Серебренников кирилл скандальный. Кирилл серебренников нарушил молчание после громкого скандала

Кирилл Серебренников // Фото: социальные сети

Художественный руководитель и директор «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников высказался по поводу недавних событий, вызвавших бурный общественный резонанс. На этой неделе в столичном театре, а также дома у деятеля искусства прошли обыски. В СМИ появилась информация об уголовном деле, возбужденном в связи с хищениями 200 миллионов рублей из государственного бюджета. Сам Серебренников, как выяснилось позднее, проходит свидетелем по делу о растрате.

Кирилла Серебренникова допросят по делу о хищении миллионов

В своем обращении к общественности режиссер отметил, что у него впервые получилось выйти на связь со знакомыми. По словам Серебренникова, у него отобрал все средства связи, включая ноутбук. Мужчина искренне тронут теплыми комментариями в социальных сетях, которые оставляли ему родные и близкие.

«Первый раз пишу что-то здесь и читаю, читаю, читаю ваши слова любви и поддержки. Мне это, честно говоря, делать трудно, так как душат слезы, и эмоции разрывают – так хочется каждого обнять и поблагодарить лично!» – отметил деятель искусства.

По признанию Серебренникова, иногда в жизни человека происходят события, к которым он не готов. «Именно это случилось со мной и моими друзьями, коллегами по проекту «Платформа»… Теперь мы будем доказывать, что проект был, что он состоялся. Мы это докажем. Правду говорить легко», – добавил мужчина.

Режиссер подчеркнул, что он и его коллеги спокойны и «готовы к любым вопросам». Кроме того, Серебренников поблагодарил всех, кто высказывался в его защиту.

«Мой любимый театр, вся команда, все актеры, все зрители, завалившие нас в эти дни цветами, спасибо вам огромное за поддержку! И очень сожалею, что вся эта ситуация коснулась косвенно и вас. Дорогие мои и любимые Женя Миронов, Чулпан, Федор Сергеевич, все мои коллеги – российские и зарубежные, все, кто подписал письмо в нашу защиту, кто выступал на митинге, в нашей и мировой прессе (список огромен, буду звонить и писать каждому лично!) – спасибо за честность, за братство, за огромную помощь и поддержку!» – поделился мужчина.

Деятель искусства не стал скрывать, что переживает нелегкий жизненный период. «Эти сложные дни могут подорвать веру в людей, в справедливость, в здравый смысл, а у нас - наоборот! – столько любви, столько веры, столько поддержки, что это невозможно забыть и даже невозможно вместить в одно человеческое сердце… Я вас всех очень люблю», – заключил режиссер.

Ранее деятеля искусства поддержало большое количество знаменитостей, в том числе Чулпан Хаматова, Федор Бондарчук, Елизавета Боярская, Виктория Исакова, Юлия Пересильд, Олег Табаков, Марк Захаров, Константин Райкин, Ингеборга Дапкунайте, Виктория Толстоганова и многие другие.

От имени всех, кому небезразлична судьба Кирилла Серебренникова, актер Евгений Миронов обратился к Владимиру Путину. Артист передал президенту РФ письмо деятелей искусства и культуры, а также попросил, чтобы расследование дела его коллеги проходило «справедливо и без экстраординарных мер».

«История с режиссёром Кириллом Серебренниковым и его «Седьмой студией» (которые там все сейчас под угрозой посадки по обвинению в хищении госсредств в особо крупных) – проясняется все больше и больше. Письма в его защиту пишут, вся театральная общественность, можно сказать, мобилизовалась в его поддержку – но мы можем посмотреть на «дело Серебренникова» спокойно. И увидеть, что буквально на наших глазах в очередной раз разыгралась драма на любимую российскую (и изрядно надоевшую) тему – «Художник и Власть». Правда, совсем не в том примитивно-вульгарном виде, в каком её излагают подписанты писем в его защиту – мол, «Кровавые сатрапы ни за что ни про что напали на Художника, который всего лишь продвигал в народ современное Искусство, и шьют ему дело».

А там ведь все несколько сложней: художник сначала, как это в России принято, продался власти – то есть, буквально, продал душу дьяволу, а дьявол в обмен пообещал, как в сказке про Буратино, подарить «Настоящий Кукольный Театр»! И действительно – театр подарил, причем в комплекте с многочисленными Мальвинами, Артемонами и даже Пьеро (они сейчас все эти бесчисленные письма и пишут). Художник какое-то время с Мальвинами пел и плясал, ставил Искусство и был счастлив – ну а потом, как водится, дьявол передумал (или там в преисподней произошла пересменка) – и все дьявольские дары внезапно превратились в тыкву (а художника и всех его присных теперь неиллюзорно тягают к городовому и скорее всего посадят).

Из биографии Серебренникова в Википедии, кстати, ничего понять нельзя – там важнейший эпизод просто опущен, его «как бы не было». Остается полагаться только на собственную память – благо, все ведь случилось менее 10 лет назад, как тут можно забыть. Хотя большинство, конечно же, не помнит уже нифига.

Ну так освежим кое-какие детали. Итак, Серебренников (мой, кстати, почти ровесник) – вплоть до конца «нулевых» был типичной жертвой геронтократии, поразившей, как ржа, весь отечественный театр. Я тут как-то уже печатал в своем блоге известную юмористическую табличку – возраст руководителей основных театров страны. В «нулевые» она была особенно впечатляющей – там фигурировал 90-летний Любимов из Театра на Таганке, еще пара почти 90-летних старцев из Театра имени Моссовета и еще какого-то, дальше шли 70-80-летние Табаков, Волчек, Ширвиндт из Сатиры, ну и т.д. «Костя» Райкин из «Сатирикона», которому было «всего» 60 с небольшим, действительно на общем фоне, в компании аксакалов, воспринимался «Костей», если не «Костиком».

Главное, что старичьё никуда уходить и не собиралось (оно и сейчас почти все на местах, разве что Джигарханян вот в больнице в тяжелом состоянии – укатали-таки охотницы за состоянием). Ну а Серебренников приехал покорять столицу из Ростова, и, хотя имел за плечами почти 20 лет работы в театре и кучу постановок, в 2009-ом в 40 лет всё ещё считался «молодым и перспективным режиссёром», причём «по вызову» - то есть без своего театра и с вечно неясными перспективами. Естественно, ему хотелось стабильности и определенности! «Старики» звали его в «свои» театры иногда ставить спектакли, но все это был случайный, по сути, заработок. Как позвали, так и выгонят. В 40 лет наверняка хотелось уже как-то самостоятельно управлять своими творческими планами.

В конце «нулевых» он, получается, как-то прибился к «Табакерке», бывшему театру-студии Табакова, ставил там; Табаков, получивший к тому времени целый МХАТ, все равно и из Табакерки (на обеспечении московского бюджета, свое помещение, весь реквизит, персонал!) не уходил, продолжал сидеть на двух стульях одновременно. И так бы все и продолжалось, если бы Табакову не пришла в голову… идея грандиозного ПРОГИБА! Он решил поставить спектакль по пьесе некоего Натана Дубовицкого «Околоноля». Причём поставить «экспериментальный спектакль» не в Табакерке, а сразу во МХАТе!

Казалось бы – с чего вдруг? Не опупел ли Олег Табаков? Зачем ставить спектакль по пьесе неизвестного автора сразу в «главном театре страны», тем более, когда под рукой есть своя театральная студия? Но дело в том, что автор «Околоноля» был неизвестен кому угодно, но не опытному царедворцу Табакову: Табаков знал (как знал и весь бомонд столицы), что автор «Околоноля» - всемогущий серый кардинал страны, первый (на тот момент) зам. главы Администрации президента РФ Сурков.

Почему Табаков сам не стал ставить? Вопрос. Наверно, причин несколько. Во-первых, все-таки ему в 2009 году уже было 74, мог бояться «не потянуть». Но я думаю, что Олег Павлович, хоть и понимал всю заманчивость, но где-то в глубине души одновременно и не хотел слишком близко приближаться к огню (то есть к начальству). Да и, как ни крути, а все-таки постановка пьесы «первого визиря» чем-то все ж попахивала. Азиатчиной? В общем, Табаков решил слишком сильно не мараться. И поручил это дело Серебренникову. Возможно, просто рассчитывал использовать Кирилла как «негра», а все плюшки от контакта с «самим» автором «пьесы» все равно забрать себе.

Но Серебренников понял, что это и есть ШАНС, и ухватился за него крепко. Так, что сумел на вираже обойти хитрого и сановного, но все-таки уже слишком старого Табакова – и выйти на прямой контакт с «самим». И ведь Сурков, похоже, был действительно рад как ребёнок тому, что постановка по ЕГО книжке идёт не где-нибудь, а на исторической сцене МХАТа! В одном из немногих российских театров, название которого известно всем за пределами России. Получается, он – пусть и всемогущий на тот момент, но все равно никому не заметный деятель – вписал свое имя навеки в историю театра, а поскольку это МХАТ – в историю и мирового театра! Каково?

За «место в истории» можно и наградить. И Сурков наградил – с поистине царской щедростью (визирю вообще награждать легче, чем царю – царь-то даёт свое, а визирь - чужое, в смысле государственное).

Как мог Сурков наградить театрального режиссёра? Как угодно. Дело в том, что Сурков в АП «курировал внутреннюю политику», а кто осмелится сказать, что культура и искусство – это не внутренняя политика? В общем, дальше уже все знают: ВНЕЗАПНО, ни с того ни с сего, «какому-то там» безвестному Серебренникову, даже без театрального образования и вообще «выскочке», правительство (!), прямым распоряжением выделило аж 240 млн. рублей… на что? Да на всё. Буквально – бери бабки и продвигай «современное искусство».

Смог бы Серебренников получить такой «карт-бланш», если бы шел «снизу»? Да ни в жисть. Его вся банда старцев и их приспешников сожрала бы еще на дальних подступах (как она и делала до этого много раз с его предшественниками). Но тут нет – за Серебренниковым оказалась слишком могучая сила.

Хотя и Суркову, желающему передать «доверенному человечку» небольшую сумму (всего четверть миллиарда) чисто на поддержание штанов, пришлось это как-то оформлять «по закону» - то есть формально пропускать через тендер. Тут, казалось бы, таилась засада – все-таки 240 миллионов на дороге не валяются... Поэтому, чтобы пресечь всякие поползновения в корне, в положение о тендере «как потратить на «новое искусство» 240 миллионов» было заложено феноменально наглое условие – мол, деньги из бюджета получит тот, кто докажет, что сможет реализовать ПЛАН, разработанный «Седьмой студией», и, главное, кто получит от «Седьмой студии» (то есть от Серебренникова) РАЗРЕШЕНИЕ на реализацию такого плана вместо «Седьмой студии». Как ни странно, никто, кроме «Седьмой студии», условия «тендера» выполнить не смог.

Ну и все, собственно. «Сбылась мечта идиота» (а всего лишь надо было поставить одну бездарную пьесу!) Серебренников получил в итоге в театральном мире не только достаточно большие деньги – он, главное, получил СТАТУС. Возможность не только получать, но и нанимать; затевать ПРОЕКТЫ практически по собственному хотению и разумению.

Тут ещё важно понимать, что значила поддержка такого человека, как Сурков, в самом начале «десятых»: это была, в том числе, почти 100%-ная гарантия от наездов «силовиков». Гарантия от придирок налоговой и т.п. Почему? Потому что Сурков – это было не правительство; это АП. Первый зам главы АП – статус примерно члена Политбюро. Тогда (сейчас это, возможно, уже не так ясно) «член Политбюро» однозначно был «старше» любого «силовика». Все «органы», вплоть до ФСБ, по отношению к «политбюро» находились в подчиненном положении – такова структура российской власти.

ЕСТЕСТВЕННО, их сразу стали обналичивать. Следствие сейчас заявило, что из 240 миллионов было обналичено 130, то есть больше половины. Ну а как иначе? Все понимают, что ставить спектакли легче, если платить всем «налом», а не проводить все платежи за реквизит или за монтаж через тендеры (как требует законодательство).

Следствие также сообщило, что из всей суммы 43 миллиона рублей якобы поделили между собой всего три руководителя «Седьмой студии» - сам Сереберенников, Итин и Малобродский. «А как же, типа, спектакли?!» Всего выходила «зарплата» на уровне 1,2 млн. рублей в месяц (еще «тех» рублей, по 30 рублей за доллар). Ну тоже понятно – а чего стесняться, если уж ухватил бога за бороду?! А главбух студии Масляева, которая в итоге всех и сдала, как оказалось, по ходу «обналичивания» прижала себе «неучтенные» 5 миллионов руб. Серебренников, как сообщают, очень удивился при этом сообщении.

А потом что? А потом известно что – болотные, как ни странно, подвели. Сурков после всплеска «протестной активности» 2011-12 гг. «вышел из доверия» и был выперт с должности «куратора внутренней политики» - но не отправлен за Можай, а удержался на самом краю и принялся бродить вокруг до около президентской администрации, надеясь при удобном случае вернуться и восстановить былое влияние. Что, понятно, совершенно ни к чему недоброжелателям незадачливого «Натана Дубовицкого», которые сейчас как раз в силе.

В «борьбе бульдогов под ковром» все средства хороши. Дошел черед и до «режиссера современного искусства». Ничего личного, только бизнес: сам по себе Серебренников с его жалкими грошами (1,2 миллиона хоть по новому курсу, хоть по старому – без разницы) никого там не парит – но если есть малейшая возможность через «разоблачение» Серебренникова бросить тень на его покровителя – этой возможности нельзя упускать.

И возможности используют на полную катушку. Не исключаю, что и нынешний шум вокруг «Седьмой студии» по-своему выгоден врагам «Дубовицкого»: наверняка его интерпретируют как «вот же проклятый Сурков, Владим Владимыч – ведь что делает, гад: народ баламутит, актеришек мобилизует, чуть ли не майдан готов учинить – лишь бы этого своего любимца от тюрьмы заслуженной спасти! Вскормили вы, Владимир Владимирович, змею на своей груди!»

Так ведь Серебренникова и в тюрьму упакуют. Просто чтоб Сурков чуть подольше из опалы не выходил.

И это все уже игры, к которым Серебренников не имеет никакого отношения. Табаков все ж был мудр, когда не стал сам ставить пьесу...»

Скандально-известный «Гоголь-центр» ввязался в историю с убытками в размере 80 миллионов рублей, и в связи с этим театр может закрыться в ближайшее время .

Ранее о финансовых трудностях «Гоголь-центра» заявила новый директор театра Анастасия Голуб .

Выяснилось, что при худруке центра - Кирилле Серебрянникове - в театре «не происходили отчисления во внебюджетный фонд и налогов по физическим лицам», а также наблюдалось «отсутствие ведения плановой финансовой хозяйственной деятельности» .

Голуб заявила, что в связи со сложившейся ситуацией она вынуждена приостановить заключение договоров на новые постановки, однако спектакли, заявленные в репертуаре, будут идти.

«Созданный худруком театра Кириллом Серебренниковым репертуар востребован зрителем - это главный показатель театра. Но абсурд ситуации заключается в том, что при таких высоких художественных стандартах, экономические показатели плачевны », - отметила она.

Вообще, Гоголь-центр - это государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы .

Раньше он назывался Московским драматическим театром имени Н. В. Гоголя, однако после неожиданного назначения Серебрянникова в 2012 году театр поменял свое традиционное имя на более «современное».

Бенефициаром назначения одиозного режиссера на пост директора гостеатра стал бывший руководитель столичного департамента культуры Сергей Капков , что тоже неудивительно: Серебрянников считается другом Ксении Собчак (а в это время именно Ксюша «тусовалась» с Капковым).

После этого внутри учреждения культуры начались серьезные противоречия .

Взбунтовалась театральная труппа, возмущенная тем, что к руководству театра приходит человек, даже не имеющий высшего театрального образования (сам Кирилл Серебрянников по образованию «физик-математик», и в театр пришел как «любитель»).

«Назначение художественным руководителем Серебренникова, призывающего к свержению принципов системы Станиславского, отрицающего русский психологический театр - это мощный толчок к гибели российского театра» , - заявили актеры в своем открытом письме.

После демарша актеров Серебрянников попросту предложил труппе «написать заявления», а сам на время скандала перебрался за границу.

А затем стало известно о переформатировании театра в «Гоголь-центр» с тремя труппами-резидентами, программами кинопоказов, концертов, лекций и открытых дискуссий».

Вообще, во всей этой темной истории, возможно, скрывается сразу несколько «скелетов в шкафу» .

Сам Кирилл Серебрянников - весьма свободолюбивый деятель с очень нестандартными взглядами на российскую действительность.

Он неоднократно становился объектом резкой критики со стороны культурной и политической общественности, например, за использование гомосексуальных образов и вообще чрезмерное увлечение «сценическим развратом».

Серебрянников разделяет «креативные» взгляды Марата Гельмана и прочих популярных «галеристов».

Неудивительно, что вокруг его персоны ходят разные слухи, в том числе и частные обвинения в нетрадиционной сексуальной ориентации. Да и сам он горазд подлить масла в огонь: например, в феврале 2013 года, отвечая на вопрос журнала The New Times, Серебрянников открыто поддержал гомосексуальных подростков .

И неудивительно, что в «Гоголь-центре» уже презентовали фильмы про историю Pussy Riot или, например, скандальный фильм про детей-ЛГБТ «Жизнь Адель», или ставили спектакли с «пропагандой гомосексуализма и педофилии», как заявлял о постановке «Отморозки» депутат и неутомимый борец с оранжизмом Евгений Федоров.

Еще один скандал разразился в 2013 году, когда стало известно о намерении Серебренникова снять фильм «Чайковский» по собственному сценарию, где, как вы, наверное, уже догадываетесь, великий композитор должен был представлен именно с позиции его нестандартной сексуальной ориентации .

Серебрянников даже «пробил» финансирование для Чайковского: Минкульт выделил на поддержку этого проекта 30 миллионов рублей из необходимых 240 миллионов, однако из-за разразившегося скандала Фонд кино отказал в дальнейшем финансировании съёмок картины.

Теперь Серебренников говорит о намерениях искать средства на проект за рубежом. И я не удивлюсь, если он найдет там поддержку - так, как известно, к пиару известных гомосексуалистов особое отношение. Тем более, если попутно можно убить двух зайцев - и унизить образ великого русского композитора, и лишний раз продвинуть гей-пропаганду среди российских зрителей.

Возможно, кстати, что громкая отставка Капкова была частично связана, в том числе, и кадровой политикой, которую он проводил как чиновник, ответственный за столичную культуру.

Что же до Серебренникова, то, как показала практика, его «концептуализм» и увлечение ЛГБТ-продвижением только привели «Гоголь-центр» к экономическому дефолту.

Басманный суд Москвы отправил под домашний арест Кирилла Серебренникова, которому вчера было предъявлено обвинение в мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ). По версии следствия, режиссер организовал хищение 68 миллионов рублей, выделенных его компании "Седьмая студия" на проект "Платформа". В СК указывают, что деньги обналичили через фирмы-однодневки. Юрист Илья Ремесло разбирался в этом деле. Он объясняет, в чем суть претензий следствия и оправданы ли меры в отношении Серебренникова.

Для начала напомню обстоятельства дела режиссера, а также поделюсь некоторыми деталями.

О самом деле впервые стало известно 22 мая, когда у Серебренникова был проведен обыск. Но, как следует из постановления о производстве обыска, дело было заведено еще в 2015 году:

Как указывает следствие, 1 февраля 2014 года АНО "Седьмая студия", руководителем которой был Серебренников, заключила с Министерством культуры соглашение о выделении субсидий на поддержку развития и популяризации современного искусства в размере 66 500 000 рублей.

По версии следствия, получив эти средства, руководство "Седьмой студии" решило их похитить, заключив договора с неким ООО "Инфостиль" на пошив одежды и на услуги по техническому обеспечению концертов. Впоследствии эти документы были представлены в Министерство культуры как отчетные.

О задержании режиссера Кирилла Серебренникова. Художественный руководитель «Гоголь-центра» задержан как подозреваемый в организации хищения не менее 68 млн руб., выделенных в 2011–2014 гг. на театральный проект «Платформа».

«Его действия квалифицируются следствием по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере)», – сообщает сайт СКР. Следствие собирается предъявить ему обвинение и просить суд избрать ему меру пресечения.

«После того как Серебренников будет допрошен, следствие может обратиться в суд за избранием меры пресечения в виде ареста или в виде домашнего ареста», – сообщил информированный источник ТАСС. Он допустил, что это может произойти уже 22 августа.

Серебренникова задержали в Петербурге, где он снимает фильм «Лето» о Викторе Цое, и доставили в Москву в Следственный комитет. Это «Дождю» рассказал адвокат режиссера Дмитрий Харитонов. Журналист Михаил Идов, который написал сценарий фильма «Лето» и участвует в работе над картиной, сказал «Дождю», что в понедельник никаких предпосылок к задержанию не было. Серебренникова доставили в СКР в Москве, подтвердил РБК источник в центральном аппарате комитета. По его словам, сначала будет процессуально оформлено задержание, а затем начнется допрос.

Сам адвокат Харитонов также спешно возвращается в Москву. Он сказал агентству «Москва», что его подзащитный не будет давать без него показаний. О задержании режиссера его адвокат узнал, когда в 10.30 ему позвонил следователь СК и сообщил, что Серебренникова уже доставили в Следственный комитет для проведения следственных действий. «Поскольку он находился в Петербурге и снимал кино – он уже это делает там почти месяц, – естественно, это была полная неожиданность, – сказал Харитонов в эфире "Коммерсантъ FM". – До этого мы два раза были в Следственном комитете на следственных действиях, просто по звонку приходили – никаких проблем не возникало. Для чего сейчас все это сделано – абсолютно непонятно».

Показания против режиссера Кирилла Серебренникова, которого СКР собирается обвинить в организации хищения 68 млн руб. бюджетных средств, дала не только бывший главный бухгалтер «Седьмой студии» Нина Масляева. Как утверждает информированный источник ТАСС, в деле есть показания и других лиц и показания Масляевой не были ключевыми. По его словам, следствие собрало «достаточно оснований» для того, чтобы статус Серебренникова изменился со свидетеля на подозреваемого». Ранее сообщалось, что бухгалтер Масляева дала следствию признательные показания. Она арестована. 9 августа в Мосгорсуде были зачитаны ее показания, в которых она призналась в обналичивании.

«Согласно материалам дела, показания о причастности Серебренникова к хищению бюджетных средств дала как бывший главбух "Седьмой студии" Нина Масляева, признавшая вину, так и сотрудница бухгалтерии Татьяна Жирикова, проходящая по делу свидетелем, а также другие лица», – сказал источник «Интерфакса», видевший материалы дела. По его словам, «эти показания вместе с другими доказательствами стали основанием для привлечения Серебренникова к уголовной ответственности».

Комментируя задержание Серебренникова, статс-секретарь – замминистра культуры Александр Журавский заявил ТАСС, что Минкультуры «и на прежних этапах» помогало правоохранительным органам по делу о хищении бюджетных средств для проекта «Платформа», и предоставляло все имевшиеся материалы. Новых запросов от следствия министерство, по его словам, не получало. О задержании режиссера он узнал от журналистов.

В «Гоголь-центре» сказали РБК , что узнали о задержании своего худрука только недавно. Первый заместитель Серебренникова Алексей Кабешев не смог прокомментировать ситуацию. Исполнять обязанности руководителя «Гоголь-центра» будет Юлия Калинина, заместитель худрука по финансам. Это «Интерфаксу» сказали в пресс-службе департамента культуры Москвы, в ведении которого находится театр. По словам собеседника агентства, Калинина исполняет обязанности руководителя с 1 августа, когда Кирилл Серебреников ушел в отпуск.

Директор Большого театра Владимир Урин заявил ТАСС, что предлагает сначала дождаться вердикта суда, а потом уже делать выводы. В том числе принимать решения о премьере балета «Нуреев», который Серебренников поставил для ГАБТа. Премьера балета была неожиданно отменена за несколько дней до назначенной даты, потому что Урин счел постановку неготовой.

Член комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Олег Казаковцев сказал «РИА Новости», что бессмысленно комментировать что-либо до суда. Первый зампред думского комитета по культуре Иосиф Кобзон заявил, что комментировать тут нечего, это может делать только Следственный комитет. «Когда происходят такие вещи, они, с одной стороны, вызывают возмущение, почему творческих работников [задерживают]. А с другой стороны, нельзя творческим работникам нарушать закон», – цитирует его «РИА Новости». Другой зампред комитета – коммунист и режиссер Юрий Бортко пообещал РИА следить за развитием событий и сам пожаловался на цензуру, из-за которой он третий год не может снять фильм о Донбассе. По его словам, если Серебренникову «инкриминируют идеологические какие-то нарушения или, не дай бог, политические преступления», здесь он будет стоять насмерть, защищая этого «замечательного режиссера», финансовые нарушения он комментировать отказался.

Художник-мультипликатор Юрий Норштейн заявил «РИА Новости», что не верит, что человек, который занимается творчеством и настолько талантлив, «будет размениваться на денежные посулы». Член Совета по правам человека при президенте Николай Сванидзе считает неправомерным и демонстративным задержание Серебренникова. Он сказал «Интерфаксу», что задержание режиссера с мировым именем вместо системной борьбы с коррупцией производит странное впечатление и в самой стране, и за ее пределами и «будет иметь очень тяжелые последствия для общей атмосферы в нашей стране».

По делу о хищении бюджетных средств, выделенных на проект «Платформа», режиссер был допрошен как свидетель 23 мая. До этого в «Гоголь-центре» прошли обыски, в ходе которых актеров и других сотрудников театра удерживали в зале, запрещая звонить близким. «Дождь» со ссылкой на источник в силовых структурах сообщал, что следователи хотели добиваться ареста Серебренникова, но получили сверху указание его не трогать, после того как за него заступились высокопоставленные чиновники и политики, в том числе и из правительства.

24 мая после церемонии вручения государственных премий актер и худрук Театра наций Евгений Миронов рассказал Владимиру Путину о представлении, устроенном Следственным комитетом. «Да дураки», – заявил президент в ответ на вопрос Миронова о том, зачем эти обыски были необходимы. Позже он объяснил журналистам, что ничего умного не видит в обысках в театре при силовой поддержке.

В конце мая СКР сообщал, что обыски в «Гоголь-центре» прошли по делу о хищении бюджетных средств в 2014 г., выделенных АНО «Седьмая студия». АНО – это театральная труппа, созданная Серебренниковым в 2012 г. на основе собственного актерско-режиссерского курса в школе-студии МХАТ. До сих пор обвиняемыми по делу проходили бывший генпродюсер «Седьмой студии» Алексей Малобродский, ее бывший директор Юрий Итин и главный бухгалтер Нина Масляева. Масляева вину признает и дает показания.

Малобродского, Итина и Масляеву обвиняют в хищении бюджетных средств, выделенных на театральный проект «Платформа». 21 июня в суде Малобродского обвинили в хищении денег, выделенных на спектакль «Сон в летнюю ночь», который, по версии обвинения, так и не был поставлен. Адвокат обвиняемого Юлия Лахова указывала, что спектакль поставлен, неоднократно игрался и на него есть многочисленные рецензии. На это прокурор заметила, что «написать можно всякое», и суд прислушался к стороне обвинения, сообщал «Дождь».

Серебренников через Facebook призвал зрителей помочь ему доказать, «что проект "Платформа" действительно был», хотя «100 афиш оригинальных мероприятий, сделанных нами за три года, могут не убедить тех, кого мы должны убедить». Он предложил публике представить свидетельства – воспоминания и впечатления от постановок «Седьмой студии», особенно от спектакля «Сон в летнюю ночь». Спектакль снова включили в репертуар студии.

В начале августа режиссер неожиданно сообщил Sueddeutsche Zeitung, что у него отобрали загранпаспорт, хотя он проходит только свидетелем по делу. Он выразил недоумение в связи с тем, что в сентябре ему нужно ехать в Штутгарт для работы над постановкой оперы «Ганс и Гретель» Энгельберта Хумпердинка, но выразил надежду, что все образуется. Sueddeutsche Zeitung тогда напомнила, что также недавно была отменена премьера постановки Серебренникова «Нуреев» в Большом театре. На вопрос, не стоит ли за всеми этими неприятностями министр культуры Владимир Мединский, режиссер ответил, что это уже спекуляции, «быть может, Мединский, быть может, кто-то еще» и он предпочитает пока об этом не думать. Он также отметил, что сейчас в России стало «больше сумасшедших, которые от имени государственных инстанций или религии нападают на культуру», и добавил, что «когда министр культуры Мединский выступает в провинции за открытие памятника Сталину, то это говорит об очень многом». «Больше я ничего не могу сказать, к сожалению. Если бы речь шла только обо мне, я мог бы говорить более откровенно», – сказал Серебренников.

В самом начале июня Министерство культуры подтвердило, что просило СКР привлечь к уголовной ответственности виновных в хищениях денег, выделенных «Седьмой студии» по проекту «Платформа». В ответе министерства на запрос «Дождя» говорилось, что письмо в СК за подписью замминистра Николая Малакова, которое утекло в соцсети и СМИ, было подписано «уже после того, как в информационном пространстве распространились многочисленные сообщения о действиях следственных органов». 9 августа РБК сообщил, ссылаясь на материалы следствия, представленные в Мосгорсуд, что дело о хищении госсубсидии было возбуждено еще в 2015 г., следует из материалов дела, в конце июня 2017 г. оно было передано от Московского управления СКР центральному аппарату комитета.

Источник «Интерфакса» объяснял, что паспорт у Серебренникова изъяли еще при обысках в конце мая и отправили на экспертизу, чтобы проверить подлинность документа. По словам собеседника агентства, «эти следственные действия являются лишь поводом для того, чтобы не выпустить режиссера за рубеж».

Загрузка...
Top