Рисунки на тему батальный жанр. Исторический и батальный жанр в живописи и графике

Исторический и батальный жанр в живописи и графике

Исторический жанр, которому свойственна монументальность, долгое время развивался в настенной живописи. С эпохи Возрождения до 19 в. художники использовали сюжеты античной мифологии, христианских легенд. Часто реальные исторические события, изображаемые на картине, насыщались мифологическими или библейскими аллегорическими персонажами. Исторический жанр переплетается с другими — бытовым жанром (историко-бытовые сцены), портретом (изображение исторических деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем ("исторический пейзаж"), смыкается с батальным жанром. Исторический жанр находит воплощение в станковых и в монументальных формах, в миниатюрах, иллюстрациях. Зародившись в древности, исторический жанр соединял реальные исторические события с мифами. В странах Древнего Востока даже существовали типы символических композиций (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством) и повествовательных циклов росписей и рельефов. В Древней Греции были скульптурные изображения исторических героев (Тираноубийцы, 477 до н.э.), в Древнем Риме создавались рельефы со сценами военных походов и триумфов (колонна Траяна в Риме, ок. 111-114). В средние века в Европе исторические события находили отражение в миниатюрах хроник, в иконах.
Батамльный жанр (от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром.

Игорь-князь с могучею дружиной
Мила брата Всеволода ждет.
Молвит буй тур Всеволод: "Единый
Ты мне брат, мой Игорь, и оплот!
Дети Святослава мы с тобою,
Так седлай же борзых коней, брат!
А мои, давно готовы к бою,
Возле Курска под седлом стоят.
2
А куряне славные -
Витязи исправные:
Родились под трубами,
Росли под шеломами,
Выросли как воины,
С конца копья вскормлены.
Все пути им ведомы,
Все яруги знаемы,
Луки их натянуты,
Колчаны отворены,
Сабли их наточены,
Шеломы позолочены.
Сами скачут по полю волками
И, всегда готовые к борьбе,
Добывают острыми мечами
Князю - славы, почестей - себе!"
Отрывок из "Слово о полку Игореве".
- В России активное развитие батального жанра начинается в XVIII веке - со времени грандиозных побед Петра I и его полководцев. Это картины “Куликовская битва”, “Полтавская баталия” приписываемые И.Н. Никитину (ок. 1690-1750), гравюры А.Ф.Зубова с морскими сражениями.

Картина Сурикова "ПЕРЕХОД СУВОРОВА ЧЕРЕЗ АЛЬПЫ"


Русский батальный жанр (картины батальная живопись) проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов. Победы Суворова и Кутузова вдохновляли русских художников живописцев на написание картин и полотен прославляющих мужество и героизм русских воинов.
Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века. Новый подъем батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы - в плакатах и “Окнах ТАСС”, фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре.
Особо в батальном жанре и картины батальной живописи отечественной школы можно выделить создание диарам и панорам посвященных историческим битвам и сражениям.
История России наполнена и насыщена войнами и сражениями. В связи с этим русскими баталистами создано много прекрасных произведений искусства отечественного и мирового значения.
Картины батальная живопись одна из составляющих батального жанра. Прекрасные батальные картины написанные маслом на холсте выдающимися русскими художниками представлены в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.
Общий пафос работ отечественных художников на тему ратного подвига, выполненных в разных техниках и жанрах, можно выразить словами Н.К.Рериха: “Самые многочисленные враги земли Русской бывали посрамлены несломимым духом воинства русского и жертвенным самоотвержением всего народа”.

- Но восходит солнце в небеси -
Игорь-князь явился на Руси.
Вьются песни с дальнего Дуная,
Через море в Киев долетая.
По Боричеву восходит удалой
К Пирогощей богородице святой.
И страны рады,
И веселы грады.
Пели песню старым мы князьям,
Молодых настало время славить нам:
Слава князю Игорю,
Буй тур Всеволоду,
Владимиру Игоревичу!
Слава всем, кто, не жалея сил.
За христиан полки поганых бил!
Здрав будь, князь, и вся дружина здрава!
Слава князям и дружине слава!
(Слово о Полку Игореве)


Фаворский В. А.
к "Слову о полку Игореве". 1954. Гравюра на дереве

В XVII веке было введено разделение жанров живописи на «высокий» и «низкий». К первому относили исторический, батальный и мифологический жанры. Ко второму причисляли приземленные жанры живописи из повседневной жизни, например, бытовой жанр, натюрморт, анималистика, портрет, ню, пейзаж.

Исторический жанр

Исторический жанр в живописи изображает не конкретный предмет или человека, а определенный момент или событие, которое имело место в истории прошлых эпох. Он входит в основные жанры живописи в искусстве. Портрет, батальный, бытовой и мифологический жанры часто бывают тесно переплетены с историческим.

«Покорение Сибири Ермаком» (1891-1895)
Василий Суриков

В историческом жанре писали свои картины художники Никола Пуссен, Тинторетто, Эжен Делакруа, Питер Рубенс, Василий Иванович Суриков, Борис Михайлович Кустодиев и многие другие.

Мифологический жанр

Сказания, древние легенды и мифы, народный фольклор - изображение этих сюжетов, героев и событий нашло свое место в мифологическом жанре живописи. Пожалуй, его можно выделить в живописи любого народа, потому что история каждого этноса полнится легендами и преданиями. Например, такой сюжет греческой мифологии , как тайный роман бога войны Ареса и богини красоты Афродиты изображает картина «Парнас» итальянского художника по имени Андреа Мантенья.

«Парнас» (1497)
Андреа Мантенья

Окончательно мифология в живописи сформировалась в эпоху Ренессанса. Представителями этого жанра помимо Андреа Мантеньи являются Рафаэль Санти, Джорджоне, Лукас Кранах, Сандро Боттичелли, Виктор Михайлович Васнецов и другие.

Батальный жанр

Батальная живопись описывает сцены из военной жизни. Чаще всего при этом иллюстрируются различные военные походы, а также морские и сухопутные бои. А поскольку эти бои часто берутся из реальной истории, то батальный и исторический жанры находят здесь свою точку пересечения.

Фрагмент панорамы «Бородинская битва» (1912)
Франц Рубо

Оформилась батальная живопись во времена Итальянского Возрождения в творчестве художников Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи, а затем Теодора Жерико, Франсиско Гойя, Франца Алексеевича Рубо, Митрофана Борисовича Грекова и многих других живописцев.

Бытовой жанр

Сцены из повседневной, общественной или частной жизни обыкновенных людей, будь-то городской или крестьянский быт, изображает бытовой жанр в живописи. Как и многие другие жанры живописи , бытовые картины редко встречаются в самостоятельном виде, становясь частью портретного или пейзажного жанра.

«Продавец музыкальных инструментов» (1652)
Карел Фабрициус

Зарождение бытовой живописи произошло в X веке на Востоке, а в Европу и Россию она перешла только в XVII-XVIII веках. Ян Вермеер, Карел Фабрициус и Габриэль Метсю, Михаил Шибанов и Иван Алексеевич Ерменев являются самыми известными художниками бытовых картин в тот период.

Анималистический жанр

Главными объектами анималистического жанра являются животные и птицы, как дикие, так и домашние, и вообще все представители мира животных. Первоначально анималистика входила в жанры китайской живописи, поскольку впервые появилась именно в Китае в VIII веке. В Европе анималистика сформировалась только в эпоху Ренессанса - животные в то время изображались как воплощение пороков и добродетелей человека.

«Кони на лугу» (1649)
Паулюс Поттер

Антонио Пизанелло, Паулюс Поттер, Альбрехт Дюрер, Франс Снейдерс, Альберт Кейп - основные представители анималистики в изобразительном искусстве.

Натюрморт

В жанре натюрморт изображают предметы, которые окружают человека в жизни. Это неодушевленные объекты, объединенные в одну группу. Такие предметы могут принадлежать к одному роду (например, на картине изображены только фрукты), а могут быть разнородными (фрукты, предметы посуды, музыкальные инструменты, цветы и т.д.).

«Цветы в корзине, бабочка и стрекоза» (1614)
Амброзиус Босхарт Старший

Натюрморт как самостоятельный жанр оформился в XVII веке. Особенно выделяют фламандскую и голландскую школы натюрморта. В этом жанре писали свои картины представители самых разных стилей, от реализма до кубизма . Одни из самых известных натюрмортов написали живописцы Амброзиус Босхарт Старший, Альбертус Иона Брандт, Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Пьер Огюст Ренуар, Виллем Клас Хеда.

Портрет

Портрет - жанр живописи, который является одним из самых распространенных в изобразительном искусстве. Цель портрета в живописи - изобразить человека, но не просто его внешний облик, а еще и передать внутренние чувства и настроение портретируемого.

Портреты бывают одиночные, парные, групповые, а также автопортрет, который иногда выделяют отдельным жанром. А самым известным портретом всех времен, пожалуй, является картина Леонардо да Винчи под названием «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», всем известная как «Мона Лиза».

«Мона Лиза» (1503-1506)
Леонардо да Винчи

Первые портреты появились еще тысячелетия назад в Древнем Египте - это были изображения фараонов. С тех пор большинство художников всех времен так или иначе пробовали себя в этом жанре. Портретный и исторический жанры живописи тоже могут пересекаться: изображение великой исторической личности будет считаться произведением исторического жанра, хоть при этом и будет передавать облик и характер этого человека как портрет.

Ню

Целью жанра ню является изображение обнаженного тела человека. Период Ренессанса считается моментом возникновения и развития этого вида живописи, а главным объектом живописи тогда чаще всего становилось женское тело, которое воплощало в себе красоту эпохи.

«Сельский концерт» (1510)
Тициан

Тициан, Амедео Модильяни, Антонио да Корреджо, Джорджоне, Пабло Пикассо являются самыми знаменитыми художниками, которые писали картины в жанре ню.

Пейзаж

Главная тема пейзажного жанра - природа, окружающая среда — город, сельская либо дикая местность. Первые пейзажи появились еще в античные времена при росписи дворцов и храмов, создании миниатюр и икон. В качестве самостоятельного жанра пейзаж оформляется аж в XVI веке и с тех пор входит в самые популярные жанры живописи .

Он присутствует в творчестве многих живописцев, начиная с Питера Рубенса, Алексея Кондратьевича Саврасова, Эдуарда Мане, продолжая Исааком Ильичом Левитаном, Питом Мондрианом, Пабло Пикассо, Жоржем Браком и заканчивая множеством современных художников XXI века .

«Золотая осень» (1895)
Исаак Левитан

Среди пейзажной живописи можно выделить такие жанры, как морской и городской пейзажи.

Ведута

Ведута - пейзаж, целью которого является изобразить вид городской местности и передать ее красоту и колорит. Позже, с развитием промышленности, городской пейзаж переходит в пейзаж индустриальный.

«Площадь святого Марка» (1730)
Каналетто

Оценить городские пейзажи можно, познакомившись с работами Каналетто, Питера Брейгеля, Федора Яковлевича Алексеева, Сильвестра Феодосиевича Щедрина.

Марина

Морской пейзаж, или марина изображает природу морской стихии, ее величие. Самым известным художником-маринистом в мире, пожалуй, является Иван Константинович Айвазовский, чью картину «Девятый вал» можно назвать шедевром русской живописи . Расцвет марины происходил одновременно с развитием пейзажа как такового.

«Парусник во время шторма» (1886)
Джеймс Баттерсворт

Своими морскими пейзажами также известны Кацусика Хокусай, Джеймс Эдвард Баттерсворт, Алексей Петрович Боголюбов, Лев Феликсович Лагорио и Рафаэль Монлеон Торрес.

Если вы еще больше хотите узнать о том, как возникли и развивались жанры живописи в искусстве, посмотрите следующее видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

В изобразительном искусстве термин «батальный жанр» относится к картинам, изображающим сцены войны. На полотне отображены люди в динамике, отмечается высокий уровень внимания к деталям. Батальный жанр посвящен всем событиям, связанным с войной: походы, сражения – сухопутные и морские.

Цели

Задачи и цели художников, работающих в этом жанре:

  • Демонстрация важности исторического момента, битв, быта солдат времен войны;
  • Запечатление наиболее знаковых моментов сражений;
  • Демонстрация героики солдат;
  • Развитие чувства патриотизма, долга.

Отображение на полотне реальных военных действий и исторических событий, связанных с ними, сближает батальный жанр с историческим. Присутствуют черты бытового направления – демонстрация обычной жизни, вне поля битвы, но связанной с боевыми действиями.

История формирования

Официальное формирование направления произошло в 16 веке, но работы, демонстрирующие сцены баталий, характерны для искусства древних времен:


Аллегория как жанр в живописи

Художники

Известные художники представители батальной живописи:

Александр Зауервейд

Художник первой половины 19 века, баталист, работы отличаются большим вниманием к общему расположению объектов на картине. Руку художника легко узнать по изображению лошадей. Работы: «Битва у Лейпцига», «Осада Варны». Изображения считаются слишком обобщенными, без деталей – мастер передавал общую картину, без внимания к нюансам.

Богдан Виллевальде

Баталист, профессор, типичный представитель направления первой половины 19 века. В творчестве находился под большим влиянием немецких живописцев. Его работы не имеют особых отличий от аналогичных полотен художников батального жанра. Картины: «Кульм», «Перед Парижем», «Лейпциг», «Фершампенуаз».

Известный иллюстратор романов Жюля Верна, французский баталист. Полотна отличаются выразительным духом патриотизма, реалистичностью передачи объектов, динамичностью. Особенности работ – практически все картины передают тревожность, погоню, внезапное нападение, преследование. Работы: «Бурже», «Кладбище Сен-Прива», «Защита ворот Лонгбуайо».

Портрет в живописи

Один из ярчайших баталистов России, литератор. Путешествовал по миру, получил отличное художественное образование. Его перу принадлежит одна из известнейших работ в батальном направлении изобразительного искусства – «Апофеоз войны». Батальный жанр представляют работы: «Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше», «Бывшее укрепление Кош-Тигермень», «Въезд в город Катта-Курган», «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», «Подавление индийского восстания англичанами».

Николай Каразин

Баталист и писатель. Внимание уделял деталям быта, обстановке. Рисовал с натуры, будучи военным корреспондентом во время Сербско-турецкой и Русско-турецкой кампаний. Каразин считается творцом особого стиля акварельной живописи – его работы легко узнать, благодаря особой манере создания световых эффектов, контрастов, построению композиции, мрачности. Картины: «Взятие Ташкента», «Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 г.», «Первое появление русских войск на Аму-Дарье. Переправа Туркестанского отряда у Шейх-арыка», «Текинская экспедиция 1881 года. Штурм Геок-Тепе».

Пастораль в живописи

Профессор живописи, баталист, панорамист, основатель российской школы панорамной живописи. Он создал около 200 гениальных монументальных работ. Масштабность – главная черта живописи Рубо. Картины художника: «Оборона Севастополя», «Штурм аула Ахульго», «Бородинская битва».

Митрофан Греков

Баталист, один из наиболее известных представителей направления. Большинство работ принадлежит к советскому времени. Он сам был непосредственным участником сражений Первой мировой и Гражданской войн, откуда привез зарисовки, сделанные с натуры. Работы: «Трубачи Первой конной», «Бой при Егорлыкской», «Замерзшие казаки генерала Павлова», «Штурм Перекопа». Над последней панорамной работой трудился творческий коллектив, возглавляемый Грековым.

Михаил Авилов

Советский художник-баталист. Воевал на фронтах Первой мировой войны. Его картины были удостоены высочайших оценок за реалистичность, идейность, дух патриотизма, внимание к деталям. Авилов был членом студии, которую основал Митрофан Греков – в ее составе участвовал в создании работы «Штурм Перекопа». Создавал плакаты, графические рисунки. Работы Михаила Авилова: «Прорыв польского фронта Первой Конной армией в 1920 году», «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле».

Историческая живопись

Рудольф Френц

Советский живописец, баталист, педагог, руководитель мастерской, которая занималась батальной живописью – ЛИЖСА имени И.Е.Репина. занимался разными направлениями живописи, но известность принесли именно батальные работы. Создавал диорамы, панорамные картины, акварельные работы, пейзажи, портреты. Батальный жанр представлен картинами: «На Знаменской площади в Февральские дни 1917 года», «Штурм Зимнего дворца», «Совместные действия танков, авиации и кавалерии. Комбинированная атака», «М. В. Фрунзе руководит переправой через Сиваш», «Штурм Зимнего», «Сталинград. 2 февраля 1943 года».

Батальный жанр также представляют: Н.Самокиш, И.Владимиров, Р.-К.Зоммер, Ю.Коссак, В.Мазуровский, А.Соколов.

Характерные черты

Батальные картины характеризует:

  1. Масштабность.
  2. Особое внимание уделяется деталям.
  3. Реалистичность передачи объектов.
  4. Напряженность, эмоциональность, динамичность.
  5. Историческая достоверность.
  6. Идейная направленность.

БАТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ, или баталистика (от фр. bataille - битва) - жанр живописи, посвященный военной тематике. К батальному жанру относятся не только сцены непосредственно сражений, но и сцены воинского быта. Баталистика является разделом исторической живописи. Также она соприкасается с бытовым (сцены воинского быта), портретным (портреты военачальников, солдат), пейзажным, анималистическим (при изображении конницы) жанрами, а также с натюрмортом (изображение оружия и других атрибутов воинской жизни). Формирование батального жанра началось в ХVI веке, однако сцены битв и сражений встречаются уже в наскальных росписях, в античных фресках и мозаиках, средневековых книжных миниатюрах, на коврах и гобеленах. Подлинный расцвет жанра начинается в эпоху Возрождения, когда возрос интерес к истории и появилось стремление изобразить ожесточение схватки, прославить подвиг и совершившего его героя. Среди авторов, обращавшихся к баталистике в эпоху Возрождения, были такие художники как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Тинторетто. В ХVII веке к задачам, стоявшим перед мастерами БАТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ, добавился интерес к человеческой психологии ("Сдача Бреды" Д.Веласкеса, 1634 г.), а в эпоху романтизма - негодование против жестокости завоевателей и сочувствие к борцам за свободу ("Резня на острове Хиос" Э.Делакруа, 1826 г.).
В России сцены сражений встречаются уже в иконах и книжных миниатюрах. В ХVIII веке очень популярными были гравюры, посвященные Северной войне, созданные А.Ф.Зубовым. Батальный жанр в России переживает расцвет во второй половине ХIХ века. В монументальных полотнах эпопеях В.И.Сурикова ("Покорение Сибири Ермаком", 1895 г.; "Переход Суворова через Альпы", 1899 г.) героем предстает весь народ. Несмотря на то, что основной целью БАТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ является воспевание воинской доблести, торжества победы, героической готовности сражаться, многие художники обращались и к другой стороне войны - бесчеловечной, забирающей жизни. Среди таких художников был и живописец В.В.Верещагин, сам принимавший участие в военных действиях. В его картинах Туркестанской (1871-74 гг.) и Балканской серий (1877 - 1880-е гг.) представлена не героика побед, а неприкрашенная правда о войне ("Апофеоз войны", 1871 г.). Мастерами батального жанра, изображающего морские сражения, в России были И.К.Айвазовский и А.П.Боголюбов. В ХХ веке традиции батального жанра продолжили М.Б.Греков и основанная им Студия военных художников, а также мастер панорам Ф.Рубо. Новый подъем БАТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ в России пришелся на время Великой Отечественной войны и послевоенные годы - в плакатах и "Окнах ТАСС", фронтовой живописи и графике.
В разделе картин, посвященных БАТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ, представлены предметы, касающиеся военной тематики, с изображением сцен сражений, войн, военных походов, а также портреты военных. В данном разделе Вы найдете не только живопись, но и плакаты, литографии и акварели на военные темы. Мы предлагаем Вам купить предметы из раздела БАТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ в нашем Комиссионном Антикварном Магазине. Раздел БАТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ постоянно обновляется, следите за новыми поступлениями.

Батальный жанр Батальный жанр

(от франц. bataille - битва), жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого. Стремление запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий сближает батальный жанр с историческим жанром. Сцены повседневной жизни армии и флота, встречающиеся в произведениях батального жанра, перекликаются с бытовым жанром. Прогрессивная тенденция в развитии батального жанра XIX-XX вв. связана с реалистическим раскрытием социальной природы войн и роли в них народа, с разоблачением несправедливых агрессивных войн, прославлением народного героизма в революционных и освободительных войнах, с воспитанием в народе гражданских патриотических чувств. В XX в., в эпоху разрушительных мировых войн, с батальным жанром, историческим и бытовым жанрами тесно смыкаются произведения, отражающие жестокость империалистических войн, неисчислимые страдания народов, их готовность к борьбе за свободу.

Изображения битв и походов известны в искусстве с древнейших времён (рельефы Древнего Востока, древнегреческая вазопись, рельефы на фронтонах и фризах храмов, на древнеримских триумфальных арках и колоннах). В средние века сражения изображали в европейских и восточных книжных миниатюрах ("Лицевой летописный свод", Москва, XVI в.), иногда на иконах; известны и изображения на тканях ("Ковёр из Байё" со сценами завоевания нормандскими феодалами Англии, около 1073-83); многочисленны батальные сцены в рельефах Китая и Кампучии, индийских росписях, японской живописи. В XV-XVI вв., в эпоху Возрождения в Италии, изображения битв были созданы Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа. Героическую обобщённость и большое идейное содержание батальные сцены получили в картонах для фресок Леонардо да Винчи ("Битва при Ангьяри", 1503-06), показавшего яростное ожесточение схватки, и Микеланджело ("Битва при Кашине", 1504-06), акцентировавшего героическую готовность воинов к борьбе. Тициан (так называемая "Битва при Кадоре", 1537-38) ввёл в сцену битвы реальную среду, а Тинторетто - неисчислимые массы воинов ("Битва при Заре", около 1585). В становлении батального жанра в XVII в. большую роль сыграли острое разоблачение разбоя и жестокости солдат в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического значения и этического смысла военных событий испанцем Д. Веласкесом ("Сдача Бреды", 1634), динамика и драматизм батальных полотен фламандца П. П. Рубенса. Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. Ф. ван дер Мёлен во Франции), формируются типы условно-аллегорической композиции, возвели- чивающей полководца, представленного на фоне битвы (Ш. Лебрен во Франции), небольшой батальной картины с эффектным изображением кавалерийских стычек, эпизодов военного быта (Ф. Вауэрман в Голландии) и сцен морских сражений (В. ван де Велде в Голландии). В XVIII в. в связи с войной за независимость появились произведения батального жанра в американской живописи (Б. Уэст, Дж. С. Копли, Дж. Трамбалл), родился русский патриотический батальный жанр - картины "Куликовская битва" и "Полтавская баталия", приписываемые И. Н. Никитину, гравюры А. Ф. Зубова, мозаика мастерской М. В. Ломоносова "Полтавская баталия" (1762-64), батально-исторические композиции Г. И. Угрюмова, акварели М. М. Иванова. Великая французская революция (1789-94) и наполеоновские войны нашли отражение в творчестве многих художников - А. Гро (прошедшего путь от увлечения романтикой революционных войн до возвеличивания Наполеона I), Т. Жерико (создавшего героико-романтические образы наполеоновской эпопеи), Ф. Гойи (показавшего драматизм борьбы испанского народа с французскими интервентами). Историзм и свободолюбивый пафос романтизма ярко выразились в батально-исторических картинах Э. Делакруа, вдохновлённых событиями Июльской революции 1830 во Франции. Национально-освободительными движениями в Европе навеяны романтические батальные композиции П. Михаловского и А. Орловского в Польше, Г. Вапперса в Бельгии, а позже Я. Матейко в Польше, М. Алеша, Я. Чермака в Чехии, и др. Во Франции в официальной батальной живописи (О. Верне) ложноромантические эффекты сочетались с внешним правдоподобием. Русская академическая батальная живопись от традиционно условных композиций с полководцем в центре шла к большей документальной точности общей картины боя и жанровых деталей (А. И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде, А. Е. Коцебу). Вне академической традиции батального жанра стояли лубки И. И. Теребенёва, посвященные Отечественной войне 1812, "казачьи сцены" в литографиях Орловского, рисунки П. А. Федотова, Г. Г. Гагарина, М. Ю. Лермонтова, литографии В. Ф. Тимма.

Развитие реализма во второй половине XIX - начале XX вв. привело к усилению пейзажных, жанровых, подчас психологических начал в батальном жанре, внимания к действиям, переживаниям, быту рядовых воинов (А. Менцель в Германии, Дж. Фаттори в Италии, У. Хомер в США, М. Герымский в Польше, Н. Григореску в Румынии, Я. Вешин в Болгарии). Реалистическое изображение эпизодов франко-прусской войны 1870-71 дали французы Э. Детай и А. Нёвиль. В России расцветает искусство морской батальной картины (И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов), появляется батально-бытовая живопись (П. О. Ковалевский, В. Д. Поленов). С беспощадной правдивостью показал суровые будни войны В. В. Верещагин, обличавший милитаризм и запечатлевший мужество и страдания народа. Реализм и отказ от условных схем присущи также батальному жанру передвижников - И. М. Прянишникова, А. Д. Кившенко, В. И. Сурикова, создавшего монументальную эпопею военных подвигов народа, В. М. Васнецова, вдохновлявшегося древнерусским эпосом. Крупнейшим мастером батальной панорамы был Ф. А. Рубо.

В XX в. социальные и национально- освободительные революции, небывало разрушительные войны радикально изменили батальный жанр, расширив его границы и художественный смысл. Во многих произведениях батального жанра поднимались историко-философские и социальные вопросы, проблемы мира и войны, фашизма и войны, войны и человеческого общества и др. В странах фашисткой диктатуры в бездушных, ложномонументальных формах прославлялись грубая сила и жестокость. В противовес апологии милитаризма бельгиец Ф. Мазерель, немецкие художники К. Кольвиц и О. Дикс, англичанин Ф. Брэнгвин, мексиканец Х. К. Ороско, французский живописец П. Пикассо, японские живописцы Маруки Ири и Маруки Тосико и другие, протестуя против фашизма, империалистических войн, жестокой бесчеловечности, создали ярко эмоциональные, символические образы народной трагедии.

В советском искусстве батальный жанр получил очень широкое развитие, выражая идеи защиты социалистического отечества, единства армии и народа, раскрывая классовую природу войн. Советские баталисты выдвинули на первый план образ советского воина-патриота, его стойкость и мужество, любовь к Родине и волю к победе. Советский батальный жанр формировался в графике периода Гражданской войны 1918-20, а затем в картинах М. Б. Грекова, М. И. Авилова, Ф. С. Богородского, П. М. Шухмина, К. С. Петрова-Водкина, А. А. Дейнеки, Г. К. Савицкого, Н. С. Самокиша, Р. Р. Френца; новый подъём он пережил в период Великой Отечественной войны 1941-45 и в послевоенные годы - в плакатах и "Окнах ТАСС", фронтовой графике, графических циклах Д. А. Шмаринова, А. Ф. Пахомова, Б. И. Пророкова и др., картинах Дейнеки, Кукрыниксов, членов Студии военных художников имени М. Б. Грекова (П. А. Кривоногов, Б. М. Неменский и др.), в скульптуре Ю. Й. Микенаса, Е. В. Вучетича, М. К. Аникушина, А. П. Кибальникова, В. Е. Цигаля и др.

В искусстве стран социализма и в прогрессивном искусстве капиталистических стран произведения батального жанра посвящены изображению антифашистских и революционных битв, крупнейшим событиям национальной истории (К. Дуниковский в Польше, Дж. Андреевич-Кун, Г. А. Кос и П. Лубарда в Югославии, Дж. Салим в Ираке), истории освободительной борьбы народов (М. Лингнер в ГДР, Р. Гуттузо в Италии, Д. Сикейрос в Мексике).

Леонардо да Винчи. "Битва при Ангьяри". 1503 - 1506. Рисунок П. П. Рубенса. Лувр. Париж.



М. Б. Греков. "Тачанка". 1925. Третьяковская галерея. Москва.



В. В. Верещагин. "Нападают врасплох". 1871. Третьяковская галерея. Москва.



А. А. Дейнека. "Оборона Севастополя". 1942. Русский музей. Ленинград.

Литература: В. Я. Бродский, Советская батальная живопись, Л.-М., 1950; В. В. Садовень, Русские художники-баталисты XVIII-XIX вв., М., 1955; Великая Отечественная война в произведениях советских художников. Живопись. Скульптура. Графика, М., 1979; Johnson P., Front line artists, L., 1978.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)


Смотреть что такое "Батальный жанр" в других словарях:

    Батальный жанр - Батальный жанр. М.О. Микешин. Подвиг батареи полковника Никитина в сражении под Красным. 1856 г. Музей и Панорама Бородинской битвы. БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР (от баталия), жанр изобразительного искусства, посвященный войне и военной жизни современности… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (от баталия) жанр изобразительного искусства, посвященный войне и военной жизни … Большой Энциклопедический словарь

    Жанр изобразительного искусства, посвященный войне и военной жизни. Мастеров этого жанра называют баталистами. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

    - (от франц. bataille битва) жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в Б. ж. занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого; Б. ж. присуще… … Большая советская энциклопедия

    Битва на реке Воже. Вторая половина XVI века. Батальный жанр (от фр. bataille … Википедия

    Батальный жанр - (от франц. bataille битва) жанр изобр. иск ва, посвящ. теме войны и воен. жизни. Гл. место в произв. Б. ж. занимают сцены битв, походов, кавалерийских и морских сражений и т. д. Присутствует уже в иск ве Др. Руси, в кн. миниатюрах (Лицевой… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    - (от баталия), жанр изобразительного искусства, посвященный войне и военной жизни. * * * БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР (от баталия (см. БАТАЛИЯ)), жанр изобразительного искусства, посвященный войне и военной жизни … Энциклопедический словарь

    - (франц. genre род, вид), исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства. Принципы разделения на жанры специфичны для каждой из областей художественного творчества. В изобразительном искусстве основные жанры … Художественная энциклопедия

    ЖАНР В ИСКУССТВЕ - (франц. род, вид): внутреннее подразделение видов искусства, сложившееся в процессе художественного освоения действительности. Каждый вид искусства имеет свою систему жанров. Так, в изобразительном искусстве в содержательном плане различают… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Загрузка...
Top