Женские образы в творчестве и а бунина. Женские образы и их роль в рассказах И

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ПРОЗЕ. Во все времена русские писатели поднимали в своем творчестве «вечные вопросы»: жизнь и смерть, любовь и разлука, истинное предназначение человека, уделяли пристальное внимание его внут­реннему миру, его нравственным исканиям. Творческим кредо пи­сателей XIX-XX веков было «углубленное и сущностное отражение жизни». К познанию и осмыслению индивидуального и националь­ного они шли от вечного, общечеловеческого.

Одной из таких вечных общечеловеческих ценностей является любовь - уникальное в своем роде состояние человека, когда в нем возникает ощущение целостности личности, согласия чувственно­го и духовного, тела и души, красоты и добра. И именно женщина, ощутив полноту бытия в любви, способна предъявить к жизни вы­сокие требования и ожидания.

В русской классической литературе женские образы не раз ста­новились воплощением лучших черт национального характера. Сре­ди них галерея колоритных женских типов, созданная А. Н. Остро­вским, Н. А. Некрасовым, JI. Н. Толстым; выразительные образы героинь многих произведений И. С. Тургенева; пленительные жен­ские портреты И. А. Гончарова. Достойное место в этом ряду зани­мают замечательные женские образы из рассказов И. А. Бунина. Не­смотря на безусловные различия в жизненных обстоятельствах, ге­роини произведений русских писателей обладают, несомненно, глав­ной общей чертой. Их отличает способность любить глубоко и само­забвенно, раскрываясь как личность с глубоким внутренним миром.

Вспомним Надежду, героиню рассказа, давшего название цик­лу «Темные аллеи». История ее любви, к сожалению, «пошлая», «обыкновенная»: бывшая крепостная, «бессердечно» и «оскорбитель­но» брошенная молодым барином. В юности она была «волшебно» красива, «прекрасна», «горяча», искренне влюблена в Николеньку, как она называла тогда Николая Алексеевича. Да и он, казалось, любил ее. Восхищался ее красотой и молодостью, ее стройным ста­ном, дивными очами, читал прекрасные стихи про «темные аллеи»… Она подарила ему и «свою красоту», и «свою горячку», а он предал ее, не пожелав пренебречь общественными нормами, женился на жен­щине своего круга. Вскоре после разлуки с любимым Надежда по­лучила вольную. При ее красоте, молодости, обретенной свободе она тоже могла выйти замуж, обзавестись детьми, прожить вполне сча­стливую жизнь, но не захотела.

Через всю свою жизнь она пронесла глубокое чувство первой любви. Жизненный путь Надежды не был легким, но она не пала духом, сохранила чувство собственного достоинства. Она содержит постоялый двор, «деньги в рост дает», «богатеет», но живет по сове­сти, строга и справедлива, за это люди ее уважают. Но осень жизни женщина встречает в одиночестве, с затаенной обидой и несбывши- мися надеждами на любовь, которая и поныне жива в ее сердце. Как в юности у нее не было никого дороже Николеньки, «так и потом не было», но Надежда не смогла простить, не смогла забыть нанесен­ную обиду. Случайная встреча после тридцатилетней разлуки да­рована Надежде самой судьбой как возможность понять и простить, потому что исправить ничего нельзя.

Понятно, что социальное неравенство героев - это только вне­шняя причина их несостоявшегося счастья. «С годами все прохо- дит, - утверждает герой. - Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать». «Что кому Бог дает, Николай Алексеевич, - спорит с ним Надежда. - Молодость у всякого про­ходит, а любовь - другое дело». Любовь остается в душе навсегда, говорит нам автор, потому что любовь - огромная сила, способная перевернуть всю жизнь и мироощущение человека. Любовь трагична и часто приносит страдания, но она же дарит и незабываемые ми­нуты счастья, возвышая человека, поднимая над миром житейской суеты и запоминаясь на всю жизнь. Сила любви - в духовной зна­чимости ее для человека.

В любви, в особенностях переживания этого чувства человеком Бунин видел проявление наиболее общих законов жизни, связь лич­ности с жизнью Вселенной. История юной гимназистки Оли Мещер­ской из рассказа «Легкое дыхание» вроде бы никак не связана с заявленными темами, но это только на первый взгляд. Уже в самом начале рассказа вырисовывается тема произведения - тема жизни и смерти, их неразрывной связи и непостижимой тайны: «На клад­бище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий… В самый же крест вделан довольно большой выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне - фото­графический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами». А дальше следует рассказ о главной героине, Оленьке Мещерской.

Бунин не стал выстраивать историю жизни своей героини в хро­нологическом порядке. Он высветил лишь несколько эпизодов, в которых наиболее ярко проявляется ее сущность. Оля изображается на общем фоне жизни, постепенно из него выделяясь. Девочкой она ничем не отличалась от других «хорошеньких, богатых и счастли­вых» гимназисток. Так же, как и многие из них, была способна, шаловлива и беспечна к наставлениям классной дамы, но затем ста­ла «расцветать, развиваться не по дням, а по часам» и в пятнадцать лет уже слыла настоящей красавицей. «Без всяких ее забот и уси­лий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года из всей гимназии, - изящество, нарядность, ловкость… » Обаяние Оленьки безотказно действует на окружающих. Ее любят первоклассницы, в нее влюблен гимназист Шеншин, ею очарованы и 56-летний Малютин, и молодой казачий офицер.

В гимназии же поступки Оли, ее «ветреное» поведение становят­ся предметом всеобщего обсуждения и осуждения. Никому не дает покоя ее неуемная жажда жизни, веселье, ясный блеск глаз. «Она совсем сошла с ума», - говорят о ней. Сама же Оля тяжело пере­живает свое неожиданное взросление. Да, Мещерская не слушает наставлений, не пытается жить сообразно с нормами, но ведь и нор­мы эти условны. Не случайно соблазнителем девушки оказывается «друг и сосед папы», брат начальницы гимназии.

Страничка из дневника, где Оля описывает вначале свою радость и счастье от общения с окружающим миром, а потом отвращение, после того как ее соблазнил немолодой уже человек, свидетельству­ет о том, что героиню ошеломляет открытие собственной сущности. «Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..» Девушке кажет­ся, что жить далее невозможно, и ее смерть представляется не слу­чайной. Складывается впечатление, что она сама стремится навстре­чу своей гибели.

В финале произведения Оля рассказывает своей подруге о том, что в одной из папиных книг прочла, какой красотой должна обла­дать настоящая женщина: «Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь… но главное, знаешь ли что? - Легкое дыха­ние! А ведь оно у меня есть…» Оля Мещерская действительно обла­дала легким, естественным дыханием. Она словно готовилась к ка­кой-то особенной, неповторимой судьбе, которая достойна только избранных, но Олино «легкое дыхание», ее радостное и беспечное восприятие жизни оказывается несовместимым с самой жизнью: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облач­ном небе, в этом холодном весеннем ветре», стало его неотъемлемой частью.

Слово «снова» как бы подчеркивает быстротечность жизни, лег­кость исчезновения, и в то же время в нем чувствуется непобеди­мая вечность: молодость и красота обречены на гибель (смерть или старость), но они остаются жить вечно (в памяти, в новых проявле­ниях). Таким образом, противостояние жизни и смерти разрешает­ся в конце концов в пользу жизни, так как тяга к прекрасному, свет­лому, совершенному, воплощенная в образе Оли Мещерской, не ис­чезнет никогда.

Через все творчество Бунина проходит мотив тоски по уходяще­му прошлому и противостояния человека бездушной цивилизации нового времени. И если в большинстве его произведений единствен­ной спасительной силой выступает любовь, то единственная сила, достойная соперничать с любовью, - это сила веры, религии. Об­раз главной героини рассказа «Чистый понедельник» убедительно доказывает, что есть чувства не менее высокие и сильные, чем лю­бовь, но это тоже загадка, тайна, не подвластная человеческому ра­зуму.

Героиня рассказа «Чистый понедельник» молода, богата и нео­быкновенно хороша собой. Любуясь внешностью девушки, герой под­черкивает, что красота у нее была какая-то восточная - «индийс­кая, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как чер­ный соболиный мех, брови черные, как бархатный уголь, глаза…» В ее жизни есть все - комфорт, изящество, независимость, возмож­ность наслаждаться жизнью, но буквально с первых строк чувству­ется, что в ее душе нет счастья и покоя. Очевидна ее неудовлетво­ренность жизнью. «Похоже было на то, что ей ничто не нуждо, - поясняет герой, - ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и не­любимые, все книги, какие я ей привозил, она всегда прочитывала, …обедала и ужинала с московским пониманием дела», посещала балы и театры, ее явной слабостью была «хорошая одежда, бархат, шел­ка, дорогой мех».

Героиня мучительно ищет свое призвание, пытаясь соединить удовольствие от красивой одежды, вкусной еды, цветов, богемной жизни со стремлением к чистоте, строгости, аскетизму, свойствен­ным русской православной культуре. В ее жизни рядом сосуществу­ют и эротические романы нового времени (Пшибышевского, Тетмай- ера, Шницлера), и творчество современников - Андрея Белого, Ва­лерия Брюсова, Леонида Андреева с тяготением к древнерусской «допетровской» культуре, вылившейся в открытое сопоставление своей жизни с поэтичной «Повестью о Петре и Февронии Муромс­ких». Несмотря на то что героиня благосклонно принимает ухажи­вания влюбленного поклонника, сама она не любит, вернее, не мо­жет полюбить, не видя в осуществленной любви пути к осмыслен­ной жизни. Ее мечта о единственной, чистой и возвышенной любви, соединяющей супругов и после смерти, сосуществует с представле­нием о любящем ее человеке как дьявольском искушении, огнен­ном змие, который в людском обличии «зело прекрасен». Двойствен­ность натуры героини объясняется не только несовместимостью внешней бытовой жизни и глубинной внутренней работы (герой го­ворит, что она много читала, «все что-то думала, все как будто во что-то мысленно вникала»), но и пересечением в тогдашней Моск­ве, да и в России вообще, двух противоположных культур со взаи­моисключающими традициями. Отсюда и сосуществование взаи­моисключающих, на первый взгляд, обликов героини, истинной мос­ковской жительницы (скромной курсистки, светской львицы, «Ша­маханской царицы» и монахини), ее желаний и стремлений. Сама она томится, желая понять, прояснить единственно приемлемую для себя дорогу, но изначально не верит в возможность окончательного выбора: «А зачем все делается на свете? Разве мы понимаем что- нибудь в наших поступках? » Покоя ей не приносит даже столь нео­бычный выбор жизненного пути - служение Богу. Этот выбор ей и самой не кажется окончательным.

Ищущий взгляд в заключительной сцене говорит об отсутствии гармонии в душе молодой инокини, о незавершенности поиска.

Рассказ «Чистый понедельник» Бунин считал лучшим из всего, что им было написано. «Благодарю Бога, - говорил он, - что он дал нам возможность написать « Чистый понедельник ». За несложной фа­булой этого рассказа скрывается иносказательно, символически выра­женная мысль об историческом пути России. Загадочная героиня воп­лощает в себе не идею любви-страсти, а тоску по нравственному идеа­лу, потому так значимо в ней сочетание восточного и западного начал как отражение этого сочетания в жизни России.

Неожиданный уход героини в монастырь, так ошеломивший влюбленного в нее человека, символизирует особенный, «третий путь», который Бунин избрал для России. Это путь труда и смире­ния, обуздания страстей, в котором писатель видит возможность выйти за пределы западной и восточной обреченности, путь великих страданий, в которых Россия очистится и найдет свой, единственно верный, путь.

Во все времена русские писатели поднимали в своем творчестве "вечные вопросы": жизнь и смерть, любовь и разлука, истинное предназначение человека, уделяли пристальное внимание его внутреннему миру, его нравственным исканиям. Творческим кредо писателей ХІХ-ХХ веков было "углубленное и сущностное отражение жизни". К познанию и осмыслению индивидуального и национального они шли от вечного, общечеловеческого.

Одной из таких вечных общечеловеческих ценностей является любовь - уникальное в своем роде состояние человека, когда в нем возникает ощущение целостности личности, согласия чувственного и духовного, тела и души, красоты и добра. И именно женщина, ощутив полноту бытия в любви, способна предъявить к жизни высокие требования и ожидания.

В русской классической литературе женские образы не раз становились воплощением лучших черт национального характера. Среди них галерея колоритных женских типов, созданная А. Н. Островским, Н. А. Некрасовым, Л. Н. Толстым; выразительные образы героинь многих произведений И. С. Тургенева; пленительные женские портреты И. А. Гончарова. Достойное место в этом ряду занимают замечательные женские образы из рассказов И. А. Бунина. Несмотря на безусловные различия в жизненных обстоятельствах, героини произведений русских писателей обладают, несомненно, главной общей чертой. Их отличает способность любить глубоко и самозабвенно, раскрываясь как личность с глубоким внутренним миром.

Вспомним Надежду, героиню рассказа, давшего название циклу "Темные аллеи". История ее любви, к сожалению, "пошлая", "обыкновенная": бывшая крепостная, "бессердечно" и "оскорбительно" брошенная молодым барином. В юности она была "волшебно" красива, "прекрасна", "горяча", искренне влюблена в Николеньку, как она называла тогда Николая Алексеевича. Да и он, казалось, любил ее. Восхищался ее красотой и молодостью, ее стройным станом, дивными очами, читал прекрасные стихи про "темные аллеи"... Она подарила ему и "свою красоту", и "свою горячку", а он предал ее, не пожелав пренебречь общественными нормами, женился на женщине своего круга. Вскоре после разлуки с любимым Надежда получила вольную. При ее красоте, молодости, обретенной свободе она тоже могла выйти замуж, обзавестись детьми, прожить вполне счастливую жизнь, но не захотела.

Через всю свою жизнь она пронесла глубокое чувство первой любви. Жизненный путь Надежды не был легким, но она не пала духом, сохранила чувство собственного достоинства. Она содержит постоялый двор, "деньги в рост дает", "богатеет", но живет по совести, строга и справедлива, за это люди ее уважают. Но осень жизни женщина встречает в одиночестве, с затаенной обидой и несбывшимися надеждами на любовь, которая и поныне жива в ее сердце. Как в юности у нее не было никого дороже Николеньки, "так и потом не было", но Надежда не смогла простить, не смогла забыть нанесенную обиду. Случайная встреча после тридцатилетней разлуки дарована Надежде самой судьбой как возможность понять и простить, потому что исправить ничего нельзя.

Понятно, что социальное неравенство героев - это только внешняя причина их несостоявшегося счастья. "С годами все проходит, - утверждает герой. - Как это сказано в книге Иова? "Как о воде протекшей будешь вспоминать". "Что кому Бог дает, Николай Алексеевич, - спорит с ним Надежда. - Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело". Любовь остается в душе навсегда, говорит нам автор, потому что любовь - огромная сила, способная перевернуть всю жизнь и мироощущение человека. Любовь трагична и часто приносит страдания, но она же дарит и незабываемые минуты счастья, возвышая человека, поднимая над миром житейской суеты и запоминаясь на всю жизнь. Сила любви - в духовной значимости ее для человека.

В любви, в особенностях переживания этого чувства человеком Бунин видел проявление наиболее общих законов жизни, связь личности с жизнью Вселенной. История юной гимназистки Оли Мещерской из рассказа "Легкое дыхание" вроде бы никак не связана с заявленными темами, но это только на первый взгляд. Уже в самом начале рассказа вырисовывается тема произведения - тема жизни и смерти, их неразрывной связи и непостижимой тайны: "На кладбище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий... В самый же крест вделан довольно большой выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне - фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами". А дальше следует рассказ о главной героине, Оленьке Мещерской.

Бунин не стал выстраивать историю жизни своей героини в хронологическом порядке. Он высветил лишь несколько эпизодов, в которых наиболее ярко проявляется ее сущность. Оля изображается на общем фоне жизни, постепенно из него выделяясь. Девочкой она ничем не отличалась от других "хорошеньких, богатых и счастливых" гимназисток. Так же, как и многие из них, была способна, шаловлива и беспечна к наставлениям классной дамы, но затем стала "расцветать, развиваться не по дням, а по часам" и в пятнадцать лет уже слыла настоящей красавицей. "Без всяких ее забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года из всей гимназии, - изящество, нарядность, ловкость... ". Обаяние Оленьки безотказно действует на окружающих. Ее любят первоклассницы, в нее влюблен гимназист Шеншин, ею очарованы и 56-летний Малютин, и молодой казачий офицер.

В гимназии же поступки Оли, ее "ветреное" поведение становятся предметом всеобщего обсуждения и осуждения. Никому не дает покоя ее неуемная жажда жизни, веселье, ясный блеск глаз. "Она совсем сошла с ума", - говорят о ней. Сама же Оля тяжело переживает свое неожиданное взросление. Да, Мещерская не слушает наставлений, не пытается жить сообразно с нормами, но ведь и нормы эти условны. Не случайно соблазнителем девушки оказывается "друг и сосед папы", брат начальницы гимназии.

Страничка из дневника, где Оля описывает вначале свою радость и счастье от общения с окружающим миром, а потом отвращение, после того как ее соблазнил немолодой уже человек, свидетельствует о том, что героиню ошеломляет открытие собственной сущности. "Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход... Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!.." Девушке кажется, что жить далее невозможно, и ее смерть представляется не случайной. Складывается впечатление, что она сама стремится навстречу своей гибели.

В финале произведения Оля рассказывает своей подруге о том, что в одной из папиных книг прочла, какой красотой должна обладать настоящая женщина: "Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь... но главное, знаешь ли что? - Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть..." Оля Мещерская действительно обладала легким, естественным дыханием. Она словно готовилась к какой-то особенной, неповторимой судьбе, которая достойна только избранных, но Олино "легкое дыхание", ее радостное и беспечное восприятие жизни оказывается несовместимым с самой жизнью: "Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре", стало его неотъемлемой частью.

Слово "снова" как бы подчеркивает быстротечность жизни, легкость исчезновения, и в то же время в нем чувствуется непобедимая вечность: молодость и красота обречены на гибель (смерть или старость), но они остаются жить вечно (в памяти, в новых проявлениях). Таким образом, противостояние жизни и смерти разрешается в конце концов в пользу жизни, так как тяга к прекрасному, светлому, совершенному, воплощенная в образе Оли Мещерской, не исчезнет никогда.

Через все творчество Бунина проходит мотив тоски по уходящему прошлому и противостояния человека бездушной цивилизации нового времени. И если в большинстве его произведений единственной спасительной силой выступает любовь, то единственная сила, достойная соперничать с любовью, - это сила веры, религии. Образ главной героини рассказа "Чистый понедельник" убедительно доказывает, что есть чувства не менее высокие и сильные, чем любовь, но это тоже загадка, тайна, не подвластная человеческому разуму.

Героиня рассказа "Чистый понедельник" молода, богата и необыкновенно хороша собой. Любуясь внешностью девушки, герой подчеркивает, что красота у нее была какая-то восточная - "индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболиный мех, брови черные, как бархатный уголь, глаза..." В ее жизни есть все - комфорт, изящество, независимость, возможность наслаждаться жизнью, но буквально с первых строк чувствуется, что в ее душе нет счастья и покоя. Очевидна ее неудовлетворенность жизнью. "Похоже было на то, что ей ничто не нужно, - поясняет герой, - ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые, все книги, какие я ей привозил, она всегда прочитывала, ...обедала и ужинала с московским пониманием дела", посещала балы и театры, ее явной слабостью была "хорошая одежда, бархат, шелка, дорогой мех".

Героиня мучительно ищет свое призвание, пытаясь соединить удовольствие от красивой одежды, вкусной еды, цветов, богемной жизни со стремлением к чистоте, строгости, аскетизму, свойственным русской православной культуре. В ее жизни рядом сосуществуют и эротические романы нового времени (Пшибышевского, Тетмайера, Шницлера), и творчество современников - Андрея Белого, Валерия Брюсова, Леонида Андреева с тяготением к древнерусской "допетровской" культуре, вылившейся в открытое сопоставление своей жизни с поэтичной "Повестью о Петре и Февронии Муромских". Несмотря на то, что героиня благосклонно принимает ухаживания влюбленного поклонника, сама она не любит, вернее, не может полюбить, не видя в осуществленной любви пути к осмысленной жизни. Ее мечта о единственной, чистой и возвышенной любви, соединяющей супругов и после смерти, сосуществует с представлением о любящем ее человеке как дьявольском искушении, огненном змие, который в людском обличии "зело прекрасен". Двойственность натуры героини объясняется не только несовместимостью внешней бытовой жизни и глубинной внутренней работы (герой говорит, что она много читала, "все что-то думала, все как будто во что-то мысленно вникала"), но и пересечением в тогдашней Москве, да и в России вообще, двух противоположных культур со взаимоисключающими традициями. Отсюда и сосуществование взаимоисключающих, на первый взгляд, обликов героини, истинной московской жительницы (скромной курсистки, светской львицы, "Шамаханской царицы" и монахини), ее желаний и стремлений. Сама она томится, желая понять, прояснить единственно приемлемую для себя дорогу, но изначально не верит в возможность окончательного выбора: "А зачем все делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках?" Покоя ей не приносит даже столь необычный выбор жизненного пути - служение Богу. Этот выбор ей и самой не кажется окончательным.

Ищущий взгляд в заключительной сцене говорит об отсутствии гармонии в душе молодой инокини, о незавершенности поиска.

Рассказ "Чистый понедельник" Бунин считал лучшим из всего, что им было написано. "Благодарю Бога, - говорил он, - что он дал мне возможность написать "Чистый понедельник ". За несложной фабулой этого рассказа скрывается иносказательно, символически выраженная мысль об историческом пути России. Загадочная героиня воплощает в себе не идею любви-страсти, а тоску по нравственному идеалу, потому так значимо в ней сочетание восточного и западного начал как отражение этого сочетания в жизни России.

Неожиданный уход героини в монастырь, так ошеломивший влюбленного в нее человека, символизирует особенный, "третий путь", который Бунин избрал для России. Это путь труда и смирения, обуздания страстей, в котором писатель видит возможность выйти за пределы западной и восточной обреченности, путь великих страданий, в которых Россия очистится и найдет свой, единственно верный, путь.

Вряд ли кто-то будет спорить, что одни из лучших страниц бунинской прозы посвящены Женщине. Перед читателем предстают удивительные женские характеры, в свете которых меркнут мужские образы. Это особенно характерно для книги “Темные аллеи”. Женщины играют здесь главную роль. Мужчины, как правило, - лишь фон, оттеняющий характеры и поступки героинь.

Бунин всегда стремился постичь чудо женственности, тайну неотразимого женского счастья. “Женщины кажутся мне чем-то загадочным. Чем более изучаю их, тем менее понимаю” - такую фразу выписывает он из дневника Флобера.

Вот перед нами Надежда из рассказа “Темные аллеи”: “...в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой”. С удивительным мастерством Бунин находит нужные слова и образы. Кажется, что они имеют цвет и форму. Несколько точных и красочных штрихов - и перед нами портрет женщины. Однако Надежда хороша не только внешне. Она обладает богатым и глубоким внутренним миром. Более тридцати лет хранит она в душе любовь к барину, некогда соблазнившему ее. Они встретились случайно в “постоялой горнице” у дороги, где Надежда - хозяйка, а Николай Алексеевич - проезжий. Он не в состоянии подняться до высоты ее чувств, понять, отчего Надежда не вышла замуж “при такой красоте, которую...имела”, как можно всю жизнь любить одного человека.

В книге “Темные аллеи” много других обаятельнейших женских образов: милая сероглазая Таня, “простая душа”, преданная любимому, готовая ради него на любые жертвы (“Таня”) высокая статная красавица Катерина Николаевна, дочь своего века, которая может показаться слишком смелой и экстравагантной (“Антигона”) простодушная, наивная Поля, сохранившая детскую чистоту души, несмотря на свою профессию (“Мадрид”) и так далее.

Судьбы большинства героинь Бунина складываются трагически. Внезапно и скоро обрывается счастье Ольги Александровны, офицерской жены, которая вынуждена служить официанткой (“В Париже”), расстается с любимым Руся (“Руся”), умирает от родов Натали (“Натали”).

Печален финал еще одной новеллы этого цикла - “Галя Ганская”. Герой рассказа, художник, не устает любоваться прелестью этой девушки. В тринадцать лет она была “мила, резва, грациозна...на редкость, личико с русыми локонами вдоль щек, как у ангела”. Но время шло, Галя повзрослела: “...уж не подросток, не ангел, а удивительно хорошенькая тоненькая девушка... Личико под серой шляпкой наполовину закрыто пепельной вуалькой, и сквозь нее сияют аквамариновые глаза”. Страстным было ее чувство к художнику, велико и его влечение к ней. Однако вскоре он собрался уехать в Италию, надолго, на месяц-полтора. Напрасно уговаривает девушка своего возлюбленного остаться или взять ее с собой. Получив отказ, Галя покончила счеты с жизнью. Только тогда художник понял, что потерял.

Невозможно остаться равнодушным и к роковому очарованию малороссийской красавицы Валерии (“Зойка и Валерия”): “...она была очень хороша: крепкая, ладная, с густыми темными волосами, с бархатными бровями, почти сросшимися, с грозными глазами цвета черной крови, с горячим темным румянцем на загорелом лице, с ярким блеском зубов и полными вишневыми губами”. Героиня маленького рассказа “Комарг”, несмотря на бедность своей одежды и простоту манер, просто мучит мужчин своей красотой. Не менее прекрасна и молодая женщина из новеллы “Сто рупий”. Особенно хороши ее ресницы: “...наподобие тех райских бабочек, что так волшебно мерцают на райских индийских цветах”. Когда красавица полулежит в своем камышовом кресле, “мерно мерцая черным бархатом своих ресниц-бабочек”, помахивая веером, она производит впечатление таинственно прекрасного, неземного существа: “Красота, ум, глупость - все эти слова никак не шли к ней, как не шло все человеческое: поистине была она как бы с какой-то другой планеты”. И каковы же оказываются изумление и разочарование рассказчика, а вместе с ним и наши, когда выясняется, что обладать этой неземной прелестью может каждый, у кого в кармане найдется сто рупий!

Вереница обаятельнейших женских образов в новеллах Бунина нескончаема. Но, говоря о женской красоте, запечатленной на страницах его произведений, нельзя не упомянуть об Оле Мещерской, героине рассказа “Легкое дыхание”. Какая это была удивительная девушка! Вот как описывает ее автор: “В четырнадцать лет у нее, при тонкой талии и стройных ножках, уже хорошо обрисовывались груди и все те формы, очарование которых еще никогда не выразило человеческое слово; в пятнадцать она слыла уже красавицей”. Но главная суть очарования Оли Мещерской была не в этом. Всем, наверное, приходилось видеть очень красивые лица, на которые надоедает смотреть уже через минуту. Оля была прежде всего веселым, “живым” человеком. В ней нет ни капли чопорности, жеманства или самодовольного любования своей красотой: “А она ничего не боялась - ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена”. Девушка словно излучает энергию, радость жизни. Однако “чем прекраснее роза, тем быстрее она отцветает”. Финал этого рассказа, как и других бунинских новелл, трагичен: Оля погибает. Однако обаяние ее образа так велико, что и сейчас в него продолжают влюбляться романтики. Вот как пишет об этом К. Г. Паустовский: “О, если бы я знал! И если бы я мог! Я бы усыпал эту могилу всеми цветами, какие только цветут на земле. Я уже любил эту девушку. Я содрогался от непоправимости ее судьбы. Я... наивно успокаивал себя тем, что Оля Мещерская - это бунинский вымысел, что только склонность к романтическому восприятию мира заставляет меня страдать из-за внезапной любви к погибшей девушке”.

Паустовский же назвал рассказ “Легкое дыхание” печальным и спокойным размышлением, эпитафией девичьей красоте.

На страницах бунинской прозы есть немало строк, посвященных сексу, описанию обнаженного женского тела. Видимо, современники писателя не раз упрекали его в “бесстыдстве” и низменных чувствах. Вот какую отповедь дает писатель своим недоброжелателям: “...как люблю я... вас, “жены человеческие, сеть прельщения человеком”! Эта “сеть” нечто поистине неизъяснимое, божественное и дьявольское, и когда я пишу об этом, пытаюсь выразить его, меня упрекают в бесстыдстве, в низких побуждениях... Хорошо сказано в одной старинной книге: “Сочинитель имеет такое же полное право быть смелым в своих словесных изображениях любви и лиц ее, каковое во все времена предоставлено было в этом случае живописцам и ваятелям: только подлые души видят подлое даже в прекрасном...”

Бунин умеет очень откровенно говорить о самом интимном, но никогда не переступает ту границу, где уже нет места искусству. Читая его новеллы, не находишь даже намека на пошлость или вульгарный натурализм. Писатель тонко и нежно описывает любовные отношения, “Любовь земную”. “И как жену обнял и он ее, все ее прохладное тело, целуя еще влажную грудь, пахнущую туалетным мылом, глаза и губы, с которых она уже вытерла краску”. (“В Париже”).

А как трогательно звучат слова Руси, обращенные к любимому: “Нет, погоди, вчера мы целовались как-то бестолково, теперь я сначала поцелую тебя, только тихо, тихо. А ты обними меня... везде...” (“Руся”).

Чудо бунинской прозы достигнуто ценой великих творческих усилий писателя. Без этого немыслимо большое искусство. Вот как пишет об этом сам Иван Алексеевич: “...то дивное, несказанно-прекрасное, нечто совершенно особенное во всем земном, что есть тело женщины, никогда не написано никем. Надо найти какие-то другие слова”. И он нашел их. Словно художник и ваятель, Бунин воссоздал гармонию красок, линий и форм прекрасного женского тела, воспел Красоту, воплотившуюся в женщине.


Вряд ли кто-то будет спорить, что одни из лучших страниц бунинской прозы посвящены женщине. Перед читателем предстают удивительные женские характеры, в свете которых меркнут мужские образы. Это особенно характерно для книги «Темные аллеи». Женщины играют здесь главную роль. Мужчины, как правило, – лишь фон, оттеняющий характеры и поступки героинь. Бунин всегда стремился постичь чудо женственности, тайну неотразимого женского счастья. «Женщины кажутся мне чем-то загадочным. Чем более изучаю их, тем менее понимаю» – такую фразу выписывает он из дневника Флобера. Вот перед нами Надежда из рассказа «Темные аллеи»: «…в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой». С удивительным мастерством Бунин находит нужные слова и образы. Кажется, что они имеют цвет и форму. Несколько точных и красочных штрихов – и перед нами портрет женщины. Однако Надежда хороша не только внешне. Она обладает богатым и глубоким внутренним миром. Более тридцати лет хранит она в душе любовь к барину, некогда соблазнившему ее. Они встретились случайно в «постоялой горнице» у дороги, где Надежда – хозяйка, а Николай Алексеевич – проезжий. Он не в состоянии подняться до высоты ее Чувств, понять, отчего Надежда не вышла замуж «при такой красоте, которую… имела», как можно всю жизнь любить одного человека. В книге «Темные аллеи» много других обаятельнейших женских образов: милая сероглазая Таня, «простая душа», преданная любимому, готовая ради него на любые жертвы («Таня»); высокая статная красавица Катерина Николаевна, дочь своего века, которая может показаться слишком смелой и экстравагантной («Антигона»); простодушная, наивная Поля, сохранившая детскую чистоту души, несмотря на свою профессию («Мадрид») и так далее. Судьбы большинства героинь Бунина складываются трагически. Внезапно и скоро обрывается счастье Ольги Александровны, офицерской жены, которая вынуждена служить официанткой («В Париже»), расстается с любимым Руся («Руся»), умирает от родов Натали («Натали»). Печален финал еще одной новеллы этого цикла – «Галя Ганская». Герой рассказа, художник, не устает любоваться прелестью этой девушки. В тринадцать лет она была «мила, резва, грациозна… на редкость, личико с русыми локонами вдоль щек, как у ангела». Но время шло, Галя повзрослела: «…уж не подросток, не ангел, а удивительно хорошенькая тоненькая девушка… Личико под серой шляпкой наполовину закрыто пепельной вуалькой, и сквозь нее сияют аквамариновые глаза». Страстным было ее чувство к художнику, велико и его влечение к ней. Однако вскоре он собрался уехать в Италию, надолго, на месяц-полтора. Напрасно уговаривает девушка своего возлюбленного остаться или взять ее с собой. Получив отказ, Галя покончила счеты с жизнью. Только тогда художник понял, что потерял. Невозможно остаться равнодушным и к роковому очарованию малороссийской красавицы Валерии («Зойка и Валерия»): «…она была очень хороша: крепкая, ладная, с густыми темными волосами, с бархатными бровями, почти сросшимися, с грозными глазами цвета черной крови, с горячим темным румянцем на загорелом лице, с ярким блеском зубов и полными вишневыми губами». Героиня маленького рассказа «Камарг», несмотря на бедность своей одежды и простоту манер, просто мучит мужчин своей красотой. Не менее прекрасна и молодая женщина из новеллы «Сто рупий». Особенно хороши ее ресницы: «…наподобие тех райских бабочек, что так волшебно мерцают на райских индийских цветах». Когда красавица полулежит в своем камышовом кресле, «мерно мерцая черным бархатом своих ресниц-бабочек», помахивая веером, она производит впечатление таинственно прекрасного, неземного существа: «Красота, ум, глупость – все эти слова никак не шли к ней, как не шло все человеческое: поистине была она как бы с какой-то другой планеты». И каковы же оказываются изумление и разочарование рассказчика, а вместе с ним и наши, когда выясняется, что обладать этой неземной прелестью может каждый, у кого в кармане найдется сто рупий! Вереница обаятельнейших женских образов в новеллах Бунина нескончаема. Но, говоря о женской красоте, запечатленной на страницах его произведений, нельзя не упомянуть об Оле Мещерской, героине рассказа «Легкое дыхание». Какая это была удивительная девушка! Вот как описывает ее автор: «В четырнадцать лет у нее, при тонкой талии и стройных ножках, уже хорошо обрисовывались груди и все те формы, очарование которых еще никогда не выразило человеческое слово; в пятнадцать она слыла уже красавицей». Но главная суть очарования Оли Мещерской была не в этом. Всем, наверное, приходилось видеть очень красивые лица, на которые надоедает смотреть уже через минуту. Оля была прежде всего веселым, «живым» человеком. В ней нет ни капли чопорности, жеманства или самодовольного любования своей красотой: «А она ничего не боялась – ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена». Девушка словно излучает энергию, радость жизни. Однако «чем прекраснее роза, тем быстрее она отцветает». Финал этого рассказа, как и других бунинских новелл, трагичен: Оля погибает. Однако обаяние ее образа так велико, что и сейчас в него продолжают влюбляться романтики. Вот как пишет об этом К.Г. Паустовский: «О, если бы я знал! И если бы я мог! Я бы усыпал эту могилу всеми цветами, какие только цветут на земле. Я уже любил эту девушку. Я содрогался от непоправимости ее судьбы. Я… наивно успокаивал себя тем, что Оля Мещерская – это бунинский вымысел, что только склонность к романтическому восприятию мира заставляет меня страдать из-за внезапной любви к погибшей девушке». Паустовский же назвал рассказ «Легкое дыхание» печальным и спокойным размышлением, эпитафией девичьей красоте. На страницах бунинской прозы есть немало строк, посвященных сексу, описанию обнаженного женского тела. Видимо, современники писателя не раз упрекали его в «бесстыдстве» и низменных чувствах. Вот какую отповедь дает писатель своим недоброжелателям: «…как люблю я… вас, «жены человеческие, сеть прельщения человеком»! Эта «сеть» нечто поистине неизъяснимое, божественное и дьявольское, и когда я пишу об этом, пытаюсь выразить его, меня упрекают в бесстыдстве, в низких побуждениях… Хорошо сказано в одной старинной книге: «Сочинитель имеет такое же полное право быть смелым в своих словесных изображениях любви и лиц ее, каковое во все времена предоставлено было в этом случае живописцам и ваятелям: только подлые души видят подлое даже в прекрасном…» Бунин умеет очень откровенно говорить о самом интимном, но никогда не переступает ту границу, где уже нет места искусству. Читая его новеллы, не находишь даже намека на пошлость или вульгарный натурализм. Писатель тонко и нежно описывает любовные отношения, «Любовь земную». «И как жену обнял и он ее, все ее прохладное тело, целуя еще влажную грудь, пахнущую туалетным мылом, глаза и губы, с которых она уже вытерла краску». («В Париже»). А как трогательно звучат слова Руси, обращенные к любимому: «Нет, погоди, вчера мы целовались как-то бестолково, теперь я сначала поцелую тебя, только тихо, тихо. А ты обними меня… везде…» («Руся»). Чудо бунинской прозы достигнуто ценой великих творческих усилий писателя. Без этого немыслимо большое искусство. Вот как пишет об этом сам Иван Алексеевич: «…то дивное, несказанно прекрасное, нечто совершенно особенное во всем земном, что есть тело женщины, никогда не написано никем. Надо найти какие-то другие слова». И он нашел их. Словно художник и ваятель, Бунин воссоздал гармонию красок, линий и форм прекрасного женского тела, воспел Красоту, воплотившуюся в женщине.
Загрузка...
Top