Очерк о лучшем друге. Портретный очерк

Первое впечатление
Дмитрий-человек, общение с которым всегда вызывает только положительные эмоции. Это очень открытый, добрый, жизнерадостный человек по своей натуре. Он очень активный и целеустремленный. У него красивые карие глаза, светло-русые волосы, доброжелательный и мягкий нрав, он очень легко находит общий язык с собеседником, во время беседы он всегда разговаривает с весёлой и открытой улыбкой. Его естественность, добрый характер, дружелюбность притягивает людей.
Зарисовка внешности
На первый взгляд, Дима очень весёлый, скромный человек. Средний рост, приятные черты лица, светлые, золотисто-карие глаза, светлые волосы, спортивное телосложение. Всегда хорошо, модно одет. В нем есть что-то такое, что притягивает, заставляет посмотреть на него. Он всегда готов помочь, поддержать. Когда у меня были соревнования по конному спорту, он пришел меня поддержать, я очень сильно волновалась, он говорил мне: « Ты должна обязательно быть в тройке лидеров» и мне его поддержка всегда придавала сил. Ему можно доверить абсолютно все.
Первая встреча
Первая встреча состоялась на тренировке. Еще в 5 лет Дима серьезно начал заниматься спортом. В 14 лет он перешел из плавания в пятиборье, и вот мы встретились на тренировочном манеже. В тот день он был очень веселым, рассказывал все то, о чем думает. Именно эта открытость и доброта вызвали у меня интерес. Из нашего разговора в тот день я узнала, что он с 5 лет занимается спортом, а вскоре получил первые награды. Уже в 9 лет он занял первое место на России, был отмечен в Москве за свои успехи и хороший результат. Участвуя в соревнованиях по пятиборью, он стремится всегда быть первым, и у него это получается, за что он отмечен множеством наград. В апреле я приходила к нему на Российские соревнования, каждому спортсмену нужна поддержка, и я захотела поддержать Диму. Он был рад моему приходу, когда мы с ним разговаривали, я сказала: «Ты должен быть первым и попасть в сборную, ведь это твоя мечта.» К сожалению, я не смогла остаться и посмотреть все соревнования, но потом Дима мне позвонил и сказал, что она стал чемпионом России и попал в сборную. Конечно, ему бывает тяжело, но он старается и у него это получается. Иногда тяжело совмещать школу и тренировки, но и это он научился решать. Он хочет стать великим спортсменом и обязательно участвовать в Олимпийских играх, защищать честь страны по пятиборью.
Дальнейшее общение
После длительного общения с Димой мы поехали вместе с нашими родителями отдыхать. Это была очень веселая поездка, с каждым днем я узнавала его все больше и больше. Узнала, что он еще очень хорошо фотографирует, у него много замечательных фотографий, на отдыхе он устроил фотосессию, получились очень хорошие фотографии. Мне всегда очень интересно пообщаться с Дмитрием, так как он позитивный и энергичный человек. Глядя на таких людей понимаешь, что невозможное-возможно.
Дмитрий оказал очень большое впечатление на мою жизнь, наполнил мою жизнь новыми впечатлениями. Он всегда поддерживает меня в трудных ситуациях, на соревнованиях. Благодаря ему, я никогда не сдаюсь. Он вселяет в меня уверенность. Общение с ним всегда вдохновляет и поднимает настроение. Я очень рада, что у меня есть такой замечательный друг.
Мария Терновая

Характеристика человека. Портретный очерк.


Портретный очерк -

публицистический жанр , героем которого является человек высоких моральных качеств, человек, преобразующий жизнь, отдающий делу все свои силы, знания, опыт.


Основные элементы портретного очерка.

Из чего строится портретный очерк?


Николай Михайлович Амосов,

выдающийся хирург.

Понаблюдаем!

Текст №1

Николай Михайлович Амосов – врач, хирург. У него и внешность такая, профессиональная, что ли. Всегда подтянут, быстр в движениях. Очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное. Строгий, суровый взгляд.

«Хирург – это не только врач. Это мастер. Как ювелир или слесарь-инструментальщик», - пишет Н.Амосов. Недаром в народе и о хороших мастерах, и о хороших хирургах говорят: золотые руки.

За долгие годы работы Н.М.Амосов спас жизнь и вернул здоровье огромному количеству людей. Он сделал сотни, а может и тысячи операций на сердце. Он написал более 40 научных работ. Амосов внес выдающийся вклад в совершенствование лечения пороков сердца…

(По К.Григорьеву.)

Николай Михайлович Амосов – врач, хирург. У него и внешность такая, профессиональная, что ли. Всегда подтянут, быстр в движениях. Очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное. Строгий, суровый взгляд.

«Хирург – это не только врач. Это мастер. Как ювелир или слесарь-инструментальщик», - пишет Н.Амосов. Недаром в народе и о хороших мастерах, и о хороших хирургах говорят: золотые руки.

За долгие годы работы Н.М.Амосов спас жизнь и вернул здоровье огромному количеству людей. Он сделал сотни, а может и тысячи операций на сердце. Он написал более 40 научных работ. Амосов внес выдающийся вклад в совершенствование лечения пороков сердца…


Информация.

Иногда мало рассказать о том, что ваш герой исповедует такие-то ценности, идеалы, и достиг в своей деятельности того-то.

Гораздо интереснее и часто важнее знать - как он отстаивает эти ценности, какие трудности преодолевает , борясь за них?

Очень важно обнаружить такой «участок» на жизненном пути героя , который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характером. Именно здесь можно обнаружить конкретные проявления характера героя , его таланта, упорства, трудолюбия и других значимых, с точки зрения достижения цели, качеств.


Александр Трифонович Твардовский ,

Понаблюдаем!

Текст №2

Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто. Но общение с ним, в каком бы настроении он ни был, всегда было интересным. Он никогда не старался казаться умнее, чем он есть, но почему-то всегда чувствовалось его превосходство, даже когда в споре оказывалось, что прав именно ты, а не он. Побежденным, как и большинство людей, признавать себя не любил, но если уж приходилось, то делал всегда это так по-рыцарски, с таким открытым забралом, что хотелось тут же отдать ему свою шпагу. Да, в нем было рыцарство, в этом сыне смоленских лесов, светлоглазом, косая сажень в плечах, умение отстаивать свою правоту, глядя прямо в глаза, не отрекаться от сказанного и не изменять в бою. Это навсегда привлекло меня к нему.

Он очень не любил, и не всегда мог это скрыть, людей, слишком много уделяющих себе внимания. Какие-нибудь красные носки или излишне пестрый галстук могли сразу же его настроить против человека. Вообще пошлость, в любых ее проявлениях, была ему противопоказана. Я видел, как на глазах терялся у него интерес к такому человеку…

(В.Некрасов.)


Информация.

Использование описаний черт характера лучше соединять с конкретными « минипримерами» из жизни , замечаниями по ходу повествования.

Не стоит выражать свое прямое отношения к герою («нравится/не нравится»), вместо этого объективно оцените героя характеристики. Не стоит принимать свое субъективное отношение к человеку за действительность. Раскройте нрав человека, используя различны стороны его характера , разные ситуации.


Делаем вывод из наблюдений

В портретном очерке должны быть следующие

составные части:

  • краткое описание внешности героя;
  • рассказ о его деле , профессии, творчестве;
  • отдельные важные факты биографии;
  • описание особенностей характера героя, его речи (примеры высказываний, цитаты);
  • яркий эпизод , раскрывающий в герое главное.

Возможна иная последовательность!

Советы опытных журналистов

«Портретный очерк – широко распространенный в современной журналистике жанр. .. Что же лежит в основе такого очерка? Судьба конкретного человека, рассказанная конкретным журналистом, «пропустившим» ее через себя . Это ни в коем разе не пересказ биографии . Наоборот, следует с особой тщательностью отобрать из биографии человека именно те факты, которые способствовали бы раскрытию вашей основной идеи . А эта идея должна быть обязательно! Ведь почему-то ты выбрал именно этого, а не другого человека! Что тебя в нем привлекает, восхищает? Какие у твоего героя есть яркие, только ему присущие черты? В каких ситуациях он проявил их «во всей красе»?

В очерке мы описываем внешность человека. Понятное дело, не все ее составляющие, а наиболее яркие, подчеркивающие те или иные черты характера. Старайся в таких описаниях избегать штампов . Довольно уже «лучащихся добротой глаз» и «добрых, открытых лиц». Ищи свои оттенки , давай им свои определения…»

Т.Солнцева. Из книги «Вторая древнейшая,

или Как стать акулой пера».


Последовательность работы. С чего начать?

  • Для начала вы выбираете человека , который станет главным героем вашего портретного очерка
  • Кто бы это ни был (ваш сосед, друг, учитель, родственник) необходимо четко понимать, что описывать придется его личность , тонкости характера и детали поведения
  • Для придания красочности и художественности своему портретному очерку, опишите внешние черты человека . Может быть внешность вашего героя тесно переплетается или наоборот совершенно противоположна его внутренней сути. Это необходимая составляющая вашего текста
  • Напишите, чем привлекает или отталкивает вас этот человек , что уникального в его характере, а что типичного .
  • Распишите (по возможности) его отношение к миру , к конкретным вещам.
  • Главное объясняйте, почему он поступает так, а не иначе? Может быть это связано с его воспитанием или окружением .
  • Заручитесь художественными средствами выразительности и вперед! У вас обязательно должно получиться!

Критерии оценки очерка

1. Есть ли привлекательный уникальный заголовок, отражающий главную мысль очерка? (ЗАГОЛОВОК)

2. Есть ли в очерке уникальная идея - главный абзац, содержащий основную мысль произведения? (ИДЕЯ )

3. Полно ли представлен образ героя? (ИЗУЧЕННОСТЬ)

4. Показана ли сфера главных интересов героя, где он реализует смысл своей жизни? (ДЕЛО ЖИЗНИ)

5. Есть ли сенсационная уникальная информация о герое и его деятельности? (НЕСТАНДАРТНОСТЬ)

6. Есть ли ясная композиция, логическая последовательность абзацев ? (ЛОГИКА)


Домашнее задание.

Упр. 163 или упр. 165 .

(в форме портретного очерка)

Не менее 100 слов.


ИСТОЧНИКИ

www.durov.com/study/otvety-1519.doc

http://www.argo-shop.com.ua/article-7959.html

http://www.gordon.com.ua/books/heroes/amosov/

http://www.wikipaintings.org/ru/boris-kustodiev/self-portrait-1904-1

http://900igr.net/ fotografii / literatura / Urok-Tvardovskij-Tjorkin /

http://all-drawings.livejournal.com/247039.html

Предметом такого очерка выступает личность. Суть публика­ции данного типа заключается в том, чтобы дать аудитории опре­деленное представление о герое выступления. Решая эту задачу, журналист, как правило, в первую очередь стремится раскрыть самое главное - показать, каким ценностям служит этот герой, в чем видит смысл своего существования 28 . Ибо это является исклю­чительно важным моментом в жизни каждого человека.

Знание «смыслов жизни», которым служат герои публикаций, необходимо читательской аудитории для того, чтобы сверить свои цели с целями других людей, что в известной мере помогает ей ориентироваться в этом мире и, возможно, корректировать свои дей­ствия, образ жизни и пр. Однако простое сообщение автора о том, что какой-то Дмитрий Михайлович исповедует такие-то ценности, идеалы, вряд ли по-настоящему заинтересовало бы аудиторию. Го­раздо интереснее и часто важнее, необходимее ей знать - как он отстаивает эти ценности, какие трудности преодолевает, борясь за них? Описание этой борьбы, действий, поступков как раз и называ­ется показом или раскрытием характера героя.

В удачном портретном очерке характер героя дается, как прави­ло, в нетривиальной ситуации. Поэтому для автора очень важно обнару­жить такой «участок» на жизненном пути героя, который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характе­ром. Именно здесь можно обнаружить конкретные проявления характе­ра героя, его таланта, упорства, трудолюбия и других значимых, с точки зрения достижения цели, качеств. В том же случае, когда такой «участок» на жизненном пути героя обнаружить не удается, автору труднее рассчитывать на создание интересного материала.

Хотя талантливый очеркист может найти нечто интересное и в такой ситуации. Он может, например, эффектно использовать ме­тод условности или прибегнуть к ассоциациям (т.е. включить под­ходящий интересный материал из своего прошлого опыта) и т.д. и т.п. К сожалению, довольно часто авторы, пытающиеся написать портретный очерк, не находят ничего лучшего, кроме как представить читателю ряд нанизанных на какую-то связующую мысль описаний заурядных действий героя. А иногда журналист поступает еще проще - кратко пересказывает биографию своего героя. Конечно, все это дает определенное представление о чело­веке, заинтересовавшем автора, но не всегда подобную публика­цию можно назвать портретным очерком.

Настоящий портретный очерк возникает в результате художе­ственного анализа личности героя, опирающегося на исследова­ние разных ее сторон (нравственной, интеллектуальной, творчес­кой и пр.), т.е. в результате выявления характера героя. Пример - портретные очерки М. Горького. Найти полноценный портретный очерк на страницах современной российской прессы довольно не просто.

Большинство портретов известных людей - предпринимателей, экономистов, банкиров, политиков и других деятелей возникают чаще всего в результате относительно краткого изложения их био­графий или описаний карьеры и некоторых деловых характеристик.

Из публикации «Космическая женщина»

(Деловые люди. Июнь. 1999)

Когда мне было чуть больше, чем сейчас моей до­чери, меня не приняли в Мос­ковский аэроклуб, - говорит Светлана Омельченко, един­ственная женщина - претен­дент на полет в космос в ка­честве журналиста. Несколь­ко месяцев назад решением Главной Медицинской комис­сии она приступила к специ­альным тренировкам в Цент­ре подготовки космонавтов. В космос собираются также пятеро журналистов - муж­чин. Светлана вот уже десять лет работает корреспондентом газеты «Воздушный транс­порт».

Я всегда была неравно­душна к авиации, - говорит она. - Еще в школе в тради­ционных сочинениях типа «Кем быть?» писала: только летчиком. Увы, из-за неболь­шой близорукости не приня­ли даже в аэроклуб.

Но была еще одна надеж­да - журналистика: ее отец ра­ботал в редакции, и после его смерти редакция долгое вре­мя опекала дочь.

Жизнь ее сложилась не­просто. Опека опекой, а доро­гу пришлось пробивать самой. Сначала многотиражка аэро­порта «Внуково», затем секре­тарь в только что создавшейся газете «Воздушный транс­порт». Пришлось вновь доказы­вать, что владеет пером. Как же ей удалось стать претенденткой на полет в космос?

Все вышло как-то само собой. Подала заявление, но особо не надеялась. Телефо­нограмма о вылете на космод­ром для прохождения второго тура конкурса меня больше удивила, чем обрадовала. Дол­го раздумывала - ехать, не ехать. Полетела на космодром, потому что надеялась там по­лучить ответы на давно инте­ресующие меня вопросы, свя­занные с проблемой безопас­ности полетов.

Когда позади остался вто­рой тур творческого конкурса, в Светлане вдруг разгорелся спортивный азарт. Тогда и по­няла, что будет идти до конца. Рассказывают, что перед медицинским обследованием кое-кто из вышедших в финал журналистов брал отпуск для поправки здоровья, «садился» на специальную диету. В связи с этим любопытно узнать, что Светлана вообще не готовилась к медицинской комиссии.

Мне было не до меди­цинских проб. Я писала ста­тьи, носилась по магазинам, поскольку дома у меня оста­валась дочь-школьница. Как назло еще сломался холодильник. Так что на центрифуге и в барокамере думала об одном - поел мой ребенок или нет...

Спрашиваю, зачем, на ее взгляд, берут журналиста в космос.

Понимаете, все это вре­мя, около тридцати лет, лета­ли только «технари». А если посмотреть на все это глазами гуманитария? В космосе жур­налист будет заниматься толь­ко своей основной работой - писать. Предполагается высту­пить также в роли ведущего в семисуточном телемарафоне, в котором примут участие люди разных стран. Будет выпускать «Газету Странствий», снимать фильм о полете.

Между прочим, дочь без особого энтузиазма отнеслась к тому, что мать стала реаль­ным претендентом на полет. Сейчас уступила. Или осозна­ла, что значит для матери сле­тать в космос, или просто сми­рилась.

Если все же выбор па­дет на вас, с какой прической вы полетите? Возможно, мод­ницы всего мира поспешат себе сделать такую же?

Придется их разочаро­вать, подчиняясь требованиям безопасности полетов, волосы придется тщательно «упако­вать» в шлем скафандра.

Когда беседа закончилась, я осторожно заметила, что пос­ле полета журналист-космо­навт, надо полагать, не только станет знаменитым, но и по­правит свое материальное по­ложение.

Нет, - сказала Светла­на, - претенденты на полет од­нозначно решили, что все до­ходы от полета, и личные в том числе, будут переданы в Детс­кий фонд.

Публикации, подобные изложенной выше, исключительно характерны для современной российской периодической печати. Они лежат на границе художественно-публицистических и анали­тических (или даже информационных) жанров и напоминают со­бой скорее корреспонденцию, предметом отображения в которой является человек, нежели очерк.

Создать хороший портретный очерк, не обращаясь к духов­ной, нравственной стороне личности героя, вряд ли возможно. Хотя, надо заметить, что значение портрета для конкретной аудитории может заключаться, скажем, не в высоких нравственных качествах героя, а в его оригинальности, необычности. Именно это может первоначально привлечь читательскую аудиторию, а уж затем, возможно, ее внимание переключится на нравственную сторону изображаемой личности.

Художественный анализ качеств героя может приводить авто­ра-художника к несколько иным выводам, нежели анализ, ска­жем, с позиции политических, деловых, интеллектуальных его характеристик. Автор-художник и автор-мыслитель как бы вступа­ют в полемику друг с другом. Художественный метод помогает ав­тору сделать свой образ более типичным, очистить его от всего случайного, наносного, поверхностного, дает возможность выя­вить глубинные, духовные начала личности, что не всегда будет совпадать с задачами политического, делового, профессиональ­ного, экономического или какого-то иного анализа.

Различие в выводах, следующих из художественного анализа и из анализа иного вида (например, профессионального), выступа­ет как различие, существующее между целями нравственно-эсте­тического и иного (того же профессионального) развития людей, общества. Порой это различие может достигать степени конфликта. И в этом случае автор публикации может разрешить этот конф­ликт «силовыми» способами, подчинив, например, художествен­ный анализ политическим целям. В этом случае он может специ­ально «выпячивать» какие-то характеристики своего героя, с тем, чтобы использовать их для убеждения аудитории, скажем, в нрав­ственности своего политического вывода.

Такого рода «насилие» можно легко наблюдать в периоды вы­борных кампаний, когда самыми актуальными объектами художе­ственного анализа в журналистских публикациях становятся кан­дидаты на какой-то высокий пост. Как известно, широкие слои населения часто не знают программ участвующих в выборах поли­тических организаций, их идеологию, однако представление о лидерах этих организаций у них какое-то может быть. Поэтому-то на лидеров и нацелено в первую очередь внимание прессы.

Политический анализ их личностей она и начинает активно про­водить. В ходе его СМИ могут искажать настоящую сущность того или иного деятеля в сторону «негатива» или «позитива», используя для этого художественные средства. Так, во время выборов 1996 г. «выпячивались» смелость, честность Лебедя, ум Зюганова, сильный характер Ельцина. Этим же кандидатам «приклеивались» образы: Б. Ельцину - «единственного человека, способного противостоять коммунизму», Зюганову - «человека вчерашнего дня», Лебедю - «человека с лицом из гранита, лающего голосом сержанта», «тер­минатора-профессионала, для которого Пиночет - идеал» и т.д.

Естественно, что объективная журналистика, насколько это возможно, должна избегать искажения. Ее задача - стремиться к достоверности своих выводов, в том числе достоверности того, что утверждается художественными средствами. Но на практике наблюдать подобное стремление можно отнюдь не всегда.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цель урока:

  • углубление и развитие представлений о жанрах публицистического стиля;
  • совершенствование навыков анализа текста.

Учащиеся должны знать: особенности портретного очерка.

Уметь подбирать языковые средства для написания портретного очерка, развивать основную мысль очерка, выделять внешний и внутренний портреты героя в тексте

Оборудование (средства обучения):

1. Очерк М. Горького “Лев Толстой”;

2. Очерк Фрида Блоцкого “По лезвию бритвы”;

3. Очерк Д. Беловицкого “Павлиныч, говоришь?”;

4. В. Васильев “Эскиз психологического портрета Е. Примакова”;

5. Учебник А. И. Власенкова “Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы”;

6. Таблица по теме “Портретный очерк”.

Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:

1. Устный и письменный.

2. Групповой, индивидуальный.

Ход урока

1. Слово учителя.

Портретный очерк. Это словосочетание для нас не новое. Мы знаем, что предметом такого очерка выступает личность. В чем суть данного очерка? Нужно дать определенное представление о герое. Решая эту задачу, автор, как правило, в первую очередь стремиться раскрыть самое главное - показать, каким ценностям служит герой, в чем видит смысл своего существования.

Сегодня на уроке мы познакомимся с такими понятиями, как внешний и внутренний портрет; попробуем сами создавать портретные очерки, использую характерные для публицистики выразительные средства языка. Наша работа будет групповой (в каждой группе есть теоретики и практики, первые ответственны за подборку теоретического материала, вторые - подбирают портретные очерки, делают из них выборку). Весь класс разделен на творческие группы, которые заранее получили задания. Сегодня ребята готовы выступить перед вами.

По ходу работы составляется таблица по теме “Портретный очерк” на доске и в тетрадях учащихся.

2. Групповая работа учащихся.

Выступление 1 группы по теме “Внутренний портрет героя”.

В удачном портретном очерке характер героя дается, как правило, в нетривиальной ситуации. Поэтому для автора очень важно обнаружить такой “участок” на жизненном пути героя, который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характером. Именно здесь можно обнаружить конкретные проявления характера героя, его таланта, упорства, трудолюбия и других значимых, сточки зрения достижения цели, качеств. В том же случае, когда такой “участок” на жизненном пути героя обнаружить не удается, автору труднее рассчитывать на создание интересного материала.

Хотя можно эффектно использовать метод условности или прибегнуть к ассоциациям (т. е. например, включить подходящий интересный материал из своего прошлого опыта) и т. д. К сожалению, довольно часто авторы, пытающиеся написать портретный очерк, не находят ничего лучшего, кроме как представить читателю ряд нанизанных на какую-то связующую мысль описаний заурядных действий героя. А иногда поступают еще проще - кратко пересказывают биографию своего героя. Конечно, все это дает определенное представление о человеке, заинтересовавшем автора, но не всегда подобную работу можно назвать портретным очерком.

Настоящий портретный очерк возникает в результате художественного анализа личности героя, опирающегося на исследование разных ее сторон (нравственной, интеллектуальной, творческой и пр.), т. е. в результате выявления характера героя. Яркий пример - это портретные очерки М. Горького, где автор талантливо раскрывает нам, читателям, именно внутренний портрет своего героя.

Заметка №13. “Если бы он был рыбой, то плавал бы, конечно, только в океане, никогда не заплывая во внутренние моря, а особенно – в пресные воды трек. Здесь вокруг него ютится, шмыгнет какая-то плотва; то, что он говорит, не интересно, не нужно ей, и молчание его не пугает ее, не трогает. А молчит он внушительно и умело, как настоящий отшельник мира сего. Хотя и много он говорит на свои обязательные темы, но чуется, что молчит еще больше. Иного – никому нельзя сказать”.

Заметка № 42. “Он не слушает и - не верит, когда говорят не то, что нужно. В сущности – он не спрашивает, а – допрашивает. Как собиратель редкостей, он берет только, что не может нарушить гармонию его коллекции”.

Заметка № 44. “Несколько раз я видел на его лице, в его взгляде, хитренькую и довольную усмешку человека, который неожиданно для себя, нашел нечто спрятанное им. Он спрятал что-то и - забыл: где спрятал? Долгие дни жил в тайной тревоге, все, думая: куда же засунул я это, необходимое мне? И – боялся, что люди заметят его тревогу, его утрату, заметят и – сделают ему что-нибудь неприятное, нехорошее. Вдруг – вспомнил, нашел. Весь исполнился радостью и, уже не заботясь скрывать ее, смотрит на всех хитренько, как бы говоря: “Ничего вы со мной не сделаете”.

Слово учителя: Мы послушали выступление 1 группы и теперь заполним графы таблицы по теме “Внутренний портрет героя” (заполняются графы таблицы на доске, учащиеся - в тетради).

Выступление 2 группы по теме “Раскрытие героя через пейзаж”.

В портретном очерке пейзаж может нести как фоновую, так и смысловую нагрузку, раскрывая нечто новое в человеке. Для примера приведем очерк Олега Блоцкого “По лезвию бритвы”, в котором рассказывается об известной альпинистке Рано Сабировой и о ее рискованном переходе по горам Гиндукуша из Пакистана через Афганистан в Таджикистан. Ее спутница была американка Фрида. В первой пейзажной зарисовке описывается опасность предпринятого маршрута: “Три дня экспедиция по узенькой тропе поднималась все выше и выше в горы. Люди шли по маленькому уступчику, постоянно прижимаясь к скалам. Порой он был настолько узок, что стопу приходилось ставить на ребро. И если сорвешься, то никто и ничто не поможет”. В следующей пейзажной зарисовке эта опасность нагнетается: “На четвертый день экспедиция вышла под перевал. Началось царство льдов и запорошенных трещин. И вот тут-то сплошной чередой, словно неукротимая лавина с гор, пошли неприятности”. Здесь уже используются образные сравнительные характеристики. В ходе трудного перехода, рассказывает журналист, Рано Сабирова и ее американская спутница безнадежно отстали от своих проводников. Катастрофическую для женщин ситуацию очеркист передает через описание суровой окружающей природы: “Три огромных неподъемных тюка остались лежать на снегу. Вокруг во все стороны простирались горы, путь через которые был неизвестен. Связи с внешним миром не было. Шел мокрый холодный снег, порывами дул ледяной ветер, и помощи ждать было неоткуда… Дело шло к вечеру. Мороз опустился до 20 градусов. Женщины, разбив палатку, забрались внутрь. Там, обнявшись, они дали волю слезам. Они плакали и абсолютно не стеснялись своих слез. А маленькая палатка была крохотной цветной капелькой на фоне величественных изломов огромных гор, вечных льдов и отвесных пропастей”. С помощью подобных контрастных красок очеркисту удалось описать внутреннее состояние альпинисток, передать не только страх перед неизвестностью, но и отчаянье. Обращение к природе выводит автора на рассуждения философского плана, которые, с одной стороны, характеризуют особенности авторского мировосприятия, а с другой - характер героев произведения”. Именно в таких суровых и величественных горах человек с особой остротой начинает ощущать себя микроскопической песчинкой мироздания, крохотной частицей вечного мира, который он, как ни пыжится, а до конца понять все равно не сможет. И он четко осознает, что с природой шутить нельзя, переоценивая свои силы. Горы за это непременно накажут. Цивилизация осталась где-то далеко-далеко. А здесь - свои законы”. Но альпинистки не сдались. “Все то время, - пишет автор, - когда альпинистки, лазая по горам, отчаянно искали перевал на Афганистан, их объединяла духовная нежность”. А ведь были моменты, когда их дороги могли разойтись. Но они, несмотря на все разногласия, шли дальше, подавляя в себе проявления эгоизма, отчаянья и страха…

Используя пейзажные зарисовки, автору удалось, во-первых, красочно и сочно обрисовать место действия (природный фон), во-вторых, через контрастные сравнения передать всю опасность предпринятого альпинистками перехода; в-третьих, выразить их чувства, начиная от горестного отчаянья и кончая надеждой; в-четвертых, показать, как преодоление естественных трудностей привело людей к духовному единению; в-пятых, продемонстрировать не только силу их духа, но и характера.

Наличие развернутых пейзажных зарисовок в портретных очерках, скорее исключение, чем правило. Ведь внимание очеркиста в большой степени направлено на биографические аспекты жизни человека, на раскрытие его характера.

В портретных очерках пейзаж применяется:

1. В качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окружающей его природой;

2. Как средство в раскрытии человеческого характера;

3. В качестве фона для портрета героя;

4. Как прием в раскрытии мировоззренческих позиций героя и т. д.

После выступления 2 группы заполняются графы таблицы по теме “Раскрытие героя через пейзаж”.

Выступление 3 группы по теме “Художественная деталь в портретном очерке”.

Деталь в портретном очерке является одним из средств типизации. Посредством удачно найденной детали можно передать характерные черты внешности человека, его речи, манеры поведения и т. д.; выпукло и зримо описать обстановку, место действия, какой-либо предмет, наконец, целое явление. Конечно, это требует от автора особой внимательности. Истинный художник, отмечал Гоголь, добивается того, “чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крепко в глаза всем”. Посредством яркой детали можно заменить целые описательные фрагменты, отсекая лишние и заслоняющие суть дела и подробности.

Можно выделить несколько этапов работы над деталью.

1. Вычленение опорной детали из обилия впечатлений, окружающих нас.

2. Выбор опорной детали, способной стать сердцевиной не только логической, но и художественной концепции произведения.

3. Приемы обыгрывания деталей в портретном очерке могут быть самыми разнообразными. В одних случаях - это образная трактовка тех или иных событий., в других- для создания символического образа, в третьих- для ассоциативных связок, в четвертых- для передачи особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений..

Рассмотрим, как используется деталь в очерке Дмитрия Беловицкого “Павлиныч, говоришь?”. “На военном параде Шанцева сфотографировали как-то в армейском форме. Было жутко холодно. Как-то заботливый принес ему бушлат и фуражку. Потом в газете снимок и к нему подпись: военная форма цвета хаки идет Шанцеву, как кепка - Лужкову. Шанцев обиделся. “Я, - говорит, - знаю, для чего это делается”. – “Для чего?” - “Впечатление создать, что я злой, некультурный…Человек, взгляд которого тяжел, как штанга…” А мне кажется, что он напрасно обиделся. У Шанцева настороженно- справедливое лицо городового: Где нарушения?! Кому помощь нужна? Меня не обведешь вокруг пальца! Давайте разберемся! Дела делать надо!”.

Здесь опорная деталь (“армейская форма”) находится в ассоциативной связке с другими деталями (“кепка московского мэра”, “взгляд тяжел, как штанга”). С помощью этих деталей автору удалось описать типичные черты столичного городового.

После выступления 3 группы заполняются графы таблицы по теме “Художественная деталь в портретном очерке”.

Выступление 4 группы по теме “Портретная характеристика. Внешний портрет”.

Портретная характеристика зачастую выступает в качестве своеобразного аналога характера героя. Она дает возможность наглядно, зримо увидеть героя и в этом плане она стимулирует читательское воображение. Другая функция портретной характеристики - помочь через выделение каких-то внешних деталей заглянуть в мир души человека, в мир его эмоций и чувств. Портретная характеристика напрямую связана с психологическими особенностями личности. Действительно, внешность человека, его манера одеваться, привычные позы, жестикуляция, мимика и т. п. могут при внимательном взгляде многое сказать о человеке. Основное требование, которое предъявляется к любой портретной характеристике- это документальная точность отображения. В данном случае автор не имеет право что-то выдумывать в обрисовке внешности человека, но не стоит отказываться и от показа типического. Именно сочетание строгого документализма и художественного обобщения и рождает полноценный очерковый образ.

В современных портретных очерках авторы используют достижения психологии. Например, выяснив, к какому психологическому типу относится тот или иной человек: сангвиник, флегматик, холерик или меланхолик, они могут определить, как те или иные качества проявляются в облике и поведении личности. Именно этим методом пользуется Владимир Васильев, пытаясь создать эскиз психологического портрета Евгения Примакова По его мнению, бывший премьер-министр - типичный флегматик. Что это означать? Первое - интроверсия: обращенность внутрь себя, закрытость от окружающих. Второе - низкая эмоциональная возбудимость: спокойствие, уравновешенность, умеренность переживаний. “Одежда. Если он стоит или идет, пуговицы всегда застегнуты (за исключением нижней, не застегивать которую предписывает этикет).

Осанка. Только сидя Евгений Максимович позволяет расслабиться: откинуться на спинку кресла или, напротив, опереться на руки, положенные на стол.

Мимика. Наиболее характерное выражение лица - сосредоточенно-напряженное, отражающее деловую собранность. …”

Вот так, исходя из определенных психологических характеристик, воссоздается портрет человека. В описании облика используются также различные портретные штрихи.

После выступления последней группы заполняются последние графы таблицы.

Общий вид таблицы по теме “Портретный очерк”.

Внутренний портрет 1. Важно показать яркий “участок” на жизненном пути героя.

2. Можно использовать метод условности.

Раскрытие героя через пейзаж 1. В качестве контрастного сравнения.

2. Как средство в раскрытии человеческого характера.

3. В качестве фона для портрета.

4. Как прием в раскрытии мировоззренческих позиций героя.

Художественная деталь 1. Это средство типизации.
Портретная характеристика. Внешний портрет 1. Это своеобразный аналог характера героя.

2. Должна присутствовать документальная точность.

3. Можно использовать достижения современной психологии.

3. Работа с учебником А. И. Власенкова. Прочитать изучающим чтением статью учебника на стр. 280-281 и выписать ключевые слова.

4. Практическая работа с учебником. Упражнение №416. Задание для учащихся - прочитать отрывок из очерка В. Лакшиной, определить языковые средства, которые использовал автор для описания характера героя, определить роль однородных членов предложения в тексте, сформулировать задания к тексту по морфологии и словообразованию. (данная работа рассчитана на сильных учеников).

Средним и слабым ученикам можно предложить упражнение №424. Задание – сформулировать мысль, которая объединяет пословицы. Определить, можно ли их использовать при написании портретного очерка.

5. Устная проверка упражнений.

Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание. Упражнение по учебнику А. И. Власенкова № 425, написать очерк о своем товарище, друге, опираясь на вопросы, данные в упражнении. Уточнить основную мысль, составить план очерка, определить ведущий тип речи.

Юлия относится к людям, общение с которыми вызывает у меня всегда бурю положительных эмоций. По своей натуре это очень добрый, оптимистичный и жизнерадостный человек. И в то же время она немного по-детски наивна и эмоциональна. Серо-зеленые глаза с блестящей искоркой, светло-русые, уложенные в простую прическу волосы, приятный голос, мягкий и доброжелательный нрав, позволяют находить ей общий язык с совершенно незнакомыми людьми. Она очень интересный собеседник и может запросто завести беседу с любым человеком, на самые различные темы.Она очень умная девушка, которая любит много читать абсолютно разнообразную литературу, познавая что-то новое для себя. На все вопросы у нее почти всегда найдется ответ, а если она его и не знает, то обязательно найдет. Людей притягивает её естественность, легкий характер, умение непринужденно по-дружески смотреть прямо в глаза, и высокая тактичность в манере общения. Юлия производит впечатление, как симпатичная, весьма обаятельная и приятная в общении девушка.

На первый взгляд, Юлия обычная девушка: высокий рост, как мне всегда кажется, когда я её вижу, приятные черты лица, светлые волосы и серо-зеленые, словно написанные акварелью глаза. Она почти не краситься, так как обладает естественной красотой, что и так делает её весьма привлекательной. Девушка очень худенькая, и когда она надевает свои любимые черные платья, то становиться похожей на куклу. Но больше платьям она предпочитает синие джинсы и серую майку. В ней есть что-то необычайно притягательное, что-то, что заставляет смотреть на нее. Юлия обладает очаровательной, интересной натурой. Способная вдохновить, приободрить, а если надо, то и утешить одним вдохновенным словом. Ей можно довериться, зная, что она всегда выслушает, поддержит, поможет в любой жизненной ситуации. Она прямолинейная. Предпочитает говорить правду, какой бы она не была, пусть, даже, горькой или жестокой, отвергая сладкую ложь и лесть.

Первый раз мы встретились одного жаркого лета, будучи еще детьми. Ей тогда было пять лет, а мне всего лишь на год больше. Она со своей подругой играла во дворе. На ней был миленький красненький костюмчик, а прической она была похожа на мальчика. В новом незнакомом месте мне хотелось с кем-то познакомиться, поиграть, дружить. Я помню тот дерзкий детский взгляд, которым она одарила меня, посмотрев на меня исподлобья. Я была чужаком, который пытается внедриться в их дружескую компанию. Сказав бы мне тогда, я никогда бы не поверила, что девчонка, которая не хотела со мной играть, станет моей самой лучшей подругой.

Мне повезло, что я встретила Юлию. Из всех друзей, что у меня были, она единственная не предала нашу дружбу, ради других ценностей. И я очень благодарна ей за это. Преданность - это её самое яркое качество.
За все 15 лет нашей дружбы у нас на собиралось очень много общих веселых и смешных историй, которые мы вспоминаем при встрече. Столько теплых воспоминаний, что греют душу, когда совсем тоскливо.

Юлия оказала большое влияние на мою жизнь, наполнила ее новыми красками и впечатлениями. Она не скупится на похвалы, делает их всегда к месту, а если того требует ситуация, то может поддержать, приободрить и вдохновить на новые начинания. Она верит в меня, даже тогда, когда в себя не верю я, что предает мне больше жизненных сил. Она поддерживает и одобряет все мои замыслы, идеи и новые начинания, даже, если ей мои идеи кажутся глупыми, и при этом никогда не сомневается в моих силах и способностях. И эта ее вера, делает меня увереннее, я перестаю сомневаться в правильности своих действий. Она обладает такими бесценными человеческими качествами, как доброта, надежность, уверенность в себе, ум и отзывчивость. Общение с этим человеком всегда воодушевляет, вдохновляет, поднимает дух и настроение. Юлия преподнесла мне много жизненных уроков и подарила массу незабываемых моментов. Я хотела бы выразить ей за это благодарность и сказать, что я очень рада тому, что у меня есть такая очаровательная подруга.
И я хочу, чтобы этот человек был в моей жизни до самой моей старости. Это было бы идеально.

Загрузка...
Top