Альбрехт Дюрер. Основоположник искусства немецкого Возрождения

Альбрехт Дюрер Автопортрет . 1498 Selbstbildnis mit Landschaft Дерево , масло . 52 × 41 см Музей Прадо , Мадрид (инв. P002179 ) Изображения на Викискладе

«Автопортрет» - картина Альбрехта Дюрера . Самый маленький из трех известных цветных автопортретов Дюрера.

История создания

На полотне стоит подпись художника: «Я написал это с себя / Мне было двадцать шесть лет / Альбрехт Дюрер (нем. Das malt ich nach meiner gestalt / Ich war sex und zwenzig Jor alt / Albrecht Dürer )». Поскольку художнику 21 мая исполнялось 27 лет, то можно с уверенностью сказать, что Дюрер закончил работу над своим портретом в начале 1498 года. Дюрер был сыном ювелира, приехавшего в Нюрнберг из Венгрии в середине XV в. Он является одним из известнейших представителей ренессанса в Германии . 1498 был важным для него годом. В этом году он опубликовал серию из 15 гравюр «Апокалипсис». В этом же году он вернулся из путешествия по Италии , в стиле его полотна заметно влияние венецианской и ломбардийской школы, в частности Джованни Беллини .

Художник и джентльмен

Поза художника на полотне очень спокойна и уверена. Он изобразил себя стоящим, слегка повернувшись в сторону, опираясь рукой на выступ. Фигура Дюрера занимает все полотно, почти касаясь головным убором верхней части картины. Его лицо и шея освещены светом, падающим в комнату, и длинные волнистые волосы изображены очень тщательно. По сравнению с более ранним автопортретом, у него здесь настоящая борода, которая была необычным атрибутом для молодых мужчин того времени. Одежда живописца очень изысканна. Его элегантный жакет окаймлен чёрным, под ним у него белая рубаха, вышитая на вороте. У него на голове полосатый головной убор, в тон жакета. Поверх плеча наброшена светло-коричневая накидка, которая удерживается шнуром обвитым вокруг его шеи. На руках у него кожаные перчатки тонкой выработки.

В комнате изображены арка , частично обрамляющая голову художника, а справа раскрытое окно с изысканным ландшафтом. Зелёные поля убегают вдаль к окружённому деревьями озеру, а позади видны покрытые снегами горы, вероятно напоминавшие Дюреру путешествие через Альпы тремя годами ранее. В Германии в это время художник всё ещё рассматривался как мастеровой , что было абсолютно неприемлемо для Дюрера. На автопортрете он изображен аристократом, высокомерным и щёгольским молодым человеком.

Его модный и дорогой костюм, как и горная цепь вдали за окном (уходящий вдаль горизонт), указывают на то, что он не считает себя больше ограниченным провинциалом.

Автопортреты Дюрера

Дюрер был первым западным художником, написавшим в течение своей жизни несколько автопортретов. Благодаря им можно проследить эволюцию живописца. Свой первый автопортрет Дюрер написал в 1484 г. в возрасте 13 лет, эта гравюра на серебре хранится в

Автопортрет,

Год создания: 1500.

Дерево, масло.

Оригинальный размер: 67×49 см.

Старая Пинакотека, Мюнхен / Selbstbildnis im Pelzrock, 1500. Öl auf Holz. 67 × 49 cm. Alte Pinakothek, München.

Описание картины Альбрехта Дюрера «Автопортрет»

Эта чудесная картина очень долго хранилась вдали от чужих глаз. Семья не хотела показывать её широкой публике. Написана она была анфас, где-то в 1500г. Это было новаторство. Ранее, портреты изображались в полупрофиль, в профиль. В таком виде, как нарисовал Дюрера, могли изображать только образы, касающиеся религии. И в наше время этот автопортрет пользуется огромной популярностью и славой.

«Автопортрет» или по-другому её называют «Автопортрет в одежде, отделанной мехом» известнейшая картина. На ней изображен молодой человек. По возрасту не более 30 лет. С длинными волнистыми волосами, бородкой и усами. Волосы, как будто накрутили перед позированием на бигуди. Губы у молодого человека красивые. Нижняя часть губы немного полноватая. Умный взгляд, красивые, но усталые глаза, белые нежные кисти рук свидетельствуют о лике, похожем на Иисуса Христа. Одна из рук лежит на воротнике халата. Это сам художник. Одет в шикарную богатую одежду, воротник, которой отделан мехом.

С двух сторон, на картине есть какие-то записи. Обычно, такие делали в то время на иконах. Схожесть художника с обликом спасителя очевидна. Классическое худое лицо, борода и усы напоминают Иисуса.

Своим портретом художник хотел показать человека нового времени. Сравнить его с богом. Он хотел оставить на полотне своё лицо в молодости. Смерть не должна коснуться его, он хотел сделать автопортрет на века. И у него это отлично получилась. Краска не должна поблекнуть на протяжении многих лет. Такие картины были очень характерны для эпохи того времени. Художник, таким образом, оставил невообразимый след о своём облике для всех поколений. Он добился, того чего хотел и о чём говорил своим современникам. Провозгласил идеал человека.

Первая треть XVI столетия - период расцвета портретной живописи в Германии. Оновоположником ренессансного портрета в его «гуманистической» иконографии, несомненно, является Альбрехт Дюрер (1471-1528).

Автопортрет 1500 года - одно из самых значительных произведений Альбрехта Дюрера, знаменующее его полную творческую зрелость. Из этого портрета исчезают все элементы наивной повествователъности; он не содержит никаких атрибутов, деталей обстановки, ничего побочного, отвлекающего внимание зрителя от образа человека. В основу изображения положено стремление к обобщенности образа, упорядоченности, внешней и внутренней уравновешенности.

Однако величайшая творческая честность Дюрера и никогда не изменяющая ему искренность заставляют его внести и в этот образ оттенок беспокойства и тревоги. Легкая складка между бровей, сосредоточенность и подчеркнутая серьезность выражения придают лицу налет едва уловимой грусти. Беспокойны полные динамики дробно вьющиеся пряди волос, обрамляющие лицо; тонкие выразительные пальцы рук как будто нервно движутся, перебирая мех воротника.

Дюрер придавал этому портрету особенное значение. Он не просто пометил его своей монограммой, но снабдил латинской надписью: "Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками..." Буквы написаны золотой краской, они перекликаются с золотыми вспышками в волосах и подчеркивают торжественность портрета.

Посмотрите на этот портрет. Вы видите Христа? А вот и нет. Это автопортрет немецкого художника Альбрехта Дюрера 1500 года. Казалось бы, что за неслыханная дерзость для начала 16 века, когда людей на портретах изображали в полупрофиль или в профиль. Что Дюрер хочет нам этим сказать?
Дюрер один из величайших художников эпохи Возрождения, немецкий Леонардо да Винчи. Он один из 18 (!) детей ювелира. Уже в 13 лет отец доверял ему рисовать эскизы для будущих украшений. Дюрер не только разноплановый живописец: он писал маслом, рисовал гравюры, изготавливал витражи. Он оставил множество работ по математике и астрологии. И вот, автопортрет в образе Христа.
Дюрер был ревностным христианином. Этот автопортрет - венец его философских размышлений о месте человека в этом мире. Он ставит себя наравне с Богом, ведь он, Дюрер, тоже творец. И это долг каждого христианина - уподобиться Иисусу Христу.
Увидеть этот автопортрет Вы можете в Старой пинакотеке в Мюнхене.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Автопортрет как изображение Христа?

Дюрер написал большое количество автопортретов. Однако этот самый известный. Почему? На этом портрете Дюрер изобразил себя в анфас без каких-либо сопутствующих предметов интерьера . Портрет построен по геометрическим канонам. Нос и кисть руки образуют ось симметрии , грудная клетка и предплечья - трапецию , а голова и распущенные до плеч волосы - треугольник . С точки зрения художественного мастерства эта картина удивительной красоты и качества.

Глаза на портрете с одной стороны глубоко вопрошающие, с другой - необычайной гипнотической силы. Сдержанность и внутренняя дисциплина сквозят в напряженном, глубоко взволнованном и эмоциональном облике. Уже начиная с XVI в. этот портрет рассматривался как изображение Христа. Кунстхалле в Бремене располагает рисунком Дюрера, датированным 1522 годом и подписанным художником «Автопортрет страдающего человека». Он изображает художника сидящего полностью обнажённым, с атрибутами страданий Христа в руках, с лицом, наполненным страданием и разбросанными в беспорядке волосами.

В своих литературных работах Дюрер призывал жить «по Христу». Мысль «имитации Христа» соответствует позднему средневековью и берет свое начало из Библии . Возникает чувство, что Дюрер писал свой портрет, руководствуясь этой религиозной целью. Это почти мистически идеализированное представление своего «Я» благодаря своей строгости исключает любое чувство банальности, которое могло бы возникнуть у наблюдателя. Художник неоднократно повторял, что изображение жизни и страданий Христа является одной из основных целей живописи.

"Природа наделила его телом, выдающимся своей стройностью и осанкой и вполне соответствующим в нём благородному духу… Он имел выразительное лицо, сверкающие глаза, нос благородной формы,…довольно длинную шею, очень широкую грудь, подтянутый живот, мускулистые бедра, крепкие и стройные голени. Но ты бы сказал, что не видел ничего более изящного, чем его пальцы. Речь его была столь сладостна и остроумна, что ничто так не огорчало его слушателей, как её окончание".
Иоаким Камерарий, современник Дюрера

А. Дюрер. Автопортрет. 1498

1498. Молодой и наряженный по итальянской моде, уже женатый к этому времени художник, вернувшийся из своего путешествия по Италии, написал на стене под окном: «Это я писал с самого себя. Мне было 26 лет. Альбрехт Дюрер».

Музей Прадо, Мадрид

Свои автопортреты Дюрер помещал на многих картинах, он подписывал полным именем практически все свои работы, ставил монограмму на гравюрах и на рисунках. Подписывать даже крупные произведения в те времена было не принято, ведь в эпоху Дюрера художник имел статус ремесленника, безличного исполнителя заказов. Автопортреты для Дюрера были просто естественным способом самовыражения и самопознания. В истории искусства же они стали важным событием: положили начало существованию нового жанра в живописи и одновременно послужили толчком к переоценке статуса художника.

Эти дюреровские автопортреты интригуют и завораживают нас и по сей день, ибо непостижимо, как уживались в этом человеке мрачный мистик, автор "Апокалипсиса" и "Страстей" с красавцем и модником, автор трактатов об искусстве с неудавшимся поэтом и специалист по фортификации, который мечтал научиться танцевать?!

Между тем гороскоп Дюрера, составленный современником-астрологом, описывал характер художника так: он добычлив, обладает исключительным талантом живописца, он удачливый любовник, его влечёт ко многим женщинам сразу; откровенен и прямодушен, любит оружие и охотно путешествует. Он никогда не впадёт в бедность, но и не разбогатеет. У него будет только одна жена.

Действительно, у Дюрера была лишь одна жена, Агнесса, у него был свой приличный дом и он обожал путешествовать. В 18 лет он отправился в своё первое путешествие по Германии, затем были Италия и Нидерланды. Он всегда медлил с возвращением в Нюрнберг. "О, как я буду мерзнуть без солнца!», - писал он с горьким сожалением своему другу Вилибальду Пиркгеймеру. Слишком много разочарований Дюрера было связано с родным городом, а вот за границей везде ждало его безоговорочное признание. Молва о путешествующем Дюрере опережала его, везде его встречали почитатели со щедрыми дарами. А Дюрер завязывал новые знакомства, рисовал гербы и писал портреты.

Он был невероятно жаден до новых впечатлений, многие из которых он описывал в своих путевых дневниках, а потом использовал в своей живописи. Однажды он ринулся в Зеландию, чтобы увидеть выбросившегося на сушу кита. Это путешествие закончилось плачевно: кита Дюрер так и не увидел, а сам чуть не погиб во время шторма. В другой раз он оказался свидетелем праздничной процессии в Анторфе. В шумном сопровождении барабанщиков и трубачей по городу передвигались представители всех сословий и профессий, а за ними «много повозок, маскированных фигур на кораблях и других сооружениях» с волхвами, пророками и святыми. В конце следовал большой дракон, которого вела на поводу св. Маргарита со своими девами; она была необыкновенно красива. А в Брюсселе Дюрер был изумлён увиденной им огромной кроватью во дворце Генриха фон Нассау, служившей для забавы хозяину, на которую тот имел обыкновение укладывать сразу до пятидесяти перепившихся гостей. Везде Дюрер выискивал себе экзотические модели: то он рисовал негра, то "негритянку Катерину", то носорога, то "чудовищную свинью", то сросшихся близнецов.
В совершенный восторг приводили Дюрера красивые вещи. Но самым большим потрясением были сокровища, вывезенные Кортесом из Золотой страны Мексики, которые он увидел в брюссельском дворце. Среди них были солнце из чистого золота шириною в целую сажень, такая же луна из чистого серебра, искусной работы оружие и другие искуснейшие вещи. «И я в течение всей своей жизни не видел ничего, чтобы так порадовало моё сердце, как эти вещи», - написал Дюрер в своём дневнике.
Любовь к изящным вещам заставляла Дюрера постоянно покупать и выменивать на гравюры всё новые и новые приобретения, которые он постоянно отсылал в Нюрнберг целыми сундуками. Чего только не было среди трофеев Дюрера: калькуттские орехи, старинный турецкий бич, попугаи, подаренные португальским купцом Родриго д`Амада, бычьи рога, непременный атрибут натюрморта «Vanitas vanitatis» череп, чаши из кленового дерева, зрительные стёкла, высушенная каракатица, крупная рыбья чешуя, мартышка, копыто лося, курительные трубки, большой черепаховый панцирь и ещё много всякой всячины. Дюрер постоянно приносил в дом бесполезные для хозяйства предметы. Но более всего прочего он, разумеется, ценил профессиональные аксессуары. Он не жалел денег на покупку самой лучшей немецкой, голландской, итальянской бумаги, гусиных и лебединых перьев, медных листов, красок, кистей, серебряных карандашей и гравировальных инструментов.

Он обожал делать подарки и, кажется, не меньше любил их получать. Дары, которые почитатели посылали своему кумиру, достигали порой немыслимых масштабов: то сотня устриц, то двенадцать кувшинов вина. Он раздаривал гравюры, а иногда и картины, припасал самые разные редкости для подарков своим друзьям и раздавал чаевые, что, впрочем, весьма педантично фиксировал в своих путевых дневниках.
Ещё одной страстью Дюрера была любовь к нарядам. Он тратил огромные деньги на приобретение многочисленных шуб, парчи, бархата и атласа. Он предпочитал белоснежный вамс с вышивкой и широкими до локтя рукавами и изящные головные уборы по итальянской моде. Он самым тщательным образом продумывал сочетания цветов и фасон своих одежд и подбирал к ним аксессуары. Причёска была для Дюрера не менее важна. Современник художника Лоренц Бехайм в письме сетовал на Дюрера за проволочки с заказанным портретом, упоминая "его мальчика", которому ужасно не нравится дюрерова борода (ежедневная ее завивка и укладка отнимает время, необходимое на написание портрета), а посему "ему лучше бы ее сбрить".
А вот перчатки для Дюрера были не просто модным аксессуаром, предназначенным защищать и украшать руки, перчатки были символом, отмечавшим его избранность, ведь руки его были не просто прекрасны, это были руки гения.
О твердости и точности его руки ходили легенды. Однажды в Венеции знаменитый итальянец Джованни Беллини пришёл к Дюреру и попросил: «Я хотел бы, чтобы ты подарил мне одну из тех кистей, которыми ты пишешь волосы». Тогда Альбрехт, нимало не мешкая, протянул ему разные кисти, подобные тем, какие употреблял и Беллини, и предложил ему вы¬брать ту, что ему больше нравится, или, если угодно, взять все. Но Беллини рассчитывал увидеть какие-то особенные кисти. Чтобы убедить Беллини в обратном, Альбрехт схватив одну из обычных кистей, виртуозно нарисо¬вал длин¬ные волнистые волосы, какие обычно носят женщины. Беллини следил за ним изумленный и впоследствии признавался многим, что не поверил бы никому на свете, кто рассказал бы об этом, если бы он не видел этого своими глазами.
Современник Дюрера, Кристоф Шейрль, рассказывал, как служанки не раз старательно пытались смахнуть написанную Дюрером паутину и как собака Дюрера однажды лизнула портрет, приняв его за хозяина.

Хотя Дюрер сам себя почитал за меланхолика, нрав его не отличался «ни мрачной суровостью, ни несносной важностью; и он отнюдь не считал, что сладость и веселье жизни несовместимы с честью и порядочностью», как писал Иоаким Камерарий.. И действительно, в дневниках Альбрехта полно подобных записей: «…истратил на купанье и пропил с приятелями 5 штюберов», «проиграл 7 штюберов господину Гансу Эбнеру в таверне «Зеркало» и т.д. Дюрер был завсегдатаем модных тогда общественных бань, где находил своих натурщиков, не тратя дополнительного времени на уговоры попозировать. На одной из своих гравюр («Мужская баня») Дюрер, как считают исследователи, изобразил себя в качестве флейтиста.

С детства Дюрер любил музыку и даже пытался музицировать сам на лютне. Он дружил с музыкантами и создал несколько их портретов. В своём предисловии к «Книге о живописи» Дюрер рекомендовал юношам, обучающимся ремеслу художника, отвлекаться непродолжительной игрой на музыкальных инструментах «для того чтобы согреть кровь», чтоб от чрезмерных упражнений ими не овладела меланхолия. Зачастую Дюрер изображал и себя в качестве музыканта.

Несомненно, Дюрер был увлечён собственным отражением в зеркале и считал себя привлекательным мужчиной, о чём упоминал в письмах к своему другу Вилибальду Пиркгеймеру. И ничто так красноречиво не говорит об этом, как автопортреты, которые Дюрер создавал на протяжении всей своей жизни. Даже больной и исхудавший, Дюрер всегда прекрасен.

Всю жизнь Дюрер одержимо пытался найти формулу красоты с линейкой и циркулем. В ранних трактатах о живописи он писал: «…что такое прекрасное - этого я не знаю…Никто, кроме Бога, не может судить о прекрасном». Но сколько бы он ни потратил времени на поиски идеальных пропорций человеческого тела, формула красоты была известна ему другими путями, «неисповедимыми». Ведь не зря он пережил пятнадцать своих братьев и сестёр, и две эпидемии чумы не коснулись его своим мертвящим дыханием, а красота Дюрера была свидетельством его избранности и выражением его собственного вечного стремления к гармонии.

Самый первый автопортрет 13-летнего Дюрера, который он нарисовал серебряным карандашом, будучи подмастерьем у своего отца - златокузнеца Альбрехта Дюрера-старшего. На нём написано: «Это я сам нарисовал себя в зеркале в 1484 году, когда я был ещё ребёнком. Альбрехт Дюрер»

3." Автопортрет с чертополохом" (на ранненововерненемецком это растение называлось «супружеская верность») Есть еще вариант "Автопортрет с остролистом" Дюрер создал в 1493 году в Базеле, где работал в мастерской неизвестного художника. Это первый автопортрет, написанный маслом, но не на доске, как было принято в то время среди немецких художников, а на пергаменте, наклеенном на холст. Этот портрет он отослал домой, сопроводив его двустишием «Идёт моё дело, как небо велело». Автопортрет находится в Лувре

Автопортрет 1500 года. Художник написал себя строго в анфас, что допускалось только в изображениях Христа. «Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками в возрасте 28 лет», - гласит надпись. Самоидентификация Дюрера с Христом в этом портрете предопределила последующие изображения Христа, которые он создавал,они всегда имели черты сходства с самим художником. Портрет находится в Старой Пинакотеке в Мюнхене

Поклонение волхвов (1504). Художник изобразил себя в виде одного из волхвов. Доска хранится в галерее Уффици во Флоренции

В Венеции в церкви Сан Бартоломео Дюрер написал картину «Праздник чёток», где по обычаю итальянских мастеров, поместил своё изображение на видном месте: из глубины нарядный Дюрер пристально наблюдает за зрителем. В руках у него развёрнутый лист бумаги с надписью по-латыни: «Сделал за пять месяцев. Альбрехт Дюрер, немец,1506 г.»
Картина хранится в Национальной галерее а Праге

Дюрер родился в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма. Его художественное дарование, деловые качества и мировоззрение формировались под влиянием трех людей, сыгравших наиболее важную роль в его жизни: отца, венгерского ювелира; крестного Кобергера, оставившего ювелирное искусство и занявшегося издательским делом; и ближайшего друга, Вилибальда Пиркхаймера — выдающегося гуманиста, познакомившего молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских мастеров. Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута. После нескольких лет учебы он поехал в Кольмар, чтобы познакомиться с великим гравером Мартином Шонгауэром, но не застал его в живых. 1492-1494 годы он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. Здесь молодой художник увлекся ксилографией и гравюрой на меди. Наконец, посетив еще и Страсбург, Дюрер вернулся на родину, но вскоре отправился в Венецию. По дороге мастер выполнил несколько замечательных акварельных пейзажей, которые являются одними из первых произведений этого жанра в западноевропейском искусстве. Но художника, по-видимому, не привлекал получивший широкое распространение в самом начале XVI века прием «сфумато» – туманной мягкости очертаний в живописи, и он продолжал писать в жестком линеарном стиле.

Дюрер с увлечением рассказывал о своей жизни, возможно, побуждаемый тщеславием; он описывал различные ее аспекты в семейной хронике, в дневнике, посвященном поездке в Нидерланды, и в нескольких письмах личного характера. Автопортреты Дюрера, еще более, чем его собственные слова, обнаруживают постоянное стремление к самопознанию и формированию собственной личности.

«Автопортрет с чертополохом» Дюрер создал в 1493 году в Базеле, где работал в мастерской неизвестного художника. Это первый автопортрет, написанный маслом, но не на доске, как было принято в то время среди немецких художников, а на пергаменте, наклеенном на холст. Здесь художнику двадцать два года. Изящным и извилистым контурам его щегольской одежды вторят волнистые линии длинных светлых волос. Этот портрет он отослал домой, сопроводив его двустишием «Идёт моё дело, как небо велело». Автопортрет находится в Лувре.

Автопортрет, 1493. Лувр, Париж

На мадридском «Автопортрете» (1498, Прадо) Дюрер предстает преуспевающим человеком. Его руки покоятся на парапете, за спиной открывается вид из окна. Здесь он уже показан с бородой, одетым в платье богатого бюргера. В этом портрете нашел отражение ренессансный подход к трактовке личности художника, который отныне должен рассматриваться не как скромный ремесленник, а как личность, обладающая высоким интеллектуальным и профессиональным статусом.

Автопортрет, 1498. Молодой и наряженный по моде, вернувшийся из путешествия по Италии, художник написал на стене под окном: «Это я писал с самого себя. Мне было 26 лет. Альбрехт Дюрер». Музей Прадо, Мадрид

В 1500 году эти тенденции достигают кульминации в «Автопортрете в образе Христа». Здесь идеализированный облик, известный по более ранним автопортретам, сменился на строгое, пронзительное изображение. Фигура строго фронтальна, глаза приковывают внимание, тона карнации дополнены разнообразными оттенками коричневого, фон темный. В этом произведении Дюрер, очевидно, стремился передать мысль, что художник, подобно Богу, является творцом.

Художник написал себя строго в анфас, что допускалось только в изображениях Христа. «Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками в возрасте 28 лет», — гласит надпись. Самоидентификация Дюрера с Христом в этом портрете предопределила последующие изображения Христа, которые он создавал,они всегда имели черты сходства с самим художником.

Автопортрет, 1500. Старая Пинакотека, Мюнхен

«Дюрер – больной», — написал художник в 1510 гогу, изобразив себя обнажённым. На животе он нарисовал жёлтый кружок и сделал пояснение: «Там, где жёлтое пятно и куда указывает мой палец, там у меня болит».

«Дюрер — больной», 1510. Кунстхалле, Бремен

Всю жизнь Дюрер как одержимый пытался найти формулу красоты с линейкой и циркулем. В ранних трактатах о живописи он писал: «…что такое прекрасное – этого я не знаю…Никто, кроме Бога, не может судить о прекрасном». Но сколько бы он ни потратил времени на поиски идеальных пропорций человеческого тела, формула красоты была известна ему другими путями, «неисповедимыми». Ведь не зря он пережил пятнадцать своих братьев и сестёр, и две эпидемии чумы не коснулись его своим мертвящим дыханием, а красота Дюрера была свидетельством его избранности и выражением его собственного вечного стремления к гармонии.

Текст: Мария Гринфельдт

Загрузка...
Top