Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль. Музеи ростова великогогосударственный музей-заповедник "ростовский кремль"

В тихий Ростов Великий, осиянный ореолом былой славы, приезжает куча туристов, и для большинства из них целью является Ростовский кремль. Вот и мы неторопливо шли к нему, стараясь по пути рассмотреть каждый дом: вот интересный фасад, тут симпатичное серенькое дощатое крылечко, у этого замечательные резные наличники… Все имеет тот вид, как во времена минувшие и стоит там, где стояло в старину – чем не музей? Саня с Катей шли чуть впереди по неширокой ростовской улице, о чем-то переговаривались и смеялись, я шла молча. Их Ростов еще не околдовал, а я уже ощутила чудесную силу этого небольшого городка, в котором каждый шаг и каждый взор – прикосновение к великой истории.


Вместо вступления

Полукругом Окружной улицы отмечена граница исторического Ростова Великого. Обойти это полукольцо неспешным шагом можно за час. Внутри него, в виде несколько деформированной девяти лучевой звезды, находятся фортификационные укрепления из земляных валов.


Как ни удивительно, но в древнем Ростове серьезных оборонительных укреплений не имелось, потому-то так сильно пострадал город во времена смуты. Прошло немного времени, восстановился порядок, но в памяти все еще были свежи воспоминания о пережитых ужасах. Тяжесть перенесенных невзгод заставила город при первой возможности заняться их строительством.

Для сооружения крепостных укреплений пригласили иностранного спеца - ван Роденбурга из Голландии, поскольку рельеф топкой ростовской местности похож на ландшафты Нидерландов. Под начало энергичного военного инженера поставили около тысячи человек. И строительство системы рвов и насыпей голландской земляной крепости было закончено за три года - к 1634 году.

Город теперь защищал наполненный водой ров, невысокий привалок и за ним шел вал, высотой девять метров. Есть сведения, что под валами были проложены потаенные подземные ходы.

Но, к счастью, городу не довелось испытать на деле их защитную функцию.

В приличном состоянии укрепления дошли до нашего времени. Объективно говоря, никакой особой красоты в них нет. Тем не менее они представляют собой памятник федерального значения. Знатоки говорят, что историческая ценность их не уступает самому Ростовскому кремлю.


Перед чудом русской культуры

Улицы старого города сходятся к озеру Неро, поэтому попасть к кремлю – жемчужине в глубине ростовской крепости – не составит труда даже человеку, в первый раз попавшему в Ростов. Считается, что это никакая ни цитадель, а всего лишь мирная обитель служителей Божиих, а именно митрополитов – представителей высшей ступени в .

Расположенный перпендикулярно к берегу озера, кремль Ростова Великого на плане представляет собой неправильный прямоугольник. Он со всех сторон окружен крепостными стенами с одиннадцатью башнями:

  • Пять круглых угловых.
  • Две четырехугольных дозорных.
  • Четыре круглых у въездных ворот, их еще называют «фланкирующими». Это можно было бы не писать, но мне очень понравилось незнакомое слово – флан-ки-рующий. Что-то послышалось в нем такое изящное и испанское (я сейчас как раз смотрю испанский сериал про Изабеллу Кастильскую).

Башни отличаются по форме и отделке. У них разная форма кровель – «кубоватая» и фигурные шатры. Сверху они крыты серебристым .


Все вместе – башенные завершения, пятиглавия храмов и островерхие дымники образуют впечатляющую картину града Китежа.

Крепостные стены с бойницами тянутся почти на километр. Сделаны они таким образом, что по их крытым переходам и галереям можно обойти весь кремль Ростова Великого и попасть, не ступая на землю, в любое здание – терема, митрополичьи палаты, Кафедральный собор и любую из пяти церквей.

Конечно, поездка в Ростов Великий интересна в любое время года, но надо помнить, что зимой на крепостные стены не пускают, они открыты для посещения с мая по октябрь.


Хотите войти внутрь? В таком случае запомните две вещи:

  1. Ростовский музей кремль работает с 10 до 17, и попасть в него можно только в эти часы. Если вы, конечно, не остановились в Доме на погребах. Тогда – в любое время.
  2. В Ростове Великом существует несколько входов в кремль, но главным считается вход через изогнутые – коленчатые – ворота храма Иоанна Богослова.

Что можно посмотреть в Ростовском кремле?

  1. Стены и башни.
  2. Старинные храмы Кремля.
  3. Сооружения Митрополичьего двора - жилые и хозяйственные здания.
  4. Музеи, маленькие музейчики, разнообразные экспозиции - как постоянные, так тематические. Произведения древнерусской и русской живописи, графики, скульптуры, оружия, фонды керамики и фарфора, ростовской финифти.


Ростовский Кремль схема

Площадь его относительно небольшая, что-то около двух гектара. Но не обольщайтесь: чтобы обойти весь музей-заповедник ростовского кремля и все посмотреть, нужны ни часы, а как минимум несколько дней. Или посмотреть что-то выборочно. А потом еще не раз приехать сюда.

Для себя мы выбрали вариант, что смотрим не все, а выборочно, ну а летом, очень возможно, приедем еще раз.

Территория его разделяется стенами на три, относительно самостоятельные, части:

  • Ближе к озеру Неро находится Митрополичий сад.
  • Центральная часть - Митрополичий или Архиерейский двор.
  • Соборная часть.


Радостный и лучезарный ансамбль Ростовского кремля поразительно красив – откуда бы вы ни смотрели на него. Хорош со стороны Соборной площади с видом на ворота с круглыми башнями с куполами и надвратную Воскресения Христова церковь. Но со стороны Неро открывается совершенно сказочная панорама с кремлем в центре и по бокам монастырями: слева - Спасо-Яковлевским, а справа - Авраамиевым.

Мы начали с экскурсии по Соборной части Ростовского кремля, но рассказ получился большой, пришлось поместить его в отдельный пост, читайте его .


Внутри митрополичьего двора

Я нисколько не пожалела, что наше знакомство с кремлем произошло зимой. Серый день придал всему особый колорит: как-то особенно сурово и величественно смотрелись крепостные белые стены, возвышенно и строго устремлялись к небу поблескивающие серым лужением главы и кресты церквей.

Мы спустились со звонницы, купили билеты в кассе и через вторые Святые ворота, что под церковью Вознесения Господня, прошли на центральную часть кремля. Если выбрать другой вход – через ворота в церкви Иоанна Богослова Ростовского кремля – разницы нет никакой: попадаешь на ту же парадную площадь в центре древнего епископского двора.

Его украшает пруд. Летом в нем плавают утята, а сейчас на нем был каток, рядом горка с прокатом удобных санок-ватрушек. Садишься на такой надувной круг, с дыркой посередине, и - ватрушка летит вниз. Рядом с горкой красуется наряженная елка и забавные фигуры изо льда. Атмосфера царит праздничная – разрумянившиеся дети, скатываясь, радостно вопят.


Катя остановилась и смотрит на нас умоляюще. По притягательности музеи Ростовского кремля вчистую проигрывают зимним забавам.

Дочка остается кататься, а мы идем смотреть музей, посвященный истории Ростова в Государских хоромах. Потом направимся в Белые палаты и музей церковных древностей, далее в планах музей финифти.


Итак, оставив Катю, мы отправились к красивой лестнице со столбами-кубышками, подпирающими свод, уже готовые погрузиться в исследование… Было ужасно скользко. Ветер сдувал нас и других посетителей с каменных ступеней парадного крыльца, каждый шаг был как подвиг! Словно он не желал делиться сокровищами, спрятанными в палатах. Но мы были упорны, и преграду преодолели.

Но тут столкнулись с суровой действительностью: хочешь в музеи Ростовского кремля - для этого в каждый купи билет. Причем не на месте, а у центрального входа в кремль Ростова Великого. На языке завертелось какое-то невообразимое слово.

Пришлось вернуться и выполнить необходимую последовательность: сначала деньги, потом стулья, то есть билеты. Вроде бы цены за удовольствие не кусаются, например, посетить музей финифти стоит 70 рублей, музей церковных древностей – 50 рублей, но сумма все-таки набегает. По понятной причине единый билет за 500 рублей брать не стали.

Получив вожделенные розовенькие билеты, мы вернулись на исходное место и поднялись к мечте по тем же скользким ступеням.

Катя катается, а мы смотрим… Экспозиции музеев небольшие, но интересные. Описывать их не буду, это дело долгое и неблагодарное, смотреть надо своими глазами.


История Ростовского кремля – бесценного сокровища Ростова Великого

Ростовская епархия была создана почти сразу после Крещения Руси - в 991 году. Ее епископы долгими столетиями управляли духовной жизнью паствы на огромной территории Ростовского края. Центр епархии до 1788 года находился в Ростове Великом.

В 1589 году утвердилось патриаршество, и на Руси появилось сразу 4 митрополии – в Москве, Казани, Новгороде и Ростове. С того момента ростовские епископы стали носить титул митрополитов.

В 1664 году в городе произошло невероятное событие: из Москвы вернулся в Ростов митрополит Иона III. Да не просто так вернулся, а в опале. Быть бы ему патриархом вместо чересчур властолюбивого Никона, да сумел он рассердить кроткого царя Алексея Михайловича. За что и поплатился ссылкой.

А возвратившись в Ростов, Иона Сысоевич не тужил о порушенной блестящей карьере, а зажил беспечально, словно над ним лишь одна власть царя небесного и нет никакой другой.

Сорок лет он возглавлял митрополию и тридцать лет из них возводил на месте бывшего скромного и разрозненного Архиерейского двора свой, обнесенный высокими стенами с красивыми башнями, многочисленными белокаменными храмами и чудными палатами, да обустраивал близлежащие монастыри – Борисоглебский, Варницкий, Яковлевский и другие.


Работа по возведению изысканного и грандиозного ансамбля Ростовского кремля, началась в 1664 году со строительства монументальных Святых ворот и надвратной церкви Воскресения. Вместе с началом строительства митрополии, начал и город Ростов расти и богатеть. Кстати, собственно кремлем-то его стали называть лишь с XIX века, а до того – только Архиерейским домом.

Главной страстью ростовского Ионы III были колокола и звоны. Знаменитая на весь мир Ростовская звонница с колоколами, включая знаменитый благовест «Сысой» – его детище.

Работы в Ростовском кремле заканчивал преемник Ионы Сысоевича - митрополит Иоасаф. Результат их трудов заслуженно приобрел бесспорную славу жемчужины архитектуры.

В 1788 году епархиальный центр переводится в Ярославль, значимость города резко падает, для Ростова наступают грустные времена.


А еще говорят купчины толстопузые…

После переноса митрополии, оставшийся без хозяйского присмотра замечательный архитектурный ансамбль Ростовского кремля стал ветшать и разрушаться. В нем поместились соляные и винные склады, ледники, какие-то лавки. Засорили центральный прудик.

А ведь предупреждал в свое время юродивый Иону Сысоевича, строившего митрополию по образу «града райского», говорил, что лишь голуби да воробьи жить в нем будут. Да кто ж мог тогда этому поверить?

И вот появились проекты сноса его и строительства на этом месте гостиного двора и торговой ярмарки.

За сбережение кремля - низкий поклон ростовскому купечеству, которое предпочло сиюминутной торговой выгоде сохранение для будущих поколений прекрасной каменной сказки в городе. Купцы выделили деньги на реставрацию кремля и на создание в нем музея ростовских древностей.

Тучи над городом встали

Сейчас мало кто об этом помнит, но в 1953 году над нашей страной прошел на редкость мощный смерч, который нанес колоссальные разрушения. Товарные вагоны с кирпичами швыряло с места на место, скручивало рельсы.

А самое страшное было то, что траектория стихии прошла прямо через ростовский кремль. Состояние его, представшее перед госкомиссией, не поддается описанию. Даже купола с храмов сорвало и забросило в озеро. Но к счастью, музей-заповедник Ростовский кремль был восстановлен и сейчас посетители даже не догадываются о беде, что случилась в тот далекий год.


Какие здания находятся на Архиерейском дворе

Жилые и хозяйственные здания – эти слова не очень сюда подходят. Красота кремлевских построек такова, что говорить о них можно только как о палатах каменных. Палат много – целый лабиринт. А там – путаница коридоров, разноуровневых переходов, неожиданных выходов на террасы.

Из коих палат - главные:

  • Большое двухэтажное здание белого цвета, которое называется Красной палатой или Государскими хоромами. Украшает хоромы роскошное крыльцо, увенчанное двумя шатрами.
    Предназначена палата была для российских царей на время пребывания их в Ростове.
    Сейчас в нем находится археологическая экспозиция, выставки фарфора, керамики и финифти, плюс ресторан.
  • Иераршие палаты, вплотную примыкающие к кремлевской стене. Тут проживали митрополиты и здесь хранилась казна митрополии.
  • Здание Судного приказа. Сейчас в нем несколько кремлевских музеев. Музей, куда мы обязательно пойдем - музей финифти.
  • Желтый Самуилов корпус - назван так по имени построившего его архиепископа Самуила. В этом помещении Митрополичьих палат сейчас находятся служебные помещения музея, краеведческая экспозиция, картинная галерея портретами ростовский купцов и дворян. Еще здесь впечатляющий музей древнерусского искусства с иконой странного святого с песьей головой - словно египетский бог Анубис.
  • Дом на погребах, в котором сейчас гостиница. Под ним, в полуподвале, изначально располагались обширные погреба, давшие имя строению.
  • Здание торжественной трапезной - Белая палата. Некогда богато и красиво отделанная, теперь она утратила былую роскошь. Здесь находится выставка церковных древностей, положившая основу всему музею-заповеднику ростовского кремля.


Церкви ростовского кремля

Собор и пять церквей находятся на его территории.

Создавший Ростовский кремль митрополит Иона Сысоевич, похоже, был человек властный, привыкший последнее слово оставлять за собой. Смотрите сами – обычно иконы писали на досках и вставляли в каркас церковного иконостаса. Вздумалось поменять икону – пожалуйста, никаких затруднений. Здесь же создатель Иона III распорядился делать иконостасы фресковыми, значит, поменять что-либо в его видении церковных событий, запечатленных на стенах – непросто.

В росписях всех кремлевских церквей проходит тема Христа, но в каждой свои события с соответствующим эмоциональным настроем.

До нас дошли не все фрески того времени, лучше всего они сохранились в церквях Воскресения, Иоанна Богослова и Спаса на Сенях.

Молочно-белые белила, светлый голубец, торжественная киноварь, тихое сияние золотистой охры, палевые переливы, фон цвета глубокого кобальта - сочные и чистые цвета фресок выглядят такими, какими были в конце XVII века. Сказочные видения росписей взмывают под купол, они повсюду, их освещает натуральный свет.


  1. В церкви Воскресения контрастное сочетание нижней части, богато украшенной изразцами и кирпичным узорочьем и аскетичного верха почти без украшений.
    На фресках – земная жизнь Иисуса, его страсти и воскресение.
  2. Домовая церковь митрополита – храм Спаса на Сенях, стоящий на высоком подклете.
    Внутреннее пространство в нем поделено золоченой аркадой на две неравные части.
    Две трети отведено месту, с которого ведет службу митрополит. Оно возвышено восемью ступенями так, что каждый молящийся, опускаясь на колени, словно склоняется к ногам ведущего службу - священство выше царей.
    На фресках тема Божьего суда, перед которым равны все.
    Между церковью и покоями митрополита на высоте второго этажа, как напоминание о райских кущах, висячий сад с цветами и ягодными кустами.
  3. Изысканная надвратная церковь Апостола Иоанна Богослова – нарядно украшена богатыми изразцами, вкрапленными в архитектурные детали, устремлена ввысь своим пятиглавием.
    Великолепные фрески - понимающие люди говорят, что Сикстинская капелла по сравнению с ними – отдыхает.
    На них картины Апокалипсиса, житие Иоанна Богослова, прославление Богоматери, картины райского бытия, птицы и цветы.
  4. Церковь на фундаменте бывшего Григорьевского монастыря - во имя Григория Богослова.
    Пятиглавая, белая и симпатичная, но оформлена гораздо скромнее: нет у нее ни богатых наличников, ни изразцов, ни колончатого пояса. Внутренняя отделка – середины XVIII века.
  5. Красивая церковь с одной главкой в честь иконы Божией Матери «Одигитрия». Что означает слово Одигитрия и почему так называется икона можно посмотреть вот .
    Колонки, резные наличники – ах, как хороша! Плоская поверхность храма расписана таким образом, что выглядит граненой. Мне она напомнила оформление .
  6. Но без сомнения, самое сильное впечатление производит величественный Успенский собор вместе с принадлежащей ему звонницей.

Так как здесь жили митрополиты, то не удивительно, что на территории находится много церквей. Большинство из них – летние, только тогда можно увидеть их внутренние убранство.

В церквях ростовского кремля сейчас тоже расположены музеи.


Пойдемте в сад – там райский уголок

Между Красной и Белой палатами находится низенькая и узкая калитка. Она ведет в Митрополичий сад. Здесь находится симпатичная церковь Григория Богослова и большой яблоневый сад и огород.

Спеет невиданных размеров капуста! Деревья ломятся от вкусных яблок! Когда же они поспевают, их выкладывают на специальный стол, где каждый желающий может выбрать себе плод по вкусу.

Нам не удалось ни яблочка отведать, ни даже посидеть на широких скамьях в саду, но зато мы в Садовой палате с удовольствием напились горячего душистого чая из смородины и трав, выращенных здесь же. Согрелись! Чай подают в граненых стаканах с подстаканниками, из пузатого самовара льют кипяток, предлагают варенье из плодов своего сада, пряники и пирожки с вишнями.


Вопросы и загадки кремля в Ростове Великом

Бесценное сокровище – кремль Ростова Великого – порождает у ученых и знатоков-краеведов не только благоговение и восхищение, но вопросы. Уж слишком много неясного с его возведением.

Во-первых , почему бессмертный шедевр зодчества возведен как мощная крепость?

Не очень-то похоже все это на исключительно «декоративное» оформление кремля, сколько бы не говорили об этом. Существует и другое мнение, согласно которому была возведена полноценная крепость. Кирпичики для стен шли весом по восемь килограмм, всего их пошло почти 20 млн.штук. В массивных неприступных стенах есть ряды амбразур, варовые щели, они могли укрыть за собой тысячи воинов. Все имеющиеся потенциально слабые места при реальной угрозе могли быть легко ликвидированы.

А тогда возникает еще один интересный вопрос. Какой имело смысл возводить такое сооружение в городе, находящемся в самом центре государства, да еще при отсутствии прямой военной опасности? Обороняться - от кого?

Что было на уме его создателя? Загадочный человек был митрополит Иона Сысоевич…


Во-вторых , строительство длилось 30 лет – на какие же средства оно велось?

Считается, что оплачивалось оно исключительно реальными доходами Ростовской митрополии. Но так ли это?

Немного вспомним. Над Ростовом прокатились бедствия Смуты, разграблены все церкви города. Следом за ними нагрянула страшная эпидемия чумы. Город к 1654 году совсем обезлюдел и захудал.

А через 10 лет начинается грандиозное строительство владычного двора.

Известно, что Петр I в 1691 году берет из кладовых митрополита 15 пудов серебряной утвари, а затем митрополия выплачивает в казну сумму просто неподъемную - в 15 тысяч рублей. Да и колоколов на храмах и на знаменитой звоннице Иона Сысоевич не лишился. Почему? Тоже откупился?

Конечно, ростовская митрополия была богата, но ведь не настолько же. Сколько ни тратят, ее финансовое положение только улучшается, «не скудеет добро». Не нашел ли Иона Сысоевич те самые легендарные ростовские сокровища? Не они ли позволили возвести уникальный Ростовский кремль?


Про «икру заморскую баклажанную»

Мы спускаемся по лестнице, мимо нас со смехом пробегает пара – парень и девушка, одетые с исторические костюмы…

В начале 1970 годов в Ростовском кремле были сняты некоторые эпизоды фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Теперь желающие могут воссоздать сюжет со своим участием: облачившись в боярскую шубу или надев кокошник с роскошной русой косой, или вооружившись стрелецкой алебардой. Выбор есть!

Музейщики рассказывают, как появилась эта забавная традиция. Съемки фильма проходили с выдумками и шутками, рождавшимися экспромтом. Работали в атмосфере задорного веселья. В тот момент, когда снимался эпизод погони стрельцов за мошенником Жоржем Милославским и управдомом Буншей по стенам, появилась группа иностранных туристов с экскурсоводом.

Они абсолютно не подозревали о проходящих съемках. «Живьем брать демонов!» – азартно орали артисты в кафтанах, потрясая бердышами в руках. Восторги буржуинов по поводу оригинального погружения в прошлое, натолкнули музейных работников на мысль обзавестись нарядами и атрибутикой, как у Гайдая.

Это положило начало столь популярным сейчас костюмированным фотосессиям в отличных естественных декорациях, где так весело резвятся ряженые бояре…


И последнее

Россия – страна самобытная и уникальная, с богатым природным и культурным наследием.

В 2013 году проходил , в котором каждый человек мог проголосовать за какой-либо из семи сотен выдающихся памятников природы, архитектуры, культуры. Три тура шло голосование. Наконец, были названы десять равноправных победителей. И одним из них стал замечательный памятник русской культуры, самый красивый в России - кремль в Ростове Великом.

Рубрика: Россия ​

Ростов Великий – старинный город на берегу озера Неро. Видел он немало сражений, был не раз сожжен, но выстоял и снова и снова восстанавливался и расцветал. Сердцем города является конечно же Ростовский кремль, а точнее бывшая резиденция Митрополита, где сегодня располагается музей-заповедник. Именно сюда стремятся попасть тысячи туристов, которые едут в Ростов.

Ростов Великий (или Ярославский) имеет долгую историю. Первыми на эти земли пришли не славяне, а финские народы, в окрестностях даже сохранились остатки древнего городища Сари. Но уже в 862 году, здесь был город Ростов. Эта дата – самое раннее упоминание о Ростове, но уже даже не как о поселении, а как о городе.

В 911 году здесь уже была поставлена первая христианская церковь, заметьте, ведь Русь крестили только в 988-990 годах. Но старая вера крепко держала умы ростовчан, и местным священникам приходилось спасаться бегством, а некоторые и погибли от рук горожан, как например, епископ Леонтий, который позже был причислен к лику святых.
Старейший каменный храм города – Успенский собор, выстроен в 1162 году. Правда первый вариант храма сгорел, а тот, что дошел до наших дней построен в 1411 году, а среди мастеров оформлявших собор был и Дионисий. С этим храмом связано много поверий. Здесь крестили Варфоломея, известного миру как Сергий Радонежский. Здесь правил службу Иоанн Кронштадский. А в 1913 году здесь молился последний русский царь.
А вспомните современный мультфильм «Алеша Попович», где люди прятались в церкви от Тугарина Змея. Это здесь в этом храме. А сам Алеша, кстати, был сыном его настоятеля.


Стоит отметить, что город долгое время не имел хорошей защиты, поэтому не раз страдал от набегов татаро-монгольского ига, был выжжен в период смуты и получил серьезные разрушения в период литовской интервенции. Укрепили Ростов с помощью земляных валов и крепости, но так как к тому времени Ростов находился уже в середине страны, и необходимость в крепости отпала, поэтому в XVII веке решено было строить каменную резиденцию митрополита, которую мы знаем как Ростовский Кремль. Начало строительства пришлось на 1660 годы, когда в Ростов приехал митрополит Иона, и целых тридцать лет возводил свое детище.

Это было великолепное сооружение, изумительная панорама которого восхищает и сегодня. Ростовский Кремль хорош со всех ракурсов: с остатков городских валом и с берегов Озера Неро.


Церкви, хозяйственные постройки, звонница, судный пристав, гостиный двор, митрополичьи покои, Белая палата, одиннадцать башен и т.д – все это единый комплекс, между собой соединеный переходами и крытыми галереями.

Особо стоит отметить, звонницу. Она построена в конце XVII столетия и имела тринадцать колоколов. Каждый из них имел свое собственное имя: «Лебедь», «Полиелейный», «Голодарь», который звонил только в период поста. Но самым большим был «Сысой», названный в честь отца основателя Ростовского Кремля, митрополита Ионы Сысоевича.


Но очень скоро архиерейский двор был перенесен в Ярославль а Кремль, как начали называть двор паломники, который в Ростов привлекали мощи преподобного Димитрия, остался пустовать. Все остальные годы Кремль существовал на пожертвы паломников и верующих.

В 1883 году на территории Кремля открывается музей. В палатах были выставлены экспозиции, а само учреждение взяли под свое крыло цесаревич Алексей и будущий царь Николай Александрович.

Сегодня Ростовский Кремль – это Государственный музей-заповедник и одна из самых посещаемых достопримечательностей не только города, но всего края. Да и как не посетить место, которое и без этого знакомо каждому, кто хоть раз смотрел легендарный фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Да именно по этим переходам бегал вороватый князь Милославский, именно здесь трапезничал «советский» Иван Васильевич, да и что там говорить пировали они здесь «заморской, баклажанной икрой».

Если Вы путешествуете самостоятельно, на посещение Ростовского кремля вам понадобится минимум пол дня. А если вы хотите посетить все выставки, то и одного дня может не хватит.


Сколько стоит вход

На входе в Кремль расположены кассы, где можно приобрести билеты на выставки.

Единый полный билет (включая смотровую и музейный кинотеатр) на все выставки стоит 400 рублей.

Можно купить и отдельные билеты на выставки и мастер-классы. Полный прайс-лист можно посмотреть на сайте музея.

Просто прободить по Кремлю стоит 50 рублей.

Предлагается приобретение билетов на такое интересное действо как Концерт колокольного звона. Стоит это удовольствие не дешево - 1500 рублей с человека. Колокольный звон (сокращенную версию) можно послушать и бесплатно, надо только уточнить на кассе, во сколько звонят колокола.

Выставки Ростовского Кремля

В бывших архиерейских палатах, разположилось несколько постоянных экспозиций, но кроме этого музей постоянно меняет и добавляет целые ряд переносных выставок, которые посвящены разным датам. Это выставки, посвященные Великой Победе, в этом году они представлены очень широко, выставки ростовской финифти и многое другое.
Среди постоянны выставок туристы могут посетить экспозицию «Медальярный кабинет». Здесь представлены все оригиналы и копии медалей, от самых первых, которыми награждались воины «За Полтавскую баталию 1709» года до, последних награждений Сочинской олимпиады.


В Белой Палате (той самой, где принимал послов и пировал Иван Грозный-Бушма) расположена экспозиция церковных древностей. Здесь собраны экспонаты церковной утвари, крестов, старинных книг и документов, которые удалось собрать историкам и археологам. Выставка рассказывает о периоде XVI-XVIII веков, и здесь есть довольно ценные предметы, которые являются реликвиями.


Немного схожа с ней по тематики экспозиция «Древне русское искусство», размещенная в восьми комнатах Самуилова корпуса. Кстати, именно с этой экспозиции и началась история музея. Здесь и фрески, и картины, и церковное облачение, и даже позолоченное кадило, которому уже четыреста лет. Глядя на эти роскошные экспонаты. Украшенные драгоценными камнями и металлами, понимаешь, что на церковь раньше люди не жалели денег.

Символ русской тройки – заливистые бубенцы, представлены в экспозиции «Ямские колокольчики». Здесь можно узнать историю, откуда вообще появилась эта традиция, какие были бубенцы и как их различали – все таки колокольное мастерство стало одной из визитных карточек Ростова, ну как Тульские оружейные заводы. А также здесь можно увидеть самые настоящие сани.

Водяная башня

Обязательно поднимитесь по крутой деревянной лестнице на Водяную Башню. Виды оттуда открываются такие, что в сказке не сказать!



Музей финифти «Ростовский кремль» должен войти в обязательную программу каждой экскурсии. Каждой, во-первых, потому как за один раз вы вряд ли сможете по достоинству оценить всю коллекцию, которая насчитывает более трех тысяч экспонатов, а во вторых здесь можно не только посмотреть на красивые безделушки, но и попробовать самому что-то сотворить на мастер-классе.


После осмотра экспозиции, можно приобрести изделия из ростовской финифти от официальной фабрики (про то, где находится Фабрика Ростовская Финифть, и что можно купить в магазине при фабрике можно почитать здесь ).


Экспозиция «Древнейшее прошлое Ростовской земли» познакомит нас с мамонтами и доисторическими носорогами, которые бродили в этой местности в период палеолита, а также с первыми людьми и бытом и жизнью в каменном веке.
Несколько выставочных залов в Красной палате Государских хором занимает экспозиция, которая рассказывает об истории Ростова в период с VII по XV века. Именно в этот период зарождался город, и уже тогда он был довольно крупным и стратегически важным. Недаром сюда направляли княжеских наследников Киевской Руси, чтобы те учились править, кстати, сказать Ростов был довольно «строптивым» городом и не охотно подчинялся.

Здесь представлено оружие Х века, княжеские печати Ярослава Мудрого, старинные статуэтки и многое другое.

В церкви Одигидрии на территории Кремля располагается выставка «Сияет злато и лазурь», которая рассказывает о периоде барокко в церкви. Здесь представлены роскошные облачения священников, богатые иконы, изумительные надгробия, которые сами по себе являются уникальными предметами искусства.

Про экспозицию в музее Церкви Одигитрии можно подробно почитать вот тут.


А если вы устанете от просмотра множества музейных выставок и захотите отдохнуть, сделать это можно в Гостином дворе, расположенном на первом этаже Красной палаты. Здесь в интерактивном режиме можно посетить виртуальные выставки и узнать подробную информацию об интересующем вас разделе.

Питание на территории Ростовского кремля

На территории можно и подкрепиться, например в уютном садовом домике. Найти его можно на территоррии яблонева сада.


Гостиница на территории Ростовского кремля

Мало кто знает, но на территории Ростовского кремля есть гостиница, которая называется "Дом на погребах". В гостинице всего 24 номер и они редко бывают пустыми. Но если бронировать заранее, то возможно Вам повезет. Вот сайт гостиницы.

Официальный сайт музея Ростовский кремль

Ростовский кремль - это тот объект культурного наследия, который должен посетить каждый турист. А посетивши единожды, захочется приезжать сюда еще и еще.

Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ростов Великий
Начало строительства: 1670 год
Окончание строительства: 1683 год
Количество башен: 11 шт.
Основные достопримечательности: Успенский собор, звонница Успенского собора, надвратная церковь Воскресения, Судный приказ, церковь Иоанна Богослова, церковь Одигитрии, церковь Спаса Нерукотворного (на сенях), церковь Григория Богослова, Красная палата, Белая столовая палата
Координаты: 57°11"05.2"N 39°24"59.6"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Возведение кремля в Ростове велось в период с 1670 по 1683 годы. Заказчиком строительных работ был местный митрополит Иона Сысоевич. По его замыслу постройка должна была передавать рай в полном его соответствии библейскому описанию. В религиозной литературе рай представляется в виде сада с прудом в центре, а сам сад находится в окружении стен с башнями.

Кремль с высоты птичьего полёта

В 1787 г. митрополия переместилась в Ярославль, поэтому Ростовский митрополичий двор (другое название кремля) утратил свое предназначение и постепенно пришел в упадок. Богослужения в здешних храмах больше не проводились, и архиереи планировали продать весь митрополичий комплекс на слом.

Однако кремль избежал такой незавидной участи благодаря просвещенному городскому купечеству – на выделенные им средства архитектурный ансамбль был отреставрирован (работы проводились в 60-е и 80-е годы XIX столетия).

Вид на Ростовский кремль с озера Неро

Осенью 1883 г. в кремлевской палате под названием «Белая» был открыт Ростовский музей церковных древностей. Инициаторами такого решения стали Титов А.А. и Шляков И.А. С 1886 г. музей попал под покровительство наследника императорского престола царской России – это был Николай II, ставший впоследствии царем. В 1910 г. Государственная дума окончательно закрепила за учреждением общероссийский статус и постановила выделять из казны определенную сумму на его содержание. В 1953 г. из-за сильного смерча большинство памятников ансамбля пострадало, но несколько позднее все они подверглись реставрации.

Слева направо: Одигитриевская башня, церковь Иоанна Богослова, главный вход, касса

Территория Ростовского кремля представлена тремя зонами. Это архиерейский двор, Митрополичий сад и соборная площадь. Здесь же расположена и старейшая постройка города – пятиглавый Успенский собор, выстроенный в далеком XVI веке. Величественное здание святыни заняло место другого, более древнего храма, в свое время возведенного из камня. Внешняя часть Успенского собора отделана разнообразными декоративными деталями, придающими зданию особую выразительность.

Архитектурные особенности Ростовского кремля

Помимо Успенского собора и звонницы, на территории Митрополичьего двора находились и здания административного назначения. Одним из них было здание Судного приказа.

Слева направо: Церковь Одигитрии, Успенский собор, церковь Воскресения

Двухэтажная постройка появилась здесь в середине XVII столетия. Спустя некоторое время рядом с ней возвели надвратную церковь Воскресения с парой крепостных башенок. Прямо под церковью располагались Святые ворота, которые выступали в роли парадного въезда во двор. Из-за малого количества архитектурных изысков в верхней части церкви она кажется грозной подобно сторожевой башне. Зато нижняя часть, перетекающая в арку Святых врат, благодаря киоту, изразцам и кирпичному узору кажется просто роскошной.

Также по замыслу Ионы для его проживания и сохранения немалых денежных накоплений были возведены митрополичьи хоромы.

Церковь Воскресения

Изначально они представляли собой 2-этажный корпус, но в конце XVII века к ним пристроили 3 этаж, а еще через столетие все здание украсили классицистическим декором. Сегодня митрополичьи хоромы опознаются по узким окнам на первом этаже и орнаментальному поясу.

Государственные хоромы, или Красная палата – еще одна солидная постройка, являющаяся достопримечательностью Ростовского кремля. Особая красота сооружения достигается за счет крыльца, завершенного двумя шатрами. Не менее ценным историческим памятником на территории Архиерейского двора остается комплекс церкви Спаса Нерукотворного образа.

Церковь Иоанна Богослова вид со двора кремля

Нижний этаж этого здания, возведенного в 1675 г., занимали хозяйственные службы, на верхнем этаже располагалось само церковное помещение, Отдаточные палаты и Трапезная. Эта святыня считалась домашним храмом Ионы.

Надвратная церковь Иоанна Богослова с пятью главами строилась в последнюю очередь. Она стала лучшим сооружением того времени – от предыдущих построек ее отличал богатый декор на всей внешней поверхности здания. Вытянутость основной части святыни в совокупности с барабанами визуально делают ее более высокой. Строительство церкви Одигитрии стало окончательной точкой в формировании ансамбля Ростовского кремля.

Церковь Одигитрии

Что касается кремлевских стен и башен, их возведение обычно осуществлялось после построения большинства зданий. Как подобает настоящим крепостным стенам, они были оборудованы бойницами. В то же время, в кремлевских башнях были прорублены широкие оконные проемы, что нехарактерно для крепости. По общему декору башен также становится понятно, что никакой защитной роли ни башни, ни стены не играли, а бойницы служили данью традициям.

Из построек хозяйственного значения особого внимания заслуживают собственная пивоварня и пекарня. Их оформление было довольно примитивно, что и выделяло оба здания на фоне богатой резиденции митрополита.

Слева направо: Успенский собор, звонница

Современная жизнь Ростовского Кремля

Сегодня Ростовский кремль существует как музей-заповедник государственного значения. Также он является хранилищем крупнейшей коллекции произведений финифти – древнейшего искусства росписи по эмали. Придя в Ростов в XVII веке, оно осталось востребованным в городе и по сей день.

Картинная галерея музея представлена несколькими залами. В них экспонируются портреты местного дворянства и купечества, знатных в XVIII – XIX столетиях. Здесь же хранятся и произведения русских художников, знаменитых в конце XVIII – начале XX веков. Среди их работ встречается и авангард.

Красная палата

Внутри Белой палаты кремля, ранее служившей для ростовских владык столовой, развернута экспозиция церковных древностей. Частично она воспроизводит первую экспозицию 1883 г. В Красной палате, сооруженной для великих государей, сегодня выставлены напоказ фрезы бисера, фарфора, керамики. Здесь же находится ценная выставка под названием «Археология земли Ростовской».


Всего 66 фото

В истории Руси было лишь два Великих города - Великий Новгород и Ростов Великий. Сегодня мы окажемся в Ростове Великом - древнем русском городе, оставившим славный след в нашей с вами истории. Именно Ростовский кремль является одним из самых красивых в мире, определенно вызывающий из глубин бессознательного образ сказочного былинного русского города.

Это историческое место и, захватывающее не только своим древнерусским колоритом, но и чем-то особенным, что заставляло чаще биться сердце от самого осознания, где ты находишься и, что ты видишь. Всем нам с детства знаком образ Ростовского кремля по уже отечественной киноклассике «Иван Васильевич меняет профессию» да и не только. Его величественные стены, башни, храмы вызывают у русского человека архетипный образ светлой, могучей Руси и наполняют безраздельной любовью к своему Отечеству. Озеро же Неро, на берегах которого стоит Ростовский кремль, достойно отдельного упоминания, поскольку оно побудило в моей душе массу самых разных волнующих эмоций, в том числе и при обработке этих фотографий.

На четвертый день моего путешествия по Золотому Кольцу погода стала портиться, с утра начал накрапывать мелкий, противный дождик, так, что белёсые небеса - это фактически те самые, что я и видел в то время. Поскольку в каждом событии всегда есть и позитивная составляющая - такой мрачноватый контекст только способствовал моему торжественному и строгому восприятию этого удивительного архитектурного сооружения в Ростове Великом, равного которому, пожалуй, нет и вовсе.

Одно замечание. Поскольку разного по эмоциональной составляющей визуального материала накопилось как минимум на два поста - я встал перед дилеммой - рассказывать о Ростовском кремле, уделяя выбророчно внимание его архитектурным шедеврам, давая четкую сжатую информацию о них, выкладывая целевые фотографии или попробовать передать Вам, как происходило это моё посещение Ростовского кремля в мельчайших деталях и выложить фото в хронологической последовательности. В конце концов, я решил использовать второй вариант, поскольку для читателя, возможно, важна цельность рассказа, его логическая канва и получаемые в этом непрерывном процессе впечатления.


Сейчас Ростовский кремль - государственный музей-заповедник. Чувствуется, что это святое место сейчас находится как будто в долгом летаргическом сне, но у нас всегда есть возможность услышать и почувствовать его, понять и принять ту информацию и его чувства, что оно нам трогательно и шепотом стремиться передать. Для начала и впоследствии - немного исторической информации без которой будет трудно сделать подобную попытку полностью охватить тот посыл, что несет эта древняя земля.

Еще в самые отдаленные времена здесь - на впадении реки Сары в озеро Неро было основано финно-угорское городище, названное сейчас «Сарским». Четыре высоких вала, разделяли тогда это поселение на три части. Позднее, в X-XI веках в этом месте проживало смешанное население со значительной долей славян (словен и кривичей). Более 20 лет с 988 года в нём княжил Ярослав Мудрый. В конце своей недолгой жизни городом управлял и его младший брат князь Борис, ставший одним из первых русских святых. Здесь был крещен Сергий Радонежский, а одним из настоятелей был отец легендарного русского богатыря Алеши Поповича. Однако, обо всем по порядку.

Столицей северо-восточных владений русских князей Ростов оставался до 1125 года, пока князь Юрий Долгорукий не перенёс центр своих владений в Суздаль. В 1207 году Ростов Великий стал главным городом небольшого удельного княжества. Здесь действовала своя иконописная школа. Местные монастыри - Петровский, Иоанно-Богословский - были центрами книжности. Особенно славился Григорьево-Богословский монастырь под названием «Затвор», в котором учились знаменитые монахи, в том числе Стефан Пермский и Епифаний Премудрый. Несмотря на присоединие в XV веке Ростовского княжества к Московскому, значение города сохранилось.


Святые врата Ростовского кремля. Здесь кассы и вход для посетителей.
02.

Центром архиепископии, а затем и митрополии Ростов оставался с XI до конца XVIII века. Поэтому с древнейших времен город застраивался сооружениями, которые соответствовали бы его положению духовного центра обширного христианского края. Так, еще в XI веке здесь был основан первый в Ростовской земле монастырь - Авраамиев, который сохранился до наших дней. Большое строительство в Ростове велось и в середине XII века при Владимирском князе Андрее Боголюбском и в начале XIII века - при Константине, сыне великого князя Всеволода Большое Гнездо.

Татаро-монгольское нашествие почти на 200 лет приостановило, как, и на всей территории Руси, монументальное строительство в Ростове. Но, начиная с XV века, оно возобновляется. В середине XVI века - в период расцвета международной торговли России через Белое море, в которой участвовал и Ростов, - здесь ведется большое каменное строительство. Об искусстве ростовских зодчих было известно далеко за пределами Ростовской земли. Их приглашали строить в Москве, Кирилло-Белозерском монастыре и других местах. Но самые грандиозные сооружения возводятся во второй половине XVII века. Это «Архиерейский дом», строившийся, начиная с 1660-х годов, более 30 лет. В XIX веке он стал именоваться одним коротким звучным словом «кремль».

Возведение кремля было начато после возвращения в 1664 году митрополита Ростовского Ионы III Сысоевича из Москвы, где он два года занимал пост Местоблюстителя Патриаршего престола. Иона, вслед за патриархом Никоном, считал такие строения средством утверждения могущества Церкви и митрополичьей власти. Поэтому в Ростове началось бурное их строительство. Замысел Ионы предполагал создание на этом месте рая в полном соответствии с библейским описанием: окруженный стенами с башнями райский сад с зеркалом пруда в центре.
04.


По словам заведующего архитектурным отделом Ростовского кремля А.Г.Мельника, «по замыслу митрополита Ионы, ансамбль должен был с небывалой для того времени наглядностью символизировать небесный град - горний Иерусалим». А согласно Апокалипсису небесный Иерусалим «имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот». Резиденция митрополитов представляет собой почти прямоугольную в плане крепость со стенами толщиной 2 метра, высотой до 12 метров и 12 башнями.

Кремль не был предназначен для обороны. Его машикули (навесные бойницы), бойницы и варовые щели, наличники, декоративные пояски и жгуты выполняют декоративную функцию. А многие повторяющиеся элементы традиционной церковной архитектуры - пятиглавие, колончатые пояса (декоративный мотив из небольших арок), щипцовые фронтоны - создают впечатление древности и единства ансамбля, отражающего величие Русской Церкви.


Немного оглядимся вокруг. Это Церковь Одигитрии.
05.

На фото справа от церкви Одигитрии - Успенский собор за высокой каменной стеной и Церковь Воскресения, а под ней - переход к Соборной площади. Церковь очень красива, но в то время когда я там был ее почти полностью закрывали строительные леса.
06.

В центре кремля - открытая площадь с квадратным прудом посередине, рядом с которым красовался в старые времена яблоневый сад. По периметру живописной асимметричной композиции гражданские и церковные постройки.
07.

Первым в 1650-1660-е годы был построен корпус Судного приказа. Он был центром общего управления епархией, а также несло на себе роль судебных функций.
08.

Уже около 1670 года рядом с ним возвели характерную постройку в «стиле Ионы Сысоевича» - северные Святые ворота с надвратной пятиглавой церковью Воскресения, окружённой галереей. Фрески с изящными, стройными фигурами и обилием архитектурных и пейзажных фонов были написаны около 1675 года под руководством Дмитрия Плеханова и Гурия Никитина. Они подробно изображают евангельские события, в том числе страдания Христа. Галерея храма расписана сценами из Ветхого завета и Апокалипсиса.

Церковь Воскресения - справа. "Судный приказ" - виден еще немного правее от церкви Воскресения.
09.

На противоположной, южной стороне двора расположен корпус митрополичьих хором. Первый его этаж был построен ещё в XVI веке, а второй - в начале 1670-х годов. Через 100 лет, в 1770-е - при архиепископе Самуиле Миславском - надстроили третий этаж, здание получило новый классицистический облик и было переименовано в "Самуилов корпус". Рядом расположены Государские хоромы, которые были предназначены для встречи государя. Они построены в 1670-е, частично разобраны в 1840-м и реконструированы в 1968-1969 годах.
10.

За Самуиловым корпусом "спрятано" сложное здание Белой столовой палаты, возведённой в 1672 году. Её одностолпный интерьер восходит к московской Грановитой палате. В 1675 году к ней пристроили одноглавую домовую церковь Спаса на Сенях. Ее мы тоже еще осмотрим.

Левее от Самуилова корпуса - двухэтажный корпус красного цвета так называемый "Дом на Погребах".
11.

«Дом на Погребах» получил свое название из-за того, что стоял он как раз на них. Двухэтажный корпус, примыкающий с севера к Иераршим палатам и Водяной башне. Постройка очень проста и лишена каких-либо декорирующих ее элементов, всего несколько окон в полуподвальных помещениях имеют наличники, остальные два этажа вообще их лишены. Арочные перемычки заменены плоскими трехцентровыми. Второй этаж выполнен из дерева, поэтому часто подвергался пожарам, после пожара 1758 года, сруб простоял более 200 лет и был заменен окончательно в 1973-1974 годах.
12.


13.

К южной и восточной стенам кремля примыкают хозяйственные постройки XVI- XVII веков: поварня и приспешня, пивоварня, сушила на леднике и кладовых палатах, а также Иераршие палаты, в которых, по преданию, в начале XVII века жил ростовский митрополит Филарет - отец царя Михаила Фёдоровича. Почти все постройки кремля объединялись переходными и «висячими» галереями.
14.

Иераршие палаты на дальнем плане.
15.

Церковь Спаса на Сенях со стороны Иеарарших палат.
17.

18.

В 1683 году были построены западные ворота с двумя башнями и стройной надвратной пятиглавой церковью Иоанна Богослова на высоком подклете. Четыре нижних яруса фресок посвящены житиям Иоанна Богослова и Авраамия Ростовского. Особенный интерес представляет расписной каменный иконостас, редко встречающийся в других городах. Кроме церкви Иоанна Богослова, такие иконостасы сохранились в церквях Воскресения и Спаса на Сенях.

Левее на фото - церковь Иоанна Богослова
19.

Считается, что постройка этой церкви стала завершающим звеном в создании неповторимого облика ансамбля владычной резиденции, в воплощении грандиозного замысла заказчика и создателя этого ансамбля - ростовского митрополита Ионы. Среди храмов Архиерейского дома церковь Иоанна Богослова выделяется изысканной гармоничностью своих пропорций и нарядностью оформления фасадов. Еще Ю. Шамурин считал ее лучшей в архитектурном плане из всех кремлевских церквей.
20.

После перевода в 1788 году архиерейской кафедры в Ярославль церковь Иоанна Богослова, как и другие домовые храмы, была оставлена без богослужения. Помещения под ней стали использоваться под винные и соляные склады. При этом были заложены наружные проемы ворот, повреждены конструкции сводов, выпилены железные связи. Стены церкви стали давать осадку, здание в целом получило наклон и к началу XIX века пришло в аварийное состояние.
21.

В 1698 году преемник Ионы Сысоевича митрополит Иоасаф Лазаревич закончил строительство последнего в ансамбле Ростовского кремля храма - церкви Одигитрии. Он пытался продолжить строительную политику своего предшественника, но лучшие времена ростовского митрополичьего дома уже миновали: реформы Петра I подорвали его экономическое могущество.
22.

Храм вплотную примыкает к стене архиерейского дома. Первый этаж использовался по бытовому назначению, благо помещений было множество. В архитектурном стиле, церковь Одигитрии больше подходит для стиля барокко второй половины XVII века.
23.


24.

Уже при преемнике митрополита Ионы - Иоасафе в 1692-1693 годах была построена отдельно стоящая трапезная палата с бесстолпной церковью в честь Смоленской иконы Божией Матери. Своим чуть более поздним оформлением - раскраской в «шахмат», 20-ю лепными картушами и барельефными ангелами и херувимами в духе нарышкинского барокко - это сооружение выделяется из общего ансамбля кремля.

Красная палата получила свое название благодаря своей красоте, от нее и весь дворец получил то же имя.

Красная палата - слева.
25.

Красная палата имеет в своем строении два этажа. На первом, площадью 250 кв.м. существовала «Хлебная», а также восемь жилых палат.
26.

Своды «хлебной» опирались на столб, который располагался в самом центре помещения и пронизывал здание насквозь. Свет давали десять окон, расположенные по обеим сторонам. На втором этаже (был разрушен в XIX веке) располагалась трапезная, расписанная фресковой живописью, пол покрыт чугунными плитами. Рядом с трапезной располагались сени, и, как и на первом этаже - восемь жилых палат, через которые можно было пройти по висячим галереям на южную и западную стены кремля, к церквям Иоанна Богослова и Григория Богослова.
27.


28.


29.


30.


31.


32.


33.

34.

35.


36.

В 1675 году, на месте деревянной церкви, которая сгорела в 1671 году, была построена церковь Спаса на Сенях. Изначально, церковь была задумана как домовая церковь митрополита, в которой проводили торжественные богослужения и принимали высокопоставленных гостей.
37.

38.


39.

Церковь Спаса на Сенях являлась главным храмом Ростовского Архиерейского дома. В «Летописи о Ростовских архиереях», составленной уже в XVIII веке, сообщается, что каменной Спасской церкви предшествовал деревянный храм, построенный «предивным образцом» тем же митрополитом Ионой и сгоревший в пожаре 1671 года.
40.

41.


42.


43.


44.

В 1730 году церковь Спаса на Сенях пострадала от «великого» ростовского пожара, уничтожившего половину города. Тогда сгорела ее деревянная кровля и глава, опаянная белым железом, «свалился» железный крест, покрытый золоченой медью. После пожара на церкви Спаса, как и на других обгоревших домовых церквах, была устроена четырехскатная тесовая кровля, а глава покрыта лемехом.
45.

Период по-настоящему капитальной и для своего времени высококачественной реставрации наступил с началом деятельности Комиссии по возобновлению кремлевских зданий и открытием в 1883 году в отреставрированной Белой палате Музея Церковных древностей.
46.

Сейчас мы отправляемся к Соборной площади к Успенскому собору.
47.

С севера к митрополичьему двору в конце XVII века была присоединена соборная часть городской площади с Успенским храмом. Она обнесена невысокой стеной.

Это Святые Врата с надвратной церковью Воскресения.
48.

В ходе археологических раскопок, проведённых Н. Н. Ворониным в 1939-м и 1954-1955 годах, обнаружили, что современный кирпичный пятиглавый шестистолпный Успенский собор был построен на основании стен предыдущей каменной церкви. Её возвели в 1161-1162 годах почти одновременно с церковью Покрова на Нерли. Помимо хорошо отёсанных каменных блоков от неё сохранились камни с орнаментальной резьбой, поливные керамические плитки пола, остатки фресок 1187 года и бронзовые ручки дверей.
49.
Собор и звонница удачно гармонируют друг с другом, хотя времена их строительства разделяет более чем одно столетие.

57.

Фасады звонницы расчленены по вертикали плоскими выступами — лопатками; а по горизонтали - тремя поясками. В нижних этажах находится церковь Входа в Иерусалим и хозяйственные помещения.
58.

Верхний этаж представляет собой открытую площадку с четырёхпролётной аркадой. Каждый из пролётов огорожен ажурной металлической решёткой и завершён вверху килевидной закомарой, над каждым из пролётов на круглом барабане поставлена глава, увенченная крестом. На верхний этаж ведёт крутая, узкая внутристенная лестница, на фасаде выявленная крошечными оконцами. От пролётов с колоколами до земли звонница имеет сплошные пустоты, что делает здание превосходным резонатором. Близость звонницы к открытому пространству озера Неро усиливает акустический эффект.
59.

На первом этаже магазинчик сувениров...
60.

...с довольно традиционным ассортиментом.
61.

Звонница была выстроена в два этапа. Начало строительства относится к 1682 году. В этот период выстроена основная трёхпролётная звонница. Мастером Филиппом Андреевым по заказу Ростовского митрополита Ионы Сысоевича были изготовлены два самых крупных колокола для звонницы - «Полиелейный» и «Лебедь».
62.

Окончательное строительство звонницы было завершено в 1689 году. Тогда 13 колоколов были повешены в один ряд и прочно укреплены на металлических крюках и толстом дубовом брусе, кроме четырёх из них, висящих на другом брусе, прикреплённом к основному под прямым углом. Во второй половине XIX века к ним добавили ещё 2 колокола. С тех пор на звоннице Ростовского кремля висит 15 колоколов.
63.

А это - Церковь Спаса на Торгу - за пределами Соборной площади - мы ее еще увидим во второй части со смотровой площадки Ростовского кремля.
Сайт vidania.ru Музей-заповедник "Ростовский кремль"
Сайт Русская История
Сайт Туризм в России
«Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом», автор Т.Л. Никитина, издательство «Северный паломник», город Москва, 2002 г.
Википедия

В 200 километрах от Москвы расположен - город с легендарными историческими памятниками на берегу озера Неро. Добраться от столицы до него можно поездом с Ярославского вокзала всего за 3 часа.

От вокзала Ростов-Ярославский до самой известной достопримечательности города, Ростовского Кремля, идти порядка 20 минут по прямой улице Луначарского.

На подходе ориентиром послужат купола Кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы. Они уверенно возвышаются над малоэтажной застройкой исторического центра Ростова Великого.

Пройти к Успенскому собору можно через Святые врата Соборной площади 1754 года постройки.

То есть, через калиточку возле Святых ворот.

Успенский собор - старейшее сохранившееся здание Ростова, он построен в 1508-1512 гг. на месте своих белокаменных предшественников ХII - ХIII веков.

К юго-востоку от храма находится Соборная звонница, построенная по замыслу митрополита Ионы к 1682 году. На звоннице полностью сохранился набор из 15 колоколов.

Большинству обычных российских туристов эта звонница известна как "Та самая, из фильма "Иван Васильевич меняет профессию".

Справа находится надвратная церковь Воскресения Христова, перед которой стоят две крепостные башни.

Также к стене пристроена небольшая башенка - колокольница.

Церковь Воскресения Христова, как и большинство остальных зданий комплекса, построена по замыслу митрополита Ионы Сысоевича, организовавшего строительство Ростовского кремля - резиденции митрополитов Ростовских.

Для того чтобы попасть в Воскресенскй церковь, нужно войти на территорию музея.

Основной вход на территорию Ростовского Кремля - надвратная церковь Иоанна Богослова.

Так как Ростовский Кремль является музеем, в проходе под храмом расположены кассы на вход и сувенирная лавка.

Церковь Иоанна Богослова в Ростовском кремле построена в начале 1680-х.

В церкви сохранились исторические фрески, завершенные в 1683 году.

Помимо традиционных для этого времени сюжетов, стенопись включает в себя житийные циклы апостола Иоанна Богослова и святителя Авраамия Ростовского - одного из первых просветителей и крестителей Ростовской земли.

Из храма можно пройти на стены Ростовского Кремля.

Реставрация все ещё продолжается.

Со стен виден Митрополичий сад.

И садовая башня.

В Митрополичьем саду расположена церковь Григория Богослова существовавшего ранее здесь Григорьевского монастыря.

Между постройками открывается вид на Воскресенскую церковь и Успенский собор.

А также на церковь Одигитрии.

Галерея ведет в Белую столовую палату, в которой расположена музейная экспозиция.

Рядом с Белой столовой палатой стоит Церковь Спаса Нерукотворного Образа.

Церковь Спаса являлась домашним храмом митрополита Ионы (кстати, единственный храм комплекса с позолоченой главой). Построена она была в 1675 году.

Стены храма украшают росписи, выполненные ярославскими мастерами.

В центре ростовского Кремля расположены Митрополичьи хоромы (1650-1660 годов постройки), ведь Ростовский Кремль являлся резиденцией митрополитов Ростовских.

Сбоку от Митрополичьих хором - Водяная башня.

На неё можно подняться по деревянным лестницам.

И увидеть лучшую панораму Ростова Великого.

Церковь Иоанна Богослова.

Будто сказочные серебряные купола Воскресенской церкви, Успенского собора и звонницы.

Расписная церковь Одигитрии.

Пока не до конца распустилась листва - виден даже пруд.

Церковь Григория Богослова, озеро Неро, а в правом углу - купола .

В другую сторону открывается неоднозначный пейзаж, где белоснежные стены храмов соседствуют с развалинами.

Cлева купол церкови Рождества Пресвятой Богородицы Рождественского монастыря, а справа приписная церковь Николая чудотворца на Подозерье, построенная в 1745 году.

Чуть в стороне - Церковь Спаса Всемилостивого на Торгу.

А вокруг, естественно, торговые ряды.

Но взгляд все время возвращается к серебристым куполам.

Это вид на те же купола снизу.

Уже упоминавшаяся выше церковь Воскресения христова, вход в которую открыт (по билетам).

Тут также сохранились исторические фрески.

Рядом с Воскресенской стоит церковь иконы Божией Матери "Одигитрия" 1693 года постройки.

Здание судного приказа 1650-1660 года, который помимо исполнения судебных функций был и центром общего управления епархией.

За деревьями - Митрополичьи кельи на сушилах и погребах

Сейчас тут располагается сувенирная лавка и гостиница.

Сушила на погребах - 1670-1680 гг.

Тут даже сохранился старый покосившийся колодец.

Вообще же по замыслу Митрополита Ионы Сысоевича Ростовский кремль должен был быть подобием рая в полном соответствии с библейским описанием: окруженный стенами с башнями райский сад с зеркалом пруда в центре.

"Райским садом" он был до 1787 года, когда архиерейская кафедра была перенесена из Ростова в Ярославль.

Время все разрушает. Здания потихоньку обветшали. Богослужения в храмах не велись. Постройки были заняты под хозяйственные нужды.

Комплекс в середине 19 века хотели пустить под снос, но ростовское купечество изыскало средства на реставрацию зданий.

В 1883 году тут открылся Ростовский Музей церковных древностей.

В 1918 году он переименован в Ростовский Государственный музей древностей, в 1934 в Краеведческий музей.

Несмотря на музейный статус, к 1950 году здания Ростовского кремля были наполовину заняты иными организациями, складами и квартирами. Сверх того, 24 августа 1953 года на Ростов обрушился сильный смерч, из-за которго постройки Ростовского кремля были существенно повреждены.

Началась реставрация и постепенный вывод иных организаций из Кремля. С организацией в 1959 г. Ярославского архитектурно-художественного музея-заповедника, Ростовский музей становится его филиалом, а в 1969 г. обретает статус самостоятельного музея-заповедника.

Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1995 года № 64 музей-заповедник «Ростовский кремль» включен в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

Интересно не только побывать в Ростовском кремле, но и обойти его вокруг стен.

Здесь будет сооружен памятник ростовскому князю Василько (1209 - 1238), защитнику земли Русской, павшему в битве с татарами при реке Сить.

Но самое главное, найдя путь между частными постройками, тут можно подняться на крепостной вал...

И увидеть Ростовский кремль со стороны.

Хороших путешествий!

2015, 2016 Мочалов Артём

Загрузка...
Top