Картина фирсова юный художник. Сочинение по картине юный живописец

Сочинение по картине юный живописец художника Фирсова 4 класс

План

1.Знакомство с картиной

2.Сюжет полотна

3.Чувства, которые вызывает картина

Недавно нас познакомили с творчеством русского художника И.И. Фирсова. Среди его картин мне понравилась особенно одна - «Юный живописец», написанная в 1760г. Это была первая русская картина, на которой изображены обычные люди, а не знать.

Картина привлекает своей простотой. У неё нет громкой истории или замысловатого сюжета. Просто мальчик, который пишет портрет маленькой девочки. Не красочная, не мрачная. Обычная картина с обычными людьми. Говорят, что всё гениальное - просто. Я думаю, что Фирсов доказал это своими трудами.

Комната небольшая, на окне сдвинута зеленая штора, чтобы было больше света. Художник одет в темный камзол, короткие штаны и белые гольфы. В руке он держит кисть, справа от него на полу краски. На стенах комнаты висят картины. Девочка слишком маленькая, ей не нравится долго сидеть и позировать, мама ласково приобняв дочку, просит её не вертеться. У девочки светлое лицо и белые кудри. На ней надето розовое платье. Под её ноги подставлена скамейка, чтобы ребенок не устал.

Мягкие тональные розовые и желтые, кремовые и белые, не яркие красные оттенки хорошо сочетаются с зеленым и коричневыми цветами. А девочка очень похожа, юный художник хорошо написал её портет на своем полотне. Картина «Юный живописец» вызывает у меня улыбку. Может я и не великий критик, но и я могу оценить ту нежность и любовь, которую автор вложил в неё.

Сочинение по картине Юный живописец художника Фирсова 5 класс

План

1. Художник Фирсов

2.Цветовая гамма

3.Сюжет картины

4.Мое мнение

Иван Иванович Фирсов - русский художник восемнадцатого века. На своей картине он изобразил не знатных особ, как это было принято в те времена, а простых людей. Это была картина «Юный живописец».

Картина не отличается буйством красок. Выдержанный тон, привычный тому времени, не обошёл стороной творца, коснувшись его волшебной кисти. Розово-серая гамма, с темно-зеленым цветом - простые цвета, чтобы не отвлекать от главных героев зрителя. Изящность с простотой точно передают настроение и атмосферу, которой окружён мир персонажей его картины.

Перед нами мальчик, подросток, который уже вполне искусно владеет своим ремеслом. Он, сидя на стуле, рисует портрет маленькой девочки, которую обнимает мама. Малышке не терпится посмотреть на работу художника, но мама просит её подождать и не вертеться. Девочка послушно сложила руки на коленях, она лукаво улыбается. Комната небольшая, светлая, на стенах картины. Около художника на столе стоят небольшие скульптуры, на полу лежат краски.

В этой картине заключены различные чувства: нежность, любовь, тепло. Именно они вновь и вновь приковывают взгляд. Работа юного художника получается хорошей, на ней видно, что девочка похожа на себя. Мне эта картина нравится, она настоящая. Мир, который создавал автор, вдруг ожил.

Картина Ивана Фирсова «Юный живописец» принадлежит к числу самых ранних, но уже совершенных образцов русского бытового жанра.
Сюжет этой картины незамысловат. В просторной, залитой ровным светом мастерской сидит перед мольбертом мальчик-художник и с увлечением пишет портрет девочки. Взрослая женщина, мать или старшая сестра, уговаривает маленькую натурщицу сидеть спокойно и сохранять позу. У ног художника стоит раскрытый ящик с красками, на столе - обычный реквизит живописной мастерской: мраморный бюст, несколько книг, манекен из папье-маше, изображающий человеческую фигуру.
Сценка, написанная Фирсовым, кажется выхваченной из жизни. Художник искусно передает непринужденную естественность поз и движений.
С меткой наблюдательностью, свойственной подлинному реалисту, изображены спокойная и ласковая строгость матери, лукавство и нетерпение маленькой натурщицы, самозабвенное увлечение юного живописца. Правдивая верность характеров и создает то чувство поэтического очарования, которым проникнута вся картина.
По уровню художественного мастерства картина Фирсова принадлежит к числу самых совершенных произведений русской живописи XVIII века.

Вполне очевидно, что Фирсов - первоклассный художник, безупречно владеющий средствами живописного выражения. Его рисунок отличается свободой и точностью; пространство, в котором развертывается сцена, построено с безукоризненным умением, в композиции не чувствуется никакой нарочитой схемы, она естественна и вместе с тем ритмична. Особенной поэтической выразительностью наделен колорит картины, с его розово-серой, серебристой гаммой, так хорошо передающей душевную атмосферу героев Фирсова.
По своему содержанию, замыслу и изобразительной форме «Юный живописец» не встречает аналогий в русском искусстве XVIII столетия.
Развитие жанровой живописи в XVIII веке шло замедленным темпом. Она почти не имела спроса среди заказчиков и не пользовалась покровительством Академии художеств. Среди русских художников были специалисты по портрету, по исторической живописи, были декораторы и к концу столетия появились пейзажисты, но не было ни одного мастера, который целиком посвятил бы себя бытовому жанру.
Такое положение вещей сложилось, разумеется, отнюдь не случайно. Пренебрежение к бытовой тематике характерно для придворной и дворянской культуры. Известно, что Людовик XIV распорядился снять со стен Версальского дворца картины великих голландских жанристов, назвав их «уродцами». Успехи бытового жанра в мировом искусстве XVIII века непосредственно связаны с развитием буржуазной идеологии и подъемом общественной и политической роли третьего сословия. В русской действительности елизаветинского и екатерининского времени не было условий для расцвета жанровой живописи, поскольку руководство культурной жизнью страны полностью оставалось в руках дворянства. Бытовая тематика, обращенная к живой современности, противоречила официальным художественным установкам с их требованием «возвышенного» и «героического» в искусстве. К «высокому» искусству не причислялся даже портрет, столь необходимый в дворянском быту и развивавшийся вопреки официальному непризнанию. А бытовая живопись занимала самое последнее, низшее место в иерархии жанров, разработанной академическими теоретиками.
Этим объясняется крайняя малочисленность бытовых картин в русском искусстве XVIII века. Примечательно, однако, что количественный недостаток в полной мере возмещается необыкновенно высоким художественным качеством того, что было сделано русскими мастерами в области жанра. В чем разгадка этого удивительного явления? Не в том ли, что произведения на презираемые дворянским обществом бытовые темы создавались художниками «для себя», со всей искренностью, возникающей из внутренней потребности творчества, без оглядок на вкусы заказчика и официальные требования Академии?
В коротенький список русских художников XVIII века, работавших в области бытового жанра, входят, кроме Фирсова, портретист М. Шибанов с картинами «Крестьянский обед» и «Празднество свадебного договора» и исторический живописец И. Ерменев, автор удивительной по силе акварельной серии, посвященной изображению русских крестьян.
Фирсов со своим «Юным живописцем» занимает хронологически первое место в этом списке. О судьбе и дальнейшем творчестве художника до нас не дошло почти никаких сведений. Имя этого мастера появилось в истории русского искусства и заняло в ней почетное место, в сущности, совсем недавно.
В XIX веке «Юный живописец» числился работой А. Лосенко и даже имел его поддельную подпись «А. Losenko 1756». Правда, уже в начале XX века специалистам-искусствоведам было вполне ясно, что картина не имеет ничего общего с творчеством Лосенко. Но ее авторство оставалось гадательным. Высказывались разнообразные предположения, клонившиеся к тому, что автора этой картины следует искать среди западноевропейских мастеров. Было даже названо имя известного немецкого гравера и живописца Д. Ходовецкого. Но в 1913 году по инициативе И. Грабаря подпись Лосенко была удалена и под ней обнаружилась - подлинная, написанная по-французски «I. Firsove».
Архивные документы свидетельствуют, что русский художник Иван Фирсов, декоратор императорских театров, жил и работал в Париже в середине 1760-х годов. Можно предполагать, что и «Юный живописец» был написан в Париже: на это указывает, в частности, нерусский облик персонажей картины.
Сохранилась еще одна работа, подписанная Иваном Фирсовым, - декоративное панно «Цветы и фрукты», датированное 1754 годом и некогда украшавшее Екатерининский дворец. Но в этой работе, грубоватой и ученической, трудно найти сходство с виртуозной живописью «Юного живописца». Известно также, что в 1771 году Фирсов исполнил ряд икон и декоративных росписей, которые до нас не дошли. «Юный живописец» остается одиноким в творчестве замечательного русского мастера. По-видимому, Фирсов был наиболее одарен как раз в той области искусства, которая так мало могла найти применения в русской действительности второй половины XVIII века.

И немного о биографии художника...
Считается, что Иван Фирсов родился в 1733 году. Отец и дед его были художниками. Пятнадцати лет, по императорскому указу, он отправился, вместе со столярами, резчиками и позолотчиками, в Петербург участвовать в украшении города по случаю бракосочетания наследника престола - будущего Петра III с немецкой принцессой - будущей Екатериной II. Фирсов выполнял "золотарные работы", однако быстро обратил на себя внимание художников.
В 1747 г. он находится уже в "живописной команде" Канцелярии от строений и работает под руководством И. Я. Вишнякова и Д. Валериани.
В 1759 г. Фирсов становится придворным живописцем наследника Петра Федоровича, едет в Ораниенбаум, пишет декорации к оперным постановкам и оформляет некоторые дворцовые интерьеры.
В 1762 г. Фирсова зачисляют в ведомство Дирекции императорских театров, с которым он будет связан до конца своей деятельности.
Его талант был отмечен, и по личному указанию Екатерины II, будучи уже одним из известных русских художников, он был отправлен «в чужие краи на два года для лучшего живописной и театральной науке обучения».
В 1765 г. художник оказался в Париже, в в поразившей его атмосфере свободы, независимости, почтительности.Фирсов пробыл в Париже лишь два с небольшим года. Он нередко терпел "крайнюю нужду", так как деньги из России во Францию поступали с большими задержками.
Тяжело сложилась судьба художника по возвращении в Россию. Работа театрального декоратора - за мизерное жалованье, без выходных и праздников, под началом третьестепенных иностранных художников - вконец истощила его здоровье. В 1784 г. он заболел тяжелым психическим расстройством, и никаких сведений о его дальнейшей судьбе не сохранилось.

Золотоволосая шалунья уже устала сидеть неподвижно и оперлась о маму. Розовое платьице девочки и желтой шалью прекрасно гармонирует с одеждой матери.

Лить слёзы о лете ушедшем не надо,
Оно непременно вернётся в наш город -
В осенней поре тоже много отрады.
Сентябрь шагает, прекрасен и молод.

Все знают, что он настоящий художник,
Умеет пейзажи писать и портреты.
В друзьях у него: тёплый ласковый дождик,
Рассветы, закаты, певцы и поэты.

Он юн и беспечен, в природу влюблён он,
Немного наивен, как многие дети.
Раскрасить мечтает понурые кроны
В багрянец и золото в память о лете...

Долгое время числящаяся как "картина неизвестного художника", только в двадцатом веке картина получила имя настоящего своего создателя.
Им оказался Фирсов И.И.
В восемнадцатом веке., когда была создана эта картина Академия художеств не признавала жанровой живописи. Только изображения богов и героев древностей могло быть выставлено как "достойное полотно".
А Фирсов И.И. рисовал декорации к первым операм, оформлял пышные праздники.
Сюжет картины прост и незамысловат. Юный художник рисует девочку, в своей мастерской, которая вся занята предметами искусства. Окно, занавешенное богатой зеленой бархатной шторой, показывает нам, что действие происходит в богатом поместье. В углу стоит мраморный бюст прелестной девушки, на стене, за ним висит портрет, но это не парадный портрет, видно., что это портрет женщины с гитарой, может быть,даже работы самого юного дарования. Иначе бы он висел в парадных комнатах вельможи. Еще одна картина висит рядом, но что изображено на ней разобрать невозможно. Рядом стоит манекен для того, чтобы одевать на него пышные платья дам того времени, чтобы художник мог без помех нарисовать все его складки, рюши и банты.
На переднем плане сам живописец. Он сидит за мольбертом, на котором укреплена картина, над которой он трудится. На картине изображена девочка, которая сидит тут же.
Золотоволосая шалунья уже устала сидеть неподвижно и оперлась о маму. Розовое платьице девочки и желтой шалью прекрасно гармонирует с одеждой матери. Молодая женщина, в платке на голове, одета в красно-полосатое платье с белой юбкой. Женщина в положении, ей тоже тяжело стоять, но, она понимает важность момента и успокаивает дочку.
Прелестная жанровая картина показывает нам мастерскую художника в давно прошедшие времена и мы хотели бы, чтобы юноша получил признание, равное его таланту.

Долгое время автором картины «Юный живописец» считался А. Лосенко, несколько позже искусствоведы признали авторство за немецким художником Д. Ходовецким, опираясь на несхожесть нарядов изображенных на картине персонажей с русскими традиционными костюмами середины XVIII столетия. Только к 1913 году благодаря деятельности исследователя И. Грабаря было доказано, что картина «Юный живописец» была написана русским мастером Иваном Ивановичем Фирсовым в 1760 году.

Фирсова можно с уверенность назвать родоначальником жанровой живописи. К сожалению, при жизни художника этот стиль в искусстве не пользовался популярностью и долго не признавался официальной Академией художеств. Возможно, именно в связи с отрицанием общественностью того времени жанровой живописи, полотно «Юный живописец» - единственная картина И.И. Фирсова, дошедшая до наших дней.

Доподлинно известно, что великий художник был первопроходцем не только в живописи, Иван Иванович принимал непосредственное участие в оформлении первой русской оперы. Этот заслуживающий уважения, выдающийся человек намного опередил время, в котором жил и творил свои непризнанные шедевры.

Судя по сохранившимся историческим источникам, картина «Юный живописец» была написана художником во время путешествия по Франции. Даже обнаруженная относительно недавно подлинная подпись мастера написана на французском языке.

Изображение небольшой, слабо освещенной единственным окном с тяжелыми темно-зелеными занавесками комнаты погружает зрителя в творческую атмосферу мастерской совсем юного художника. Быть может, парнишка лет тринадцати зарабатывает себе на жизнь, продавая портреты, однако, что вероятнее, он просто оттачивает умения, приобретенные в гимназии. Чувствуется, что молодой портретист уделил своей картине довольно много времени, ему явно хочется размять затекшие от сидячей работы мышцы, да и крошка-натурщица явно устала. Девушка в простом коралловом платье с белым передником и высоко поднятыми волосами над головным убором в тон наряда уговаривает готовую закапризничать в любой момент малышку. Девчушка с пшенично-золотыми волосами в пышном платье цвета спелого персика соглашается еще позировать, прижимаясь к своей старшей наставнице.

Юный художник пишет портрет старательно, пытается добиться наибольшего сходства, и видимый результат его работы довольно неплох. Судя по размерам деревянного мольберта, полотенцу в отпечатках испачканных в масле пальцев, раскрытому сундучку с художественными принадлежностями можно судить, что юное дарование находится у себя в мастерской.

Стены украшают два портрета в рамках, быть может, принадлежащие кисти молодого художника, или это работы более профессиональных мастеров, служащие ему стимулом и примером.

Возле окна располагается столик, увенчанный тяжелым, гипсовым или мраморным манекеном. Часто художники используют подобные бюсты, надевая на них роскошные головные уборы, популярные среди обеспеченных дам того времени, чтобы как можно точнее передать изящество многочисленных кружев и складок дорогих тканей.

Вероятно, портрет очень важен для семьи золотоволосой малышки. Для удобства ребенка даже принесена подставка под маленькие ножки. Женщина, судя по положению руки явно произносящая что-то назидательное, беременна, ей однозначно тяжело стоять, но несмотря на неудобства она продолжает находиться возле девочки, которой хочется побыстрее вскочить и увидеть свое изображение на холсте.

Кто знает, быть может картина Фирсова является автобиографичной, художник просто воплотил на холсте одно из воспоминаний своей творческой юности. Возникает желание от души пожелать юному живописцу творческих успехов и общественного признания, чтобы следующая картина, восхитившая весь мир, принадлежала именно его кисти.

Загрузка...
Top