Культура Древней Греции: кратко. Особенности культуры Древней Греции

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Тема судьбы не была изначальной в истории развития человечества, она появилась на исходе первобытности. Одними из первых, кто осознал наличие этой неведомой до этого времени силы, были древние греки. Это осознание приходит к грекам на закате первобытности, когда люди начинают выделяться из «мы-бытия» и понимать, что каждый индивид обладает своей собственной только ему принадлежащей долей-участью.

Судьба в античности - сверхразумная и сверхинтеллектуальная сила, которая определяет течение жизни. Но эта судьба не могла определять все человеческие намерения. Эта судьба ни в коей мере не превращала человека в бездушный механизм, безвольный и безынициативный. Из-за того, что античная судьба управляла всем, человек не мог отвергать свободы воли. Иногда человек не мог знать и как ему следует поступать в соответствии с судьбой. Поэтому человек поступал так, как того требовало свободно-волевое намерение человека. Поэтому в античности удивительным образом совмещались вера в сверхразумную судьбу и свободное использование своей воли для реального устроения жизни.

Цель данного реферата - изучить концепцию судьбы в представлении древних греков.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд исследовательских задач:

Рассмотреть истоки древнегреческих представлений о судьбе;

Исследовать концепцию судьбы и развитие личностного самосознания греков.

Структура работы включает в себя введение, два основных параграфа, заключение и список литературы. Во введении ставится цель и задачи работы, в основной части работы раскрывается основное содержание, в заключении делаются выводы по всей работе и подводится ее итог.

1. Истоки древнегреческих представлений о судьбе

Представления о судьбе имеют глубокие корни, уходящие в историческое прошлое какого-либо народа. Гносеогенные истоки не являются первым этапом возникновения категории судьбы. Правильнее было бы предположить, что значительно более ранний этап был связан, по-видимому, с магией. Именно эту связь подчеркнул в свое время Дж. Фрезер в своей «теории» магия - религия - наука. Но, отличаясь от религии и науки, магия, по Фрезеру, выступает, как «близкая родственница науки», Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь / Дж.Дж. Фрезер. - М.: Политиздат, 1980. - С. 25. ибо и в магических верованиях, и в науке «последовательность явлений считается вполне правильной и неизбежной, так как определяется неизменными закономи» Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь / Дж.Дж. Фрезер. - М.: Политиздат, 1980. - С. 25. .

Таким образом, зародыш будущего научного понятия закономерности уже существовал в рамках магического мировоззрения.

Вера в магию не только предполагает необходимую связь между логическими действиями и их результатами, но и от самого человека, как субъекта магического действия, тоже зависит производить ли это действие, задействовать ли эту необходимую связь именно в данный момент и задействовать ли ее вообще. В представлениях же о судьбе необходимость мыслится как реализующая совершенно независимо от человека. Человек не может ни отменить, ни отсрочить ее осуществление, ни вообще хоть как-то повлиять на нее.

Отсюда можно сделать вывод, что в представлениях о судьбе, в той мере, в какой осуществление судьбы считается фатально-неизбежным, идея объективной необходимости выражена более отчетливо, чем в рамках веры в магию. Размышляя о причинах, по которым люди разочаровались в магии, Дж.Дж. Фрезер пишет: «Наиболее проницательные умы, вероятно, с течением времени заметили, что магические обряды не производили тех конкретных результатов, которых ожидало более наивное большинство их собратьев. Это великое открытие привело к коренному перевороту в умах тех, кто сделал это открытие. Такой человек уже не находил более в смерти врагов своих или же друзей доказательства непреодолимого могущества заклинаний - теперь он знал, что друзья или враги одинаково подпадали под власть силы более могущественной, чем любая из доступных ему самому, что они повиновались судьбе, которую он бессилен был направить». Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь / Дж.Дж. Фрезер. - М.: Политиздат, 1980. - С. 28.

Гносеогенный подход Фрезера для объяснения формирования представлений о судьбе достаточно очевиден. Нельзя не признать, что в его позиции есть доля правды. В мифологеме судьбы встречаются более развитые представления о необходимости и закономерности явлений окружающего мира, по-видимому, они действительно были подготовлены познавательными успехами человека.

В древнегреческой мифологии сохранились следы перехода от веры в магию к образу судьбы. Одним из ярких примеров этого является легенда о смерти Мелеагра, в которой жизнь героя фатально зависит от головни. Вариант мифа приводится по Аполлодору. «От Ойнея Алфея родила сына Мелеагра… Когда ему исполнилось 7 дней, к его родителям пришли Мойры и сказали: «Мелеагр умрет тогда, когда сжигаемая на жертвеннике головня сгорит дотла». Услышав это, Алфея схватила головню и спрятала ее в ларец». Когда же после знаменитой калидонской охоты на вепря Мелеагр перебил братьев своей матери, она сожгла головню, то Мелеагр умер. Здесь связь между смертью Мелеагра и сжиганием головни имеет явно магический характер, но сжигать или не сжигать головню - целиком в воле человека, то есть матери Мелеагра. Так же здесь уже фигурируют Мойры, как божества судьбы, что говорит о переходе от простых магических представлений к персонификации категории судьбы.

В.П. Горан, исследуя этот миф, делает такой вывод: «Не смотря на то, что в рамках этого варианта интерпретации связи жизни Мелеагра с головней эта связь выступает как результат специального решения богинь судьбы, тем не менее, и магический характер этой связи полностью сохраняется. Это позволяет предположить, что мотив магической связи есть рудимент более древних представлений, восходящих к временам доминирования веры в магию, когда образ Мойр, как богинь судьбы, возможно, еще не сформировался. Вероятно, что и мотив фатальной связи между жизнью Мелеагра и головней в дошедшем до нас варианте легенды, в котором фигурирует эта связь, и богини судьбы, был результатом переинтерпретации более древнего варианта легенды, в котором фигурировало только использование магии». Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы / В.П. Горан. - Новосибирск: Наука, 1990. - С. 153.

Но все же, не смотря на изменения, произошедшие с категорией судьбы, вера в магию не исчезает совсем из жизни древних греков. Она проявляется в предсказаниях, вере в оракулы, в гаданиях и жертвоприношениях. В качестве прямого следствия жертвоприношения ожидался какой-то ответ богов, отсутствие же ответа, знака божества, воспринималось крайне негативно. Вера древних греков в оракулы сохранялась на всем протяжении их истории. Связь представлений о судьбе с верой в пророчества и оракулы - один из древнейших истоков формирования греческого понятия судьбы. Способность к знанию будущего воспринималась как божественный дар. Но этот дар придавал особую значимость и знанию, которое дано прорицателю. Вера в знание о будущем была равна вере в судьбу.

Оракул, как и пророчество, претендует на знание предопределенного будущего. Оракулы исходят только от богов. Вера в знание, данное оракулом, сродни вере в богов вообще и их способности вступать в общение с людьми. Предсказания прорицателей и оракулов выражаются в словесной форме. Это указывает на веру в магию слова. Произнесенное вслух слово открывает тайну будущего. Того, что сказано, никак нельзя изменить. Здесь слово равнозначно предопределению судьбы.

В.П. Горан считает, что следы связи древнегреческих представлений о судьбе с магией слова настолько слабы, что их реконструкция возможна лишь на уровне гипотез. В качестве одной из таких гипотез можно назвать предположение В.П. Горана о том, что существует определенная связь между верой в прорицания и верой в силу заклинаний и заклятий.

Еще один след связи представлений о судьбе с магией встречается даже у Гомера. Это образ богинь-прях. Богини судьбы прядут нить жизни человека в момент его рождения. Дж. Томсон Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества / Дж. Томсон. - М.: Иностр. лит., 1958. - 659 с. связывает возникновение образа прях с обычаем прясти ребенку одежду к его рождению. Функции этой одежды первоначально были тесно связаны с магией. Одежде приписывали таинственную связь с человеческой жизнью.

Действительно имеется соответствие между представлением о магической связи одежды с жизнью новорожденного, с представлениями о связи жизни с нитью, которую выпряли ему при рождении богини судьбы Мойры. Вероятно, что предполагаемый Томсоном обычай изготовления одежды для новорожденного стал постепенно терять свою магическую роль. А сам образ «прях» - старейших представительниц рода, трансформировался в образ Прях, как мифологических персонажей.

В новом образе судьбы акцент смещается с темы рождения на тему смерти. Конечно, образ судьбы сохранил свою связь с темой рождения, но одновременно судьба тесно ассоциировалась со смертью. Функция богинь судьбы - заведовать рождением - трансформируется в повелевание смертью. Пряхи определяют момент смерти человека. Таким образом, судьба выступала как весь сугубо индивидуальный жизненный путь человека. В этом понимании судьбы общественное сознание пришло к определенному осмыслению целостности и неповторимости всего жизненного пути каждого человека от его рождения до смертного конца. Т.е. судьба определяет рождение, деяния во время жизни и смерть. Человек начинает осознавать, что его судьба индивидуальна, она принадлежит ему одному и никому больше. Гомеровский Ахилл знает свою судьбу, более того, он волен сам выбрать ее. И он выбирает, выбирает не тихую и спокойную жизнь, а славу и геройскую смерть. Это говорит об усилении внимания общественного сознания к индивиду. Индивид выделяется из своей группы, кроме всего прочего, и своей смертью. Она отличает его от других людей и выступает одним из средств самоутверждения индивида. Однако, «необходимо учитывать и общие особенности эпоса: гиперболизацию, определенные стереотипы в рассказах о героях и их быте, нарочитую архаизацию» Древние цивилизации / Под общей редакцией Г.М. Бонгард-Левина. - М.: Мысль, 1989. - С. 293-294. .

У Гомера встречаются и другие примеры связи концепции судьбы с магией. Одиссей не открывает киклопу своего имени, так как имя имеет магическое значение. Когда же Полифем узнает имя Одиссея, то он получает возможность влиять на него с помощью своего отца Посейдона.

Таким образом, скорее всего Фрезер прав, утверждая, что магические верования являются одним из источников дальнейшего развития религии и науки. Но нельзя согласиться с ним в том, что магия совершенно исчезает из жизни людей и уступает место науке. Магия продолжает существовать, но, наряду с ней, появляются и другие формы познания мира. Ослабление роли магии в жизни древнегреческого общества связано с начавшимся процессом развития личностного самосознания. Если раньше человек совсем не выделял себя из коллективного, первобытного, «мы - бытия», то потом он начинает осознавать себя самостоятельной личностью, которая сама несет ответственность за свои поступки. Человек понимает, что судьба всемогуща, но и он сам кое-что может, кроме того, как слепо повиноваться ее воле.

2. Концепция судьбы и развитие личностного самосознания греков

Судьба - одна из важнейших категорий древнегреческой философии. Вообще судьба не является в античности чем-то случайным и необязательным. Так как вся античная космология основана на непосредственном чувственном восприятии, она по самому своему существу не склонна к исследованию каких-либо точных законов. Само восприятие мира древними греками было скульптурно, что обесценивало те законы природы, которые являются главным предметом изучения современной науки. Управляет этим скульптурным миром нечто не подлежащее ни исследованию, ни изучению, не имеющее имени и превышающее человеческие способности и потребности. Это судьба. Таким образом, судьба связана с очень развитой интуицией, со скульптурной картиной мира и является их неотъемлемой частью. Космос, по представлению греков, телесен, а все, что телесно, управляется судьбой, Следовательно, космос также находится под властью судьбы.

Во взаимоотношениях человека с космосом можно провести ту же параллель, что и между судьбой и богами. Космос есть первообраз, а человек - подражание, микромир по отношению к макромиру. То, что есть в космосе, есть и в человеке; а то, что имеется в человеке, имеется и в космосе. Макрокосм и микрокосм различаются лишь количественно. Между человеком и космосом нет раскола, нет границы. Просто одно - универсально, а другое индивидуально. Но все же, исходя из характера ранней греческой классики, при высоком развитии чувства личности, сама личность все же оставалась придатком космоса, не всегда обязательным и необходимым.

Термин «душа» можно встретить уже у Гомера, но слово «личность» совершенно отсутствует в классический период. А.Ф. Лосев считает, что это говорит о том, что греки плохо понимали смысл и своеобразие человеческой личности, душа же мыслилась, как нечто вполне материальное. Концепция личности гораздо ярче выступает в противопоставлении судьбы и личности, так как основу древнегреческой трагедии составляла именно судьба личности, а не души. Но, не смотря на это, самого термина «личность» не появилось ни у одного из величайших греческих трагиков: Эсхила, Софокла и Эврипида. А.Ф. Лосев считает, что «это свидетельствует о том, что судьба личности в окружающей ее среде или в космосе, как бы эта судьба ни была ужасна, представлялась здесь чем-то естественным и закономерным» Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А.Ф. Лосев. - М.: Высшая школа, 1963. - С. 538. . Поэтому у древних греков не возникало необходимости в специальном обозначении этого понятия. Вероятно, конкретная судьба, «выпрягаемая» Мойрами, и означала личность в чувственной метафорической форме. Такое определение личности очень логично вписывается в общую чувственную картину мира, созданную древними греками.

А.Ф. Лосев очень осторожен с понятием личности в античности. В своем обширном труде по истории античной эстетики он выдвинул теорию «о связи рабовладельческой формации с идеей судьбы». Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А.Ф. Лосев. - М.: Высшая школа, 1963. - С. 55. По А.Ф. Лосеву, такие стороны античной культуры как пластика и рабовладение «совпадают в одном: в отсутствии опыта человеческой личности… в понимании человека не как личности, а как вещи» Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А.Ф. Лосев. - М.: Высшая школа, 1963. - С. 52. . А.Ф. Лосев обосновывает это тем, что в период рабовладения в самом человеке отсутствует восприятие себя как человека, а не как вещь. Рабы считают себя вещами рабовладельца, а «свободные сознают себя рабами общего миропорядка, рабами прежде всего судьбы, рока» Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А.Ф. Лосев. - М.: Высшая школа, 1963. - С. 55. .

Другой же исследователь концепта судьбы и ее связи с развитием личностного самосознания В.П. Горан Горан В.П. Идея судьбы и зарождение личностного самосознания в древних культурах Месопотамии, Египта и Греции / В.П. Горан // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука, 1994. - С. 76. полемизирует с А.Ф. Лосевым. Он считает, что вывод А.Ф. Лосева об отсутствии у античного грека опыта человеческой личности неверен, так как античная идея судьбы развивалась на протяжении большого периода времени, в том числе и тогда, когда рабство еще не было доминирующей характеристикой древнегреческого общества. В.П. Горан пишет, что «для гомеровского времени сведение представлений о судьбе к непосредственному выражению рабского сознания вряд ли можно было бы признать оправданным даже независимо от того, оправдано оно или нет для более развитых этапов рабовладения». Горан В.П. Идея судьбы и зарождение личностного самосознания в древних культурах Месопотамии, Египта и Греции / В. П. Горан // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука, 1994. - С.76. Так В.П. Горан опровергает теорию А.Ф. Лосева о зависимости идеи судьбы от рабства.

В.П. Горан считает, что А.Ф. Лосев, говоря о связи судьбы с рабовладельческим строем, не убедителен. Но сама по себе эта идея реально предполагает представление о несамостоятельности и означает радикальное отрицание именно личностного «измерения» человека. «Но как раз это обстоятельство и позволяет утверждать, что возникновение идеи судьбы исторически знаменовало собой зарождение личностного самосознания». Горан В.П. Идея судьбы и зарождение личностного самосознания в древних культурах Месопотамии, Египта и Греции / В. П. Горан // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука, 1994. - С. 77.

В.П. Горан думает, что отрицание чего-либо, пусть даже оно и осуществляется весьма решительно и безусловно, уже тем, что оно существует, показывает наличие определенного представления о том, что отрицается. То есть, если идея судьбы так явно отрицает наличие самостоятельности человека как субъекта своей жизненной доли, а в качестве этого субъекта мыслится некая высшая сила, то уже одно это наводит на мысль о том, что представление о таком субъекте и о жизненной доле человека уже существовали. То, что появляется такое представление, позволяет говорить о зарождении личностного самосознания, даже если человек и мыслит себя еще только в качестве объекта судьбы.

Таким образом, В.П. Горан делает вывод, что не могло быть никакого вопроса об идее несвободы и внешней судьбы, если уже не было идеи свободы и представления о свободной человеческой личности». Горан В. П. Идея судьбы и зарождение личностного самосознания в древних культурах Месопотамии, Египта и Греции / В. П. Горан // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука, 1994. - С. 77.

Что же касается не идей и представлений, а соответствующих реалий, то надо не забывать, что несвобода древнего человека, его зависимость от природы и от социальных сил была первичной по отношению к его свободе и самостоятельности. Но в осознании этой зависимости, в формировании идей такой зависимости в общественном сознании определяющая роль должна быть признана за процессом приобретения индивидом самостоятельной значимости и становления личностного самосознания. Несвобода, зависимость могла осознаваться в том числе и в форме идеи судьбы, лишь в той мере, в какой выкристаллизовывалась и идея свободы, пробуждалось личностное самосознание. В свою очередь, и идея свободы тоже осознавалась тем отчетливее, тем яснее и утверждалась тем решительнее и прочнее, чем более отчетливо осознавалась идея зависимости, и чем более резкий контраст составляли эти два ряда идей в сознании и соответствующие им реалии в жизни, например, контраст рабской доли и доли свободного человека.

Таким образом, вопреки А.Ф. Лосеву, античная идея судьбы указывает не на отсутствие «опыта человеческой личности» в рабовладельческом обществе, но, напротив, на пробуждение личностного самосознания. Отсюда понятен тот уже отмеченный А.Ф. Лосевым факт, что для античного человека судьба менее всего заметна на людях мелких, но более всего ощущается в героических фигурах, таких, как Ахилл или Прометей. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А. Ф. Лосев. - М.: Высшая школа, 1963. - С.57.

В.П. Горан делает вывод, что «сам факт возникновения идеи судьбы и конкретные особенности ее содержания свидетельствуют о пробуждении внимания общественного сознания к индивиду и зарождении личностного самосознания…» Горан В. П. Идея судьбы и зарождение личностного самосознания в древних культурах Месопотамии, Египта и Греции / В. П. Горан // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука, 1994. - С. 83. . Но В.П. Горан делает оговорку, что речь идет лишь о начале этого трудного процесса.

И все же В.П. Горан слишком жестко критикует концепцию А.Ф. Лосева. Да А.Ф. Лосев связывал понимание человека с рабством и восприятием человека как вещи. Но его же исследования поэм Гомера говорят о том, что тот же А.Ф. Лосев уловил некую закономерность соотношения концепции судьбы с понятием человеческой личности.

Таким образом, вероятно, оба исследователя правы в том, что процесс осознания человеком себя как личности, безусловно, имел место в развитии культуры Древней Греции. Но этот процесс шел довольно медленно, его тормозили многие реалии античного мира, в том числе и институт рабства. Становление личностного самосознания нашло свое отражение в представлениях о судьбе. Все изменения, происходящие с восприятием человеком самого себя, находили свое отражение в трансформирующейся концепции судьбы.

судьба вера магия самосознание

Заключение

Судьба - одна из основных мировоззренческих категорий традиционных обществ. Античная цивилизация не была исключением в отношении к этой категории. Хотя судьба не была изначально присуща античной культуре, но все же она появилась достаточно давно. Некоторые зачатки будущих представлений о судьбе мы можем обнаружить в древнейших магических верованиях, и наоборот, в развитых представлениях о судьбе мы находим множество параллелей с магией. По мере развития античной культуры роль магии несколько ослабевает, но она не исчезает совсем, как на этом настаивал Дж. Фрезер. В более поздние периоды магия существует наряду с другими феноменами культуры, просто она уже не является одним из главенствующих элементов в развитии общественного сознания. Ослабление роли магии в жизни древнегреческого общества было связано с началом процесса развития личностного самосознания. Человек мало-помалу осознает себя свободной личностью и хотя судьба и всемогуща, но и он сам кое-что может.

Богатейший материал для изучения античной культуры дают поэмы Гомера «Иллиада» и «Одиссея», где автор создает великолепную картину жизни древнегреческого общества эпохи разложения общинно-родового строя. Гомеровский эпос дает много примеров отношений между волей судьбы и волей самостоятельной личности. В разные периоды развития общества постепенно трансформируется образ человека, его мировоззрение, понимание собственной значимости и осознание свободы в выборе каких-либо действий и даже возможности выбора своей судьбы.

Процесс осознания человеком себя как личности шел довольно медленно, его тормозили многие реалии античного мира, в том числе и институт рабства. Становление личностного самосознания нашло свое отражение в представлениях о судьбе. Все изменения, происходящие с восприятием человеком самого себя, находили свое отражение в трансформирующейся концепции судьбы.

Список литературы

1. Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы В.П. Горан. - Новосибирск: Наука, 1990. - 335 с.

2. Горан В.П. Идея судьбы и зарождение личностного самосознания в древних культурах Месопотамии, Египта и Греции / В.П. Горан // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука, 1994. - С 76-83.

3. Древние цивилизации / Под общей редакцией Г.М. Бонгард-Левина. - М.: Мысль, 1989 - 479 с.

4. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А.Ф. Лосев. - М.: Высшая школа, 1963. - 584с.

5. Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества / Дж. Томсон. - М.: Иностр. лит., 1958. - 659 с.

6. Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь / Дж.Дж. Фрезер. - М.: Политиздат, 1980. - 831 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Религиозные представления древних греков. Пантеон греческих богов, покровительствовавших природным стихиям, ремёслам, земледелию, войне и иным занятиям людей. Влияние повседневной жизни древних греков на их религию и мифологию. Миф о Деметре и Персефоне.

    презентация , добавлен 04.02.2011

    Учение о жизни после смерти: формы загробной субстанции человека, ее связь с местом погребения в представлении древних египтян. Похоронный ритуал, Пять Душ, значение имени, цель бальзамирования: воскресение души, путешествие по Преисподней, суд Осириса.

    реферат , добавлен 30.11.2011

    Зарождение мифологии древних греков от одной из форм первобытной религии - фетишизма. Эволюция мифологических и религиозных представлений эллинов. Древнегреческие мифы и легенды о жизни богов, людей и героев. Религиозные обряды и обязанности жрецов.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2013

    Идеализация и ограниченность в понимании религии древних греков. Источники изучения древнегреческой религии. Религия эгейской эпохи. Следы тотемизма, промысловых культов и тайных союзов. Вредоносная и лечебная магия. Аристократический культ героев.

    реферат , добавлен 26.02.2010

    Религиозное мировоззрение древних греков - вера во всесилие Рока. Древнегреческий культ предсказания судьбы - прорицательство. Элевсинские мистерии, как форма религиозно-культовых действий. Антропоморфизм- человекоподобие богов. Политеизм (многобожие).

    презентация , добавлен 04.02.2017

    Анализ образа героя в ирландской мифологии, его основных характеристик и стиля жизни. Характеристика роли семьи на протяжении всей жизни героя, занятий его повседневной жизни, взаимоотношений с богами. Изучение личностных качеств мифического персонажа.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2010

    Влияние культа Исиды на мировосприятие древних египтян, формирование погребальной обрядности и представлений о загробной жизни. Связь между культом Исиды и магией, его роль в идеологических изменениях и верованиях египтян в период Среднего царства.

    статья , добавлен 10.08.2017

    Мифологические мировоззрения древних греков. Гора Олимп как жилище бессмертных богов. Перун и молния как символы верховного древнегреческого бога Зевса. Посейдон, Аид, Гера, Гермес, Гефест, Аполлон, Афина и Афродита как главные боги Древней Греции.

    презентация , добавлен 23.10.2014

    Представления о душе у древних славян. Связь души со звездой, с дыханием, паром, дымом. Отождествление образа человека и души. Сравнение души и огня. Загробная жизнь по представлению славян. Материальная основа души. Обряды древних славян на поминках.

    реферат , добавлен 29.01.2011

    Изучение славянского язычества, системы дохристианских представлений о мире и человеке, основанной на мифологии и магии. Одухотворение природы, культа предков и сверхъестественных сил, убеждение в их постоянном присутствии и участии в жизни людей.

1. Периодизация античной культуры

История античного искусства включает несколько этапов:

1. Крито-микенский. III-II тыс. до н.э. На этом этапе совершенства достигает искусство мастеров о. Крит. Именно здесь находится один из дворцов, известный как дворец царя Миноса, где размещался лабиринт Минотавра (16 000 тыс. кв. м.)

2. Гомеровский. XI-VIII в. до н.э. Характеризуется знаменитым эпосом, распространением керамики мелкой пластики геометрического стиля.

3. Архаический. VII-VI в. до н.э. Время возникновения городов-государств (полисов) и бурного развития искусства. В этот период оформилась греческая религия, для которой характерен политеизм, следствием чего стало создание богатой мифологии, зарождаются олимпийские игры, греческий театр, возникает первая философская система (натурфилософия), ее представляет Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, они пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову материального мира.

4. Классический. Нач. V-IV в. до н.э. В этот период большое развитие получает греческая демократия, следствием чего стал подъем экономической и политической жизни, центром становятся Афины, получает развитие монументальность, архитектура (храм Афины победительницы, Акрополь, Парфенон), это расцвет греческой философии (Сократ, Платон, Аристотель).

5. Эллинизм. III-I в. до н.э. Широкое распространение культуры эллинизма среди городов Средиземноморского побережья, следовательно, сенкритизм.

2. Мифология древних греков

Греческая мифология складывалась в течение нескольких веков, передаваясь из уст в уста, из поколение в поколение. К нам мифы дошли уже в поэзии Гесиода и Гомера, а также в произведениях греческих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида и других. Вот почему их приходилось собирать из самых разных источников.

Мифографы появились в Греции около 4-го века до н.э. К ним относятся софист Гиппий, а также Геродот Гераклейский, Гераклит Понтийский и многие другие. Например, Дионисий Самойский составил генеалогические таблицы и изучал трагические мифы.

В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифов, связанных с легендарной горой Олимп.

По мифам Древней Греции можно воссоздать картину мира в представлении её древних жителей. Так, согласно греческой мифологии, мир населяли чудовища и великаны: гиганты, одноглазые циклопы (киклопы) и могучие Титаны - грозные дети Земли (Геи) и Неба (Урана). В этих образах греки олицетворяли стихийные силы природы, которые были покорены Зевсом (Диасом) - Громовержцем и Тучегонителем, установившим порядок в мире и ставшим владыкой Вселенной.

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос, в котором заключался источник жизни мира: всё возникло из Хаоса - и весь мир, и бессмертные боги, и богиня Земля - Гея, дающая жизнь всему, что живёт и растёт на ней; и могучая сила, оживляющая всё, Любовь - Эрос.

Глубоко же под Землёй родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы.

Создавая мир, Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и тёмную Ночь - Никту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера (Имера). Свет разлился по всему миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Гея породила беспредельное голубое Небо - Урана, который раскинулся над Землёй, воцарившись во всём мире. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рождённые Землёй, и широко разлилось вечно шумящее Море.

После того, как от Матери-Земли произошли Небо, Горы и Море, Уран взял себе в жёны благодатную Гею, от которой у него родилось шестеро сыновей - могучих, грозных титанов - и шестеро дочерей. Сын Урана и Геи - титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катили свои волны к морю, а также морских богинь - океанид. Титан Гипперион и Тейя дали миру Солнце - Гелиоса, Луну - Селену и румяную Зарю - розоперстую Эос. От Астрея и Эос произошли все звёзды, которые горят на ночном небе, и все ветра: северный ветер - Борей (Βορριάς), восточный - Эвр (Εύρος), южный Нот (Νοτιάς) и западный, ласковый ветер Зефир (Ζέφυρος), несущий обильные дождём тучи.

Кроме титанов, могучая Земля родила трёх великанов - циклопов с одним глазом во лбу - и трёх пятидесятиголовых сторуких великанов - Гекатонхейров, против которых ничто не могло устоять, потому что их стихийная сила не знала предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов и заключил их в недра Земли, не позволяя им выходить на свет. Мать-Земля страдала от того, что её давило страшное бремя, заключённое в глубине её недр. Тогда она вызвала своих детей, титанов, чтобы уговорить их восстать против Урана. Однако титаны боялись поднять руку на отца. Только младший из них, коварный Кронос, хитростью низверг Урана, отняв у него власть.

В наказание Кроносу богиня Ночь родила Таната - смерть, Эриду - раздор, Апату - обман, Кер - уничтожение, Гипноса - сон с кошмарными видениями, Немезиду - отмщение за преступления - и многих других богов, внёсших в мир Кроноса, воцарившегося на троне своего отца, ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье.

У самого же Кроноса не было уверенности в прочности и долговечности своей власти: он боялся, что его дети восстанут против него и его постигнет участь его собственного отца Урана. В связи с этим, Кронос повелел своей жене Рее приносить ему рождавшихся детей, пятерых из которых он безжалостно проглотил: Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона.

КроносЗевс (Диас) – властитель неба, отец богов и людей.Арес (Арис) – бог войны

Рея, чтобы не потерять и последнего своего ребёнка, по совету родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась на остров Крит, где в глубокой пещере родила своего младшего сына Зевса. Скрыв в пещере новорождённого, Рея дала жестокому Кроносу проглотить вместо сына длинный камень, завёрнутый в пелёнки. Кронос и не подозревал, что был обманут своей женой, в то время как Зевс рос на Крите под присмотром нимф Адрастеи и Идеи, вскормивших его молоком божественной козы Амалфеи. Пчёлы носили мёд маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты, а у входа в пещеру юные куреты ударяли мечами в щиты всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы его плач ненароком не услышал всевластный Кронос.

На смену титанам пришло царство Зевса, победившего своего отца Кроноса и ставшего верховным божеством Олимпийского пантеона; властелином небесных сил, повелевающим громами, молниями, тучами и ливнями. Господствуя во вселенной, Зевс давал людям законы и охранял порядок.

В представлении древних греков Олимпийские боги были похожи на людей и отношения между ними напоминали отношения между людьми: они ссорились и мирились, завидовали и вмешивались в жизнь людей, обижались, принимали участие в войнах, радовались, веселились и влюблялись. Каждый из богов имел определенное занятие, отвечая за конкретную сферу жизни:

Зевс (Диас) – властитель неба, отец богов и людей.

Гера (Ира) – супруга Зевса, покровительница семьи.

Посейдон – владыка морей.

Гестия (Эстия) – защитница семейного очага.

Деметра (Димитра) – богиня земледелия.

Аполлон – бог света и музыки.

Афина – богиня мудрости.

Гермес (Эрмис) – бог торговли и вестник богов.

Гефест (Ифестос) – бог огня.

Афродита – богиня красоты.

Арес (Арис) – бог войны.

Артемида – богиня охоты.

Люди на земле обращались к богам - к каждому по его «специальности», воздвигали им храмы и, чтобы умилостивить их, приносили дары в качестве жертвоприношений.

Согласно греческой мифологии, кроме детей Хаоса, Титанов и Олимпийских богов, землю населяли и много других божеств, олицетворяющих силы природы.

Посейдон – владыка морей ГераклНимфы

Так, в реках и ручьях жили нимфы Наяды, в море - Нереиды, в лесах - Дриады и Сатиры, в горах - нимфа Эхо.

Жизнью человека распоряжались три богини-Судьбы - Мойры (Лахесис, Клото, Атропос). Это они пряли нить человеческой жизни от рождения до самой смерти и могли её оборвать, когда хотели...

По словам Карла Маркса, в мифах Древней Греции запечатлено «детство человеческого общества», которое в Элладе «развивалось всего прекраснее и обладает для нас вечной прелестью».

У многих народов есть мифы, пытающиеся объяснить изменения природы в зависимости от сезонов года.
В Древней Греции это был миф о Персефоне.
Персефо́на - богиня плодородия и царства мёртвых. Аид похитил её и унёс в своё царство.
Деметра, мать Персефоны, богиня плодородия и земледелия, искала дочь по всему миру, предаваясь безутешной скорби, и в это время земля была бесплодна, ничто не всходило на засеянных полях. Узнав о похищении, Деметра обратилась за помощью к Зевсу с требованием вернуть Персефону. Аид отпустил Персефону, но перед освобождением дал ей семь зерен граната. Эти гранаты возникли из капель крови старшего Диониса. Персефона, всё это время отказывавшаяся от пищи, проглотила зёрна - и тем самым оказалась обречена на возвращение в царство Аида.

В период скитаний Деметры на земле прекратили всходить урожаи. Люди умирали от голода и не приносили жертв богам. Зевс начал посылать за Деметрой богов и богинь, чтобы уговорить вернуться на Олимп. Но она, сидя в черном одеянии в элевсинском храме, не замечала их.

Чтобы успокоить Деметру, Зевс решил, что Персефона будет проводить две трети года на Олимпе, треть - в царстве Аида. То есть, весну и лето Персефона проводила на Олимпе, среди других богов, рядом с матерью, а на осень и зиму возвращалась в Царство мертвых к мужу.

В некоторых легендах сказано, что Персефона во время нахождения на Олимпе каждое утро поднималась на небо и становилась созвездием Дева, чтобы мать Деметра её могла видеть отовсюду.

Когда Персефона покидала мать, на земле наступало увядание, зелень чахла, деревья сбрасывали листву. Когда же Деметра вновь возвращалась к матери, появлялись первые всходы и природа расцветала.

В египетской мифологии существовал миф о богине Хатор-Тефнут. Однажды богиня влаги Тефнут поссорилась со своим отцом, владыкой всего сущего Ра, и, приняв облик львицы, покинула Египет, уйдя на юг в нубийскую пустыню. Тогда на Египет обрушилось страшное бедствие – засуха и начало песчаных бурь. Люди стали умирать от жажды и голода. Тогда Ра велел богу Шу найти Тефнут и вернуть ее обратно в Египет. Когда они вернулись, великая река Нил сразу разлилась и напитала водой луга и пашни, а на землю хлынул живительный дождь.

Этот миф символизирует смену времен года.

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Нужно соединить картинку с описание и назвать что это) Заранее спасибо Вот описания A) Сначала это была крепость, дворец королей

Франции. В восемнадцатом веке, дворец стал крупнейшим музеем во Франции.

B) Это одна из самых красивых церквей в Париже, крупнейший после Нотр-Дам. Он также является центром религиозной музыки.

C) Это известный памятник, который стал символом Парижа. Он был построен для Всемирной выставки 1889 года, проект инженера Эйфеля.

D) Это самый знаменитый французский собор, истинная симфония из камня, он расположен на острове Сите.

E) Это самый большой проспект в Париже, или больших кинотеатров, ресторанов, банков и роскошных магазинов.

F) Это один из лучших и крупнейших площадей в мире. Она была построена в восемнадцатом веке. Он славится своей обелиск.

G) Это памятник, что платье в центре площади Шарля де Голля. Вокруг площади находятся двенадцать широких проспектов, которые делают звезды.

H) Это знаменитый французский культурный или есть богатая коллекция современного искусства (картины, скульптуры, рисунки).Центр расположен на плато Бобур в самом сердце Парижа.

I) Этот памятник был построен в период между 1984 и 1988 годами по просьбе президента Франции Франсуа Миттерана. Этот шедевр американского архитектора китайского Ming Pei находится во дворе музея Лувр Наполеон.

Загробный мир в представлениях древних греков воплощало царство Аида – суровая обитель теней, черная бездна с вечной ночью и бурлящими водами. В этом мире нет места покою и тишине, здесь ревут адские огненные реки, в которых отражаются сухие ветви мертвых деревьев, увядшие цветы, обитают страшные чудовища и казнятся титаны. Верования греков были пронизаны мистицизмом и в красках описывали преисподнюю.

Однако унылое представление о загробном существовании просуществовало недолго. Для многих греков было очевидным то, что люди разные, а потому и участь душ разная. Древний культ героев оказался мостом к пониманию этого. Так, параллельно возникает учение об Элизиуме на блаженных островах, куда попадают герои. Имелось у них и представления о загробном возмездии за зло. Согласно древним верованиям греков, подземные духи наказывают за ложную клятву, а символами посмертной Намезиды стали пес Цербер, Сизиф и Тантал.

Искать помощи душам было негде. По ряду старых версий, тени погибших жили в могилах или разломах, где они могли принимать облик змей, летучих мышей, но обратно превращаться в людей не имели способности. По другой легенде, души жрецов-царей обитали в зримой форме на отдельных островах мертвых. Третий взгляд таков: тени мертвых становились людьми в том случае, если входили в орехи, бобы, рыбу и были съедены будущими матерями. Вот такие запутанные видения. Согласно четвертому поверью, тени умерших уходили на север, туда, где не светило солнце, и только изредка возвращались в виде оплодотворяющих дождей. Пятый взгляд заключается в следующем: тени мертвых путешествуют на запад, где садится солнце и существует мир духов.

Само погребение требовалось для того, чтобы умерший, переправившись через Аидову реку, мог получить упокоение – непогребенных оттуда изгоняли. Другими словами, душа нуждались в проводниках. Поэтому отказ от погребения служил жестоким наказанием. В то же время, непогребение родственников, погибших на войне, каралось смертью. В итоге верования греков обрели восточный характер: человеческое тело считали совокупностью стихий, а душу возводили к началу мира, с которым она непременно должна соединиться, как часть с целым. Постепенно старые представления об участи души потеряли смысл: Аид разрушился, уступив место христианским догматам.

Страна Швейцария

В начале нашей эры на территорию нынешней Швейцарии пришли гельветы, племя кельтского происхождения. В 107 году до нашей...

Сотворение человека в Иранской традиции

После творения всего мира светлый Ормузд задумал сотворение человека. Он создал Гайомарда – первого человека и его...

Создание проекта дома

На сегодняшний день, строительный рынок пестрит предложениями о строительстве загородного дома по уже готовому проекту. Существуют весьма...

Танец кенгуру

Давным-давно, когда ночь покрывала своей темнотой весь мир так, что свет луны и звезд не мог пробиться, жил...

Почему болят кисти рук - причины и лечение

Практически все действия человек производит при помощи рук: работает на компьютере, пьёт кофе, ведёт ребёнка в детский...

Талиесин и Херве

Талиесин, что в переводе означает «сверкающее чело», стал пользоваться боль-шой популярностью в середине XII века. Тогда, как...

Здания и скульптуры, поэмы и мысли великих философов - все это составляющие «греческого чуда», как его сегодня называют ученые.

Если вам интересна культура кратко с ней ознакомиться вы сможете в данной статье. Итак, что же восхищает даже самого неискушенного в искусстве человека вот уже четыре тысячи лет? Давайте разберемся подробнее.

Общие сведения

Античный период, который характеризуется взлетом и расцветом Эллады (так древние греки называли свою страну), для большинства искусствоведов является наиболее интересным. И не зря! Ведь в это время произошло зарождение и становление принципов и форм практически всех жанров современного творчества.

Всего ученые делят историю развития этой страны на пять периодов. Давайте заглянем в типологию и поговорим о становлении некоторых видов искусств.

Эгейская эпоха

Данный период наиболее ярко представлен двумя памятниками - Микенским и Кносским дворцами. Последний более известен сегодня как Лабиринт из мифа о Тезее и Минотавре. После археологических раскопок ученые подтвердили правдивость этой легенды. Сохранился только первый этаж, но в нем насчитывается более трехсот комнат!

Кроме дворцов крито-микенский период известен масками ахейских вождей и критскими скульптурами малой формы. Статуэтки, найденные в тайниках дворца, поражают своей филигранностью. Женщины со змеями выглядят очень реалистично и изящно.

Таким образом, культура Древней Греции, краткое содержание которой представлено в статье, зародилась из симбиоза древней островной цивилизации Крита и пришедших ахейских и дорийских племен, которые осели на Балканском полуострове.

Период Гомера

Данная эпоха значительно отличается в материальном плане от предыдущей. С XI по IX века до нашей эры произошло много важных событий.

Прежде всего, погибла предыдущая цивилизация. Ученые предполагают, что вследствие извержения вулкана. Далее от государственности произошел возврат к общинному устройству. Фактически происходило формирование социума заново.

Важным моментом является то, что на фоне материального упадка духовная культура полностью сохранилась и продолжала развиваться. Мы это можем видеть на примере произведений Гомера, которые отражают именно эту переломную эпоху.

Относится к концу минойского периода, а сам писатель жил в начале архаичной эпохи. То есть «Илиада» и «Одиссея» - единственные свидетельства об этом периоде, потому что кроме них и археологических находок о нем ничего не известно сегодня.

Архаичная культура

В это время идет бурный рост и становление государств-полисов. Начинает чеканиться монета, происходит формирование алфавита и становление письма.

В архаичную эпоху появляются Олимпийские игры, формируется культ здорового и атлетически сложенного тела.

Классический период

Все, чем увлекает нас сегодня культура Древней Греции (краткое содержание есть в статье), творилось именно в эту эпоху.

Философия и наука, живопись и скульптура, и поэзия - все эти жанры переживают взлет и неповторимое развитие. Апогеем творческого самовыражения стал Афинский архитектурный ансамбль, который до сих пор поражает зрителей своей гармонией и изяществом форм.

Эллинизм

Последний период развития греческой культуры является интересным именно благодаря своей неоднозначности.

С одной стороны, происходит объединение греческих и восточных традиций вследствие завоеваний Александра Македонского. С другой - Рим захватывает Грецию, но последняя покоряет его своей культурой.

Архитектура

Парфенон, наверное, один из самых известных памятников древнего мира. А дорические или ионийские элементы, например, колонны, присущи некоторым более поздним архитектурным стилям.

В основном развитие этого вида искусства мы можем проследить по храмам. Ведь именно в этот вид построек вкладывалось больше всего сил, средств и умений. Даже дворцы ценились меньше, чем места для жертвоприношений богам.

Прелесть древнегреческих храмов заключается в том, что это не были грозные капища таинственных и жестоких небожителей. По внутреннему устройству они напоминали обычные дома, только оборудовались изящнее и обставлялись богаче. А как по-другому, если сами боги изображались похожими на людей, с такими же проблемами, ссорами и радостями?

В дальнейшем три ордера колонн легли в основу большинства стилей европейской архитектуры. Именно с их помощью культура Древней Греции кратко, но очень емко и долговечно вошла в быт современного человека.

Вазопись

Произведения этого вида искусства наиболее многочисленны и исследованы на сегодняшний день. В школе дети изучают информацию о том, что собой представляла культура Древней Греции (кратко). 5 класс, например, - период знакомства только с мифами и легендами.

А первые памятники этой цивилизации, которые ученики видят, - это чернолаковая керамика - очень красивая и экземпляры которой служили сувенирами, украшениями и предметами коллекционирования во все последующие эпохи.

Роспись сосудов прошла несколько этапов развития. Вначале это были простые геометрические орнаменты, известные еще со времен минойской культуры. Далее к ним добавляются спирали, меандры и прочие детали.

В процессе становления вазопись обретает черты живописи. На сосудах появляются сюжеты из мифологии и повседневной жизни древних греков, человеческие фигуры, изображения животных и бытовых сцен.

Примечательно то, что художникам удавалось не только передать движение на своих картинах, но и придать персональные черты персонажам. Благодаря своим атрибутам без труда узнаются отдельные боги и герои.

Мифология

Народы древнего мира воспринимали окружающую действительность немного иначе, чем мы привыкли ее понимать. Божества были основной силой, которая отвечала за происходящее в жизни человека.

В школе часто просят сделать на тему «Культура Древней Греции» краткое сообщение, кратко, интересно и детально описать наследие этой потрясающей цивилизации. В этом случае рассказ лучше начать именно с мифологии.

Древнегреческий пантеон включал очень много богов, полубогов и героев, но основными были двенадцать олимпийцев. Имена части из них уже были известны во время крито-микенской цивилизации. Они упоминаются на глиняных табличках с линейным письмом. Примечательно то, что на данном этапе у них были женские и мужские аналоги одного и того же персонажа. Например, был Зевс-он и Зевс-она.

Сегодня мы знаем о богах Древней Греции благодаря памятникам изобразительного искусства и литературы, которые остались в веках. Скульптуры, фрески, статуэтки, пьесы и рассказы - во всем этом нашло отображение мировоззрение эллинов.

Подобные взгляды пережили свое время. Художественная культура Древней Греции, кратко говоря, оказала первостепенное влияние на становление многих европейских школ различных видов искусств. Художники эпохи Возрождения воскресили и развили идеи стиля, гармонии и формы, известные еще в классической Греции.

Литература

Много веков отделяют наше общество от социума античной Эллады, к тому же на самом деле до нас дошли всего лишь крохи от того, что было написано. «Илиада» и «Одиссея», наверное, - самые популярные произведения, благодаря которым известна культура Древней Греции. Краткое содержание (про Одиссея и его приключения) можно прочитать в любой хрестоматии, и подвиги этого мудрого человека впечатляют общество до сих пор.

Без его советов не было бы победы ахейцев в Троянской войне. В принципе, обе поэмы формируют образ правителя в идеальном свете. Критики его воспринимают как собирательный персонаж, вместивший в себя многие положительные черты.

Творчество Гомера относится к восьмому веку до нашей эры. Более поздние авторы, такие как Эврипид, внесли в свои произведения совершенно новую струю. Если до них основным было взаимоотношение героев и богов, а также проделки небожителей и их вмешательство в жизнь простых людей, то теперь все меняется. Трагедии нового поколения отражают внутренний мир человека.

Культура кратко говоря, в классический период пытается проникнуть глубже и ответить на большинство вечных вопросов. В этом «исследовании» участвовали такие направления, как литература, философия, изобразительное искусство. Ораторы и поэты, мыслители и художники - все пытались осознать многогранность мира и передать полученную мудрость потомкам.

Искусство

Классификация искусства базируется на элементах вазописи. Греческому (ахейско-минойскому) периоду предшествует крито-микенский, когда развитая цивилизация существовала на островах, а не на Балканском полуострове.

Собственно культура Древней Греции, краткое описание которой мы приводим в статье, формируется в конце второго тысячелетия до нашей эры. Наиболее древними памятниками были храмы (например, храм Аполлона на острове Фера) и росписи сосудов. Для последних характерен орнамент в виде простейших геометрических фигур. Основными данной эпохи были линейка и циркуль.

В архаический период, начавшийся около седьмого века до нашей эры, искусство становится более развитым и смелым. Появляется коринфская чернолаковая керамика, из Египта заимствуются позы людей, изображенных на сосудах и барельефах. Появляется так называемая архаическая улыбка у скульптур, которые становятся все более естественными.

В классическую эпоху происходит «облегчение» архитектуры. Дорический стиль сменяется ионическим и коринфским. Вместо известняка начинают применять мрамор, а постройки и скульптуры становятся более воздушными. Завершается этот цивилизационный феномен эллинизмом, временем расцвета империи Александра Македонского.

Сегодня во многих заведениях изучается культура Древней Греции - кратко для детей, более полно для подростков и глубоко для исследователей. Но даже при всем желании мы полностью не охватываем материал, оставленный нам представителями этого солнечного народа.

Философия

Даже происхождение этого термина - греческое. Эллинов отличала сильнейшая любовь к мудрости. Не зря во всем древнем мире именно они считались самым высокообразованным народом.

Мы сегодня не помним никого из ученых Месопотамии или Египта, знаем единицы римских исследователей, но имена греческих мыслителей у всех на слуху. Демокрит и Протагор, и Пифагор, Сократ и Платон, Эпикур и Гераклит - все они внесли огромный вклад во всемирную культуру, обогатили результатами своих опытов цивилизацию настолько, что мы до сих пор пользуемся их достижениями.

Пифагорейцы, например, абсолютизировали роль чисел в нашем мире. Они считали, что с их помощью можно не только описать все, но и даже предсказать будущее. Софисты в основном уделяли внимание внутреннему миру человека. Добро определялось ими как то, что приятно, а зло - как вещь или событие, причиняющее страдания.

Демокрит и Эпикур развивали учение атомизма, то есть то, что мир состоит из мизерных элементарных частиц, существование которых доказали только после изобретения микроскопа.

Сократ перевел внимание мыслителей от космологии к изучению человека, а Платон идеализировал мир идей, считая его единственно реальным.

Таким образом, мы видим, что особенности культуры Древней Греции, кратко говоря, отразились через призму философского мировоззрения на современной жизни человека.

Театр

Те, кто побывал в Греции, надолго запомнили потрясающее чувство, которое испытывает человек, находясь в амфитеатре. Его магическая акустика, которая даже сегодня кажется чудом, покоряет сердца уже не одну тысячу лет. Это сооружение, в котором не один десяток рядов, сцена расположена под открытым небом, а зритель, сидящий на самом дальнем месте, способен услышать то, как на сцене падает монетка. Разве не чудо инженерной мысли?

Таким образом, мы видим, что культура Древней Греции, кратко описанная выше, сформировала основы современного искусства, философии, науки и социальных институтов. Если бы не древние эллины, неизвестно, каким бы был современный образ жизни.

Загрузка...
Top