Максим горький - биография, информация, личная жизнь. Литературно-исторические заметки юного техника

ПИСАТЕЛЬ МАКСИМ ГОРЬКИЙ -УХОДЯЩАЯ НАТУРА?

Менее чем через 15 месяцев будет 150-я годовщина со дня рождения А.М.Горького. Думается, правительству России, общероссийским писательским объединениям, театральным и другим культурным организациям целесообразно начать подготовку к проведению общественных мероприятий, приуроченных к этой юбилейной дате. Один из самых известных и значительных в мире русских писателей и мыслителей Алексей Максимович Горький достоин памяти современного российского общества. ОН гениальный художник слова и искренний человек, увлекавшийся социалист и романтический реалист, его выдающееся и масштабное литературное наследие является связующим звеном между старой и новой Россией.

В связи с данной темой ниже приводится обстоятельная и интересная статья «Именитый и отверженный», опубликованная 21.11.2016г. на интернет -портале SUBNET, автор материала Resepter.

И ИМЕНИТЫЙ И ОТВЕРЖЕННЫЙ

«Он пришёл в литературу вовремя,
с высокой волной революции, и знал, зачем пришёл».
Самуил Маршак, русский и советский поэт, драматург,
(1887-1964гг.)

Русский писатель, прозаик, драматург Алексей Максимович Горький (Алексей Максимович Пешков, 16 (28) марта 1868г.- 18 июня 1936г.) также известен как Максим Горький. На рубеже XIX и XX веков являлся одним из самых читаемых авторов в мире. Он был признанным создателем произведений с революционной настроенностью, лично близким социал-демократам, находившимся в оппозиции царскому режиму. Начав литературную деятельность с изображения романтизированных деклассированных персонажей («босяков»- протестующих героев, не находящих себе места в жизни), пройдя мировоззренческий путь идеолога богостроительства и литературного евангелизма, Горький затем стал литературным выразителем интересов всех трудящихся людей, проводником идеи коренного социального, политического и культурного преображения России. Горький видел в литературе не столько способ художественно-эстетического самовыражения, сколько нравственно-политическую деятельность с целью изменить мир. Он выступил литературным провозвестником грядущих глобальных социальных преобразований.

Писатель быстро получил мировую известность. По словам А.В. Луначарского: «Уже первое появление, первые успехи Горького обратили на него пристальное внимание Европы. Поражало то, что это выходец из «низов». Поражала его разнообразная многострадальная биография. Особенно поражал только ему присущий тон - и в его гневных разоблачениях того ада, который общество устроило своим «низам», и в полётах его мечты к грандиозному и лучезарному человеческому счастью».
В начале ХХ века слава Максима Горького сравнялась с популярностью замечательных русских художников слова - А.П. Чехова и Л.Н. Толстого.21 февраля 1902г. А.М.Пешков (Максим Горький) был избран в почётные академики Императорской Академии наук по разряду изящной словесности. Но, прежде чем Горький смог воспользоваться своими новыми правами, его избрание было аннулировано царским правительством, под предлогом того, что новоизбранный академик «находился под надзором полиции». В связи с этим мировые авторитеты –писатели В.Г.Короленко и А.П.Чехов отказались от членства в Академии. После свержения монархии, 20 марта 1917г. Горький был избран почётным членом повторно.

Один из самых известных и значительных в мире русских писателей и мыслителей Алексей Максимович Горький был 5 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе: в 1918г., 1923г., 1928г., 1930г. и 1933г.
В 1923-1924 годах в Берлине было выпущено 22-х томное собрание сочинений А.М. Горького. В 1949-1955 годах в Москве осуществлено издано собрание произведений писателя из 30 томов (включая художественные сочинения, письма и критические статьи). Максим Горький являлся самым издаваемым в СССР советским писателем за 1918-1986 годы. Общий тираж 3556 изданий его литературных произведений составил 242,6 млн. экземпляров. Если же принимать в расчёт не только советских писателей, то в тот период А. М. Горький уступил лишь корифеям литературы Л.Н. Толстому и А. С. Пушкину.

Однако, в последние 20 лет отечественные литературные критики и политики делают вид, что Максима Горького, как писателя и человека, в культурной жизни России не было.

Горький – явление мировой литературы

Максим Горький как писатель появился на исторической грани двух миров - мира капитализма и мира социализма. По образному выражению видного литературоведа, Горький миру отходящему, умирающему - пел отходную, миру нарождающемуся, идущему ему на смену - он пел «Многая лета». Максим Горький выступил Буревестником скорой социальной революции и художником нового прогрессивного общественного строя ещё до того, как вышедший на историческую арену рабочий класс похоронил русский капитализм. В 1898 году вышли два тома очерков и рассказов Горького, и он становится едва ли не самым популярным писателем современности, властителем дум передового русского общества. Талант молодого художника слова заметили и приветствовали классики отечественной литературы и словесности Лев Толстой и Антон Чехов. Их личное знакомство с Максимом Горьким состоялось в период 1900-1901гг. Чехов видел важнейшую заслугу Горького в том, что он «первый в России и вообще в свете заговорил с презрением и отвращением о мещанстве и заговорил именно как раз в то время, когда общество было подготовлено к этому протесту». Знаменитые горьковские «Заметки о мещанстве» впервые появились легальной большевистской газете «Новая жизнь» (1905г., 27 и 30 октября, 13 и 20 ноября). Этот остро акцентированный очерк В.И. Ленин высоко оценил как образец боевой революционной публицистики.

А.М. Горький – русский писатель с мировым именем, собеседник и постоянный корреспондент выдающихся классиков зарубежной литературы Ромена Роллана, Герберта Уэллса и Бернарда Шоу. Максима Горького объединяли крепкие духовные и творческие связи с прогрессивными прозаиками Европы и Америки: Т. Драйзером, Дж. Лондоном,А.Барбюсом, М.Андерсен-Неске, А.Франсом. Художник слова, социалист и романтический реалист, посредник между двумя системами общечеловеческого устройства, Горький являлся связующим звеном между старой и новой Россией. «Вы были словно высокая арка, переброшенная между двумя мирами - прошлым и будущим, а также между Россией и Западом» (из письма Ромена Роллана к А.М. Горькому

В начале ХХ века российская и мировая культура пополнилась новым самостоятельным направлением творчества Максима Горького - литературным портретом. Этот жанр дал возможность писателю донести будущим поколениям светлые образы представителей передовой русской интеллигенции - носительницы прогрессивной культуры. Обладая феноменальной художественной памятью, хранившей неисчерпаемые запасы наблюдений, Горький создал яркие литературные портреты Льва Толстого, Антона Чехова, Владимира Стасова, Владимира Короленко, Александра Блока, Леонида. Андреева, Николая Каронина, Николая Гарина-Михайловского, Иннокентия Анненского и многих других. Шедевром этого ряда горьковских эссе считается литературный портрет В.И.Ленина (1930г.).

В мировой литературе о Максиме Горьком вряд ли найдётся более проникновенная по глубине и более яркая по форме характеристика его творческого гения, чем та, которую дал Горькому прославленный на Западе писатель и поэт Стефан Цвейг. В речи, произнесенной ко дню 60-летия со дня рождения А.М.Горького, в 1928 году, австро-британский прозаик и литературный критик сказал:

«Зоркую память Горького я причисляю к немногим подлинным чудесам нашей эпохи, и я не знаю ничего в современном искусстве, что могло бы хоть отдаленно сравниться с ясностью и точностью его глаза. Ни намека на мистический туман не застилает глаз этого художника, ни пузырька лжи не застряло в кристально чистой линзе, которая не увеличивает и не уменьшает, никогда не даёт искажённого или перекошенного изображения, неверной картины, никогда не усиливает света и не углубляет тьму; глаз Горького видит только ясно, только правду, и это непревзойдённая правда и недосягаемая ясность...».
«Когда Максим Горький рисует образ, то я готов поклясться, что этот человек был именно такой, каким увидел и описал его Горький, точь-в-точь - не лучше и не хуже; здесь ничего не примыслено и ничего не убавлено, ничего не приукрашено и не умалено, здесь в чистом, незамутненном виде схвачена неповторимая сущность одного человека, постигнута до конца и претворена в образ. Нет снимка среди тысяч фотографий Льва Толстого, нет описания в рассказах тысяч его друзей и посетителей, где бы он предстал перед нами более живым, более явственным в своей современной истинности, чем на неполных шестидесяти страницах, которые Горький посвятил ему в своих «Воспоминаниях». И точно так же, с той же правдивостью и таким же беспристрастием, как этого величайшего из русских, с кем ему довелось повстречаться, Горький описывал ничтожнейшего бродягу, презреннейшего цыгана, с которым судьба столкнула его на большой дороге. Гениальность горьковского видения носит одно имя - правдивость...».
«Этот честный, справедливый человек, этот великий художник никогда не мнил себя вождём, не притязал на роль судьи, не пытался слыть пророком-он только отстаивал права своего народа, свидетельствовал о его душевной глубине и нравственной силе. Как и надлежит чистосердечному свидетелю, он не приукрашал правду и не отрицал её, не произносил речей, а давал отчёт, не декларировал, а повествовал. Без пессимизма в мрачные годы и без ликования в годы успеха, стойкий в час опасности и скромный в час удачи, он выстраивал людей, одного подле другого, в своих книгах, пока они сами не стали множеством, не стали народом и образом извечного народа - основы основ всякого искусства и всякой творческой силы. Поэтому эпопея Горького (трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты», «Воспоминания» - ред.) не туманный миф о русской душе, а сама русская действительность, подлинная и неопровержимая. Благодаря книгам Горького мы можем по-братски понять Россию как близкий, родственный нам мир, без отчуждённости, без внутреннего сопротивления, а это и есть наивысший долг писателя - разрушить преграды между людьми, далёкое сделать близким и объединить народы с народами, сословия с сословиями в конечном всечеловеческом единстве...».

Достоинство творчества Максима Горького в том, что выступая во времена начинающейся гибели капитализма, он смог выразить идеи, стремления и эмоции русского народа, общественную миссию. Писатель стремился разобраться в проблемах действительности, познать суть социального несчастья, найти путь к достижению истины и справедливости. Он принял посильное участие в организации первой мировой социалистической революции, а затем включился в процесс созидания коммунистического сообщества и обновленной культуры.
Творчество Максима Горького - богатейшая палитра красок, картин, людей, образов, глубокой и мудрой мысли. Это героическая ода о человеке и его труде. Для великого гуманиста Горького человек был центром и гордостью вселенной, мерилом всех вещей. Писатель провозгласил: «Человек! Это звучит гордо!». Он утверждал: «Человек есть орган природы, созданный ею как бы для её самопознания и преобразования».
Горьковский гимн человеку неотделим от утверждения им великой преобразующей роли труда.Во всей мировой литературе никто с таким благоговением не относился к труду, как Максим Горький. Он был певцом человеческого труда. Слитность человеческих усилий в труде звучала для него музыкой. Коллективный труд воспринимался им как своего рода оркестр. Общечеловеческий труд Горький воспринимал как всепланетную симфонию человеческого созидания.

Горький и советская литература

В эпоху Серебряного века русской словесности (начало XX века) Максим Горький был весьма значимой фигурой в отечественной литературы. Художественное мастерство писателя в отображении характера человека, формирующегося в процессе революционного преобразования общества, оказало заметное влияние на творчество многих действующих и вновь мастеров слова, появившихся в первой в мире социалистической стране. С особой остротой Горький чувствовал великую роль и значение художественной литературы в эпоху революционного перелома в жизни народа. Он утверждал, что писатель, властитель дум и чаяний народа, «никогда не является случайностью, он всегда историческая необходимость; он - явление, вызванное к жизни духовной работой нации, насыщенное её творческой силою, оправданное её потребностью видеть свою жизнь отраженной в искусстве...».

В тяжком и голодном 1918 году, в советской России Максим Горький организовал новое издательство «Всемирная литература» при Наркомпросе РСФСР. Его великий замысел заключался в том, чтобы «русский гражданин получил в своё распоряжение все сокровища поэзии и художественной прозы, созданные в течение полутора веков». В предисловии к большому каталогу будущих изданий, составленному на нескольких европейских языках, торжественно на весь мир Горький провозгласил вещие, непреходящие мысли о литературе. Он утверждал: «Литература - сердце мира, окрылённое всеми радостями и всем горем его, мечтами и надеждами людей, отчаянием и гневом их, умилением человека перед красотою природы, страхом перед её тайнами; это сердце неугомонно и бессмертно бьётся жаждой самопознания: как будто в нём все вещества и силы природы, создавшие в лице человека высшее выражение своей сложности и разумности, стремятся уяснить сущность и цель своего бытия.
Литературу можно также назвать всевидящим оком мира, оком, взор которого проникает в глубочайшие тайники жизни человеческого духа; книга - простая вещь, так привычная нам, - есть, в сущности своей, одно из величайших и таинственных чудес земли: кто-то неведомый нам, иногда говорящий языком непонятным, отделённый от нас на тысячи верст, начертил на бумаге различные соединения трех десятков знаков, именуемых буквами, литерами; и, глядя на них, мы, чуждые и далекие создателю книги, таинственно постигаем смысл всех слов, идей, чувств, образов, любуемся описанием картин природы, восхищаемся красивой мерностью речи, музыкой слова... Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворённых человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего».

Гениальный художник новой эпохи Алексей Максимович Горький был подлинным реалистом и одновременно самым возвышенным романтиком. В этом творческом сплаве реализма и романтизма писатель выступил родоначальником нового направления, новаторского стиля мировой литературы, который впоследствии получил название социалистический реализм.

Главной задачей этого метода литературного творения М.Горький считал «возбуждение социалистического, революционного миропонимания, мироощущения». «Гордый, радостный пафос...придаст нашей литературе новый тон, поможет ей создать новые формы, создаст необходимое нам новое направление - социалистический реализм» . Он указывал, что для верного изображения и осознания сегодняшнего дня надо чётко видеть и представлять день завтрашний, будущее, исходя из перспектив развития, показывать сегодняшнюю жизнь, ибо, только зная и правильно представляя будущее, можно переделывать настоящее. По утверждению писателя, «смотреть на настоящее из будущего» ничуть не означает тягу к приукрашиванию действительности, её идеализации: «Социалистический реализм - искусство сильных! Достаточно сильных для того, чтобы бесстрашно смотреть в лицо жизни...».

Социалистический реализм Горьким трактовался как реалистически верное изображение жизни в её развитии с позиций марксистского мироощущения. Он писал: « Научный социализм создал для нас высочайшее интеллектуальное плоскогорье, с которого отчётливо видно прошлое и указан прямой и единственный путь в будущее...». Писатель требовал правды, но правды не отдельного факта, а истины, озаренной великими идеями великого завтра.

Горький не отождествлял свою личную писательскую манеру с методом социалистического реализма, считая, что широкие рамки этого художественного метода способствуют выявлению и развитию различных художественных индивидуальностей и стилей. Ни свои, ни чьи-либо другие формулы и «установки» по литературному процессу он не рассматривал как директивные и окончательные. На рукописи одного критика, который, желая убедить читателя в правильности своих суждений, часто цитировал Горького, Алексей Максимович написал: «Считаю нужным заметить, что М. Горький для нас не является авторитетом бесспорным, а - как всё из прошлого - подлежит внимательному изучению, серьезнейшей критике».
Алексей Максимович Горький был великим тружеником литературного дела. Его жизненный подвиг столь же непостижим, как и широта художественной одаренности писателя. В это же время он занимался огромной общественной работой в литературной сфере. Создал издательство «Academia»(1921/1922г.), журнал « Литературная учёба»(1930г.), книжные серии «История фабрик и заводов»(1931г.), «История гражданской войны в СССР», «Библиотека поэта», «История молодого человека XIX столетия». Возобновил издание книжной серии «Жизнь замечательных людей» (с1933г.). По инициативе Горького в Москве был организован первый литературный институт(1933г.).

А.М.Горький воспитал целое поколение прозаиков и поэтов, многие из которых завоевали мировую славу. Нет ни одного советского писателя, поэта или прозаика -современника Горького, к творческому росту которого он оставался бы равнодушным, не сказал ему нечто очень важное для его творческого будущего.
Крупный русский советский писатель Константин Федин (1872-1977гг.) вспоминал:«В письмах ко мне Алексей Максимович касался многих тем, отвечая на мои вопросы, возражая мне, иногда вступая в обстоятельный спор, переходящий из одного письма в другое... Но главной темой переписки всегда была литература. О писателе, его труде, его произведении Алексей Максимович писал с любовью и великой страстью. Его письма жгут, как огонь: прикосновенье к ним захватывает дыхание. Он считал дело литературы священным и сумел внушить такое отношение к ней младшим писателям, которые имели счастье общаться с ним, своим ученикам и друзьям».

Любое мало- мальски значительное событие в русской литературе, в литературе советских национальных республик и в мировой литературе встречало пристальное внимание русского писателя Алексея Максимовича Горького.Его мощный интеллектуальный потенциал художника, [мат] гениального литературного дарования и авторитет организаторского таланта явились в буквальном смысле духовной школой возродившихся или вновь возникших советских национальных литератур в республиках и краях необъятной социалистической страны.На литературных традициях Максима Горького выросла целая плеяда ныне широко известных писателей старшего поколения.По праву считается, что Максим Горький явился отцом великой дружбы культур всех советских народов.

В области литературы, культуры вообще, Горький пользовался огромным авторитетом, но всегда слушал мнение других, никогда не считал своё суждение «истиной в последней инстанции», в своих статьях и выступлениях выражал концепции, выработанные советской литературой тех лет в целом. Он считал дело литературы делом коллективным, окрик, приказ, команда в литературе представлялись Горькому недопустимыми. В 1927г. он написал прозаику и драматургу Борису Лавреневу (1881-1959гг.): «Я не квартальный надзиратель и вообще не «начальство», а такой же русский литератор, как и Вы». На рукописи одного критика, который, желая убедить читателя в правильности своих суждений, часто цитировал Горького, Алексей Максимович начертал: «Считаю нужным заметить, что М. Горький для нас не является авторитетом бесспорным, а - как всё из прошлого - подлежит внимательному изучению, серьезнейшей критике».

Во всех своих выступлениях Горький подчеркивал значение культурной традиции. Это было тем более важно, что нигилистические наскоки на классическое наследие прошлого были нередким явлением в первые годы становления новой, советской культуры.

Максим Горький, будучи больным, в 1922-1930 годах находился на излечении в Италии. Но, и здесь за тысячи километров от России, писатель жил жизнью своего народа, следил за всем, что совершалось на его родной земле, своими публицистическими статьями и выступлениями участвовал в литературном процессе советской страны. По возвращении на Родину Горький много сил, энергии и воли отдал созданию Союза советских писателей. Он был вдохновителем и «первым среди равных» участником Первого съезда писателей СССР в 1934 году, на котором многонациональная советская литература предстала как единая, всесоюзная, всенародная.

Алексей Максимович Горький видел величайшее значение съезда в том, чтобы творческая работа писателей впредь вдохновлялась «основной, организующей идеей», идеей большевизма - «коренного преобразователя мира». Народность и партийность, глубокая осознанность писателем своего долга перед народом, перед историей - вот что должно определять направление и смысл творчества каждого советского писателя. «Отныне, - говорил Горький, - понятие «беспартийный литератор» останется только формальным понятием, внутренне же каждый из нас почувствует себя действительным членом ленинской партии...».

Горького удивляло, что отечественных писателей недостаточно привлекает тема труда, тема советского рабочего класса: «Для трех тысяч литераторов, зарегистрированных в Союзе (Союзе советских писателей - ред.), любимым героем остается всё ещё интеллигент, сын интеллигента и его драматическая возня с самим собою».
Невыносимо тяжёл, подневолен был труд в царской России, беспощадно и ярко описанный Горьким. Но вот пришёл Октябрь, и писатель, обращаясь к свободному, вдохновленному созиданием советскому труженику, восклицает: «Ты - неистощимая [мат], создающая всё, неиссякаемый источник творчества!». «В нашей стране всякий труд должен превращаться в искусство преображать мир». В одной из своих статей Алексей Максимович написал: «Всю мою жизнь я видел героями только людей, которые любят и умеют работать, людей, которые ставят целью себе освобождение всех сил человека для творчества, для украшения земли, для организации на ней форм жизни, достойных человека».

Крупнейший писатель своего времени, Максим Горький считал, что любой прозаик (поэт) не вправе рассматривать литературу как личное, индивидуальное дело. Он считал своё творчество, как и творчество других писателей - старых и молодых, знаменитых и малоизвестных, - частью огромного дела всей советской литературы, всего советского народа. Горький был равно добр и равно строг к литератору, заслужившему почёт и признание, так и к автору первой в жизни книги. - Известный поэт, прозаик, литературовед Корней Чуковский (1882-1969гг.) вспоминал: «...не следует думать, что мы, писатели, получали от него (Горького- ред.) одни лишь хвалебные письма. Для оценки наших литературных работ у него был единственно твёрдый критерий: интересы советских читателей, и если ему казалось, что мы наносим этим интересам ущерб, он чувствовал себя вынужденным высказывать нам самую жестокую правду».

Горького отправляют в забытье

В постсоветской России буржуазная интеллигенция оседлала культурную жизнь страны и подмяла под себя литературный процесс. Её либеральные идеологи и практики намерены изъять (выбросить) из общественного сознания и памяти народа писателя Максима Горького, чьи мировоззрение и творческий талант были обращены к выражению жизненных интересов трудящихся классов. Авангардисты изящной словесности - «литературные чистильщики» стремятся не допустить молодое и подрастающее поколения россиян к чтению горьковских произведений, остро обличающих уродливые пороки капитализма и восторженно воспевающих величие человеческих отношений в социалистическом обществе. В ход пущены разнообразные приёмы и способы очернения личности, принижения писательского мастерства и охаивания общественной деятельности А.М.Горького.

Российские неолибералы считают А.М. Горького средним, в общем – то, прозаиком и драматургом. Политические диссиденты и литературные оппоненты всех направлений умышленно обыгрывают идейные и творческие метания Горького, акцентируют внимание на его неоднозначных отношениях с вождями большевизма в разные периоды жизни.Утверждается, что с чисто литературной стороны большинство произведений А.М.Горького качественно довольно слабые. Лучшими в его творчестве снисходительно считают ранние автобиографические повести, где дана реалистическая и живописная картина русской жизни конца XIX века.
Прежде всего, праволиберальные литературные деятели упрекают пролетарского писателя в том, что он поставил своё творчество на службу коммунистическому движению. Очевидным примером считается тенденциозный, по их мнению, роман «Мать», написанный Максимом Горьким в 1906г. сразу по следам декабрьских (1905г.) протестных выступлений рабочих в крупных городах царской России. По мнению неокритиков, тема этого весьма посредственного в художественном отношении произведения, была выбрана автором конъюнктурная –присоединение к революции простой рабочей женщины после ареста её сына, участвовавшего в рабочей забастовке.
Особенно рьяно и гневно креативные современные «литвожди» осуждают опубликованную Горьким (март 1932г.) в двух центральных советских газетах «Правда» и «Известия» статью-памфлет под названием, которое стало крылатым, «С кем вы, мастера культуры?».Утверждают: выдержанная в стиле ленинско-сталинской пропаганды, она призывала писателей, художников и артистов заниматься творчеством, руководствуясь марксистским мировоззрением. Оппоненты злонамерено полагают, что именно в силу социалистической ориентации творчества Максима Горького советское руководство выставляло его крупнейшим русским писателем своего времени, выходцем из народа, верным другом компартии. После возвращения в СССР в 1930г., в последние годы жизни Максим Горький был окружён официальным признанием как «буревестник революции», «великий пролетарский писатель», отец «социалистического реализма». Во время праздничных демонстраций на Красной площади в Москве Горький поднимался на трибуну мавзолея вместе со Сталиным и другими членами Политбюро компартии. С 1929г. А.М. Горький являлся членом ЦИК СССР. Его скульптуры и портреты распространили по всей стране. Одна из главных московских улиц, Тверская, была переименована в честь писателя, так же, как и его родной город, Нижний Новгород (1932г.) Самый большой самолет в мире, АНТ-20, построенный в середине 1930-х годов авиабюро Туполева, назвали « Максим Горький ». Имя М. Горького было присвоено многим областным драмтеатрам, одной из центральных киностудий в Москве. Практически в каждом крупном населённом пункте союзных республик СССР имелась улица Горького. В 1933г. связи с 65-летием со дня рождения Максим Горький награждён высшей государственной наградой орденом Ленина.

Российские неолибералы видят в творчестве Горького воплощение скользкого соглашательского компромисса. Они постоянно подчеркивают колебаниия его взглядов на советский строй, припоминают неоднократную критику Горьким большевицкого режима. Вместе с тем, критики настаивают, будто творчество Горького было встроено в арсенал сталинской пропаганды. Так, 20-23 июня 1929г. Максим Горький совершил поездку в Соловецкий лагерь особого назначения, где получил от лагерников подробные сведения о страшных жестокостях, которые там творятся. Тем не менее, по итогам поездки на Соловки он написал хвалебную статью о советской карательной системе. На Западе эта статья о Соловецком лагере вызвала бурную критику. Тогда Горький стал стыдливо пояснять, что находился под давлением советских цензоров на Соловках. Позже, в 1934г. А.М. Горький выступил соредактором литературного сборника, который славил построенный рабским трудом заключённых Беломоро-Балтийский канал. Книга убеждала, что в советских «исправительных» лагерях совершается успешная «перековка» бывших «врагов пролетариата».

Максим Горький утверждал, что центром его творчества является глубокая вера в ценность человеческой личности, прославление человеческого достоинства и несгибаемости посреди жизненных тягот. В самом себе писатель видел «мятущуюся душу», которая стремится найти выход из противоречий надежды и скептицизма, любви к жизни и отвращения перед мелочной пошлостью окружающих. Однако, «литературные чистильщики» уверяют, что эти заявления были по большей части аффектированными. В этом их.якобы убеждают стиль книг Горького и подробности его общественной биографии. Трагизм и запутанность в жизни и литературных произведениях писателя отразили крайнюю двусмысленность его радужных обещаний полного революционного преображения мира, маскировавших корыстную жажду власти и звериную жестокость противоположных по общественно-социальным устремлениям людских страт.

Зоилы от литературоведения пишут, что когда Максим Горький изображал жизнь нищих с самых низов общества («босяков»), с сильными преувеличениями живописуя их трудности и унижения, то он будто бы усиленно вносил в свои рассказы наигранную патетику « человечности». И стало быть, благодаря такому приёму, писатель снискал репутацию единственного литературного выразителя интересов рабочего класса, сторонника идеи коренного социального и политического переустройства России. Между тем, творчество А.М. Горького восхваляли интеллигенты и «сознательные» рабочие. Антагонисты же считают, что те художественные достоинства его произведений, о которых обычно говорят, не искупают вредного значения содержащихся в них проповеди и идеализации «босячества». «Босяк», - этот новый, кабацкий Фауст, не нашедший в мире ничего его удовлетворяющего, этот новый вертепный Демон, не желающий благословить ничего во всей природе- идет походом на Бога, потому что Он не так создал мир, на людей, потому что они - гады, жулье и лицемеры, на жену, потому что она ему мешает, на города и деревни, потому что они ему противны. «Литературные чистильщики» утверждают: не будь этого босяцкого катехизиса, проповедуемого Горьким, его сочинения никогда не имели бы того успеха, который они получили в своё время. Либеральные эстеты от литературы полагают, что «Босяк», мечтающий всех передушить,- существо, вовсе не безопасное для общественного спокойствия.

Нападая на А.М. Горького, «мастера» закулисных провокаций не гнушаются грязными наветами и спекуляциями. Так, по утверждению некоторых литературоведов возвращение Горького на Родину, в советскую страну в 1930г. обусловлено отнюдь не политическими убеждениями писателя, его давними симпатиями к большевикам.Якобы здесь главным обстоятельством было искреннее стремление Горького избавиться от сделанных во время жизни за границей крупных долгов (в том числе по денежным авансам у издателей его литературных произведений.).Также стали говорить, что значение М.Горького в организации и проведении Первого съезда писателей СССР было преувеличено. Утверждают, что на самом деле его роль являлась чисто декоративной. Якобы,зачитанный Горьким на том съезде основной доклад о советской литературе составлен в аппарате ЦК ВКП(б) при участии Кагановича,Жданова, Мехлиса и отредактирован Сталиным. К тому же, подготовку съезда осуществлял Оргкомитет, деятельность которого направляли секретарь ЦК партии А.А.Жданов и замзав орготделом ЦК А.С. Щербаков. Последний на съезде писателей был избран секретарём правления СП СССР. Вновь муссируется давно запущенная байка о том, что мол- де, Сталин затаил злобу на Максима Горького за отказ написать его художественную биографию, подобной созданному писателем эссе о В.И.Ленине. Такое литературное произведение должно было ещё больше возвеличить Сталина как единственного законного наследника Ленина. Когда Горький под разными предлогами уклонился от выполнения «заказа» генсека ВКП(б), то писатель с мировым именем, считавшийся к тому же идеологическим соперником вождя, был умещвлён по приказу Сталина. Затем, смерть «Буревестника» тот использовал для организации в стране кровавой чистки старых партийных кадров. Стало быть, по утверждению доморощенных «политэкспертов» ,хотя и невольно, «упрямство» Горький явилось предтечей жестоких политических репрессий конца 1930-х годов.

K

- (АНТ 20) отечественный 8 моторный агитационный самолет. Построен в 1 экземпляре в 1934; в то время самый большой самолет в мире. Главный конструктор А. Н. Туполев. Размах крыльев 63 м, масса 42 т. 72 пассажира и 8 человек экипажа. Потерпел… … Большой Энциклопедический словарь

Советский восьмимоторный агитационный самолёт конструкции А. И. Туполева (см. в статье Ту). Авиация: Энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994 … Энциклопедия техники

- (Алексей Максимович Пешков) (1868 1936 гг.) писатель, литературный критик и публицист Всё в Человеке всё для Человека! Нет людей чисто беленьких или совершенно черненьких; люди все пестрые. Один, если он и велик, все таки мал. Все относительно на … Сводная энциклопедия афоризмов

- «МАКСИМ ГОРЬКИЙ» (АНТ 20), отечественный 8 моторный агитационный самолет. Построен в единственном экземпляре в 1934; в то время самый большой самолет в мире. Главный конструктор А. Н. Туполев (см. ТУПОЛЕВ Андрей Николаевич) . Размах крыльев 63 м … Энциклопедический словарь

МАКСИМ ГОРЬКИЙ - Русский писатель, основоположник концепции социалистического реализма в литературе. Максим Горький псевдоним. Настоящее имя Алексей Максимович Пешков. Алексей Максимович Пешков родился в 1868 г. в Нижнем Новгороде*. В девятилетнем возрасте… … Лингвострановедческий словарь

«МАКСИМ ГОРЬКИЙ» - 1) АНТ 20, сов. агитац. самолёт конструкции А.Н. Туполева. Построен в 1934 в 1 экз., в то время самый большой самолёт в мире. «М. Г.» цельнометаллич. моноплан с 8 двигателями по 662 кВт (ок. 900 л.с.), шасси неубираемое. Дл. 32,5 м,… … Военный энциклопедический словарь

Максим Горький - 393697, Тамбовской, Жердевского …

Максим Горький (2) - 453032, Башкортостан Республики, Архангельского … Населённые пункты и индексы России

«Максим Горький» Энциклопедия «Авиация»

«Максим Горький» - «Максим Горький» — советский восьмимоторный агитационный самолёт конструкции А. И. Туполева (см. в статье Ту) … Энциклопедия «Авиация»

Книги

  • Максим Горький. Малое собрание сочинений , Максим Горький. Максим Горький одна из ключевых фигур советской литературы, основоположник метода социалистического реализма. Он прошел путь от начинающего автора романтических произведений до писателя с…
  • Максим Горький. Книга о русских людях , Максим Горький. Пожалуй, только Горькому удалось с подлинно эпическим размахом отразить в своем творчестве историю, быт и культуру России первой трети ХХ века. Это относится не только к его прозе и…

ГОРЬКИЙ, Максим (Горький, Максим; автонім: Пешков, Алексей Максимович - 28.03.1868, м. Нижний Новгород, теперь - Горький - 18.06.1939, Горки под Москвой) - русский писатель.

Алексей Максимович Пешков, который избрал себе литературный псевдоним Максим Горький, является одной из самых противоречивых фигур в русской литературе 1-ой пол. XX ст. Талантливый писатель, достойный продолжатель лучших традиций русской литературы XIX ст., мыслитель-моралист, который всегда и везде вставал на защиту Человека, оказался жертвой собственных романтических иллюзий, певцом и винтиком страшной машины идеологического террора, которая, в конце концов, уничтожила и его самого.

Горький родился 28 марта (по новому стилю) 1868 г. в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика Максима Пешкова. После смерти отца воспитывался в семье своего деда, который имел собственную красильню. Начальное образование Алексея составили два класса училища, которое он не смог закончить из-за недостатка средств. С тех пор будущий писатель, по его собственному признанию, вынужден был «пойти в люди», зарабатывая на пропитание нелегким трудом. Сначала он прислуживал в лавке, потом нанялся к чертежника, мыл посуду на пароходе, работал в иконописной мастерской. Летом 1884 г. Горький попытался поступить в Казанский университет, но вместо учебы «университетами» для него стала жизнь, тяжелая борьба за существование. Начались годы сложных скитаний, во время которых Горький сменил десятки профессий, пережил несколько тяжелых духовных кризисов, открыл для себя мир литературы, сблизился с революционно-народническим движением. Уже тогда его размышления о смысле жизни не были лишены внутренних противоречий, что даже подтолкнуло его в 1887 г. до попытки самоубийства. В записке, которая, к счастью, не стала посмертной, он написал: «В моей смерти прошу считать виновным немецкого поэта Гейне, который придумал зубную боль в сердце...» После револьверного выстрела Горький остался жить, но ранение спровоцировало туберкулезом, на которые он будет страдать всю жизнь. В 1888-1889 и 1891-1898 гг. Горький путешествует Российской империи (Поволжье, Ясная Поляна, Москва, Дон, Украина, южная Бессарабия, Крым, Кавказ). В этих путешествий, по словам самого писателя, его побудило «желание видеть - где я живу, что за люди вокруг меня». В 1889 году Горький был впервые арестован полицией, а после освобождения находился под наблюдением. На этот же период приходится и начало его творческой деятельности. Первая литературная публикация Горького состоялась в газете «Волжский вестник» 26 января 1885 года. Это был мелодраматический стихотворение о смерти девушки, которую против воли выдали замуж и она наложила на себя руки.

В 1889 г. состоялась встреча Горького с известным российским писателем В. Короленко, которому он показал свою поэму «Песнь старого дуба «. Несмотря на негативные отзывы на эти первые попытки, Горький продолжал писать и уже в 90-х годах XIX в. стал одним из самых значительных русских писателей. В 1892 году вышло в свет рассказа Горького «Макар Чудра». Им и принято датировать начало первого (раннего) периода творчества писателя, который условно длился до 1899 г. Небольшие рассказы, вошедшие во 2-томный сборник «Очерки и рассказы» (1898), принесли ему бешеную популярность не только в России, но и в Европе (с 1896 по 1904 гг. критическая литература о Горьком насчитывала свыше 1860 названий, а по свидетельствам современников писателя, его успех превзошел популярность Л. Толстого и Ф. Достоевского). Раннее творчество одновременно является и найдовершенішою частью творческого наследия Горького. Она, как считают, в наиболее сконцентрированной форме отразила литературные модернистские веяния эпохи и духовные и философские поиски самого писателя.

Философскую основу взглядов Горького этого периода составляет поиск нового гуманистического мировоззрения, который, по мнению писателя, должен вывести человека из состояния глубокого духовного кризиса, который охватил общество на рубеже веков, проявив себя в отрицании традиционной морали и кризисе человечности. Выход Горького усматривал в формировании активной позиции самого человека, в опираются на народные моральные основы, которые корректируют погрешности цивилизации. В философской позиции Горького этого времени много общего с Ф. Ницше. Оба они ставили человека выше Бога, в обоих прослеживаются элементы бунтарства, нигилизма. Впрочем, в отличие от Ницше, Горький шел не от Человека, а к ней, пытался морально оправдать нигилистическое бунтарство своих героев, отыскать в нем ростки природного гуманизма. Внутренний трагизм духовных поисков писателя заключался в том, что, ища пути преодоления крайнего субъективного индивидуализма Ницше, он пришел к теории коллективного, «общинного» индивидуализма.

Основная тема раннего творчества Горького - это поиск Человека («В наши дни, - писал он, - очень много людей, но нет Человека»), моральных принципов, которые будут определять достоин подражания идеал человеческой личности.

В своих ранних рассказах писатель соединил элементы реализма (социальная критика действительности, стремление к типизации) с приемами романтической поэтики: экзотические образы (босяки, цыгане, контрабандисты, мифологические и аллегорические фигуры) и пейзажи, необычные и даже экстремальные ситуации, придают произведениям фабульной остроты; четкая символика, родственная с мифологическими образами и сюжетами, ориентация на фольклорные жанры (легенда, сказка, песня).

В плоскости проблематики художественное новаторство Горького наиболее отчетливо проявилось в разработке нового типа героя - с активной, жизнеутверждающей позицией, с «солнцем в крови», сильного, гордого и красивого, способного укрепить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против действительности...». Эта своеобразная «борьба за человека», за ее моральное самоутверждение составляет основной конфликт. Она присутствует практически во всех ранних произведениях писателя.

Творческий путь Горького принято рассматривать с рассказа «Макар Чудра» (1892). Оно открывает в прозе писателя цикл произведений, художественную основу которых составляет поэтика неоромантизма, а содержание направлено на раскрытие черт и моральных принципов, определяющих характер «настоящего» человека. Кроме «Макара Чудри», в этот цикл входят рассказы и стихотворения в прозе, в частности «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике «и др.

В композиционном плане «Макар Чудра» - рассказ в рассказе. Вмонтированную в повествование быль о романтической любви рассказывает старый цыган Макар Чудра. Героями его повествования является красавица Рада, дочь солдата Даниила, который пристал к цыганскому табору, и молодой цыган, Лойко Зобар. И Рада и Лойко более всего ценят чувство собственной независимости, они гордые и свободные, с «солнцем в крови». Они любят друг друга, но когда Совет ставит Лойко условие уступить его понятиями о мужском достоинстве и чести, признать превосходство его воли, Лойко предпочитает скорее принять смерть. Он убивает Раду и сам гибнет от руки ее отца. Таким же гордым и независимым предстает в произведении и рассказчик Макар Чудра, который решительно восстает против любых посягательств на свободу человека.

Рассказ «Старуха Изергиль» («Старуха Изергиль», 1894) продолжает цикл романтических произведений раннего Горького. Главная героиня рассказа - старая молдаванка Изергиль, которая рассказывает историю своей нелегкой жизни, подчеркивая ее двумя легендами, которые в аллегорической форме раскрывают полемику писателя с философией Ф. Ницше. Главный герой первой легенды, что воплощает образ ницшеанскому «Сверхчеловека», - Ларра, сын женщины и орла. Он убивает девушку, которая отказала ему в любви, через что люди прогоняют его, считая, что вечное одиночество будет для него самым ужасным из возможных наказаний. Герой другой легенды - Данко. В критический для народа момент он вырывает из груди собственное сердце, которым освещает дорогу посреди темного леса. Это помогает найти выход из лесной чащи, но люди быстро забывают о подвиге Данко, который спас их от гибели ценой собственной жизни.

Жизненная философия Изергиль находится как бы посередине этих двух мировоззренческих позиций. Поэтому и композиционно ее жизненная история размещена между двумя легендами. Основным содержанием жизни Изергиль была любовь - сначала к рыбалке, потом - до разбойника-гуцула, до турка - хозяина гарема и его сына, к монаху-поляка.

Одним из наиболее резонансных произведений Горького романтического цикла стал его знаменитое стихотворение в прозе «Песня о Буревестнике» («Песня о Буревестнике», 1901). «Песню о Буревестнике» он написал в Нижнем Новгороде 12 марта 1901 p., где Горький проводил революционную пропаганду среди студентов и рабочих. «Песня «вызвала бурю восторга в кругах революционно настроенной молодежи, превратившись в своеобразный гимн революции. Царская цензура запретила и «Песню», и журнал «Жизнь», в котором она была опубликована. Впрочем, проблематика произведения не такая уж и однозначная, как это пытались трактовать большевистские идеологи. Несмотря пов"язуваний с ее идейной направленностью революционный пафос, произведение, учитывая особенности мировоззрения раннего Горького, можно толковать и в других смысловых связях (горьківське видение настоящего человека, ее бунтарство против духовной косности мира). Отсюда вытекает и алегоризм образов «Песни», которые изображены по принципу контраста: на одном полюсе - идеал духовно возвышенной личности (Буревестник), а на другом - напуганные житейскими бурями людишки, воплощенные в образах чаек, гагар, пингвинов. Интересной деталью, характеризующей образ Буревестника, является сравнение его с демоном, в чем можно видеть скрытое эхо ницшеанских идей о Сверхчеловеке, которая восстает против Бога. Признаки неоромантизма в произведении такие: аллегорическая основа, обостренный эмоциональный пафос, исключительная личность в центре изображения, исключительность условий, в которых она изображена, подчеркнутость героического первоистока и т.д.

Примерно с середины 90-х pp. XIX ст. Горький начал писать цикл рассказов о т. н. «босяков» (воров, пьяниц, нищих, проституток и т.п.). Писатель считал, что они - социально отверженные, но не подавленные духом, морально богатые люди, выходцы из общественных низов, которые вобрали в себя лучшие черты народа, его психологию и мировоззрение. «Босяки были для меня, - писал Горький, - «необычными людьми»... они не жадны, не душат друг друга, не стремятся к обогащению... Меня очень привлекало в них то, что они не жаловались на свое существование.., а про приличное жизни «обывателей» говорили насмішливо, иронично, но совсем не из чувства зависти, а как бы из гордости, из осознания, что живут они бедно, а все же они лучше тех, кто живет обеспечено».

К циклу «босяцьких» рассказов вошли следующие произведения: «Емельян Пилай», «Дед Артем и Леня», «Нищенка», «Однажды осенью», «Коновалов», «Бывшие люди» и другие.

Один из лучших рассказов «босяцкого» цикла, в котором описывается история трагической жизни одного из типичных босяков конца XIX ст., - «Коновалов « (1897). Рассказ ведется от имени мальчика Максима - подручного Коновалова в пекарне, где они вместе работают на хозяина. Коновалов - мастер-«золотые руки». Кроме того, он - «стихийный» философ, человек, который задумывается над жизнью, пытается найти объяснение всем невзгодам, найти свою «точку равновесия», но ему это так и не удается.

Коновалов - человек с высокими моральными качествами, наделенная богатой, способной к сопереживанию душой. Он пытается помочь бывшей любовнице-проститутки освободиться из тисков проституции, с уважением относится к людям, но его духовным поискам недостает моральной твердости. «Ржавчина растерянности перед жизнью и яд размышлений над ним, - как замечает рассказчик, - разъедали его могучую фигуру, рожденную, к несчастью, с добрым сердцем. Таких «задумчивых» людей много в русской жизни, и все они очень несчастны, потому что тяжесть их дум побільшений слепотой их ума». Поэтому Коновалов спивается, путешествует по стране в поисках работы, делает даже попытку нелегально перейти границу и, в конце концов, попав в тюрьму, из отчаяния перед жизнью, которое, как он думает, не сложилось, прибегает к самоубийству.

На 90-е годы приходится и знакомство Горького с Украиной. Уже его первый рассказ «Макар Чудра» был навеян впечатлениями от путешествия по украине в 1891 г. Украинские впечатление или украинский материал положены в основу многих произведений писателя - «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Емельян Пилящей», «Коновалов», «Мой спутник», «На Чунгулі», «Валашская легенда» и др. В 1891 г. писатель впервые посетил Киев, а, впоследствии несколько раз приезжал на летний отдых в село Мануйловку на Полтавщине. Здесь он познакомился не только с бытом и обычаями украинского народа, но и с его литературой. В одном из писем, написанных в Мануйловке, он признавался: «Впервые я читал Шевченко еще юношей, в Казани, в конце 80-х годов... Потом, летом 97 и 98-го годов, когда жил в Мануйловке... я читал Шевченко на украинском языке крестьянам... Стихи Шевченко вообще очень мне понравились... Очень хотелось бы выдать Гулака-Артемовского, Основьяненко, Котляревского - особенно!»

В 1889 г., находясь на лечении в Ялте, Горький познакомился с А. Чеховым, А. Куприным, И. Буниным, а в следующем году в Москве встретился с Л. Толстым. Тогда же Горький начал принимать активное участие в революционном движении, его несколько раз арестовывала полиция. Угрозы новых арестов заставили его в 1906 г. эмигрировать (Германия, Франция, Америка, Италия). Революционные события 1905 г. Горький встретил одобрительно. В то же время его оценка этих событий не лишена внутренних колебаний и скепсиса в том плане, не станет ли революция стихийной силой, которая сметет все на своем пути. Сомнения писателя отразились в его тогдашней публицистике: «Исповедь», «О цинизме», «Разрушение личности». В 1913 г. Горький вернулся в Россию. Большевистскую революцию 1917 г. он поддержал, но его собственная политическая позиция относительно нее была далеко неоднозначной. В своей тогдашней публицистике («Революция и культура» и «Несвоевременные мысли») Горький осудил насилие и жестокость и выразил свой скептицизм в отношении перспектив социально-исторического развития, намеченных большевистской партией: «Больше всего меня поражает то, что революция не имеет признаков духовного возрождения человека»; «Во время погромов людей убивают, как волков, постепенно приучая к спокойному истреблению ближнего».

В 1921 г. Горький снова покинул Россию и семь следующих лет жил в Италии, Франции, Германии, где пытался осмыслить изменения, которые происходили на его родине. В 1928 г. он вернулся в Россию, где сотрудничал с правительством большевиков. В стране сталинизма писатель активно занимался литературной и культурно-просветительской деятельностью. В 1934 г. на i съезде советских писателей его провозгласили основателем социалистического реализма - метода, который, по мнению тогдашних идеологов от культуры, должен был объединить всех художников советской эпохи. От Горького пытались скрывать истинные масштабы сталинских репрессий, в то же время именно ему принадлежит известное высказывание: «Если враг не подчиняется - его уничтожают», который стал основным лозунгом сталинской политики. В последние годы жизни писатель тяжело болел чахоткой, а 18 июня 1936 года умер. По одной из версий, его могли отравить, поскольку Сталин опасался, что Горький может открыто выступить против политики репрессий и это получит международную огласку.

Писательская судьба Горького трагическая. Осужденный большинством литераторов эмиграции, в СССР он еще при жизни был провозглашен классиком и считался основателем и идейным вдохновителем социалистического реализма. После смерти Горького долгое время считали непревзойденным гением, «хрестоматийным» литературным образцом, а в постсоветскую эпоху пытались провозгласить бездарностью и ничтожеством. Впрочем, настоящая мировоззренческая и идейная позиция Горького была далека от навязываемого ему идеологического схематизму и однолінійності, хотя она и не лишена внутренних противоречий и идейных искажений, а художественная ценность написанного им признавалась бесспорной даже его идейными противниками.

В творчестве Горького первой трети XX в. выделяют два периода. Первый, который охватывает 1899 - 1912 годы, считается наиболее тенденциозным и политически ангажированным, поскольку он связан с революционной идеологией. В это время были созданы социальные романы и повести «Фома Гордеев» (1899), «Трое» (1900-1901), «Маты» (1907), «Исповедь» (1908), «Городок Окурів» (1910), «Жизнь Матвея Кожемякина» (1911).

Все эти произведения, по словам одного из современных писателю критиков, «рисуют широкую картину жизни русского провинциального - со всем его бессмысленным варварством, грязью и невежеством, где лишь отдельные личности пытаются понять «смысл жизни», вырваться из топи и указать темным и угнетенным массам светлый путь». На этот же период приходится и расцвет драматургии Горького, в которой обычно нарушается та же проблематика, что и в его прозе («Мещане», 1901; «На дне», 1902; «Дачники», 1904; «Дети солнца», 1905; «Враги», 1907 и др.).

1913 - 1936 гг. - это второй период творчества Горького, который в основном охватывает автобиографические произведения и воспоминания (автобиографическая трилогия «Детство», 1913; «В людях», 1915; «Мои университеты», 1923; роман «Дело Артамоновых», 1925; эпопея «Жизнь Клима Самгина», 1926-1936 и др.). В творчестве Горького первой трети XIX ст., как и ранее, ведущей темой остается тема гуманизма, поисков духовных основ, определяющих гуманистический идеал, «моральное лицо» «настоящего» Человека. Но общая идейная тональность этих поисков несколько меняется. С одной стороны, это проявляется в усилении морализаторских тенденций, которые особенно четко проявляют себя в драматургии Горького, а с другой стороны - в прозе более явно и неоднозначно определяются его политические симпатии и приоритеты, которые, фактически, прямо вытекающие из лозунгов и идеологии тогдашнего образца. Изменяются и художественные ориентиры Горького: в его поэтике начинает доминировать реалистический метод, который существенно потеснят романтические приемы раннего творчества.

Найприкметнішими в контексте общей идейной и художественной эволюции Горького первой трети XX в. является его драма «На дне» и роман «Мать».

«На дне» («На дне», 1902) - пьеса, которая по жанру социально-философской драмой, составляет вершину драматургии Горького. Тематически она соединена с его прозой 90-х годов и завершает в творчестве писателя цикл произведений о «босяков». «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей», - писал позже сам Горький. Действие происходит «на дне», как метафорически назван в драме приют для бездомных, в котором собрались представители различных социальных слоев тогдашней России. Все они отличаются по возрасту, характерам, профессиям, каждый из них по разным причинам попал на «дно» жизни, но всех их объединяет чувство собственной социальной неполноценности и иллюзорная вера в то, что, в конце концов, им удастся вырваться из тюрьмы, с которой ассоциируется для них жизнь в приюте.

В романе «Мать» («Мать», 1907-1908) Горький изображает неуклонный рост в народных массах революционного сознания. Все звенья этого процесса показаны прежде всего в связи с его главными героями - Нілівною (Пелагеей Нілівною Власовой) и ее сыном Павлом. Павел - фабричный рабочий, судьба которого изначально является типичной для людей его круга и профессии. В юноше зреет социальный протест, но следствием является лишь пьянство и агрессивное поведение. Встреча с большевистским подпольем решительно меняет сознание Павла. Со временем он становится профессиональным революционером, а после ареста по приговору суда должен быть выслан в Сибирь. Аналогичную эволюцию проходит и его мать Нілівна, которая с затурканої жизнью, слабой женщины превращается в волевого и мужественного революционера, сознательного борца с социальной несправедливостью.

Этот роман признают наиболее тенденциозным и в художественном плане довольно слабым произведением Горького.

Жизнь и творчество Горького тесно связаны с Украиной. Впервые Горький побывал в Украине в 1891 г., посетил могилу Т. Шевченко в Каневе. В 1897 г. жил в с Мануйловка, что на Полтавщине, где организовал хор и самодеятельный украинский театр. Во второй раз приезжал сюда в 1900 г. Впоследствии бывал в Одессе, Киеве, Харькове. Дружил с М. Коцюбинским. Пропагандировал и способствовал изданию произведений украинских писателей.

Произведения Горького на украинском языке переводили В. Щурат В. Гнатюк, В. Бобинський, А. Головко, П. Панч, С. Скляренко и др. Воспоминания о встрече и творческое общение с Горьким оставили П. Тычина, М. Рыльский, А. Крымский, П. Панч, С. Тудор, А. Копыленко и др. Жизнь и творчество Горького исследовали О. Белецкий, Н. Крутикова, Есть. Шабліовський, Есть. Кирилюк, М. Пархоменко, П. Колесник и др. украинские литературоведы. Пьесы Горького идут на сценах Украины. На Киевской киностудии в 1955 г. по роману «Мать», а в 1957 - по рассказу «Мальва» сняты одноименные фильмы. По поэме «Девушка и Смерть» композитор Г. Жуковский создал одноименный балет (пост. 1971). В с. Мануйловка Полтавской области был открыт музей писателя.

Настоящие имя и фамилия – Алексей Максимович Пешков .

Русский писатель, публицист, общественный деятель. Максим Горький родился 16 (28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде в мещанской семье. Рано потерял родителей, воспитывался в семье деда. Окончил два класса слободского начального училища в Кунавине (ныне Канавино), пригороде Нижнего Новгорода, образование не смог продолжать из-за бедности (разорилось красильное заведение деда). М. Горький с десяти лет был вынужден работать. Обладавший уникальной памятью, Горький всю жизнь напряженно занимался самообразованием. В 1884 году отправился в Казань, где участвовал в работе подпольных народнических кружков; связь с революционным движением во многом определила его жизненные и творческие устремления. В 1888-1889 и 1891-1892 гг. скитался по югу России; впечатления от этих «хождений по Руси» в последующем стали важнейшим источником сюжетов и образов для его творчества (прежде всего раннего).

Первая публикация – рассказ «Макар Чудра», напечатанный в тифлисской газете «Кавказ» 12 сентября 1892 года . В 1893-1896 гг . Горький активно сотрудничал с приволжскими газетами, где опубликовал множество фельетонов и рассказов. Всероссийскую и общеевропейскую известность имя Горького получило вскоре после выхода его первого сборника «Очерки и рассказы» (т. 1-2, 1898 ), в котором острота и яркость в передаче жизненных реалий сочеталась с неоромантическим пафосом, со страстным призывом к преобразованию человека и мира («Старуха Изергиль», «Коновалов», «Челкаш», «Мальва», «На плотах», «Песня о Соколе» и др.). Символом растущего революционного движения в России стала «Песня о Буревестнике» (1901 ).

С началом работы Горького в 1900 году в издательстве «Знание» началась его многолетняя литературно-организаторская деятельность. Он расширил программу издательства, организовал с 1904 выпуск знаменитых сборников «Знания», сплотил вокруг издательства крупнейших писателей, близких к реалистичному направлению (И. Бунин, Л. Андреев, А. Куприн и др.), и фактически возглавил это направление в его противостоянии модернизму.

На рубеже 19-20 вв. вышли первые романы М. Горького «Фома Гордеев» (1899) и «Трое» (1900) . В 1902 в МХТ были поставлены его первые пьесы – «Мещане» и «На дне». Вместе с пьесами «Дачники» (1904 ), «Дети Солнца» (1905 ), «Варвары» (1906 ) они определили своеобразный горьковский тип русского реалистичного театра начала 20 века, основанный на острой социальной конфликтности и ясно выраженной идеологичности характеров. Пьеса «На дне» поныне сохраняется в репертуаре многих театров мира.

Вовлеченный в активную политическую деятельность в начале первой русской революции, Горький был вынужден в январе 1906 года эмигрировать (вернулся в конце 1913 ). Пик сознательной политической ангажированности (социально-демократической окраски) писателя пришелся на 1906-1907 гг., когда были опубликованы пьесы «Враги» (1906 ), роман «Мать» (1906-1907 ), публицистические сборники «Мои интервью» и «В Америке» (оба 1906 ).

Новый поворот в миросозерцании и стилевой манере Горького обнаружился в повестях «Городок Окуров» (1909-1910 ) и «Жизнь Матвея Кожемякина» (1910-1911 ), а также в автобиографической прозе 1910-х гг .: повестях «Хозяин» (1913 ), «Детство» (1913-1914 ), «В людях» (1916 ), сборнике рассказов «По Руси» (1912-1917 ) и др.: Горький обратился к проблеме русского национального характера. Те же тенденции отразились и в т. н. втором драматургическом цикле: пьесы «Чудаки» (1910 ), «Васса Железнова» (1-я ред. – 1910 ), «Старик» (создана в 1915 , опубликована в 1918 ) и др.

В период революций 1917 года Горький стремился бороться с антигуманистическим и антикультурным произволом, ставку на который делали большевики (цикл статей «Несвоевременные мысли» в газете «Новая жизнь»). После октября 1917 года он, с одной стороны, включился в культурную и общественную работу новых институтов, а с другой – критиковал большевистский террор, пытался спасти от арестов и казней (в ряде случаев – удачно) представителей творческой интеллигенции. Усилившиеся разногласия с политикой В. Ленина привели Горького в октябре 1921 года к эмиграции (формально она была представлена как выезд за границу для лечения), которая фактически (с перерывами) продолжалась до 1933 года .

Первая половина 1920-х годов отмечена поисками Горького новых принципов художественного мировосприятия. В экспериментальной мемуарно-фрагментарной форме написана книга «Заметки из дневника. Воспоминания» (1924 ), в центре которой – тема русского национального характера и его противоречивой сложности. Сборник «Рассказы 1922-1924 годов» (1925 ) отмечен интересом к тайнам человеческой души, психологически усложненному типу героя, тяготением к необычным для прежнего Горького условно-фантастическим ракурсам видения. В 1920-е годы началась работа Горького над широкими художественными полотнами, освещающими недавнее прошлое России: «Мои университеты» (1923 ), роман «Дело Артамоновых» (1925 ), роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» (ч. 1-3, 1927-1931 ; незавершенная 4 ч., 1937 ). Позднее эта панорама была дополнена циклом пьес: «Егор Булычов и другие» (1932 ), «Достигаев и другие» (1933 ), «Васса Железнова» (2-я редакция, 1936 ).

Окончательно вернувшись в СССР в мае 1933 года , Горький принял активное участие в культурном строительстве, руководил подготовкой 1-го Всесоюзного съезда советских писателей, участвовал в создании ряда институтов, издательств и журналов. Его выступления и организационные усилия сыграли существенную роль в утверждении эстетики социалистического реализма. Публицистика этих лет характеризует Горького как одного из идеологов советского строя, косвенно и прямо выступающего с апологетикой сталинского режима. Одновременно он неоднократно обращался к Сталину с ходатайствами за репрессированных деятелей науки, литературы и искусства.

К вершинам творчества М. Горького относится цикл мемуарных портретов современников (Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, Л.Н. Андреева и др.), созданных им в разное время.

18 июня 1936 года Максим Горький умер в Москве, похоронен на Красной площади (урна с прахом захоронена в Кремлевской стене).

(оценок: 4 , среднее: 3,00 из 5)

Имя: Алексей Максимович Пешков
Псевдонимы: Максим Горький, Иегудиил Хламида
День рождения: 16 марта 1868
Место рождения: Нижний Новгород, Российская империя
Дата смерти: 18 июня 1936
Место смерти: Горки, Московская область, РСФСР, СССР

Биография Максима Горького

Максим Горький родился в Нижнем Новгороде в 1868 году. На самом деле писателя звали Алексеем, а вот его отец был Максимом, и фамилия у писателя была Пешков. Отец работал простым столяром, поэтому семью нельзя было назвать обеспеченной. В 7 лет он отправился в школу, однако уже через пару месяцев учебу пришлось бросить из-за оспы. В итоге мальчик получил домашнее образование, а также он самостоятельно изучал все предметы.

У Горького было достаточно тяжелое детство. Его родители умерли слишком рано, и мальчик жил с дедом , у которого был весьма тяжелый характер. Уже в 11 лет будущий писатель отправился зарабатывать себе на хлеб, подрабатывая то в хлебном магазине, то в столовой на пароходе.

В 1884 году Горький оказывается в Казани и пытается получить образование, но данная попытка провалилась, и ему приходится снова тяжело трудиться, чтобы заработать денег себе на пропитание. В 19-летнем возрасте Горький даже пытается покончить жизнь самоубийством из-за нищеты и усталости.

Здесь же он увлекается марксизмом, пробует агитировать. В 1888 году его впервые арестовывают. Он устраивается на работу на железную работу, где власти за ним пристально следят.

В 1889 году Горький возвращается в Нижний Новгород, устраивается на работу к адвокату Ланину письмоводителем. Именно в этот период он пишет «Песнь старого дуба» и обращается к Короленко, чтобы тот оценил работу.

В 1891 году Горький отправляется колесить по стране. В Тифлисе впервые печатается его рассказ «Макар Чудра».

В 1892 году Горький снова едет в Нижний Новгород и возвращается к службе у адвоката Ланина. Здесь он уже печатается во многих изданиях Самары и Казани. В 1895 году переезжает в Самару. В это время активно пишет и его работы постоянно печатают. Двухтомник «Очерки и рассказы», напечатанный в 1898 году, пользуется большим спросом и очень активно обсуждается и критикуется. В период с 1900 по 1901 года знакомится с Толстым и Чеховым.

В 1901 году Горький создал свои первые пьесы «Мещане» и «На дне». Они были очень популярны, а «Мещан» даже поставили в Вене и Берлине. Писатель стал известен уже на международном уровне. С этого момента его работы переводятся на разные языки мира, а также он и его работы становятся объектом пристального внимания иностранных критиков.

Горький стал участником революции в 1905 году, и с 1906 года он покидает свою страну в связи с политическими событиями. Он долгое время живет на итальянском острове Капри. Здесь он пишет роман «Мать». Эта работа повлияла на появление нового направления в литературе, как социалистический реализм.

В 1913 году Максим Горький смог наконец-то вернуться на родину. В этот период активно работает над автобиографией. Также работает редактором двух газет. Тогда же он собрал вокруг себя пролетарских писателей и издал сборник их работ.

Период революции в 1917 году был неоднозначным для Горького. В итоге он вступает в ряды большевиков, даже несмотря на сомнения и терзания. Однако он не поддерживает некоторые их взгляды и действия. В частности, относительно интеллигенции. Благодаря Горькому большая часть интеллигенции в те времена избежала голода и мучительной смерти.

В 1921 году Горький покидает свою страну. Есть версия, что он это делает из-за того, что Ленин слишком беспокоился о здоровье великого писателя, у которого обострился туберкулез. Однако причиной могли быть и противоречия Горького с властью. Он жил в Праге, Берлине и в Сорренто.

Когда Горькому исполнилось 60 лет, его сам Сталин пригласил в СССР. Писателю был организован радушный прием. Он ездил по стране, где выступал на собраниях и митингах. Ему всячески оказывают почести, берут в Коммунистическую академию.

В 1932 году Горький возвращается в СССР окончательно. Он ведет очень активную литературную деятельность, организовывает всесоюзный съезд советских писателей, выпускает большое количество газет.

В 1936 году по всей стране пронеслась ужасная новость: Максим Горький покинул этот мир. Писатель простыл, когда посетил могилу сына. Однако есть мнение, что и сына, и отца отравили из-за политических взглядов, но это так и не было доказано.

Документальный фильм

Вашему вниманию документальный фильм, биография Максима Горького.

Библиография Максима Горького

Романы

1899
Фома Гордеев
1900-1901
Трое
1906
Мать (вторая редакция - 1907)
1925
Дело Артамоновых
1925-1936
Жизнь Клима Самгина

Повести

1908
Жизнь ненужного человека
1908
Исповедь
1909
Городок Окуров
Жизнь Матвея Кожемякина
1913-1914
Детство
1915-1916
В людях
1923
Мои университеты

Рассказы, очерки

1892
Девушка и смерть
1892
Макар Чудра
1895
Челкаш
Старуха Изергиль
1897
Бывшие люди
Супруги Орловы
Мальва
Коновалов
1898
Очерки и рассказы (сборник)
1899
Песня о Соколе (поэма в прозе)
Двадцать шесть и одна
1901
Песня о буревестнике (поэма в прозе)
1903
Человек (поэма в прозе)
1913
Сказки об Италии
1912-1917
По Руси (цикл рассказов)
1924
Рассказы 1922-1924 годов
1924
Заметки из дневника(цикл рассказов)

Пьесы

1901
Мещане
1902
На дне
1904
Дачники
1905
Дети солнца
Варвары
1906
Враги
1910
Васса Железнова (переработана в декабре 1935-го)
1915
Старик
1930-1931
Сомов и другие
1932
Егор Булычов и другие
1933
Достигаев и другие

Публицистика

1906
Мои интервью
В Америке» (памфлеты)
1917-1918
цикл статей «Несвоевременные мысли» в газете «Новая жизнь»
1922
О русском крестьянстве

Загрузка...
Top