Морально нравственная деградация. Иржанова А.А

К большому сожалению, нравственная деградация людей стала основной отличительной особенностью человечества XX века и начала XXI-го и занимает первое место среди 10-ти главных проблем жизни на Земле, так как она является одной из первопричин возникновения негативных последствий многих других жизненно важных проблем на нашей планете.

Что такое мораль, нравственность индивида и нравственная деградация.

Известно, что понятие «мораль» – это нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм его поведения. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения).

Следует сказать, что существует принципиальное отличие между моралью общества и нравственностью самого человека (индивида), основанной на внутреннем законе Господа Бога-совести и внешнем законе нашего Создателя – соблюдении Его заповедей, укрепляющих внутренний закон и сохраняющих жизнь людей.

Всем известно, что мораль навязывается человеку обществом, поэтому в разных странах с разным политическим и экономическим строем существуют разные нормы общественного поведения. Однако, как известно, эти нормы могут вступать в противоречие с нравственными нормами поведения людей, сформированными на основе законов нашего Создателя. И об этом факте нельзя забывать.

Понятие «деградация» – это постепенное ухудшение, снижение или утрата положительных качеств, упадок, вырождение. Говоря о понятии «нравственная деградация человека или человечества», мы имеем в виду постепенное прекращение соблюдения внутреннего и внешнего законов Господа Бога, а не общественной морали той или иной страны или цивилизации мира. Поэтому читателям необходимо помнить, что только об этом понятии идет речь во ВСЕЛЕНСТВЕ как источнике нового Библейского мировоззрения и образа жизни человечества.

Три причины нравственной деградации человечества.

В современной литературе на эту тему есть много интересных работ, авторы которых заслуживают особого внимания и уважения, так как на основании их взглядов удалось выявить три основные причины нравственной деградации человека и человечества. Для этого читателям следует познакомиться с 3-я разными работами, но типичными для большинства других исследователей этой проблемы.

Первая причина деградации.

Для этого читателям будет интересно познакомиться с работой профессора Е.П. Подрушняка, в которой он обвиняет самого человека в его духовной деградации. Этим самым он выразил мнение не только свое и других ученых мира, но и многих простых людей планеты, которое они высказывали в печати разных стран до настоящего времени.

Так, Е.П. Подрушняк в своей книге «ДИАЛЕКТИКА ЖИЗНИ И СТАРЕНИЯ» (1993 г.) с тяжелым сожалением и болью в душе писал: «…Жизнь! Какая же ты сложная и безграничная по своим нюансам и содержанию! Организмы простейших – это жизнь наяву; сложнейшая форма движения и превращения биологической формы материи у млекопитающих и на самом высоком уровне у человека-жизнь со всеми ее атрибутами: открытая система потребления энергии извне, обмен веществ, полинуклеотиды и биосинтез белка клеточных элементов. Все это жизнь и общение, взаимодействие между собой атомов и молекул в биосистемах, взаимоотношение и взаимодействие между собой организмов: животных – растений, животных – животных, человека-растений, человека-животных, человека-человека. Бессметное количество вариантов, форм, способов их общения, взаимоотношения и взаимодействия между собой – это жизнь!

Но существует и другая негативная сторона взаимоотношений этих организмов… Нет, пожалуй, на Земле более жестоких схваток, чем человека с человеком. Войны, войны… История существования человеческого общества почти не знает периодов, когда не было бы войн, борьбы, враждебных отношений между людьми. Сотни и тысячи войн в периоды различных эпох.

…Сегодня алчности человека (Homo Sapiens), его жестокости, его преступности, кажется, нет границ. Попираются все законы Природы, создающие этот мир и человека, вся гармония человеческого сообщества из-за существования религий, национальностей, идеологий, разделяющих людей между собой, приводит к братоубийству и насилию.

…Все многообразие насилия: и захват земель, и порабощение человека человеком, и другие формы имеют в своей основе необходимость удовлетворять все более растущие потребности захватнической сущности людей.

В наши дни человек человеку нанес побои, обидел или за воровство – его судят; в наши дни, чем больше людей убил в бою за «правое дело» – ему еще и награды дают. Награждают высочайшими наградами «ученых», даже за разработку и создание оружия массового уничтожения людей, в том числе стариков и детей. Чем больше будет уничтожено людей, тем ценнее оружие, тем почетнее его создатель, тем больше наград он удостоен. Вот какое наше общество!

Примером этому может быть также соперничество двух могущественных стран США и бывшего СССР в создании оружия массового уничтожения людей и всего живого.

…А теперь посмотрим, какое мировоззрение на человекоубийство присуще людям далекого прошлого… Самым истребительным оружием считался когда-то лук и стрелы; и когда в сражении один из воинов предложил треногу для более точной наводки стрелы, царь Булла приказал уничтожить ее. Тренога появилась на поле сражения спустя 200 лет. Король Африки Шамба запретил пользоваться дротиками во время сражения. Леонардо-да-Винчи сообщил потомкам «как и почему я не пишу о своем способе оставаться под водой столько времени, сколько можно оставаться без пищи. Этого не обнародую я и не оглашаю из-за злых людей, которые этот способ использовали бы для убийства на дне моря, проламывая дно кораблей и топя их вместе с находившимися в них людьми» (Лейчерский манускрипт). И, наконец, уже недавно, в 1775 году изобретатель Дю Перрон добивался личной аудиенции короля Франции Людовика XVI, чтобы показать ему изобретенный им пулемет, существенно повышающий его способность убивать людей по сравнению с ружьем. Это сулило Франции большие победы на полях сражения. Король холодно прервал изобретателя, велел удалиться, назвав Перрона извергом, врагом человечества. Приказал разбить его пулемет, положить в лодку со всеми материалами, чертежами, отвезти далеко в море и затопить. Не правда ли, как-то непривычно сегодня звучат такие факты.

…Более 1000 лет назад было создано общество Ашока (родственники Индийского императора). Это тайное общество девяти неизвестных, целью которого является не допустить, чтобы важные сведения о возможности массового уничтожения людей попали в руки людей. История повествует, что к этому Ашок пришел, когда он видел мучения 7000 раненых и убитых своих противников. Некоторые считают, что общество существует до сих пор.

…Вот какие предки наши были, и какие есть мы сегодня! Какая нелепость существует в отношениях между людьми, какой парадокс между делами человека и определенной ему ролью хозяина планеты Земля. Жестокость, обман, попирание всех человеческих ценностей, жажда наживы, зверские убийства друг друга, насилия – все это имеется в наши дни, с тенденцией к увеличению. Мир называет себя цивилизованными и, вместе с этим, общество породило беспрецедентные массовые убийства, беззаконие, наркоманию, проституцию и различного рода преступность. Такое положение сложилось сегодня на рубеже XXI века в большинстве высокоразвитых стран мира.

Современное «цивилизованное» общество породило массу людей самоубийц, причем в развитых странах случаев самоубийств людей больше, чем в развивающихся. Анализ зарубежных и наших данных позволяет утверждать, что корни самоубийства людей кроются в условиях развития научно-технического прогресса, в усложнившихся производственных отношениях, огромном потоке информации, стремительном темпе жизни. Все это ведет к разрушению самого ценного – семьи и брака. Всевозможные социальные психологические стрессы, травмы, к которым личность оказывается менее устойчивой.

Сегодня человек достиг высшей формы своего кощунства. С одной стороны, за одно убийство или ножевые ранения, нанесенные человеком человеку, – судят и сажают в тюрьму или выносят приговор к высшей мере наказания. А с другой – целенаправленные убийства многих тысяч и миллионов людей (войны, расстрелы, порой беспричинные) даже поощряются, даются награды. История знает сотни и тысячи таких примеров: это войны самого различного идеологического характера, это репрессии и казни по самым различным мотивам и многое другое. И самое, что есть парадоксальное, то это то, что наряду с такими явлениями глумления над совестью, большими ценностями того же человека проповедуется: «человек человеку друг, товарищ и брат», «ничего нет высшего, чем служение народу», «все для человека» или «равенство, братство и человеколюбие…».

Такое ожесточение человека, наблюдавшееся за последние 100 лет и более, происходит, вероятнее всего, в связи с увеличением численности населения планеты и все более нарастающей невозможностью добычи источников питания и энергии для его существования. Можно полагать, что если не произойдет положительного изменения в природе и улучшения добычи источников существования человека, если не будет каких-либо социальных и экологических преобразований в человеческом обществе, не произойдет глубоких катаклизм и потрясений, то в ближайшие 30–50 лет можно ожидать еще больших негативных деяний человека к человеку, животным и растениям. И все из-за добычи той же пищи – упорядоченной энергии для своего существования.

Нет в истории человеческого общества периода, когда бы в рамках всей планеты между людьми были бы мир, согласие, правили бы законы совести, гуманности, человечности, и с этих позиций решались бы все проблемы.

…Тяжело думать и знать об этом, но мира и согласия, отсутствия войн, разбоя, нанесения друг другу обид, воровства и обмана, увы, не будет, их не было раньше и не будет в будущем! По-крайней мере, до решения проблемы глобальных источников потребления биосистемами энергии. Именно потребность открытой системы в потреблении упорядоченной энергии извне решает вопросы любви и ненависти, войны и мира.

…Все биосистемы, как и сам человек, являются открытыми системами с потреблением энергии извне; при этом энергий от упорядоченных материальных систем. Именно такой, заложенный Природой способ существования биосистем обуславливает то, что животные, и человек в том числе, должны постоянно искать средства существования, пищу, накапливать ее, делать запасы. Если животное, убив свою жертву или получив какую-то порцию пищи, съедает только определенную часть, а остальное оставляет для другого, то человек поступает по-другому. Он покушает и, в лучшем случае, поделится с другим человеком или животным. Чаще же он убивает зверье – животных, ловит рыбу, убирает урожай – зерна, овощей столько, что они гноятся и приходят в негодность. Животному ничего не нужно, чаще всего только поесть. Человек же, кроме покушать, хочет жить хорошо и всегда желает жить лучше, чем другие. А этому… нет предела. Ему всегда кажется мало! Мало мяса, рыбы, одежды, денег, золота, брильянтов. Его жадности нет предела. И в этом его трагедия. Он хотел бы быть владыкой всей земли. Но и этого было бы мало; владыкой всей земли, системы Солнца, галактик! Да что – Вселенной! Беспредельная жадность, алчность делают его исключительно жестоким зверем из всего зверья Земли. Он идет на все – на обман, подлость, убийство, поджег, воровство, насилие, измену Родине, семье, ближнему, другу; ради своих корыстных целей человек способен оговорить людей, убивать у людей чувство достоинства, совесть, духовную чистоту, благопристойность, нарушать нравственность. Именно ЗДЕСЬ АЛЬТЕРНАТИВОЙ ЭТОМУ «ЛИЦУ» ЧЕЛОВЕКА как раз и ЯВЛЯЕТСЯ РЕЛИГИЯ».

Вторая причина деградации.

Однако с другой точкой зрения на эту проблему мы знакомимся у Павла Хлебникова в его книге «РАЗГОВОР С ВАРВАРОМ» (2004 г.). В ней на примере Европейской цивилизации он попытался обосновать социальные факторы развития общества как причины духовной деградации людей. Об этом мы читаем следующее: «Я не верю, что все религии равноценны, так же как я не верю, что все культуры равноценны.

…История человечества знает много великих цивилизаций. Но только одна цивилизация – Европейская – смогла овладеть всем миром.

…Почему именно Европа?…Как же могло случиться? Почему именно из Европы ПОШЛО МИРОВОЕ ГОСПОДСТВО, а не из Китая, Индии или исламского халифата?

Ответ простой. Европа выросла на греко-римской цивилизации и христианстве. Эти корни и обеспечили ей победу.

Некоторые считают, что самое важное наследие греко-римской цивилизации – современная наука и рациональное мышление. Однако для Европы не это было решающим фактором, ибо исламский мир тоже в определенный период воспользовался научно-техническим наследием греко-римской цивилизации, а Китай и Индия вообще в сфере науки не уступали никому. Нет, судьбу Европы решило нечто иное. Она переняла от Древней Греции и Древнего Рима такие уникальные явления, как гражданственность, правосознание и народовластие.

…Не менее важна и нравственная основа европейской цивилизации – христианство. Именно христианство создало почву для процветания личности. Именно христианство отражает то деликатное равновесие между личной свободой и дисциплиной (совестью), творчеством и терпением, усердным трудом и размышлением, самоопределением и самоотверженностью. Нельзя представить себе лучше почву для развития цивилизации…Тот факт, что большинство европейцев искренне исповедовали христианскую веру, привел к созданию уникального духовного пространства в старой Европе.

Где идут постоянные кровопролития, невозможны ни изыскания культуры, ни сложная экономика, ни цивилизация. Именно христианство позволило европейским государствам мирно существовать в соответствии с христианскими понятиями человеколюбия, личной свободы и человеческого достоинства, что и привело к процветанию европейской цивилизации.

…Христианство и европейское господство вместе выросли и вместе исчезли: как только погасла христианская вера в Европе, погасла и Европа.

Что примечательно: процесс разложения зародился в момент наивысшей славы Европы, когда европейская цивилизация еще бурно развивалась. Отступление от христианства и веры в Бога впервые появилось среди аристократии и интеллигенции Франции XVIII века, незадолго до французской революции. В XIX веке безбожие захлестнуло интеллигенцию других европейских стран и к началу XX века пустило корни в широких слоях населения. В наивысший момент своего торжества Европа теряет уверенность в себе. Она перестает быть проповедником греко-римской цивилизации и христианства, она становится мировым рассадником атеизма и материализма. В Европе распространяется идеология социализма и марксизма. Сумашедшая мировая война 1914–1918 годов окончательно дискредитировали старую Европу. Огромные победы одерживает в мире коммунизм. Быстро разгорается и гаснет безбожный национализм фашистов и нацистов. Коммунистическая цивилизация, основанная также на отрицании Бога, оказывается пустой и безнравственной и распадается через семьдесят лет после своего возникновения.

…Что же сегодня слышно от самой Европы? Там продолжает гаснуть вера в Христа и почитание предков. Одурманенная сладкой жизнью и запутанная безликой бюрократией, Европа давно уже не говорит своего слова, а только подражает Америке. Не так уж давно Европа, родина бетховинской «Эроики», стремилась к славе, понимала, что такое подвиг… Сегодня Европе не нужно ни славы, ни подвижничества – лишь бы был покой. Вспоминаются слова Достоевского. «Я хочу в Европу съездить… – говорит Иван Карамазов, – и ведь я знаю, что ПОЕДУ ЛИШЬ на КЛАДБИЩЕ, но на самое… ДОРОГОЕ КЛАДБИЩЕ, ВОТ что! Дорогие там лежат покойники, каждый камень над ним гласит о такой горячей минувшей жизни, о такой страстной вере в свой подвиг, в свою истину, в свою борьбу и в свою науку, что я, знаю заранее, упаду на землю и буду целовать эти камни и плакать над ними, – в то же время убежденный всем сердцем моим, что все это давно уже кладбище, и никак не более».

Да, от Западной Европы действительно ничего не слышно. Но и восточная часть Европы (Русь) тоже безмолвствует.

Погасло христианство – погасла и Европа».

Тем не менее, Павел Хлебников считал, что: «Всякая цивилизация вырастает на определенных нравственных и культурных ценностях, а также отрицании противоположных ценностей. Когда цивилизация перестает защищать свои ценности и погружается в самодовольство, она открывает путь врагам… Поэтому цивилизация должна постоянно обновляться, заново испытывать свою правду и провозглашать свои ценности. Как правило, такое переосмысление необходимо каждому последующему поколению.

Уже много лет идет роковая борьба внутри Европы за культурное самоопределение. На чем же все таки сейчас основана европейская цивилизация? Либералы отстаивают принципы свободного рынка, интернационализма и безбожества, а консерваторы придерживаются, скорее, традиционных ценностей, защиты национальной и, как правило, христианской культуры. На Западе эта борьба культур началась в 1960-х годах, а в России разразилась лишь при распаде коммунизма и сейчас только набирает силу.

Исход этой схватки, между либеральной и консервативной культурой, во многом определит суть европейской цивилизации в XXI веке».

Третья причина деградации.

И, наконец, третий взгляд на проблему обосновал Даниил Андреев, будучи поэтом, христианином и глубоко верующим человеком. По его мнению, на старые религии падает в значительной степени ответственность за духовную деградацию человечества, возникшую в XX веке.

В своей книге «РОЗА МИРА» (1991 г.) он писал: «Рубеж XX века явился той эпохой, когда закончился расцвет великих литератур и искусств, великой музыки и философии. Область социально-политического действия вовлекает в себя – и чем дальше, тем определенней – не наиболее духовных представителей человеческого рода, а как раз наименее духовных. Образовался гигантский вакуум духовности, не существующий еще 50 лет назад, и гипертрофированная наука бессильна его заменить. Если позволительно подобрать такое выражение, колоссальные ресурсы человеческой гениальности не расходуются никуда. Это и есть то лоно творческих сил, в котором зреет предопределенная к рождению всечеловеческая интеррелигия».

И далее он расширяет и углубляет свою мысль так: «.. Задачу преобразования социального тела человечества не ставила перед собой ни одна религия, исключая средневековый католицизм. Но и папство, упорно старавшееся замкнуть феодальный хаос дамбами иерократии, не сумело ни ослабить эксплуатацию неимущих имущими, ни уменьшить широкими реформами социальное неравенство, ни повысить общее благосостояние. Впрочем, обвинять в этом ведущую католическую иерархию было бы несправедливостью: для подобных преобразований еще не было материальных средств, ни экономических, ни технических. Не случайно зло мира ощущалось из покон веков и вплоть до нового времени неустранимым и вечным, и католицизм, по существу, обращался, как и остальные религии, лишь к «внутреннему человеку», учил личному совершенствованию. Но времена изменились, материальные средства появились, и заслуга всего исторического процесса, а не самой Розы Мира в том, что она сможет теперь смотреть на социальные преобразования не как на внешнее, обреченное на неудачу и не заслуживающее усилий, но ставить их в неразрывную связь с совершенствованием внутреннего мира человека: ТЕПЕРЬ ЭТО ДВА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССА, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ДРУГ ДРУГА ВОСПОЛНЯТЬ. Нередко слышишь: «Христианство не удалось». Да, если бы оно все было в прошлом, можно было бы говорить, что в социальном и всемирно-нравственном отношении оно не удалось. «Религия не удалась». Да, если бы религиозное творчество человечества исчерпалось тем, что уже создано, религия в только что упомянутом смысле действительно не удалась бы. А пока справедливо говорить об этом только так: добиться существенного уменьшения социального зла старые религии не могли, так как не располагали необходимыми для этого материальными средствами, и отсутствие этих средств вызвало их отрицательное отношение ко всем подобным попыткам. Этим был подготовлен безрелигиозный этап цивилизации. В XVIII веке ПРОБУДИЛАСЬ СОЦИАЛЬНАЯ СОВЕСТЬ. Социальная дисгармония была, наконец, почувствована и осознана как нечто недопустимое, оскорбляющее, требующее преодоления. Конечно, это находилось в связи с тем, что начали появляться не достававшие для этого материальные средства. Но СТАРЫЕ РЕЛИГИИ НЕ СУМЕЛИ ЭТОГО ПОНЯТЬ, НЕ ЗАХОТЕЛИ ЭТИМИ СРЕДСТВАМИ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ, НЕ ПОЖЕЛАЛИ ВОЗГЛАВИТЬ ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ, и ИМЕННО в ЭТОЙ КОСНОСТИ, в ЭТОЙ УМСТВЕННОЙ ЛЕНИ, в ЭТОЙ ИДЕЙНОЙ НЕПОДВИЖНОСТИ и УЗОСТИ – ИХ ТЯГЧАЙШАЯ ВИНА. Религия дискредитировала себя своей вековой беспомощностью в этом отношении, и не приходится удивляться противоположной крайности, в которую впала Европа, а затем и другие континенты: преобразованию общества чисто механическими средствами при полном отказе от духовной стороны того же процесса. Нечего, конечно, удивляться и итогу: потрясениям, каких не видал мир, масштабом жертв, какие никогда не рисовались даже в бреду, и такому снижению этического уровня, самая возможность которого в XX веке представляется до сих пор многим мрачной и трагической загадкой. На СТАРЫЕ РЕЛИГИИ ПАДАЕТ в ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за ГЛУБИНУ и УПОРСТВО ПОСЛЕДУЮЩЕГО БЕЗРЕЛИГИОЗНОГО ЭТАПА, за ДУХОВНУЮ СУДЬБУ МИЛЛИОНОВ ДУШ, которые, РАДИ БОРЬБЫ за СПРАВЕДЛИВОЕ МИРОУСТРОЙСТВО, ПРОТИВОПОСТАВИЛИ СЕБЯ РЕЛИГИИ ВООБЩЕ и ЭТИМ ВЫРВАЛИ КОРНИ СВОЕГО БЫТИЯ из ЛОНА МИРОВОЙ ДУХОВНОСТИ».

Таким образом, анализ литературы позволяет выявить, в основном, три ключевые причины духовной деградации человечества:

1-я – в несовершенстве самого человека,

2-я – в развитии социального фактора общества и гибели христианства,

3-я – в игнорировании социальных преобразований общества всеми религиями мира.

Именно эти причины привели к духовной гибели большой части человечества, которая, в свою очередь, стала практически первопричиной возникновения и многих других главных проблем жизни на Земле.

А.П. Чехов «Крыжовник»: В погоне за мечтой о покупке собственного имения,Николай Иваныч забывает о внутреннем развитии.

Все его поступки, все мысли были подчинены этой материальной цели. В результате, добрый и кроткий человек опустился,

превратившись в наглого и самоуверенного «барина».

Л. Н. Толстой «Война и мир»: Для Анны Михайловны и ее сына главная цель в жизни - устройство своего материального

благополучия. И ради этого она не гнушается даже унизительного попрошайничества

Чинопочитание

А.П. Чехов «Толстый и тонкий»: Чиновник Порфирий встретил на вокзале школьного приятеля и узнал, что тот является

тайным советником, т.е. по службе продвинулся значительно выше. В один миг «тонкий» превращается в раболепствующее

существо, готовое унижаться и лебезить.

А.П. Чехов «Смерть чиновника»: Чиновник Червяков в невероятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и обрызгав

лысину впереди сидящего генерала Брызжалова (а тот не обратил на это внимания),настолько испугался, что после

неоднократных униженных просьб простить его умер от страха.

Чиновничество

Ильф и Петров «Золотой теленок»: Бюрократ вызывает особую неприязнь. Бюрократ всегда упрямо лезет на первый план.

Он претендует на то, чтобы говорить от имени всех «прочих», быть наставником, руководителем, хозяином. Полыхаев,

начальник учреждения «Геркулес», восседая на своем кресле, как на престоле, может только повелевать.

Н.В.Гоголь "Повесть о капитане Копейкине»: Несмотря на увечья и боевые заслуги капитана,Копейкин не имеет права даже

на полагающуюся ему пенсию.Отчаявшись,он пытается найти помощь в столице, но его попытка разбивается о холодное

равнодушие чиновника. Все они, начиная с мелкого губернского секретаря и заканчивая представителем высшей административной

власти, нечестные, корыстные, жестокие люди, безразличные к судьбам страны и народа

Хамство

А.Н. Островский «Гроза»: Дикой - типичный хам,который оскорбляет и племянника Бориса, называя его «дармоедом»,

«проклятым», и многих обитателей города Калинова. Безнаказанность породила в Диком полнейшую разнузданность.

Д. Фонвизин «Недоросль»: Госпожа Простакова своё хамское поведение по отношению к окружающим считает нормой:

она хозяйка в доме, которой никто не смеет перечить.

18. Эгоизм

Л.Н.Толстой «Война и мир»: Анатоль Курагин вторгается в жизнь Наташи Ростовой ради удовлетворения собственных амбиций.

А.П.Чехов «Анна на шее»: Анюта, став по расчету женой состоятельного чиновника, чувствует себя королевой, а остальных - рабами.



Она даже забыла о своем отце и братьях, которые вынуждены продавать самое необходимое, чтобы не умереть с голода.

Варварство, жестокость

Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»: Маленького героя этой повести и его отца, лесника Егора Полушкина, ужасает,

как варварски люди относятся к живой природе: браконьеры жгут муравейники, обдирают липы, убивают беззащитных животных.

В. Астафьев «Печальный детектив»: В этом романе автор приводит факты нечеловеческой жестокости, когда родители

оставляют детей умирать голодной смертью, а подростки убивают беременную женщину

Вандализм

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»: Автор рассказывает, какое негодование испытывал он, когда узнал, что

на Бородинском поле в 1932 году был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Лихачев считает, что «утрата любого

памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны».

И.Бунин«Окаянные дни»: Бунин предполагал, что революция неизбежна, но даже в страшном сне не мог вообразить, что

зверство и вандализм, как стихийные силы, вырвавшись из тайников русской души, превратят людей в обезумевшую толпу,

разрушающую всё на своем пути.

Одиночество,равнодушие

А.П. Чехов «Ванька»: Ванька Жуков - сирота. Он отдан на обучение сапожнику в Москву, где ему очень несладко живется.

Об этом можно узнать из письма, которое он отправил «на деревню дедушке Константину Макаровичу с просьбой забрать его.

Мальчик так и останется одиноким, неприютным в жестоком и холодном мире.

А.П. Чехов «Тоска»: У извозчика Потапова умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чувство одиночества, он хочет

кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. И тогда всю свою историю

извозчик рассказывает лошади: ему кажется, что именно она выслушала его и посочувствовала горю.

Влияние природы на душу человека

А.П. Чехов «Степь »: Егорушка, пораженный красотой степи, очеловечивает её и

превращает в своего двойника: ему кажет­ся, что степное пространство способно

и страдать, и радо­ваться, и тосковать.

Л.Н.Толстой «Война и мир»: Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном,

го­това полететь, как птица: её окрыляет увиденное

Любовь к природе

С.Есенин«Гой ты, Русь, моя родная»: поэт отказывается от рая ради Родины, ставя её

выше вечного блаженства, которое он обретает лишь на русской земле

Бережное отношение к природе

Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»(спасает и вылечивает)

В. Астафьев «Царь-рыба»: Гоша Герцев не­сет наказание за высокомерный цинизм по

отношению к людям и к природе

4.Роль детст­ва в жизни человека

Л.Н. Толстой «Война и мир»: накануне своей трагической гибели Петя Ростов в отноше­ниях

с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в

родном доме: доброту, откры­тость, желание помочь в лю­бую минуту

С. Ш. Фрейд, «Леонардо да Винчи»: воспоминания детства и на них построенные фантазии

всегда заключают самое существенное в духовном развитии человека.

5.Роль семьи в формиро­вании лич­ности

Л.Н. Толстой «Война и мир »:В семьеРостовых всё строи­лось на искренности и доброте,

поэтому и дети - Наташа,Ни­колай и Петя - стали по-настоящему хорошими людь­ми, а в семье

Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль - безнравст­венные эгоисты.

И. Полянская «Утюжок и мороженое»: Негативная атмосфера в семье и бездушие взрослых стали

причиной серь­ёзной болезни Риты, маленькой героини рассказа, и жестоко­сти её сестры.

6.Взаимоот­ношение отцов и де­тей

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»: ..измена Андрия сделала Тараса убийцей,он не смог простить сыну предательства

И. С. Тургенев «Отцы и дети»: У Базарова очень противоречивые чувства по отношению к родителям: с одной

стороны, он признается, что любит их, с другой - презирает «глупую жизнь отцов».



7.Роль учи­теля в жиз­ни челове­ка

В. Распутин «Уроки фран­цузского»: УчительницаЛидия Михай­ловна преподала герою не толь­ко уроки французского

языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль.

В. Быков «Обелиск»: УчительМороз стал для учени­ков образцом во всем, он даже погиб вместе с ними, считая,

что учитель всегда должен быть со своими учениками.

Важность процесса познания в жизни человека

И.А. Гончаров, «Обломов»: Андрей Штольц с самого раннего детства упорно совершенствовал свои знания. Он

не останавливал свое развитие ни на минуту. Познание мира – главная цель Андрея. Именно с помощью этого он

смог стать человеком действия, который может без проблем найти решение любого вопроса.

И.С.Тургенев«Отцы и дети»: увлечение Базарова наукой, постоянный процесс познания в области медицины помогли

герою сформироваться как личность. Только с помощью познания он стал человеком твердого и глубокого ума.

9.Развитие и сохранение русского язы­ка

М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва»: Автор исследует состояние со­временного русского языка,

пе­ренасыщенного новыми словами, зависящими от Интернета, моло­дёжи, моды.

А. Щуплов «От съезда партии - к съезду кры­ши»: Публицистическая статья посвя­щена размышлениям о том,

как много в нашей жизни появилось и продолжает появляться аббревиа­тур, которые иногда становятся, по словам

10.Бессерде­чие, душев­ная черст­вость

А. Алексин «Раздел иму­щества»: Мать героиниВерочки на­столько черства, что вынудила свою свекровь, поднявшую

и излечившую её дочь, уехать в глухую деревню, обрекла её на одиночество.

Ю. Мамлеев «Прыжок в гроб»: Родственники больной старушки Екатерины Петровны, устав ухаживать за ней, решили

похо­ронить её заживо и тем самым избавиться от проблем. Похоро­ны - страшное свидетельство то­го, во что превращается

человек, лишенный сострадания, живущий только своими интересами.

11.Утрата ду­ховных ценностей

Б. Васильев «Глухомань»: События повести позволяют увидеть,как куль­тура уходит из нашей жизни. Об­щество раскололось,

в нем мерилом заслуг человека стал банковский счет. Нравственная глухомань стала разрастаться в душах людей, утративших

веру в добро и справедливость.

Э. Хемингуэй «Там, где чисто, свет­ло»: Герои рассказа, окончательно утратив веру в дружбу, любовь и разорвав связи с

миром, оди­ноки и опустошены. Они пре­вратились в живых мертвецов.

12.Бесчело­вечность, жестокость

Н.С. Лесков «Леди Мак­бет Мценского уезда»: Катерина Измайлова, жена бо­гатого купца, полюбила работ­ника Сергея и

ждала от него ре­бенка. Боясь разоблачения и разлуки с любимым, она убива­ет с его помощью свекра и му­жа, а затем и

маленького Федю, родственника мужа.

Р. Брэдбери «Карлик»: Ральф, герой рассказа,жесток и бессердечен: он, будучи хозяи­ном аттракциона, подменил зер­кало,

в которое приходил смотреться карлик, утешавший­ся тем, что хотя бы в отражении он видит себя высоким, строй­ным и

красивым. Однажды карлик, ожидавший вновь увидеть себя таким же, с болью и ужасом бежит от страшного зрелища,

отразившегося в новом зеркале, но его страдания лишь развлекают Ральфа.

Подлость, бесчестие

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»: Швабрин Алексей Иванович – бесчестный дворянин: по­сватавшись к Маше Мироновой

и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь,а во время дуэли с Гри­невым наносит ему подлый удар в спину.

Ф.М.Достоевский: Пётр Лужин хочет жениться на Дуняше, так как хочет, чтобы та была его ниже по положению,прислуживала ему.

Лужин бесчестный человек. Он считает, что все продается.

Нравственная деградация, низость

А.П. Чехов «Крыжовник»: В погоне за мечтой о покупке собственного имения,Николай Иваныч забывает о внутреннем развитии.

Все его поступки, все мысли были подчинены этой материальной цели. В результате, добрый и кроткий человек опустился,

превратившись в наглого и самоуверенного «барина».

Л. Н. Толстой «Война и мир»: Для Анны Михайловны и ее сына главная цель в жизни - устройство своего материального

благополучия. И ради этого она не гнушается даже унизительного попрошайничества

Чинопочитание

А.П. Чехов «Толстый и тонкий»: Чиновник Порфирий встретил на вокзале школьного приятеля и узнал, что тот является

тайным советником, т.е. по службе продвинулся зна­чительно выше. В один миг «тонкий» превращается в рабо­лепствующее

существо, готовое унижаться и лебезить.

А.П. Чехов «Смерть чи­новника»: Чиновник Червяков в неверо­ятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и об­рызгав

лысину впереди сидяще­го генерала Брызжалова (а тот не обратил на это внимания),настолько испу­гался, что после

неоднократных униженных просьб простить его умер от страха.

Чиновничество

Ильф и Петров «Золотой теленок»: Бюрократ вызывает особую неприязнь. Бюрократ всегда упрямо лезет на первый план.

Он претендует на то, чтобы говорить от имени всех «прочих», быть наставником, руководителем, хозяином. Полыхаев,

начальник учреждения «Геркулес», восседая на своем кресле, как на престоле, может только повелевать.

Н.В.Гоголь "Повесть о капитане Копейкине»: Несмотря на увечья и боевые заслуги капитана,Копейкин не имеет права даже

на полагающуюся ему пенсию.Отчаявшись,он пытается найти помощь в столице, но его попытка разбивается о холодное

равнодушие чиновника. Все они, начиная с мелкого губернского секретаря и заканчивая представителем высшей административной

власти, нечестные, корыстные, жестокие люди, безразличные к судьбам страны и народа

Хамство

А.Н. Остров­ский «Гроза»: Дикой - ти­пичный хам,который оскорбля­ет и племянника Бориса, назы­вая его «дармоедом»,

«проклятым», и многих обита­телей города Калинова. Безна­казанность породила в Диком полнейшую разнузданность.

Д. Фонвизин «Недоросль»: Госпожа Простакова своё хам­ское поведение по отношению к окружающим считает нормой:

она хозяйка в доме, которой ни­кто не смеет перечить.

18. Эгоизм

Л.Н.Толстой «Война и мир»: Анатоль Курагин вторгается в жизнь Наташи Ростовой ради удовлетворения собственных амбиций.

А.П.Чехов «Анна на шее»: Анюта, став по расчету женой состоятельного чиновника, чув­ствует себя королевой, а ос­тальных - рабами.

Она даже забыла о своем отце и братьях, которые вынуждены продавать самое необходимое, чтобы не умереть с голода.

Варварство, жестокость

Б. Васильев «Не стреляй­те в белых лебедей»: Маленького героя этой повести и его отца, лесника Егора Полушкина, ужасает,

как варварски люди относятся к живой природе: браконьеры жгут мура­вейники, обдирают липы, уби­вают беззащитных животных.

В. Астафьев «Печальный детектив»: В этом романе автор приводит факты нечеловеческой жестоко­сти, когда родители

оставляют детей умирать голодной смертью, а подростки убивают беременную женщину

Вандализм

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»: Автор рассказывает, какое него­дование испытывал он, когда узнал, что

на Бородинском поле в 1932 году был взорван чугун­ный памятник на могиле Багра­тиона. Лихачев считает, что «утрата любого

памятника куль­туры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны».

И.Бунин«Окаянные дни»: Бунин предполагал, что револю­ция неизбежна, но даже в страш­ном сне не мог вообразить, что

зверство и вандализм, как сти­хийные силы, вырвавшись из тайников русской души, превра­тят людей в обезумевшую толпу,

разрушающую всё на своем пути.

Одиночество,равнодушие

А.П. Чехов «Ванька»: Ванька Жуков - сирота. Он отдан на обучение сапожнику в Москву, где ему очень неслад­ко живется.

Об этом можно уз­нать из письма, которое он от­правил «на деревню дедушке Константину Макаровичу с просьбой забрать его.

Мальчик так и останется одиноким, не­приютным в жестоком и хо­лодном мире.

А.П. Чехов «Тоска»: У извозчика Потапова умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чув­ство одиночества, он хочет

кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. И тогда всю свою историю

извозчик рассказывает лошади: ему кажется, что именно она выслушала его и посочувство­вала горю.

Разложившийся и исковерканный Запад изо всех сил тянет нас тоже вниз, в пучину животной жизни и нижнеастральных привычек и интересов. Если мы не поймём губительность этого, то тоже превратимся в незатейливых разумных животных…

Каждый взрослый, свободный человек выбирает свой путь сам. Ребёнок приходит в этот мир чистым, с широко распахнутыми глазами. Он пока сам не может выбирать свой путь, он не знаком ещё с нашим миром. Ему этот путь показываем мы: мама, папа, общество. Какой же путь мы показываем нашим детям?

Растление и развращение несовершеннолетних детей, дискриминация института семьи – это принципиальная политика нашего государства. Замалчивание этой политики, при этом обличая существующую безумную картину без(с)предела – это обречение народа на слепое, отчаянное вымирание. И нашему народу необходимо знать этот курсгосударства, т.к. это знание даст ориентиры, сможет мобилизовать людей на борьбу за своё достояние – детей . И пока льётся непрерывным потоком пропаганда разврата, никто не сможет доказать обратное. Потому что государство ведёт либо политику растления, либо политику предотвращения растления. Третьего быть не может.

Девственность, нравственность, чистота детей – это основные ценности , которыми дорожит каждое государство, думающее о будущем. И только безумное государство будет уничтожать эти ценности и позволит делать такое со своими детьми. Либо государство, у власти которого стоят враги собственного народа.

Почему народ допускает такое отношение к себе? Народ, который всегда был непобедим для врагов? И шлейф славы побед наших предков до сих пор ещё спасает жизнь морякам. Сомалийские пираты, завидев флаг СССР, зачастую отказываются от захвата судна, понимая, что судно охраняется русскими. И, неважно, сколько там русских. Они знают одно: русские не сдаются , они будут сражаться до последнего вздоха. Так что же случилось с нашим народом? Почему мы живём под действием снотворного укола, почему мы позволили себя ослепить, прикрывая эту слепоту смертельным стереотипом: «Препятствовать другим, делать то, что они хотят, мы не имеем права»?

Мы обмануты стереотипом миражной свободы.

И не перестаёт удивлять реакция людей на ту важную информацию, которую им стараются донести те, кто уже понял – откуда «ноги растут». В основном, изначально информация не воспринимается, отвергается с убеждением: «Этого не может быть!» Люди не верят, вернее, я бы даже сказала, не хотят верить собственным глазам . Потому что любая принятая подобная информация заставляет задуматься. И практически все понимают, что это правда. И люди, которые позволяют себе не просто слушать, ауслышать , начинают реагировать на эту информацию действиями. А это уже труд, и этоуслышание может кардинально изменить жизнь. И лёгкой она не будет. Поэтому единицы позволяют себе именно услышать .

Ведь мы довольно таки часто слышим фразу: «Лучше этого всего не знать, а просто жить. Так легче». Сама слышала подобное не раз. Да, согласна так легче. Но потом, когда предостережения о каких-то событиях превращаются уже в констатацию фактов, мало кто задумывается, что всё можно было предотвратить, проявив минимальное мужество и приняв решение услышать . Но ещё больше потрясает, нежелание видеть уже очевидное ивопиющее .

Никого не удивляет уже стремительно увеличивающееся количество подростков, распивающих спиртные напитки на каждом углу, курящих в неконтролируемых уже масштабах и без стеснения ругающихся матом. Никого не удивляет, что молодеет возраст этих самых подростков, ведущих раннюю, зачастую безобразную половую жизнь . Общество привыкает к этому. Это становится нормой нашей жизни. Это воспринимается как что-то, само собой разумеющееся.

Иногда кто-то может возмутиться вопиющей развратностью молодёжи, бросив несколько осуждающих слов, и дальше этого возмущения дело не идёт. И только лишь увидев, как растление коснётся их собственных детей , некоторые родители зачастую начинают бить тревогу. А многие родители этого просто не замечают. Я бы даже сказала –не хотят замечать . Я стала свидетельницей разговора двух шестилетних детей в детском садике. Опишу этот случай:

Мальчик сидит на скамеечке и к нему подходит девочка, садится рядышком, и, как настоящая взрослая женщина-кокетка, обнимает его за плечи, произнося томнымсоблазняющим голоском:

– Я хочу с тобой секс.

Мальчик отодвигается от неё, пытается вырваться из её объятий и говорит далеко не детским голосом:

– Я не хочу с тобой секс.

Девочка повторила эту фразу три раза, подходя с разных сторон, она кружилась просто вокруг него. А мальчик повторял также три раза свою фразу. При этом он не выглядел настороженным ребёнком, не понимающем, что от него хотят. Видимо, у него были какие-то свои ассоциации с этим словом.

Почему наше общество докатилось до того, что такие разговоры шестилетних детей стали спокойно восприниматься? Некоторые родители даже находят такие разговоры весьма забавными. Они радуются тому, какие у них уже взрослые дети. Скажите, как родители-зомби могут воспитать свободных детей? Кого они могут воспитать? Таких же самых зомби, как они сами! Они закладывают детям ту информацию, которой зомбируются сами ежедневно.

Наши дети подвергаются массированному влиянию мультфильмов, закладывающими в их головы недетские образы, и фильмами с сексуальными сценами, которые влияют, и в юном возрасте формируют сексуально активных детей. Приведу итог одного психологического исследования.

Большинство девочек шести лет уже рассматривают себя в качестве сексуальных объектов. Был проведён эксперимент, с использованием бумажных кукол. Это позволило узнать отношение девочек 6-9 лет к вопросу сексуальности. Так, две куклы были одеты сексуально привлекательно, а остальные – в просторную одежду. Участницам эксперимента нужно было выбрать куклу, похожую на них самих, куклу, на которую бы они хотели походить, и куклу, ассоциирующуюся с популярной девочкой в школе. Из 60 участниц 68% выбирали сексуальную куклу, отвечая на вопрос, как они сами хотят выглядеть. 72% признались: эта кукла популярнее. По словам, руководителя исследования, в сознании ребёнка сексуальность была тесно связана с популярностью.

Развратом зомбируется подсознание наших детей во всё более раннем возрасте.

Гуляя со своим ребёнком на площадке, я не раз слышала, как многие мамы говорят, что они будут приспосабливать своих детей к новым условиям весьма оригинальными методами. Они сами планируют дать выпить спиртное, они сами планируют угостить детей первой сигаретой и они сами расскажут, как можно раньше своим детям, как пользоваться противозачаточными средствами. Руководствуются утверждением: «Пусть будет как все, я не хочу, чтобы мой сын (моя дочь) чем-то выделялись. Я помогу своему ребёнку быть как все , чтобы ему было легче». Это и есть их главная ошибка .

По результатам многих исследований становится ясно, что дети, чьи родители сами предлагали попробовать «вкус» современной жизни, во много раз уязвимее перед пропагандируемым растлением. Государство создаёт только видимость заботы о будущем нации, о нравственности детей. Идёт открытая якобы «пропаганда» нравственности и скрытая зловещая пропаганда разврата. Это невидимый для основной, большей части населения геноцид нашего народа.

И ещё один факт , подтверждающий политику растления детей государством, а точнее сказать – теми, кто за ним прячется. Осенью небольшой город в Киевской области посетил передвижной детский Луна-парк , как обычно, разместившийся в городском парке. Проходя мимо, я была шокирована следующей картиной. На большей части аттракционов были изображены агрессивные картинки парней и девушек, полуобнажённые девушки. Причём у этих девушек были откровенно видны определённые интимные части тела. Звучала какая-то песня на английском языке, при этом количество слова «секс» в этой песне в какой-то степени прозомбировало даже меня. Просто какое-то время эта песня не выходила у меня из головы.

А теперь задумайтесь. Кто рассматривал эти картинки и слушал музыку? Маленькие детки до 5 лет! Никто не обращал внимания на картинки, никто к ним не присматривался, кроме этих маленьких детей. Они смотрели широко раскрытыми глазами на изображения и подпрыгивали в колясочках. А ведь мы знаем, как влияет музыка и иллюстрированный материал на формирование кругозора детей и их познание мира, и насколько это опасно для них . Куда смотрели городские власти, давая разрешения на размещение подобного луна-парка? Ведь дети наиболее беззащитны перед информацией, она легко входит им в подсознания, формируя их мировоззрение. А затем лет через 10, родители с трудом будут узнавать своих детей, когда их дети начнут применять в своей жизни все заложенные навыки практически.

Мы также знаем, как наполнен Интернет эротическим содержанием, и насколько сейчас Интернет доступен детям. Период формирования сексуальности – это детский и подростковый возраст. Учитывая лёгкую доступность такой информации и несформированную детскую психику, подумайте, насколько мы можем погубить сексуальность и покалечить детей на всю оставшуюся жизнь.

Наше общество деградирует с большим ускорением . Каждое поколение более деградировано, чем предыдущее, и это ускорение увеличивается невообразимыми темпами. Мы должны думать не только о себе, о своей душе, но и о других людях, о своей Родине, о своём народе. И наш долг – спасти нацию от уничтожения, от вымирания, защитить наше достояние, наших детей. В этом состоит долг перед Родиной, перед нашими предками, пролившими кровь за нашу землю, за нас, за наши жизни. Благодаря их подвигу, мы живём. И это также наш долг перед будущими поколениями, которые либо будут нас ненавидеть, вымирая, как последние гои, либо будут нами гордиться.

Позволяя уничтожать своих детей, мы уничтожаем саму жизнь , мы уничтожаем себя, свою Родину. Если не будет наших детей, не будет ни нас, ни памяти о нас, как о народе. А потомки тех, кому мы позволяем себя уничтожать сейчас, будут презирать наших исковерканных потомков, высмеивая и оплёвывая их, как потомков «великих русов».

НРАВСТВЕННАЯ ДЕГРАДАЦИЯ

Форма антимедиации, направленная на разрушение, дезорганизацию массовой нравственности, результат острейшего социокультурного противоречия, вызванного ростом массового дискомфортного состояния из-за творчества, выходящего за рамки сложившихся социальных отношений, культурных стереотипов, за рамки приемлемого в данной культуре шага новизны. Реакция может приобрести характер крайностей. разрушать не только новые, продвинутые формы конструктивной напряженности, точки роста и развития, но и затрагивать традиционные формы деятельности, труда, социальных отношений, что приводит к архаизации социальных отношений, культуры, активизации уравнительности, восстановлению на этой основе образа жизни, связанного с локализмом, и т. д. Н. д. может выступать в форме сужения сферы ответственности, например отказа от ответственности за государство, за его существование, возрождение обычаев кровной мести, переноса архаических побоищ между деревнями на городские улицы, в хулиганстве, вандализме, пьянстве и т. д. Н. д. может выступать в форме ухода от наиболее квалифицированных, развитых сложных форм труда. В условиях раскола Н. д. усиливается взаиморазрушением двух систем ценностей, т. е. связанных с традиционными ценностями и определенных стремлением к росту и развитию. Н. д. - сложный неоднозначный процесс. В него включено формирование утилитаризма, усиление которого часто отождествляется с ростом Н. д. Такая его роль в условиях общей нравственной дезорганизации действительно имеет место. Это связано с тем, что рост утилитаризма не сопровождается его нравственной санкцией, но рассматривается, включая самих его носителей, как деятельность, входящая в конфликт с нравственностью. Здесь важнейшее отличие от Запада, где утилитаризм имел религиозную санкцию. Государство обладает весьма ограниченными возможностями для предотвращения Н. д., пытаясь в силу этой ограниченности подменить нравственный базис внешними подпорками. Кардинальное решение проблемы заключается в способности общества развивать конструктивную напряженность, направленную на прогресс, но при условии, что этот процесс не вызовет опасного дискомфортного состояния.

Основные термины, используемые в книге А.С.Ахиезера Критика исторического опыта. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое НРАВСТВЕННАЯ ДЕГРАДАЦИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ДЕГРАДАЦИЯ в Словаре экономических терминов:
    (фр. degradation - упадок) - здесь: ухудшение состояния экономической системы, ее распад, развал, потеря организации, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Медицинских терминах:
    (франц. degradation; де- + лат. gradus шаг, ступень, движение) в биологии см. Дегенерация …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ДЕГРАДАЦИЯ
    см. Лишение …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ДЕГРАДАЦИЯ
    (от латинского degradatio - снижение), постепенное ухудшение утрата положительных качеств, упадок, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Энциклопедическом словарике:
    , и, мн. нет, ж. Постепенное ухудшение, упадок, движение назад.||Ср. РЕГРЕСС …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДЕГРАД́АЦИЯ, постепенное ухудшение снижение или утрата положит. качеств, упадок, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? см. Лишение …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    деграда"ция, деграда"ции, деграда"ции, деграда"ций, деграда"ции, деграда"циям, деграда"цию, деграда"ции, деграда"цией, деграда"циею, деграда"циями, деграда"ции, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. degradation) постепенное ухудшение, вырождение, упадок, движение …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Словаре иностранных выражений:
    [фр. degradation] постепенное ухудшение, вырождение, упадок, движение …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в словаре Синонимов русского языка:
    вырождаемость, вырождение, геноцид, деградирование, декаданс, маразм, регресс, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Действие по знач. несов. глаг.: деградировать. 2) Состояние по знач. несов. глаг.: …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Словаре русского языка Лопатина:
    деград`ация, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    деградация, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Орфографическом словаре:
    деград`ация, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    постепенное ухудшение; снижение или утрата положительных качеств, упадок, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    (дэ), деградации, ж. (фр. degradation) (книжн.). Постепенное ухудшение, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Толковом словаре Ефремовой:
    деградация ж. 1) Действие по знач. несов. глаг.: деградировать. 2) Состояние по знач. несов. глаг.: …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1. действие по несов. гл. деградировать 2. состояние по несов. гл. …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. 1. процесс действия по несов. гл. деградировать 2. Результат такого …
  • ДЕГРАДАЦИЯ АЛКОГОЛЬНАЯ в Медицинских терминах:
    (син. деправация алкогольная) деградация личности, наступающая во II - III стадиях хронического алкоголизма, сопровождающаяся аффективными и психопатоподобными изменениями, утратой трудоспособности …
  • ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЕГРАДАЦИЯ: СТАБИЛЬНОСТЬ ЭКОСИСТЕМ в Словаре Кольера.
  • ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЕГРАДАЦИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ НА БУДУЩЕЕ в Словаре Кольера:
    К статье ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЕГРАДАЦИЯ Можно ли восстановить поврежденную экосистему? В некоторых случаях деградация окружающей среды бывает обратимой, и чтобы …
  • ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЕГРАДАЦИЯ в Словаре Кольера:
    процесс, в результате которого снижается способность экосистем поддерживать постоянство качества жизни. Экосистема в самых общих чертах может быть определена как …
  • ПРОГРАММЫ ПОИСКА ВНЕЗЕМНОЙ ЖИЗНИ
    проекты и реально осуществляемые действия самых различных направлений, целью которых является доказательство простой и логичной мысли о наличии во Вселенной …
  • КАЛАЧАКРА ("КОЛЕСО ВРЕМЕНИ") в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    в древней буддийской мифологии объединения микро и макрокосмоса, Вселенной и человека. Учение, связанное с 12- и 60-летней цикличностью времени, начиная …
  • СОЛОВЬЕВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ
    (1853-1900) - русский философ. Окончил Московский университет. В 70-е 19 в. защищает магистерскую и докторскую диссертации, преподает. В связи с …
  • НОВГОРОДЦЕВ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ в Новейшем философском словаре:
    (1866-1924) - русский философ, социолог, правовед. Окончил юридический факультет Московского университета. Завершал образование в Берлине и Париже. С 1896 - …
  • РОДО в Словаре постмодернизма:
    (Rodo) Xoce Энрике (1871-1917) - уругвайский философ, писатель, политик. Р., Марти-и-Перес и Р.Дарио являются "культовыми" фигурами латиноамериканского модернизма, задававшими уровень …
  • БУНЬЮЭЛЬ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (Bunuel) Луис (1900-1983) Испанский кинорежиссер. В студенческие годы Б. сближается с Ф. Гарсиа Лоркой и Р.Альберти, а когда в 1925 …
  • ТУЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тульская духовная семинария, учебное заведение, готовящее священнослужителей Русской Православной Церкви. Адрес: г. Тула, …
  • АНТОНИЙ (ХРАПОВИЦКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Антоний (Храповицкий) (1863 - 1936), митрополит Киевский и Галицкий, основатель и первоиерарх Русской …
  • ЧИЧЕРИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ
    Чичерин (Борис Николаевич) - известный юрист и философ. Родился в Тамбове в 1828 г.; до 1868 г. был профессором государственного …
  • ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Достоевский, Федор Михайлович - знаменитый писатель. Родился 30 октября 1821 г. в Москве в здании Мариинской больницы, где отец его …
  • АКСАКОВ КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Аксаков, Константин Сергеевич, один из крупнейших представителей "славянофильского" направления. Родился 29 марта 1817 года в селе Аксакове, Бугурусланского уезда, Оренбургской …
  • ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ в Литературной энциклопедии:
    I. Исторический очерк. — Проблема Ф. и С. принадлежит к числу ведущих вопросов в истории эстетических учений, борьбы материализма и …
  • ЭТИКА
    (греч. ethika, от ethikos - касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos - привычка, обыкновение, нрав), философская наука, объектом изучения которой …
  • УГЛЕВОДНЫЙ ОБМЕН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    обмен, процессы усвоения углеводов в организме; их расщепление с образованием промежуточных и конечных продуктов (деградация, диссимиляция), а также новообразование из …
  • ДОЛГ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    категория этики, в которой выражается нравственная задача определённого индивида, группы лиц, класса, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящаяся …
  • БЛАГО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (в этике и философии), то, что заключает в себе определённый положительный смысл. Вопрос о Б. ставился в философии в связи …
  • ЧИЧЕРИН, БОРИС НИКОЛАЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I известный юрист и философ. Род. в Тамбове в 1828 г.; до 1868 г. был профессором государственного права в московском …
  • ХАРАКТЕР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (от греч. ???????? от глаг. ?????? — черчу) обозначает сложное психическое явление, отличающее индивида или народ и выражающееся в своеобразном, …
  • СХОЛАСТИКА
  • СТОИКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • СОЛОВЬЕВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I знаменитый философ и публицист. Род. 16 января 1853 г. Отец его — знаменитый историк (см. ниже); мать происходит из …
  • ПРАВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имеет своей задачей регулировать взаимные отношения людей, живущих в обществе, путем установления правил поведения ("юридических норм"), поддерживаемых принудительным воздействием со …
Загрузка...
Top