Сочинение на тему «Почему отношения между Татьяной и Онегиным сложились трагически? Блог ведет александра сопина Почему невозможен был союз с татьяной.

Данный урок проведен по программе: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И. С. Збарский, В.П. Полухина, В.И. Коровин. В соответствии с тематическим планированием это последний урок по роману «Евгений Онегин». Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок - практикум. Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо: «Ассоциативные ряды», «Ключевые слова» «Трехчастный дневник», «Инсерт», «Перекрестная дискуссия», «Письменная рефлексия». Формы работы: групповая, индивидуальная

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 9 классе

«Почему не состоялось счастье

Татьяны Лариной и Евгения Онегина?»

(по роману А. С. Пушкина

«Евгений Онегин»)

Выполнено: Карповой Е.В.,

учителем русского языка и литературы

МОУ «Воровская СОШ»

Тема урока: «Почему не состоялось счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина?» (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Цели урока:

  1. образовательная - рассмотреть причины драмы несостоявшейся любви Татьяны и Онегина через мотивацию поступков героев романа; закончить прочтение романа
  2. развивающая - развитие умения и навыков филологического анализа литературного произведения; развитие мыслительных навыков: умение решать проблемы, принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны явлений; развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  3. воспитательная - создание условий для формирования социальной компетентности, коммуникативных навыков и ответственности

Оборудование урока: роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», фрагменты рассказа А. Куприна «Гранатовый браслет», оформленная доска, мультимедийный проектор, презентация к уроку, иллюстрации Е. Самокиш – Судковской, А. Самохвалова, П.Соколова, аудиоклип А.Малинина «Берега» и А. Пугачевой, Б. Моисеева «Две свечи».

Приемы ТРКМ: «Ассоциативные ряды», «Ключевые слова» «Трехчастный дневник», «Инсерт», «Перекрестная дискуссия», «Письменная рефлексия»,

Формы работы: групповая, индивидуальная

Тип урока: комбинированный

Оформление доски к уроку: схемы - заготовки

Ход урока:

Организационный момент (слайд 1)

Здравствуйте, те, у кого сегодня хорошее настроение.

Здравствуйте, те, у кого в душе непогода.

Здравствуйте, те, кто пока одинок.

Здравствуйте, те, кто уже влюблен.

Слово учителя: (слайд 2)

Любовь для А.С. Пушкина – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы». «Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, - подчеркивал Пушкин, - унижают поэзию». Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое «разыскание», касающееся любовных увлечений Пушкина. Здесь не только запечатлена психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, но воспел Женщину.

Любовь и дружба – это два состояния, через которые проходит человек, они раскрывают богатство души или ее опустошенность. Поэтому своих героев А.С. Пушкин проводит через эти чувства.

А что есть любовь для вас? (чувство, которое окрыляет, дает силы, толкает на подвиги, заставляет страдать, мучиться, переживать…)

С чем ассоциируется это слово?

Запись на доске:

(слайд 3)

Каждый из нас мечтает о такой любви, про которую очень точно сказал один из героев рассказа А. Куприна «Гранатовый браслет» генерал Аносов: «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. Та, про которую сказано, – «сильна как смерть». Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость…любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире».

Что нужно двум половникам, чтобы понять, что это он – единственный в мире, что это она – самая прекрасная на земле? (Мгновение, время, годы, целая жизнь…)

А что такое счастье?

Как соотносятся эти два понятия между собой?

Любовь и счастье - очень близкие понятия, они всегда соседствуют, одно раскрывается через другое. Это слова- синонимы. Роман «Евгений Онегин»- это роман о любви, но несостоявшейся, не ставшей счастьем. (слайд 4) Тема урока звучит так: «Почему не состоялось счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина?»

Как вы определите цели урока? В чем мы сегодня попробуем разобраться? (слайд 5) (должны понять мотивацию поступков героев романа, причины драмы несостоявшейся любви)

Каковы же наши главные герои Онегин и Татьяна? Что вы можете сказать о них (по первым главам романа), об образе жизни, увлечениях, привычках? Начнем с Татьяны.(слайд 6)

А Онегин каков? (слайд 7)

Вывод: Онегин и Татьяна живут жизнью героев книг, как и вся молодёжь 10-20 гг.: Татьяна - Ричардсона, Руссо; Онегин – Байрона («Чайльд Гарольд»), Бенжамена Констана («Адольф»). Ими увлекался и изучал их и сам Пушкин! То есть Онегин и Татьяна – типичные представители молодёжи начала ХІХ века, они – не исключение, они – та же дань моде; это плен, это обман, это ошибки, заблуждения, жизнь под впечатлением прочитанного.

Легко ли сказать…люблю? (Все зависит от характера человека. Признаться в любви бывает очень трудно, бывает, что и невозможно.)

Почему? (Сдерживает страх: любовь может быть безответной. Кто-то боится насмешки, кто-то боится быть непонятным.)

Как вы думаете, почему влюбленные люди избирают для этого эпистолярный жанр, жанр письма? (Написать письмо легче: ведь ты не смотришь в глаза.)

Ученица (в костюме Татьяны) читает наизусть (в сокращении) письмо Татьяны. (слайд 8)

Что вы можете сказать о чувствах Татьяны, каковы они? (Чувства её искренни, чисты, сильны, она полюбила на всю жизнь.)

Почему Татьяна обращается к эпистолярному жанру? (ей страшно рассказать о своем чувстве, это было не принято в те времена, ее могли осудить, насмехаться стали бы, так поступали героини романов, которыми зачитывается Татьяна)

Что есть любовь для героини? Какие ключевые слова в тексте помогут понять ее внутренний мир, проникнуть в тайны ее души? Вы дома должны были выделить ключевые слова. Давайте сверим результаты и сделаем вывод.

Учащиеся заполняют «Трехчастный дневник»

Ключевые слова

Комментарии к ним

Комментарии к комментариям

«Души неопытной волненья», «Меня презреньем наказать…»

«Моей несчастной доле…», «горького мучения…»

Любовь для Татьяны – великое страдание, жертвенность. Она наивна, неопытна…

.

Заполняется дома, так как после завершения урока часто происходит переосмысление некоторых позиций

«Только слышать ваши речи…»

«Я твоя…»

«Хранитель мой…»

«Послан богом…»

Любовь для нее – величайшая радость, возвышенное чувство...

«В сновиденьях мне являлся…»

«Чудный взгляд…»

«Воля неба…»

Татьяна – чувственная натура, романтик по душе, сентиментальная. Очевидно влияние «книжной любви».

Почему Татьяна полюбила Онегина с первого взгляда? (Начиталась книг, ждала своего героя, увидела в Онегине именно его- загадочного, непохожего; верила в предначертания судьбы.)

Теперь обратимся к образу Евгения Онегина. Каковы его представления о любви? (когда он жил в Петербурге, для него на первом месте были наслаждения любви, ибо Онегин – «истинный гений» в «науке страсти нежной», он владел искусством обольщения, но «рано чувства в нем остыли», «резкий охлажденный ум», «к жизни вовсе охладел» - такими словами характеризует автор новое состояние своего героя)

Но получив посланье Тани,

Онегин живо тронут был:

Язык девических мечтаний

В нем думы роем возмутил;

И вспомнил он Татьяны милой

И бледный цвет, и вид унылый;

И в сладостный, безгрешный сон

Душою погрузился он.

Быть может, чувствий пыл старинный

Им на минуту овладел;

Но обмануть он не хотел

Доверчивость души невинной.

Теперь мы в сад перелетим,

Где встретилась Татьяна с ним. (слайд 9)

Какие ключевые слова помогут понять его внутренний мир, проникнуть в тайны его души? Вы дома должны были выделить ключевые слова. Давайте сверим результаты и сделаем вывод.

Попробуем разобраться. Почему Онегин свой монолог называет исповедью? А автор, обращаясь к читателю, говорит: «Так проповедовал Евгений». (Онегин откровенно признается в том, что Татьяна нравиться ему, но он не готов к браку, не хочет и не может ограничить свою жизнь «домашним кругом», что интересы и цели у него совершенно другие, что семейная жизнь наверняка ему прискучит и учит, наставляет ее, распространяет свои идеи)

С чем ассоциируются эти слова? (чистосердечное признание в чем – либо, откровенный рассказ, наставления…)

Какое слово оставляет шанс влюбленному человеку, а какое ставит точку в отношениях? (он сумел оценить ее, признается, что кроме нее никакая другая ему не нужна, если бы он решил жить семейной жизнью, говорит, что любит ее, но любовью брата; Указывает ей на то, что нужно уметь справляться со своими чувствами, потому что этим могут воспользоваться другие)

Почему Онегин не воспользовался божественным даром, который послала ему судьба? (Не хотел потерять свободу, которую только что обрёл, покинув «свет» Петербурга; он ещё не способен был полюбить сам и не мог оценить любовь другого, но проявил благородство, предупредив, к чему «неопытность ведёт»).

Как вы воспринимаете монолог Онегина?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте поработаем с текстом вот с какой с позиции:

Я согласен с героем. Это соотносится с моими нравственными убеждениями. (Онегин очень искренен, способен оценить «души доверчивой признанья»).

Я не согласен с героем. Это противоречит моим убеждениям. У меня было бы другое решение. (Онегин ошибается, когда говорит: « Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя…». Он обрекает себя на одиночество, отказываясь от любви).

Мне трудно определиться в этом вопросе. (Онегин вызывает у меня двойственные чувства: нравится его откровенность, благородность души, но мне трудно понять, почему человек, не познавший любви, учит Татьяну «властвовать собою») .

Давайте попробуем защитить каждого из героев. Свою речь начинайте словами: - Я хочу защитить моего героя, его поступки…

Работа по группам:

  1. Что можно считать положительным в характере Татьяны?
  2. Какие отрицательные черты характера Татьяны вы можете назвать?
  3. Что можно считать положительным в характере Онегина?
  4. Какова негативная сторона характера героя?

1.Татьяна

Решительная

У нее открытое, чистое сердце

Искренняя, чувственная

Не способна предать,

Была бы верной женой…

4. Онегин

Эгоист, причиняет Татьяне боль

Не желает понять душу влюбленной девушки

Не дает шанс ни ей, ни себе

Обрекает себя на одиночество

3. Онегин

Честный, открытый, благородный человек

Не способен лгать

Не любит ее, ведь сердцу не прикажешь…

2.Татьяна

Живет в своем придуманном мире

Создала себе образ некого идеального мужчину

Слишком откровенная, не способна сдерживать свои эмоции…

Что стало причиной разлуки Онегина и Татьяны? (Дуэль, смерть Ленского.)

Почему состоялась дуэль Онегина с Ленским? Дуэль между друзьями?

(« Пружина чести - наш кумир.

И вот на чём вертится мир!» Боязнь сплетен, молвы, да и друзья они «от делать нечего».)

Оказывается, что Онегин не способен ни на любовь, ни на дружбу, потому что не свободен от «света», его законов. Лишь потом это к нему придёт.

Пути Онегина и Татьяны разошлись навсегда. Оба они начинают строить свою жизнь заново. Он отправляется в дальние края, в долгие странствия по России; она в Москву, на ярмарку невест, а затем после замужества – в Петербург. Однако через три года их судьбы неожиданно вновь пересекаются. Теперь это существенно изменившиеся, во многом другие люди их новая встреча оказывается для обоих совсем нелегкой. (слайд 10)

Каким находит петербургский «свет» Онегина, почему? (Странным, он не похож на себя прежнего, не похож на них.) (слайд 11)

Какой находит он теперь Татьяну? (Не находит и следа от прежней смиренной девочки. Она неприступна, холодна: «Богиня царственной Невы!»)

Инсценировка «Последнее свидание». (слайд 12,13,14)

Прослушивание песни «Берега» в исполнении А. Малинина.

Чем отличается это свидание от первого, в саду, в деревне? (Онегин стал самим собой, любит, страдает, но не находит прежней Тани. Ситуация изменилась прямо «наоборот». Она теперь преподаёт ему урок нравственности.)

Чем мотивирует Татьяна внезапную любовь к себе Онегина? Ответьте строками текста романа. (Что знатна, что в свете её позор всеми был бы замечен.)

Как вы считаете: она права? (Нет! Евгений любит искренне, раскаивается в прежних ошибках)

Что понимают они оба? (что любят друг друга, что Таня прежняя, что Онегин другой, но что счастье невозможно.)

Почему Татьяна просит оставить её? (Она вышла замуж, верна долгу, дорожит честью мужа, уважает его, т. к. он благородный, израненный в боях, уважаемый всеми генерал.)

Какие ошибки совершили они оба? (Татьяна вышла замуж, уступив мольбам матери, а ей «все были жребии равны»; Онегин не поверил когда-то себе («привычка свыше нам дана»), не смог когда-то стать выше «света».)

Что помешало героям романа быть вместе и быть счастливыми?

Вывод: Их счастье не состоялось по многим причинам (ошибкам, которые оба они допустили): дань моде; незнание законов светской жизни Татьяной, её неосторожность; желание быть свободным от семейных уз Онегиным; дуэль; замужество Татьяны.

Попробуйте написать синквейн о Татьяне и Онегине (слайд 15)

Какой же урок жизни, какую науку любви преподал нам Пушкин? (Жизнь сурова, в отличие от её красивости в книгах, в мечтах; она наполнена человеческими страданиями, разлуками, поздним осознанием своих ошибок и невозможностью их исправить, так как невозможно повернуть вспять время, прожить заново (в одну реку войти дважды нельзя)). Так было всегда, так есть и так будет…

Главное в жизни - умение преодолевать трудности, способность мыслить, чувствовать, любить, согревать других своей любовью, светить другим, как свеча в тёмной ночи, согревать теплом протянутой тобой руки другого, кто в этом нуждается. На это и надеялся великий Пушкин, об этом и молил Бога: «Дай бог, чтоб в книжке этой, читатель, ты хотя крупицу мог найти».

Об этом же поют Б. Моисеев и А. Пугачёва в песне «Две свечи в тёмной ночи» Вот и закончилось наше путешествие по страницам любимого романа Пушкина «Евгений Онегин», закрылась последняя страница жизни его любимых героев. Возьмите с собой в жизнь его мудрые советы, бережно, как свечу, несите по жизни любовь свою и помните, что любовь (как сказал нам поэт)- это бесценный дар, божественный дар! Учитесь у Пушкина всю жизнь.

Домашнее задание: (слайд 16)

  1. Нарисуйте счастье Татьяны и Онегина
  2. Попробуйте написать сочинение – эссе (6-7 предложений, очень субъективных, в разговорной форме): Какими вы видите современную Татьяну Ларину или Евгения Онегина?
  3. Сравните героев в изображении Пушкина А.С. и в спектакле Владимирского драматического театра в постановке Владимира Петрова

Список использованных источников

  1. Высказывания Пушкина http://www.unbi74.ru/biblioteka/a-s-pushkinlish.html
  2. А. Куприн «Гранатовый браслет» 8 глава - http://www.modernlib.ru/books/kuprin_aleksandr_ivanovich/granatoviy_braslet/read/
  3. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»-http://www.modernlib.ru/books/pushkin_aleksandr_sergeevich/evgeniy_onegin/read/
  4. Иллюстрации к роману http://www.a4format.ru/book

    слезы

    радость

    Семья, дети

    взаимопонимание

    любовь

    Свет и тепло семейного очага

    дети

    счастье

    Чувство исполненного долга

    взаимопонимание

    В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» одними из самых главных героев являются Евгений Онегин и Татьяна Ларина.

    Татьяна Ларина влюбляется в Евгения Онегина с первого взгляда, но им не суждено стать счастливой семейной парой. Почему же так произошло?

    Причин было несколько.

    Во-первых, разное детство. Татьяна родилась и выросла в полной семье. У нее были отец, мать, сестра, няня. Таня видела семейную жизнь, она знала, как живут и общаются между собой члены семьи. Евгений рос без родителей. Его мать умерла очень рано, отец им не занимался. «Семьей» для него стали гувернантка, а потом французский гувернер. У мальчика не было представления о том, что такое семья, какие отношения между родителями, как родители общаются со своими детьми. Проще говоря, Онегин не знал, что такое семья. Именно поэтому он не мог понять ее ценность.

    Во-вторых, воспитание. Татьяна воспитывалась русской няней. Она выросла в русской культуре, на русских сказках. Татьяне близка и понятная русская культура. Она знает французский язык, читает французские романы, но русская культура ей ближе. Евгений же рос оторванным от русской культуры. Он получил поверхностные знания, он прекрасно говорит по-французски, читает на латыни, но русская культура и традиции для него чужды.

    В-третьих, жизненный опыт. Татьяна выросла вдали от столицы, она радуется простым вещам (хорошей погоде, полевым цветам, французским романам, сказкам няни). Татьяна не знает, что такое бесконечные балы, званые вечера. Она еще не влюблялась, для нее это новое чувство. Евгений более восьми лет жил в свое удовольствие. Ему уже надоели все столичные балы, званые вечера, театральные постановки, внимание женщин. Он устал от жизни, ему все скучно и неинтересно. Он не способен дорожить кем-либо.

    Именно поэтому главные герои романа и не смогли создать семью. У них слишком разный образ жизни, разные жизненные ценности.

    Давайте представим на миг, что очутились в середине девятнадцатого века. Мы окажемся в том обществе, в котором жили герои романа А.С. Пушкина Татьяна Ларина и Евгений Онегин .

    Несмотря на то, что Евгений и Татьяна жили в одно время и в одном обществе, но восприятие этого общества у них очень различно. Мир Онегина - это светский мир пышных приёмов и балов, а Татьяна - натура поэтическая, мечтательная и одухотворённая. Невольно спросишь у себя: могли ли Евгений и Татьяна быть вместе? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Для начала нужно определить: что же общего между ними?

    Я думаю, что единственное, что их объединяет, — желание любить и быть любимыми. Возможно, они могли быть вместе, если бы не влияние того общества, в котором они жили. Общества, где нет любви, где есть только игра в любовь. Поэтому Онегин и во что не верит: ни в счастье, ни в любовь. Годы, проведенные в искусственном мире иллюзий доброты, оставили определенный отпечаток на его дальнейшей жизни. После многочисленных лет своей жизни проведенной во лжи и предательстве Евгений просто не может поверить в свое счастье. Этим и объясняется его трагическое непонимание Татьяны.

    Написав письмо, Татьяна совершает необычный смелый поступок, не свойственный девушке того времени, нарушая все правила, общепринятые в её среде, так как за такой поступок могли бы не только не понять девушку, но и оклеветать. Но её признание не было услышано охлаждённым сердцем Онегина. Он не способен ответить на любовь Татьяны, так как его чувства искажены обществом. Он не понял Татьяну: она пишет ему о любви, а он говорит ей о женитьбе.

    Исповедь Онегина, возможно, на первый взгляд очень благородна. Он же не обманул Татьяну, а, наоборот, сразу сказал ей всю правду. Но если задуматься, то можно с уверенностью сказать, что герой мёртв душой и у него каменное сердце. Онегин своими руками погубил нежданно выпавшее на него счастье. Возможно, он просто испугался любви и побоялся сделать или сказать Татьяне что-то не то. Ведь, в то время многие девушки просто забавлялись с юношами, не испытывая при этом абсолютно ничего. Наверное, поэтому Евгений и испугался такого счастья.

    Он всегда был одинок, но когда другой человек протянул ему руку, раскрыл своё сердце, — он оказался нравственно слепым и глухим.

    Я думаю, что когда-то он мечтал о такой девушке, как Татьяна, но со временем всё переменилось. Общество, в котором он жил, убило в нём всё прекрасное, что было когда-то. Кажется, что Онегин намного выше общества, которое его окружает, он в то же время он является его узником.

    Последняя сцена - самая удивительная во всём романе. В ней Онегин всё же решается сказать Татьяне о своих чувствах, но уже спустя годы, когда они встретились на балу.

    Когда же Татьяна становится знатной дамой, то с грустью вспоминает свою прежнюю сельскую жизнь. Татьяна по-прежнему любит Евгения. Даже при встрече она осталась верной своему супругу.

    Исходя из всего, я могу точно утверждать, что отношения между Евгением и Татьяной не могли бы закончиться иначе, так как они даже спустя годы так и не смогли понять друг друга, а в отношениях, я считаю, самое главное - понимание.

    С самого детства я слышу о замечательном произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин». С самого детства мне приводят в пример любовь Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне. Это было самым любимым произведением моей сестры. Это было любимым произведением мамы и, конечно же, бабушки. Но время идет и постепенно «Евгений Онегин» приобретает некую банальность. Он уже не может соперничать с великими творениями Д. Донцовой и Ю. Шиловой. Но самый главный конкурент «Евгения Онегина», конечно же, произведение века - «Сумерки»! Разве не смешно? Совсем нет. В принципе это нормально. Время меняется - люди меняются - произведения приобретают другой характер. Но общим остается одно – люди искали фантастики во времена Пушкина, люди ищут фантастику сейчас.
    Ну, это было небольшое вступление, а теперь прошу перейти к сути дела. Итак, тема, на которую нам с вами надо поразмышлять «Онегин и Татьяна. Почему не состоялось счастье героев?» Почему же? Над этим вопросом задумывалось множество известных критиков, и вот теперь моя очередь. Так, что помешало быть счастливым людям, которые были в нескольких шагах от семьи, дома у моря и собственного дерева. Не знаю. Мне кажется, что каждый может вырастить дерево.… Но представляете ли вы себе, Евгения Онегина, который построил дом, нянчит детишек и разводит собственный сад? Я лично нет! Да, такой человек может быть страстным любовником, хорошим собеседником, но никак не мужем! Такие люди рождены специально, что бы какой-нибудь известный поэт назвал его типом «лишнего человека». Такие люди рождены, что быть контрастом этих известных поэтов, что бы эти же поэты называли их необычными - «белыми воронами», хотя на самом деле Евгений был самым непримечательным дворянином 19-го века, уставшим от жизни.
    Если прочитать произведения А.С. Пушкина, то можно понять, что выделяя какого-то героя он, выделяет себя, хотя сам же утверждает, что его герой это не он! Одна я заметила абсурд? Его герои обличают весь дворянский род (Пушкин утверждает, что его герой не имеет никакого отношения к нему), по сути, он обличает себя, но ведь все произведения передают мысли автора, его точку зрения! По правде говоря, я запуталась…
    Это было небольшое отступление. …Так вот, Онегин – просто очередная жертва поэта, какой-то обычный человек, за счет которого прославился Пушкин.
    А вот Татьяна, наоборот, представлена обычной, простой, наивной деревенской девчонкой, которая в беспамятстве влюбилась в злобного демона – Онегина. В моем представлении в этом произведении демоном предстает не Евгений, а Татьяна! Это она, та самая «белая ворона», благодаря которой их счастье не состоялось! И, конечно же, как всегда, у меня найдутся доказательства этому утверждению. Влюбившись в Онегина, Татьяна непременно поторопилась все выложить ему на блюдечке, тем самым испугав его до безумия - сначала он убьет своего лучшего друга, потом свалив на горечь и сожаление, и быстро умчит за границу. Моё мнение такого: любой бы на его месте сбежал от такого признания. …Проходит время, Онегин, опомнившись, возвращается обратно в Россию. Как девушка не дожидается своего парня из армии, так и Татьяна, не дожидаясь Онегина из-за границы, выходит замуж. Отговорка такова: из-за слез матери.
    И вот из тихой деревенской девчонки Татьяна превращается в даму, у которой свой модный дом. В даму, которой все завидуют. В даму, у которой старый покалеченный муж! Правда, перспективно? Заметьте, указывая, якобы на свою гордость, она отказывает Евгению, говоря что «другому отдана и будет век ему верна». А на самом- то деле, девичья влюбленность прошла и на первое место, как всегда, встала корысть! И, конечно же, я виню Татьяну, в том, что их счастье с Онегиным не состоялась. Любая женщина, которая любит, откажется от всех своих предрассудков и гордости и побежит в объятия любимого человека! А то, что у Татьяны - не любовь!
    Вы спросите меня: «Для чего такое вступление?» «Для того, что бы сделать вывод»- отвечу я. «Евгений Онегин»- современный мир! И так же может по соперничать с «Сумерками». И для меня никакого интереса не представляет.

    Конспект урока

    «Почему не состоялось счастье

    Татьяны Лариной и Евгения Онегина?

    (Тема любви в р.

    «Евгений Онегин».)

    Урок, завершающий углублённое

    прочтение романа.

    Урок, обучающий сочинению-рассуждению.

    Урок, обучающий составлению плана

    обычного и плана цитатного.

    Учитель:

    Цели урока:

    1. Закончить углублённое прочтение романа «Евгений Онегин».

    2. Проанализировать 8 главу и ответить на главный вопрос урока.

    3. Определить, в чём своеобразие жанра сочинения - рассуждения, назвать составляющие его компоненты.

    Основная задача урока:

    обучение составлению плана сочинения.

    Технологии:

    групповой, исследовательский, творческий.

    Оборудование:

    Иллюстрации к роману и рисунки учащихся;

    Грамзаписи арии Онегина и Татьяны;

    Тексты романа;

    Учебник по литературе 10 кл. ;

    Оформленная доска.

    План. (Урока и как план сочинения).

    Обычный

    Цитатный

    І. Любовь и счастье - понятия очень близкие.

    ІІ. Онегин и Татьяна – два берега одной жизни – реки.

    1. В плену у книг и света.

    2. Встреча героев. (Деревня).

    3. Письмо Татьяны.

    4. Свидание в саду.

    5. Разлука. (Дуэль, отъезд Онегина).

    6. Новая встреча. (Петербург.)

    7. Последнее свидание. Разлука навсегда.

    ІІІ. 1. Своеобразие и роль компазиции в раскрытии основной сюжетной линии романа - несостоявшегося счастья любимых героев автора.

    «Дай бог, чтоб в книжке этой ты (читатель) хотя частицу мог найги».

    Вступление.

    І. «Любовь - это сердце всего».

    Основная часть.

    ІІ. «Берега, берега. Берег этот и тот - между ними река нашей жизни».

    1. Она «влюблялась в романы и Ричардсона и Руссо».

    Он «как Чайльд Гарольд угрюмый».

    2. Она : «Ты чуть вошёл, я вмиг узнала…»

    Он: «Скажи, которая Татьяна?»

    3. Она : «Я узнаю, ты мне послан богом».

    Он

    4. Она «внимала чуть дыша».

    Он : «Напрасны ваши совершенства. Их вовсе не достоин я».

    5. Он: «Ещё одно нас разлучило, несчастной жертвой Ленский пал». (Или «Ото всего, что сердцу мило, тогда я оторвал».

    Она

    6. Он : «Как изменилася Татьяна!- Богиня царственной Невы!»

    Она «… его не замечает».

    7. Он : «Как я ошибся, как наказан!»

    Она

    Заключение

    ІІІ. 1. «Вечно живой, вечно новый».

    (Мнения и суждения о романе критиков, читателей разных эпох).

    Подготовительная работа.


    1. Нарисовать иллюстрации к 8-ой главе романа (свои, а не срисовывать).

    3. Ответить письменно (в рабочих тетрадях) на вопросы:

    Как заканчивается роман? (8 глава).

    О ком и о чем весь роман?

    Ваше понимание (и):

    что такое любовь?

    что такое счастье? Соотносятся ли они?

    При каких обстоятельствах, где, как встретились Татьяна и Евгений Онегин?

    Почему Онегин не ответил взаимностью , хотя сразу отметил её ум, скромность, душевную красоту?

    Письмо Татьяны Онегину. Как оно раскрывает характер, натуру Татьяны?

    Исповедь Онегина Татьяне (свидание в саду) в ответ на её письмо. Как оно характеризует Онегина, какие черты характера его?

    Почему состоялась дуэль Онегина с Ленским, ведь они были друзьями?

    Изменились ли наши герои (Онегин и Татьяна) за 2 года разлуки?

    Почему Онегин теперь полюбил Татьяну, светскую даму?

    Почему теперь Татьяна ответила отказом Онегину?

    Кого вам больше жаль: Татьяну или Онегина? А Пушкину?

    Почему Пушкин оставляет своего героя (Онегина) в такую роковую для него минуту, а роман остаётся незаконченным?

    Возможно ли его продолжение? Если да, то как бы вы его завершили? Попробуйте написать ещё одну главу (можно прозой, конечно).

    Почему же, на ваш взгляд, не состоялось счастье Онегина и Татьяны?

    А может, они обрели иное счастье? В чём же? Каков идеал поэта Пушкина?

    Индивидуальные задания.

    1. Подготовить краткие справки (повторение) о романтизме, сентиментализме, своеобразии их развития в России (2 ученика). Материал есть в учебнике.

    2. Подготовить выразительное чтение наизусть письма Татьяны (с моими сокращениями) (1 ученица).

    3. Инсценировка последнего свидания Онегина и Татьяны (Петербург). (Составила её сама на основе письма Онегина, 8 главы. Подготовила её исполнение.)

    4. 2 индивидуальных задания о Татьяне и Онегине:- сообщение о путешествии Онегина и каким он явился в Петербург; - сообщение о том, какие события произошли в жизни Татьяны за время отсутствия Онегина, как они объясняются?

    Оформление доски к уроку.

    Записи на доске: тема, цели, задачи, план. (План обычный (левая сторона) доски, а правая - пустая).

    Ход урока.

    І. Вступление.

    «Любовь - это сердце всего». (Или любовь и счастье - понятия очень близкие.)

    1. Ребята, о чём и о ком этот роман? (О любви, о несбывшихся надеждах, о молодых людях 10-х-20-х гг. ХІХ в.)

    2. А что такое любовь? Какой смысл вы вкладываете в это слово? А у Пушкина что понимается под словом любовь? (Ребята называют слова: любовь - это страсть, страдание, болезнь, недуг, счастье или несчастье, семья; это жизнь, любимая работа, любимые друзья…)

    У меня уже заранее заготовлены на листочках слова эти и нарисовано сердце. Я к нему (как лучи) прикрепляю эти слова (или всё это на плакате).

    Получается вот такой опорный конспектик (ребята могут нарисовать его в тетрадях)

    Любимая работа жизнь

    любимые друзья страсть

    страдание

    семья, дети

    несчастье болезнь

    счастье недуг

    3. А что такое счастье? (Проделываем ту же словарную работу и с этим словом.)

    Солнце (счастье): чувство исполненного долга, жизнь, любовь, свет, тепло семейного очага, дети, служение Отечеству.


    Записываем первый вывод:

    Любовь и счастье - очень близкие понятия, они всегда соседствуют, одно раскрывается через другое. Это слова - синонимы. Роман «Евгений Онегин»- это роман о любви, но несостоявшейся, не ставшей счастьем.

    Вот и мы с вами попытаемся сегодня на уроке выяснить причины, почему же не состоялось счастье Татьяны и Онегина, каковы причины. Это и есть тема урока.

    Переходим к основной части наших рассуждений.

    ІІ. Основная часть.

    1. В плену у книг и света.

    1. Краткая литературоведческая словарная справка о сентиментализме и романтизме и особенностях их развития в России. (2 ученика подготовлены заранее.)

    2. Беседа с учащимися.

    Находите ли вы, ребята, присутствие этих направлений в литературе относительно романа «Евгений Онегин»? (Да, тем более, что сам Пушкин назвал своё произведение «романом».)

    Что же этот роман: дань моде, т. е. модному в то время романтизму, или попытка автора объяснить характеры своих героев, их взаимоотношений ? (И то и другое.)

    Каковы же наши главные герои Онегин и Татьяна? Что вы можете сказать о них (по первым главам романа) об образе жизни, увлечениях, привычках? (Для экономии времени кратко о них могут сказать 2 заранее подготовленных ученика.)

    Записываем вывод: Онегин и Татьяна живут жизнью героев книг, как и вся молодёжь 10-20 гг.: Татьяна - Ричардсона, Руссо; Онегин – Байрона («Чайльд Гарольд»), Бенжамена Констана («Адольф»).

    Ими увлекался и изучал их и сам Пушкин! То есть Онегин и Татьяна – типичные представители молодёжи начала ХІХ века, они – не исключение, они – та же дань моде; это плен, это обман, это ошибки, заблуждения, жизнь под впечатлением прочитанного. («Она влюблялася в обманы и Ричардсона, и Руссо»; он «как Чайльд Гарольд угрюмый».)

    2. Встреча. (Деревня).

    Коротко скажите, как, при каких обстоятельствах, где встречаются впервые Онегин и Татьяна? (В деревне, Ленский пригласил друга к Лариным.)

    Какой оказалась эта встреча для Татьяны? (Роковой!)

    Почему роковой? Что становится следствием этой встречи? (Татьяна влюбляется в Онегина, но безответно!) Она : «Ты чуть вошёл, я вмиг узнала». Он : «Скажи, которая Татьяна?»

    3. Письмо (Татьяны).

    Ученица (в костюме Татьяны) читает наизусть (в сокращении) письмо Татьяны.

    Вопрос к классу:

    Что вы можете сказать о чувствах Татьяны, каковы они?

    Как письмо раскрывает натуру, характер Татьяны? (Чувства её искренни, чисты, сильны, она полюбила на всю жизнь. Это натура цельная, но слишком доверчивая, верит в судьбу и т. д.)

    Она : «Я знаю, ты мне послан богом».

    Он: «… письмом невинной Тани тронут».

    4. Свидание. (В саду.)

    Почему Татьяна полюбила Онегина с первого взгляда?

    (Начиталась книг, ждала своего героя, увидела в Онегине именно его - загадочного, непохожего; верила в предначертания судьбы.)

    Почему Онегин не воспользовался божественным даром , который послала ему судьба?

    (Не хотел потерять свободу, которую только что обрёл, покинув «свет» Петербурга; он ещё не способен был полюбить сам и не мог оценить любовь другого.) Но проявил благодарность, предупредив, к чему «неопытность ведёт».

    Она : «… внимала чуть дыша».

    Он : « Напрасны ваши совершенства,

    Их вовсе не достоин я».

    5. Разлука. (Дуэль, отъезд Онегина.)

    Что стало причиной разлуки Онегина и Татьяны? (Дуэль, смерть Ленского.)

    Почему состоялась дуэль Онегина с Ленским? Дуэль между друзьями?

    (« Пружина чести - наш кумир.

    И вот на чём вертится мир!»)

    Боязнь сплетен, молвы. Да и друзья они «от делать нечего».

    Оказывается, что Онегин не способен ни на любовь, ни на дружбу, потому что не свободен от «света», его законов. Лишь потом это к нему придёт.

    Он : «Ещё одно нас разлучило,

    Несчастной жертвой Ленский пал».

    (Или «Ото всего, что сердцу мило ,

    Тогда я сердце оторвал».)

    Она (в доме Онегина): «Уж не пародия ли он?»

    Ученик и ученица коротко рассказывают о том, как и где прожили Онегин и Татьяна два года в разлуке:

    об Онегине - путешествие и каким возвратился в Петербург, как встречен;

    о Татьяне – череда событий в её жизни, её чувства, мысли, новый внешний облик героини.

    6. Новая встреча. (Петербург.)

    Каким находит петербургский «свет» Онегина, почему?

    (Странным, он не похож на себя прежнего, не похож на них.)

    Что «свет» советует Онегину? (Быть как все.)

    А в чём, по-вашему, «странность Онегина»? Что в нём изменилось? (Стал замечать людей, стал способным на чувство, страдание, полюбил !)

    Какой находит он теперь Татьяну? (Не находит и следа от прежней смиренной девочки. Она неприступна, холодна: «Богиня царственной Невы!») Он : «Богиня царственной Невы!» Она : «… его не замечает».

    Давайте воочию увидим это.

    7. Инсценировка. «Последнее свидание».

    (Сцена последнего свидания

    Онегина и Татьяны.)

    Она составлена на основе письма Онегина, 8 главы романа.

    Чем отличается это свидание от первого, в саду, в деревне? (Онегин стал самим собой, любит, страдает, но не находит прежней Тани. Ситуация изменилась прямо «наоборот». Она теперь преподаёт ему урок нравственности.)

    Чем мотивирует Татьяна внезапную любовь к себе Онегина? Ответьте строками текста романа. (Что знатна, что в свете, что её позор всеми был бы замечен.)

    Как вы считаете: она права? (Нет! Он любит искренне, раскаивается в прежних ошибках, что тогда «привычке не дал ходу», что «постылую свободу потерять не захъотел».)

    Что понимают они оба? (что любят оба друг друга. Что Таня прежняя, что Онегин другой, но что счастье невозможно.)

    Почему Татьяна просит оставить её? (Вышла замуж, верна долгу, дорожит честью мужа, уважает его, т. к. он благородный, израненный в боях, уважаемый всеми генерал.) Он : «Как я ошибся, как наказан». Она : «Но я другому отдана, я буду век ему верна».

    8. Какие ошибки совершили они оба?

    (Татьяна вышла замуж, уступив мольбам матери, а ей «все были жребии равны»; Онегин не поверил когда-то себе («привычка свыше нам дана»), не смог когда-то стать выше «света».)

    Вывод : Их счастье не состоялось по многим причинам (ошибкам, которые оба они допустили): дань моде; незнание законов светской жизни Татьяной, её неосторожность; желание быть свободным от семейных уз Онегиным; дуэль; замужество Татьяны.

    Какой же урок жизни, какую науку любви преподал нам Пушкин? (Жизнь сурова, в отличие от её красивости в книгах, в мечтах; она наполнена человеческими страданиями, разлуками, поздним осознанием своих ошибок и невозможностью их исправить, так как невозможно повернуть вспять время, прожить заново (в одну реку войти дважды нельзя). Так было всегда, так есть и так будет…

    Какие примеры подобной судьбы героев произведений классической и современной литературы вы знаете?

    («Ромео и Джульетта»- лит. герои; М. Волконская - в жизни. Она вышла замуж, как и Татьяна (в р. «Евгений Онегин») не по любви, но высокое чувство долга пронесла через всю жизнь, поехала за мужем в Сибирь…) О таких же судьбах, о страданиях, ошибках жизни поётся и в песне «Берега» в исполнении А. Малинина. Послушаем её.

    9. (Музыкальная пауза.)

    ІІІ. Заключительная часть урока.

    «Даль свободного романа».

    1. Роль композиции, её своеобразие в раскрытии идейного замысла романа.

    Вопросы к классу:

    Что вы можете сказать о композиции романа?

    Какова в ней роль 8 главы?

    В чём своеобразие композиции романа «Евгений Онегин»? (отвечают)

    (Композиция традиционна, проста, так как роман раскрывает типичную судьбу героев в развитии их любовных отношений.

    Сначала: Она любит его,

    Он не замечет её.

    Она пишет ему письмо, выслушивает его проповедь.

    Затем: Он любит её, она не замечает его; он пишет ей письмо, выслушивает её проповедь

    Часто в жизни так и бывает. Это простое построение романа (зеркальная композиция, отражение обратное.) Но оно подчёркивает сложность человеческих отношений, переживаний наших героев.

    Критики, читатели о романе.

    2. А теперь давайте обратимся к мнениям критиков, литературоведов (современников Пушкина и сегодняшних). Что нашли они в романе, что думают о его героях?

    (Заканчиваются высказывания Белинского, Герцена, Достевского, Мережковского, Лотмана, Кюхельбекера, Гуковского.) Читаем по учебнику и слушаем отдельные информации уч-ся.

    Вопрос к классу : - Однозначны ли их мнения?

    Ответ : «Нет, разные. Да, многие совпадают…»

    Вопрос : «А почему так?»

    Ответ : …

    Вывод (учитель) : потому что наша жизнь наполнена разнообразием, движением мыслей, судеб. Главное в ней - умение преодолевать трудности, способность мыслить, чувствовать, любить, согревать других своей любовью, светить другим, как свеча в тёмной ночи, согревать теплом протянутой тобой руки другому, кто в этом нуждается. На это и надеялся великий Пушкин, об этом и молил Бога: «Дай бог, чтоб в книжке этой, читатель, ты хотя крупицу мог найти». Об этом же поют И. Моисеев и А. Пугачёва в песне «Две свечи в тёмной ночи». (Зажигаем свечи от одного к другому, соединяем руки и слушаем песню.)

    2-я музыкальная пауза.

    вот и закончилось наше путешествие по страницам любимого романа Пушкина «Евгений Онегин», закрылась последняя страница жизни его любимых героев. Возьмите с собой в жизнь его мудрые советы, бережно, как свечу, несите по жизни любовь свою и помните, что любовь (как сказал нам поэт)- это бесценный дар, божественный дар! Учитесь у Пушкина всю жизнь.

    Оценки за урок. Они выставляются по количеству жетонов, их цвета, которые уч-ся заработали на уроке.

    Домашнее задание.

    Написать сочинение на одну из предложенных тем. (Темы были даны заранее на одном из уроков в начале комментированного прочтения романа.)

    Вот перечень этих тем.

    1. Почему не состоялось счастье Онегина и Татьяны? (По роману «Евгений Онегин».)

    2. Роль эпизода («Сон Татьяны») в раскрытии характера и судьбы главной героини романа «Евгений Онегин».

    3. «Где нет страстей,

    Где нет печали-

    Там нет жизни.

    В. Белинский

    (По роману «Евгений Онегин» или по выбору учащегося.)

    4. «Я так люблю Татьяну милую мою».

    А. Пушкин

    5. Особенности жанра и композиции романа «Евгений Онегин».

    6. Моё мнение об Онегине. (По роману «Евгений Онегин».)

Загрузка...
Top