Анализ 6 главы последних строк евгения онегина. Сад Плюшкина: анализ шестой главы в произведении Н.В

«Евгений Онегин»

Роман "Евгений Онегин" создавался Пушкиным в течение 8 лет. Если первые главы романа были написаны молодым поэтом, почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с немалым жизненным опытом. Это "взросление" поэта отражено в романе. Главный герой - Евгений Онегин - так же как и сам поэт взрослеет, умнеет, набирается жизненного опыта, теряет друзей, заблуждается, страдает. Как же показаны этапы жизни героя в произведении? Названием романа Пушкин подчеркивает центральное положение Онегина среди других героев произведения. Онегин - светский молодое человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени воспитание под руководством француза-гувернера в духе литературы, оторванной от национальной и народной почвы. Он ведет образ жизни "золотой молодежи": балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров.

"чему-нибудь и как-нибудь", он все же имеет высокий уровень культуры, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества. Пушкинский герой - порождение этого общества, но вместе с тем он и чужд ему. Благородство души, "резкий охлажденный ум" выделяют его из среды аристократической молодежи, постепенно приводят к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой: "Нет, рано чувства в нем остыли. Ему наскучил света шум... "

Пустота жизни мучает Онегина, им овладевает хандра, скука, и он покидает светское общество, пробуя заняться общественно-полезной деятельностью. Барское воспитание, отсутствие привычки к труду ("труд упорный ему был тошен") сыграли свою роль, и Онегин не доводит до конца ни одного из своих начинаний. Он живет "без цели, без трудов". В деревне Онегин ведет себя гуманно по отношению к крестьянам, но он не задумывается над их судьбой, его больше мучают свои собственные настроения, ощущение пустоты жизни. Порвав со светским обществом и будучи оторван от жизни народа, он теряет связь с людьми. Он отвергает любовь Татьяны Лариной, одаренной, нравственно чистой девушки, не сумев разгадать глубины ее запросов, своеобразие натуры. Онегин убивает своего друга Ленского, поддавшись сословным предрассудкам, испугавшись "шепота, хохота глупцов".

В подавленном состоянии духа Онегин покидает деревню и начинает странствия по России. Эти странствия дают ему возможность полнее взглянуть на жизнь, переоценить свое отношение к окружающей действительности, понять сколь бесплодно растратил он свою жизнь. Онегин возвращается в Столицу и встречает ту же картину жизни светского общества. В нем вспыхивает любовь к Татьяне - теперь уже замужней женщине. Но Татьяна разгадала себялюбие и эгоизм, лежащие в основе чувства к ней, и отвергает любовь Онегина.

пробудить в Онегине и стремление к общественной деятельности. Образ Евгения Онегина открывает целую галерею "лишних людей". Вслед за Онегиным были созданы образы Печорина, Обломова, Рудина, Лазского. Все эти образы являются художественным отражением русской действительности.

«ученый малый, но педант», однако не хладнокровный убийца и бретер. В романе нет указаний на это. Владимир Ленский - наивный поэт и мечтатель, также не производит впечатления завзятого стрелка. Но трагичный финал нелепого события, пережитый героем романа как драма личного порядка, да, пожалуй, искреннее сожаление автора о гибели «юного поэта» заставляют более внимательно рассмотреть шестую главу романа. В связи с этим возникает два вопроса: во-первых, в чем причина столь странного и порой необъяснимого поведения Евгения Онегина перед дуэлью и во время ее и, во-вторых, почему герой романа, личность независимая и даже дерзкая, признает навязанное ему Зарецким поведение, теряет волю и становится куклой в руках безликого ритуала дуэли?

знатокам и арбитрам в вопросах чести. Эту роль в романе исполняет Зарецкий, «в дуэлях классик и педант», и, как видно из романа, ведет дело с большими упущениями. Точнее, он сознательно игнорировал все, что могло устранить кровавый исход. При первом посещении Онегина для передачи вызова он и не подумал обсудить возможность примирения.

Вместо этого он «встал без объяснений... Имея дома много дел». Далее было еще как минимум две причины остановки или вообще прекращения дуэли. Во-первых, Онегин опаздывает более чем на час. В этом случае, согласно дуэльному кодексу, противник объявляется неявившимся. Во всяком случае, в «Герое нашего времени» Печорин абсолютно точно приходит к месту дуэли, устраняя малейший повод для ее отмены.

Во-вторых, в качестве секунданта Онегин приводит своего лакея, француза Гильо, мотивируя тем, что тот по крайней мере «честный малый», а это было уже явным и недвусмысленным оскорблением Зарецкого. Ведь секунданты должны были быть равны, то есть оба должны иметь дворянское звание. Итак, Зарецкий развел противников на 32 шага, поставив барьеры на «благородном расстоянии», видимо шагов десять, а то и меньше, и не оговорил в условиях дуэли остановку противников после первого выстрела. Таким образом, наш знаток дуэльной этики ведет себя не столько как сторонник строгих правил дуэльного искусства, а как лицо, крайне заинтересованное в скандальном, шумном, а применительно к дуэли - смертельном исходе. Правила дуэли нарушают и Зарецкий, и Онегин.

Первый - потому что вид в ней возможность приобрести скандальную известность, второй - чтобы продемонстрировать презрение к истории, в которую он попал против собственной воли и в серьезность которой не верит. Все поведение Онегина на поединке свидетельствует о том, что автор хотел его сделать убийцей поневоле. И для Пушкина, и для его современников, знакомых с дуэлью не понаслышке, было очевидно, что тот, кто желает противнику гибели, не стреляет с ходу, под дулом чужого пистолета с дальней дистанции. Однако почему же Онегин стрелял в Ленского, а не мимо? Думаю, что едва ли мог способствовать примирению демонстративный выстрел в воздух или в сторону. Скорее это было бы расценено как оскорбление. И потом, известно, что в случае безрезультативной дуэли она перестреливалась до получения первой раны или гибели одного из дуэлянтов. Дуэль в онегинскую эпоху имела строгий ритуал. Люди, участвующие в ней, давали некое представление.

Они действовали не по своей воле, подчиняясь установленным правилам. Так случилось, что общество, которое презирал Онегин, все-таки употребило его. Оно оказалось властно над его поступками и душой. Онегин боится показаться смешным, стать темой провинциальных сплетен. Таким образом, его поведение определяется колебаниями между естественными движениями его души, его человеческими чувствами к Ленскому и страхом прослыть шутом и трусом, нарушив условные нормы поведения у барьера. Ленский убит. Пушкин грустно иронизирует над этим в стихах, сгущая до предела элегические штампы:

Младой певец

Нашел безвременный конец!

Дохнула буря, цвет прекрасный

Потух огонь на алтаре!

Дуэль Онегина и Ленского из шестой главы романа «Евгений Онегин»– загадочный и во многом неясный эпизод. Зачем понадобилось автору сводить друзей в смертельном поединке?

Пушкин проверяет своих героев разными способами: любовью, отношением к тем или иным жизненным явлениям. Но для полного раскрытия образов необходимо нечто более весомое. И поэт находит прием: проверка убийством. В истинности дружеских отношений между Ленским и Онегиным сомневаться не приходилось до сцены на балу, на которой Онегин решил от скуки посмеяться над высоким чувствами Ленского. Если бы он только знал, чего будет стоить эта невинная шутка.

Поводом для дуэли послужила ревность Ленского. Она, впрочем, не имела достаточных оснований. Легкий флирт, который позволил себе Онегин, не представляется достаточной посылкой для того, чтобы пустит пулю в грудь другу.

Но у Ленского был "злой гений". Пушкин напрямую не говорит о влиянии Зарецкого на решение Ленского стреляться. Но по некоторым деталям нетрудно догадаться, кто склонил молодого восторженного юношу к подобному поступку.

Зарецкий не представлял собой ничего интересного:

…некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный…
...Раз в настоящем упоенье
Он отличился смело в грязь
С коня калмыцкого свалясь
Как зюзя пьяный, и французам
Достался в плен: драгой залог!

Зарецкий, вызывающий улыбку у автора («Живет, как истинный мудрец, / Капусту садит, как Гораций, /Разводит уток и гусей / И учит азбуке детей»), был большой любитель «друзей поссорить молодых / И на барьер поставить их». Из чего можно сделать вывод, что именно он склонил молодого поэта к дуэли.

Получив записку от друга, Онегин чувствует свою вину:

Во-первых, он уж был не прав…
А во-вторых: пускай поэт
Дурачится; в осьмнадцать лет
Оно простительно.

Так рассуждает главный герой накануне дуэли. Но не отказывается. Почему? Онегиным движет боязнь общественного мнения? Но не он ли с презрением относился к свету и его суждениям? Онегин решает участвовать в этом фарсе.

Дуэль между друзьями и была фарсом. Ведь было много причин остановки или полного отказа от дуэли. Зарецкий был единственным распорядителем дуэли. Он сознательно игнорировал все, что могло устранить кровавый исход. Еще при первом посещении Онегина, при передаче картеля, он обязан был обсудить возможности примирения. Перед началом поединка попытка окончить дело миром также входила в его прямые обязанности, тем более что кровной обиды нанесено не было, и всем было ясно, что дело заключается в недоразумении. Зарецкий мог остановить дуэль и в другой момент: появление Онегина со слугой, французом Гильо, вместо секунданта было ему прямым оскорблением (секунданты, как и противники, должны быть социально равными), а одновременно и грубым нарушением правил, так как секунданты должны были встретиться накануне без противников и составить правила поединка.

Зарецкий имел все основания не допустить кровавого исхода, объявив Онегина неявившимся, так как Евгений опоздал более чем на час. Очевидно, что тот, кто желает безусловной смерти противника, не стреляет сходу, с дальней дистанции и под отвлекающим внимание дулом чужого пистолета.

В сцене дуэли Зарецкий является представителем света. Поэтому можно сказать о символичном значении всего поединка. Евгений, который представлял себя свободным от предрассудков, выказал себя всего лишь как человек своего общества и круга. Его попытка оградиться от стереотипов потерпела крах. Он оказался несвободен от мнения окружающих, побоялся стать объектом провинциальных сплетен. Так Пушкин раскрыл парадоксальность и двойственность характера своего главного героя, его неустойчивость и беспринципность.

Трагедия Онегина в его неумении ценить простые и искренние человеческие чувства. Он отвергнул искреннюю любовь Татьяны, а теперь убил своего друга. Можно трактовать всю сцену дуэли и поведение во время нее Онегина как попытку Пушкина сделать его убийцей поневоле. Но у него был шанс остановиться. Сам автор неоднократно спрашивает уже во время поединка:

Не засмеяться ль им пока
Не обагрилась их рука,
Не разойтиться ль полюбовно?…

И отвечает:

Но дико светская вражда
Боится ложного стыда.

Пушкин называет стыд Онегина «ложным». Это ли не ответ автора?

Пушкин еще вынесет приговор своему герою. Финал романа показывает, что оправдан Онегин не будет. Кроме того, он навсегда войдет в историю русской литературы не как герой-идеал, герой-пример, но как «лишний человек» и обладатель холодного сердца и черствой души.

Шестая глава содержит развязку событий. Она состоит из следующих частей: характеристика провинциального дворянства; характеристика Зарецкого; дуэль Онегина и Ленского (Ленский вызывает Онегина на дуэль; Онегин, приняв вызов, «обвинял себя во многом»; перед дуэлью Ленский навещает Ольгу: Ленский пишет в ночь перед дуэлью свою предсмертную элегию; Онегин убивает Ленского на дуэли). Характеристика провинциального дворянства и Зарецкого как наиболее яркой фигуры из этой среды нужна как бытовой фон поединка. Вмешательством в ссору Онегина с Ленским старого дуэлиста, злого сплетника Зарецкого мотивируется та готовность, с которой Онегин принял вызов Ленского. Но поэт не оправдывает и Ленского. Романтик по мировосприятию, он не знает жизни. Для него характерны крайности в оценке людей: Ольгу, которой он посвятил столько нежных элегий, теперь без всяких к тому оснований называет ветреной.

Возможно ль? Чуть лишь из пеленок, Кокетка, ветреный ребенок! Уж хитрость ведает она, Уж изменять научена!

Встретившись перед поединком с Ольгой, «он видит: он еще любим; уж он, раскаяньем томим, готов просить у ней прощенье». Но теперь до гиперболических размеров разрастается в его воображении «обида», нанесенная Онегиным: Он мыслит: «Буду ей спаситель. Не потерплю, чтоб развратитель Огнем и вздохов и похвал Младое сердце искушал…»

Вчерашний друг — сегодня в его представлении «развратитель», «червь презренный, ядовитый». Таков романтик, возвышенный мечтатель в соприкосновении с обыкновенной жизнью. Заканчивается тот этап в развитии конфликта, который держался на двух параллельных фабульных линиях (Ольга — Ленский, Татьяна — Онегин): Ленский убит, Ольга уходит со страниц романа, Онегин уезжает… Но сюжет — развитие любви Татьяны к Онегину — не прерывается. Онегин живет в воображении Татьяны. Не случайно поэтому, сделав седьмую главу эпилогом по отношению к фабульной линии Ленский — Ольга, автор только мимоходом говорит об отъезде Онегина из деревни.

В седьмой главе Ольга выходит замуж за улана и уезжает с ним в полк; Татьяна посещает дом Онегина; мать Татьяны решает везти ее в Москву; Татьяна прощается с родными местами; Ларины едут в Москву; Татьяна в Москве (характеристика московского общества). Самое главное в седьмой главе — это любовь Татьяны к Онегину. Даже перед дуэлью Онегина и Ленского автор не забывает напомнить об этом:

Когда бы ведала Татьяна, Ах, может быть, ее любовь Когда бы знать она могла, Друзей соединила б вновь! Что завтра Ленский и Евгений Но этой страсти и случайно Заспорят о могильной сени; Еще никто не открывал.

Тоскующая Татьяна неожиданно заходит в опустелый «господский» дом, где еще так живо ощутимо недавнее присутствие Онегина, где о нем напоминает каждая мелочь — и забытый на бильярде кий, и манежный хлыстик на смятом канапе, «и стол с померкшею ламнадои, и груда книг», и «кровать, покрытая ковром», и «лорда Байрона портрет», и чугунная статуэтка Наполеона. В результате знакомства с библиотекой Онегина, с пометками, делавшимися им на любимых книгах, перед Татьяной раскрывается его внутренний мир. «Так Пушкину удается разрешить, казалось бы, неразрешимую задачу: Онегина в главе нет, и в то же время он — причем не субъективно, в мыслях и переживаниях влюбленной в него Татьяны, а объективно, так сказать, материально, в самом воздухе его «модной кельи», в обстановке, в книгах,- здесь присутствует».

Итак, в Татьяне, наконец, совершился акт сознания; ум ее проснулся. Она поняла, наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви. Но поняла ли она, в чем именно состоят эти другие интересы и страдания, и, если поняла, послужило ли это ей к облегчению ее собственных страданий? Конечно, поняла, но только умом, головою, потому что есть идеи, которые надо пережить и душою и телом, чтоб понять их вполне, и которых нельзя изучить в книге. И потому книжное знакомство с этим новым миром скорбей, если и было для Татьяны откровением, это откровение произвело на нее тяжелое, безотрадное и бесплодное впечатление; оно испугало ее, ужаснуло и заставило смотреть на страсти, как на гибель жизни, убедило ее в необходимости покориться действительности, как она есть, и если жить жизнию сердца, то про себя, во глубине своей души, в тиши уединения, во мраке ночи, посвященной тоске и рыданиям. Посещения дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девочки в светскую даму, которое так удивило и поразило Онегина». С чувством страха Татьяна воспринимает решение матери «в Москву отправиться зимой»:

На суд взыскательному свету Представить ясные черты Провинциальной простоты, И запоздалые наряды, И запоздалый склад речей.

Анализ шестой и седьмой глав романа «Евгений Онегин»

Другие сочинения по теме:

  1. Вторая глава посвящена в основном Ленскому. Содержание ее: занятия Онегина в деревне, его взаимоотношения с соседями; характеристика Ленского, его любовь...
  2. Перечитав роман, мы заметили, что сам поэт указал на три особенности его художественной формы: «собранье пестрых глав», «свободный роман», роман,...
  3. Татьяна и Онегин. Они пока не встретились, но в нашем читательском восприятии оказались рядом: мы догадались, что будет еще одна...
  4. На следующее утро Онегин получает от Ленского записку с вызовом на дуэль. Письмо привозит секундант Зарецкий, циничный, но неглупый человек,...
  5. Все лучшее в русском обществе — возвышенные души, как Ленский, умные люди, как Онегин, верная своему долгу и своему сердцу...
  6. В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» наряду с другими проблемами, немаловажное место уделяется теме, представленной в заголовке этого сочинения,...
  7. Евгений Онегин — главный герой романа, молодой франт с богатым наследством, «наследник всех своих родных» , как говорит о нем...
  8. Молодой дворянин Евгений Онегин едет из Петербурга в деревню к своему умирающему богатому дяде, досадуя на предстоящую скуку. Двадцатичетырехлетний Евгений...
  9. Вы читаете художественное произведение, знакомитесь с его персонажами. А дальше? Учите «образы»: «образ Онегина», «образ Ленского», «образ Татьяны Лариной»?. Скажите,...
  10. Роль образа Ольги в романе «Евгений Онегин» Пушкин работал над романом «Евгений Онегин» в течение семи лет, с 1823 до...
  11. Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» изображен Пушкиным с большой сердечностью и теплом. Сначала мы встречаемся с Татьяной —...
  12. Сюжетная линия Онегин и Ленский выполняет очень важную функцию в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Что объединило этих двух...
  13. «Евгений Онегин», несмотря на очень своеобразный, нетрадиционный для эпического произведения конец (конец «без конца»), представляет собой «целостный, замкнутый и законченный...

Николай Васильевич Гоголь - самый загадочный и таинственный классик русской литературы. Его произведения наполнены мистикой и тайнами. Знакомясь с творчеством этого величайшего писателя, читатели, каждый по-своему, понимают глубочайший смысл, заложенный в его произведениях.

В данной работе мы попытаемся определить роль сада в шестой главе поэмы «Мёртвые души» Н.В.Гоголя, а также выяснить смысл и функцию каждого элемента.

Плюшкин - чистилище

Всё путешествие предпринимателя Чичикова- это путешествие по аду, чистилищу и раю. Ад- Манилов, Коробочка, Ноздрёв и Собакевич; чистилище- это Плюшкин. Не случайно описание его поместья находится посередине, в шестой главе.

Гоголь представлял своё творение в одном ряду с «Божественной комедией» Данте, которая состоит из трёх частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». По аналогии с данным произведением автор решил провести Чичикова: первый том - ад, второй том - чистилище, третий том - рай . Это мнение заслуженного учителя России, доктора педагогических наук Натальи Беляевой. Мы, анализируя главу, будем придерживаться этой точки зрения и отнесем Плюшкина к чистилищу.

Усадьба - это господский дом на селе, со всеми ухожами, садом, огородом и пр., поэтому, ставя своей целью определить смысл и функцию сада в шестой главе, мы затронем по мере надобности и те усадьбы, которые упомянуты рядом с ним (дом).

В Плюшкине осталось что-то человеческое, у него есть душа. Это подтверждается, в частности, описанием преображения лица Плюшкина, когда речь зашла о его товарище. Важной отличительной чертой является и то, что у Плюшкина живые глаза: «Маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши... » . В его селе есть две церкви (присутствие Бога).

Дом

В рассматриваемой нами главе упомянуты дом и сад. Дом даже дважды: при въезде в усадьбу и при выезде из неё. Дом видится Чичикову, когда он подъезжает к усадьбе.

Обратим внимание на окна, обозначающие «лицо» дома: фасад - от face - лицо, а окно- от «око »- глаз. Автор пишет: «Из окон только два были открыты, прочие были заставлены ставнями или даже забиты досками. Эти два окна, с своей стороны, были тоже подслеповаты; на одном из них темнел наклеенный треугольник из синей сахарной бумаги» . Треугольник на одном из окон отсылает к «божественной символике». Треугольник- символ Святой троицы , а синий - цвет неба. Дом символизирует нисхождение во тьму перед возрождением , то есть чтобы попасть в рай (в данном случае сад), нужно пройти через тьму. Сад находится позади дома и, таким образом, произрастает свободно, выходя за село и пропадая в поле.

Сад

Сад - один из излюбленных образов художественной литературы. Садовый пейзаж характерен для русской традиции, особенно поэтической. Так, упоминает сад А.С.Пушкин в «Евгении Онегине»; «Запустение» Е.А.Баратынского; «Сад глухой и одичалый» у А.Н. Толстого. Гоголь, создавая пейзаж сада Плюшкина, входил в эту традицию.

Сад, как образ рая, является обиталищем души. И если исходить из того, что Плюшкин, как было сказано выше, обнаруживает признаки души, то сад в шестой главе поэмы «Мёртвые души»- это метафора души нашего героя: «Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый… ». У сада Плюшкина нет ограждений, он выходит за село и пропадает в поле. За ним нет догляда, он предоставлен самому себе. Он как будто безграничен. Как душа.

Сад - царство растений, поэтому всегда важно, что растёт в нём и как. В саду Плюшкина Гоголь упоминает берёзу, хмель, бузину, рябину, лесной орешник, чапыжник, клён, осину. Остановимся на первом упомянутом в саду Плюшкина дереве - берёзе. Берёза играет роль Космического дерева , соединяющего земной и духовный уровни мироздания. Корни дерева символизируют ад, ствол - земную жизнь, крона- рай. Берёза была лишена верхушки, но не всей кроны. Можно разглядеть параллель с образом Плюшкина, у которого всё-таки осталась душа в отличие от Манилова, Коробочки, Ноздрёва и Собакевича.

Автор сравнивает берёзу с колонной. Колонна символизирует мировую ось, удерживающую Небо и связывающую его с Землёй ; также символизирует Древо Жизни. Из этого следует, что душа Плюшкина тянется к Небу, к раю.

Излом, которым оканчивался ствол березы, представлен в виде птицы. Птица - символ освобожденной от плоти человеческой души . Но птица чёрная. Черный – символ ночи, смерти, раскаяния, греха, тишины и пустоты. Поскольку черный поглощает все другие цвета, он так же выражает отрицание и отчаяние, является противостоянием белому и обозначает негативное начало. В христианской традиции чёрный символизирует горе, оплакивание и скорбь. Белый - божественный цвет. Символ света, чистоты и истины .

Остановимся на некоторых других растениях, связь которых с Плюшкиным и нашим его пониманием удалось установить. Это: хмель, ива, чапыжник. «…Дуплистый дряхлый ствол ивы, седой чапыжник, густой щетиною вытыкавший из-за ивы иссохшие от страшной глушины, перепутавшиеся и скрестившиеся листья и сучья… », - данный фрагмент напоминает описание внешности Плюшкина: «Но тут увидел он, что это был скорее ключник, чем ключница: ключница по крайней мере не бреет бороды, а этот, напротив того, брил, и, казалось, довольно редко, потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей» . Растительность на лице Плюшкина, как седой, жёсткий чапыжник. Однако скребница из проволоки уже утрачивает связь с садом: это не живая плоть, а металл.

По всему саду произрастал хмель. Он рос понизу, обвивал до середины березу и оттуда свешивался вниз, цеплялся за вершины других деревьев, висел в воздухе. Хмель считается растением, соединяющим человека с духовным миром. Таким образом, в саду Плюшкина есть не только горизонтальная бесконечность, но и вертикаль, соединяющая землю с небом. Сломанная в берёзе, она восстанавливается хмелем.

Далее упоминается клён. Клён - символ молодости, юности красоты, любви, свежей силы, жизни . К этим значениям присоединяется и значения огня. Огонь - символизирует солнце и солнечный свет, энергию, плодородие, божественный дар, очищение. Кроме того, огонь – это медиатор, связывающий небо и землю . Разумеется, нельзя думать о возможном преобразовании Плюшкина, но на духовное преображение человека Гоголь, судя по всему, надеется.

Затем следует описание осины. Осина представляет символ плача и стыда . Ворона- символ одиночества. Жизнь Плюшкина даёт основание для того и другого.

Таким образом, всё, что было или может быть в человеке лучшего, живого, уходит в сад. Мир человеческий тускл и мёртв, а сад буйно живёт и сияет. Сад, как место пребывания души, позволяет вспомнить, что в Гоголевском мире мёртвых есть проблеск жизни.

Муниципальное образовательное учреждение

«Общеобразовательное учреждение лицей №2

г.Красноярска»

Конспект урока по литературе
в 9 классе

« Дуэль. Трагическая гибель Ленского».

Подготовила

Владышевская Илона Кенсариновна

Красноярск 2010

Урок литературы в 9 классе

Владышевская Илона Кенсариновна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ «Общеобразовательное учреждение
лицей №2 города Красноярска»


Дуэль. Трагическая гибель Ленского.

(Анализ 6 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)

Цель урока : дать понятие «дуэльный кодекс» и выявить повод и истинную причину состоявшейся дуэли между Онегиным и Ленским; охарактеризовать чувства главного героя после свершившейся трагедии и увидеть черты эволюции характера Евгения Онегина.

Пистолетов пара,

Две пули – больше ничего -

Вдруг разрешат судьбу его.

А.С.Пушкин

Тема сегодняшнего урока – «Дуэль. Трагическая гибель Ленского». 29 января 1837 года не стало гения, «солнца русской поэзии», А.С.Пушкина, умершего вследствие раны, полученной им на дуэли. Буквально на следующий день сердца передовых людей 19-го столетия обожгли строки М.Ю.Лермонтова:

И он убит - и взят могилой,

Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою чудной силой,

Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Владимир Ленский – герой романа А.С.Пушкина, погибший на дуэли от руки Онегина; Александр Сергеевич Пушкин - поэт, получивший смертельное ранение, нанесенное ему Дантесом также на дуэли; Лермонтов – «певец одиночества», погибший во время дуэли с Мартыновым… Как тесно литература переплетается с жизнью: не поймешь, где заканчивается художественный вымысел и начинается реальность. Но вот проблема: это не наша реальность. «Я вызываю вас на дуэль» - фраза, которая сегодня воспринимается как шутка.

Анализируя 6 главу романа, которая повествует о дуэли Евгения Онегина и Владимира Ленского, давайте попытаемся взглянуть на события главы глазами человека первой четверти 19 века, в противном случае мы рискуем дать неправильную оценку поступкам героев.

Итак, что значила дуэль для дворянина в 19 веке? Можно ли было ее избежать? Как оценить поступок Онегина? Пожалуй, именно эти вопросы и будут для нас ключевыми.

1. БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.

Эпиграф к главе взят из книги Петрарки «На жизнь мадонны Лауры»: «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому не больно умирать». Цитируя, Пушкин выпустил средний стих, отчего полностью изменился смысл. У Петрарки: «Там, где дни туманны и кратки – прирожденный враг мира – родится народ, которому не больно умирать». Здесь причина отсутствия страха смерти – во врожденной свирепости племени. С пропуском среднего стиха появилась другая причина небоязни смерти – следствие разочарованности и «преждевременной старости души»

- Как вы думаете, о каком герое здесь идет речь? (Об Онегине. Но Онегин был типичным представителм своего времени.)

- Какая причина заставила Ленского вызвать Онегина на дуэль? (художественный пересказ эпизода). Цель Онегина – позлить Ленского и только.

- Думал ли Онегин о возможной дуэли, когда сознательно злил Ленского? (Увлеченный идеей так называемого мщения, он об этом и не думает. Умный, красноречивый, научившийся сдерживать охладительное слово в общении с Ленским, он, вероятно, был уверен, что после объяснится со своим приятелем. Но этого, к сожалению, не произошло).

В строфе 4 появляется новое лицо – некий Зарецкий. И ему посвящено целых 5 строф. Много для второстепенного персонажа. Но это не случайно. Ему суждено сыграть одну из главных ролей в трагедии, которая скоро развернется. Пожалуй, более беспощадной характеристики, чем характеристика Зарецкого, у Пушкина нет.

- Расскажите, пожалуйста, об этом герое с использованием цитат.

- Какую роль сыграл Зарецкий в поединке Онегина с Ленским? (Секундант). К этому персонажу мы еще вернемся.

Мог ли Онегин что-то исправить? На этот вопрос мы не сможем верно ответить, если не поймем, чем была дуэль для современников Пушкина. И к сегодняшнему уроку группа историков-исследователей подготовила сообщение-презентацию «Дуэль и дуэльный кодекс в России 19 века». Предоставим им слово. (Прошу вашего особого внимания!)

Представление презентации (см.приложение к уроку).

2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ПАРАХ

Итак, вам был представлен общепринятый дуэльный кодекс. Ваша задача обратиться к тексту главы и выяснить, был ли нарушен этот кодекс? Были ли объективные причины считать дуэль несостоявшейся? Ответы подтверждайте цитатами.

Нарушения дуэльного кодекса:

1) Зарецкий был единственным распорядителем дуэли и сознательно игнорировал все, что могло устранить кровавый исход.

При передаче картели (вызова) он должен был обсудить возможности примирения, но не сделал этого ни в доме Онегина, ни в начале поединка.

9 строфа : Зарецкий встал без объяснений, остаться доле не хотел, имея дома много дел.

2) Нарушается и право о социальном равенстве: секундант - свободно нанятый лакей, Гильо.

27 строфа: Хоть человек он неизвестный, но уж конечно малый честный. (Такая мотивировка должна была обидеть Зарецкого).

3) Онегин вступает в разговор с Ленским, чего делать не положено. «Что ж, начинать?» - спрашивает он. И это единственная слабая попытка предотвратить возможную гибель: если бы Ленский отказался, Онегина не обвинили в трусости, уклонении от поединка.

4) Онегин опоздал более чем на час, и Зарецкий имел все основания не допустить кровавого исхода, объявив его неявившимся. Но не сделалэтого.

- Почему Зарецкий так себя ведет? (Зарецкий вел себя не только не как сторонник строгих правил искусства дуэли, а как заинтересованное в максимально скандальном и шумном – что применительно к дуэли означало кровавом – исходе).

Онегин тоже нарушает правила дуэли, чтобы показать свое презрение к истории, в серьезность которой все еще не верит.

3. БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.

А теперь перенесемся во времени назад и посмотрим на наших главных героев перед дуэлью. Действительно ли Ленский был решительно настроен на поединок? (Строфа 15 -23)

Уже нет. Он не видит в Ольге перемен и чувствует, что он любим. Но, будучи романтиком, он практически убеждает себя с присущим романтизму пафосом, что Онегин – злой развратитель, искушающий молодое сердце. «Он мыслит: буду ей спаситель… Все это значило, друзья: с приятелем стреляюсь я». Дорога ему сейчас собственная жизнь? Сейчас, когда он вновь почувствовал счастье? Безусловно.

Какие же мысли занимают ум и сердце Онегина перед поединком? Желает ли он поединка с другом? (Найти ответ в 10 строфе)

Он обвинял себя во многом:

Во-первых, он уж был неправ,

Что над любовью робкой, нежной,

Так подшутил вечор небрежно.

А во-вторых: пускай поэт

Дурачится: в осьмнадцать лет

Оно простительно. Евгений,

Всем сердцем юношу любя,

Был должен оказать себя не мячиком предрассуждений…

Он мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь.

- Оба наших героя терзаются сомнениями. Что же для Онегина становится причиной участия в дуэли? (Мнение света)

- Какой комментарий этой ситуации дает Пушкин? « Но дико светская вражда боится ложного стыда».

Действительно, ложного стыда. Во всей этой истории читателя не покидает ощущение какого-то абсурда происходящего, чего-то неправильного. Я предлагаю вашему вниманию фрагмент экранизации романа «Евгений Онегин» английским режиссером Мартой Файнс.

Интересна история создания фильма. Английский актер Рэйф Файнс, прочитав в 1998 г. роман Пушкина, был так потрясен историей любви Татьяны и Евгения, что решил непременно снять фильм. И благополучно сделал это благодаря своей сестре-режиссеру, а сам снялся в главной роли. Очень радует, что произведения А.С.Пушкина тревожат сердца людей не только нашей страны.

Удалось ли актерам передать то состояние, которое испытывали Онегин и Ленский? И еще подумайте, пожалуйста, если бы вы были консультантами съемочной группы, высказали бы какие-то пожелания, касающиеся соответствия событий фильма тексту романа?

Просмотр фрагмента фильма «Онегин».

4. ОБСУЖДЕНИЕ ПРОСМОТРА.

Учащиеся высказывают свое мнение.

Мне кажется, очень удачно передано смятение Ленского, его неуверенность в словах обвинения, обращенных к Онегину, боязнь трагического исхода. Онегин тоже находится в двойственном состоянии: идет на поединок, но очень неохотно. А особенно выразительно и ярко показано потрясение героя, вызванное осознанием содеянного:

Онегин к юноше спешит,

Глядит, зовет его…напрасно.

В тоске сердечных угрызений…глядит на Ленского…

Убит! Сим страшным восклицаньем

Сражен, Онегин с содроганьем отходит.

- Какие несовпадения отметили бы консультанты? Проверим внимательность.

Неточности:

    время года (по роману – зима, в фильме – осень);

    появилась как свидетель Татьяна,

    Онегин очень настоятельно просит Ленского одуматься,

    Ленский был убит пулей навылет в грудь, а не в висок.

Вернемся к теме нашего урока. На мой взгляд, эпизод фильма наглядно продемонстрировал нам ужасный лик совершенно нелепой, бесцельной смерти 18-летнего(!) юноши.

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

- Только ли по вине Онегина и Зарецкого все-таки погибает Ленский? Виновато общественное мнение, навязывавшее людям диктат норм поведения. Основной механизм, при помощи которого общество, презираемое Онегиным, тем не менее властно управляет его поступками, - боязнь быть смешным или сделаться объектом сплетен.

Четко следовать дуэльному кодексу, который установлен кем-то негласно, или поступить так, как подсказывают сердце и душа? К сожалению, на чаше весов более весомым оказалось мнение света, а не естественные человеческие чувства, которые Онегин испытывал к Ленскому.

- В случае, если бы Ленский не погиб, какой жизненный путь был бы ему уготовлен? (Строфа 36 и далее) Какой из предсказанных вариантов судьбы Ленского вам кажется более верным? Почему?

Эти размышления и станут вашим домашним заданием.

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Сочинение-рассуждение (не менее 150 слов): «Какой из вариантов судьбы Ленского мне кажется более верным и почему?»

Список использованной литературы

    Мещеряков В.П. «Дела давно минувших дней…»: Историко-бытовой комментарий к произведениям русской классики XVIII -XIX веков/ В.П.Мещеряков, М.Н.Сербул. – М.: Дрофа, 2003.

  1. Пушкин в школе. Пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов. Сост. В.Я.Коровина. – М.: РОСТ, Скрин, 1998.

Загрузка...
Top