Краткая биография франсиско гойя. Мрачные картины франсиско гойи

Ничто не может тронуть душу человека так, как откровение великого мастера на его полотне! Ведь каждая картина это эмоции и переживания, которыми он поделился с миром. Каждый человек, созерцая картины, находит в них что-то особенное для себя, так возникает незримая связь между художником и ценителями его таланта.

Великий романтик: биография Франсиско Гойя

Франсиско Гойя – известный испанский художник, который представлял направление романтизм в искусстве. Родился мастер в маленькой деревушке Фуэндетодос в 1746г, на севере Испании. Позже семья переехала в Сарагос, и здесь начался путь талантливого художника, уже в 13 лет он стал обучаться живописи. Первое признание Гойя получил в качестве отличного портретиста, а уже в 1786 г Франсиско удостоен чести стать придворным живописцем и писать для короля.

Однако мировоззрение мастера резко поменялось после Французской революции – эти события потрясли его, к тому же состояние здоровье в этот период резко ухудшилось, и творец потерял слух. С этого момента полотна становятся более мрачными и даже пугающими, мастер перенес на них свое ощущение безысходности и одиночества. Эти творения быстро приобрели популярность. Творил мастер целых 70 лет и умер 1828 г во французском Бордо.

Бессмертные полотна: лучшие картины Франциско Гойя

За время своей жизни художник успел создать множество картин, они все, без сомнения, являются шедеврами и достоянием испанского народа. Самая полная коллекция работ хранится в Мадридском музеи Прадо. Однако современники выделяют наиболее удачные картины мастера. Они повлияли на многих художников того времени. Самые популярные полотна:

  • «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»

Эти картины можно смело назвать шедеврами, которые получили широкое признание в наше время. Гойя писал все эти произведения, руководствуясь как внутренними ощущениями, так и отражая проблемы его любимой Испании. Каждая работа – это целая история, которую художник рассказал миру.

Полотно создавалось в период с 1795 по 1800 гг. Через образ очаровательной открытой махи, творец передал портрет испанской горожанки того времени. Гойя перешагнул все каноны и изобразил женщину, для которой смыслом жизни стала любовь. Художник подчеркнул ее привлекательность и темперамент – именно такой образ в понимании Гойи был присущ испанским дамам. Очарование, молодость и непреодолимая тяга к жизни и любви – все это мастер искусно изобразил на полотне. «Обнаженная маха» это настоящая испанская Венера! Именно так оценивал мастер испанских женщин, считая их образцом чувственности и преданной любви.

Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг. Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз. Очаровательная девушка стала символом женской недоступности, при этом она игрива и чувствует свою власть над мужчиной. Соблазнительные линии ее тела скрытые под одеждой, она манит и в то же время исполнена достоинством и девственной чистотой. Гойя очень любил подчеркивать противоречия в людской натуре: женщина на его полотнах это всегда воплощение любви и страсти, но она горда и непреступна.

В 1814 г была написана эта картина. Ее по достоинству считают непревзойденным шедевром. Художник смог точно передать атмосферу страшного насилия и несправедливости над человеком. Картина отображает его переживания и искреннюю ненависть к ужасам войны. Он трагически переносит смерть своих соотечественников, это творение можно назвать настоящим протестом Гойя против кровопролития и существующего режима.

Холст увидел свет в 1800 г. Этот групповой портрет был заказан художнику самим королем. Однако в этом произведении Гойя не побоялся открыть все «секреты» королевской семьи. Художник очень точно отобразил их жизнь и манеру правления: богатые наряды и шикарные драгоценности не могут прикрыть пустоту души и изъяны тела. Мастер намеренно не стал приукрашать образы, а даже подчеркнул их несостоятельность, надменности и разобщенность. Сам мастер присутствует на полотне, он скромно стоит в темном углу и созерцает людей, которые исполнены притворством, а правит их судьбами коварство и жадность. Этот шедевр сам мастер называл «карикатурой», с ее иронией и правдивостью.

В период с 1819 по 1823 гг. мастер создал свое творение, которое отразило его внутренние переживания и страх за свою страну. Гойя написал настоящий шедевр, в котором отразил всю свою боль и страх за судьбу Испании, в то время переживающую неудачную революцию. Франсиско очень точно изобразил беспощадное время, которое пожирает своих «детей». Безысходность, страх, ужас и умершая надежда – это основные темы этого «мрачно» полотна.

Франсиско Гойя – это великий художник, который оставил яркий след в искусстве, только он мог писать такие разные картины: прекрасный и чувственный романтизм и ужасающий мрачный реализм.

Творческое наследие Франсиско Гойя - произведения, картины - многообразно и многогранно. Он оставил после себя около 700 работ, выполненных в разных жанрах. Приближение к закату жизни и одиночество заставили создать Франсиско Гойя «черные картины». Взглянем на один из последних шедевров мастера.

«Сатурн, пожирающий своего сына»

Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. В полном безумии, со спутанными седыми волосами, вытаращив совершенно сумасшедшие глаза, Сатурн уже съел голову и ручку младенца.
Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. По другим мнениям, Сатурн - это французская кровавая революция или даже Наполеон. К «черным картинам» мы еще вернемся. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Картины с описанием будут представлены ниже.

Детство

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30.03.1746 г. в деревушке Фуэндетодос, под Сарагосой. Семья не была ни богатой, ни совсем нищей. Франчо был младшим из троих сыновей Хосе Гойя и Грасии Лусьентес. Его отец занимался позолотой алтарей. В Сарагосе дети получили только начальные азы образования. Франчо вскоре отдали учиться рисованию художнику Лусано-и-Мартинесу.

Юность в Арагонии

В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Он одновременно успевал разучивать серенады и темпераментные танцы - фандаго и арагонскую хоту, а также проявлять свой бурный темперамент в уличных драках с применением навахи. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. На автопортрете мы видим благообразного молодого человека, по которому не скажешь, что это драчун, забияка и соблазнитель.

В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. В это время он знакомится с Франсиско Байеу, который впоследствии окажет немалое влияние на жизнь художника. Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают.

Рим, Неаполь и Парма

Тогда живописец решает отправиться в Италию. Там он изучает работы мастеров и пишет картины. Франсиско Гойя заслужил в Парме 2-ю премию за полотно «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные земли».

Легенды рассказывают, что Франсиско влюбился в молодую монахиню и решил ее похитить. Эта эскапада раскрылась, и молодой авантюрист в 1771 году возвращается на родину.

Трудное становление

Сначала Гойя очень успешно работает в родной Сарагосе. Он расписывает фресками капеллу, затем ему предложено расписать молитвенный дом при дворце. Франсиско Байеу, о котором упоминалось выше, предлагает ему заказ на роспись монастыря недалеко от Сарагосы и знакомит художника со свой красавицей-сестрой, золотоволосой Хосефой.

Женитьба

Пылкий Гойя соблазняет девицу и вынужден идти под венец. Роды состоялись спустя 4 месяца после брака, но ребенок не выжил. Художник, проведя в браке 39 лет, напишет всего лишь один портрет жены.

Хосефа Байеу

Мы видим явно спокойную, выдержанную и немного печальную женщину, которая могла переносить все выходки своего непредсказуемого супруга. Впоследствии она родит еще пятерых детей, из которых выживет только один. Он, как и отец, станет художником, но такого дара и таланта ему не достанется.

Известность

Шурин начинает помогать карьере даровитого художника. При его помощи Гойя получает от графа Флоридабланка заказ на портрет. Затем Гойю представляют опальному брату короля Дону Луису.

Придворный художник

Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. Все чаще получает заказы на картины Франсиско Гойя после того, как он поработал для герцога Осуны. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». Тем не менее, исполняя портрет безвольного Карла IV в кругу семьи с отсутствием всякого желания льстить высокому семейству, в центр картины Франсиско Гойя ставит королеву Марию-Луизу, так как именно она управляет Испанией с помощью своего фаворита.

Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. Эта картина - безусловный шедевр мастера, где все пространство полотна заливает мягкий свет. Мужчинам художник предложил одеться в яркие костюмы, а женщинам - в светлые тонкие полупрозрачные платья. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей.

Болезнь и напряженная работа

Непонятная болезнь вызвала глухоту и частичную потерю зрения у Франсиско Гойя. Известные картины он написал еще до болезни, будучи полным сил и радости. Это картоны для шпалер (их примерно 60) для принца Астурийского: «Танец на берегу Масанареса», «Маха и маски», «Драка в харчевне», «Зонтик», «Запуск змея». Самые замечательные свои творения художник создаст в зрелом возрасте.

Молодая пара

Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. Сцена довольна статична.

Динамику ей придает композиция: в одну сторону направлено движение тонкого деревца, в другую - зонтика. Ее усиливают руки молодых людей: направление руки юной дамы с веером и локтя юноши, а также складки желтой юбки кокетливой особы. Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. Он оттеняет молодую ничем незамутненную радость, которой проникнуто это безоблачное счастье. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы! После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос».

Кто такие махи

Так назывались мужчины и женщины, которые вышли из простого народа, обедневшие жители провинций, выходцы из мадридских трущоб. Но женщины-махи нас интересуют в большей степени, так как Франсиско Хосе де Гойя картины напишет с представителями аристократии, одетыми в костюмы мах. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. Маха из простонародья - женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. Под ее одеждой скрыт нож. Танцы и песни мах, как своеобразная национальная экзотика, притягивали представителей высших классов.

Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Это очень известные картины живописца.

Две махи

Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы.

После ее смерти в 1802 году они перешли к всесильному министру Мануэлю Годою, а сейчас экспонируются в Прадо. Родственники герцогини категорически отрицали, что именно 13 герцогиня Альба была натурщицей. Искусствоведы все больше начинают думать, что на портретах изображена любовница Мануэля Годоя, Пепито Туда. Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя - самые известные картины, не считая, конечно, «черных». Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой, и не подтвержденной. До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет.

«Капричос», что переводится как "причуды"

После кровавой французской революции характер творчества художника меняется.

Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. Штрихи его иглы острые, царапающие. Политику, социальные вопросы и религию - все затронул художник в своих произведениях: легкость вступления в брак, запугивание детей при воспитании, их избалованность родителями, распутство и разврат мужчин и женщин, шарлатаны от науки. Тем было освещено великое множество. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы.

Трудные годы

Когда в 1808 Карл IV, которого ненавидел народ страны, отрекся от власти и передал престол сыну Фердинанду VII, тот недолго, всего несколько недель, управлял страной. Его хитростью завлекли во Францию. Наполеон, пленив короля, вторгся в Испанию и с чрезвычайной жестокостью подавил народное сопротивление. Пять лет его брат Жозеф занимал королевский трон, а Гойя сохранял положение придворного художника. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. Так он вызвал ненависть Жозефа. После того как французов разбили в 1813 году португальцы, испанцы и британцы под командованием герцога Веллингтона, Фердинанд VII вернулся на родину в 1814 году. Он считал, что живописец сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида.

Странное здание

Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. Стены двух больших комнат живописец расписал маслом по гипсу сюжетами, как будто взятыми из ночных кошмаров. Это 14 картин. Темы он брал как мифологические, так и религиозные. В них, блеклых и мрачных, все говорит жестко и прямо о тщетности человеческих надежд и смерти. Картины Гойя рисовал для себя. Об этом говорит тот факт, что писал их не на холстах, а на стенах, не предполагая, что они когда-нибудь будут выставляться. Художник работал быстро, используя широкие мазки, мастихин, губки. Одно произведение показывает, как несчастная собака почти полностью погребена под зыбучими песками. Ей никогда не выбраться. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. Жить ей осталось недолго. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо.

Поздние беспокойные годы

После смерти жены в 1812 году судьба дарит художнику прощальную улыбку: он завязывает знакомство с Леокадией де Вейс. Она моложе его на 35 лет. Леокадия разводится с мужем. У них родилась дочь Росарита. Король Фердинанд VII прямо говорит художнику, что он достоин только повешения.

Дожидаться такой перспективы Гойя не стал и вместе с семьей уехал в Бордо, якобы для лечения.

Он напишет портрет Леокадии, полный восхищения. В истории живописи Гойя навсегда останется мрачным романтиком. В 1828 году великий испанец умер, в 82 года. Всего 17 дней назад отмечали его день рождения. Прах живописца вернется в Испанию лишь в 1919 году и будет захоронен в церкви Сан-Антонио-де-ла-Флорида в Мадриде, которую он сам расписывал.

название выставки: «Портреты Гойи»
время проведения: 07.10.2015-10.01.2016
место проведения: Национальная галерея, Trafalgar Square, WC2N 5DN Annenberg Court, Лондон, Англия
сайт выставки: www.nationalgallery.org.uk

В лондонской Национальной галерее 7октября открылась выставка, посвящённая творчеству великого испанского художника Франсиско Гойи. Выставка вызывает особый интерес, так как творчество Гойи-портретиста никогда не было представлено отдельной выставкой. В экспозиции представлены около 700 работ художника из государственных и частных коллекций, некоторые из них никогда не выставлялись в Лондоне. Цель выставки-проследить эволюцию портретного творчества Гойи от первого выполненного на заказ портрета графа Флоридабана до поздних поэтичных портретов, написанных в период эмиграции в Бордо в 1820-е годы.

Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Его глубоко национальная живопись отличается правдивостью и исторической конкретностью и несёт в себе универсальное содержание, отражая многие проблемы и трагические противоречия новой исторической эпохи.

Портреты Гойи

Ситуация в феодальной Испании XVIIIвека, некогда владевшей почти полмиром, но утратившей своё былое величие, отличалась засильем реакционных сил на фоне экономической отсталости. Художественная жизнь Испании того периода была отражением её культуры, устремлений и религии. Характерной особенностью испанской живописи было отсутствие стилевого единства и яркое проявление «подражательного» направления. Испанский двор отдавал предпочтение иностранным художникам: даже главой Академии искусств Сан-Фернандо в Мадриде был немецкий художник, апологет классицизма, Антон Рафаэль Менгс. В 1767-1770гг при мадридском дворе работал великий Дж. Тьеполо, чьё влияние для испанских художников этого периода было определяющим. Засилье при дворе художников-иностранцев имело печальные последствия: общий стиль испанской живописи, неспособной противостоять натиску подражательства, потерял национальный колорит. И только с появлением Фр.Гойи испанская живопись обрела общеевропейскую известность.

«Портрет Хосефы Байеу де Гойя, жены художника», Гойя. О ней известно так мало, что даже нет твёрдой уверенности, что это её портрет.

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30марта 1746г в небольшой арагонской деревушке Фуэндетодос близ Сарагосы. Отец будущего художника, Хосе Гойя, был выходцем из крестьян, но постепенно выбился в ремесленники (он стал позолотчиком алтарей в храмах), а мать, Грация Лусьентес, происходила из обедневшего дворянского рода. Аристократическую приставку «де» Гойя присоединил к своей фамилии в конце 1780-х годов, когда король Карл IV возвёл его в ранг придворного художника. Один из его старших братьев, Камилло, стал священником; второй, Томас, пошёл по стопам отца. Все братья получили весьма поверхностное образование, поэтому Франсиско всю жизнь писал с ошибками. После переезда семьи в Сарагосу, Франсиско определился в выборе будущей профессии и поступил в ученики к местному художнику. В годы учёбы он получил свой первый официальный заказ от приходской церкви в Фуэндетодосе-расписать раку для хранения мощей. К сожалению, эта работа погибла в 1936г во время гражданской войны в Испании.

Попытка Гойи поступить в престижную Королевскую академию в Мадриде в 1763г не увенчалась успехом: отбор в Академию был очень строгим. И Гойя вскоре стал учеником популярного в ту пору художника Франсиско Байеу. Вторая попытка получить академическое образование через 3года тоже провалилась. Гойю приняли в Академию Сан-Фернандо в 1780г, когда он уже успешно делал карьеру. Быстрому карьерному росту способствовала женитьба на младшей сестре Байеу, Хосефе: благодаря знаменитому шурину Гойя получил несколько престижных и выгодных заказов. Один из них-большой заказ на серию картонов для Королевской шпалерной мануфактуры Санта-Барбара (в общей сложности Гойя выполнил 63эскиза). Сюжетно картоны восходят к стилю рококо, но Гойя уже вносит отчётливый «испанский акцент» (испанский пейзаж, национальный костюм и своеобразный юмор), который позже ляжет в основу всех его зрелых работ. В 1785г Гойя стал вице-директором живописного отделения Академии и уже в следующем году был приглашён ко двору Карла III. После смерти Карла IIIв 1788г, новый король Карл IV пожаловал Гойе почётный титул придворного художника. Высокая должность принесла благосостояние: Гойя стал наиболее востребованным и модным художником-портретистом не только в среде испанских аристократов, но и для интеллигенции, политиков и военных деятелей.

До наших дней сохранились около700картин Гойи, и почти половину из них составляют портреты. Чаще всего Гойя создавал поясные портреты или изображал только голову и плечи. Но есть у него и несколько портретов в полный рост («Семья Карла IV», «Портрет Марии-Терезы де Валлабриджа», «Автопортрет за работой»). По воспоминаниям сына Гойи, Хавьера, художник любил работать ночью. Это подтверждает и автопортрет 1790-95гг, на котором он изобразил себя в шляпе, поля которой заставлены зажжёнными свечами. Именно неверное освещение свечами помогало художнику создавать тревожные и напряжённые образы. Гойя отличался универсальным талантом, высочайшим техническим мастерством и поразительной работоспособностью (он мог написать портрет за один десятичасовый сеанс). Хавьер отмечал разнообразие технических приёмов в художественном арсенале отца: помимо кистей, Гойя иногда наносил краску ножом, пальцами и даже деревянной ложкой (в случае с картинами, посвящёнными мадридскому восстанию 2мая 1808г); иногда при создании картин использовал губки, тряпичные лоскуты и щётки.

Для Гойи-портретиста характерно острое личное восприятие модели и воспроизведение индивидуальных особенностей душевного склада портретируемого. Об этом свидетельствуют почти одновременно созданные портреты Ховельяноса (1797), известного политического деятеля и друга Гойи, и портрет французского посла Гиймарде (1798). Чтобы передать внутренний мир склонного к созерцательности интеллигента Ховельяноса и волевую натуру Гиймарде, художник в каждом из портретов использовал особый образный строй и разные изобразительные приёмы. Портреты Гойи не равноценны, потому что они всегда несут отпечаток личного отношения художника к модели. В ясной, чистой, спокойной манере исполнены портреты друзей Гойи («Портрет Байеу», «Портрет доктора Пераля»), раскрывающие их внутреннее благородство и интеллигентность.

Королевский портрет в Испании до Гойи отражал художественные вкусы правивших австрийской и французской династий. Отказавшись от внешней представительности, Гойя отошёл от установленной придворным художником ФилиппаV, ван Лоо, французской традиции театрально-зрелищного, ложно идеализирующего парадного портрета. Из-за приверженности художника к бескомпромиссному реализму в изображении моделей, грандиозный групповой портрет семьи Карла IV приобрёл характер разоблачения: «Мир-это маскарад: лицо, одежда, голос-всё подделка…» (Фр. Гойя).

Но в тот период, когда Гойя был осыпан королевскими милостями и его творчество было признано явлением национального масштаба, ему пришлось пройти испытание не только славой, но и болезнью. Благополучной жизни художника пришёл конец зимой 1792-93гг. Во время визита в Кадис к своему другу Себастьяну Мартинесу Гойя заболел и несколько месяцев находился на границе жизни и смерти. Болезнь нанесла ощутимый удар: у художника случился паралич, частичная потеря зрения и последующая глухота. Но Гойя верил в исцеляющую силу искусства и, чуть поправившись, вернулся к творчеству, чтобы, по его словам, «занять своё воображение и отвлечься от мыслей о болезни». И это ему вполне удалось: после болезни Гойя создал свои знаменитые серии офортов, занимался религиозной живописью (всего за 3месяца оформил церковь Сан-Антонио де ла Флорида) и написал ряд прекрасных портретов, среди которых-портрет герцогини Альбы.

Фантазией писателя Лиона Фейхтвангера, автора романа «Гойя, или Тяжкий путь познания», была создана легенда, основанная на распространённой в его время гипотезе, что именно герцогиня Альба позировала для знаменитых картин Гойи-«Маха обнажённая» и «Маха одетая». Чтобы положить конец сплетням, наследники герцогини в XXвеке вскрыли гробницу Альба, чтобы результатами измерений останков доказать несостоятельность этой версии. Но они не были первыми: наполеоновские солдаты не просто открыли могилу герцогини, но и выбросили из неё тело. В нынешнем состоянии останков произвести измерения костей не удалось, и это продлило жизнь легенде. Галерею прекрасных женских портретов Гойи завершает одна из последних поэтичных и просветлённых картин художника-«Молочница из Бордо», созданная в год его смерти-в 1828г. Гойя уехал в Бордо, который в то время был центром испанской республиканской эмиграции, в 1824г, не выдержав новой волны репрессий реакционного режима Фердинанда VII. Последние годы жизни Гойя провёл в Бордо, где скончался 6апреля 1828г. Его прах был перевезён в Мадрид и захоронен в церкви Сан-Антонио де ла Флорида, стены и потолок которой он когда-то расписал.

Творчество Гойи, открывшее для испанского искусства целую эпоху реалистической живописи нового времени, имело огромное значение для сложения европейского романтизма. И именно на творчество Гойи опирались в своих поисках символисты, экспрессионисты и сюрреалисты.

Франси́ско Хосе́ де Го́йя-и-Лусье́нтес (исп. Francisco José de Goya y Lucientes; 30 марта 1746(17460330), Фуэндетодос, близ Сарагосы - 16 апреля 1828, Бордо) - испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма .

Франсиско Гойя Лусьентес родился в 1746 году в Сарагосе, столице Арагона, в семье среднего достатка. Его отец - Хосе Гойя. Мать - Грасиа Лусьентес - дочь бедного арагонского идальго. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40 км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям - до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. Франсиско был младшим из трёх братьев: Камилло, старший, стал впоследствии священником, средний, Томас пошёл по стопам отца. Хосе Гойя был известным мастером по золочению, которому даже каноники собора Базилика-де-Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар поручают проверку качества позолоты всех изваяний, над которыми тогда трудились арагонские мастера, реконструировавшие собор. Образование все братья получили довольно поверхностное, Франсиско Гойя всегда будет писать с ошибками. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. В конце 1763 года Франсиско принимает участие в конкурсе на лучшую живописную копию гипсового Силена, но 15 января 1764 года за него не подали ни одного голоса. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. В 1766 году Гойя попадает в Мадрид и здесь его ждёт новый провал на конкурсе в Академии Сан-Фернандо . Сюжеты для конкурсных работ связаны с великодушием короля Альфонсо X Мудрого и подвигами национальных героев-воинов XVI века. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. Ко всему прочему, Франсиско Байеу , другой молодой живописец из Сарагосы и член жюри конкурса, является сторонником взвешенных форм и академической живописи, не признающим фантазии молодого Гойи. Первую же премию получает младший брат Байеу, 20-летний Рамон… В Мадриде Гойя знакомится с работами придворных художников, совершенствует своё мастерство.

Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры». Весной 1771 года он участвует в конкурсе Пармской академии на картину по античной теме, называя себя римлянином и учеником Байеу. Правящим принцем Пармы в то время являлся Филипп Бурбон-Парм, брат испанского короля Карла III. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр.)русск. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала». Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов.

Капитул церкви дель-Пилар обращает внимание на молодого художника, возможно из-за его пребывания в Риме, и Гойя возвращается в Сарагосу. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп.)русск. на тему «Поклонение имени Бога». В начале ноября 1771 года капитул одобряет предложенную Гойей пробную фреску и поручает ему заказ. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15 000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп.)русск. запрашивает 25 000 реалов за ту же работу. 1 июля 1772 года Гойя заканчивает роспись, его работа вызывает у капитула восхищение ещё на стадии представления эскиза. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп.)русск., чей портрет он напишет в 1791 году. Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772-1774 годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. Девы Марии. Из которых сохранились только семь, и те испорчены реставрационными работами.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Жизнь и произведения странного, парадоксального и мрачного, Франсиска Гойи окутаны легендами, которые создали поражённые его образами, мирами потомки, пытаясь описывать жизнь Франсиско Гойи по картинам, рисункам, гравюрам мастера.

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746 в затерявшейся среди арагонских скал на севере Испании небольшой деревушке Фуэндетодо-се . В семье мастера-позолотчика Хосе Гойи росло трое сыновей: Франсиско был младшим. Один его брат, Камилло, стал священником; второй, Томас, пошел по стопам отца. Образование братьям Гойя удалось получить весьма поверхностное, и потому Франсиско всю жизнь писал с ошибками. К концу 1750-х годов семья переехала в Сарагосу.

Около 1759 Франсиско поступил в ученик и к местному художнику Хосе Лу-сан-и-Мартинесу. Учение продлилось около трех лет. Большую часть времени Гойя копировал гравюры, что вряд ли могло ему помочь постигнуть азы живописи. Правда, свой первый официальный заказ Франсиско получил именно в эти годы — от местной приходской церкви. Это была рака для хранения мощей.

В 1763 году Гойя перебрался в Мадрид, где пытался поступить в Королевскую академию Сан-Фернандо. Потерпев неудачу, молодой художник не опустил руки и вскоре стал учеником придворного живописца Франсиско Бай-еу.

Хосе де Уррутия (1739 - 1809) - один из самых выдающихся испанских военачальников и единственный в XVIII веке армейский офицер неаристократического происхождения, достигший звания капитан-генерала - изображён с орденом Святого Георгия, которым его наградила русская императрица Екатерина Великая за участие во взятии Очакова во время Крымской кампании 1789 года.

В 1773 году Гойя женился на Хосефе Байеу. Это поспособствовало его утверждению в художественном мире того времени. Хосефа приходилась сестрой Франсиско Байеу, пользовавшемуся немалым влиянием. У Гойи и Хосефы родилось несколько детей, но все они, за исключением Хавьера (1784—1854), умерли в младенческом возрасте. Этот брак продолжался до самой смерти Хосефы, наступившей в 1812.

В 1780 году Франсиско Гойю наконец-то приняли в Королевскую академию Сан-Фернандо. В 1786 году Гойя становится придворным художником, а спустя 5 лет первым придворным живописцем испанского короля, повторяя судьбу Веласкеса, которому он поклонялся.



Портрет Карлоса IV с семьей, 1801.

Главное произведение Гойи в новом качестве парадный портрет Карлоса IV с семьей станет интерпретацией "Менин" мастера XVII века. Снова из полумрака холста выступают фигуры, облаченные в парадные придворные одеяния, художник смотрит на нас из-за мольберта,…но лица портретируемых, лица вырождающейся династии, лица придворных карликов-шутов эпохи Веласкеса, не лица королей. Собственно у одной из фигур, невесты наследного принца, лица и вовсе нет, но в этом нет никаких мрачных намеков, тайн и загадок. Просто к моменту создания портрета с ее кандидатурой еще не определились. Позднее ее лицо либо сам Гойя, либо его приемник должны были вписать в готовое изображение, но по каким-то причинам этого не произошло.

В возрасте 46 лет Гойю внезапно поразил тяжкий и загадочный недуг, сопровождавшийся слепотой, параличом и едва ли не полным безумием. Оправившись от болезни, художник совершенно оглох. До конца жизни он слышал лишь неясный шум, и его постоянно одолевали страхи, что он не успеет свершить все задуманное.

После болезни в творчестве Гойи все явственнее начали проявляться мрачные, зловещие ноты и то, что сам он называл «фантазиями и выдумками». Изменился и стиль его живописи — манера письма стала более простой и «текучей», поскольку художник говорил: «Я не считаю волосков на голове случайного прохожего… Моей кисти нет нужды видеть больше, чем вижу я сам».

Сон разума рождает чудовищ

Глубокая личная трагедия не помешала мастеру обзавестись двумя новыми покровителями. Ими стали герцог и герцогиня Альба. Ослепительно красивая и энергичная герцогиня не жалела времени и сил на открытую вражду со своими высокородными соперницами — герцогиней Осуна и королевой Марией Луизой. Гойя стал частым гостем в доме Альба, а после смерти герцога в 1796 г. отправился с молодой вдовой в её андалузское поместье, и светские сплетники не замедлили объявить их любовниками. Во всяком случае, именно герцогиня Каэтана вдохновила мастера на создание двух его самых знаменитых и неоднозначных шедевров — «Махи одетой» и «Махи обнаженной». Гойя завершил их несколько лет спустя и тотчас предстал перед судом инквизиции, т. к обнажённая натура в испанском искусстве была запрещена. Лишь чудом ему удалось избежать тюрьмы и сохранить в тайне имя натурщицы.

Между тем увидела свет первая серия офортов мастера — «Капричос» («Капризы»), — подвергшая жестокому осмеянию человеческие слабости и предрассудки. Каждый лист серии полон мерзких тварей, ведьм и прочей нежити, порождённой богатой фантазией Гойи и той патриархальной культурой, к которой он когда-то принадлежал. Центральный лист — «Сон разума порождает чудовищ» -показывает тот страшный выморочный мир, который, как опасался Гойя, может поглотить человека, не внемлющего голосу разума, и превратить его в тупого кровожадного зверя.

В 1808 году в Испанию вторгается армия Наполеона. Началась долгая и кровопролитная партизанская война (герилья). В 1814 году, после изгнания французов Гойя напишет знаменитый расстрел повстанцев и "Восстание на Пуэрто-дель-Соль", участники которого погибают в знаменитой композиции. Обе картины были участниками торжественного шествия в честь освобождения Пиренеев от захватчиков, но война, начавшаяся как освободительная, очень быстро переросла в страшную гражданскую войну, войну всех против всех. Картины этих лет - мир мрака, ужаса, страха. Здесь свет не рассеивает кошмары. Кошмары стали реальностью. Знаменитые фрески "Дома глухого" - апофеоз "черной живописи" Гойи. Страшные видения бесов, демонов, богов и титанов. Луч надежды редкий гость в этом царстве мрака.

С легкой (точнее идеологической) руки отечественных критиков "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" стал для нас главной картиной испанского живописца. Но это лишь одна из многочисленных граней его наследия. Весьма обширного и более чем разнообразного.

В последние годы жизни художник, бежавший от ужасов испанской действительности во Францию, смог создать произведения более жизнерадостные, но известность его связана не с ними. Он вошел в историю искусства как мастер воплощения темных снов и фантазий.

Портрет Антонии Сарате

Последние годы Гойя провел во Франции в Бордо, где и умер 16 апреля 1828 года, в возрасте 82 лет. Его прах был перевезен на родину и захоронен в мадридской церкви Сан-Антонио де ла Флорида. Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник.

Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни. Никола Пуссен



Между 1820 и 1823 годами Гойя украсил две больших комнаты своего дома серией картин, которые впоследствии получили название «черных» за свой мрачный колорит и сюжеты, напоминающие ночные кошмары. Эти произведения не имеют аналогов в тогдашней живописи. Некоторые из них написаны на религиозные, другие на мифологические сюжеты - как, например, «Сатурн, пожирающий собственных детей». Однако в массе своей это трагические порождения фантазии художника.

К ним относится и «Пес», изображающий засыпанную песком собаку. Для этих сцен характерна жестокая и смелая манера письма; все в них напоминает о смерти и тщете человеческой жизни. «Черные картины» украшали стены «Дома Глухого» до 1870-х годов, после чего их купил барон Эмиль Эрлангер, немецкий банкир и коллекционер живописи. Картины перенесли со стен на холст и выставили в 1878 году в Париже.

В 1881 году они были подарены мадридскому музею Прадо.

www.museum.ru/n26538

Я — Гойя!

Глазницы воронок мне выклевал ворог,

Слетая на поле нагое.

Я — горе.

Войны, городов головни

На снегу сорок первого года.

Я — голод.

Я — горло

Повешенной бабы, чье тело, как колокол,

Било над площадью головой...

Я — Гойя!

О грозди

Возмездия! Взвил залпом на Запад —

Я пепел незваного гостя!

И в мемориальное небо вбил крепкие

Звезды —

Как гвозди.

Я — Гойя.

Андрей Вознесенский



Ещё:

Загрузка...
Top