Цель в жизни андрея штольца. История персонажа

Меню статьи:

Образ Андрея Ивановича Штольца в романе Гончарова «Обломов» является одним из самых привлекательных. Его деятельность и умение распорядиться свободным временем наталкивают на мысль об идеальности и гармоничности личности, однако, это не совсем так.

Происхождение Андрея Штольца

Андрей Штольц родился в небольшой деревне Российской империи. Отец его по происхождению был немцем, который впоследствии окончательно осел в России. Мать его походила из обедневшего дворянского рода. Благодаря такому симбиозу культур, Андрей Штольц смог обрести такие черты характера и качества, которые бы позволили ему стать с жизни успешным, но при этом не потерять свой моральный облик.

Отношения в семье и вопрос о воспитании Штольца

Родители в семье Штольцев жили гармонично. Несмотря на то, что между ними возникали различные разногласия, это не способствовало появлению конфликтов в семье.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете познакомиться с в одноименном романе Ивана Гончарова.

Мать в воспитании придерживалась традиционного русского взгляда. Она, подобно многим дворянам, прививала своему сыну любовь к искусствам и размеренному образу жизни. Именно благодаря матери, Андрей узнает азы музыки и песнопения, знакомится с живописью и литературой. Андрей в детстве часто бывал у Обломовых, их размеренная, ленивая жизнь утомляла мальчика, но была вполне естественной для матери – такое поведение дворян (за исключением некоторых моментов в жизни Обломовых) могла бы послужить эталоном жизни аристократов.

Отец Андрея в жизни и соответственно в воспитании придерживался другой позиции – он считал, что в жизни нужно обладать практичными навыками, позволяющими организовать себя и свою работу с наибольшей продуктивностью. Маленький Андрей был в восторге от стиля воспитания отца – ему было интересно на фабрике и в поле. Вскоре маленький Штольц работал с отцом на равных и при необходимости с легкостью в работе мог заменить отца.

Предлагаем ознакомиться с которую написал Иван Гончаров.

Мать с ужасом наблюдала за этими всеми манипуляциями – ее мечта о белых воротничках и блестящей светской жизни сына постепенно таяла, но женщина не отчаивалась. Она еще более усердно принималась обучать сына азам светской жизни.

Таким образом, в семье Штольцев осуществилось вполне удачное сочетание прагматичного и душевного. При этом воплощением прагматики выступал отец, а душевного начала – мать.


Ранний уход из жизни матери не позволил осуществлять воспитание в тех же рамках – отец его не умел быть таким эмоциональным, порой он даже не может найти слов, чтобы поддержать сына, напутствовать его, поэтому дальнейшее воспитание Штольца уверенно обрело черты прагматики и дисциплины.

После окончания университета отец не дал Андрею долго бездельничать –он отправляет сына в самостоятельное плавание. Такая традиция была принята в европейском обществе – родители обеспечили все условия для гармоничного существования Андрея, и теперь Штольц должен сам заботиться о себе.

Сцена прощания отца с сыном в понимании русских крестьян также выглядит странной – отец ведет себя крайне скупо в эмоциональном плане и никто из окружающих (разве, что сам Андрей) не догадывается, что на самом деле Ивана Штольца в это время переполняет гордость за сына.

Влияние воспитания на дальнейшую жизнь

Идеалы и привычки, привитые нам в детстве, так или иначе, влияют на нашу дальнейшую жизнь. Эта же тенденция заметно прослеживается и в жизни Андрея Штольца.

Требовательность отца к своему сыну и раннее включение его в трудовую деятельность (Иван Штольц принял на работу своего сына и даже выплачивал ему зарплату, как и всем своим работникам) способствовало общественной закалке сына. Андрей с самого детства знал, что в жизни часто случаются неудачи, они порой никак не связаны с предвзятым отношением окружающих, а являются следствием погрешностей в его работе. Чтобы их избежать или исправить, нужно приложить усилия и усердно работать. Такое понимание привело к тому, что, будучи уже взрослым, Штольц уверено преодолевает трудности, они не наносят на его жизнь столь значимый отпечаток отчаяния и апатии, как это случается с Обломовым.

Отношение к обучению

Андрей Штольц в детстве был очень непоседливым мальчиком – он обожал различные шалости и придавался им при первом же удобном случае. Однако такая непоседливость не стала препятствием в получении качественного образования.

Первоначальное образование Андрей Штольц получил дома – мать его учила музыкальной грамоте и французскому. Впоследствии Андрей развил эти навыки и часто играл с матерью в четыре руки. Знания французского для него стали также необходимы в дальнейшей жизни – Андрей постоянно общался с аристократами, знания французского позволяло ему оставаться на должном уровне по отношению к высшему обществу.

В это же время области познания Штольца были обширные – он с отцом активно изучал географию и немецкий, читал различные книги – от Священного Писания до басен Крылова. С матерью изучал Священную историю.

Дальнейшее свое обучение Андрей Штольц продолжил в пансионате, руководителем которого стал его отец. В этот период Андрей смог укрепить свои знания и расширить их границы. Учеба давалась ему легко – Андрей время от времени помогал своим друзьям по пансионату выполнять их задания.

После окончания пансионата последовало обучение в университете Российской империи. Об этом периоде жизни Штольца Гончаров мало что рассказывает. Известно, что Андрей был дисциплинированным и трудолюбивым, обучение для него стало легким занятием.

Дружба с Обломовым

С Ильей Ильичем Обломовым Андрей Штольц был знаком с самого детства. Однако тесное их взаимоотношение началось во время обучения в пансионате. В этот период мальчики были очень похожи между собой: они оба были очень любопытными и активными. Однако вскоре воспитание сыграло с Ильей злую шутку – родители Обломова были в ужасе от такой манеры поведения сына и всячески пресекали возможные проявления любознательности и активности. В их понимании ребенок должен быть уравновешенным и спокойным. Со временем, Илья таким и стал – апатичным и пассивным.

Отец Штольца, наоборот, всегда поощрял активность сына. Он даже разрешал ему уходит из дому на несколько дней, при условии, что сын выполнил все его поручения. В результате активность и желание развиваться сохранилось у Штольца и в его взрослый период жизни.

Несмотря на то, что в дальнейшем жизнь Штольца и Обломова сформировала из похожих личностей диаметрально противоположные, дружба их не закончилась, а продолжалась всю жизнь. Андрей время от времени навещал Обломова и интересовался его делами. Делал это Штольц не из-за личной выгоды или этических норм, а потому, что он действительно был неравнодушен к судьбе своего друга.

После окончания университета Илья Ильич некоторое время пытался следовать традиционной схеме жизни – и для этого поступил работать в канцелярию, но первые же сложности на работе стали причиной депрессии и паники у Обломова. Так, чрезмерная опека родителей заранее спровоцировала ситуацию неуспеха. Штольц же наоборот активно включился в дела службы и смог заслужить себе звание аристократа.

После такой крупной неудачи Обломов безвылазно живет в своей съемной квартире. Он перестал появляться на людях и даже перестал следить за порядком в доме – все дни напролет Обломов пролеживал на диване, время от времени впадая в дремоту.

Никто из знакомых Ильи Ильича не мог вытащить его из этого болота. Единственным человеком, который мог расшевелить его, оставался Андрей Штольц. В один из своих визитов к Обломову Штольц стал свидетелем забавной картины – Илья Ильич намерен был поколотить своего слугу за то, что тот его пытался разбудить. От души посмеявшись, Штольц начинает упрекать Обломова в апатичности и бездействии и решает окончательно расшевелить Обломова. Штольц вытаскивает Обломова в свет. Сначала подобный режим жизни невероятно утомляет Обломова, но затем Илья Ильич влюбляется – у него появляется стимул поддерживать свою активность. Однако со временем обломовщина вновь затягивает Илью – в этот раз Штольц уже не нашел силы, чтобы реанимировать своего друга к жизни, хотя его судьба была все также небезразлична Андрею Ивановичу. Штольц время от времени приводит дела Обломова в родовом поместье в порядок, навещает своего друга. Связь Обломова с Агафьей неприятно удивляет Штольца, он не понимает такого поведения своего друга, однако после его кончины не отказывается от своих слов и берет на воспитание сына Обломова – мальчика, названого в честь Штольца Андреем. Скорее всего, в последние годы дружбу Обломова и Штольца удерживают воспоминания о детской дружбе и необычное умение Обломова проявлять нежность и чувственность, которое не свойственны Штольцу.

Отношения с Ольгой Ильинской

Гончаров во время изображения взаимоотношений в рамках Обломов- Штольц- Ильинская романе использует один из парадоксов: в то время как личности Обломова и Штольца кажутся очень разными по своей сути, личности Ольги Ильинской и Андрея Штольца кажутся сродными. Детальный анализ показывает, что это первое впечатление ошибочно. На самом деле образы Штольца и Обломова, особенно в детстве, имеют много сродных качеств, а образы Ильинской и Штольца очень различны – ведь мотивацией для выявления их качеств и социальной активности у них становятся разные чувства и мотивы.

В начале романа у Штольца не возникает романтических чувств по отношению к Ольге, хотя при этом нельзя сказать, что в их взаимоотношениях нет симпатии. Андрей Иванович – человек не романтичный, поэтому он не смог настолько пленить девушку как нежный и эмоциональный Илья Ильич.

Прагматичный ум Штольца позволяет найти ответ фактически на любой вопрос из мира рационального, но только не из мира чувственного, полного романтики – здесь его разум бессилен. После разрыва с Обломовым девушка едет с тетей в Швейцарию, где случайно встречается с Андреем Ивановичем. В это время Штольц еще ничего не знает о печальном опыте взаимоотношений Ольги и продолжает с ней общаться как прежде. Андрей Иванович приносит девушке новые книги, ноты, иногда цветы, успокаивая себя тем, что это надолго увлечет Ольгу, но девушка всегда очень быстро читает произведения и разучивает ноты, а затем, как правило, осыпает Штольца вопросами.

В глазах Ольги – Штольц интересный собеседник, для девушки он выступает кем-то вроде учителя, который знает больше своего ученика и всегда умеет занять чем-то интересным. Штольц же, напротив, сумел разглядеть в девушке женщину и влюбился в нее не как в личность, а как в представительницу женского пола. Исходя из этой дисгармонии и происходят большинство парадоксов в их дальнейших отношениях.

Плененный Ольгой Андрей Иванович делает девушке предложение – недолго думая, Ольга соглашается. Она не испытывает страсти к Штольцу, но ее пленяет уровень знаний этого человека – он кажется ей необыкновенно умным и смышленым и это становится главным фактором для принятия окончательного решения.

В виду своего способа жизни и возраста, Штольц начинает мечтать о спокойной и размеренной жизни – аналоге так яро гонимой им самим Обломовщины. Ольга же не понимает такого предпочтения мужа, она полна решимости действий и желания к развитию. Благодаря тому, что все это время Штольц активно занимался саморазвитием, у них в браке существовала гармония, но, судя по всему, как только Штольц прекратит активное свое развитие, он перестанет быть кумиром Ольги и сразу же после этого последует разочарование и дисгармония.

Штольц всегда посвящал жену в свои дела и даже дела Обломовки, позволяя жене принимать активное участие в них, однако вскоре женщина начинает испытывать тоску – ее жизнь кажется ей скучной и однообразной, о чем она неоднократно говорит мужу. Отсутствие нежности и романтики в отношениях Ольги и Андрея становится все заметнее – их союз умов в конечном счете стремительно начинает приближаться к деструкции и дисгармонии. Гончаров наталкивает читателя на мысль, что наличие общего стремления и идей не делает людей счастливыми в браке. Для гармоничного брака нужна любовь.

Характеристика личности

Жизнь Андрея Штольца все время проходила в рамках активного познания мира и саморазвития. Отец его старался привить сыну такие качества характера, которые бы позволили ему не утонуть в пучине жизни и стать успешным человеком.

Андрей Иванович постоянно чему-то учится. Кажется, что в жизни Штольца ни одна минута жизни не была потрачена даром – Андрей Иванович умеет распределить свое время наиболее выгодным образом, чтобы успеть совершить много полезных дел за день.

Положительную службу в этом деле Штольцу дает его неромантический характер – Штольц никогда не предается мечтаниям и грезам. Он не понимает, как люди могут быть по уши влюблены в кого-то.

Андрей Иванович обладает твердым и решительным характером. Штольц всегда очень требователен к себе. Благодаря своему трудолюбию, настойчивости и дисциплинированности, Штольц становится успешным человеком в рамках своей карьеры и даже дослуживается до чина надворного советника, что дает ему право обрести личное дворянство. На этой должности Штольц не задержался – он решил выйти в отставку, стал заниматься торговлей и достиг существенных достижений в этом занятии. Вскоре его капитал из отцовских сорока вырос до трехсот тысяч, что было предметом восхищения и зависти многих помещиков.

Штольц – очень сдержанный человек, он умеет сдерживать свои эмоции. В своих неудачах Андрей Иванович не винит окружающих, как обычно это любят все делать – в первую очередь он ищет причины в себе – это позволяет ему быстро искоренить возникшую проблему и не допускать ее появления в дальнейшем.

Неэмоциональность Штольца позволяет ему не теряться в различных ситуациях и находить из них самый привлекательный и выгодный выход.

Таким образом, Андрей Иванович Штольц наделен множеством положительных качеств характера. Большинство из них являются типичными для европейского бюргера, но в то же время очень необычны, и в некой мере, странные для обывателя Русской империи. Благодаря своей беспринципности и трудолюбию Штольц сумел достичь существенных высот в делах службы, а также умножить свой капитал, однако Штольц так и не сумел обрести гармонию в браке – его отношения с Ильинской обречены на крах, так как являют собой союз ума, а не чувств.

Литература

Класс: 10

Урок № 8

«Для чего жить?». Обломов и Штольц

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Рассмотреть понятие «антипод»;
  2. Раскрыть смысл противопоставления двух героев, двух жизненных позиций в романе «Обломов»;
  3. Показать современность проблематики романа.

Глоссарий:

Роман – это крупный по объему и, как правило, прозаический жанр эпоса;

Антипод – это художественный образ, который своим содержанием, взглядами, чертами характера, моральными качествами и др. противоположен другому;

Антитеза – это такой прием в художественном языке, когда одно явление противопоставляется другому;

Основная литература по теме урока:

Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература по теме урока:

Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля. В 2 ч. Ч. 2. М.: Московский лицей, 2007.

Добролюбов Н. А. «Что такое обломовщина?» «Обломов», роман И. А. Гончарова: http://az.lib.ru/d/dobroljubow_n_a/text_0022.shtml

Открытые онлайн-ресурсы по теме урока:

Добролюбов Н.А. «Что такое обломовщина?» «Обломов», роман И. А. Гончарова: http://az.lib.ru/d/dobroljubow_n_a/text_0022.shtml (дата обращения: 22.08.2018).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Роман Гончарова «Обломов» - одно из знаковых произведений русской литературы XIX века. Он входит в трилогию с двумя другими произведениями – «Обыкновенная история» и «Обрыв». Автор начинает работу над ним в 1847 году, когда в обществе возникают идеологически разные подходы к жизни.

Противоположные взгляды в «Обломове» выражают главные герои -потомственный дворянин Илья Ильич Обломов и его лучший друг, отставной чиновник Андрей Иванович Штольц. Они олицетворяют возможные пути развития. Первый - апатичный дворянин, поглощенный пустой мечтательностью и ленью. Второй - бодрый и трудолюбивый человек, сочетающий практичность и духовность. Чтобы понять замысел Гончарова, начнём с разбора имён персонажей.

Одно из значений древнееврейского по происхождению имени Илья - «Божья помощь». Автор усиливает его, называя Обломова Ильёй Ильичём. В сознании героя прошлое и настоящее сливаются воедино. Неслучайно картины беззаботного детства всплывают в его сознании - он олицетворяет родовые дворянские традиции. Фамилия Обломов схожа по произношению и написанию с глаголом «обломать» и образованным от него существительным «обломок», то есть, «остаток чего-либо прежде существовавшего, исчезнувшего». Возможна также связь фамилии со словом «облый» - округлый, «округловатый».

Фамилия Штольц произошла от немецкого слова stolz («штольц») - «гордый». Русское имя Андрей, означает «мужественный, храбрый» и подчеркивает силу воли. Отсылки к ранним годам жизни героев тоже не случайны, они раскрывают характеры. Мальчики знакомятся в пансионе для детей местных помещиков. Полюбив спокойного и задумчивого Илюшу, Андрюша даже делает за него задания. Штольц и Обломов, хоть и растут рядом, но воспитывают их совершенно по-разному. Мать Андрея занимается с ним литературой и искусством. Отец-немец, закоренелый материалист, прививает любовь к труду. Он берёт сына работать репетитором в пансионате и назначает ему жалование «как мастеровому, совершенно по-немецки: по десяти рублей в месяц». Такое строгое воспитание сформировало у Штольца сильный характер. На его примере Гончаров показывает одну из моделей воспитания, не идеальную, но эффективную. Сила воли и терпение помогают Андрею стать богатым и известным широкому кругу людей.

Илья Ильич Обломов - представитель дворянства, разнеженный мальчик. Он находится в родительском доме в атмосфере чрезмерной опеки. Его семья размеренно проводит время за обсуждением того, «какие блюда будут в обед или ужин». Учёба сына в гимназии особо не интересует родителей, они лишь хотят, чтобы «Илья прошёл все науки и искусства». С детства ему прививают апатичный образ жизни: например, не дают ребенку гулять, так как он может пораниться или заболеть. Все это приводит к тому, что Илья совершенно ни к чему не приспособлен и не приучен к труду. Он проводит большую часть времени в пустых мечтах. Все попытки Штольца поднять своего друга с дивана оканчиваются неудачей. Обломов не хочет и не умеет прикладывать усилий, и у него нет сил на то, чтобы сломить привычный уклад. Идеал счастья Ильи Ильича - полный покой и хорошая еда: «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее...». Идеал счастья Андрея Ивановича - жизнь в труде: «Труд - образ, содержание, стихия, цель жизни». По замыслу автора он воплощает тип человека, способного изменить Россию.

Критики того времени по-разному относятся к главным героям. Так, Чехов и Добролюбов, в целом выражая восхищение художественным мастерством писателя, остро критикуют образ Штольца. Они считают его персонажем, который фактически не служит развитию и идеалам страны, вся его деятельность направлена на улучшение своего благосостояния. Однако Гончаров хочет видеть в нем героя нового времени, может, не идеального, но прогрессивного.

Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» говорит об отражении в романе кризиса и распада старой крепостнической Руси. Илья Ильич - «коренной народный наш тип», символизирующий лень, бездействие и застой всей крепостнической системы отношений. Он - последний в ряду «лишних людей» - Онегиных, Печориных, Бельтовых и Рудиных. «Подобно своим старшим предшественникам, Обломов заражён коренным противоречием между словом и делом, мечтательностью и практической никчёмностью. Но в Обломове типичный комплекс “лишнего человека” доведен до логического конца, за которым - распад и гибель». По мнению критика, Гончаров показал «обломовщину» как социальное зло, которое проникло в самые разные слои общества, а Обломова сделал разоблачённым героем, низвергнутым прямо в халате на мягкий диван.

Сравнение главных действующих лиц романа - Штольца и Обломова - позволяет понять, что они - личности, типичные не только для XIX столетия. Поиск себя и смысла жизни волнует многие поколения. Автор предлагает читателю задуматься, какой путь выбрать - активно действовать или же плыть по течению и прозябать в надеждах на лучшее.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Пример №1

Ребус – соответствие

Подсказка: Андрея Штольца рано начали приучать к труду: вместе с отцом выезжал на фабрику, в поля, к купцам, а вскоре и самостоятельно начал выполнять различные поручения.

Разбор задания:

Принцип сюжетной антитезы в романе «Обломов» является важным смыслообразующим приемом произведения. Еще в начале романа автор вводит два противопоставляемых персонажа – пассивного, ленивого Обломова и активного, деятельного Штольца. Сравнивая их детство и юношеские годы, Гончаров показывает, как формировалась личность каждого из героев – постепенное увязание в болоте «обломовщины» Ильи Ильича и самостоятельная жизнь Андрея Ивановича.

Пример №2

Подстановка элементов в пропуски в тексте.

Вставьте пропущенное слово.

«Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне __________, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова!»

Правильный ответ:

Правильный вариант / варианты:

Подсказка: после разрыва с Обломовым Ольга Ильинская со своей теткой уезжает за границу. Там за этого героя выходит замуж.

Разбор задания: знакомство Ильинской и Обломова организовал Штольц с целью вытянуть своего давнего друга детства из вечной спячки. Он верил, что юная, уверенная и целеустремленная Ольга увлечет мечтательного барина, побудит его мыслить, совершать поступки, развиваться, словом, встать с дивана в прямом и переносном смысле. «Я люблю будущего Обломова», − говорила она, имея в виду, что ожидает от него внутреннего переворота. Она жаждала, чтобы ее избранник стал выше ее, она словно ожидала увидеть Илью Ильича на пьедестале и уже потом подарить ему себя в качестве заслуженной награды. Но этого к сожалению так и не произошло.

Литература – 10 класс.

Тема урока: «Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика»

(по роману И.А.Гончарова «Обломов»)

Цели урока: выявить особенности авторской позиции через сопоставление героев (Обломова и Штольца); развивать навыки характеристики литературных персонажей, исследовательские навыки, логическое мышление; воспитывать вдумчивого читателя, обогащать речь учащихся.

Оборудование урока: портрет И.А.Гончарова, текст романа И.А.Гончарова «Обломов», (презентация); тетради для работ по литературе, иллюстрации.

Учащиеся должны знать:

Содержание романа И.А.Гончарова «Обломов»;

Основную мысль произведения;

Главные образы.

Учащиеся должны уметь:

Правильно отвечать на поставленные учителем вопросы;

Обобщать и систематизировать учебный материал;

Совершенствовать навыки работы с текстом;

Делать выводы и связывать их в монологическое высказывание.

Ход урока.

I Оргмомент.

II Реализация д.з. (И.А.Гончаров «Обломов», Образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2,

главы 1 – 4. Сопоставить характер Штольца с характером Обломова)

III Сообщение темы и цели урока.

IV Подготовка к восприятию произведения. Работа по плану урока.

1.Вступительное слово.

Добрый день, ребята! Изучение романа И.А.Гончарова заставляет нас говорить о смысле жизни, о назначении человека… Обратите внимание на тему урока (запись темы в тетрадях).

План работы:

1.Образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2, главы 1 – 4)

2.Выстроить и записать цепочку ключевых слов, раскрывающих характер Штольца, Обломова (проверка домашнего задания)

3.Сопоставить характер Штольца с характером Обломова:

Вам необходимо сравнить этих героев, выяснить, чем они похожи и чем отличаются друг от друга.

Мы сегодня с Вами рассмотрим один из проблемных вопросов произведения:

- Илья Обломов и Андрей Штольц… кто же они – двойники или антиподы?

Давайте определим лексическое значение слов антипод и двойник

2.Словарная работа.

Антипод - (греч. antipodes - обращенные ногами к ногам). 1. только мн. Обитатели двух противоположных пунктов земли, двух противоположных концов одного из диаметров земного шара (геогр.). 2. кому-чему или кого-чего. Человек противоположных свойств, вкусов или убеждений (книжн.). Он - совершенный его антипод или он совершенный антипод ему.

Двойник - человек, имеющий полное сходство с другим (и о мужчине и о женщине).

Каково ваше восприятие об Обломове и Штольце?

Учитель: Наше знакомство с Обломовым уже состоялось на предыдущих уроках. Мы выяснили, что наш герой медлителен, ленив, не сосредоточен. Давайте дадим ему характеристику более подробную. (ответы учащихся)

(О Штольце мы узнаём ещё в первой части романа, до его появления перед читателями, то есть заочно:

В связи с гостями Обломова, которые Илье Ильичу «не по сердцу», в отличие от друга детства – Андрея Ивановича Штольца, которого «любил искренне»;

В связи с мечтами главного героя, где Штольц, знавший и ценивший лучшие качества Ильи Ильича, был неотъемлемой частью картин счастливой жизни в имении, полной любви, поэзии, дружественных чувств и покоя;

Штольц появляется и во «Сне Обломова», вписывается в идиллическую, сладостную и одновременно таинственную атмосферу детства, которая сформировала героя.

Учитель: Неожиданно появление героя в финале первой части и главы 1 – 2 второй части рассказывают о Штольце.

3.Кадры из фильма «Несколько дней из жизни И.И.Обломова»

(встреча Обломова и Штольца).

Мы видим, что эти два человека, они настоящие друзья. Но эти герои разные, непохожие. Воспользуемся вместе с автором известным в литературе способом характеристики героя – сравнительной характеристикой. Перед Вами рабочий лист, в котором помещены критерии воспитания, цель жизни, содержание деятельности, отношение к женщине, их семейная жизнь и жизненная позиция. В графе вывод мы будем сами делать записи, когда мы рассмотрим все эти критерии, сравнивая главных героев.

4. Рассмотрим все особенности героев.

(Ответы учащихся: Обломов и Штольц).

Сравнительная характеристика

Обломов

Штольц

Внешность

Происхождение

Воспитание

Образование

Заложенная программа

Взгляды на жизнь

Цель жизни

Дружба

Восприятие жизни

Испытание любовью

а)Внешность: ( когда они предстали перед читателем)

- На что обращает наше внимание И.А.Гончаров при описании внешности героев?

« …лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, … во всем лице теплился ровный свет беспечности» ,ровесник Обломову, «худощав, щек у него почти вовсе нет,…цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные»

б)Происхождение:

выходец из мещанского сословия (его отец покинул Германию, странствовал по Швейцарии и осел в России, сделавшись управляющим имения). Ш. блестяще кончает университет, с успехом служит, выходит в отставку, чтобы заниматься собственным делом; наживает дом и деньги. Он член торговой компании, отправляющей товары за границу; как агент компании, Ш. ездит в Бельгию, Англию, по всей России. Образ Ш. строится на основе идеи равновесия, гармонического соответствия физического и духовного, разума и чувства, страдания и наслаждения. Идеал Ш.- мера и гармония в труде, жизни, отдыхе, любви.(или..из небогатой семьи: отец (обрусевший немец) был управляющим богатого имения, мать-обедневшая русская дворянка. Наполовину русский, не дворянин.

в) Воспитание.

- Какое воспитание получили И.Обломов и А. Штольц? Расскажите об этом.

Родителям хотелось преподнести Илюше все блага «как-нибудь подешевле, с разными хитростями».родители приучали его к праздности и покою (не давали поднять уроненную вещь, одеваться, налить самому себе воды) труд в обломовке был наказанием, считалось, что на нем стоит клеймо рабства. в семье был культ еды, а после еды – крепкий сон.

Обломова даже не выпускали на улицу. «А слуги на что?» Вскоре Илья сам понял, что приказывать спокойнее и удобнее. Ловкий, подвижный ребенок постоянно останавливается родителями и нянькой из боязни, что мальчик «упадет, расшибется» или простудится, его лелеяли, как оранжерейный цветок. «Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая». (Обломов)

Отец дал ему воспитание, которое получил от своего отца: обучил всем практическим наукам, рано заставил работать и отослал от себя закончившего университет сына. отец научил его, что главное в жизни--это деньги, строгость и аккуратность… (Штольц)

Назовите эпизоды, сцены, наглядно иллюстрирующие, как проходило детство Штольца, как шёл процесс его воспитания.

Чтение эпизода (Прощание Штольца с отцом) по ролям.

Какое впечатление производит на вас эта сцена?

Как вы можете прокомментировать это?

Чему научил его отец? Что чувствовал А.Штольц?

Гончаров создаёт Штольца, невольно отталкиваясь от Обломова, как антипод главному герою; у Штольца всё иначе.

Его воспитание - трудовое, практическое, его воспитывала сама жизнь (ср.: “Если б пропал Обломова сын...”).

Особого разговора требуют: отношение матери; мать и отец; Обломовка, княжеский замок, в результате чего “не вышло бурша”, что заменило “узкую немецкую колею” на “широкую дорогу”.

Штольц - Stolz (“гордый”). Оправдывает ли он свою фамилию?

Рабочий лист (внизу графы: «Воспитание», указать антипод).

г).Образование:

обучались в небольшом пансионе, находившемся в пяти верстах от Обломовки, в селе Верхлеве. Оба закончили в Москве университет.

С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемака»

На основании воспитания и образования была заложена определённая программа.

Какова она у Обломова и Штольца?

д) Заложенная программа.

Обломов

Мечта. Прозябание и сон – пассивное начало находил утешение в своих любимых «примирительных и успокоительных» словах «авось», «может быть» и «как-нибудь» и ограждал себя ими от несчастий. Он готов был переложить дело на кого угодно, не заботясь о его исходе и порядочности выбранного человека (так он доверился мошенникам, обобравшим его имение).

«Лежанье у Ильи Илича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».

Чего больше всего боялся Штольц?

Обосновывая свои ответы текстом, ученики говорят о том, что мечты, воображение (“оптический обман”, как говорил Штольц) были его врагами. Он управлял своей жизнью и имел “настоящий взгляд на жизнь” (ср. с Обломовым).

Штольц

Штольц боялся мечтать, его счастье было в постоянстве, энергия и бурная деятельность- активное начало

« Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента – посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу – выбирают его. Между тем он ездит и в свет и читает: когда он успевает – бог весть».

- Что значит жизнь и каково назначение человека, по Штольцу?

Учащиеся: “Прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно...” (ср. с Обломовым, чей идеал состоит... в покое и наслаждении ; см. о мечтах Обломова в 8-й главе первой части).

Учитель: 3–4-я главы второй части. Роль этих глав в романе. Разговор- спор, где столкнулись взгляды, позиции героев.

Суть спора - КАК ЖИТЬ?!

- Как возникает спор? (Недовольство Обломова пустой жизнью общества.)

Это не жизнь!

- Когда наступает перелом в споре? (Трудовая тропинка: несогласие Штольца с идеалом друга, ведь это “обломовщина”; идеал утраченного рая, рисуемый Обломовым, и труд как “образ, содержание, стихия и цель жизни”.)

(Физкультминутка)

Вступительное слово о смысле жизни.

Кадры из фильма «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» ( второй монолог. Исповедь Обломова, с. 166. «Знаешь ли, Андрей…»)

В какой обстановке происходит беседа?

О чём говорит И.Обломов?

Как каждый из героев выявился в споре?

е) Взгляды на жизнь

Обломов

«Жизнь: хороша жизнь!», - говорит Обломов, - «Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!…Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?»

Штольц.

ё) Цель жизни

Прожить жизнь счастливо; так, чтобы она «не трогала». (Обломов)

«Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей».(Штольц)

ж) Восприятие жизни

Обломов хочет делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться. (Обломов)

Штольц хочет иметь “простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь - вот что было его постоянною задачею…”, “Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…”, “…измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет”.

- С кем из героев и на каком этапе спора вы готовы согласиться?

- Есть ли один ответ на этот вопрос?

(В процессе спора ребята приходят к выводу, что оба принципа имеют право на существование.)

Учитель: В разговорах (спорах) часто последнее слово автор даёт Штольцу, но создаётся ощущение, что он не может переспорить Обломова. Почему? Не может даже тогда, когда последнее слово за ним. Внутренне мы чувствуем, понимаем, что Штольц не может сломить сопротивления Обломова (вспомним эпизод ночного обеда, когда Штольц сдаётся и садится с Обломовым и Захаром есть кадры из фильма.).

Чья философия позитивна и конструктивна?

Сопоставить характер Штольца с характером Обломова:

Обломов

Штольц

Покой (апатия)

«…он беспрестанно в движении…»

Сон (бездействие)

«равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа»

Мечта – «скорлупа, самообман»

«он боялся всякой мечты,…хотел видеть идеал бытия и стремления человека в строгом понимании и отправлении жизни»

Страх перед обстоятельствами

«причину всякого страдания приписывал себе»

Бесцельность существования

«Выше всего ставил настойчивость в достижении целей»(Штольц)

Труд - наказание

«Труд – образ, стихия, содержание, цель жизни» (Штольц)

Сделать вывод о том , на каких уровнях, в каких деталях раскрывается

- Не слишком ли положителен в своих воззрениях Штольц?

А может быть, Обломов прав: люди, ищущие смысл в светской жизни – мертвецы, такая жизнь – бесполезная суета. Чем он, лежащий на диване, хуже?!

Поэтическое восприятие жизни Обломова – это утонченность души героя, «тонкая поэтическая натура» или способ спрятаться от реальности?

Сила и слабость характеров Обломова и Штольца: герой и обстоятельства, ложный и позитивный смысл существования?

Итог:

- Чью позицию вы считаете приемлемой для себя?

(Аргументируй. Какие ценностные установки (кого из героев) вы возьмёте в свой жизненный багаж?)

- Какими оказались наши герои в любви? Выдержали испытание любовью или нет?

Ответы учащихся:

Обломов и Штольц

Обломов отказался от любви. Он выбрал покой. «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать её». Испугался, ему нужна любовь не равноправная, а материнская (такую, какую ему подарила Агафья Пшеницына).

Штольц любил не сердцем, а разумом “выработал себе убеждение, что любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром; что в ней лежит столько всеобщей, неопровержимой истины и блага, сколько лжи и безобразия в ее непонимании и злоупотреблении”. Ему необходима равная по взглядам и силе женщина (Ольга Ильинская). Рад, что встретил её за границей, рад, что она его слушает и даже не замечает, что иногда не понимает Ольгину грусть.

- Какими мы наблюдаем наших героев в дружбе и в отношении с окружающими?

(Ответы учащихся: Обломов и Штольц)

з) Дружба

- Дадим на основании всего сказанного характеристику Обломову и Штольцу.

Характеристика героев:

Обломов и Штольц

1.Обломов. Добрый, ленивый больше всего беспокоит собственный покой. Для него счастье-это полный покой и хорошая еда. Он проводит жизнь на диване, не снимая удобного халата, ничего не делает, ничем не интересуется, любит уходить в себя и жить в созданном им мире снов и мечтаний, поразительная детская чистота его души и самосозерцательность, достойная философа воплощение мягкости и кротости.

2. Штольц . Сильный и умный, он находится в постоянной деятельности и не гнушается самой черной работой, благодаря своему упорному труду, силе воли, терпению и предприимчивости стал богатым и известным человеком. Сформировался настоящий "железный" характер, но чем-то он напоминает машину, робота, настолько четко запрограммирована, выверена и просчитана вся его жизнь перед нами суховатый рационалист.

Ответ на проблемный вопрос: Обломов и Штольц – двойники или антиподы? (слова ученика).

V Подведение итогов.

Да, Гончаров хотел противопоставить бездеятельному Обломову практичного и делового Штольца, который, по его мнению, должен был сломить «обломовщину» и возродить героя. Но в романе другой финал. Именно в конце произведения проявляется отношение автора к герою.

- Давайте вспомним, к чему приходят герои романа?

Обломов умирает, оставив сына.

Пшеницына готова сделать все ради Обломова и даже сына отдает на воспитание брату, считая это благом для сына.

Ольге очень плохо (не хватает Обломова), нет любви, а без нее жизнь лишена смысла.

Андрей Штольц тоже опустошен, ему плохо без друга, Обломов был для него «золотым сердцем».

Итак, все герои в результате пришли к той же самой «обломовщине»!

Учитель: Ребята! Готовьте уже сейчас себя к дальнейшей взрослой самостоятельной жизни. Возьмите в свой жизненный багаж от Штольца энергичность, ум, целеустремлённость, твёрдость характера, благоразумность, волю, но не забудьте и о душе, взяв от Ильи Обломова доброту, честность, нежность, романтичность. И помните слова Н.В.Гоголя «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое, ожесточающее мужество, забирайте все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»

VI . Домашнее задание :

Роман И.А.Гончарова «Обломов»:

Индивидуальные задания:

1.. Рассказ об О.Ильинской (гл.5)

2.Развитие отношений Обломова и Ольги (гл.6-12)

3.Образ Пшеницыной (ч.3), новая квартира на Выборгской стороне у Пшеницыной.

Оценки

Обломов и Штольц).

Сравнительная характеристика

Обломов

Штольц

Внешность

« …лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, … во всем лице теплился ровный свет беспечности»

ровесник Обломову, «худощав, щек у него почти вовсе нет,…цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные»

Происхождение

из богатого дворянского рода с патриархальными традициями. его родители, как деды, ничего не делали: за них работали крепостные. Истинно русский человек, дворянин.

из небогатой семьи: отец (обрусевший немец) был управляющим богатого имения, мать – обедневшая русская дворянка

Воспитание

родители приучали его к праздности и покою (не давали поднять уроненную вещь, одеваться, налить самому себе воды) труд в обломовке был наказанием, считалось, что на нем стоит клеймо рабства. в семье был культ еды, а после еды – крепкий сон.

отец дал ему воспитание, которое получил от своего отца: обучил всем практическим наукам, рано заставил работать и отослал от себя закончившего университет сына. отец научил его, что главное в жизни--это деньги, строгость и аккуратность.

Образование

обучались в небольшом пансионе, находившемся в пяти верстах от Обломовки, в селе Верхлеве. Оба закончили в Москве университет

Заложенная программа

прозябание и сон – пассивное начало

С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемак.

энергия и бурная деятельность - активное начало.

Взгляды на жизнь

«Жизнь: хороша жизнь!», - говорит Обломов, -«Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!…Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?»

Штольц познает жизнь, спрашивает у нее: «Что делать? Куда идти дальше? » И идет! Без Обломова…

Цель жизни

Прожить жизнь счастливо; так, чтобы она «не трогала».

«Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей».

Дружба

Есть знакомые, но нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца.

Друзей у Штольца всегда и везде было много - люди тянулись к нему. Но он чувствовал близость только к людям-личностям, искренним и порядочным.

Восприятие жизни

Колеблющееся - от “приятного дара для наслаждения” до “пристает как забияки: то ущипнет исподтишка, то вдруг нагрянет прямо со лба и обсыплет песком… мочи нет!”

Обломов хочет делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться.

Жизнь - счастье в труде; жизнь без работы - не жизнь; «…“жизнь трогает!” “И, слава богу!” - сказал Штольц».

Штольц хочет иметь “простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь - вот что было его постоянною задачею…”,“Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…”, “…измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет”.

Испытание любовью

ему нужна любовь не равноправная а материнская (такая, какую ему подарила Агафья Пшеницына)

ему необходима равная по взглядам и силе женщина (Ольга Ильинская)

Сравнительная характеристика

Обломов

Штольц

Внешность

Происхождение

Воспитание

Образование

Заложенная программа

Взгляды на жизнь

Цель жизни

Дружба

Восприятие жизни

Испытание любовью

Обломов и Штольц

Штольц - антипод Обломова (Принцип антитезы)

Вся образная система романа И.А.Гончарова «Обломов» направлена на раскрытие характера, сущности главного героя. Илья Ильич Обломов - скучающий барин, лежащий на диване, мечтающий о преобразованиях и счастливой жизни в кругу семьи, но ничего не делающий чтобы воплотить мечты в действительность. Антиподом Обломова в романе является образ Штольца. Андрей Иванович Штольц — один из главных героев, друг Ильи Ильича Обломова, сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлеве, что в пяти верстах от Обломовки. В первых двух главах второй части идет подробный рассказ о жизни Штольца, о тех условиях, в которых формировался его деятельный характер.

1. Общие черты:

а) возраст («Штольц ровесник Обломову и ему уже за тридцать»);

б) вероисповедание;

в) обучение в пансионате Ивана Штольца в Верхлёве;

г) служба и быстрая отставка;

д) любовь к Ольге Ильинской;

е) доброе отношение друг к другу.

2. Различные черты:

а) портрет ;

Обломов . «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием: всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица».

«… обрюзг не по летам : от недостатка ли движения или воздуха. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч , казалось слишком изнеженным для мужчины. Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью.»

Штольц - ровесник Обломова, ему уже за тридцать. Портрет Ш. контрастен портрету Обломова: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости…»

Знакомясь с портретной характеристикой этого героя, мы понимаем, что Штольц - сильная, энергичная, целеустремленная личность, которой чужда мечтательность. Но эта почти идеальная личность напоминает механизм, а не живого человека, и этим отталкивает читателя.

б) родители , семья;

У Обломова родители - русские, он вырос в патриархальной семье.

Штольц.— выходец из мещанского сословия (его отец покинул Германию, странствовал по Швейцарии и осел в России, сделавшись управляющим имения). «Штольц был немец только вполовину, по отцу; мать его была русская; веру он исповедовал православную, родная речь его была русская…». Мать боялась, что Штольц, под влиянием отца, станет грубым бюргером, однако помешало русское окружение Штольца.

в) воспитание;

Обломов переходил «из объятий в объятия родных и друзей», его воспитание носило патриархальный характер.

Своего сына Иван Богданович воспитывал строго: «С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемака».

Когда Штольц подрос, отец стал брать его в поле, на базар, заставлял работать. Потом Штольц стал отправлять сына в город с поручениями, "и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах".

Воспитание, как и образование, было двойственным: мечтая о том, чтобы из сына вырос «добрый бурш», отец всячески поощрял мальчишеские драки, без которых ни дня не мог обходиться сын, Если же Андрей появлялся без подготовленного «назубок» урока, Иван Богданович отправлял сына туда, откуда пришел, — и всякий раз юный Штльц возвращался с выученными уроками.

От отца он получил «трудовое, практическое воспитание», а мать приобщала его к прекрасному, пыталась вложить в душу маленького Андрея любовь к искусству, к красоте. Его матери «в сыне…мерещился идеал барина», а отец приучал его к тяжелому, совсем не барскому труду.

г) отношение к учёбе в пансионат;

Обломов учился «по неоходимости», «серьезное чтение утомляло его», «зато поэты задели … за живое»

Штольц всегда учился хорошо, всем интересовался. И был репетитором в пансионе отца

д) дальнейшее образование;

Обломов до двадцати лет прожил в Обломовке, затем окончил университет.

Штольц Блестяще закончил университет. Расставаясь с отцом, отправляющим его из Верхлева в Петербург, Штольц. говорит, что непременно выполнит отцовский совет и зайдет к старинному приятелю Ивана Богдановича Рейнгольду — но только тогда, когда у него, Штольца, будет, как у Рейнгольда, четырехэтажный дом. Подобная самостоятельность и независимость, а также уверенность в своих силах. — основа характера и мировосприятия младшего Штольца, которую так горячо поддерживает его отец и которой так недостает Обломову.

е) образ жизни;

«Лежанье у Ильи Ильича было его нормальным состоянием»

Штольц обладает жаждой деятельности

ж) ведение хозяйства;

Обломов не занимался делами в деревне, получал незначительный доход и жил в долг.

Штольц с успехом служит, выходит в отставку, чтобы заниматься собственным делом; наживает дом и деньги. Он член торговой компании, отправляющей товары за границу; как агент компании, Ш. ездит в Бельгию, Англию, по всей России.

з) жизненные стремления;

Обломов в молодости «готовился к поприщу», думал о роли в обществе, о семейном счастье, затем он исключил из своих мечтаний общественную деятельность, его идеалом стала беспечная жизнь в единении с природой, семьей, друзьями.

Штольц, выбрал деятельное начало ещё в молодости… Идеал жизни Штольца— непрестанный и осмысленный труд, это — «образ, содержание, стихия и цель жизни».

и) взгляды на общество;

Обломов считает, что все члены света и общества - «мертвецы, спящие люди», им свойственны неискренность, зависть, желание любыми средствами «заполучить громкий чин», он не сторонник прогрессивных форм ведения хозяйства.

По мнению Штольца, с помощью устройства “школ”, “пристаней”, “ярмарок”, “шоссейных дорог” старые, патриархальные “обломовки” должны превратиться в благоустроенные имения, приносящие доход.

к) отношение к Ольге;

Обломов хотел видеть любящую женщину, способную создать безмятежную семейную жизнь.

Штольц женится на Ольге Ильинской, и Гончаров пытается в их деятельном, полном труда и красоты альянсе представить идеальную семью, подлинный идеал, который не удается в жизни Обломова: «работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой < …> как мечтал и Обломов… Только не было дремоты, уныния у них, без скуки и без апатии проводили они дни; не было вялого взгляда, слова; разговор не кончался у них, бывал часто жарок».

л) взаимоотношение и взаимовлияние;

Обломов считал Штольца своим единственным другом, способным понять и помочь, он прислушивался к его советам, но сломить обломовщину Штольцу не удалось.

Штольц высоко ценил доброту и искренность душу своего друга Обломова. Штольц делает всё, чтобы пробудить Обломова к деятельности. В дружбе с Обломовым Штольц. тоже оказался на высоте: заменил управляющего-жулика, разрушил козни Тарантьева и Мухоярова, обманом вынудивших Обломова подписать фальшивое заемное письмо.

Обломов привык жить по указке Штольца в самых мелких делах ему необходим совет друга. Без Штольца Илья Ильич не может ни на что решиться, впрочем, и следовать советам Штольца Обломов не торопится: слишком разное у них понятие о жизни, о труде, о приложении сил.

После смерти Ильи Ильича друг берёт на воспитание названного в его честь сына Обломова, Андрюшу.

м) самооценка ;

Обломов постоянно сомневался в себе. Штольц никогда не сомневается в себе.

н) особенности характера ;

Обломов — бездеятелен, мечтателен, неряшлив, нерешителен, мягок, ленив, апатичен, не лишен тонких душевных переживаний.

Штольц - деятелен, резок, практичен, аккуратен, любит комфорт, открыт в душевных проявлениях, рассудок преобладает над чувством. Штольц мог контролировать свои чувства и «боялся всякой мечты». Счастье для него заключалось в постоянстве. По словам Гончарова, он « знал цену редким и дорогим свойствам и так скупо тратил их, что его звали эгоистом, бесчувственным…».

Значение образов Обломова и Штольца.

Гончаров отразил в Обломове типические черты патриархального дворянства. Обломов вобрал в себя противоречивые черты русского национального характера.

Штольцу в романе Гончарова отводилась роль человека, способного сломить обломовщину и возродить героя. По мнению критиков, неясность представления Гончарова о роли «новых людей» в обществе привела к неубедительности образа Штольца. По замыслу Гончарова, Штольц - новый тип русского прогрессивного деятеля. Однако он не изображает героя в конкретной деятельности. Автор только информирует читателя о том, де бывал Штольц, чего достиг. Показывая парижскую жизнь Штольца с Ольгой, Гончаров хочет раскрыть широту его взглядов, а фактически снижает героя

Итак, образ Штольца в романе не только проясняет образ Обломова, но и интересен читателям своей неординарностью и полной противоположностью главному герою. Добролюбов говорит о нём: «Не он тот человек, который сумеет на языке, понятном для русской души, сказать нам это всемогущее слово «вперёд!» Добролюбов, как и все революционные демократы, видел идеал «человека дела» в служении народу, в революционной борьбе. От этого идеала Штольц далёк. Однако рядом с Обломовым и обломовщиной Штольц был всё же явлением прогрессивным.

Абсолютная противоположность Обломову – Штольц, который становится воплощением расчета, деятельности, силы, решимости, целеустремленности. В немецком воспитании Штольца главным было развитие натуры самостоятельной, деятельной, целеустремленной. При описании жизни Штольца Гончаров чаще всего употребляет слова «твердо», «прямо», «шёл». И сама фамилия Штольца – резкая, отрывистая, и вся его фигура, в которой не было ни доли округлости и мягкости, как в облике Обломова, - всё это выявляет его немецкие корни. Вся его жизнь была прочерчена раз и навсегда, воображение, мечты и страсти не вписывались в его жизненную программу: «Кажется, и печалями, и радостями он управлял как движением рук». Наиболее ценимое качество в человеке для Штольца – «настойчивость в достижении цели», правда, при этом Гончаров добавляет, что от качества самой цели уважение к настойчивому человеку у Штольца не зависело: «Людям с этой настойчивостью он никогда не отказывал в уважении, как бы ни были не важны их цели».

Цель жизни Штольца, как он ее формулирует, - труд и только труд. На вопрос Обломова: «Для чего жить?» - Штольц, ни минуты не задумавшись, отвечает: «Для самого труда, больше ни для чего». Несколько настораживает это однозначное «больше ни для чего». Результаты труда Штольца имеют вполне ощутимый «материальный эквивалент»: «Он и в самом деле нажил дом и деньги». О характере деятельности Штольца Гончаров говорит весьма обтекаемо, вскользь: «Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу». Впервые в русской литературе появилась попытка показать положительный образ предпринимателя, который, не имея при рождении богатства, добивается его своим трудом.

Пытаясь возвысить своего героя, Гончаров убеждает читателя, что от матери – русской дворянки – Штольц воспринял умение чувствовать, ценить любовь: «он выработал сам себе убеждение, что любовь, с силой Архимедова рычага, движет миром». Однако в любви Штольца все подчинено рассудку, не случайно «разумный» Штольц так никогда и не понял, что произошло между Обломовым и Ольгой, что стало основой их любви: «Обломова! Не может быть! – прибавил опять утвердительно. – Тут есть что-то: вы не поняли себя, Обломова или, наконец, любви!», «Это не любовь, это что-нибудь другое. У вас до сердца и не доходило: воображение и самолюбие, с одной стороны, слабость – с другой». Штольц так и не понял, что любовь бывает разная, а не только такая, которую просчитал он. Не случайно это неумение принять жизнь в ее разнообразии, непредсказуемости в конце концов приводит к «обломовщине» и самого Штольца. Полюбив Ольгу, он уже готов остановиться, замереть. «Нашел свое, - думал Штольц. – Дождался!.. вот оно, последнее счастье человека! Всё найдено, нечего искать, некуда больше идти!» Уже став женой Штольца, испытывая к нему настоящую любовь, понимая, что она нашла в нем свое счастье, Ольга часто задумывается о будущем, ее страшит эта «тишина жизни»: «Что же это? – думала она. – Куда же идти? Некуда! Дальше нет дороги. Ужели нет, ужели ты совершила круг жизни? Ужели тут всё, всё?»

Многое может сказать о героях их отношение друг к другу. Обломов искренне любит Штольца, в нем по отношению к другу чувствуется истинное бескорыстие и великодушие, можно вспомнить, например, его радость счастью Штольца и Ольги. В отношениях со Штольцем проявляется красота души Обломова, его способность думать о смысле жизни, деятельности, о направленности её на человека. Обломов предстает как человек, который страстно ищет, хотя и не находит норму жизни. В Штольце по отношению к Обломову есть какое-то «недочувствие», он не способен на тонкие душевные движения: с одной стороны, искренне сочувствует Илье Ильичу, любит его, с другой – часто по отношению к Обломову оказывается не столько другом, сколько «грозным учителем». Штольц был для Ильи Ильича воплощением той бурной жизни, которая всегда пугала Обломова, от которой он пытался спрятаться. На горькое и досадное Обломова: «Жизнь трогает», Штольц тут же откликается: «И слава Богу!». Штольц искренне и настойчиво пытался заставить Обломова жить более активно, однако эта настойчивость иногда становилась жёсткой, а порой и жестокой. Не щадя Обломова и не считая, что имеет на это право, Штольц затрагивает самые болезненные воспоминания об Ольге, без малейшего уважения к жене друга говорит: «Да ты оглянись, где ты и с кем ты?» Сама фраза «теперь или никогда» грозная и неотвратимая, тоже была противоестественна мягкой натуре Обломова. Очень часто в разговоре с другом Штольц употребляет слова «я встряхну тебя», «ты должен», «надо жить иначе»». Штольц начертал план жизни не только себе, но и для Обломова: «Ты должен жить с нами, вблизи нас. Мы с Ольгой так решили, так и будет!» Штольц «спасает» Обломова от его жизни, от его выбора – и в этом спасении видит свою задачу.

Какова та жизнь, в которую он хотел вовлечь друга? Содержание недели, которую Обломов провел со Штольцем, по своей сути отличалось от сна на Гороховой улице. Были в этой неделе и какие-то дела, обед с золотопромышленником, чай на даче в большом обществе, однако Обломов очень точно назвал это суетой, за которой не видно человека. В свою последнюю встречу с другом Штольц сказал Обломову: «Ты знаешь меня: я давно задал себе эту задачу и не отступлюсь. До сих пор меня отвлекали разные дела, а теперь я свободен». Вот и проявилась основная причина – разные дела, которые отвлекали Штольца от жизни друга. И действительно, между появлениями Штольца в жизни Обломова – как провалы, как пропасти – проходят годы: «Штольц не приезжал несколько лет в Петербург», «год прошел со времени болезни Ильи Ильича», «пятый год пошел, как мы не виделись». Не случайно ещё при жизни Обломова между ним и Штольцем «отверзлась бездна», «воздвиглась каменная стена», причем эта стена существовала только для Штольца. И еще при жизни Обломова Штольц похоронил друга однозначным приговором: «Ты погиб, Илья!»

Отношение автора к Штольцу неоднозначно. Гончаров, с одной стороны, надеялся, что в скором времени «много штольцев явится под русскими именами», с другой – понимал, что в художественном отношении назвать образ Штольца удачным, полнокровным вряд ли возможно, признавался, что образ Штольца «слаб, бледен - из него слишком голо выглядит идея».

Проблема героя в романе «Обломов» связана с авторскими размышлениями о настоящем и будущем России, о родовых чертах русского национального характера. Обломов и Штольц – не просто разные человеческие характеры, это различные системы нравственных ценностей, разное мировосприятие и представление о человеческой личности. Проблема героя состоит в том, что ни Обломову, ни Штольцу автор не отдает предпочтения, за каждым из них оставляя свое право на истину и выбор жизненного пути.

Загрузка...
Top