Понятие социальной роли, ролевые теории личности. Ролевая теория личности - шпаргалка по общей социологии

Ролевая теория личности представляет собой один из подходов к изучению личности, согласно которому она описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения - ролей. Такие социальные роли вытекают из ее социального статуса. Основные положения этой теории были сформулированы американским социологом и социальным психологом Дж. Г. Мидом в книгах «Роль, Я и общество» (1934), «Исследование человека» (1936). Он считал, что все мы учимся ролевому поведению через восприятие себя каким-либо значимым для нас лицом. Человек всегда видит себя глазами других и либо начинает подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжает отстаивать свою роль. В освоении ролевых функций Мид выделял три стадии: 1) имитация, т.е. механическое повторение; 2) проигрывание, т.е. переход от одной роли к другой; 3) групповое членство, т.е. освоение определенной роли глазами значимой для данного человека социальной группы. Вместе с тем ключевое понятие этой теории - «социальная роль» - было разработано в начале ХХ в. в работах Э.Дюркгейма, М.Вебера, позднее - Т.Парсонса, Р.Липтона и др. Социальная роль (от франц. role) - образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе общественных отношений. Социальная роль обычно рассматривается в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Ролевое ожидание - это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая с данным статусом, т.е. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данной социальной системе. Иначе говоря, это то поведение, которого ждут от нас окружающие, зная наш социальный статус. Ролевое исполнение - это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус). Для того чтобы проиллюстрировать влияние ролевых ожиданий на поведение людей, обратимся к «тюремному» эксперименту американского исследователя Филиппа Зимбардо. Этот эксперимент начался с того, что в одном из престижных американских колледжей было вывешено объявление: «Для психологических исследований тюремной жизни требуются мужчины-студенты, совершенно здоровые в физическом и психическом отношениях…». Эксперимент планировалось провести в течение одной - двух недель. После того как участники были подобраны, их разделили на две части в арифметическом порядке. Одну часть назначили «заключенными», другую - «тюремщиками». Затем все были перевезены в тюрьму, где тюремщики приступили к исполнению своих обязанностей. Они раздели и обыскали «заключенных» и развели по камерам, хотя никто и не приказывал им делать это. В целом первый день прошел нормально при добродушно-шутливом отношении с обеих сторон. Однако уже на вторые сутки отношения испортились так, что экспериментаторам пришлось удерживать «тюремщиков» от излишней жесткости. На шестые сутки эксперимент пришлось прекратить, поскольку все были травмированы. Этот эксперимент показал, что функциональная целесообразность (необходимость поддерживать порядок) и социокультурные традиции (как следует себя вести) предопределили поведение его участников. Они «вошли в роль» и ролевые ожидания обусловили вполне типичное и легко узнаваемое поведение. Добрые отношения лопнули, когда эти хорошие ребята оказались в разных социальных ролях. Именно «тиcки» социальных ролей предопределили поведение участников этого эксперимента. Отметим, что между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества, хотя и имеется тенденция к его достижению. В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента: 1) описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2) предписания, требования, связанные с данным поведением; 3) оценка выполнения предписанной роли; 4) санкции, которые могут носить как негативный, так и позитивный характер. Каждый человек обладает множеством социальных статусов, и каждому его статусу соответствует спектр ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором. Таким образом, можно констатировать, что каждый человек выполняет в обществе множество социальных ролей. В связи с этим возникает проблема ролевого конфликта. Ролевой конфликт - это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей, а также другими причинами. Имея общее представление о сущности ролевых конфликтов, можно провести их классификацию. Во-первых, это конфликты, вызванные различиями в понимании своей роли личностью и окружающими. Например, преподаватель вуза считает, что он может добиться глубокого усвоения программы своего предмета студентами без жесткого давления на них, однако на кафедре преобладает другой методический подход. Во-вторых, это конфликт между различными аспектами одной и той же роли. Например, от адвоката требуется принятие всех мер по оправданию подзащитного, но от него же как юриста ожидают борьбы с правонарушениями, подрывающими основы общества. В-третьих, это конфликт между необходимыми для исполнения данной социальной роли качествами и ожиданиями значимых для этого человека людей. Так, среди спортсменов высоко ценятся такие черты характера, как твердость, воля, независимость, эмоциональная сдержанность, стремление к победе. Однако исследователи Штайн и Хоффман (1978) установили, что девушкам эти черты неприятны. Их больше привлекают искренность, глубина чувств, способность к сопереживанию. В результате спортсмены вынуждены выбирать между высокими достижениями в спорте и вниманием со стороны представительниц прекрасного пола. В-четвертых, это конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных людей. Например, от женщины ее начальник требует высокой самоотдачи на работе, а муж - высокой самоотдачи дома. В-пятых, это конфликт между личностными качествами индивидов и ролевыми требованиями. Не секрет, что есть немало людей, занимающих должности, для которых они не обладают необходимыми качествами. В результате они вынуждены болезненно перестраиваться, как говорится, «переступать через самих себя». Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, которая проявляется в различных житейских и служебных неурядицах. Поэтому важно знать некоторые способы снижения ролевой напряжённости. Один из них состоит в том, что отдельные роли признаются более важными, чем другие. Так, в некоторых случаях следует выбрать, что важнее: семья или работа. Для женщин нормальным считается выбор в пользу первого, а для мужчин - второго. Разделение между двумя системами ролей, в частности семьей и работой, ослабляет ролевой конфликт.

Ролевая теория личности представляет собой один из подходов к изучению личности, согласно которому она описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения - ролей. Такие социальные роли вытекают из ее социального статуса. Основные положения этой теории были сформулированы американским социологом и социальным психологом Дж.Г.Мидом в книгах "Роль, Я и общество" (1934), "Исследование человека" (1936). Он считал, что всœе мы учимся ролевому поведению через восприятие себя каким-либо значимым для нас лицом. Человек всœегда видит себя глазами других и либо начинает подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжает отстаивать свою роль. В освоении ролевых функций Мид выделял три стадии: 1) имитация, ᴛ.ᴇ. механическое повторение; 2) проигрывание, ᴛ.ᴇ. переход от одной роли к другой; 3) групповое членство, ᴛ.ᴇ. освоение определœенной роли глазами значимой для данного человека социальной группы.

Вместе с тем ключевое понятие этой теории - "социальная роль" - было разработано в начале XX в. в работах Э.Дюркгейма, М.Вебера, позднее -Т.Парсонса, Р.Липтона и др. Социальная роль (от франц. role) - образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целœесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе общественных отношений.

Социальная роль обычно рассматривается в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Ролевое ожидание - это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая сданным статусом, ᴛ.ᴇ. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данной социальной системе. Иначе говоря, это то поведение, которого ждут от нас окружающие, зная наш социальный статус. Ролевое исполнение - это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус).

Для того чтобы проиллюстрировать влияние ролевых ожиданий на поведение людей, обратимся к "тюремному" эксперименту американского исследователя Филиппа Зимбардо. Этот эксперимент начался с того, что в одном из престижных американских колледжей было вывешено объявление: "Для психологических исследований тюремной жизни требуются мужчины-студенты, совершенно здоровые в физическом и психическом отношениях...". Эксперимент планировалось провести в течение одной -двух недель. После того как участники были подобраны, их разделили на две части в арифметическом порядке. Одну часть назначили "заключенными", другую - "тюремщиками". Затем всœе были перевезены в тюрьму, где тюремщики приступили к исполнению своих обязанностей. Οʜᴎ раздели и обыскали "заключенных" и развели по камерам, хотя никто и не приказывал им делать это. В целом первый день прошел нормально при добродушно-шутливом отношении с обеих сторон. При этом уже на вторые сутки отношения испортились так, что экспериментаторам пришлось удерживать "тюремщиков" от излишней жесткости. На шестые сутки эксперимент пришлось прекратить, поскольку всœе были травмированы. Этот эксперимент показал, что функциональная целœесообразность (крайне важность поддерживать порядок) и социокультурные традиции (как следует себя вести) предопределили поведение его участников. Οʜᴎ "вошли в роль" и ролевые ожидания обусловили вполне типичное и легко узнаваемое поведение. Добрые отношения лопнули, когда эти хорошие ребята оказались в разных социальных ролях. Именно "тиски" социальных ролей предопределили поведение участников этого эксперимента. Отметим, что между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества, хотя и имеется тенденция к его достижению. В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента: 1) описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2) предписания, требования, связанные с данным поведением; 3) оценка выполнения предписанной роли; 4) санкции, которые могут носить как негативный, так и позитивный характер.

Каждый человек обладает множеством социальных статусов, и каждому его статусу соответствует спектр ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, принято называть ролевым набором. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно констатировать, что каждый человек выполняет в обществе множество социальных ролей. В связи с этим возникает проблема ролевого конфликта.

Ролевой конфликт - это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей, а также другими причинами. Имея общее представление о сущности ролевых конфликтов, можно провести их классификацию.

В первую очередь, это конфликты, вызванные различиями в понимании своей роли личностью и окружающими. К примеру, преподаватель вуза считает, что он может добиться глубокого усвоения программы своего предмета студентами без жесткого давления на них, однако на кафедре преобладает другой методический подход.

Во-вторых, это конфликт между различными аспектами одной и той же роли. К примеру, от адвоката требуется принятие всœех мер по оправданию подзащитного, но от него же как юриста ожидают борьбы с правонарушениями, подрывающими основы общества.

В-третьих, это конфликт между необходимыми для исполнения данной социальной роли качествами и ожиданиями значимых для этого человека людей. Так, среди спортсменов высоко ценятся такие черты характера, как твердость, воля, независимость, эмоциональная сдержанность, стремление к победе. При этом исследователи Штайн и Хоффман (1978) установили, что девушкам эти черты неприятны. Их больше привлекают искренность, глубина чувств, способность к сопереживанию. В результате спортсмены вынуждены выбирать между высокими достижениями в спорте и вниманием со стороны представительниц прекрасного пола.

В-четвертых, это конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных людей. К примеру, от женщины ее начальник требует высокой самоотдачи на работе, а муж – высокой самоотдачи дома.

В-пятых, это конфликт между личностными качествами индивидов и ролевыми требованиями. Не секрет, что есть немало людей, занимающих должности, для которых они не обладают необходимыми качествами. В результате они вынуждены болезненно перестраиваться, как говорится, "переступать через самих себя".

Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, которая проявляется в различных житейских и служебных неурядицах. По этой причине важно знать некоторые способы снижения ролевой напряженности. Один из них состоит в том, что отдельные роли признаются более важными, чем другие. Так, в некоторых случаях следует выбрать, что важнее: семья или работа. Для женщин нормальным считается выбор в пользу первого, а для мужчин - второго. Разделœение между двумя системами ролей, в частности семьей и работой, ослабляет ролевой конфликт.

6.7.Теория "зеркального Я"

Одной из первых теорий личности в социологии и психологии была теория "зеркального Я". Она исходила не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов, которые выступают по отношению к каждому из них как "зеркала" его Я. "Я" (образ "Я") - это центральное понятие целого ряда трактовок личности. "Я" - это самость, ᴛ.ᴇ. интегральная целостность, "одноличие", "подлинность" индивида, его тождественность самому себе, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и других людей.

У.Джеймс, один из основоположников этой теории, выделял в Я "социальное Я", ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ было тем, чем признают данного человека окружающие. Человек имеет столько "социальных Я", сколько существует отдельных лиц и групп, мнение которых важно для него.

Эту идею развил Ч.Х.Кули, американский социолог и социальный психолоᴦ. Он считал признаком истинно социального существа способность индивида выделять себя из группы и осознавать свое Я. Обязательным условием этого, по мнению Кули, является общение индивида с другими людьми и усвоение их мнений о нем. Не существует чувства Я без соответствующих ему чувств Мы, Он или Οʜᴎ. Сознательные действия индивида всœегда социальны. Οʜᴎ означают для человека соотнесение своих действий с теми представлениями о его Я, которые складываются у других людей. Другие люди - это те зеркала, в которых для индивида формируется образ самого себя.

Согласно Кули, личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих людей. Его собственное Я - это суммирование тех впечатлений, которые, как ему кажется, он производит на окружающих. "Я" включает: 1) представление о том, "каким я кажусь другому человеку", 2) представление о том, "как данный другой оценивает мой образ", 3) вытекающее из этого специфическое "чувство Я" вроде гордости или унижения - "самоуважение". Все это складывается в человеческое "чувство личной определœенности" - "зеркальное Я".

"Я" выступает синтезом социального и индивидуального в человеке, гарантом и итогом его взаимодействия с обществом. При этом общество раскрывается индивиду в виде социальных аспектов его собственной личности. Оно практически не существует за пределами сознания индивида. Тем самым понятие "Я" в сущности является продуктом воображения.

Теория "зеркального Я" была развита Дж.Мидом, который ввел понятие "стадий" формирования Я. Стадии принятия роли другого, других и, наконец,

"обобщенного другого" выражали разные этапы превращения индивида в рефлексирующее социальное Я, вырабатывали навыки отношения индивида к самому себе как к социальному объекту.

РАЗДЕЛ 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ, ИНСТИТУТЫ И ОРГАНИЗАЦИИ

Социальная роль - это ожидаемые действия лица, занимающего определенное социальное положение (статус). Это общественно требуемый образец поведения, модель поведения.
Роль создает не отдельный человек - исполнитель роли. Ролевое положение предписывается ему группой, в которой он находится.
Другое дело, что каждый человек может добровольно принять на себя какую-то роль и по-своему к ней относиться. Качество выполнения роли -дело сугубо индивидуальное.

Социальные роли возлагают на человека определенные обязанности, устанавливают нормы поведения в группе, предоставляют ему права.
Необходимость кем-то быть, играть определенные роли (маски) является неотъемлемой частью человеческого бытия. Без этого не может функционировать общественный организм, без этого невозможна и самореализация индивидуума.
Роль выступает как средство формирования деятельности человека, как фактор, организующий его поведение. В интересах организации нужно иметь четкие модели ролей.
Теория Личности Ролевая

Теория, согласно к-рой личность описывается посредством усвоенных и принятых субъектом или вынуждено выполняемых соц функций и образцов поведения - ролей, обусловленных соц статусом личности в данном сооб-ве или соц группе Основные положения Тлр сформулированы в соц психологии Дж Мидом и в социологии соцантропологом Р Линтоном

В социологическом контексте характерный для данного общества, человека образ жизни, мысли, действий, система ценностей и норм Культура - это те скрепы, которые объединяют людей в целостность, в общество. Именно культура регулирует поведение людей в обществе. Культура подавляет некоторые опасные и вредные для общества, окружающих людей склонности и побуждения человека - агрессивные, сексуальные. Но именно нормы культуры не исключают их полностью, а только регламентируют условия их удовлетворения.

Некоторые культурные нормы, затрагивающие жизненные интересы социальной группы, общества, становятся нравственными нормами. Весь социальный опыт человечества убеждает, что нравственные нормы не изобретаются, не устанавливаются. Они возникают постепенно из повседневной жизни и социальной практики людей

Социология культуры.

Культура - это вся система созданных в обществе материальных и духовных ценностей. Материальные ценности общества: жилища, предметы быта, средства производства, храмы, библиотеки и книги, картинные галерей и т.д. Духовные ценности общества: знания и язык, социальные нормы (формальные и неформальные), мифы и религия, искусство. Функции культуры: 1.Образовательная - состоит в том, что приобщаясь к культуре человек овладевает накопленными знаниями, языками, учится понимать литературу и искусство, приобретает опыт самостоятельного творчества и эрудицию. 2.Воспитательная - люди учатся жить в обществе, постигают искусство общения и взаимодействия друг с другом, активно усваивают социальные нормы и ценности. 3.Регулирующая - культура определяет рамки приемлемого поведения в обществе, регулируя тем самым совместную жизнь людей. 4.Объединяющая - обеспечивает целостность общества, сплачивает людей, создает у них чувство общности, сознание принадлежности к единой нации, к одной конфессии или к одной социальной группе. Элементы культуры: материальные (артефакты), духовные. Культура включает понятийный аппарат, развиваемый в языке, отношения между понятиям и правила регулирующие поведение людей на основе ценностей. Структура культуры : Ценности - социально одобряемые представления о добре, красоте и справедливости. Ценности представляют также разделяемые многими людьми представления относительно целей, к которым нужно стремится.

Социальные нормы - образцы правильного, проявляющиеся в привычках (установившихся стереотипах поведения в ситуациях) , манерах (внешних формах поведения), этикете (культурном комплексе манер, привязанном к определенным действиям и соц. группам и имеющего символический смысл), обычаях (порядке поведения в форме культурного комплекс функционирующего на основе традиции - привычек и обычаев, переходящих из поколения в поколение) и законов (норм или правил оформленных решением властных органов).

34.​ Образование как важнейший фактор мобильности современного общества.

В обществах переходного типа, каким является современная Россия, особенно важным как для развития и верификации общей теории, так и для решения конкретных задач социологии является изучение и прогнозирование процессов социальной мобильности, факторов, их определяющих, и отражения этих процессов в сознании россиян.

Образование становится одним из решающих факторов социального расслоения, так как:

с одной стороны, глобализация и перенос отношений соперничества из области финансовых, промышленных и военно-технических ресурсов в область информационных технологий требует определенного уровня образования и культуры;

с другой стороны, в условиях трансформации российского общества образование как институт социализации может обеспечить, во-первых, преемственность положительного опыта, а во-вторых, формирование новых корпоративных ценностей, необходимых для возникающих социальных слоев.

Большинство западных социологов в качестве доминантного фактора социальной мобильности в современных обществах выделяют экономический, который становится базовым и в современной России, где после реабилитации частной собственности и предпринимательства богатство стало общепризнанным критерием социального успеха, социальной защищенности и возможности продвижения в высшие страты.

Другой основной фактор социальной мобильности профессия. Действительно, в индустриальном обществе развитие передовых технологий дает толчок появлению множества новых профессий, требующих высокой квалификации и подготовки, с одной стороны, и являющихся высокооплачиваемыми и престижными, с другой. Вследствие этого возрастает уровень мобильности как добровольной, ориентированной на достижения, так и вынужденной, основанной на необходимости повышения квалификационного уровня.

Это, в свою очередь, определяет высокую значимость образования как фактора социальной мобильности. М. Вебер в качестве критерия притязаний на "…позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа" указывал во-первых, образ жизни, во-вторых, "формальное образование, заключающееся в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни", и в-третьих, престиж рождения или профессии. Вебер М. Основные понятия стратификации // СОЦИС, 1994. - №5.- С. 155.С другой стороны, П.А. Сорокин отмечал, что " роль канала, который исполняет современная школа, становится все более значимой, ведь, по сути, она взяла на себя функции, ранее выполнявшиеся церковью, семьей и некоторыми другими институтами" Сорокин П. А. Социальная стратификация и социальная мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 397. .

Следовательно, полученное образование и выработанные в процессе его получения манеры и стиль жизни, а также профессиональный статус и связанное с ним материальное вознаграждение дают индивиду основания претендовать на более высокую социальную позицию и принадлежащий этой позиции престиж.

Социальные функции образования

Социологический анализ проблем развития образования подтверждает, что образование выступает как интегральная, обобщающая ценность духовной культуры. Наряду с политической и правовой культурой образование формирует эстетические и нравственные черты личности в неразрывной связи с жизнью общества. Ранее говорилось о том, что образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования "производит" самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования - гуманистическую.

Гуманизация - объективная потребность общественного развития, основной вектор которого - направленность на (человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в "трудовой ресурс". Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в "подготовке к жизни", а под "жизнью" на поверку оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего "работник". А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что "незаменимых людей нет". В сущности получалось, что жизнь ребенка, подростка - это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в трудовую деятельность. Не случайно в общественном сознании складывалось отношение к старикам, инвалидом как к неполноценным членам общества. К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда.

Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов - привитие сходных социальных характеристик во имя целостности общества.

По мере того, как в обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более зримой становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно становится главным каналом социальных перемещений, как правило восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь - более эгалитарной, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.

Так же стоит отметить роль образования в социальной селекции. В образовании индивиды разводятся по потокам, предопределяющим их будущий статус. Формальное обоснование этого - уровень способностей, для выявления которого используются тесты. Но тесты содержат определенный культурный контекст, понимание которого зависит от соотношения доминантной культуры (на которой построены тесты) и культурных особенностей микросреды первичной социализации обучаемого. Чем больше дистанция между этими культурными типами, тем меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом. Образовательная карьера индивида, таким образом, во многом обусловлена социальным положением его родителей. Это так же подтверждает ключевую роль образования в процессе дифференциации общества.

Воспроизводство социальных классов, групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами так же оказывает большое влияние на разнородность и мобильность общества. Школа дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков, что подтверждается, как правило, сертификатами установленных образцов и является условием занятия соответствующих мест в системах разделения труда.

35.​ Самореализация и самоутверждение молодежи как политическая и социокультурная проблема.

Читайте также:
  1. I блок 9. Профессиональное становление личности. Условия эффективного профессионального самоопределения.
  2. Админ теории менед-та(А Файоль) и теория бюрократического построения орг-и(М Вебер)
  3. Алексеев. Правовой статус личности - это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.
  4. Аттестация персонала - кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности.
  5. Билет 3 вопрос Основы теории управления социальными системами.
  6. Биологическое и социальное в личности. Биологизаторские и социологизаторские концепции

Человек занимает в обществе определенное положение, в социологии называемое понятием «статус». Человек обладает целым набором статусов. Одновременно он может быть сыном, отцом, мужем, калмыком, депутатом.

Статусы можно подразделить на две основные группы: предписанные (аскриптивные) и достигаемые. Аскриптивный статус человек получает от рождения - пол, расовая принадлежность, фамилия. Достигаемый статус (врача, инженера, бухгалтера, специалиста) приобретается личностью в результате свободного выбора и целенаправленных усилий. Чтобы обрести достигаемые статусы, необходимо получить образование, пройти конкурсный отбор при устройстве на работу, выдержать испытательный сроки постоянно повышать свое профессиональное мастерство. Для каждого человека один из его статусов будет главным. Так, мужчина может идентифицировать свой статус с местом работы и должностью, женщина - с социальной позицией мужа. Достигаемые статусы связываются со способностями человека. Например, при приеме на работу учитываются не столько знатность происхождения, пол или национальность, сколько уровень профессиональной подготовки и т.п.

Иногда статусы могут быть смешанными. Различают также временные и постоянные статусы. Временные статусы преходящи и четко не определены. Например, человек лишается статуса молодого в период вступления в зрелый возраст жизни; выпускник вуза, получивший диплом об образовании, теряет статус студента.

С понятием «статус» тесно связана другая категория, называемая ролью. Роль - система предписаний, которая создается в результате процесса взаимодействия и зависит от статуса. По-другому, роль - предписанные ожидания поведения в соответствии с занимаемым статусом. Статус представляет собой совокупность прав и обязанностей, а роль представляет собой аспект статуса.

Роли подразделяются на три группы:

1) психосоматические, характеризующиеся биологическими потребностями, адаптированными к культуре;

2) психодраматические, в которых ожидания социального окружения определяют поведение личности;

3) социальные, которые связаны с ожиданиями поведения, соответствующего определенному социальному статусу.

Человек выполняет соответствующие своему статусу социальные роли, а совокупность ролей, выполняемых индивидом, называется ролевым набором. Это связано с тем, что в реальной жизни индивид взаимодействует с лицами, наделенными разнообразными статусами. В течение жизни человек осваивает и меняет множество ролей.



Сначала он осваивает роль, ребенка, затем ученика, товарища, студента, молодого работника, опытного специалиста, мужа или жены, отца или матери и т.д.

Ролевая теория личности возникла в американской социальной психологии 30-х годов (Дж.Мид) и получила развитие в различных социол.течениях (пр.вс.-Парсонса). Личность-функция от множества социальных ролей, присущих индивиду в обществе. Социальная роль-модель поведения, заданная соц\ной позицией личности в системе соц\ных отношений.

Составляющие социальной роли:

1) ролевые ожидания (то, чего ждут от той или иной роли);

2) ролевое поведение (то, что он реально выполняет в рамках своей роли). Межличностная роль-функции, выполняемые человеком в личных отношениях с др. людьми. Принятие роли - попытка принять на себя поведение личности в др. ситуации или др. роли. Исполнение роли - действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру.



Роли могут пониматься:

1) объективно (с точки зрения общественного значения роли);

2) субъективно (преломляясь в сознании индивида).

Ролевой конфликт-противоречия, возникающие между функциями, выполняемыми одним человеком (пример-конфликт между профессиональной и семейной жизнью женщины). Усвоение правил ролевого поведения облегчает существование личности в обществе, понижает степень ее конфликтности.

Загрузка...
Top