Является ли Печорин трагическим героем? В чем трагичность судьбы Печорина? Почему «Мертвые души» - поэма.

Школьное сочинение

Главная тема романа "Герой нашего времени" - изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения декабристов. Основная мысль - осуждение этой личности и породившей ее социальной среды. Печорин - центральная фигура романа, его движущая сила. Он преемник Онегина - "лишний человек". Это романтик по характеру и поведению, по натуре человек исключительных способностей, выдающегося ума и сильной воли.

Лермонтов рисует портрет Печорина психологически глубоко. Фосфорически-ослепительный, но холодный блеск глаз, проницательный и тяжелый взгляд, благородный лоб со следами пересекающихся морщин, бледные, худые пальцы, нервная расслабленность тела - все эти внешние черты портрета свидетельствуют о психологической сложности, интеллектуальной одаренности и волевой, злой силе Печорина. В его "равнодушно-спокойном" взгляде "не было отражения жара душевного", Печорин был равнодушен "к себе и другим", разочарован и внутренне опустошен.

Ему были присущи самые высокие стремления к общественной деятельности и страстное желание свободы: "Я готов на все жертвы... но свободы моей не продам". Печорин возвышается над людьми своей среды разносторонним образованием, широкой осведомленностью в литературе, науках, философии. В неспособности своего поколения "к великим жертвам для блага человечества" он видит горестный недостаток. Печорин ненавидит и презирает аристократию, поэтому сближается с Вернером и Максимом Максимычем, не скрывает своего сочувствия угнетенным.

Но благие стремления Печорина не развились. Ничем не сдерживаемая социально-политическая реакция, душившая все живое, духовная пустота высшего общества изменили и заглушили его возможности, изуродовали нравственный облик, снизили жизненную активность. Поэтому В. Г. Белинский назвал роман "воплем страдания" и "грустной думой" о том времени. Чернышевский говорил, что "Лермонтов - мыслитель глубокий для своего времени, мыслитель серьезный - понимает и представляет своего Печорина как пример того, какими становятся лучшие, сильнейшие, благороднейшие люди под влиянием общественной обстановки их круга".

Печорин до конца ощутил и понял, что в условиях самодержавного деспотизма для него и его поколения осмысленная деятельность во имя общего блага невозможна. Это и было причиной свойственного ему безграничного скептицизма и пессимизма, убеждения, что жить "скучно и гадко". Сомнения до такой степени опустошили Печорина, что у него осталось только два убеждения: рождение человека - несчастье, а смерть неизбежна. Он разошелся с той средой, к которой принадлежал по рождению и воспитанию. Печорин обличает эту среду и жестоко судит себя, в этом, по словам В. Г. Белинского, "сила духа и могущество воли" героя. Он недоволен своей бесцельной жизнью, страстно ищет и не может найти свой идеал: "Зачем я жил? для какой цели я родился?.." Внутренне Печорин отошел от того класса, к которому по праву принадлежал по рождению и общественному положению, но новой системы социальных взаимоотношений, которая бы ему подходила, он не нашел. Поэтому Печорин и не принимает никаких законов, кроме собственных.

Печорин морально искалечен жизнью, он лишился добрых целей и превратился в холодного, жестокого и деспотичного эгоиста, который застыл в гордом одиночестве и сам себя ненавидит.

По словам Белинского, "алчущий тревог и бурь", неутомимо гоняющийся за жизнью Печорин проявляет себя как злая, эгоцентрическая сила, которая приносит людям только страдания и несчастья. Человеческое счастье для Печорина - "насыщенная гордость". Страдания и радости других людей он воспринимает "только в отношении к себе" как пищу, поддерживающую его душевные силы. Без долгих раздумий, ради капризной прихоти Печорин вырвал Бэлу из родного очага и погубил ее, очень сильно обидел Максим Максимыча, из-за пустого волокитства разорил гнездо "честных контрабандистов", нарушил семейный покой Веры, грубо оскорбил любовь и достоинство Мери.

Печорин не знает, куда ему идти и что делать, и растрачивает силы и жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. Печорин оказался в трагическом положении, с трагической судьбой: его не удовлетворяет ни окружающая действительность, ни свойственный ему индивидуализм и скептицизм. Герой разуверился во всем, его разъедают мрачные сомнения, он жаждет осмысленной, социально-целенаправленной деятельности, но не находит ее в окружающих его обстоятельствах Печорин, как и Онегин, - страдающий эгоист, эгоист поневоле. Он стал таким из-за обстоятельств, определяющих его характер и поступки, поэтому вызывает к себе сочувствие.

Печорин Григорий Александрович, главный герой произведения появляется во всех пяти частях романа. Максим Максимыч по-отцовски рассказывает о своем подчиненном: «...Он был такой то­ненький, беленький, на нем мундир был такой новенький». Добрый Максим Максимыч видит противоречия в поведении Печорина: «...Он славный был малый, только немножко странен - то молчит часами, а то смешит так, что «животики надорвешь». Штабс-капитан уверен, что есть такие люди, с которыми надо непременно соглашать­ся, что с ними должны случаться необыкновенные вещи

Более подробный портрет (психологический) дается в психологи­ческой повести «Максим Максимыч» глазами повествователя- «По­ходка его была ленива и небрежна, но... он не размахивал руками верный признак некоторой скрытности характера. Несмотря на свет­лый цвет его волос, усы его и брови были черные - признак породы в человеке».

Очевидно, что лермонтовский Печорин принадлежит к разочаро­ванным молодым людям той эпохи. Он продолжает галерею «лишних людей». Яркие способности и силы его не находят достойного приме­нения и тратятся на мимолетные увлечения и бессмысленные и порой жестокие эксперименты над окружающими. Уже в начале романа звучит самопризнание героя: «Во мне душа испорчена светом, вооб­ражение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня...» Лучшие черты Максима Максимыча, «русско­го кавказца» ермоловской поры, оттеняют нравственные аномалии печоринской натуры с ее внутренним холодом и душевной страстью, подлинным интересом к людям и эгоистическим своеволием. Печо­рин признается: «...У меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив». Исповедь главного героя обнаруживает внутренние мотивы душевной тоски и скуки, герой не способен обрести счастье в достижении жиз­ненных целей, так как по достижении их тут же охладевает к резуль­тату своих усилий. Причины этой нравственной болезни отчасти свя­заны с «испорченностью света», развращающего молодые души, отчасти с преждевременной «старостью души».

В своем журнале Печорин анализирует внешние и внутренние со­бытия своей жизни. Его трезвый самоанализ, ясное понимание самого себя и других людей - все это подчеркивает силу характера, его зем­ную многострастную натуру, обреченную на одиночество и страда­ние, неустанную борьбу со своей несчастливой судьбой.

Печорин замечательный актер, обманывающий всех и отчасти са­мого себя. Здесь есть и страсть игрока, и трагический протест, жажда отомстить людям за свои невидимые миру обиды и страдания, за не­удавшуюся жизнь.

«Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пла­менной жизни земля...» - замечает В.Г. Белинский. Никому не при­нес счастья Печорин, не нашел в жизни ни друга («из двух дружащих один раб другого»), ни любви, ни своего места - только одиночест­во, безверие, скепсис, боязнь показаться смешным в глазах общества. Он «бешено гоняется за жизнью», но находит только скуку, и в этом трагедия не только Печорина, но и всего его поколения.

Главный герой романа « » - Григорий Александрович был наделен необычайно трагической судьбой. Его поступки, его действия очень часто приводят к нежелательным событиям не только в его жизни, а и в судьбах других людей. На примерах из повестей романа, мы можем заметить, насколько холоден и эгоистичен Печорин.

А может быть он просто до глубины души несчастлив? Может его внутренний мир пребывает в постоянном смятение от происходящего вокруг? Однозначного ответа нет! Но, при всем при этом, люди, которые находились рядом с Григорием, очень часто испытывали страдания и боль.

Дружественные отношения с Максимом Максимычем при последней встрече превращают добродушного штабс–капитана в озлобленного и обиженного старика. А все это происходит из-за сухости и грубости главного героя. Максим Максимыч с открытой душей ждет встречи с Печориным, а получает в ответ лишь холодное приветствие. Что же получается? Зло порождает и вызывает ответное зло! А все из-за поведения Григория.

Любовные отношения героя с женщинами можно назвать неудачными и несчастливыми. Все его возлюбленные дамы, после расставания, переживали тяжелые душевные муки. Любовь показалась Печорину такой же, как и чувства знатных барынь. Только вот Григорий пытался найти совершенно другое в женщине! Отношения с княжной были всего лишь игрой, которую Печорин затеял для того, чтобы проучить Грушницкого. Чувства к Вере были самыми настоящими из всех любовных отношений, но героя понял об этом только тогда, когда потерял возлюбленную навсегда.

Дружественные связи с заканчиваются его смертью на дуэли с Печориным. Главный герой дает несколько возможностей своему товарищу, для того чтобы извиниться и исправить сложившуюся ситуацию. Но, гордый и самолюбивый офицер не идет на компромисс, поэтому, в конечном итоге, погибает от руки Григория Александровича.

А эпизод с поручиком Вуличем заставляет нас задуматься о том, что Печорин обладает еще и тайными возможностями предсказания. После схватки с судьбой, поручик остается живым, но, Печорин предчувствует его скорую гибель. Так и случается!

Значит, главный герой романа действительно имел трагическую судьбу. Из сообщения перед «Записками Печорина» мы узнаем, что Григорий умирает по дороге из Персии. Он так и не смог найти свое счастье, он так и не смог обрести истинную любовь, понять, что такое радость и искренность. Кроме того, он искалечил судьбы многих людей, которые находились с ним рядом.

На вопрос Помогите пожалуйста найти сочинение на тему: в чем трагизм судьбы печорина? заданный автором Вячеслав Саутин лучший ответ это Зачем я жил? Для какой цели я родился? Трагедия судьбы Григория Печорина
Всю жизнь главного героя романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" действительно можно назвать трагедией. Почему и кто в этом виноват темы, которым посвящено это сочинение.
Итак, Григорий Печорин, выслан из Петербурга за некую "историю" (очевидно за дуэль из-за женщины) на Kавказ, по дороге с ним приключается еще несколько историй, он разжалован, снова отправляется на Kавказ, затем некоторое время путешествует, и, возвращаясь из Персии домой, умирает. Вот такая судьба. Но за все это время, он очень много пережил сам и многим повлиял на жизнь других людей.
Надо сказать, влияние это было не из лучших - за свою жизнь он разрушил много человеческих судеб - княжны Мери Лиговской, Веры, Бэлы, Грушницкого... Зачем, неужели он такой злодей? Делает ли он это специально или это у него выходит произвольно?
Вообще говоря, Печорин - человек неординарный, умный, образованный, сильный волей, храбрый... Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию, Печорин не может удержаться на одном месте, в одной обстановке, в окружении одних и тех же людей. Не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, пусть даже с той, в которую влюблен? Через некоторое время его одолевает скука и он начинает искать чего-то нового. Не от этого ли он ломает их судьбы? Печорин записывает в своем дневнике: "... тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше действует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума... ". Печорина не прельщает такая судьба, и он действует. Действует, не считаясь с чувствами других людей, практически не обращая на них внимания. Да, он эгоист. И в этом его трагедия. Но один ли Печорин в этом виноват?
Нет! И сам Печорин, объясняясь Мери, рассказывает: "... Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились... ".
Итак, "все". Кого он имеет в виду? Естественно, общество. Да, то самое общество, которое мешало Онегину и Ленскому, которое ненавидело Чацкого, теперь Печорина. Так, Печорин выучился ненавидеть, лгать, стал скрытен, он "хоронил лучшие свои чувства в глубине сердца, там они и умерли".
Итак, с одной стороны неординарный, умный человек, с другой стороны эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни, он - "злой гений" и в то же время жертва общества.
В дневнике Печорина мы читаем: "... первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти". Так вот что для него любовь - всего лишь удовлетворение собственного честолюбия! А как же его любовь к Вере - она такая же? Отчасти да, между Печориным и Верой стояла преграда Вера была замужем, и это привлекало Печорина, который стремился, как истинный борец, преодолевать все препятствия, неизвестно, как повел бы себя Печорин, если бы этой преграды не было... Но эта любовь, любовь к Вере, однако, больше, чем просто игра, Вера была единственной женщиной, которую Печорин любил по-настоящему, в то же время лишь Вера знала и любила Печорина не вымышленного, а Печорина настоящего реального, со всеми его достоинствами и недостатками, со всеми его пороками. "Я бы тебя должна ненавидеть... Ты ничего не дал мне, кроме страданий", - говорит она Печорину. Но она не может его ненавидеть... Однако эгоизм берет свое - все люди находящиеся вокруг Печорина отворачиваются от него. В разговоре он как-то признается своему другу Вернеру: "Думая о близкой и возможной смерти, я думаю об одном себе". Вот она, его трагедия, трагедия его судьбы, его жизни.
Надо сказать, в своих дневниках Печорин это признает, анализируя свою жизнь, он пишет: "... я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия... ". И как результат его одиночество: "... и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совер

«Герой нашего времени», написанный Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, показывает нам один из новейших образов в литературе, ранее открытый Александром Сергеевичем Пушкиным в «Евгении Онегине». Это образ «лишнего человека», показанный через главного героя, офицера Григория Печорина. Читатель уже в первой части «Бэла» видит трагедию этого персонажа.

Григорий Печорин – типичный «лишний человек». Он молод, привлекателен внешне, талантлив и умен, однако сама жизнь кажется ему скучной. Новое занятие вскоре начинает ему надоедать, и герой пускается в новые поиски ярких впечатлений. Примером тому может быть та же поездка на Кавказ, где Печорин знакомится с Максимом Максимычем, а после – с Азаматом и его сестрой Бэлой, красавицей-черкешенкой.

Григорию Печорину мало охоты в горах и общения с жителями Кавказа, и он, влюбленный в Бэлу, похищает ее при помощи брата героини, своенравного и гордого Азамата. Юная и неокрепшая умом девушка влюбляется в русского офицера. Казалось бы, взаимная любовь – что еще нужно герою? Но вскоре ему и это становится скучно. Страдает Печорин, страдает Бэла, обиженная невниманием и холодностью возлюбленного, страдает и Максим Максимыч, наблюдающий все это. Немало бед пропажа Бэлы принесла и семье девушки, а также Казбичу, который хотел на ней жениться.

Эти события заканчиваются трагически. Бэла погибает почти на руках Печорина, и тому остается только покинуть те места. От его вечной скуки и поисков пострадали люди, которые никак не касаются героя. А «лишний человек» отправляется дальше.

Достаточно одного этого примера, чтобы понять, как Печорин из-за своей скуки способен вмешаться в чужие судьбы. Он не может зацепиться за что-то одно и держаться за это всю жизнь, ему нужна смена мест, смена общества, смена занятий. И все равно ему будет надоедать действительность, и все равно он отправится дальше. Если люди ищут что-то и, обретя цель, успокаиваются на этом, то Печорин не может определиться и найти свой «финиш». Если он остановится, он все равно будет страдать – от однообразия и скуки. Даже в случае с Бэлой, где у него была взаимная любовь с юной черкешенкой, верный друг в лице Максима Максимыча (ведь старик готов был помогать Печорину) и служба, Печорин все равно вернулся к своему состоянию скуки и апатии.

Но найти свое место в обществе и жизни герой не может не только потому, что ему быстро становится скучно любое занятие. Он равнодушен ко всем людям, что можно наблюдать в части «Максим Максимыч». Не видевшиеся пять лет люди не смогли даже поговорить, ведь Печорин с абсолютным безразличием к собеседнику старается поскорее закончить встречу с Максимом Максимычем, который, кстати, успел соскучиться по Григорию.

Можно с уверенностью сказать, что Печорин, как истинный герой нашего времени, способен найтись в каждом из современных людей. Равнодушие к людям и бесконечные поиски себя останутся вечными чертами общества любой эпохи и страны.

Вариант 2

Г. Печорин – центральный персонаж произведения «Герой нашего времени». Лермонтова обвиняли в том, что он изобразил нравственного урода, эгоиста. Однако фигура Печорина крайне неоднозначна и требует глубокого анализа.

Лермонтов не случайно назвал Печорина героем нашего времени. Его проблема в том, что он с самого детства попал в развращающий мир высшего света. В искреннем порыве он рассказывает княжне Мэри, как пытался действовать и поступать согласно правде и совести. Его не понимали и смеялись над ним. Постепенно это производило серьезный перелом в душе Печорина. Он начинает поступать вопреки нравственным идеалам и добивается расположения и благосклонности в дворянском обществе. При этом он действует строго в соответствии с собственными интересами и пользой и становится эгоистом.

Печорина постоянно гнетет тоска, ему скучно в окружающей обстановке. Переезд на Кавказ лишь на время оживляет героя. Скоро он привыкает к опасности и опять начинает скучать.

Печорину жизненно необходима постоянная смена впечатлений. Три женщины появляются в его жизни (Бэла, княжна Мэри, Вера). Все они становятся жертвами беспокойной натуры героя. Он сам не чувствует к ним особой жалости. Он уверен, что поступал всегда правильно. Если любовь прошла или даже не возникла, то он не виноват в этом. Виноват его характер.

Печорин при всех его недостатках – исключительно правдивый образ. Его трагедия заключается в ограниченности дворянского общества лермонтовской эпохи. Если большинство пытается скрыть свои недостатки и неблаговидные поступки, то честность Печорина не позволяет ему этого сделать.

Индивидуализм главного героя мог бы в других условиях помочь ему стать выдающейся личностью. Но он не находит применения своим силам и в результате представляется окружающим бездушным и странным человеком.

Несколько интересных сочинений

  • Тема одиночества в рассказе Тоска Чехова сочинение

    Рассказ «Тоска» является вершиной, завоеванной мастерством Чехова. Чуткий лиризм и угнетающее чувство грусти представлены им в безупречности и именно из-за этого читать это произведение физически больно.

  • Главные герои произведения Медный всадник

    «Медный всадник» - поэма А.С.Пушкина. Главным героем произведения является небогатый чиновник Евгений. Евгений влюблен в Парашу, девушку, живущую на другой стороне Невы

  • Семья Ростовых и семья Болконских (сравнительная характеристика) в романе Толстого Война и мир сочинение

    Для Льва Толстова семья – важнейшая основа для становления человека в обществе, в жизни. В романе представлено множество семей, которые отличаются друг от друга степенью знатности, укладом жизни, традициями, мировоззрением.

  • Cочинение Компьютер - плюсы и минусы - друг или враг

    В последнее время сложно представить себе жизнь современного человека без помощи персонального компьютера. Неодушевленный предмет стал полноправным членом общества, крепко вписался в ежедневный быт.

  • Образ и характеристика Алены Дмитриевны в поэме Песня про купца Калашникова Лермонтова

    Впервые об Алене Дмитриевне мы узнаем из рассказа опричника Кирибеевича на пиру у Ивана Грозного. Царь, заметив унылого любимца, стал допытываться, отчего он кручинится.

“Герой нашего времени”, написанный М. Ю. Лермонтовым в 1840 году, стал первым психологическим романом в отечественной литературе. Автор ставил перед собой цель детально и разносторонне показать характер главного действующего лица, выпавшего из круговорота отживающей эпохи.

Мне кажется, трагизм судьбы Григория Александровича Печорина заключен в его сложном характере. Лермонтов представил на суд читателя психологический портрет современника, обладающего двойственностью натуры.

Холодность, равнодушие, эгоизм, расточительность

и склонность к самоанализу были присущи многим представителям “лишних людей”, обреченным на бездействие. Умному, образованному герою скучно и тоскливо от бессмысленно меняющихся дней, от череды предсказуемых событий.

Печорин не питает доверия ни к дружбе, ни к любви, поэтому страдает от одиночества. Он сам не способен на глубокие чувства и приносит страдания окружающим. Григорий чувствует, что в нем уживаются два человека и этим объясняет двойственность поведения. Данную мысль подтверждает Максим Максимович рассказом о Печорине, который мог в непогоду в одиночку смело отправиться охотиться на кабана, а

порой выглядел трусом – вздрагивал и бледнел от стука оконных ставен.

Поведение героя противоречиво, он быстро остывает к любым начинаниям, не может отыскать свое предназначение. Вспомнить хотя бы его стремления добиться расположения Бэлы и быстрое охлаждение к полюбившей его горной красавице. Личность Печорина вырисовывается из отношений, в которые он вступает с окружающими. Его поступки достойны осуждения, но можно и понять героя, ведь он принадлежит к людям своего времени, успевшим разочароваться в жизни.

Не найдя смысла бытия, Печорин решает отбыть в долгое странствие, которое когда-то завершится смертью. Ему самому неприятно, что он становится причиной бед других людей: из-за него погибают Бэла и Грушницкий, страдают Вера и княжна Мери, незаслуженно обижен Максим Максимович. Трагичность героя в том, что он мечется в поисках своего места в жизни, но в то же время всегда поступает так, как считает нужным.

Таким образом, трагизм судьбы лермонтовского героя заключен в нем самом: в характере, в анализе любой ситуации. Бремя познания сделало его циником, он потерял естественность и простоту. В итоге у Печорина нет ни целей, ни обязательств, ни привязанностей… Но если сам человек теряет интерес к жизни, видя в ней лишь скуку, то даже врачующая сила природы вряд ли способна исцелить душу.


(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)

Другие работы по этой теме:

  1. М. Ю. Лермонтов в романе “Герой нашего времени” решает сложную задачу: представить одновременно привлекательного и в то же время отталкивающего персонажа. Каким же образом автор...
  2. Сколько загадок дал Лермонтов литературным критикам, представив на суд их характер Печорина! Рассудок отвергал этого странного героя, а сердце никак не хотело с ним расставаться,...
  3. “Зачем я жил? Для какой цели родился?”. Пожалуй, данные вопросы являются ключевыми в моем рассуждении. Книга “Герой нашего времени” знакомит нас с замечательным персонажем –...
  4. Сегодня нам известны сотни различных произведений. Все они собирают вокруг себя публику, где вкусы людей совпадают. Но только некоторые творения могут заставить проникнуться абсолютно всех....
  5. Печорин и Грушницкий из романа “Герой нашего времени” – два молодых дворянина, познакомившихся во время службы на Кавказе. Они оба были недурны собой, но вели...
  6. Белинский весьма точно описал личность Печорина, назвав его героем нашего времени, своеобразным Онегиным. И они столь похожи, что расстояние между реками Печорою и Онегою гораздо...
  7. Глава “Тамань” открывает журнал Печорина. Именно в истории с контрабандистами Григорий Александрович приоткрывает завесу собственного внутреннего мира, проявляет интереснейшие черты характера: наблюдательность, активность, решимость и...
  8. Формирование Лермонтова-художника завершилось после того, как дворянская революция потерпела поражение. Этот период многие его современники восприняли, как крушение истории. По причине краха идей декабризма произошла...

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
М. Ю. Лермонтов
Роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею "лишних" людей. Печорин - это "Онегин своего времени" (Белинский). Лермонтовский герой - человек трагической судьбы. Он заключает в своей душе "силы необъятные", но на совести его много зла. Печорин, по его же собственному признанию, неизменно играет "роль топора в руках судьбы", "необходимого действующего лица всякого пятого акта". Как же относится к своему герою Лермонтов? Писатель пытается понять суть и истоки трагизма печоринской судьбы. "Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить - это уж Бог знает!"
Печорин жадно ищет приложения своим незаурядным способностям, "необъятным душевным силам", но обречен исторической действительностью и особенностями своего психического склада на трагическое одиночество. Вместе с тем он признается: "Я люблю сомневаться во всем: это расположение не мешает решительности характера; напротив... я всегда смело иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь!"
Печорин одинок. Неудачей кончается попытка героя обрести естественное, простое счастье в любви горянки Бэлы. Печорин откровенно признается Максиму Максимычу: "...любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой". Герой обречен на непонимание окружающих (исключением являются лишь Вернер и Вера), его внутренний мир не в состоянии постигнуть ни прекрасная "дикарка" Бэла, ни добросердечный Максим Максимыч. Впрочем, вспомним, что при первой встрече с Григорием Александровичем штабс-капитан в силах заметить лишь второстепенные черты облика Печорина и то, что "тоненький" прапорщик недавно находился на Кавказе. Не понимает Максим Максимыч и глубины страданий Печорина, оказавшись невольным свидетелем гибели Бэлы: "...его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя..." И только по вскользь оброненному замечанию, что "Печорин был долго нездоров, исхудал", мы догадываемся о подлинной силе переживан
ий Григория Александровича.
Последняя встреча Печорина с Максимом Максимычем наглядно подтверждает мысль, что "зло порождает зло". Безразличие Печорина к старому "приятелю" приводит к тому, что "добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном". Офицер-повествователь догадывается, что поведение Григория Александровича не является проявлением духовной пустоты и эгоизма. Особое внимание привлекают глаза Печорина, которые "не смеялись, когда он смеялся... Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти". В чем же причина такой грусти? Ответ на этот вопрос мы находим в "Журнале Печорина".
Запискам Печорина предшествует сообщение о том, что на пути из Персии он умер. Так и не находит Печорин достойного применения своим незаурядным способностям. Повести "Тамань", "Княжна Мери", "Фаталист" подтверждают это. Конечно, герой на голову выше пустых адъютантиков и напыщенных франтов, которые "пьют - однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом... играют и жалуются на скуку". Григорий Александрович отлично видит и ничтожество Грушницко-го, мечтающего "сделаться героем романа". В поступках Печорина чувствуются глубокий ум и трезвый логический расчетВесь план обольщения Мери основан на знании "живых струн сердца человеческого". Вызывая искусным рассказом о своем прошлом сострадание к себе, Печорин заставляет княжну Мери первой признаться в любви. Может быть, перед нами пустой повеса, обольститель женских сердец? Нет! В этом убеждает последнее свидание героя с княжной Мери. Поведение Печорина благородно. Он пытается облегчить страдания полюбившей его девушки.
Печорин, вопреки собственным утверждениям, способен к искреннему, большому чувству, но любовь героя сложна. Так, чувство к Вере с новой силой пробуждается тогда, когда возникает опасность навсегда потерять ту единственную женщину, которая поняла Григория Александровича совершенно. "При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья!" - признается Печорин. Загнав коня на пути в Пятигорск, герой "упал на траву и, как ребенок, заплакал". Вот она - сила чувств! Любовь Печорина высока, но трагична для него самого и гибельна для тех, кто его любит. Доказательство тому судьба Бэлы, княжны Мери и Веры.
История с Грушницким - иллюстрация того, что незаурядные способности Печорина тратятся впустую, на цели мелкие, ничтожные. Впрочем, в своем отношении к Грушницкому Печорин по-своему благороден и честен. Во время дуэли он прилагает все усилия, чтобы вызвать в противнике запоздалое раскаяние, пробудить совесть! Бесполезно! Грушницкий стреляет первым. "Пуля оцарапала мне колено",- комментирует Печорин. Переливы добра и зла в душе героя - большое художественное открытие Лермонтова-реалиста. Перед дуэлью Григорий Александрович заключает своеобразную сделку с собственной совестью. Благородство сочетается с беспощадностью: "Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в его душе могла проснуться искра великодушия... Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала". И Печорин не щадит противника. Окровавленный труп Грушницкого скатывается в пропасть... Победа не доставляет Печорину радости, свет меркнет в его глазах: "Солнце казалось мне тускло, лучи его меня н
е грели".

Подведем итоги "практической деятельности" Печорина: из-за пустяка подвергает свою жизнь серьезной опасности Азамат; гибнут от руки Казбича красавица Бэла и ее отец, а сам Казбич лишается своего верного Карагеза; рушится хрупкий мирок "честных контрабандистов"; застрелен на дуэли Грушницкий; глубоко страдают Вера и княжна Мери; трагически кончается жизнь Вулича. Что же сделало Печорина "топором в руках судьбы"?
Лермонтов не знакомит нас с хронологической биографией своего героя. Сюжет и композиция романа подчинены одной цели - углубить социально-психологический и философский анализ образа Печорина. Герой предстает в разных повестях цикла одним и тем же, не меняется, не эволюционирует. В этом - признак ранней "омертвелости", того, что перед нами действительно полутруп, у которого "царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови". Многие современники Лермонтова пытались ограничить все богатство образа одним качеством - эгоизмом. Белинский решительно защищал Печорина от обвинений в отсутствии высоких идеалов: "Вы говорите, что он - эгоист? Но разве он не презирает и не ненавидит себя за это? Разве сердце его не жаждет любви чистой и бескорыстной? Нет, это не эгоизм..." Но что же это? Ответ на вопрос дает нам сам Печорин: "Моя бесцветная молодость прошла в борьбе с самим собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли..." Честолюбие, жажда власти, же
лание подчинить своей воле окружающих овладевают душой Печорина, который "из жизненной бури... вынес только несколько идей - и ни одного чувства". Вопрос о смысле жизни остается в романе открытым: "...Зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначенья, я увлекся приманками страстей, пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни".
Пожалуй, трагизм судьбы Печорина связан не только с социальными условиями жизни героя (принадлежность к светскому обществу, политическая реакция в России после разгрома восстания декабристов), но и с тем, что изощренная способность к самоанализу и блестящее аналитическое мышление, "бремя по-знанья и сомненья" приводят человека к утрате простоты, естественности. Даже врачующая сила природы не в состоянии исцелить мятущуюся душу героя.
Образ Печорина вечен именно потому, что не исчерпывается лишь социальным. Печорины есть и сейчас, они рядом с нами...
И душа на простор вырывается
Из-под власти кавказских громад -
Колокольчик звенит-заливается...
Кони юношу к северу мчат...
В стороне слышу карканье ворона -
Различаю впотьмах труп коня -
Погоняй, погоняй! Тень Печорцна
По следам догоняет меня...
Это строки из замечательного стихотворения Я. П. Полонского "На пути из-за Кавказа".

Печорин - главный персонаж романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Сам автор указывает на то, что воплотил в своем герое собирательный образ, в котором воплотились все пороки поколения. Но судьба Печорина в какой-то степени трагична, героя иногда искренне хочется пожалеть. Чтобы понять смысл произведения, важно оценить, в чем трагичность судьбы Печорина.

Характер героя

Печорин является очень противоречивым персонажем. Он наделен массой положительных качеств. Все при нем: он красив и богат, воспитан и образован. Григорий тщательно следит за своей опрятностью, никому не грубит, не хамит. Казалось бы, все положительные качества воспитанного светского человека говорят о том, что он может быть счастлив. Он уверен в себе и не сомневается в своих действиях и поступках. Но самое страшное, что есть в этом персонаже - отсутствие умения чувствовать. Этот персонаж - циник и эгоист. Он не чувствует ответственности за судьбы и жизни других людей, способен ради собственной прихоти играть с судьбами тех, кто хорошо к нему относится.

Герой не способен любить. Сам он постоянно чувствует скуку, понимает силу своего эгоизма, называет себя «нравственным калекой». Но он не испытывает чувства вины по этому поводу. Зная, что душа его зачерствела, он не предпринимает ничего для того, чтобы исправить ситуацию. Он склонен к самоанализу, но и это не оправдывает его. Печорина нельзя назвать счастливым человеком. Он постоянно испытывает скуку. Ради удовлетворения этого ощущения, он пренебрегает чувствами других людей, а вот сам совсем не способен их испытывать. Наверное, трагедия всего поколения заключается в этом - неспособности испытывать настоящие чувства, ведь это настоящий дар, который присущ только человеку. Это можно назвать как личной трагедией, ведь такого человека просто жалко, так и трагедией для окружающих, ведь именно они страдают от цинизма и эгоизма таких людей, как Печорин.

Трагедия поколения

Но проблема заключается не только в самом характере Печорина. Роман не зря носит такое название, ведь в нем отразилась трагедия целого поколения. Лермонтов отмечал, что он не раз встречал в жизни людей, похожих на Печорина, а возможно и сам к ним относится. Они имеют массу возможностей, но не чувствуют себя счастливыми. Они живут в период смены эпох, когда старое уже отжило, а новое еще не ясно. Именно поэтому проблемой поколения является глобальная скука, неприкаянность, черствость.

«Нравственный калека»

Когда Печорин заводит с кем-либо разговор о себе, он постоянно дает понять, что знает, насколько он бесчувственен и сам страдает от этого. При разговоре с Максимом Максимычем он упоминает, что испытывает большую скуку, и его можно пожалеть. Разговаривая с Мери, он говорит о том, что общество сделало его таким, не принимая добрых чувств, видя в нем только зло и негатив. Именно поэтому он сделался «нравственным калекой».


Роман «Герой нашего времени», автором которого является М.Ю.Лермонтов, в 1840 году стал первым психологическим романом в отечественной литературе. На протяжении всего романа раскрывается личность главного героя – Григория Печорина. Лермонтов детально описывает психологический портрет главного героя и раскрывает его сложный характер, помещая его в разные жизненные обстоятельства. Но можно ли назвать Печорина трагическим героем?

Григорий Печорин стремится к познанию других людей и самого себя.

Он проводит эксперименты над людьми и над самим собой, сам в них участвует, анализирует поступки людей, но это мешает ему отдаться искреннему чувству, поскольку разум держит эти чувства под контролем («Я давно уже живу не сердцем, а головою»). Например, Печорин, когда погнался за Верой и из-за лошади не смог её догнать, он упал и заплакал, потому что потрясения на дуэли, которая произошла перед этим, бешеная скачка довели его до такого состояния, когда разум перестал контролировать чувства («Душа обессилела, рассудок замолк»). Но очень быстро к нему вернулась его привычка все анализировать («Мне однако приятно, что я могу плакать!»).

Печорин одинок. Его натура настолько глубока, что он не может найти себе равных. В дружбе он несчастен. Максима Максимыча он не воспринимал как друга, потому что тот был простым человеком и никогда не мог его понять до конца. Когда он встретил Вернера ему было приятно с ним проводить время и даже предложил ему быть секундантом на дуэли с Грушницким, но Вернер обвинил его в убийстве и переложил всю вину на Григория. Печорин с горечью восклицает: «Все они таковы, даже самые добрые, самые умные!..»).

В любви Печорин также несчастлив. Хотя он был привязан к Вере, но это была не та женщина, ради которой он согласился бы потерять свою свободу. Мери он не любил. Увидев Бэлу, он искренне подумал, что наконец-то приобретёт смысл жизни, но очень скоро ему стало скучно с ней, поскольку она была необразованна («Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни»).

Печорин не может найти свое предназначение.

Он несчастлив еще и от того, что осознает себя топором судьбы, который падает на «голову обреченных жертв». Он сам от этого страдает.

Таким образом, Печорин является трагическим героем, потому что он одинок, несчастлив в дружбе и любви, живет разумом, а не чувствами, не нашел своего предназначения, смысла жизни. Ощущение того, что он не только выше других людей, но и выше судьбы и случая все равно не делает его счастливым. Читатель в середине романа узнает, что где-то по дороге из Персии он умер. Мы понимаем, что Печорин так и не обрел счастья в этой жизни.

Обновлено: 2019-07-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Загрузка...
Top