Композиция как средство выразительности изобразительного искусства. Особенности применения дошкольниками композиции

1.1 Специфика средств художественной выразительности в работах художниках иллюстраторах в иллюстрациях к детской книге

Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления. Художник приходит к ребенку тогда, когда тот ещё не умеет говорить, и понять содержание книги ему помогает художник.

Сначала ребенок с радостью узнает на картинке свои игрушки, котенка или собачку. Потом книжка рассказывает ему о том, как выглядят африканский слон, море, самолет, спутник, ракета. О том, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок не просто услышит: иллюстрации сделают эти понятия наглядными, олицетворенными.

Образ героя – один из самых важных моментов в иллюстрации для детей. В книге для маленьких художественный образ несет ребенку самые разнообразные понятия об окружающем его мире, служит первым мерилом жизненных явлений.

Создание художественного образа в иллюстрации для детей осуществляется с помощью комплекса специфических средств художественной выразительности графики - рисунка, цвета, композиции книжной страницы, макета книги в целом.

Цвет в детской книге – главный помощник художника. Он играет важную роль в процессе восприятия ребенком иллюстраций. Это связано с особой эмоциональностью детей, их повышенной отзывчивостью на цвет.

Сложность отношения детей к цвету ясно видна в их рисунках, где цвет выступает как способ различения предметов, выражения эмоции; нередко цвет выполняет и игровую функцию. Для художника, который обращается не только к цветовому восприятию, но и к «цветовому воображению» (определение С.Эйзенштейна) детей, важно, что это воображение управляется как впечатлениями зримого мира, так и эмоциональной реакцией на них, а также специфической игровой логикой ребенка. Задача художника – удовлетворить потребность законов цветовой гармонии. Приобщая детей к постижению законов цветовой гармонии, художник не только развивает их эстетические чувства, но и готовит своих зрителей к полноценному восприятию множества других явлений действительности.

Различными способами достигали сложной цветовой гармонии В.Лебедев, В.Конашевич, Ю.Васнецов и др. В.Лебедев предпочитает зрелищность, «парадный выход» цвета – открытого, яркого, насыщенного. Живое взаимодействие цветов, их борьба – все это происходит на глазах у зрителя. Рисунки к «Цирку» С.Маршака, выполненные в 1924г., - характерный пример лебедевского умения строить виртуозные цветовые композиции. В «Цирке» торжествует интенсивность цветов; художник вскрывает динамичную структуру пятна, стремящегося к противоборству с другим локальным пятном. Этот прием и создает ту динамику, которая пронизывает всю книгу. Рисунки производят впечатление нарядных красочных, между тем единственной по-настоящему «яркий» цвет – красный. Но цветовая ориентация книги так тонка и умела, что остальные цвета (серый, лимонно-жёлтый, зеленый, черный) звучат рядом с красным в полную силу.

Принцип В.Конашевича – принцип согласованности, сопоставления цветов. Художник обладает редчайшим умением «вселять» цвета друг в друга, заставляя во всех цветах звучать неуловимый, общий им всем, еле слышный оттенок, - и добивается с помощью этого приема единства цветового решения.

В иллюстрациях Ю.Васнецова удивительно точно определены пропорции реального и фантастического цвета; этот принцип равновесия имеет большое значение для верного восприятия книги. Цвет Васнецова «привязан» к предмету: волк у него серый, гуси- белые, лиса – рыжая. Кроме того, цвет его конкретен, прост, его легко назвать. Это в каком- то смысле цветовая азбука, помогающая ребенку осмыслить цвет и его значение.

Рисунок в детской книге существует на равных с цветом правах. Рисунок – это средство художественной выразительности, восприятие которого для детей – новая ступень в развитии. Именно рисунок делает книгу книгой, одновременно он является тем ограничением, которое накладывается на цвет законами книги и которое вводит цвет в систему книжного построения - макет.

Нельзя пройти мимо характерных признаков предмета: если в детской книжке нужно нарисовать, например, мяч, то он просто обязан быть круглым, так как это – основной его признак, для всех мячей общий. Такой общий признак есть у каждой группы предметов, но, отталкиваясь от него, художник наделяет предмет ещё и конкретностью существования в определенной среде.

Рисуя человека и стараясь передать характер персонажа или его душевное состояние, также следует иметь в виду и некоторые особенности детского восприятия. В книге постоянным и близким ребенку способом изображения и выражения проявлений душевной жизни, психологического состояния является жест, запечатленный момент движения.

Жест несет богатую смысловую нагрузку, но только жест наблюденный, острый и обобщенный до известного предела: в нем ценное живое зерно движения.

Особенностью рисунков для детей является их тесная связь с текстом, размещение их рядом с соответствующими строками. Особое внимание уделяется художественной доступности рисунка, что вызывается особенностями детского восприятия.

Специфической чертой детской книжной графики является выделение в иллюстрации самого основного, особая цельность и четкость композиции. Общие законы композиционного построения выражаются при этом более остро, подчиняясь особенностям детского восприятия, задачам детской книги.

В книге для маленьких детей специфично внешнее и внутренне оформление, требующее продуманности, стройности, занимательности решения, способного увлечь ребенка.

Макет книги объединяет все средства выразительности. Способы макетирования различны. Мастерски реализованная динамика книжной структуры рождает оригинальный пространственный и цветовой ритм книги. Типы макетов книжек для маленьких детей различны – от книжки – игрушки, книжки – образа, книжки – ширмы до книжки –тетрадки. Особые черты имеет и оформление детской книги. Нет необходимости сохранять в книге для детей всю структуру книги для взрослых (суперобложка, переплет, форзац, фронтиспис, титульный лист и т.д.).

Особый характер оформления – его наглядность, стройность, занимательность – отличает книжную графику для детей.


Информация о работе «Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов, как средство развития сюжетных композиций»




Как средство развития сюжетных композиций в рисунках детей среднего дошкольного возраста После завершения намеченного плана работы по развитию сюжетных композиций в рисунках детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с иллюстрациями Ю.А.Васнецова, был проведен контрольный этап эксперимента. На данном этапе исследовалась эффективность использованных занятий формирующего...

В апреле 2010 года. В эксперименте принимало участие 16 детей старшей группы. 2.2 Художественное восприятие иллюстрации детьми старшего дошкольного возраста В процессе констатирующего эксперимента нами были выдвинуты следующие критерии оценки рисунков детей и уровни развития изобразительных умений: 1. Устойчивый интерес, увлеченность, желание рассматривать иллюстрации. Эмоциональный отклик...

Можно прочитать стихотворение об этом фрукте (ягоде). Игра заканчивается, когда все фрукты (ягоды) определены. В конце можно нарисовать любой из фруктов . 2. Формы работы детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с натюрмортом. В старшей группе продолжается работа по ознакомлению детей с натюрмортом, но уже на более сложном уровне. Детям предлагаются разные виды...

Вызывает в нас истинно художественное произведение, и, наконец, обогащая и развивая его зрительное восприятие, книжная иллюстрация выполняет эстетическую функцию. 3. Методика ознакомления детей с иллюстрацией. Формирование представлений о изобразительных средствах иллюстрации. Прежде всего, педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он...

Точка. Получается от прикосновения острия карандаша, кисти или любого изобразительного материала к изобразительной плоско­сти или от пересечения линий и штрихов. Чаше всего используется при отображении светотени или при линейном построении компо­зиции рисунка. В этом случае точка выступает в качестве опоры, поэтому ее называют опорной.

Линия - наиболее распространенное изобразительно-вырази­тельное средство, легко наносимое любым материалом.

Линии различают

по назначению:

- вспомогательные - используются при компоновке и линейно- конструктивном построении формы предметов (объектов);

Пространственные - служат для передачи пространственного положения формы в зависимости от освещения и окружающей об­становки;

- плоскостные - применяются чаще всего в декоративном ис­кусстве и графике.

По характеру:

- прямые выполняются короткими соединяющими тонкими штрихами, идущими от намеченной на бумаге точки и обозначаю­щими направление линии;

- кривые изображаются посредством трех опорных точек (две конечные определяют длину линии, третья - указывает на высоту линии). Расстояние между точками оказывает влияние на характер самой линии.

По направлению: горизонтальные; вертикальные; диа­гональные.

По технике выполнения :простые (все прямые и не­которые кривые: замкнутая, дугообразная) исложные (ломаная - зигзагообразная; волнистая; комбинированная; спиралевидная).

Штрих - относительно короткие линии, позволяющие отобра­зить размеры, контуры предмета, светотеневую моделировку, харак­тер формы, передать объем и фактурность. Штрихи, как и точки, могут быть опорными.



Штриховка - прием нанесения тона с помощью штрихов, на­правление которых определяется движением поверхности изобра­жаемого предмета, ее структурой, формой, размерами и пр.

Тон - передача в рисунке светотеневых отношений (градаций) на предмете посредством штриховки, тушевки и окраски. На пред­метах с ровной, мягкой изогнутой линией переход от света к тени будет постепенным, с характерными полутонами, тоновыми нюан­сами, наличием рефлексов. Предметы, имеющие угловатую неровную поверхность, содержащую множество изгибов и изломов, отличают­ся своеобразием и в тональном изображении. Тоновой рисунок в этом случае подчиняется другим законам передачи светотени, в за­висимости от материала предмета, направления источника света.

Тушевка - прием нанесения тона с помощью слитных штрихов, выполняемых боковой поверхностью графита карандаша.

Контрольные вопросы

1. Какие виды рисунка выделены в теории искусства?

2. Какое значение имеют выразительные средства для формирования графического образа в рисунке?

3. В чем состоит значение рисунка для различных видов искусства?

Особенности овладения рисунком детьми дошкольного возраста

Специфика рисования

Рисование - один из самых популярных видов изобразительной деятельности и творчества. Первые рисунки появляются у ребенка тогда, когда ему впервые попадет в руки карандаш. Мы уже говори­ли о том, что первые каракули, штрихи носят исследовательский и вместе с тем отобразительный характер. Направления штрихов, их форма, сочетание - первые изображения ребенка, через которые он передает свое настроение, отношение к тому, что его привлекает, волнует. После того как малыш узнает краски и другие изобразитель­ные материалы, рисунок не перестает его привлекать. В свободной деятельности дети чаще рисуют карандашами и фломастерами, чем красками, поскольку они позволяют быстрее получить изображение, точнее передать детали образа.

Лист бумаги служит для дошкольника средством общения, само­выражения и даже полем для изобразительной игры. Поэтому в ри­сунке ребенок уделяет внимание внутреннему смыслу, а не его фор­ме. Из-за этого маленький художник упускает важные моменты построения образа, что приводит к хаотичному расположению его элементов, размыванию главного. Если не уделять этой проблеме внимания, то рисунок постепенно утрачивает свою изобразительно- выразительную привлекательность и напоминает некое схематичное повествование, имеющее незаконченный вид. Для того чтобы у детей не формировалось искаженное восприятие рисунка, целесообразно выделить ряд направлений в педагогическом процессе.

1. Отработка изобразительных навыков - цель изобразительной деятельности. Одним из изобразительных навыков становится сво­бодное проведение различных по характеру линий (рис. 12- 16).

2. Оптимизация творческой активности, обусловливающей раз­витие изобразительного творчества дошкольников.

Дети 2,5 - 3,5 года собрались рисовать зимний пейзаж. Предварительно они рассмотрели различные изображения зимнего леса в разных колористи­ческих гаммах, с использованием нескольких техник. Педагог предложил за­крыть фон для будущей работы. Так как данный вид деятельности хорошо знаком дошкольникам, ему оставалось только напомнить, что общий колорит фона должен соответствовать тому настроению, которое они хотели бы отраз­ить в своих работах. После того как фон был готов, педагог, используя показ как метод обучения, продемонстрировал способы рисования заснеженной ели, и каждый новый способ дети самостоятельно повторяли на отдельных листках бумаги. Затем каждый ребенок выбрал тот прием, который ему больше всего понравился. Рисуя первую ель, дошкольник стремится повторить все движе­ния, которые он совершал при тренировке. А вот последующие деревья он начинает изменять, добавляя какие-то элементы, поясняя ход своих мыслей: «...А на этой ели будет много снега, и я поставлю большие отпечатки кисточ­кой»; «А у меня елка наклонилась, потому что ей тяжело под снегом».

Рис. 12. Прямые линии:

I - горизонтальные; ритм вертикальный (падающий); вертикальные;

2 - свободный горизонтальный ритм; свободный диагональный; объемные горизонтальные; 3 - про­странственные горизонтальные; диагональный устремленный; композиционные вертикальные; 4 - падающий вертикальный ритм; сложный смешанный ритм; сме­шанный горизонтальный ритм

Рис. 13. Ломаные линии:

1 - усиливающийся вертикальный ритм; смешанный ритм; 2 - диагональный ступен чатый; ритм ломаных линий; 3 - ломанный горизонтальный ритм; ломанный верти кальный ритм; 4- спокойный вертикальный ритм; переплетение ломаных линий

Рис. 14. Волнистые линии :

1 - волнистые горизонтальные; пучок диагональных; 2 - волнистые вертикальные; волнистые усиленные к центру; 3 - волнообразное движение; волнистые усиленные к краю; 4 - волнистые диагональные; «срез камня»; 5 - концентрация линий к центру; волнистые пересекающиеся; 6 - волнистая «живая»; концентрация линий к краю; 7- расходящиеся от угла; ветвистые линии; 8- округлые линии (ослабление тона); концентрические ослабленные к центру; 9 - переплетение; концентрические,

ослабленные к краю

Рис. 15. Округлые линии:

1 - горизонтальные овалы; «цепочка»; 2- пересекающиеся овалы; горизонтальный ритм овалов; 3 - вертикальный ритм овалов; перекрывающиеся овалы

Рис. 16. Спиралевидные линии:

1 - горизонтальная спираль с усилением; приближающаяся спираль; спираль «улит­ка»; 2 - диагональная спираль; свободные диагональные спирали; свободная гори­зонтальная спираль; 3 - ниспадающая диагональная спираль; ниспадающие верти­кальные спирали; расширяющаяся вертикальная спираль; 4 - наклонная горизон­тальная спираль; пучок расходящихся спиралей; свободные пересекающиеся спирали; 5 - пересечение диагональных спиралей; свободные дугообразные спирали; рас­ширяющийся пучок спиралей

Упражнения в рисовании

Невозможно ждать от ребенка проявления творчества, если у него не хватает технического опыта. Здесь важны две стороны: наличие опыта и внесение нового элемента. Замыслы могут остаться нереа­лизованными, так как их воплощение обусловлено не только уровнем владения техникой рисования (проведение различных линий, нало­жение мазков, нанесение штрихов и т.д.), но и связью между зри­тельно воспринимаемым объектом, координацией движения руки с кисточкой (карандашом) и представляемым образом. Для того чтобы перенести задуманное на плоскость листа, ребенку необходимо осво­ить несколько операций:

Научиться зрительно рисовать любой объект и регулировать ри­совальные движения благодаря импульсам коры головного мозга;

Овладеть техникой изображения;

Изучить последовательность изображения для достижения це­лостности образа;

Усвоить цветовые отношения и формообразующие движения.

Каждая из обозначенных сторон выступает одновременно само­стоятельным механизмом и составляющим одного процесса, который направлен на развитие изобразительного творчества.

Ребенок, не имея представления о том, как выглядит верблюд, не может его изобразить, добиться узнаваемости образа. А для этого ему необходимо хотя бы один раз увидеть это животное

Даже знакомый предмет (объект) сложно изобразить, если не хватает ручной умелости. Конечно, можно возразить, указав на удач­ные и интересные по цвету, форме, композиции каракули, которые получаются у ребенка, не имеющего большого опыта в области изо­бразительной грамоты. В этих удивительных каракулях видим зани­мательные образы мы, взрослые. Именно с позиции взрослого в них отмечается неординарное цветовое решение, оригинальное компо­зиционное построение. Считать это в полной мере творчеством детей было бы необъективно. Сами малыши не видят ни оригинальности, ни индивидуальности в своих работах, так как у них пока еще нет опыта сравнения и сопоставления. Они ориентируются на мнения взрослых, что способствует постепенному формированию их соб­ственной эстетической оценки.

Поэтому очень важно помочь дошкольнику обогатить изобрази­тельный опыт, используя упражнения и творческие задания, которые служат связующим звеном между замыслом и творческим продуктом. Условно можно выделить несколько обучающих упражнений.

Рисование в воздухе с повторением движений педагога.

При выполнении лессировкой неба педагог показывает рукой движение кисточки: сначала в одном направлении, затем ворс разворачивается и начинает движение в другом направлении. Педагог показывает именно рукой, а не кисточкой, поскольку кистью руки можно более наглядно от­разить характер движения ворса. Дети повторяют за педагогом движения рукой. Иногда рисование в воздухе необходимо выполнять кисточкой, чтобы дети зрительно и тактильно запоминали особенности рисовального движения.

Совместная прорисовка деталей на отдельном листке бумаги с подробным пояснением каждого рисовального движения .

Упражнение позволяет скорректировать мелкие рисовальные дви­жения и помогает ребенку прочувствовать силу нажима кисти или карандаша для получения определенного изображения, увидеть по­следовательность изобразительных движений. Важно не только раз­вивать зрительную и тактильную память в отношении формообра­зующих движений, но и учить детей на слух воспринимать инструк­ции. В связи с этим всем движениям необходимо давать словесную характеристику.

Рисуя дерево, педагог поясняет: «Посмотри, мы положили кисточку плашмя и ведем плавно вверх. Кисточка свободно движется, слегка изгиба­ясь, рисует еле заметную волнистую линию, и постепенно ворс кисти от­рывается от листка. Только кончик соприкасается с поверхностью. Мы продолжаем рисовать концом кисти. Получился ствол. На самом верху ствол переходит в большую ветку. Теперь мы меняем широкую кисть на среднюю и рисуем ветки более тонкой кистью. Кладем кисточку к стволу и плавными волнистыми движениями поднимаемся вверх. Опять к стволу, кисточку кладем плашмя, постепенно она поднимается, и мы рисуем концом. Вот одна ветка длиннее, а другая короче. Они все разные. Мы их рисуем смело, не боимся, что они будут заходить на ствол, друг на друга. Теперь берем тонкую кисточку и рисуем еще более мелкие веточки, они переплетаются, как будто держатся за руки. Веточки не плоские, а объемные, нарисуем тень на них. Смешаем краски, чтобы у нас получился темный оттенок, и теперь тонкой кисточкой покажем тень, она должна быть только с одной стороны, а с другой ветка остается светлой...» Подробное объяснение необходимо для того, чтобы дети могли одновременно видеть изображение, анализировать характер рисовальных движений для получения образа.

Отработка отдельных технических приемов по инструкции педагога . Упражнение может проводиться как вне занятия, так и в ходе него. Цель его - обеспечить своевременную коррекцию от­дельных приемов, деталей, необходимых ребенку для реализации замысла.

Процесс освоения основ изобразительной грамоты сложен, дли­телен, требует постоянного закрепления усвоенного материала. До­школьники в ходе рисования очень часто, увлекаясь самим процес­сом, забывают многие правила и начинают расстраиваться, если у них что-то не получается из задуманного. Важно ненавязчиво оказать помощь, направляя ребенка на припоминание правил. Если же до­школьник испытывает неуверенность при выполнении какого-либо приема, то целесообразно его подбодрить, вселить в него уверен­ность.

Когда ребенок оказывается не в состоянии вспомнить прошлый опыт, можно предложить потренироваться на отдельном листке, по­скольку попытки выполнить заново какую-то деталь могут также закончиться неудачей. Маленький лист бумаги меньше сковывает действия дошкольника и выступает в качестве тренировочной осно­вы, на которой он смело экспериментирует, пробует разные вариан­ты или отрабатывает какой-то один прием. На отдельном листке можно при необходимости отрабатывать приемы совместно с педа­гогом.

Очень часто педагог из-за нехватки времени на занятии не до­жидается, пока дошкольник самостоятельно добьется результата, а сам выполняет необходимый элемент на детской работе. Творческо­го развития в этом случае не происходит. Ребенок привыкает, что педагог дорисует, педагог поможет и т. д., перестает проявлять усилия в достижении поставленной цели. У него постепенно пропадает ин­терес к рисованию.

Подражание педагогу, копирование отдельных элементов изображения. В копировании нет ничего опасного для творчества. Все зависит от характера его использования в системе обучения. Если оно выступает в качестве основного метода, то оказывает негативное влияние на творчество. Когда копирование или подражание исполь­зуется с целью закрепления рисовальных движений, то оно способ­ствует расширению опыта ребенка, формированию технической базы 1 (рис. 17).

Таким образом, использование упражнений, направленных на приобретение ребенком «рисовального» опыта, приводит в конечном счете к развитию детского изобразительного творчества. Творчество и деятельность - это не исключающие друг друга понятия, а две стороны одного явления. Изобразительная деятельность помогает ребенку творить, проявлять индивидуальность, дает определенную свободу. А творчество, которое проявляется на основе изобразитель­ной деятельности, способствует гармоничному развитию личности дошкольника.

1. См.: Ломоносова М. Т. Графика и живопись: учеб. пособие. - М., 2003. - С. 150-151.

Рис. 17. Упражнения в штриховке

Контрольные вопросы

1. Какие виды рисунка, по вашему мнению, доступны детям дошкольно­го возраста?

2. В чем состоит суть упражнений? С какого возраста целесообразно применять упражнения для формирования изобразительных навы­ков?


ПЛАН

Введение
Глава I. Книжная графика, как вид искусства, её выразительные средства
1.1 Специфика средств художественной выразительности в работах художниках иллюстраторах в иллюстрациях к детской книге
1.2 Влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги
1.3 Правила, приемы и средства композиции
Глава II. Методика ознакомления детей с творчеством художников - иллюстраторов
Глава III. Констатирующий эксперимент (уровень восприятия детьми книжной иллюстрации).
3.1 Задачи и методика проведения эксперимента
3.2 Художественное восприятие иллюстрации детьми старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Введение

С детской книгой малыш встречается уже в первые годы своей жизни. Книга - одно из первых произведений искусства, с которыми он знакомится.
Книга представляет собой сложный комплекс искусства слова, техники печати и изображения (иллюстрации). Отечественная иллюстрация к детской книге имеет богатые традиции. Несколько поколений художников посвятили этому благородному делу всю жизнь и создали книги, ставшие своеобразными эталонами. Е.Д.Поленова, И.Я.Билибин, А.Н.Бенуа, Г.Н.Нарбут, В.А.Милашевский, В.В.Лебедев, В.М.Конашевич, Е.Н.Чарушин, Е.М. Рачев и др. иллюстировали книги, на которых воспитывалось не одно поколение.
Художник приходит к ребенку, когда тот ещё не умеет говорить, и наряду с родителями, с автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус, любовь к Родине. Е.А.Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.
В дошкольных учреждениях детей знакомят с художественной литературой, но пока мало внимания обращается на художественную иллюстрацию. Она используется в основном как дидактический материал, в то время как иллюстрация несет в себе высокие художественные образы, дающие ребенку ценностные ориентиры в понятиях добра и зла, правды и лжи и т.д.
Образы, созданные хорошим художником - иллюстратором, - это прекрасные образцы самобытного творчества. Вглядываясь в них, ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор воображению и собственному творчеству.
Основная задача воспитания дошкольников -гармоничное развитие личности ребенка, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Исследования Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, В.В.Краевского, С Л. Рубинштейна и др. показывают, что решить эту задачу можно при условии правильного выбора средств, которые позволят ребенку в ходе освоения культурно-исторического опыта стать субъектом собственной деятельности.
Изобразительное искусство - составная часть этого опыта, играющая важную роль в становлении личности. К изобразительному искусству относятся живопись, графика, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Самым распространенным видом изобразительного искусства в детском саду является иллюстрация, которая принадлежит графике. Иллюстрации, по определению Курочкиной Н.А. - это рисунки, образно раскрывающие текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративный строй. С помощью графических средств они выявляют и передают социальную и художественную суть иллюстрируемого произведения (Н.М.Сокольникова). Книжная графика помогает детям глубже и полнее понять текст, дает знания об окружающем мире (это доказано в исследованиях В.А.Езикеевой, Р.И.Жуковской, В.Я.Кионовой, Т.А.Кондратович, И.О.Котовой, Т.А.Репиной, Е.А. Флериной, А.Ф.Яковличевой и др.). Вместе с тем, иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства, из всех его видов является первым подлинным произведением, входящим в жизнь ребенка. Это начальная ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности (живописи, скульптуры и др.) Период дошкольного детства - один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусством, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщиться к опыту художественной деятельности, который накоплен человечеством. В понятие художественной деятельности входит создание художественных ценностей, их восприятие и приобретение необходимых знаний по искусству (М.С.Каган, Ю.Н.Петрова).
Понимание детьми изобразительного искусства, их личностное развитие, в полной мере будет зависеть от общего культурного уровня и мастерства педагога. Исследования О.А.Абдуллиной, С.И.Архангельского, Ю.К.Бабанского, В.Г.Боброва, Ф.Н.Гоноболина, Н.Н.Кузьмина, И.В.Кузьминой, В.А.Сластенина, Л.Ф.Спирина, А.И.Щербакова и других доказывают, что от уровня сформированности у педагога знаний, умений и навыков зависят знания, умения и навыки учащихся, а также результативность детской деятельности и развитие детского творчества (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Т.С. Комарова и др.)
Перед нами стоит проблема: какие формы и методы ознакомления дошкольников с творчеством художников-иллюстраторов будут способствовать:
- развитию сюжетных композиций у детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью;
- эстетическому воспитанию дошкольника.
Недостаточная разработанность и несомненная значимость этой проблемы послужили основанием для определения темы исследования.
Цель исследования: разработать формы и методы ознакомления детей с творчеством художников-иллюстраторов.
Объект исследования: процесс ознакомления детей с дошкольного возраста с произведениями художников-иллюстраторов.
Предмет исследования: формы работы по ознакомлению детей с творчеством художников-иллюстраторов, как средство развития сюжетных композиций.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой творческий процесс ознакомления дошкольников с искусством иллюстрации возможен при соблюдении следующих педагогических условий:
Ш Поэтапное формирование у детей знаний о творчестве художников - иллюстраторов;
Ш Знание методики работы с иллюстрацией, то есть первоначальное формирование искусствоведческих знаний, а на их основе специальных умений;
Ш Организация целостного художественного восприятия детьми произведений книжной графики.
Задачи исследования:
1. Определить и проанализировать содержание знаний и умений дошкольников при ознакомлении с произведениями художников-иллюстраторов.
Изучить особенности знаний и умений дошкольников в ходе ознакомления с иллюстрацией детской книги.
Разработать наиболее эффективный метод развития сюжетных композиций детей посредством ознакомления с творчеством художников- иллюстраторов.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент констатирующий.
База исследования: воспитанники старшей группы дошкольного образовательного учреждения детского сада № 57 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников
Гипотеза - мы предположим, что эффективность работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов будет способствовать развитию сюжетных композиций у детей на занятиях изобразительной деятельности в детском саду.
Глава I . Книжная графика, как вид искусства, её выразительные средства
Книжная графика относится к изобразительным видам искусства. Как и все эти виды искусства (живопись, графика, скульптура), она отражает действительность через образное, наглядное воспроизведение её зримых форм, передает облик предметов и явлений объективного мира, все многообразие воспринимаемых зрением событий и жизненных процессов. Изобразительное искусство передает тот или иной момент развития и движения, как бы «Останавливая мгновение», и помогает человеку увидеть связи и отношения объектов реального мира, раскрывает красоту действительности, порой скрытую от человека частностями, случайными деталями.
Изобразительное искусство не только изображает окружающий мир, но и выражает чувства и мысли художника, его отношение к отображаемому. Это единство изображения и выражения, особенного и общего, объективного и субъективного, рационального и эмоционального определяет собой сущность художественного образа. Выразительные средства художественного произведения - рисунок, композиция, колорит - «работают» на воплощение идейно-эстетического замысла художника, на создание целостной картины жизни, позволяющей выделить главное, основное, типичное, существенное в изображаемой действительности.
Графика (от греч. Grafo- пишу) более других видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, условному знаку, так как важным её графическим средством является сама плоскость белого листа бумаги с нанесенными на неё линиями, точками, штрихами и пятнами. Графика делится на два вида:
Ш Рисовальная - художник создает изображение непосредственно на листе бумаги;
Ш Печатная гравюра.
Графика близка к живописи, но если цвет там является основным средством художественного выражения и выступает в неразрывной связи с линией, которая не всегда отчетлива, может бытиь приглушена, стушевана светотенью, порой еле угадывается, то в графике линия является основным выразительным средством.
Графика больше, чем живописи, схематизирует, рационализирует и конструирует предмет. Она в большей мере условна, чем остальные виды изобразительного искусства. Это чувствуется хотя бы потому, что рисунок может быть выполнен почти на любой плоскости, любом фоне. Его можно представить себе даже в отрыве от фона, в мыслимой плоскости или пространстве. В графике яснее, чем в живописи, подчеркнута её «сделанность».
Живопись создает убедительную иллюзию непосредственно увиденного. Обычно эта иллюзия возникает при отходе от полотна: живопись требует, чтобы на неё смотрели издали, откуда мазки неразличимы, сливаясь в естественную гармонию, подобную гармонию натуры. Графический же лист мы смотрим вблизи и видим условные штрихи, зигзаги, линии, то есть всю «технику» рисунка. Она рассчитана на то, чтобы быть очевидной.
Если в живописи пространство передается с помощью всех возможных средств, включая светотень и воздушную перспективу, то в графике пространство передается обычной линейной перспективой и построением планов, а также самим цветом белого листа.
Книжная графика - иллюстрация (от лат. Illustrare- прояснять) - это рисунки, образно поясняющие литературный текст, одновременно украшающие книгу, обогащающие её декоративный строй. Особенность иллюстрации как жанра изобразительного искусства состоит в том, что её образный строй опирается на данную литературную канву и подчинен определенной задаче - освещению и объяснению текста. Как средство наглядности иллюстрация находится в тесной зависимости от идейно-образной структуры литературного произведения.
Книжная иллюстрация выступает в синтез со всеми элементами книги, и главное - самим текстом литературного произведения, его сюжетом и стилем. Подлинно художественная иллюстрация всегда тесно сливается с текстом книги, составляя с ним неразрывное единство.
Книга - это синтез искусств: искусства слова, графики и полиграфии.
1.1 Специфика средств художественной выразительности в работах художниках иллюстраторах в иллюстрациях к детской книге

Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления. Художник приходит к ребенку тогда, когда тот ещё не умеет говорить, и понять содержание книги ему помогает художник.
Сначала ребенок с радостью узнает на картинке свои игрушки, котенка или собачку. Потом книжка рассказывает ему о том, как выглядят африканский слон, море, самолет, спутник, ракета. О том, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок не просто услышит: иллюстрации сделают эти понятия наглядными, олицетворенными.
Образ героя - один из самых важных моментов в иллюстрации для детей. В книге для маленьких художественный образ несет ребенку самые разнообразные понятия об окружающем его мире, служит первым мерилом жизненных явлений.
Создание художественного образа в иллюстрации для детей осуществляется с помощью комплекса специфических средств художественной выразительности графики - рисунка, цвета, композиции книжной страницы, макета книги в целом.
Цвет в детской книге - главный помощник художника. Он играет важную роль в процессе восприятия ребенком иллюстраций. Это связано с особой эмоциональностью детей, их повышенной отзывчивостью на цвет.
Сложность отношения детей к цвету ясно видна в их рисунках, где цвет выступает как способ различения предметов, выражения эмоции; нередко цвет выполняет и игровую функцию. Для художника, который обращается не только к цветовому восприятию, но и к «цветовому воображению» (определение С.Эйзенштейна) детей, важно, что это воображение управляется как впечатлениями зримого мира, так и эмоциональной реакцией на них, а также специфической игровой логикой ребенка. Задача художника - удовлетворить потребность законов цветовой гармонии. Приобщая детей к постижению законов цветовой гармонии, художник не только развивает их эстетические чувства, но и готовит своих зрителей к полноценному восприятию множества других явлений действительности.
Различными способами достигали сложной цветовой гармонии В.Лебедев, В.Конашевич, Ю.Васнецов и др. В.Лебедев предпочитает зрелищность, «парадный выход» цвета - открытого, яркого, насыщенного. Живое взаимодействие цветов, их борьба - все это происходит на глазах у зрителя. Рисунки к «Цирку» С.Маршака, выполненные в 1924г., - характерный пример лебедевского умения строить виртуозные цветовые композиции. В «Цирке» торжествует интенсивность цветов; художник вскрывает динамичную структуру пятна, стремящегося к противоборству с другим локальным пятном. Этот прием и создает ту динамику, которая пронизывает всю книгу. Рисунки производят впечатление нарядных красочных, между тем единственной по-настоящему «яркий» цвет - красный. Но цветовая ориентация книги так тонка и умела, что остальные цвета (серый, лимонно-жёлтый, зеленый, черный) звучат рядом с красным в полную силу.
Принцип В.Конашевича - принцип согласованности, сопоставления цветов. Художник обладает редчайшим умением «вселять» цвета друг в друга, заставляя во всех цветах звучать неуловимый, общий им всем, еле слышный оттенок, - и добивается с помощью этого приема единства цветового решения.
В иллюстрациях Ю.Васнецова удивительно точно определены пропорции реального и фантастического цвета; этот принцип равновесия имеет большое значение для верного восприятия книги. Цвет Васнецова «привязан» к предмету: волк у него серый, гуси- белые, лиса - рыжая. Кроме того, цвет его конкретен, прост, его легко назвать. Это в каком- то смысле цветовая азбука, помогающая ребенку осмыслить цвет и его значение.
Рисунок в детской книге существует на равных с цветом правах. Рисунок - это средство художественной выразительности, восприятие которого для детей - новая ступень в развитии. Именно рисунок делает книгу книгой, одновременно он является тем ограничением, которое накладывается на цвет законами книги и которое вводит цвет в систему книжного построения - макет.
Нельзя пройти мимо характерных признаков предмета: если в детской книжке нужно нарисовать, например, мяч, то он просто обязан быть круглым, так как это - основной его признак, для всех мячей общий. Такой общий признак есть у каждой группы предметов, но, отталкиваясь от него, художник наделяет предмет ещё и конкретностью существования в определенной среде.
Рисуя человека и стараясь передать характер персонажа или его душевное состояние, также следует иметь в виду и некоторые особенности детского восприятия. В книге постоянным и близким ребенку способом изображения и выражения проявлений душевной жизни, психологического состояния является жест, запечатленный момент движения.
Жест несет богатую смысловую нагрузку, но только жест наблюденный, острый и обобщенный до известного предела: в нем ценное живое зерно движения.
Особенностью рисунков для детей является их тесная связь с текстом, размещение их рядом с соответствующими строками. Особое внимание уделяется художественной доступности рисунка, что вызывается особенностями детского восприятия.
Специфической чертой детской книжной графики является выделение в иллюстрации самого основного, особая цельность и четкость композиции. Общие законы композиционного построения выражаются при этом более остро, подчиняясь особенностям детского восприятия, задачам детской книги.
В книге для маленьких детей специфично внешнее и внутренне оформление, требующее продуманности, стройности, занимательности решения, способного увлечь ребенка.
Макет книги объединяет все средства выразительности. Способы макетирования различны. Мастерски реализованная динамика книжной структуры рождает оригинальный пространственный и цветовой ритм книги. Типы макетов книжек для маленьких детей различны - от книжки - игрушки, книжки - образа, книжки - ширмы до книжки -тетрадки. Особые черты имеет и оформление детской книги. Нет необходимости сохранять в книге для детей всю структуру книги для взрослых (суперобложка, переплет, форзац, фронтиспис, титульный лист и т.д.).
Особый характер оформления - его наглядность, стройность, занимательность - отличает книжную графику для детей.
1.2 Влияние иллюстрации на понимание деть ми художественного текста книги

Для того чтобы правильно осуществлять педагогическую работу по ознакомлению детей с книжной графикой как произведением искусства, педагогу следует иметь некоторое представление о том, как иллюстрация влияет на понимание детьми художественного текста книги и об особенностях восприятия детьми разных возрастных групп книжной графики.
Литературное произведение и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве (Р.И.Жуковская, В.А.Езикеева, Р.И.Чуднова и др.) Лишь на основе взаимодействия зрительного и речевого восприятия возможно понимание содержания всей книги.
Исследования, проведенные В.А.Езикеевой и Т.А.Репиной, подтверждают, что художественная иллюстрация оказывает большое влияние на понимание текста детьми на протяжении всего дошкольного возраста. Это влияние наиболее значительно проявляется в младшем дошкольном возрасте. В дальнейшем оно уменьшается и возрастает роль самого текста, что свидетельствует о существенных изменениях в соотношении сигнальных систем ребенка.
Роль иллюстрации в понимании текста на ранних ступенях развития ребенка является не только более весомой, но и качественно отличной от того, что наблюдается у детей более старшего возраста. Для маленького ребенка рисунок выполняет не вспомогательную, чисто иллюстративную функцию, а играет роль основного материала, при отсутствии которого ребенок часто не может понять художественное произведение. Слова текста служат маленькому ребенку указанием на действия и обстоятельства, которые он должен шаг за шагом зрительно проследить, рассматривая соответствующую картинку. На этом этапе развития рисунок представляет для ребенка саму действительность, которую нельзя заменить словесным описанием.
В дальнейшем слова текста начинают вызывать у ребенка необходимые ассоциации и без помощи наглядной основы. Старшие дети начинают понимать фабулу сказки или несложного рассказа уже без помощи иллюстраций. Однако понимание более сложного содержания - внутреннего смысла произведения, общественного значения поступков героев, нравственного смысла их поведения - представляет большие трудности для ребенка. В преодолении этих трудностей существенную роль снова начинает играть иллюстрация: для понимания наиболее трудных моментов текста ребенок должен получить возможность обратиться к наглядному изображению и проследить на нем те действия, взаимоотношения персонажей, в которых ярче обнаружится их внутренний смысл.
1.3 Правила, приемы и средства композиции

У композиции есть свои законы, складывающиеся в процессе художественной практики и развития теории. Этот вопрос очень сложный и обширный, поэтому здесь пойдет речь о правилах, приемах и средствах, которые помогают построить сюжетную композицию, воплотить идею в форму художественного произведения, то есть о закономерностях построения композиции.
Мы рассмотрим в основном те из них, которые касаются процесса создания реалистического произведения. Реалистическое искусство не просто отражает действительность, а олицетворяет восторг художника перед удивительной красотой обычных вещей -- эстетическое открытие мира. Конечно, никакими правилами нельзя заменить отсутствие художественных способностей и творческой одаренности. Талантливые художники могут интуитивно находить правильные композиционные решения, но для развития композиционного дарования необходимо изучать теорию и много трудиться над ее практической реализацией.
Композиция строится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией. Все направлено на достижение выразительности и цельности художественного произведения.
Итак, поиск оригинального композиционного решения, использование средств художественной выразительности, наиболее подходящих для воплощения замысла художника, составляют основы выразительности композиции.
Рассмотрим основные закономерности построения художественного произведения, которые можно назвать правилами, приемами и средствами композиции.
Основной замысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого, веселого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного и т. п.
Контраст как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное произведение. Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» говорил о необходимости использовать контрасты величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким), фактур, материалов, объема, плоскости и др. Тональный и цветовой контрасты используются в процессе создания произведений графики и живописи любого жанра. Светлый объект лучше заметен, выразительнее на темном фоне и, наоборот, темный -- на светлом.
Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное, отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие от главного контрасты. Композиционной цельности можно добиться, если объединить светом, тоном или колоритом все части произведения.
Важная роль в композиции отводится фону или среде, в которой происходит действие. Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия содержания картины. Единства впечатления, цельности композиции можно достигнуть, если найти необходимые средства для воплощения замысла, в том числе и наиболее типичный интерьер или пейзаж.
Итак, цельность композиции зависит от способности художника подчинить второстепенное главному, от связей всех элементов между собой. То есть недопустимо, чтобы сразу бросалось в глаза что-то второстепенное в композиции, в то время как самое важное оставалось незамеченным. Каждая деталь должна восприниматься как необходимая, добавляющая что-то новое к развитию замысла автора. Знание закономерностей композиции поможет вам сделать свои рисунки более выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха. Порой сознательное нарушение композиционных правил становится творческой удачей, если помогает художнику точнее воплотить свой замысел, то есть бывают исключения из правил. Например, можно считать обязательным то, что в портрете, если голова или фигура повернуты вправо, перед ними необходимо оставить свободное место, чтобы портретируемому, условно говоря, было куда смотреть. И, наоборот, если голова повернута влево, то ее сдвигают вправо от центра.
Можно выделить следующие композиционные правила: передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).
К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.
Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции -- это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.
Глава II и т.д.................

В ряде работ психологов и педагогов анализируются особенности восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в детской книге. Маленькие дети предпочитают яркую окраску предметов, некоторые предметы художественной выразительности вызывают у них непонимание изображенного (неоконченность, набросочность, передача объема темным пятном, сложные ракурсы, резкая деформация предмета, сложные перспективы). Схематичные картинки не удовлетворяют ни младших, ни старших детей: дети хотят видеть в картинке все существенные признаки предмета.

Одним из показателей художественного восприятия является умение понять выразительность образа, характеристику, данную ему художником. Если с детьми не ведется специальная работа, то у них наблюдается слабый, односторонний интерес к иллюстрациям в книгах: иллюстрации являются для них только средством припоминания книги, и лишь немногие дети при специальном вопросе взрослого обращают внимания на выразительные средства книжной графики.

Были поставлены следующие задачи экспериментального исследования:

1. Изучить особенности композиционного построения в рисунках детей среднего дошкольного возраста;

2. Разработать серию занятий на развитие сюжетных композиций в рисунках детей с использованием иллюстраций Ю.А.Васнецова, которые могут быть использованы в практической работе.

3. Выявить эффективность проведенных занятий на развитие сюжетных композиций в рисунках детей 4-5 лет.

Эксперимент состоял из трех этапов:

1. Констатирующего;

2. Формирующего;

3. Контрольного.

Определение уровня развития сюжетных композиций в рисунках детей среднего дошкольного возраста

Дети 4-х лет, которые приходят в среднюю группу из младшей, знакомы с различными видами изобразительной деятельности, поэтому, как правило, у них развит интерес к рисованию.

Целью констатирующего этапа эксперимента стало выявление начальных знаний, умений и навыков при композиционном построении рисунка.

Ученые В.А.Езикеева, Р.Н.Чуднова, В.Я.Кионова и другие отмечают, что если с детьми не ведется специальная работа, то у них наблюдается слабый, односторонний интерес к иллюстрациям в книгах, дети не обращают внимание на средства художественной выразительности. Этот фактор негативно сказывается при создании детьми сюжетных композиций в своих рисунках.

Констатирующий этап эксперимента имел следующие задачи:

1. Выявить у детей уровень восприятия художественной иллюстрации.

2. Определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью.

Исследование проводилось на базе ДОУ № 57 г.Сызрани. За экспериментальную и контрольную группы были выбраны 16 детей средней группы (Приложение 1). Эксперимент проходил в период с декабря 2007 года по март 2008 года.

Констатирующий эксперимент состоял из двух этапов.

Первый этап эксперимента включал в себя диагностику выявления уровня художественного восприятия иллюстраций детьми среднего дошкольного возраста.

Основные показатели художественного восприятия книжной иллюстрации детьми среднего дошкольного возраста- следующие.

o Устойчивый интерес, увлеченность, желание внимательно рассматривать иллюстрации. Эмоциональный отклик на художественный образ, сопереживание герою, ассоциация его чувств с собственными.

o Правильное соотнесение иллюстрации с текстом и жанром данного литературного произведения. Понимание единства содержания и средств художественной выразительности книжной графики: рисунка, передающего характер образа (с помощью линий, штрихов, передается образ предмета, животного, человека, позы, движения, жеста, мимики); колорита - цветовой согласованности как средства передачи настроения героев, сезона или времени суток, подчеркивание главного; выделение главного в композиции. Понимание особенностей использованных художником средств выразительности в зависимости от жанра и стиля литературного произведения. Видение индивидуальной творческой манеры изображения.

o Представления о книжной графике, её особенностях (связь с текстом), знание средств художественной выразительности, имен 2-3 художников - иллюстраторов и произведений, которые они иллюстрировали.

Диагностика проводилась в доверительной, естественной для детей обстановке. Дети были разделены на подгруппы.

Методика проведения диагностики.

Экспериментатор читал детям сказку «Колобок» с показом иллюстраций Ю.Васнецова и Е.Рачева (Приложение 2).

По окончании чтения, детям предлагалось внимательно рассмотреть иллюстрации, сравнить их.

Педагог задает вопросы:

Кто нарисовал эти иллюстрации?

Если бы не было этих картинок, сказка была бы такой же интересной?

Что изображено на этих иллюстрациях? Кто изображен главным?

Какие характеры у персонажей иллюстраций?

Как изображены персонажи у художников? Одинаково или нет?

Какое время года на иллюстрациях? Как вы определили?

Критерии восприятия детьми книжной иллюстрации:

Понимает - 3 балла;

Понимает не полностью- 2 балла;

Не понимает- 1 балл.

Осознание значения различных выразительных средств иллюстрации (позы, жеста, мимики, цвета):

Осознает все - 3 балла;

Осознает некоторые-2 балла;

Не осознает - 1 балл.

Эмоциональное отношение к выраженному в иллюстрации содержанию:

Ярко выраженное эмоциональное отношение -3 балла;

Выражено незначительно- 2 балла;

Не выражено вообще - 1 балл.

Понимание выразительных средств в иллюстрации, дающих понять переживания персонажей:

Понимает все средства - 3 балла;

Понимает в основном - 2 балла;

Не понимает - 1 балл.

Соответственно этим критериям были установлены три уровня восприятия детьми книжной иллюстрации.

III - Высокий уровень (9-12 баллов) - ребенок испытывает устойчивый интерес, увлеченно с желанием рассматривает иллюстрации. Эмоционально откликается на художественный образ, сопереживает героям. Правильно соотносит иллюстрации с текстом данного литературного произведения. Понимает единство содержания и средств художественной выразительности. Имеет представление о книжной графике, её особенностях. Осознает все знакомые им средства выразительности(поза, жест, мимика, цвет). Понимает эмоциональное состояние героев, характер персонажей. Перечисляет все объекты и выделяет главный. Есть представление об иллюстрации и её значении в книге.

II- Средний уровень (5-8) - у ребенка есть эмоциональное отношение к иллюстрации, он радуется знакомым иллюстрациям, понимает содержание иллюстраций, соотносит её с текстом. Осознает некоторые средства выразительности. Не совсем понимает эмоциональное состояние героев. Понимает характер персонажей если они ярко переданы художником, или ясны и знакомы ситуации, или изображены предметы, которые уточняют характер персонажей. Представление об иллюстрации не полное. Перечисляет объекты, расположенные на иллюстрации, но не выделяет главного. Ребенок не может высказать эстетическую оценку изображенного.

I- Низкий уровень(менее 5 баллов) - у ребенка нет интереса к иллюстрации, или он неустойчивый, поверхностный. Нет эмоционального отклика. При восприятии предметов идет от перечисления деталей, не выделяет существенного. Не соотносит средства выразительности со смыслом изображенного, с содержанием. Из средств выразительности видит одно-два, цветовую характеристику замечает редко, на композицию не обращает внимание. Нет представления об иллюстрации, её назначении.

На основании этих уровней мы составили таблицу (Приложение 3), в которой отразили результаты 1-го этапа констатирующего эксперимента.

Таким образом, мы видим, что по результатам I- го этапа констатирующего эксперимента детей с высоким уровнем восприятия книжной иллюстрации нет, на среднем уровне находятся 14 человек и 2 ребенка имеют низкий уровень. Более наглядно это можно увидеть на рис 1.

Рис 1.

Проанализировав ответы детей можно сделать вывод, что все дети в той или иной степени поняли содержание иллюстраций, соответственно тексту произведения. Но не все дети смогли подобрать подходящую иллюстрацию к тому или иному сюжету сказки. Например, Алина М., на предложение воспитателя выбрать те иллюстрации, где художники нарисовали итог сказки, выбрала иллюстрацию Е.Рачева, «Волк съел колобка», пояснила девочка, на слова воспитателя: «Но ведь в сказке, лиса съела колобка», девочка сказала «Художник нарисовал лису хорошей, а волка злым, поэтому он и съел колобка». Саша Р. на вопрос «Как изображены персонажи у художников? » смог ответить лишь подчеркивая характерные признаки того или иного персонажа (волк серый, медведь большой, заяц белый), при этом ребенок не смог выделить выразительных средств, которые использовали художники при передаче данных образов. Ребенок не отметил, что на иллюстрациях Ю.Васнецова животные нарисованы более реалистично, чем на иллюстрациях Е.Рачева. Этот художник придал своим персонажам более очеловеченный вид. Так же, как и Саша Р., этого не заметили и ещё 10 детей (62,5%). 6 детей (37,5%) смогли найти отличие в изображении животных у Е.Рачева и Ю.Васнецова, но не обратили внимание на цвет персонажей. Время года на иллюстрациях определили все дети. Характеры персонажей по выразительным средствам иллюстраций определили лишь 6 детей (37,5%), а остальные 10 детей (62,5%) характеризовали героев сказки по сложившемся ранее стереотипам (лиса хитрая, волк злой, медведь косолапый, заяц трусливый).

Большинство детей имеют представление о книжных иллюстрациях, о предназначении иллюстраций в книге. Но не все дети смогли ответить на вопрос «Кто нарисовал эти иллюстрации?». Так, например, при ответе на этот вопрос Ильдар М. ответил, что «картинки нарисовали какие-нибудь взрослые», а Лена Ф., пояснила, что эти картинки нарисовала их воспитатель.

13 человек детей (81,2%) не совсем правильно могли рассказать о персонажах, нарисованных на иллюстрациях. Дети перечисляли такие объекты, как деревья, цветы, пенек, солнце, небо, не замечая главного в этих картинах.

Дети не обратили внимание на сказочность, необычность персонажей сказки. Из всех использованных средств выразительности дети отмечали лишь действия персонажа (бежит, сидит, стоит, катится). Жест, поза, мимика чаще всего оставались незамеченными. Дети называли их в том случае, если они были ярко поданы. 7 детей (43,7%) свое эмоциональное отношение к выраженному в иллюстрации содержанию выразили незначительно. Так Лена Ф. ярко проявила свое эмоциональное отношение к иллюстрации, где колобок сидел на носу у лисы. Особенно девочке понравился наряд лисы, «она, как барыня». 9 детей (56,2%)при рассматривании иллюстраций не проявляли никакого эмоционального отклика по отношению к той или иной иллюстрации.

II-ой этап эксперимента включил в себя следующее задание.

Данное задние проводится с подгруппой детей.

Материал. Краска, гуашь, лист бумаги с нарисованным на нем силуэтом с изображением лебедя, на каждого ребенка.

Экспериментатор читает потешку «Лебедушка».

Педагог показывает детям иллюстрацию Ю.А.Васнецова к этой потешке (Приложение 4).

Обращается к детям:

Какого лебедя нарисовал художник?(важного, белого, красивого).

А как лебедушка головушку несет? (выше берега, гордо).

Педагог предлагает детям рассмотреть, как нарисована лебедушка. Какие у неё крылышки. Как лебедушка водичку на цветы стряхивает.

Как вы думаете какое время года изображено на картине?

Почему вы думаете, что на картине изображен теплый день?

Детям объясняется, что художник нарисовал красивые цветы, потому, что их поливает лебедушка.

Затем педагог раздает детям лист бумаги с нарисованным на нем силуэтом лебедя(Приложение 5) и предлагает нарисовать свою картинку к потешке.

Анализ деятельности детей показал следующее, что не всякие события описанные в потешке способствуют возникновению замысла, а только те, что заинтересовали детей, вызвали удивление, поразили их воображение.

В процессе рисования у некоторых детей(Галя Р., Саша К., Паша Б., Таня К., Инга Б) замысел не опирался на исходные, достаточно отчетливые чувственные образы. Дети задумывали что-то нарисовать, но представления их о задуманных предметах нечетки. Имея отчетливое представление о предмете, явлении, дети не знали какие изобразительные действия надо предпринять, чтобы изобразить в рисунке то, что задумали, а это является необходимым условием воплощения замысла.

Например, Юля Р. на вопрос воспитателя, что она будет рисовать, ответила: «Солнышко». Девочка рисовала энергично, концентрическими линиями, не замыкая их в круг, крупно посередине листа, загораживая своим изображением силуэт лебедя. Это говорит о том, что девочка не владеет композицией. Линии были прерывистыми, с сильным нажимом. Солнышко девочка ракрасила желтым цветом, силу нажима при раскрашивании не регулировала.

Венера С. , не умея хорошо рисовать круглую форму, в середине цветков поставила пятнышко, а от него во все стороны провела дрожащие, слабо заметные линии. Девочка разукрасила цветы крупными размашистыми движениями, выходящими за пределы контура.

Борис З. закрасил половину листа синей краской, тем самым он изобразил реку, по которой плывет лебедушка. На предложение воспитателя нарисовать волнистые линии, которые будут изображать волны, мальчик не отреагировал и продолжал раскрашивать дальше свою работу. Больше он ничего не сумел нарисовать.

Исходя из характера данного задания, мы выработали критерии и показатели оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью.

Критерии и показатели оценки уровня овладения изобразительной деятельностью

1. Передача формы:

Форма передана точно-3 балла;

Форма не удалась-1 балл.

2. Строение предмета:

Части расположены верно-3 балла;

Есть незначительные искажения-2 балла;

Части предмета расположены неверно-1 балл.

3. Передача пропорции предмета в изображении:

Пропорции предмета соблюдались-3 балла;

Есть незначительные искажения-2 балла;

Пропорции предмета переданы неверно-1 балл.

4. Композиция.

А) расположение изображений на листе:

По всему листу- 3 балла;

По полосе листа-2 балла;

Не продумано, носит случайный характер - 1 балл.

Б) отношение по величине разных изображений, составляющих картину:

Соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов- 3 балла;

Есть незначительные искажения- 2 балла;

Пропорциональность разных предметов передана неверно- 1 балл.

Передан реальный цвет предметов- 3 балла;

Есть отступления от реальной окраски- 2 балла;

Цвет передан неверно- 1 балл.

По разработанным критериям и показателям мы составили сводную таблицу(Приложение 6).

Наивысшее число баллов, которое мог получить ребенок - 18 баллов. На основе набранной суммы мы продифференцировали детей по уровню овладения изобразительной деятельностью. Для этого мы составили ранговый ряд (Приложение 7).

Ранговый ряд мы условно разделили на три группы. Каждую из этих групп отнесли к высшему, среднему, низкому уровням (по числу набранных баллов).

Так мы определили, что:

к высшему уровню будут относиться дети набравшие от 13 до 18 баллов;

к среднему уровню - 7-12 баллов;

к низкому - дети, набравшие менее 7 баллов.

Уровень овладения детьми изобразительных навыков можно увидеть на рисунке 2.



Рис.2

Мы видим, что детей с высоким уровнем овладения изобразительными навыками нет, на среднем уровне находятся 14 человек (87,5%),с низким уровнем 2 ребенка или 12,5%.

По итогам выполненных заданий мы составили сводную таблицу для определения среднего уровня развития изобразительных знаний, навыков и умений ребенка (Приложение 8).

На основании результатов проведенного констатирующего эксперимента из 16 детей мы выделили две группы детей, составляющие экспериментальную и контрольную группы. Детей мы распределили так, чтобы в каждой было примерно одинаковое кол-во детей по полу и уровням развития.

У нас получились следующие группы (таблица 1 и 2).

Ф.И.ребенка

Уровень развития

Ф.И.ребенка

Уровень развития

Александра К.

Руслан Б.

Сережа М.

Ильдар М.

Венера С.

Таблица 1. Список детей экспериментальной группы.

Таблица 2. Список детей контрольной группы.

Таким образом, мы определили дальнейшие перспективы по развитию у детей сюжетных композиций. Формирующий этап исследования проводился с экспериментальной группой детей.

Композиция – это способ расположения изображения в пространстве. Это средство выразительности, которое помогает понять идею произведения, т.е. замысел. В ИЗО искусстве композиция реализует несколько законов. Законы композиции в плоскостных и объемных видах искусства представлены по-разному.

Плоскостные - выделение сюжетно-композиционного центра. Художник пользуется несколькими способами, чтобы выделить главное: расположение главного в центре, выделение размером или цветом, изоляция гл героя, направление жестов, взглядов гл. героя, динамика движения, яркими дополнительными деталями. Используется в живописи и графике.

7. Графика как вид изобразительного искусства. Художники-иллюстраторы детской книги.

Графика – это вид искусства, в основе которого лежит письмо, рисунок – это изображение на плоскости, когда окружающий мир изображается схематично. Художник не стремиться передать глобальность, используются основные без оттенков и переходов. Появилась в 15 в, как самостоятельный вид искусства. Долго был черно-белым, с развитием техники стали использоваться цвета. Любое отпечатанное произведение является оригиналом. Графическое изображение создается в два этапа: создание оттиска и печать.

Выделяется два вида печати: графика высокой печати – изображение выступает над фоном, и графика низкой печати – изображение вдавлено.

По назначению – книжная, плакатная, прикладная (марки, обертки)

По технике – ксилография (дерево), офорт (металл), литография (камень), линогравюра (линолиум).

Графика как вид изоискусства характеризуется тем, что образы носят пространственный характер, переданы на двухмерной поверхности и воспринимаются непосредственно только с помощью зрения. Графика использует разные средства для создания образа – линии, световые пятна. Знакомство детей с изо искусством рекомендуется начинать с произведений графики и прежде всего с иллюстрацией детских книг. Простота, лаконичность графики позволяет детям схватывать главное, определять сюжетную линию.

Через восприятие иллюстрации дети вводятся в мир условных, графических образов.

С каждым годом растет число художников, отдающих свои силы дошкольной книге. Художники много работают над оформлением книг. Запоминающиеся иллюстрации созданы в иллюстрациях Лебедева, Васнецова, Рачева, Конашевича. Каждый художник по-своему выражает содержание иллюстрируемых произведений.

В иллюстрациях Коношевича видна любовь художника к вымыслу, характерна сюжетная и декоративная изобретательность, юмор, некоторая условность формы, соответствующая характеру сказки. Его страницы занимательны, со множеством мелких рисунков.

Лебедев дает ясное, четкое изображение предметов, придает большое значение деталям, его композиции завершены, пространственны, занимают всю страницу книги.

Необыкновенно острые характеристики дает художник Рачев в иллюстрациях к сказкам. Художник раскрывает в них обычно характер и переживания зверей по аналогии с человеческими, но сохраняет при этом в полной мере повадки зверей, их подлинный нрав и привычки.

Васнецов подходит к сказке как к народной фантазии, связывает ее образы с народной игрушкой. Используя гиперболичность, повторность образов, фантастичность, условность.

Загрузка...
Top