Повесть о петре и февронии жанровые особенности. Выход на тему урока

^ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

на правах рукописи

Мита Аюми

ПОЭТИКА СЮЖЕТА «ПОВЕСТИ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ»

Специальность 10.01.01 - русская литература

Санкт-Петербург 1997

Работа выполнена на кафедре истории русской литературы Санкт-Петербургского государственного университета.

Научный руководитель - доктор филологических наук,

доцент Н.С. Демкова

Официальные оппоненты - доктор филологических наук,

А.Г. Бобров

Кандидат филологических наук М.В. Рождественская

Ведущая организация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

заседании диссертационного совета К 063.57.42 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук в Санкт-Петербургском университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 11.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке имени А.М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета.

Защита состоится « /

Ученый секретарь диссертационного совета доцент

А.И. Владимирова

«Повесть о Петре и Февронии», муромских чудотворцах, памятник XVI в., по гармоничности художественной формы, по глубине поэтических образов занимает особое место не только в истории русской литературы, но и мировой литературы вообще, ей была посвящена обширная исследовательская литература (Ф.И. Буслаев, А Н. Веселовский, В.Ф. Ржига, М.О. Скрипиль, Д.С. Лихачев, А.И. Клибанов, A.A. Зимин и др.), однако, до появления фундаментальной монографии Р.П. Дмитриевой1 многие вопросы ее изучения оставались нерешенными, в том числе и такие кардинальные как вопрос о времени создания «Повести» и ее авторстве, о соотношении редакций и первоначального текста, также недостаточно полно была прояснена проблема литературного своеобразия «Повести».

В результате тщательного текстологического анализа Р.П. Дмитриева доказала, что автором «Повести о Петре и Февронии» был известный публицист эпохи Ивана Грозного- Ермолай-Еразм, священник одного из кремлевских соборов, автор таких значительных богословских и публицистических трактатов как «Благохотящим царем правительница», «Книга о Троице», «Слово о разсуждении любви и правде и по побеждении вражде и лже» (о них писали А. Попов, И.А. Шляпкин, В.Ф. Ржига, А.И. Клибанов и др.). Р.П. Дмитриева установила также время написания «Повести» о Петре и Февронии - 40-е гг. XVI века, последовательность создания ее многочисленных редакций, и дала полное археографическое описание всех рукописей, содержащих «Повесть». Изучая литературное своеобразие Повести о муромских чудотворцах, отличающейся от традиционных житийных текстов своей особой близостью к фольклорным сюжетам, Р.П. Дмитриева сопоставила сюжет «Повести о Петре и Февронии» со сказочными мотивами. В результате этого сопоставления исследовательница пришла к убедительному выводу, что Ермолай-Еразм не пересказывал древнее предание, лежащее в основе «Повести», как полагал М.О. Скрипиль,2 но создал собственную авторскую композицию фольклорных мотивов; художественную природу «Повести», которую Р.П. Дмитриева трактует как близкую к новеллистической сказке. Эта точка зрения Р.П.Дмитриевой, доказавшей наличие в композиции «Повести»

1 Дмитриева Р.П. «Повесть о Петре и Февронии» / Подготовка текстов и исследование. Л„ 1979.

2Скрипиль М.О. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» в ее отношении к русской сказкеIIТОДРЛ. Т.VII. М.;Л., 1949. С.131-167.

сильного авторского начала, является одним из существенных выводов ее исследования. Главная тема «Повести» трактуется Р.П. Дмитриевой следующим образом: «Анализ композиции "Повести" показывает, что центральной ее темой является история взаимоотношений между Петром и Февронией и сохранения согласия между ними несмотря на враждебное для героини окружение».

Художественная значимость «Повести» в литературном наследии Древней Руси и ее непохожесть на памятники агиографического жанра, фольклорный характер основных сюжетных узлов «Повести» и, одновременно, четкая христианская позиция автора, известного книжника и богослова XVI в., делают текст «Повести» привлекательным для многих исследователей. В 1980-е гг. появился ряд работ известных зарубежных славистов (Б. Конрад, Р. Пиккио), утверждавших, что «Повесть» нужно рассматривать не только в связи с фольклорными материалами, что при анализе ее содержания необходимо учитывать те или иные христианские идеи.

Исследование авторской концепции «Повести», исходящее из анализа основ христианского миропонимания Ермолая-Еразма было проделано Н.С. Демковой.3 Основной вывод Н.С. Демковой заключается в том, что сюжет «Повести о Петре и Февронии» имеет иносказательный характер, что «Повесть» в целом посвящена идее любви, понимаемой в христианском смысле и что авторский текст заключался в том, чтобы показать необходимость нравственного прозрения Петра: подвиг Петра и его борьба с внутренним «змеем», гнездящемся в душе человека (гордыней), продолжается по сюжету «Повести» и далее- уже после победы в поединке со змеем, ведя Петра по пути смирения и познания высшей ценности- идеального смысла жизни, указанного ему Февронией.

Весьма близкой к позиции Н.С. Демковой позиция двух других исследователей. Анализируя использование змееборческого сюжета в письменной традиции средневековья, С. Б. Адоньева подчеркивает, что в «Повести» «Человек, герой уже не является однозначным, его внутренний мир стал местом борьбы добра и зла».4 М.Б. Плюханова понимает змееборчество

3Демкоаа Н.С. К интерпретации «Повести о Петре и Февронии»: «Повесть о Петре и Февронии» как притча II Имя-сюжет-миф. СПб., 1995. С.5-22.

4Адоньева С.Б. Особенности структуры и семантики змееборческого сюжета в фольклоре и письменной традиции И Русский фольклор. Т.25. Л., 1989. С.100-111.

Таким образом, оказывается, что понимание «Повести» возможно в самых различных планах, а вопрос о ее литературном своеобразии все еще остается актуальным.

Целью предпринимаемого нами исследования является изучение художественного своеобразия «Повести о Петре и Февронии» и прежде всего поэтики сюжета в одном определенном и еще не изученном полностью. аспекте - в аспекте целостного подхода к фольклорным истокам ее сюжета и образной системы, выявление тех архетипических образов - мифологем, и их семантических связей в контексте единого произведения, которые использовал Ермолай-Еразм, христианский мыслитель эпохи русского средневековья, чье миропонимание формировалось на стыке христианских идей и народных основ словесной культуры.

Избранный нами подход к изучению поэтики «Повести о Петре и Февронии» полностью согласуется с современной литературоведческой наукой, с интересом к историко-литературному генезису образных лейтмотивов, исторических и мифологических корней отдельных художественных образов (работы А Н. Афанасьева, A.A. Потебни, а также О.М. Фрейденберг, Б.А. Успенского, Б. Гаспарова, В.Н. Топорова и др.). Особое значение для нашей диссертации имела работа В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки».8

В настоящем исследовании не только затрагиваются проблемы связи «Повести о Петре и Февронии» с отдельными фольклорными мотивами, но и предлагается к рассмотрению новый пласт источников: календарный и семейный обряды. При этом диссертация ставит своей целью не только анализ отдельных фольклорных мотивов и образов, использованных Ермолаем-Еразмом (змей, меч, река и т.п.), но и понимание их как частей единого целого, так как эти обряды и мотивы теснейшим образом связаны с идейным авторским замыслом. В этом заключается новизна выполненной работы.

5Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1996.

6/7роллВ.Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996.

Задачи исследования. Согласуясь с целью исследования в диссертации поставлены следующие конкретные задачи: 1) выявить не только моменты сходства основных сюжетных узлов «Повести о Петре и Февронии» со сказочными мотивами, но и различия в интерпретации их автором, так как именно различия позволяют судить об авторской позиции и замысле; 2) выявить сюжетообразующий принцип повествования, позволяющий понять принцип объединения в «Повести» двух сказочных сюжетов «победитель змея» и «мудрая деза», существующих а произведении в едином контексте; 3) рассмотреть «Повесть» в связи с календарной обрядностью.

В соответствии с задачами определена структура работы: диссертация состоит из трех глав, введения и заключения. Глава первая посвящена изучению семантики змееборчества в «Повести о Петре и Февронии»; глава вторая исследует отражение свадебной обрядности в «Повести»; глава третья рассматривает отражение мотивов купальской обрядности в «Повести о Петре и Февронии».

Источниками исследования являются: авторский текст «Повести» Ермолая-Еразма (автограф), выявленный и изданный Р.П. Дмитриевой, фольклорные записи преданий и сказок о Петре и Февронии (Э.В. Померанцева, В.К. Соколова и др.), а также различные сборники русских и славянских сказок, эпических текстов, обрядовой поэзии, отдельные наблюдения ученых-этнографов и фольклористов над бытом и поверьями русского народа.

Апробация и практическая значимость работы. Диссертация обсуждалась на аспирантском семинаре и на кафедре истории русской литературы СПбГУ, раздел работы, посвященный отражению в «Повести» свадебной обрядности- докладывался на международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения В.Я. Проппа (СПб., 1994).

Практическая значимость работы заключается в том, что исследованные материалы и выводы диссертации могут быть использованы для чтения общих и специальных курсов лекций по истории русской литературы и фольклора, а также учтены в дальнейшем изучении своеобразия русского литературного процесса XVI в. и выявление особого характера связей средневековой русской

Введение посвящено истории научного изучения «Повести о Петре и Февронии», постановке вопросов о художественном своеобразии произведения, здесь же содержится обоснование актуальности и новизны диссертации, определены цели и задачи исследования и указаны методологические и теоретические основы предпринятого анализа.

Глава I. Семантика змееборчества в «Повести о Петре и Февронии»

Поэтика «Повести о Петре и Февронии» рассматривалась исследователями в основном в связи с влиянием фольклора на данное произведение. При этом при рассмотрении композиции «Повести» было принято делить ее на две части: 1) змееборчество князя Петра и 2) женитьба Петра на Февронии. Первая часть обычно сравнивалась со сказочным сюжетом о змееборчестве, а вторая - с сюжетом о мудрой деве, причем в научной литературе закрепилась традиция рассматривать их по отдельности. При анализе единой композиции «Повести» Р.П. Дмитриева устанавливая ее близость к новеллистической сказке рассматривала первую часть- борьбу Петра со змеем - как зачин дальнейшего повествования.

На наш взгляд, борьба Петра со змеем, как показала Н.С. Демкоеа, является лейтмотивом всей «Повести». Чтобы убедиться в этом, необходимо еще раз рассмотреть характер изображения змея и змееборческий сюжет в «Повести», в сопоставлении с фольклорными материалами. В результате анализа было обнаружено не только сходство, но и отличия «Повести о Петре и Февронии» от фольклорных материалов. Значение обнаруженных отличий заключается в том, что именно они позволяют понять авторское начало и замысел в «Повести». Существенное значение в этом направлении анализа для диссертации имела указанная нами выше статья С. Б. Адоньевой, рассмотревшей змееборческий сюжет в устном народном творчестве и его трансформацию в народной традиции. Как известно, образ змея и тема змееборчества широко распространены не только в русском фольклоре, но и в фольклоре народов мира, в том числе и в японской мифологии (борьба Сусаноо с Ямата-но Ороти - змеем-страшилищем).

При рассмотрении русских народных сказок о змееборчестве мы замечаем две основные начальные ситуации: 1)змей появляется на этом свете (сказки типа «звериное молоко»); 2) змей появляется на том свете (сказки типа «победитель змея»)7

В первом случае змей обычно летает к женщине, с которой он вступает в любовную связь, а во втором случае змей требует, чтобы ему выдавали женщину (чаще всего царевну) на съедение.

Змей из сказок типа «звериное молоко» и змей из сказок типа «победитель змея» по материалам, рассмотренным нами, никогда не смешиваются. В «Повести о Петре и Февронии», напротив, это смешение элементов наблюдается: начальная ситуация «Повести» совпадает с типом сказок «звериное молоко» (змей вступает в любовную связь с женою муромского князя Павла- брата Петра), а в дальнейшем мы не наблюдаем действий, характерных для сказок этого типа, когда женщина, вступившая в любовную связь со змеем либо сама умирает, согласно сказочному канону, либо причиняет вред своему мужу или брату. В «Повести» жена Павла поступает иначе: она рассказывает своему мужу о посещении змея и способствует тем самым его гибели. Дальше «Повесть» развивается по сюжетной линии второго типа сказок - сказок типа «победитель змея». Получив Агриков меч, подобно герою богатырской сказки, Петр побеждает змея, и даже в дальнейшем находит суженую (об этом мы пишем во второй главе диссертации).

Сравнение «Повести» с поздними фольклорными записями рязанских легенд, возможно, восходящих непосредственно и пересказам «Повести», как считает Р.П. Дмитриева, позволяет нам выделить особый авторский замысел литературного произведения, отличающийся от случайных и архаических планов, проявляющихся в этих устных легендах.

На всем протяжении развития сюжета в «Повести» мы отмечаем авторское переосмысление использованных фольклорных образов и мотивов.

Змей в «Повести» не является" лишь эпическим по происхождению персонажем, как полагал М.О. Скрипиль. Его надо рассматривать и как христианский символ зла. В отличие от сказок, змей отправляется к жене Павла не по своей воле, его посылает дьявол. Змей сказочных сюжетов сам по себе является царем подземного царства, но в «Повести о Петре и Февронии» он

7Андреев Н.П. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарнв. Л., 192Э.

играет подчиненную роль, роль подручного дьявола, целью действий которого является желание вредить человеческому роду, губить человеческие души. Когда князь Павел узнал о связи своей жены со змеем, он говорит о необходимости спасения не только ее самой от змея, но и о спасении ее души («в будущий век нелицемерного судию Христа милостива себе сотвориши»).

«Агриков меч» - это не просто фольклорное оружие - меч-кладенец, а оружие, посланное Петру свыше, он связан с идеей животворящего креста (Петр получает меч, замурованный в стене монастыря Воздвиженья животворящего креста, из рук отрока, по-видимому, ангела). Однако в отличие от ряда сказок, где герой не сомневается в своей роли змееборца, Петр полагается не на Агриков меч, ни на свою силу, а лишь на Божью помощь: «Аз же тамо иду браться со змием, да некли Божию помощию убиен да будет лукавый сей змей».

И сам Петр- не только змееборец, богатырь. Он наделен такими христианскими добродетелями, как благочестие и братолюбие, а главным его подвигом становится подвиг смирения, отказ от сословной гордыни. В этом свете в диссертации рассматривается значение имени Петра в христианской традиции.

Само описание борьбы со змеем по сравнению со сказочными вариантами в «Повести» менее разработано и сосредоточивает внимание читателя совсем не на сказочных моментах. В сказках описываются многократные бои со змеем. Обычно они происходят три раза. При этом во время боя герой сказок часто впадает в богатырский сон, от которого его могут разбудить только слезы царевны, которую он спасает. В «Повести» эти сказочные элементы отсутствуют. В «Повести» Ермолай-Еразм подробно описывает другое: действия Петра, стремящегося точно определить, где находится его брат Павел, чтобы не убить его по ошибке. Для автора «Повести о Петре и Февронии», таким образом, важным является не сама сцена победы над змеем, а изображение переживаний Петра.

В «Повести» семантика темы змееборчества Петра и сам образ Петра неоднозначны. Тема борьбы со змеем напоминает о богатырском подвиге героя, однако борьба Петра со змеем имеет в «Повести» и еще одно, второе значение, связанное с христианскими идеями Ермолая-Еразма.

Борьба Петра со змеем в «Повести» - не есть изображение одного конкретного события; в течение всего повествования продолжается борьба Петра со «змеем» - со своей гордыней, с отказом признать равный статус Февронии, с приверженностью, свойственной человеку, к мирским, земным страстям. А. И. Клибанов в своей статье «"Повесть о Петре и Февронии" как памятник русской общественной мысли» делает очень интересное замечание для нашей работы: «Доблесть князя бесспорно заслужила признание Февронии. Но богатырско-эпический "добрый молодец" не есть ее идеал. Требования Февронии впору ее душевному миру, и они сложны: князь сразился со змеем неприязни и победил его; победит ли он в себе и вне себя змея сословных предрассудков?».8 Окончательная победа Петра над собой совершается на берегу Оки - в последнем эпизоде, завершающем сюжетное повествование, рассказывающее об этой борьбе. Таким образом главная идея произведения - духовное преображение князя Петра. Исцеляет же, то есть воскрешает его для новой жизни, крестьянская девушка Феврония - олицетворение высшего Божественного Промысла, поначалу не понятого Петром.

Глава II. Отражение свадебной обрядности в «Повести о Петре и Февронии»

Выше мы отметили, что различные части «Повести», основанные на фольклорных источниках («победитель змея» и «мудрая дева»), многие авторы рассматривали по отдельности, что привело к дроблению восприятия единого сюжета. С нашей точки зрения сюжет «Повести» нужно рассматривать как единое целое, В роли соединяющего звена, связывающего оба сюжета, на наш взгляд выступает семантика свадебной обрядности.

В «Повести» существуют яркие приметы свадебного обряда. Отдельные персонажи «Повести» могут рассматриваться как герои, выполняющие роль «свадебных чинов» (слуга Петра выступает как сват, князь - это сам Петр, княгиня- Феврония, есть бояре и т.д.). Место, где происходит исцеление Петра - баня - совпадает с местом, где по народному обычаю совершаются «переходные» обряды, в том числе обряды, предшествующие свадьбе.

еКпибаное А.И. «Повесть о Петре и Февронии» как памятник русской общественной мысли // Исторические записки. 1959. Т.65. С.ЗОЗ-315.

Между тем, связь сюжета змееборчества и победы над змеем с сюжетом, повествующим о соединении героев - победителя и вещей девы - знает не только русская, но и мировая литература. М.Б. Плюханова в монографии «Сюжеты и символы Московского царства» особо отмечает, что связь темы змееборчества с темой премудрости имеет глубокие корни в системе богословско-теократических идей и символов^ в византийско-славянской культурной традиции.

Рассматривая южнославянские и русские эпосы Б.Н. Путилов уделят большое место анализу мотива «героического сватовства» и особо отмечает следующее: «И русскому и южнославянскому эпосу знакомы образы невест, представляющих "иной мир" либо наделенных фантастическими чертами».9

В статье, посвященной мотивам «Тристана и Исольды» И.Г. Франк-Каменецкий совершенно четко формулирует схему «победы над змеем (драконом) через соединение с суженой». По его наблюдению соединение с суженой приравнивается к победе над змеем.10

1. Образ жениха в русских волшебных сказках и в «Повести о Петре и Февронии».

Сюжет о змееборчестве в волшебных сказках и эпосе отражает, по-видимому, следы архаического обряда инициации. С этой точки зрения борьба со змеем означала для героя испытание, после которого он получает более высокий статус в общине. Отметим, что на русской почве обряд инициации не существовал как особый обряд. Многие исследователи считают, что его заменял в какой-то степени свадебный обряд, а совершеннолетие понималось как готовность к браку.11 Из вышесказанного можно отметить, что для автора «Повести» был важен мотив «змееборчества» как решающий момент для инициации его героя - Петра. Тема змееборчества, будучи тесно связана с обрядом инициации (приобретением нового статуса в общине), в «Повести о Петре и Февронии» является главной темой автора, развивая ее, он

9Путилов Б.Н. 1) Славянские эпические песни о сватовстве // Фольклор и этнография. Л., 1970. С,144-157; 2) Русский и южнославянский героический эпос: Сравнительно-типологическое исследование. М., 1971. С.130.

юФранк-Каменецкий И.Г. Иштар-Исольда в библейской поэзии// Тристан и Исольда. От героини любви феодальной Европы до богини матриархальной Афроевразии. Л., 1932. С.71- 89.

""Бэйбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993.

показывает победу духовного начала над земным. Условием же этой победы является соединение Петра и Февронии, поэтому «Повесть» насыщена автором образами свадебной обрядности. Семантика свадебной обрядности охватывает текст «Повести» шире, чем обряд совершеннолетия, так как семантика инициации присутствует в самом свадебном обряде.

В типичных волшебных сказках, таких как «Иван-дурак» или «Хрустальная гора», доминирующим элементом, как мы видим, является передвижение героя, т.е. жениха. В начале сказки, как обычно, происходит уход героя из родного дома по разным причинам: за чудесными яблоками, за живой водой, а, может быть, и по торговым делам («Василий купеческий сын»). Иногда героя из родного дома прогоняют.

Этот уход из родного дома, скорее всего, призван обозначать совершеннолетие героя, его готовность к женитьбе. Чтобы показать это, герой должен искать свой путь вне своего мира, должен совершить далекое путешествие, чтобы стать признанным членом общества, а для этого он должен в процессе пути преодолеть разного рода трудности и подвергнуться различным испытаниям.

В первой главе мы писали о том, что, по сравнению с волшебными сказками типа «победитель змея», в «Повести о Петре и Февронии» само описание борьбы Петра со змеем дается очень скудно. В волшебных сказках поединок со змеем является кульминацией деятельности героя, прекращающей развитие основного сюжета. А в «Повести», с нашей точки зрения, основной сюжет, связанный с изображением духовного роста Петра, по настоящему начинается с того момента, когда Петр получает язвы от крови змея. Именно с этого момента повествование начинает развиваться по схеме свадебного обряда, совершается передвижение Петра из своего мира в чужой. Передвижение Петра напоминает схему свадебного обряда. Однако эти передвижения заметно усложняются: тяжело заболевший князь Петр (как и жених) должен перейти границу и побывать в подземном царстве, но одновременно, родившийся княжичем, Петр должен не подняться вверх, а, наоборот, «опуститься» в своем социальном статусе для того, чтобы спастись, так как только союз с простой крестьянской девушкой Февронией может дать ему исцеление.

И в «Повести о Петре и Февронии», подобно архаическим представлениям, будучи женихом, князь Петр должен жениться на суженой для того, чтобы перейти границу - из чужого мира вернуться обратно в мир свой. Женившись на Февронии, Петр возвращается в Муром и почти сразу же становится властителем княжества, так как умирает его старший брат Павел. Происходит повышение социального статуса Петра. В этом отношении брачный союз является средством обретения не только новой жизни, но и более высокого статуса для жениха и невесты. Первый этап повышения статуса связан с первым этапом на пути обновления Петра.

2. Образ невесты в сказках о мудрой деве и в «Повести о Петре и Февронии».

Многими исследователями принято считать, что с появлением Февронии начинается следующая часть «Повести», которую можно сравнивать с рядом сказок о «мудрой деве». Это отмечалось еще Ф.И. Буслаевым. Р.П. Дмитриева провела сравнительный анализ «Повести» и ряда сказок о мудрой деве, отмечая элементы их сходства и различия. Она совершенно справедливо говорит о том, что не только ряд таких сказок как «Семилетка», «Стрижена деека» и др., но и сама «Повесть» связаны со свадебными обрядами.

Например, в сказке «Мудрые ответы» героиня с самого начала выступает в роли невесты. Сват приходит и задает разные загадки, которые невеста, разумеется, разгадывает. Многие исследователи даже считают, что само происхождение загадок во многом связано с традиционными испытаниями героев свадебного обряда (иначе говоря, о состязании между женихом и невестой).

В «Повести о Петре и Февронии» трудные задачи так же выступают в качестве свадебного испытания. Однако, когда речь идет о загадочной речи Февронии, главным здесь является не испытание перед свадьбой, а проявление мудрости Февронии, которая владеет «тайной речью». В диалоге со слугой Петра Феврония как бы сама задает загадки и сама разгадывает их. Тем самым она проявляет себя как носитель высшей мудрости. Из речи Февронии ясно то, что в доме кроме нее никого нет. следует отметить, что в сказках, о мудрой деве героинь всегда встречают в доме одних. С нашей точки зрения, что далеко не случайно. Существовал обычай удалять

невесту до брака в специально построенное для нее жилище. В.И. Еремина пишет по этому поводу, что этот обычай сохраняется лишь в сказках" .

Итак, в первый раз в дом невесты Февронии приходит сват и происходит состязание загадками, а потом, согласно правилам свадебного обряда, приезжает и сам жених. Если Феврония является невестой, то она как бы находится в состоянии временной смерти, отчего и приобретает необыкновенную силу. Только она может исцелить князя - именно в качестве невесты - суженой Петра.

3. Семантика «исцеления» в свадебном обряде и в «Повести о Петре и Февронии»

В фольклорных записях преданий и сказок о Петре и Февронии сцена исцеления Петра изложена крайне лаконично, в них лишь упоминается о двойном ее лечении. В «Повести» же автор уделяет этому достаточно много места, так как этот эпизод (одно из «чудес» Февронии) теснейшим образом связан с идеей «воскрешения» главного героя (переход через смерть к новой жизни). Чтобы исцелить князя Петра Феврония приказывает истопить баню, а затем помазать его специально изготовленной для него мазью. Это действие соответствует тому, что в волшебных сказках погибшего или разрубленного на части героя сначала омывают мертвой водой, соединяющей члены его тела. Чтобы воскресить его - нужна живая вода, которая и дает герою новую жизнь. Функцию живой воды - второго этапа исцеления - в «Повести» выполняет брак Петра с Февронией - происходит его соединение с невестой, посланной ему Божественным Промыслом.

Интересно высказывание А. К. Байбурина относительно омовения невесты перед свадьбой. Когда невесте расплетают в бане косу, то ее как бы разделяют на части (отделение «красоты»), после чего невеста становится как бы мертвой. Через мертвую воду (баню) она заново обретает целостность, но при этом невеста еще не воскресает, а находится в переходном состоянии, так как еще не получила нового статуса, который приобретается через венчание - соединение с женихом).

Анализ «Повести» показывает, что в изображении Февронии (как невесты) Ермолай-Еразм отступает от сказочного канона, наделяя

12 Еремина В.И. Фольклор и ритуал.Л.,1991.

Февронию чертами, которые позволяют рассматривать ее как носительницу особой, высшей Мудрости. В этом плане существенным моментом, на наш взгляд, является сходство описания Февронии за ткацким станом и изображений Богородицы на иконах Благовещения. Подобно богородице, давшей человеческую природу Христу, Феврония способствует исцелению Петра и его преображению, возрождению в новом качестве.

Принятие христианства не уничтожило народных представлений о живой и мертвой воде, но в христианской книжности произошла их трансформация. Петр получает исцеление через свой союз с Февронией и повышение социального статуса (после возвращения в Муром с Февронией Петр становится властителем Муромского княжества, а Феврония же, как особо подчеркивает автор, сделалась княгиней).

4. «Небесный брак» Петра и Февронии

«Повесть о Петре и Февронии» не заканчивается земным браком героев. Заключительная сцена «Повести» заставляет вспомнить сцену первоначального знакомства Петра и Февронии, когда Петр посылал своего слугу искать ему врача. Петр и Феврония в обоих описаниях переговариваются через третье лицо, и в обоих случаях посланец Петра застает Февронию за рукоделием.

Интересна здесь и семантика нити. Это относится также и к пряже. Получается, что Феврония не заканчивает свою работу на земле, а оставляет ее другим. Нить связывает земное и небесное царства, так как земная работа над небесным воздэхом осталась незаконченной.

Показателен в этом отношении и самый конец «Повести», описывающий чудо соединения в одном гробу тел Петра и Февронии. Отметим попутно, что попытка разъединить Петра и Февронию при погребении совершалась трижды, что полностью соответствует троичности эпизодов в авторском описании, рассказывающих о все более прочной и полной связи героев: 1) женитьба Петра на Февронии; 2) соединение их на берегу Оки после боярского мятежа; 3) соединение их тел в одном гробу.

Это чудо, кроме своей основной функции в житийном контексте -свидетельствовать о святости героев (их последнее желание исполняется вопреки желанию людей), в другой же - мифопоэтической - системе значений является знаковым событием, подтверждающим для всех участников и

последующих поколений окончательное соединение, их совершившийся «небесный брак».

ГЛАВА 111. Отражение купальской обрядности в «Повести о Петре и Февронии»

На первый взгляд, в «Повести о Петре и Февронии» нет ничего, что можно было бы рассматривать как отражение календарной обрядности. Однако обратим внимание на то, что день памяти святых 25 июня (день памяти византийской мученицы Февронии) следует за одним из крупнейших народных праздников- рождеством Иоанна Предтечи («Ивана Купало») (об этой связи вперэые упомянула Н.С. Демкова).

Этот праздник является скорее языческим, нежели христианским и купальские обряды осуждались христианской церковью. Именно поэтому красочность купальских игрищ священнослужители осуждали как бесовские (см. послание псковского игумена Памфила).

Основные элементы праздника: разжигание костров, перепрыгивание через них (в ночь с 23 на 24 июня), собирание трав, похороны обрядового дерева или чучела (Купала или Мара). Купальские игрища были известны свободными отношениями между полами.

Считалось, что в купальскую ночь бродит нечистая сила (в купальскую ночь по земле открывался проход с того света на этот и наоборот.) Однако, соприкосновение с иным миром дает всем существам на земле магическую силу, и в купальском обряде явно присутствовала тема жизни и смерти, тема исцеления (воскресения) занимающая большое место в «Повести о Петре и Февронии». В связи с этим в этой главе рассматриваются несколько эпизодов «Повести»: чудо Февронии над деревьями, эпизод искушения Февронии на судне, эпизод боярского пира перед изгнанием Петра и Февронии из Мурома.

В первом эпизоде особенно ярко наблюдаются мотивы, сравнимые с купальской обрядностью: 1) ночлег и трапеза на берегу Оки; 2) разжигание огня и срубленные деревья. К тому же, при описании чуда над деревьями автор неоднократно обращает внимание читателя на время происходящего события и ориентирует время действия на противоположные понятия «вечер - утро». Купальские игрища происходили именно в границах этих двух временных моментов. К тому же, в народных представлениях, вечер отождествлялся со

смертью, а утро- с жизнью. Процесс купальского обрядового действия и представляет собой воспроизводство перехода от старого (мертвого) к новому (живому). В «Повести о Петре и Февронии» семантика исцеления (переход от старого к новому) изображается в перевернутом виде. Такие образы купальской обрядности как берег реки, огни костра, деревья, служат скорее описанию душевного состояния князя Петра.

С купальской темой в «Повести» связан в нашей интерпретации эпизод искушения Февронии, обычно рассматривавшийся исследователями при анализе композиции «Повести» как вставной: в этом эпизоде четко звучит тема осуждения «прелюбодеяния», что противопоставляет поведение Февронии обычаям купальской ночи.

Еда в архаическом сознании воспринималась как один из важнейших компонентов сакрального акта (жертвоприношение). По мнению многих ученых (ОМ. Фрейденберг, В.Н. Топоров и др.) акт «еды» связан с воскрешением человека. Трапеза Петра на берегу Оки связывается с эпизодом предшествующим его окончательному обновлению, и связаны с темой перехода от смерти к жизни.

Пир бояр в связи с изгнанием Петра и Февронии из Мурома также, с нашей точки зрения, может рассматриваться в связи с отражением в «Повести» элементов купальского праздника: боярский пир сопровождается шумом, весельем, всякого рода бесчинствами, что характерно для купальских игрищ.

Отметим, что окончательное обновление Петра совпадает в «Повести» по времени с гибелью муромских бояр, олицетворяющих земное, плотское, низменное начало. Оба события происходят почти одновременно. Тем самым сюжет «Повести» утверждает, что окончательная победа Петра над змеем совершилось.

В заключении приводятся основные выводы нашего исследования: Исследования мифопозтической основы и фольклорных источников, отдельны* образов «Повести» подтверждает, что текст «Повести о Петре и Февронии»;, имеет иносказательный притчевый характер. «Повесть» нужно рассматривать, не только в сравнении с фольклорными материалами, но и в свете христианской традиции.

2) «Повесть о Петре и Февронии» подчинена единому авторскому замыслу преображения, духовного прозрения героя Петра через союз с Февронией - носительницей высшего Божественного Промысла.

3) Основным сюжетопорождающим принципов в «Повести» является свадебная обрядность, соединяющая все образы, мотивы, используемые Ермолаем-Еразмом для полного выражения собственного авторского замысла. Именно свадебная тема позволяет выразить центральную идею «Повести»: воскрешение героя Петра через брак.

1. Семантика змееборчества в «Повести о Петре и Февронии»// От Ермолая-Еразма до Михаила Булгакова. Статьи о русской литературе. СПб., 1997. С.6-17.

МОУ «Красногорская СОШ №1»

Открытый урок на тему

Жанровое своеобразие и герои

«Повести о Петре и Февронии»

Ермолая Еразма.

Выполнила:

Учитель литературы

О.А.Савагина.

П. Красногорский 2005-06 учебный год.

Показать жанровое своеобразие «Повести...» как одного из средств создания образов Петра и Февронии; продолжить формирование умения выделять и объяснять средства создания характера героя; воздействовать на личность уч-ся с целью формирования высоко нравственного человека; стимулировать стремление уч-ся в попытках глубже разобраться в произведении и высказать своё мнение, показать непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека; воспитывать посредством музыки и элементов драматизации эстетический вкус уч-ся.

Оборудование.

Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, иллюстрации, иконы, репродукции, выставка книг, костюмы. Атрибуты для драматизации, магнитофонные записи. Электронная презентация урока.

^ Ход урока.

Оргмомент.

Объявление темы урока, презентация, слайд №1(ИКТ)

На предыдущем уроке мы познакомились с содержанием «Повести...». Домашним заданием было - охарактеризовать главных героев повести.

Цель сегодняшнего урока - рассмотреть жанровое своеобразие произведения, или другими словами определить его жанровую структуру, будем учиться анализировать образы героев, что поможет нам оценить идейное содержание повести., презентация, слайд №2(ИКТ)

3. ^ Чтение эпиграфа, презентация, слайд №3(ИКТ)

Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достояния. Это слова замечательного русского писателя, знатока древнерусской литературы Ивана Бунина. Действительно, древние письмена - это отзвуки богатейшей славянской культуры, они являются архивом народа, сокровищницей деяний предков. Настало время вспомнить о тех, кто владел пером в давние годы и рассказать о певцах, монахах, странниках, проповедниках. Одним из них был автор «Повести...»

5. Прослушаем начало повести. Элементы какого жанра присутствуют в отрывке? /сказки/ Вспомним, что называется сказкой?

Сказка - это художественный рассказ фантастического, приключенческого содержания, включает в себя поучение. Сказки делятся на три группы: волшебные, о животных, бытовые. Перечислите сказочные элементы этой повести. На доске в столбик «Сказка» записываются названные элементы: презентация, слайд №4(ИКТ)

1. о герое - змееборце

2. образ летающего змея

3. образ чудесного Агрикового меча: Агрик - сказочный

Богатырь

4. о мудрой деве - быт.

Вспомним названия бытовых сказок, в которых присутствует образ мудрой девы. / «Мудрая жена», «Семилетка»/.

Сказка бы здесь и закончилась, а повесть только начинается. Присутствуют ли в этом произведении элементы такого жанра, как повесть. Дадим определение этому жанру.

^ Повесть - эпическое произведение, которое меньше по объёму, чем роман, и больше, чем рассказ. Здесь несколько сюжетных линий. презентация, слайд №5(ИКТ)

«Повесть».

Исторически точны названия мест / дана установка на достоверность;

Рассказана история бояр, погрязших в междоусобице;

Детали быта / описание покоев, врачевания, бортничанья, боярских пиров/.

В этой повести есть всё, что было свойственно действительности: и злое, и доброе, и тягостное, и благостное. Только жизнь здесь изображена необычно. Историческое повествование и волшебная сказка сплавлены неразделимо в нечто новое.

На наших глазах сюжет, традиционный для волшебных сказок, незаметно приобретает черты жанра житие.

Что такое житие. Каковы цели этого жанра?
презентация, слайд №6(ИКТ) «Житие»
Назовём черты жития в этом произведении:

Рассказ о жизни святых;

Идеальные образы героев;

Истинные слуги Бога.

Вывод: В чём же жанровое своеобразие этого произведения? Назовём основной жанр этого произведения.

Докажите. А может кто-то думает иначе. Для создания образов преподобных Петра и Февронии автор использует элементы сразу нескольких жанров: исторической повести, сказки, жития. Основной же жанр - житие.

Какова композиция произведения? Что такое композиция? Давайте вспомним, о чём говорится в 1 части. Прослушайте пересказ 1 части. Ваша задача - внимательно прослушать и проанализировать пересказ.

^ Пересказ уч-ся. Анализ пересказа, сообщения учеников. А сейчас проверка дом.задания. Заслушаем характеристики главных героев «Повести...»

Следующий этап работы - будем размышлять о характере главных героев. Цель нашей беседы - углубить представление об этих образах. Эта беседа поможет лучше справиться с дом. заданием -творческой работой, связанной с этими прекрасными образами.

Переходим ко 2 части «Повести...». О чём она? ^ О мудрой деве, ставшей женой князя, в основе этой части лежит история любви.

Вспомним, что стало поводом для их знакомства? (слайды с иллюстрациями 7,8, ИКТ)

Почему слуга не может понять в словах древолаза?

Узнав от девицы, что её зовут Феврония, гонец рассказывает ей о болезни князя и просит помочь найти искусного врача.

Как отвечает Феврония? /новая загадка/

Как её растолковывает Феврония?

Что можно сказать о Февронии, зная об этих условиях исцеления? Каковы её представления о человеке, в котором она видит своего будущего мужа. /Феврония из рассказа о Петре знает, что он сражался со змеем/

Для неё это свидетельство чего? /Сила веры, мужественности, самоотверженности - свойства настоящего мужского характера

Должны дополняться высокими душевными качествами: добросердечием, кротостью, смирением/ Таковы представления Февронии об идеале.

Какие чувства испытывает Пётр, услышав рассказ о необычной девушке?/ Он удивлён девичьим разумом, горит нетерпением встретиться с нею.

Причина нетерпения? Исцеление.

Думает ли он об обязательстве жениться на Февронии?

Какое решение он принимает? /Откупиться от девушки, притворно приняв её условие/

Предполагает ли Феврония такое решение? /Да.

Для чего князь испытывает мудрость Февронии хитрыми задачами? /Любопытство, интерес, желание самому убедиться в её уме, есть надежда на то, что задача его не будет выполнена, это избавит его от данного слова.

Как отвечает Феврония? / Она отводит неисполнимые требования такими же неисполнимыми требованиями, но уже со своей стороны.

Когда же зарождается их любовь, да и полюбил ли Пётр?
Может быть, всё дело в клятвенном обещании взять её в жёны,

Если ещё раз исцелит его.

Почему Феврония выбрала Петра, не видев его, т.к. они общались
через слуг?

Действительно, как полюбить, не встречаясь, за что?

Почему? / не внешность, не красота главное для него, как не главное это для Петра и Февронии.

За что же полюбил Пётр Февронию?

Он убедился в уме, душевной красоте девушки, она не приняла его подарков, значит, не корыстна и не жадна, «нимало не гневаясь» излечивает его ещё раз, значит не злоблива.

Мудрость, добросердечие, милосердие пленили Петра, вызвали ответное чувство, его сердце открылось.

Она обладает даром предвидения, и она знает, что князь Пётр ей суженый. Со спокойным достоинством крестьянская девушка настаивает на том, чтобы князь Пётр женился на ней, только в том случае она обещает исцелить его. Исцеление - это приобретение

Целостности, а когда нарушается данное обещание, заболевает снова. Этот брак совершился на небесах.

Чем они заслужили такое счастье?

За что невзлюбили новую княгиню бояре? Что это за козни? Чем они вызваны?

Почему князь принимает такое решение - пожертвовать княжением? Что определяет его выбор? Почему Ермолай напоминает слова из священного писания?

Оба они обладали сильным характером. Но кто выше по силе характера. Докажите.

Вывод Пётр чувствовал её духовное превосходство, любя за красоту душевную. За её дар любви. Он во всём её подчиняется, но сила любви друг к другу равная.

Посмотрите инсценировку, исполненную нашими ребятами.. Затем необходимо ответить на вопрос: в чём находит своё высшее проявление неиссякаемая сила любви Петра и Февронии. Оба супруга не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же час, не разлучаются и после смерти. Наперекор тем, кто пытался их разлучить.

Почему люди не хотят соблюдать наказ похоронить в одном гробу? / Люди полагали, что это несовместимо с их монашеским званием./

Своей жизнью Петр и Феврония воплотили на земле образ небесного брака. - полное единство супругов в любви, открывающее человеку прямой выход в Царство Небесное. Поэтому святая Феврония является покровительницей брака. Беседу об этих героях хотелось бы закончить так:

Когда оскудеют духовные силы,

Когда вам невмочь побороть будет зло,

И станет темно как у края могилы,

И будет вам трудно и тяжело

В такие минуты с большою любовью

Петра и Февронью, мой друг, вспомяни.

И припади к ним, как к изголовью,

Осмысли их жизнь и душой отдохни.

Итоги урока.

1 Каково жанровое своеобразие произведения?

2. Интерес к обыкновенному человеку. К быту, к определённым

Историческим условиям привёл к открытию нового литературного

Героя, в котором читатели могут узнать самого себя. Писатель

Сумел создать такой характер главной героини, который отличает

Яркая индивидуальность.

Домашнее задание, /по выбору/(слайд 9, ИКТ)

1. В последние годы стало модным отмечать день святого
Валентина, покровителя влюблённых. Справедливо ли
забывать нам о своих святых - Петре и Февронии, ставших
образцом христианского супружества. Поразмышляйте на эту
тему.

2. Сочинение - миниатюра на тему «Чем мне интересен образ
Февронии?»






Критерии оценки защиты ученической презентации Содержание (максимум – 30 баллов): Сформулированы тема исследования и проблемный вопрос, информация точная, полная, полезная и актуальная, ясно изложены и структурированы результаты исследования, иллюстрация результатов исследования, выражение своего мнения по проблеме, грамотность (орфография и пунктуация). Дизайн (максимум – 20 баллов): Читаемость текста, использование эффектов анимации, цветовое решение, иллюстрации интересны и соответствуют содержанию. Защита презентации (максимум – 20 баллов): Свободное владение темой проекта, способность кратко и грамотно изложить суть работы, монологичность речи, использование научной терминологии.






















5. Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок 6. Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена) 7. Волшебные предметы (например, Агриков меч) 8.Постоянные эпитеты (лукавый змей, мудрая дева).






«Повесть о Петре и Февронии» написана в форме жития В ходе работы мы выявили следующие черты житийного жанра: Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная) Любовь героев к Богу, почитание героями Библии


3. 3. Чудеса, которые творят герои Необычная смерть и посмертные чудеса Есть похвальное слово святым В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.




В ходе исследования мы выявили следующие жанровые особенности: 1.Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность. 2.Герои повести – реальные люди Жанр произведения определен в заглавии: «Повесть»
















Она была создана в середине 16 в.(но долгое время её относили к 15 в.) священником и публицистом Ермолаем-Еразмом. По идее это произведение создавалось как житие. Но житием его не признали из-за многочисленных отступлений от канона в центральной части, и в процессе переработки оно стало повестью. Основа её сюжета сложилась на основе 2-ух устно-поэтических, сказочных мотивов-о герое-змееборце и мудрой деве, широко распространённых в фольклоре. Источником же сюжета послужила местная легенда о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней. Народное предание оказало сильное влияние на Ермолая-Еразма, и он создал произведение, не связанное с канонами житийного жанра: это увлекательное сюжетное повествование, мало похожее на жития святых с их подвигами и мученичеством во славу церкви. " Произведение состоит из 4-х частей, сюжетно связанных между собой. 1-рассказ о змееборце. 2-герои отправляются за врачом для пострадавшего от змея. Они встречают девушку, говорящую загадками. Далее следует мотив загадок и

испытаний. 3-жизнь Петра и Февронии в браке, встречаются элементы фольклорного повествования. 4-рассказ о смерти Петра и Февронии и посмертном чуде. Проблема жанра заключается в том, что в произведении соединено вместе множество элементов различных жанров. В произведении ничего не говорится о детстве героев (нетрадиционно для жития), во всех частях прослеживаются фольклорные мотивы. Например, сказочный сюжет о герое-змеборце, мотив загадок, когда Феврония говорит о том, что «не лепо есть быти дому безоушию и храму безо очшо»(пёс-уши дома, ребёнок-очи дома) и на вопрос, где её семья отвечает: «Отец и мати поидоша взаем плакаты. Брат же мой иде через ноги в нави зрети», что означает «мать и отец пошли на похороны, а брат-бортничать». Также фольклорный мотив есть в 3-ей части, когда Февронъя после трапезы собирает в руку крошки, а затем они превращаются в ладан и фимиам. Это отголосок сказки о царевне-лягушке, когда объедки превращались в лебедей и озеро. И отъезд Петра с Февронией из Мурома, а затем просьба вельмож об их возвращении тоже имеет отголосок в народной сказке. Но в произведении есть и духовная сторона, свойственная житиям. Пётр и Феврония не говорят о любви, ведь Пётр даже сначала не хочет на ней жениться. Их брак не плотский, а духовный и строится на соблюдении заповедей. Феврония совершает чудеса благодаря своей духовности. Ещё одним элементом жития является посмертное чудо, когда Петра и Февронию вопреки их предсмертному наставлению хоронят в разных местах, а они за ночь всё же оказываются вместе в гробу для двоих, который остался пустым. И их смерть в один час тоже является чем-то необычным, что может быть свойственно только святым. Соединение в одном произведении фольклора, жития и элементов повести делает произведение многоплановым, но это особое мастерство автора и новаторство в литературе.

39. «Казанская история» как новый тип исторического повествования. Использование опыта разных жанров в произведении.

Историческая повесть «Казанская история» была написана в середине 60-х гг 1* в Она принадлежит к лучшим образцам древнерусской художественной прозы и занимает особое место в становлении новых форм исторического повествования. В ней поэтизируется могущество единого централизованного государства, деятельность Ивана Грозного и его сторонников, присоединение Казанского царства к Московскому государству. Автор пытается создать новый тип повествования с ярко выраженным идейным замыслом, темой и ярко выраженной позицией автора. «История» состоит из нескольких небольших рассказов, соединённых хронологией. Вступление говорит о целях произведения-рассказать об истории Казанского царства и о взаимоотношениях его с Русью. Автор говорит о новаторстве повести: «красных убо новыя повести сия достоит нам радостно послушати». Ивана 4 автор называет Богом избранным, ярко выражая авторскую позицию. Центральная часть распадается на 2 подчасти: до походов Ивана Грозного и после этого. В 1 подчасти повествование стррится по хронологии-начало Казанского царства, где прослеживаются фольклорные мотивы о двуглавом змее и герое-змееборце, победившем его с помощью волшебства; главными героями являются московский и казанский цари. Сюжет строится по принципу антитезы-победы русских сменяются поражениями, действия постоянно переносится из Москвы в Казань и обратно. Эта подчасть использует соединение локальных микросюжетов. Здесь множество воинских повестей обоих типов, внесённые в общий ход событий. Основа 2 подчасти-рассказы о походах Ивана Грозного. Они представлены в виде воинских повестей с идеализированным главным героем-Иваном 4. но повествование многофигурное, в нём действуют казанские правители, воины, бояре. В этой части меньше датировок событий, но много символических элементов: знамения, видения, чудеса. Например, сон казанского царя, где светлый месяц поглощает тёмный, и звери, пришедшие к Казани, съедают казанских зверей, что предсказывает будущие события. Также видение Ивану 4 о построении Свияжска и уход беса-покровителя города из мечети. Они играют разные роли в дюжете. Значителу|ре место занимают жанры, традиционные для воинской дрв.ести: плачи (пдцни казанской царицы Сумбеки), похвалы, молитвы. Плач Сумбеки, обращённый к Казани, играет символическую роль, предсказывая его гибель. Завершается «История» главами, в которых произносится похвала Казани, Московскому княжеству и Ивану 4. Автор оценивает значение победы, говоря о Красоте Московск,ОГР царства. В образе главного героя прослеживается авторское новаторство-Иван Грозный изображён разносторонне, показаны его поступки и мысли в разных ситуациях. Отмечено его желание избежать кровопролития, чего не было раньше, что показано в семи посольствах царя в Казань. Всё это говорит о подступах автора к созданию характера, хотя основной способ создания облика царя-идеализация-остаётся. Изменяется и изображение эпизодических героев: отсутствовало разграничение положительных и отрицательных по национальному и религиозному признакам. Предателем может быть и свой, и чужой-и оба будут наказаны. Необычно нарисованы и образы войск: автор нередко подчёркивает решимость врагов, вызывая уважение к ним. А захват русским войском города скорее похоже на разграбление. Авторское отношение тоже является новаторским-он высказывает своё мнение гораздо активнее, что показано во вступлении и заключении, отступлениях, который чаще всего носят итоговый характер. Новаторство проявляется и в стилистике: широко использование тропов, метафор, воинские формулы теряют своё значение (распространяет их другими словами, что их разрушает). «История» широко использовала традиции жития, воинской повести, хождения, поучения, символические и лирические жанрообразования. Воинская повесть: соединение локальных микросюжетов («Сказание о Мамаевом побоище»); указание пейзажа на время суток; соединение в главном герое черт полководца с христианскими чертами; видение об уходе беса-покровителя их города, проникновение риторических приёмов в картины битв-традиций «Повести о взятии Царьграда». Житие: упоминание о добродетелях Ивана 4, свойственных ему с детства; риторические приёмы. Хождение: статические описания природы, выражающие восхищение автора. Поучения: художественные средства, используемые в плачах. Из-за такого обилия жанров, решить вопрос о жанровой принадлежности произведения невозможно.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Университет Российской Академии Наук

по предмету: Древнерусская литература

на тему: Повесть о Петре и Февронии. Особенности жанра повести связана со смертью князя и княгини

Работу выполнила:

Юрникова Яна

Москва, 2011 год

1. Краткое содержание Повести о Петре и Февронии

В городе Муроме правил князь Павел. К его жене дьявол прислал летающего змия на блуд. Ей он являлся в своем виде, а другим людям казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу, но тот не знал, что делать. Он велел жене выспросить у змия, от чего тому смерть может прийти. Змий рассказал княгине, что смерть его будет «от Петрова плеча, от Агрикова меча».

У князя был брат по имени Петр. Он начал думать, как убить змия, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребенок показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч.

Однажды Петр пришел к брату. Тот был дома, в своей комнате. Потом Петр пошел к снохе и увидел, что брат уже сидит у нее. Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришел к снохе и убил змия. Змий явился в своем естестве и, умирая, обрызгал Петра кровью.

Тело Петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его вылечить. Больного привезли в Рязанскую землю и стали там искать врачей. Его слуга пришел в Ласково. Зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую полотно. Это была Феврония, дочь древолаза, добывающего мед. Юноша, видя мудрость девицы, поведал ей о беде, постигшей его господина.

Феврония ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила привезти Петра к ней в дом. Когда это было исполнено, Феврония вызвалась сама взяться за лечение, если Петр возьмет ее в жены. Князь не принял всерьез ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза, но пообещал сделать это в случае исцеления.

Она дала ему сосуд своей хлебной закваски и велела идти в баню, помазать там закваскою все язвы, кроме одной. Петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время, пока он будет в бане. В ответ Феврония послала ему обрубок полена, чтобы князь сделал из него за это время ткацкий станок. Петр сказал ей, что это невозможно. А Феврония ответила, что так же невозможно выполнить и его повеление. Петр подивился ее мудрости.

Наутро он проснулся здоровым - на теле была лишь одна язва, - но не выполнил обещания жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь уехал в город Муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.

Павел умер, и Петр стал править Муромом. Бояре не любили княгиню Февронию из-за ее происхождения и наговаривали на нее Петру. Один человек рассказал, например, что Феврония, вставая из-за стола, собирает в руку крошки, как голодная. Князь велел жене пообедать вместе с ним. После обеда княгиня собрала со стола крошки. Петр разжал ее руку и увидел в ней благовония.

Потом бояре прямо сказали князю, что не желают видеть Февронию княгиней: пусть возьмет себе какое хочет богатство и уходит из Мурома. То же самое они повторили на пиру самой Февронии. Она согласилась, но захотела взять с собой только супруга. Князь следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось при этом отказаться от княжества. А бояре были довольны таким решением, ибо каждый из них сам хотел быть правителем.

Петр и Феврония уплыли из города по Оке. На том судне, где была Феврония, находился еще один человек с женой. Он взглянул на Февронию с неким помыслом. А она велела ему зачерпнуть воды по правую и по левую сторону лодки и отпить. И потом спросила, какая вода вкуснее. Услышав, что одинаковая, Феврония пояснила: одинаково и естество женское, поэтому нечего помышлять о чужой жене.

На берегу приготовили еду, и повар подрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы. А Феврония благословила эти деревца, и наутро они сделались большими деревьями. Петр и Феврония собирались ехать дальше. Но тут пришли вельможи из Мурома и стали просить князя и княгиню вернуться, чтобы править городом.

Петр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.

Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно. Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку. Одновременно князь и княгиня приняли монашество. Петр получил во иночестве имя Давид, а Феврония стала Ефросинией.

Ефросиния вышивала воздух для храма. А Давид прислал к ней письмо: он ждал ее, чтобы вместе умереть. Монахиня просила его подождать, пока она закончит вышивать воздух. Во втором письме Давид писал, что может ждать недолго, а в третьем - что ждать больше не может. Тогда Ефросиния, закончив вышивать лицо последнего святого, одежды же не закончив, послала сказать Давиду, что готова к смерти. И, помолившись, они оба умерли 25 июня.

Тела их положили в разных местах: Давида - у соборной церкви Богородицы, а Ефросинию - в Воздвиженском женском монастыре. А общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать, поставили в церкви Богородицы.

Наутро их отдельные гробы были пусты, а тела святых покоились «в едином гробе». Люди перехоронили их по-прежнему. А наутро снова нашли их в общем гробу. Тогда люди не посмели больше касаться тел святых и, исполнив их волю, похоронили вместе, в соборной церкви Рождества Богородицы. Те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление.

2. Образ Петра (Давида) в повести

Петр - муромский князь, один из главных героев. Имя героя является вымышленным, так как Повесть создавалась Ермолаем-Еразмом на основе преданий. В научной литературе принято считать, что в предании за вымышленными именами муромских князей следует видеть реальных исторических; лиц. Чаще всего имена Петра. и его брата Павла соотносят с двумя братьями - Владимиром и Давидом, правившими в Муроме после смерти их отца князя Георгия с 1175 по 1203 г.

С 1203 (после смерти Владимира) по 1228 г., на княжеском престоле был младший брат Давид. Согласно другой точке зрения, князя Петра, отождествляют с князем Петром, жившим в начале XVI века, который являлся родоначальником бояр Овцыных. Имя этой исторической личности известно только по родословной, составленной не ранее конца XVI века.

Повесть делится на четыре части. Петр является действующим лицом во всех четырех частях. Первый эпизод повести основан на фольклорном сюжете змее-искусителе. Но наряду со сходством между князем Петром и героями волшебных сказок можно обнаружить и различия. Например, князь Петр не проходит предварительного испытания, а Агриков меч находит в церкви благодаря ангелу, явившемуся к нему в виде отрока. Главный герой не проявляет своих черт (храбрость, ловкость, доброта). Напротив, является чудо, что, разумеется, ближе к житийным, нежели сказочным канонам. Другое отличие: герой сказки не колеблется, вступая в борьбу. Петр же сомневается, так как змей принимает облик любимого брата. Поэтому герою приходится сначала точно выяснить, где в это время находится князь Павел. И наконец, вместо вознаграждения, положенного герою волшебной сказки, князь Петр получает болезнь. Такое завершение первой части мотивирует дальнейший ход повествование.

Во второй части главным действующим лицом является Феврония. Князь Петр отправляется на поиски лекаря. И его слуга, случайно попав в деревню Ласково (сохранилась в Рязанской обл. до настоящего времени), встречается там с крестьянской девушкой Февронией. Феврония задает мудрые загадки слуге князя и остроумно отвечает на невыполнимые просьбы князя Петра. Затем Феврония соглашается вылечить князя с условием, что он возьмет ее в жены после выздоровления. Последняя часть повести связана со смертью князя и княгини. Постригшись и поселившись в монастыре, супруги договорились умереть в один день и завещали похоронить их в одном гробу. Их похоронили раздельно, в мужском и женском монастырях, но на следующее утро обнаружили, что тела их лежат в одном гробу. Люди несколько раз пытались положить их отдельно, но затем поняли, что это Божественное чудо, и похоронили Петра и Февронию вместе. В последнем рассказе подводится итог взаимоотношений между Петра и Февронией. Благодаря мудрости, такту, благородству Февронии супруги прожили счастливую жизнь и в конце ее пришли к полному согласию. Здесь ведущим персонажем является Феврония, а Петр как бы в очередной раз подвергает ее испытанию: она должна выбрать между прямым служением Богу (вышивание воздуха) и любовью к земному человеку, верностью своему слову. И в целом в повести Петр, как герой не отличается активностью, а лишь совершает ошибки, которые исправляются благодаря мудрости Февронии.

3. Образ Февронии (Ефросинии) в повести

Феврония - главная героиня повести. Необычность ее заключается прежде всего в том, что она, являясь героиней жития, сама действует исключительно активно. На первый план выдвигаются ее личные достоинства: ум, благородство, кротость, благодаря которым она самостоятельно с честью выходит из различных жизненных коллизий и конфликтов. Феврония - один из немногих персонажей древнерусской литературы, которые поднимаются вверх по социальной лестнице (опять же только благодаря личным достоинствам, и прежде всего уму), нарушая при этом средневековые представления об иерархии: дочь древолаза (собирателя дикого меда) становится женой князя (в подобные ситуации достаточно часто попадают герои фольклора, но не литературы). Но странным образом изменение общественного положения героини не нарушает общей гармонии в мире людей. Напротив, сама Феврония создает эту гармонию вокруг себя.

В первой части повести Феврония не участвует в действии. Сюжет второй части можно сопоставить с сюжетом сказки о мудрой деве. Обычно в этой сказке повествование построено на том, что человек высокого социального статуса (царь, князь, барин) вынужден решать какую-либо трудную задачу. Неожиданно эту загадку решает девушка-крестьянка. Царь или барин состязаются с ней в мудрости, мужчина в итоге признает превосходство женщины над собой и берет ее себе в жены. На сюжетном уровне повесть и сказка похожи, но в повести речь идет о состязании не только в сообразительности, но и в благородстве.

В третьей части повести описывается конфликт между муромскими боярами и Февронией. Здесь можно провести фольклорную сюжетную параллель: мудрая дева, выйдя замуж, нарушает запрет мужа не вмешиваться в его дела, за что тот выгоняет ее, разрешив взять самое дорогое. Героиня уводит с собой мужа и объясняет, что поступила так, как он ей разрешил. Таким образом, она еще раз доказывает свою мудрость, и конфликт между супругами мирно разрешается. В сказке напряженность создается тем, что героиня должна остроумно переиграть своего партнера. Конфликт же Февронии с боярами возникает из-за того, что они недовольны крестьянскими привычками. Князь Петр самоустраняется от решения этого конфликта, предоставив жене решать их дальнейшую судьбу. Правда, он вскоре начинает сомневаться в правильности своего поступка - оставления княжества ради жены. Феврония, в отличие от героини сказки, должна не перехитрить мужа, а убедить его преодолеть сомнения. Следовательно, повествование держится на описании взаимоотношений между главными героями, где Петр всегда проявляет отрицательные качества или пассивность, а Феврония разрешает любую ситуацию самостоятельно.

В четвертой части, когда герои умирают, Феврония опять делает правильный выбор, теперь уже между богоугодным делом (вышивание воздуха) и любовью к мужу (Феврония держит свое обещание умереть в одно время с Петром). Правильность выбора подтверждается чудом: тела князя и княгини оказывались по воле Бога в одном гробу вопреки стараниям людей, которые пытались похоронить их по отдельности. Этим актом подтверждается правильность поступков героев и их святость.

4. Особенности повести

Как мы видим, повесть состоит из четырех новелл, объединенных трехчленной композицией и идеей всемогущества любви.

Повесть не связана с какими-либо конкретными историческими событиями, а отражает возросший интерес общества к личной жизни человека.

Жанр повести не находит себе соответствий ни с исторической повестью, ни с агиобиографией. Наличие поэтического вымысла, восходящего к традициям народной сказки, умение автора художественно обобщать различные явления жизни, позволяют рассматривать повесть как начальную стадию развития жанра светской бытовой повести. О ее популярности свидетельствуют многочисленные списки (четыре редакции) и переработки.

Повесть в дальнейшем оказала влияние на формирование Китежской легенды, необычайно популярной в старообрядческой среде. Эта легенда изложена в романе П.И. Мельникова-Печерского «В лесах», в очерках В.Г. Короленко. Поэтическая основа легенды пленила Н.А. Римского-Корсакова, создавшего на ее основе оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». повесть народный поэтический

Стиль данной повести строго соблюдает этикет, церемонию, в нем преобладают абстрагирующие начала в изображении героев, которые предстают перед читателем во всем блеске и величии украшающих их добродетелей.

Они произносят торжественные речи, соответствующие их сану и ситуации. Они совершают свои деяния в строгом соответствии со своим официальным положением.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Личность Ермолая-Еразма – автора "Повести о Петре и Февронии Муромских". История создания и особенности содержания повести. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" - отражение христианского понимание брака. Духовные ценности традиционной русской семьи.

    курсовая работа , добавлен 29.06.2010

    Особенности работы Чехова над повестью "Три года". Эволюция творческого жанра от "романа" к повести. Описание системы образов в повести "Три года", ее художественное своеобразие. Литературные приемы, используемые писателем для раскрытия образов героев.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2011

    История создания повести "Котлован". Обзор критических и научных работ, посвященных творчеству русского писателя Андрея Платонова. Трансформация хронотопа дороги. Изучение речевой структуры художественной системы повести. Повесть как прозаический жанр.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2015

    Возникновение жанра бытовой повести и ее проблематика. Характеристика жанра бытовой повести XVII века. Анализ фольклорных элементов "Повести о Горе-Злочастии". Средства типизации жизненных явлений в этот период. Связь повести с народными песнями.

    реферат , добавлен 19.06.2015

    Проблема палеографических особенностей "Повести временных лет". Выявление стилистической неоднородности летописи, анализ значения и грамматической формы слов. Обзор работ о языке Лаврентьевского списка Повести, сравнение со стилями других списков.

    реферат , добавлен 20.11.2012

    Выявление изменений в жизни женщины эпохи Петра I на примере анализа произведений литературы. Исследование повести "О Петре и Февронии" как источника древнерусской литературы и проповеди Феофана Прокоповича как примера литературы Петровской эпохи.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2011

    Идейно-художественное своеобразие повести Достоевского "Дядюшкин сон". Средства изображения характера главных героев в повести. Сон и реальность в изображении Ф.М. Достоевским. Смысл названия повести Достоевского "Дядюшкин сон".

    курсовая работа , добавлен 31.03.2007

    Место повести "Старик и море" в творчестве Эрнеста Хемингуэя. Своеобразие художественного мира писателя. Развитие темы стойкости в повести "Старик и море", ее двуплановость в произведении. Жанровая специфика повести. Образ человека-борца в повести.

    дипломная работа , добавлен 14.11.2013

    История создания повести. Болдинская осень, как необычайно плодотворный период творчества А.С. Пушкина. Краткое содержание и особенности повести "Выстрел", написанной поэтом в 1830 г. Описание главных и второстепенных героев и символики произведения.

    презентация , добавлен 12.11.2010

    Раскрытие художественного мастерства писателя в идейно-тематическом содержании произведения. Основные сюжетно-образные линии повести И.С. Тургенева "Вешние воды". Анализ образов главных и второстепенных персонажей, отраженных в текстовых характеристиках.

Загрузка...
Top