Описание губернатора в поэме мертвые души. Описание нравов губернского города NN (По поэме Н

В заметках к первому тому “Мертвых душ” Гоголь писал: “Идея города. Сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени… Весь город со всем вихрем сплетен - преобразование бездеятельности жизни всего человечества в массе”. Так характеризует писатель губернский город NN и его жителей. Нужно сказать, что губернское общество гоголевской поэмы, равно как и фамусовское в пьесе Грибоедова “Горе от ума”, можно условно разделить на мужское и женское. Главными же представителями мужского общества являются губернские чиновники. Несомненно, тема чиновничества - одна из центральных тем в творчестве Гоголя. Множество своих произведений, таких, например, как повесть “Шинель” или комическая пьеса “Ревизор”, писатель посвятил различным аспектам чиновничьей жизни. В частности, в “Мертвых душах” нам представлено губернское и высшее петербургское чиновничество (последнее в “Повести о капитане Копейкине”).

Обличая безнравственные, порочные, ущербные натуры чиновников, Гоголь использует прием типизации, ибо даже в ярких и индивидуальных образах (таких, как полицмейстер или Иван Антонович) выявляются общие, присущие всем чиновникам черты. Уже создавая портреты чиновников с помощью приема овеществления, автор, ничего не говоря об их душевных качествах, чертах характера, лишь описывал “широкие затылки, фраки, сюртуки губернского покроя...” канцелярских чиновников или “весьма густые брови и несколько подмигивавший левый глаз” прокурора, говорил об омертвелости душ, нравственной неразвитости и низости. Никто из чиновников не утруждает себя заботами о государственных делах, а понятие гражданского долга и общественного блага им совершенно чуждо. В чиновной среде царят праздность и безделье. Все, начиная с губернатора, который “был большой добряк и вышивал по тюлю”, бессмысленно и неплодотворно проводят время, не заботясь о выполнении служебного долга. Не случайно Собакевич замечает, что “… прокурор праздный человек и, верно, сидит дома,… инспектор врачебной управы также, верно, человек праздный и поехал куда-нибудь играть в карты,… Трухачевский, Безушкин - они все даром бременят землю...”. Умственная лень, ничтожество интересов, тупая косность составляют основу существования и характера чиновников. Гоголь с иронией говорит о степени их образованности и культуры: “… председатель палаты знал наизусть “Людмилу”,… почтмейстер вдавался… в философию и делал выписки из “Ключа к таинствам натуры”,… кто читал “Московские ведомости”, кто даже и совсем ничего не читал”. Свою же должность каждый из губернских управителей стремился использовать в личных целях, видя в ней источник обогащения, средство привольно и беспечно жить, не затрачивая никакого труда. Этим объясняются взяточничество и казнокрадство, царящие в чиновных кругах. За взятки чиновники способны даже совершать самое страшное, по мнению Гоголя, преступление - учинять несправедливый суд (так, например, они “замяли” дело о купцах, которые во время пирушки “уходили насмерть” друг друга). Иван Антонович, например, умел из каждого дела извлечь выгоду, будучи опытным взяточником, он даже упрекнул Чичикова, что тот “крестьян купил на сто тысяч, а за труды дал одну беленькую”. Стряпчий Золотуха - “первейший хапуга и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую”. Ему стоило только мигнуть, и он мог получить любые дары от купцов, которые считали его “благодетелем”, ибо “хоть он и возьмет, но зато уж никак тебя не выдаст”. За свое умение брать взятки полицмейстер слыл в кругу друзей “магом и чудотворцем”. Гоголь с иронией говорит, что герой этот “успел приобресть современную народность”, ибо писатель не раз обличает антинародность чиновников, абсолютно не знающих тягот крестьянской жизни, считающих народ “пьяницами и бунтовщиками”. По мнению чиновников, крестьяне - “препустой и преничтожный народ” и “держать их надо в ежовых рукавицах”. Не случайно вводится повесть о капитане Копейкине, ибо в ней Гоголь показывает, что антинациональность и антинародность характерны и для высшего петербургского чиновничества. Описывая бюрократический Петербург, город “значительных лиц”, высшей чиновной знати, писатель обличает их абсолютное равнодушие, жестокое безразличие к судьбе защитника родины, обреченного на верную смерть от голода… Так чиновники, равнодушные к жизни русского народа, безразличные и к судьбе России, пренебрегающие служебным долгом, используют свою власть ради личных выгод и боятся потерять возможности беззаботно пользоваться всеми “выгодами” своей должности, поэтому губернские управители блюдут мир и дружбу в своем кругу, где царит атмосфера семейственности, дружелюбного согласия: “… они жили между собой в ладу, обращались совершенно по-приятельски, а беседы их носили печать какого-то особенного простодушия и кротости...” Чиновникам необходимо поддерживать такие отношения, чтобы без всяких опасений собирать свои “доходы”…

Таково мужское общество города NN. Если же характеризовать дам губернского городка, то их отличает внешняя изысканность и изящество: “многие дамы хорошо одеты и по моде”, “в нарядах их вкусу пропасть...”, но внутренне они столь же пусты, сколь и мужчины, духовная жизнь их бедна, интересы примитивны. Гоголь иронично описывает “хороший тон” и “презентабельность”, отличающие дам, в частности их манеру говорить, которой свойственна необыкновенная осторожность и приличия в выражениях: они не говорили “я высморкалась”, предпочитая использовать выражение “я облегчила себе нос посредством платка”, или же вообще дамы говорили на французском, где “появлялись слова гораздо пожестче упомянутых”. Речь дам, истинная “смесь французского с нижегородским”, в высшей степени комична.

Описывая дам, Гоголь даже на лексическом уровне характеризует их сущность: “… из оранжевого дома выпорхнула дама...”, “… дама вспорхнула по откинутым ступенькам...” С помощью метафор “вспорхнула” и “выпорхнула” писатель показывает “легкость”, свойственную даме, не только физическую, но и духовную, внутреннюю пустоту и неразвитость. Действительно, наибольшую часть их интересов составляют наряды. Так, например, дама во всех отношениях приятная и просто приятная ведут бессмысленный разговор о “веселеньком ситце”, из которого сделано платье одной из них, о материале, где “полосочки узенькие-узенькие, и через всю полосочку проходят глазки и лапки...”. Кроме того, большую роль в жизни дам, как и в жизни всего города, играют сплетни. Так, покупки Чичикова сделались предметом разговоров, а сам “миллионщик” тут же стал предметом дамского обожания. После того же, как о Чичикове пошли подозрительные слухи, город разделился на две “противоположные партии”. “Женская занялась исключительно похищением губернаторской дочки, а мужская, самая бестолковая, обратила внимание на мертвые души”… Таково времяпрепровождение губернского общества, сплетни и пустые разговоры - основное занятие жителей города. Несомненно, Гоголь продолжил традиции, заложенные в комедии “Ревизор”. Показывая ущербность губернского общества, безнравственность, низость интересов, духовную черствость и пустоту горожан, писатель “собирает все дурное в России”, с помощью сатиры обличает пороки русского общества и реалии современной писателю действительности, столь ненавистные самому Гоголю.

Образ города в поэме "Мертвые души"

Композиционно поэма состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне взаимосвязанных кругов - помещики, город, жизнеописание Чичикова, - объединенных образом дороги, сюжетно связанных аферой главного героя.

Но среднее звено - жизнь города - само состоит как бы из сужающихся кругов, тяготеющих к центру: это графическое изображение губернской иерархии. Интересно, что в этой иерархической пирамиде губернатор, вышивающий по тюлю, выглядит как бы фигурой марионеточной. Истинная жизнь кипит в гражданской палате, в "храме Фемиды". И это естественно для административно-бюрократической России. Поэтому эпизод посещения Чичиковым палаты становится центральным, самым значительным в теме города.

Описание присутствия - апофеоз гоголевской иронии. Автор воссоздает истинное святилище российской империи во всем его смешном, уродливом виде, вскрывает все могущество и одновременно немощность бюрократической машины. Издевка Гоголя беспощадна: перед нами храм взяточничества, лжи и казнокрадства - сердце города, единственный его "живой нерв".

Вспомним еще раз взаимосвязь "Мертвых душ" и "Божественной комедии" Данте. В поэме Данте героя водит по кругам Ада и по Чистилищу Вергилий - великий римский поэт дохристианской эпохи. Ему - нехристианину - нет пути лишь в Рай, и в Раю героя встречает Беатриче - его вечная светлая любовь, воплощение чистоты и святости.

В описании храма Фемиды важнейшую роль играет комическое преломление образов "Божественной комедии". В этом якобы храме, в этой цитадели разврата возрождается образ Ада - хоть и опошленного, комического - но истинно русского Ада. Возникает и своеобразный Вергилий - им оказывается "мелкий бес" - палатский чиновник: "...один из священнодействующих, тут же находившихся, приносивший с таким усердием жертвы Фемиде, что оба рукава лопнули на локтях и давно лезла оттуда подкладка, за что и получил в свое время коллежского регистратора, прислужился нашим приятелям, как некогда Вергилий прислужился Данту, и провел их в комнату присутствия, где стояли одни только широкие кресла и в них перед столом, за зерцалом и двумя толстыми книгами, сидел один, как солнце, председатель. В этом месте Вергилий почувствовал такое благоговение, что никак не осмелился занести туда ногу..." Гоголевская ирония блистательна: бесподобен председатель - "солнце" гражданской палаты, неподражаемо комичен этот убогий Рай, перед которым коллежского регистратора охватывает священный трепет. И самое смешное - как и самое трагичное, самое страшное! - то, что новоявленный Вергилий воистину почитает председателя - солнцем, его кабинет - Раем, его гостей - святыми Ангелами...

Как же мельчают, как испошляются души в современном мире! Как жалки и ничтожны их представления об основополагающих для христианина понятиях - Рай, Ад, Душа!..

Что считают душой, лучше всего показано в эпизоде смерти прокурора: ведь о том, что "у покойника была, точно, душа", окружающие догадались, лишь когда он умер и стал "одно только бездушное тело". Для них душа - понятие физиологическое. И в этом - духовная катастрофа современной Гоголю России.

В отличие от тихой, размеренной помещичьей жизни, где время, кажется, застыло, жизнь города внешне кипит, клокочет. Набоков так комментирует сцену бала у губернатора: "Когда Чичиков приезжает на вечеринку к губернатору, случайное упоминание о господах в черных фраках, снующих при ослепительном свете вокруг напудренных дам, ведет к якобы невинному сравнению их с роем мух, и в следующий же миг зарождается новая жизнь. "Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета, когда старая ключница [вот она!] рубит и делит его на сверкающие обломки перед открытым окном; дети [вот и второе поколение!] все глядят, собравшись вокруг, следя любопытно за движениями жестких рук ее, подымающих молот, а воздушные эскадроны мух, поднятые легким воздухом [один из тех повторов, свойственных стилю Гоголя, от которых его не могли избавить годы работы над каждым абзацем], влетают смело, как полные хозяева, и, пользуясь подслеповатостью старухи и солнцем, беспокоящим глаза ее, обсыпают лакомые куски, где враз-битную, где густыми кучами". <…> Тут сравнение с мухами, пародирующее ветвистые параллели Гомера, описывает замкнутый круг, и после сложного, опасного сальто без лонжи, которой пользуются другие писатели-акробаты, Гоголь умудряется вывернуть к исходному "врознь и кучами"".

Очевидно, что жизнь эта - призрачна, это не деятельность, а пустая суета. Что взбаламутило город, что заставило все в нем сняться с места в последних главах поэмы? Сплетни о Чичикове. Что за дело городу до чичиковских афер, почему городские чиновники и их жены приняли все так близко к сердцу, а прокурора это заставило впервые в жизни задуматься и от несвойственного ему напряжения умереть? Лучше всего комментирует и объясняет весь механизм жизни города черновая запись Гоголя к "Мертвым душам": "Идея города. Возникшая до высшей степени Пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло из безделия и приняло выражение смешного в высшей степени... Как пустота и бессильная праздность жизни сменяются мутною, ничего не говорящею смертью. Как это страшное событие совершается бессмысленно. Не трогаются. Смерть поражает нетрогающийся мир. Еще сильнее между тем должна представиться читателям мертвая бесчувственность жизни".

Контраст суетливой внешней деятельности и внутреннего окостенения поразителен. Жизнь города мертва и бессмысленна, как вся жизнь этого безумного современного мира. Черты алогизма в образе города доведены до предела: с них и начинается повествование. Вспомним тупой, бессодержательный разговор мужиков, докатится ли колесо до Москвы или до Казани; комичный идиотизм вывесок "И вот заведение", "Иностранец Иван Федоров"... Думаете, это Гоголь сочинил? Ничего подобного! В замечательном сборнике очерков быта писателя Е. Иванова "Меткое московское слово" целая глава посвящена текстам вывесок. Приводятся такие: "Шашлычный мастер из молодого карачаевского барашка с кахетинским вином. Соломон", "Профессор шансонетного искусства Андрей Захарович Серполетти". А вот совершенно "гоголевские": "Парикмахер мусью Жорис-Панкратов", "Парижский парикмахер Пьер Мусатов из Лондона. Стрижка, брижка и завивка". Куда до них бедному "Иностранцу Ивану Федорову"! А ведь Е. Иванов собирал курьезы в начале XX века - то есть более 50-ти лет прошло после создания "Мертвых душ"! И "парижский парикмахер из Лондона" и "мусью Жорис Панкратов" - духовные наследники гоголевских героев.

Во многом образ губернского города в "Мертвых душах" напоминает образ города в "Ревизоре". Но - обратим внимание! - укрупнен масштаб. Вместо затерянного в глуши городишки, откуда "хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь", город центральный - "невдалеке от обеих столиц". Вместо мелкой сошки городничего - губернатор. А жизнь та же - пустая, бессмысленная, алогичная - "мертвая жизнь".

Художественное пространство поэмы составляют два мира, которые можно условно обозначить как мир "реальный" и мир "идеальный". "Реальный" мир автор строит, воссоздавая современную ему действительность российской жизни. В этом мире живут Плюшкин, Ноздрев, Манилов, Собакевич, прокурор, полицмейстер и другие герои, являющие собой своеобразные карикатуры на современников Гоголя. Д.С. Лихачев подчеркнул, что "все создаваемые Гоголем типы строго локализовались в социальном пространстве России. При всех общечеловеческих чертах Собакевича или Коробочки, все они все же одновременно являются представителями определенных групп русского населения первой половины XIX века". По законам эпоса Гоголь воссоздает в поэме картину жизни, стремясь к максимальной широте охвата. Неслучайно сам он признавался, что хочет показать "хотя бы с одного боку, но всю Россию". Написав картину современного мира, создав карикатурные маски современников, в которых свойственные эпохе слабости, недостатки и пороки гипертрофированы, доведены до абсурда - и поэтому одновременно отвратительны и смешны, - Гоголь достигает необходимого эффекта: читатель увидел, как аморален его мир. И только тогда автор вскрывает механизм этого искажения жизни. Глава "Рыцарь копейки", вынесенная в конец первого тома, композиционно становится "вставной новеллой". Отчего люди не видят, как мерзка их жизнь? А как им это понять, если единственное и главное наставление, полученное мальчиком от отца, духовный завет, выражаются двумя словами: "копи копейку"?

"Комизм кроется везде, - говорил Н. В. Гоголь. - Живя среди него, мы его не видим: но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху". Этот принцип художественного творчества воплотил он в "Мертвых душах". Дав читателям увидеть, как страшна и комична их жизнь, автор объясняет, отчего люди сами этого не ощущают, в лучшем случае ощущают недостаточно остро. Эпическая абстрагированность автора от происходящего в "реальном" мире обусловлена масштабностью стоящей перед ним задачи "показать всю Русь", дать читателю самому, без авторской указки увидеть, каков окружающий его мир.

Мир "идеальный" строится в строгом соответствии с истинными духовными ценностями, с тем высоким идеалом, к которому стремится душа человеческая. Сам автор видит "реальный" мир так объемно именно потому, что существует в "иной системе координат", живет по законам "идеального" мира, судит себя и жизнь по высшим критериям - по устремленности к Идеалу, по близости к нему.

В названии поэмы заложен глубочайший философский смысл. Мертвые души - бессмыслица, сочетание несочетаемого - оксюморон, ибо душа - бессмертна. Для "идеального" мира душа бессмертна, ибо она - воплощение Божественного начала в человеке. А в мире "реальном" вполне может быть "мертвая душа", потому что дня него душа только то, что отличает живого человека от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у него "была точно душа", лишь когда он стал "одно только бездушное тело". Этот мир безумен - он забыл о душе, а бездуховность и есть причина распада, истинная и единственная. Только с понимания этой причины может начаться возрождение Руси, возвращение утраченных идеалов, духовности, души в истинном, высшем ее значении.

Мир "идеальный" - мир духовности, духовный мир человека. В нем нет Плюшкина и Собакевича, не может быть Ноздрева и Коробочки. В нем есть души - бессмертные человеческие души. Он идеален во всех значениях этого слова, И потому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает иной род литературы - лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лиро-эпический, назвав "Мертвые души" поэмой.

Вспомним, что начинается поэма с бессмысленной беседы двух мужиков: доедет ли колесо до Москвы; с описания пыльных, серых, бесконечно тоскливых улиц губернского города; со всевозможных проявлений человеческой глупости и пошлости. Завершает же первый том поэмы образ чичиковской брички, идеально преобразившейся в последнем лирическом отступлении в символ вечно живой души русского народа - чудесную "птицу-тройку". Бессмертие души - вот единственное, что вселяет в автора веру в обязательное возрождение его героев - и всей жизни, следовательно, всей Руси.

Список литературы

Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. - М., 1994

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gramma.ru

Начиная с седьмой главы поэмы "Мертвые души" чиновничество находится в центре внимания автора. Несмотря на отсутствие детально и подробно нарисованных образов, подобных героям-помещикам, картина чиновничьего быта в поэме Гоголя поражает своей широтой.

Двумя-тремя мастерскими штрихами писатель рисует замечательные портреты-миниатюры. Это и губернатор, вышивающий по тюлю, и прокурор с весьма черными густыми бровями, о котором нечего вспомнить после смерти, кроме этих густых бровей, и низенький почтмейстер, остряк и философ, и многие другие. Гоголь приводит в поэме своеобразную классификацию чиновничества, деля представителей этого сословия на низших, тонких и толстых. Писатель дает саркастическую характеристику каждой из этих групп. Низшие - это, по гоголевскому определению, невзрачные писари и секретари, как правило, горькие пьяницы. Под "тонкими" автор подразумевает среднюю прослойку, а "толстые" - это губернская знать, которая крепко держится за свои места и ловко извлекает немалые доходы из своего высокого положения.

Гоголь неистощим в выборе удивительно точных и метких сравнений. Так, он уподобляет чиновников эскадрону мух, которые налетают на лакомые куски рафинада. Губернских чиновников характеризуют в поэме и их обычные занятия: игра в карты, попойки, обеды, ужины, сплетни. Гоголь пишет о том, что в обществе этих государственных служащих процветает "подлость, совершенно бескорыстная, чистая подлость". Их ссоры не заканчиваются дуэлью, потому что "все они были гражданские чиновники". У них другие методы и средства, с помощью которых они пакостят друг другу, что бывает тяжелее любой дуэли. Гоголь рисует это сословие как воров, взяточников, бездельников и мошенников, которые связаны друг с другом круговой порукой. Поэтому так неуютно чувствуют себя чиновники, когда раскрылась афера Чичикова, ибо каждый из них вспомнил свои грехи. Если они будут пытаться задержать Чичикова за его мошенничество, то и он сможет обвинить их в нечестности. Возникает комическая ситуация, когда люди, облеченные властью, помогают аферисту в его незаконных махинациях и боятся его.

Гоголь в поэме раздвигает рамки уездного города, вводя в нее "Повесть о капитане Копейкине". В ней рассказывается уже не о местных злоупотреблениях, а о произволе и беззаконии, которые творят высшие петербургские чиновники, то есть само правительство. Бросается в глаза контраст между неслыханной роскошью Петербурга и жалким нищенским положением Копейкина, который проливал кровь за отечество, лишился руки и ноги. Но, несмотря на увечья и боевые заслуги, этот герой войны не имеет права даже на полагающуюся ему пенсию. Отчаявшийся инвалид пытается найти помощь в столице, но его попытка разбивается о холодное равнодушие высокопоставленного сановника. Этот отвратительный образ бездушного петербургского вельможи завершает характеристику мира чиновников. Все они, начиная с мелкого губернского секретаря и заканчивая представителем высшей административной власти, нечестные, корыстные, жестокие люди, безразличные к судьбам страны и народа.

Гоголь, современник Пушкина, свои произведения создавал в исторических условиях, сложившихся в нашей стране после неудачного выступления декабристов в 1825 году. Перед деятелями литературы и общественной мысли встали благодаря новой общественно-политической ситуации задачи, нашедшие в творчестве Николая Васильевича глубокое отражение. Развивая в своем творчестве принципы этот автор стал одним из самых значительных представителей данного направления в русской литературе. По мнению Белинского, именно Гоголю удалось взглянуть впервые прямо и смело на русскую действительность.

В этой статье мы опишем образ чиновников в поэме "Мертвые души".

Коллективный образ чиновников

В заметках Николая Васильевича, относящихся к первому тому романа, есть следующее замечание: "Мертвая бесчувственность жизни". Таков, по мнению автора, коллективный образ чиновников в поэме Следует отметить разницу в изображении их и помещиков. Помещики в произведении индивидуализированы, а вот чиновники, напротив, обезличены. Можно составить лишь коллективный их портрет, незначительно выделяются из которого почтмейстер, полицмейстер, прокурор и губернатор.

Имена и фамилии чиновников

Следует обратить внимание на то, что у всех лиц, составляющих коллективный образ чиновников в поэме "Мертвые души", не указаны фамилии, а имена называются часто в гротескных и комических контекстах, иногда дублируются (Иван Антонович, Иван Андреевич). Из них некоторые выдвигаются на первый план лишь на короткое время, после чего исчезают в толпе других. Предметом гоголевской сатиры были не должности и личности, а социальные пороки, социальная среда, являющаяся главным объектом изображения в поэме.

Следует отметить гротескное начало в образе Ивана Антоновича, его комическое, грубое прозвище (Кувшинное Рыло), одновременно отсылающее к миру животных и неживых вещей. Иронически охарактеризован департамент как "храм Фемиды". Это место является важным для Гоголя. Департамент изображается часто в петербургских повестях, в которых он предстает как антимир, своеобразный ад в миниатюре.

Важнейшие эпизоды в изображении чиновников

Образ чиновников в поэме "Мертвые души" можно проследить по следующим эпизодам. Это прежде всего губернаторская "домашняя вечеринка", описанная в первой главе; затем - бал у губернатора (восьмая глава), а также завтрак у полицмейстера (десятая). В целом в 7-10-й главах выдвигается на первый план именно чиновничество как психологическое и социальное явление.

Традиционные мотивы в изображении чиновников

Можно обнаружить множество традиционных мотивов, характерных для русских сатирических комедий, в "чиновничьих" сюжетах Николая Васильевича. Данные приемы и мотивы восходят еще к Грибоедову и Фонвизину. Очень напоминают также чиновники губернского города своих "коллег" из Характерны для них злоупотребления, произвол, бездеятельность. Взяточничество, чинопочитание, бюрократизм - социальное зло, традиционно высмеиваемое. Достаточно вспомнить описанную в "Шинели" историю со "значительным лицом", страх перед ревизором и стремление его подкупить в одноименном произведении и взятку, которую дают Ивану Антоновичу в 7-й главе поэмы "Мертвые души". Весьма характерными являются образы полицмейстера, "благотворителя" и "отца", что наведывался в гостиный двор и лавки, как в свою кладовую; председателя гражданской палаты, который не только освобождал от взяток, но также и от необходимости вносить плату за оформление документов своих друзей; Ивана Антоновича, который не делал ничего без "благодарности".

Композиционное построение поэмы

Сама поэма строится на похождениях чиновника (Чичикова), который скупает мертвые души. Этот образ обезличен: о самом Чичикове автор практически не рассказывает.

1-й том произведения по замыслу Гоголя показывает различные негативные стороны жизни России того времени - как чиновничьей, так и помещичьей. Все губернское общество является частью "мертвого мира".

Экспозиция дается в первой главе, в которой рисуется портрет одного губернского города. Всюду запустение, неустроенность, грязь, что подчеркивает безразличие местных властей к нуждам жителей. Затем, после того как Чичиков посетил помещиков, в главах с 7-й по 10-ю описывается собирательный портрет чиновничества тогдашней России. В нескольких эпизодах даны различные образы чиновников в поэме "Мертвые души". По главам можно проследить, как автор характеризует этот общественный класс.

Что роднит чиновников с помещиками?

Однако самое ужасное - это то, что подобные чиновники не исключение. Это типичные представители системы бюрократии в России. В их среде царит продажность и бюрократизм.

Оформление купчей

Вместе с возвратившимся в город Чичиковым мы переносимся в судебную палату, где предстоит этому герою оформить купчую (7-я глава). Характеристика образов чиновников в поэме "Мертвые души" дается в этом эпизоде очень подробная. Иронически использует Гоголь высокий символ - храм, в котором служат "жрецы Фемиды", беспристрастные и неподкупные. Однако поражает прежде всего запустение и грязь в этом "храме". Объясняется "непривлекательная наружность" Фемиды тем, что она принимает посетителей по-простому, "в халате".

Однако эта простота на деле оборачивается откровенным пренебрежением к законам. Никто не собирается заниматься делами, а "жрецы Фемиды" (чиновники) заботятся лишь о том, как бы взять с посетителей дань, то есть взятки. И они действительно преуспевают в этом.

Кругом беготня с бумагами, суета, однако все это служит лишь одной цели - запутать просителей, для того чтобы они не смогли обойтись без помощи, любезно предоставленной за плату, разумеется. Чичикову, этому пройдохе и знатоку закулисных дел, тем не менее пришлось воспользоваться ей, чтобы попасть в присутствие.

Он получил доступ к необходимому лицу лишь после того, как предложил открыто взятку Ивану Антоновичу. Насколько узаконенным явлением стала она в жизни чиновничества России, мы понимаем, когда главный герой попадает наконец к председателю палаты, который принимает его как своего старого знакомого.

Разговор с председателем

Герои после учтивых фраз переходят к делу, и здесь председатель говорит о том, что "не должны платить" его приятели. Взятка здесь, оказывается, настолько обязательна, что лишь близкие друзья чиновников могут обойтись без нее.

Еще одна примечательная подробность из жизни городского чиновничества выясняется в разговоре с председателем. Очень интересен в данном эпизоде анализ образа чиновника в поэме "Мертвые души". Оказывается, что даже для такой необычной деятельности, которая была описана в судебной палате, отнюдь не все представители данного класса считают необходимым отправляться на службу. Как "человек праздный" прокурор сидит дома. Все дела за него решает стряпчий, который в произведении называется "первейшим хапугой".

Бал у губернатора

В описанной Гоголем сцене на (8-я глава) мы видим смотр мертвых душ. Сплетни и балы становятся для людей формой убогой умственной и общественной жизни. Образ чиновников в поэме "Мертвые души", краткое описание которого мы составляем, может быть дополнен в этом эпизоде следующими деталями. На уровне обсуждения модных фасонов и расцветки материала существуют у чиновников представления о красоте, а солидность определяется по тому, как человек повязывает галстук и сморкается. Нет и не может быть здесь настоящей культуры, нравственности, поскольку нормы поведения зависят целиком от представлений о том, как должно быть. Именно поэтому Чичиков поначалу принят столь радушно: он умеет чутко реагировать на запросы данной публики.

Таков вкратце образ чиновников в поэме "Мертвые души". Краткое содержание самого произведения мы описывать не стали. Надеемся, вы его помните. Характеристику, представленную нами, можно дополнить, опираясь на содержание поэмы. Очень интересна тема «Образ чиновников в поэме "Мертвые души"». Цитаты из произведения, которые можно найти в тексте, обратившись к указанным нами главам, помогут вам дополнить данную характеристику.

Ответ оставил Гость

Губернатор города является одним из второстепенных персонажей в поэме "Мертвые души". Как и другие чиновники города N, губернатор приходит в восторг от очаровательного афериста Чичикова, приглашает его к себе на вечера и знакомит с женой и дочкой. Глуповатый губернатор, как и все остальные чиновники, слишком поздно понимает, кто такой Чичиков. Аферист Чичиков благополучно уезжает из города с готовыми документами на "мертвые души".

Вице-губернатор «… с вице-губернатором и председателем палаты, которые были еще только статские советники…» «…А вице-губернатор, не правда ли, какой милый человек?..» (Манилов о нем) «…Очень, очень достойный человек, – отвечал Чичиков…» «…Он да еще вице-губернатор – это Гога и Магога!...» (Собакевич говорит, что вице-губернатор и губернатор -- разбойники)

Прокурор является одним из чиновников города N в поэме "Мертвые души" Гоголя. Главными чертами внешности прокурора являются его густые брови и моргающий глаз. По словам Собакевича, среди всех чиновников прокурор - один порядочный человек, но и тот все равно "свинья". Когда раскрывается афера Чичикова, прокурор переживает настолько, что внезапно умирает.

Почтмейстер - один из чиновников города N в поэме "Мертвые души". В этой статье представлен цитатный образ и характеристика почтмейстера в поэме "Мертвые души": описание внешности и характера героя
Председатель палаты является одним из чиновников города N в поэме "Мертвые души". Иван Григорьевич - довольно милый, любезный, но глуповатый человек. Чичиков с легкостью обманывает и председателя, и других чиновников. Глупый председатель палаты не подозревает об афере Чичикова и даже сам сам помогает оформить документы на "мертвые души".

Полицеймейстер Алексей Иванович является одним из чиновников губернского города N в поэме "Мертвые души". Иногда этого персонажа ошибочно называют "полицмейстер". Но, согласно тексту "Мертвых душ", должность героя называется "полицеймейстер". В этой статье представлен цитатный образ и характеристика полицеймейстера в поэме "Мертвые души": описание внешности и характера героя.
Инспектор врачебной управы «…он явился даже засвидетельствовать почтение инспектору врачебной управы…» «…Инспектор врачебной управы, он также человек праздный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в карты…» (Собакевич о нем) «…Инспектор врачебной управы вдруг побледнел; ему представилось бог знает что: не разумеются ли под словом «мертвые души» больные, умершие в значительном количестве в лазаретах и в других местах от повальной горячки, против которой не было взято надлежащих мер, и что Чичиков не есть ли подосланный …»

Городской глава «…Потом был […] на закуске после обедни, данной городским главою, которая тоже стоила обеда…» «Ноздрев […] прочитал в записке городничего, что может случиться пожива, потому что на вечер ожидают какого-то новичка…» (городничий надеется поживиться)

Жандармский полковник «…жандармский полковник говорил, что он ученый человек…» (полковник о Чичикове)

Управляющий казенными фабриками «…потом был […] у начальника над казенными фабриками..»
Городской архитектор «…он явился даже засвидетельствовать почтение […] городскому архитектору

Загрузка...
Top