Угол для икон в квартире. Какие иконы вешают над или напротив входной двери

По благословению Епископа Тихвинского Константина

Алексеев Сергей Владимирович

В дому своем всякому христианину …святыя и честныя образы написанныя на иконах по существу ставити на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светилники, в них же и свещи пред святыми образы вжигаются на всяком славословии Божии… А к святым образом касатися достойным в чисте совести… А образы святым поставляются иже в начале по чину, свято почитаети суть имяны преж реченными. В молитвах и во бдениих, и в поклонех и во всяком славословии Божий всегда почитати их…

Инок Спиридон (Сильвестр)
ДОМОСТРОЙ
XVI в.

Иконописец, завершая икону, надписывает
имя Того, чей Лик явлен на иконной доске.
Происходит соединение слова и изображения,
имени и образа – рождается Икона.

Количество и качество – категории разные. Наивно полагать, что чем больше Священных изображений в доме православного христианина, тем благочестивее его жизнь. Несистематизированное, занимающее значительную часть жилого пространства собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей, зачастую может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека.

Во-первых, необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, где о молитвенном предназначении иконы нет и речи.

Во-вторых (и это главное), в таком случае происходит искажение понятия дома как жилища, как материальной основы православной семьи.

«Дом мой домом молитвы наречется» () – это о храме, который создан для молитвы и совершения Таинств.

Дом же является продолжением храма, не более; дом – это прежде всего семейный очаг; в доме звучит молитва, но молитва келейная; в доме существует Церковь, но Церковь малая, домашняя, семейная. Принцип иерархичности (то есть подчиненности низшего высшему), отражающий Небесную гармонию и упорядоченность, присутствует и в жизни земной. Поэтому недопустимо смешение онтологически разных понятий храма и дома.

Тем не менее, иконы в доме должны быть обязательно. В достаточном количестве, но в разумных пределах.

В прошлом в каждой православной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас. Место, где размещались иконы называли передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот или кивот.

Для православного христианина икона – это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории. Икона – изображение священное, то есть отделенное от реалий быта, не смешивающееся с обыденной жизнью и предназначенное только для богообщения. Поэтому главное предназначение иконы – молитвенное. Икона – это окно из мира горнего в наш мир – мир дольний; это откровение Божие в линиях и красках.

Таким образом, икона – не просто семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня; святыня, которая объединяет всех членов семьи во время совместной молитвы, ибо совместная молитва возможна только в том случае, когда прощены друг другу взаимные обиды и достигнуто полное единение людей, предстоящих перед иконой.

Конечно, в настоящее время, когда место иконы в доме занял телевизор – своеобразное окно в пестрый мир человеческих страстей, во многом были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы, и осознание своей семьи как малой Церкви.

Поэтому у православного христианина, живущего в современной городской квартире, нередко возникают вопросы: какие иконы необходимо иметь в доме? Как правильно их разместить? Можно ли использовать репродукции с икон? Что делать со старыми, пришедшими в состояние ветхости иконами?

На какие-то из этих вопросов следует дать только однозначный ответ; отвечая на другие, можно обойтись и без каких-либо строгих рекомендаций.

Итак, где разместить иконы?

В свободном и доступном месте.

Лаконичность такого ответа вызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни.

Конечно, иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, потому что восток как богословское понятие имеет особое значение в Православии.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал ().

Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога ().

И поднял меня дух, и привел меня к восточным воротам дома Господня, которые обращены к востоку ().

…ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ().

Но как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В таком случае можно использовать южную, северную или западную стены жилища.

Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства, и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве. А для книг, необходимых во время молитвы, удобно использовать складной переносной аналой.

Выбирая место для домашнего иконостаса необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические приборы принадлежат нашему времени, они сиюминутны, их предназначение не соответствует предназначению священных изображений и соединять их вместе, по возможности, не следует.

Правда, здесь могут быть исключения. Например, в редакционных отделах православных издательств вполне допустимо соседство иконы и компьютера. А если автор или сотрудник работает на дому, то икона, помещенная возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли.

Нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства светского характера: статуэтками, панно из различных материалов и т. п.

Неуместно помещать икону на книжную полку по соседству с книгами, содержание которых или не имеет ничего общего с православными истинами, или даже противоположно христианской проповеди любви и милосердия.

Совершенно недопустимо соседство икон с плакатами или настенными календарями, на которых напечатаны фотографии кумиров века нынешнего – рок-музыкантов, спортсменов или политических деятелей. Это не только низводит значение почитания священных изображений до неприемлемого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идолами современного мира.

О том, как отражается подобное отношение к святыне на духовном состоянии семьи показывает пример из практики священника Сергия Николаева, автора брошюры «Иконы в нашем доме»:

«В прошлом году пригласили меня отслужить молебен в одном доме, где, по словам хозяев, было «нехорошо». Несмотря на то, что дом был освящен, в нем ощущался какой-то гнет. Обходя комнаты со святой водой, я обратил внимание на комнату юношей, сыновей хозяина, где на стене висел художественно выполненный плакат, посвященный известной рок-группе. Причем известной своей сатанинской направленностью.

После молебна, за чаем, я осторожно, зная о фанатичной преданности некоторых молодых людей своим кумирам, попытался объяснить, что «нехорошо» в доме вполне может происходить даже от таких плакатов, что подобные изображения как бы пытаются противостоять святыне. Юноша молча встал и снял обсуждаемую картину со стены. Выбор был сделан тут же» (Священник Сергий Николаев. Иконы в нашем доме. М. 1997, сс.7-8).

…воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его () – так говорится в Священном Писании о должном отношении к святыне, посвященной Господу.

Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы, а большие, отдельно висящие иконы, часто, согласно традиции, обрамляют полотенцами.

Традиция эта восходит к древности и имеет богословское обоснование.

Согласно Преданию, прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом для оказания помощи страждущему человеку: Христос, умыв лицо, отерся чистым платком (убрусом), на котором отобразился Его Лик, и отослал этот плат больному проказой малоазийскому царю Авгарю в город Едессу. Исцелившийся правитель и его подданные приняли христианство, а Нерукотворенный Образ был прибит на «доску негниющю» и помещен над городскими вратами.

День, когда Церковь вспоминает перенесение в 944 году из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Спасителя (29 августа по новому стилю), в народе раньше назывался «холщовым» или «полотняным Спасом», а в некоторых местах в этот праздник освящали домотканные полотна и полотенца.

Полотенца эти были украшены богатой вышивкой и предназначались именно для божницы. Также иконы обрамляли полотенцами, которыми хозяева дома пользовались во время водосвятных молебнов и венчания. Так, например, после водосвятного молебна, когда священник обильно кропил молящихся святой водой, люди отирали лица особыми полотенцами, которые и помещали затем в красный угол.

После празднования Входа Господня в Иерусалим, возле икон помещают веточки освященной в церкви вербы, которые по традиции хранят до следующего Вербного воскресения.

В День Святой Троицы или Пятидесятницы принято украшать жилище и иконы веточками березы, которые символизируют Церковь процветшую, несущую благодатную силу Святого Духа.

Не должно быть между иконами картин или репродукций картин.

Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» или «Сикстинская мадонна» Рафаэля – это не каноническая икона.

В чем же разница между православной иконой и картиной?

Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника, который является своеобразной формой передачи собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: конкретной исторической ситуации, политической системы, господствующих в обществе моральных норм и жизненных принципов.

Икона, как мы уже упоминали, – это откровение Божие, высказанное языком линий и красок. Откровение, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, вне господствующих вкусов, она – символ инобытия в нашем мире.

Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение.

Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному.

Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций. Сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.

Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.

Иногда среди икон в красном углу можно встретить фотографии или репродукции фотографий священников, старцев, людей праведной, богоугодной жизни. Допустимо ли это? Если строго следовать каноническим требованиям, то, конечно же, нет. Не следует смешивать иконописные изображения святых и фотопортреты.

Икона возвещает нам о святом в его прославленном, преображенном состоянии, тогда как фотография, пусть даже человека впоследствии прославленного как святого, показывает конкретный момент его земной жизни, отдельную ступень восхождения к горним высотам духа.

Подобные фотографии конечно нужны в доме, но размещать их следует в стороне от икон.

Раньше, наряду с молельными иконами – священными изображениями, в домах, особенно крестьянских, имелись и благочестивые изображения: литографии храмов, виды Святой земли, а также лубочные картинки, которые в наивной, но яркой, образной форме, повествовали о предметах серьезных.

В настоящее время появились разнообразные настенные церковные календари с репродукциями икон. Относиться к ним следует как к удобной для православного христианина форме печатной продукции, так как в подобных календарях содержатся необходимые указания по поводу праздничных и постных дней.

А вот саму репродукцию по окончании года можно наклеить на твердую основу, освятить в церкви по чину благословения иконы и поместить в домашний иконостас.

Какие иконы иметь дома?

Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери.

Изображения Господа Иисуса Христа как свидетельства Боговоплощения и Спасения рода человеческого и Богородицы как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения и почитаемой как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим (Хвалебная песнь Пресвятой Богородице) – необходимы для дома, где живут православные христиане.

Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя.

Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги.

Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Господа Вседержителя или, по-гречески, Пантократора всегда отводят значительное место и в росписи храма, и на переносных иконах, и, конечно, в доме.

Из богородичной иконографии чаще всего выбирают иконы типа «Умиление» и «Одигитрия».

Иконографический тип «Умиление» или, по-гречески, Елеуса, восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему православному миру.

Характерной особенностью этой иконографии является соприкосновение ликов Спасителя и Богородицы, которое символизирует соединенность небесного и земного, особые взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление грехов человеческих. Из икон типа «Умиление» наиболее распространены:

  • Владимирская икона Божией Матери,
  • Донская икона Божией Матери,
  • икона «Взыграние младенца»,
  • икона «Взыскание погибших»,
  • икона «Достойно есть»,
  • Игоревская икона Божией Матери,
  • Касперовская икона Божией Матери,
  • Корсунская икона Божией Матери,
  • Почаевская икона Божией Матери,
  • Толгская икона Божией Матери,
  • Феодоровская икона Божией Матери,
  • Ярославская икона Божией Матери.

«Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница». Путь истинный – путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа. Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются:

  • Влахернская икона Божией Матери,
  • Грузинская икона Божией Матери,
  • Иверская икона Божией Матери,
  • икона «Троеручица»,
  • икона «Скоропослушница»,
  • Казанская икона Божией Матери,
  • Козельщинская икона Божией Матери,
  • Смоленская икона Божией Матери,
  • Тихвинская икона Божией Матери,
  • Ченстоховская икона Божией Матери.

Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, также как и образы святых, имена которых носят члены семьи.

Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской.

В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой, наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу.

Среди изображений святых пророков Божиих можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных Петра и Павла.

Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона.

Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь изображения святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников.

Выбор икон для дома всегда индивидуален. И лучшим помощником здесь является священник – духовник семьи и именно к нему, или любому другому священнослужителю стоит обратиться за советом.

По поводу репродукций икон и цветных фотографий с них можно сказать, что иногда разумнее иметь хорошую репродукцию, чем икону писаную, но плохого качества.

Отношение иконописца к своему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет права совершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всей полнотой ответственности подходить к своему служению. К сожалению, и в прошлом, и сейчас нередко можно встретить вульгарные поделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, если изображение не вызывает чувства внутреннего благоговения и ощущения соприкосновения со святыней, если оно сомнительно по богословскому содержанию и непрофессионально по технике выполнения, то лучше воздержаться от такого приобретения.

А репродукции канонических икон, наклеенные на твердую основу и освященные в церкви, займут достойное место в домашнем иконостасе.

Часто возникает сугубо практический вопрос:
Как наклеить бумажную репродукцию, не повредив ее?

Здесь можно дать несколько полезных советов.

Если репродукция выполнена на плотной бумаге или картоне, то для наклеивания ее на твердую основу – доску или многослойную фанеру – желательно пользоваться клеем, который не содержит воду и, соответственно, не деформирует бумагу, например, клеем «Момент». Если репродукция на тонкой бумаге, то можно использовать клей ПВА, но в этом случае бумагу следует смочить водой, подождать, пока вода впитается, а бумага потеряет упругость, и только потом уже наносить клей.

Прижимать репродукцию к основе нужно через чистый лист бумаги, чтобы не запачкать изображение.

После наклеивания, репродукцию можно покрыть тонким слоем олифы или лака, но делать это следует с осторожностью, так как некоторые лаки разрушают типографские краски. Следует учесть, что типографские краски имеют свойство выцветать под активным воздействием прямых солнечных лучей, поэтому, сделанную вашими руками и освященную в Церкви икону нужно оберегать от их воздействия.

Как разместить иконы, в какой последовательности?
Есть ли на этот счет строгие уставные требования?

В церкви – да. Для домашней же божницы можно ограничиться лишь некоторыми основными правилами.

Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы.

Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов.

Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе).

При подборе икон следите за тем, чтобы они были единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей.

Что делать, если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она не вполне канонически или имеет некоторые потери красочного слоя?

Если недостатки изображения не имеют серьезных искажений образа Господа, Божией Матери или святого, такую икону можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место, поместить на аналое под божницей, потому что такой образ – святыня для всех членов семьи.

Одним из показателей уровня духовного развития православного христианина служит его отношение к святыне.

Каким должно быть отношение к святыне?

Святость как одно из свойств Божиих (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! () отражается и в угодниках Божиих и в физических предметах. Поэтому почитание святых людей, священных предметов и изображений, а также собственное стремление к подлинному Богообщению и преображению – явления одного порядка.

Будьте передо Мною святы, ибо Я свят Господь… ()

По тому, как относятся члены семьи к иконе, перед которой возносили молитвы ко Господу их прадедушки и прабабушки, можно судить и о степени воцерковления людей, и о их благочестии.

Почитание родовой иконы всегда было особым. После крещения, младенца подносили к иконе и священник, или хозяин дома читал молитвы. Иконой родители благословляли детей на учебу, на дальнюю поездку, на общественное служение. Давая согласие на свадьбу, родители также благословляли новобрачных иконой. И уход человека из жизни совершался под образами.

Известное выражение «разошелся, хоть святых выноси» – свидетельство совестливого отношения к иконам. Перед изображениями святых недопустимы ссоры, недостойное поведение или бытовые скандалы.

Но бережное и благоговейное отношение к иконе у православного христианина не должно перерастать в недопустимые формы поклонения. Воспитывать правильное почитание священных изображений нужно с самого раннего возраста. Всегда необходимо помнить о том, что икона это изображение, священное, но все же только изображение. И нельзя путать такие понятия как образ – само изображение, и первообраз – того, кто изображен.

К чему может привести искаженный, неправославный взгляд на почитание святых икон?

К искажению духовной жизни, как отдельного человека, так и к разладу внутри Церкви. Пример тому – ересь иконоборцев, возникшая в VII веке.

Поводами для возникновения этой ереси послужили серьезные богословские споры о возможности и правомочности изображения Второго Лица Пресвятой Троицы – Бога Слова во плоти. Также поводом послужили политические интересы некоторых византийских императоров, стремившихся к союзу с сильными арабскими государствами, и пытавшихся упразднить иконопочитание в угоду мусульманам – противникам святых икон.

Но не только это. Одним из поводов для распространения ереси послужили и крайне уродливые, граничащие с идолопоклонством, формы почитания священных изображений, бытовавшие в церковной жизни того времени. Не чувствуя разницы между образом и первообразом, верующие зачастую почитали не изображенное на иконе лицо, а сам предмет – доску и краски, что являлось профанацией иконопочитания и смыкалось с самыми низкими видами язычества. Несомненно, это служило соблазном для множества христиан и приводило к пагубным последствиям для их духовной жизни.

Потому и возникли в среде интеллектуальной элиты того времени тенденции к отказу от подобных форм почитания священных изображений. Противники такого иконопочитания предпочитали вовсе отказаться от него, чтобы сохранить чистоту Православия и «уберечь» по их мнению, малосведущую часть христиан от пагубы язычества.

Конечно, подобные воззрения противников искаженного иконопочитания таили в себе серьезную опасность: ставилась под сомнение сама истинность Боговоплощения, так как само существование иконы основано на реальности воплощения Бога Слова.

Отцы VII Вселенского собора, осудившие ересь иконоборцев, учили: «…и чествовати их (иконы) лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честнаго и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сиесть, предание кафолическия церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие» (Книга Правил святых Апостол, святых Соборов вселенских и поместных, и Святых Отец. М., 1893, с. 5-6).

Домашний иконостас желательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей.

Крест – святыня для православного христианина. Это символ спасения всего человечества от вечной смерти. 73-е Правило Трульского собора, состоявшегося в 691 году, свидетельствует о значении почитания изображений святого креста: «Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения…» (Цит. по: Зэндлер Э. Генезис и богословие иконы. Журнал «Символ», №18, Париж, 1987, с. 27).

Во время молитвы перед иконами хорошо затеплить лампадку, а в праздники и воскресенья пусть она горит и в течение дня.

В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещают, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону.

Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная молитва после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш…».

И последнее.

Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?

Такую икону, даже если она не освящена, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением.

Раньше с ветхими иконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояния старую икону хранили в божнице позади других икон, а если краски с иконы совершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки.

В наше время этого делать, конечно, не стоит; обветшавшую икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено: например, на кладбище или под деревом в саду.

Нужно помнить: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения – это грех, который нужно исповедовать.

Лики, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы – жители мира дольнего – всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой.

Глазами Своих святых взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его.

Приложение

Схема высокого иконостаса

1 – Царские врата (а – «Благовещение», б, в, г, д – евангелисты);
2 – «Тайная вечеря»; 3 – икона Спасителя; 4 – икона Богоматери;
5 – северные врата; 6 – Южные врата; 7 – икона местного ряда;
8 – храмовая икона;

I – праотеческий ряд; II – пророческий ряд; III – праздничный ряд;
IV – деисусный чин.

Иконостас

Если алтарь – часть храма, где совершается величайшее Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, сравнивать с миром горним, то иконостас, лики которого смотрят на молящихся, является образным – в линиях и красках – выражением этого мира. Высокий иконостас, которого не знала церковь византийская, окончательно сформировавшийся в русской церкви к XVI веку, послужил не столько зримому отображению основных событий всей Священной истории, сколько воплотил идею единения двух миров – небесного и земного, выразил стремление человека к Богу, и Бога к человеку.

Классический русский высокий иконостас состоит из пяти ярусов или рядов, или, по-другому, чинов.

Первый – праотеческий, располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого. Икона «Гостеприимство Авраама» (или «Явление Аврааму у дуба Мамврийского»), которая также помещается в центре праотеческого ряда, имеет другой богословский смысл – это договор, заключенный Богом с человеком.

Второй ряд – пророческий. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.

Третий – праздничный – ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.

Четвертый, деисусный (или по-другому деисисный) чин – это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых.

В следующем, местном ряду, расположены иконы Спасителя и Богоматери (по сторонам от Царских врат), далее на Северных и Южных вратах – изображения архангелов или святых диаконов. Храмовая икона – икона праздника или святого, в честь которого освящен храм, всегда находится справа от иконы Спасителя (для стоящего лицом к алтарю), сразу за Южными вратами. Над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря», как символ таинства Евхаристии, а на самих вратах – «Благовещение» и изображения святых евангелистов. Иногда на Царских вратах изображают иконы и – создателей Божественной Литургии.

САТИСЪ
Санкт-Петербург
2000

1. Красный угол в православном обычае

В русском доме красный («красивый») угол всегда устраивался в самом видном и почётном месте, по диагонали от входной двери, в дальнем углу комнаты, - так, чтобы иконы были первым, что видел входящий. Войдя в комнату, христианин прежде всего крестился перед образами и кланялся Богу, и только затем здоровался с хозяевами.

Красный угол всегда был самым важным и почитаемым местом в доме. Его соблюдали в особенной чистоте, иконы украшали драгоценными окладами, ризами, цветами, возжигали перед образами лампады (стоячие или подвесные) и свечи. Если в доме было праздничное застолье, то ближе к красному углу усаживали самого почётного гостя.

Обычно иконы размещались в киоте (иное название - божница) - специальном шкафчике - или на полочке. Иногда образа украшались вышитым рушником (или божником, иконником - длинным и узким полотенцем, украшенным вдоль одной стороны и на концах вышивкой), его клали так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывать лики. Кроме икон, в красном углу хранились освященные в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо. Иногда туда клали Евангелие, Псалтирь, молитвослов и иные книги, необходимые при молитве.


Келья преп. Амвросия Оптинского

В прошлые времена в царских дворцах, в богатых дворянских и купеческих домах целые комнаты отводились под молельни, или Крестовые, моленные комнаты. В молельне иконы располагали не только в красном углу, но и на пространстве всех стен, здесь стоял и аналой со священными книгами. В таких комнатах семья читала утреннее и вечернее правило, родители благословляли детей в важные моменты жизни.

Историк И. Е. Забелин пишет:

«Крестовая , или Моленная, где совершались утренние и вечерние молитвы, а иногда и церковные службы, часы, вечерни, всенощные, была, как домашняя церковь, вся убрана иконами и святынею, разными предметами поклонения и моления. Одна стена ее сплошь была занята иконостасом в несколько ярусов, в котором иконы ставились по подобию церковных иконостасов, начиная с деисиса, или икон Спасителя, Богородицы и Иоанна Крестителя, составлявших, так сказать, основу домашних иконостасов. Нижний пояс занят был иконами местными [местными они назывались оттого, что ставились на стене в особо устроенных местах вроде киотов], на поклоне, в числе которых, кроме Спасовой и Богородичной, ставились иконы особенно почему-либо чтимые, как-то: иконы тезоименитых ангелов, иконы благословенные от родителей и сродников, благословенные кресты, панагии и ковчежцы с св. мощами, списки икон прославленных чудотворениями, исцелениями; иконы святых, преимущественно чтимых, как особых помощников, молителей и заступников. Вообще иконостас Крестовой комнаты был хранилищем домашней святыни, которая служила изобразителем внутренней благочестивой истории каждого лица, составлявшего в своей Крестовой иконостас… Все более или менее важные события и случаи жизни сопровождались благословеньем или молением и призыванием Божьего милосердия и святых заступников и покровителей, коих иконописные лики благоговейно и вносились в хранилище домашнего моления. Местные иконы, кроме окладов золотых или серебряных с каменьями, украшались различными привесами , т. е. крестами, серьгами, перстнями, золотыми монетами и т. п. Икона Богородицы сверх того всегда почти украшалась убрусцом , род лентия, полагавшегося на венец икон, и ряснами жемчужными. Внизу икон особенно в праздники подвешивались застенки или пелены , шелковые, шитые золотом, низанные жемчугом, убранные дробницами, т. е. мелкими серебряными или золотыми иконами или какими другими изображениями.

…Кроме икон и крестов в Крестовой сохранялись и разные другие священные предметы, приносимые из местных монастырей или от паломников в Святую землю…»

2. Где устроить красный угол в своей комнате?

Красный угол – это место молитвы, общения с Богом и святыми, место, где расположены священные предметы, поэтому для него должно быть выделено отдельное пространство. Недопустимо ставить святые образа среди посуды или мирских книг, или, что ещё хуже, на телевизор, по которому порой показывают далеко не благочестивые сцены. Такое расположение святыни не только не благоговейно, оно близко к кощунству.

Выбирая место для икон, можно руководствоваться несколькими принципами. Подобно нашим предкам, можно поместить их напротив двери, в дальнем от входа углу, там, куда сразу падает взгляд входящего. Однако современные квартиры спланированы так, что к дальнему по диагонали углу может примыкать окно во всю стену, лоджия или балкон. В этом случае можно выбрать другой, более тёплый, уютный и почётный угол напротив двери, или разместить иконы на прямой части стены, как это делали наши предки в моленных комнатах.

При выборе места для красного угла можно руководствоваться и другим традиционным методом: ориентацией на восток. При этом не стоит педантично вычислять восточное направление с точностью до градуса, достаточным посмотреть, с какой стороны восходит солнце.

Об ориентации красного угла на восток иеромонах Иов (Гумеров) пишет:

«С древности христиане молились на восток. Об этом пишет святитель Василий Великий. Богословское объяснение этому дает преподобный Иоанн Дамаскин: «Мы поклоняемся на восток не просто и не случайно. Но так как мы состоим из видимого и невидимого, т.е. духовного и чувственного естества, то приносим Творцу и двоякое поклонение, подобно тому как, (например), поем и умом, и телесными устами, крещаемся водою и Духом и двояким образом соединяемся с Господом, приобщаясь таинств и благодати Духа. Итак, так как Бог есть духовный свет (1 Иоан. 1, 5), и Христос в Писании называется Солнцем правды (Мал. 4, 2) и Востоком (Зах. 3, 8), то и должно посвятить для поклонения Ему восток». По этой причине принято устраивать красный угол и размещать иконы на восточной стороне дома. Если планировка комнаты или другие причины не позволяют в точности это исполнить, то надо выбрать ближайшую к востоку стену или угол. Следуя этой благочестивой традиции, мы не должны ее абсолютизировать. Часть икон можно расположить и на других сторонах дома, чтобы вид святых образов поддерживал в нас постоянное молитвенное настроение».

По высоте красный угол следует устраивать на уровне глаз или несколько выше. Внизу под полкой красного угла часто ставят столик, на котором обычно тоже стоят иконы, лежат священные книги и другие святыни. В таком столе хорошо хранить и святую воду.

3. Как размещать иконы в красном углу?

Для домашнего иконостаса лучше всего использовать специальные полочки, одноярусные или многоярусные. Иногда образа ставят на обычную книжную полку, освобождённую от книг, но тогда перед иконами нельзя будет поставить свечу или стоячую лампаду, так как верхняя часть полки будет нагреваться огнём, почернеет и может загореться. В этом случае можно будет пользоваться лишь подвесной лампадой. Лампаду принято затепливать по крайней мере во время молитвы и вечерами накануне праздников. Иногда в православных домах перед особо чтимыми образами теплятся неугасимые лампады.

При размещении икон в красном углу тоже руководствуются определёнными правилами. В центре домашнего иконостаса обязательно должен быть образ Спасителя. Это могут быть иконы, называющиеся «Господь Вседержитель», «Спас Нерукотворный».

Выше этой иконы можно поместить только Распятие или образ Святой Троицы. Справа от образа Спасителя (по правую руку Спасителя) уместно поместить икону Его Пречистой Матери Богородицы и Приснодевы Марии, величайшей заступницы за людей перед Господом. Существует множество иконографических изображений Божией Матери, здесь выбор остается за христианином.

Если слева от иконы Иисуса Христа поместить образ святого Иоанна Предтечи, то получится классический Триптих. Изображение Христа с обращенными к Нему в молитве Богородицей и Иоанном Крестителем в древнерусских иконостасах называлось Деисис, что в переводе с греческого означает «моление».

Или на это место можно поместить икону другого великого святого, например святителя Николая Чудотворца.

Эти иконы - минимум, который является основой красного угла. Все другие иконы можно разместить по обе стороны от них, или ниже. Здесь должны быть образа небесных покровителей семьи - святых, чьи имена носят члены семьи. Кроме того, в красном углу часто помещают иконы святого великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и других великих заступников христиан. При этом важно помнить, что это обязательно должны быть иконы тех святых, к которым христианин обращается с молитвой, благодарно почитая их образа как некое духовное окно общения с их святыней, молитвенно чтя дни их церковной памяти. Не надо также забывать, что сами по себе иконы еще не соединяют нас с Богом. Чтобы получить благодатную помощь, надо сначала ее попросить в молитве.

4. Можно ли размещать иконы вне красного угла?

Святые иконы должны быть в каждой комнате жилища христианина. Они освещают собой весь дом, напоминают нам о присутствии Божием, поддерживают в нас постоянное молитвенное настроение.

Икона должна быть и на кухне, чтобы можно было помолиться Богу перед едой и после вкушения пищи. Для этого лучше всего подойдет икона Спасителя.

Обязательно должен быть святой образ и в детской комнате. В детской и в спальне икону помещают так, чтобы ее было видно с кровати. Если ребенку приснится страшный сон, проснувшись, он увидит Того, у Кого можно и нужно просить защиты и утешения. В русской традиции матери ставили в спальне детей икону Богородицы, мягко освещённую лампадой.

Так, Михаил Макаров вспоминает:

«В нашей детской комнатке на ночь ставили на стол образок явления Божией Матери Сергию и горящую лампадку. Это делалось для того, чтобы я не боялся, если проснусь ночью. И, действительно, когда проснешься ночью и увидишь спокойно горящую лампадку, благодатно освещающую лики Божией Матери, двух апостолов, стоящего на коленях Сергия и закрывшегося от неизреченного света преподобного Михея, - не только нет никакого страха, столь свойственного детям ночью, но душа наполняется тихой радостью, и под отрывочные мысли: «Пришла... Сама Владычица... к Сергию...» - сладко вновь засыпаешь».

Для верующего человека важно, как в квартире правильно разместить иконы. Однако в России долгое время религия была под негласным запретом. Поэтому сегодня немногие знают о традициях, позволяющих грамотно подойти к решению вопроса.

Прежде всего, необходимо определиться, изображения каких святых нужны. Это индивидуальное решение, которое часто зависит от того, кто из Святых является покровителем человека, о чем верующий собирается просить Господа.

Чаще всего, естественно, выбирается поясное изображение Иисуса и Девы Марии. Можно использовать собственные венчальные иконы, если они подходят по размеру к общему домашнему иконостасу. Среди самых популярных изображений на Руси – облик Сергея Радонежского, а также Серафима Саровского, великомученика Георгия Победоносца, целителя Пантелеймона.

Рекомендуется иметь образ и на кухне, если семья именно в этом месте собирается за трапезой, так как молитва Святым Угодникам возносится непосредственно до приема пищи и после нее. Подбирать образа следует тщательно, стараясь придерживаться общего стиля исполнения и примерно одинаковых размеров.

Общие правила, куда и как вешать иконы в квартире

Ранее в каждой квартире или доме имелось почетное место для образов, которое носило название «Красный угол ». Считалось, что домашний иконостас является своеобразным окном в небесное Божье Царство.

О достатке хозяина часто судили именно по оформлению Красного угла:

  • Место выбиралось так, чтобы во время молитвы лицо человека было обращено на восток, где начинается день. Между прочим, и в православных храмах алтарь располагается с восточной стороны;
  • Если в этом месте размещены окна и двери, импровизированный киот лучше устроить в прочем месте, где будет достаточно пространства для вознесения молитвы;
  • Нередко верующий человек предпочитает выполнить иконостас над собственной кроватью, чувствуя себя в большей безопасности под защитой Святых в ночное время;
  • Если образов немного, рекомендуется сделать для их установки специальные полочки или приобрести шкафчик закрытого типа — киот. Но при большом количестве икон вешать их следует предельно продумано, создавая осмысленную симметричную комбинацию;
  • В обязательном порядке образ Святого размещают в детской комнате. Лучше всего для этого подходит икона Покровителя малыша или Ангела-Хранителя;
  • Традиционно над входом в дом вешают изображение Покрова Пресвятой Богородицы;
  • Православного христианина, редко посещающего храмы, можно легко отличить от истинно верующего по размещению икон поблизости от неподходящих, светских вещей. Например, разместить иконы на книжных полках или вблизи с игрушками, косметическими средствами считается большой ошибкой. Образа потеряют силу, находясь в неположенном месте;
  • Иконостас не должен содержать художественные картины на библейские темы. Конечно, произведения знаменитых художников достойны почетного места. Однако в отличие от образов Святых они не обладают силой и могут нарушить общение человека с Всевышним.

Каноны христианства не допускают совместного помещения в иконостас изображений признанных Святых и фотографий монахов или старцев, признанных Святыми после смерти. Нельзя включать фото в киот.

Как должны располагаться иконы в квартире относительно друг друга

За схему необходимо взять принцип, по которому располагаются иконы в православном храме:


  • Основное место отводится изображению Спасителя. Как правило, это самая крупная икона в киоте. Образ Богородицы должен находиться по левую руку от Христа;
  • Выше данных изображений разрешается вешать только Святую Троицу или Тайную вечерю;
  • Ниже основных изображений и сбоку от них разрешено размещение именных икон, образов Святых, покровителей профессии и т.д.;
  • Необходимо расположение выполнять с учетом церковной иерархии. Увенчать киот можно православным крестом.

Где в квартире иконы вешать не рекомендуется? Часто можно услышать мнение, что запрещено размещать киот в спальне, так как это место отведено для греховных утех. Даже разместив образ Христа или Святого Великомученика в спальне, следует на ночь прикрывать их изображения занавеской.

На самом деле супружеская близость не считается греховной, и укрыться от Господа при помощи кусочка ткани невозможно. Поэтому помещение образов в спальне не считается в христианстве запретным.

Как правильно ухаживать за образами

Данные правила были разработаны на кафедре реставрации богословского Свято-Тихоновского института.

Поэтому любой верующий человек должен их придерживаться, чтобы случайно не навредить изображениям Святых:


  • Если в доме имеются не печатные, а созданные при помощи красок иконы необходимо создать подходящие условия, чтобы избежать растрескивания лакокрасочного слоя. Температура в помещении должна находиться в пределах +17- 20°С, влажность – 45-55%;
  • Свечи и лампадки должны устанавливаться так, чтобы копоть не попадала на поверхность изображений. Следует помнить, что на подобных образах самостоятельно убрать налет невозможно;
  • Иконы запрещено протирать любыми средствами, включая святое масло, святую воду и прочее, так как данные вещества легко проникают в краску и грунт и впоследствии исправить это будет нельзя;
  • Снимать пыль со старинного образа разрешено только при помощи мягкой беличьей кисти;
  • Кроме того, не рекомендуется устанавливать образа вблизи форточек, дверей, нагревательных элементов, а также в месте, куда падают прямые солнечные лучи.

Правильно разместив в квартире иконостас, можно в домашних условиях возносить молитвы Святым Угодникам. Однако не стоит думать, что образа чудесным способом будут накапливать силу и станут своеобразными талисманами, предохраняющими дом от неудач, зависти, порчи и прочего.

Домашний алтарь сегодня устраивают во многих домах. Это понятно: люди постепенно возвращаются к Богу, ища у Него защиты и помощи в земной жизни. Но далеко не все знают - где ставить иконы в доме и квартире , какие существуют на этот счет правила и традиции? Часто возникают вопросы и у тех, кто приходит в Храм, - каким иконам ставить свечи, например, за здравие или за упокой?

Где ставить иконы, в каком углу

С древних пор на Руси в каждом жилище обязательно был Красный угол, в котором располагались лики святых. Домашний иконостас всегда находился на восточной стене - в христианской традиции Востоку отведена особая роль, ведь именно на востоке появилась Вифлеемская звезда. Этот обычай сохраняется и сегодня.

Перед иконостасом должно быть достаточно места: при совместной молитве всех домочадцев они не должны мешать друг другу. Рядом с божницей нельзя располагать светские плакаты, картины, календари или украшения. И уж совсем дико выглядит, если рядом с ликами святых стоит телевизор, компьютер или другая бытовая техника.

Часто верующие, решая, где ставить иконы, не ограничиваются главной комнатой, а размещают святые лики во всех помещениях. И уж совсем нельзя обойтись без икон там, где домашние и гости садятся трапезничать.

Куда ставить иконы?

Лучше всего, если вы устроите домашний алтарь на специальной полке. Ведь иконы не должны висеть просто на стене - рядом с ними должно быть место для лампадки или свечи, для веточек вербы и цветов, для бутылочки со святой водой и миро. Многие, раздумывая, куда ставить иконы, делают выбор в пользу книжной полки. Но тогда нужно все пространство полки посвятить только иконостасу - не размещать на ней книг светского содержания и других предметов, не относящихся к православному культу. Недопустимо ставить иконы в «стенку» или «горку» - это сооружение выполняет исключительно мирские функции.

Как правильно поставить иконы, в каком порядке?

Согласно православным традициям, в центре ставят икону Спасителя, слева от нее - икону Богородицы с младенцем. Это - две иконы, которые должны быть в каждом доме. Кроме них, могут присутствовать венчальные, именные, родовые иконы. Над Ликами Спасителя и Богородицы можно поместить Распятие или изображение Троицы.

Перед святыми ликами должны гореть свечи или лампадка. Огонь здесь зажигают во время молитвы, а также по воскресеньям и во время церковных праздников.

Каким иконам ставить свечи за здравие?

Придя в храм, нужно точно знать, каким иконам ставить свечи и о чем просить Господа. Свечи «за здравие» могут ставиться по самым разным поводам - в благодарность, перед принятием сложного решения или дальней поездкой, в помощь болеющим. При этом самое главное - иметь добрые помыслы и любовь в своем сердце, тогда можно зажечь свечу перед любой иконой - молитва будет услышана.

Если вы беспокоитесь за близкого, страдающего болезнью, поставьте свечу перед ликом Богоматери - есть икона под названием «Целительница». Икона «Неупиваемая Чаша» поможет, если вам нужно спасти человека, вставшего на путь алкоголизма.

Часто зажигают свечи перед именными иконами - в храме или перед домашним иконостасом.

Какой иконе ставить свечку за упокой?

В церкви имеется специальный поминальный столик, на который принято ставить свечи «за упокой», это делается, чтобы почтить добрую память ушедшего от нас человека.

Придя в храм, чтобы помолиться и успокоиться, не нужно смущаться и теряться, - если вы чего-то не знаете, например, каким иконам ставят свечи и когда именно, просто тихонько спросите у служащего церкви, и вам благожелательно объяснят.

Иконы и их значение
Дом – это продолжение храма. Раньше практически в каждой православной семье принято было размещать в доме на самом видном месте полочку с иконами или даже целый домашний иконостас. Количество икон и богатство их украшения при этом свидетельствовали об уровне достатка семьи и положении ее главы в обществе. Место размещения икон имеет несколько названий: красный угол, передний угол, святой угол, киот, кивот, божница. Если вы хотите знать, как и куда нужно вешать иконы, мы вам с радостью объясним.
Некоторые православные вешают иконы прямо над изголовьем кровати. Так можно более эффективно использовать тесное пространство, окна со шкафами не мешают, да и спать под сенью святынь куда приятнее и спокойнее.

Итак как правильно расположить иконы в квартире. Иконы не обязательно вешать на стены. Их можно разместить на специально предназначенной для этого полочке. Но если икон много, то лучше будет развесить их на стене, соблюдая некоторые нехитрые правила. Если иконы в вашем помещении развешены несимметрично, бессистемно и без какой бы то ни было продуманной композиции, это непременно будет вызывать чувство неудобства и неудовлетворенности размещением икон, желанием его изменить. А это очень мешает и отвлекает от молитвы.

Иконы также можно и даже нужно размещать в других комнатах. На кухне также стоит повесить икону. Обязательно нужно разместить в детской комнате икону Ангела-хранителя или Небесного покровителя ребенка. По традиции было принято вешать над входом в квартиру или дом икону Покрова Пресвятой Богородицы. Но сейчас ее можно заменить любой другой иконой или крестом.

Кстати, размещая иконы в своей квартире или доме, обратите внимание на то, что они не должны стоять или висеть вместе с другими картинами (пусть даже на библейскую тематику) или элементами быта. Неуместны иконы в книжных шкафах, рядом с игрушками, косметикой, фотографиями членов семьи, статуэтками. Не помещайте также иконы рядом с плакатами политиков, звезд шоу-бизнеса, спортсменов и прочих знаменитостей.

Нечасто, но все же приходится видеть среди икон на стенах или на полках фотографии святых отцов, монахов, старцев. Это канонически недопустимо, поскольку фотография запечатлевает конкретный миг земной жизни человека, пусть и церковного или даже причисленного впоследствии к лику святых. Икона же представляет его именно в образе святого, в его преображенном, прославленном состоянии. Естественно, присутствие таких не отменяется. Но ставить или вешать фотографии нужно отдельно от икон.

Иконы картинки смотреть в галерее.


Советы

Благословите, батюшка. У меня такой вопрос. Я работаю по скользящему графику. Дежурство выпадает и на воскресные и на праздничные дни. Если меняться дежурством в эти дни с теми, кому это не дорого, то не стану ли я виновен в грехе. Как быть тем, кому приходится работать по роду службы в эти дни? Спаси Бог.
Бог благословит! Наверное, поменяться дежурством с тем, кому это не дорого, - вполне допустимый вариант. Это не будет грехом точно так же, как покупка в пост сослуживцу – атеисту (по его просьбе) пирожка с мясом. Поститься или не поститься, ходить в праздник на богослужение или на работу, верить в Бога или нет – личное дело каждого, но и ответ за свои действия каждый будет держать сам за себя перед Богом и собственной совестью. Так что, если вас соглашаются подменить – смело идите в храм.

Здравствуйте! У меня вот такой вопрос, подскажите пожалуйста, как правильно расположить дома иконки. На восточной стороне окно и под окном кровать моя, а можно ли там в уголке создать полочку куда иконки ставить? Получается что иконы будут над изголовьем кровати, правильно ли это или лучше перестановку сделать?

Иконы должны находиться там, где на них будут молиться, совершенно не важно, на какую сторону света они будут ориентированы (посмотрите – в церкви иконы расположены на всех четырех стенах храма, исключение - иконостас). Чтобы молиться перед едой, икону вешают над столом, чтобы перекреститься перед выходом из дома, икону вешают над входной дверью. Повесить икону над кроватью можно, чтобы поклониться перед сном, а вот делать уголок лучше в таком месте, в котором есть возможность включить небольшой ночничок для молитв в темное время суток, чтобы можно было свободно к нему подойти и чтобы не биться об него головой, когда просыпаетесь (да и капающее с лампады масло на голову спящим – тоже неприятно).

Здравствуйте. Купили икону-ковер Иисуса Христа, но потом заметили, что изображение на иконе зеркальное, т.е. Иисус крестит не правой рукой, а левой. Что делать?

Здравствуйте! По большому счету, Христос может благословлять обеими руками, как архиерей, так что страшного ничего в этом нет. Другое дело, зачем вам икона именно в виде ковра? Сегодня рынок наводнился множеством не совсем понятных в использовании вещей, которые и выбросить, вроде бы, нельзя, вроде бы и пользоваться ими – душа не в порядке. Лучше уж впредь не покупать икон-ковров, точно так же, как не покупать сувенирных свечей в виде Христа или Богородицы, перочинных ножей в форме распятия, зажигалок с цитатами из Библии, целлофановых пакетов с изображением храмов и прочих расходных материалов с православной атрибутикой.

Как правильно и где именно можно располагать иконы?

В последние годы все больше людей приходит к Господу. К сожалению, долгие десятилетия атеизма оставили большое белое пятно в духовном образовании многих поколений. Поэтому наши современники часто затрудняются в простейших вопросах веры, или, по незнанию, совершают ошибки в отправлении духовных ритуалов. Это касается и того, как многие из нас составляют домашний иконостас.

В каком же месте нужно расположить иконостас Канонически – желательно на востоке, а исходя из реального положения вещей современной жизни – таким образом, чтобы вам было удобно и комфортно молиться, чтобы места было достаточно и оно было спокойным.

Есть еще несколько правил, которые также диктуют современные условия жизни. Помните, что иконостас не должен находиться с телевизором и другой бытовой техникой.

Также не стоит вперемешку с иконами ставить статуэтки и другие светские декоративные украшения, размещать картины или репродукции картин, даже если эти художественные произведения написаны на религиозные сюжеты.
Если у вас иконы размещены на книжных полках – это тоже неверно, особенно в том случае, если с изображениями святых соседствуют книги, по содержанию далекие от православных текстов.

Еще одно «категорическое» правило – ни в коем случае нельзя располагать иконы рядом с плакатами и фотографиями идолов сегодняшнего времени – политиков, рок-музыкантов, секс-символов. Если вы хотите украсить свой домашний иконостас, сделайте это при помощи живых, свежих цветов или полотенец.

Обязательно в доме должны быть иконы Спасителя и икона Божьей Матери. Также в русском православии особо почитается святитель Николай Чудотворец, и его образ очень часто встречается в православных семьях. Если в вашем доме достаточно места, вы можете дополнить иконостас именной иконой, иконами святых, к которым вы часто обращаетесь с молитвой, изображениями великих святых земли российской и святых, почитаемых в местности, где вы проживаете.

Для домашней божницы правила размещения икон не такие строгие, как для церкви, но все же они существуют.
Для начала посмотрите на иконостас: если у вас возникает желание что-то изменить, переставить, перевесить, значит нужно это сделать, иначе эта внутренняя неудовлетворенность будет вас отвлекать во время молитвы.

При расположении икон в домашнем иконостасе действуют те же принципы, что и в церковном.

Центральное место занимает икона Спасителя, зачастую она и самая большая по размеру. Рядом с образом Христа размещают образ Богородицы с Младенцем.

Если вы стоите лицом к домашнему иконостасу, то икона Спасителя будет справа от вас, а икона Богородицы слева. Это две главные, основные иконы, они должны быть обязательно в каждом православном доме, и выше них можно поместить только икону Святой Троицы или икону "Тайная вечеря".

Сбоку от двух главных икон или снизу от них вы можете разместить именные иконы, а также иконы святых – покровителей профессий, особо чтимых вами святых и прочие.

Если у вас все же возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться за разъяснением или советом в церковь к священнику, и батюшка всегда вам поможет и разрешит все ваши сомнения.


Инструменты

Сегодня практически в каждом доме, где живут православные, есть иконы. Большие или маленькие, настоящие или копии, переданные по наследству или купленные в церковной лавке, они стоят на книжных полках или висят на стенах в произвольном порядке. А ведь иконы - не просто произведения искусства. Они должны работать на своих владельцев. Иконы являются для нас окном в высший мир, через них можно обращаться к Господу с молитвами, просьбами или просто искать утешения.

Расставленные или развешанные в произвольном порядке, иконы не приносят большой пользы и могут рассматриваться просто как коллекция духовной живописи. Даже если она многочисленная и очень дорогая, коллекция не играет для вас той роли, какую может играть. А если с ней неправильно обращаться, то может даже привести к обратному эффекту. Другое дело, если разместить иконы в правильном месте, в определенной последовательности. Тогда у Вас получится домашний иконостас, который будет не только радовать глаз, но и защищать дом и его обитателей, поддерживать в помещении духовную чистоту, наполнять вас ощущением благости. Создание домашнего иконостаса может стать поступком, который приблизит нас к Богу.

Раньше специально в расчете на так называемый «красный угол». Ему отводился самый дальний угол избы, с восточной стороны, по диагонали от печи. При этом обе стены, смежные с «красным углом», были с окнами. Получалось, что иконостас находится в самом освещенном месте дома. Поскольку к домашнему иконостасу православная церковь не предъявляет слишком строгих требований, от этих правил можно отступить. Таковы реалии нашей жизни - в современных квартирах не предусмотрено место для «красного угла». Достаточно соблюсти простейшие правила. По возможности, для иконостаса надо выбрать восточную стену. Если с этим возникают затруднения, не страшно. Просто найдите для него свободное и легкодоступное место, где ничто не помешает вам молиться и где вокруг иконостаса могут собраться несколько человек. Иконостас должен находиться по возможности вдалеке от телевизора (в современной жизни он часто заменяет нам икону), видеомагнитофона, компьютера, музыкального центра и другой бытовой техники. Впрочем, и здесь делаются исключения. Например, в рабочих помещениях (конторах, офисах) не возбраняется ставить иконы по соседству с компьютерами.

Рядом с домашним иконостасом не должно находиться декоративных предметов светского характера - фотографий, ваз, статуэток, картин, плакатов, журнальных постеров и так далее. Все это отражает мир телесный, материальный, такие изображения сиюминутны и не соответствуют предназначению священных икон. Иконостас можно украшать только живыми цветами (исключение - кактусы и прочие «уродцы») или веточками вербы. Ценители старины могут обрамлять иконы расшитыми полотенцами. По соседству с иконостасом можно развесить изображения храмов, виды Святой Земли, спокойные пейзажи и так далее. Важно, чтобы все эти виды не содержали в себе агрессии, не отвлекали вашего взгляда от иконостаса и висели на относительном удалении от него.

Считается, что иконам лучше стоять на твердой поверхности, а не висеть на стене. Раньше иконостас размещали на специальной полочке или даже в особом шкафчике - киоте. Так они лучше сохранялись, ведь иконы передавали из поколения в поколение. В наше время можно просто разместить их на книжной полке. Но тогда на эту полку нельзя ставить светские книги. Перед иконами подвешивают или ставят лампаду. Ее надо зажигать во время молитвы, а в воскресенье и церковные праздники она может гореть целый день.

Обязательное условие - иметь две иконы: Спасителя и Божией Матери. Изображения Господа Иисуса Христа и Богородицы, как самых совершенных из земных людей, необходимы для каждого православного.

Что касается прочих икон, то рекомендуется обзавестись образами тех святых, именами которых названы члены семьи. И, собственно, на этом домашний иконостас уже можно считать завершенным. Однако если позволяет пространство и если хозяева испытывают потребность, то еще можно привлечь иконы почитаемых местных святых или просто великих святых российской земли. Кроме того, редкая семья обходится без иконы святителя Николая Чудотворца - это особо почитаемый в нашей стране святой, к которому принято обращаться по бытовым вопросам, проблемам в личной жизни, он выступает заступником детей, матерей, больных, путников, узников и несправедливо обиженных. Обратите внимание на следующие образы пророка Илии, апостолов Петра и Павла, великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона. И чтобы иконостас был совсем уж полным, желательно иметь изображения святых евангелистов, святого Иоанна Предтечи, Архангелов Гавриила и Михаила и иконы православных праздников.

В целом, подбор икон (кроме основных) - это вопрос того, от каких неприятностей вы хотите защититься и какую жизненную стезю для себя избрали. Так что здесь можете проявить собственную инициативу. Но избегайте тщеславных устремлений, не стремитесь поразить богатым, нарядным иконостасом своих друзей и знакомых. Да и вообще, дома следует иметь только те иконы, которым молишься.

В церкви к вопросу размещения икон подходят с большой строгостью. Но для домашнего иконостаса делается послабление. Здесь существует лишь несколько основных правил, которые не следует нарушать. Иконы должны размещаться так, чтобы при взгляде на иконостас у вас не возникало желания срочно все перевесить. Это будет отвлекать вас от молитвы. Образы должны располагаться симметрично, в продуманной композиции.

Некоторые люди, прямо скажем, недалекие, забывают о православной иерархии и вешают, например, икону своего «именного» святого поверх всей композиции, выше, чем образы Спасителя и Богородицы. Или размещают там фамильную икону, «самую дорогую». Это неправильно.

Сверху и в самом центре должна стоять икона Спасителя (Спас Нерукотворный, Спас Вседержитель или иная). Это смысловой центр иконостаса. Кстати, нежелательно, чтобы остальные иконы по размеру были больше Спаса. Слева от Спасителя размещается Божия Матерь с младенцем, как в классическом иконостасе. Выше этих двух образов можно поместить только одну икону - Святой Троицы или Распятие. И, в свою очередь, весь иконостас должен быть увенчан крестом; кресты также располагают на косяках дверей.

Если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, то ее можно поместить в центре домашнего иконостаса. Но, как уже сказано, она не должна стоять выше двух обязательных икон. Остальные образы можно разместить по бокам или чуть ниже.

В оформлении важно проявить художественный вкус. Желательно, чтобы подобранные иконы были написаны в одном стиле, в одной манере. Старайтесь избежать чрезмерного многообразия. Если в квартире много комнат, то иконостас размещается в самой большой. Но и в остальных надо разместить хотя бы по одной иконе, в том числе на кухне и особенно в детской.

Старайтесь содержать иконостас в чистоте. Протирайте иконы губкой и обмахивайте полку перышком. А если какая-то икона пришла в негодность и ее невозможно отреставрировать, ни в коем случае не выбрасывайте, особенно освященную. Это святыня, к ней надо относиться с исключительным благоговением. Такую икону нужно отнести в церковь. Там ее сожгут в церковной печи. И помните: если икона испортилась из-за небрежного хранения - это грех, который вам придется исповедовать. Дом с иконостасом обладает совершенно другой атмосферой. Лики, которые смотрят на нас с икон, принадлежат вечности. Глядя на них, вы сможете успокоиться, обрести равновесие, вспомнить о Господе и понять, что благодаря Ему для человека в этом мире никакие пути не закрыты.


Ремонт

Что такое икона?

Иконы – это светоносные священные образы высоких существ из Божественной Иерархии, которые преданно служили людям при своей жизни и не оставляют своей опеки и помощи человечеству, когда покинули земной план. В квартирах иконы меняют энергетику пространства и сам менталитет проживающих там людей. Иконы могут быть работающие и пассивные. Они могут ждать духовного пробуждения человека. А могут быть проводниками связи с этими высокими существами, обитающими в неземных планах. Нужна ли вера в их особое благотворное влияние на психику, душу и эмоциональную жизнь людей. Да, нужна, как и во всех процессах, где присутствует вера, там присутствует материализация многих человеческих намерений.
Исторически иконы на Руси были всегда во всех жилых помещениях, многие были строго функциональны и ориентированы на определённое содействие и помощь в житейских делах.

Есть шесть особых икон, которые должны присутствовать в любом доме. Три из них дарят вовремя брачной церемонии. Это Лики Казанской Богородицы с ребёнком, образ Иисуса Христа и Николай Чудотворец. Эта тройка- символ гармонии в семье, покоя и верности.

Икона божьей матери «Страстная» получила своё название оттого, что по сторона лика Пресвятой Богородицы изображены два Ангела с орудиями страданий Христовых. Она находится в Москве, в Страстном монастыре 1641 года очень сильная икона, используется в бедах, печалях, скорбях, при лечении от пороков, зависимостей, нарушений социальных норм поведения.

Е. Рерих сказала: «Молитва есть очиститель. Не следует понимать это, определение отвлечен, духовное здоровье есть главная основа здоровья тела. Именно молитва, как реальная связь с Высшим источником, лучший очиститель от заболеваний».

Молитвы – являются программами восстановления биополя. Появилось новое направление в науке - трансовая космоэнергетика. А программы, определяющие молитвенное сознание являются основой трансовой медитации. При этом первым идёт восстановление астрального тела с изменением сознания и его исцелением. Более 1000 лет информационное поле планеты принимает мыслеформы в виде молитв о благополучии земли русской, благоденствие жителей, пожелании здоровья близким, родным, родителям. Запас священной энергии находится в распоряжении каждого из нас. Молитвы являются ключом, кодом к эффективным программам спасении психики, душевного и физического здоровья. Они принадлежат эгрегору, основанному Иисусом Христом. Там находятся огромные намолённые ресурсы силы – космической энергии. Ею мы пользуемся в экстремальных состояниях, в стрессах и тревогах.

Со времён глубокой древности известно, что обращение к Господу через молитву или медитацию на образе Бога или света способствует поступлению праны или жизненной сипы. Она подчиняется ментальному контролю, благоприятствует излечению и поступает от нервов, которые берут начало между лопатками, в сердечной чакре, проходят вдоль обеих рук и заканчивается в первом и среднем пальце каждой руки. Ток отрицательной полярности идёт по левой руке. А положительной по правой.

Энергия сердечной чакры определяет работоспособность человека, его иммунитет, противостояние инфекциям, процессам старения и шлакование тела. Энергетика ментального тела призвана нейтрализовать воздействие собственных страхов, негативных установок, психической агрессии, кармических влияний. Ослабление ментального тела. обращаясь к Господу, Богородице в молитве, светом можно нейтрализовать отрицательные воздействия, негативные мыслеформы и привлечь поану через чакру высшей духоности - сахасрару. Активная фаза сна является источником восстановления энергетики астрального тела.

В астральном теле имеют свои центры страсти, эмоции и влечения. Каждое чувство изменяет окраску ауры. Агрессия и ненависть имеет чёрный фон, любовь имеет малиново-красное свечение, устремление к духу- синее и фиолетовое. При высокой духовности астральное тело во сне повинуется сознанию, мыслям человека и свободно перемещается в тонких мирах. А в наркозе уходит, оставляя физическое тело без сознания и чувств. Обращение к Высшим силам сопровождается мысленным вхождением в Храм Святого Духа без мирской суеты, с благословлением и духовной радостью общения с Божественным. В этот момент происходит объединение вибраций земли, космоса, что позволяет получать Божественную энергию для исцеления любых недомоганий.

Икона Божьей Матери - «НЕУВЕДАЕМЫЙ ЦВЕТ»

16 апреля- день памяти этой иконы. Ей молятся за сохранение супружеских пар, семейных уз и мир в семье. Особенно в моменты ссор и размолвок. А также за здоровье своих близких. Использует её силу при благословлении вступающих в брак вместе с Казанской Божьей Матерью. Это очень древняя икона, она имеет много списков, от них совершались множество чудес. Носимая на груди, она оберегает детство и целомудрие. Эта икона помогает в выборе супруга или супруги. В левой руке она держит цветок лилии. Символ чистоты, непорочности и просветления при содержании плотскими страстями.

Икона Божьей Матери «ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА»

1 октября день памяти. Имеет сильную молитву, исцеляющую тяжелобольных. Прикованных к постели. Помогают в этих процессах Святые мученицы – ВЕРА, НАДЕЖДА ЛЮБОВЬ и матерь их СОФЬЯ. в России число икон, почитаемых и полезных, обращённых к образу Божьей матери около ста. И все имеют свою жизненную историю, свою форму помощи и свой список исцелений народа.

Очень интересная икона для завершения хороших дел, для успешного бизнеса, икона приносит счастливые дары судьбы, исцеляет душевные страдания. Перед этой иконой молятся и благодарят её по счастливому окончанию предпринятого дела.

Вот её текст:

«Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейщую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу тя величаем. Аминь».

На Руси всегда почитался образ иконы Божьей Матери «Троеручница» икона целительница, используется её помощь для выхода из полосы скорби, тоски и печали. Лечит больные конечности, покровительница всех умельцев и народных мастеров.

О помощи в учении и даровании ума, духа разума и сознания покровительствует икона « Прибавление ума» и «Муромская». При болезнях детей идёт любящая помощь иконы «Тихвинской».


Загрузка...
Top