Особенности современной системы ценностей российского общества. Ценности и психологическое состояние современного российского общества Социально-психологическая классификация ценностей

Ценности - это социальное понятие, природный объект который приобретает социальное значение и может являться объектом деятельности. Ценности - ориентир жизни человека. они необходимы для поддержания социального порядка и воплощаются в поведении и нормообразовании.

Американский социальный психолог Гордон Оллпорт (1897-1967) разработал следующую классификацию ценностей:

Теоретические;

Социальные;

Политические;

Религиозные;

Эстетические;

Экономические.

Существует конфликт ценностей, который в то же время является источником их развития. В связи с этим ценности подразделяют на две категории:

1) базовые, терминальные, стабильные ценности-цели (например, свобода);

2) инструментальные, т.е. ценности-средства как свойства личности, способности, которые помогают или мешают достижению цели (например, твердая воля, выдержка, честность, образование, работоспособность, аккуратность).

Можно также подразделить ценности на актуальные, наличные и возможные. В связи с многообразием классификаций исследовать ценности достаточно трудно. Действительно, как перейти от изучения желаемых и одобряемых обществом идеалов и целей к реальным, существующим в сознании структурам ценностей?

Система ценностей отражает существенные цели, идеи, идеалы своей эпохи. Результаты исследований, проведенных в Санкт-Петербургском университете, показали, что в 1930-1950-е гг. среди ценностей на первом месте были романтика и трудолюбие; в 1970-1980-е - практичность и настойчивость. За период с 1988 до 1990 г. возросла ценность индивиду­ального человеческого существования и снизилась ориентация на широкую человеческую общность. Соотнося ценности с тем или иным социокультурным основанием, в недрах которого они возникли, их можно классифицировать следующим образом:

Традиционные, ориентированные на воспроизводство давно сложившихся целей и норм жизни;

Современные, ориентированные на инновации и прогресс в достижении рациональных целей;

Общечеловеческие, в равной мере ориентированные и на воспроизводство давно сложившихся целей и норм жизни, и на их инновации.

Можно различать ценности и по отнесению их к соответствующим потребностям индивидов:

Витальные (благополучие, комфорт, безопасность);

Интеракционистские (общение, взаимодействие с другими людьми);

Смысложизненные (нормы и образцы поведения, одобряемые в данном этносе, обществе, культуре). По роли ценностей для функционирования и развития общества как целостной системы их подразделяют как:

Преимущественно интегрирующие;

Преимущественно дифференцирующие;


Одобряемые;

Отрицаемые.

Для прикладных целей важна типология ценностей по их месту в статусно-иерархической структуре ценностного сознания членов общества. По данному основанию выделяются:

«ядро», т.е. ценности высшего статуса (фундаментальные нравственные ценности, их разделяет не менее 50% населения);

«структурный резерв», т.е. ценности среднего статуса, которые в определенное время могут перемещаться в «ядро» (в этой области наиболее интенсивно проявляются ценностные конфликты), их одобряет 30-45% населения:

«хвост», т.е. ценности низшего статуса, их состав малоподвижен (как правило, они унаследованы от прошлых пластов культуры), их разделяет менее 30% населения России.

Таблица 3.1 Социокультурные параметры ценностей*

Ценности

Цели-средства

Цивилизационная принадлежность

Соотнесенность с потребностями человека

терми­нальные инстру­менталь­ные традици­онные совре­менные общече­ловеческие витальные интсрак-ционные социали-зацион-ные смысло-жизнен-ные
Жизнь человека + + ++
Свобода + + + + ++
Нравственность + + + ++
Общение + + ++
Семья + + + ++
Работа + + ++
Благополучие + + +
Инициативность + + ++
Традиционность + +
Независимость + + +
Самопожертвование + + ++
Авторитетность + ++
Законность + + ++ + +
Вольность + + ++ +

* «+» имеется соответствие; «++» имеется хорошее соответствие

Специалистами зафиксированы изменения в статусно-иерархической структуре 14 базовых (терминальных и инструментальных) ценностей, произошедшие за период реформирования российского общества в 1990-е гг. (табл. 3.1).

Особенность ценностей как феноменов культуры состоит в том, что даже противоположные ценности могут совмещаться в сознании одного человека. Поэтому типология людей по критерию ценностей представляет особую сложность и не совпадает с типологией населения по социально-профессиональным характеристикам. Ниже приведено изменение распространенности ценностей россиян с 1990 по 1994 г., т.е. за период" наиболее резких изменений объективных условий социальной среды (табл. 3.2).

Российское общество меняется. Этим изменениям, по сути, нет исторических аналогов. Конфликт ценностей в современном российском обществе очень сложный и многоплановый. Поскольку именно ценности являются системообразующим компонентом культуры, необходимо при анализе взаимодействия их и социального поведения индивидов учитывать прежде всего изменения в системе ценностей. Если раньше взаимодействие «шло» от потребностей к ценностям через интересы, то сегодня все в большей мере импульс взаимодействия исходит от ценностей к интересам и от них - к потребностям.

Таблица 3.2 изменение распространенности ценностей россиян (1990-1994),%

Ценности

Ценности

Место ценностей и социокультурной эволюции

Основной массив Горячие точки

Доминирующие

Законность 1 65,3 80,0 74,8 1 Законность

Универсальное терминально-интегрирующее ядро

Общение 2 65,1 67,0 73,9 2 Общение
Семья 3 61,0 65,0 69,3 3 Семья

Между оппозицией и доминированием

Работа 4 50,0 61,9 56,1 4 Свобода
Нравственность 5 48,4 53,2
Свобода 6 46,1 49,5 5 Независимость

Модернистский терминально-интегрирующий резерв

Жизнь индивида 7 45,8 51.0 49,6 6 Жизнь индивида
50,4 46,7 7 Нравственность
49,0 44,1 8 Работа

Оппозиционные

Самопожертвование 8 44,0 44,0 44,9 9 Инициативность

Смешанный инструментальный дифференциал

Традиционность 9 41,0 44,0 37,1 10 Традиционность
Независимость 10 40,0
Инициативность 11 36,2 38,3 34,3 11 Самопожертвование

Ценности меньшинства

Вольность 12 23,3 32,0 25,0 12 Благополучие

Смешанный дифференцирующий «хвост»

Благополучие 13 23,0 23,9 24,7 13 Вольность
Авторитетность 14 18,0 20,0 19,6 14 Авторитетность

В связи с этим и при рассмотрении норм взаимодействия индивидов также следует исходить из системы и динамики ценностей. Социальные нормы реализуются в человеческих взаимоотношениях, социальном взаимодействии. Это своеобразные социальные эталоны установления модального должного поведения (должного с точки зрения общества). Они выполняют функцию интеграции, упорядочения жизни индивидов, групп, общества. Главное в норме - ее предписывающий характер. Соблюдение норм приводит к исключению влияния случайных мотивов; они обеспечивают надежность, стандартность, предсказуемость поведения. Все социальные нормы можно разделить на универсальные (нравы, обычаи), внутригрупповые (ритуалы), личностные, индивидуальные. Все нормы являются безличными правилами поведения. Степень их осознанности и действенности проявляется в том, что человек знает о последствиях своих действий для других людей и признает свою ответственность за поступки в соответствии с нормами.

Вопросы и задания для повторения

1. Охарактеризуйте понятие «ценности».

2. Какие классификации ценностей вам известны?

3. Охарактеризуйте «систему ценностей»

Базовые национальные ценности - это совокупность духовных идеалов, присущих определённой этнической общности, которые отражают её историческое своеобразие и уникальную специфику. Нередко они определяют и на социальном и Впрочем, национальные ценности выполняют множество функций. Но обо всём по порядку.

О понятии

Формирование таких духовных идеалов, как базовые национальные ценности, происходило в ходе исторического развития культуры общества, в соответствии с геополитическим положением государства.

Главная особенность заключается в том, что именно эти установки выражают самобытность и своеобразие российского народа, а также его уклад жизни, традиции, обычаи и важнейшие потребности. Если выражаться другими словами, то базовые национальные ценности являются сердцевиной духовной жизни нашего общества, синтезом его лучших качеств и черт.

Нередко они определяют позицию гражданина, формируют отношение к государству, а также к его прошлому, настоящему и будущему. Часто осознание человеком духовных идеалов и небезразличное отношение к ним помогает ему осознать свою ответственность за сохранение и последующее приумножение национального достояния.

Немного истории

Базовые национальные ценности российского общества, как категория, начали формироваться с начала 90-х годов прошлого столетия. Этот факт легко запомнить, поскольку данный процесс практически совпал с утверждением РФ в качестве суверенного государства.

Также он сопровождался проведением активных научных дебатов. Которые касались применения в условиях нашего этнически богатого государства понятия «национальные интересы».

В 1992 году появилась некая определённость. Был принят закон «О безопасности», и именно в этом документе был сделан акцент на ценность жизненно важных интересов личности, а также государства и всего общества. Подобная формулировка была весьма удобной. Ведь с её помощью проблема национальных интересов корректно обходилась стороной, но в то же время ценностям уделялось особое, задокументированное место.

Но спустя четыре года, в 1996-м, в Послании по нац. безопасности Президента РФ Федеральному Собранию появилась другая, более конкретная формулировка. В которой термин «национальные интересы» был закреплён нормативно. И он интерпретировался не только как база, заложенная в основу формирования задач внешней и внутренней политики государства. С того момента этим понятием начали обозначаться и жизненно важные интересы личности и целого общества. Их развёрнутая система обозначена в Концепции нац. безопасности РФ от 1997 года. В 2000-м документ был дополнен информацией о толковании национальных интересов в сфере пограничной политики.

Обращаясь к Конституции

Базовые национальные ценности нашего народа определены главным государственным документом. Ознакомившись с Конституцией, можно выделить шесть главных духовных идеалов.

К первому относится утверждение свобод и прав человека, а также гражданского мира и согласия. Эта ценность не только обозначена в преамбуле. Она, можно сказать, лейтмотивом проходит через весь текст Конституции. А во второй статье и вовсе перечислены высшие государственные ценности. К ним относится человек, его свободы и права.

Ещё в список, в котором обозначены базовые национальные ценности России, входит самоопределение и равноправие народов, вера в справедливость и добро, а также память предков, что передали нам уважение и любовь к Отечеству.

Третьим духовным идеалом является несокрушимость демократии и суверенная государственность. К четвёртой ценности принято относить процветание и благополучие нашего Отечества. А к пятой - ответственность за него. Последней установкой, входящей в перечень ценностей, является осознание гражданина частью мирового сообщества.

Помимо перечисленного, высоко ставится безопасность людей, их благосостояние и достоинство. Стоит также подчеркнуть важность таких понятий, как справедливость, нравственность, патриотизм, человечность, гражданственность и законность.

Всё это и есть базовые национальные ценности российского общества. Которые традиционно воспринимаются как граждан нашей страны, и даже в некоторой мере как мировоззрение.

Сфера политики

Система базовых национальных ценностей имеет огромное государственное значение. Она является основополагающей базой политики. И обеспечивает понимание главных ориентиров развития всей нации в целом. Без этого усиление мощи народа невозможно.

Всё дело в том, что нация - это политическое сообщество граждан определённой страны. Которые живут на её территории и причисляют себя к ней вне зависимости от своего этнического происхождения. Нация выражает экономическую и культурно-историческую общность народов, которые её образуют. И ещё она подразумевает сохранение языка межэтнического общения, сложившегося образа жизни и традиций. Всё перечисленное также применимо и к нашей стране, несмотря на многообразие народов, проживающих на её территории.

Национальные интересы пересекаются с жизненно важными потребностями общества и стратегическими целями нации, которые реализуются в государственной политике. Таковы современные реалии. Именно так правительство способствует благу нации государства. В политике эти интересы и ценности обусловлены потребностью выживания, развития страны, а также приумножением национальной мощи.

Формирование ценностей

Что ж, каким представляется обозначенное понятие в политической сфере ясно. Теперь стоит обратиться к такой теме, как формирование базовых национальных ценностей.

Начать следует с того, что духовно-нравственное развитие и воспитание сегодня осуществляется не только в семье, но и в школе. Программа, по которой оно происходит, разрабатывается с учётом исторических, культурных, эстетических, демографических, а также социальных и экономических особенностей региона. Принимаются во внимание также запросы семей и прочих субъектов образовательного процесса.

Естественно, данный воспитательный аспект оговорен в ФГОС. Базовые национальные ценности прививаются учащимся на первой ступени обучения. Которая является важнейшей во всём образовательном периоде человека. Именно на этом этапе дети приобщаются к российским базовым ценностям, начинают осознавать важность семьи, а также принадлежность к определённой социальной, конфессиональной и этнической группе.

Но это ещё не всё. Важно помнить, что воспитание базовых национальных ценностей должно сформировать в ребёнке не только любовь к Отечеству, но ещё и уважение к историческому и культурному наследию своей страны и народа. Нередко это способствует учащихся, вызывает у них желание заняться определённым видом деятельности. Известно немало случаев, когда люди начинали свой путь к музыке, воодушевившись в детстве творчеством Чайковского. На занятия балетом многих девочек вдохновляла легендарная Майя Плисецкая, а картины талантливых русских художников вызывали у детей желание научиться так же красиво рисовать. К сожалению, в век развитых технологий современных детей не так сильно интересует искусство, творчество и народное достояние, как это было раньше. И именно поэтому ещё большее значение обретают базовые национальные ценности, духовно-нравственное воспитание и привитие культурно-исторического образования.

Образовательные ориентиры

В продолжение темы формирования национальных ценностей необходимо отдельным вниманием отметить важность педагога в данном процессе. Его главная задача - вызвать ко всему ранее перечисленному интерес учеников. Дети, увлечённые темой, намного быстрее поймут, что такое патриотизм, свобода, обязанности человека, гражданственность.

Преподаватель должен суметь объяснить им, чем является каждая базовая национальная ценность. Труд и творчество, здоровье и семья, закон и честь, милосердие и добро… суть этих и многих других понятий должны быть донесены до учащихся.

Также важно объяснить ученикам традиции, которые и отображают преемственность социального опыта российского народа через самопознание. Именно они помогают расширить знания о своём народе. Ведь большинство праздников, идеалов, ритуалов, обрядов и обычаев носят сугубо национальный характер. Изучив историю их возникновения, удается осознать уникальность и многогранность российского народа.

Функции национальных ценностей

Их также необходимо отметить вниманием. Как уже было сказано ранее, функций у ценностей множество. Но если говорить об образовательной сфере, то выделяется лишь несколько наиболее важных.

Базовые национальные ценности в творчестве являются тем, что на высоких моральных основах объединяют все этносы, проживающие на территории РФ. Они объединяют в себе всё минувшее, настоящее и будущее нашего народа, а также ориентируют учащихся на профессиональное самоопределение.

Воспитание детей с учётом национальных ценностей подразумевают специально организованный процесс становления гражданина Российской Федерации. Который помогает учащимся сформировать свою личность самостоятельно. В свою очередь педагог, занимающийся национальным воспитанием детей, должен опираться на свой передовой опыт, конструированный на основе научных и эмпирических знаний.

О патриотизме

В процессе формирования национальных ценностей каждому ученику необходимо помочь осознать то, что он является частицей своего народа и нации. При чём тут патриотизм? При том, что он является огромной духовной силой, способной укрепить энергию каждого индивида и объединить его с устремлением всего государства и народа.

Но патриотизм не должен быть слепым. Это также важно донести до учащихся. Люди не рождаются патриотами, но они могут им стать. После того как они открою для себя правду о своём народе, убедятся в неисчерпаемых возможностях нации, изучат историю и героическое прошлое. Всё перечисленное помогает понять, что кроется в таком понятии, как нация. А это в первую очередь дух. И понимание своего собственного назначения и роли в истории. Именно на основе национальных традициях развивается духовность.

Именно поэтому патриотичное воспитание личности крайне важно. И имеется в виду не только привитие любви к Отечеству. Огромное значение имеет уважение к своему региону, городу, языку. Мало того, любовь и почитание своей малой Родины более ценно и возвышенно, чем то же самое, касающееся всего Отечества в целом.

Вопрос индивидуальности

Воспитание с учётом национальных ценностей важно, но многообразие способов восприятия и интересов приводит к большому разбросу оценок. То, что для одного члена общества является чем-то весомым, для другого может не иметь и вовсе никакого значения. Об этом необходимо помнить.

И с учётом этой особенности в обществе формируется такая система ценностей, которая может называться компромиссной. Ярким примером может считаться предмет религиоведение в школах разноконфессиональных регионов. В рамках которого изучается не только христианство, но ещё ислам и другие вероисповедания. В данном случае принимаются во внимание интересы православных учеников и мусульман. Это отличный пример совокупности определенных моральных норм. Которая способствует формированию внутреннего стержня культуры общества.

Нравственность

Что ж, как можно было понять, национальные ценности очень многообразны. И в связи с этим нельзя не упомянуть тему, касающуюся толерантности. Учитывая многообразность межкультурного взаимодействия очень важно привить каждому подрастающему члену обществу терпимость к иным ценностям, образу жизни, традициям и поведению. Ученики на базе своих «родных» ценностей должны овладеть основами этнокультуры в комплексе её разновидностей. И не может не радовать то, что сегодня, за счёт практико-ориентированного учебно-воспитательного процесса, это удаётся. Уровень этнокультурных знаний современных учеников и студентов значительно увеличивается. В этом позволяет убедиться наша действительность.

И, кстати, к данной теме проявляет интерес немалое количество детей, подростков и юношей. Есть ежегодный Всероссийский конкурс «Базовые национальные ценности в творчестве», в котором с удовольствием принимают участие представители подрастающего поколения со всех регионов нашей страны. И это даёт надежду на то, что со временем образованных и глубоко нравственных людей в обществе станет больше. Собственно говоря, на это и нацелена современная система образования.

В настоящее время в качестве высшей ценности современного российского общества формально декларируется человек. В каче­стве базовых ценностей признаются также свобода, защищенность и справедливость, однако эти высшие ценности не реализуются в полной мере как по объективным, так и по субъективным причинам. Можно утверждать, что социально-экономические процессы в России должны были привести и привели к формальному признанию цен­ности человека. Но они же привели и к ситуативному формированию у человека интересов, не совпадающих с интересами государства и общества. Под влиянием эгоизации личности и присвоения ею большей свободы иерархия системы ценностей неизбежно должна была измениться и изменилась в сторону приоритета личностных ценностей, в то время как социально значимые ценности постепенно утрачивают свою значимость как для общества, так и для отдельного индивида.

Для личности в качестве высших на первое место по значимости выходят приватные ценности, такие, как материальный успех, сво­бода, справедливость и другие, причем социальная реальность по­рождает тенденцию к извращенному, эгоизированному пониманию этих ценностей. Как опасается К). Г. Волков, России грозит развитие явления, известного на Западе как гипериндивидуализация. Гиперин­дивидуалисты признают лишь независимость личности и решительно отвергают концепцию социальной ответственности, что в конечном итоге может привести к распаду общества.

Приоритеты обществе!того развития смещены: главенствующее, самодовлеющее значение имеет рынок, в то время как человек рас­сматривается всего лишь как его элемент, всецело подчиненный его потребностям. Социальная цена реформ, самоцелью которых факти­чески является построение рыночной экономики без учета интересов личности, для большинства населения является чрезвычайно высо­кой, поскольку реально происходит обесценивание в общественном сознании высшей ценности - ценности человека. Возможность такого развития событий в России в результате падения советской власти предвидел еще в 1937 году Н.А.Бердяев.

Утрата ценностей и идеалов сопровождается нарастанием ути­литаризма в отношении к обществу и личности, подчинении их законам рынка, превращением в товар. В связи с этим современное российское общество может быть охарактеризовано как общество постепенной эгоизации и отчуждения личности, следствием чего становятся социальная апатия, безразличие, своеобразная «всеяд­ность», которые трансформируются постепенно в цинизм, жестокость и беспринципность по отношению ко всем, кроме себя и своего ближайшего значимого окружения.



При рыночной ориентации общества человек все чаще рас­сматривает свои возможности, способности и качества как товар, который имеет определенную цену на рынке и подлежит продаже. Ориентированность на «рыночные», конъюнктурные качества лич­ности, ее социально-экономическую, но не личностно-нравственную значимость все больше приводит к тому, что в качестве единственно достойной, социально и личностно значимой цели жизнедеятельно­сти рассматривается успех, понимаемый главным образом как успех материальный, достигая которого любой ценой, личность склонна рассматривать себя в качестве ценности. Другим следствием этого процесса может стать формирование личности не гармонически раз­витой, а специализированной.

Этот процесс является в условиях современной России, к со­жалению, естественным и неизбежным. Поэтому личный успех, измеряемый материальным уровнем жизни, практически стал само­целью, вытеснив на обочину общественного внимания нравственные, духовные устои личности. Экономическая успешность личности, определяемая ее способностью подстраиваться под изменчивые требования рынка, закономерно ведет к снижению значимости не только профессиональных, но и моральных установок и ценностных ориентации, которые трансформируются таким образом, чтобы по­лучить наивысшую оценку на рынке труда и обеспечить материальное благополучие в ближайшем будущем.



Происходящая дифференциация населения по материальному, социальному, духовному и нравственному признакам, все больше отчуждающая людей друг от друга и атомизирующая общество, не может не сказаться и на реальных нравах специалистов социальной работы. На смену духовным, истинно человеческим, ценностям рос­сиян пришли материальные, предполагающие только материальное обогащение и плотские наслаждения. Причем достижение этого обо­гащения и наслаждения допускается любыми средствами, имеющими в основном аморальный характер.

Вследствие этого общество, к сожалению, постепенно скатыва­ется к уровню «ситуационной морали», девиз которой: морально то, что экономически полезно в данной ситуации, поскольку именно экономический потенциал и статус личности во многом определяют в настоящее время ее статус в обществе, возможность получения пользы для себя. По словам Р. Г.Апресяна, в основе морали лежит потребность в единении с другими людьми". Тенденция к отождеств­лению пользы и морали приводит постепенно к тому, что один из основных вопросов философской этики - вопрос о соотношении и соответствии цели и средств - разрешается на уровне обыденного сознания в форме вседозволенности в отношении средств, если только цель устраивает индивида, представляется ему ситуационно оправданной и значимой в личностном плане. Вследствие этого в рос­сийском обществе реализуется тенденция к разрушению моральных устоев, нарастанию аморальности и вседозволенности в мышлении и поведении.

Не менее опасной представляется тенденция к девальвации в общественном и индивидуальном сознании социально значимых ценностей - коллективизма, солидарности, единства. Существенно снизилась ценность труда, уступая место ценности материального успеха вне зависимости от трудовой деятельности. Происходит от­чуждение массового сознания от традиционных для России цен­ностей и ориентиров - идей единства, соборности, коллективизма, солидарности, моральной чистоты, альтруизма и социального опти­мизма, всегда доминировавших в русском национальном менталитете. Одновременно имеет место попытка подмены их реально существую­щими ценностями рыночного образца - эгоизмом, прагматизмом, социальным и моральным цинизмом, бездуховностью. Этот процесс может иметь самые негативные последствия для России, поскольку может привести к утрате национальной самобытности в менталитете, духовности и культуре, окончательному распаду общества. Он можетиметь необратимые последствия и для отдельной личности: еще в конце XIX века Ф.Ницше отмечал, что утрата ценности коллекти­визма может привести и к утрате ценности личности .

Как известно, становление духовной культуры и нравственно­сти - процесс длительный, охватывающий тысячелетия, в то время как культурная и нравственная деградация нации при определенных условиях может произойти достаточно быстро, причем, начиная с определенного момента, процесс деморализации может приобрести лавинообразный характер, захватывая все новые и новые социальные слои и группы, лишая их нравственных устоев, идеалов и ценностей и утверждая вместо них в индивидуальном и массовом сознании без­различие, бездуховность, жестокость, социальный и нравственный нигилизм. Подавляющее большинство ныне живущих людей вос­принимает как ценность лишь то, что лучше помогает им «обойти» конкурентов. Любое пригодное для этого средство представляется иллюзорной ценностью само по себе.

Анализ тенденций в развитии ценностных ориентации населения позволяет сделать вывод, что ценностные ориентации представителей различных групп населения смещаются в сторону индивидуально-личностных. Этому во многом способствует глубокий кризис в эко­номике, общественной жизни и духовной сфере, а также деятельность большинства официальных средств массовой информации, призы­вающих население рассчитывать только на себя и заботиться только о себе, не ожидая какой-либо помощи со стороны государства.

Вместе с тем хотя эгоизация россиян постепенно происходит, она носит ситуативно вынужденный характер и расценивается самими гражданами скорее как необходимая мера для обеспечения выжи­вания в отсутствие помощи и действенной социальной и экономи­ческой политики со стороны государства, нежели свидетельствует о сущностном тяготении к индивидуализму. Можно предположить, что эгоизация населения в России является своеобразной защитной реакцией, при помощи которой граждане, не надеясь на помощь государства, надеются обеспечить себе индивидуальное выживание в сложных условиях радикальных реформ и связанного с ними кризиса. Таким образом, недостаточная защищенность граждан государством компенсируется такими их «формами самозащиты», как эгоизация и отчуждение.

Не менее опасной представляется тенденция к поляризации мо­рали. Дифференциация условий жизни россиян приводит не столько к появлению естественных различий в области морали, сколько к поляризации моральных установок, присущих разным социальным группам, причем эта поляризация происходит в соответствии с раз­делением общества по доходному и имущественному признакам. При этом наибольшей беспринципностью и цинизмом в моральном отно­шении отличаются и в элюм вопросе смыкаются два противоположных в экономическом отношении «полюса» - сверхбогатые и сверхбедные. Средние социальные слои проявляют умеренность в вопросах морали и относительную приверженность ее позитивным нормам.

Поляризация моральных установок социальных групп в зависи­мости от уровня и качества жизни свидетельствует об отсутствии возможности или, по крайней мере, затруднительности в организа­ции их совместного социального творчества. Она не только не пре­пятствует, но и способствует дальнейшему распадению общества на враждебные труппы, воцарению в обществе анархии, аморальности, произвола. Для сверхбогатых в условиях первоначального накопления капитала мораль является помехой, которая может повлечь за собой сокращение прибылей, если уделять ей чрезмерное внимание. Для сверхбедных слоев населения мораль может стать причиной унижения и гибели. Эти полярные группы, находящиеся в своеобразных экс­тремальных обстоятельствах, подвергаются процессу деморализации в наибольшей степени и считают для себя возможным не следовать предписаниям морали: сострадание, забота о других, умеренность закономерно рассматриваются ими, в духе философии Ф.Ницше, как стадные добродетели".

Опыт анализа общественного развития подводит к выводу о су­щественном преобладании в менталитете граждан, принадлежащих к промежуточным (относительно стабильным и обеспеченным) слоям населения современной России приверженности коллективистско-социалистическим и православным ценностям, взаимосвязанным между собой - державности, патернализму, коллективизму, равенству и справедливости, что не вписывается в рамки традиционной запад­ной идеологии, но в то же время вполне соответствует традиционному национальному менталитету россиян. Отмечаемая подавляющим большинством специалистов «нерыночность» россиян как нации делает для большинства невозможным активное присвоение ры­ночных ценностей, хотя и обусловливает объективную ситуативную необходимость ими руководствоваться в повседневной деятельности и отношениях.

Поэтому в современной России происходит своеобразное внутрен­нее дистанцирование от навязываемых норм и ценностей рыночного образца, что говорит о сохранении в менталитете россиян глубинной, неискоренимой приверженности к традиционным ценностям. Тем не менее есть основания полагать, что в настоящее время проявляется тенденция к дистанцированию от культа войны и насилия, возвра­щение к традиционной терпимости, взаимной поддержке и творче­скому альтруизму, хотя еще очень пока незначительно. Это можно объяснить глубокой, не всегда ясно осознаваемой связью россиян с национальной культурой, своеобразным способом мировосприятия, который детерминирует определенный образ мыслей и действий и делает неприемлемым для большинства населения деятельность в соответствии с нормами чуждой для него культуры и морали.

Таким образом, в общественном сознании населения современной России имеют место противоположные тенденции: с одной стороны, стремление сохранить в целостности традиционную систему цен­ностей и основы моральности (этос, включающий в себя гуманизм, сострадание, коллективизм, справедливость, свободу, равенство и др.), а с другой - ситуативно обусловленное тяготение к переоценке ценностей и к освобождению от необходимости соблюдать основные моральные нормы (вариативная часть этической системы, основанная на индивидуализме и эгоизме, равноправии, безусловной свободе).

Наличие этих двух тенденций приводит к тому, что интересы лич­ности приобретают приоритет по сравнению с интересами группы, общности, общества, поскольку наибольшую активность в форми­ровании иерархии ценностей проявляют «полюса» общества, навя­зывающие свои установки более «умеренным» социальным группам. Освобождаясь от моральных оков, личность, как ей представляется, получает необходимую «свободу», решшзуя которую, не только при­обретает желаемое в виде материального успеха, но и ощущает свою реализованность как ценности. С другой стороны, одновременно возрастает ценность защищенности, необходимой для выживания и относительно стабильного существования большинства россиян. Эта часть россиян готова поступиться частью своей свободы в обмен на гарантированную защищенность.


Наличие данной тенденции может служить определенным дока­зательством дегуманизации общественных отношений. Приоритет интересов личности предполагает и осознание ценности самой лич­ности и, безусловно, связан с уважением ее прав, чести и достоин­ства. Однако в кризисном обществе приоритет интересов личности и ее свобода при отсутствии должной защищенности и социальной справедливости приводят к тому, что потребности человека могут быть удовлетворены чаще всего посредством ущемления интересов других личностей, поскольку равенство возможностей в реализации индивидом его прав пока реально отсутствует. Это детерминирует отчуждение, приводя к поляризации и атомизации общества, изо­ляции и одиночеству людей, отсутствию единой конструктивной платформы для совместного социального творчества. Низкий уровень ответственности государства за граждан влечет за собой снижение их социальной активности.

Все это, к сожалению, приводит к выводу, что реальное содер­жание сознания как личности вообще, так и обыденное и профес­сиональное сознание специалиста в области социальной работы может существенно отличаться от идеальной модели. На рубеже XX XXI веков, в период смены индустриальной мировой цивили­зации постиндустриальной, в нашей стране наблюдается один из глубочайших в истории человечества кризис системы ценностей, их радикальный пересмотр. Неудивительно, ЧТО ценности п моральные установки, реализуемые в деятельности, могут существенно отличать­ся от гуманистических и профессионально значимых. Специалист, оказывая влияние на общество, сам в значительном степени является его продуктом. Субъектность и субъективность специалиста могут обусловить то, что восприятие им профессии и социального бытия в целом будет необъективным. Эту точку зрения он может транс­ лировать в общество.

Деятельность социальных институтов, призванных содействовать формированию мнения и установок личности по различным вопро­сам, а тем самым - и ее формированию способов ее жизнедеятель­ности, имеет место в обществе как постоянный фактор. Однако к сожалению, результативность ее невелика. В нашей стране, как счи­тает А. А. Возьмитель, произошло разрушение процесса социализации личности, и в настоящее время созданы все условия для процветания лиц с социокультурной патологией".

Вместе с тем может наличествовать противодействие влиянию «рыночное™» на сознание личности. Это противодействие может быть оказано системой образования вообще и социального образо­вания в особенности. Процесс формирования личности вообще и специалиста в области социальной работы должен рассматриваться в качестве важнейшей составной части его профессиональной под­готовки и его становления как личности.

В этой связи одной из проблем деонтологии социальной работы становится определение уровня и качества влияния вышеуказанных элементов и структур общественного сознания на содержание долга и ответственности социального работника. Индивидуальное созна­ние специалиста не может не испытывать процессов в духовной и социальной сферах общества, в комплексе приводящих к деграда­ции этического сознания личности. Задачей деонтологии в данном аспекте может стать обоснование необходимости для социального работника выполнения долга перед обществом, несмотря на то что в современной ситуации общество может представляться антагонистом отдельной личности.

Классификация ценностей Г. Олпорта

Философская классификация ценностей

Социально-психологическая классификация ценностей

Классификация ценностей

На основании социально-психологических положений традиционно ценности классифицируются следующим образом:

- универсальные (любовь, престиж, уважение, безопасность, знание, деньги, вещи, национальность, свобода, здоровье);

- внутригрупповые (политические, религиозные);

- индивидуальные (личностные).

Ценности объединяются в системы, представляя собой иерархическую структуру , которая меняется с возрастом и обстоятельствами жизни. Одновременно в сознании человека существует не более 12 ценностей , которыми он может руководствоваться.

Из сопутствующих понятий следует упомянуть понятия «интерес», «потребность», «стремление»,«долг», «идеал», «ориентация» и «мотивация». Однако объем этих понятий обычно уже, чем понятие «ценность». Под интересом или потребностью обычно понимаются социально обусловленные влечения, связанные с социально-экономическим положением различных слоев, групп или индивидов, и в этом случае остальные ценности (идеалы) – лишь отвлеченное отражение интересов. Мотивация представляет собой процесс, в ходе которого формируется осознание (обоснование) намерения что-либо сделать (не сделать). Мотивация чаще всего рассматривается общей и социальной психологией. Позитивные мотивации опираются на ценности, которые осваиваются индивидом и становятся ценностными ориентациями, направляющими его сознание и поведение.

Между ценностью и повседневными ориентациями может возникать конфликт , определяемый как расхождение между долгом и желанием, должным и практически реализуемым, идеально признаваемым состоянием и жизненными условиями, которые не дают шанса человеку. Но такие противоречия между признанием большого значения какой-либо ценности и ее недостижимостью могут осваиваться человеком по-разному. Причина может усматриваться во внешних обстоятельствах («среда заела»), в происках соперников или врагов или же в недостаточной активности и эффективности деятельности самого человека. Классический пример драматического расхождения между ценностью и действием, ориентированным на ее достижение, мы находим в пьесе У. Шекспира «Гамлет». Почти до самого конца пьесы принц оттягивает свое действие (а если и действует, то «ситуативно», по настроению) – и не только для того, чтобы удостовериться еще и еще раз в преступлении, совершенном королем, но и потому, что глубоко сомневается в необходимости действовать. В отличие от него герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Р. Раскольников не только убедил себя в том, что жизнь «вредной старушонки» не имеет ценности, но и в самом деле убивает ее, что влечет за собой глубокое раскаяние.



Ф. Е. Василюк, рассматривая внутриличностные переживания как «особую внутреннюю деятельность, внутреннюю работу, с помощью которой человеку удается перенести те или иные жизненные события, восстановить утраченное душевное равновесие», подчеркивает значимость ценностного переживания . Существуют два подтипа ценностного переживания. Первый из них реализуется, когда субъект еще не достиг высших, в его понимании, ценностей, поэтому происходит процесс изменения его ценностно-мотивационной системы. Ценностные переживания второго типа возможны на высших ступенях развития ценностного сознания. В таком случае личность не стремится к достижению значимой для нее ценности, а, напротив, оказывается частью объемлющей ее ценности, принадлежит ей и в ней находит смысл своей жизни. В таком случае ценностный конфликт, вероятнее всего, будет связан с противостоянием личных и групповых (общественных) ценностей.

Важным средством снятия разрыва между ценностью и поведением является воля , снимающая колебания и неуверенность и заставляющая человека действовать. Воля может проявляться и как внутреннее побуждение, и как внешняя, сильная мотивация.

Всякая классификация ценностей по типу и уровню неизменно условна в силу того, что в нее вносятся социальные и культурные значения. К тому же трудно вставить ту или другую ценность, имеющую свою многозначность (например, семья), в определенную графу. Тем не менее, можно представить следующую условно упорядоченную классификацию ценностей.

Витальные: жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, физическое состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость, природная среда (экологические ценности), практичность, комфорт, уровень потребления и т. д.

Социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, труд, профессия, семья, патриотизм, терпимость, дисциплина, предприимчивость, склонность к риску, равенство социальное, равенство полов, способность к достижениям, личная независимость, активное участие в жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее, локальная (почвенная) или сверхлокальная (государственная, интернациональная) ориентация.

Политические: свобода слова, гражданские свободы, государственность, законность, хороший правитель, порядок, конституция, гражданский мир.

Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, истина, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим и любовь к детям.

Религиозные: Бог, Божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание, церковь.

Эстетические: красота (или, напротив, эстетика безобразного), идеал, стиль, гармония, следование традиции или новизна, эклектика, культурная самобытность или подражание престижной заимствованной моде.

Г. Олпорт выделяет шесть видов ценностей.

Теоретические. Человек, придающий особое значение этим ценностям, заинтересован в установлении истины в избранной им области науки и техники. Его характеризует рациональный и критический подход к жизни. Он в высшей степени интеллектуален и чаще избирает для себя деятельность в области фундаментальной науки и философии.

Социальные. Высшей ценностью для лиц этого типа является любовь и уважение со стороны окружающих людей. Они считают любовь единственно приемлемой формой человеческих взаимоотношений и направляют свои творческие усилия на соответствующие преобразования общества. Эта установка является альтруистической и бывает тесно связана с религиозными ценностями. Часто такие люди рассматривают теоретические, экономические и эстетические подходы к жизни как холодные и негуманные.

Политические. Доминирующим интересом этого типа людей является власть. Лидеры в любой области обычно выше всего ценят власть и влияние. Их творческие возможности направляются на обретение личной власти, влияния, славы и известности. И хотя на пути к этим целям они могут проявлять творческий подход к достижению общественно значимых результатов, в целом, это направление ведет к деградации личности.

Религиозные. Представители этого типа стремятся к пониманию мира как единого целого . Для них религия дает ответы на вопросы смысла жизни. Религия воспитывает в них способность понимать и принимать любые формы проявления окружающей среды, приближаясь к пониманию высшего смысла мироздания.

Эстетические. Эти люди больше всего ценят форму и гармонию . Они трактуют жизнь как ход событий, при котором каждый отдельный человек наслаждается жизнью ради самого себя. Среди представителей этого типа много поэтов, музыкантов, художников.

Экономические. Человек, направляемый экономическими ценностями, избирает такое поле деятельности, которое связано с пользой и выгодой . Его характеризует исключительная практичность. Знания, не находящие применения, он считает бесполезными. Тем не менее, его достижения в избранной области, где он проявляет творческие способности, нередко открывали дорогу к блестящим достижениям в науке и технике.

В течение жизни человек должен осмыслить и выстроить иерархию ценностей, но это длительный и противоречивый процесс. Возможен конфликт ценностей , который чаще всего является источником развития. Тест М. Рокича «Ценностные ориентации» позволяет выявить две категории ценностей: терминальные и инструментальные и их возможный конфликт. Сложность в изучении ценностей заключается в том, что трудно отделить реальные (актуальные, наличные) и возможные (желаемые) ценности .

Конкретные исследования ценностных ориентаций показали, что существует зависимость ценностей от возраста испытуемого, от вида его профессиональной деятельности, от уровня образования, от степени осознания ценности, от гендерной принадлежности, от внешних социально-экономических и политических условий.

Перемены, произошедшие за последние десятилетия в сфере государственного устройства и политической организации российского общества, можно назвать революционными. Важнейшей составляющей происходящей в России трансформации является изменение в мировоззрении населения. Традиционно считается, что массовое сознание – наиболее инерционная сфера по сравнению с социально-экономической и политической, но в периоды революционных преобразований система ценностных ориентаций может быть подвержена существенным изменениям. При этом преобразования в других сферах общества могут быть необратимыми только тогда, когда они восприняты обществом и закреплены в новой системе ценностей, на которые это общество ориентируется. Изменения в системе ценностей могут быть одним из важнейших индикаторов реальности и эффективности общественной трансформации в целом. Ценности – это обобщенные представления людей о целях и средствах их достижения, о нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры этноса и всего человечества. Ценности в сознании каждого человека существуют как ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. В России в результате изменения общественного устройства произошла стремительная дезинтеграция общественных групп и институтов, утрата личностной идентификации с прежними социальными структурами. Наблюдается расшатывание нормативно-ценностных систем старого сознания под воздействием идей и принципов нового политического мышления. Жизнь людей все меньше регламентируется государством, больше индивидуализируется, человек должен рассчитывать только на себя, рисковать, делать выбор и нести за него ответственность. Движение по пути большей свободы подталкивает человека к новой системе ценностей. Формирование новой системы ценностей в условиях ослабления идеологического контроля государства сопровождается критическим отношением к старым, социалистическим ценностям, иногда вплоть до их полного отрицания. Но и новые ценности не могут считаться уже достаточно сформированными и принятыми всем обществом. Многие исследователи современных социально-психологических процессов говорят о кризисе ценностей в российском обществе. Примером могут служить противоречивые суждения людей относительно роли государства: с одной стороны, желание отстаивать свою свободу от непрошенных вторжений «недремлющего ока» государства, с другой стороны, тяга к «сильной руке», которая должна навести всеобщий порядок. Законы рынка, кардинальным образом изменившие образ жизни и поведение людей, не смогли также быстро перестроить ценностные ориентации. Эмпирические исследования последних лет показывают структуру и динамику ценностных ориентаций в российском обществе. Анализ ответов россиян относительно традиционных, «общечеловеческих» ценностей позволяет выявить иерархию приоритетов граждан России:

Обращает внимание весьма высокая и стабильная приверженность населения традиционным ценностям – семья, человеческое общение, работа. При этом появляются такие ценности, как религия и политика. Главными ценностями россиян являются частная жизнь, благополучие семьи, достаток. В кризисном обществе именно семья стала для большинства россиян центром притяжения их душевных и физических сил.

В сознании россиян актуализированы и те ценности, которые связаны с деятельностью государства. Первая среди них – законность. Законность понимается россиянами не в общеправовом, а в конкретном человеческом смысле как жизненная потребность в установлении государством такого порядка, который обеспечивал бы безопасность каждого индивида.

Очень низко оцениваются россиянами понятия «справедливость» , «равенство» , «солидарность» , особенно представителями таких групп населения, как предприниматели, фермеры, директора.

Итак, ценностное «ядро» российского общества составляют семья, безопасность, законность, достаток. Эти ценности можно отнести к витальным, значимым для сохранения и продолжения жизни, выполняющим интегрирующие функции в обществе. В структурном «резерве» оказались «свобода» , «духовность» и «демократия» . На периферии ценностного сознания остались «равенство» и «справедливость» , выполняющие дифференцирующие функции в обществе. Такие неотъемлемые для демократического общества ценности, как свобода и собственность еще недостаточно актуализировались в сознании россиян. Соответственно, идеи политической демократии не пользуются особой популярностью. Стабильная ценностная система современного российского общества еще не сформировалась.

Ценности – это глубинные основы общества; то, насколько однородны они станут в будущем, насколько гармонично смогут сочетаться ценности разных групп, определит во многом успешность развития нашего общества в целом.

Темы рефератов

1. Ценностный конфликт как один из видов внутриличностного конфликта.

2. Конфликтный и мирный потенциал ценностного противоречия.

3. Возрастные ценности и их роль в развитии и формировании личности.

4. Конфликтогенность групповых и личностных ценностных ориентаций.

5. Система ценностей современной молодежи.

Вопросы для контроля и самостоятельной работы

1. Что такое конфликт ценностей?

2. Чем характеризуется ценностный конфликт в современных исторических условиях?

3. Каковы основные способы изучения ценностных ориентаций личности?

4. Каковы противоречия между групповыми и личностными ценностными ориентациями?

5. Ценностно-ориентационное единство малой социальной группы.

6. Каковы формы протекания ценностного конфликта?

7. С какими типами конфликтов может быть связан ценностный конфликт?

Библиографический список

1. Василюк, Ф. Е. Психология переживания [Текст] / Ф. Е. Василюк. – М. : Изд-во МГУ, 1984.

2. Гаврилюк, В. В., Трикоз, Н. А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) [Текст] / В. В. Гаврилюк, Н. А. Трикоз // Социологические исследования. – 2002. – №1.

3. Емельянов, С. М. Практикум по конфликтологии [Текст] / С. М. Емельянов. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2003.

4. Калинин, И. В. Психология внутреннего конфликта человека [Текст] : учеб. пособие / И. В. Калинин; под ред. Ю. А. Клейберга. – Ульяновск: УИПКПРО, 2003.

5. Леонов, Н. И.Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения [Текст] : учебное пособие / Н. И. Леонов. – СПб. : Питер, 2005.

6. Леонтьев, Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: Опыт многомерной реконструкции [Текст] / Д. А. Леонтьев // Современный социоанализ: сборник статей. – М., 1998.

7. Лисовский, В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России [Текст] : учебное пособие / В. Т. Лисовский. – СПб., 2000.

8. Любимова, Ю. Г. Психология конфликта [Текст] / Ю. Г. Любимова. – М. : Педагогическое общество России, 2004.

9. Сорос, Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности [Текст] / Дж. Сорос. – М., 1999.

10. Режим доступа: http:www.librari.by/portalus/modules/psychology/show

11. Режим доступа: http://society.polba.ru/volkov sociologi/ch20_i.html

12. Режим доступа: http://www.resurs.kz/ref/kultura-kak-sotcialnoe-yavlenie/5

Глава 4. Конфликт религиозных верований

4.1 Психологический аспект мировых религий.

4.2 Конфликтный и мирный потенциал религиозных верований.

4.3 Религиозные конфликты современной России.

4.4 Формирование толерантности как способа разрешения религиозных конфликтов.

Ценности - это обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм. Они обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Она в свою очередь оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейших мотиваторов социального действия, поведения индивидов. Таким образом, каждая ценность и системы ценностей имеют двуединое основание: в индивиде как самоценном субъекте и в обществе как социокультурной системе.

Типология ценностей

Имеется несколько оснований для типологии ценностей. Поскольку ценности влияют на поведение людей во всех сферах их жизнедеятельности, то простейшим основанием для их типологии является их конкретное пред

метное содержание. По этому основанию различают ценности социальные, культурные, экономические, политические, духовные и т.д. Специалисты насчитывают многие десятки, даже сотни таких ценностей. А если связывать ценности с качествами, способностями, чертами личности, то Олпорт и Одберт насчитали таких черт 18 (XXI. а Андерсон сумел сократить этот список сначала до 555. затем до 200 названий. Но наиболее общих, базовых ценностей, составляющих основание ценностного сознания людей и подспудно влияющих на их поступки в различных областях ЖИЗНИ. не так много Их число оказывается минимальным, если соотносить ценности с потребностями людей: Фрейд предложил ограничиться двумя. Маслоу пятью потребностями-ценностями. Муррей сформировал список из 28 ценностей. Рокич оценил число терминальных ценностей в полторы дюжины, а инструментальных - в пять-шесть дюжин, но эмпирически исследовал по 18 тех и других. Словом, речь идет о двух- четырех десятках базовых ценностей.

С учетом результатов эмпирических исследований, в том числе нашего, по этому основанию можно выделить четыре группы ценностей:

Ценности высшего статуса, «ядро» ценностной структуры;

Ценности среднего статуса, которые могут перемещаться в состав ядра или на периферию, поэтому их можно представить как «структурный резерв»;

Ценности ниже среднего, но не самого низкого статуса, или «периферию» - они также подвижны и могут перемещаться в «резерв» или в «хвост»;

Ценности низшего статуса, или упомянутый «хвост» ценностной структуры, состав которого малоподвижен.

Ценностное ядро можно охарактеризовать как доминирующую в общественном сознании группу ценностей, которые интегрируют общество или иную социальную общность в некоторое целое (по нашим данным, к ним относятся те ценности, которые одобряют свыше 60% населения).

Структурный резерв находится между доминированием и оппозицией, он служит той областью, где наиболее интенсивно проявляются ценностные конфликты между индивидами и социальными группами, а также внутриличностные конфликты (в среднем, такие ценности одобряют 45-60% населения).

Периферия включает в себя оппозиционные ценности (их одобряют примерно 30- 45% населения), разделяющие членов данной общности на приверженцев существенно разных, подчас несовместимых ценностей и потому вызывающие наиболее острые конфликты.

Наконец, в хвосте оказываются ценности явного меньшинства, отличающегося от остальных членов общности большей стабильностью своих ориентаций, унаследованных от прошлых пластов культуры (их одобряют менее 30% населения).

Загрузка...
Top