План характеристики героя литературного произведения мцыри. Сочинение «Характеристика главного героя Мцыри

Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез.

Этими хорошо известными строками начинается рассказ о Мцыри, пленном горце, ставшем символом свободного и непокорного духа. В нескольких строках Лермонтов описывает его детство и юность. Пленного Мцыри везли из родных гор в Россию, однако по дороге он заболел. Один из монахов сжалился над Мцыри, приютил его, вылечил и воспитал. Уже это сжатое повествование о прошлом позволяет понять многое в характере героя. Тяжелая болезнь и испытания развили в ребенке «могучий дух». Он рос нелюдимым, без общения со сверстниками, никогда не сетуя на судьбу, но и никому не поверяя своих мечтаний. Так с детства прослеживаются два основных мотива, важных для характеристики Мцыри: мотив сильного духа и при этом - слабого тела. Герой «слаб и гибок, как тростник», но свои страдания он переносит гордо, поразительно, что «даже слабый стон / Из детских губ не вылетал».

Проходит время, Мцыри вырастает и собирается принять свою новую судьбу. Монахи готовят его к постригу. В этой строфе Лермонтов произносит очень важную для понимания героя вещь: «… к плену он привык». Мцыри и действительно выглядит покорившимся, он выучил чужой язык, впитал чужие - монастырские традиции, и намеревается принять обет смирения и послушания. Но вовсе не истинное смирение говорит здесь в Мцыри, а только незнание другой жизни: «с шумным светом незнаком». Чтобы пробудить его, необходим толчок, и вот разражается буря. В грозовую ночь, пока монахи дрожат у алтарей, боясь гнева Божьего, Мцыри покидает свою темницу. Так совершается духовное перерождение героя, так он выпускает на волю ту страсть, тот огонь, который, как он сам позднее признается, «с юных дней, / Таяся, жил в груди моей». И теперь уже характеристика главного героя Лермонтова Мцыри - это характеристика героя-мятежника, отважившегося на бунт против привычного общества, привычного мироустройства.

Дальнейшие строки поэмы рассказывают нам именно об этом Мцыри, о Мцыри освобожденном. Он очутился на свободе, и все здесь для него ново. Мцыри реагирует на окружающий его дикий, нетронутый кавказский край так, как может реагировать только полностью естественный человек. Он глубоко переживает красоту окружающего его мира. Столпившиеся, будто в танце деревья, роса на листьях, напоминающая слезы, золотая тень полудня - ничего ускользает от его внимательного взгляда. Обратим внимание на то, сколько уменьшительно-ласкательных слов используется Мцыри для описания природы: «тучка», «дымок», «огонек». «Глазами и душой» он тонет в синеве неба, находя в этом успокоение, не известное ему в монастырских стенах. В этих сценах Лермонтов показывает, что Мцыри доступны все человеческие чувства. Он не только дикий горец, каким его считали монахи. В его душе скрыты и поэт, и философ, но проявиться эти чувства могут лишь на свободе. Известна ему и любовь, любовь к своей родине и потерянным близким. Воспоминания об отце и сестрах Мцыри переживает как нечто святое и драгоценное. Встречается Мцыри и с девушкой, с молодой грузинкой, спустившейся за водой. Ее красота потрясает героя, и, переживая встречу с ней сначала наяву, а затем и во сне, он томится «сладкою тоской».

Вполне возможно, что Мцыри мог бы быть счастлив в любви, но он не может отступиться от своей цели. Его зовет путь на родину, и Мцыри продолжает свой путь на Кавказ. Он с честью выдерживает традиционное для русской литературы «испытание героя любовью», ведь иногда и отказ от желанного любовного счастья может свидетельствовать в пользу персонажа. Нет ничего, что могло бы заставить Мцыри отказаться от своей мечты. Свобода лишь поманила его – через три дня ему, израненному, приходится вернуться в монастырь. Но туда возвращено лишь тело Мцыри, дух его уже освобождён из плена, он «прожег свою тюрьму».

При анализе «Мцыри» характеристика главного героя как героя разностороннего, сочетающего в себе своеобразные черты личности, имеет первостепенную роль для понимания смысла поэмы. Поэту было важно изобразить именно такого необычного, во многом противоречивого героя. .

Мцыри - монах. Он остался в монастыре потому, что русский генерал, везший мальчика, боялся за его жизнь, поэтому и оставил монахам.

Мцыри рожден на Кавказе: "...Седой, незыблемый Кавказ <... >Мне тайный голос говорил, / Что некогда и я там жил..." "...Дитя неведомой страны..."

Отец Мцыри храбрый: "...А мой отец? он как живой / В своей одежде боевой / Являлся мне, и помнил я / Кольчуги звон, и блеск ружья, / И гордый непреклонный взор..."

Духовно он был силен, сие качеств его - от предков: "...Но в нем мучительный недуг / Развил тогда могучий дух / Его отцов..."

Он - темпераментный: "...дай руку мне; / Ты чувствуешь, моя в огне… / Знай, этот пламень с юных дней / Таяся, жил в груди моей; / Но ныне пищи нет ему, / И он прожег свою тюрьму..."

Мцыри - человек гордый: "...И, гордо выслушав, больной / Привстал, собрав остаток сил..." "...Он знаком пищу отвергал, / И тихо, гордо умирал..."

Мужество - основное его качество (с детства) : "...Без жалоб он / Томился – даже слабый стон / Из детских губ не вылетал..." "...Ты помнишь детские года: / Слезы не знал я никогда..."

Жизнь Мцыри скучна, мрачна: "...Бродил безмолвен, одинок, / Смотрел вздыхая на восток, / Томим неясною тоской / По стороне своей родной..." "...Унесть в могилу за собой / Тоску по родине святой..." "...Напрасно грудь / Полна желаньем и тоской: / То жар бессильный и пустой, / Игра мечты, болезнь ума..." "...про милую страну..."

Мцыри несет добро, несмотря на сложный характер: "...Но людям я не делал зла, / И потому мои дела / Не много пользы вам узнать..." Мцыри в душе - ребенок: "...Я вырос в сумрачных стенах, / Душой дитя, судьбой монах..."

Мцыри - " вещь в себе", неразговорчив, одинок: "...угрюм и одинок, / Грозой оторванный листок..." "...Таков цветок/ Темничный: вырос одинок / И бледен он меж плит сырых..." "...Я сам, как зверь, был чужд людей..." "...Я был чужой / Для них навек, как зверь степной..."

Мцыри хочет быть вольным человеком, почувствовать себя личностью: "...Она мечты мои звала <...> В тот чудный мир тревог и битв <...> Где люди вольны, как орлы..."

Любит Родину, мечтает оказаться там."...Я видел у других / Отчизну, дом, друзей, родных, / А у себя не находил / Не только милых душ – могил!.." "...виденья снов живых / Про милых ближних и родных, / Про волю дикую степей..." Мцыри жаль расставаться с жизнью, так как он не познал ее, находясь много лет в неволе: "...Но с жизнью жаль расстаться мне..." "...Ты жил, – я также мог бы жить!.."

Мцыри - мужественный, отважный человек. Он боролся с барсом:"...Ко мне он кинулся на грудь; / Но в горло я успел воткнуть / И там два раза повернуть / Мое оружье… ". Мечта Мцыри - побывать в родной стороне... не исполнилась. Он умирает,исповедуясь перед переходом в мир иной, вызывая сочувствие и понимание у читателей. Его выдержка, могучий дух, высокие желания являются образцом для подражания.

План

1.Своеобразие лермонтовского таланта

2.Смысл названия поэмы

3.Общая характеристика главного героя

4.«Настоящая жизнь» в понимании Мцыри

5.Схватка с барсом и вся жизнь

Особенность лермонтовского таланта заключается в том, что до конца своей короткой жизни он продолжал сочинять произведения как романтические, так и реалистические. И разделить оба эти начала в творчестве Лермонтова очень сложно. Он только становился реалистом, но не переставал быть романтиком. И поэма «Мцыри» - наглядное тому подтверждение.

Конечно, эта поэма - романтическое произведение. Даже ультраромантическое. Есть трагическая история в прошлом, есть таинственное исчезновение из монастыря, есть страстный рассказ перед смертью. Что еще надо для того, чтобы произвести впечатление? Само название поэмы - это еще и имя главного героя. В переводе с грузинского оно указывает на послушника. На того, кто расстался с мирской жизнью, и кто готовится принять монашеский постриг.

Автор почти не характеризует Мцыри сам. Если это и делает, то буквально несколькими словами. Например, сравнивает его с ростком, который взошел в тюрьме, но вырасти там же так и не смог. По этой причине Мцыри и не стал принимать монашеский постриг после послушания. Он предпочел под покровом ночи сбежать из монастыря. И причина очевидна - его позвала к себе далекая родина. Помнил он ее смутно, если помнил вообще. Уже потом, когда его, обессиленного и полуживого, обнаруживают и приносят обратно, то спрашивают: что он делал все эти дни и ночи скитаний? И получают ответ: «Жил!» Очень краткий и в то же время точный ответ. А разве мог он ответить иначе? Ведь колыбелью ему была трава, покров свивали ветви деревьев, а над головой сияло то солнечное, то звездное небо. И даже несмотря на схватку с барсом, из которой Мцыри вышел победителем, его не покидало ощущение природной гармонии.

Мцыри даже успел ощутить подобие влюбленности, когда украдкой наблюдал за грузинкой, спускающейся к ручью, чтобы набрать воды. Он - человек тонкой натуры, наблюдательный и зоркий. Схватка с барсом - кульминация всей истории. Конечно, здесь есть элемент преувеличения. Не каждый охотник голыми руками справится с хищным зверем, куда там слабому послушнику. Но Мцыри мобилизует все свои силы - внешние и внутренние. Тут уже не до романтизма - срабатывает инстинкт самосохранения и жажда жизни. У человека она оказывается сильнее. Да, жаль, что мы, взрослея, все реже поднимаем глаза к небу. Оно может дать ответы на многие вопросы. Или хотя бы заставляет задуматься о смысле жизни, о ее скоротечности…

Произведение:

В переводе с грузинского - послушник. Это герой одноименной поэмы. Кавказский юноша попал к русским. Во время пути он заболел и его оставили в монастыре для излечения. М. мечтает обрести свободу, сбежать из монастыря, где чувствует себя в рабстве. Все произведение построено как исповедь-монолог юноши. Перед смертью он рассказывает старику-монаху о трех счастливых днях, проведенных им на воле. М. близка природа как царство естественного бытия, свободы и красоты. Природа в поэме полна одушевления, огромной и таинственной жизни. М. окружен голосами, шепотами и мыслями природы, и он умеет понимать их. М. не удалось достигнуть своего идеального отечества и даже найти дорогу к нему. Но дни, проведенные юношей вне монастырских стен, на воле, в поисках этой дороги, даются как средоточие всех возможностей жизни - ее радостей, опасности, борьбы. Его взволновала встретившаяся на пути молодая грузинка, он победил барса. Тем не менее, после трех дней, проведенных на воле, М. вновь попадает в монастырь. Его стремление к свободе не угасает, и для него есть лишь один выход - умереть.

Образ главного героя романтической поэмы трактуется автором необычно. Мцыри лишен внешних признаков исключительности; это слабый юноша. Ореола загадочности и таинственности, титанических индивидуалистических черт, характерных для романтического героя, в нем нет. Сама исповедь героя помогает ему максимально точно передать малейшее душевное движение. Он не только рассказывает о своих действиях и поступках, но и мотивирует их. Мцыри хочет быть понятым, услышанным. Рассказывая о своих побуждениях, намерениях, желаниях, об удачах и поражениях, он одинаково честен и искренен перед собой. Мцыри исповедуется не для того, чтобы облегчить душу или снять грех за свой побег, а для того, чтобы вновь пережить три блаженных дня жизни на свободе:

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил - и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Но для романтических поэм характерно присутствие исключительной, противоречивой личности, отношение которой к окружающему миру неоднозначно. Исключительность и сила Мцыри выражены в тех целях, которые он перед собой ставит:

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

С детских лет, попав в плен. Мцыри не мог примириться с неволей, жизнью среди чужих людей. Он тоскует по родному аулу, по общению с людьми, близкими ему по обычаям, по духу, стремится попасть на родину, где, по его мнению, “люди вольны, как орлы” и где его ждут счастье и воля:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Я знал одной лишь думы власть,

Одну - но пламенную страсть...

Мцыри бежит не из своей среды в чужую в надежде обрести волю и спокойствие, а порывает с чуждым ему миром монастыря - символом несвободной жизни, чтобы достичь края отцов. Родина для Мцыри - это символ абсолютной свободы, он готов все отдать за несколько минут жизни на родине. Возвращение на родину - одна из его целей, наравне с познанием мира.

Бросив вызов самой судьбе, Мцыри уходит из монастыря в ужасную ночь, когда разыгралась буря, но это его не страшит. Он как бы отождествляет себя с природой:

“О, я как брат обняться с бурей был бы рад”.

В течение “трех блаженных дней”, проведенных Мцыри на воле, раскрылось все богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание ее красоты и мощи:

О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнии ловил...

Исключительные черты Личности героя романтических поэм помогает раскрыть присутствие любовного сюжета в этих поэмах. Но данный мотив Лермонтов исключает из поэмы, так как любовь могла стать препятствием для героя на пути к достижению цели. Встретив у ручья молодую грузинку, Мцыри очарован ее пением. Он мог бы пойти за ней и соединиться с людьми. Оказавшись в очень важной для романтического героя ситуации - в ситуации выбора, Мцыри не изменяет своей цели: он хочет попасть на родину и, может быть, найти отца и мать. Отказавшись от любви, герой предпочел ей свободу.

И еще одно испытание предстояло пройти Мцыри - схватка с барсом. Он выходит победителем в этой схватке, но ему уже не суждено попасть на родину. Он умирает в чужой стране, у чужих людей. Мцыри потерпел поражение в споре с судьбой, но три дня, прожитые им на свободе, олицетворяют собой его жизнь, если бы она протекала на родине. Герой поэмы Лермонтова находит в себе силы признать свое поражение и умереть, никого не проклиная и сознавая, что причина неудачи заключена в нем самом. Мцыри умирает, примиряясь с окружающими его людьми, но свобода осталась для него превыше всего. Он просит перед смертью перенести его в сад:

Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет,

Пришлет с прохладным ветерком...

Которую изучают в школе. Само же произведение знакомит нас с его судьбой, и показывает насколько важна для человека свобода выбора и к чему может привести неволя. Знакомясь с поэмой Мцыри и составив план работы, мы сможем дать главного героя произведения.

Характеристика Мцыри

Мцыри, это мальчик, который был захвачен в плен русским генералом в возрасте шести лет. По дороге Мцыри заболел и генералу пришлось оставить его в монастыре. Так свободолюбивый мальчик, горец, вынужден был там жить в окружении монахов. Монастырь стал для него настоящим пленом, поэтому он постоянно думает о Родине, Кавказе, и о том, как ему туда вернуться.

Из произведения мы узнаем, что наш герой сидит взаперти угрюмый и одинокий. Он отвык от людей, да и людям он стал давно чужим. Но не может Мцыри смириться с уготованной ему судьбой стать монахом. Юноша бросает вызов несправедливости. Он решает бороться за свою свободу и накануне принятия монашеского обета, убегает из монастыря. И вот на свободе, которая длится лишь три дня, и раскрывается настоящий характер юноши.

Мцыри — человек с несгибаемым духом и сильным характером. Не зная, где именно находятся его родные края, он бежит. Бежит в неизвестность, бежит навстречу свободе лишь с одной мыслью: он хочет узнать, как это жить по-настоящему свободным. Один, окруженный дикой природой, именно здесь он смог увидеть проблеск света в своей мрачной и печальной судьбе.

Встреча Мцыри с девушкой показала нам, что юноше не чуждо такое чувство, как любовь. Но, при этом он очень целеустремленный человек. Ведь, несмотря на возникшие прекрасные чувства, о которых юноша сперва и не подозревал, на желание пойти за девушкой, он остановил себя. Ведь его целью было вернуться на Родину и найти свой дом. Встреча Мцыри с барсом раскрывает нам новые черты характера нашего героя. Это бесстрашный, мужественный и сильный человек. И здесь мы видим насколько широкими могут быть возможности, казалось бы в неравном поединке.

Но, Мцыри сбился с пути. Он не был подготовлен к побегу и не до конца был готов столкнуться с окружающим миром вне стен монастыря. Весь израненный, он вновь оказывается в стенах своей тюрьмы и от полученных ран умирает. Кто знает, от ран ли скончался этот свободолюбивый человек, или его убили стены темницы, в которых ему было суждено вновь оказаться. Умирая, юноша нисколько не жалеет о своем побеге из ненавистных стен. Те три дня свободы были для него лучшими днями в его жизни, а смерть стала для него освобождением.

План поэмы

1. Знакомство с героем поэмы
2. Монастырские станы — неволя юноши
3. Мечта оказаться на свободе.
4. Долгожданная свобода, как глоток воздуха, хоть и кратковременная
5. Встреча с девушкой — готовность к любви и неизменность своей цели
6. Встреча с барсом — мужество и сила героя
7. Возвращение в монастырь — трагедия стихийного протеста
8. Смерть героя — избавление от уз и неволи.

Загрузка...
Top