Остап Бендер – реальная история великого комбинатора (2 фото). Настоящий великий комбинатор: кем был реальный прототип Остапа Бендера

101 биография русских знаменитостей, которых не было никогда Белов Николай Владимирович

Остап Бендер

Остап Бендер

Остап Бендер - главный герой романов Иехиела-Лейбы Файнзильберга (псевдоним Илья Ильф) (1897–1937) и Евгения Катаева (псевдоним Евгений Петров) (1903–1942) «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Бендер - всем известный «великий комбинатор», знавший «четыреста сравнительно честных способов отъема денег», один из самых популярных героев «плутовского романа» в отечественной литературе.

Сам Бендер представляется как Остап Сулейман Берта Мария Бендер бей (в «Двенадцати стульях»). В романе «Золотой теленок» Бендер именует себя просто Остап Ибрагимович.

Бендер родился то ли в 1900 году (в «Двенадцати стульях» летом 1927 года он называет себя «мужчиной двадцати семи лет»), то ли в 1897 году (в «Золотом теленке» осенью 1930 года Бендер говорит: «Мне тридцать три года, возраст Иисуса Христа…»). Прошлое Остапа весьма туманно, из своей биографии он сам обычно сообщал только одну подробность: «Мой папа был турецко-подданный», в чем современники видели намек на жительство отца Бендера в Одессе, где евреи-коммерсанты принимали турецкое подданство, чтобы их дети могли обойти ряд дискриминационных положений и одновременно получить основания для освобождения от воинской повинности.

По другой версии Ильф и Петров намеренно дали Бендеру «интернациональное» (украинско-еврейско-турецксе) имя как раз для того, чтобы исключить указанные выше толкования и подчеркнуть универсальность, всеобщность этой личности. Как известно, Одесса - город интернациональный, каким был и дуэт авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка». Данная версия является более спорной по сравнению с первой, ибо в конце XIX - начале XX века в Одессе, где и ранее проживало много евреев, их численность увеличилась.

О. Бендер учился в гимназии, так как он однажды припоминал латинские слова-исключения, зазубренные там. Известно также, что в 1922 году Остап Бендер сидел в Таганской тюрьме, где его увидел Яков Менелаевич (администратор театра «Колумб»), «сидевший там же по пустяковому делу». Современному читателю неясно, почему в тексте упомянут именно 1922 году, почему именно тогда оба они оказались на свободе и Бендер, по выходе из тюрьмы, начал «чтить уголовный кодекс».

Дело было в том, что по указанию В. И. Ленина, заменившего политику «военного коммунизма» «новой экономической политикой» (нэпом), мошенничество из разряда преступлений перешло в категорию аморальных проступков, ибо деньги и ценности изымались у их владельцев ненасильственным путем. Жертвы, как любил говаривать сам Остап Бендер, приносили их ему и подобным ему сами, «на блюдечке с голубой каемочкой», а это, на взгляд тогдашних большевиков, ничем не отличалось от торговли, которая в их глазах считалась разновидностью надувательства граждан, но разрешалась законом. В отличие от Якова Менелаевича, за которым по освобождении по амнистии продолжала числиться судимость, Бендер судимым не считался, ибо такого преступления, как мошенничество, более не было. Именно по этой причине Остап Бендер мог стать героем сатирического произведения - большевики приняли решение бороться с «аморальщиной» путем перевоспитания в обществе (коллективе), подвергая аморальщиков высмеянию и осуждению.

Кроме того, известно, что Остап по крайней мере один раз до 1930 года был в Средней Азии.

В Старгороде Остап в один вечер сколотил подпольную организацию для свержения Советской власти - «Союз меча и орала». Ее члены, старгородские «бывшие» и нэпманы, настолько уверовали в серьезность затеи, что, в конце концов, явились с повинной в ОГПУ, а у одного из них Бендеру еще дважды удалось получить денежные субсидии на «святую цель».

В приволжском городке Васюки Остапу удалось выдать себя за международного гроссмейстера, дать сеанс одновременной игры в местной шахматной секции (которая с легкой руки Остапа была переименована в «Клуб четырех коней») и убедить наивных провинциалов в реальности организации «Международного Васюкинского турнира 1927 года», на котором должны были встретиться сильнейшие шахматисты современности.

Получив в свое распоряжение автомобиль Адама Козлевича, Бендер по пути в Черноморск успешно выдавал себя за командора большого автопробега, «снимая пенки, сливки и тому подобную сметану с этого высококультурного начинания».

В романе «Золотой теленок» Остап «воскрес». Шрам на шее, описанный авторами, говорит о том, что студент Иванопуло вернулся домой достаточно вовремя для того, чтобы «хирурги смогли спасти мою молодую жизнь».

В конце «Золотого теленка» Остап был ограблен румынскими пограничниками при переходе границы, но остался в живых, что может говорить о намечавшемся продолжении приключений Остапа.

В 1933 году в печати появились анонсы третьего романа о Бендере под условным названием «Подлец», но этот замысел Ильфа и Петрова остался неосуществленным. Зато в конце XX века на рынке «продолжения» появились- «Дальнейшие похождения О. Бендера» (А. Вилинович, 1997), и «Рог изобилия» (Петр Ильфов, 1999).

Вся дилогия представляет собой биографию авантюриста, который поначалу был уголовником, а затем стал сыщиком, своего рода подпольным советским Видоком или Арсеном Люпеном.

Действия Остапа Бендера в первой части его биографии («Двенадцать стульев») легко подпадают под соответствующие статьи Уголовного кодекса, в то время как во второй части - «Золотом теленке» - он, по сути, расследует преступление. Подобная двойственность героя вполне в духе классического детектива.

Легко заметить, что образы Бендера в обоих романах сильно различаются. В «Двенадцати стульях» его образ довольно схематичен, фактически это условный персонаж. Он практически не совершает ошибок, все ему дается удивительно легко. В «Золотом теленке» образ Бендера более глубок, в нем уже можно почувствовать живого человека сложного характера.

Основным прототипом О. Бендера считается Осип Шор, родившийся 30 мая 1899 года в Никополе. В 1917–1919 годах молодой человек пытался учиться в Петроградском Технологическом институте, но, возвращаясь в Одессу, пережил массу авантюр. С целью добычи средств к существованию, он представлялся то художником, то шахматным гроссмейстером, то женихом, то представителем подпольной антисоветской организации.

По мнению исследователя Сергея Белякова, в Бендере есть много от Валентина Катаева, автора идейного и сюжетного замысла произведения (именно поэтому авторы и предварили роман «Двенадцать стульев» посвящением Валентину Катаеву). По утверждению самого Катаева, «что касается центральной фигуры романа Остапа Бендера, то он написан с одного из наших одесских друзей. В жизни он носил, конечно, другую фамилию, а имя Остап сохранено как весьма редкое. Прототипом Остапа Бендера был старший брат одного замечательного молодого поэта… Он не имел никакого отношения к литературе и служил в уголовном розыске по борьбе с бандитизмом…». Некоторые исследователи считают, что в образе Бендера воплотились характеры и трех его создателей (включая Валентина Катаева). Среди многочисленных памятников героям Ильфа и Петрова в России и в Украине особенно известны и почитаемы памятник О. Бендеру возле «Провала» в Пятигорске и установленный в 1998 году в Киеве бронзовый Паниковский.

В 1995 году поклонник творчества Ильфа и Петрова петербуржец Анатолий Котов организовал «Народный литературный музей Остапа Бендера». Вслед за этим событием памятники - в полный рост, в бронзе - потянулись чередой.

Отец Федор, как две капли воды похожий на Михаила Пуговкина, застыл на бегу с чайником в руках на перроне харьковского вокзала. Бронзовый двухметровый памятник «сыну турецко-подданного» был установлен в столице Калмыкии Элисте. Поскольку президент Калмыкии - большой поклонник шахмат, Остап держит под мышкой шахматную доску, а в руке - фигурку коня.

В 2000 году бронзовый О. Бендер обосновался в центре Петербурга, на Итальянской улице, возле ресторана «Золотой Остап». Левой рукой товарищ Бендер картинно опирается на стул, присесть на который могут все желающие, из-под правой торчит «Дело» Корейко.

Есть информация, что памятник великому комбинатору установлен на привокзальной площади города Жмеринка Винницкой области. В Бердянске рядом с парком имени лейтенанта Шмидта восседают изваянные из бетона Шура Балаганов и его шеф. Балаганов держит в руке бокал с пивом, а рядом с Остапом - стул, на сиденье которого красуется надпись про пиво, которое отпускается только членам профсоюза. Строго говоря, герои романа в Бердянске не были, но их «отец» Петр Шмидт провел в этом славном городе детские годы.

В Одессе на фасаде дома № 47 по улице Екатерининской в 2002 году установлена мемориальная доска с «медальным профилем» и сакраментальной надписью: «В этом доме жил Остап Сулейман Ибрагим Берта Мария Бендер бей». Рядом, на Дерибасовской, невысокий постамент с надписью «Граждане Одессы Ильфу и Петрову» венчает замечательный бронзовый стул.

Говорят, что если присядешь на него и загадаешь желание то оно обязательно исполнится.

Из книги Почему вы пишете смешно? автора Яновская Лидия Марковна

Глава пятая

Из книги Звездные трагедии автора Раззаков Федор

Остап за решеткой Арчил ГОМИАШВИЛИ Актер Арчил Гомиашвили, прежде чем стать Остапом Бендером советского кинематографа, имел за плечами несколько судимостей. В первый раз он угодил за решетку в начале 40-х. Виной всему – безотцовщина. Его отец, который долгие годы был

Из книги На плантацию кактусов по визе невесты автора Селезнева-Скарборо Ирина

Из моего ружья выстрелил Остап Бендер У меня две новости. И обе хорошие. Мое ружье на стене, о котором я как-то писала, сделало первый выстрел. И к моему уже существующему другу Сережке Тюленину, о котором я тоже раньше сообщала, прибавился Остап Бендер. Но обо всем по

Из книги Кумиры. Тайны гибели автора Раззаков Федор

Из книги Душеспасительная беседа автора Ленч Леонид Сергеевич

Остап Вишня Трудно назвать второго советского писателя, выбравшего более удачный псевдоним, чем тот, который взял себе украинец, крестьянский сын, уроженец села Грунь на Полтавщине Павло Михайлович Губенко -ОСТАП ВИШНЯ.В сочетании этих слов есть и лукавая усмешка, и

Из книги От Жванецкого до Задорнова автора Дубовский Марк

«Золотой остап» Фестиваль «Золотой Остап» в Санкт-Петербурге – международный фестиваль юмора и сатиры, младший, но более масштабный и талантливый брат фестиваля «MORE SMEHA». Проводился с 1992 года.* * *Концерты, ночные посиделки, уличные акции – чего только не дарили

Имя: Остап Бендер (Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей)

Страна: СССР

Создатель:

Деятельность: авантюрист, «великий комбинатор»

Семейное положение: не женат

Остап Бендер: история персонажа

«Идейный борец за денежные знаки», мечтающий прогуляться по знойному Рио-де-Жанейро в белых штанах, украсил российскую литературу. Остап Бендер подкупает жаждой жизни, умением с юмором относиться к поражениям и железобетонным упорством в достижении желанной цели.

История

Ранней весной 1927 года сотрудники газеты «Гудок» и получили должность «литературных негров» – писатель , тоже работавший в издании, поручил парочке начинающих репортеров облечь в литературную форму идею о спрятанных в стульях драгоценностях. Журналисты с энтузиазмом взялись за дело.


Оглядевшись вокруг, выбрали героев для нового произведения из ближайшего окружения и просто знакомых. Среди эпизодических персонажей появился авантюрист и мошенник Остап Бендер. Но с самого начала он оказался настолько ярким и харизматичным, что постоянно норовил выйти на первый план. Авторы смирились и решили дать герою право полностью реализоваться.

На написание будущей легендарной книги ушло чуть больше четырех месяцев. Получив первые рукописи, Валентин Катаев удивился – от задумки почти не осталось следа. Однако признал, что ребята блестяще справились с работой и вправе считать себя сформировавшимися литераторами. В начале 1928 года в романе поставили точку, и его одобрил для печати редактор журнала «30 дней».


Книгу «12 стульев», состоящую из трех частей, ждало триумфальное будущее. Еще бы! Плутовской роман не только увлекает приключениями Остапа Бендера с (он же Киса Воробьянинов), которые отправились на поиски хранящихся в мебели сокровищ. Он привлекает искрометным юмором – книгу тут же растащили на цитаты, годные на любой случай жизни.

Ценность произведения также в россыпи персонажей, причем один колоритнее другого. Чего только стоит супруга инженера Щукина , которая легко расстается со стулом в обмен на ситечко для чая. Лексикон героини ограничивается 30 словами. Эти фразы и выражения авторы насобирали из своих заметок в блокнотах и сняли с языков знакомых. Эллочка, символизирующая потребительское общество, не стареет. И сегодня можно встретить немало женщин недалекого ума, стремящихся жить в свое удовольствие за пазухой у мужчины.

История похождений Остапа Бендера просила продолжения. Ильф и Петров приступили к работе над очередным романом в 1929 году, и спустя пару лет в том же журнале «30 дней» стартовали публикации глав «Золотого теленка». Любопытно, что отдельным изданием книга сначала вышла в США, русские же читатели заполучили ее годом позже.

В черновиках репортеров «Гудка», которые собирались в папке с надписью «Дело №2», какое только название произведение не носило: «Телята», «Буренушка», «Телушка-полушка» и даже «Великий комбинатор». Авторы признавались:

«Писать было трудно, денег было мало. Мы вспоминали о том, как легко писались «12 стульев», и завидовали собственной молодости. Когда садились писать, в голове не было сюжета. Его выдумывали медленно, упорно».

Мучения оказались не напрасными – второй роман получился даже лучше, чем дебютная работа. В «Золотом теленке» Остап Бендер в компании с «детьми лейтенанта Шмидта» Шурой Балагановым и Паниковским и с владельцем собственного авто Адамом Козлевичем охотится за деньгами «настоящего советского миллионера» Александра Корейко.


С неприметным и скромным, но очень богатым служащим счетно-финансового отдела Остапа связывают две страсти – любовь к деньгам и нежные чувства к девушке Зосе Синицкой. На сей раз удача улыбнулась Бендеру, или, как он точно заметил: «Сбылись мечты идиота!» Герою удалось заполучить накопления подпольного махинатора Корейко, правда, мечты о Рио-де-Жанейро все равно не сбылись…

По слухам, Ильф и Петров собирались писать третью книгу о «великом комбинаторе», в прессу даже просочился анонс романа под рабочим названием «Подлец», однако авторы так и не порадовали поклонников.

Образ

Остап Бендер предстает перед читателями 27-летним привлекательным молодым человеком и сразу очаровывает умом, смекалкой и чувством юмора. Харизматичный лжец, наделенный актерским талантом, любимец женщин… В «Золотом теленке» Остап достигает возраста , здесь характер глубже, а шутки и фразы изощреннее.

Одежда неприхотливого в еде и крове бродяги из первой книги говорит о том, что он только что покинул места не столь отдаленные – сюжет «12 стульев» начинается ранней весной, а у мужчины нет ни пальто, ни носков. Зато он в щегольской обуви и модном костюме. Неотъемлемыми атрибутами персонажа становятся шарф и фуражка, с которыми Бендер не расстается до конца второй книги.


Каждая фраза Бендера – перл, а любое решение гениально. Неудивительно, что он занимает место лидера в компании мелких аферистов. Впрочем, коллеги по поиску сокровищ и денежных знаков не обременены интеллектом, и руководить ими не составляет труда. Остап искренне влюблен в жизнь, остается оптимистом даже в самых провальных ситуациях. Главной же страстью энергичного пройдохи всегда были и остаются деньги.

Прошлое персонажа туманно, лишь изредка проскальзывают детали жизни: якобы выпускник частной гимназии Иллиады, в годы Гражданской войны жил в украинском Миргороде, промышлял контрабандой, а также веселил публику ярмарок показом бородатой женщины (на самом деле переодевал в дамский наряд полного монаха). Предприимчивый молодой человек вполне сумел бы сделать «легальную» карьеру, но предпочел скитаться в надежде заполучить «блюдечко с золотой каемочкой».


Имя Остапа Бендера не так-то просто. Герой представляется оригинально – в «12 стульях» при знакомстве называет себя не иначе, как турецкоподданный Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей, а в «Золотом теленке» превратился в Бендера-Задунайского. Авторы дали персонажу отчество Ибрагимович, за что восточные фанаты приняли за своего, приписав тюркские корни. Однако Ильф и Петров, скорее всего, хотели просто показать интернациональность героя – у каждого народа найдется свой гениальный авантюрист.

Прообразов у персонажа множество – от самого Катаева до персонажа театральной постановки «Зойкина квартира» Аметистова, красноречивого плута и талантливого мошенника.


Главным же прототипом симпатичного комбинатора принято считать знакомого авторов Осипа Шора (друзья именовали его Остапом), в прошлом инспектор уголовного розыска. Возвращение молодого Оси с учебы из Петрограда домой в Одессу затянулось на год, за это время юноша ввязался в кучу авантюр: представал женихом богатой дамы, асом в игре в шахматы, художником. Наиболее яркие приключения «родители» Бендера позаимствовали для романов.

Фильмы

По мотивам книг Ильфа и Петрова российские и иностранные режиссеры сняли несколько картин. Кому-то удалось блестяще передать характер авантюриста, а часть фильмов считаются откровенно неудачными. В роли Остапа представали актеры венгр Иван Дарваш, одессит , и даже певец . Эксперимент на бендеровскую тему не удался Ульяне Шилкиной: герой в исполнении получил низкие оценки ценителей кинематографа.


Некоторые режиссеры позволили себе фантазии по поводу дальнейших похождений обаятельного мошенника. Юрий Кушнерев в ленте 1980 года «Комедия давно минувших дней» объединил в поисках сокровищ Остапа () и Кису Воробьянинова () с героями гайдаевских комедий Трусом () и Бывалым ().

В список знаковых фильмов по мотивам произведений Ильфа и Петрова критики включают следующие постановки:

«12 стульев» (1966)


Впервые на телеэкране в Остапа Бендера перевоплотился советский актер Игорь Горбачев. Спектакль Ленинградского телевидения режиссировал Александр Белинский.


«Золотой телёнок» (1968)

А это дебютная экранизация второго романа о приключениях одесского пройдохи под руководством Михаила Швейцера. Примерил образ главного героя , возраст которого совпадал с возрастом книжного Бендера.


«12 стульев» (1970)

Американская интерпретация произведения журналистов «Гудка» полностью соответствует авторским характеристикам персонажа: актер Фрэнк Ланджелла молод, красив, с выправкой военного.


«12 стульев» (1971)

Цитаты

Цитаты, выдуманные тандемом репортеров «Гудка», прочно укоренились в лексиконе советских граждан, перейдя по наследству современному поколению. Одна из самых знаменитых:

«Остапа несло. Дело как будто налаживалось…».

Даже те, кто не знаком с произведениями, используют гениальные фразы «великого комбинатора»:

«Вы мне, в конце концов, не мать, не сестра и не любовница»
«Знойная женщина - мечта поэта»
«Командовать парадом буду я!»
«Кто скажет, что это девочка, пусть первый бросит в меня камень!»
«Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!»
«Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?
«Почём опиум для народа?»
«Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения»
«Вы произошли не от обезьяны, как все остальные граждане, а от коровы. Вы соображаете очень туго, совсем как парнокопытное млекопитающее. Это я говорю вам как специалист по рогам и копытам»
«Рио-де-Жанейро - это хрустальная мечта моего детства, не касайтесь её своими лапами»
«Дело помощи утопающим - дело рук самих утопающих»
«Утром деньги - вечером стулья!»
«Нет, это не Рио-де-Жанейро! Это гораздо хуже!»
  • Автор повести «Сын полка» Валентин Катаев – родной брат Евгения Петрова. Евгений Петрович взял псевдоним, решив, что «Боливар словесности» двух Катаевых не потянет.
  • Имя Катаева как идейного вдохновителя «12 стульев» должно было красоваться в списке авторов, однако писатель отказался от такой чести, ведь задумку значительно перекроили. Потребовал лишь посвящения. Первый гонорар Ильф и Петров потратили на подарок наставнику – вручили ему золотой портсигар.

  • Имя персонажа плутовских романов увековечено в памятниках – скульптуры авантюристу воздвигнуты в Санкт-Петербурге, Пятигорске, Екатеринбурге, Харькове и других городах. А в Одессе внимание жителей и гостей города привлекает стул Остапа Бендера внушительных размеров – в диаметре составляет метр.
  • Спустя треть века после выхода в свет романа «12 стульев» в жизни Осипа Шора случилось удивительное событие – возможный прототип Остапа женился на даме, которая по внешности и чертам характера была вылитая мадам Грицацуева.

Памятник Ильфу и Петрову в Одессе "Двенадцатый стул"
  • В фильме Гайдая Бендер исполняет для мадам Грицацуевой грустную песню о страданиях влюбленного пирата. По сценарию в картину должны были войти две композиции, но одну, под названием «Полосатая жизнь», по приказу «сверху» убрали. Министр культуры СССР Екатерина Фурцева пояснила, что стране хватило песни «А нам все равно», звучащей с каждого угла, а «Полосатую жизнь» ждет та же участь.

Сам себя он называет Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей, так он отрекомендовался в романе "Двенадцать стульев", а в "Золотом теленке" он назвался уже Бендером-Задунайским, хотя по ходу всего романа его называют просто Остапом Ибрагимовичем. Год рождения Остапа также неоднозначен – в "Двенадцати стульях" ему было 27 лет в 1927 году, в то время как в "Золотом теленке" он упомянул о том, что ему 33 года ("возраст Христа"), время действия – 1930 год. Так, можно считать годом рождения Остапа Бендера 1900-й или 1897-й.

Из разрозненных и порой противоречивых историй Остапа, которые он на разных страницах поведал различным персонажам, детство Остапа прошло то ли в Миргороде, то ли в Херсоне, а в 1922-м он сидел в Таганской тюрьме. И именно после выхода из тюрьмы он и разработал свои знаменитые "400 сравнительно честных способов отъёма денег у населения".

Итак, появившись впервые в романе "Двенадцать стульев", Бендер прибывает в Старгород, где сразу же начинает развивать бурную деятельность. Забавно, что многие критики сразу же усмотрели в "молодом человеке лет двадцати восьми" бывшего заключенного-рецидивиста. Действительно, у Остапа Бендера не было ничего, не было у него даже пальто, зато при этом он умудрялся выглядеть настоящим франтом и сердцеедом.

Харизма Бендера буквально очаровывает читателя с первого появления – каждая его фраза – перл, каждое решение говорит о гении. Неудивительно, что он моментально становится лидером в любом обществе. "Командовать парадом буду я!", - эта знаменитая фраза Бендера давно стала поговоркой, и, говорят, эту фразу именно в такой формулировке пришлось упразднить в официальных документах.

По ходу "Двенадцати стульев" Бендеру приходится руководить не самым, на его взгляд, интеллектуально обремененным отрядом таких же, как и он сам, авантюристов, но свой знаменитый оптимизм Бендер не теряет никогда, даже в самых плачевных обстоятельствах.

Ум Бендера необычайно гибок – порой у него рождаются просто гениальные планы прямо по ходу событий – так, еще входя в одном костюме в Старгород, молодой человек совсем не был уверен, чем в этом городе займется – станет ли многоженцем, либо будет распространять картину "Большевики пишут письмо Чемберлену". А в итоге он знакомится с Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым, который рассказывает ему удивительную историю фамильных бриллиантов мадам Петуховой. Так, планы Остапа изменились моментально, и новые друзья решительно отправились на добычу сокровищ.

Деньги – вот кумир, идол и смысл всей жизни Остапа, он искренне и беззаветно любит эти "желтые кружочки".

"Раз в стране бродят какие-то денежные знаки, то должны же быть люди, у которых их много", - в этом Остап уверен свято и готов положить жизнь на поиски.

Увы, поиски фамильных бриллиантов, которые иногда казались такими близкими, не увенчались для Бендера успехом. Более того, под конец романа Остапа убивает бывший предводитель дворянства Воробьянинов. Кстати, рассказывают, что у авторов романа Ильфа и Петрова были серьезные противоречия по поводу концовки романа – оставлять ли Бендера живым или умертвлять? В итоге все решил жребий – и Киса Воробьянинов чиркнул бритвой по беззащитной шее спящего Остапа…

Удивительно, но отсутствие хэппи-эндов в обоих романах нисколько не печалит читателей, хотя все они, без сомнения, поддаются харизме Бендера и искренне желают ему удачи в его аферах. Так, конец каждой книги словно бы обещает – Остап Бендер вернется снова, с новой авантюрой и новыми конгениальными идеями.

Кстати, говорили, что Ильф и Петров анонсировали третий роман с Бендером, и в печати даже прозвучало его название – "Подлец", однако этот роман, увы, так никогда и не увидел свет.

Существует много версий того, кто был прототипом Остапа Бендера – некоторые называют даже имя Валентина Катаева, хотя сам Катаев говорил о том, что это мог быть один из одесских друзей детства писателей.

Образ Остапа Бендера воплощали на экранах сразу несколько блестящих русских актеров, среди которых наиболее яркими являются Сергей Юрски й, Арчил Гомиашвили, Олег Меньшиков, и, конечно же, Андрей Миронов.

Памятники Остапу Бендеру стоят сегодня во многих российских и украинских городах - Санкт-Петербурге и Харькове, Пятигорске и Кременчуге, а также в Элисте, Екатеринбурге, Бердянске и многих других.

Несмотря на то, что выход первого романа Ильфа и Петрова состоялся более 80 лет назад, Остап Бендер и сегодня остается одним из самых узнаваемых, ярких и вечных персонажей, а каждая его реплика уже давно стала цитатой. Критики и литературоведы могут спорить – как именно удалось авторам создать настолько противоречивый образ – по своей сути, Бендер был обычным мошенником и пройдохой, и при этом не любить его просто невозможно. Обаятельный и галантный, дерзкий и по-своему благородный, стильный и нищий – таков он, Остап Ибрагимович Бендер, "сын турецко-подданного".

"Я, конечно, не херувим. У меня нет крыльев, но я чту Уголовный кодекс. Это моя слабость".

И Евгений Петров опубликовали свой авантюрный роман «Двенадцать стульев», всем было понятно, что экранизация этого шедевра - вопрос времени. На сегодняшний день по мотивам этой истории было снято 10 проектов. А также еще 5 экранизаций романа «Золотой теленок», являющегося продолжением «Двенадцати стульев». Разные артисты играли главного героя по имени Остап Бендер. Актеры пытались создать собственный неповторимый образ Великого комбинатора. Кому же это удалось лучше?

Кто таков Остап Сулейман Берта Мария Бендер бей

Прежде всего стоит вспомнить немного о самом Остапе Ибрагимовиче Бендере.

Он является главным героем двух романов: «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». О его детских и юношеских годах известно мало. Сам герой о своем прошлом говорил лишь, что его отец был турецко-подданным. Современники Ильфа и Петрова утверждали, что данное обстоятельство свидетельствовало о том, что Великий комбинатор был родом из Одессы. Кроме того, вероятно, его родители были еврейскими торговцами, которые в те времена принимали гражданство Турции, чтобы их детей не заставляли воевать в российско-турецких войнах.

В «Двенадцати стульях» возраст Остапа - 27 лет, а в «Золотом теленке» - 33. Получается, что Бендер родился либо в 1897 г., либо в 1900 г.

Наряд, в котором появляется впервые Великий комбинатор на страницах романа, свидетельствует о том, что он недавно вышел из тюрьмы: поэтому он и одет не по сезону, и жилья у него нет (в то время у осужденных государство отнимало жилплощадь).

В начале «Двенадцати стульев» Бендер мечтает стать многоженцем, но ему не хватает денег на приличную одежду для начала этого «предприятия». Подружившись с дворником, он становится свидетелем возвращения в город Ипполита Матвеевича Воробьянинова, разыскивающего сокровища своей тещи, спрятанные в одном из конфискованных стульев. Договорившись искать клад вместе, герои активно начинают искать сокровища по всему СССР.

На протяжении книги Остап и Ипполит Матвеевич правдами и неправдами добывают 11 стульев, которые оказываются пустыми. В преддверии находки последнего Воробьянинов убивает Бендера, чтобы не делиться. Но выясняется, что сокровища давно найдены - на них построен новый клуб.

В "Золотом теленке" выясняется, что Остапу удается выжить после покушения. Авторы романа не рассказывают, как именно это произошло. Вероятнее всего, владелец квартиры, где жили искатели сокровищ, раньше вернулся домой и успел спасти раненного.

В любом случае в «Золотом теленке» Остап Ибрагимович предстает перед читателями живым и готовым заработать побольше. На этот раз у него целая команда помощников. Вместе они стараются собрать компромат на подпольного советского миллионера Александра Корейко.

Первые экранизации романов об Остапе Бендере

Вскоре после публикации роман «Двенадцать стульев» был переведен на иностранные языки, обретя популярность и за пределами СССР. Первыми экранизировали его поляки в 1933 г. Несмотря на то что они сохранили оригинальное название, сюжет был сильно изменен, кроме того, в картине у героев были польские имена. Остап Бендер в ней - Камиль Клепки в исполнении Адольфа Дымши.

Вторыми экранизировали произведение Ильфа и Петрова кубинцы в 1962 г. Как и поляки, они адаптировали сюжет, в связи с чем Ипполит Матвеевич превратился в Иполито Гарриго, а под именем ловкого слуги Оскара скрывался Остап Бендер. Актер, исполнивший эту роль, - Рейнальдо Миравальес.

В 1963 г. кубинские «Двенадцать стульев» были показаны на Всемирном фестивале в Москве. Вероятно, эта лента натолкнула советских деятелей искусства на мысль, что пора и самим экранизировать известное произведение. И в 1966 г. на экраны вышел двухсерийный телеспектакль «Двенадцать стульев».

Главного героя в нем сыграл Игорь Горбачев. Этот актер стал первым исполнителем роли Остапа Бендера в истории советского кино. Примечательно, что Эллочку-людоедку сыграла Алиса Фрейндлих. Несмотря на довольно скудные декорации, картина получилась весьма достойной для своего времени, а Великий комбинатор Горбачева - довольно забавным, однако ему не хватало легкости и интеллигентности, которую привнесли последующие исполнители.

Кинолента «Золотой теленок» 1968 г.

Как ни странно, но первым романом о Великом комбинаторе, на основе которого был снят полнометражный кинофильм, был «Золотой теленок». Хронологически же он является вторым.

В этой черно-белой ленте пред зрителями предстал жизнелюбивый и находчивый Остап Бендер (актер Сергей Юрский), в которого просто нельзя было не влюбиться. Юрский на то время был уже известен благодаря роли в «Республике ШКИД». Несмотря на то что в отдельных сценах он явно переигрывал, роль ему удалась на славу. Бендер Юрского сумел сохранить свой оптимизм до последних кадров ленты, чем явно контрастировал с книгой, в которой Остап выгорел изнутри, разочаровавшись в себе и своей жизни.

Кстати, именно у Сергея Юрского Бендер получился наиболее светлым, даже Арчил Гомиашвили не смог достичь в своей игре такой легкости. Юрскому на момент съемок было 33 года, как и Остапу. Кстати, поначалу актер отказывался от участия в проекте, а на роль потомка янычар претендовал Владимир Высоцкий. Но позже актера уговорили «командовать парадом».

Фрэнк Ланджелла в американской экранизации «Двенадцати стульев» 1970 г.

В США романы Ильфа и Петрова тоже были весьма популярны. Поэтому в начале семидесятых молодой режиссер Мел Брукс, сегодня известный по комедиям категории «Б» («Космические яйца», «Дракула: Мёртвый и довольный»), снял на его основе одноименную кинокартину. Стоит отметить, что на декорациях американцы явно не экономили, при этом многие забавные моменты из романа не попали в ленту, а другие были сильно извращены.

Приятной особенностью «Двенадцати стульев» Брукса оказался относительно счастливый финал. В нем Воробьянинов не убивает Остапа, а наоборот, уговаривает его продолжить путешествовать вместе.

Главную роль в проекте сыграл Фрэнк Ланджелла («Дракула» 1979 г., «Джуниор»). Стоит отметить, что он прекрасно вжился в образ находчивого мошенника и не переигрывал. Однако Бендер Ланджеллы получился слишком американским, а поэтому отечественными зрителями он не был принят, как и сама экранизация.

Кинолента «12 стульев» Леонида Гайдая 1971 г.

Через год и в СССР вышла кинокартина «12 стульев». Ее режиссером стал Леонид Гайдай. Этому гениальному создателю комедий удалось снять шедевр, соответствующий духу книги.

На роль тандема искателей сокровищ пробовались многие именитые артисты, в том числе Андрей Миронов и Однако придирчивый Гайдай забраковал их. Вместо этого роль хамоватого он доверил Сергею Филиппову, который снялся в картине, несмотря на рак. А потомка янычар был приглашен сыграть грузинский актер по имени Арчил Гомиашвили. Поначалу он отказался, хотя до этого гастролировал по Грузии с мюзиклом по мотивам «Золотого теленка». Более того, съемки «12 стульев» начали с другим актером Однако он не только выглядел несмешным, но и терялся на фоне Филиппова. В конечном итоге Леонид Гайдай уговорил Гомиашвили сыграть Бендера.

По мнению большинства, именно Арчил является одним из лучших исполнителей этой роли. Актеру удалось создать образ находчивого и беспринципного, но обаятельного пройдохи. Однако говорил в картине вместо исполнителя поскольку сам Гомиашвили обладал заметным акцентом.

Иван Дарваш в роли Остапа Бендера в венгерской экранизации «Золотого теленка»

Через 4 года после двухсерийной ленты Гайдая появился на венгерских телеэкранах пройдоха Остап Бендер. Актер, исполнивший эту роль - Иван Дарваш. Он очень известен у себя на родине, однако в СССР и СНГ его практически не знают. В случае с Дарвашем повторилась ситуация с Фрэнком Ланджеллой, когда актер достойно сыграл свою роль, однако, не понимая национальной специфики произведения, не смог по-настоящему раскрыть внутренний мир своего героя.

«12 стульев» Марка Захарова с Андреем Мироновым в главной роли

Через 5 лет после Гайдая другой известный советский режиссер - Марк Захаров - решил снять свою версию романа Ильфа и Петрова.

Так появилась четырехсерийная картина «12 стульев» (1976 г.). Впоследствии Леонид Гайдай часто подшучивал над экранизацией Захарова, называя ее «преступлением». А зря, ведь большинство киноманов до сих пор с пеной у рта спорят, какая из кинолент лучше, ведь главную роль в новой картине сыграл гениальный Андрей Миронов.

Остап Бендер в его исполнении оказался совсем не похожим на всех предыдущих. Он не был уже так молод и оптимистичен, как у Юрского и Ланджеллы; так находчив и обаятелен, как у Гомиашвили. Зато Великий комбинатор обрел интеллигентность, которая гармонично сочеталась с непроходимой наглостью. Кроме того, главной фишкой Мироновского Остапа было его пение. Песня «Белеет мой парус» стала настоящим хитом и помогла актеру раскрыть внутренний мир своего персонажа, чего был лишен Гомиашвили у Гайдая.

Интересно, что в картине «12 стульев» 1976 г. снимались некоторые артисты, ранее сыгравшие в ленте Гайдая. Среди них Савелий Крамаров и Георгий Вицин.

Подытоживая многолетние споры о том, чья же картина лучше, можно с уверенностью сказать, что хотя обе ленты сняты на основе одного романа, каждая из них по-своему уникальна. То же самое с исполнителями главных ролей, Миронов и Гомиашвили создали два прекрасных, но совершенно разных образа Великого комбинатора, каждый из которых имеет свою изюминку.

Остап Бендер в исполнении Сергея Крылова в картине «Мечты идиота» 1993 г.

После киноленты Марка Захарова на протяжении 17 лет никто не пытался экранизировать произведения Ильфа и Петрова. Однако после распада СССР кинопроизводство стало коммерческим, и многие режиссеры получили возможность снимать свои смелые проекты. Среди попыток по-новому взглянуть на классические произведения была лента «Мечты идиота» (1993 г.), снятая по мотивам «Золотого теленка».

В данной картине сохранены основные сюжетные элементы оригинала. Однако все они адаптированы под современность, а бодрый обаятельный Остап превратился в сорокалетнего лысеющего философа, первую половину ленты пытающегося раздобыть деньги, а после не знающего, как ими правильно распорядиться. Примечательно, что финал изменен - Бендер находит Зосю и признается ей в любви. Девушка отвечает на его чувства, и, прихватив с собою они уходят вместе вдаль.

Главного героя сыграл известный в девяностые Несмотря на многочисленную критику, стоит отметить, что Бендер в его исполнении не так уж плох. Да, он не соответствует книжному прототипу и сильно уступает предыдущим исполнителям роли, но при этом стоит помнить, что «Мечты идиота» - свободная адаптация «Золотого теленка».

Бендер Крылова получился блеклым и невыразительным, но по-своему добрым и искренним. Данное отступление от канона - тоже вариант прочтения романа. Несмотря на массу недочетов экранизации, больше всего вопросов вызывало то, как Сергей Крылов смог получить данную роль, ведь актер он более чем слабый.

в роли Остапа Бендера в «Двенадцати стульях» Ульрике Оттингера

Через 11 лет после картины «Мечты идиота» режиссер из Германии Ульрике Оттингер снял киноленту «Двенадцать стульев». В ней главную роль получил известный комик из Одессы Георгий Делиев.

Картина Оттингера была очень осовременена, а костюм Остапа, да и он сам - были слишком уж шутовскими.

При этом стоит отметить, что Делиев сыграл очень даже неплохо. Ему, конечно, не хватало легкости и обаяния большинства его предшественников, однако он явно переплюнул не только Крылова, но и актера по имени Николай Фоменко, который стал следующим исполнителем роли Великого комбинатора.

Мюзикл «Двенадцать стульев» 2005 г. с Николаем Фоменко в главной роли

Говоря об этой экранизации, большинство зрителей задавалось вопросом: «Зачем ее вообще было снимать?» Несмотря на созвездие довольно неплохих актеров (Илья Олейников, Людмила Гурченко, Дмитрий Шевченко и лента получилась очень слабой.

Актеры переигрывали, в особенности Николай Фоменко, который ранее зарекомендовал себя как весьма неплохой артист. Хотя он довольно точно передал хамский характер Остапа, при этом у его персонажа напрочь отсутствовало обаяние, и он более напоминал рэкетира, чем не ловкого мошенника.

Олег Меньшиков в роли Остапа Бендера в телесериале «Золотой теленок»

На сегодняшний день последней картиной, посвященной Великому комбинатору, является восьмисерийный телесериал «Золотой теленок» (2006 г.). В нем сыграл талантливый актер Олег Меньшиков.

Остап Бендер в его исполнении считается одним из худших (те, кто так полагают, вероятно, не знакомы с работами Делиева, Фоменко и Крылова). Однако это мнение несколько предвзято из-за плохого качества картины в целом.

Конечно, Меньшиков уступает Юрскому, но изображенный им вариант Остапа Ибрагимовича тоже весьма интересен и кажется более близким к книжному оригиналу. Многие упрекают актера за чрезмерную мягкость его персонажа, однако если вспомнить сам роман, то Великий комбинатор в нем уже не тот беззаботный оптимист, что в «Двенадцати стульях». На протяжении всей книги он начинает проявлять свои слабости и постепенно все более и более разочаровывается в окружающей действительности и людях. Однако он постоянно старается держать марку и продолжает шутить. Именно такого Бендера пытался изобразить Меньшиков.

Остап Бендер - это герой, давно уже ставший культовым, а большинство его фраз - крылатыми. В кино и на телевидении его играли разные люди. Споры о том, кому это лучше удалось, не утихают и по сей день. По общему мнению, можно выделить тройку лидеров: Юрский, Гомиашвили и Миронов. Однако каждый зритель выбирает сам, чье исполнение ему больше по душе. Хочется верить, что в будущие годы не будет сниматься очередная бездарная экранизация этих известных романов, поскольку маловероятно, что найдется кто-то, способный сыграть Великого комбинатора лучше, нежели это уже было сделано.

Викисклад Файлы на Викискладе

Оста́п Бе́ндер - главный герой романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев » и «Золотой телёнок », «великий комбинатор », «идейный борец за денежные знаки», знавший «четыреста сравнительно честных способов отъёма (увода) денег ». Один из самых популярных героев плутовского романа в отечественной литературе.

Сам Бендер представляется как Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей (в «Двенадцати стульях») и Бендер-Задунайский (в «Золотом телёнке»). В романе «Золотой телёнок» Бендера именуют Остап Ибрагимович .

Биография

Происхождение имени

Из своей биографии он обычно сообщал только одну подробность: «Мой папа, - говорил он, - был турецко-подданный»

По одной из версий, упоминание о «турецком подданстве» отца и отчество «Ибрагимович» не указывают на этническую связь с Турцией . В этом современники видели намёк на жительство отца Бендера в Одессе , где евреи-коммерсанты принимали турецкое подданство, чтобы их дети могли обойти ряд дискриминационных законоположений, связанных с конфессиональной принадлежностью, и заодно получить основания для освобождения от воинской повинности во время русско-турецкой войны. Кроме того, имя Ибрагим , как известно, является арабской формой имени Авраам .

По другой версии, Ильф и Петров намеренно дали Бендеру «интернациональное» украинско (Остап ) - еврейско (Бендер ) - турецкое (Ибрагимович , -Сулейман , -Бей ) имя как раз для того, чтобы исключить указанные выше толкования и подчеркнуть универсальность, всеобщность этой личности. Как известно, Одесса - город интернациональный, каким был и дуэт авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого телёнка». Возможность заимствования одесскими авторами фамилии главного героя от названия близлежащего к их родине города, который по-румынски так и называется - Бендер (рум. Bender ), высказал историк Виктор Худяков . Ведь в романе «12 стульев» упоминается и акробатка театра Колумба Жоржетта Тираспольских - а Бендеры и Тирасполь расположены друг напротив друга на разных берегах Днестра . Кроме того, у города Бендеры турецкое прошлое , а широко известная за пределами города самая главная его достопримечательность - турецкая крепость .

Финал романа «Золотой телёнок» также подтверждает версию В.Худякова: Остап не переходит границу СССР с Польшей либо Финляндией, не плывёт через море в сторону Стамбула , а выбирает для перехода Румынию, реку Днестр, возле Тирасполя - а на другом берегу, с бывшей тогда румынской стороны - как раз Бендеры.

Жизнь Бендера до 1927 года

«Двенадцать стульев»

«В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошёл молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный».

Так в романе впервые появляется великий комбинатор.

По мнению ряда комментаторов романа (в частности, М. Одесского и Д. Фельдмана), описание свидетельствует о том, что в Старгород вошёл заключённый, неоднократно судимый и совсем недавно освободившийся, то есть преступник-рецидивист (мошенник, так как сразу после освобождения строит планы, связанные с мошенничеством). В самом деле, бездомный бродяга, не имеющий холодной весной (лёд на лужах) ни пальто, ни носков, но путешествует в модном костюме и щегольской обуви:

«У него не было даже пальто. В город молодой человек вошёл в зелёном, узком, в талию, костюме».

Зато для рецидивиста тут нет ничего необычного. Квартиры у него нет и быть не должно - советским законодательством предусматривалось, что осуждённые «к лишению свободы» лишались «права на занимаемую жилую площадь» . Значит, бездомным он стал уже после первого срока, вернуться было некуда, и гардероб хранить ему было негде. Если «молодого человека лет двадцати восьми» арестовали до наступления холодов, то пальто он не носил. Туфли и костюм Бендер сохранил, поскольку их отобрали после вынесения приговора и вернули при освобождении, носки же и бельё, которые арестантам оставляли, изветшали.

«Золотой телёнок»

Действия Остапа Бендера в первой части его биографии («12 стульев») могут подпадать под соответствующие статьи Уголовного кодекса, в то время как во второй части - «Золотом телёнке» - он, по сути, расследует преступление, хоть и с целью шантажа . Подобная двойственность героя вполне в духе классического детектива .

Убийство и воскрешение героя

В предисловии к «Золотому телёнку» Ильф и Петров в шутливой форме рассказали о том, что к концу написания «Двенадцати стульев» возник вопрос об эффектной концовке. Между соавторами возник спор, убивать ли Остапа или оставить в живых, что даже стало причиной ссоры между соавторами. В конце концов, решили положиться на жребий. В сахарницу положили две бумажки, на одной из которых был нарисован череп с костями. Выпал череп - и через тридцать минут великого комбинатора не стало.

По свидетельству брата Е. Петрова - Валентина Катаева (в книге «Алмазный мой венец») сюжетная основа «Двенадцати стульев» была взята из рассказа А. Конан-Дойля «Шесть Наполеонов», в котором драгоценный камень был спрятан в одном из гипсовых бюстиков французского императора. За бюстиками охотилось двое преступников, один из которых в конце концов был прирезан бритвой своим сообщником . Кроме этого Катаев упоминает и о «уморительно смешной повести молодого, рано умершего советского писателя-петроградца Льва Лунца , написавшего о том, как некое буржуазное семейство бежит от советской власти за границу, спрятав свои бриллианты в платяную щетку».

В пользу этой версии косвенно высказывается писатель Валентин Катаев : «что касается центральной фигуры романа Остапа Бендера, то он написан с одного из наших одесских друзей. В жизни он носил, конечно, другую фамилию, а имя Остап сохранено как весьма редкое. Прототипом Остапа Бендера был старший брат одного замечательного молодого поэта… Он не имел никакого отношения к литературе и служил в уголовном розыске по борьбе с бандитизмом…»

После издания книги О. Шор заявился к Ильфу и Петрову с целью потребовать «авторские», за использование образа, однако писатели, рассмеявшись, пояснили, что образ собирательный, посему о вознаграждении речи идти не может, однако выпили с ним «мировую», после которой Осип оставил свои претензии, попросив писателей лишь об одном - воскресить героя.

Также следует отметить, что в 1926 году , за год до появления Бендера на страницах книги, в Москве, где жили Ильф, Петров и Катаев, с больши м успехом (всего было дано двести спектаклей) в театре Вахтангова была поставлена пьеса Михаила Булгакова «Зойкина квартира », показывающая нравы НЭПа . В пьесе действует персонаж Аметистов, он же Путкиновский, он же Антон Сигурадзе, весьма похожий на будущего Бендера. Это обаятельный пройдоха, артистичный плут, элегантный мошенник, весьма активный и красноречивый, выпутывающийся из различных ситуаций. Аметистов, как и Бендер, перед первым появлением в пьесе вышел из тюрьмы. Аметистов был расстрелян в Баку, как Бендер зарезан в Москве - но оба они чудесным образом воскресли. Аметистов может убедить кого угодно в чём угодно (кроме милиции). Голубая мечта Аметистова - Лазурный берег и белые штаны («- Ах, Ницца, Ницца!.. [ср. О, Рио, Рио!..] Лазурное море, и я на берегу его - в белых брюках! »

В 19 веке образ великого комбинатора с мечтой о Рио предвосхитил барон Николай фон Менгден (сын генерала фон Менгдена и баронессы Амалии) (1822-1888), который в 1844 году авантюрным способом из праздного любопытства оказался в Рио-де-Жанейро . Выдав себя за русского сенатора, он получил аудиенцию у бразильского императора Педру II . Проведя время в Рио-де-Жанейро «превесело», Николай Менгден вернулся в Россию, где уже был уволен со службы. История эта была рассказана в воспоминаниях баронессы Софьи Менгден, опубликованных в 1908 году в журнале «Русская старина».

Бендер на экране

Экранизации романов были как в СССР, так и за границей. К примеру, «Двенадцать стульев» ставили в Польше, Германии, на Кубе . В первых зарубежных экранизациях был значительно изменён сюжет, а также было изменено имя главного героя. Ниже приведен список актеров, которые играли роль именно Остапа Бендера.

Исполнитель роли Режиссёр фильма Дата выхода на экран
Игорь Горбачёв Александр Белинский
Игорь Горбачёв - первый Остап Бендер на телеэкране. Появился он в 1966 году в телеспектакле Ленинградского телевидения «12 стульев» .
Сергей Юрский Михаил Швейцер
Сергей Юрский стал первым Остапом Бендером в кино, снявшись в экранизации «Золотой телёнок» 1968 года . Считается [кем? ] , что именно Юрскому удалось создать наиболее точный образ Бендера из «Золотого телёнка». Примечательно, что на момент съёмок фильма возраст Юрского (1935 года рождения) составлял 33 года, в полном соответствии с романом: «Мне тридцать три года - возраст Иисуса Христа. А что я сделал до сих пор?.. »
Фрэнк Ланджелла Мел Брукс
Фрэнк Ланджелла сыграл Остапа Бендера в американской экранизации «12 стульев » . Единственный из исполнителей в экранизациях романа, отвечающий авторской характеристике: «28 лет» (то есть молодой, а не зрелый мужчина, как все остальные), «с военной выправкой».
Арчил Гомиашвили Леонид Гайдай
Арчил Гомиашвили сыграл роль Остапа дважды: в картине Леонида Гайдая «12 стульев» и в фильме «Комедия давно минувших дней» Юрия Кушнерёва, вышедшем в 1980 году . В картине Гайдая Бендер говорит голосом Юрия Саранцева , из-за хрипа заболевшего Гомиашвили (по другой версии - поскольку в речи Гомиашвили присутствовал грузинский акцент) . Хотя возраст Арчила Гомиашвили совсем не соответствовал указанному в романе возрасту Бендера, некоторые [кто? ] считают его Бендера лучшим Бендером из всех экранизаций «Двенадцати стульев».
Андрей Миронов Марк Захаров
Андрей Миронов сыграл роль Остапа Бендера в четырёхсерийном фильме-мюзикле «12 стульев» . Его роль считается одним из классических исполнений Бендера.
Сергей Крылов Василий Пичул
Певец Сергей Крылов сыграл Остапа Бендера в фильме Василия Пичула «Мечты идиота» (). Бендеру около 40 лет.
Георгий Делиев Ульрике Оттингер
В фильме немецкого режиссёра Ульрике Оттингер «Двенадцать стульев» главную роль сыграл одессит Георгий Делиев .
Николай Фоменко Максим Паперник
Николай Фоменко сыграл Бендера в постановке «Двенадцати стульев» 2005 года , показанной по телевидению в начале января 2005 года .
Олег Меньшиков Ульяна Шилкина
В 2006 году был снят восьмисерийный сериал «Золотой телёнок» , в котором роль Остапа Бендера исполнил Олег Меньшиков. Актёрское воплощение образа Остапа Меньшиковым было признано одним из самых неудачных .

Памятники Остапу Бендеру

Памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову в Чебоксарах

Остап Бендер увековечен памятниками в ряде городов:

  • Бердянск , Запорожская обл. - увековечен вместе с Шурой Балагановым в парке им. П. П. Шмидта.
  • Жмеринка , Винницкая область Украины, возле вокзала - памятник в виде стоящего Остапа в окружении стульев.
  • Мелитополь , перекресток пр. Б. Хмельницкого и ул. Кирова, возле кафе «Сити».
  • Пятигорск - памятник возле «Провала».
  • Санкт-Петербург - памятник великому комбинатору установлен 25 июля 2000 года, в «день рождения» Остапа, на Итальянской улице дом 4, при входе в ресторан «Золотой Остап».
  • Старобельск , Луганская область Украины - памятник Остапу Бендеру установлен в «Студенческом» сквере ЛНУ им. Шевченко.
  • Харьков , ряд памятников (подробнее см. Памятники героям произведений Ильфа и Петрова в Харькове).
  • Чебоксары - памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову на бульваре Ефремова (Чебоксарском арбате).
  • Екатеринбург - памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову установлен в августе 2007 года на улице Белинского.
  • В честь Остапа Бендера был назван ежегодный фестиваль юмора «Золотой Остап », проводившийся с 1992 года в Санкт-Петербурге , и вручавшиеся в рамках этого фестиваля премии.
  • ОАО «ВИНАП» (бывш. Новосибирский пиввинкомбинат) выпускало пиво под маркой «Товарищ Бендер » с изображением на этикетке Бендера, Козлевича, Паниковского и Балаганова в автомобиле «Антилопа Гну» и с цитатами из книги.
  • В начале 90-х один из исполнителей О. Бендера в кино, Арчил Гомиашвили , основал в Москве клуб /ресторан «Золотой Остап».

Ссылки

  • Web-журнал «Вечерний пустозвон». По следам Великого комбинатора Остапа Бендера

Примечания

  1. М. Одесский, Д. Фельдман. Литературная стратегия и политическая интрига. «Двенадцать стульев» в советской критике рубежа 1920-1930-х годов
  2. Худяков В. В. Афера Чичикова и Остап Бендер // В цветущих акациях город… Бендеры: люди, события, факты / ред. В. Валавин. - Бендеры: Полиграфист, 1999. - С. 83-85. - 2000 экз. - ISBN 5-88568-090-6
  3. Худяков В. В. В цветущих акациях город… Бендеры: люди, события, факты / ред. В. Валавин. - Бендеры: Полиграфист, 1999. - 464 с. - 2000 экз. - ISBN 5-88568-090-6
  4. Эдуард Багрицкий . «Контрабандисты» ()
  5. «Двенадцать стульев» , гл. XXX «В театре Колумба»
  6. Жилищный кодекс РСФСР, статья 60, часть 2, норма 18
  7. Даниэль Клугер. Первый сыщик Советского Союза
  8. Электронная библиотека - Книги для читателей и качателей (; Фантастика. Фэнтези Фэнтази Рассадин С., Сарнов. В стране литературных героев 1-2
  9. Информация об Осипе Шоре
  10. Осип Шор Со ссылкой на материалы газеты «Новые известия» от 6 ноября 1999 г.
  11. В. Катаев. Алмазный мой венец / М., «Советский писатель», 1979.
  12. Эпоха. События и люди. //ТВ-канал «Беларусь», 23 ноября 2011, 15:30
  13. Сергей Беляков. Одинокий парус Остапа Бендера / «Новый Мир» 2005, № 12
  14. Левин А. Б. «Двенадцать стульев» из «Зойкиной квартиры»
  15. Михаил Булгаков . Собрание сочинений в пяти томах. Том 3: Пьесы. М: Художественная литература, 1992. «Зойкина квартира ». Комментарии.
  16. «Отрывках семейной хроники» (из воспоминаний баронессы Софии Менгден)
  17. Список зарубежных экранизаций
  18. Андрей Велигжанин. За Высоцкого в «Стряпухе» пел солист хора / «Комсомольская правда», 26.02.2004
Загрузка...
Top