Иван шишкин гравюры. Выставка офортов И.И

И. И. Шишкин (1832 - 1895)

"Надеюсь, придет время, когда вся русская природа, живая и одухотворенная, взглянет с холстов русских художников"

И. И. Шишкин

В блестящей плеяде русских художников-пейзажистов И. И. Шишкину принадлежит одно из самых важных и почетных мест. Он был крупнейшим пейзажистом среди художников-передвижников 1870 - 1880 годов, ярким представителем и выразителем демократического реализма в пейзажной живописи. Весь свой большой талант, колоссальную трудоспособность и упорство Шишкин отдал делу развития национальной темы в пейзаже, созданию правдивых образов русской природы, главным образом, русского леса, несравненным знатоком и любителем которого он был. Своим творчеством Шишкин утверждал красоту русской природы, показывал, какими содержательными могут быть ее образы. Он учил любить родную природу и глубже ее чувствовать.

Подобно всем художникам-передвижникам, Шишкин видел задачу своего искусства в правдивом отображении характерных и типичных явлений действительности, без всякой идеализации и прикрас. Но в выборе сюжетов и их трактовке сказывалась точка зрения художника, его оценка этой действительности. Это был взгляд на природу глазами народа, оценка ее явлений с точки зрения трудовых людей. Художник-демократ, Шишкин в своем творчестве как бы наглядно выражал мысль Чернышевского: "на природу смотрит человек глазами владельца, и на земле прекрасным кажется ему также то, с чем связано счастие, довольство человеческой жизни".

Шишкин выбирал для своих произведений преимущественно такие мотивы, в которых можно было показать богатство, изобилие и мощь русской природы, ее пользу для человека. Он изображает могучие хвойные и дубовые леса, необъятную ширь равнинного пейзажа, тучные колосящиеся нивы. В спокойном, мужественном, исполненном простой и ясной красоты облике выступает родная земля в картинах, рисунках и гравюрах Шишкина.

Шишкин вошел в историю русского искусства прежде всего как мастер картины. Его полотна пользуются широкой популярностью и неизменно привлекают к себе внимание широких масс зрителей. Картины Шишкина хорошо известны и высоко ценимы советским народом. Но не меньшую художественную значимость имеют графические работы художника, его рисунки, гравюры, литографии. Шишкин был одним из лучших рисовальщиков и крупнейшим гравером-офортистом своего времени. Ни у одного из русских пейзажистов той эпохи рисунок не играл такой выдающейся, во многом решающей роли, как у Шишкина, ни один из русских живописцев второй половины XIX века не уделял так много внимания и времени гравированию, не был таким мастером офорта, как Шишкин.

Он начал заниматься офортом еще на школьной скамье в Московском училище живописи и ваяния в 1853 году, но особенно увлекся этим способом гравирования с начала 1870-х годов, войдя в только что основанное (в 1871 году) Общество русских аквафортистов. Офорт привлекал Шишкина относительной быстротой исполнения, гибкостью техники, совмещением графического линейного начала с богатой живописной игрой света и тени. В офорте он работал преимущественно иглой, применяя иногда некоторые другие, свойственные офорту, приемы - мягкий лак, доработку акватинтой.

Офорт - техника углубленной печати; печатание производится на ручном станке. Придавая офорту большое значение, Шишкин делал опыты создания особого, как он называл, "выпуклого" офорта по принципу цинкографии, который можно было бы печатать в больших тиражах механическим, машинным способом. Опыты эти не дали вполне положительных результатов, но они характерны для художника-демократа, стремившегося сделать свое искусство массовым и широко доступным. Наряду с гравюрой Шишкин занимался и литографией.

Строгий и точный рисунок лежит в основе всего искусства Шишкина не только рисовальщика, но и живописца. Это значение рисунка и четкая передача предметности в произведениях Шишкина тесно связаны с характером его творчества, в котором точное изучение натуры "ученым образом", как говорил Крамской, составляло основу. Все пейзажисты реалистической школы, современники Шишкина, стремились к объективной передаче натуры. Но в то время как А. К. Саврасова или Ф. А. Васильева увлекали в особенности задушевность и лиричность образов русской природы, и они в своих произведениях стремились передать поэтическое переживание природы, Шишкин видел свою задачу в повествовании о природе и ее жизни, повествовании простом, спокойном и очень трезвом. Он выступает, таким образом, своеобразным "бытописателем природы". Этим целям и служит его строгий рисунок, точно изображающий предметы во всей их детальности и фиксирующий в художественных образах результаты изучения натуры. "Природу должно искать во всей ее простоте - рисунок должен следовать за ней во всех ее прихотях формы", - говорил Шишкин.

Рисунки Шишкина легко делятся на две группы: многочисленные натурные и сравнительно редкие композиционные. Среди первых мы видим и длительные, детализованные, и быстрые наброски. Но и те и другие являются лишь этюдным материалом для картин или композиционных отработанных рисунков со столь же, как и в картинах, законченным образом природы. Что касается до гравюрных листов художника, то в большинстве случаев - это оригинальные и самостоятельные композиции большого образного содержания и высокой художественной красоты исполнения.

Рассматривая рисунки и офорты Шишкина, со всей наглядностью видишь, как внимательно и проникновенно, с любовью и терпением изучал он натуру во всех ее больших и малых проявлениях, от могучих деревьев до тонких ажурных листьев папоротника, от горделивых облаков на высоком небе до скромных лесных трав и цветов.

Характерен в этом отношении воспроизводимый здесь рисунок "Дуб" (1882), (илл. 14). Тщательно и точно, действительно словно "ученым образом" передает художник мощные объемы старого ствола, все трещины на коре, все изъяны, которые оставили время и непогода, передает огромные раскидистые искривленные ветви и сучья, покрывающую их пышную узорную листву. Но следя за изгибом ветвей и сучьев, чувствуешь, как художника увлекали красота и изящество их форм, ритм изгибов, в котором он стремился прочесть повесть о том, как росло и жило это дерево. Он словно становится его биографом. Тщательное изучение и живое чувство природы неразрывно соединяются в этом повествовании; здесь самый простой и обычный предмет приобретает глубокую содержательность и выразительную красоту. Это живое чувство натуры, любовь и интерес к ней художника делают его точные зарисовки свободными от мертвенного натуралистического гербаризма. Маленький офорт "Лесные цветы" (1873) привлекает не только своей поразительной точностью и вырисованностью всех деталей, но и любовным переживанием натуры. Кажется, что пейзажист всматривался в эти бедные и скромные цветы, траву и кустики с таким пристальным вниманием и сердечной заинтересованностью, с каким внимательный и тонкий портретист стремится прочесть в чертах лица характер и повесть жизни человека (илл. 10).

Это содержательное восприятие натуры, любовное всматривание в нее, умение увидеть и запечатлеть тихую "жизнь предметов" в природе, помогало художнику в труднейшем деле - "разбираться" в сложности лесного пейзажа: во всем этом обилии и переплетении ветвей, один за другим идущих "слоев" листвы, в нагромождении мхов, стволов, сухих сучьев, бурелома, трав и цветов. О способности прекрасно разбираться во всем этом, видеть и передавать своеобразный порядок взаимоотношения отдельных предметов, наглядно свидетельствует рисунок "Ели" (1894), с поразительной отчетливостью передающий детали без утраты общности (илл. 13). Чтобы так изобразить лесную глухомань, как мы это видим в офорте "Тайга" (1880), надо не только уметь замечательно рисовать, обладать верностью глаза и твердостью руки, выработанной техникой тонкой отточенной линии, но кроме всего этого - безупречно знать изображаемые предметы - ели, камни, мхи и т. п. Надо глубоко проникнуться пониманием этой лесной чащи, не раз дышать ее тяжелым влажным воздухом, войти в ее кажущуюся простой, но такую сложную, скрытую от взоров человека, жизнь. Именно то, что любой изображаемый здесь "предмет" живет своей жизнью, "ведет себя" в рисунке, как в жизни, и позволяет так ясно и просто изобразить сложнейший мотив, вселив ощущение глубокой жизненности и верности изображения. Офорт "Тайга" исполнен суровой красоты самой натуры (илл. 18).

Шишкин был замечательным мастером труднейшего: рисунка пером, не допускающего исправлений и переделок. Этой техникой перового рисунка он исполнял порой большие листы со сложным изображением. Перовой рисунок несколько напоминает игловой офорт, когда художник, как бы рисует иглой по лаку, которым покрыта медная доска. Уже в период учения в Академии перовые рисунки Шишкина иногда принимали за превосходную гравюру. Разновидностью перового рисунка в сущности являются и литографии Шишкина, исполненные пером и собранные в альбоме "Этюды пером на камне" (Спб., 1868). Литография "Дуб" (1867) дает хорошее представление о мастерстве и разнообразии штрихов в рисунках Шишкина при передаче листвы, о том, как простыми "скобочками" художник создает впечатление вырисованности каждого листка, а прямыми штрихами и росчерками изображает траву. Также умело создает он впечатление высветленности и глубокие тени на фоне (илл. 3). И в карандашном рисунке мы видим то же богатство и разнообразие коротких энергичных линий и штрихов при передаче различных предметов.

В большом рисунке пером "Пасека" (1884) при мельчайшей деталировке частностей художник сумел сохранить целое, общее. Передавая объемность и материальность предметов, - ульев на первом плане, кустов на втором и сосен в глубине, на пригорке, Шишкин дает здесь пространственное и очень пластичное ощущение рельефа. Зритель как бы следует в глубину пейзажа, идя зрительно от низа рисунка вверх (илл. 11). Необходимо отметить и то, что при мелкости штрихов, обусловленной детализованностью передачи предметов, Шишкин сумел не "засорить" такой большой рисунок, избегнуть вялости и однообразия в расположении света и тени. Умение сочетать отработанность деталей и законченность изображения с единством пейзажа характеризует и лучшие живописные произведения Шишкина.

Красота линий и игра штрихов в передаче растительности особенно чувствуются в офортах. Врезанная в металл и выпукло отпечатывающаяся на бумаге эстампа, линия получает здесь особую отчеканенность, а сплетение и перекрещивание линий - почти ювелирную тонкость и красоту. Линия при этом отнюдь не теряет своей изобразительной значимости. Шишкин хорошо чувствовал и умел использовать глубину темного цвета и звучность высветленных мест, то свечение белой бумаги, которое мы видим в гравюрных оттисках. Работая офортом, применяя в нужных местах глубокое повторное травление, он замечательно умел передать трепетную игру солнечного света в глубине леса. Так в офорте "Коровы в лесу" (1873) игра света и теней, как бы сверкание освещенной солнцем листвы рядом с темными стволами, хорошо передает атмосферу леса. Воспринимая этот офорт, хорошо понимаешь прелесть слияния выразительности образа с художественной красотой средств его изображения, как бы особую "мелодию" гравюры (илл. 5).

Вторая половина XIX века знает немало хороших рисовальщиков. Но лишь у Шишкина найдем мы в это время особый интерес к тому, что можно было бы назвать "графизмом".

Шишкин всю жизнь много рисовал и гравировал, потому, естественно, что его творческий путь с такой же ясностью и определенностью отобразился в графических работах, как и в живописных картинах. Графическое наследие Шишкина дает возможность проследить весь путь становления и развития его реалистического творческого метода и содержит прекрасные образцы достижений художника в создании правдивого и содержательного художественного образа русской природы. Все это столь ясно сказалось в рисунках и гравюрах Шишкина, что даже то небольшое количество, которое оказалось возможным здесь воспроизвести, свидетельствует об этом с достаточной наглядностью.

Литография "Трущоба" (1860), изображающая вид на острове Валааме, - типичный образчик ранних работ художника времени его обучения в Академии художеств (илл. 2). Валаам в 1850-х годах был излюбленным местом работы молодых художников, и Шишкина Академия посылала туда дважды - летом 1858 и 1859 годов. Воспроизводимая литография как бы суммирует впечатления и зарисовки художника на натуре в течение этих двух лет, как суммировали их две живописных картины - виды Валаама, за которые Шишкин в 1860 году получил золотую медаль и право на заграничную командировку. Уже в этой ранней литографии сказываются пристальное внимание и любовь художника к натуре, но они проявляются еще в наивной форме увлечения мелочами, отдельными предметами и их деталями. Вид в целом строится еще только как простое сочетание этих частностей. Отсюда загроможденность изображения, несвязанность планов, пестрота контрастов темных и светлых мест. Такое воспроизведение натуры очень характерно для работ молодежи в 1850-х годах. Так наивно и несколько сентиментально-романтично писали свои первые пейзажи молодые А. К. Саврасов и М. К. Клодт. Черты романтики, идущие от школьной традиции, сказываются в литографии "Трущоба" и в выборе мотива - сочетании громадных камней и зарослей - ив трактовке, придающей этой девственной природе передачей ласкового солнечного света своеобразную интимность и "уютность".

Традиционные приемы рисования на цветной бумаге, с подкраской белилами и с растушкой карандаша пятнами, сказались в сложной технике этой литографии, представляющей своеобразное, соединение самых различных приемов, вплоть до процарапывания. Это свидетельствует об усердном изучении молодым художником техники литографии и о достигнутых им больших успехах в овладении ее изобразительными средствами и возможностями. Справедлив был поэтому отзыв о подобных работах Шишкина его первого учителя Мокрицкого: "Это лучшие литографии пейзажа, какие доселе были напечатаны у нас в России".

Романтические моменты ощутимы и в рисунках 1860-х годов, исполненных как в России, так и во время пребывания заграницей. Это - период исканий молодого художника, расширения его кругозора. В своем стремлении к реалистическому и содержательному пейзажу Шишкин наполняет его внешним рассказом, повествованием, передаваемым как действиями фигурок людей и животных, так и воспроизведением сложного состояния природы. Характерен в этом отношении рисунок "Пастух со стадом" (шик. 4). Романтический мотив тучи, эффект солнечного света и динамика изображения осмысливаются Шишкиным уже совершенно реалистически, художник при этом стремится как можно больше "рассказать" зрителю.

Этой сложностью рассказа, еще внешней фабульностью характеризуются и те картины Шишкина конца 1860-х годов, в которых он дает уже ясно выраженные национальные русские пейзажные образы, как например "Рубка леса" (1867, ГТГ). Подобным живописным произведениям Шишкина соответствует воспроизводимый здесь офорт "Ручей в лесу" (1870). Мы видим ту же сложность мотива, в которой проявляется подробная, но пока еще внешне описательная характеристика пейзажа (илл. 6).

Дальнейшая эволюция Шишкина идет по линии преодоления этой внешней многосложности изображения и создания единого целостного образа, углубляясь в который зритель видит постепенно детали и подробности. Шишкин приходит в картинах "Лесная глушь" (1873, ГРМ) или "Рожь" (1878, ГТГ) к показу натуры, стремясь найти содержание не в привносимой со стороны фабульности, а в раскрытии самой жизни природы. В графике этой цели служат теперь как детали, так и сложная трепетная игра света и теней.

Здесь хотелось бы отметить прекраспый рисунок "Папоротники в лесу" (1877) - законченный этюд, дважды повторенный и в живописи (илл. 15). Перед нами целостный, сразу воспринимаемый вид - освещенная солнцем глубина леса, заросшая кустами папоротника. Шишкину замечательно удалось передать горизонтально расположенные узорчатые листья папоротника и выявить перспективный ход пространства вглубь. Рассматривая эти папоротники, игру мягко освещающих их солнечных лучей, зритель как бы погружается в тихую жизнь природы, воспринимая ее очарование. Из простого уголка леса Шишкин создает чарующий образ природы, исполненный светлого счастья и покоя.

В большом офорте "Охотник на болоте" (1873) перед нами картинный по своей большой содержательности и синтетичности образ природы (илл. 8). В далеко расстилающихся болотистых лучах, в высоком небе с облаками, глубину которого подчеркивает летящая стая птиц, Шишкин показывает ширь и простор. Всматриваясь в этот пейзаж, видишь его широкий облик, наполняющее его живое дыхание природы. Но это уже не прежняя многосложность простого сочетания частностей, а постепенное развитие и углубление единого и целостного образа природы, в котором развертывается его внутренняя жизнь. Это не сложность внешнего описания, а богатство содержания образа, которое художник, передает, постепенно раскрывая перед нами изображаемый вид. Большая степень отработанности и законченности рисунка - результат того, что у художника есть много, что показать зрителю. Это не единичное впечатление, а результат длительных наблюдений - продуманный, пережитый и перечувствованный художником образ родной страны. Фигурка охотника как бы приглашает зрителя настроиться на соответствующий лад. Она намекает на то, что переживает человек во время охотничьих блужданий, в длительном общении с природой.

Это постепенное раскрытие изображения, в котором художник стремится передать жизнь природы, выступая как бы ее "бытописателем", с неменьшей ясностью проявляется в упоминавшемся уже выше офорте "Тайга" (1880).

Тема бескрайных просторов полей, шири русской природы, ее свободного дыхания рано начала привлекать Шишкина. Характерным примером является его прекрасная небольшая картина "Полдень. В окрестностях Москвы" (1869, ГТГ), с ее высоким небом и празднично, радостно плывущими в нем большими нарядными кучевыми облаками. Эту светлую и высокую ширь, праздничный летний образ природы мы находим и в ряде офортов художника. Таков прекрасный лист "Облака над рощей" (1878), с его сложным мотивом солнечных лучей, из-за облаков падающих вниз на поля и рощи (илл. 7). Интересно отметить, что и это светлое, радостное изображение дано, с обычной для Шишкина трезвостью и спокойствием, без какой-либо особой приподнятости и пафоса. Но все же порой в этой передаче бескрайних далей и шири природы Шишкина увлекал эпический момент, поэтическое переживание просторов, захватывающая сила пространства. Так рождались такие полотна, как "Среди долины ровныя..." (1883, ГРМ) и такие листы, как офорт "С берегов Камы близ Елабуги" (1885) (илл. 23). За поросшим громадными елями обрывом видно внизу зеркало реки, а за нею уходит к горизонту неоглядная, поросшая лесом равнина. Большая птица парит над обрывом, усиливая ощущение манящего вдаль пространства. Могучим и суровым дыханием девственной природы русского севера веет от этого офорта. Живой, свободный рисунок "Лесная речка" (1876) - образчик натурных зарисовок Шишкина (илл. 12). С огромным знанием и уверенностью рисует он ствол сосны, ее ветки и хвою. Карандаш легко и смело чертит по бумаге, обрисовывая деревья, берег, речку и строения вдали. Превосходно выражен мотив и переданы пространственные планы. При всей свободе натурного этюда и рисунке налицо композиционная построенность. Перед нами типический образец передвижнического метода - находить картину в самой природе.

Обращаясь от этого рисунка к рисункам 1890-х годов - "Вершины сосен" и "Облака", мы видим, как все более и более свободной и широкой становится у Шишкина манера наброска с натуры. При этом, однако, линия сохраняет всю свою четкость и точность. Знание натуры так велико, что Шишкин одной-двумя линиями сразу передает весь характер предмета. Так с поразительной свободой, одной беглой контурной линией, с быстрой заштриховкой внутри контура, передает он силуэт леса в рисунке "Облака" (илл. 20), и мы чувствуем живую натуру. Смотря на твердость и уверенность линий рисунка "Вершины сосен" (илл. 22), невольно вспоминаешь рисунки художника-классика конца XVIII - начала XIX века Ф. М. Матвеева, его известные зарисовки пиний.

Сохраняя, таким образом, до конца своего творчества линейный рисунок, Шишкин наряду с этим начинает с 1880-х годов рисовать и в живописной манере. Стремясь к передаче воздуха и света, он начинает рисовать углем и мелом на цветной бумаге. Своей живописностью и мягкой передачей воздуха характерен рисунок "Паутина в лесу" (1880-е годы) (илл. 16). Офорт "Пески" (1886) - отражает в графике увлечение Шишкина пленэрными задачами, передачей солнечного света и воздуха, поисками непосредственности в изображении натуры (илл. 21). Офорт проникнут живой динамикой; кажется слышишь легкий шум сосен под ветром, доносящимся с моря. Прекрасно передан поросший сухой травой песок дюн, освещенный солнцем. В одноцветной гравюре Шишкин создает впечатление цветности натуры - светло-желтого песка и темнозеленой хвои сосен. Глядя на этот офорт, невольно вспоминаешь прекрасную, полную света, солнца, воздуха, проникнутую живым трепетом жизни картину Шишкина "Сосны, освещенные солнцем" (1886, ГТГ). Точно так же картина "Дубовая роща" (1887, Киевский Государственный музей русского искусства) заставляет вспомнить одновременный солнечный офорт "Три дуба" (1887), одно из лучших графических произведений Шишкина. С поразительной правдивостью передан здесь свет солнца, его игра на изумрудной траве, светящаяся, пронизанная солнцем узорная листва на фоне темных дубовых стволов. Взяв изображение против света, Шишкин путем передачи светового контура вызывает ощущение воздушности. Вместе с тем, он умело использует световые рефлексы, чтобы проработать формы в тенях. Благодаря этому темные стволы дубов не кажутся плоскими силуэтами. Шишкин достигает здесь гармонического сочетания графически объемного и живописного начал. От этого листа на нас словно веет лесной свежестью, теплом солнца, влагой зелени, ароматом летнего цветения природы (см. воспроизведение офорта на обложке).

"Шишкин - верстоной столп в развитии русского пейзажа это человек - школа", - писал о нем в 1878 году И. Н. Крамской. Замечательным знатоком природы, блестящим рисовальщиком выступает перед нами И. И. Шишкин в своих рисунках и офортах. Образы, созданные им в графике, глубоко правдивы, содержательны и впечатляющи. В той любви к природе, которой они порождены и которой они пронизаны, проявилось чувство родной страны, искренний и живой патриотизм. Художник верно служил своей стране, своему народу, раскрывая перед ним красоту и богатство родины, уча ценить ее и верить в нее. В образах природы он был передовым человеком своего времени. Он своеобразно запечатлел в пейзаже чувства и мысли демократов. Образы природы в произведениях Шишкина злободневны и социальны. Все это является ценным и поучительным для нас с точки зрения критического освоения наследия классического русского реалистического искусства. Графика Шишкина, доставляя большую и чистую радость советскому зрителю, обогащая его чувство природы, многому учит и наших советских пейзажистов.

Н. ТОЛСТАЯ, учёный секретарь Государственной Третьяковской галереи, Е. ГЕРАСИМОВА, зав. отделом научно-образовательных программ.

До 20 января 2008 года в Государственной Третьяковской галерее работала выставка, посвящённая 175-летию со дня рождения выдающегося русского художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898). На выставке экспонировались более 200 произведений из Третьяковской галереи, Русского музея, из музейных и частных собраний России и зарубежных стран. Помимо традиционной экспозиции, в которой на этот раз большое место заняли графические работы мастера, рисунки и гравюры, присутствовали и не совсем обычные объекты - волшебный фонарь, фотографический аппарат и устройство для рассматривания фотографий. все эти предметы, хранящиеся в Политехническом музее, стали частью особой дидактической (от греч. didaskein - поучать) зоны экспозиции, которая называется «мастерская Шишкина». Раздел предназначен для активного осмысления того, чем было творчество художника-реалиста в эпоху открытий в области фотографии, оптики и техники, для познания процесса творчества, который у Шишкина был очень тесно связан с новинками и изобретениями той эпохи. Три темы представлены в витринах этого раздела выставки - техника, натура и оптика.

Наука и жизнь // Иллюстрации

«Кама». 1882 год. Холст, масло. Частное собрание.

«Зима». 1890 год. Холст, масло. Государственный Русский музей.

Г. Г. Мясоедов. «Первый оттиск. Портрет И. И. Шишкина». 1891 год. Холст, масло. Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого.

«Полдень. Окрестности Москвы. Братцево». 1866 год. Этюд. Холст, масло. Астраханская государственная картинная галерея имени Б. М. Кустодиева.

Экспозиция дидактического раздела «Мастерская Шишкина».

«Мать-и-мачеха». 1874 год. Государственная Третьяковская галерея. Рисунок воспроизведён в технике выпуклого офорта как приложение к журналу «Пчела».

«Мастерская Шишкина». Фрагмент экспозиции.

«На севере диком...». 1890 год. Бумага коричневая, соус, уголь. Государственная Третьяковская галерея.

«Дебри». 1881 год. Холст, масло. Приобретено П. М. Третьяковым. Государственная Третьяковская галерея.

«Три дуба». 1887 год. Травленый штрих, акватинта. Государственная Третьяковская галерея.

«Обрыв». 1878 год. Травленый штрих, акватинта. Государственная Третьяковская галерея.

«Мастерская Шишкина». Литографский камень и образцы оттисков с него.

Обложка альбома «Офорты Шишкина». 1886 год. Государственная Третьяковская галерея.

«Белые цветы». 1877 год. Из собрания П. М. Третьякова. Государственная Третьяковская галерея.

Иван Шишкин родился в городе Елабуге на берегу Камы, вырос среди волжских пейзажей, учился живописи в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Получив в 1860 году большую золотую медаль за пейзаж «Вид на острове Валааме. Местность Кукко», молодой живописец был награждён поездкой за границу как пенсионер Академии. И в 1862 году Шишкин едет в Европу - сначала в Германию, оттуда - в Швейцарию, Францию, Голландию и Бельгию. В 1864 году он обосновывается в Дюссельдорфе.

В XIX веке Дюссельдорф - один из главных художественных центров в Германии. В 1819 году там основана Академия, которую последовательно возглавляли художники П. Корнелиус и В. Шадов. Одним из направлений, развивавшихся в Дюссельдорфе, был реалистический пейзаж, который и привлекал молодого художника. Итогом недолгого, но крайне важного для Шишкина пребывания за границей стал грандиозный и мастерски написанный «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», который принёс художнику звание академика Российской академии художеств.

Вернувшись в Россию, Шишкин быстро встраивается в художественную ситуацию своего времени, сближается с Артелью художников, становится одним из первых членов Товарищества передвижников, участвует в его выставках, начиная с самой первой, в 1871 году. Шишкин показал на ней картину «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии».

Почти одновременно он вступает в Общество русских аквафортистов. На протяжении всей жизни Шишкин занимается рисунком и гравюрой. Он много экспериментирует с офортом, по несколько раз прорабатывает одну и ту же доску, достигая эффекта совершенно разного настроения в разных оттисках. Графическое наследие художника широко и чуть ли не впервые так полно представлено на выставке в Третьяковской галерее.

К 1870-м годам Шишкин пришёл уже зрелым мастером. А впереди ещё главные, самые известные его шедевры: «Полдень в окрестностях Москвы», «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща». В России он сближается со многими художниками, становясь для них порой не просто товарищем, но и учителем. И. Н. Крамской в одном из писем П. М. Третьякову писал: «...я утверждаю, что Шишкин чудесный учитель. Он способен забрать 5, 6 штук молодёжи, уехать с ними в деревню, ходить на этюды, т.е. работать с ними вместе. Ведь это только и нужно». Среди учеников и художников, испытавших влияние Шишкина, - Ф. А. Васильев, А. Н. Шильдер, Е. Е. Волков. Одним из последних учеников великого пейзажиста, уже вне стен Академии, был первый профессиональный художник Алтая Г. И. Гуркин (Чорос-Гуркэ). Именно с Гуркиным он занимался накануне своей смерти.

Иван Иванович был не просто талантливым художником, но великим тружеником, он считал, что труд - главная составляющая деятельности художника. В одной из записных книжек Шишкина написано: «Человек может совершать многое, если посвятит себя труду на избранном поприще, и не сделает ничего, если целый век будет собираться сделать что-нибудь великое - чем труднее, тем славнее поприще». 3а работой, сидя за мольбертом, 8 (20) марта 1898 года Иван Иванович Шишкин скоропостижно скончался.

Многие идеи Шишкина, в том числе мысль о тесной связи художника с научными открытиями и технологиями эпохи, перекочевали в век XX. Вернёмся же к тому разделу выставки И. И. Шишкина, который показал его не как пейзажиста - автора знакомых каждому картин, а как художника, тесно связанного с современностью.

Человек любознательный и практичный, Шишкин с энтузиазмом изучал технические новинки своего времени, особо интересовался различными способами получения изображения. Стремясь к созданию более качественных и дешёвых репродукций своих произведений, он освоил классические печатные техники - офорт и литографию, совершенствовал их авторскими приёмами.

Литографией художник начал заниматься ещё в Академии. Литография (буквально - «рисунок на камне») позволяла недорого и качественно воспроизводить рисунки, передавая все особенности оригинала. Несмотря на то что в экспозиции литографий Шишкина нет, в дидактической зоне представлены образцы литографских камней с оттисками, которые дают представление об этой технике.

Шишкин-офортист присутствует в основной экспозиции широко - и отдельными листами, и произведениями, которые сам художник соединил в альбомы. В дидактической зоне рядом с оригинальными офортами И. И. Шишкина из разных альбомов, хранящихся в библиотеке Третьяковской галереи, показаны материалы, используемые при создании офорта (от франц. eau- forte - буквально «крепкая вода»; так называли азотную кислоту, которой протравливали рисунок на металле): инструменты, металлические офортные доски и образцы оттисков с них. Особенно интересны так называемые разные состояния офортов, в которых видна неутомимая работа Шишкина над одним и тем же пейзажем, одной и той же доской, когда благодаря нескольким лишним штрихам день превращается в ночь, появляются и исчезают птицы, камни, деревья и другие элементы пейзажа.

В дидактической зоне выставки показан и образец так называемого выпуклого офорта, изобретения самого Шишкина. Один из основателей Общества русских офортистов и отец художника Константина Сомова А. И. Сомов в статье «Шишкин как гравёр» писал: «Одно время, с целью найти такой способ размножения своих композиций, который соединял бы в себе достоинства медного офорта с удобствами печатанья в обыкновенном типографском станке, а следовательно, превосходил бы офорт в отношении дешевизны и многочисленности получаемых равносильных оттисков, предпринял Шишкин ряд опытов в цинкографии, или, как он назывался, выпуклом офорте...» На выставке это авторское изобретение Шишкина представлено листом «Лес», воспроизведённым в 1875 году в журнале «Пчела».

Однако выпуклый офорт не прижился, так как появился новый, более совершенный способ репродуцирования на основе фотопроцесса - фототипия. И. И. Шишкин внёс свой вклад в распространение и этой технологии в России. В 1884 году издатель А. И. Беггров специально для демонстрации репродукционных возможностей фототипии заказал Шишкину серию станковых угольных рисунков, опубликованную в альбоме «И. И. Шишкин. Рисунки углём, воспроизведённые способом фототипии...».

Художник занимался и собственно фотографией. Ещё в 1860-е годы, находясь за границей в качестве пенсионера Академии художеств, он заказывал фотографии со своих этюдов и рисунков и прикладывал их к отчётам, посылаемым в Петербург. С 1870-х годов фотография занимает всё большее место в творчестве художника, он начинает делать снимки сам. Летом 1874 года И. Н. Крамской сетовал в письме К. А. Савицкому, что Шишкин «занят фотографией, учится, снимает, а этюда и картины ни одной».

Фотоаппарат для художника-реалиста, стремящегося точно зафиксировать натуру, становится не менее важной частью снаряжения, чем этюдник или альбом для зарисовок. Кроме вспомогательной роли фотографии, которую использовали многие художники того времени, Шишкин придавал этому новому виду искусства самостоятельное значение не только как способу репродуцирования своих работ, но и как средству изучения натуры. Применение фотографической техники стало оригинальной особенностью педагогической системы И. И. Шишкина.

« Я хочу Вам дать совет капитальный, на котором зиждется вся премудрость изучения природы или натуры, как говорят, а также и тайны искусства и особенно техники живописи, - это фотография. Она единственная посредница между натурой и художником и самый строгий учитель, и если Вы разумно поймёте это и займётесь с энергией изучением того, в чём вы себя чувствуете слабым, то я Вам ручаюсь за скорый успех... В одну зиму работы разумной с фотографии можно научиться писать и воздух, т.е. облака, и деревья на разных планах, и даль, и воду, словом, всё, что Вам нужно. Тут можно незаметно изучить перспективу (воздушную и линейную) и законы солнечного освещения и проч. и проч. Если Вы это поймёте и последуете моему совету, то Вы быстро научитесь и писать и рисовать, а главное, разовьёте и облагородите Ваш глаз и прочее...

А практически делается вот так: берётся по вашему вкусу хорошая фотография или только часть из неё, Вам нужная, и, дабы хорошо видеть и понять, нужно взять лупу или стекло увеличительное. С фотографии, кроме рисования каранд[ашом], нужно писать краской, одним тоном, в тон примерно фотографии. На палитре составляют шпакшелем тона, сначала положить самый тёмный; потом полутона и так далее до самого светлого, и все эти тона кучками должны быть заранее на палитре готовы (контур обязательно обводят чернилами или тушью)» (из письма И. И. Шишкина И. А. Уткину, Петербург, 1896).

Дидактическая зона выставки представляет образцы фотографической техники второй половины XIX века из Политехнического музея: небольшую фотокамеру для павильона и дороги и камеру для репродуцирования, которая давала возможность перевести негатив в диапозитив для волшебного фонаря. Такими предметами вполне мог пользоваться Шишкин.

Волшебный фонарь - одно из самых популярных развлечений домашнего досуга того времени. Это оптический прибор, проецирующий на экран увеличенное изображение. И. И. Шишкин первым решил приспособить проекцию фотографии для обучения учеников. В 1897 году, возвращаясь после перерыва к официальному преподаванию в Академии художеств, он специально оговорил необходимость устройства там волшебного фонаря с экраном, на котором фотография рисовалась бы увеличенной, так чтобы пейзаж был представлен почти в натуральную величину. На выставке эту роль выполняет современный проектор, спрятанный рядом с аутентичным волшебным фонарём той эпохи.

В книге воспоминаний Н. А. Киселёва, сына пейзажиста А. А. Киселёва, «Среди передвижников. Воспоминания сына художника» есть любопытное свидетельство: «Зимой, из-за невозможности писать с натуры, он (Шишкин. - прим. ред.) заставлял учеников делать рисунки с проецируемых на большое полотно диапозитивов, сделанных с его лесных картин и гравюр. Некоторые осуждали такой педагогический метод, но те, кто умел терпеливо всмотреться в его живописные (маслом) картины лесных уголков и почувствовать очарование исключительно талантливой, насыщенной до предела чудесными деталями живой природы, и восторгались и учились многому».

Художница А. Т. Комарова вспоминала, что Шишкин «советовал приходившим к нему ученикам, чтобы по фотографии они научились зимой низшей технике пейзажа и летом изучали уже только краски, не смущаясь трактовкой материи предмета и самими приёмами живописи; он бывал очень доволен, если кто понимал его и следовал его совету; в результатах же изучения природы по фотографии он был уверен, проверив это на себе, Космакове, Шильдере и др.».

Сутью творческого метода Шишкина было глубокое изучение натуры. «Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает пейзаж учёным образом», - писал о нём И. Н. Крамской. Сам художник в предисловии к каталогу выставки в Императорской Академии художеств этюдов, рисунков, офортов, цинкографий и литографий писал: «В деле искусства - будь то живопись, архитектура или другая отрасль - великое значение имеет практика. Она одна только даёт возможность художнику разобраться в той массе сырого материала, которую доставляет природа. Поэтому изучение природы необходимо для всякого художника, а для пейзажиста особенно».

Интересно сопоставить представленные на выставке «ботанические» этюды, рисунки и гравюры Шишкина - например, «Сныть-трава», «Мать-и-мачеха» - с гербариями, иллюстрациями в ботанических книгах первой половины XIX века из библиотеки Московского университета и ботанической фотографией второй половины века. Очевидно, что художника интересовали более сложные проблемы, чем достижение ботанической точности. Как большой художник, Шишкин, наблюдая природу, преодолевал «мёртвую точность подробностей». В этом смысле фотография, которую художник использовал очень широко, не была для него той моделью, которую можно бездумно копировать. «Вот тут частью познаётся степень дарования человека: бездарный будет рабски копировать с фотографии все её ненужные детали, а человек с чутьём возьмет то, что ему нужно», - писал сам Шишкин одному из своих учеников.

Несмотря на интерес Шишкина к фотографии, ничто не могло заменить ему натуры. Любопытство по отношению к натуре побуждало художника много путешествовать. Весна была временем далёких поездок (Поволжье, Карельский перешеек, Олонецкая, Вологодская и Тверская губернии, Белоруссия, Нарва), а летом он обычно работал неподалёку от Санкт-Петербурга, в дачных местах в окрестностях столицы: Сиверской, Парголове, Дудергофе, Петергофе, Мерикюле и др. Как выглядели эти места во времена Шишкина, можно представить по старым открыткам, выставленным в витринах дидактической экспозиции вместе с географическими картами.

Развитие железнодорожного сообщения во второй половине XIX века сделало более лёгким перемещение по стране. В экспозицию включена копия Карты российских железных дорог, составленной в 1862 году. Лето 1879 года Шишкин с семьёй и художниками Волковым и Шильдером провёл в Крыму, где «забирались работать в горные леса, писали в монастыре Козьмы и Демьяна, из Алупки на арбе, как цыгане, перебирались в Гурзуф...». В библиотеке Третьяковской галереи нашлись старые путеводители по Крыму, содержащие описания флоры и фауны, карты, расписание поездов и другие полезные для путешественника конца XIX века пособия.

Некоторые путешествия Шишкина можно назвать настоящими географическими экспедициями. Так, в мае 1890 года художник вместе с фотографом Евгением Петровичем Вишняковым (1841-1916) предпринял путешествие к истокам Волги. Полковник, действительный член Русского географического общества и член фотографического отдела Русского технического общества, автор книги «Применение фотографии к путешествиям», Вишняков работал в жанре фотографического пейзажа. Он не раз сопровождал Шишкина в дальних поездках и многому у него научился. Шишкин участвовал в выборе точки съёмки его пейзажей, давал советы при просмотре снимков. Путешествие к истокам Волги было совсем не простым: «Малочисленность этюдов с верховьев Волги была обусловлена как не совсем благоприятной погодой во время поездки (стояли холода), так в особенности чрезвычайно дурными дорогами для проезда к верховьям. Приходилось с большим трудом продвигаться по топям, болотам и грязи при почти полном безлюдье этой стороны» (из предисловия к каталогу выставки в Императорской Академии художеств этюдов, рисунков, офортов, цинкографий и литографий И. И. Шишкина 1891 года). Память об этой экспедиции сохранил альбом Е. П. Вишнякова «Истоки Волги. Наброски пером и фотографиею», изданный в 1893 году с обложкой, рисованной Шишкиным.

Но первый опыт сотрудничества художника с фотографом относится к гораздо более раннему периоду. В 1869 году выпускник петербургской Академии художеств Андрей Осипович Карелин (1837-1906) открыл в Нижнем Новгороде ателье «Фотография и живопись». Летом 1870 года И. И. Шишкин работал в Нижнем, расцвечивал акварелью фотографические виды города по заказу Карелина, которому нижегородское дворянство поручило составить альбом для поднесения Александру II. В экспозиции представлен лист из альбома А. О. Карелина и И. И. Шишкина «Нижний Новгород», хранящегося в Государственном Русском музее. Участие художника в этом забытом проекте тем более интересно, что Карелин был одним из выдающихся мастеров фотографии второй половины XIX века. Художественная одарённость сочеталась в нём с талантом изобретателя. С помощью добавочных оптических линз ему первому удалось получить чёткое изображение в нескольких планах на одном негативе. Снимки «Катание на Чёрном пруду», «Любительницы гравюр» и «Девушки с альбомами» дают возможность оценить достоинства его фотографий с точки зрения передачи пространственной глубины и свето-воздушных эффектов.

Юбилейная выставка Ивана Ивановича Шишкина, благодаря дидактической зоне в экспозиции, позволила специалистам поставить и отчасти осмыслить проблему взаимосвязи живописи и фотографии в XIX веке, что в какой-то степени меняет представление о том, как связан реализм с фотографией и другими научно-техническими изобретениями той эпохи.

А у зрителей появилась возможность в одном пространстве, в одном контексте увидеть хрестоматийные живописные произведения, тиражную графику и репродукции, оказаться чуть ближе к зрителям эпохи позитивизма, для которой характерно увлечение оптическими эффектами увеличения, преломления, стереоскопии. Увидеть мир через оптику второй половины XIX века можно, заглянув в окуляры стереоскопа, где стереопара (удвоенное изображение) создаёт эффект реального объёма, и рассмотрев через линзу графоскопа пейзаж И. И. Шишкина. На выставке можно было также увидеть волшебный эффект светописи - перевёрнутое отражение натуры, светящееся на матовом стекле большого фотоаппарата.

Среди посетителей выставки не было равнодушных. Шишкин «влюблён во всё своеобразие каждого дерева, каждого куста, каждой травки, и как любящий сын, дорожащий каждою морщиною на лице матери, он с сыновней преданностью, со всей суровостью глубокой искренней любви передаёт в этой дорогой ему стихии лесов всё, всё до последней мелочи, с умением истинно классическим», - писал историк искусства А. В. Прахов. Влюблённость художника передаётся и зрителям.

Красноярская коллекция гравюр И.И. Шишкина, которой посвящена публикуемая статья, представлена посетителям Новосибирского государственного художественного музея на выставке «Патриарх лесов» , открывшейся в июле 2017 года в рамках долговременной выставочной программы «Музеи России - Новосибирску».

Боясь идти наперекор скромности уважаемого профессора,
не станем распространяться в похвалах таланту его как гравера.
Скажем только, что если он - один из первых в ряду
современных русских живописцев пейзажа, то как
гравер-пейзажист - единственный и небывалый в России.

А.И. Сомов

И.И. Шишкин

Иван Иванович Шишкин был не только прекрасным живописцем и рисовальщиком, но и крупнейшим мастером гравюры и литографии в России второй половины XIX века. Известный исследователь творчества Шишкина Г.П. Павлова указывает на то, что всего им было создано сто двенадцать офортов и сорок семь литографий, усовершенствован и введен в России способ гравирования, называемый выпуклым офортом или автоцинкографией, который позволяет печатать репродукции одновременно с текстом. Иван Иванович создал около трех десятков произведений в этой технике, предназначенных в качестве приложений к газетам журнального типа «Пчела», «Свет» и «Нива». С его именем связано возрождение авторского эстампа России второй половины XIX века. До этого времени русские художники-граверы, как правило, копировали западноевропейские образцы или собственные картины. Шишкин вначале также увидел в классических печатных техниках, офорте и литографии, средства для создания более качественных и дешевых репродукций своих произведений, но скоро осознал, что эти техники открывают новые возможности выражения, и обратился к авторскому эстампу.

Еще одной характерной чертой Шишкина было то, что он не только создавал композицию, многократно перерабатывал доски и печатал пробные оттиски, но и, в отличие от многих предшественников, собственными руками печатал основной тираж своих гравюр и литографий.

В собрании Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова хранится небольшая, но очень интересная коллекция эстампов И.И. Шишкина разных периодов его творчества, насчитывающая сорок два произведения.

Большинство листов ранее находилось в частной коллекции Алексея Порфирьевича Ильинского. Об этом человеке хотелось бы сказать несколько слов.

Алексей Порфирьевич Ильинский - ученый-ботаник с мировым именем, доктор биологических наук. Родился он 20 мая 1888 года в городе Сарапуле Вятской губернии в семье земского врача. В 1912-м закончил Петербургский университет. Основная научно-исследовательская работа Ильинского проходила в Ботаническом институте Академии наук СССР, где он проработал более двадцати пяти лет. Здесь Алексей Порфирьевич создал все свои основные работы, сделавшие его общепризнанным авторитетом в области географии растений и геоботаники, растительности земного шара, методики стационарных геоботанических исследований, знатоком тропических растений, оранжерейной культуры и ботанических садов. Всего им опубликовано около ста пятидесяти работ. Одновременно А.П. Ильинский занимался и педагогической деятельностью: преподавал в Ленинградском университете, педагогических институтах в Твери и Ленинграде, где читал курс систематики и географии растений. Ильинский был одним из лучших в СССР знатоков ботанических садов. Им разработаны основы организации большого ботанико-географического парка под Ленинградом, советского ботанического сада.

Но интересы А.П. Ильинского не ограничивались лишь наукой: он очень любил искусство, сам неплохо рисовал, хорошо разбирался в музыке, был одним из учредителей музея в родном Сарапуле, много сделал для формирования его естественнонаучного собрания, щедро делясь своими экспонатами. Кроме того, Ильинский был обладателем одной из самых интересных коллекций офортов И.И. Шишкина.

И.И. Шишкин
Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова

Значительная часть гравюр из коллекции Ильинского (листы из альбома 1885 - 1886 годов), находящихся сегодня в Красноярском художественном музее, ранее входила в собрание Анатолия Евграфовича Пальчикова, страстного поклонника творчества Шишкина, который собирал, изучал офорты и рисунки Ивана Ивановича, а в 1885 году издал «Перечень печатных листов Шишкина» - сборник, ставший второй попыткой систематизации печатной графики известного гравера-пейзажиста .

Печатной графикой Шишкин занимался на протяжении всей жизни. Первый офорт был создан им в 1853 году во время учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В годы пенсионерской поездки за границу он, помимо живописи, обучался искусству гравирования у Рудольфа Коллера из Швейцарии и в 1864 году исполнил под его руководством два офорта.

По возвращении на родину Шишкин продолжил работу в области тиражной графики.

На протяжении 1860-х годов Иван Иванович создал ряд литографий: в 1861 году несколько листов художника было напечатано в «Русском художественном альбоме» вместе с литографиями В. Перова, А. Волкова, Н. Петрова и других. В 1868 году было издано шесть литографий Шишкина под общим названием «Этюды с натуры пером на камне». После 1870 года он всего три раза обращался к этой технике.

В самом конце 1860-х годов Шишкин, не оставляя живописи, начал систематически работать и в области офорта, а затем вступил в основанный Андреем Ивановичем Сомовым кружок аквафортистов.

На протяжении последующих десятилетий художник неоднократно издавал свои офорты как отдельными листами, так и альбомами.

Первый самостоятельный альбом офортов под названием «Гравюры на меди крепкой водкой И.И. Шишкина» Иван Иванович подготовил и напечатал сам в мае 1873 года. Альбом состоял из титульного листа и десяти офортов и был выпущен в качестве премии Общества поощрения художеств. Некоторые гравюры представляли собою композиционные варианты известных его картин (наиболее ярким примером является офорт «На порубке» (1873), композиция которого очень близка к картине «Рубка леса»). Но большая часть - это оригинальные произведения. Альбом быстро был распродан.

В коллекции печатной графики Красноярского художественного музея хранятся два листа из этого альбома, исполненные травленым штрихом, акватинтой, рулеткой.

Первый оттиск - это проект титульного листа альбома, довольно редкий офорт, исполненный до основного тиража, композиция которого в целом совпадает с окончательным вариантом, за исключением надписи гравюры и подписей на листе.

Следующий лист, «Лесная околица», был сделан Шишкиным для альбома 1873 года и также вошел в альбомы 1878 и 1894 годов (№ 42). В коллекции художественного музея представлен 3-м состоянием (с маленьким белым облаком в левом верхнем углу).

И.И. Шишкин
Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова

В 1878 году Шишкиным был издан второй альбом «25 гравюр на меди И.И. Шишкина», состоявший из титульного листа и двадцати пяти офортов. Этот альбом автору помогал готовить его друг, пейзажист Иван Васильевич Волковский, с которым они когда-то вместе учились в Академии художеств. Два офорта в этом издании были отпечатаны с досок, исполненных еще в 1870 году. Треть составляли те, что Шишкин гравировал для альбома 1873 года, остальные были новыми. Тираж издания составил около семидесяти экземпляров. Для создания листов этого альбома мастер часто использовал пропечатывание (один из способов внесения тона в офортное изображение) и сухую иглу.

В красноярском музее есть экземпляры титульного листа и восьми офортов из этого альбома. Рассмотрим каждый из них.

Классический вариант титульного листа 1878 года (3-е состояние) выполнен травленым штрихом, акватинтой и рулеткой. Доска для него была переделана с доски заглавного листа к альбому 1873 года, отсюда большое сходство в композиции.

Лист «Крестьянка, сходящая с лестницы» представлен в коллекции Красноярского художественного музея 2-м состоянием. Работа была опубликована в альбоме 1878 года, а также печаталась отдельно. Исполнена травленым штрихом, пропечатыванием, рулеткой.

Гравюра «Зимняя ночь» представлена пробным, довольно редким для альбома 1878 года оттиском (2-е состояние). Много лет спустя эта доска была композиционно переделана Шишкиным для альбома 1894 года. Исполнена травленым штрихом, акватинтой. Для усиления светотеневых контрастов Шишкин использует «ступенчатое», то есть многократное травление.

«Белые цветы» - по словам известного петербургского искусствоведа Н.К. Марковой, «маленький шедевр Шишкина». Лист создан при помощи тонировки поверхности доски пропечатыванием ткани, а затем - многократным ее травлением с поэтапным нанесением защитного лака на отдельных участках гравюры для передачи разных по яркости оттенков светлого тона. Техника: пропечатывание, травленый штрих, сухая игла. Печатался отдельно, вошел в альбомы 1878 и 1894 годов. В коллекции красноярского музея находится лист очень редкого (1-го) состояния, в котором средняя часть листьев мать-и-мачехи совершенно белая, без прожилок.

Лист «Облака над рощей» (6-е состояние), вошедший в альбом 1878 года, также печатался отдельно.

Гравюра «На лесной меже» известна в двух состояниях, в красноярском музее хранится классический вариант из альбома 1878 года (2-е состояние). Лист исполнен тонко, с большой тщательностью; в изображении неба применена легкая, почти незаметная акватинта. Вошел в альбомы 1878 и 1894 годов.

Гравюра «Мостик» известна в шести состояниях. Исполнена акватинтой, рулеткой, пропечатыванием. В собрании красноярского музея есть два варианта работы (оба с крестьянкой):

Редкий пробный экземпляр, отличающийся тем, что трава на полянке, над кустом камыша, вытерта;

Вариант из альбома 1878 года, для которого доска была пройдена вновь, кроме того, мастер добавил пропечатывание.

Офорт «Окраина сосновой рощи» представлен 3-м состоянием (небо слева пройдено горизонтальными линиями). Лист исполнен травленым штрихом и акватинтой. Печатался также отдельно.

Следующий лист из этого альбома, находящийся в красноярской коллекции, - это «Крестьянка с коровами», один из популярных офортов Шишкина; сам автор издавал его в альбомах 1873, 1878, 1894 годов, а также отдельно. Лист представлен в 3-м состоянии из трех.

В 1886 году был выпущен третий альбом - «Офорты И.И. Шишкина. 1885 - 1886». Он состоял из двадцати шести абсолютно новых произведений (титульного листа и двадцати пяти офортов). Покровителем издания выступил столоначальник Петербургского лесного департамента Анатолий Евграфович Пальчиков - уроженец Казани, любитель леса и картин Шишкина, в котором он видел земляка. Третий альбом был издан в типографии А.В. Суворина и был предназначен для показа на выставке. После перерыва в 1885 году Шишкин вновь взялся за гравировальную иглу и за короткое время, к зиме 1886 года, все двадцать пять досок были готовы. Предполагалось печатать этот альбом в гравировальной мастерской Академии художеств, где над ним трудился опытный мастер Келенбенц. Но семидесятилетний печатник не выдержал напряженной работы и заболел. «Немедленно Шишкин сделал себе передник, надел нарукавники, натер краски и принялся печатать сам, в своем кабинете, на своем маленьком станочке. В 2-3 дня все было окончено. Художник не только печатал листы, но и варьировал их до бесконечности - рисовал на доске краской, клал новые тени, делал другие пятна, звезды, лунные блики и проч. И дал, таким образом, целый ряд блестящих художественных отпечатков».

В собрании Красноярского художественного музея хранятся двенадцать офортов из этого альбома. Листы принадлежат к основному тиражу, напечатанному в мастерской Академии художеств Келенбенцом, а гравюры «Первый снег», «Березняк» (два варианта), «Ели» были напечатаны самим Шишкиным. Рассмотрим некоторые офорты.

Открывает альбом титульный лист, исполненный травленым штрихом, пропечатыванием, рулеткой. Спустя несколько лет (в 1892 году) доска была перегравирована Шишкиным для альбома 1894 года. Вместо даты «1886» появилось «1870 - 1892».


И.И. Шишкин
Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова

Гравюра «Поле» известна в семнадцати состояниях. В красноярском музее - три пробных оттиска для альбома 1886 года. Все они исполнены травленым штрихом, мягким лаком, пропечатыванием, акватинтой.

Для листов этого альбома характерно использование Шишкиным мягкого лака - разновидности офорта, названной так потому, что поверхность доски перед началом работы грунтуется лаком с добавлением сала. Затем доска покрывается тонкой бумагой, на которую наносится рисунок обычным карандашом. При последующем удалении бумаги вместе с ней отрываются частицы лака, налипшие в местах нажима карандаша. После этого доска подвергается травлению. Полученное изображение напоминает карандашный рисунок по бумаге на шероховатой фактуре.

Художник нередко изображал широкие панорамные виды. Один из блестящих образцов подобного пейзажа - офорт «Вид с берегов Камы близ Елабуги». Исполнен травленым штрихом, акватинтой, сухой иглой; имеет надпись: «Оттискъ печатанъ А.Х. Келенбенцомъ».

Офорты «Первый снег», «Ночь» содержат элементы жанрово-повествовательного пейзажа; оба вошли в альбомы 1886 и 1894 годов.

Последний альбом «60 офортов профессора Ив. Ив. Шишкина» вышел в свет в декабре 1894 года в издании товарищества А.Ф. Маркса. Издание включало большинство уже известных листов малого формата и целый ряд новых. Помощь в его выпуске вновь оказывал Пальчиков. Это издание стало своего рода подведением итога деятельности Шишкина-офортиста. Листов из этого альбома в коллекции Красноярского художественного музея не обнаружено.


И.И. Шишкин
Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова

В разные годы Шишкин печатал отдельные офорты. В собрании музея находятся несколько таких листов. Гравюра «Рыболовы» (1874) исполнена только травленым штрихом - основной офортной техникой; виртуозное владение линией проявляется здесь во всей полноте. «Весна» («Зорька») 1876 года - 2-е состояние (с надписью: «С картины, составляющей собственность…»), служившее приложением к четвертому выпуску журнала «Свет» за 1877 год. Лист «В Крыму (Гурзуф)» с изображением склона горы, усеянного каменистой породой, напечатан самим Шишкиным. Этот офорт является композиционным вариантом картины «У окрестностей Гурзуфа» (1879) и также вошел в альбом 1894 года под названием «Крым» (1892). «Крымский вид» (1882, травленый штрих, рулетка) известен в восьми состояниях, в красноярском музее - 8-е состояние, выпущенное в качестве приложения к «Вестнику изящных искусств».

Официальным признанием заслуг Шишкина в области тиражной графики стала большая золотая медаль, которой художника наградили в 1895 году на первой Всероссийской выставке печатного дела, проходившей в Петербурге. Но работать в офорте мастер продолжал до конца жизни. В 1870-х годах, с целью «найти такой способ размножения своих композиций, который соединял бы в себе достоинства медного офорта с удобствами печатания в обыкновенном типографском станке, а, следовательно, превосходил бы офорт в отношении дешевизны и многочисленности получаемых равносильных оттисков, Шишкин предпринял ряд опытов цинкографии или, как он называл, выпуклого офорта». Многие цинкографии были опубликованы в журнале газетного типа «Пчела» «и были, бесспорно, лучшими между ее иллюстрациями. Уступая во многом настоящим офортным гравюрам, они по-своему интересны».

В Красноярском художественном музее находятся цинкографии «Пчельник», «Мать-и-мачеха», «Горы», «Сосновый лес», «Три дуба».

Относительно листа «Мать-и-мачеха» можно сказать, что в собрании Государственной Третьяковской галереи имеется одноименный рисунок 1874 года, который и был воспроизведен в технике выпуклого офорта как приложение к журналу «Пчела» (1876, № 24).

В 1887 году И.И. Шишкиным была создана картина «Дубы» (Государственный Русский музей). В том же году композиционный вариант этой работы был исполнен в офорте, названном «Три дуба». Вероятно, с офорта была сделана цинкография 1888 года «Три дуба», находящаяся в собрании красноярского музея.

Цинкография «Сосновый лес», воспроизводящая знаменитую картину Шишкина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872, Государственная Третьяковская галерея), была выпущена в качестве премии журнала «Пчела» за 1877 год.

Занятия печатной графикой стали самостоятельной и важной областью творчества И.И. Шишкина. Небольшая коллекция первоклассных образцов, хранящаяся в Красноярском художественном музее имени В.И. Сурикова, знакомит с потрясающими офортами художника и дает представление о его работе в области цинкографии.

Примечания

1 Выпуклым офортом назвал цинкографию редактор «Пчелы» А.В. Прахов.
2 Первая попытка составить перечень печатных листов Шишкина была сделана Е.Е. Рейтерном, опубликовавшим в 1883 году в «Вестнике изящных искусств» список офортов Шишкина (до 1883 года).
3 От издателя // 60 офортов профессора Ив. Ив. Шишкина 1870 - 1892. Собственность и издание Товарищества А.Ф. Маркс. СПб., 1894.
4 В собрании Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова имеются следующие листы из альбома 1886 года: «Титульный лист», «Этюд», «На Малой Неве», «Ночь», «Царев курган», «Дремучий лес», «Первый снег», «Задворье», «Кама», «Березняк», «Поле», «Ели».
5 Сомов А.И. И.И. Шишкин как гравер // Вестник изящных искусств. СПб, 1883. Т. 1. Вып. 1
6 Там же.
На выставке, организованной галереей «Кабинетъ», будут представлены 90 произведений тиражной графики знаменитого передвижника, включая 60 лучших офортов из ценной папки 1894 года

Антикварные галереи «Кабинетъ»
26 июля - 4 сентября 2016
ежедневно, кроме понедельника, с 11:00 до 20:00 в залах 14б и 15, 2-й этаж
Москва, ЦДХ, ул. Крымский Вал, 10

Офорты Ивана Ивановича Шишкина входят в число безусловных лидеров по ликвидности на российском аукционном рынке. Мы однажды подсчитали, что за 2014/2015 год из 100 выставленных работ Шишкина было продано 69. Это с учетом всех категорий, включая живопись и оригинальную графику. А уж отдельно в тиражной графике и вовсе продается почти все, что выставляется.

И это вполне объяснимо.

Первая причина: речь идет не об упражнении и не попутном направлении для творчества художника, а о работах в той технике, в которой Иван Шишкин был особенно силен. Шишкин был безупречно точным рисовальщиком. И если в живописи, в работе с цветом ему удавалось не все, то рисунок и сложные техники эстампа стали его подлинной стихией, где он чувствовал себя как рыба в воде.

Вторая причина еще проще: эти эффектные кропотливые подлинные офорты русского художника первого ряда стоят на российском рынке вполне посильные деньги - от 25 000 до 80 000 рублей за лист, чаще в районе 65 000 рублей. Эти вещи могут позволить себе многие коллекционеры.

Немало офортов передвижника разошлось и на аукционах дома «Кабинетъ», который и стал устроителем текущей выставки «Неизвестный Шишкин». Она откроется в центральных залах ЦДХ на Крымском Валу 26 июня и продлится до 4 сентября 2016 года.

Центром экспозиции станет, вероятно, раритетная папка издателя и книготорговца Альфреда Федоровича Маркса. В последнюю папку, изданную не очень большим тиражом, вошли 60 отборных офортов Шишкина - вершина его творчества в эстампе. При подготовке этого альбома Шишкин обновил свои старые доски, прошел офортной иглой, а некоторые даже доработал композиционно. В частности, такой доработке подвергся офорт «Зимняя ночь» 1876 года (сделанный за 18 лет до этого), который Шишкин даже переименовал в «Зимнюю лунную ночь». Кроме старых доведенных офортов, Шишкин включил в альбом 19 новых работ, прежде не издававшихся.

Судьба комплектных альбомов (как и книг художника и любых книг с литографиями) зачастую складывается непросто. У владельцев и продавцов велик соблазн их разукомплектовать и распродать по частям - так и проще и выгоднее. С папкой Маркса вышло так же. Вроде бы их было не так уж мало, а в комплектном виде до наших дней дошли лишь немногие. И выставка дает редкий шанс увидеть ее целиком.

В ЦДХ будут не только офорты Шишкина. «Кабинетъ» покажет существующий в единственном экземпляре цветной автопортрет Шишкина из собрания издателя А. Е. Пальчикова, уникальный офорт на шелке «Можжевельник. Крым» 1885 года и последнюю гравюру Шишкина «Дуб» (1897).

«Кабинетъ» обещает и другие сюрпризы. Покемонов не будет , зато устроители придумали «новую трактовку офортов Шишкина, перенеся их в 3D изображения и объединив получившиеся стереопостеры в тематические триптихи». В общем, пока не понятно. Зато понятно, что будут тарелки с репродукциями работ Шишкина и плакаты, выпущенные по специальной технологии. К выставке подготовлен каталог, в который вошли не только репродукции вещей из экспозиции, но все известные офорты Шишкина.

Владимир Богданов, AI

2012 Культурология и искусствоведение № 2(6)

УДК 76:027.7 (571.16)

М.А. Петрова

ОФОРТЫ И.И. ШИШКИНА В НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКЕ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА*

Статья посвящена коллекции «Офорты профессора И.И. Шишкина», которая хранится в фонде Научной библиотеки Томского государственного университета. Автор приводит предысторию создания данной коллекции и краткую характеристику техники офорта. Анализируются особенности альбома и история его появления в библиотеке. Коллекция рассматривается как часть наследия великого русского художника, которая характеризует его как талантливого офортиста.

Ключевые слова: И.И. Шишкин, офорты в Научной библиотеке Томского государственного университета, офорты И.И. Шишкина.

Иван Иванович Шишкин является одним из самых крупных русских пейзажистов второй половины XIX в. Чтобы понять его картины, ощутить своеобразие его незаурядной личности, необходимо познакомиться с его творческими позициями, взглядами, процессом духовного становления, развитием таланта пейзажиста.

Человек исключительного трудолюбия, Шишкин занимался живописью с настоящим упоением, с радостью и порой даже с ожесточением. «Художник и ученый совершенствуется до конца своих дней», - написал он на одном из рисунков, сделанном в Московском училище живописи, ваяния и зодчества .

Шишкин сумел в своем творчестве наиболее полно выразить народные представления о русской природе, русском лесе. Именно поэтому он считается одним из крупнейших представителей русской реалистической пейзажной живописи второй половины XIX в. «Шишкинский лес» стал таким же типичным понятием, как «тургеневская девушка» или «левитановская осень».

Шишкин принадлежал к кругу передовой академической молодежи, которая воспитывалась на идеях прогрессивной материалистической эстетики и литературы и восставала против искусства, чуждого современности, против казенно-бюрократических порядков. Для Шишкина долгом художника было войти в жизнь русского общества, заинтересоваться его судьбой, проникнуться «идеями века» .

Основанный на углубленном аналитическом исследовании природы, творческий метод Шишкина был созвучен эпохе просветительства со свойственным ей интересом к точным наукам, и в частности к естествознанию. Утверждение этого нового реалистического метода, который развенчивал освященные академическим авторитетом установки псевдоромантического пейзажа, явилось важнейшей заслугой художника.

* Статья подготовлена при финансовой поддержке совместного конкурса РГНФ и Администрации Томской области, проект №11-11-70001а/Т.

Ясное понимание задач, стоявших перед русским реалистическим искусством, ярко выраженный демократизм взглядов, неприятие академической системы естественно привели художника в ряды передвижников. Здесь, в Товариществе передвижных художественных выставок, одним из учредителей которого в 1870 г. стал Шишкин, он нашел истинных друзей-единомышленников, а его произведения - отзывчивого зрителя. С основания Товарищества передвижных художественных выставок Шишкин до конца своей жизни оставался в числе его членов .

Наряду с живописным наследием Шишкина большим и значительным вкладом в сокровищницу национальной художественной культуры являются также рисунки и многочисленные офорты, исполненные художником.

Офорт - способ изготовления авторской печатной формы, который соединяет методы ручного гравирования с химическим травлением. Медную или цинковую пластину толщиной от 0,5 до 2,5 мм покрывают кислотоупорным лаком или кислотоупорным грунтом, в состав которого входят воск, канифоль, асфальт. Линии рисунка процарапывают по лаковой пленке (грунту), обнажая поверхность металла. Затем пластину в несколько приемов травят: медную - раствором хлорного железа, цинковую - азотной кислотой, получая углубленные печатающие элементы. После первого травления, достаточного для незначительного углубления штрихов в самых светлых местах изображения, эти места закрывают защитным лаком, исключая их в дальнейшем из процессов травления. Затем подвергают пластину второму травлению, выкрывают лаком участки следующей градации тона и т.д. Благодаря этому штрихи получаются различной глубины и притом более простыми средствами, чем в резцовой гравюре. В конце лак удаляют.

Офортом называют и оттиск, полученный на бумаге с авторской печатной формы, изготовленной по данной выше технологии. Офорт - тиражная техника, где каждый оттиск пронумерован и является самостоятельным произведением. Как правило, это в среднем от 5 до 20 оттисков .

Много и серьезно работая в области гравирования, Шишкин добился больших успехов и занял почетное место в истории русского офорта XIX в. Склонность к занятиям гравированием обнаружилась у Шишкина еще в бытность его воспитанником Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Существует единственный отпечаток офорта «Горная дорога», подписанный «И.Ш.» (1853). Он воспроизводит, вероятно, какой-то чужой оригинал, но в манере исполнения уже чувствуется знакомство с правилами гравирования.

Посвящая летнее время работе над этюдами, Шишкин в зимнее время продолжал усиленно заниматься офортом, часто воспроизводя мотивы своих летних этюдов. Можно сказать, что опыт Шишкина в работе над живописными этюдами бесконечно обогатил и его офорты. Так, к 1886 г. художник выпустил уже три альбома офортов, последний из которых заключал в себе 25 листов. Некоторые листы художник печатал сам.

В 1894 г. петербургский издатель А.Ф. Маркс начал работать над последним альбомом офортов Шишкина, который вышел в свет в 1895 г. Шишкин передал в распоряжение издателя офортные доски, частью переработанные и исправленные им для данного издания. В результате этого был составлен

М.А. Петрова

альбом, включавший лучшие офортные листы художника и вышедший под названием «60 офортов профессора И.И. Шишкина».

Именно данное издание и было найдено в отделе книжных памятников и рукописей Научной библиотеки Томского государственного университета. Данное издание содержит в себе 54 офорта и 1 офорт-фронтиспис с заглавием и фамилией автора. На титульном листе было обозначено: «Счет Макушина. 9 января 1916 года. 25 рублей. Продано Профессору Михайловскому (философия права)» .

Действительно, преодолевая огромные трудности и совершенствуя свое мастерство, Шишкин как офортист представлял собой выдающееся явление. Его офорты составляют как бы энциклопедию русского пейзажа и не в меньшей степени, чем живописные работы, показывают широту и многогранность его таланта. Многие листы даны в различных «состояниях». Это показывает, что Шишкин в каждом выбранном им сюжете добивался не только удачного разрешения своего оттиска, но прежде всего внутренней завершенности создаваемого им образа. В этом отношении ярким примером служит его офорт «В Крыму», изображающий горный пейзаж. Он имеет ряд последовательно выполненных досок одного и того же мотива, в которых художник искал пути к созданию обобщенного возвышенного образа. Среди выполненных Шишкиным офортов имеется и автопортрет художника (1886).

В собрании помимо самих офортов, титульного листа присутствует также полный перечень офортов и предисловие, написанное издателем А.Ф. Марксом. Он отмечает особенности данного издания, рассказывает биографию художника и охарактеризовывает офорты и то, как Шишкин создавал их. «Он не только печатал листы, но и варьировал их до бесконечности, - пишет А.Ф. Маркс о подлинно творческом участии самого художника в издании альбома. - Шишкин рисовал на доске краской, клал новые тени... делал другие пятна, звезды, лунные блики. Весь в краске, возбужденный работой, сильный, уверенный, он являлся действительно большим мастером и повторял собой столь дорогой тип великих мастеров былого времени».

А.Ф. Маркс рассказывает и о художественной стороне альбома, отмечая, что почти все офорты проникнуты поэзией; что в каждом из них присутствует огромное «мастерство дела и рисунка».

Оставленные художником листы его офортов, вместе с досками, над которыми он так упорно работал, должны стать предметом серьезного и глубокого изучения. Для молодого поколения художников офорты Шишкина могут явиться настоящей школой, не только знакомящей с техническими приемами гравирования, но и вооружающей очень цельным методом, в основе которого лежала работа на натуре.

Офортные работы И. И. Шишкина отличаются тонким знанием природы, прекрасным и верным рисунком и совершенной техникой. Кроме обычного приема иглой, художник применял мягкий лак, акватинту, сухую иглу. Материалами для граверных произведений служили его многочисленные натурные рисунки. Своими автографическими офортными произведениями И.И. Шишкин намного расширил круг своих зрителей, привлекая их внимание к родной русской природе.

Творчество Шишкина является замечательным наследием русской культуры, имеющим мировую ценность. Высоко оцененный еще при жизни представителями передовой художественной общественности, Шишкин в наше время стал предметом подлинной гордости России. В свете современных художественных интересов оставшийся огромный живописный материал Шишкина представляет собой богатое наследие, отразившее передовые художественные идеи XIX в.

Офорты Шишкина, хранящиеся в Научной библиотеке Томского государственного университета, позволяют изучить бытование изданных знаменитым русским художником произведений. Также они обращают внимание на роль российских меценатов и издателей, таких как П.И. Макушин и А.Ф. Маркс, в судьбе российской живописи, в частности офортного искусства. Все это представляет собой огромный материал для изучения истории искусства, и составляющую часть культурного и духовного наследия страны.

Литература

1. История русской живописи. М. : Эксмо, 2010. 604 с.

2. Иван Иванович Шишкин. Переписка. Дневник. Современники о художнике / сост. и вступ. ст. И.Н. Шувалова. Л. : Искусство, 1978. 463 с.

3. Мальцева Ф. Мастера русского пейзажа. Иван Шишкин [Электронный ресурс] / Товарищество передвижных художественных выставок. Электрон. дан. М. : Товарищество худож-ников-передвижников, 2011. иЯЬ: http://tphv.ru/shishkin_malceva.php (дата обращения:

4. ЗвонцовВ.М., Шистко В.И. Офорт: техника, история. СПб., 2004. 269 с.

5. От издателя (предисловие А.Ф. Маркса) // 60 офортов профессора И.И. Шишкина. СПб.: Артистическое заведение А.Ф. Маркса, 1894.

Загрузка...
Top