Проект по литературе "Библейские мотивы в романе Ф. М

Христианское в романе усиливается от многочисленных аналогий и ассоциаций с библейскими сюжетами. Присутствует отрывок из Евангелия о Лазаре. Смерть Лазаря и его воскрешение - прообраз судьбы Раскольникова после преступления до его полного возрождения. В этом эпизоде показана вся безысходность смерти и вся ее непоправимость, и непостижимое чудо - чудо воскресения. Родные скорбят об умершем Лазаре, но своими слезами они не оживят бездыханный труп. И тут приходит Тот, Кто переходит границы возможного, Тот, Кто побеждает смерть, Тот, Кто воскрешает уже разлагающееся тело! Только Христос мог воскресить Лазаря, только Христос сможет воскресить и нравственно мертвого Раскольникова.

Включив в роман евангельские строки, Достоевский уже открывает читателям будущую судьбу Раскольникова, так как связь между Раскольниковым и Лазарем очевидна. “Соня, читая строку: “…ибо четыре дня, как во гробе” энергично ударила на слово “четыре”. Это замечание Достоевский выделяет не случайно, потому что чтение про Лазаря происходит именно через четыре дня после убийства старухи. И “четыре дня” Лазаря в гробу становятся равносильными четырем дням нравственной смерти Раскольникова. А слова Марфы Иисусу: “Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой! - так же значимы для Раскольникова, то есть, если бы Христос присутствовал в душе, то он не совершил бы преступления, не умер бы нравственно.

Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Гроб Лазаря приобретает особый смысл в том, что каморка Раскольникова неоднократно называется гробом, духота могильной пещеры Лазаря сопоставима с вездесущей духотой Петербурга. Камнем закрыта пещера, в которой погребен Лазарь, и именно под камнем лежат драгоценные вещи и кошелек убитой старухи. И когда Соня читает повеление Христа: “Отнимите камень”, кажется, что для Раскольникова они звучат иначе: “Раскайся, осознай свое преступление, и ты воскреснешь!”

В романе присутствует притча о Марфе - женщине, всю жизнь нацеленной на суету и пропускающей самое главное (Марфа Петровна, жена Свидригайлова, всю жизнь суетится, лишенная основного начала). “В продолжении пути их, пришел Он (Иисус Христос) в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла его в дом свой; у ней была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении, и подошедши сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом. А одно только нужно. Мария же забрала благую часть, которая не отнимется у нее”. Новый Завет, Лук.

Также в романе присутствует притча о мытаре и фарисее: “Фарисей молился так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же не смел даже поднять глаза на небо, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижащий себя возвысится”. Разработав идею о двух видах людей, Раскольников возносит себя, уподобляя Богу, ибо разрешает “кровь по совести”. Но “кто возвышает себя, то унижен будет”. И, совершив преступление, герой понимает, что не способен нести крест “носителя новой идеи”.

С главным героем романа связана притча о Каине, в которой говорится о том, как Каин и его брат Авель принесли дары Господу. Но дары Каина не были приняты Господом. И тогда Каин озлился и убил брата, за что Господь проклял его. Отречение от Бога началось с того, что Раскольников и Каин огорчились, озлились, стали искать себя вне Бога: “отторженный от соборности одинокий человек теряет веру и впадает в тяжкий грех самообожествления”. Егоров В.Н., Ценностные приоритеты Ф.М.Достоевского; учебное пособие, 1994, с. 48. Им довались предостережения. Раскольникову: встреча с Мармеладовым, который говорит о Страшном Суде и о прощении смиренных; сон, в котором показан Миколка, добивающий лошадь, и в котором он (Родя - ребенок) показан сострадательным. Во сне показана вся мерзость убийства. Каину: “Если не делаешь доброго, у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе”. Библия. Раскольников, как и Каин, защищен от преследования и отлучен от общества людей.

Библия принадлежит всем, атеистам и верующим равно. Это книга человечества.

Ф.М.Достоевский

Идеями христианства пронизано творчество многих выдающихся писателей. Библейскими мотивами наполнены произведения Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Эта традиция продолжается в творчестве Булгакова, Мандельштама, Пастернака, Ахматовой, Айтматова и других писателей двадцатого века. Библейская проблематика является общечеловеческой, потому что в Библии речь идет о добре и зле, правде и лжи, о том, как жить и умирать. Недаром ее называют Книгой Книг. Романы Ф.М. Достоевского наполнены различными символами, ассоциациями и реминисценциями. Огромное место среди них занимают мотивы и образы, заимствованные из Библии. Они подчинены определенным идеям и группируются, главным образом, вокруг трех тем: эсхатология, возрождение и утопия.

Эсхатология. Действительность, окружающий его мир Достоевский воспринимал как некие пророчества из Апокалипсиса, которые уже стали или вот-вот станут реальностью. Кризисы буржуазной цивилизации писатель постоянно соотносил с апокалиптическими прогнозами, а образы из Библии переносил в видения своих героев. Раскольникову «грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу… Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими» Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 12 т. - М., 1982. - Т. V.- С. 529). Сравним с Апокалипсисом, в котором говорится, что в конце времен появится на земле армия Аваддона: «И дано ей не убивать их (людей), а только мучить пять месяцев; и мучение от нее, подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека» (Апок. IX, 5). Апокалиптические мотивы Достоевский использует для того, чтобы предупредить человечество: оно стоит на пороге глобальной катастрофы, Страшного суда, конца света, и виной этому - буржуазный Молох, культ насилия и наживы.

Болезнью мира, бесноватостью считал писатель пропаганду ненависти, нетерпимости и зла во имя добра. Эта мысль находит выражение и в романе «Бесы», и в романе «Преступление и наказание». Достоевский показал, что теория насилия, завладевшая умом Раскольникова, ведет к истреблению человеческого в человеке. «Я не старушонку, я себя убил!»,- с отчаянием восклицает главный герой. Писатель считает, убийство одного человека ведет к самоубийству человечества, к господству злых сил на земле, к хаосу и к смерти.

Возрождение. Тема духовного воскрешения личности, которую Достоевский считал главной в литературе 19 века, пронизывает все его романы. Одним из ключевых эпизодов «Преступления и наказания является тот, в котором Соня Мармеладова читает Раскольникову Библейскую историю о возвращении к жизни Лазаря: «Иисус сказал ей: Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в меня не умрет вовек. Веришь ли сему?» (Иоанн XI, 25-26). Соня, читая эти строки, думала о Раскольникове: «И он, он тоже ослепленный и неверующий, — он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! Сейчас же, теперь же» (V, 317). Раскольников, совершивший злодеяние, должен «уверовать» и покаяться. Это и будет его духовным очищением, образно говоря, воскресением из мертвых, дрожа и холодея, повторяла Соня строки из Евангелия: «Сказав сие, воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон. И вышел умерший…» (Иоанн. XI, 43-44). Эта символическая сцена имеет символическое и художественное продолжение: в конце романа Раскольник-каторжник, покаявшись, возрождается к новой жизни, и в этом немалая роль Сониной любви: «Оба они были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого» (V, 532).

Тема веры настойчиво звучит в романе. Она связана с образами Раскольникова и Сони Мармеладовой. Соня верует, она живет по библейским законам любви к ближнему, самопожертвования, веры, смирения. Бог не допустит того, «чему быть невозможно». С историей жизни Сони Мармеладовой типологически связана притча о блуднице, прощенной Христом. Существует предание о том, как реагировал Христос на решение фарисеев и книжников наказать в храме женщину, виновную в прелюбодеянии: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». Вспомним слова отца Сони: «Прощаются и теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила много…» И простит мою Соню, я уж знаю, что простит…» (V, 25). Любопытна такая деталь: евангельская Мария Магдалина жила неподалеку от города Капернаума, который посетил Христос; Соня снимает квартиру у Капернаумовых. Именно здесь она читала легенду о воскресении Лазаря.

Раскольников обращается к Евангелию и должен, по мысли Достоевского, найти там ответы на мучающие его вопросы, должен постепенно переродиться, перейти в новую для него действительность, но это, как писал автор, уже история нового рассказа. А в романе «Преступление и наказание» на главном герое, отошедшем от веры, от библейских заповедей, лежит печать Каина, также библейского персонажа.

Библейская история о первом убийце и о его наказании соотносится с преступлением и наказанием Раскольникова. В библии Господь после убийства спрашивает Каина о брате: «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой?» В чем смысл этого вопроса? Очевидно, за преступлением Каина следовало не наказание, а призыв к покаянию, потому что «Бог не хочет смерти грешника, но - чтобы обратиться ему и быть живу». Каин еще ничем не наказан, но его состояние таково же, как и перед убийством, — помрачнение ума, ибо только безумием можно объяснить, что, отвечая всеведущему Богу, Каин лжет: «Не знаю; разве я сторож брату моему?» От Бога - призыв к покаянию, от человека - безумное его отвержение.

Достоевский показывает, что помрачнение ума - непременное условие преступления и сохраняется по его совершении. Так, сознание Раскольникова в деталях, фрагментах, в отдельных истинах отчетливое и верное, но в целом это сознание болезненное. Задумав убийство, герой решил, что «рассудок и воля останутся при нем, неотъемлемо, единственно по той причине, что задуманное им - не преступление». Когда же он очнулся после преступления у себя в каморке, «вдруг в один миг все припомнил! В первое мгновение он думал, что с ума сойдет». Он припомнил, что после преступления не скрыл очевидных улик (не запер дверь на крючок, оставил следы крови на платье, кошелек и деньги не спрятал). Все его дальнейшие попытки замести следы носят оттенок безумия, «даже память, даже простое соображение оставляют его…ум помрачен» Он признается себе «Подлинно разум меня оставляет!» (ч.2, гл.1)

Для Раскольникова призыв к покаянию звучит в событиях его жизни: он получает весть - повестку из полиции с требованием явиться. Две мысли борются в нем. Первая мысль - скрыть улики, вторая - пусть уличат. Раскольников готов был открыться. Но его никто не вынуждает признаваться. По мысли автора, от него требуется покаяние, акт свободной воли и перемены мысли. Раскольников совершил идейное преступление, обдуманное, человек требует свое «право на кровь», и покаяние его не могло быть болезненным порывом, оно должно быть обдуманным, действительной переменой мыслей. Поэтому в ходе сюжетного повествования порыв Раскольникова сознаться останавливается: полицейские «вдруг» при нем начинают обсуждать вчерашнее.

Раскольникова ожидает не только болезнь, но и наказание. Наказание мы часто воспринимаем как кару, возмездие, мучительство… Не так у Бога. «Наказание» — это «указание на» что-то, а так же это наказ, что делать, что не делать. При этом тебе что-то «сказано»: открыто явно, теперь ты можешь делать это или нет. И даже когда ты преступил «наказанное», «наказание» остается с тобой как акт милосердия Божьего. Об этом читаем в Библии: как Каин выпросил у Бога себе наказание - каинову печать. «И сказал (Господь Каину): что ты делал? Голос крови брата твоего вопиет ко мне от земли. И ныне проклят ты от земли, которая отвергла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы для тебя; ты будешь стенающим и трясущимся на земле».

Каин - первый из людей, кто был проклят. Но никто Каина не проклинал… Господь не проклинает никогда никого… Каин был проклят от земли, он стал «стенающим и трясущимся на земле». В древнем еврейском языке одним словом обозначены «наказание» и «грех»: грех и есть наказание для преступника. Каин оказался вне мира Божьего. Господь не гонит Каина от себя, но Каин не понимает этого: «И сказал Каин Господу: наказание мое больше чем снести можно. Вот, ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле…» Каин бежит от Бога. Ему никто не хочет мстить. За ним никто не гонится. Но, как сказано в Священном Писании «нечестивый бежит, когда никто не гонится (за ним)». Каин сам скрывается от лица Господня, боится же он одного - быть убитым. И Господь дает первому убийце защиту, которая станет его «наказанием». «И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. И пошел Каин от лица Господня… И построил он город; и назвал город по имени сына своего».

«Знамение», которое дал Господь первому убийце по его просьбе, охраняет убийцу от другого наказания, кроме изгнанничества и одиночества. Тема каиновой печати становится доминирующей в наказании Раскольникова. Его наказывают не столько муки совести, сколько двузначная печать Каина: Раскольников совершенно охранен от преследования и отлучен от общества людей. Только три человека видят эту печать на нем: следователь Порфирий Петрович (уверенный в преступлении Раскольникова, он оставляет его до времени «погулять»); Соня (она тоже преступница, и к ней раскольников пытается пробиться из своего жуткого одиночества) и Свидригайлов («Мы одного с вами поля ягоды», — говорит он при первой встрече).

Утопия. Залогом образования мира любви и справедливости Достоевский считал второе пришествие Христа. Именно этот мотив звучит в романе «Преступление и наказание». Чиновник Мармеладов убежден, что «пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал, он единый, он и судия». Сроки второго пришествия Христа неизвестны, но оно свершится в конце мира, когда на земле воцарятся беззаконие, войны и поклонение Сатане: «И прострет к нам руце свои, и мы припадем… и заплачем… и все поймем! Тогда все поймем! …и все поймут… Господи, да и приидет царствие твое!» Второе пришествие Христа, считал Достоевский, станет причиной сошествия на землю Нового Иерусалима. Раскольников, признавшийся в вере в Новый Иерусалим, имеет ввиду будущий социализм. В Библии Новый Иерусалим - «новая вера и новая земля», где людям «отрет Бог всякую слезу с очей, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Апок. XXI, 4). Жизнь будущего видится Раскольникову: «Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его» (V, 531). И еще одно утопическое видение является герою романа: «Ему все грезилось, и все странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе. Караван отдыхает, смирно лежат верблюды; кругом пальмы растут целым кругом; все обедают. Он же все пьет воду, прямо из ручья, которую тут же, у бока, течет и журчит. И прохладно так, и чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотистыми блесками песку…» (V, 69). Эти «видения» позволяют предположить, что Достоевскому была близка мифологическая утопия «Островов блаженных», где люди живут в полной изоляции от всего мира, не имея государства и законов, угнетающих человека.

Духовное возрождение человека через сострадательную любовь и деятельность, улучшение общества через проповедь нравственности и всеединства - такова философская концепция Достоевского. Тема конца света и времени, эсхатология, гибель мира и человека, последующее возрождение и устройство нового мира (золотого века) постоянно соприкасаются друг с другом, переплетаются, составляя единый утопический план писателя переделки Вселенной. Одним из источников этого плана (кроме русского и европейского фольклора) были мотивы, заимствованные Достоевским из Библии.

Разделы: Литература

  • через числовую символику показать всю сложность и глубину романа Достоевского, роль библейских мотивов в романе “Преступление и наказание”;
  • формирование навыков самостоятельной исследовательской работы;
  • прививать внимательное отношение к тексту, воспитывать грамотного, думающего читателя.

Форма работы: групповая, индивидуальная

Методы работы: наблюдение, исследование, “погружение” в текст.

Цель - исследовать символическое значение числа 7, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель - исследовать символическое значение числа 4, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель - исследовать символическое значение числа 11, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель - исследовать символическое значение числа 30, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель – найти в тексте романа ключевые слова, предложения, словосочетания, подтверждающие фразу (см. ниже).

Индивидуальные задания

  1. Проанализировать сон Раскольникова в эпилоге и соотнести его с Евангелием, сделать выводы. В какой момент наступает истинное раскаяние?
  2. Рассмотреть, какое символическое значение несёт в себе слово “МОСТ”

Ход урока

1. Слово учителя. Сообщение цели урока.

Образы-символы являются теми ключевыми вершинными точками, вокруг которых концентрируется действие романа “Преступление и наказание”. Знакомство с евангельским текстом поможет нам осмыслить всю философско-поэтическую систему писателя. Поэтика романа подчинена главной и единственной задаче – воскресению Раскольникова, избавлению “сверхчеловека” от преступной теории приобщению его к миру людей.

Достоевский испытал влияние Евангелия не только как религиозно-этической книги, но и как художественного произведения. В 1850 году в Тобольске перед отправкой на каторгу жёны декабристов подарили Достоевскому экземпляр Евангелия. Это была единственная книга, позволенная в остроге. Достоевский вспоминает: “Они благословили нас в новый путь и перекрестили. Четыре года эта книга пролежала под моей подушкой на каторге”. После каторги Достоевский убеждает себя в том, что Христос – воплощение чистоты и правды, идеал мученика, принявшего на себя спасение человечества.

С евангельскими притчами связана символика романа. Давайте представим результаты наших исследований.

2. Выступления учащихся. Представление своих исследований текста.

Результаты работы группы

Как мы можем убедиться, Достоевский не случайно использует это число в романе. Число 30 связано с притчей, в которой Иуда предал Христа за 30 серебряных монет.

Результаты работы группы

Число 7 является также наиболее устойчивым и часто повторяющимся в романе. Роман имеет 7 частей: 6 частей и эпилог. Роковое время для Раскольникова - 7 часов вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека. Поэтому, “посылая” Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать этот союз.

Вот почему, чтобы восстановить этот союз, чтобы снова стать человеком, герой должен снова пройти через это истинно святое число. В эпилоге романа возникает число 7 , но уже не как символ гибели, а как спасительное число.

Результаты работы группы

В романе часто повторяется число 4. Лестница и число 4 связаны, так как лестница ведёт к определённому повторяющемуся уровню высоты – к четвёртому.

В каждом случае эта окружающая обстановка отмечает критический момент психической эволюции Раскольникова: убийство, поиски тайника, первая встреча с Соней и окончательное признание.

Выводы: Число 4 имеет основополагающее значение. Есть четыре времени года, четыре Евангелия, четыре стороны света. Вот, например, слова Сони: “Стань на перекрёстке, поклонись всему свету на все четыре стороны”.

Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т.е. через четыре дня после его нравственной смерти.

Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Комната Раскольникова уподобляется гробу неоднократно. Под камнем он схоронил награбленное. Слова Христа “отнимите камень” означают: раскайтесь, сознайтесь в своём преступлении.

Сопоставление с Лазарем разработано в романе глубоко и последовательно.

Результаты работы группы

Если выписать из “Преступления и наказания” все места, где Раскольников так или иначе уподобляется мёртвому , то в каждой цитате окажется какой-либо один признак покойника, все вместе они составят полное его описание. Писатель вначале описал мертвеца в одном предложении, которое затем разбил и разбросал обломки по всей книге. И если собрать осколки, подбирая один к другому, как составляют дети разрезанную картину, то обнаружится следующее:

Бледный мертвец лежит в гробу, забивают гроб гвоздями, выносят его, хоронят, но он воскресает.

Вот как раскладываются “обломки” этой воображаемой фразы:

Достоевский постоянно подчёркивает бледность Раскольникова.

“весь бледный, как платок”

“он ужасно побледнел”

“обернул к ней мертвенно-бледное лицо” и т.д.

Прилагательное “мёртвый” следует за Раскольниковым, как тень, и он сам постоянно уподобляется мёртвому.

“он остановился и притих, как мёртвый” и т.д.

Раскольников часто валяется и лежит без движения

“Он лёг на диван и отвернулся к стене в полном изнеможении”

“Он всё время лежал молча, навзничь” и т.д.

Достоевский постоянно подчёркивает, что квартира Раскольникова похожа на гроб.

“Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, - сказала Пульхерия Александровна”

ЗАБИВАЮТ КРЫШКУ ГВОЗДЯМИ

Писатель объясняет это эпизод, не связанный с событиями романа

“Со двора доносился какой-то резкий, беспрерывный стук; что-то где-то как будто вколачивали, гвоздь какой-нибудь”

То, что его выносят, ему кажется в бреду

“То казалось ему, что около его собирается много народу и хотят его взять и куда-то вынести”

Раскольников собирается уходить, мать и сестра упрекают его, что мало побыл с ними

“Что-то вы точно погребаете меня или навек прощаетесь,” - как то странно проговорил он”.

ВОСКРЕСАЕТ

“Но он воскрес, и он знал это, чувствовал всем обновившимся существом своим”

Воскресение описывается в эпилоге коротко. Но в промежутках между фразами помещается весь роман.

Результаты работы группы

Неоднократное указание в романе на число11 связано непосредственно с евангельским текстом.

Число 11 здесь не случайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о виноградаре и работниках.

(учащиеся рассказывают притчу).

Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего пришедшего в одиннадцатом часу первым.

Индивидуальные задания

Давайте разберёмся, почему Раскольников так часто пересекает мост.

Ответ ученика:

  • На мосту, словно на границе жизни и смерти, Раскольников то погибает, то оживает
  • Вступив на мост после страшного сна на Васильевском острове, он вдруг ощущает, что свободен от мучивших его в последнее время чар
  • Полный сил и энергии после игры в “кошки-мышки” с Заметовым, он ступает на мост, его охватывает полнейшая апатия…”

Переходит он мост и тогда, когда идёт признаваться в убийстве.

Мост – это своего рода Лета (В мифологии река мёртвых).

Множество раз Раскольников пересекает Неву – как своего рода Лету – и всякий раз Достоевский с особой тщательностью отмечает его переход.

Обратимся к евангельскому имени Марфа. Почему писатель назвал жену Свидригайлова таким именем? Какую роль играет эта притча в романе?

Ответ ученика: (Притча о Марфе и Марии).

Ответ ученика: (анализ эпизода “Сон Раскольникова в эпилоге”)

Выводы: Мысль об очистительной силе страдания чётко сформулированы Достоевским в эпилоге. Сон Раскольникова перекликается притчей

Евангелия о конце света.

Выводы урока

Слово учителя.

Достоевского можно по праву назвать художником-пророком. Он предвидел трагическую ситуацию, в которой оказалось человечество и современный мир. Писателя страшит всё: власть денег, падение нравственности, обилие преступлений. Только сегодня, когда наше государство и весь мир оказались на краю пропасти, когда стало ясно, что насилие в любой форме может привести к катастрофе, к уничтожению жизни на Земле, для нас открывается пророческий смысл формулы Достоевского “Смирись, гордый человек!”

Cтруктура проекта: 1.Вступление. О нашем проекте. 2. Православный Достоевский. 3. Роман «Преступление и наказание». Соня Мармеладова и Родион Раскольников – главные герои романа. 4. Библейские слова и выражения в романе. 5. Тайны имен. 6. Библейские числа в романе. 7. Соприкосновение сюжета романа с евангельскими мотивами. 8.Заключение. Выводы. 9.Приложения.


«Читать Достоевского это хотя сладостная, но утомительная, тяжёлая работа; пятьдесят страниц его повести дают для мысли читателя содержание пятисот страниц повестей прочих писателей, и вдобавок нередко бессонную ночь томительных укоров себе или восторженных надежд и стремлений». Из книги митрополита Антония (Храповицкого) «Молитва русской души».









































«…Содом –с, безобразнейший…гм…да…»(слова Мармеладова) «Свиньи вы! Образа звериного и печати его; но придите и вы!» (из слов Мармеладова) «…сыграть свадьбу в теперешний же мясоед… тотчас же после Госпожинок…» (из письма Пульхерии Раскольниковой сыну) «На Голгофу-то тяжело всходить…» (из размышлений Раскольникова) «…два креста: кипарисный и медный» «Она,без сомнения, была бы одна из тех, которые претерпели бы мученичество, и уж, конечно бы, улыбалась, когда бы ей жгли грудь раскалёнными щипцами… а в четвёртом и в пятом веках ушла бы в Египетскую пустыню и жила бы там тридцать лет, питаясь кореньями…» (Свидригайлов о Дуне)


Соприкосновение сюжета романа с библейскими мотивами Икона Явление Иисуса Христа Марии Магдалине по воскресении «Постоянно читающий божественные Писания(в простоте сердца) и стоящий при их потоках, хотя бы не имел никакого толкования, как бы корнями впитывает великую пользу». Св.Иоанн Златоуст


Заключение - Вне православия нельзя постигнуть творения писателя. - Без религии жизнь человека бессмысленна и невозможна. - В романе показано, как вера дает возможность человеку решать нравственные проблемы. - Автор вводит библейские слова и образы, которые в романе становятся символами- ориентирами для читателя.

В наше нелегкое время люди стали все чаще обращаться к Богу. Истинная Вера помогает человеку найти свой правильный путь в жизни и не ошибиться. В трудные минуты молитва, обращенная к Богу, утешает, дает душевные силы и надежду на лучшее. Для многих Библия становится настольной книгой. Слово Божие помогает нам жить, Вера влияет на наши судьбы, исцеляя и наставляя.

Много примеров этого мы можем найти в произведениях русской литературы. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» этому аспекту придается огромное значение.

Не случайно о религии, пути к Богу, отношении к христианским заповедям рассуждают главные герои романа, но чувства и мысли автора выражает только Соня Мармеладова. С мой точки зрения, эпизод, в котором Родион Раскольников и Соня Мармеладова читают Евангелие, является центральным в произведении Достоевского.

Вчитываясь в один и тот же фрагмент о воскрешении Лазаря, герои по-разному его воспринимают, а ведь мы, читатели, помним, что Ф.М. Достоевский противопоставляет

Соню и Раскольникова, их убеждения и переживания.

Для Сони в вере в Бога заключается смысл ее жизни. Страдания. Терпение, любовь – все познается героиней через Веру, глубокую и страстную, в которой она находит спасение и утешение, исцеление души. При чтении Евангелия в голосе Сони звучали радость, восторг, «она вся дрожала в действительной, настоящей лихорадке». Эмоциональное состояние героини писатель умело передает через деталь портрета: глаза Сони расширялись и темнели. Таким образом, автор хотел показать, насколько сильна и искренна ее Вера.

Именно ее, такую хрупкую и наивную девушку, Достоевский призывает спасти Раскольникова. Соне мечталось, что он уверует в Бога, и тем самым произойдет его чудесное духовное исцеление.

Однако Раскольников настроен скептически и отрицает существование Бога. Заключительные слова легенды о Лазаре: «Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовавший в него», – герой понимает как призыв к людям уверовать в него самого, в его теорию, как иудеи уверовали в Мессию.

Раскольников призывает Соню отречься от ее Веры и пойти с ним по его пути. Помочь в осуществлении целей. Она, по его мнению, должна оставить Христа, убедиться в правоте Раскольникова, поверить ему и попытаться вместе с ним искоренить страдания человеческие. Герой делает Соню своей соучастницей, напоминая, что она тоже, пусть жертвуя ради своей семьи, загубила собственную жизнь и совершила преступление: «Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою (это все равно!). Ты могла бы жить духом и разумом, а кончишь на Сенной…»

Яростно сопротивляясь убеждениям Сони, Раскольников формулирует свое кредо, кредо маленького наполеона, который хочет безгранично владеть миром, осуществить «Царство Бождие» на земле исключительно по собственной воле: «Свободу и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!…»

Страдание Раскольникова, как он сам считает, – это великое страдание, а не то, которое проповедует Соня и благославляет христианство. Раскольников не понимает Соню, но, прикоснувшись к ее Вере, находит в себе силы следовать убеждениям этой удивительной девушки. Она, как светлый лучик, преображает главного героя, всеми силам своей Веры и любви помогает нравственному воскрешению Раскольникова.

Такова основная мысль автора. Не случайно в этом эпизоде Достоевский приводит краткие выдержки из Евангелия. Композиционно это очень важно соответствует авторскому замыслу: Лазарь умирает от болезни и воскресает, благодаря Чуду, которое совершил Иисус. Также и Раскольников одержим своей болезненной идеей, подтолкнувшей его к преступлению, и автор верит в духовное воскрешение своего героя с помощью Сони. Эта героиня несет свет христианской правды как высшей Правды человеческой, в ее уста писатель вложил свои мысли об истинной Вере, слове Божием.

Соня спасает Раскольникова и до конца остается верна Богу. Раскольников открывает Евангелие, ведь эта Книга рядом с ним даже на каторге. Он признает убеждения Сони, но его признание в совершенном преступлении – это признание в собственной слабости и несостоятельности. Герой не дает себе пощады за то, что не устоял и сломался, не смог «проверить» себя: «Тварь ли я дрожащая или право имею…» Сама же идея Раскольникова остается незыблема и непоколебима.

Герои верны своим убеждениям, хотя вера их очень разная. Но Бог един для всех, и он наставит на истинный путь каждого, кто ощущает Его близость. По мысли автора романа, каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает жизнь и свое место в ней. Поэтому, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский пишет, что «… начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Итак, воскрешение человека – это великое дарование Богом новой жизни, но дается оно не каждому. Только те люди, которые способны на настоящий, великий нравственный подвиг, получают прощение и надежду на лучшую новую жизнь.

Загрузка...
Top