Сатирические приемы в сказках салтыкова-щедрина. Гротеск как художественный прием в произведениях М.Е Салтыкова-Щедрина (на примере одного произведения) Вопросы и задания

Салтыков - Щедрина можно назвать пушкинской фразой "сатиры смелый властелин". Эти слова были сказаны А. С. Пушкиным о Фонвизине, одном из зачинателей русской сатиры. Михаил Евграфович Салтыков, писавший под псевдонимом Щедрин, - вершина русской сатиры. Произведения Шедрина при всем их жанровом многообразии - романы, хроники, повести, рассказы, очерки, пьесы - сливаются в одно огромное художественное полотно. Оно изображает целое историческое время, подобно "Божественной комедии" и "Человеческой комедии" Бальзака. Но изображает в могучих сгущениях темных сторон жизни, критикуемых и отрицаемых во имя всегда присутствующих, явно или скрыто, идеалов социальной справедливости и света.

Трудно представить нашу классическую литературу без Салтыкова - Щедрина. Это во многом совершенно своеобразный писатель. "Диагност наших общественных зол и недугов", - так отзывались о нем современники. Жизнь он знал не из книг. Молодым сосланный в Вятку за свои ранние произведения, обязанный служить, Михаил Евграфович досконально изучил чиновничество, несправедливость порядков, жизнь разных слоев общества. Будучи вице - губернатором, убедился, что Российское государство прежде всего заботится о дворянах, а не о народе, к которому сам проникся уважением.

Жизнь дворянской семьи писатель прекрасно изобразил в "Господах Головлевых", начальников и чиновников - в "Истории одного города" и многих других произведениях. Но мне кажется, что вершины выразительности он достиг в своих небольших сказках "для детей изрядного возраста". Эти сказки, как правильно отмечали цензоры, - самая настоящая сатира.

В сказках Щедрина множество типов господ: помещиков, чиновников, купцов и прочих. Писатель их изображает часто совершенно беспомощными, глупыми, высокомерными. Вот "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". С едкой иронией Салтыков пишет: "Служили генералы в какой - то регистратуре... следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали".

Разумеется, эти генералы ничего не умели делать, только жить за чужой счет, полагая, что булки растут на деревьях. Они едва не умерли. Ах, как много таких "генералов" в нашей жизни, которые тоже считают, что должны иметь квартиры, машины, дачи, спецпайки, спецлечебницы и прочее и прочее, а "бездельники" обязаны работать. Если бы и этих на необитаемый остров!

Мужик показан молодцом: все умеет, все может, даже суп в пригорошне сварит. Но и его не щадит сатирик. Генералы заставляют этого здоровенного мужчину вить для себя веревку, чтобы не убежал. И тот покорно исполняет приказ.

Если генералы оказались на острове без мужика не по своей воле, то дикий помещик, герой одноименной сказки, все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий дух.

Наконец, мужицкий мир исчез, и остался помещик один - одинешенек. И, конечно, одичал. "Весь он... оброс волосами... а когти у него сделались как железные". Намек совершенно ясен: трудом крестьян живут баре. И потому у них всего довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, а у крестьян всего мало.

Сказки писателя полны сетований, что народ слишком терпелив, забит и темен. Он намекает, что силы, стоящие над народом, жестокие, но не такие уж страшные.

В сказке "Медведь на воеводстве" изображен Медведь, который своими бесконечными погромами вывел мужиков из терпения, и они посадили его на рогатину, "содрали шкуру".

Не все в творчестве Щедрина интересно нам сегодня. Но по - прежнему дорог нам писатель своей любовью к народу, честностью, желание сделать жизнь лучше, верностью идеалам.

Многие и использовали сказку в своем творчестве. С ее помощью автор выявлял тот или иной порок человечества или общества. Сказки Салтыкова - Щедрина резко индивидуальны и не похожи ни на какие другие. Сатира была оружием Салтыкова - Щедрина. В ту пору из - за существовавшей строгой цензуры автор не мог до конца обнажить пороки общества, показать всю несостоятельность российского управленческого аппарата. И все же с помощью сказок "для детей изрядного возраста" Салтыков - Щедрин смог донести до людей резкую критику существующего порядка. Цензура пропустила сказки великого сатирика, не сумев понять их назначения, обличающую силу, вызов существующему порядку.

Для написания сказок автор использовал гротеск, гиперболу, антитезу. Также для автора был немаловажен эзопов . Стараясь скрыть от цензуры истинный смысл написанного, приходилось пользоваться и этим приемом. Писатель любил придумывать неологизмы, характеризующие его героев. Например, такие слова как "помпадуры и помпадурши", "пенкосниматель" и другие.

Теперь постараемся рассмотреть особенности жанра сказки писателя на примере нескольких его произведений. В "Диком помещике" автор показывает, до чего может опуститься богатый барин, оказавшийся без слуг. В этой сказке применена гипербола. Сначала культурный человек, помещик превращается в дикое животное, питающееся мухоморами. Здесь мы видим, как беспомощен богатый без простого мужика, как он неприспособлен и никчемен. Этой сказкой автор хотел показать, что простой русский человек - нешуточная сила. Подобная же идея выдвигается и в сказке "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Но здесь читатель видит безропотность мужика, его покорность, беспрекословное подчинение двум генералам. Он даже сам привязывает себя на цепь, что лишний раз указывает на покорность, забитость, закабаленность русского мужика.

В этой сказке автором использована и гипербола, и гротеск. Салтыков - Щедрин наталкивает читателя на мысль о том, что пора мужику проснуться, обдумать свое положение, перестать безропотно подчиняться. В "Премудром пискаре" мы видим жизнь обывателя, боящегося всего на свете. "Премудрый пискарь" постоянно сидит взаперти, боясь лишний раз выйти на улицу, с кем - нибудь заговорить, познакомиться. Он ведет жизнь замкнутую, скучную. Своими жизненными принципами он напоминает другого героя, героя А. П. Чехова из рассказа "Человек в футляре", Беликова. Только перед смертью задумывается пискарь о прожитой жизни: "Кому он помог? Кого пожалел, что он вообще сделал в жизни хорошего? - Жил - дрожал и умирал - дрожал". И только перед самой смертью осознает обыватель, что никому - то он не нужен, никто его не знает и о нем не вспомнит.

Страшную обывательскую отчужденность, замкнутость в себе показывает писатель в "Премудром пискаре". М. Е. Салтыкову - Щедрину горько и больно за русского человека. Читать Салтыкова - Щедрина довольно непросто. Поэтому, может быть, многие так и не поняли смысла его сказок. Но большинство "детей изрядного возраста" оценили творчество великого сатирика по заслугам.

Михаил Евграфович Салттыков-Щедрин

(1826 - 1889)

Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1889)

Книга «Сказки» состоит из 32-х произведений, написанных в основном, за некоторым исключением, в период с 1883 по 1886 годов. Сказки написаны «для детей изрядного возраста».

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» была опубликована в журнале «Отечественные записки» за 1869 год.

Сказки сатирической направленности, имеет кольцевую композицию.

Сюжет

«По щучьему велению», по авторскому «хотению», два генерала, служившие раньше « в какой-то регистратуре», а теперь пребывающие на пенсии, попадают на необитаемый остров. Так как они за всю жизнь ничему не научились, добыть еду себе не могут. Найдя «Московские ведомости», начинают читать о блюдах, не выдерживают, от голода набрасываются друг на друга. Образумившись, решают найти мужика, так как «мужик везде есть, стоит только поискать его».

Найдя мужика, генералы заставляют его отыскивать и готовить еду. Располнев от обильного питания и беззаботной жизни, они помогают, что соскучились по своей жизни на Подьяческой, начинают переживать о пенсиях. Мужик строит для генералов лодку и доставляет их в Петербург, за что получает «рюмку водки да пятак серебра».

Герои

Генералы

Привыкли получать всё в готовом виде: «Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растёт?»

Находясь в критических условиях, они не в состоянии себя прокормить и готовы съесть друг друга: «Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились».

Заботятся только о собственном благосостоянии: «вот они здесь на всём готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние всё накапливаются да накапливаются».

Не способны ценить чужой труд; мужик «развёл огонь и напёк столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: "Не дать ли и тунеядцу частичку?"»

Мужик (народ)

Восхищение, сочувствие

Мужик - сильный, умный, трудолюбивый, умелый, может сделать всё, способен выжить везде.

Он, «громаднейший мужичина», до прихода генералов, управившись с хозяйством, «самым нахальным образом уклонялся от работы».

Мужик для господ смог нарвать яблок, наловить рыбы, извлечь огонь, нарыть картофеля, напечь множество провизии, научился даже суп варить в пригоршне. Затем мужик сумел смастерить лодку и доставить генералов в Петербург.

Ирония

Сильный «мужичина» безропотно покоряется слабым и глупым генералам. Нарвав своим поработителям «по десятку самых спелых яблоков», себе сам берёт «одно, кислое».

Мужик терпит обращение к себе как к рабу, тунеядцу, он не способен на правомерный бунт, наоборот, готов себя своими руками заковать в кандалы: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру верёвка была готова. Этою верёвкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг».

Мизерную плату за свою работу считает справедливой.

Аллегория

Отношения между генералами и мужиком - отношения между властью и народом.

Гипербола

«Стал даже в пригоршне суп варить», «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают»

Фантастика

«Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове».

Ирония

«И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!»

Гротеск

«Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил».

Сказки Салтыкова-Щедрина и народные сказки

Форма произведения не соответствует содержанию: форма - сказочная, а содержание - общественно-политическое.

Сказка «Дикий помещик» (1869)

Сюжет

Помещик, живя в достатке, мечтал об одном: чтобы мужика во владениях стало поменьше. «Но Бог знал, что помещик тот глупый, и прошению его не внял», однако услышал просьбу народа: «легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!» и «не стало мужика на всём пространстве владений глупого помещика».

Без мужицкого ухода помещик постепенно стал превращаться в зверя. Не умывался, питался лишь пряниками. Пригласил Урус-Кучум-Кильдибаев к себе актёра Садовского, соседей-генералов, однако гости, не получив должного ухода и обеда, рассердились и уехали, обозвав помещика глупым.

Помещик решает «оставаться твёрдым до конца» и «не взирать».

Во сне видит идеальный сад, мечтает о реформах, а наяву только играет с собой в карты.

К нему заезжает капитан-исправник и грозится принять меры, если мужики не вернутся и не станут платить подати.

В доме помещика заводятся мыши, в саду тропки зарастают репейником, в кустах селятся змеи, а под окнами бродит медведь.

Сам хозяин одичал, оброс волосами, стал передвигаться на четвереньках, разучился говорить.

Губернское начальство остаётся обеспокоенным: «кто теперь подати будет вносить? кто будет вино по кабакам пить? кто будет невинными занятиями заниматься?»

«Как нарочно, в это время чрез губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь. Сейчас эту благодать обрали, посадили в плетушку и послали в уезд».

Помещика нашли, вымыли, привели в порядок, и живёт он до сих пор.

Образ помещика

Автор неоднократно акцентирует внимание на глупости помещика: «Задумался на этот раз помещик не на шутку. Вот уж третий человек его дураком чествует, третий человек посмотрит-посмотрит на него, плюнет и отойдёт».

Представляется помещик «российским дворянином, князем Урус-Кучум-Кильдибаевым». Нерусская фамилия усиливает гротескность происходящего, намекает на то, что только враг может помыслить об истреблении народа-кормильца.

После исчезновения крестьян, опоры дворянства и государства, помещик деградирует, превращается в дикого зверя: «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же всё больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипением и рявканьем. Но хвоста ещё не приобрёл».

Помещик - безвольное и глупое существо, ни на что не способное без крестьянской поддержки. Его, чтобы вернуть к приличной жизни, изловили, «изловивши, сейчас же высморкали, вымыли и обстригли ногти. Затем капитан-исправник сделал ему надлежащее внушение, отобрал газету «Весть» и, поручив его надзору Сеньки, уехал».

«Он жив и доныне. Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит». Даже после всего произошедшего он остаётся безрассудным зверем в человеческом обличье.

Отличительные черты сказки

Средства художественной выразительности в сказке

Сказка всецело основана на гиперболе, гротеске и абсурде. Автор намеренно доводит гиперболу до гротеска, чтобы показать абсурд действительности, порождающей таких героев и такие обстоятельства.

ПРИМЕРЫ:

«Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой».

«Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду к него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют. Однажды к самой усадьбе подошёл медведь, сел на корточках, поглядывает в окошки на помещика и облизывается».

«И сделался он силён ужасно, до того силён, что даже счёт себя вправе войти в дружеские сношения с тем самым медведем, который некогда посматривал на него в окошко.

- Хочешь, Михаиле Иваныч, походы вместе на зайцев будем делать? - сказал он медведю.

- Хотеть - отчего не хотеть! - отвечал медведь, - только, брат, ты напрасно мужика этого уничтожил!

- А почему так?

- А потому, что мужика этого есть не в пример способнее было, нежели вашего брата дворянина. И потому скажу тебе прямо: глупый ты помещик, хоть мне и друг!»

Фантастическое и реальное в сказке

Фантастическое

Реальное

Моментальное исполнение Богом всех желаний;

Дружба и разговор помещика с медведем;

Охота на зайца;

Страшное одичание помещика;

Летающие и роящиеся мужики

Угнетение помещиком крестьян, желание последних сбежать;

Занятия помещика: игра в карты, чтение «Вестей», приглашения в гости;

Налоги, подати, штрафы с крестьян

В произведении нагнетается степень фантастичности, нереальности и абсурдности происходящего

Фантастическое помогает вскрыть все пороки реальности, продемонстрировать абсурдность самой действительности

Сказка «Премудрый пискарь» (1883)

Сюжет

«Жил-был пискарь», рос в «умной» семье. Отец завещал сыну, умирая: «Коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!». Пескарь был мудрый, помнил рассказ отца о том, как родитель чуть в уху не попал, поэтому решил послушаться совета, и, так как в реке опасности на каждом шагу (рыбы, раки, водяные блохи, «и невода, и сети, и верши, и норота» , и уды), положил себе за правило «не высовываться» и прожить так, «чтоб никто не заметил». Много он терпел лишений, голодал, мучился от страха, недосыпал, дрожал, и так дожил до ста лет. Мечтал о крупном выигрыше. И только перед смертью понял, что он одинок, без семьи, без родных, за всю жизнь никому добра не сделал. А за то, что он прожил так долго, его даже никто премудрым не назовёт.

Образ «премудрого пискаря»

  • Пискарь - образ запуганного обывателя, который живёт лишь для себя, и то, как оказывается, не живёт, а лишь неизвестно для чего существует.
  • За сто лет пискарь не только ничего не сделал, но даже ни разу радости не почувствовал.
  • Существует трактовка образа пескаря как конформиста, который в годы реакции занимает выжидательную позицию.
  • Автор затрагивает также философскую проблему смысла жизни («жил - дрожал и умирал - дрожал»).
  • «Был он пискарь просвещённый, умеренно-либеральный».
  • Жил под девизом: «Надо так прожить, чтоб никто не заметил».
  • Каждый день думал: «Кажется, что я жив? ах, что-то завтра будет?»
  • Боясь попасться в пасть большой рыбе, пескарь решил для себя: «ночью, когда люди, звери, птицы и рыбы спят - он будет моцион делать, а днём - станет в норе сидеть и дрожать». «А ежели не промыслит, так и голодный в норе заляжет, и будет опять дрожать. Ибо лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться».
  • «Он не женился и детей не имел, хотя у отца его была большая семья». «Так уж тут не до семьи, а как бы только самому прожить!» «И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Всё дрожал, всё дрожал»
  • Лишь под конец жизни, задумавшись над вопросом, что было, если бы все пескари так жили, он понял: «Ведь этак, пожалуй, весь пискарий род давно перевёлся бы!»
  • Перед смертью, осознав, что жизнь прошла зря, пескарь решил: «"Вылезу-ка я из норы да гоголем по всей реке проплыву!". Но едва он подумал об этом, как опять испугался. И начал, дрожа, помирать. Жил - дрожал, и умирал - дрожал».
  • Пескарь, безрадостно прожив больше ста лет, даже уважения не заслужил: «И что всего обиднее: не слыхать даже, чтоб кто-нибудь премудрым его называл. Просто говорят: "Слыхали вы про остолопа, который не ест, не пьёт, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а всё только распостылую свою жизнь бережёт?" А многие даже просто дураком и срамцом его называют и удивляются, как таких идолов вода терпит».
  • Не ясно, умер ли пескарь сам или его всё же кто-то съел. «Скорее всего - сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же ещё и "премудрого"?»

Аллегория в сказке

  • Основной приём - аллегория. В иносказательной форме автор высказывает мысли о «пискарях» - трусливых и жалких обывателях.
  • Голос автора звучит в «морали» истории: «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари» (игра с наименованиями «человек - пескарь»).

Совмещение пространств

Ответ оставил Гость

Основная проблема сказок Щедрина - взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых. Писатель создал сатиру на царскую Россию. Перед читателем проходят образы правителей (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”), эксплуататоров и эксплуатируемых (“Дикий помещик”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), обывателей (“Премудрый пескарь”, “Вяленая вобла”).
Сказка “Дикий помещик” направлена против всего общественного строя, основанного на эксплуатации, антинародного по своей сущности. Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о реальных событиях современной ему жизни. Произведение начинается как обычная сказка: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик... ” Но тут же появляется элемент современной жизни: “и был тот помещик глупый, читал газету "Весть"”. “Весть” - газета реакционно-крепостническая, так что глупость помещика определяется его мировоззрением. Себя помещик считает истинным представителем Русского государства, опорой его, гордится тем, что он потомственный российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы понежить свое тело, “мягкое, белое и рассыпчатое”. Он живет за счет своих мужиков но ненавидит их и боится, не выносит “холопьего духу”. Он радуется, когда каким-то фантастическим вихрем унесло неизвестно куда всех мужиков, и воздух стал в его владениях чистый-пречистый. Но исчезли мужики, и наступил голод такой, что на базаре ничего купить нельзя. А сам помещик совсем одичал: “Весь он, с головы до ног, оброс волосами.. . а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки... ”. Чтобы не умереть с голоду, когда был съеден последний пряник, российский дворянин стал охотиться: заметит зайца - “словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, съест”. Одичание помещика свидетельствует о том, что без помощи мужика ему не прожить. Ведь недаром, как только “рой мужиков” отловили и водворили на место, “на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая”.
Глупость помещика постоянно подчеркивается писателем. Первыми назвали помещика глупым сами крестьяне, трижды называют помещика глупым (прием троекратного повторения) представители других сословий: актер Садовский (“Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подает? ”) генералы, которых он вместо “говядин-ки” угостил печатными пряниками и леденцами (“Однако, брат, глупый же ты помещик! ”) и, наконец, капитан-исправник (“Глупый же вы, господин помещик! ”). Глупость помещика видна всем, а он предается несбыточным мечтам, что без помощи крестьян добьется процветания хозяйства, размышляет об английских машинах, которые заменят крепостных. Его мечты нелепы, ведь ничего самостоятельно он сделать не может. И только однажды задумался помещик: “Неужто он в самом деле дурак? Неужто та непреклонность, которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный язык означает только глупость и безумие? ” Если мы сопоставим известные народные сказки о барине и мужике со сказками Салтыкова-Щедрина, например с “Диким помещиком”, то увидим, что образ помещика в щедринских сказках очень близок к фольклору, а мужики, напротив, отличаются от сказочных. В народных сказках мужик сметливый, ловкий, находчивый, побеждает глупого барина. А в “Диком помещике” возникает собирательный образ труженик

М.Е.Салтыков-Щедрин (1826-1889). Краткие биографические сведения

Михаил Евграфович Салтыков (псевдоним Н.Щедрин – с 1856 г.) родился в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. По отцу Салтыков принадлежал к старинному дворянскому роду, по матери – к купеческому сословию. Детство писателя прошло в тяжелой, деспотичной атмосфере.

Будущий писатель получил неплохое домашнее образование. Затем он учился в Царскосельском лицее.

С 1844 года Салтыков в канцелярии, на службе. С юных лет писатель имел возможность изучать бюрократическую систему Российского государства.

В 1840-е годы Салтыков испытал влияние Белинского, разделял идеи утопического социализма.

Писательский талант Салтыкова сформировался под влиянием «натуральной школы». Уже ранние его произведения носили обличительный характер. За них в 1848 году писатель был сослан в Вятку. Ссылка продолжалась до 1855 года.

После ссылки Салтыков служил в Петербурге. С 1858 года он был вице-губернатором в Рязани, затем вице-губернатором в Твери; возглавлял казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани. Будучи крупным, влиятельным чиновником, Салтыков нередко заступался за крестьян, простых людей.

В 1868 году писатель вышел в отставку и целиком посвятил себя литературной деятельности. С 1868 по 1884 год Салтыков был одним из издателей журнала «Отечественные записки». К середине 1860-х годов окончательно сформировался последовательный демократический пафос творчества писателя. Произведения Щедрина имеют преимущественно сатирическую направленность.

Наиболее известные сочинения Щедрина – это «Губернские очерки» (1856), «История одного города» (1869), «Господа Головлевы» (1880). После закрытия «Отечественных записок» Щедрин продолжал писать сказки, которые выходили отдельными изданиями. В конце жизни писатель создает цикл автобиографических очерков «Пошехонская старина» (1887–1889). Умер писатель в Петербурге в 1889 году.

Сказки

История создания. Тематика

Сказки Щедрина можно рассматривать как итог творчества писателя. В них Щедрин обобщает проблемы, поставленные в ранее написанных произведениях. В сжатой, лаконичной форме писатель дает свое понимание российской истории, судеб русского народа.

Тематика сказок Щедрина чрезвычайно широка. В своих сказках писатель рассматривает государственную власть и бюрократическую систему России, взаимоотношения господствующих сословий и народа, взгляды либеральной интеллигенции, многие другие стороны российской действительности.

Идейная направленность сказок

Большинство сказок Щедрина отличает острая сатирическая направленность.

Писатель выступает с резкой критикой административной системы Российского государства («Медведь на воеводстве»). Он обличаетжизнь господствующих сословий («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»). Щедрин вскрывает идейную несостоятельность и гражданскую трусостьлиберальной интеллигенции («Премудрый пескарь»).

Неоднозначна позиция Салтыкова-Щедринапо отношению к народу. Писатель ценит в народе трудолюбие, сочувствует его страданиям («Коняга»), восхищается его природным умом, смекалкой («Повесть...»). Вместе с тем Салтыков-Щедрин подвергает резкой критике смирение народа перед угнетателями («Повесть...»). Одновременно писатель отмечает бунтарский дух народа, его стремление к свободной жизни («Медведь на воеводстве»).

Краткий разбор отдельных сказок

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Основная тема «Повести...» (1869) – взаимоотношения господствующих сословий и народа . Она раскрывается на примере двух генералов, оказавшихся на необитаемом острове, и мужика.

Народ же в лице мужика изображен в сказке неоднозначно . С одной стороны, мужика отличают такие качества, кактрудолюбие, смекалка , умение решить любую проблему: он может и еду добыть, и корабль построить.

С другой стороны, Салтыков-Щедрин в полной мере выявляет рабскую психологию мужика, покорность, даже самоуничижение. Мужик нарвал генералам по десятку спелых яблок, а себе взял одно кислое; он сам свил себе веревку, чтобы не убежать от генералов.

«Дикий помещик»

Основная тема сказки «Дикий помещик» (1869) – вырождение дворянского сословия в условиях пореформенной России.

Щедрин показывает грубый произвол помещика в отношении уже освобожденных от крепостной зависимости крестьян. Помещик наказывает крестьян штрафами и другими репрессивными мерами.

В то же время, как и в сказке о двух генералах, писатель стремится доказать, что без мужиков помещик по-человечески существовать не может : он попросту превращается в зверя.

В своем произведении Щедрин использовал традиционный сказочный мотив троекратного посещения героя гостями. В первый раз к нему приезжает актер Садовский с актерками, затем четыре генерала, потом капитан-исправник. Все они заявляют о безграничной глупости помещика.

Салтыков-Щедрин высмеивает полемику консерваторов-дворян с либеральной интеллигенцией. В сказке неоднократно звучит обращенный к либералам возглас помещика о твердости души, о нежелании идти на компромиссы. «А уж докажу я этим либералам, что может сделать твердость души», – заявляет помещик.

Газета «Весть», постоянно упоминаемая в сказке, приобретает значение символа реакционной печати, защищающей интересы помещиков.

«Премудрый пескарь»

В сказке «Премудрый пескарь» (1883) Салтыков-Щедрин обличает либеральную интеллигенцию.

По наблюдению Е.Ю.Зубаревой, в экспозиции «Премудрого пескаря» звучит мотив отцовского наставления, напоминающий нам о «наставлениях» отцов Молчалина и Чичикова. Отец завещал пескарю: «Пущего всего берегись уды!» Этот завет определяет главный жизненный принцип щедринского героя: жить тихо, незаметно, уходить от жизненных проблем в глубокую нору.

Живет пескарь в соответствии с наставлением отца незаметно, незаметно и умирает. Его жизнь представляет собой бессмысленное существование, что подчеркнуто авторским афоризмом: «Жил – дрожал, и умирал – дрожал».

Бессмысленны и бесплодны, по убеждению сатирика, и те либеральные принципы, которые пескарь исповедует. Щедрин сатирически высмеял мечты либералов, используя повторяющийся мотив «выигрышного билета». Этот мотив звучит, в частности, в сне пескаря. «Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых пол-аршина и сам щук глотает», – пишет Щедрин.

Смерть пескаря остается незамеченной, как и его жизнь.

«Медведь на воеводстве»

Главная тема сказки «Медведь на воеводстве» (1884) – взаимоотношения власти и народа.

Образы животных отражают иерархию власти в деспотическом государстве. Лев – царь зверей, Осел – его советник; далее следуют Топтыгины-воеводы; потом «лесной народ»: звери, птицы, насекомые, то есть, по словам Щедрина, мужики.

Чрезвычайно важен для понимания щедринской сказки образ Истории. Он появляется уже в сказочном зачине, повествующем о разновидностяхзлодейств «блестящих» и«срамных» . «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими и в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными», – пишет Щедрин. Мотив Истории проходит через всё повествование о трех Топтыгиных. Суд Истории, по убеждению Щедрина, выносит приговор деспотической системе власти. Не случайно в сказке отмечено, что «сам Лев Истории боится».

В сказке изображены трое Топтыгиных , по-разному прославив­шихся на воеводстве.

Топтыгин 1-й совершил «срамное» злодейство: Чижика съел. Несмотря на последующие «блестящие» злодейства, он был жестоко осмеян обитателями леса и в результате отправлен Львом в отставку.

Топтыгин 2-й сразу начал с «блестящего» злодейства: разгромил усадьбу мужика. Однако тут же попал на рогатину. Здесь мы видим явный намек сатирика на возможность народного бунта против власти.

Топтыгин 3-й отличался добродушным, либеральным нравом. Однако во время его правления злодейства продолжались. Только это былизлодейства «натуральные» , не зависящие от воли правителя. Тем самым писатель стремится подчеркнуть, что дело не в личных качествах воеводы, а в самой системе власти, враждебной народу.

Народ в сказке «Медведь на воеводстве» изображеннеоднозначно . Здесь мы находимне только образ народа-раба , как это было в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». В образе мужиков-лукашей показаннарод-бунтарь , готовый содрать шкуру со своего правителя. Недаром сказка заканчивается сообщением о том, что Топтыгина 3-го постигла «участь всех пушных зверей».

Художественное своеобразие сказок

Жанровое своеобразие

Сказки Салтыкова-Щедрина представляют собой новаторский жанр , хотя в основе их лежат ифольклорные , илитературные традиции.

При создании своих произведений Щедрин опирался на традиции народных волшебных сказок и сказок о животных. Щедрин нередко использует традиционный сказочныйсюжет . В произведениях писателя часто присутствует сказочныйзачин («Жили да были два генерала»; «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик»). Нередки у Щедринаприсказки («Он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»; «по щучьему веленью, по моему хотенью»; «ни в сказке сказать, ни пером описать»). В произведениях Щедрина встречаютсяповторы , характерные для народных сказок (три посещения дикого помещика гостями; три Топтыгина).

Кроме фольклорных традиций (народные сказки), Щедрин опирался и на литературные традиции, а именно на жанр басни . В основе щедринских сказок, как и басен, лежит принципаллегории : с помощью образов животных воссоздаются человеческие характеры и общественные явления. Недаром щедринские сказки иногда называют «баснями в прозе».

В то же время сказки Салтыкова-Щедрина нельзя отождествлять ни с народными сказками, ни с баснями. Сказка у Щедрина – это прежде всего образец политической сатиры , заключенной в традиционную форму сказки. Политическая сатира Салтыкова-Щедрина несет в себезлободневное содержание , актуальное для того времени. Кроме того, она имеет глубокийобщечеловеческий смысл .

Некоторые сказки Салтыкова-Щедрина имеют и свою собственную жанровую специфику . Например, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» несет в себе чертыробинзонады ; «Медведь на воеводстве» содержит элементыисторической хроники , что отчасти сближает это произведение с «Историей одного города».

Принцип иносказания. Художественные приемы

Среди художественных приемов, используемых Салтыковым-Щедриным в сказках, отметим следующие. Это прежде всего различные формы иносказания (ирония, гипербола, гротеск) , а также речевыеалогизмы ,афоризмы , другие художественные средства. Вспомним, что сам по себе жанр сказки уже предполагает иносказание как основной принцип повествования.

Важнейшее средство иносказания в сказках Салтыкова-Щедрина – ирония . В основе иронии лежит принцип смыслового контраста: определение предмета противоположно его сущности.

Приведем примеры иронии. В «Повести...» Щедрин замечает, что один из генералов в свое время служил учителем каллиграфии, следовательно, был поумнее другого. Ирония в данном случае подчеркивает тупость генералов. Приведем еще один пример из той же сказки. Когда мужик наготовил генералам еды, они подумали, не дать ли и тунеядцу частичку. Ирония выявляет трудолюбие мужика и одновременно презрительное отношение к нему генералов. В сказке «Премудрый пескарь» Щедрин пишет, что у молодого пескаря «ума палата была». Ирония выявляет умственную ограниченность пескаря-либерала. В сказке «Медведь на воеводстве» отмечено, что Осел у Льва «за мудреца слыл». Ирония подчеркивает тупость не только Осла, но и Льва.

В своих сказках Щедрин использует также прием гиперболы . Как известно, в основе гиперболы лежит преувеличение каких-либо свойств предмета или явления.

Приведем примеры гиперболы из сказок. В «Повести...» Щедрин замечает, что генералы даже слов никаких не знали, кроме фразы: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». Гипербола выявляет крайнюю умственную ограниченность генералов. Приведем еще примеры. Один из генералов убежден, что булки «в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». Гипербола подчеркивает невежество генералов. Щедрин пишет, что мужик сам себе свил веревочку, чтобы не убежать от генералов. С помощью данной гиперболы Щедрин выявляет рабскую психологию народа. Писатель рассказывает о том, что на необитаемом острове мужик сам построил корабль. Здесь с помощью гиперболы подчеркивается мысль о народе-умельце, о его способности к созидательному труду. Дикий помещик у Щедрина с головы до ног оброс волосами, ходил на четвереньках, утратил дар членораздельной речи. Здесь гипербола способствует выявлению физической и духовной деградации помещика. В указанном случае гипербола переходит в гротеск: здесь не только преувеличение, но и элементы фантастики.

Гротеск – важнейший художественный прием, используемый Салтыковым-Щедриным. В основе гротеска лежит сочетание несочетаемого, соединение несоединимого,совмещение реальности и фантастики . Гротеск является излюбленным художественным приемом Салтыкова-Щедрина. Он помогает художнику вскрыть самую сущность изобра­жаемого явления, остро обличить его.

Приведем примеры. Генералы на необитаемом острове нашли старый «нумер» «Московских ведомостей». Данный пример подчеркивает, что генералы живут идеями консервативной прессы даже на необитаемом острове. Прием гротеска используется Щедриным и в сцене драки генералов: один откусил у другого орден; при этом потекла кровь. Гротеск выявляет здесь мысль писателя о том, что орден является неотъемлемой частью тела генерала: без ордена генерал уже не генерал. В сказке «Медведь на воеводстве» Щедрин сообщает, что печатный станок (в лесу!) был публично сожжен еще при Магницком. Как известно, М.Л.Магницкий – консервативный государственный деятель эпохи Александра I. В данном случае гротеск подчеркивает условность сказочного повествования. Читателю становится ясно, что речь на самом деле идет не о лесе, а о российском государстве.

Иногда писатель прибегает к речевым алогизмам . В сказке «Дикий помещик» Щедрин приводит следующее размышление мужиков: «Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой». Речевой алогизм выявляет узость умственного кругозора помещика.

В сказках Щедрин нередко использует афоризмы , меткие выражения. Вспомним совет Осла в адрес Топтыгина 3-го в сказке «Медведь на воеводстве»: «Действуйте по пристойности». Смысл афоризма заключается в том, что в условиях деспотизма для правителя самым важным является соблюдение внешних приличий.

Сатирик с помощью меткой народной пословицы сформулировал главный жизненный принцип героини сказки «Вяленая вобла»: «Уши выше лба не растут». Данное выражение подчеркивает трусость либералов. В сказке «Медведь на воеводстве» Щедрин пишет, что Топтыгин 1-й «не был зол, а так, скотина». Писатель стремился здесь подчеркнуть, что дело не в личных качествах правителя, а в той преступной роли, которую он играет в государстве.

Вопросы и задания

1. Кратко охарактеризуйте жизненный путь и творческую деятельность М.Е.Салтыкова-Щедрина. В какой семье он родился? Где получил образование? С какого возраста начал служить? Каких идей придерживался писатель? Как называется журнал, который он издавал в 1860–1880-е годы? Назовите основные произведения Щедрина.

2. Какое место в творчестве Щедрина занимают его сказки? В какое время они создавались? Назовите основные темы сказок.

3. Охарактеризуйте идейную направленность сказок. Какие явления российской действительности обличает в них Щедрин? Каково отношение писателя к народу?

4. Сделайте краткий разбор сказок «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве».

5. Рассмотрите жанровое своеобразие щедринских сказок. На какие традиции опирался писатель при их создании? В чем проявилось новаторство Щедрина? Расскажите о жанровой специфике отдельных сказок.

6. Какой основной принцип лежит в основе сказок Щедрина? Перечислите основные художественные приемы, используемые писателем в сказках.

7. Дайте определение иронии, гиперболы, гротеска. Приведите примеры и прокомментируйте их. Приведите также примеры речевых алогизмов, афоризмов.

8. Составьте развернутый план-конспект на тему «Сатирический пафос сказок М.Е.Салытова-Щедрина».

9. Напишите сочинение на тему: «Художественное своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина».

Загрузка...
Top