Мифы разных народов о происхождении мира. Легенды и мифы о создании мира

МИФЫ О СОТВОРЕНИИ МИРА И ПЕРВЫХ ЛЮДЯХ

Егип етская мифология
Египтяне считали, что людей и их Ка (душу) вылепил из глины бараноголовый бог Хнум. Он главный создатель мира. Он вылепил весь мир на гончарном круге и таким же способом создал людей и животных.

Миф древних индийцев
Прародителем мира был Брахма. Люди же появились из тела Пуруши - первозданного человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Они бросили его, как жертвенное животное, на солому, облили маслом, обложили дровами. Из этой жертвы, расчлененной на части, родились гимны и напевы, кони, быки, козы и овцы. Из уст его возникли жрецы, руки его стали воинами, из бедер его были созданы земледельцы, а из ног родилось низшее сословие. Из разума Пуруши возник месяц, из ока - солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания - ветер. Воздух произошел из его пупа, из головы произошло небо, а из ушей создались стороны света, ноги же стали землею. Так из великой жертвы вечные боги сотворили мир.

Греческая мифология
Согласно греческой мифологии, людей вылепил из земли и воды Прометей, сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. Прометей создал людей смотрящими в небо, по подобию богов.
По некоторым мифам, люди и животные были созданы греческими богами в глубине земли из смеси огня и земли, а Прометею и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Эпиметей виноват в беззащитности людей, так как истратил все способности к жизни на земле на животных, поэтому Прометей должен был позаботиться о людях (дал им огонь и т. п.).

Миф народов Центральной Америки
Первых людей боги слепили из мокрой глины. Но надежд великих богов они не оправдали. Все бы ничего: и живые, и говорить умеют, но разве могут глиняные болваны хотя бы голову повернуть? Уставятся в одну точку и таращат глаза. А то расползаться начнут, чуть дождиком их покропит. Но хуже всего - бездушные они вышли, безмозглые...
Взялись боги за дело второй раз. «Попробуем сделать людей из дерева!» - уговорились они. Сказано - сделано. И землю заселили деревянные истуканы. Но сердца у них не было, и были они неразумны.
И решили боги еще раз взяться за сотворение людей. «Чтобы создать людей из плоти и крови, нам нужен благородный материал, который наделит их и жизнью, и силой, и разумом», - решили боги. Они нашли этот благородный материал - белый и желтый маис (кукурузу). Они обмолотили початки, замесили тесто, из которого и слепили первых разумных людей.

Миф североамериканских индейцев
Однажды было такое жаркое лето, что водоем, в котором жили черепахи, пересох. Тогда черепахи решили поискать другое место для жилья и отправились в путь.
Самая толстая черепаха, чтобы облегчить себе дорогу, сняла панцирь. Так она и шла без панциря до тех пор, пока не превратилась в человека - предка рода Черепахи.

Миф североамериканского племени Акома повествует о том, что первые две женщины узнали во сне, что люди живут под землей. Они вырыли яму и освободили людей.

Миф народа инки
В Тиауанако творец всего сущего сотворил тамошние племена. Он делал из глины по одному человеку каждого племени и рисовал платье, которое они должны были носить; тех, кто должен быть с длинными волосами, лепил с длинными волосами, а тех, кто должен быть стриженым, - с короткими; и каждому народу были даны свой язык, и свои песни, и злаки, и еда.
Когда творец закончил эту работу, он вдохнул жизнь и душу в каждого мужчину и в каждую женщину и приказал, чтобы они ушли под землю. А вышло каждое племя там, где ему было приказано.

Миф индейцев Мексики
Когда на Земле все было готово, Нохотсакьюм создал людей. Первыми были кальсия, то есть люди-обезьяны, затем коха-ко - люди-кабаны, затем капук - люди-ягуары и, наконец, чан-ка - люди-фазаны. Так он сотворил разные народы. Делал он их из глины - мужчин, женщин, детей, прилаживал им глаза, носы, руки, ноги и все остальное, затем клал фигурки в костер, на котором обычно пек тортильи (кукурузные лепешки). От огня глина твердела, и люди оживали.

Австралийские мифы
Вначале Земля была покрыта морем, а на дне высохшего первобытного океана и на склонах скал, выступающих из волн, находились уже... комки беспомощных существ со склеенными пальцами и зубами, закрытыми ушами и глазами. Другие подобные человеческие «личинки» жили в воде и были похожи на бесформенные шары сырого мяса, в которых только угадывались зачатки частей тела человека. Птица-мухоловка каменным ножом отделила человеческие зародыши друг от друга, прорезала им глаза, уши, рот, нос, пальцы... Она научила добывать огонь трением, готовить пищу, дала им копье, копьеметалку, бумеранг, каждого снабдила его персональной чурин-гой (хранительницей души).
Разные австралийские племена считают своими предками кенгуру, страуса эму, опоссума, дикую собаку, ящерицу, ворона, летучую мышь.

Жили некогда два брата, два близнеца - Бунджиль и Палиан. Бунджиль мог превращаться в сокола, а Палиан - в ворона. Один брат деревянным мечом сделал на земле горы и реки, а другой - соленую воду и рыб, обитающих в море. Однажды взял Бунджиль два куска коры, положил на них глины и стал ножом мять ее, вылепив ноги, туловище, руки и голову, - так он создал мужчину. Сделал он и второго. Был он доволен своей работой и от радости исполнил танец. С тех пор существуют люди, с тех пор от радости исполняют танцы. Одному мужчине он прикрепил древесные волокна как волосы, и другому тоже - у первого волосы были курчавые, у второго - прямые. С тех пор у мужчин одних родов волосы курчавые, а у других - прямые.

Скандинавская мифология
Сотворив мир, Один (верховное божество) и его братья задумали его населить. Однажды на берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху. Боги срубили их и сделали из ясеня мужчину, а из ольхи - женщину. Затем один из богов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий - кровь и румяные щеки. Так появились первые люди, и звали их: мужчину - Аск, а женщину - Эмбла.

В античные времена человечество развивалось цивилизациями. Это были обособленные народности, которые формировались под влиянием определенных факторов и имели свою культуру, технику и отличались определенной индивидуальностью. В силу того что они не были технически развитыми так, как современное человечество, древние люди во многом зависели от капризов природы. Тогда молнии, дождь, землетрясения и прочие природные явления казались проявлением божественных сил. Эти силы, как тогда казалось, могли определять судьбу и личностные качества человека. Так и зародилась самая первая мифология.

Что такое миф?

Согласно современному культурному определению, это повествование, которое воспроизводит верования древних людей об устройстве мира, о высших силах, о человеке, жизнеописания великих героев и богов в вербальной форме. Некоторым образом, они отражали и тогдашний уровень познаний человека. Эти сказания записывались и передавались из поколения в поколение, благодаря чему мы можем сегодня узнать, как же мыслили наши предки. То есть тогда мифология являлась некой формой а также одним из способов понимания природной и социальной действительности, которая отражала взгляды человека на определенном этапе развития.

Среди множества вопросов, которые волновали человечество в те далекие времена была особо актуальна проблема появления мира и человека в нем. В силу своего любопытства люди пытались объяснить и понять, как же они появились, кто их создал. Именно тогда и появляется отдельный миф о происхождении людей.

В силу того что человечество, как уже было сказано, развивалось большими обособленными группами, то легенды каждой народности были в некотором роде уникальными, так как отображали не только мировоззрение народа на тот момент, но и были отпечатком культурного, социального развития, а также несли информацию о земле, где проживал народ. В этом смысле мифы имеют некоторую историческую ценность, так как позволяют построить некоторые логические суждения о том или ином народе. Помимо этого, они являлись мостом между прошлым и будущим, связью поколений, передавая знания, которые были накоплены в рассказах от старого рода к новому, таким образом обучая его.

Антропогонические мифы

Независимо от цивилизации, у всех древних людей были свои представления о том, как же человек появился на этом свете. Они обладают некими общими чертами, однако также имеют и существенные различия, которые обусловлены особенностями жизни и развития той или иной цивилизации. Все мифы о происхождении человека называются антропогоническими. Это слово происходит от греческого «антропос», что означает — человек. Такое понятие, как миф о происхождении людей, существует абсолютно у всех древних народов. Разница лишь в их восприятии мира.

Для сравнения можно рассмотреть отдельно взятые мифы о происхождении человека и мира двух великих народностей, которые значительным образом повлияли на развитие человечества в свое время. Это цивилизации Древней Греции и Древнего Китая.

Китайский взгляд на сотворение мира

Китайцы представляли нашу Вселенную в виде огромного яйца, которое было заполнено определенной материей - Хаосом. Из этого Хаоса родился первопредок всего человечества - Паньгу. Он с помощью своего топора разбил яйцо, в котором появился на свет. Когда он разбил яйцо, Хаос вырвался наружу и стал меняться. Образовалось небо (Инь) — что ассоциируется со светлым началом, и Земля (Янь) — темное начало. Так в верованиях китайцев образовался мир. После этого Паньгу уперся руками в небо, а ногами в землю и стал расти. Он непрерывно рос, пока небо не отделилось от земли и не стало таким, каким мы видим его сегодня. Паньгу, когда вырос, распался на множество частей, которые стали основой нашего мира. Его тело стало горами и равнинами, плоть — землей, дыхание — воздухом и ветром, кровь — водой, а кожа — растительностью.

Китайская мифология

Как говорит китайский миф о происхождении человека, сформировался мир, который был населен животными, рыбами и птицами, но людей все еще Китайцы верили, что создателем человечества стал великий женский дух — Нюйва. Древние китайцы почитали ее как устроительницу мира, ее изображали как женщину с человеческим телом, ногами птицы и хвостом змеи, которая держит в руке лунный диск (символ Инь) и измерительный угольник.

Нюйва стала лепить из глины человеческие фигурки, которые оживали и превращались в людей. Она работала много времени и поняла, что ее сил не хватит для создания людей, которые смогут заселить всю землю. Тогда Нюйва взяла веревку и пропустила ее через жидкую глину, а затем встряхнула. Там, куда упали комочки мокрой глины, появились люди. Но все же они не были так хороши, как те, что были слеплены вручную. Так в обосновывалось существование знати, которую Нюйва слепила своими руками, и людей низших сословий, созданных при помощи веревки. Богиня дала своим творениям возможность размножаться самостоятельно, а также познакомила с понятием брака, который в Древнем Китае соблюдался очень строго. Поэтому также можно считать Нюйву покровительницей бракосочетания.

Таков китайский миф о происхождении человека. Как можно увидеть, в нем отражаются не только традиционные китайские верования, но и некоторые особенности и правила, которыми руководствовались древние китайцы в своей жизни.

Греческая мифология о появлении человека

Греческий миф о происхождении человека повествует, как титан Прометей сотворил людей из глины. Но первые люди были очень беззащитны и ничего не умели. За этот поступок греческие боги рассердились на Прометея и задумали уничтожить человеческий род. Однако Прометей спас своих детей, украв с Олимпа огонь и принеся его человеку в пустом стебле тростника. За это Зевс заточил Прометея в оковы на Кавказе, где орел должен был клевать его печень.

Вообще в любой миф о происхождении людей не дает конкретной информации о появлении человечества, более концентрируясь на последующих событиях. Возможно, это связано с тем, что греки считали человека ничтожным на фоне всемогущих богов, таким образом подчеркивая их значение для всего народа. Действительно, практически все греческие сказания напрямую или косвенно связаны именно с богами, которые направляют героев из человеческого рода, таких как Одиссей или Ясон, и помогают им.

Особенности мифологии

Какими же особенностями обладает мифологическое мышление?

Как можно увидеть выше, происхождение человека мифы и легенды трактуют и описывают абсолютно разными способами. Нужно понимать, что необходимость в них возникла на раннем Они возникли из потребности человека объяснить происхождение человека, природы, устройства мира. Конечно, тот способ объяснения, которым пользуется мифология, достаточно примитивен, он значительным образом отличается от той трактовки мироустройства, которую поддерживает наука. В мифах все достаточно конкретно и обособленно, в них нет абстрактных понятий. Человек, общество и природа сливаются воедино. Основной тип мифологического мышления - образный. Каждый человек, герой или бог обладает обязательно следующим за ним понятием или явлением. Этот отрицает какие-либо логические доводы, основываясь на вере, а не знаниях. Оно не способно генерировать вопросы, которые не являются творческими.

Кроме того, мифология обладает также специфическими литературными приемами, которые позволяют подчеркнуть значимость тех или иных событий. Это гиперболы, которые преувеличивают, например, силу или другие важные характеристики героев (Паньгу, который смог поднять небо), метафоры, которые приписывают определенные характеристики вещам или существам, которые ими на самом деле не обладают.

Общие черты и влияние на мировую культуру

В целом, можно проследить некоторую закономерность в том, как именно объясняют происхождение человека мифы разных народов. Практически во всех вариантах есть некая божественная сущность, которая вдыхает жизнь в безжизненную материю, создавая и формируя таким образом человека. Это влияние древних языческих верований можно проследить в более поздних религиях, например, в христианстве, где Бог создает человека по своему образу и подобию. Однако если не совсем понятно, как появился Адам, то вот Еву Бог создает из ребра, что только подтверждает это влияние античных легенд. Это влияние мифологии можно отследить практически в любой культуре, которая существовала позже.

Древнетюркская мифология о том, как появился человек

Древнетюркский миф о происхождении человека прародительницей человеческого рода, а также творцом земли, называет богиню Умай. Она в виде белого лебедя летала над водой, которая существовала всегда, и искала землю, но не нашла ее. Она снесла яйцо прямо в воду, но яйцо тотчас же утонуло. Тогда богиня решила сделать гнездо на воде, но перья, из которых она его сделала, оказались непрочными, и волны разбили гнездо. Богиня задержала дыхание и нырнула до самого дна. Она вынесла оттуда в клюве клочок земли. Тогда бог Тенгри увидел ее страдания и послал Умай трех рыб из железа. Она положила землю на спину одной из рыб, и та начала расти, пока не образовалась вся земная суша. После чего богиня снесла яйцо, из которого появился весь человеческий род, птицы, звери, деревья и все остальное.

Что же можно определить, прочитав этот тюркский миф о происхождении человека? Видно общее сходство с уже известными нам легендами Древней Греции и Китая. Некая божественная сила создает людей, а именно из яйца, что очень похоже на китайское сказание о Паньгу. Таким образом, понятно, что изначально люди ассоциировали создание самих себя по аналогии с живыми существами, которых они могли наблюдать. Также прослеживается невероятное почитание материнского начала, женщины как продолжательницы жизни.

Что же может почерпнуть для себя ребенок в этих легендах? Что нового он узнает, читая мифы народов о происхождении человека?

В первую очередь это позволит ему ознакомиться с культурой и жизнью народа, который существовал в доисторические времена. Поскольку для мифа характерен образный тип мышления, ребенок довольно легко его воспримет и сможет усвоить необходимую информацию. Для детей это те же самые сказки, и, подобно сказкам, они наполнены той же моралью и информацией. При чтении их ребенок научится развивать процессы своего мышления, научится извлекать для себя пользу из чтения и делать выводы.

Миф о происхождении людей даст ребенку ответ на волнующий вопрос - откуда же я появился? Конечно, ответ будет являться неправильным, но дети воспринимают все на веру, и поэтому он удовлетворит интерес ребенка. Читая приведенный выше греческий миф о происхождении человека, ребенок также сможет понять, почему для человечества так важен огонь и как он был открыт. Это пригодится в последующем обучении ребенка в начальной школе.

Разнообразие и польза для ребенка

Действительно, если взять примеры мифов о происхождении человека (да и не только их) из греческой мифологии, можно заметить, что красочность персонажей и их количество очень велики и интересны не только для юных читателей, но даже и для взрослых. Однако нужно помочь ребенку со всем этим разобраться, иначе он просто запутается в событиях, их причинах. Необходимо объяснить ребенку, почему бог любит или не любит того или иного героя, почему помогает ему. Таким образом ребенок научится строить логические цепочки и сопоставлять факты, делая из них определенные выводы.

План:

1. Мифы древности о происхождении мира и людей.

1.1. Что такое миф? Происхождение мифа.

1.2. Основные тематические циклы мифов и их содержание.

1.3. Особенности мифологического сознания.

2. Древнейшая система мифологических представлений.

3. Древнегреческое представление о происхождение богов и людей.

3.1 Генеалогии богов.

3.2. Создание человека.

3.3. Жизнь человека.

4. Миросозерцание восточных славян.

5. Мифология древних народов.

6. Библия, как книга с повествованием о сотворении мира и человека.

7. Антропогенез.

7.1. Происхождение человека, как биологического вида.

7.2. Теории.

7.2.1. Эволюционная теория.

7.2.2. Теория творения (креационизм).

7.2.3. Теория внешнего вмешательства.

7.2.4. Теория пространственных аномалий.

1. Мифы древности о происхождении мира и людей.

1.1. Что такое миф? Происхождение мифа.

Что такое мифы? В обыденном понимании - это прежде всего античные, библейские и другие старинные ";сказки"; о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших ";золотое руно";, Троянской войне и злоключениях Одиссея.

Само слово ";миф"; имеет древнегреческое происхождение и означает именно ";предание";, ";сказание";. Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания.

Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов.

Так встал вопрос о происхождении мифа. Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.

Об особенностях этого способа осмысления мира будет сказано ниже, после того, как мы рассмотрим вопрос о содержании мифических сказаний.

1.2. Основные тематические циклы мифов и их содержание.

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Назовем их:

    космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной,

    антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества,

    мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ,

    эсхатологические мифы - мифы о ";конце света";, конце времен.

Остановимся подробнее на характеристике этих мифических циклов.

Космогонические мифы, как правило, делятся на две группы:

мифы развития

мифы творения

В мифах развития происхождениях мира и Вселенной объясняется эволюцией, превращением некоего бесформенного первоначального состояния, предшествующего миру и Вселенной. Это могут быть хаос (древнегреческая мифология),небытие (древнеегипетская, скандинавская и др. мифология). ";...все было в состоянии неизвестности, все холодное, все в молчании: все бездвижное, тихое, и пространство неба было пусто..."; – из мифов Центральной Америки.

В мифах творения акцент делается на утверждении о том, что мир сотворен из каких-то первоначальных элементов (огня, воды, воздуха, земли) сверхъестественным существом - богом, колдуном, творцом (творец может иметь облик человека или животного - гагары, вороны, койота). Самый известный пример мифов творения – библейский рассказ о семи днях творения: ";И сказал Бог: да будет свет...и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью...";

Очень часто эти мотивы сочетаются в одном мифе: подробное описание первоначального состояния завершается подробным рассказом об обстоятельствах творения Вселенной.

Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек сотворяется и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).

Мифы о культурных героях 0 повествую о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем – иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе - ";мыслящий прежде";, ";предвидящий";) наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения - орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь.

Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии ";конца света"; и наступлении ";конца времен";. Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском ";Апокалипсисе";: грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит ";конец времен";, и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям.

1.3. Особенности мифологического сознания.

Сказанного достаточно, чтобы подтвердить сформулированную выше мысль: мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения, природа, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. Сам способ объяснения имеет специфический характер и коренным образом отличается от научной формы объяснения и анализа мира. Какие же особенности отличают мифологическое сознание?

    В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое;

    В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено;

    Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие;

    Миф живет в своем, особенном времени - времени ";первоначало";, ";первотворения";, к которому неприложимы человеческие представления о течении времени;

    Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.

Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и человеческой культуры?

    Они по-своему объясняли мир, природу, общество, человека,

    Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущим человечества,

    Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

2. Древнейшая система мифологических представлений.

Древнейшая система мифологических представлений предков современных индоевропейских народов, реконструируемая с помощью сравнительного исторического исследования отражений этой системы в исторически засвидетельствованных отдельных индоевропейских традициях. Под И.м. понимают также совокупность хеттской мифологии (и других анатолийских - лувийской, палайской и более поздних - лидийской, ликийской), арийской [включающей индийскую мифологию, иранскую мифологию, дардскую и нуристанскую (кафирскую), ближневосточную митаннийскую, арийскую мифологии], армянской мифологии, греческой мифологии, италийской мифологии, кельтской мифологии, германо-скандинавской мифологии, балтийской мифологии, славянской мифологии, тохарской мифологии, а также фрагменты мифологии, относящиеся к албанской, фракийской, иллирийской, фригийской, венетской и некоторым другим традициям, известным в неполной передаче.

По археологическим и лингвистическим источникам, ранняя область обитания носителей древней индоевропейской культуры в 4-3 тыс. до н. э. локализуется в южнорусских степях, на юго-востоке Европы и северо-востоке Передней Азии. В хозяйстве индоевропейцев скотоводство преобладало над земледелием: ведущей отраслью было коневодство (конь - главное культовое животное), что способствовало (наряду с изобретением колесниц) интенсивным передвижениям индоевропейских племен в 3-2 тыс. до н. э. по Европейскому материку, а через Кавказ и Центральную Азию - вплоть до Индостана. Археологические и языковые данные позволяют предположительно восстанавливать этапы расселения и этнической истории индоевропейцев вплоть до сложения исторически засвидетельствованных этносов и культур. Археологические свидетельства о ритуалах - погребальные памятники (курганы), остатки жертвоприношений, предметы культа - служат не только источником для реконструкции мифологии и культа, но и критерием для ее проверки (соотнесение археологических и лингвистических данных).

Основными источниками для реконструкции И. м. являются мифологические тексты. Кроме того, важны описания соответствующих мифологий, сделанные как изнутри данной традиции, так и сторонними наблюдателями, принадлежащими к другой культурно-языковой или конфессиональной традиции (известия греческих авторов, особенно Геродота; римских авторов - Тацита, Плиния Старшего, Цезаря и др.; немецких и польских христианских писателей). Для традиций, сохранивших преемственность вплоть до недавнего времени, источником сведений о И. м. могут быть фольклорные тексты, особенно включающие мифологические имена и соответствующие мотивы; для фрагментарно сохранившихся традиций существенно и упоминание отдельных мифологических слов, особенно имен, в составе немифологических (часто иноязычных) текстов.

В общеиндоевропейской мифологической системе главный объект обозначался основой *deiuo, ";дневное сияющее небо";, понимаемое как верховное божество (а затем и как обозначение бога вообще и класса богов): ср. хетт. siuna-, ";бог";, siuatt-, ";день";, лувийск. tiuaz, ";бог солнца";, др.-инд. deva, дева - ";бог";, dyaus, ";небо"; (Дьяус как божество), авест. daeva, ";дав";, ";демон";, греч. Zetg, род. падеж Ai6g, ";Зевс, бог ясного неба";, лат. deus, ";бог";, dies, ";день";, др.-исл. tivar, ";боги";, литов. dievas (Диевас - ";бог";) и т. д. В соответствии со структурой большой патриархальной семьи, возглавляемой отцом"; патриархом";, это верховное божество выступает как ";бог-отец";, *deiuos pater: др.-инд. Dyaus pitar, греч. Zeus, латю, лат. lupiter (Юпитер), Diespiter, умбр. lupater, иллир. Aeinccrueog; частичные продолжения этого обозначения в лувийск. tiuaz tatis, палайск. tiiaz papaz и т. д., или сохранение той же модели в латыш. Debess tevs, ";небо-отец";.

Находящемуся на небе отцу - сияющему небу соответствует оплодотворяемая небом обожествляемая земля (часто в противоположность светлому богу - ";темная";, ";черная";) как женское божество - мать. Ср. у Гомера Деметра - богиня плодородия (букв. ";земля-мать";), фриг. ";богиня-мать";, рус. ";землямать"; (совпадение по этимологии) и частичные соответствия: др.-инд. prthivi matar, ";земля-мать";, и хетт. Dagan-zipas, ";душа земли"; (см. также в ст. Земля). Специализированный мифологический образ земли обнаруживается в таких индоевропейских традициях, как иранская и славянская: авест. ArSdvI Sura Anahita (Ардвисура Анахита, богиня плодородия, плодоносящей влаги), рус. ";мать сыра земля"; (где Sura этимологически совпадает с ";сыра";). Плодотворящая функция земли отражена в общеиндоевропейском мифологическом мотиве человека, происходящего от земли: ср. лат. homo, ";человек";, готск. guina, литов. zmones, ";люди";, слова того же корня, что и ";земля"; - лат. humus, литов. Zeme и т. д. (ср. также типологически сходный мотив происхождения человека из глины в древних ближневосточных мифологиях).

Наличие таких сложных сочетаний, как др.-инд. dyava-prthivf, ";небоземля";, дает основание предполагать мифологический мотив единства неба и земли как некой древней супружеской пары - прародителей всего сущего.

Человек ведет свою родословную от земли как женского (материнского) начала; он смертей, обращается в прах, ср. греч. р(ют6б, ";человек";, т. е. ";смертный";, др.-инд. mr-ta-, слав. 8ъты1ь, ";смерть";, и от другого корня - хетт. danduki, ";смертный"; при тохар. В on-uwaiine, ";бес-смертный";, др.ирл. duine, ";человек смертный"; (сопоставимо с обозначением ";земля"; от корня dui-, ";два";, в частности, в арм. erkin, ";земля";). Смертность человека противопоставляет его бессмертным детям неба - богам, которые преодолевают смерть с помощью напитка бессмертия, греч. vexтае, ";нектар"; из nek, ";смерть"; ter, ";преодолевать";, греч. йцрцоою, ";амброзия";, ";напиток бессмертия";.

От неба как мужского начала происходят его дети-близнецы ";сыновья неба"; (греч. ";Диоскуры";, др.-инд. Divo napata, ";сыновья бога неба";, литов. Dievo suneliai, ";сыновья бога";, латыш. Dieva deli, ";дети бога";) и ";дочь неба"; (др.-инд. Divas duhitar, ";утренняя заря - дочь неба";). Идея близнечности пронизывает И. м. и космогонию (см. Близнечные мифы), начиная с исходной неразделенности неба и земли (ср. их обозначение с помощью одного корня dui-, ";двойня";, в древнеармянском гимне Вахагну - erkin, ";земля";, erkir, ";небо";). Типологические аналогии (и некоторые древние тексты, в частности греческие и анатолийские) позволяют предположить древний мифологический мотив разъединения неба и земли (античный миф об Уране и Гее). По свидетельству индийской, греческой и балтийской мифологий восстанавливается значительное число общих мотивов, связанных с близнецами-братьями, которые ухаживают за своей сестрой или спасают ее (в море). Символы близнецов - кони (у др.-инд. Ашвинов, ср. парные изображения коней - коньков крыши и т. п. в германской, балтийской и славянской традициях). Связь божественных близнецов с культом коня, представленным в полностью совпадающих ритуалах (принесение коня в жертву, ср. др.-инд. ашвамедху, и захоронение коня вместе с человеком) во всех древних индоевропейских традициях, позволяет дать хронологическое, а отчасти и пространственное приурочение индоевропейского близнечного мифа (подтверждаемое и археологическими материалами использование коня в упряжи боевых колесниц в 3-2-м тыс. до н. э.). Ср. обозначения Большой Медведицы как колесницы: древневерхненемецкое wagan, ";колесница";, среднеголл. woenswaghen, woonswaghen, ";повозка Вотана";, рус. Воз, ";Большая Медведица";, согд. ´nxr-wzn, ";круг Зодиака";, митаинийск. арийск. uasanпа, ";круг на ипподроме";, др.-инд. vahana, ";животное, на котором ездят боги";, др.-инд. ratha, ";колесница";, литов. Ratai, латыш. Rati, ";Большая Медведица";, др.рус. Кола, ";Большая Медведица-Колесница";, фриг. ";Большая Медведица";, тохар. A kukal, В kokale, ";колесница"; и др.; ср. также др.-инд. обозначения созвездий, образованные от asvayuja, ";конская упряжка"; и т. п.

Конская символика, специфичная для индоевропейского близнечного культа, отражается и в названии культового дерева, связанного с близнецами: др.инд. asvattha, ашваттха (букв. ";лошадиная стоянка";), космическая ось мира, и в сходных по функции ритуальных столбах, называвшихся ";конями"; (нижненемецкие Hengest, Horsa, Хенгест и Хорса); ср. распространенность ";конских"; имен в древних индоевропейских традициях (в т. ч. и имени особого конского божества - галльск. Эпона и др.).

На основании отдельных индоевропейских традиций реконструируется мотив разнополости близнецов и инцестуозных отношений между близнецами. Наиболее характерные свидетельства мифа об инцесте близнецов можно почерпнуть из ведийского мифа о Яме и его сестре Ями, которая пыталась его соблазнить (характерно, что Яма был первым смертным, а в дальнейшем стал божеством смерти и подземного царства; вместе с тем отражение индоиранского образа Ямы обнаруживается в среднеиранском Jamsid (Джамшид, ср. авест. Иима), из *Yima-xsaeta, ";Иима - царь"; и кафирск. Imra (из Yamarajan с тем же значением). К тому же общеиндоевропейскому названию ";близнеца"; *iemo восходит имя др.-исл. мифологического первого человека Ymir (Имир), др.ирл. е(а)main, ";близнец";; ср. Find-eamna, ";тройня Фин"; - три братаблизнеца, которых сестра уговорила вступить с ней в брачную связь; аналогичный мотив обнаруживается в среднеиранском предании о браке Yima (Иимы) и его сестры Yimak, который послужил прецедентом для подобных браков у зороастрийцев, ср. также древнехеттский миф о браке тридцати братьев - сыновей царицы Канеса и их тридцати сестер-близнецов, а также славянский миф об инцесте Ивана да Марьи, приуроченный к празднику Купалы. Возможно, что в индоевропейском корне *iemo- обозначалось не только близнечное божество плодородия [связь плодородия с инцестом и близнечным культом подтверждается типологически, ср. латыш. Jumis (Юмис), ";полевое божество, сдвоенный плод";], но и всякое сочетание двух разных начал, в т. ч. мужского и женского (андрогинное божество, ср. образ Гермафродита как сочетание двух мифологических существ и т. п.). Мотив двойственности, отмеченной выше в связи с небом и землей, обнаруживается и в обозначении образа мира, ср. лат. imago (с тем же корнем iem-, также хетт. himma со сходным значением).

Распространенность мотива инцеста и приурочение его к началу целой брачной традиции и к первому человеку или первому царю может найти историческую параллель в известном обычае инцеста в высшем слое иерархического общества древневосточного типа.

После разъединения неба и земли идея двоичности дублируется и в пределах собственно неба. Солнце [индоевропейское *s(a)ucl-n-, др.-инд. Surya, Суръя, др.-иран. x^runah, ";фарн, солнечное высшее благо";, лат. sol как женское начало; ср. также частый женский образ ";дочери солнца";: др.-инд. Duhita Suryasya, литов. Saules dukte, латыш. Saules meita, слав. ";солнцева дочь";] и месяц (индоевропейское *me-n-s, литов. menuo как мужское начало) вступают в брачные отношения (мифологический мотив небесной свадьбы наиболее полно сохранился в балтийской мифологии). Вместе с тем этот индоевропейский мифологический сюжет содержит другой прецедент - первую измену (ср. Денницу и мотив утренней звезды в балтийской и славянской мифологии и т. п.). Образ утренней звезды часто сливается с образом утренней зари, обозначаемый индоевропейским корнем со значением ";рассветать";; ср. др.-инд. Usas (Ушас), греч. ´Hug (Эос), лат. Aurora (Аврора), др.-англ. Eastre, литов. Ausra (Аушра), латыш. Usins (Усиньш).

В отдельных традициях в сюжете небесной свадьбы принимает участие громовержец в разных ипостасях - либо обманутого мужа, либо судьи, наказывающего месяц за измену солнцу и рассекающего его пополам. Характерной особенностью этого мифа является наличие свадебной колесницы, которая принадлежит или солнцу (ср. распространенный во многих мифологиях мотив солнечной колесницы), или громовержцу как устроителю свадьбы. Колесница и кони громовержца, равно и наличие таких атрибутов, как каменный или медный топор, меч, стрелы, также позволяют ввести этот миф в определенный исторический (начало бронзового века) контекст.

Имя громовержца восстанавливается на основании совпадения ряда древних традиций. Ср. литов. Perkunas (см. Перкунас, латыш. Perkons, прус. Perkuns), слав. Регипъ, др.-рус. Перунъ, Перун (с многочисленными трансформациями на славянской почве), др.-исл. Fjqrgyn, Фьоргун (мать громовержца Тора), др.-инд. Рагjanya- (Парджанья, имя бога и одновременно грозовой тучи), хетт. Pirua-, Пирва.

Громовержец и связанный с ним основной миф стоит в центре древней И. м. Громовержец обычно находится наверху - на небе, на горе, на скале, на вершине дерева, прежде всего дуба, в дубовой горной роще (ср. такие родственные имени громовержца слова, как лат. quercus, ";дуб";, готск. faiguni, ";скала";, хетт. регипа-, ";скала";, др.-инд. parvata-, ";гора"; и т. д.). Ядро мифа составляет поединок громовержца с противником, для которого восстанавливается общеиндоевропейское исходное имя с корнем *uel-, ср. др.-рус. Велес, Волос, литов. Velnias, Vielona (см. Велняс), латыш. Veins, Vels (см. Вело), др.-инд. Vala (Вала), Vrtra (Вритра, ср. Varuna, Варуна) и др. Противник громовержца находится внизу - под горой, под деревом, у воды, в его владении скот как основное богатство и как символ потустороннего мира - пастбища: ср. общеиндоевропейское представление о загробном мире как о пастбище, где пасутся души умерших, ´г|^й

Эти фрагменты мифа реконструируются с такой надежностью, что соответствующие мотивы могут быть выражены в языковой форме не только применительно к отдельным традициям, но и на общеиндоевропейском уровне: *gwhenti ng^im perunt-, ";поражает змея в отношении скалы"; (на скале, под скалой, с помощью каменного орудия - скалы); *ogniin (g´e)g´on-e dwo ak´men-, ";порождает огонь с помощью двух камней"; (эта формула описывает и мифологический мотив высечения огня - молнии с помощью каменного неба и скалы, и соответствующий обряд, при котором священный огонь добывался с помощью ударов двух камней друг о друга); *perperti ng^im Per^n(t-s), ";поражает (ударяет/убивает) змея громовержец - бог скалы";. Формальная структура каждого из этих фрагментов индоевропейского мифа ориентирована на повторение, обыгрывание звуковых комплексов, обозначающих имена участников мифа и названия основных атрибутов. Разные части таких фрагментов могут рассматриваться как анаграммы указанных имен или обозначений предметов. Такая реконструкция вскрывает недифференцированность звуковых и семантических комплексов: не вполне различимы указания на место, субъект, орудия действия, на глагол и его объект. Такие семантические и звуковые связи не только образуют ядро мифологического текста, но и являются орудием построения и развития мифа, вплоть до создания новых мотивов.

И. м. знает ряд названий змееобразных чудовищ, относящихся к классу существ нижнего мира, связанных с водой и с хаотическим началом и враждебных человеку. Кроме противника громовержца с названием от корня *uel-, к этому виду существ принадлежат такие, как *Budh: др.-инд. Ahi budhnya (Ахи Будхнья), ";змей глубин";, где ahi, как и др.-Иран. AJi dahaka (Ажи-Дахака), ";Змей Огненный";, закономерно продолжает индоевропейское ´";ng^´hi, ";змей";, встречающееся и в приведенных фрагментах основного мифа; др.-греч. IItOtov, ";Пифон";, серб. Бадньак, Бадняк. Существа, связанные с иным, нижним, водным миром, также символизируют плодородие, богатство и жизненную силу, соотносясь с одной из ипостасей образа матери-земли или вообще плодотворящего начала, ср. индоевропейское *Ner-/*Nor-, представленное как в женских мифологических образах (иллирийск. Noreia,. италийск. сабинск. Neria, Neriena; др.-герм. Nerthus, Нертус, определяемая Тацитом как terra mater, ";земля-мать";, греч. NT)QT)i6es, Нереиды, дочери морского царя Нерея; ср. также хетт. ^nnara и, на уровне сказок, рус. Норка), так и в мужских именах (др.-исл. Njordr, Ньорд - морской бог, греч. NT)()ei;g, Нерей - морской царь, имя осетинских мифологических героев - нартов). Вокруг того же корня пег-, который, по-видимому, являлся одним из важнейших обозначений нижнего мира и его плодоносящих свойств, группируются названия и представления о подземном царстве и входе на небо (др.-инд. naraka, нарака, ";дыра";, ";подземное царство";, тохар. А йаге, ";преисподняя";, слав. ";нора"; и т. п.), о воде (др.-инд. naras, ";воды";, новогреч. veoo, ";вода";, литов. naras, ";гагара"; - водяная птица, связанная с преисподней и с актом творения мира, и т. д.), о зловещем начале, иногда символизируемом левой стороной (ср. умбрск. nertru ";sinistro";), о жизненной, плодородной силе (хетт. innara-, ";сила";, лувийск. апnarummi-, ";сильный";, Annurammenzi, ";сильные боги";, хетт. Innarauantes, литов. noreti, ";хотеть";, narsas, ";ярость";, ";мужество"; и т. п.).

Еще один круг мифологических персонажей, связанных с обозначением нижнего мира, объединяет ряд божеств, чьи имена восходят к индоевропейскому *Trit: древнеиндийскому Trita, Trita Aptya, ";Трита Водяной"; (ср. хетт. Нар-, ";бог ручья";, ";бог потоков";, ";бог-судья"; при ордалиях), авест. Orita, Qraetaona (Tpaэтаона) и т. д., ср. также др.-греч. TgiTtov (Тритон) как обозначение морского мифологического персонажа или потока, а также ирл. triath, ";море";. С этими персонажами связан миф о спуске героя в колодец (иногда вследствие предательства двух старших братьев); само имя Trita, вероятно, обозначает ";третий"; (брат или мир, который так обозначается в сравнении с двумя предыдущими мирами - небом и землей). Он попадает в нижний мир, добывает богатства или живую воду, которые позволяют преодолеть смерть и вернуться к жизни на земле (другие варианты спуска в преисподнюю и путешествий в загробном мире, например в мифе об Орфее и Эвридике; ср. также героя русских сказок о трех царствах, которого иногда называют Иван Водович или Иван Третий, Третьяк). Тема водного царства связана с еще одним индоевропейским мифом, главным героем которого является божество по имени *Nep(o)t (букв. ";племянник";, уравниваемый в правах с сыном), ср. др.-инд. Apam Napat (Апам Напат), авест. Аращ Napat (Апам-Напат), лат. Neptunus (Нептун), ирл. Nechtan. В мифе об этом божестве рассказывается о чудесном источнике - колодце, спрятанном от взоров или таящем в себе сокровища. После того как герой мифа подходит к источнику и обходит его три раза или трижды входит в него (ср. мотив Триты как указание на троичность водного царства), из источника выходят воды, образующие озеро или тройной поток, преследующий героя. В своем течении этот поток доходит до мифического моря.

древностью своего происхождения те, которые говорят нам...

Китайцы.

Скандинавы.


Как считают скандинавы, вначале была пустота Гинунгагап. К северу от нее был замерзший мир мрака Нифльхейм, а на юге лежала огненная раскаленная страна Муспелльхейм. От такого соседства постепенно мировая пустота Гинунгагап заполнилась ядовитым инеем, который стал таять и превратился в злого инеистого великана Имира. Имир был предком всех великанов-морозов.
Затем Имир заснул. Пока он спал, пот, капающий у него из-под мышек, превратился в мужчину и женщину, а пот, капающий с ног, еще в одного мужчину. Когда же растаяло много льда, из образовавшейся воды возникла корова Аудумла. Имир стал пить ее молоко, а ей понравилось лизать соленый лед. Слизав лед, она обнаружила под ним мужчину, его звали Бури.
У Бури был сын Борё Бор женился на инеистой великанше Бестле и у них родились три сына: Один, Вили и Ве. Сыновья Бури ненавидели Имира и убили его. Из тела убитого Имира натекло так много крови, что она потопила всех великанов, кроме Бергельмира, внука Имира, и его жены. Им удалось спастись от наводнения в лодке, сделанной из ствола дерева.
Один и его братья принесли тело Имира в центр Гинунгагапы и создали из него мир. Из плоти Имира сделали землю, из крови- океан Из черепа получилось небо. А мозг разбросали в небо, получились облака.
Боги оставили без внимания только ту часть, в которой обитали великаны. Она называлась Етунхейм. Лучшую часть этого мира они отгородили ресницами Имира и поселили там людей, назвав ее Мидгардом.
Напоследок боги создали людей. Из двух древесных сучков получились мужчина и женщина, Аск и Эмбля. Все остальные люди произошли от них.
Последней построили неприступную крепость Асгард, которая поднялась высоко над Мидгардом. Эти две части соединялись радужным мостом Биврестом. Среди богов, покровителей людей, было 12 богов и 14 богинь (их называли асы), а также целая компания других божеств, помельче (ванов). Весь этот сонм богов пересек радужный мост и поселился в Асгарде.
Над этим многослойным миром вырос ясень Иггдрасиль. Его корни проросли в Асгард, Етунхейм и Нифльхейм. На ветвях Иггдрасиля сидели орел и ястреб, по стволу вверх и вниз носилась белка, у корней обитали олени, а ниже всех сидел змей Нидхегг, который хотел все съесть. Иггдрасиль- это то, что всегда было, есть и будет.

Греки.


В начале всего был бесформенный, безразмерный Хаос, затем появились Гея (Земля) с глубоко залегающим в ее недрах Тартаром (бездной) и вечная, существовавшая задолго до них сила влечения — Эрос. Этим же именем греки называли бога любви, сопутствовавшего богине любви Афродите, но Эрос, стоявший в начале мироздания, исключает любое чувство. Эрос можно сравнить с силой всемирного тяготения — он подобен закону. Эта сила и привела в движение Хаос и Землю. Хаос производит женское начало — Ночь и мужское начало — Эреб (Мрак). Ночь породила Танат (Смерть), Сон (Гипнос), огромное количество сновидений, богинь судеб - мойр, богиню возмездия Немесиду, Обман, Старость. Порождением Ночи также стала воплотившая в себе соперничество и раздоры Эрида, от которой произошли Изнурительный труд, Голод, Скорби, Битвы, Убийства, Лживые слова, Судебные тяжбы и Беззакония, но и непреклонно справедливого Орка, карающего любого, кто дает лживую клятву. А из соединения Ночи с Эребом родился прозрачный Эфир и сияющий День - Свет из Тьмы!
Согласно мифу о происхождении мира, после этого пробудилась Гея: сначала ею рожден был Уран (Небо), затем поднялись из ее глубин Горы, их лесистые склоны заполнили рожденные ею нимфы, разлилось по равнинам Понт (Море). Покрытие Небом Земли привело к появлению богов первого поколения — их было двенадцать: шесть братьев и шесть сестер, могучих и прекрасных. Не единственными они были детьми от союза Геи и Урана. Произвела Гея на свет также трех огромных уродливых циклопов с большим круглым глазом посреди лба, а вслед за ними еще трех надменных Сторуких великанов. Титаны же, взяв в жены своих сестер, заполнили просторы Матери-Земли и Отца-Неба своим потомством: они дали начало племени богов самого древнего поколения. У старшего из них, Океана, было три тысячи дочерей, прекрасноволосых океанид, и столько же покрывших всю сушу речных потоков. Другая пара титанов произвела Гелиос (Солнце) Селену (Луну), Эос (Зарю) и многочисленные Звезды. Третья пара дала начало ветрам Борею, Ноту и Зефиру. Титан Иапет не мог похвастать столь же обильным потомством, как его старшие братья, но стал он славен немногими, зато великими сынами: Атлантом, взявшим на свои плечи тяжелую ношу небесного свода, и Прометеем, самым благородным из титанов.
Младшим сыном Геи и Урана был Крон, дерзкий и нетерпеливый. Не захотел он сносить, как высокомерного покровительства старших братьев, так и власти собственного отца. Возможно, он не решился бы поднять на него руку, посягнув на верховную власть, если бы не мать Гея. Поделилась она с возмужавшим сыном давней обидой на супруга: возненавидел Уран за уродство сыновей — Сторуких великанов и заточил их в ее темные глубины. Крон, под покровом Никты и при помощи матери Геи, захватил отцовскую власть. Взяв в жены сестру свою Рею, Крон положил начало новому племени, которому люди дали имя богов. Однако коварный Крон опасался своего потомства, ведь он сам поднял руку на отца, и, чтобы никто не лишил его власти, стал проглатывать собственных детей сразу же после их рождения. Горько жаловалась Рея на свою печальную участь Гее и получила от нее совет, как спасти очередного младенца. Когда ребенок появился на свет, Гея сама укрыла его в одной из недоступных пещер, а Рея передала супругу запеленатый камень.
Тем временем Зевс (так назвала мать спасенного младенца) рос в скрытой от глаз пещере на склонах лесистой Иды, самой высокой горы острова Крита. Его там охраняли юноши куреты и корибанты, заглушая детский плач ударами медных щитов и бряцанием оружия, а Амалфея, благороднейшая из коз, кормила его своим молоком. В благодарность за это, Зевс, заняв впоследствии место на Олимпе, постоянно заботился о ней, а после смерти вознес ее на небо, чтобы она вечно сияла она в созвездии Возничего. Интересно, что шкуру своей кормилицы Зевс оставил себе, изготовив из нее щит — знак высшей власти. Этот щит назвали «эгидой», что по-гречески и означало - «коза». По нему Зевс получил один из самых своих распространенных эпитетов — эгидодержавный. Рог же, который Амалфея случайно сломала еще во время своей земной жизни, владыка богов превратил в рог изобилия и отдал своей дочери Эйрене, покровительнице мира.
Повзрослев, Зевс стал сильнее отца и не коварством, как Крон, а в честном поединке поборол его и заставил извергнуть из чрева проглоченных братьев и сестер: Аида, Посейдона, Геру, Деметру и Гестию. Так, согласно мифу о происхождении мира, наступал конец эры титанов, которые заполнили к этому времени несколькими своими поколениями небесные и земные просторы, - начиналась эра богов Олимпа.

Зороастрийцы.


В далеком прошлом до творения мира ничего не было: ни тепла, ни света, никаких живых существ на земле и на небе. В необъятном пространстве существовал только один Зерван - бесконечная вечность. Пусто было и одиноко, и тогда у Него появился замысел о творении мира. Он восхотел, чтобы родился у него сын. Желание было чрезвычайно велико, что Зерван стал совершать жертвоприношения в течение тысячи лет. И зародились в его чреве двое сыновей - Ормузд и Ариман. Зерван решил, что отдаст Он своему перворожденному сыну Ормузду власть над всем миром. Ормузд прочел мысли Отца и рассказал о них Ахриману. Однако зло уже тогда являлось сутью Аримана, и он, чтобы родиться первым, спешно разодрав оболочку Отца, явился на свет. Злобный Ариман заявил отцу: "Я сын твой, Ормузд". Взглянул Зерван на безобразного, наполненного Тьмой Аримана и зарыдал: не этого Он ждал. Сразу же за Ариманом из чрева показался Ормузд, излучающий Свет. Ахриман, жаждущий власти над миром, был младшим братом, но хитростью первым появился на свет. Поэтому он дерзко напомнил Зервану, что именно ему надлежит править миром, как и было обещано. Зерван ответил Ариману: "Сгинь, Нечистый! Я сделаю тебя царем, но только на девять тысяч лет, но Ормузд будет иметь власть над тобой, а после окончания отведенного времени царство будет отдано Ормузду и Он все исправит согласно своей воле".
Так, после творения мира, он разделился на две части. Место пребывания Ормузда, постоянного и безграничного во времени, исполненного всеведения и добродетелей, пронзает бесконечный свет. Область же, подвластная Ариману, находящемуся во тьме, невежестве и страсти разрушения, который был, есть, но не будет существовать всегда, называется Бездной. Между Светом и Темной Бездной существовала пустота, в которой смешались бесконечный свет и бесконечная тьма. Ормузд начал творение совершенного мира, пролив частицу своего чистого света в бездну, отделявшую его от Ахримана. Но из Мрака поднялся Ариман, как и было предсказано. Коварный младший брат, не обладающий всеведением, не знал о существовании Ормузда, и настолько пришел в ярость от увиденного творения мира, что объявил войну всему Творению. Ормузд пытался убедить Аримана, что нет пользы от такой войны, и Он не держит никакого зла на своего брата. Однако не послушал Ариман, так как решил: "Если Всеведущий Ормузд пытается решить дело мирно, то Он бессилен". Не знал Ахриман, что не в состоянии он причинить вреда брату своему, но может только причинить вред сущему, - знал об этом только Всеведущий Ормузд.
Братьям отведено девять тысяч лет от начала творения мира: первые три тысячи лет события будут происходить по воле Ормузда, следующие три тысячи лет - воля Ормузда и Аримана смешаются, а в последние три тысячи лет злой Ариман будет обессилен и их противостояние из-за Творения прекратится. Показал Ормузд Ахриману свою победу в конце истории: бессилие Злого духа и уничтожение дивов, воскрешение мертвых, конечное воплощение и будущее успокоение творений навечно. И бежал в страхе Ариман назад во Тьму. И хотя он бежал, но продолжил безумную борьбу против Творения - создал дивов и демонов, которые поднялись для устрашения. Первое, что создал Ариман - Ложь, которая подтачивает мир. Ормузд же, создал себе вечных бессмертных спутников: Благую Мысль, Истину, Послушание, Преданность, Целостность и Бессмертие. Затем Он сотворил прекрасных ангелов, ставших вестниками Ормузда и защитниками добра. Продолжил Ормузд творение мира: Он создал Небо и Землю, а между ними сотворил свет, звезды, луну и солнце. Определил Всеведущий места для всех, чтобы они были всегда готовы к сражению со злом и спаслись.

Индейцы Арикара.


Великий Небесный Дух, Несару, которого иногда называют Великой Тайной, был владыкой всего творения. Под небом расстилалось безбрежное море, по которому вечно плавали две утки. Несару создал двух братьев, Человека-Волка и Счастливого Человека, которые повелели уткам нырнуть на дно великого моря и принести немного земли. Из этой земли Человек-Волк создал Великие Равнины, а Счастливый Человек - холмы и горы.
Два брата спустились под землю и нашли двух пауков. Они объяснили паукам, как размножаться. Два паука породили множество видов животных и растений, а также людей. Кроме того, они породили расу злых великанов.
Эти великаны были такими злобными, что Несару в конце концов пришлось уничтожить их, наслав великий потоп. Людей же Несару любил и спас их от гибели.

Индейцы Гурон.


Вначале ничего, кроме воды, не было. Только широкое-широкое море. Единственными обитателями его были животные. Они жили на воде, под водой или летали по воздуху.
Потом с неба упала женщина.
Две полярные гагары пролетали мимо и успели подхватить ее на свои крылья. Однако ноша была слишком тяжела. Гагары испугались, что уронят женщину и она утонет. Громко воззвали они о помощи. На их зов прилетели и приплыли все твари.
Великая Морская Черепаха сказала:
- Опустите небожительницу мне на спину. Никуда она с моей широкой спины не денется.
Гагары так и сделали.
Затем совет зверей стал думать, как быть дальше. Мудрая Морская Черепаха сказала, что женщине для жизни нужна земля.
Все звери по очереди стали нырять на дно морское, но никто так и не достиг дна. Наконец, нырнула Жаба. Прошло много времени, прежде чем она появилась снова и принесла горсточку земли. Эту землю она отдала женщине. Женщина разровняла ее на спине Черепахи. Так возникла суша.
Со временем выросли на ней деревья, потекли реки.
Стали жить дети самой первой женщины.
И по сей день земля покоится на спине Великой Морской Черепахи.

Индейцы Майя.


Давным-давно на земле не было ни людей, ни животных, ни камней, ни деревьев. Не было ничего. Это была бескрайняя и печальная равнина, покрытая водами. В сумеречной тишине обитали божества Тепев, Кукумац и Хуракан. Они разговорились и пришли к соглашению о том, что надлежало сделать.
Они разожгли свет, который впервые осветил землю. Море отступило, обнажая землю, которую можно было обрабатывать и на которой расцветали цветы и деревья. Прекрасное благоухание вознеслось к небу от только что сотворенных лесов.
Боги радовались своим творениям. Однако они подумали, что деревья не должны оставаться без слуг и хранителей. Тогда они разместили на ветвях и возле стволов животных всех видов. Животные оставались неподвижными до тех пор, пока боги не приказали каждому из них: - Ты пойдешь пить воду из рек. Ты отправишься спать в пещере. Ты будешь ходить на четырех ногах, и однажды твоя спина познает тяжесть переносимых грузов. А ты, птица, будешь жить в ветвях и летать по воздуху, не боясь упасть.
Животные повиновались приказам. Боги подумали, что все живые существа должны быть размещены в их естественной среде, но не должны жить в безмолвии, так как безмолвие - это синоним опустошения и смерти. Тогда они дали им голоса. Но животные умели только кричать, не умея сказать ни одного разумного слова.
Огорченные боги посоветовались и обратились к животным: - Поскольку вы не сумели понять, кто мы такие, вы будете вечно жить в страхе перед другими. Одни из вас будут без всякого отвращения пожирать других.
Услышав эти слова, животные попытались заговорить. Однако из их глоток и пастей вылетали одни только крики. Животные покорились и приняли приговор: вскоре их начали преследовать и приносить в жертву, а мясо варить и есть гораздо более разумные существа, которым предстояло родиться.

«Тьма изначальная» - всё тот же хаос, присутствовала в представлениях древних славян как западных, так и восточных.

«И была тьма изначальная, и жила в той тьме Мать Времени, великая Мать мглы и вечности – Сва. И тосковало сердце её, захотелось ей узнать смех детский, ручонки нежные, и взяла она тепло души свое, и, держа в руках, свернула в спираль, скатала зародыш огненный. И из того зародыша огненного сделала сына своего. И родился сын из зародыша огненного, а из пуповины родился змей огнедышащий, имя ему - Ферт.

И стал змей мудрый другом сыну Сва - Сварогу. Играя, вместе росли они. И стало скучно Сварогу с матерью, ибо стал он уж юношей. И схотел он тоже иметь детей маленьких. И попросил он мать помочь ему. Согласилась Мать Времени. Она взяла от души своей и дала проглотить это змею мудрому. Прошло много времени. И однажды проснулся Сварог. Взял посох богатырский и прикоснулся к хвосту змея-Ферта. И выпало из змея яйцо.

Подхватила его Мать Времени и, разбив, звезду сделала. Еще раз нажал Сварог посохом на хвост змея огненного, и еще родился ребенок (сын или дочь) у бога с богинею. Так рождены были все дети его и Матери Времени – Сва.

Как же всё живое появилось на свете белом?

Уснул Сварог, лег на змея-друга и свернулся змей, став ложем для побратима своего. Мать Времени, богиня Вечности, захотела удивить сына своего. Взяла в ладошки звезды ясные, содрала со змея шкуру старую, смолола всё это в пыль серебристую. Взмахнула руками лебедиными, и рассыпалась пыль по небу звездному. И от той пыли всё живое народилось. И ушло на то не день, не два и не тысяча лет.

Человек так же сделан был, только в тело его Великая Мать всего сущего душу вложила. Душа же та – дыханье спящего сына Сварога. Может, оттого и спит душа в теле нашем и просыпается лишь в годину трудную. Может, и правильно оное, ибо, если б думал человек только о возвышенном, не заботясь о хлебе насущном, люди бы вымерли. Знай, рожден человек и богом, и змеем. От того заключено в нем и хорошее, и плохое. Левая половина змеева, а правая – звездная. Важно только следить ему, чтоб плохое и хорошее, зло и добро, в равновесии находились, он от того только выиграет. Если злого больше будет – сгорит душа в пламени огненном, в пламени злости и зависти. И не будет от жизни той ни пользы, ни радости. Коль добро перевесит, то скучен станет для людей человек тот, сильно праведный зануден более, чем надобно. Поучать берется без меры он. Наставления же его не от сердца часто идут. Нуден такой человек и смешон.

Но любят всех своих детей отец с матерью. Каждый им ребенок мил по-своему. Любит Сварог и друга Ферта верного. Раз в год гуляет Сварог с посохом по небосклону и от тех шагов звезды падают и рождается пространство, форма, время.

Но не вечны, как и люди, звезды на небе. Не вечен и сам Сварог. Всему есть смерть и рождение. Настанет час, и погубит Сварога друг, друг любимый, змей огненный. Изрыгнет он из пасти огонь смердящий, словно тысячу солнц жарких. И погибнут звезды в пламени. И погибнет всё живое на свете белом. Но, погибая, возродится. Произойдет обновление. Так было уже и так будет. И при смерти богов и змея огненного соберутся души их и души людей в единое целое, в одну общую спираль, и взлелеет это целое Мать Времени. И добавит к нему частицу души своей. И появится из этого со временем зародыш огненный, и появится огонь, земля и вода, и повторится сначала всё, и вернётся на круги свои. Так было, есть и будет…»

Загрузка...
Top