Опыт и ошибки в произведении очарованный странник. «Проблемы национального самосознания, веры и безверия в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»» - презентация

«Очарованный странник», написанный в 1873 году, вошёл в цикл рассказов о праведниках. В центре этого произведения - проблема русского национального характера, которую Лесков осветил в связи с образом главного героя, Ивана Северьяныча Фля- гина. Важно отметить, что этот персонаж находится в центре всей системы образов. Его нельзя назвать типичным представителем народа - это яркая, исключительная личность. Немаловажны социальные характеристики персонажа. «Я родился в крепостном звании и происхожу из дворовых людей графа К. из Орловской губернии... Мой родитель был кучер Северьян...» - рассказывает герой. Таким образом, мы видим, что для Лескова главное - духовная сущность человека. В этом автор сродни Достоевскому и явно противоположен писателям «натуральной школы». Достоевский в большинстве своих произведений рассматривал человеческую жизнь, не обращая внимания на социальные характеристики. Так, например, в романе «Преступление и наказание» одной из основных является проблема нравственного возрождения героя через страдания. Писатели же «натуральной школы» главным предметом изображения считали социальную сферу жизни.
Таким образом, в произведении «Очарованный странник» внимание автора концентрируется на духовной эволюции героя, а материальная сторона жизни им игнорируется.
Наиболее важные черты русского национального характера воплощены в образе Флягина.
Впервые в повести герой предстаёт в облике богатыря-черноризца. В нём воплощен богатырский дух русского народа. Лесков подчеркивает в герое физическую силу, сравнивая Ивана Северьяныча с Ильей Муромцем: «Он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. Толстого». Это сближает произвведение Лескова с русским эпосом. Но это богатырь не только по стати, но и по натуре. Он наполнен неуёмной жизненной силой.
Рассмотрим некоторые эпизоды из жизни Флягина.
Вспомним, драку с « форменным офицером ». Иван Северьяныч рассказывает: «... Я его так слегка пихнул, он и готов: полетел и порты вверх задрал, а сабля на сторону отогнулося». То есть мы видим, что главному герою не стоило большого труда победить своего противника.
В другой момент жизни Флягин сечётся с татарами и побеждает, хотя и «не без труда, но пересилил его».
В этих эпизодах отразилось языческое представление народа о богатырстве и физической мощи. Но герой проявляет не только силу, но и храбрость. Эта сторона характера Флягина проявляется в эпизоде усмирения коня.
Русскому человеку не свойственны такие черты характера, как аккуратность, умеренность, рассудительность; в нём чувствуется разгул и чрезмерность во всех увлечениях. Здесь Лесков явно продолжает гоголевские традиции. В авторском отступлении о Руси в поэме «Мёртвые души» Гоголь рассказывает о русской песне, в которой выразились русские характеры, о беспредельной мысли, которая присуща русскому человеку, о богатырском характере русского народа.
Азарт и удивительную энергичность герой проявляет в кульминационный момент своей жизни. Когда минуты напряжения проходят, он вновь становится ленивым, даже медлительным. Это тоже черта русского национального характера. Здесь Лесков близок Тургеневу, который выделяет эту черту в рассказе «Певцы» из «Записокохотника». Пение -уникальный эпизод в жизни народа. Тургенев подчёркивает контраст между духовной мощью народа и его повседневной жизнью, которая сера и печальна. И в «Очарованном страннике » герой пробуждается именно в кульминационные моменты жизни, показывая глубину и уникальность русской души.
Лесков показал ещё одну черту русского национального характера - чувство собственного достоинства, присущее не только дворянам и помещикам, но и простому мужику. И именно народной мужицкой гордостью обладает Флягин. Это заметно в авторской характеристике. «Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности», - пишет Лесков. Он стремился доказать, что чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах свойственны и простому русскому мужику. Лесков отмечает неприязнь героя к князьям и дворянам. Иван Северьяныч говорит: «Наши князья... слабодушные и не мужественные, и сила их самая ничтожная».
Важной особенностью русского человека, по мнению Лескова, является иррациональность мышления. Он никогда не поступает по логике, существенную роль в его поступках играет стихийно- эмоциональное начало. Иван Северьяныч берёт не умом, не хитростью, а природным чутьём. Он не может объяснить англичанину, что именно ему помогло усмирить лошадь. «Какой же секрет? Это глупость», - говорит он. Автор показывает, что в поступках людей отсутствует логика; он выступает как противник всяких теорий, подчиняющих себе жизнь человека.
С идеей чуждости русскому человеку стихии рассудочности связано фаталистичное осмысление героем своей судьбы. Русский человек, веря в провидение, строил свою жизнь по Божьему промыслу, а не по теории. Здесь имеет значение пророчество монаха, которое повлияло на судьбу героя: «Будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придёт твоя настоящая погибель».
Важно отметить, что Иван Северьяныч не был праведником, целиком полагающимся на Божью волю, - он прежде всего надеялся на свой здравый смысл. Все его поступки обусловлены разумным взглядом на действительность. Его уход в монастырь объясняется лишь тем, что ему больше некуда было идти.
В этом произведении автор показал близость русского человека к природе, которая, прежде всего, проявляется у героя в страсти к коням. «И чувствую, что рванулась моя душа к ней, к этой лошади, родной страстию», - рассказывает Иван Северьяныч. Заметим, что образ «белой кобылки» напоминает образ птицы-тройки из «Мёртвых душ» Гоголя.
Другая черта русского национального характера, отмеченная Лесковым, - артистизм и художественная чуткость человека.
Любовь Флягина к Груше, поклонение перед ней - лучшее тому доказательство.
Ещё одно свойство русского человека, отмеченное ещё Гоголем, - духовная чуткость. Иван Северьяныч, испытывая чувство сострадания к блаженному, подменяет сына стариков-родителей и идёт под чужим именем на войну. В другой раз он вступается за молодую артистку, которую «допекал» коллежский секретарь.
Но в русском человеке, по мысли Лескова, есть и жестокое начало. Эта черта характера показан в эпизоде с кошкой, когда Флягин высек животное почти до смерти, а потом отрубил хвост. Несмотря на такую жестокость, мы видим, что Флягин - человек глубоко верующий. Именно в христианстве, в своей вере он находит силы, чтобы пережить все выпавшие на его долю страдания.
И в то же время герою постоянно сопутствует бесовское искушение. Характерным примером этого является попытка самоубийства. Однако русский человек отмечен не только великим грехом, но великим покаянием. Сама исповедь героя - это суровый суд над былой жизнью, это самоочищение, облегчение души. Но стремление к покаянию сочетается с тем, что в монастыре он сохранил бунтарский дух: недаром его отослали на богомолье в Соловки. Именно в осознании героем собственного несовершенства заключён залог возможно и духовной его эволюции. Из вольного сына природы Иван Северьяныч превращается в значительную личность, имеющую глубинную связь с родиной и народом. За физической силой таится его стремление к богатырскому, патриотическому подвигу. Истинная любовь к русской земле пробуждается в его душе именно в плену, в татарском стане. В осмыслении патриотизма героя имеют значение и житейские традиции.
Итак, в произведении «Очарованный странник» Лесков раскрыл многие стороны русского национального характера. Он отметил богатырский дух русского народа, соединённый с чувством собственного достоинства, подчёркивает, что в сознании русского человека огромную роль играет вера в судьбу, связанная с иррациональностью его мышления. Но самая важная черта русского народа - вера в Бога.

«Очарованный странник» - это одно из наиболее знаменитых произведений талантливого русского писателя Николая Семёновича Лескова. Задумка истории возникла у автора в ходе путешествия по Ладожскому озеру на остров Валаам, где по сей день обитают монахи. Первые очерки были написаны Лесковым под заглавием «Чернозёмный Телемак» в конце 1872 года. А в сентябре 1873 года, через некоторое время после возвращения автора из путешествия, повесть была опубликована в газете «Русский мир» под названием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения». Произведение входит в цикл легенд Лескова о русских праведниках.

Анализируемое произведение относится к такому популярному в XIX веке литературному направлению, как критический реализм. Оно выражается в стремлении автора достоверно изобразить все трудности жизни простого человека, без прикрас описать быт русского народа. Лесков обращает больше внимания на негативные стороны, а не позитивные, чтобы заставить читателя задуматься над непростыми вещами. «Очарованный странник» относится к жанру повести, так как рисует цепь эпизодов, составляющих период жизни основного персонажа, и, в отличие от романов, обладает единственной сюжетной линией. Однако в этом творении Н. Лескова также прослеживаются и былинные мотивы. Композиция произведения линейна, однако логика повествования строится не на хронологии событий, а на ассоциациях и воспоминаниях рассказчика. Повесть состоит из нескольких замкнутых эпизодов, примечательно, что такое же строение имеют жития, а также приключенческие романы. Элементы и того, и другого жанра фигурируют в «Очарованном страннике», что являлось нововведением Н. Лескова в конце XIX века.

Колоритный язык писателя выделяют его стиль среди других русских прозаиков того времени. Пестрые строки автора, полные просторечия, совсем не похожи на классические литературные приёмы Пушкина и Тургенева. Лесков писал на том языке, на котором изъяснялся простой работящий народ: наполненном всевозможными говорами, неправильном, резком. И всё же его тексты совсем не кажутся безграмотными или пустыми, напротив, в них есть особенный шарм, который обогащает русский язык.

Повесть «Очарованный странник» обладает единственной сюжетной линией, которая неразрывно связана с образом главного действующего героя, Ивана Флягина. За двадцать глав, на которые и разделена повесть, персонаж проходит через всевозможные испытания, трудности и искушения, вырастает духовно. Итогом всех его приключений и лишений является уход в монастырь, в котором герой обрёл успокоение. Флягин очистился от грехов прошлого: убийства любимой женщины и невинного монаха, хоть эти преступления и были совершены не из злодейских побуждений. Казалось бы, злой рок преследовал главного героя на протяжении всей его жизни: это соответствует задумке Н. Лескова изобразить все тяготы жизни простого русского человека.

Иван Флягин не идеален: во многих его поступках читается и безрассудность, и грубость. Тем не менее, Лесков относит его к числу праведников. Несмотря на свои отрицательные стороны, этот противоречивый персонаж обладает высокой нравственностью, набожностью, способностью взять чужой грех на себя - особенно это заметно в эпизоде со смертью цыганки Грушеньки. Образ этой героини также очень интересен: на её примере Лесков одним из первых заговорил о бесправии женщин в России XIX века. Трагическая судьба горячо любящей женщины, которая молила о том, чтобы избавить её от греха самоубийства, не может не вызывать сочувствия у читателей.

Сложно оценить количество проблем, поднимаемых Лесковым в его знаменитом произведении. Повесть даёт ответы на многие морально-этические вопросы о доброте и любви, раскрывает национальный характер русского народа, заставляет задуматься о проблеме поиска счастья. Недаром она считается одной из жемчужин Отечественной литературы.

  • «Очарованный странник», краткое содержание по главам повести Лескова
  • «Леди Макбет Мценского уезда», анализ повести Лескова
  • «Человек на часах», анализ рассказа Лескова

В творчестве Н.С Лескова отразилась историческая сторона русской действительности, но еще более – русский дух, сокровенная самобытность, пронизывающая все произведения писателя. В повести «Очарованный странник» Лесков выступает как создатель пестрой галереи народных характеров, как певец праведников, самоотверженных и высоконравственных людей, видящих в своей деятельности великую добротворящую силу.

Уже в самом названии повести намечены две основные темы произведения: тема «очарования» и тема «странничества». Сама фигура странника связана с художественной традицией русского фольклора и древней литературы, с образами калик перехожих. Поэтому «Очарованный странник» в значительной степени восходит и к жанру хождений, одному из наиболее распространенных жанров древнерусской литературы. Повествование в хождениях велось от первого лица и представляло собой неторопливое, величавое и, в то же время, пристрастное описание путешествия.

Всю свою жизнь русский человек Иван Северьянович искал постижения «красоты совершенной». Он находил ее то в лошадях, то в женщинах и, наконец, в образе своей великой Родины, за которую он в конце пути «ополчался» воевать.

С Флягиным мы встречаемся во время путешествия рассказчика по Ладожскому озеру. Рассказчик отмечает сходство Ивана Северьяновича с былинным героем Ильей Муромцем: «Это был огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового света…он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца…» Мне кажется, что сравнение героя с богатырем – это своеобразный ключ к понимаю как самого этого образа, так и смысла названия повести.

Иван Флягин свято верит в незыблемую силу предопределения и всю жизнь ищет свое место среди людей. Путь странника Флягина – это путь поиска гармонии между стихийной силой личности и требованиями самой жизни. В странничестве героя заложен глубокий смысл. Мотив дороги в повести становится ведущим. Каждый этап жизненного пути Флягина становится новым шагом в его нравственном развитии.

По молодости лет в Иване сказывалось озорство и азарт. Он любил лошадей и быструю езду. Сам того не желая, Флягин губит старого монаха, заснувшего на возу с сеном. При этом молодой Иван не особенно тяготится происшедшим несчастьем, но монах то и дело является ему во снах. Он донимает героя вопросами, предсказывает его жизненные испытания, которые тому еще предстоит пережить. Душой Иван чувствует, что когда-нибудь ему придется искупить этот грех, но он отмахивается от подобных мыслей, считая, что время замаливать грехи еще не пришло.

Однажды герой спасает своих хозяев от неминуемой гибели при поездке в Воронеж, когда их повозка чуть не срывается в пропасть. Особый этап в жизни героя – это воспитание девочки. Здесь показано, что за внешней грубостью Флягина скрыта огромная доброта. Впервые Иван понимает душу другого человека, он испытывает сострадание и привязанность. Когда Флягин сталкивается с матерью девочки, в нем борются противоречивые чувства. Но он принимает решение отдать ребенка матери. В своих поступках герой руководствуется не личными, корыстными симпатиями, а поступает соразмерно чувству долга, совести.

Затем герой попадает в плен на десять лет. Здесь ему открываются новые чувства: тоска по родине и надежда на возвращение. Иван не может слиться с чужой жизнью, принять ее всерьез, поэтому он всегда стремится к побегу. В плену его угнетает бедность впечатлений. Русская жизнь для героя неизмеримо полнее и богаче духовно. Воспоминание возвращает Флягина к праздникам и будням, к родной природе. И случай убежать ему предоставляется.

Герой добрался до родной земли, но Святая Русь, к которой он так стремился, встретила его плетьми. Чуть не погибает Флягин от пьянства, но случайность спасает героя и переворачивает всю его жизнь, дает ей новое направление. Встреча с Груней духовно возвеличивает Флягина. Здесь наиболее полно выражена тема «очарования». Именно так можно охарактеризовать то состояние, которое переживает герой. Ради любимой Иван Северьянович решается на убийство: он помогает Груне свести счеты с жизнью. Затем герой идет путем послушания. Он меняется с человеком, которого он даже не знает, судьбой. Герой пожалел убитых горем стариков, сыну которых грозила рекрутчина.

Иван Северьянович духовно вырос, неся личную ответственность за свою жизнь перед Богом и людьми. В конце повести Флягин становится монахом. Но монашество не будет для него тихой пристанью, завершением пути. Герой готов пойти на войну: «за народ очень помереть хочется».

Неодолимо привлекает в этом кротком и удивительном человеке то, как ощущает он прекрасное, как очарован он красотой мира. Это очарование миром проявляется и в захватывающем его чувстве восхищения, для которого у этого простого человека находятся такие пронзительные слова.

Лесков изображает героя как много пережившего и перестрадавшего человека. В нем заключен не только личный, но и огромный народно-исторический опыт суждений о мире. Таким образом, в повести «Очарованный странник» тема странничества заключена в раскрытии образа «очарованного странника» земли русской Ивана Северьяновича Флягина.

Иван Флягин - правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»)

Главный герой повести - Иван Северьяныч Флягин - “очарованный странник”, путешествующий по Руси в поисках правды и простого человеческого счастья, которое заключается, по его мнению, в спокойствии души . Само имя героя говорит о том, что он (Иван Флягин) - типичный, настоящий русский мужик. Однако внимательный читатель сразу понимает, что в отношении героя не все так просто, как кажется. Воспитанные на народных волшебных сказках, многие читатели понимают, что часто за скромной внешностью Иванушки-дурачка скрывается настоящий богатырь. Так и в своем произведении Лесков изобразил Ивана эдаким сказочным богатырем , который сумел преодолеть все выпавшие на его долю испытания и сохранил в своей душе гуманные чувства, доброту, жизнелюбие, неподдельный интерес к людям, чувство участия и сострадание.

С первых же строк повести автор представляет Ивана Флягина могучим, богатырского вида мужчиной: “Это был человек огромного роста, со смуглым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала проседь”. Ему за пятьдесят, но он - воин в прямом смысле слова , “добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца. Подобно персонажам русских сказок и былин, Иван Флягин обладает огромной физической силой и удивительной мощью характера. Он ничего не боится и готов подвергнуть себя любым испытаниям и опасностям, сознательно проверяет свою силу, которая “бьет через край”.

Лесков указывает на величие героя, которое сочетается с добродушием, мягкостью, искренностью и наивным восприятием жизни . Автор указывает, что его герой “много повидал на своем веку”, но Флягин - прирожденный философ, человек поживший и мудрый, умеющий спокойно воспринимать и стойко выдерживать все жизненные горести, не только справляясь со своими бедами и проблемами, но и облегчая судьбу других людей.Иван Флягин способен понимать не только людей, но и животных - он обожает лошадей. Чувствуя силу и доброту героя, все тянутся к нему в надежде ощутить его заботу, найти в нем надежную опору и защиту.Физическая сила, выносливость прекрасно сочетаются в Иване Флягине с широтой души, мягкосердечием, но его мягкость вовсе не означает слабоволия и самоуничижения . Иван - гордый человек, обладающий редким чувством собственного достоинства. Он откровенно возмущается тем, что его унизили, заставив на коленях дробить камни, он готов скорее свести счеты с жизнью, чем покориться чужой воле и стать рабом. Именно поэтому он не желает мириться с жестокостью и убегает из дома, становясь вечным странником.

Иван Северьяныч, как и многие знакомые читателю былинные герои, постоянно находится в дороге, в поисках “судьбы”, своей истины . Во время скитаний Флягин любуется красотой природы, чувствуя малейшее ее изменение, - он очарован ею. В пути ему встречаются разные люди, и каждому он старается стать полезным, помочь чем-нибудь. Таким образом, он сам принимает активное участие в судьбах других (вспомним, как Флягин идет в солдаты вместо сына двух старичков, который является их единственной отрадой и опорой).

С каждым разом герой становится отзывчивее к чужому горю, его переполняют чувства самопожертвования и вины, корни которых кроются, вероятно, в трагедии с монахом, произошедшей в детстве . Он терзается воспоминаниями, совесть постоянно мучит его. И потому единственно важной для себя целью Иван считает облегчение страданий окружающих , оказание помощи всем нуждающимся. В этом, по мнению Флягина и самого Лескова, и кроется правда жизни.Героя характеризует жажда жертвенности и сострадания, свойственная Иисусу Христу. “Мне за народ очень помереть хочется”, - говорит сам герой. Во время своих странствий он очарован не только просторами родной страны, многообразием ее яркой природы, но и мечтой о светлом будущем России и русского народа.

Но, все чаще задумываясь над безжалостными и суровыми обстоятельствами, Иван Флягин окончательно разочаровывается в жизни, приходит к выводу, что бедам и несправедливости в судьбе простого русского народа нет конца и края . Пройдя через горнила этой жизни, ощутив на себе всю ее тягость, Иван Флягин не теряет стойкости, мужества и веры и уходит в монастырь, чтобы уже в его стенах продолжать сострадать, помогать, творить добро и молиться Господу за весь русский народ и о вечном прощении.

Изображение русского национального характера в творчестве Н. С. Лесков

Едва ли не главным в творчестве Н. С. Лескова было создание им ярких национальных характеров, замечательных своей нравственной чистотой и всечеловеческим обаянием . Писатель умел находить яркие русские характеры, притаившиеся в разных уголках родной страны, людей с обостренным чувством чести, сознанием своего долга, непримиримых к несправедливости и одухотворенных человеколюбием. Он рисовал тех, кто упорно, самоотверженно несет “бремя жизни”, всегда стремится помочь людям и готов постоять за правду-истину.

Его герои находятся далеко от бурных столкновений века . Они живут и действуют в родной глухомани, в русской провинции, чаще всего на периферии общественной жизни . Но это вовсе не означало, что Лесков уходил от современности. Как остро переживал писатель насущные нравственные проблемы! И вместе с тем он был убежден, что человек, который умеет смотреть вперед без боязни и не таять в негодованиях ни на прошлое, ни на настоящее, достоин называться творцом жизни. “Эти люди, - писал он, - стоя в стороне от главного исторического движения... сильнее других делают историю ”.

Наверное, в “Очарованном страннике ”, как ни в каком другом произведении Лескова, высвечено то затейливое миропонимание, которое свойственно русскому человеку . Замечателен весь облик чистосердечного героя: неуемная сила духа, богатырское озорство, неистребимая жизненность и чрезмерность в увлечениях, чуждая умеренности доброде-тельного мещанина и покорной благосмиренности , и широта его души, отзывчивость к чужому горю.

Анализ повести Н.С.Лескова "Несмертельный Голован"

Повесть "Несмертельный Голован" была написана Лесковым в 1880 году.

Эпиграфом к повести служат слова из Евангелия от Иоанна;"Совершенная любовь изгоняет страх ".Смысл эпиграфа остается непонятным до самых последних страниц повести. Лесков интригует читателя историями о богатыре Головане, раскрывая его тайну лишь в залючении произведения.

Начиная повесть словами:"Он сам почти миф, а история его легенда,"автор заявляет о своем герое как о выдающейся личности из народа, способной на такие поступки, дела, чтобы о них помнили и говорили даже после его смерти .Читая повесть, мы знакомимся с описанием главного героя:" В нем было, как в Петре Великом, пятнадцать вершков; сложение имел широкое...Спокойная и счастливая улыбка не оставляла лица Голована на минуту"... и т.д.Лесков знакомит читателя с подвигами Голована : спасение Аннушки и ребенка от бешеного пса, избавление крестьян от напасти - "пупыруха", показывает необыкновенное трудолюбие героя и почтительное отношение к нему крестьян, да и не только. Ведь сам Ермолов помог ему откупиться от крепостной зависимости и начать жить самостоятельно.

Непонятным народу является лишь "один грех Голована" - Павла, но за это его не судят, а лишь не понимают. Кульминацией повести, на мой взгляд, является появление Фрапешки. Только он один позволяет себе непочтительное отношение к Головану: бьет его, требует деньги, не вызывая гнева, делает его смиренным.

Раскрытие тайн Голована происходит в конце повести, во время встречи автора с бабушкой Александрой Васильевной . Отец Петр открыл ей правду о настоящей праведности и нравственной чистоте человека, которого в народе прозвали "Несмертельным Голованом."

Изображение народной жизни

Глубинное знание народной жизни, глубокое уважение к русскому народу, его обычаям, бедам, радостям делает произведение Лескова патриотичным.Рисуя образ легендарного русского богатыря, выбранного самим народом себе и в утешители, и в советчики, и в избавители от злой напасти, автор тем самым показывает идеал русского человека из народа.

Постоянные заботы и беды русского народа описывает Лесков, не приукрашивая действительности ; "Смерть шла об руку с голодом и друг друга поддерживали. Голодающие побирались у голодающих, больные умирали "борзо", то есть скоро, что крестьянину и выгоднее. Долгих томлений не было, не было слышно и выздоравливающих". Необходимую помощь народ ждет не от бога, не от правительства, а от Голована, которого за его праведность наделяет мифическими качествами . Народ ищет силу, противодействующую злу, в самом себе. И находит ее, потому что не перевелись богатыри в русской земле.

Темный, непросвещенный народ посмеивается над "астрономом" Антоном, издевается, бьет его, признает дурачком. Дружба Голована с Антоном не вызывает насмешек, а лишь придает таинственность образу "народного заступника", который не обидит слабого и всегда придет на помощь в трудную минуту.

Без веры в таких людей невозможно было русскому народу жить. Питая и взращивая таких богатырей, как Голован, русская земля стоит и стоять будет. .

На мой взгляд, праведность Голована состоит во всей его честной, праведной жизни. Никого не обманывая, без хитростей и лукавства, жил Голован, трудился усердно, взращивал своих коров, обеспечивал дворян продуктами высшего достоинства: молоком, сливками, маслом . Не имел себе соперников. Он был прекрасным сыном, братом, заботящимся о своих родственниках. Никогда не отказывал в помощи людям; " умел сводить шелуди и коросту...;вынимал соленым огурцом жар из головы, знал, что травы надо собирать с Ивана до полу- Петра, и отлично "воду показывал", то есть где можно колодец рыть "... , был в народе чем-то вроде нотариуса, потому как слыл справедливым человеком.Утверждается же его праведность, когда снимается завеса тайн с его личности. Все чудеса вокруг этого незаурядного человека объясняются естественными причинами. Ногу резал, потому чумной прыщ вскочил, а от этого другого спасения нет. Был девственником, и с Павлой "жили по любви совершенной...-ангельски".

"Исцеленного Фотея" не выдал по причине совершенной любви к Павле, так как это вовсе и не Фотей был, а беглый солдат Фрапошка - законный муж Павлы. Совершенство Голована на грани святости. Он, " строгостью к себе и снисходительностью к другим достигший высоты совершенного самоотвержения", напоминает Лескову Жильята, героя романа Гюго "Труженики моря".

Сочинения по литературе: Сюжет и проблематика повести "Очарованный странник" Повесть Лескова "Очарованный странник" появилась в 1873 году в результате поиска автором ответа на вопрос: существуютли на земле праведники. Эта повесть Лескова – моё самое любимое произведение из классической прозы девятнадцатого века. Язык произведения интересен и изумителен. Образ главного героя так близок читателю во всех своих чертах, что простовлюбляет в себя. Этот, пожалуй, самый значительный и сильный из всех, созданных писателем. Я считаю, что эта повесть Николая Семёновича Лескова ещё одно достояние русской литературы. Иван Северьяныч – человек особенный, исключительный, странной и необычайной судьбы. С самого детства "предназначенныйдля монастыря" и постоянно помнящий об этом, он, однако не может преодолеть чар мирской жизни.

Трагична и дальнейшаясудьба героя. Если её можно выразить какой-либо фразой, то здесь наиболее приемлема фраза самого Лескова, что "русскийчеловек может всё". И это действительно так, ведь сколько всего пришлось перенести Ивану Северьянычу за свою долгуюжизнь. Фатум безжалостно вселился в него с самого рождения и преследовал его всегда и всюду. Уже в юности ИванСеверьяныч совершил самый страшный православный грех, он насмерть засёк ни в чём неповинного монаха. Но за грехцерковный не захотел каяться "Очарованный странник" и за это, он должен был, в кару, претерпеть много зла земного. Исказано было ему: "И будут убивать тебя много раз, но не умрёшь ты". И, действительно, ничто не давало умереть ИвануСеверьянычу, как бы он этого не хотел.

Но я думаю, что сила "очарованного странника" в том, что он боролся со своей судьбой за право жить на воле. Его душа разделилась на двеполовинки: одна из которых хотела жить в людском мире, а другая под страхом веры и судьбы пыталась уединиться вмонастырь, где и назначено было судьбой находится "моленному сыну". Влекомый жаждой жизни, Иван Северьяныч пытаетсяопределить себя в ней, но все попытки тщетны, нет ему места в ней. Но на этом страдания героя не прекращаются: из любвик лошадям, привитой Ивану Северьянычу с детства, он совершает ещё один грех – убийство татарского князя. За это судьбана двенадцать лет лишила "очарованного странника" воли и родных просторов. Я считаю, что в плену Иван Северьяныч ипроявил русское мужество и стойкость; потому что несмотря на подщетинку, он пытался вырваться на волю, но злой роквсячески мешал этому.

Но не сломила судьба русский дух. После двенадцати лет страданий сам господь, может быть, сжалилсянад "странником" и отпустил его на волю. Но и после плена, ставу свободным, Иван Северьяныч не может найти себе применение в жизни, жизнь просто напросто отталкивает его отсебя, уступая роль судьбе. И здесь, казалось бы в безнадёжной ситуации, не сломлен русский дух; перепробовав множествопрофессий, Иван Северьяныч так и остаётся верен своему конхерству. Но и после всех этих жизненных историй, ИванаСеверьяныча ждёт снова горе.

В порыве любви он сталкивает с обрыва свою единственную и любимую Груменьку. В этот моментпервая половина души свержена под натиском горя. Ивану Северьянычу опостылевает белый свет, и он хочет найти смерть влюбом её обличи. "Очарованный странник" уезжает на войну, надеясь, таким образом, обрести желанный душевный покой и хотького-то в этой жизни сделать счастливым. Но и здесь суд господень безжалостен, и снова Иван Северьяныч жив и невредим ивидит смерти своих товарищей, снова "очарованный странник" обречён на жизнь в этом грязном людском мире.

Я считаю, чтоавтор в своём произведении полноценно и точно раскрыл черты характера русского народа. Да, я согласен со словами Лескова, сто "русский человек может всё", потомучто Иван Северьяныч Флягин доказал это, прожив такую непростую страдальческую жизнь. Я смело могу назвать егоправедником, даже несмотря на его грехи. Он был заложником этих грехов и искупил их путём душевного и физическогораскаяния. Иван Северьяныч долго терпел людское зло, быв заложником в руках судьбы, но человеческое терпениенебезгранично. Поэтому последней чертой, где он мог обрести покой был монастырь.

Именно туда бежал Иван Северьяныч отзлобы людской, ведь жизнь никак не могла принять его в свои рамки, так как эта натура была создана страдать за грехелюдские. Образ Ивана Северьяныча Флягина можно сравнить с народной маской Росси. Долго терпел русский народ, долго он былподщетинен крепостничеством, но не бесконечно терпение людское. Надоело страдать народу за чужие грехи, нахлынет волнанародного гнева и сметёт оковы крепостного гнёта.

Я думаю, что эту мысль и хотел показать Лесков в своей повести "Очарованный странник".

Загрузка...
Top