляется безволию и трусости толпы. Усталые и злые люди, раздраженные своим бессилием, теряют человеческий облик: “Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них”. Но Данко сумел победить вспыхнувшее в нем негодование, потому что жалость и любовь к людям оказались в нем сильнее. Чтобы спасти их, он совершает духовный подвиг. “"Что сделаю я для людей?" - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям-.”. Пылающее сердце Данко - это символ жертвенного служения людям, а сам герой - воплощение всего лучшего в человеке. И каким жалким и низким на его фоне кажется “осторожный человек”, который, “боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой...”

    Я думаю, что в легенде о горящем сердце Данко выражается авторская позиция по вопросу о смысле жизни. Другими словами, весь смысл жизни, по Горькому, в жертвенном, бескорыстном служении людям. Правда, в настоящее время такая позиция вряд ли будет популярной. Мне кажется, что большинство из нас уподобляется “осторожному человеку”, наступившему ногой на пылающее сердце. Не потому ли нам приходится переживать мучительный кризис, как нравственный, так и в области материального.

    Конечно, нельзя требовать от людей жертв насильно, и великие подвиги не каждому по плечу. Но если мы будем стараться стать добрее, отзывчивее, помогать тем, кто в этом нуждается, то мир наверняка изменится к лучшему. А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло, можно назвать прекрасной и имеющей смысл.

    Цели урока:

    1. Продолжить знакомство с ранним творчеством М. Горького;
    2. Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко;
    3. Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;
    4. Рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении.

    Ход урока.

    I. Организационный момент

    В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе.

    II. Основная часть

    1. Ранние рассказы М. Горького имеют романтический характер.

    Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизму, назовите его отличительные особенности.

    Романтизм - особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.

    2. Герои предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом). Беседа по вопросам:

    В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время суток);

    Какие природные образы вы могли бы выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна);

    Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? (эпитеты, олицетворение, метафору);

    Почему именно таким показан пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).

    ВЫВОД: Только в таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко.

    3. Композиция рассказа “Старуха Изергиль”.

    Каково композиционное решение рассказа?

    Как вы считаете, с какой целью писатель использовал такой прием в рассказе? (В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа).

    Сколько частей в композиции вы могли бы выделить? (Три части: 1 часть – легенда о Ларре; 2 часть – история жизни и любви Старухи Изергиль; 3 часть – легенда о Данко).

    4. Анализ легенды о Ларре.

    Кто является главным героям первой легенды?

    Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?

    Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле).

    Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, крайний индивидуализм).

    Чем отличается гордость от гордыни. Разграничьте эти слова. (Карточка №1)

    Карточка №1

    Гордость –

    1. Чувство собственного достоинства, самоуважения.
    2. Высоко мнение, чрезмерное высокое мнение о себе.

    Гордыня - непомерная гордость.

    Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.

    К чему приводит крайний индивидуализм героя? (к преступлению, к эгоистическому произволу. Ларра убивает девушку)

    Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное существование, бессмертие).

    Как вы думаете, почему такое наказание страшнее наказание смертью?

    Каково отношение автора к психологии индивидуализма? (Он осуждает героя, в котором воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал, в котором индивидуализм доведен до крайности)

    5. Анализ легенды о Данко.

    а) В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко).

    Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

    Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

    Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

    Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко:

    В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение)

    Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает).

    б) Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (любовь к людям, желание помочь им)

    Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии)

    Как складываются отношения между Данко и толпой? Работа с текстом. (Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступки Данко).

    ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.

    Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

    6. После анализа легенды о Ларре и Данко самостоятельная работа учащихся. Учащиеся сопоставляют Данко и Ларру, выводы записывают в тетрадь. Проверка таблицы.

    Критерии

    1. Отношение к толпе

    2. Толпа - герой

    3. Отличительная черта характера

    4. Отношение к жизни

    5. Легенда и современность

    В результате работы учащихся с таблицей может получиться следующее:

    Сопоставление образов Данко и Ларры

    Критерии

    1. Отношение к толпе

    Любовь, жалость, желание

    Презирает людей, относится к

    помочь им

    ним высокомерно, не считается

    2. Толпа - герой

    конфликт

    конфликт

    3. отличительная черта характера

    Любовь, сострадание, смелость,

    Гордыня, эгоизм, крайний

    милосердие, мужество, умение

    индивидуализм, жестокость

    подавить гордыню

    4. Отношение к жизни

    Готов пожертвовать своей

    Берет от жизни и людей все, но

    жизнью ради спасения людей

    ничего не отдает взамен

    5. Легенда и современность

    Голубые искры (свет, тепло)

    Превращается в тень (тьма,

    6. Поступки, совершаемые героями

    Подвиг ради любви к людям,

    Зло, преступление

    добрые поступки

    7. Отношение писателя к героям

    Идеал, воспевает его красоту,

    Антиидеал, осуждает его

    смелость, подвиг ради любви к

    поступки, античеловеческую

    сущность

    7. Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький? (главной героиней рассказа является все-таки старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы понять ее характер, понять, что для нее является важным, главным).

    Легенды обрамляют историю жизни и любви старухи Изергиль.

    К какому из героев относит себя героиня? Стрелкой отметьте в карточке №2

    Карточка№2

    Учащиеся самостоятельно отмечают, проверка. Обоснуйте свой выбор. (Старуха Изергиль относит себя к Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была любовь)

    Карточка №2

    Как вы считаете, почему именно к Ларре относит Горький старуху Изергиль? (ее любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забыла о нем)

    III. Вывод по уроку. Подведение итогов урока.

    IV. Домашнее задание:

    1. Чтение пьесы “На дне”;
    2. Рассмотреть историю создания пьесы, жанр произведения, конфликт.

    ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1. Русская литература XX века – Учебник для 11 класса / под ред. В.В. Агеносова: М.: Издательский дом “Дрофа” 1997 г.;
    2. Н.В. Егорова: Поурочные разработки по русской литературе XX века 11класс. М.: Изд-во “ВАКО”, 2007 г.;
    3. Б.И. Турьянская: Литература в 7 классе – урок за уроком. М.: “Русское слово”, 1999 г.

    Лучшие литераторы всех времен и народов спрашивали себя и своих читателей о том, на свете человек. Быть или не быть - вопрос философский. Смысл жизни у каждого человека свой. Одному достаточно благополучия и достатка, другому покой и волю подавай, третий тщательно следит за собственным здоровьем, считая, что оно важнее всего.

    Алексей Максимович Пешков задавался вопросом о цели существования практически во всех своих произведениях. Его персонажи идут по своему пути по-разному, среди них есть эгоисты, думающие лишь о собственном благе, и те, кто готов посвятить себя служению светлым идеалам. Противопоставляя философию жертвенности образу мышления приспособленца, писатель обозначает собственную позицию. Отречение от собственных материальных интересов во имя светлого будущего - вот в чем смысл жизни по Горькому.

    Смысл жизни старухи Изергиль

    В рассказ «Старуха Изергиль» вплетены три сюжетные линии. Главной героине довелось прожить непростую жизнь, в которой было место и счастью, и горю. Мужчины, волею судьбы в ее судьбе, очень разные, но и юноше, подобному восточному цветку, и надменному польскому дуэлянту она безрассудно и щедро дарила то, чем владела - свою любовь, не жалея ее. Задумывалась ли она над вопросом о том, в чем смысл жизни? По горькому повествованию старухи о трагической судьбе Данко, можно сделать вывод, что не чужды ей были раздумья о цели человеческого бытия. В то же время, рассказывая о Ларре, она безо всякого осуждения излагает концепцию беззаботной и комфортной жизни.

    Буревестник и уж

    Подобное идеологическое противостояние проявляется и в диалоге «премудрого» ужа с буревестником. Свобода - вот, в чем смысл жизни по Горькому. Ее можно определить как волю делать то, что хочется, весь вопрос состоит в том, чего желает раб, а чего - истинный гражданин. Обыватель, находясь в плену собственных мелких целей, просто не в состоянии понять высоких героических устремлений, ему не нравится чувство свободного полета, особенно если он оканчивается неуклюжим падением с высоты, пусть и небольшой. Ужу по душе теплый и сырой уют, привычный и удобный. Высокий эмоциональный накал возводит эту басню в ранг настоящей притчи с почти библейским сюжетом.

    Смысл жизни матери

    Идея служения высоким идеалам главенствует и в романе «Мать». В этом произведении трактовка человеческих отношений не столь схематична, как в «Песне о буревестнике». Повествование усложнено пониманием простых человеческих чувств, испытываемых обычной женщиной, воспитавшей сына, одержимого классовой борьбой. Как любой матери, ей хочется, чтобы ее ребенок был счастлив, и она очень боится за Павла, которому не страшно ничего. Революционер готов переступить через любую преграду, не думая о последствиях, видя лишь неясную и далекую цель. А мать всегда на стороне сына.

    Был ли счастлив Буревестник революции?

    Так в чем смысл жизни по Горькому? Только ли в служении высоким идеалам, или важны для него и более приземленные, общечеловеческие вопросы? Объявляя Максима Горького главным пролетарским писателем, советское руководство тридцатых годов надеялось приручить «буревестника революции», и свести его сложное, неоднозначное творчество к упрощенной схеме, в которой есть место лишь героям, врагам и обывателям, «колеблющемуся болоту», подлежащему искоренению. А ведь мир куда сложнее и разнообразнее формулы «кто не с нами, тот против нас»… Но со школьной скамьи детям внушали мысль о том, что смысл жизни по Горькому состоит в непрерывной борьбе.

    Счастье - вот главная цель каждого человека, и у каждого оно свое. Персонажи Горького его почти никогда не испытывают, они страдают. Стал ли сам великий писатель, несмотря на все почести, которыми его осыпала власть? Вряд ли.

    Омукчанова Раиса Петровна
    Должность: заместитель директора по умр
    Учебное заведение: МБОУ КХСОШ
    Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), с.Крест-Хальджай
    Наименование материала: доклад
    Тема: Данко и Моисей, Ларра и Каин (библейские истоки рассказа А.М. Горького "Старуха Изергиль"
    Дата публикации: 16.03.2018
    Раздел: полное образование

    Данко и Моисей, Ларра и Каин

    (библейские истоки рассказа А.М. Горького "Старуха Изергиль"

    Введение ___________________________________________________________________

    Глава 1. Горький и религия ____________________________________________________

    Глава 2. О рассказе Горького "Старуха Изергиль"__________________________________

    Глава 3. Данко и Моисей_______________________________________________________

    Глава 4. Ларра и Каин_________________________________________________________

    Вывод ______________________________________________________________________

    Использованная литература ____________________________________________________

    Приложение _________________________________________________________________

    Введение

    Данная работа посвящена исследованию нравственных истоков создания образов

    Данко и Ларры, героев рассказа А.М. Горького "Старуха Изергиль"

    Актуальность темы исследований состоит в том, что сейчас идет переоценка творчества

    Горького,

    которого

    советское

    "пролетарским

    писателем,

    "буревестником революции" и под этим углом рассматривали все его произведения. С

    пошатнулся:

    начались

    открытия

    разоблачения,

    предпринимались попытки "сбросить Горького с корабля современности", но сделать это

    оказалось все же невозможно, тем более, что, параллельно заметному падению интереса к

    этому писателю в России, внимание к нему на Западе только возрастало. Чем объяснить

    "непотопляемость" Горького? Время показало, что его произведения всегда современны и

    всегда вызывают живой интерес у читателей. Это можно доказать на примере рассказа

    "Старуха Изергиль"

    Героями ранних произведений Горького становятся люди гордые, сильные, смелые,

    которые в одиночку вступают в борьбу с темными силами. Одно из таких произведений -

    рассказ "Старуха Изергиль". Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей

    жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко. В легенде повествуется о смелом

    юноше Данко, который любит людей больше, чем себя - беззаветно, всем сердцем. Данко -

    настоящий герой, мужественный и бесстрашный, во имя благородной цели - помощи

    своему народу - он способен на подвиг.

    Положительному,

    возвышенному

    противопоставляет

    "негативный"

    избранным,

    окружающих его людей смотрит, как на жалких рабов, и убивает одну девушку.

    Надменный, эгоистичный Ларра и отважный, жертвующий собой во имя жизни

    вдохновило

    Горького

    создание

    литературоведы объясняют это революционным настроением писателя, но, мы, изучив

    жизнь и творчество писателя, пришли к совсем другому решению этой проблемы.

    Объект исследования : рассказ Горького "Старуха Изергиль"

    Предмет исследования : создание образов Данко и Ларры

    Цель исследования :

    доказать, что поводом для создания легенды о Ларре и Данко

    послужили библейские истории.

    Гипотеза исследования : образы Ларры и Данко созданы на основе христианской морали.

    Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:

    1. Изучить факты жизни А.М. Горького, связанные с христианством;

    2. Подробно изучить страницы из Библии, посвященные Моисею и Каину;

    3. Сделать сравнительный анализ легенды о Данко и библейской истории о Моисее;

    4. Сопоставить образы Ларры и библейского грешника Каина;

    5. Обобщить изученное и исследованное, сделать вывод.

    Глава 1. Горький и религия.

    “ Максим Горький “ – псевдоним, который взял себе Алексей Максимович Пешков,

    Много говорит о писателе. Имя “ Максим “, взятое писателем в память об отце, в то же

    время выражает его декларируемый максимализм. ”Горький” – потому что рассказывает

    горькую правду о горькой жизни. Значит ли это, что свою задачу писатель видит в том,

    чтобы с бескомпромиссным максимализмом говорить читателю горькую правду? Мнения

    на этот счет могут быть разные. Правда для Горького всегда горькая. Обычно этот взгляд

    объясняется

    биографически:

    действительно, с детства жизнь его не баловало. Но

    горьковская “ горечь” объясняется не только внешними обстоятельствами жизни, но и

    природным характером, возможно даже наследственностью.

    Современников поражал жизненный опыт, приобретенный Горьким уже в ранние

    годы его жизни. В начале 1900- х гг.- времени массового преклонения

    перед ним, вышло даже книга “Максим Горький в карикатурах и анекдотах”.

    Приведенный в ней материал, хотя и представляет писателя в шаржированном виде,

    заостряет черты, вызывавшие недоумение одних и восторг других. Книгу открывает

    краткий “ послужной список “ популярного писателя:

    1878-й год. Поступил “мальчиком “ в магазин обуви.

    1879 – Был учеником чертежника.

    1880 годы –Служил поваренком на пароходе.

    1883г – Работал в крендельном заведении.

    1884г.- Был пильщиком дров.

    1884г- Перешел на занятия грузчика.

    1885г- Состоял хлебопеком в пекарне.

    1886г – Был хористом в мелкой оперной труппе.

    1887г – Торговал яблоками.

    1888г – Покушался на самоубийство.

    1889г – Занял должность железнодорожного сторожа.

    1890г – Исполнял обязанности заведующего метлами и брезентом железнодорожной

    1890г – Поступил письмоводителем к присяжному поверенному.

    1891г- Стал бродить по России и работал на соляных промыслах.

    1892г – Служил рабочим в железнодорожных мастерских.

    1892г- Написал первый рассказ.

    1903г – Всемирно известный писатель, имя и произведения которого сделались

    популярными среди интеллигентных читателей всех стран.

    “ Сказочна вообще судьба этого человека, - много лет спустя писал Бунин.- Молва

    твердит: “ Босяк, поднялся со дна моря народного… “

    А в словаре Брокгауза другое:

    Горький – Пешков, Алексей Максимович. Родился в шестьдесят девятом году в среде

    вполне буржуазной: отец – управляющий большой пароходной конторой, мать – дочь

    богатого купца – красильщика…» Все это так – и не так.

    Савватеевич,

    разжалованного

    офицеров,

    краснодеревщик,

    управляющего

    пароходной

    конторой

    Астрахани, жил вдали от семьи и в1871 г. умер от холеры. Горький не знал отца, но все,

    что связано с ним, было для него окружено особым ореолом, в честь него он и сына своего

    назвал Максимом. Может быть, по отцовской линии- от деда – передалась ему некая

    неудовлетворенность,

    протеста.

    Интересно:

    Горького,

    проявлял

    способности

    рисованию,

    профессиональным

    живописцем.

    Талант этого веселого и остроумного молодого человека был сатирического свойства, но,

    по определению

    знакомых, рисовал он «в стиле Босха», - а это не просто сатира, это

    своего рода патология. В отличие от отца, Максим рос в атмосфере любви и понимания, -

    но некая наследственность «горечь»проявилась и в нем.

    Мать Горького, Варвара Васильевна, вскоре после смерти мужа вышла замуж вторично.

    В 1897г. она умерла от скоротечной чахотки. Таким образом, в 11 лет будущий писатель

    остался круглом сиротой. В наследство от матери ему достались слабые легкие. Со

    временем у него развился туберкулез, от которого он так и не вылечился окончательно.

    Эта болезнь тоже накладывает отпечаток на характер человека: затрудненность дыхания,

    повышенная температура и слабость, - все это способствует мрачному, пессимистическому

    взгляду на жизнь.

    Горький считал себя атеистом. Но это значит, что он вырос вне религиозного

    воспитания

    автобиографическая

    трилогия

    Детство»

    университеты» изобилует подробностями церковного благочестия, и в то же время это

    пособие для воспитателя: как не надо учить вере.

    Васильевича

    Каширина,

    владельца

    красильного заведения. Характер у деда был тяжелый, как многие люди его среды, он

    был церковно благочестив, каждый день перед сном читал Псалтирь и Часослов, но

    благочестие его было формальное, внешнее.

    «Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды, - вспоминал Горький в

    повести «Детство», - она отравляла взрослых и даже дети принимали в ней участие». Бог,

    которому покланялся дед, внуку представлялся жестоким, карающим.

    Псалтири,

    церковнославянскую грамоту одолел раньше русской, хорошо знал Священное Писание и,

    уже будучи сознательным атеистом, нередко щеголял цитатами из Библии и умением

    стилизоваться

    библейской

    обучение

    вспоминал

    тихонькая, пугливая тетка Наталья.

    Ну, говори, пожалуйста: « Отче наш, иже еси…»

    И если я спрашивал: «Что такое яко же» - она, пугливо оглянувшись, советовала:

    Ты не спрашивай, это хуже! Просто говори за мною: « Отче наш …» Ну?

    Меня беспокоило: почему спрашивать хуже? Слово « яко же» принимало скрытый смысл

    и я нарочно искажал его: «Яков в же», «я в коже».За невыученными молитвами следовало

    непременное распоряжение деда: «высечь» . Естественно, такая методика способствовало

    укоренению в Православии.

    Впрочем, нравственной проповеди Христа Горький никогда не отрицал, но Его

    самого воспринимал скорее по Ренану, чем по Евангелию – как историческую личность,

    чья подлинная история впоследствии обросла легендами и вымыслами. Он считал, что

    Бог – Бог это человеком выдуманное воплощение всего лучшего, что есть в человеке.

    «Бога –нет, Леонидушка.- писал он в письме Леониду Андрееву. - Есть – мечта о нем…

    Бог – удобное объяснение всего происходящего вокруг и – только». Но сыну своему

    подарил Новый Завет с надписью: «Дарю тебе, дорогой мой, одну из лучших книг в мире»,

    А в одном из писем ему же писал:»Ты прочитай Евангелие, хорошая книга, и ее надобно

    знать». В письме к Екатерине Павловне в декабре 1910г. замечает: «Хорошая книга,

    согласись, знать ее надобно»; и Максиму: «Ты прочитай Евангелие, хорошая книга, и ее

    надобно знать». Горький хорошо знал также молитвы, жития святых, церковную службу,

    но святости Церкви не признавал – в этом, очевидно, немалую роль сыграло то, что ему

    пришлось слишком рано без прикрас увидеть «соль, переставшую быть соленой», а

    положительной антитезы не было – или Горький не умел ее видеть. Понятия доброты,

    милосердия, сострадания он усвоил от бабушки, Акулины Ивановны. Бабушка, такая,

    показана

    «Детстве»

    горьковский

    напоминает

    праведников

    Никифорова

    восклицает

    парохода

    показывая

    открывающуюся

    панораму

    Новгорода, - Вот он, батюшка, Нижний – то! Вот он какой, Богов!». «Долгие молитвы

    всегда завершают дни огорчений, ссор и драк; слушать их очень интересно; бабушка

    подробно рассказывает богу обо всем, что случилось в доме.

    Все Ты, родимый, знаешь, все Тебе, Батюшка, ведомо.

    Мне очень нравился бабушкин бог, такой близкий ей, и я часто просил ее: Расскажи

    Про бога!

    Сидит Господь на холме, среди луга райского, на престоле синя яхонта, под

    серебряными липами, а те липы цветут весь год кругом, нет в раю ни зимы, ни осени, и

    цветы николи не вянут, так и цветут неустанно, в радость угодникам Божиим…».

    «Я очень рано понял, что у деда – один бог, а у бабушки – другой» - вспоминал

    писатель. Но жестокость и равнодушие жили

    и в бабушкином раю:

    «Вот твой ангел

    Господу приносит: «Лексей дедушке язык высунул». А Господь и распорядится: «Ну,

    пускай старик посечет его!» И так все, про всех, и всем он воздает по делам, кому горем,

    кому радостью». Такого рая и такого суда мальчик не принимал.

    Наблюдая бабушку, Алеша Пешков пришел к выводу, что религиозность в русском

    народе срослась с предрассудками, пассивностью, инертностью, его активной натуре такое

    мировоззрение было чуждо.

    В 1877 г. Алексей Пешков поступил в училище, учился очень хорошо, после двух лет

    похвальную

    формальное

    образование закончилось: к этому времени Каширины разорились и вскоре будущий

    писатель оказался «в людях». «Ну, Лексей, ты – не медаль, на шее у меня - не место тебе,

    а иди- кА ты в люди»- сказал ему «благочестивый» дед, а короткая бабушка ничего не

    возразила.

    Действительно, как было упомянуто в юмористическом «послужном списке» Горького,

    ему довелось побывать и «мальчиком» при магазине модной обуви, и учеником (а

    одновременно

    прислугой)

    чертежника,

    посудником

    пароходах

    «Добрый»

    «Пермь».Некоторое

    учеником

    иконописной

    мастерской,

    иконописного мастерства не проникся: « Уродливо написанные иконы не нравились мне;

    продавать

    рассказам

    представлял

    Богородицу

    красивой,

    картинках

    журналов,

    изображали ее старой, строгой, с длинным, кривым носом и деревянными ручками <…>

    Иконопись никого не увлекает: какой- то злой мудрец раздробил работу на длинный ряд

    действий, лишенных красоты, не способных возбудить любовь к делу, интерес к нему.

    Косоглазый столяр Панфил, злой и ехидный, приносит выстроганные им и склеенные

    кипарисовые и липовые доски разных размеров; чахоточный парень Давидов грунтует их;

    «левкас»,

    карандашом

    подлинника, пишут пейзаж и одеяние иконы, затем она, без лица и ручек, стоит у стены,

    ожидая работы личников. Очень неприятно видеть большие иконы для иконостасов и

    алтарных дверей, когда они стоят у стены без лица, рук, ног, - только одни ризы или латы

    и коротенькие рубашечки архангелов. От этих пестро расписанных досок веет мертвым,

    того, что должно оживить из – нет, но кажется, что оно уже было и чудесно исчезло,

    оставив только свои тяжелые ризы…».

    Факты из жизни А.М. Горького

    автобиографическая

    трилогия

    "Детство"

    университеты"

    изобилует подробностями церковного благочестия.

    Псалтири,

    церковнославянскую

    раньше русской, хорошо знал Священное Писание;

    3. Работая на пароходе, с поваром Смурым читал жития святых;

    4. Понятия доброты, милосердия, сострадания он усвоил от бабушки Акулины Ивановны:

    "Мне очень нравился бабушкин бог, такой близкий ей, и я часто просил ее: "Расскажи про

    5. Некоторое время состоял учеником в иконописной мастерской.

    6. Горький хорошо знал молитвы, жития святых, церковную службу.

    7. Сыну своему подарил Новый Завет с надписью: Дарю тебе, дорогой мой, одну из

    лучших книг в мире!"

    Вывод: Горький считал себя атеистом, но нравственной проповеди Христа никогда не

    отрицал, он считал, что Бог - это выдуманное человеком воплощение всего лучшего, что

    есть в человеке.

    Глава 2. О рассказе А.М. Горького "Старуха Изергиль"

    Героями ранних произведениями Горького становятся люди гордые, сильные, смелые,

    которые в одиночку вступают в борьбу с темными силами. Одно из таких произведений –

    рассказ «Старуха Изергиль».

    Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергил о своей жизни и рассказанных ею

    легендах о Ларре и Данко. В легенде повествуется о смелом и красивом юноше Данко,

    который любит людей больше, чем себя – беззаветно и всем сердцем. Данко - настоящий

    герой – мужественный и бесстрашный, во имя благородной цели – помощи своему народу

    – он способен на подвиг.Когда охваченное страхом, обессиленное долгим странствием по

    непроходимому лесу племя уже хотело идти к врагу и принести ему в дар свою свободу,

    появился Данко. В его глазах светились энергия и живой огонь, народ поверил в него и

    пошел за ним. Но утомленные трудным путем, люди опять пали духом и перестали верить

    Данко, и в этот переломный момент, когда озлобленная толпа стала плотнее окружать его,

    чтобы убить, Данко вырвал сердце из своей груди, осветив им путь к спасению.

    Образ Данко воплощает в себе высокий идеал – гуманиста, личность большой духовной

    красоты, способную к самопожертвованию ради спасения других людей. Этот герой,

    несмотря на свою мучительную смерть, не вызывает в читателе чувство жалости, потому

    что его подвиг выше подобного рода чувств. Уважение, восторг, восхищение – вот что

    чувствует

    читатель,

    представляя

    воображении

    пламенным

    держащим в руке искрящееся любовью сердце.

    Положительному,

    возвышенному

    противопоставляет

    «негативный» образ Ларры – гордеца и эгоиста Ларра считает себя избранным и на

    окружающих его людей смотрит, как на жалких рабов. На вопрос, почему он убил

    девушку, Ларра отвечает: «Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый

    человек имеет только речь, руки и ноги, а владеет он животными, женщинами, землей… и

    еще многим».

    Его логика проста и ужасна, если бы каждый стал следовать ей, то на земле в скором

    времени осталась бы жалкая горстка людей, борющихся за выживание и охотящихся друг

    на друга. Понимая всю глубину неправоты Ларры, не в состоянии простить и забыть

    совершенное

    преступление,

    осуждает

    одиночество.

    общества порождает в Ларре чувство невыразимой тоски. « В его глазах, - Изергиль, -

    было столько тоски, что можно было бы отправить ею всех людей мира».

    Гордость,

    чудеснейшая

    характера.

    свободным, слабого – сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит

    ничего обывательского и « общепринятого». Но гипертрофированная гордость порождает

    абсолютную

    общества,

    моральных

    принципов, которая в итоге приводит к ужасным последствиям.

    Именно эта мысль Горького является ключевой в рассказе старухи Изегриль о Ларре,

    который будучи именно таким – абсолютно свободным – индивидуумом, умирает духовно

    для всех (и прежде всего для самого себя), оставаясь жить вечно в своей физической

    оболочке. Герой обрел в бессмертии и быть свободным от него. Ларра был обречен на

    одиночество и истинным счастьем считал для себя смерть. Подлинное же счастье, по

    мнению Горького, заключается в том, чтобы отдать себя людям, как это сделал Данко.

    Отличительная черта данного рассказа – резкий контраст, противопоставление хорошего

    и плохого, доброго и злого, светлого и темного.

    Идейный смысл рассказа дополняется обрисовкой образа повествовательницы - старухи

    Изергиль. Ее воспоминания о своем жизненном пути – тоже своеобразная легенда о

    Изергиль

    гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с

    восхищением

    говорит о

    любви к подвигу: « Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где

    это можно».

    рассказе

    «Старуха

    Изергиль»

    исключительные

    характеры,

    возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего. Для

    него Изергиль, Данко и Ларра, несмотря на крайнюю, противоречивость натуры первой,

    кажущуюся бесполезность подвига второго бесконечную отдаленность от всего живого

    третьего,

    подлинные герои, люди, несущие в мир идею свободу в разных ее

    проявлениях.

    Однако для того чтобы по – настоящему прожить жизнь, недостаточно «гореть» ,

    недостаточно быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь

    главное – цель. Цель, которая оправдывала бы существование человека, потому что «цена

    человека – дело его». В жизни всегда есть место подвигу». «Вперед! – выше! все – вперед!

    и – выше – вот кредо настоящего.

    Глава 3. Данко и Моисей

    1. Жизнь пророка Моисея

    Книга "Исход" повествует о том, что родители Моисея принадлежали

    царствовании

    Иосифа". Каторжный труд не сократил численности евреев, и фараон приказал топить в

    Ниле всех новорожденных младенцев - израильтян мужского пола. В ту пору в семье

    Амрама родился сын Моисей. Матери Моисея Иоховед удалось скрывать младенца у себя

    дома в течение трех месяцев. Не имея более возможности прятать ребенка, она оставила

    его в корзине в зарослях тростника на берегу Нила, где его нашла дочь фараона. она,

    младенца,

    согласилась

    кормилицу-израильтянку.

    Иоховед, и Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его. "И вырос младенец, и

    она привела его к дочери фараона, и он был у нее вместо сына".

    Возмужав,

    заинтересовался

    порабощенных

    соплеменников и "вышел к своим братьям". Увидев однажды, как один из надсмотрщиков

    избивает еврея на строительных работах, Моисей убил обидчика-египтянина и скрыл его

    тело в песке. После этого Моисей оказался свидетелем ссоры между двумя евреями,

    дошедшей до драки. Один из них сказал: "Не хочешь ли ты меня убить, как Моисей?".

    Моисей испугался, он понял, что его дело уже известно. Спасаясь от гнева фараона,

    Моисей бежал в землю мидиалистов, где женился на дочери местного жреца, котоая

    родила ему сыновей Гершона и Эницера. Долгие годы Моисей пас овец.

    И однажды Бог окликает Моисей из неопалимой купины - горевшего, но

    несгоревшего куста - и открывает ему свое Якве. господь сказал ему, чтобы он вывел

    народ свой из жестокого угнетения. Он пошел спасать сынов Израилевых со своим братом

    Аароном. Тогда народ поверил ему. Он повел их через море, дал им пищу и делал для них

    все, что они пожелают.

    На этом этапе странствования происходит первое военное столкновение с

    амаленитянами - народом, преградившим израильтянам дорогу к горе Синай. В битве

    израильтяне одерживают победу благодаря Моисею.

    Преодолев все препятствия, народ подходит к горе Синай. Моисей во

    всеуслышание оглашает десять заповедей, в которых Бог объявляет себя единым Богом

    Израиля. Синайское откровение, дарование Закона и заключение Завета - кульминация

    Исхода и апогей бурной и стремительной деятельности Моисея. Сорок дней проводит

    изготовить

    вещественного бога. Аарон изготовляет золотого тельца, которого народ богом, выведшим

    его из Египта. Моисей, возмущенный грубым нарушением второй из десяти заповедей, в

    разбивает

    врученные

    скрижали,

    заповеди

    записаны.Господь хотел уничтожить этот отступивший от него народ. Моисей отвергает

    это предложение, заступается за израильтян, и Бог отменяет свое решение.

    Начинается отчуждение между Моисеем и народом, освобожденным им от

    рабства. "Моисей поставил себе шатер.. вдали от стана и называл его скинией собрания".

    Моисей вновь поднимается на гору, где по велению Бога записывает слова Завета на новых

    скрижалях. После разговора с богом лицо Моисея озаряется светом. С тех пор, появляясь

    перед народом после каждой беседы с богом, Моисей закрывает лицо покрывалом.

    Кризис, вызванный поклонением золотому тельцу, был потрясением для

    Моисея. Он ведет народ кружным путем. Но еще более горькое разочарование постигает

    Моисея, когда посланные в Ханаан разведчики возвращаются. разгневанный бог вновь

    решает истребить народ Израиля, но и на этот раз Моисею удается добиться у бога

    прощения.

    сорокалетнего

    пребывания

    приближается

    Ханаану. Моисей, несмотря на свой возраст (сто двадцать лет), все еще полон сил.

    Моисей умирает в земле Моавитской после того, как сам бог показывает

    ему с горы Нево всю землю Израиля, "никто не знает место погребения его даже до сего

    дня... И оплакивали его сыны Израилевы... тридцать дней".

    2. Сравнительная таблица строк, взятых из легенды о Данко и из книги Исход в

    Библии.

    1. И вот пришла однажды тяжелая пора:

    явились откуда-то иные племена и прогнали

    прежних в глубь леса. там были болота, от

    них шел такой смрад, что люди гибли один

    за другим.

    Фараон поставил над народом израильских

    начальников,

    изнуряли

    р а б о т а м и.

    Е г и п т я н а м и

    о с о б о й

    жестокостью

    принуждали

    израильтян

    старались

    невыносимо жестокой.

    2. Но тут явился Данко и спас их всех один.

    страдание

    уповающего

    избавителя в лице Моисея.

    3. Его сердце загорелось ярче, чтобы спасти

    горящего

    тернового куста.

    4. Повел их Данко. Дружно все пошли за

    ним - верили в него.

    израильтяне

    поверил народ Господу и Моисею.

    утомленные им пали духом. В злобе и гневе

    обрушились

    человека,

    шел впереди их. И стали упрекать его в

    неумении управлять ими.

    Когда они пришли в пустыню, то все стали

    роптать на Моисея и Аарона.

    6. И вот вдруг он разорвал себе грудь и

    вырвал из нее свое сердце.

    спустился

    скрижалей,

    написано 10 заповедей.

    расступился

    остался сзади. Все люди сразу окунулись в

    море солнечного света и чистого воздуха.

    Взошел Моисей с равнин, и показал ему

    Господь всю землю и сказал: Вот земля, о

    радостный

    свободную

    засмеялся

    потом упал и - умер.

    Бог сказа: "Я дал тебе увидеть ее глазами

    твоими, но в нее ты не войдешь". И умер

    там Моисей и погребен на долине.

    3. Что общего в историях о Данко и Моисее?

    1. Причина: народ, пламенно любимый этими героями, оказался в трудном положении, из-

    за любви к своем народу Данко и Моисей отважились на их спасение.

    2. Испытания, выпавшие на их долю: Данко и Моисей вели свой народ через тернии,

    тяжким был их путь. Не выдержав трудностей, народ возроптал на них. Но наши герои не

    обозлились, они смогли их простить.

    3. Способность к самопожертвованию: чтобы иметь возможность дальше вести народ,

    Данко и Моисей решились на поступок, который вдохновил людей и дал им надежду.

    4. Финал: Данко и Моисей спасли свой народ, но сами погибли, так и вступив на

    обетованную землю.

    Глава 4. Ларра и Каин

    История о Каине

    Каин и Авель – дети Адама и Евы. Один из них, Авель, пас овец, а брат его, Каин,

    был земледельцем. Однажды Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель

    также принес от первородных овец своих и от тука их. И призрел Господь на Авеля

    и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло

    лицо его. Тогда сказал господь Каину: «Почем ты огорчился и отчего поникло лицо

    твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго,

    от дверей грех лежит; он влечет тебя е себе, он ты господствуй над ним».

    Однако Каин не преодолел греха и продолжал завидовать брату. Однажды,

    когда оба брата были в поле, Каин напал на Авеля и убил его. Кровь первого

    умершего на земле человека обагрила землю.

    Господь наказал Каина за грех и сделал его изгнанником и скитальцем на

    земле. К какому ужасному греху может привести таящаяся в сердце зависть!

    Поэтому, чтобы избежать греха, нужно бодровствовать, молиться и побеждать грех

    силой Господа.

    (Детская библия, Бытие 4:2-12)

    Ларра и Каин

    1. Там жило могучее племя, они пасли стада

    и на охоту за зверями тратили свою силу и

    мужество, пировали после охоты, пели

    песни и играли с девушками.

    1. Авель пас овец, а Каин был

    земледельцем.

    2. Все с удивлением смотрели на сына орла

    и видели, что ничем не лучше их, только

    глаза его были холодны и горды, как царя

    2. И призрел Господь на Авеля и на дар его,

    а на Каина и на дар его не призрел. Каин

    сильно огорчился, и поникло лицо его.

    3. Когда пришли старейшины, он

    разговаривал с ними, как с равными себе.

    Это оскорбило их, и они сказали ему, что их

    чтут, им повинуются тысячи таких, как он,

    и тысячи вдвое старше его.

    3. Тогда сказал господь Каину: «Почем ты

    огорчился и отчего поникло лицо твое?

    Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли

    лица? А если не делаешь доброго, от

    дверей грех лежит; он влечет тебя е себе, он

    ты господствуй над ним».

    4. Девушка оттолкнула его, да и пошла

    4. Однако Каин не преодолел греха и

    прочь, а он ударил ее и, когда она упала,

    встал на грудь ее, девушка, вздохнув,

    извилась змеей и умерла.

    продолжал завидовать брату. Однажды,

    когда оба брата были в поле, Каин напал на

    Авеля и убил его.

    5. И сказал самый мудрый: «Наказание есть.

    Это страшное наказание, вы не выдумаете

    такого в тысячу лет. Наказание ему – в нем

    самом. Пустите его, пусть будет он

    свободен! Вот его наказание!

    5. И сказал Господь: «Когда ты будешь

    возделывать землю, она не станет более

    давать силы своей для тебя; ты будешь

    изгнанником и скитальцем на земле.

    Наказание больше, нежели снести можно»

    6. Он пал на землю и долго бился головой

    об нее. Но земля отстранялась от него,

    углубляясь от даров головы его. «Он не

    может умереть» - с радостью сказали люди.

    6. И сказал Господь: «За то всякому, кто

    убьет Каина, отмстится всякому». И сделал

    Господь знамение, чтобы никто,

    встретившись с ним, не убил его.

    7. Ему нет жизни, и смерть не улыбается

    ему. И нет ему места среди людей. Вот как

    был поражен человек за гордость!

    7. И пошел Каин от лица Господня,

    поселился в земле Нод, на восток от Едема.

    Основная мысль этих произведений .

    Ларра и Каин совершили страшный грех, они оба нарушили одну заповедей Бога:

    не убий! Какое наказание ждет их? В Библии Бог решил наказать Каина

    бессмертием, он изгнал его с родной земли, сделал скитальцем и велел не бивать

    его. Горький тоже решил наказать Ларру одиночеством, дал ему свободу, но эта

    свобода была без людей. Оказывается, человек не может жить без общения. Ларра

    ищет смерть, но не может найти ее. Такое страшное наказание Горький взял из

    Вывод

    В биографии Горького мы нашли факты, подтверждающие, что писатель не

    отрицал христианскую нравственность.

    История Моисея схожа с легендой о Данко и по сюжету, и по характеру героев,

    которых объединяет пламенная любовь к своему народу.

    В легенде о Ларе и в библейской истории о Каине красной линией проходит

    мысль, что отвержение от своего народа – это и есть самое страшное наказание.

    Изученное и следованное приводит к выводу, что А.М. Горький при создании

    рассказа «Старуха Изергиль» использовал библейские истории.

    Использованная литература

    Горький А.М. Избранное. М, «Детская литература», 1982.

    Библия. Изд. «Свет на Востоке», 2000.

    Детская библия. Изд. Российское библейское общество, М, 1994.

    Заломов П. Мои встречи с Максимом Горьким. «Литературная газета, №51, 1937 г.

    Жигалов М.П., Великий писатель России. Изд. «Детская литература»

    Загрузка...
    Top