Понятие воли и волевой регуляции. функции воли в различных подходах

Воля - сознательное регулирование человеком своих действий, направленное на преодоление внешних и внутренних трудностей при достижении поставленных целей.

Важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препят-ствия — внутренние или внешние. Внутренними, или субъективными, препят-ствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данно-го действия или на выполнение противоположных ему действий. В качестве внутренних препятствий могут выступать уста-лость, желание развлечься, инертность, леность. Примером внешних пре-пятствий может служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставлен-ная цель была достигнута.

Главная функция воли за-ключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жиз-недеятельности. В соответствии с этим принято выде-лять в качестве конкретизации общей функции две другие — активизирующую и тормозящую.

1. Активизирующая функция : воля побуждает человека преодолевать трудности и достигать поставленные цели, побуждает человека к активности, даже если результаты деятельности будут заметны в далеком будущем.

2. Тормозная функция : воля проявляется не только в умении достигать цель, но и в сдерживании нежелательных проявлений активности. Например, когда существует конфликт между социальными нормами и имеющимися у человека.

Павлов рассматривал волю как инстинкт свободы, т.е. проявление жизненной активности, когда она встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. Без воли всякое малейшее препятствие прерывало бы течение жизни.

Важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, яв-ляется сознание значения поставленной цели , за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Чем более значима цель для человека, тем больше пре-пятствий он преодолевает. Поэтому волевые действия могут различаться не толь-ко по степени их сложности, но и по степени осознанности.

Воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.

Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует опре-деленных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в созна-тельном выборе цели и подборе средств для ее достижения. Мышление необходи-мо и в ходе выполнения задуманного действия.

Связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, мы обращаем внима-ние на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства. То, что является безразличным, не вызы-вающим никаких эмоций, как правило, не выступает в качестве цели действий.


Структура волевого действия.

В структуре волевого действия (волевого акта) можно выделить несколько этапов.

1. Подготовительный. Основу воли, как и активности человека в целом, составляют его потребности, которые образуют мотивацию волевого действия.

Мотив поясняет :

а) почему у человека возникает состояние активности, т.е. какие потребности побуждают человека к деятельности,

б) на что направлена активность, почему выбрано именно такое поведение,

в) мотивация является средством саморегуляции поведения человека.

Таким образом , волевое действие имеет мотив. Мотивы волевых действий всегда имеют в большей или меньшей степени осознанный характер. Мотивы бывают низшего уровня (эгоистические) и высшего уровня (чувство долга). Иногда может возникать ситуация борьбы мотивов : одно желание противопоставляется другому желанию, сталкивается с ним. Может происходить борьба мотивов одного уровня (пойти погулять или посмотреть телевизор) или разного уровня (пойти погулять или подготовиться к занятиям). Борьба мотивов может переживаться мучительно, а может проходить безболезненно, в простом обсуждении доводов «за» и «против».

В результате обсуждения или борьбы мотивов принимается решение, т.е. избирается определенная цель и способ ее достижения.

2. Исполнительный. Принятое решение может быть сразу претворено в жизнь, а может быть несколько отсрочено. В последнем случае возникает длительное намерение. Считается, что воля человека проявляется в том случае, если выполнены оба этапа.

Принятие решения и его исполнение нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое называют волевым усилием.

Волевое усилие - особое состояние нервно-психического напряжения, при котором происходит мобилизация физических, интеллектуальных и моральных сил человека. Волевое усилие - необходимый элемент всех героических поступков. Но волевое усилие нельзя отождествлять с мышечным усилием. В волевом усилии движения часто минимальны, а внутреннее напряжение может быть огромным. Хотя в волевом усилии может присутствовать и мышечное усилие (напрягать мышцы лица, сжимать кулаки).

Интенсивность волевого усилия зависит от следующих факторов: мировоззрения личности, моральной устойчивости, наличия общественной значимости целей, установки по отношению к деятельности, уровня самоорганизации и самоуправления личности.

Волевые качества личности.

Воля - это власть над собой, своими чувствами, действиями. У разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, слабовольный человек пасует перед ними. Наиболее типичным проявлением слабой воли является лень - стремление человека отказаться от преодоления трудностей.

Выделяют следующие волевые качества :

Целеустремленность - подчинение человеком своего поведения какой-то жизненной цели и планомерное ее достижение.

Самостоятельность - подчинение своего поведения собственным взглядам и убеждениям. Самостоятельность может быть противопоставлена с одной стороны- внушаемости, а с другой - упрямству. Внушаемый человек не имеет своего мнения и поступает под влиянием обстоятельств или давлением других людей. Следствием безволия является и упрямство , когда человек поступает вопреки доводам разума и советам окружающих.

Решительность - способность своевременно принимать нужные решения и выполнять их (но речь идет не о скоропалительных решениях). Особенно проявляется в сложных ситуациях или в ситуациях, связанных с риском. Противоположное качество - нерешительность .

Выдержка (самообладание ) - способность постоянно контролировать свое поведение, воздерживаться от ненужных действий, сохранять хладнокровие в трудных обстоятельствах. Противоположное - импульсивность (от лат. «импульс» - толчок), когда человек действует по первому побуждению, не обдумывая свои поступки. Хотя, нужно отметить, что понятие выдержки несколько шире понятия самообладания.

Мужество и смелость - готовность идти к цели, несмотря на опасность для жизни, преодолевая невзгоды. Более сложным из этих двух является понятие мужество (оно предполагает наличие и смелости и выдержки и хладнокровия перед лицом опасности). Противоположное - трусость .

Дисциплинированность - подчинение своего поведения общественным правилам. Противоположное - недисциплинированность.

Особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст. В первую очередь родители, а затем и учителя должны показывать, какие приемы развития воли наиболее эффективны, а какие не приносят пользы (например, не смеяться во время фильма, пройти по краю крыши, резать руку ножом). Большинство недостатков волевого поведения детей связаны, как правило, со вседозволенностью в семье или, наоборот, с перегрузкой детей непосильными заданиями (в результате формируется привычка не доводить начатые дела до конца).

В воспитании воли важен и личный пример родителей, воспитателей, учителей, чтение смысловой литературы, просмотр фильмов. Кроме этого, важно, чтобы каждый человек занимался самовоспитанием воли. Прежде всего, воля формируется в малых, повседневных делах, т.к. преодолевая именно небольшие трудности, человек тренирует волю (режим дня, занятия спортом и т.д.)

Воля

Воля -- это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий

Воля -- это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, он может соответственно организовать свою психическую деятельность и направить ее. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположное.

Воля направляет или сдерживает активность человека, организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач и требований как проблемной ситуации, так и специфических, социальных требований той или иной социальной группы. Первоначально понятие воли было введено для объяснения побуждений и действий, осуществляемых по собственным решениям человека, но не отвечающих его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желания человека, связанного с постановкой проблем свободы воли.

основные функции воли:1) выбор мотивов и целей;2) регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;3) организация психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему;4) мобилизация физических и психических возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленной цели.

Для возникновения волевой регуляции необходимы определенные условия -- наличие препятствий и преград. Воля проявляется, когда появляются трудности на пути к цели: препятствия внешние -- время, пространство, противодействия людей, физические свойства предметов и т. д.; препятствия внутренние -- отношения и установки, болезненные состояния, усталость и т. д. Все эти препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие, которое создает необходимый тонус для преодоления трудностей.

Волевой акт и его структура

Волевое действие может реализоваться в простых и сложных формах

В простом волевом акте побуждение к действию направлено на более или менее осознанную цель, может непосредственно переходить в действие. Простой волевой акт имеет две фазы:1) возникновение побуждения и осознание цели;2) достижение цели.

Сложную волевое действие характеризует опосредованное сознательный процесс: действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, планирования. Такое действие требует значительного напряжения сил, терпения, настойчивости, умения организовать себя на выполнение действия.

В сложной волевой действия выделяют четыре фазы:1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели;2) стадия обдумывания и борьба мотивов;3) принятие решения;4) выполнение.

1. Первая, начальная фаза волевого акта заключается в предыдущей постановке цели. Необходимым условием постановки цели является возникновение определенного мотива, побуждения и связанного с ним стремления. Стремление, переживаемое человеком, может по-разному осознаваться ней и по-разному влиять на ее деятельность. В зависимости от характера его осознания стремление может выражаться в форме влечения, желания и хотения.

Процесс постановки цели связано с возникновением осознанного действенного желания или хотения.

Следует отметить, однако, что в сложном волевом акте и возникшее активное желание не всегда сразу приводит к соответствующим действиям, поступкам. Это бывает тогда, когда у человека одновременно появляется несколько желаний, побуждений, которые противоречат друг другу. При этом противоречивые желания могут касаться как самой цели, так и средств ее реализации.

2. В таких случаях происходит выбор цели и выбор средств ее достижения, что является содержанием второй фазы волевого акта. При выборе цели или средств воздействия возникает необходимость в обсуждении их приемлемости, которое предусматривает взвешивания различных доводов за и против выдвинутых целей или средств их достижения, требует оценки противоречивых желаний, анализ обстоятельств, рассуждения, напряженной работы мышления.

Выбор принятой цели часто характеризуется ярко выраженной борьбой мотивов. Эта борьба отражает наличие у человека внутренних препятствий, противоречивых побуждений, желаний, стремлений, которые сталкиваются, вступают в конфликт между собой. Например, желание пойти на прогулку с друзьями или остаться помочь матери. . В том случае, когда цель ясна и приемлемая, может возникнуть борьба между противоречивыми побуждениями о выборе того или иного средства достижения цели. Например, как подготовиться к занятию - законспектировать вопрос самостоятельно или списать.

Волевые качества личности и их формирование

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учебы, труда.

К волевым качествам относятся: целеустремленность, решительность, смелость, мужество, инициативность, настойчивость, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность.

Целеустремленность -- волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовности отдать все силы и способности для ее достижения. Этой перспективной целью обусловлены частные цели как необходимые ступени на пути к достижению основной цели; все лишнее, ненужное отбрасывается. Нужно, однако, помнить, что у некоторых людей целеустремленность принимает индивидуализированное направление. Они тоже ставят ясные цели, однако, содержание их отражает только личные потребности и интересы.

Решительность -- волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения. Особенно ярко решительность проявляется в сложных ситуациях выбора, связанных с риском. Противоположность этому качеству - нерешительность - может проявляться в нескончаемой борьбе мотивов, в постоянных пересмотрах принятого уже решения.

Смелость -- это способность человека преодолевать чувство страха и растерянность. Смелость проявляется не только в действиях в момент опасности для жизни человека; смелый не испугается сложной работы, большой ответственности, не побоится неудачи. Смелость требует разумного, здравого отношения к действительности. Подлинная смелость волевого человека - это преодоление страха и учет грозящих опасностей. Смелый человек осознает свои возможности и достаточно продумывает действия.

Настойчивость -- волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия на пути к ней. От настойчивости следует отличать отрицательное качество воли -- упрямство. Упрямец признает лишь собственное мнение, собственные аргументы и стремится руководствоваться ими в действиях и поступках, хотя эти аргументы могут быть ошибочными.

Выдержкой, или самообладанием, называют волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Противоположное отрицательное качество -- импульсивность, склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков.

Мужество - это сложное качество личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе, в правоте своего дела. Мужество проявляется в способности человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни и личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания и лишения.

Инициативность -- это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это, отвечающая времени и условиям, активная и смелая гибкость действий и поступков человека.

Самостоятельность -- волевое свойство личности, проявляющееся в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути их достижения и практически выполнять принятые решения. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Противоположным самостоятельности качеством является внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относиться к чужим советам, противостоять им, он принимает любые чужие советы, даже заведомо несостоятельные.

Дисциплинированность -- это волевое свойство личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам. Сознательная дисциплина проявляется в том, что человек без принуждения признает для себя обязательным выполнять правила трудовой, учебной дисциплины, социалистического общежития и борется за выполнение их другими.

Волевые качества, подобно другим качествам личности, вырабатываются в деятельности. Здесь имеются в виду не искусственные упражнения, а тренировка волевых усилий в процессе выполнения повседневных обязанностей. Важную роль в воспитании волевых качеств играет личный пример руководителя и требования коллектива.

Воля - высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.

Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие:

1. Непроизвольная регуляция:

  • допсихические непроизвольные реакции;
  • образная (сенсорная и перцептивная) регуляция.

    2. Произвольная регуляция:

    • речемыслительный уровень регулирования.

    3. Волевая регуляция . Структура и содержание волевого действия:

    • Возникновение побуждения и предварительная постановка цели
    • Стадия обсуждения и «борьба мотивов» как столкновение в процессе выбора того или иного действия противоречивых тенденций, желаний, побуждений.
    • принятие решения относительно выбора того или иного варианта поведения- это своего рода фаза «разрешения» борьбы мотивов. На данном этапе возникает либо чувство облегчения, связанное с разрешением ситуации и снятием напряжения, либо состояние беспокойства, связанного с неуверенностью в правильности принятого решения;
    • исполнения реализация принятого решения, воплощение того или иного варианта действий в своем поведении (деятельности).

    В большинстве случаев принятие решения и волевое поведение в целом связаны с большим внутренним напряжением, приобретающим иногда и стрессовый характер. Наличие волевого усилия, переживаемого субъектом как его психическая реальность, является очень характерной особенностью волевого акта.

    Волевая регуляция – это прижизненное образование. Волевая регуляция связанна с проявлением усилий, реализующих активность личности, направленную на сознательную мобилизацию её психических и физических сил.

    Волевое усилие – механизм волевой регуляции, средство мобилизации субъектом своих психических и физических возможностей.

    Волевое действие – действие осознанное и целенаправленное, принятое по решению самого субъекта. Ситуация преодоление трудностей как внешних, так и внутренних, детерминированных дополнительными побуждениями, связями с изменениями смысла действия (нельзя с одного раза решить проблему, нужно приложить какие-то усилие).

    Волевое поведение – целенаправленное поведение личности, проявляется в умении управлять собой, своими действиями и поступками на основе стремления к достижению определенной цели, путем реализации специальных действий. Специфика волевого регулирования.

    Воля и регуляция деятельности.

    Традиционно считается, что главное для возникновения волевого регулирования - наличие преград, препятствий при достижении цели.Л. М. Веккер считает, что волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально- нравственной и общесоциальной ценности.

    Примерно тот же смысл вкладывал в понятие воли И. М. Сеченов, когда писал, что воля - это деятельная сторона разума и моральных чувств.

    Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:

    1. когнитивный
    2. эмоциональный
    3. поведенческий (деятельный)

    В структуру волевого акта включаются следующие составляющие:

    1. побуждение и осознание цели;
    2. борьба мотивов;
    3. акт принятия решения;
    4. исполнение.

    Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как целей (С. Л. Рубинштейн).

    Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

    Основные характеристики воли. Волевая регуляция поведения. Понятие воли одно из самых древних, его пытался изучить Аристотель. Декарт. Оно было введено как понятие объяснительное. По мнению Аристотеля, понятие воли было необходимым для объяснения порождения действия, основанного не на желаниях человека, а на разумном решении о его существовании. Понимая, что само по себе знание не обладает побудительностью, но постоянно сталкиваясь с реальностью этических поступков человека, когда действие осуществляется не потому, что так хочется, а потому, что так надо, Аристотель был вынужден искать силу, способную инициировать такое поведение.

    Проблема воли, по Аристотелю, есть проблема придания предмету действия побудительной силы и тем самым обеспечение побуждения к действию (или торможение при необходимости снижение побудительной силы предмета действия).

    Раньше воля рассматривалась как надприродная сила, которая имеет приоритет над другими психическими процессами. Абсолютной воли нет. О воле мы можем говорить тогда, когда возникает побуждение:

    1. Фаза воления: желание + стремление + мотив.
    2. Фаза выбора: борьба мотивов, принятие решения.
    3. Фаза реализации действием, решение превращается в телесное действие. Наше решение, поведение детерминировано сильным мотивом. В концепции Аристотеля воля определяла не только инициацию произвольных действий, но и их выбор и их регуляцию при осуществлении. Причем сама воля могла пониматься и как самостоятельная сила (образование) души, и как способность человека к определённой активности, идущей от него самого.

    Т.о., первой парадигмой, в рамках которой была поставлена проблема воли, было порождение действия человека, идущего от него самого. Рассмотрение воли в контексте порождения действия предполагает прежде всего побудительную функцию воли, а такой подход можно условно обозначить как мотивационный, он является самым мощным в исследовании воли.

    Он характеризуется тем, что воля анализируется как способность к инициации действий, или к усилению побуждения к действию при его дефиците, вследствие внешних или внутренних препятствий, отсутствия актуально переживаемого желания к действию, наличия конкурирующих с выполняемым действием мотивов. В зависимости от представлений о механизмах такой способности воля понимается:

    • либо как самостоятельное психическое образование,
    • либо как самостоятельная сила непсихологической природы,
    • либо как мотивационное или эмоциональное образование (желание, аффекты, потребности),
    • либо сводится к состоянию мозга как механизма регуляции.

    Позже был сформулирован второй подход к исследованию воли, подход «Свободного выбора». В рамках этого подхода воля наделяется функцией выбора мотивов, целей и действий. Одной из тенденций развития этого подхода является перевод исследований выбора и, более широко, принятия решений в такие направления исследований, которые прямо не связаны с проблемой воли и имеют свой концептуальный аппарат. Поэтому актуальными задачами подхода «свободного выбора» являются вычленение волевых аспектов проблемы выбора и разработка адекватных методов их экспериментального исследования.

    В рамках этого подхода можно выделить два варианта представлений о воле:

    1. Воля рассматривается как самостоятельная сила (волюнтаристический тип теории);
    2. Воля сводится к функционированию познавательных процессов (интеллектуалистические теории).

    Т.о., в современной психологии проблема воли представлена двумя вариантами: как проблема самодетерминации (мотивационный подход и подход «свободного выбора») и как проблема саморегуляции (регуляционный подход).

    Когда человек добровольно принимает нравственные нормы, высший нравственный закон и руководствуется им в своих поступках, мы можем говорить о том, что человек нравственно свободен. Быть свободным - это значит повиноваться разуму, а не страстям (Лейбниц, Спиноза).

    В психологии свобода выбора понимается, когда человек в результате борьбы мотивов выбирает тот, который более силен. Современными исследователями воли являются Селиванова, Иванников, Платонов, Воля определяется ими как сознательная регуляция человеком своего поведения в результате преодоления внутренних и внешних препятствий на пути и цели. Структура воли: Цель; Уровень притязания; Волевое усилие; Борьба мотивов; Принятие решения; Выполнение.

    Волевое усилие может быть на любом этапе волевого действия, связанного с преодолением преград. Волевое усилие - форма эмоционального стресса, мобилизующего все внутренние ресурсы человека, создающего дополнительные мотивы к действию и переживаемые психические состояния значительного напряжения (Иванников). Психологическим механизмом волевого усилия является привлечение нового мотива, тем самым изменение смысла действия с целью усиления первичного побуждения.

    Функции воли.

    • Побудительная;
    • Тормозная (сдерживает нежелательные действия)

    В западной психологии:

    • инициирование действия (формирование намерения);
    • поддержка первичного намерения в активное состояние вплоть до достижения цели.
    • преодоление препятствия.

    Волевая регуляция поведения.

    Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации.

    Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.

    Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.

    Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

    Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения), выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно стараться преодолевать трудность, но не преодолеть её.

    В обыденном употребление понятие «волевая регуляция» отождествляется с представлением о «силе воли». В связи с этим принято делить людей на волевых и безвольных.

    Конкретное содержание волевой регуляции понимается психологами по-разному.

    «Сила воли» как сила мотива. Волевая активность человека определяется силой мотива (потребности), т.к. последняя влияет на степень проявления волевого усилия: если я очень хочу достичь цели, то я буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие. Поэтому нередко силу воли подменяют силой мотива: раз хочу, значит делаю. Ю.Ю.Палайма считает, что «сила воли» - это, по существу, сила мотива и что человек сильной воли - это прежде всего человек с сильной мотивацией поведения. Поэтому именно имеющийся у человека механизм волевой регуляции определяет большие или меньшие возможности реализации хотения.

    «Сила воли» как борьба мотивов. Часто силу воли сводят лишь к «борьбе мотивов», которая является одним из внутренних препятствий для деятельности. Имеется много ситуаций, когда выбора того или иного альтернативного решения не требуется, а волевая регуляция необходима, т.к. на пути к достижению цели встречаются различные препятствия, трудности. В таких ситуациях потребность сохраняется, но сопутствующей энергии для преодоления возникших затруднений и достижения цели не хватает и требуется включение волевого механизма для усиления энергетики действия.

    Включение в регуляцию эмоций. Некоторые психологи полагают, что мобилизация (дополнительная энергитизация) осуществляется за счет эмоции, возникающей при наличии препятствия как реакция на рассогласование «надо-не могу», «не хочу - но надо». Однако при этом не следует волевое усилие подменять подобной эмоциональной реакцией. Кроме того, волевые усилия применяются и на фоне отрицательных эмоций, которые способствуют не мобилизации, а демобилизации возможностей человека. Поэтому главным механизмом мобилизации энергии считается волевое усилие.

    «Сила воли» как самостоятельное волевое качество. Моральный компонент воли (например, чувство долга) неспецифичен по отношению к разным волевым качествам, «силы воли», проявляемой одинаково во всех ситуациях нет. Один и тот же человек, как показывает практика и эксперименты, при встрече с различными трудностями ведет себя по-разному: в одних ситуациях он проявляет большую «силу воли», в других - незначительную.

    Поэтому справедливо положение А.Пуни о том, что проявления воли всегда конкретны и обусловлены теми трудностями, которые человек преодолевает. С другой стороны, попытки определить «силу воли» как некий абстрактный показатель также некорректны, равно как и выделение людей с высоким, средним и низким уровнями волевого развития. «Сила воли» как общеличностный конструкт - либо продукт корреляционного анализа самооценок различных волевых проявлений, между которыми в большинстве случаев обнаруживаются связи, либо принятое за «силу воли» какое-либо одно волевое проявление, чаще всего целеустремлённость и настойчивость. Более правильно говорить о различных проявлениях «силы воли» (волевой регуляции), называемых волевыми качествами.

    Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности.

    Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной .

    Побудительная функция обеспечивается активностью человека. Тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности.

    Волевые действия отличаются друг от друга прежде всего уровнем своей сложности. Существуют весьма сложные волевые действия, которые включают в себя целый ряд более простых. Основой усложнения действий является тот факт, что не всякая цель, которая ставится нами, может быть достигнута сразу.

    Еще одним важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препятствия - внутренние или внешние. В качестве внутренних препятствий могут выступать усталость, желание развлечься, инертность, леность и т. д. Внешние: отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей.

    Важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Поэтому волевые действия могут различаться не только по степени их сложности, но и по степени осознанности.

    Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует определенных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели и подборе средств для ее достижения. Мышление необходимо и в ходе выполнения задуманного действия. Осуществляя задуманное действие, мы сталкиваемся со многими трудностями. Например, могут измениться условия выполнения действия или может возникнуть необходимость изменить средства достижения поставленной цели. Поэтому для того, чтобы достичь поставленной цели, человек должен постоянно сличать цели действия, условия и средства его выполнения и своевременно вносить необходимые коррективы. Без участия мышления волевые действия были бы лишены сознательности, т. е. перестали бы быть волевыми действиями.

    Связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, мы обращаем внимание на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства. Желание добиться или достичь чего-либо, точно так же как избежать чего-либо неприятного, связано с нашими чувствами. Однако часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда чувства, выступают препятствием к достижению поставленной цели. Поэтому нам приходится прилагать волевые усилия к тому, чтобы противостоять негативному воздействию эмоций.

    Волевое действие имеет сложное строение.

    Первое звено - осознание цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием.

    Но не всякое стремление к цели носит достаточно осознанный характер. В зависимости от степени осознанности потребностей их разделяют на влечения и желания . Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком.

    Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. В свою очередь, при формировании цели особую роль играет ее содержание, характер и значение. Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может быть вызвано ею.

    Борьба мотивов и принятие решения . Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов . Борьба мотивов включает в себя оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении, обдумывании того, как именно действовать. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключающегося в выборе цели и способа действия.

    Борьба мотивов и последующее принятие решения рассматриваются как основное звено волевого акта.

    Исполнительный этап волевого действия имеет сложную структуру. Исполнение принятого решения необходимо осуществить в определенный срок. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то в этом случае принято говорить о намерении исполнить принятое решение . Обычно мы говорим о намерении, когда сталкиваемся со сложными видами деятельности: например, поступить в вуз, получить определенную специальность. Простейшие волевые действия, такие как утолить жажду или голод, изменить направление своего движения, чтобы не столкнуться с идущим навстречу человеком, исполняются сразу. Намерение по своей сути является внутренней подготовкой отсроченного действия и представляет собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели. Однако одного намерения недостаточно. Как и в любом другом волевом действии, при существовании намерения можно выделить этап планирования путей достижения поставленной цели. План может быть детализирован в разной степени. Для одних людей характерно стремление все предусмотреть, спланировать каждый шаг. В то же время другие довольствуются лишь общей схемой. не реализуется сразу. Для реализации спланированного действия необходимо сознательное волевое усилие. Под волевым усилием понимается особое состояние внутреннего напряжения, или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия.

    Исполнительный этап волевого действия может получить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (такое проявление принято называть внутренним волевым действием).

    Воля – одно из самых сложных и неразработанных понятий вy. Все действия человека можно разделить на 1)непроизвольные автоматические действия; 2) произвольные действия (исходя из поставленной цели – подчиняется воле).

    Существует два подхода в изучении воли:

    1. Воля – это процесс, который регулирует достижение цели. Это схема сложнейших процессов, которые обеспечивают связь между намерением человека и его действиями. Т.е. решение чела, его намерение – это то, что понимается под волевыми действиями. Воля – это то, что заставляет выполнять принятые решения.

    2. Воля – это процесс, который укоренен в личностных целях, планах. Связано со свободой воли (свободой выбора).

    Воля как произвольная регуляция . Произвольная регуляция организует произвольное поведение, реализуемое через произвольные, т.е. мотивированные (сознательные, преднамеренные) действия. Произвольное управление является интегральным y-физиологическим процессом, т.к. оно, с одной стороны, включает помимо волевого усилия ряд др. психологических феноменов: мотивы, интеллектуальную активность, нравственную сферу личности, но, с другой стороны, базируется на физиологических процессах и особенностях их протекания (свойствах ЦНС).

    Главная функция В. - сознательная регуляция активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения НС-ы. Т.о., в качестве конкретизации главной функции выделяются 2 другие: активизирующая и тормозящая. Сознательность действий - характеризует волевое поведение. Волевое поведение всегда связано с преодолением препятствий - внутренних или внешних, но главное условие волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является осознание значения поставленной цели, осознание необходимости ее достичь

    Воля как саморегуляция . Воля – это самоуправление своим поведением с помощью сознания, которое предполагает самостоятельность человека не только в принятии решения (свобода воли), но и в инициации действий, их осуществлении и контроле. Главной сущностью воли является самость. Именно она отличает произвольное управление от непроизвольного. Самость – это сознательное преднамеренное планирование челом своих действий в соответствии с собственными желаниями, мотивациями, это отдача самому себе команды для начала действия, стимуляция самого себя, осуществление самоконтроля за своими действиями, состояниями.



    Функциональная структура произвольного управления

    Произвольные и волевые действия. К ним относятся познавательные и психомоторные действия. Э.Ш.Натанзон выделил ряд действий, которые можно считать произвольными: сознательные, сознательные с непредвиденными результатами, умышленные, волевые, импульсивные, аффективные, негативистские, внушаемые (внушенные), нечаянные и даже бесполезные. Выделение этих действий базируется на характере мотивов. Волевые действия – это разновидность произвольных действий, спецификой которых является использование при достижении цели волевого усилия. Эти действия связаны с преодолением затруднений, требующих больших затрат энергии и сопровождающиеся переживанием внутреннего напряжения. К волевым действиям относят : всматривание (при плохой видимости), прислушивание (при плохой слышимости), принюхивание, концентрация внимания, припоминание, сдерживание побуждений, проявление большой силы, быстроты и выносливости, т.е. все те сенсорные, мнемические и двигательные действия, осуществление которых требует проявления значительного волевого усилия. Волевое действие всегда предполагает борьбу мотивов, по этому признаку его можно отличить от остальных.

    Сознательные и бессознательные компоненты волевого действия : управление действием ведется на двух разных уровнях. 1 – сознательный (существует выбор, постановка целей, работают моральные нормы); 2 – физиологический уровень (преднастройка на действие, проявляются бессознательные мотивы, которые формируют тонус мускулатуры, который и обеспечивает выполнение действий.

    Гипотеза Иванникова. Процесс волевого действия – это процесс борьбы между мотивами, часть из которых неосознаваемая. Задача построения и выполнения волевого действия заключается в том, чтобы увеличить силу мотива, который обеспечивает выполнение действия и уменьшить силу тех мотивов, которые блокируют выполнение действия. При этом ведущим механизмом является механизм намеренного изменения смысла действия. а) волевые действия развиваются в соц. подчинении (подчиняются требованиям общества);



    б) Подчинение идеальным целям, а не реальным объектам.

    Этапы волевого действия . (по Н. Аху) 1) Представление о цели и возможностях ее достижения – «Предметный момент». Чел видит некоторый предмет, к которому он стремится. Это постановка цели.

    2) «Актуальный момент» – усиливается первоначальное намерение, чел говорит: Я хочу это сделать; при этом отсекаются все другие альтернативы. В современной трактовке – борьба мотивов.

    3) Волевой акт сопровождается «Моментом состояния», под которым понимается некоторый переживаемый уровень усилия. В этом отличие волевого действия от обычного.

    4) «Наглядный момент» - переживание напряжения в отдельных частях тела.

    (поРубинштейн С.Л.) 1 – актуализация побуждения и постановка целей; 2 – обсуждение и борьба мотивов;

    3 – решение о действии; 4 – исполнение действия. Классификация волевых качеств (по В.К.Калину):

    1.базальные (первичные): энергичность, терпеливость, выдержка, смелость.

    2.системные (вторичные): храбрость, настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность. В этих качествах наиболее выражена личностная саморегуляция деятельности.

    высшее и наиболее сложное системное качество – самоуправление организацией Y функций, т.е. способность и умение легко создавать и поддерживать такую функциональную организацию, которая наиболее адекватна целям и условиям деятельности

    Загрузка...
    Top