Культура здоровья включает в себя. Культура здоровья: культурный ли вы человек

мечников ортобиоз культура здоровье

Понятие «культура» в словаре С. Ожегова трактуется в трех значениях: 1) совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; 2) разведение и выращивание растений и животных; 3) высокий уровень развития чего-либо, высокое развитие, умение. Быть культурным - означает находиться на высоком уровне чего-либо, соответствовать ему. Применительно к значению сочетания «культура здоровья» можно говорить о присутствии всех трех составляющих: культурой здоровья владеет тот, кто использует совокупность достижений цивилизации в области средств, методов, знаний о здоровье; тот, кто владеет навыками развития собственного здоровья, и, наконец, тот, кто уже сам находится на высоком уровне развития своего индивидуального здоровья.

Культуру можно рассматривать в качестве важнейшего фактора здоровья. Согласно В. С. Семенову, культура выражает меру осознания и овладения человеком своими отношениями к самому себе, к обществу, природе, а также степень и уровень саморегуляции его сущностных потенций. Если наши предки были в значительной степени беззащитны перед различными заболеваниями в силу своего незнания, то современный человек знает несоизмеримо больше своих предшественников о природе, собственном организме, болезнях, факторах риска здоровья, живет в гораздо лучших условиях. Но несмотря на это, уровень заболеваемости продолжает оставаться высоким, причем довольно часто люди болеют теми болезнями, для профилактики которых достаточно вести определенный образ жизни.

Сегодня наряду с ростом числа объективных факторов, негативно влияющих на состояние здоровья россиян и многократно перечисляемых как в популярной, так и в научной литературе, наблюдается снижение общего уровня «культуры здоровья». Многие люди, сознательно или неосознанно, наносят дополнительный ущерб своему здоровью вследствие незнания основ здорового образа жизни, укорененности вредных привычек, отсутствия навыков саморегуляции и умений справляться с ежедневными стрессорами. Р азличные экспертные заключения и статистические данные свидетельствуют о том, что состояние здоровья российских граждан можно расценивать как глобальную национальную катастрофу. Средняя продолжительность жизни, индекс развития человеческого потенциала страны, детская смертность и смертность в трудоспособном возрасте, соотношение смертности-рождаемости граждан России и ряд других показателей, несмотря на наметившиеся в 2008 году позитивные тенденции, заставляют обращать внимание правительства на разработку федеральных законов и проектов, связанных с улучшением состояния здоровья россиян. Не случайно в национальном проекте «здоровье россиян» одной из важнейших целей названо развитие культуры здоровья россиян. Несмотря на то, что люди сознательно называют здоровье в числе первых позиций в рейтинге индивидуальных ценностей, реальные усилия по ведению здорового образа жизни - удел немногих энтузиастов, над которыми еще подчас и насмешничают окружающие. Для прочих характерны следующие феномены, характеризующие их отношение к здоровью и здоровому образу жизни:

  • - атрибуция ответственности за свое здоровье медицине, государству, родительской семье;
  • - дефицитарность представлений о механизмах оздоровления и критериях здорового образа жизни;
  • - привычка находиться в «третьем» состоянии (не здоров и не болен), отсутствие опыта ощущения себя в оптимальном состоянии полного здоровья;
  • - низкая мотивация к ведению здорового образа жизни и восприятие его как некоего «лечебного комплекса мер», применять который следует только при ухудшении здоровья;
  • - сложившиеся стереотипы использования фармакологических средств восстановления даже при незначительных заболеваниях;
  • - некритичное отношение к рекламируемым медицинскими организациями лекарствам и средствам, ситуативное увлечение модными диетами и случайными «оздоровительными» программами;
  • - отсутствие установок на долгую здоровую жизнь;
  • - неверие в свою способность сделать себя более здоровым.

Все эти качества, безусловно, взаимосвязаны и в целом характеризуют низкую культуру здоровья у большинства населения России. Такую ситуацию И.И. Брехман объясняет тем, что «очень часто люди не знают, что они способны сделать с самим собой, какими огромными резервами физического и психического здоровья обладают, сумей они сохранить и задействовать их, вплоть до увеличения продолжительности активной и счастливой жизни... Для здоровья нужны такие знания, которые стали бы бытием». Известно, что при недостаточном уровне культуры здоровья личность прекращает активную деятельность по поддержанию и развития собственного здоровья. Практическое созидание здоровья зависит от выработки конкретных умений и навыков, способности реализовать долговременные программы в ежедневных усилиях, которые направлены не только на совершенствование тела и психики, но и на развитие духовно-нравственной сферы.

В действительности же, укрепление и творение здоровья может стать потребностью и гражданской обязанностью каждого человека, как это демонстрируют долгожители или те люди, которые целенаправленно пошли по пути совершенствования своего образа жизни для сохранения и приумножения личного потенциала здоровья. Но такое отношение к здоровью возможно только тогда, когда будет изменена вся система представлений людей о здоровье и механизмах его созидания.

Люди должны понимать, что:

  • - здоровье сегодня рассматривается как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды;
  • - здоровье не следует рассматривать как самоцель; оно является лишь средством для наиболее полной реализации жизненного потенциала человека;
  • - базовым механизмом развития здоровья на всех его уровнях является механизм адаптации к предъявляемым нагрузкам;
  • - здоровый образ жизни - это не просто отдельные формы медико-социальной активности (искоренение вредных привычек, следованию гигиеническим нормам и правилам, санитарное просвещение, обращение за лечением, соблюдение режима труда, отдыха, питания); ЗОЖ - это прежде всего деятельность, активность личности, использующей материальные и духовные условия в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека;
  • - чтобы проявлять активность в деле ведения ЗОЖ необходимо целенаправленно формировать свою мотивацию и прежде всего создавать представление о феномен здоровья, о механизмах, лежащих в основе самооздоровления человека, о конкретных ориентирах и методиках Здорового образа жизни для того, чтобы органично встроить их в свой ежедневный распорядок.

Фактически, в России сегодня сложилась ситуация, когда огромный пласт населения, воспитанного в доперестроечную эпоху и являющегося носителем социалистических, инфантильных представлений о воспроизводстве индивидуального здоровья, нуждается в перестройке системы представлений. Именно эта задача должна быть поставлена как одна из важнейших при развитии системы образования, потому что только образование может сформировать современный здоровый стиль жизни. Исправлять ситуацию со здоровьем населения нужно не только на уровне лечения органов и систем, но и на уровне смены представлений. И если, в соответствии с новой парадигмой здравоохранения, одной из важнейших целей системы образования станет развитие представлений о том, как надо жить, чтобы не болеть, современных представлений о ЗОЖ как единственном механизме, обеспечивающим полноценный потенциал здоровья, - это принесет более эффективные результаты, чем традиционная эскалация вложений в медицину.

В.Солоухин проблему связи культуры и здоровья рассматривает следующим образом: культурный человек не может позволить себе болеть; следовательно, высокий уровень заболеваемости населения (в особенности такими хроническими заболеваниями как атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, диабет и др.), рост числа лиц с избыточной массой тела, а также курящих, употребляющих алкоголь, является показателем низкого уровня их культуры. Сегодня знания о здоровье и здоровом образе жизни есть, культуры нет.

Культура здоровья как дисциплина в системе высшего образования. Установка на здоровье не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогических воздействий. Поэтому в рамках образования и воспитания на всех этапах детства, отрочества и юности наиболее актуальной становится задача формирования здоровья и культуры здоровья человека. Данный принцип имеет общепедагогическое значение, т.к. его соблюдение должно обеспечить формирование основных компонентов здоровья на протяжении всей жизни.

В ряду социальных институтов, призванных реализовывать инновационную концепцию здоровья, высшее образование занимает одну из центральных, доминирующих позиций. Именно средствами высшего образования возможно обеспечить будущего специалиста необходимыми базовыми знаниями в сфере культуры здоровья - знаниями, которые в совокупности образуют неспецифический компонент подготовки профессионала и необходимы для его всесторонней и эффективной адаптации к физическим и социальным условиям будущей профессиональной среды. Наконец, в свете современной гуманитарной парадигмы, здоровье выступает как акмеологическая категория и рассматривается в качестве основного фактора актуализации высших («вершинных» или предельных) возможностей человеческой природы.

При этом в ряду социальных институтов, призванных реализовывать такую направленность, образование занимает одну из ведущих позиций. Человек развивается, находясь в сфере формирующего влияния различных социальных институтов, так или иначе связанных со здоровьем, - таких как медицина, физическая культура, спорт, военная подготовка и т.д. В качестве одного из лидирующих социальных институтов в данном ряду следует выделить образование, поскольку именно в рамках этой системы, параллельно с получением знаний, профессиональных умений, навыков, человек постепенно формирует свое мировоззрение, отношение к себе и к жизни в целом и, не в последнюю очередь, к собственному здоровью.

Именно через институт высшего образования можно вооружить будущего специалиста компетенциями в сфере здоровья - тем неспецифическим компонентом подготовки профессионала, который заключается в развитии его культуры здоровья, культуры адаптации к физическим и социальным компонентам будущей профессиональной среды. Формирование культуры здоровья - одно из приоритетных направлений действующего национального проекта здоровья. Дисциплина «Культура здоровья» является действенным механизмом реализации данного направления национального проекта «Здоровье».

Курс «Культура здоровья» представляет собой компонент общегуманитарного цикла дисциплин, необходимый для формирования неспецефических компетенций будущего специалиста, связанных с умением поддерживать высокую работоспособность и надежность деятельности. Данный курс преподается на всех факультетах ЮФУ (РГУ) на 3 курсе обучения. Фактически, введение курса «Культура здоровья» в систему высшего образования РФ является попыткой государства следовать концепции человеческого капитала. Концепция человеческого капитала (сформулированная Теодором Шульцем в 1979 г.) говорит о том, что это - сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком запас знаний, умений, навыков, мотиваций, способностей и здоровья, который содействует росту производительности труда и доходов данного человека. Инвестиции в человеческий капитал включают в себя в основном расходы на образование (общее и специальное, формальное и неформальное), здравоохранение (профилактика заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий) и формирование у работника необходимых ценностных и этических норм (например, лояльности своей компании). Поскольку эти расходы в будущем будут многократно компенсированы доходами, их следует признать производительными, а не потребительскими. Таким образом, государственные инвестиции в здоровье граждан окупятся сторицей высокой работоспособностью этих граждан и отсутствием необходимости тратить деньги на их лечение, т.к. они сами смогут заботиться о своем здоровье, не доводя его состояние до угрожающих болезнью уровней.

Важнейшей целью курса «Культура здоровья» является формирование у студенчества осмысленного и ответственного отношения к ресурсам своего организма и психики посредством трансляции знаний, технологий и моделей оздоровления, сложившихся в ходе культурно-исторического развития различных сообществ. Эти знания и модели в совокупности составляют тот культурный опыт, усвоение которого будет способствовать формированию у студента специфического новообразования - индивидуальной культуры здоровья.

Цель программы «Культура здоровья» состоит в просвещении студентов в области основных современных представлений о здоровье, теории формирования и укрепления интегративного здоровья, в обеспечении условий, необходимых для преобразования неадекватных представлений, стереотипов, установок, вредных привычек, предубеждений, для развития (культивирования) целостного конструктивного отношения к себе, к ресурсам своего здоровья на глубинном мировоззренческом уровне; а также в изучении отдельных технологий оздоровления организма и психики. В круг приоритетных задач данной программы входят следующие:

  • 1) Формирование современных представлений о системном феномене здоровья на всех его уровнях; развитие представлений о механизмах и технологиях оздоровления.
  • 2) Коррекция неадекватных установок и дефицитарных представлений о здоровье, обусловленных недостаточным знанием и нерациональным использованием собственных внутриличностных ресурсов.
  • 3) Просвещение студентов в области эффективных технологий самооздоровления, саморегуляции, преодоления негативных последствий стрессовых, экстремальных и кризисных ситуаций, творческого самораскрытия.
  • 4) Психологическая помощь студентам в процессах социальной адаптации и самоопределения (в форме психологического консультирования).
  • 5) Организация среди студентов групп взаимопомощи, клубов и объединений на основе идеологии здорового образа жизни.
  • 6) Проведение тренингов, семинаров, групп самопознания и личностного роста.
  • 7) Трансляция студентам основных принципов здорового и целостного мировоззрения и самоотношения, выработка у них устойчивых навыков саногенного мышления.

В основание курса «Культура здоровье» положено интегративное понимание здоровья как основной детерминанты полноценного и конструктивного развития не только отдельных индивидуумов, но и целых сообществ. Согласно такому пониманию, здоровье выступает как одно из необходимых условий полноценного социального развития индивида, как «структурообразующий фактор социальности» и, в более широком контексте, как фундаментальная проблема человечества, актуальная на любом этапе его биосоциальной и духовной эволюции. Здоровье - это многомерный феномен, представляющий сложную взаимосвязь биологических, социальных, культурных, психологических и духовных факторов и отражающий наиболее значимые аспекты бытия человека в мире. Здоровье рассматривается как единство трёх составляющих: внутренней гармонии и согласованности личности; её адаптированности к биосоциальному окружению и социальной зрелости; всесторонней реализации творческого и духовного потенциала человека в условиях конкретной жизнедеятельности.

В свете современной гуманитарной парадигмы здоровье выступает как акмеологическая категория и рассматривается в качестве основного фактора актуализации высших («вершинных» или предельных) возможностей человеческой природы. Программа курса «Культура здоровья» разработана с учетом базовых принципов комплексного подхода, который, в свою очередь, основан на философии холизма. Применительно к здоровью это означает раскрытие всех его биологических, психологических, социальных и духовных составляющих и рассмотрение их в нерасторжимом единстве.

Методы культуры здоровья аналогичны валеологическим методам, их можно разделить на диагностические методы и развивающие методы. Диагностические позволяют объективно фиксировать состояние здоровья на том или ином его уровне, развивающие - развивать ресурсы тех или иных уровней здоровья. Примеры различных методов культуры здоровья и валеологии приведены в нижеследующей таблице:

Таблица 3. Методы культуры здоровья и валеологии

Уровень здоровья

Физическое здоровье

Психологическое здоровье

Социальное здоровье

Духовное здоровье

Диагностические методы

  • -Функциональные пробы,
  • - Измерение индекса здоровья,
  • - Изучение анамнеза и т.д.

Тестирование:

  • - Самоотношения,
  • - Личностных черт, - стрессоустойчивости;
  • - уровня развития познавательных процессов;
  • - Оценка социального статуса и социальных ролей
  • - Оценка ком-муникативных способностей
  • - Оценка стиля поведения в конфл. ситуациях

Тестирование:

  • - Ценностных и смысло-жизненных ориентаций,
  • - уровня суб-ъективного контроля, - самоактуализации;
  • - Экспертная оценка по критериям духовного здоровья;

Развивающие методы

Закаливание, физическая культура, оптимизация режима труда и отдыха, рационгальное питнаие и т.д.

Развитие памяти, внимания, мышления;

Коррекция личностных черт;

Коррекция поведения и т.д.;

Соверенствование способностей саморегуляции

Социально психологический тренинг: общения, лидерства, переговоров, команды и т.д.

Духовные практики,

  • - практика добрых дел;
  • - творчество,
  • - служение;
  • - личностный рост,
  • - испытания;
  • - успокоение ума

Принципы Культуры здоровья: системности; холизма; позитивности, личной ответственности, индивидуальной динамики.

Программа изучения данного курса предусматривает, что студент в результате его освоения должен: знать современные представления о здоровье, механизмах его сохранения и развития, биопсихосоциальную модель здоровья, иметь представления о специфике физического, психологического, социального и духовного уровней здоровья, о критериях их диагностики и факторах развития; иметь представления о работоспособности и надежности специалиста как качествах, непосредственно связанных с его здоровьем. Студент должен уметь: анализировать состояние индивидуального здоровья, опираясь на биопсихосоциальную модель, составлять простейшие оздоровительные программы здорового образа жизни, уметь рассчитывать калорийность суточного рациона, уровень нагрузок при выполнении индивидуальных физкультурных программ, составлять простейшие двигательные комплексы, направленные на профессиональную реабилитацию; выполнять простейшие методики саморегуляции. Студент должен осознавать личную ответственность за собственное здоровье, как текущее, а также его непосредственную связь с образом жизни и помнить, что здоровье, как утверждал И.И. Брехман - главная визитная карточка социально-экономической зрелости,культуры и преуспевания государства.

Введение «Культуры здоровья» в образовательный процесс связано с современной концепцией здоровья и комплексной стратегией оздоровления, основанной на возрастающей социальной ценности здоровья человека. Курс «Культура здоровья» представляет собой компонент общегуманитарного цикла дисциплин, необходимый для формирования неспецифических компетенций будущего специалиста, связанных с умением поддерживать высокую работоспособность и надежность деятельности, сохранять и приумножать биологические и духовные ресурсы личности. Данный курс преподается на всех факультетах ЮФУ (РГУ) на 3 году обучения.

Совершенствование здоровья - актуальная проблема современного человека и общества. Уровень здоровья населения является показателем развития общества, отражает его экономический и социальный потенциал. Поэтому здоровье - это, прежде всего проблема социальная, в решении которой должны принять участие: политики, ученые, социологи, педагоги, психологи, медики и все общество в целом. Здоровье должно явиться ведущим и приоритетным направлением в социальном развитии общества. Отношение к человеку как «венцу природы» в цивилизованном обществе предполагает усиление гуманистического аспекта в политической и экономической жизни страны, принятие соответствующих законов, не подавляющих, а способствующих полноценному гармоничному проявлению природной (биологической и социальной) сущности человека, в том числе возможностей его здоровья. Решение социальной проблемы здоровья, также как и проблемы просвещения, проблемы культуры здорового поведения, безусловно, является прерогативой множества социальных институтов и в первую очередь - образования. Третий Всероссийский форум «Здоровье нации - основа процветания России», прошедший в г. Москве 9 - 13 апреля 2007 года с целью объединение сил общества для решения задач по физическому и духовно-нравственному оздоровлению нации, официально опирался на следующие основные идеи и постулаты:

  • - Здоровье нации является безусловной общественной ценностью, приоритетом государственной политики, основой национального богатства и национальной безопасности России, отражает жизнестойкость и геополитические перспективы нации.
  • - «Здоровье» - это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, морального, психического, экологического и социального благополучия, включающего такие формы поведения и образа жизни людей, которые позволяют сделать нашу жизнь лучше.
  • - «Здоровье нации» - сфера взаимных интересов и взаимной ответственности государства, общества и личности, где интересы и ответственность личности имеют решающее значение.

При этом здоровье нации является объектом национальных интересов России, сочетающим в себе интересы личности, общества и государства. Интересы государства заключаются в сохранении здоровья народа Российской Федерации, базового трудового ресурса экономического развития страны. Интересы общества заключаются в том. что оно само заинтересовано в здоровье своих членов. Общество не заинтересовано в содержании за свой счёт больных. Общество не заинтересовано в распространении социально-значимых болезней. Общество заинтересовано в социальной стабильности и процветании. Интересы личности заключаются прежде всего в выживании, в продлении активного периода жизни, в успехе благополучии и счастье, что немыслимо без здоровья.

Ответственность государства заключается в том, что государственные институты гарантируют гражданину соблюдение его законных прав и интересов в различных сферах связанных со здоровьем (здравоохранение, защита окружающей среды, образование, информационная среда, социальная защита и т.д.). Ответственность общества заключается в том, что общество через общественные институты формирует определённые социо-культурные ценности, приоритеты, стиль жизни, модель социально-одобряемого поведения. Ответственность человека заключается в его образе жизни, который он формирует сам и который на 55% определяет состояние его здоровья. Обеспечение межотраслевого многоуровневого подхода в вопросах повышения качества жизни, улучшения условий труда, отдыха и быта населения, формирования здорового образа жизни является необходимым условием решения задачи по всестороннему оздоровлению граждан России.

Итак, культура здоровья - наука о том, как жить сегодня, чтобы увидеть завтра. Валеология - единственная наука, которую должен знать каждый (Г.А. Кураев).

- 28.92 Кб

Что такое культура здоровья?

Определение культуры здоровья, уровня здоровья

Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, то есть оздоровления (Разумов А.Н., 1996). Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми, а также способность человека к творческому самовыражению и активной жизнедеятельности.

Культура здоровья каждого человека формируется на основании следующих компонентов: когнитивного, эмоционального, волевого и коммуникативного.

Под когнитивным компонентом понимается познавательная деятельность личности. То есть, насколько сам человек понимает «культуру здоровья». Здесь важна информированность человека в отношении физиологических и патологических процессов в организме, а также о влиянии на них различных факторов окружающей среды и образа жизни. В формировании культуры здоровья также имеет значение, насколько человек пополняет знания в этой области. Однако в настоящее время часто встречается вариант несоответствия образа «культуры здоровья» в понимании человека и его поведением. То есть, когда образ жизни человека, его стиль жизни, образ мышления и поведения не соответствуют его представлениям о «правильном, здоровом образе жизни». Вероятнее всего в таком случае недостаточна мотивация человека, то есть осознанное проектирование «правильного образа жизни» и соответствия ему.

Эмоциональный компонент «культуры здоровья» отражает уровень физического и социального благополучия, качество и удовлетворенность жизнью. Другими словами, от того, какие эмоции доминируют у человека, зависит его психологическое здоровье. Оно, в свою очередь, оказывает влияние на физическое состояние человека, а также определяет отношение личности к жизни в целом. Среди факторов, влияющих на эмоциональный фон, могут быть финансовое состояние человека, состояние его здоровья, межличностные отношения, события трудовой деятельности, личные проблемы и т.д. Эмоциональный компонент личности может является основой развития психосоматических расстройств, так как одной из причин их возникновения являются эмоциональные стрессы, вызывающие перестройку нервных и эндокринных механизмов регуляции адаптивных процессов. С другой стороны, положительный эмоциональный настрой благоприятно воздействует на физическое состояние организма. Например, у оптимистов меньше вероятность заболеть сердечно-сосудистыми заболеваниями, выздоравливают они также достоверно быстрее.

Коммуникативность также является важным компонентом культуры здоровья, так как она отражает адекватность взаимодействия человека с другими людьми и с окружающим миром. Коммуникативность зависит от разнообразных факторов: воспитания, опыта личности, а также ее культуры, ценностей, потребностей, интересов, установок, характера, темперамента, привычек, особенностей мышления. Коммуникативность отражает способность человека к самоконтролю и самокоррекции, а также его психологическое здоровье.

Даже обширные теоретические знания в области культуры здоровья недостаточны для формирования правильного поведения человека. Сознательное и активное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья требует от человека определенных волевых качеств (самообладания, целеустремленности). Поэтому еще раз необходимо подчеркнуть важность волевого компонента, а также мотивации для формирования высокой культуры здоровья.

Как формируется культура здоровья

Формирование культуры здоровья в современном обществе является сложным интегративным процессом. Однако можно выделить следующие факторы, оказывающие наибольшее влияние на формирование культуры здоровья человека:

Социальные и культурные;

Педагогические факторы;

Медико-физиологические факторы.

Социально-экономическая среда оказывает наибольшее влияние на формирование культуры в целом, и культуры здоровья в частности. Например, по данным Всемирной Организации Здравоохранения, дети из семей с более низким социальным статусом в среднем занимаются физкультурой меньше, чем из семей с более высоким статусом, кроме того, они получают меньше физической нагрузки вне школы (Питание и здоровье в Европе. Региональные публикации ВОЗ, № 96).

Важную роль играют также культурная среда, вероисповедание, общий уровень образования. Например, обследованием физической активности в Англии установлено, что люди, более образованные обычно больше занимаются физическими упражнениями (Allied Dunhar national fitness survey, 1992). Среди людей интеллектуальных профессий в два раза больше тех, кто занимается спортом или имеет другую физическую нагрузку в свободное время, чем среди неквалифицированных рабочих или экономически неактивных людей (Питание и здоровье в Европе, Региональные публикации ВОЗ, № 96). Безработные мужчины и, в некоторой степени, безработные женщины ведут, как правило, менее подвижный образ жизни, чем работающие (Health update 5: physical activity, 1995).

Педагогическое влияние накладывается на образ «культуры здоровья», уже сформированный культурной и социальной средой. Известно, что эффективное образование в области культуры здоровья может привести к изменению образа мысли, правильной оценке и переоценке негативных жизненных ценностей, появлению необходимых навыков и в результате изменить или сформировать не только поведение, но и стиль жизни в целом. Педагогическое влияние оказывается на человека, в основном, в период детства и юношества, то есть в образовательных учреждениях. Здесь важными факторами являются здоровьесберегающая инфраструктура учреждения, комплексный подход к формированию и сохранению здоровья в организации воспитательно-образовательного процесса. Важным механизмом формирования культуры здоровья будет влияние на когнитивный компонент и мотивацию учащегося. Когнитивный компонент означает информированность учащегося в области культуры здоровья (физиология и анатомия человека, понятие здоровья, факторы, влияющие на здоровье человека и т.д.). В учебных учреждениях должно большое внимание уделяться мотивации воспитанников на здоровый образ жизни. То есть, должна вырабатываться сознательная потребность в собственных взглядах и убеждениях на отсутствие вредных привычек, жизненную и когнитивную активность.

В настоящее время педагогический фактор усиливается влиянием средств массовой информации (телевидения, радио, Интернета и т.д.). Многие стереотипы вырабатываются именно этими источниками информации, и степень доверия молодежи им иногда выше, чем учебным учреждениям, родителям и т.д.

К медико-физиологическим факторам, оказывающим влияние на формирование культуры здоровья, относятся уже существующие у человека режим двигательной активности, режим дня, оздоровительные мероприятия, организацию физического воспитания, средства и методы воспитания, то есть, опыт человека в области культуры здоровья и его привычки.

Важно еще раз подчеркнуть, что культуру здоровья необходимо формировать в детском возрасте, а затем укреплять в течение всей жизни. Кроме того, человек должен систематические воплощать теоретические знания в повседневной жизни с целью стабилизации своего здоровья, то есть оздоровления.

Определение понятия оздоровления

Проблема культуры здоровья стала подниматься современным обществом сравнительно недавно. Причиной этому может служить, например, в Западных странах - возрастание веса болезней, связанных с образом жизни человека. В России острота проблемы выражается в прогрессирующем уменьшении численности населения, в основном за счет снижения рождаемости. Однако большой вклад вносит и смертность трудоспособного населения, вследствие снижения резервных возможностей социально-психологических и физиологических механизмов адаптации. В такой ситуации становится очевидной необходимость изменения подхода к здравоохранению, смены паталогоцентрической модели здравоохранения (в центре внимания которой находится больной) на здоровьецентрическую модель (в центре внимания - здоровый). Таким образом, необходимо выбирать тактику, направленную не только на лечение болезней, но и, в большей степени, на их профилактику, то есть - оздоровление.

Под оздоровлением в этом случае понимается повышение функциональных резервов и адаптивных возможностей человека для предупреждения заболеваний и улучшения качества жизни у лиц, ослабленных в результате действия неблагоприятных факторов среды и деятельности, или имеющих функциональные (преморбидные) расстройства здоровья (Разумов А.Н., 1996).

Именно на таком фундаменте возникла концепция «Сохранения здоровья здоровых» в ее основе лежит не просто пофилактика болезней, сколько охрана и восстановление здоровья человека, особенно здорового. Возникновение этой концепции обусловило даже развитие новой отрасли здравоохранения – восстановительной медицины.

В настоящее время под восстановительной медициной понимается система научных знаний и практической деятельности, направленных на восстановление функциональных резервов человека, сниженных в результате неблагоприятного воздействия факторов среды и деятельности или в результате болезни на этапах ремиссии (Разумов А.Н., Ромашин О.В., 2002).

Таким образом, приоритет отдается сохранению и восстановлению здоровья здоровых или практически здоровых людей и реабилитации больных и инвалидов, то есть оздоровлению человека. В восстановительной медицине используются как современные методики оздоровления, так и традиционные, которые применялись человечеством на протяжении тысячелетий.

Отличия оздоровления от лечения

Важно подчеркнуть, что оздоровление направлено именно на предотвращение заболеваний, тогда как современная медицина все еще ориентирована на терапевтическую тактику.

Лечение (терапия) – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление уже утерянного здоровья. Если лечение (исцеление) есть «восстановление утраченной целостности», то оздоровление следует рассматривать как систематическое обеспечение этой целостности. Человек нуждается в лечении, в случае, когда произошел «срыв адаптации». Оздоровительные же методики направлены на увеличение адаптационных резервов организма и, тем самым, отменяют необходимость в лечебных мероприятиях, либо снижают вероятность потребности в них.

Историческая эволюция оздоровления

Период становления. Понятие об оздоровлении не является статическим, напротив, оно постоянно изменяется и развивается. На заре человеческого развития понятия об оздоровлении, как таковом, не было. Это объясняется тем, что человек жил в тесной взаимосвязи с природой и подвергался ее воздействию. На человека воздействовали факторы окружающей среды, что постоянно поддерживало адаптационные механизмы. Кроме того, первобытный человек из поколения в поколение вырабатывал способы, формирующие и поддерживающие адаптационные механизмы. Эти способы не являлись специальными мероприятиями, а были неотъемлемой частью образа жизни. Они были закреплены на уровне родовых обычаев, религиозных обрядов и ритуалов. Например, уровень физической активности и подготовки у народов крайнего Севера закреплен в традиционных играх и состязаниях. Важно отметить, что в таких обрядах закреплялись только жизненно необходимые навыки и умения, в данном случае - военные и промысловые. В этот период понятия здоровья и болезни также не выделялись. Но наличие крепкого здоровья подразумевалось как нечто обязательное для человека, его нормальное состояние, к которому необходимо стремиться. Например, эталоном «идеального человека» у северных народов являлся герой-богатырь, обладавший большой силой, владевший в совершенстве оружием; у древних славян «идеал человека» сравнивался с «дубом», он должен был обладать такой же жизнестойкостью и крепостью. Важно также отметить, что стремление к такому «идеалу человека» закладывалось еще в системе образования, оно впитывалось с детства и закреплялось на протяжении всей жизни в обрядах и ритуалах.

Античность. В эпоху античности уже оформилось понятие здоровья, которое означало внутреннюю согласованность, гармонию всех элементов человеческой природы. Оздоровление также не являлось отдельной системой. Человек, заботящийся о своем здоровье (физическом, психическом, духовном, а также социальном) должен был вести умеренный образ жизни, быть уравновешенным и постоянно самосовершенствоваться. Ответственность за сохранение здоровья возлагалась на самого человека. С целью оздоровления применялись очистительные ритуалы как телесные, так и духовные (катартика), философия и «работа над собой». Культура здоровья закладывалась также на этапе образования, которое было построено на принципах гармонии, например сочетание гимнастики и музыки.

В восточных философских системах под оздоровлением в большей мере понимаются различные духовные практики, где системы физических упражнений были лишь начальным этапом работы с сознанием. На оздоровление, опять-таки, не выделялось как система, оно не было целью воинских, ни духовных школ. Оздоровительный эффект мог достигаться автоматически, когда человек ступал на путь занятий йогой, у-шу, дзен и т.д.

Оздоровление в современном обществе. Необходимость в выделении оздоровления как системы возникла, на наш взгляд, тогда, когда цивилизация пошла по пути отрыва человека от природы. Мощь человека, вооружившегося современной техникой, противопоставившего себя природе, обернулась против него самого. Техногенная революция привела к тому, что образ жизни современного человека радикально изменился, по сравнению с его предками. Однако, генетическая информация (геном) человека не подвержен столь быстрым изменениям, как окружающая среда. Организм человека оказывается неприспособленным к современному образу и темпам жизни, отсюда берут истоки «эпидемии современности»: метаболический синдром, ожирение, атеросклероз, гипертоническая болезнь, СД II типа. Именно поэтому современный человек нуждается в специальных оздоровительных мероприятиях, или применении систем оздоровления. Оздоровительные системы, таким образом, должны воздействовать на все компоненты здоровья человека:

душевное состояние;

физическое состояние;

социальное здоровье (опосредованно через душевное и физическое здоровье).

Оздоровление как образ жизни

Таким образом, становится очевидным, что оздоровление современного человека возможно только благодаря изменению его образа жизни. Нельзя, конечно отрицать огромное влияние на состояние здоровья людей таких внешних факторов, как окружающая среда, культурная среда, состояние службы здравоохранения и т.д. Но ведущая роль среди множества этих факторов принадлежит все же образу жизни, совокупное влияние которого на здоровье достигает в среднем 50% (Данные официального сайта WHO).

Описание работы

Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, то есть оздоровления (Разумов А.Н., 1996). Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми, а также способность человека к творческому самовыражению и активной жизнедеятельности.

Ю. В. Хмелевский

Культура здоровья является неотъемлемой частью общей культуры образованного человека. Сегодня человека со средним или высшим образованием, но практически не знающего ничего о своем здоровье и как его поддерживать, можно считать малокультурным.

Использование накопленного человечеством тысячелетнего опыта сохранения и укрепления своего здоровья, уже сегодня позволило бы жить долго, счастливо и не болея.

Где же хранится этот опыт и откуда его можно взять? К сожалению, современная медицина в основном занимается только болезнями человека и практически не занимается его здоровьем. По сообщению нашего министра здравоохранения современная медицина отводит проблемам здоровья всего 10%, т.е. человек брошен на произвол судьбы. И, не удивительно, что, не смотря на постоянно строящиеся новые больницы, диагностические комплексы, оснащенные самой современной аппаратурой, постоянно пополняющиеся поколения новых, мощных лекарственных средств, продолжительность жизни человека с каждым годом все сокращается и болезней не становится меньше, а появляются совершенно новые о которых человечество раньше и не слышало. Уже сейчас в нашей стране рождается всего 4% здоровых детей, а здоровье остальных уже подорвано. Занятия современными видами спорта так же не могу обеспечить полноценного здоровья. Профессиональные и олимпийские виды спорта практически калечат человека, делая из него инвалидов уже в зрелом возрасте.

И так, мы опять вернулись к нашему вопросу, где и каким образом молодому человеку овладеть этой недостающей, но очень важной составной частью общей культуры. А ответ находится рядом. Мировая традиционная медицина давно накопила эти знания и, несмотря ни на что, бережно хранит их, передовая следующим поколениям в виде устных или письменных источников.

Сейчас, на прилавках книжных магазинов, можно встретить литературу относящуюся к здоровью. Как правило. вся эта литература связана с использованием знаний традиционных медицин Китая, Тибета, Индии, Японии и других стран для оздоровления российского человека. И, безусловно, у себя на родине этот опыт работает очень эффективно, но он совершенно не адаптирован к нашей стране, нашим людям, нашему образу жизни. Например, оздоровительная система йоги в Индии это не только физические упражнения, это и образ жизни, и система питания, это и целая религия. Применение у нас этих, безусловно, эффективных упражнений вырванных из целостной системы оздоровления, может дать только незначительный оздоровительный эффект, а иногда и вред, так как часто не учитывается, что разучивание одного упражнения может занимать целый месяц и проводится, как правило, под наблюдением опытного гуру (учителя). Самостоятельное овладения этими упражнениями может привести к многочисленным ошибкам при их выполнении и кроме вреда ничего не даст вашему здоровью. То же самое относится и к биологически активным точкам (китайским точкам). Широко и эффективно применяемые в азиатских странах как элемент целостной оздоровительной системы, у нас до сих пор они вызывают настороженность или недоверие врачей. Хотя на востоке это только маленький элемент культуры здоровья со своим образом жизни, питанием, физическими упражнениями и философией.

Какой же выход? Мы предлагаем для сохранения и укрепления здоровья использовать обобщенный опыт мировой традиционной медицины адаптированный к нашим условиям. Для этого рекомендуем познакомиться с книгой “Здоровьеведение” . Тезисно перечислим основные элементы технологии здоровья, описанной в этой книге.

Культура здоровья включает в себя: культуру образа жизни, культуру питания, физическую культуру. Каждый из элементов этой культуры необходим, но не достаточен для сохранения и укрепления здоровья.

Начинать надо со знания самого себя. Определите свой темперамент, так как с ним будут связаны все дальнейшие советы и рекомендации по сохранению и укреплению вашего здоровья. Для этого в книге даются несколько методик.

По данным ВЦИОМ по состоянию на 2010 год , своим здоровьем удовлетворены лишь 11% россиян, а 23% оценивают его как слабое или очень слабое. Таким образом получается, что большое количество россиян не ощущают себя полностью здоровыми.

Известно, что здоровье каждого человека зависит от его образа жизни, социального благополучия, морального состояния и факторов окружающей среды. Культура здоровья включает в себя гармоничное сочетание всех этих компонентов.

Абсолютно здоровый человек чувствует себя здоровым как в физическом плане, так и в моральном. Как говорится, «в здоровом теле здоровый дух» , однако большинство людей забывают об этой поговорке.

Моральное состояние человека, его душевное спокойствие и уверенность в завтрашнем дне — это основа культуры . Конечно, не все в этом плане зависит от самого человека. Мы не можем полностью отвечать за окружающую среду, за экономическое состояние государства и другие проблемы, которые впоследствии отражаются на душевном состоянии. Однако каждый человек в состоянии сделать свой вклад в это дело. Например, на улицах, в парках, на природе, бросить курить, экономить воду и т. д. Марк Аврелий говорил: «Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, — вот что я называю наслаждаться жизнью».

Также важно научиться управлять своим внутренним состоянием, уметь радоваться каждой мелочи, любить своих близких и стремиться к желанным целям. Человек, живущий без какой-либо цели, всегда будет ощущать себя опустошенным и не сможет радоваться жизни.

Что касается физического здоровья, то здесь складывается такая ситуация. Государственная политика в первую очередь нацелена на предотвращение развития болезней, лишь малая часть отведена их профилактике. Именно поэтому человек должен научиться предупреждать возникновение заболеваний самостоятельно. Необходимо обязательно (курения, злоупотребления алкоголем, переедания и т. д.), а также поддерживать нормальное артериальное давление, регулярно выполнять физические упражнения, своевременно посещать профилактические осмотры и делать прививки от инфекционных болезней.

Каждый человек должен приучить себя регулярно проходить профилактические осмотры. Мировая и российская практика доказывает, что раннее выявление болезни обеспечивает более успешное ее лечение. Не забывайте, что крепкое здоровье — не только результат здорового образа жизни, но и своевременное обнаружение проблем.

Здоровый образ жизни — это основа профилактики заболеваний. Следите за своим здоровьем, ведь это самая главная ценность человека! Радуйтесь жизни и делайте свой вклад в здоровье окружающей нас среды.


Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды
Здоровье - не всё, но всё без здоровья – ничто.Сократ
Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед современной школой, является сохранение и укрепление здоровья детей.
В законе РФ «Об образовании» сказано: «Образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся»
Здоровье по определению Всемирной организации здравоохранения это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
«Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нём все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия»Артур Шопенгауэр
В физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме.
В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость.
В нравственном плане – честен, самокритичен.
Здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития (здоровье ребёнка считается в норме, если он):
В социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить.
В эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Группы здоровья учащихся
1
2
3
4
5
1-4 кл.
17
149
58
1
4
5-9 кл.
29
146
44
2
3
10-11 кл.
5
17
25
-
1
Всего
51 10%
312 62%
127 26%
3 0,5%
8 1,5%
Заболевания учащихся
Недостаток массы тела
Анемия
Ожирение
Органы пищеваре-ния
1-4 кл.
0
0
6
18
5-9 кл.
4
2
15
83
10-11 кл.
2
1
1
8
Всего
6
3
22
109 (22%)
Факторы, отрицательно влияющие на здоровье школьников:
ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия); низкий уровень организации питания обучающихся; отсутствие продуктивной системы служб врачебного контроля за состоянием здоровья обучающихся; нарушения физиолого-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса;отсутствие планомерной и целенаправленной работы по профилактике вредных для здоровья привычек (табакокурение, потребление алкоголя, наркотиков, игровой, Интернет-зависимости и других девиаций);несовершенство учебных программ и методик организации здоровьесбережения в образовательном учреждении; увеличение объёма учебных нагрузок на обучающегося, ведущая к переутомлению, стрессам;распространённость новых видов зависимостей (компьютерная, интернет, игровая и др.), отрицательно сказывающихся на здоровье обучающихся; недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей в вопросах здоровьесберегающего, здоровьеформирующего образования.

Ухудшение здоровья детей и подростков связано, прежде всего, с экологическим и социально-экономическим кризисом в стране. Вместе с тем, на здоровье школьника оказывает влияние и комплекс так называемых внутришкольных факторов, включающих планировку, благоустройство и оборудование учебных помещений, их освещенность и микроклимат, общую вместимость учебного заведения и т.д.Важная роль принадлежит организации учебного процесса, учебной нагрузке.
Культура здоровья (в образовательном процессе) – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования.
Культура здоровья каждого человека формируется на основании следующих компонентов:
Познавательный - познавательная деятельность личности (насколько сам человек понимает «культуру здоровья») Эмоциональный отражает уровень физического и социального благополучия, качество и удовлетворенность жизнью. Коммуникативный отражает адекватность взаимодействия человека с другими людьми и с окружающим миром. Волевой компонент, мотивация для формирования высокой культуры здоровья.
1).ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА С УЧЁТОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ

4).БЛАГОПРИЯТНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ
3).ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЯ
2).СОЦИАЛЬНО -ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ

Элементы, определяющие культуру здоровья:
«Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто»Сократ
Школа призвана обеспечить здоровый образ жизни для всего школьного коллектива путём создания окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья. Основные направления работы можно разделить на три взаимосвязанные группы.
1.Для учащихся
2.Для учителей и сотрудников школы
3.Для родителей
Профилактика и оздоровление
Образовательный процесс
Информационно-консультативная работа
Профилактические мероприятия
Информационно-консультативная работа
Участие в создании внутришкольной среды
Профилактика и оздоровление: Регулярное прохождение диспансеризации. Использование материально-технической базы. Физкультурная разминка, во время учебного процесса, для активизации работы головного мозга и релаксации органов зрения. Обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики. Сбалансированное питание. Физкультурно-оздоровительная работа
Образовательный процесс: Использование здоровьесберегающих образовательных технологий: развитие проектных технологий, разноуровневого и модульного обучения, коллективного взаимообучения и междисциплинарной интеграции. Рациональное расписание.
Для учащихся
Строгое соблюдение режима школьных занятий(урок – перемена, каникулы, нагрузка).
Условия образовательной среды для сохранения здоровья ребенка:
Благоприятный эмоциональный настрой (доброжелательность учителя, юмор).
Обязательное выполнение гигиенических требований (свежий воздух, адекватная температура, световое и цветовое оформление и т.п.).
Построение урока с учётом динамичности детей, их работоспособнос-ти, использование ТСО, средств наглядности.
Здоровье – основное и истинное достояние человека

Независимо от педагогических целей любой образовательный процесс не должен вредить здоровью и учитывать ресурсы здоровья каждого ребёнка. Именно поэтому в обучении должны использоваться личностно-ориентированные технологии, которые обеспечивают гармоническое физическое, умственное и психологическое развитие учащихся. Практическая реализация здоровьесберегающей технологии обучения осуществляется основываясь на следующих принципах: учёт особенностей данной возрастной группы учащихся; учёт состояния здоровья ученика и его индивидуальных
психофизиологических особенностей (информационная база включающая состояние здоровья, особенности психики и функциональное состояние учащихся); структурирование урока с учетом изменений работоспособности; использование на уроках здоровьесберегающих действий (оптимальная плотность уроков, чередование видов учебной деятельности, уважительный стиль общения, эмоциональная разрядка, физкультурная пауза, правильная рабочая поза, положительные эмоции).
Правила лечебной педагогики:
Не навреди здоровью ребёнка.Учащийся личность, относись к ней с глубоким уважением.Научись и умей видеть душу в глазах ребёнка.Будь терпелив, требователен, вежлив и снисходителен в обращении с учащимися.Будь всегда в хорошем настроении, владей чувством юмора. Постоянно повышай самооценку учащихся, будь всегда правдив.Добивайся доверия учащихся и береги его.Умей беречь здоровье учащихся и своё.Твоё личное здоровье -пример для учащихся.Будь умерен на похвалы и откажись от наказаний.Не жалуйся родителям учащихся.
Охват питанием
1-4 кл. - завтрак – 91%, обед – 59%5-9 кл. – 50%10-11 кл. – 8%
Закаливающие, здоровьеукрепляющие мероприятия
Спортивные мероприятия
Уроки физкультуры в спортзале
Комплекс упражнений для глаз
Поливитамини-зация
Кислород-ныйкоктейль
Оптимальный температурный режим в помещениях
Прогулкина свежем воздухе
Проведение уроков физкультуры на свежем воздухе
Регулярные проветривания
Ежедневные гигиенические процедуры
Мероприятия по укреплению здоровья
Кислородный коктейль
Санаторий «Лесная сказка»
Комплекс мероприятий для активизации двигательного компонента в режиме дня в школе
Прогулки на свежем воздухе(ГПД, лагерь)
Динамические перемены
Занятия спортивных и оздоровительных секций
Проведение Дней здоровья и других физкультурных праздников
Физкультурные паузы во время уроков
Дополнительные часы физкультуры
Мероприятия по увеличениюдвигательной активности.
.
Учебно-воспитательный процесс по формированию культуры здоровья обучающихся должен быть напрвлен:
- приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение; - развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни; воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха, досуга и т. д.); - воспитание трудолюбия, духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности; - формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам и влиянию деструктивных религиозных культов и организаций; - воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью; - воспитание потребности в занятии физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека; - формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром; - развитие умений оказать первую медицинскую помощь; - формирование у учащейся молодежи знаний о здоровой семье, роли родителей в воспитании здоровых детей.
Профилактические мероприятия: Лечебная физическая культура Тренажерный зал Аэротерапия
Психотерапевтическая программа: Психологические тренинги Индивидуальные консультацииРазвитие навыков по восстановлению благоприятного эмоционального состояния Консультации и рекомендации по работе с учащимися и родителями
Для учителей и сотрудников школы
Информационно-консультативная работа: Тематические семинары и педагогические советы Курсы повышения квалификации
Информационно-консультативная работа: Информация о результатах диспансеризаций и дополнительных медицинских исследований. Беседы для родителей по вопросам здорового образа жизни. Консультации врачей-специалистов. Консультации и рекомендации школьной психологической службы.
Для родителей
Здоровьесберегающее пространство в школе включает:
медицинскую службу (медицинское обследование, профилактическая работа по ЗОЖ);профилактику гиподинамии (динамические паузы, спортивные часы, перемены подвижных игр);внеклассную физкультурно–оздоровительную работу, общешкольные и классные мероприятия по формированию понимания ценности здоровья, ЗОЖ;отслеживание экологического состояния территории школы;организацию питания детей;выполнение СанПиНов;работу с родителями;контроль за перегрузками.
Вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья. Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность. Для формирования культуры здоровья обучающихся необходимо прежде всего заинтересованное и творческое отношение к работе всего педагогического коллектива.
Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.М. Монтень

Загрузка...
Top