Творческий проект: Певческая деятельность как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Виды певческой деятельности E певческая деятельность детей дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №65 «Умка» г. Нижневартовск.

Разработка творческого проекта: «Певческая деятельность как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Выполнила: Безрукавая Валентина Владимировна музыкальный руководитель МБДОУ

детский сад №65 «Умка».

Творческий проект: Певческая деятельность как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

« Пение есть высшее, совершеннейшее искусство, которое существенно подобно разговору. Пение позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание…» Н.Г. Чернышевский.

Тип проекта: Творческий.

Вид проекта: Долгосрочный.

Срок: сентябрь 2016 года - май 2018 года.

Участники проекта: Музыкальный руководитель, дети, родители, педагоги.

Краткое описание проекта: Проект направлен на развитие вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе проекта дети под руководством музыкального руководителя разучивают вокальные упражнения, песенки; будет организован концерт в детском саду; дети будут выступать с концертами в социуме.

Проект способствует развитию артистичности, располагает детей к открытиям, оригинальному самовыражению в повседневной жизни.

Актуальность проекта: Музыкальное развитие детей имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развивается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и энергия мышления даже у самых инертных детей. В дошкольном возрасте формируется музыкальный слух и музыкальная память (Н. А. Ветлугина).

Закладывается фундамент эстетической культуры для развития, которых необходима организация новых моделей воспитания, следовательно, и новое качество процесса развития музыкальных способностей. Решение этих вопросов возможно приобщением детей к музыкальному искусству через пение как самого доступного вида музыкальной деятельности.

В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Кроме того, решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности дошкольника. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией. Непосредственно образовательная деятельность по обучению пению состоит из нескольких частей, в процессе которых происходит формирование вокальных навыков. Важной частью являются вокальные упражнения, так как они служат для распевания и на них отрабатываются основные вокальные навыки (дыхание, артикуляция, звукообразование, резонирование).

Обучение детей пению, приобщение их к прекрасному является мощным средством их воспитания и развития. Проанализировав результаты диагностики, из которых следует, все дети поют, но у некоторых воспитанников больше развиты музыкальные способности: музыкальный слух, чистота интонирования. В нашем городе есть несколько музыкальных школ для таких детей, но набор ведется с 7 лет, поэтому для детей дошкольного возраста в детском саду проводится дополнительное бесплатное образование. Но на непосредственно образовательной деятельности нет возможности углубленно уделять внимание вокалу. Противоречие, проблема: Однако, несмотря на то, что пение один из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определенной системы. В дошкольном возрасте голосовой аппарат отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками ещё не достаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Проблема: не развиты исполнительские навыки у детей. Гипотеза, научное обоснование: Успешное вокальное развитие у детей младшего и старшего дошкольного возраста возможно, если: - учесть возрастные физиологические и психологические особенности детей - подобрать методы и приёмы развития вокальных навыков - в зависимости от индивидуальных особенностей детей подобрать соответствующие вокальные упражнения.

Новизна: современные методы и приемы;

  • интегрированный подход к детям.

Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к пению и исполнительских вокальных навыков через активную музыкальную деятельность.

Задачи:

  1. Овладеть вокально-певческими навыками: чистым интонированием, певческой дикций, артикуляцией и дыханием.
  2. Развивать голосовой аппарат, музыкальную память, внимание, воображение, мышление.
  3. Побуждать петь индивидуально и коллективно с сопровождением и без него.

Миссия: Повысить у детей интерес к пению через вокальные упражнения, игры, сказки.

Предполагаемый результат:

  1. Поют выразительно, чисто интонируют.
  2. Поют сольно и в коллективе.
  3. Проявляют творчество, воображение при исполнении песен.
  4. Участвуют в конкурсах и фестивалях в ДОУ и города.

Обеспечение проектной деятельности.

Методические: - подбор видео и аудио материала

Подбор методической и нотной литературы

Наглядные пособия

Материально – технические: музыкальный центр, компьютер, проектор.

Информационные: сообщение на родительском собрании, информация в родительском уголке, памятки «Охрана детского голоса», «Как развивать музыкальность ребенка»

Методическое обеспечение:

  1. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: ВЛАДОС, 2002 3. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963. 4. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973. 5. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с. 6. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с. 7. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с. 8. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ- ПРЕСС, 2000.- 33 с. 9. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963. 10.Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988. 11.Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010. 12. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. 13.Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 44 с. 14.Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11. 15.Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с. 16.Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2 17.Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М.. 18.Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. - М.. 19.Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999. – 64 с. 20.Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5 21.Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с. 22.Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с. 23.Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительные Задачи: Организовать занятия вокального кружка «Звонкий ручеек» как дополнительное бесплатное образование
  2. Срок: сентябрь – октябрь 2016г.
  3. Содержание: - диагностика детей по определению вокальных способностей - формирование группы - подбор вокальных упражнений, песенок
  4. - перспективное планирование по кружку «Звонкий ручеек»
  5. - картотека попевок, скороговорок, динамических и дыхательных упражнений, музыкально – дидактические игры
  6. Основная Задача: Способствовать формированию творческих основ личности ребенка в совместной и самостоятельной деятельности посредством музыки.
  7. Срок: ноябрь 2016г. - апрель 2018г.

Валеологические песенки-распевки

Дыхательные упражнения

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковые игры

Слушание и обсуждение детской музыки

Совместное пение

Беседы по содержанию песен

Драматизация песен

Подыгрывание на музыкальных инструментах

Просмотр и обсуждение видеофильмов о выступлениях детских вокальных коллективах

Музыкально-дидактические игры

Работа с воспитателями:

Консультация для воспитателей «Чтобы научиться петь, надо петь» - консультация «Индивидуальный подход в обучении детей пению. Охрана голоса»

Консультация «Музыкально-певческое воспитание по методике Д. Е. Огородного»

Работа с родителями: - консультация «Здоровье и музыкальное развитие ребенка»

Консультация «Почему дети не поют? »

Консультация «Влияние музыки на психику ребенка»

Презентация «Музыка лечит»

Памятка для родителей «Музыкальная аптека»

Анкетирование «Зачем тебе дошкольник музыка? »

Консультация «Музыкальная терапия для всей семьи»

Привлечение родителей детей, посещающих кружок по изготовлению костюмов для выступлений

Беседа с родителями о привлечении детей к обучению в музыкальной школе

Домашние задания творческого характера

Посещение дополнительного образования

  1. Заключительный этап:

Представить результаты реализации проекта. Срок: май 2019г. Содержание:

Презентация проекта на итоговом педсовете

Мониторинг детей

Концерт для родителей, педагогов, детей Продукт проекта: Картотека попевок, скороговорок, динамических и дыхательных упражнений;

Разработки по дополнительному образованию;

Сценарии концертов.

Результат проекта:

Критерии оценки певческих умений № п/п Показатели (знания, умения, навыки)

Оценка/б 0 н с в

  1. Качественное исполнение знакомых песен.
  2. Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации
  3. Умение импровизировать
  4. Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту
  5. Навыки выразительной дикции

0 - не справляется с заданием

н (низкий) - справляется

с помощью педагога с (средний) - справляется с частичной помощью педагога

в (высокий) - справляется самостоятельно

Мониторинг уровня развития певческих способностей детей в начале проекта:

Обследовано 80% детей

Низкий уровень: 40%

Средний уровень: 40%

Высокий уровень: 20%

В середине проекта:

Низкий уровень 20%

Средний уровень: 35%

Высокий уровень: 45%

В результате мониторинга у детей повысился уровень качества развития певческих умений.

Перспективы распространения результатов проекта:

На концертах в ДОУ.

На концертах в социуме.

На фестивалях

Картотека попевок.

ИГРА СО СЛОВОМ:

« Лиса »

Лиса лычки драла, лиса лапотки сплела

Себе пару, мужу трое,

И детишкам по лаптишкам.

Простой хороводный шаг вправо – влево

на 1/4. Переменный шаг.

« Веревочка »

Я скачу, скачу, скачу

И веревочку кручу.

Ты, веревочка, крутись,

Пляска русская.

(М. Павлова)

На весь текст - простая или

сложная «веревочка».

« Ковырялочка »

Каблучками я стучу,

Пляску русскую учу,

Пляска русская моя

Замечательная

(М. Павлова)

Простая «ковырялочка» на весь текст.

« Качалочка »

Качалочка качается,

А Машенька улыбается.

(М. Павлова)

Простая или сложная «качалочка»

на весь текст.

« Сидит зайка »

Сидит, сидит зайка, Сидит, сидит серый

Под кустом, под кустом.

Охотнички едут, Едут – скачут в поле

Во пустом, во пустом.

Говорит зайка: «Вы, охотнички, скачите,

На мой хвостик поглядите,

Я не ваш, я ушел! (М. Павлова)

Зайка выполняет пружинку на корточках.

Охотники скачут галопом по кругу.

Охотники его догоняют

« Зайка »

Скачет зайка меленький около завалинки.

Быстро скачет зайка. Ты его поймай-ка!

Дети стоят в кругу. Охотник за кругом. С

окончанием слов заяц убегает, охотник догоняет.

Заяц в центре круга выполняет «фертик».

« Лошадки »

Поехали, поехали. С орехами, с орехами.

К дедке по репку,

По сладеньку. По пареньку. По горбатеньку.

Высокий бег по одному, парами, тройками.

« Полуприсядка »

Сяду – встану, сяду – встану.И как мячик поскачу.

Приседать я не устану. Я танцором стать хочу.

(М. Павлова)

Полуприседания с выставлением ноги на пятку.

« Козлик »

Вышел козлик погулять,

Стал он прыгать и скакать.

Козлик ножками стучит,

По-козлиному кричит:

«Бе-е-е». (М. Павлова)

« Комарик »

Сел комарик под кусточек,

Под зелененький листочек,

Свесил ножки на песочек,

Сунул носик под кусточек.

Спрятался…

(В. Зайцева)

Кружение на шаге с припаданием.

Русский поклон.

« Скок - поскок »

Скок-поскок. Молодой дроздок,

По водичку пошел, молодичку нашел.

Молодиченька, невеличенька,

Сама с вершок, голова с горшок.

Прыжки на двух ногах на месте,

руки изображают «хвостик».

Мягкий шаг по кругу. Идут в центр,

раскрыв руки. Приседают.

Высоким шагом идут из центра спиной.

Комплекс вокально-хоровых, ритмических,

дыхательных упражнений

Упражнения для развития брюшного дыхания :

Упражнения на развития дыхания помогают выработке правильного диафрагменного дыхания, увеличивают продолжительность и силу выдоха, способствуют развитию правильных вокальных данных ребёнка.

  1. «Зевок и потягивание » руки вверх как при пробуждении. (естественное, правильное дыхание без поднятия плеч).
  2. « Обжорка » исходное положение, лёжа на спине, вдох живот надуть, выдох……… у-у-у-ух. При это верхний плечевой пояс почти не подвижен.
  3. « Подними тетрадку » исходное положение, лёжа на спине. На живот ребёнку положить тетрадь средней толщины (48-96 листов), ребёнок должен поднять тетрадь животом (дыханием). По В.Емельянову.
  4. « Надуваем шарик » вдох живот надуть (надуваем шарик) задержка дыхания на счёт 1,2,3,4,5, выдох …….у-у-у-у-у-у-у кто дольше будет спускать шарик, тот и выиграл.
  5. « Рыбка» руками обхватить рёбра, имитируем дыхание рыбы через жабры. По В.Емельянову.
  6. « Раздуваем меха » или «Аккордео н» руками обхватить рёбра. На согласный звук «Х» быстро берём короткий вдох и выдох.
  7. « Летит самолёт » вдох- живот надули (заправили самолёт), выдох-гласная у-у-у-у-у-у-у-у-у-у (самолёт полетел).
  8. « Зеркальце» - глядя в ладошку, как в зеркало, ребёнок выдувает воздух тоненькой струйкой в середину ладошки.

По В.Емельянову.

  1. « Ворона » села на забор и решила развлечь всех своей песней. Дети делают вдох носом и на выдохе произносят протяжно « Кар!» 5-6 раз. Ворона так громко каркала, что охрипла. Дети выполняют упражнение с закрытым ртом 5-6 раз.

(По М.Гоголевой.)

  1. « Чайник» Из положения на корточках постепенно встают, руки поднимают вверх и делают глубокий вдох, на выдохе руки разводят в стороны и произносят звук Ф-Ф-Ф-Ф.
  2. « Колокол» Глубоко вдохнём и на выдохе произнесём «Бом-Бом-Бом», одновременно хлопая в ладоши.
  3. « Суслик». Приседая, дети прижимают к груди согнутые в локтях руки и резко произносят звук « Х».
  4. «Ёжик» . Дети делают резкий и короткий вдох и выдох носиком. Ёжик сопит.
  5. «Осы». Вращать перед грудью указательными пальцами и на выдохе пропеть « З-з-з-з-з ». По Б.Толкачёву.
  6. « Аромат цветов ». Долгий вдох носом (нюхаем цветок), задержка, на выдохе « А-а-а-ах».
  7. « Как подул Дед Мороз ». Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, пока читается стих.

Как подул Дед Мороз в воздухе морозном,

Полетели, закружились ледяные звёзды.

Окружаться снежинки в воздухе морозном

Падают на землю кружевные звёзды.

Вот одна упала на мою ладошку,

Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

(Н.Нищева)

  1. « Пчёлка» Дети пропевают на выдохе звук « Ж», можно

вращать перед собой указательными пальцами.

Пчёлка гуди, в поле лети,

С поля лети – мёдик неси. (нар.приговорка).

  1. « Коровка » дети прикладывают указательные пальцы себе к голове (рожки), и на выдохе продолжительно тянут « Му-у-у-у-у»

чья корова дольше мычит, тот и выиграл.

  1. « Вертолёт » переплести пальцы рук корзиночкой, указательные пальцы соединить (хвост вертолёта), крутить большими пальцами, пропевая на выдохе звук «Р-р-р-р».

Быстро лопасти крути!

Вертолёт, лети, лети!

  1. « Колючки » вдох носом, выталкиваем дыханием слог «А-а-а» как будто трогаем колючки ёжика.
  2. « Ёжик обиделся » вдох живот раздуть, выдох (наодном дыхании) «ху-ху-ху»на последний слог выдавить весь воздух без остатка.
  3. «Волчок» дети вращают перед собой кулачки и пропевают на одном дыхании звук « Ж-ж-ж-ж», по хлопку воспитателя или музыкального руководителя быстро кладут руки на колени, со словами волчок игра начинается заново.
  4. « Пароход» (дыхание + интонация) дети пропевают на выдохе в позиции «крыска» (рот растянут, чтобы были видны верхние зубы) звук « Ы-ы-ы-ы-ы». Пароход плывёт по речке,

И пыхтит он словно печка.

  1. « Барабан и дудочка » Барабан мы в руки взяли

На нём звонко заиграли.

Дети на коротком дыхании произносят звук « Д-д-д-д-д»

Вот играет дудочка,

Дудочка – погудочка.

Губы трубочкой, пропевается звук « У-у-у-у».

Можно чередовать барабан и дудочку.

  1. « Греем ручки » согреваем замёрзшие ручки, произнося на

выдохе « Ф-ф-ф».

  1. « Ветер » Дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф-ф…..

И качает так листок – ф-ф-ф-ф-ф…….

(выдох спокойный ненапряжённый).

Дует сильный ветерок – ф-ф-ф-ф-ф….

И качает так листок – ф-ф-ф-ф-ф……

(активный выдох).

  1. « Осенние листочки » Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый – а-а-а-а-а-а-а-а……..

Рябиновый – и-и-и-и-и-и-и…….

Берёзовый – о-о-о-о-о-о-о…….

Дубовый – у-у-у-у-у-у-у……..

(дети хором могут пропеть каждый своё дерево)

  1. « Синьор-помидор » (по М. Лазареву)

Кисти на грудной клетке, на вдохе руки сопротивляются расхождению рёбер. Пауза. На выдохе плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц (лицо краснеет от напряжения). Повторить 3-4 раза. Упражнение создаёт сопротивление на выдохе.

  1. « Шарик » (по Б. Толкачёву)

Шарик мой воздушный.

Какой ты непослушный!

Зачем ты отвязался,

Зачем помчался ввысь?

Вернись скорее, шарик!

Вернись!.....

Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произнесением звука « Ш-ш-ш-ш».

  1. «Шарик сдулся » (по Б.Толкачёву)

Надувала кошка шар,

А котёнок ей мешал,

Подошёл и лапкой – топ!

А у кошки шарик – лоп!

Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука « Ш» Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.

  1. « Пузыри» Эй, мышонок, посмотри,

Звать, к себе помахивая кистями.

Мы пускаем пузыри:

Перед тем как назвать каждый цвет, сильно надуть щёки и

быстро выдохнуть.

Синий, красный, голубой,

Выбирай себе любой.

(русская нар.потешка).

  1. « Пчела » Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук «Ж». В конце сделать активный короткий вдох, и быстро выдыхая сказать «Ай!»

Пчёлка, гуди,

В поле лети,

С поля лети,

Медок неси. Ам!

  1. « Дятел» (по Б. Толкачёву)

Дети на выдохе произносят как можно дольше д-д-д-д,

ударяя кулачками, друг о друга.

  1. « Ёжик» (по Б. Толкачёву)

После активного вдоха через нос ребята на выдохе

произносят пых-пых, энергично работая мышцами живота.

  1. « Гармошка» Поросёнок восхищён! Как гудит аккордеон.

Очень мне по сердцу он.

Я бы хвостиком вертел,

Если бы играть умел.

Руки на рёбрах, на выдохе громко пропевать – ш-ш-ш-ш

выжимая из лёгких воздух.

34.« Колокола » Глубоко вдохнём и на выдохе пропеваем « Бом-

бом-бом», одновременно сжимая рёбра, как бы выдавливая

Артикуляционные и фонопедические

упражнения :

Основой являются упражнения на развитие артикуляционного аппарата и фонопедический метод В.В.Емельянова. В упражнениях используются звуки, данные человеку изначально от природы и от рождения, поэтому они физиологически целесообразны.

Уже проверенно на практике, что подобные упражнения обеспечивают развитие артикуляционного аппарата ребёнка, имеют общеоздоровительную и профилактическую функцию, они развивают и восстанавливают голос и дыхание, формируют навык воспроизведения звуков разного диапазона, способствуют координации слуха и голоса.

  1. « Трубочка » губы сжаты и вытянуты в трубочку.
  2. « Поцелуйчики » губы сжаты и вытянуты в трубочку, чмокаем губами, как будто посылаем поцелуйчики.
  3. « Обезьянка » язык поочерёдно подсовывается под нижнюю и верхнюю губы, затем обводится круг языком под губами.
  4. « Лошадка » цоканье язычком, звук округлённый.
  5. « Лошадка » язык плашмя прилепить к нёбу и с силой (оторвать) , получается шлёпающий звук. Лошадка идёт по грязной луже.
  6. Чередовать цоканье и шлёпанье языком на счёт. Или одна группа цокают, а другая шлёпает пока воспитатель или музыкальный руководитель читает стих.

Едет, едет наш Петрушка,

Похваляется конём,

Не беда, что конь игрушка,

Можно ездить и на нём.

  1. « Чупа - чупс » язычком прокалываем щёку изнутри.Идёт растяжка щёк и подвижность языка.
  2. « Обезьянкин язы чок» показать друг другу язычок, затем погладить губы(расслабление), молодец обезьянка.
  3. « Печатная машинка » покусывая язычок от кончика к корню, высунуть его как можно дальше и также убрать.Затем покусать края языка с закрытым ртом.
  4. « Лев» очень широко открыть рот и высунуть язык как можно дальше. Можно широко раскрыть глаза (одновременно и гимнастика глаз).Можно считать до 10, пока высунут язык.
  5. « Улыбнулись – обиделись» друг другу улыбнуться, а затем обидеться сжав губы, лучше + мимику.
  6. « Змейка » имитация язычка змеи (быстро показать и убрать язык).
  7. « Прибежала крыска » рот очень широко открыт, приподнять верхнюю губу так, чтобы были видны передние зубы.
  8. « Китайский болванчик » нижняя челюсть свободно падает вниз, язык лежит на нижних зубах и губе.
  9. « Покатай во рту конфетку » рот закрыт, кончик языка упирается в щёку, делая движение языком вверх – вниз.
  10. « Ёжик» Беззвучно произносим «п-п-п-п» для укрепления губ.
  11. « Вкусное варенье » для укрепления мышц языка, развития его подвижности. Рот открыт, губы в улыбке. Широким передним краем языка облизываем губы.
  12. « Мороз » (по В. Емельянову)

Вышел на просторы погулять мороз.

Топ-топ!Чап-чап! – 2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям.

Белые узоры в косах у берёз.

У! – У! короткие звуки в высоком регистре на разной высоте.

Снежные тропинки, голые кусты.

Ш……поирая ладони друг о друга.

Падают снежинки тихо с высоты.

П! П! постепенно опуская руки вниз.

  1. « Машина» (по В.Емельянову)

Слова произносятся как можно более низким голосом, при проговаривании слова Бр-р-р-р ощущать вибрацию губ.

Бр-р-р -ворчит мотор

Бр-р-р где мой шофёр?

Бр-р-р урчит машина

Бр-р-р проверь-ка шины!

  1. « Барбос» Дети пропевают звук «Р» на муз.звуке ДО

На дворе рычит барбос р-р-р-р

Он гоняет рыжих ос р-р-р-р

Отчего рычит барбос? Р-р-р-р

Осы жалят его в нос р-р-р-р.

(сл. Макшанцевой.)

Вокально – хоровые, « шумовые» упражнения:

  1. Исходное положение – китайский болванчик.

Страшная сказка (или медведь) – рычим (пугаем) на гласные звуки, добавляя каждый раз по одному:

А-АО-АОУ-АОУЭ-АОУЭЫ

  1. Добавляем согласные У-ШУ-ЖУ, У-МУ-МУ, У-СУ-ЗУ, У-РУ

У-НУ-НУ, следить, чтобы дети не поднимали нижнюю

челюсть, должно быть рычание, не пение)

3.« Чайка » имитация крика чайки. Исходное положение – крыса,

звук должен пролетать как по куполу Цирка, следить, чтобы

он был плоским, это должен быть вой, а не крик или писк.

  1. Постепенно глиссандо с верхнего (чайка) в нижний (медведь)

Регистр и наоборот.

  1. Такое же глиссандо с добавлением согласных звуков (ш-ж, м,

р, с-з, н) У –ШУ-ЖА, (вверх), У-ШУ-ЖА (вниз)

  1. « Скрип » имитация скрипа дверей, (рот приоткрыт, звук

издаётся связками).

  1. « Динозаврик » голосом рисуем динозаврика. Маленькая

круглая голова (звук средний между А – О в верхнем регистре

длинная шея – глиссандо вниз

большое туловище – медведь

и длинный хвост – скрип

  1. « Трактор» - губы абсолютно расслаблены, имитация звука работающего мотора.
  2. « По кочкам» - трактор губами, только движения вверх – вниз как по кочкам.
  3. « Самолёты » Тр-р… - в среднем регистре. (мотор заработал)

Р-р-р…..- в низком регистре. (полетел)

Развитие певческих способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей. Основная цель певческой деятельности - воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке.

Певческую деятельность необходимо осуществлять следующими видами:

Пение для развития музыкального восприятия:

Слушание песен, не предназначенных для пения;

Слушание песен, предназначенных для последующего их исполнения;

Пение мелодий и упражнений для развития представлений о высоте, тембре, длительности, силе звуков (развитие сенсорных способностей).

Исполнение песен:

Пение с сопровождением и без него;

Пение с собственным сопровождением на детских музыкальных инструментах;

Пение для сопровождения движений (хороводы).

Пение в музыкально-образовательной деятельности:

Пение упражнений для приобретения певческих навыков и музыкальных знаний;

Педагогический анализ песен (наиболее яркие выразительные средства, структура, характер).

Песенное творчество:

Импровизация;

Сочинение мелодий к заданным текстам;

Различные виды певческой деятельности тесно связаны друг с другом, оказывают взаимное влияние: исполнение и слушание песен, и песенное творчество. Разнообразны также формы их организации: занятия(коллективные и индивидуальные), самостоятельная деятельность, праздники и развлечения.

Таким образом, певческая деятельность - это яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности.

Во всех современных авторских программах музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста уделяется большое внимание певческой деятельности. Например, в программе «Камертон» Костина Э.П. в певческой деятельности выделяют следующие задачи:

1. Побуждать детей к восприятию песен, вызывая желание вслушиваться в настроение, интонацию песни и характерные особенности музыкального образа.

2. Побуждать к эмоциональной отзывчивости на выразительные (характер, настроение) и изобразительные (средства музыкальной выразительности) особенности музыки песни.

3. Развивать музыкально-сенсорный слух детей, побуждая воспринимать и различать высокое и низкое, тихое и громкое звучание музыкальных звуков.

4. Приобщать к выразительному пению.

5. Приобщать к элементарным певческим умениям:

Напевному, протяжному пению;

Правильной певческой дикции;

Согласованному пению в соответствии с особенностями музыкального звучания;

Одновременному началу и окончанию песни.

6. Приобщать к сольному и коллективному исполнению, к самостоятельному пению и совместному со взрослыми, под аккомпанемент и без него.

7. Побуждать к освоению первоначальных музыкально-творческих певческих проявлений (спеть колыбельную для мишки, плясовую для зайчонка).

Задачи музыкального развития ребенка на 3 году жизни усложняются. На этом этапе необходимо:

Заботиться о создании у ребенка запаса музыкальных впечатлений, выявить его музыкальные предпочтения.

Продумать условия для полноценного музыкального развития малыша.

Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности детей. Также для решения вышеперечисленных задач необходимо обучить детей навыкам и умениям, которые включают в себя певческую установку, вокальные и хоровые навыки.

Певческая установка - это правильная поза. Во время пения дети должны сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слегка опершись на спинку стула, который должен соответствовать росту ребенка. Руки положить на колени.

Вокальные навыки - это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикций. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох -- медленным. Слова произносятся четко, ясно. При этом важно следить за правильным положением языка, губ, свободными движениями нижней челюсти.

Хоровые навыки - это взаимодействие ансамбля и строя. Ансамбль в переводе с французского означает «слитность», т. е. правильное соотношение

силы и высоты хорового звучания, выработка унисона и тембра. Строй - это точное, чистое певческое интонирование.

Обучение вокально-хоровым навыкам детей дошкольного возраста имеет ряд особенностей.

Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть звонким и легким. Однако надо учитывать несовершенство детского голоса, быструю его утомляемость. Дети не могут долго и громко петь. Малыши поют «говорком», у них отсутствует напевность. Старшие дети могут петь напевно, но иногда проявляют крикливость и напряженность. У дошкольников дыхание поверхностное и короткое. Поэтому они часто делают вдох в середине слова или музыкальной фразы, тем самым, нарушая мелодию песни.

Дикция (ясное произношение слой) формируется постепенно. Многие дети имеют речевые дефекты: картавость, шепелявость, над устранением которых приходится долго работать. Отсутствие ясной и четкой дикции делает пение вялым и слабым.

Детям трудно петь в ансамбле. Часто они опережают общее звучание или отстают от него, стараются перекричать других. Малыши, например, пропевают лишь последние слова фраз.

Еще сложнее детям овладеть навыком, стройного пения - чистого интонирования. Особенно заметны при этом индивидуальные различия. Только немногие легко и точно интонируют, большинство же поют неточно, произвольно выбирая интонацию. Необходимо работать над развитием этого навыка.

Вокально-хоровые навыки усваиваются в процессе разучивания песен. Навыки усложняются и видоизменяются по мере разучивания все более сложных произведений.

Наталья Апанасова

«Значимость пения в дошкольном возрасте

«Образные приёмы для развития певческих навыков детей дошкольного возраста

Современные научные исследования свидетельствуют о том , что развитие музы-кальных способностей , формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте . Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возмож-ность ее прочувствовать.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее разви-тие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

В пении , как и в других видах исполнительства, ребенок может активно проявить свое отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном разви-тии .

Только в деятельности совершенствуется восприятие, память, мышление, воображе-ние , ощущения, приобретаются знания, возникают новые потребности, интересы, эмоции, развиваются способности . В любой деятельности необходимы сознательность и целена-правленность. Сознание ребенка формируется в совместной деятельности со сверстника-ми и взрослыми. Так дети приобретают опыт, учатся познавать себя и других, оценивать поступки, действия.

Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с малых лет. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углуб-ленно переживать их содержание, вызывать эстетическое отношение к музыке, к окру-жающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей : эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

«Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке; обогащаются пережива-ния ребенка; активно формируются музыкально-сенсорные способности и особенно му-зыкально-слуховые представления звуковысотных отношений.» (Ветлугина Н. А.)

Пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребенка и формированием его лично-стных качеств. В пении развиваются эстетические и нравственные представления, активи-зируются умственные способности , заметно положительное влияние на физическое раз-витие детей .

Формирование музыкальных способностей неразрывно связано с умственными про-цессами. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая му-зыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значе-ние , разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей . Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообраще-ния , дыхания. Влияние музыки на организм человека установили физиологи В. М. Бехте-рев, И. Б. Павлов.

Специфика пения дошкольников исследовалась в разных аспектах. Еще в 1940 году Н. А. Метлов в своей диссертации «Обучение пению детей старшей группы детского сада» ставил и решал вопросы, связанные с охраной детского голоса, разработкой методики обучения детей пению . Им были определены удобные для каждой возрастной группы пев-ческие диапазоны, выработаны рекомендации по овладению певческой установки , во-кальными и хоровыми навыками (звукообразованием , дыханием, дикцией, чистотой инто-нации, ансамблем). Проблему развития чистоты интонации в старшем дошкольном воз-расте проанализировала А. Д. Войнова. Особенности развития музыкального слуха , мето-ды и приемы обучения пению , роль упражнений и их систематизация, развитие самостоя-тельности , творчества в пении , необходимость индивидуально-дифференцированного подхода исследованы Н. А. Ветлугиной и ее учениками (А. Катинене, Р. Т. Зинич, Т. В. Вол-чанская, А. И. Ходькова, М. Ю. Викат, М. А. Медведева).

Певческую деятельность можно определить как одну из важнейших форм проявле-ния активного отношения детей к песням и пению в процессе различных жизненных си-туаций (А. Катинене) .

К пению можно относиться по-разному. Детей начинают учить пению с детского са-да . В школе музыке и ритмике тоже уделяется немаловажное значение , хотя ясно, что по-давляющее большинство детей , не будет после школы заниматься музыкой профессио-нально. И все- таки даже детям, не проявляющим склонности к музыке, пытаются привить основы музыкальной грамоты. Играют ли здесь роль представления о гармоничном разви-тии личности , или же элементарное музыкальное образование имеет практическое значе-ние в жизни ? Размышляя над этим вопросом, необходимо взвесить все «за» и «против» . В любом случае пение (рисование, танец, любой вид творческой работы) развивают ребенка , позволяют ему сказать о себе нечто большее, чем просто назвать свое имя, адрес и год рождения.

Основная задача музыкальных занятий в дошкольном возрасте – научить непринуж-денному и выразительному пению . Дети способны почувствовать и передать настроение песни. Для этого необходимо обучать простейшим певческим навыкам . Конечно, на пер-вых порах маленькие дети лишь подтягивают отдельные звуки, слоги, подражая пению взрослого , но постепенно их пение становится более самостоятельным, и к школьному возрасту (а часто и раньше) они способны правильно и стройно исполнять несложную ме-лодию, вовремя начинать и заканчивать ее, соблюдать указанный темп и его изменения, точно исполнять ритмический рисунок и динамические оттенки.

Все это общие, давно известные положения, которые необходимо знать каждому пе-дагогу. Но как сделать так, чтобы ребёнку было интересно, чтобы он с удовольствием шел на занятия!

Для меня нет ничего неприятнее, чем сознание того, что детям скучно, неинтересно… И вот тогда на помощь приходит образное слово и игра , но главное образность . Любое, даже самое скучное, упражнение можно преподнести весело и интересно. Вот несколько образных приёмов , из практики моей работы, которые очень помогают заинтересовать ребят, донести до них нужную мне информацию в интересной форме :

«Воздушный шарик» - очень сложно объяснить даже 6-7летним детям, что значит правильно дышать ! Тем более невозможно произнести такие страшные слова как нижне-реберно-диафрагмальное дыхание! На помощь приходят знакомые и понятные образы . Все дети любят воздушные шарики, которые используются в данном случае. Вместе с детьми мы надуваем воздушные шары и смотрим, что с ними происходит - если выпус-кать воздух. Ну, а если одеть на шарик писчик, получится незаменимое пособие по изуче-нию техники дыхания! Далее мы представляем, что шарики находятся внутри нас. Глубо-ко вдыхаем, на плечи «кладём кирпичи» -чтобы они не поднимались и потихоньку выпус-каем воздух…-«греем брошенного котенка в руках» . Чем дольше будем дуть теплым воз-духом, тем быстрее согреется котенок. То есть каждую фразу, каждое упражнение я ста-раюсь превратить в игру, чтобы оно не звучало сухо и скучно.

«Бутерброд с маслом» - очень нравится детям «намазывать масло на бутерброд» . Ну, а масло это наш голос! Пение на легато один из самых сложных видов пения в этом воз-расте , но благодаря такому простому сравнению дети очень быстро и легко понимают, как нужно петь.

«Стеклянные вазочки» - непросто объяснить порою и пение на стаккато . В таком случае, я прошу детей «взять в руки маленькие вазочки – из самого тонкого стекла и каж-дую, очень аккуратно, чтобы не разбить, поставить на свою ступеньку». Использование образных движений помогает детям лучше координировать силу голоса, понять, как ис-полнить этот приём .

Ну, и самый любимый детьми приём - «Поющий страус» - приём , неизменно вызы-вающий улыбку у детей ! Поющий страус это не что иное, как вытянутая вверх рука, изображающая голову страуса . Сомкнутые четыре пальца вверху и большой внизу – клюв страуса, который очень любит петь вместе с детьми. Этот приём оказался очень действенным - и поэтому, как-то само собой получилось, что страус материализовался вот в такого импозантного итальянского певца – синьора Форте! (показ куклы)

Конечно, петь с ним очень весело и интересно, что и требовалось! С помощью этого замечательного помощника я решаю много педагогических задач, которые воспринима-ются детьми очень легко и весело!

Таким образом , занятия проходят легко, весело и без напряжения со стороны детей . Развитие музыкального вкуса , эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Мне кажется, занимаясь с ребенком, важно помнить, что наиболее благоприят-ного периода для развития музыкальных способностей , чем детство, трудно представить.

2. Добровольская Н., Орлова Н. «Что надо знать учителю о детском голосе» . Мо-сква : Музыка, 1972

3. Макарова Е. С. «Развитие певческого голоса у детей на начальном этапе обуче-ния». Москва, 1990

4. Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей » . Ярославль, 1984

5. Радынова О. П., Катинене А. И. «Музыкальное воспитание дошкольников » . М.: Просвещение, 1994

6. Сергеева Б. Программа обучения по специальности «Пение » . Санкт-Петербург, 2003 г.

7. Халабузарь П. В., Попов В. С. «Теория и методика музыкального воспитания» . Санкт-Петербург, 2000

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Описание педагогического опыта по теме: «Певческая деятельность - как средство развития эмоционально-творческой и здоровой личности ребенка»

Что с музыкой сравнится по звучанью?

Шум леса? Пенье соловья?

Грозы раскаты? Ручейка журчанье?

Сравнения найти не в силах я.

Современный этап развития общества в России характеризуется значительными изменениями во всех социальных сферах, затронувшими и систему образования. В современных условиях изменились и усложнились задачи дошкольных образовательных учреждений в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. На первый план, наряду с усвоением первичных знаний, умений и навыков, выдвигаются задачи этического и эстетического воспитания дошкольников, развитие у них творческих способностей и формирование здорового образа жизни.

Комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников «Радуга», которую реализует Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Радуга», соответствует данным требованиям. Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни, своевременное и полноценное психическое развитие и воспитание, предоставление каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Началом работы по заявленной теме, стало проведение диагностики по определению исходного уровня певческих навыков дошкольников. По результатам диагностики в группах оказалось только 15% детей с высоким уровнем, 26% детей находились на среднем уровне, 59% - на низком уровне развития. Таким образом, возникла необходимость создания условий для творческой самореализации детей в певческой деятельности. Нами была поставлена цель: певческий творческий голос

Создание условий для развития эмоционально-творческой и здоровой личности ребенка посредством певческой деятельности.

Чтобы достичь поставленной цели, мною была выбрана данная тема актуального педагогического опыта: «Певческая деятельность - как средство развития эмоционально-творческой и здоровой личности ребенка», так как процесс пения помогает ребёнку не только приобрести определённые навыки в развитии голоса, но и способствует формированию в целом личности, умения выражать себя, развитию его музыкального вкуса; содействует укреплению здоровья (развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему).

Актуальность. Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт работы в дошкольном учреждении, а так же исторический опыт показал, что вокальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребёнка, но и на его всестороннее развитие.

Пение по праву считается первичным из всех видов музыкального исполнительства, одним из первых проявлений музыкальности ребёнка. Данная проблема всегда актуальна, так как пение, вокально-хоровая работа являются важной формой музыкальной деятельности в системе массового музыкального воспитания.

Формирование певческих навыков - один из наиболее сложных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая детей вокалу необходимо учитывать, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с организмом ребёнка. Поэтому педагог должен не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка, находить такие приёмы вокальной техники, которые бы наиболее эффективно способствовали развитию детского голоса, что и прослеживается в описании опыта работы. Затрагиваемая проблема актуальна ещё и потому, что связана с поиском новых путей эстетического воспитания ребёнка средствами музыки через самый доступный и активный вид музыкальной деятельности, каковым является пение. Систематическое, планомерное вокальное воспитание оказывает благотворное влияние и на физическое здоровье детей.

Развить творческую деятельность дошкольников не возможно в полном объёме, так как в дошкольном музыкальном воспитании существует ряд противоречий между ориентацией нового содержания дополнительного образования на развитие творческих способностей детей и традиционными методами и формами обучения, а так же желанием ребенка выразить свои эмоции, чувства в музыке и недостаточной сформированностью музыкальных певческих навыков; стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и отсутствию возможности выразить свои способности.

Для решения этих проблем были поставлены следующие задачи.

1. Оптимальное сочетание традиционных и инновационных технологий личностно-ориентированного, интегрированного обучения, (игровые, индивидуальные, групповые методы)

2. Конструирование содержания музыкального занятия, ориентированного на индивидуальную, коллективную творческую деятельность детей.

3. Организация музыкальных праздников, развлечений, участие в городских музыкальных творческих конкурсах.

Исходя из возникших противоречий, возникла мысль систематизировать и внедрить комплекс упражнений способствующих улучшению общего состояния организма: дыхательная и оздоровительная гимнастика, которые в свою очередь приведут к активизации творческих способностей детей дошкольного возраста.

· Дыхательная гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

· Комплекс оздоровительной гимнастики.

Этот комплекс предупреждает различные заболевания, снимает усталость, головную боль, улучшает зрение, слух.

Ведущая педагогическая идея заключается в определении методов активизации творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развития певческих навыков.

Этой идеей обусловлено:

Использование традиционных и инновационных технологий в обучении (игровая, индивидуальная, групповая; интеграция);

Высвобождение внутренних творческих сил ребенка, его эмоционально-эстетического потенциала путем применения разработанной системы упражнений;

Обучение умению свободно, непринужденно и одновременно чрезвычайно ответственно пользоваться голосом, его гибкой и музыкальной природой, его потенциалом точного и выразительного эквивалента собственному чувству.

Пути реализации. Работа по данной теме проводится поэтапно и охватывает период с 2010-2011 уч.г. по 2013-2014 учебный год (вторая младшая группа - подготовительная). На протяжении всей деятельности проводится мониторинг развития певческих навыков дошкольников.

1 этап-констатирующий (1 год)

1. Изучение нормативных документов и материалов.

2. Подбор и разработка упражнений для развития певческих способностей.

3. Оформление наглядно-демонстрационного материала.

4. Начальная диагностика.

2 этап-формирующий (2 года)

2. Последовательное формирование певческих навыков, развивающих голос и слух.

3. Промежуточная диагностика.

3 этап-заключительный (1 год)

1. Итоговая диагностика уровня сформированности певческих навыков у детей.

2. Установление динамики развития творческих способностей детей.

3. Обобщение.

Теоретическая база. В основе лежат идеи Л.С.Выготского, Д.Б.Кабалевского, А.А.Волковой, Н.А.Ветлугиной, о необходимости развития творческих, в том числе музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Практические разработки Е.Н. Тиличеевой, В.В. Емельянова, Б.С.Толкачева по вокальным, артикуляционным упражнениям для детей дошкольного возраста, а также системы упражнений для развития голоса и слуха.

На основе научной идеи Н.А. Ветлугиной, которая в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, разработана теоретическая база данного опыта, включающая взаимосвязь, взаимозависимость обучения и творчества детей. Было установлено, что необходимые условия возникновения детского творчества - это накопление впечатлений от восприятия искусства и накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребёнок эмоционально, непосредственно применяет всё то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.

Например, Л.С.Выготский обосновал небезынтересный тезис о возможности формирования у ребенка привычки к творчеству, посредством специально разработанных упражнений творческого характера. Его концепция творческого развития личности, имея ярко выраженную гуманистическую направленность, ориентировала педагогов на сохранение индивидуальности ребенка и создание, необходимых для его всестороннего творческого развития условий.

По проблеме творческого развития ребенка продолжалась работа и в XX веке. Результатом этой деятельности стало создание разнообразных образовательных технологий, предусматривающих личностно-ориентированный подход в обучении ребенка, развитии его творческих способностей.

Пение - основное средство музыкально-творческого воспитания, оно наиболее близко и доступно детям. Обязательным условием формирования и совершенствования певческих навыков являются: работанад дыханием, артикуляцией, дикцией, а так же упражнения (распевки) на которых легче формировать певческие навыки и интонационный звуковысотный слух.

Как известно, упражнение - это многократное повторяемое, специально организованное действие, которое направлено на улучшение его выполнения. В своей практике широко использую упражнения педагога-музыканта, композитора Е.Н. Тиличеевой, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении непринуждённости и лёгкости звучания, правильного дыхания.

В.В. Емельянов, руководитель экспертной детской хоровой музыкальной школы г. Екатеринбурга, считает наиболее важным развитие системы голосообразующего комплекса, сгруппированного по следующим критериям: генераторный (гортань), резонаторный (рупор), дыхательный.

Как и В.В. Емельянов, в работе с детьми первостепенное значение уделяю развитию голосового аппарата. Он говорил: «Любой не предубеждённый человек может ясно представить себе, что ухом, с помощью слуха мы ничего не чувствуем, а чувствуем сердцем и ещё более «горлом», где расположены тончайшие и богато иннервированные мышцы».

На основании теоретических и практических методик известных педагогов и музыкантов мною был разработан комплекс дыхательных и оздоравливающих упражнений для активизации творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развития певческих навыков на основе метода Б.С.Толкачева и артикуляционных упражнений В.В. Емельянова, а также различных упражнений Е. Тиличеевой.

Степень новизны. Новизна заключается в комбинации следующих технологий: личностно-ориентированного, интегрированного обучения, игровой технологии, упражнений на развитие голосового аппарата по системе В.В. Емельянова, системы упражнений для развития дыхания Б.С.Толкачева,а также вокальных упражнений Е.Н. Тиличеевой.

Чтобы полнее реализовать поставленную цель была изучена методическая литература по данной теме, и поставлены следующие задачи:

Формировать и накапливать певческие навыки: артикуляцию, певческое дыхание, дикцию;

Формировать и совершенствовать качество звучания голоса: чистоту интонирования, тембр, диапазон, полётность и подвижность голоса;

Развивать протяжное пение, четкую дикцию;

Развивать творческие способности детей.

Пение - один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Проблема постановки певческого голоса ребенка-дошкольника - одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников.

Опираясь на исследования и опыт ведущих музыкантов-теоретиков и практиков, широко используя новейшие достижения музыкальной педагогики, разработала комплекс упражнений на развитие певческих навыков детей дошкольного возраста.

Данная работа начинается с детьми трехлетнего возраста. Вокальные навыки формируются в процессе работы над распеванием. Особое внимание уделяется дыханию и звукообразованию: учить детей петь протяжно, естественным, голосом, без напряжения и крика. В целях развития песенного творчества детям младшего возраста предлагаются творческие задания, дидактические игры, такие как «Позови кошечку» «Курочка и цыплята», «Покачай и убаюкай куклу» и другие.

В средней, старшей и подготовительной группах работа над певческими навыками продолжается, у детей проявляется повышенный интерес к песенному творчеству.

В основе системы лежат идеи детского музыкального воспитания Емельянова В.В. , Б.С.Толкачева, Тиличеевой Е.Н.

Цикл занятий можно разделить на 3 раздела, которые взаимосвязаны и взаимодействуют между собой:

1. Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Особенно полезны дыхательные упражнения детям, страдающим частыми простудными заболеваниями, бронхитами, бронхиальной астмой. Ребенка можно научить правильному дыханию. Не умеющего правильно дышать ребенка можно узнать: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.

Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах (это концевая часть нашего дыхательного аппарата в лёгком, имеющая форму пузырька). Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох - грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух. Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.

Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком. Дайте ему понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Помогите почувствовать разницу. Затем дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую). (Приложение «Здоровьесберегающие упражнения», стр.4)

Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри - тоже полезное занятие для развития правильного дыхания!

При правильном выполнении упражнений, дыхательная гимнастика приятна и приносит удовольствие.

2. Артикуляционная гимнастика.

Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком), поэтому для достижения этой цели на каждом занятии проводятся артикуляционные упражнения по системе Емельянова В.В. (Приложение «Здоровьесберегающие упражнения», стр.21). Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

В артикуляционную гимнастику входит:

Работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);

С губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

Упражнения на артикуляцию детям доступны и интересны, если педагог использует их на занятиях в игровой форме. Для развития творческих способностей детей используются придуманные детьми этюдные истории «Язычка» на основе упражнений системы В.В. Емельянова.

Так как игра - любимый вид деятельности ребенка и игре он самоутверждается как личность, у него развивается фантазия. Сами того, не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции.

После проведения артикуляционной гимнастики, необходимо использовать интонационно-фонетические упражнения, которые помогают преодолеть дефекты речи, выравнивают гласные и согласные звуки. При пении упражнений из ряда гласных с целью их выравнивания один гласный звук следует, как бы вливать в другой плавно, без толчка (уууаааооо). Пение гласных в той или иной последовательности преследует определенную цель в зависимости от того, на какое тембровое звучание нужно настроить голос. Для формирования звучания детского голоса ближе к фальцетному звучанию следует использовать гласные звуки [у], [о], [а] (среди которых гласный [у] наиболее предпочтителен). В практической работе с детьми за основу певческой артикуляции принято расположение губ в полуулыбке. При таком расположении гортань поднимается, голосовые связки работают в более тонком режиме, голос звучит легко, светло. Расположение губ в полуулыбке способствует нахождению близкой вокальной позиции, которая характеризует правильное звукообразование. Особое внимание необходимо обращать на раскрепощение подбородка. ""Проверка"" осуществляется открыванием рта руками, приложенными к щекам (пальцы сквозь щеки лежат на нижних зубах), при этом звучит гласный звук [у].

3. Обязательное условие на музыкальных занятиях - является работа над развития здоровой личности ребенка. Оздоровительная гимнастика - система специально подобранных физических упражнений, способствующих всестороннему развитию и укреплению здоровья. Гимнастика улучшает работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем, укрепляет мышечный и костный аппарат, усиливает обмен веществ в организме, совершенствует приспособительные механизмы к различным физическим нагрузкам. Данный комплекс упражнений помогает активизировать работу головного мозга, снять усталость, улучшить общее состояние организма, предупредить различные заболевания, снять головную боль, нормализовать давление, улучшить зрение, слух, работу кишечника (Приложение «Здоровьесберегающие упражнения», стр.28).

Таким образом, использование традиционных и инновационных технологий, системы специальных упражнений - все это позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, а также активизировать творческие способности дошкольников. Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.

Для достижения высоких результатов работа строится в сотрудничестве с родителями и воспитателями. Проводятся беседы, консультации по организации музыкальной деятельности детей.

Результативность. Критерием результативности является степень творческой реализации детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.

Использование данной системы в работе с дошкольниками значительно повышает уровень сформированности у детей певческих навыков и исполнительской культуры, обогащает их знания о хоровом исполнительстве, особенностях голосового аппарата, охране детского голоса, способах управления им, а так же способствует развитию творческих способностей детей. Развитие творческих способностей детей одна из составляющих музыкального развития дошкольников.

Результаты эффективности проведенной работы четко прослеживаются в сравнении сводных диагностических данных по музыкальному развитию дошкольников.

В результате такой целенаправленной работы мне удалось достичь стабильно высоких результатов.

Уровень сформированности певческих навыков

положительная динамика уровня сформированности певческих навыков и детей;

расширение певческого диапазона;

успешное освоение основных комплексов дыхательной и артикуляционной и оздоровительной гимнастики;

получение радости и удовольствия от исполнения вокальных произведений;

осознание родителями необходимости развития эмоционально-творческой и здоровой личности ребенка.

Каждый человек, родившись, получает от матущки-природы драгоценный и великий дар - особого качества музыкальный инструмент-голос. Необходимо лишь только научиться правильно владеть этим инструментом.

Литература

1. Асафьев Б. В. О музыкально - творческих навыках у детей / Б.В.Асафьев. -- М.: Просвещение, 1990. 106 с.

2. Богуславская Э. Музыкальное воспитание в детском саду. - М., 2000.

3. Ветлугина Н. А. Виды детской музыкальной деятельности // Дошкольное воспитание. - 1980. № 9. - С. 85-93.

4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. -- М.: Просвещение, 1968.

5. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.

6. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. М.: «Академия», 2005. 320 с.

7. Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса.- Новосибирск; Наука,Сибирское отделение 1991г. 102с.

8. Толкачев Б.С.Физкультурный заслон ОРЗ.-М. Просвещение,- 2001.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проявления музыкальности в раннем детстве. Музыка, как средство всестороннего развития ребенка. Значение музыки на занятиях, праздниках, в повседневной жизни детского сада. Задачи музыкального воспитания для гармоничного формирования личности ребенка.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2010

    Возрастные особенности слуха и голоса ребенка. Охрана детского голоса. Методы и приёмы обучения пению. Развитие творческой инициативы в самостоятельных поисках певческой интонации. Выбор и разучивание песен. Планирование работы по пению в детском саду.

    реферат , добавлен 09.04.2010

    Жизненный путь, оперное и вокальное творчество А.С. Даргомыжского. Работа над оперой "Русалка". Тональность, форма, структура тона и тематика хоров "Русалки". Певческая динамика в произведении "Сватушка", звуковедение, вокальные и дирижерские трудности.

    практическая работа , добавлен 09.06.2010

    Полидеятельностный характер дирижерской деятельности. Технический профессиональный аспект взаимоотношения дирижера и хора с точки зрения технической и эмоционально-психологической составляющей. Компоненты творческой атмосферы хорового коллектива.

    реферат , добавлен 12.11.2015

    Характерные особенности личности музыканта. Сравнение игры ребенка и музыканта с психологической точки зрения. Описание основных этапов возникновения и формирования музыкальных навыков. Анализ значения в музыкальной деятельности согласованности действий.

    контрольная работа , добавлен 21.10.2010

    Исследование теоретических основ резонансной техники пения, основных физических свойств резонаторов голосового аппарата певца, их функций в певческом процессе. Характеристика упражнений для достижения силы звука, глубины и красоты тембра, гигиены голоса.

    дипломная работа , добавлен 30.04.2012

    Проявление яркого таланта Людвига ван Бетховена в детские годы, начало постижения композиторской техники и создание первых музыкальных произведений. Тяжелая жизнь и формирование личности композитора, его гастрольная деятельность и творческое развитие.

    презентация , добавлен 22.05.2012

    Значение пения в развитии музыкальных способностей детей. Музыкально-дидактические игры и упражнения, их использование на музыкальных занятиях. Конспекты занятий с использованием музыкально-дидактических игр и упражнений в старшем дошкольном возрасте.

    реферат , добавлен 13.11.2009

    Краткие биографические сведения о жизненном пути великого русского композитора, дирижёра, педагога П.И. Чайковского. Характеристика личности и особые черты творческой индивидуальности Чайковского. Произведения, написанные известным композитором.

    презентация , добавлен 15.03.2011

    Разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического образования. Идея целостного продуктивного воспитания личности, ее реализация в концепции художественно-творческих уроков музыки, уроков искусства. Основные цели уроков.

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Ветлугина Н.А. считает, что ”пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально–сенсорные и, особенно, музыкально–слуховые представления звуковысотных отношений” 1 .

Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанимента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Метлов Н.А. в своей книге ”Музыка детям” пишет об основных качествах детского голоса, о том, что ”голосовой аппарат очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка… Голосовые связки тонкие, короткие, поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и придаточные полости носа) и нижний грудной (полости трахеи и бронхов)… У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому голос несильный, но звонкий. Резонаторы придают звуку разную окраску. При форсировании звука во время пения у детей развивается неприятное, несвойственное им низкое звучание” 3 .

Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников.

Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.

Опираясь на исследования и опыт ведущих музыкантов–теоретиков и практиков, широко используя новейшие достижения музыкальной педагогики, выстроила систему развития певческих навыков детей дошкольного возраста.

Данную работу начинаю с детьми трехлетнего возраста. Особое внимание уделяю звукообразованию: учу петь протяжно, естественным, светлым звуком без напряжения и крика.

В средней, старшей и подготовительной группах работа над певческими навыками продолжается.

Более углубленную работу в этом направлении веду на занятиях вокального кружка, который посещают дети 5-7-летнего возраста.

В основе моих занятий лежат идеи детского музыкального воспитания Карла Орфа, Огороднова Д.Е. и Емельянова В.В.

Условно занятия можно разделить на 4 раздела, которые взаимосвязаны и взаимодействуют между собой:

1. Фонопедические упражнения Емельянова В.В. Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ,мягкого неба с маленьким язычком), поэтому для достижения этой цели на каждом занятии провожу разминку – артикуляционную гимнастику по системе Емельянова В.В. Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

В артикуляционную гимнастику входит:

работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);

с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, т.к. провожу их в игровой форме.

Игра – любимый вид деятельности ребенка. В игре он самоутверждается как личность, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции.

После проведения артикуляционной гимнастики, использую интонационно–фонетические упражнения, которые помогают преодолеть дефекты речи, выравнивают гласные и согласные звуки. При пении упражнений из ряда гласных с целью их выравнивания один гласный звук следует как бы вливать в другой плавно, без толчка (уууаааооо). Пение гласных в той или иной последовательности преследует определенную цель в зависимости от того, на какое тембровое звучание нужно настроить голос. Для формирования звучания детского голоса ближе к фальцетному звучанию следует использовать гласные звуки [у], [о], [а] (среди которых гласный [у] наиболее предпочтителен). В практической работе с детьми за основу певческой артикуляции принято расположение губ в полуулыбке. При таком расположении гортань поднимается, голосовые связки работают в более тонком режиме, голос звучит легко, светло. Расположение губ в полуулыбке способствует нахождению близкой вокальной позиции, которая характеризует правильное звукообразование. Особое внимание необходимо обращать на раскрепощение подбородка. ”Проверка” осуществляется открыванием рта руками, приложенными к щекам (пальцы сквозь щеки лежат на нижних зубах), при этом звучит гласный звук [у].

2. Игры со звуком являются непременным условием на наших занятиях. Ребенок должен получить о нем совершенно точное представление. Мы говорим о том, что звук обладает определенными свойствами. Его нельзя потрогать, можно лишь услышать. Звук может быть плоский, круглый, высокий, низкий, сердитый, ласковый, нежный. Материалом для звука может служить все, что угодно: элементарные инструменты, нитки, воздушные шары, обручи, мячи, мыльные пузыри – в общем, все то, что подскажет фантазия педагога. Часто провожу игру ”Волшебная коробочка”

Детям нравится тянуть ниточку из коробочки. Они видят, как тянется ниточка, а с ней и звук. Понимают, что у звука есть начало и конец. Дети тянут ниточку на любой гласный звук; по ней можно спеть сверху вниз и наоборот. Ниточка ровная, шелковистая и звук тоже должен быть ровным. Если ниточка совершает волнообразные движения, то и звук может быть волнистым и т.д.

3. Работа с руками – обязательное условие на занятиях. Руки “отвечают” за определенные участки коры головного мозга. Они помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, выразительно и разнообразно, что позволяет достичь успехов даже с самыми слабыми детьми. На занятиях создаю ситуации, когда ребенок обязательно начинает работать руками. Руки внизу – низкий звук, вверху – высокий, руки совершают отрывистые движения – звук отрывистый на стаккато , мягкие движения рук – плавный звук. Этот прием помогает детям сознательно управлять процессом звукоизвлечения. (Рисунок 1 ).

В вокальной работе использую упражнения с ладовокальными жестами. При помощи жестов дети учатся петь устойчивые ступени от любого звука. (Рисунок 2 ).

На занятиях люблю использовать такой прием, как выразительное чтение стихотворения. Работу над стихами провожу таким образом: группа читает стихотворение под мое дирижирование (как будто музыкальное произведение). Каждый ребенок повторяет эти движения, которые предлагают несколько вариантов контрастных образов (добрый, злой, плаксивый, радостный и т.д.). Для занятий подбираю стихи, содержащие яркий игровой образ или диалог.

Красивые, пластичные движения рук, качественное дирижирование, активные, широкие движения, положительные эмоции – все это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей.

Пальчиковые игры – еще один необходимый прием на занятиях вокального кружка. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание.

4. Большое значение для закрепления певческих навыков имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.

Для формирования ладотонального звука незаменимыми являются задания на развитие песенного творчества “Что ты хочешь, кошечка” Г.Зингера, “Зайка, зайка, где ты был?” и др. Детям предлагаю поиграть в музыкальные вопросы и ответы. Вопросно-ответная форма упражнения или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог, способствует активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы.

Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру, а возможность играть без сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом. В играх с пением дети упражняются петь а капелла . Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям приобретать веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения.

Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная и кружковая работа с детьми – все это позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.

Список использованной литературы

Ветлугина Н.А. ”Методика музыкального воспитания в детском саду”, М., ”Просвещение”, 1989г.

Емельянов В.В. ”Фонопедический метод развития голоса”, 1999 г.

Метлов Н.А. ”Музыка детям”, М., ”Просвещение”, 1985 г.

Орлова Т.М., Бекина С.М. ”Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет”, М., ”Просвещение”, 1987 г.

Орлова Т.М., Бекина С.М. ”Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет” М., 1988 г.

Загрузка...
Top