Жанровое своеобразие беллетристической повести «О Петре и Февронии Муромских». Жанровое и идейно-эстетическое своеобразие «Повести о Петре и Февронии»

МОУ «Красногорская СОШ №1»

Открытый урок на тему

Жанровое своеобразие и герои

«Повести о Петре и Февронии»

Ермолая Еразма.

Выполнила:

Учитель литературы

О.А.Савагина.

П. Красногорский 2005-06 учебный год.

Показать жанровое своеобразие «Повести...» как одного из средств создания образов Петра и Февронии; продолжить формирование умения выделять и объяснять средства создания характера героя; воздействовать на личность уч-ся с целью формирования высоко нравственного человека; стимулировать стремление уч-ся в попытках глубже разобраться в произведении и высказать своё мнение, показать непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека; воспитывать посредством музыки и элементов драматизации эстетический вкус уч-ся.

Оборудование.

Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, иллюстрации, иконы, репродукции, выставка книг, костюмы. Атрибуты для драматизации, магнитофонные записи. Электронная презентация урока.

^ Ход урока.

Оргмомент.

Объявление темы урока, презентация, слайд №1(ИКТ)

На предыдущем уроке мы познакомились с содержанием «Повести...». Домашним заданием было - охарактеризовать главных героев повести.

Цель сегодняшнего урока - рассмотреть жанровое своеобразие произведения, или другими словами определить его жанровую структуру, будем учиться анализировать образы героев, что поможет нам оценить идейное содержание повести., презентация, слайд №2(ИКТ)

3. ^ Чтение эпиграфа, презентация, слайд №3(ИКТ)

Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достояния. Это слова замечательного русского писателя, знатока древнерусской литературы Ивана Бунина. Действительно, древние письмена - это отзвуки богатейшей славянской культуры, они являются архивом народа, сокровищницей деяний предков. Настало время вспомнить о тех, кто владел пером в давние годы и рассказать о певцах, монахах, странниках, проповедниках. Одним из них был автор «Повести...»

5. Прослушаем начало повести. Элементы какого жанра присутствуют в отрывке? /сказки/ Вспомним, что называется сказкой?

Сказка - это художественный рассказ фантастического, приключенческого содержания, включает в себя поучение. Сказки делятся на три группы: волшебные, о животных, бытовые. Перечислите сказочные элементы этой повести. На доске в столбик «Сказка» записываются названные элементы: презентация, слайд №4(ИКТ)

1. о герое - змееборце

2. образ летающего змея

3. образ чудесного Агрикового меча: Агрик - сказочный

Богатырь

4. о мудрой деве - быт.

Вспомним названия бытовых сказок, в которых присутствует образ мудрой девы. / «Мудрая жена», «Семилетка»/.

Сказка бы здесь и закончилась, а повесть только начинается. Присутствуют ли в этом произведении элементы такого жанра, как повесть. Дадим определение этому жанру.

^ Повесть - эпическое произведение, которое меньше по объёму, чем роман, и больше, чем рассказ. Здесь несколько сюжетных линий. презентация, слайд №5(ИКТ)

«Повесть».

Исторически точны названия мест / дана установка на достоверность;

Рассказана история бояр, погрязших в междоусобице;

Детали быта / описание покоев, врачевания, бортничанья, боярских пиров/.

В этой повести есть всё, что было свойственно действительности: и злое, и доброе, и тягостное, и благостное. Только жизнь здесь изображена необычно. Историческое повествование и волшебная сказка сплавлены неразделимо в нечто новое.

На наших глазах сюжет, традиционный для волшебных сказок, незаметно приобретает черты жанра житие.

Что такое житие. Каковы цели этого жанра?
презентация, слайд №6(ИКТ) «Житие»
Назовём черты жития в этом произведении:

Рассказ о жизни святых;

Идеальные образы героев;

Истинные слуги Бога.

Вывод: В чём же жанровое своеобразие этого произведения? Назовём основной жанр этого произведения.

Докажите. А может кто-то думает иначе. Для создания образов преподобных Петра и Февронии автор использует элементы сразу нескольких жанров: исторической повести, сказки, жития. Основной же жанр - житие.

Какова композиция произведения? Что такое композиция? Давайте вспомним, о чём говорится в 1 части. Прослушайте пересказ 1 части. Ваша задача - внимательно прослушать и проанализировать пересказ.

^ Пересказ уч-ся. Анализ пересказа, сообщения учеников. А сейчас проверка дом.задания. Заслушаем характеристики главных героев «Повести...»

Следующий этап работы - будем размышлять о характере главных героев. Цель нашей беседы - углубить представление об этих образах. Эта беседа поможет лучше справиться с дом. заданием -творческой работой, связанной с этими прекрасными образами.

Переходим ко 2 части «Повести...». О чём она? ^ О мудрой деве, ставшей женой князя, в основе этой части лежит история любви.

Вспомним, что стало поводом для их знакомства? (слайды с иллюстрациями 7,8, ИКТ)

Почему слуга не может понять в словах древолаза?

Узнав от девицы, что её зовут Феврония, гонец рассказывает ей о болезни князя и просит помочь найти искусного врача.

Как отвечает Феврония? /новая загадка/

Как её растолковывает Феврония?

Что можно сказать о Февронии, зная об этих условиях исцеления? Каковы её представления о человеке, в котором она видит своего будущего мужа. /Феврония из рассказа о Петре знает, что он сражался со змеем/

Для неё это свидетельство чего? /Сила веры, мужественности, самоотверженности - свойства настоящего мужского характера

Должны дополняться высокими душевными качествами: добросердечием, кротостью, смирением/ Таковы представления Февронии об идеале.

Какие чувства испытывает Пётр, услышав рассказ о необычной девушке?/ Он удивлён девичьим разумом, горит нетерпением встретиться с нею.

Причина нетерпения? Исцеление.

Думает ли он об обязательстве жениться на Февронии?

Какое решение он принимает? /Откупиться от девушки, притворно приняв её условие/

Предполагает ли Феврония такое решение? /Да.

Для чего князь испытывает мудрость Февронии хитрыми задачами? /Любопытство, интерес, желание самому убедиться в её уме, есть надежда на то, что задача его не будет выполнена, это избавит его от данного слова.

Как отвечает Феврония? / Она отводит неисполнимые требования такими же неисполнимыми требованиями, но уже со своей стороны.

Когда же зарождается их любовь, да и полюбил ли Пётр?
Может быть, всё дело в клятвенном обещании взять её в жёны,

Если ещё раз исцелит его.

Почему Феврония выбрала Петра, не видев его, т.к. они общались
через слуг?

Действительно, как полюбить, не встречаясь, за что?

Почему? / не внешность, не красота главное для него, как не главное это для Петра и Февронии.

За что же полюбил Пётр Февронию?

Он убедился в уме, душевной красоте девушки, она не приняла его подарков, значит, не корыстна и не жадна, «нимало не гневаясь» излечивает его ещё раз, значит не злоблива.

Мудрость, добросердечие, милосердие пленили Петра, вызвали ответное чувство, его сердце открылось.

Она обладает даром предвидения, и она знает, что князь Пётр ей суженый. Со спокойным достоинством крестьянская девушка настаивает на том, чтобы князь Пётр женился на ней, только в том случае она обещает исцелить его. Исцеление - это приобретение

Целостности, а когда нарушается данное обещание, заболевает снова. Этот брак совершился на небесах.

Чем они заслужили такое счастье?

За что невзлюбили новую княгиню бояре? Что это за козни? Чем они вызваны?

Почему князь принимает такое решение - пожертвовать княжением? Что определяет его выбор? Почему Ермолай напоминает слова из священного писания?

Оба они обладали сильным характером. Но кто выше по силе характера. Докажите.

Вывод Пётр чувствовал её духовное превосходство, любя за красоту душевную. За её дар любви. Он во всём её подчиняется, но сила любви друг к другу равная.

Посмотрите инсценировку, исполненную нашими ребятами.. Затем необходимо ответить на вопрос: в чём находит своё высшее проявление неиссякаемая сила любви Петра и Февронии. Оба супруга не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же час, не разлучаются и после смерти. Наперекор тем, кто пытался их разлучить.

Почему люди не хотят соблюдать наказ похоронить в одном гробу? / Люди полагали, что это несовместимо с их монашеским званием./

Своей жизнью Петр и Феврония воплотили на земле образ небесного брака. - полное единство супругов в любви, открывающее человеку прямой выход в Царство Небесное. Поэтому святая Феврония является покровительницей брака. Беседу об этих героях хотелось бы закончить так:

Когда оскудеют духовные силы,

Когда вам невмочь побороть будет зло,

И станет темно как у края могилы,

И будет вам трудно и тяжело

В такие минуты с большою любовью

Петра и Февронью, мой друг, вспомяни.

И припади к ним, как к изголовью,

Осмысли их жизнь и душой отдохни.

Итоги урока.

1 Каково жанровое своеобразие произведения?

2. Интерес к обыкновенному человеку. К быту, к определённым

Историческим условиям привёл к открытию нового литературного

Героя, в котором читатели могут узнать самого себя. Писатель

Сумел создать такой характер главной героини, который отличает

Яркая индивидуальность.

Домашнее задание, /по выбору/(слайд 9, ИКТ)

1. В последние годы стало модным отмечать день святого
Валентина, покровителя влюблённых. Справедливо ли
забывать нам о своих святых - Петре и Февронии, ставших
образцом христианского супружества. Поразмышляйте на эту
тему.

2. Сочинение - миниатюра на тему «Чем мне интересен образ
Февронии?»

Урок литературы в 7 классе по теме "Идейно-художественное своеобразие "Повести о Петре и Февронии Муромских" представляет собой урок открытия новых знаний, урок -исследование. Организуется работа в группах для выявления жанровых особенностей сказки, жития и повести в этом произведении Древней Руси. Главная мысль, которая прослеживается в ходе исследования, анализа- это семейные ценности, нравстенные заветы Древней Руси. Кроме исследовательской работы на уроке предусмотрена творческая работа, мини-сочинение "Как меня изменила "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе по теме «Идейно- художественное своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Тип урока: урок изучения новой темы, урок-исследование.

Цели урока:

Обучающие:

Совершенствовать умения учащихся анализировать прочитанное;

Выразить собственное суждение, раскрыть авторское отношение к героям и событиям, совершенствовать монологическую речь;

Формировать навыки исследовательской работы;

Развивающие:

Развивать культуру ведения дискуссии, умение отстаивать собственную точку зрения, умение выслушивать собеседника;

Воспитательные:

воспитывать нравственные качества школьников: доброту, преданность в дружбе и любви, умение прощать;

формировать нравственные семейные ценности.

Эпиграф к уроку. Семья – это общество в миниатюре,

От целостности которого зависит

Нравственность человеческого общества.

Ф.Адлер

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Слово учителя.

Ребята! В последнее время стало очень модным отмечать день святого Валентина- покровителя влюбленных. Но ведь в русском православном календаре есть свой День влюбленных – 8 июля, связанный с историей святых супругов Петра и Февронии Муромских – покровителей семьи и брака, чьи любовь и супружеская верность вошли в легенды. Жизнь Петра и Февронии – история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи.

С 2008 года день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности. Символично, что этот праздник впервые отмечался в 2008 году, который объявлен годом семьи. Очень много людей в этот день совершает паломничество в Муром, чтобы поблагодарить святых Петра и Февронию за покровительство в их семейной жизни или попросить о даровании семейного лада и счастья.

Обратимся к эпиграфу урока.

Ф.Адлер говорил: «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит нравственность человеческого общества».

Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом сегодняшнему нашему уроку?

А что, на ваш взгляд, главное в жизни? (великодушие, доброта, сострадание, мудрость, верность, честность…)

Как вы думаете, может ли меняться отношение к главным истинам в жизни человека на протяжении веков или оно остается неизменным?

Возможно, что в древности мы найдем ответ на этот вопрос, ведь древнерусская литература составляет период в 700 лет (с 10в. по 17в.)

Сегодня мы погрузимся в мир древнерусской литературы – спокойный, торжественный, созерцательный, мудрый. Перенесемся в далекий 16 век…

Дома вы прочитали «Повесть о Петре и Февронии Муромских», а сегодня обратимся к произведению еще раз, чтобы понять, что же хотел сказать нам автор, какие темы поднимает в повести, какие проблемы волновали писателя далекого прошлого.

Первая часть нашего урока пройдет в виде защиты ваших проектов-исследований, которые вы самостоятельно приготовили в группах или историков, или литературоведов.

Первая группа «Историки».

-«Повесть о Петре и Февронии Муромских» является одним из шедевров древнерусской литературы, и имя автора должно стоять в ряду самых видных писателей русского средневековья. Кто же написал это произведение? Какова его предыстория? Слово – нашим историкам.

16 век- время образования единого Русского государства со стольным городом Москвой. За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария составляется обширное – 12огромных томов – собрание всех чтомых, т.е. читавшихся на Руси книг. Это собрание называлось «Великие Четьи-Минеи»

В «Великих Четьи-Минеях» по порядку месяцев и дней излагались рассказы о жизни святых Православной церкви. Русская пословица гласит: «Не стоит город без святого, селение- без праведника». И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях. Священнику Ермолаю, писателю и публицисту, было поручено написать житие о Муромских святых Петре и Февронии.

Читая произведение, мы обратили внимание, что автор пишет: «В одно время приняли они монашество и облачились они в иноческие одежды. И назван был в иноческом чину блаженный князь Петр Давидом, преподобная Феврония в иноческом чину была названа Ефросинией».

Нас заинтересовал вопрос: «Князь Петр – истинный герой или был прототип?

Муром славился легендами. Самой поэтичной из Муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. До сих пор неизвестно, кого можно назвать прототипами героев. Но чаще всего, как мы выяснили, прототипом героя повести, князя Петра, называют князя Давида Юрьевича, правившего Муромом в начале 13 века. Он женился на крестьянке Ефросинии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Брак князя с простой крестьянкой вызвал злобные наветы, но супруги счастливо прожили до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли монашество и умерли в 1228 году.

Повесть стала подлинным шедевром древнерусской литературы, она была написана после канонизации,т.е. причисления к лику святых Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Ею зачитывались в Московском государстве, до наших дней сохранилось 150 списков этого произведения

Вторая группа «Литературоведы». Она представляет материал, доказывающий что «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - произведение фольклора имеет много общего со сказкой.

Как известно, митрополит Макарий не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи- Минеи». Почему? Каковы особенности жанра данного произведения?

В ходе выступления групп в тетрадях учащиеся заполняют таблицу.

Сказка

Житие

Повесть

Сказка- фольклорное произведение с установкой на вымысел.

Прочитав «Повесть о Петре и Февронии Муромских», мы выявили следующие черты сказки:

1.Начало произведения напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда-то князь по имени Павел…»

2.Повесть начинается событием, которое, несомненно, перешло сюда из сказки: к жене князя Павла стал прилетать Змей и обольщать ее.

3.Первая часть похожа на волшебную сказку о герое- змееборце, вторая- на бытовую сказку о мудрой деве. Как и во всех сказках есть сказочный герой – змей- искуситель.

4.По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает Зло:Петр победил змея.

5.Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например, «Плохо,когда дом без ушей, а горница без очей».

6.Хитроумные задания-испытания(задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена).

7.Волшебные предметы(например, Агриков меч, от которого гибнет Змей).

8.Постоянные эпитеты: «лукавый змей», «мудрая дева» идр.

Таким образом, выявленные нами черты, характерные для волшебной и бытовой сказки, позволяют нам отнести «Повесть о Петре и Февронии Муромских» к жанру фольклора.

Необходимо отметить, что с развитием сюжета образы Петра и Февронии все больше и больше начинают приобретать черты русских святых.

Третья группа «литературоведы». Они исследовали «Повесть…» как житийное произведение.

Житийная литература была очень популярна на Руси. Слово «житие» означает «жизнь».Житиями назывались произведения, рассказывающие о святых- государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. Житие – это жизнеописание святых.

Жития имели определенную структуру:

1.Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.

2.Основная часть- рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах.

3.Завершалось житие похвалой святому.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» написана в форме жития –это художественная биография людей, причисленных к лику святых.

В ходе исследования мы выявили следующие черты житийного жанра.

2.Есть похвальное слово святым: «Мы же по силе нашей да воздадим похвалу им…

3.Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.

4.Чудеса, которые творят герои(например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали пышными деревьями).

5.Необычная смерть и посмертные чудеса(верные супруги не только умерли в один день и час, но и не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).

В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.

Но как мы можем отметить, в повести нет традиционного для житийного жанра построения произведения(лишь финал- классический образец жития)

Четвертая группа « литературоведы». Они нашли в произведении элементы исторической повести и предложили материал для обсуждения.

Жанр произведения определен в названии: «Повесть». В ходе исследования мы выявили следующие жанровые особенности:

1.Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность.

2.Герои повести- реальные люди. Князь, прежде чем начать лечение, хочет испытать мудрость Февронии и дает ей невыполнимые задания. В сказке такие задания выполняются со сказочной быстротой. Не то в повести. Феврония на лукаыре задание отвечает не менее лукавым.

3. Детали. Например, Феврония обматывает нитку вокруг иглы: «…остановилась и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг нее нитку, которой вышивала…» Эта деталь показывает изумительное душевное спокойствие Февронии, с которым она решается на смерть с любимым человеком. Автор многое сказал о ней только одним этим жестом.

4.На первый план выдвигается личность крестьянки.

5.Тема социального неравенства.

6.История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

Таким образом, в данном произведении есть элементы исторической повести.

Итак, каков жанр у этого произведения? «Повесть о Петре и Февронии Муромских»- это фольклорное или литературное произведение? Можно ли назвать это произведение житием?

Это житийная повесть с элементами народно- сказочного характера.

Обобщающая беседа.

Мы с вами знаем, что Петр и Феврония не случайно стали героями повести. Князь Петр для писателя – воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о правлении Петра, автор показал, какой должна быть эта власть. Но он показал и образец супружеской жизни, верности и веры. Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро – главнее всего для автора.

Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал осуждения? (Не женился сразу на Февронии, стал ее испытывать, когда жены бояр стали наговаривать на нее, например, про крошки, которые она собирает).

Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения? (Он учит ценить людей не по происхождению, а по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные). В этом и состоят нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней? (Сочувствовали, жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре; уважали за ум, верность, радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и приняли ее).

Почему автор не рисует портретов героев повести? (Не внешность, не красота главное для него, как не главное это для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Ведь до того, как Петр взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и общались через слуг).

В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Оба супруга, не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их разлучить).

А каково, по вашему мнению, отношение автора к Петру и Февронии? (Писатель воспел мудрость простой крестьянки, князя, их верность, любовь, благородство, преданность).

В чем основная ценность книги? Какие жизненные ценности утверждаются в ней? Каковы заветы литературы Древней Руси?

Эта повесть – гимн вере, любви, верности.

Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.

Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви- основная идея повести.

Сочинение-миниатюра «Как меня изменила «Повесть о Петре и Февронии Муромских»?(2-3 предложения)

Слово учителя . Читая древнерусскую литературу, мы познаем себя, свою душу, делаем жизнь свою более наполненной, познаем свой смысл в ней.

Чтение отрывков из сочинений-миниатюр.

Подведем итоги урока.

Чем запомнился вам сегодняшний урок?

Чем обогатила вас история Петра и Февронии?

О каких вечных темах мы говорили сегодня?

Нравственные заветы Древней Руси. Нужны ли они сегодня?

Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос: «Какие семейные ценности актуальны в наше время?»


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Университет Российской Академии Наук

по предмету: Древнерусская литература

на тему: Повесть о Петре и Февронии. Особенности жанра повести связана со смертью князя и княгини

Работу выполнила:

Юрникова Яна

Москва, 2011 год

1. Краткое содержание Повести о Петре и Февронии

В городе Муроме правил князь Павел. К его жене дьявол прислал летающего змия на блуд. Ей он являлся в своем виде, а другим людям казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу, но тот не знал, что делать. Он велел жене выспросить у змия, от чего тому смерть может прийти. Змий рассказал княгине, что смерть его будет «от Петрова плеча, от Агрикова меча».

У князя был брат по имени Петр. Он начал думать, как убить змия, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребенок показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч.

Однажды Петр пришел к брату. Тот был дома, в своей комнате. Потом Петр пошел к снохе и увидел, что брат уже сидит у нее. Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришел к снохе и убил змия. Змий явился в своем естестве и, умирая, обрызгал Петра кровью.

Тело Петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его вылечить. Больного привезли в Рязанскую землю и стали там искать врачей. Его слуга пришел в Ласково. Зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую полотно. Это была Феврония, дочь древолаза, добывающего мед. Юноша, видя мудрость девицы, поведал ей о беде, постигшей его господина.

Феврония ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила привезти Петра к ней в дом. Когда это было исполнено, Феврония вызвалась сама взяться за лечение, если Петр возьмет ее в жены. Князь не принял всерьез ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза, но пообещал сделать это в случае исцеления.

Она дала ему сосуд своей хлебной закваски и велела идти в баню, помазать там закваскою все язвы, кроме одной. Петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время, пока он будет в бане. В ответ Феврония послала ему обрубок полена, чтобы князь сделал из него за это время ткацкий станок. Петр сказал ей, что это невозможно. А Феврония ответила, что так же невозможно выполнить и его повеление. Петр подивился ее мудрости.

Наутро он проснулся здоровым - на теле была лишь одна язва, - но не выполнил обещания жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь уехал в город Муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.

Павел умер, и Петр стал править Муромом. Бояре не любили княгиню Февронию из-за ее происхождения и наговаривали на нее Петру. Один человек рассказал, например, что Феврония, вставая из-за стола, собирает в руку крошки, как голодная. Князь велел жене пообедать вместе с ним. После обеда княгиня собрала со стола крошки. Петр разжал ее руку и увидел в ней благовония.

Потом бояре прямо сказали князю, что не желают видеть Февронию княгиней: пусть возьмет себе какое хочет богатство и уходит из Мурома. То же самое они повторили на пиру самой Февронии. Она согласилась, но захотела взять с собой только супруга. Князь следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось при этом отказаться от княжества. А бояре были довольны таким решением, ибо каждый из них сам хотел быть правителем.

Петр и Феврония уплыли из города по Оке. На том судне, где была Феврония, находился еще один человек с женой. Он взглянул на Февронию с неким помыслом. А она велела ему зачерпнуть воды по правую и по левую сторону лодки и отпить. И потом спросила, какая вода вкуснее. Услышав, что одинаковая, Феврония пояснила: одинаково и естество женское, поэтому нечего помышлять о чужой жене.

На берегу приготовили еду, и повар подрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы. А Феврония благословила эти деревца, и наутро они сделались большими деревьями. Петр и Феврония собирались ехать дальше. Но тут пришли вельможи из Мурома и стали просить князя и княгиню вернуться, чтобы править городом.

Петр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.

Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно. Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку. Одновременно князь и княгиня приняли монашество. Петр получил во иночестве имя Давид, а Феврония стала Ефросинией.

Ефросиния вышивала воздух для храма. А Давид прислал к ней письмо: он ждал ее, чтобы вместе умереть. Монахиня просила его подождать, пока она закончит вышивать воздух. Во втором письме Давид писал, что может ждать недолго, а в третьем - что ждать больше не может. Тогда Ефросиния, закончив вышивать лицо последнего святого, одежды же не закончив, послала сказать Давиду, что готова к смерти. И, помолившись, они оба умерли 25 июня.

Тела их положили в разных местах: Давида - у соборной церкви Богородицы, а Ефросинию - в Воздвиженском женском монастыре. А общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать, поставили в церкви Богородицы.

Наутро их отдельные гробы были пусты, а тела святых покоились «в едином гробе». Люди перехоронили их по-прежнему. А наутро снова нашли их в общем гробу. Тогда люди не посмели больше касаться тел святых и, исполнив их волю, похоронили вместе, в соборной церкви Рождества Богородицы. Те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление.

2. Образ Петра (Давида) в повести

Петр - муромский князь, один из главных героев. Имя героя является вымышленным, так как Повесть создавалась Ермолаем-Еразмом на основе преданий. В научной литературе принято считать, что в предании за вымышленными именами муромских князей следует видеть реальных исторических; лиц. Чаще всего имена Петра. и его брата Павла соотносят с двумя братьями - Владимиром и Давидом, правившими в Муроме после смерти их отца князя Георгия с 1175 по 1203 г.

С 1203 (после смерти Владимира) по 1228 г., на княжеском престоле был младший брат Давид. Согласно другой точке зрения, князя Петра, отождествляют с князем Петром, жившим в начале XVI века, который являлся родоначальником бояр Овцыных. Имя этой исторической личности известно только по родословной, составленной не ранее конца XVI века.

Повесть делится на четыре части. Петр является действующим лицом во всех четырех частях. Первый эпизод повести основан на фольклорном сюжете змее-искусителе. Но наряду со сходством между князем Петром и героями волшебных сказок можно обнаружить и различия. Например, князь Петр не проходит предварительного испытания, а Агриков меч находит в церкви благодаря ангелу, явившемуся к нему в виде отрока. Главный герой не проявляет своих черт (храбрость, ловкость, доброта). Напротив, является чудо, что, разумеется, ближе к житийным, нежели сказочным канонам. Другое отличие: герой сказки не колеблется, вступая в борьбу. Петр же сомневается, так как змей принимает облик любимого брата. Поэтому герою приходится сначала точно выяснить, где в это время находится князь Павел. И наконец, вместо вознаграждения, положенного герою волшебной сказки, князь Петр получает болезнь. Такое завершение первой части мотивирует дальнейший ход повествование.

Во второй части главным действующим лицом является Феврония. Князь Петр отправляется на поиски лекаря. И его слуга, случайно попав в деревню Ласково (сохранилась в Рязанской обл. до настоящего времени), встречается там с крестьянской девушкой Февронией. Феврония задает мудрые загадки слуге князя и остроумно отвечает на невыполнимые просьбы князя Петра. Затем Феврония соглашается вылечить князя с условием, что он возьмет ее в жены после выздоровления. Последняя часть повести связана со смертью князя и княгини. Постригшись и поселившись в монастыре, супруги договорились умереть в один день и завещали похоронить их в одном гробу. Их похоронили раздельно, в мужском и женском монастырях, но на следующее утро обнаружили, что тела их лежат в одном гробу. Люди несколько раз пытались положить их отдельно, но затем поняли, что это Божественное чудо, и похоронили Петра и Февронию вместе. В последнем рассказе подводится итог взаимоотношений между Петра и Февронией. Благодаря мудрости, такту, благородству Февронии супруги прожили счастливую жизнь и в конце ее пришли к полному согласию. Здесь ведущим персонажем является Феврония, а Петр как бы в очередной раз подвергает ее испытанию: она должна выбрать между прямым служением Богу (вышивание воздуха) и любовью к земному человеку, верностью своему слову. И в целом в повести Петр, как герой не отличается активностью, а лишь совершает ошибки, которые исправляются благодаря мудрости Февронии.

3. Образ Февронии (Ефросинии) в повести

Феврония - главная героиня повести. Необычность ее заключается прежде всего в том, что она, являясь героиней жития, сама действует исключительно активно. На первый план выдвигаются ее личные достоинства: ум, благородство, кротость, благодаря которым она самостоятельно с честью выходит из различных жизненных коллизий и конфликтов. Феврония - один из немногих персонажей древнерусской литературы, которые поднимаются вверх по социальной лестнице (опять же только благодаря личным достоинствам, и прежде всего уму), нарушая при этом средневековые представления об иерархии: дочь древолаза (собирателя дикого меда) становится женой князя (в подобные ситуации достаточно часто попадают герои фольклора, но не литературы). Но странным образом изменение общественного положения героини не нарушает общей гармонии в мире людей. Напротив, сама Феврония создает эту гармонию вокруг себя.

В первой части повести Феврония не участвует в действии. Сюжет второй части можно сопоставить с сюжетом сказки о мудрой деве. Обычно в этой сказке повествование построено на том, что человек высокого социального статуса (царь, князь, барин) вынужден решать какую-либо трудную задачу. Неожиданно эту загадку решает девушка-крестьянка. Царь или барин состязаются с ней в мудрости, мужчина в итоге признает превосходство женщины над собой и берет ее себе в жены. На сюжетном уровне повесть и сказка похожи, но в повести речь идет о состязании не только в сообразительности, но и в благородстве.

В третьей части повести описывается конфликт между муромскими боярами и Февронией. Здесь можно провести фольклорную сюжетную параллель: мудрая дева, выйдя замуж, нарушает запрет мужа не вмешиваться в его дела, за что тот выгоняет ее, разрешив взять самое дорогое. Героиня уводит с собой мужа и объясняет, что поступила так, как он ей разрешил. Таким образом, она еще раз доказывает свою мудрость, и конфликт между супругами мирно разрешается. В сказке напряженность создается тем, что героиня должна остроумно переиграть своего партнера. Конфликт же Февронии с боярами возникает из-за того, что они недовольны крестьянскими привычками. Князь Петр самоустраняется от решения этого конфликта, предоставив жене решать их дальнейшую судьбу. Правда, он вскоре начинает сомневаться в правильности своего поступка - оставления княжества ради жены. Феврония, в отличие от героини сказки, должна не перехитрить мужа, а убедить его преодолеть сомнения. Следовательно, повествование держится на описании взаимоотношений между главными героями, где Петр всегда проявляет отрицательные качества или пассивность, а Феврония разрешает любую ситуацию самостоятельно.

В четвертой части, когда герои умирают, Феврония опять делает правильный выбор, теперь уже между богоугодным делом (вышивание воздуха) и любовью к мужу (Феврония держит свое обещание умереть в одно время с Петром). Правильность выбора подтверждается чудом: тела князя и княгини оказывались по воле Бога в одном гробу вопреки стараниям людей, которые пытались похоронить их по отдельности. Этим актом подтверждается правильность поступков героев и их святость.

4. Особенности повести

Как мы видим, повесть состоит из четырех новелл, объединенных трехчленной композицией и идеей всемогущества любви.

Повесть не связана с какими-либо конкретными историческими событиями, а отражает возросший интерес общества к личной жизни человека.

Жанр повести не находит себе соответствий ни с исторической повестью, ни с агиобиографией. Наличие поэтического вымысла, восходящего к традициям народной сказки, умение автора художественно обобщать различные явления жизни, позволяют рассматривать повесть как начальную стадию развития жанра светской бытовой повести. О ее популярности свидетельствуют многочисленные списки (четыре редакции) и переработки.

Повесть в дальнейшем оказала влияние на формирование Китежской легенды, необычайно популярной в старообрядческой среде. Эта легенда изложена в романе П.И. Мельникова-Печерского «В лесах», в очерках В.Г. Короленко. Поэтическая основа легенды пленила Н.А. Римского-Корсакова, создавшего на ее основе оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». повесть народный поэтический

Стиль данной повести строго соблюдает этикет, церемонию, в нем преобладают абстрагирующие начала в изображении героев, которые предстают перед читателем во всем блеске и величии украшающих их добродетелей.

Они произносят торжественные речи, соответствующие их сану и ситуации. Они совершают свои деяния в строгом соответствии со своим официальным положением.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Личность Ермолая-Еразма – автора "Повести о Петре и Февронии Муромских". История создания и особенности содержания повести. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" - отражение христианского понимание брака. Духовные ценности традиционной русской семьи.

    курсовая работа , добавлен 29.06.2010

    Особенности работы Чехова над повестью "Три года". Эволюция творческого жанра от "романа" к повести. Описание системы образов в повести "Три года", ее художественное своеобразие. Литературные приемы, используемые писателем для раскрытия образов героев.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2011

    История создания повести "Котлован". Обзор критических и научных работ, посвященных творчеству русского писателя Андрея Платонова. Трансформация хронотопа дороги. Изучение речевой структуры художественной системы повести. Повесть как прозаический жанр.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2015

    Возникновение жанра бытовой повести и ее проблематика. Характеристика жанра бытовой повести XVII века. Анализ фольклорных элементов "Повести о Горе-Злочастии". Средства типизации жизненных явлений в этот период. Связь повести с народными песнями.

    реферат , добавлен 19.06.2015

    Проблема палеографических особенностей "Повести временных лет". Выявление стилистической неоднородности летописи, анализ значения и грамматической формы слов. Обзор работ о языке Лаврентьевского списка Повести, сравнение со стилями других списков.

    реферат , добавлен 20.11.2012

    Выявление изменений в жизни женщины эпохи Петра I на примере анализа произведений литературы. Исследование повести "О Петре и Февронии" как источника древнерусской литературы и проповеди Феофана Прокоповича как примера литературы Петровской эпохи.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2011

    Идейно-художественное своеобразие повести Достоевского "Дядюшкин сон". Средства изображения характера главных героев в повести. Сон и реальность в изображении Ф.М. Достоевским. Смысл названия повести Достоевского "Дядюшкин сон".

    курсовая работа , добавлен 31.03.2007

    Место повести "Старик и море" в творчестве Эрнеста Хемингуэя. Своеобразие художественного мира писателя. Развитие темы стойкости в повести "Старик и море", ее двуплановость в произведении. Жанровая специфика повести. Образ человека-борца в повести.

    дипломная работа , добавлен 14.11.2013

    История создания повести. Болдинская осень, как необычайно плодотворный период творчества А.С. Пушкина. Краткое содержание и особенности повести "Выстрел", написанной поэтом в 1830 г. Описание главных и второстепенных героев и символики произведения.

    презентация , добавлен 12.11.2010

    Раскрытие художественного мастерства писателя в идейно-тематическом содержании произведения. Основные сюжетно-образные линии повести И.С. Тургенева "Вешние воды". Анализ образов главных и второстепенных персонажей, отраженных в текстовых характеристиках.

Исследователями повести обнаружены очевидные параллели между сюжетом жития муромских святых и русскими сказками. Кроме того, произведение Ермолая-Еразма содержит ряд традиционных мотивов, восходящих к старофранцузскому эпосу (роману о Тристане и Изольде): Изольда излечивает Тристана, зараженного кровью чудовища; гонители требуют изгнания Изольды; гробницы Тристана и Изольды соединяет терний, и все попытки его уничтожить оказываются тщетными.

Тем не менее, интерпретация "Повести о Петре и Февронии" как произведения, прославляющего земные чувства, представляется недостаточно обоснованной. Дело в том, что сам текст повести противоречит столь определенному выводу. Ни Петр, ни Феврония не говорят о любви. Их брак не плотский, а духовный, строится на соблюдении евангельских заповедей и, соответственно, приобретает характер союза с Богом. Не следует также забывать о том, что главная героиня в сущности не добивается каких бы то ни было земных благ, благополучия; ее мудрость сродни прозорливости, а не человеческой хитрости.

Феврония не действует силой внушения, но лишь послушно следует высшему знанию: ей открывается то, что скрыто от других людей. В этом, вероятно, нет исключительной заслуги Февронии, хотя условием получения пророческих способностей становится сама благочестивая жизнь. Поэтому святая совершает чудеса «своим благословением». Она, безусловно, побеждает в мудрости героев-мужчин (самого Петра, княжеского отрока, завистливых бояр). Главной темой повести, таким образом, становится тема ума и как провидческого дара, и как религиозно-нравственной интуиции. Не случайно произведение открывается пространным богословским предисловием, в котором говорится о духовном устройстве человека.

Наделенная особой чистотой духовного "ума", Феврония выступает орудием высшей воли, способствуя исправлению и спасению других людей. Ее роль в структуре произведения символична. Мудрая женщина олицетворяет собой образ первозданного человека, земного царя всего творения. Недаром во второй новелле Феврония предстает как повелительница созданного Богом «тварного» мира и наставница заблудшего человека: заяц в ее горнице является, судя по всему, символом первозданной природы, господином которой был праведный Адам до своего грехопадения. В то же время заяц мог олицетворять собой грешника, преследуемого дьяволом. Соответственно, Феврония становится защитницей неразумных и слабых существ, которые подвергаются смертельной опасности. Таким образом, тема борьбы с темными демоническими силами подспудно присутствует в произведении.

Эта концепция определяет характер построения образной системы. На вершине иерархии образов находится Феврония. Ей противопоставлены неразумные люди, охваченные скверными страстями (бояре и их жены). Есть и герои, которые постепенно приобщаются к высшей мудрости. Прежде всего, это князь Петр. Он, конечно, зависит от обстоятельств, но может направить личную волю на благие дела. В результате князь должен подчиниться высшему замыслу и признать ограниченность своих возможностей, свою недостаточную мудрость. Его главным подвигом становится смирение. Следовательно, повесть прославляет не человека, а всеведение Промысла. В этом назидательный и религиозный смысл произведения. Однако автор ушел от прямого дидактизма, от непосредственной публицистичности. Ермолай-Еразм, как опытный богослов и высокоодаренный писатель, воспользовался народными преданиями, следуя требованию правдивости: он не мог, судя по всему, отступить от канвы устных рассказов, но наполнил их смыслом сугубо нравственным, преобразовав имевшийся в наличии цикл готовых сюжетов в стройное композиционное и философское целое.

В точном соответствии с композицией выстраивается общий сюжет повести. Первая новелла выполняет роль завязки сюжета, вторая — развития действия, третья — кульминации и развязки. Четвертая новелла — финальная. Это — своеобразный агиографический итог и одновременно существенный элемент любого жития — посмертное чудо, свидетельство святости.

Как писатель Ермолай-Еразм чужд высокой книжной риторики. В повести практически нет элементов витийственного стиля "плетения словес". Ведущая роль принадлежит простому изложению событий. Главной художественной приметой повествования выступает «малая» образность. С этой точки зрения, внимательное отношение к предметному миру и человеческому жесту показательно и может служить отличительным признаком индивидуальной авторской манеры книжника. Ермолай-Еразм сосредоточивается на поведении главной героини. В данном случае писатель проявил себя как мастер художественной детали: трогательно и правдиво поведение Февронии, ее простонародные манеры (чудо с превращением в фимиам хлебных крошек); значим и исполнен глубокого смысла жест вышивальщицы, обвивающей нить вокруг иглы. По-своему изображает Ермолай-Еразм и внутренний мир своих персонажей: в особенности это касается сомнений князя Петра, которые облечены в форму внутреннего голоса, напряженного и психологически верного монолога.

Важнейшими элементами художественной системы произведения следует признать диалоги, содержащие тонкие речевые характеристики. Диалогичность повести связана с народной речевой стихией, нашедшей художественную форму. Типичный обмен репликами в повести, как правило, приурочен к разгадыванию загадок, которые задает мудрая Феврония.

Символические элементы повести отмечены особым проникновенным лиризмом. В житийном рассказе нет характерных для средневековой агиографии видений, знамений, мало типичной нумерологической символики (сокровенного смысла чисел). Чудеса имеют «камерный» характер (чудо с процветшими деревцами). Безусловно, "Повесть о Петре и Февронии" явилась новым существенным этапом в развитии агиографического жанра. Совершенствуя приемы идеализации, Ермолай-Еразм ушел от абстрактного психологизма и сделал ряд первостепенных художественных открытий. Однако новаторство агиографа служило выражению традиционного духовного содержания и соответствовало общему пафосу древнерусской житийной литературы.

Повесть была создана в середине 16 века Ермолаем-Еразмом на основе муромских устных преданий. После канонизации Петра и Февронии повесть получила распространение как житие, но не была включения в сборник «Четьих-Миней», так как резко расходилась с житийным каноном. Повесть прославляла силу и красоту женской любви, способной преодолеть все жизненные невзгоды и одержать победу над смертью.

Героями повести являеются исторические лица: Пётр и Феврония княжили в Муроме в начале 13 века. Однако в повести историчны только имена, вокруг которых был создан ряд народных легенд, которые и легли в основу сюжета повести.

Феврония – очень мудрая женщина. Когда слуга князя Петра приходит в избу и застает её в простых одеждах перед ткацким станком, спрашивает, есть ли кто из мужчин в доме, Феврония отвечает ему непонятной для него речью. Потом она объясняет, что: уши дому – собака, глаза – ребёнок, ни то, ни другого у неё нет, а родители ушли на похороны взаймы плакать, ибо когда сами умрут по ним тоже будет плач.

Она также одерживает победу и над Петром, состязаясь с ним в мудрости. Когда тот попросил её сделать рубашку, штаны и полотенце из пучка льна, пока она моется в бане, она взамен попросила его сделать ткацкийстанок из щепки, на что Пётр сказал, что это невозможно. То же самое сказала ему и по поводу пучка льна.

Затем она взамен лечению просит Петра взять её в жёны. Тот соглашается, но по выздоровлению забывает про своё обещание. Феврония же не полностью излечила князя (помазала не все струпья) и когда князь вновь заболел – он со стыдом пришёл к ней просить лечения. Тогда она взяла твёрдое слово с князя жениться на ней.

Подобно героиням русских сказок Феврония борется за свою любовь, за счастье. До конца дней она сято хранит любовь к мужу. Потом по требованию муромских бояр она покидает город, взяв с собой самое для неё дорогое – супруга. Умирает Феврония одновременно с мужем, ибо не мыслит жизни без него.

В повести намечена тема социального неравенства (Князь не сразу женится на дочери бортника, бояре против того, что она нарушает «чин» — порядок).

Структура произведения как уже говорилось отлична от структуры жития. Нет описания благочестивого происхождения героев, их детства, подвигов благочестия. Чудеса, которые присутствуют в повести также более походят на сказочные (крошки, сметенные со стола Февросией превращаются в «добротный фамиам», деревца маленькие за ночь вырастают). Хотя Последнее чудо, когда возлюбленные воссоединились в одном гробу – символ вечной любви.

Повесть не отражает каких-либо исторических событий, а связана с возросшим интересом к личной жизни человека.

Загрузка...
Top