Понятие культуры личности. Личность в разных типах культур

Культурология. Шпаргалка Барышева Анна Дмитриевна

25 КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ

25 КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ

Культура и личность взаимосвязаны друг сдругом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой – личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.

Личность – это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления.

При рассмотрении вопроса о соотношении культуры и человека следует различать понятия «человек», «индивид», «личность».

Понятие «человек» обозначает общие свойства человеческого рода, а «личность» – единичного представителя этого рода, индивида. Но при этом понятие «личность» не является синонимом понятия «индивид». Не всякий индивид является личностью: индивидом человек рождается, личностью становится (или не становится) в силу определенных объективных и субъективных условий.

Понятие «индивид» характеризует отличительные черты каждого конкретного человека, понятие «личность» обозначает духовный облик индивида, сформированный культурой в конкретной социальной среде его жизни (во взаимодействии с его врожденными анатомо-физиологическими и психологическими качествами).

Поэтому при рассмотрении проблемы взаимодействия культуры и личности особый интерес представляет не только процесс выявления роли человека как творца культуры и роли культуры как творца человека, но и исследование качеств личности, которые формирует в ней культура, – интеллекта, духовности, свободы, творческого потенциала.

Культура в этих сферах ярче всего раскрывает содержание личности.

Регуляторами личностных устремлений и поступков личности являются культурные ценности.

Следование ценностным образцам свидетельствует об определенной культурной устойчивости общества. Человек, обращаясь к культурным ценностям, обогащает духовный мир своей личности.

Система ценностей, оказывающая влияние на формирование личности, регулирует желания и стремления человека, его поступки и действия, определяет принципы его социального выбора. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранения и обновления культурного мира.

Сама личность как ценность по сути и обеспечивает общее духовное начало культуры. Являясь продуктом личности, культура всвою очередь гуманизирует социальную жизнь, сглаживает животные инстинкты у людей.

Культура позволяет человеку становиться интеллектуально-духовной, нравственной, творческой личностью.

Культура формирует внутренний мир человека, раскрывает содержание его личности.

Разрушение культуры негативно воздействует на личность человека, ведет его к деградации.

Из книги Теория культуры автора Автор неизвестен

Истина как ценность культуры. Наука и культура. Культура и техника Андрианова Т. В. Культура и технология. М., 1998.Анисимов К. Л. Человек и техника: современные проблемы. М., 1995.Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.Большаков В. П. Культура и истина // Вестник НовГУ,

Из книги Сострадание и личность. Мировое сообщество и необходимость всеобщей ответственности автора Гьяцо Тензин

Из книги Психология масс и фашизм автора Райх Вильгельм

Из книги Культурология. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

38 МАРГИНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ Маргинальная личность – это человек, который живет и участвует в культурной жизни и традициях двух разных народов. Он никогда не может совершенно порвать со своим прошлым и традициями и не может быть принят в новое общество, в котором он пытается

Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер

Из книги Прошлое толкует нас автора Соловьев Эрих Юрьевич

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Личность и право Проблема, обсуждаемая в этом очерке, встала передо мной в ходе работы над новым учебником по философии. Поначалу статья продумывалась как продолжение и дополнение параграфа «Индивид, индивидуальность, личность». Это наложило отпечаток на ее стиль,

Из книги Культурологическая экспертиза: теоретические модели и практический опыт автора Кривич Наталья Алексеевна

Личность Ивана Как пишут летописи, внешность Ивана всех изумляла. Он был велик ростом и строен, имел широкие плечи, крепкие мышцы, развитую грудь, прекрасные волосы, римский нос, небольшие серые проницательные глаза. В молодости лицо его было приятным, но с возрастом он

Из книги Тибет: сияние пустоты автора Молодцова Елена Николаевна

Личность Павла По описанию польского историка К. Валишевского, Павел был некрасив. Он был курнос, большерот, имел большие зубы, выдающиеся вперед челюсти и толстые губы. На коротком туловище сидела большая, рано облысевшая голова. Лицо без всякой растительности казалось

Из книги Культура и мир детства автора Мид Маргарет

Личность императора С Александром I произошел случай, который говорит о его способности к состраданию. Во время его возвращения в Петербург из путешествия по России на пути в Вильну (Вильнюс), близ Ковно (Каунас), Александр заметил на берегу Немана толпу людей и приказал

Из книги Индивид и социум на средневековом Западе автора Гуревич Арон Яковлевич

Личность Николая II Николай II родился 6 мая 1868 г. в Царском Селе. Он был порядочным, интеллигентным и образованным человеком, отличался деликатностью и был совестлив, а в обращении прост и доступен.О мягком характере Николая II посол Франции Морис Палеолог сказал: «У

Из книги Избранное. Молодая Россия автора Гершензон Михаил Осипович

Личность и культура: «права наследия» Л. Н. Летягин Целостный образ культурного наследия определяется не абстрактными, т. е. обезличенными моделями его репрезентации, а сущностной потребностью индивидуального сознания – его ценностными структурами. Вместе с тем

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Личность в саге «Речи Высокого» содержат наставления: как должен вести себя индивид в разнообразных и подчас нелегких жизненных обстоятельствах. Эта нормативность показательна, и знать ее историку важно, но остается неудовлетворенным его желание выяснить, каково в

В культурологии используется понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Именно культура отличает человека от всех остальных существ.

Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создаёт мир и самого себя. Каждая культура – это неповторимая Вселенная, созданная определённым отношением человека к миру и к самому себе. Изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, - мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал, как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума. Далее культура восходит к культу (почитание бога). В дальнейшем развитии культура связывается с оккультным (тайным, непознаваемым).

Культура - это образование, как говорили древние пайдейя (Платон). Каждой эпохой выработано понятие культуры.

1. Чем примитивнее культура, тем больше ее субъекты похожи друг на друга и тем больше уровень принуждения в данной культуре.

2. Чем больше культурного разнообразия, тем более темпераментным и культурным является ее субъект.

Каждая культура имеет своих великих людей: Рафаэль, Пушкин, Чайковский, Сахаров и др.

Сложность понятия культуры отражает значимость культуры для человека. Это универсальное понятие, через которое раскрываются частные понятия (история, человек и др.).

Культура - это человек, а человек граница всего.

Культура делает человека личностью, рассматривает его как личность, возвышает его. Культура помогает человеку найти выход накопившейся энергии, эмоций.

Это выражается в искусстве, музыке, поэзии и т.п.

Благодаря культуре, человек познает себя, решает для себя вопросы:

кто я? для чего я? и др.

Каждая личность творит себя, отражает себя в творчестве

Культура является неотъемлемым свойством человека. Однако представления о том, кого следует считать культурным человеком, могут быть разными. Древние римляне называли культурным того, кто умеет выбирать себе достойных попутчиков среди людей, вещей и мыслей – как в прошлом, так и в настоящем. Немецкий философ Гегель полагал, что культурный человек в состоянии сделать все то, что делают другие.

История показывает, что все выдающиеся личности были высококультурными людьми. Многие из них являлись универсальными личностями: их знания были энциклопедическими, а все сделанное ими отличалось исключительным мастерством и совершенством. Сегодня стать универсальной личностью весьма трудно и, видимо, невозможно, поскольку объем знаний слишком необъятен. В то же время возможности быть культурным человеком необычайно возросли. Основные характеристики такого человека остаются теми же: знания, знания, объем, и глубина которых должны быть значительными, и умения, отмеченные высокой квалификацией и мастерством. К этому надо добавить нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм поведения и создание собственного «воображаемого музея», в котором присутствовали бы лучшие произведения всего мирового искусства.



Проблема индивидуальной культуры является одной из актуаль­ных в культурологии, так как связана с изучением процессов усвое­ния человеком культурных реалий. Человек, овладевая культурны­ми нормами, приобщается к общемировым ценностям, воспитывает в себе определенные нравственные критерии и стереотипы, которые оказывают влияние не только на становление его характера, но и на чувства и ощущения других людей.

Индивидуальность - это осознание человеком своей само­сти, уникальности, неповторимости, которое приводит, в конеч­ном итоге, к ответственности за самого себя и свои поступки. Поэтому смысл человеческой индивидуальности заключается в этическом понимании своего места в этом мире, своего предна­значения.

Здесь необходимо ввести такие понятия, как индивидуализация, социализация и инкулътурация, которые хотя и довольно близко соприкасаются между собой, так как их объектом является личность человека, но все же имеют и свои собственные специфические черты, затрагивающие либо внешний аспект существования человека, связанный с его жизнью в обществе, либо особенности его внутреннего, индивидуального мира.

Социализация - это «включение» человека в контекст общест-|венной жизни, усвоение им основных конструктов социальных ролей, овладение языком. Социализация связана также с приобщении вхождением человека в ту или иную возрастную и профессио­нальную группу, усвоение тех принципов мышления, моделей поведения, которые ей свойственны.

Инкулътурация - овладение дополнительным набором культурных реалий. Это те знания, приобретение которых не является oбязательным, но, тем не менее, расширяет границы индивидуальной гуманитарной культуры, приобщая человека к культуре в более широком аспекте, обеспечивает потенции для развития.

Индивидуализация - развитие тех способностей, которые заложены в человеке от природы. Потребность в реализации своих идивидуальных качеств различна у каждого человека и обусловливается его социальным статусом, воспитанием, привычками и т.д. Идивидуализация является достоянием не только отдельного человека, но и неизбежно проецируется вовне, формируя высокий ypoвень культуры взаимоотношений между людьми. Эта культура становится возможной тогда, когда при общении человек стремится разглядеть в другом человеке его индивидуальность, неповторимость.

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она, не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

Введение 3

1. Сущность понятия «личность» 5

2. Современное понимание личности. Личность как ценность 12

3. Проблема личности в разных культурах 18

Заключение 23

Список литературы 24

Введение

Проблема личности всегда находилась в центре внимания ис­следований культуры. Это закономерно, так как культура и лич­ность неразрывно связаны друг с другом. С одной стороны, культу­ра формирует тот или иной тип личности. С другой стороны, лич­ность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.

На разных этапах человеческой мысли делались попытки найти ответы на вопросы о месте человека в мире, о его происхож­дении, предназначении, достоинстве, о смысле его существо­вания, о его роли в истории, его уникальности и типичности и на вопрос о том, как прошлое, настоящее и будущее опре­деляют жизнь человека, границы его свободного выбора.

Важнейшей функцией культуры является функция социализации – процесс усвоения человеческим индивидом определенных знаний, норм и цен­ностей, необходимых для жизни в качестве полноправного члена общества. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение об­щества, сложившиеся формы жизни. В обществе, как и в природе, постоянно происходит смена поколений, люди рождаются и уми­рают. Но в отличие от животных человек не имеет врожденных программ действий. Эти программы он получает от культуры, нау­чается жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.

Освоение социального опыта личностью начинается с раннего детства. Образцы поведения, которые демонстрируют родители, сознательно или бессознательно перенимают дети, определяя тем самым свое поведение на многие годы вперед. Детство является важнейшим периодом социализации, во время которого человече­ская личность примерно формируется на 70%. Но социализация не заканчивается в детстве. Это непрерывный процесс, который про­должается на протяжении всей жизни. Так усваивается социальный опыт, накопленный народом, сохраняется и передается из поколе­ния в поколение культурная традиция, что обеспечивает стабиль­ность культуры.

В то же время каждый человек волею обстоятельств оказывается погруженным в определенную культурную среду, из которой он впитывает, усваивает систему знаний, ценностей, нормы поведения.

Цель данной работы – изучить содержание понятия "личность", рассмотреть взгляды на личность как высшую ценность и сравнить отношение к проблеме личности в различных культурах.

1. Сущность понятия «личность»

Многомерность феномена личности послужила ос­нованием для осознания междисциплинарного статуса про­блемы личности, которую в равной мере изучают культурология, философия, социальные и естественные науки. Индивид, личность и ин­дивидуальность – разные характеристики изучения челове­ка, которые определяются в различных подходах.

Личность,человек как участник историко-эволюционного процесса, вы­ступающий носителем социальных ро­лей и обладающий возможностью вы­бора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя. В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических философских и пси­хологических концепциях личность - это цен­ность, ради которой осуществляется развитие общества 1 .

Личность – социальная характери­стика конкретного человека как субъекта со­циальных отношений и сознательной дея­тельности, свободно и ответственно опреде­ляющего свою позицию среди других. Харак­теризуется устойчивостью мотивов поведе­ния и практических действий, интересов, склонностей, определенным мировоззрени­ем, направляющих ее деятельность, относи­тельно независимую от текущих ситуаций. Гуманность, доверие к людям, требовательность к Себе и другим и прочие положительные качества личности возникают в благоприятных условиях при успешном про­хождении фазы персонализации и интегра­ции. В процессе освоения общественного опыта происходит формирование, новых мо­тивов и потребностей личности, их преобра­зование, соподчинение 2 .

Личность – индивидуальный человек как субъект общественной жиз­ни, общения и деятельности, а также – своих собственных сил, спо­собностей, потребностей, интересов, устремлений и т. д. В личности снимает­ся противоположность внешней и внутренней жизни индивидуального человека; собственно, процесс личностного бытия и протекает как по­стоянное снятие противоположности между внешним и внутренним в самореализации человека. Бытие человеческого индивида в качестве личности является условием воспроизводства и обновления социальных процес­сов. В философии речь идет, по сути, не о личности, а о личностях. Об­щество рассматривается как связь или система людей, утверждающих и реализующих свои позиции, установки, интересы. Разумеется, лич­ностные качества людей выявляются неравномерно, в различные эпохи соотношение непосредственно личностного и непосредственно коллективного бытия людей заметно отличалось. Однако важно подчеркнуть, что не только коллективность, но и личность являются социальными формами бытия людей, что внеличностного бытия социальные качества (связей, вещей, институтов, самих людей) не могут ни синтезироваться, ни про­явиться, ни реализоваться. Социально-философская трактовка личности по­зволяет показать, как меняется практическая и теоретическая по­становка проблемы личности в разных типах социальности, как выявляется представление о социальных типах через разные формы связи и обо­собления личностей, через разные соотношения непосредственно лич­ностного и непосредственно коллективного бытия людей.

В XX столетии можно выделить три концепции личности , связанные с различными формами реализации социальных связей и с соответ­ствующими теориями.

Концепция социализации предполагает трактовку личности как человечес­кого индивида, принимающего формы и стандарты функционирования социальной системы. В этом случае социализация –условие устой­чивого бытия общества. Так или иначе, в этой концепции акцентирует­ся адаптация личности к структурам социальности; это приводит к недооцен­ке воздействия личности на социальные институты и на свое собственное бытие.

Концепция самореализации (самоактуализации, самодетерминации) личности подчеркивает субъектность индивидуального человека, общественное значение его «внутренних» ресурсов и по «контрасту» определяет недо­статочность деиндивидуализированных социальных структур. Выдвижение этой концепции по времени (70-е гг. XX в.) совпадает с кризисом структурно-функциональных мо­делей социальности, с характерным для развитых стран поиском ресур­сов качественной жизни и деятельности общества 3 .

В рамках биологического, социологического и психологичес­кого подходов детерминация развития личности понимается как взаимодействие двух факторов – среды и наследствен­ности. В рамках системно-деятельностного и историко-эволюционного подходов разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития личности. В этой схеме свой­ства индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития личности, которые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития. Социальная среда также пред­ставляет собой источник развития личности, а не «фактор», непосредственно определяющий ее поведение. Будучи усло­вием осуществления деятельности человека, социальная сре­да – это общественные нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с которыми сталкивается индивид. Подлинными основаниями и движущей силой развития лич­ности выступают совместная деятельность и общение, посред­ством которых осуществляется приобщение личности к куль­туре. В преобразовании своих поступков, отношений с други­ми людьми и самого себя осуществляется реализация инди­видуальности и обогащение жизни общества.

Соотношение понятий «индивид» (продукт антропогенеза), «личность» (ин­дивид, усвоивший общественно-исторический опыт) и «ин­дивидуальность» (индивид, преобразующий мир) может быть передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивиду­альность отстаивают» 4 .

Личность - феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности - целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. Личность - саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле - личность, это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма - вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и стойкость такого расширенного понимания в литературе, видимо, объясняется его сходством с обыденным значением этого слова. В узком смысле - определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в деятельности совместной и общении 5 .

Согласно А.Н. Леонтьеву, личность - качественно новое образование. Она формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то лишь достигнув определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми - в отношения общественные, и эти отношения становятся личностнообразующими. Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов.

Человек как общественное существо обретает новые качества, кои отсутствуют, если его рассматривать как существо изолированное, несоциальное. И каждая личность с определенного времени начинает вносить определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей. Вот почему рядом с понятиями личности и личностного появляется понятие общественно значимого. Хотя это значимое может быть и общественно неприемлемым: преступление - столь же личностный акт, как и подвиг. Для психологической конкретизации понятия личности нужно ответить хотя бы на вопросы о том, в чем состоит новообразование, называемое личностью, как происходит формирование личности, как представляется с позиции самого субъекта рост и функционирование его личности.

Критерии сформировавшейся личности таковы:

1) наличие в мотивах иерархии в определенном смысле - как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого - способности к поведению опосредованному. При этом предполагается, что мотивы, благодаря коим преодолеваются непосредственные побуждения, социальны по происхождению и смыслу (просто опосредованное поведение может иметь в основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже "стихийную нравственность": субъект может не отдавать себе отчета в том, что именно заставляет его поступать определенным образом" однако действовать вполне нравственно);

2) способность к сознательному руководству собственным поведением; это руководство ведется на основе осознанных мотивов-целей и принципов (в отличие от первого критерия, здесь предполагается именно сознательное соподчинение мотивов - сознательное опосредование поведения, что предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности). В дидактическом плане все свойства, отношения и действия личности можно условно объединить в четыре тесно связанные функциональные подструктуры, каждая из коих - сложное образование, выполняющее определенную роль в жизнедеятельности:

1) система регуляции;

2) система стимуляции;

3) система стабилизации;

4) система индикации. В ходе общественного развития человека системы регуляции и стимуляции постоянно взаимодействуют, и на их основе возникают все более сложные психические свойства, отношения и действия, направляющие личность на решение жизненных задач. Единство личности на всем жизненном пути обеспечивается памятью-преемственностью целей, поступков, отношений, притязаний, убеждений, идеалов и пр. Западная психология рассматривает личность как "целиком психическое существо".

В отечественной психологии личность рассматривается в единстве (но не тождестве) и чувственной сущности ее носителя - индивида и условий среды социальной. Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как ее социально обусловленные элементы. Личность - опосредующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида. Появление личности "аде системного качества обусловлено тем, что индивид в деятельности совместной с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью. Личность характеризуется:

1) активностью - стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний;

2) направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений, идеалов, вкусов и прочего, в чем проявляют себя потребности человека;

3) глубинными смысловыми структурами (системами смысловыми динамическими, согласно Л. С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение; они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в деятельности совместной групп и коллективов (принцип опосредования деятельностного);

4) степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения, установки, диспозиции и пр. Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции неких важных сторон ее активности. Субъективно для индивида личность выступает как его Я, как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, коя обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживает себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и пр. Образ Я представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и пр. Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять поведение и реализовать цели самовоспитания. Апелляция к самооценке и самоуважению личности - важный фактор направленного воздействия на личность при воспитании. Личность как субъект отношений межличностных обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство:

1) личность как относительно устойчивая совокупность ее интраиндивидных качеств: симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности; структура характера личности, особенности темперамента, способности;

2) личность как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители личностей их участников; так преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании взаимоотношений межличностных либо как феноменов группы, либо как феноменов личности: личностное выступает как групповое, групповое - как личностное;

3) личность как "идеальная представленность" индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе за пределами их наличного взаимодействия; как результат активно реализуемых человеком смысловых преобразований сфер интеллектуальной и аффективно-потребностной других личностей. Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную потребность быть личностью - полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает способность быть личностью, реализуемую в социально значимой деятельности. Наличие и особенности способности быть личностью могут выявляться с помощью метода субъективности отраженной. Развитие личности происходит в условиях социализации индивида и его воспитания.

При всем разнообразии теоретических подходов к изучению личности именно многомерность личности признается ее сущностью. Человек выступает здесь в своей целостности: 1) как участник историко-эволюционного процесса, носитель социальных ролей и программ социотипичного поведения, субъект выбора индивидуального жизненного пути, в ходе ко­торого им осуществляется преобразование природы, общества и самого себя; 2) как диалогичное и деятельностное существо, сущность которого порождается, преобразуется и отстаива­ется в совместном существовании с другими людьми; 3) как субъект свободного, ответственного, целенаправленного по­ведения, выступающий в восприятии других людей и в своем собственном в качестве ценности и обладающий относительно автономной, устойчивой, целостной системой многообразных, самобытных и неповторимых индивидуальных качеств.

Культура и личность взаимосвязаны друг сдругом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой - личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.

Личность - это движ. сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления.

При рассмотрении вопроса о соотношении культуры и человека следует различать понятия "человек", "индивид", "личность".

Понятие "человек" обозначает общие свойства чел. рода, а "личность" – един. представителя этого рода, индивида. Но при этом понятие "личность" не является синонимом понятия "индивид". Не всякий индивид является личностью: индивидом человек рождается, личностью становится (или не становится) в силу опр. объект. и субъект. условий.

Понятие "индивид" характеризует отл. черты каждого конкр. человека, понятие "личность" обозначает дух. облик индивида, сформ. культурой в конкр. соц. среде его жизни (во взаимодействии с его врожд. анатомо-физиол. и психол. качествами).

Поэтому при рассмотрении проблемы взаимодействия культуры и личности особый интерес представляет не только процесс выявления роли человека как творца культуры и роли культуры как творца человека, но и исследование качеств личности, кот. формирует в ней культура, - интеллекта, духовности, свободы, творч. потенциала.

Культура в этих сферах ярче всего раскрывает содержание личности. Регуляторами личн. устремлений и поступков личности являются культ. ценности. Следование цен. образцам свидетельствует об опр. культ. устойчивости общества. Человек, обращаясь к культ. ценностям, обогащает дух. мир своей личности.

Система ценностей, оказ. влияние на формирование личности, регулирует желания и стремления человека, его поступки и действия, определяет принципы его соц. выбора. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранения и обновления культ. мира.

Сама личность как ценность по сути и обеспечивает общее дух. начало культуры. Являясь продуктом личности, культура всвою очередь гуманизирует соц. жизнь, сглаживает жив. инстинкты у людей.

Культура позволяет человеку становиться интел. - духовной, нрав., творч. личностью. Культура формирует внутр. мир человека, раскрывает содержание его личности. Разрушение культуры нег. воздействует на личность человека, ведет его к деградации.

26 Социализация и инкультурация

Влияние культуры на личность происходит в процессах инкультурации и социализации, с помощью кот. человек овладевает знаниями и навыками, необх. для жизни в обществе и в той или иной конкр. культуре.

Под социализацией понимают процесс усвоения индивидом соц. ролей и норм. При этом человек формируется как личность, соц. и культ. адекв. обществу. В ходе социализации происходят вхождение индивида в соц. и культ. среду, усвоение им ценностей общества, позв. ему успешно функционировать в качестве члена общества.

В отличие от социализации понятие инкультурации подразумевает под собой обучение человека традициям и нормам поведения в конкр. культуре. Это происходит в процессе взаимообмена между человеком и его культурой, при кот, с одной стороны, культура определяет осн. черты личности, с другой - человек сам влияет на свою культуру.

Инкультурация включает в себя формирование основопол. чел. навыков (типы общения с др. людьми, формы контроля общ. поведения и эмоций, способы удовлетворения потребностей, оцен. отношение к разл. явлениям окр. мира и т. д.).

Результатом инкультурации является сходство человека с др. членами данной культуры и его отличие от представителей других культур. По своему характеру процесс инкультурации является более сложным, чем процесс социализации. Содержание процесса инкультурации составляют личн. развитие, соц. коммуникация, приобретение осн. навыков своего жизнеобеспечения.

Осн. механизмами инкультурации являются имитация (повторение людьми прив. навыков поведения, набл. в поведении других людей) и идентификация (в ходе кот. детьми усваивается поведение родителей). Помимо данных поз. механизмов инкультурации, есть и нег. механизмы - стыд и вина.

Осн. агентами социализации и ин-культурации являются семья, группа сверстников, уч. заведения, СМИ, разл. пол. и общ. организации. На разных этапах жизни эти факторы действуют по-разному. В раннем детстве вед. роль в становлении человека играет семья. В последующем действуют и др. факторы.

Процессы социализации и инкультурации долговременные, действуют на протяжении всей жизни человека. В результате социализации и инкультурации человек обретает способность к сам. освоению социокульт. реальности, накапливает собств. жизн. опыт, начинает играть разл. соц. роли.

В обыденном словоупотреблении культура личности означает степень ее образованности и воспитанности. Этим схвачено главное, сущностное понимание культурности человека. Но оно не является полным, хотя во многих случаях вполне достаточно. Образованность и воспитанность закрепляются в духовных характеристиках личности обязательно гармонично, в единстве и проявляются в ее практической активности. Но личность функционирует не только в системе образования и воспитания, она наделена также многими другими признаками, которые не охватываются понятия ми «образованность» и «воспитанность». Поэтому культура личности может быть представлена более широко и полно, а вместе с тем и более детализировано.


Культура личности должна соотноситься с культурой общества, быть с ней соизмеримой. Образованность и воспитанность не всегда позволяют это сделать. В более полном понимании культура личности представляет собой такое интегральное качество, которое выражено мерой усвоения действующей и прошлой культуры, степенью и направленностью участия личности в культурно-творческом процессе, конкретными нормами и правилами межличностного общения и индивидуального поведения.

1. Характер картины мира как ведущая характеристика сознания;

2. Качество и направленность мировоззрения;

3. Развитость чувствования бытия, своего существования;

4. Уровень интеллекта;

5.Соотношение эгоистического (индивидуально-личностного) и альтруистического (социально-общественного);

6. Наличие навыков и умений, мера усвоения социального опыта;

7. Развитая способность к саморегуляции и самоконтролю;

8. Совершенство социальных качеств, характер их внутреннего и внешнего проявления;

9. Мастерство, непринужденность поведения, общения и деятельности;

10.Высокое качество результатов деятельности, их положительная направленность для самой личности и общества;

11.Физическая культура личности;

12.Следование этикетам и др.

Представленные элементы содержания культуры личности образуют скорее теоретическую, идеализированную модель, чем практический феномен. Она может быть дополнена, уточнена, изменена по многим показателям и направлениям. Но она - и ориентир для практического формирования культуры конкретных индивидов.

Формирование культуры личности представляет собой сложный и длительный процесс. Стадии развития, расцвета, зрелости, стагнации и умирания культуры личности сопровождаются и моментами формирования. Достаточно часто человек на закате своей физической жизни как бы «просыпается», ему открываются иные ценности и смыслы. Культура в эти моменты формируется в чем-то новом, в ней возникают отсутствовавшие ранее признаки и элементы.


Культура личности складывается в результате протекания ряда процессов. Во-первых, она формируется в процессе приобретения признаков культуры духовным миром личности: сознанием, мировоззрением, духовно-нравственным его содержанием. Во-вторых, культуру личности образует ее характер как совокупность положительных, устойчивых социально-типических и индивидуально-неповторимых особенностей общения и деятельности личности. Характеры бывают сильные и слабые, активные и пассивные, эгоистические и альтруистические. Характер накладывает существенный отпечаток на культуру личности, персонифицирует ее. Отрицательно направленные социальные качества обусловливают многие антикультурные признаки и действия личности.

В-третьих, культуру личности составляет содержание и направленность общения. В процессе общения, поведения и деятельности личность социализируется, а также интегрируется, «растает» в тело культуры общества. Общение - процесс установления, поддержания и развития контактов между людьми по обмену информацией, планами действия, нахождения общих интересов и позиций. В-четвертых, важным составляющим элементом культуры личности выступает поведение. Оно может быть определено как демонстрация личностью себе и другим своих способностей и качеств, меры культурности. Поведение человека обусловлено социальной обстановкой, языком, культурной средой, но в значительной мере - субъективностью самой личности. Поведение проявляется в трех основных формах: поступках, проступках и правонарушениях. Они выступают важными показателями культуры личности.

В-пятых, культура личности складывается из содержания и направленности деятельности. Она определяется как динамичная система взаимодействия человека с окружающим миром, в процессе которого мысленные психические образы воплощаются в конкретно-предметные результаты. Деятельность может быть мыслительной (умственной, интеллектуальной), а также практической (трудовой, общественно полезной). Главное содержание практической деятельности составляет общественно полезный профессиональный труд. Полезный обществу, он становится культурно полезным и для личности.

Культуру личности можно классифицировать по различным основаниям.

Уже отмечалось, что она может быть разделена на мыслительную, духовную и практически-деятельностную культуру. Духовная культура личности включает методологическую культуру, мировоззренческую культуру, логическую (мыслительную) культуру. Практически-деятельностная культура личности - ее участие в тех или иных видах общественной деятельности: семейная деятельность, политическая, экономическая, экологическая, правовая и т. д. Она проявляется (формируется, развивается и объективируется) в культуре поведения, культуре общения и культуре деятельности.


Важными составляющими культуры личности являются ее общая и профессиональная культура. Общая культура личности - это ее кругозор, главное содержание которого у современного человека образует научная картина мира. Это мера усвоения личностью действующей культуры и культуры прошлых поколений. Это степень участия личности в воспроизводстве культуры общества.

Основные показатели общей культуры личности:

1. Образованность, развитый интеллект;

2. Тип и направленность мировоззрения;

3. Доминирование в духовном мире личности и ее социальной активности нравственных норм и принципов (воспитанность личности);

4. Знание правовых норм, правопослушание, деятельность на основе норм права и нравственности;

5.Физическая культура личности.

Профессиональная культура личности - система усвоенных специальных знаний и ценностных ориентации, интересов, сформированных навыков и умений мастерской, свободной и самостоятельной творческой трудовой деятельности по специальности. Она включает: информационный элемент (систему профессиональных знаний и соответствующих состояний сознания); операциональный элемент (профессиональные навыки и умения, мастерство); мотивационный элемент (интересы, ценностные ориентации, побуждения, установки, направленность личности, способности и т. п.); деятельностный элемент (объективация всех элементов культуры личности в процессе создания материальных и духовных благ).

Главной проблемой изучения культуры личности выступает определение соответствия духовной культуры и ее реализации в практической жизни. Не менее важной проблемой является и формирование личностной культуры. Но взрослый человек чаще проявляет свою культуру, чем формирует ее, йота, как отмечалось, эти процессы взаимосвязаны.

Загрузка...
Top