Античная культура древняя греция и рим. Культура древней греции и древнего рима

Античная культура в истории человечества – это уникальное явление, образец для подражания и эталон творческого совершенства. Некоторые исследователи определяют ее как «греческое чудо». Греческая культура сформировалась на основе эгейской и крито-микенской культур и стала колыбелью современной европейской культуры.

Особое географическое положение Греции – пересечение оживленных морских торговых путей; города-полисы с их демократией; особый способ мышления (созерцательность плюс высокий уровень логики) составляют содержание и своеобразие греческой культуры. Древняя Греция вышла далеко за пределы национальных границ, создав искусство, понятное и эллинам, и всем другим народам.

Под Древним Римом подразумевается не только город Рим, но и все завоеванные им страны и народы в составе Римской державы. Римское искусство создавали как римляне, так и:

1) древние египтяне;

3) сирийцы;

4) жители Галлии;

5) древней Германии и др. народы.

Древний Рим дал человечеству пример обогащенной культурной среды: удобные для жизни города с мощеными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, дворцов с добротной мебелью – все то, что характерно для современного цивилизованного общества. Периодизация античной культуры очень сложна.

2. Религия

В античной культуре появляется желание выразить свое понимание мира. Разрабатываются эстетические категории, которые выражают важные оценки и аспекты мироощущения греков.

1. Гармония.

2. Симметрия.

3. Красота.

Для античной религии характерно многобожие – политеизм. К первым божествам в Риме относятся покровители домашнего очага: пенаты, лары – обожествленные души предков и богиня Веста, жрицы которой (весталки) поддерживали в ее храме неугасимый огонь. Постепенно выделились более индивидуализированные боги. Например, у древних греков – Зевс-громовержец, верховный бог; бог войны Арес; бог водной стихии Посейдон; богиня любви Афродита. У римлян этим бгам соответствовали Юпитер, Марс, Нептун, Венера. Многочисленные жреческие коллегии (весталок, авгуров) поддерживали уважение к богам и соблюдению обычаев и традиций. Возглавляли культ коллегия понтификов во главе с Великим понтификом.

3. Театр. Музыка

Важное место в жизни древних римлян занимал театр. В нем можно было выразить свои чувства и эмоции. Театр не только отражал жизнь древних греков и римлян, но и служил проявлением их интереса к политике. Древняя Греция оставила 3 имени авторов трагедии:

2) Софокл;

3) Еврипид;

4) Аристофан – комедиограф.

Государство заботилось о малоимущих гражданах, раздавая им деньги для посещения театра.

Интересна судьба театра в эпоху эллинизма. Первое произведение создателя «новой комедии» – комедии нравов Менандра (342–291 гг. до н. э.) посвящено жизни простых афинских семей с их заботами. Греческая драма и театр возникли из сельских празднеств в честь бога виноделия Диониса, сопровождавшихся песнями, танцами и действами с участием ряженых. Позже из хора выделился особый исполнитель – актер. Импровизация сменилась точной фиксацией роли актера и хора.

Народный театр имел особенности организации – он состоял из 3 частей:

1) орхестры (сцены);

2) мест для зрителей;

3) скены (гримерной).

В раннюю эпоху декорации представляли собой массивные деревянные сооружения, позднее – расписные декорации. Содержание греческой трагедии требовало применения театральных машин. Наиболее употребительными были выдвижная площадка и приспособление, позволявшее подниматься в воздух и опускаться богам и другим действующим лицам.

Женские роли всегда исполнялись мужчинами. Греческие актеры носили на лице маски, сменяемые даже на протяжении исполнения одной роли. Чтобы увеличить рост, актеры трагедии употребляли котурны – обувь на платформе. В эллинистическую эпоху искусство актера стало профессией.

Истоки римской драмы и театра восходят к сельским праздникам сбора урожая. Постоянных театральных зданий в Риме вплоть до середины I в. до н. э. не было. В комедии действие происходило обычно на городской улице. Архитектура римского театра имела ряд особенностей, отличавших его от греческого. Места для зрителей были расположены в один или несколько ярусов в виде полукруга. Большой популярностью пользовались цирковые представления и гладиаторские бои, устраивавшиеся в Колизее.

Огромное значение в античности придавалось и музыке. Греки считали, что лад в музыке создает настроение человека. Пение и игра на музыкальных инструментах составляли значительную часть состязаний различных полисов. Музыка у греков была тесно связана с поэзией и пляской. Великие греческие трагики – Эсхил, Софокл, Еврипид – были не только гениальными драматургами, но и композиторами. Основные музыкальные инструменты древних греков:

2) кифара;

Самобытная музыкальная культура существовала и в Риме. Сохранились описания древних триумфальных, свадебных, поминальных и застольных песен, исполнение которых сопровождалось игрой на музыкальном инструменте. Знатные, богатые римляне содержали оркестры из рабов.

4. Просвещение

Воспитание свободнорожденных граждан в Древней Греции имело целью подготовку рабовладельцев, умеющих держать в повиновении рабов и защищать свое государство от внешних врагов. В зависимости от условий развития сложились различные системы воспитания, из которых наиболее известными были две:

1) спартанская;

2) афинская.

В Спарте (Лаконике) мальчики, достигшие 7-летнего возраста, помещались в закрытое воспитательное учреждение, где находились вплоть до совершеннолетия. Воспитание было направлено преимущественно на физическую подготовку. Обучение чтению и письму не входило в обязательную программу воспитания. С детьми велись беседы на политические темы, причем у них стремились развивать краткую, но содержательную («лаконическую») речь.

Афинское воспитание было гораздо более разносторонним и ставило своей задачей сочетание нравственного, эстетического и физического начал. До 7 лет мальчики воспитывались дома; далее они посещали грамматические школы, где обучались чтению, письму и счету, а позже учились петь, играть на музыкальных инструментах и заучивали поэмы Гомера. С 12–13 лет мальчики переходили в палестру, где получали физическое воспитание. Наиболее богатые юноши посещали затем гимнасий, где изучали философию, политику и литературу. Девушки воспитывались в семье, приучаясь к домоводству и руководству рабынями. Римское воспитание как система сложилось в период республики. С развитием городов возникли школы, в которых мальчики обучались чтению, письму, счету. Аристократы давали своим детям первоначальное обучение дома. Большое внимание в системе воспитания уделялось физической подготовке юношества. В эпоху Империи образование делается все более формальным.

В древности активно развивалось и научное знание. Среди наук выделяются:

1) география (Эратосфен);

2) физика (Демокрит);

3) философия (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит и др.).

Под покровительством государства формируется знаменитая библиотека и научная школа в Александрии – Александрийский мусейон – прототип новоевропейских академий наук. Государство заботилось о пополнении местной библиотеки.

Естественнонаучные знания Рима сложились на основе развития многовекового производства, опыта самих римлян и усвоения культуры других народов Средиземноморья. Известны сочинения:

1) 3 книги «О сельском хозяйстве» М. Т. Варрона;

2) «О земледелии» Катона Старшего;

3) Колумеллы «О сельском хозяйстве»;

4) поэма Вергилия «Георгики»;

5) «Десять книг об архитектуре» Витрувия.

Территориальный рост Римской империи способствовал расширению географических знаний: появилась большая географическая карта, географические труды.

Развивалась и медицина.

Математика у римлян носила узко прикладной характер и довольствовалась грубыми вычислениями.

6. Литература

Активно развивалась литература. Период VI–IV вв. до н. э. получил название «греческая классика». Развитие лирической поэзии, которая выросла из застольных и свадебных песен, свидетельствует о внимании к человеку, миру его чувств и переживаний. Великая греческая поэтесса Сафо воспевает в стихах красоту и любовь. А вот в поэмах Гомера этого не было. Литература стремится отразить слабости и пороки человека: рождается особый прозаический жанр – басня. «Отец басни» Эзоп мудро и беспощадно обличает темные стороны человеческой души.

Литература римского народа начала складываться в III в. до н. э. Наряду с культовой поэзией в Риме существовала и светская. Древнейшим литературным памятником латинской прозы считают речь против Пирра, произнесенную в сенате Аппием Клавдием Слепым в 280 г. до н. э. Римским автором, произведения которого известны нам, потомкам, в полном объеме, был драматург Плавт (ок. 254–184 гг. до н. э.). Образцом ораторского искусства были речи Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н. э.). Наряду с прозаической литературой достигла больших успехов и латинская поэзия в творчестве Лукреция Кара (ок. 99–55 гг. до н. э.), автора философской поэмы «О природе вещей».

Выдающимся поэтом-лириком был Гай Валерий Катулл (ок. 84–54 гг. до н. э.). Он прославился как автор оригинальных лирических стихов, адресованных любимой женщине Лесбии. Крупнейшие литературные произведения были созданы поэтами Вергилием (70–19 гг. до н. э.) и Горацием (65-8 гг. до н. э.). Создателем классической римской элегии был Тибулл (ок. 50–19 гг. до н. э.). Публий Овидий Назон (43 до н. э. – 17 гг. н. э.) прославился своей любовной лирикой, книгой «Наука любви». Его «Метаморфозы» («Превращения») и «Героиды» («Послания») представляют поэтическую обработку греческих и римских мифов. Особое значение имеет «Сатирикон» Петрония (I в.), один из первых античных романов, в котором дана обличительная картина жизни развращенной италийской провинции.

7. Живопись

Эпоха классики особенно высокой (450–400 гг. до н. э.) не терпела моделей с изъянами – в человеке все должно быть совершенным.

Правление императора Нерона, одного из самых жестоких правителей в римской истории, стало периодом расцвета портретного искусства. Эволюцию его образа можно проследить в целой серии портретов. Поздние портреты представляют Нерона сложной, противоречивой натурой.

Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произведения, не имевшие себе равных в древности. До наших дней дошло очень мало имен римских художников.

Для живописи эпохи республики характерны портреты, очень близкие к оригиналу. Они передают все мельчайшие особенности человеческого лица, дополнительно наделяя его чертами старости, конца жизни. Ведущим героем портрета был пожилой волевой патриций, обладавший по римским законам «правом жизни и смерти» всех своих домочадцев.

В середине I в. в изобразительном искусстве стал формироваться жанр натюрморта (от франц. «мертвая натура»), показывающий неодушевленные предметы. Римляне изображали и мясные лавки, в которых висят туши убитых животных, и символические произведения: например, золотой стол на фоне алой драпировки.

Император Траян отказался от пышных причесок, богатой светотени. Искусство его времени привержено идеалу кажущейся простоты: здесь появляются величие и мощь, прежде отсутствующие в художественных произведениях. С наступлением эпохи «солдатских императоров» мастера перестали изображать пышные волосы, почти убирали усы и бороду.

Эпоха геометрики в Греции (IX–VIII вв. до н. э.) долгое время недооценивалась учеными; ее считали небогатой в украшении вещей. В росписях преобладал геометрический стиль, названный так по четким, логическим формам основных декоративных приемов:

2) квадрат;

3) прямоугольник;

5) зигзаг;

Однако в каждом сосуде заключена большая информация о мире, зашифрованная в его форме и росписи.

8. Архитектура

Греки создают город, в котором складывается продуманная и ясная система архитектурных форм – ордер (от лат. ordo – «порядок», строй), которая потом становится основой греческой и новоевропейской архитектуры. Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы, на перекрестке которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме. Римляне изобрели бетон – важнейший строительный материал, с помощью которого закрепляли сооружаемые постройки.

Первые греческие ордера – дорический и ионический (названия связаны с местами их возникновения). Позднее появляется коринфский ордер, близкий к ионическому. В VII в. до н. э. завершается формирование основных типов храмов. Зодчие выбирали ордер для храмов в зависимости от пола, духа и олимпийского авторитета божества. Устраивались выставки и обсуждения. В 60-е гг. V в. до н. э. был заново отстроен храм Зевса в Олимпии – важнейшее общеэллинское святилище, где раз в 4 года проводили Олимпийские игры.

История Рима делится на два этапа.

1. Первый – эпоха республики, – наступивший в конце VI в. до н. э.

2. Второй этап – императорский – начался во время правления Октавиана Августа и длился до IV в. н. э.

Еще одна достопримечательность Рима: рыночная площадь – форум. С одной стороны к нему примыкало внушительное здание государственного архива – Табуларий. На площади высились храмы, среди них круглый храм Весты. Здесь же возвышались колонны, к которым прикрепляли ростры – носы побежденных вражеских кораблей (ростральные колонне), и проходила «священная дорога», вдоль которой стояли лавки. Обширный форум был обнесен 2-этажной колоннадой. Там находился большой амфитеатр, рассчитанный на 20 тыс. зрителей, он значительно превосходил потребности жителей города.

Интересны постройки римских домов – «домусов». Это были прямоугольные сооружения, которые тянулись вдоль двора, а на улицу выходили глухими торцевыми стенами. Главным помещением был атриум (лат. atrium – «вход») с отверстием в центре крыши, под которым находился бассейн для сбора воды. В целом атриум выполнял функцию «мирового столпа», связывавшего каждый римский дом с небесами и подземным миром. В атриуме стоял шкаф для хранения восковых масок предков и изображений добрых духов-покровителей – ларов и пенатов. Внутри дома были расписаны. Прекрасно сохранившиеся фрески показывают, какой была обычная жизненная среда римлянина.

Нерон решил придать Риму новый облик. По указу императора были тайно сожжены несколько городских кварталов, на месте которых император воздвиг знаменитый Золотой дом. Сохранилось несколько его залов, отдельные залы имеют необычную форму (например, 8-угольную).

В 70-80-е гг. I в. н. э. был сооружен грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название Колизей (от лат. collosseo «громадный»). Он был построен на месте разрушенного Золотого дома Нерона и принадлежал к новому архитектурному типу зданий. Римский Колизей представлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, замкнутую снаружи кольцевой стеной. Он вмещал около 50 тыс. зрителей. Внутри шли 4 яруса сидений. В солнечные дни над Колизеем натягивали огромный парусиновый навес – веларий. В амфитеатрах давали разные представления: морские бои, сражения людей с экзотическими зверями, бои гладиаторов. Трагедии у римлян практически не ставили, и даже комедии не пользовались успехом.

Второй шедевр зодчества эпохи Флавиев – это знаменитая Триумфальная арка Тита. Арку воздвигли в честь правителя в 81 г., уже после его смерти. Она увековечила поход Тита в 70 г. на Иерусалим. В аттике был захоронен прах Тита. Так хоронили лишь людей с особой харизмой (греч. «божественный дар»), т. е. наделенных исключительными личными качествами. Другие граждане покоились вдоль дорог за городскими воротами Рима.

При Трояне Римская империя достигла пика своего могущества. Этот император почитался лучшим из всех в римской истории. Самым знаменитым памятником Трояна в Риме считается его форум.

В римской архитектуре III в. особой грандиозностью отличаются термы (бани) Каракаллы. Термы для римлян были чем-то вроде клуба, где древняя традиция ритуальных омовений постепенно обросла комплексами для развлечений и занятий палестрами и гимнасиями, библиотеками, помещениями для музыкальных занятий. Термы Каракаллы занимали колоссальную площадь с газонами, имели залы горячей, теплой и холодной воды.

9. Скульптура. Вазопись

В античной скульптуре периода архаики все еще распространены антропоморфные (похожие на человека) статуи богов. А персонажи статуй VII–VI вв. до н. э. уже не только боги, а также юноши – куросы и девушки – коры, участники религиозных процессий. Отдельные статуи напоминают колонны, – руки тесно прижаты к телу, ступни ног стоят на одном уровне. У мужских и женских фигур почти одинаковые пропорции: тонкие талии и широкие плечи, с той лишь разницей, что мужские статуи очень часто предстают обнаженными, а женские – в одеяниях. К концу VI – началу V в. до н. э. пропорции фигур становятся более естественными, а их движения более свободными. Формы тела становятся более крепкими, реальными, а с лиц исчезает улыбка.

В Древних Афинах работали скульпторы Фидий, Мирон, Поликлет. Значительная часть их работ дошла до нас в римских мраморных копиях.

Дальнейшее развитие скульптуры связано с возрастанием интереса к внутреннему миру человека. На смену мужественности и суровости образов классики приходит скульптура, где авторам удается пластическими средствами передать тонкий и богатый душевный мир. Здесь великолепно показал себя знаменитый античный мастер Пракситель (ок. 390–330 гг. до н. э.). Уроженец острова Парос Скопас (IV в. до н. э.), передает накал эмоций, порой трагический надлом. Скульптор Лисипп, работая в бронзе, ставил перед собой иные задачи.

Еще один важнейший элемент искусства античности – расписные вазы. Их форма и размеры были самыми разнообразными. Различались такие типы сосудов, как:

1) кратер;

2) пелика;

3) амфора;

4) нефора;

5) гидрия;

6) канфар;

10) лутфор;

11) ойнохоя;

12) псиктер;

13) скифос;

14) стамнос.

В Аттике VI в. до н. э. – области Афин – были популярны сосуды чернофигурного стиля: черные фигуры располагались на светлом фоне. Однако в них появился ряд новшеств, таких как лак. Гончар и вазописец ставили свои подписи на вазах. Но уже около 30-х гг. VI в. до н. э. стал модным краснофигурный стиль: фигуры стали светлыми, а фон – темным.

Конечно, греческая и римская культуры очень похожи. Но в тоже время между этими двумя цивилизациями было очень много существенных различий. В первую очередь это было обусловлено сложностью связи на больших расстояниях, что сильно ограничивало взаимодействие двух культур.

В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ее отличительной особенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического (состязaтельного) начала. Формирование полиса как особого типа общины, шедшего на смену рыхлым объединениям «героической» эпохи, вызвало к жизни и новую, полисную мораль — коллективистскую в своей основе, поскольку существование индивида вне рамок полиса было невозможно. Выработке этой морали способствовала также военная организация полиса. Высшая доблесть гражданина состояла в защите своего полиса: «Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов доблестных павши, храброму мужу в бою ради отчизны своей» - эти слова спартанского поэта Тиртея как нельзя лучше выражали умонастроения этой эпохи, характеризуя систему господствовавших тогда ценностей. Определенную трансформацию переживала и религия. Формирование единого греческого мира при всех локальных особенностях повлекло за собой создание общего для всех греков пантеона.

Особенно роскошны были форумы Рима. К древнейшему форуму времен республики императоры присоединили ряд новых. Наиболее великолепен был форум Траяна. Не менее великолепны были «алтарь мира», воздвигнутый Августом, и мавзолей Августа, большой купольный храм «всем богам» - «Пантеон», построенный Агриппой и перестроенный затем императором Адрианом.

Постепенно складывалась идеология, система ценностей римских граждан. Её определял в первую очередь патриотизм – представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначавшихся ему победах, о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами, не щадя сил и жизни. Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права. На такой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, в первую очередь греческие, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей и перерабатывались в соответствии с ней.

Таким образом, можно сделать вывод, что древнеримская и древнегреческая цивилизации очень сходны друг с другом. В некоторых случаях их культуры даже можно рассматривать как одну общую греко-римскую культуру. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение.

Скорее всего, греческая культура оказала большее влияние на развитие римской за счет того, что она развивалась в более ранний период времени, а римская культура как бы наследовала её черты, она являлась их логическим развитием и конечно добавляла к ней множество новых признаков и особенностей. Поэтому рассматривая римскую культуру можно часто говорить, что описанные её особенности присущи и греческой культуре.

На почве античной культуры впервые появились и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.

Конечно, в столь небольшой работе невозможно полностью описать богатейшее культурное наследие Греции и Рима, можно только говорить об основных чертах этих двух культур.

В мировой цивилизации место, занимаемое культурой Древней Греции и Рима, называемой «искусством античного мира», особое. Антик - означает «древнее, старинное». Культура античного мира лежат в глубине веков, у ее истоков находится цивилизация племен и народов, населявших в III-II тыс. до.н.э. территорию Греции и острова Эгейского моря. Эгейская цивилизация самая ранняя пора древней культуры греческого народа взаимосвязана с искусством. Эгейскую цивилизацию принято называть Крито-Мекенской, потому что во II тыс. до.э. важнейшими центрами эгейской культуры являлись остров Крит и город Микены на полуострове Пелопоннес. Следующий период древнегреческой культуры называется по имени великого Гомера - «гомеровским» (IX-VIII вв. до н.э.). Так он был назван потому, что основным источником, наиболее полных свидетельств об этом периоде, являются созданные в VII в. до н.э. поэмы «Иллиада» и «Одиссея». По словам Платона, слепой певец Гомер стал наставником всего греческого народа, потому что на протяжении всей своей истории древнеэллинские произведения питались от них. Действительно, величие поэм Гомера, наверное, в том, что этот великий человек глубоко чувствовал дыхание своей эпохи. В эпоху Гомера не существовало письменности, древнегреческие письменные памятники берут свое начало в «архаическом» периоде. В гомеровскую эпоху культура переживала и периоды упадка и застоя, но нельзя забывать, что, несмотря на это, именно в этом периоде создались благоприятные условия для развития древнегреческого общества, дальнейшего расцвета культуры. Архаический период греческой культуры охватывает промежуток между 8 и 9 вв. до.н.э. «Архайос» - греческое слово, обозначает древнее. Уже в начале эпохи начинает бурно развиваться культура, особенно материальная. В связи с окончательным распадом родового строя начала формироваться общественно-политическая форма древнего рабовладельческого строя - города - государства - полисы. Греческой религии, как и религиям стран Древнего Востока, свойствен политеизм. Главным богом, отцом богов считается Зевс. Его супруга Гера - богиня неба и покровительница брака. Зевс вручает своим братьям: Посейдону - власть над морем, Аиду - подземное царство. По преданию, богиня любви и красоты Афродита родилась из морской пены. Одна из главных богинь Древней Греции - покровительница флоры и фауны Артемида. Известный как одно из чудес света, храм Артемиды был построен в ее честь. Афина - богиня мудрости, под ее эгидой люди стремились к познанию, занимались ремеслами, она научила женщин ткачеству. Гелиос - бог солнца, Ника (Виктория) - богиня победы, Арес - бог войны, Дионис - бог вина, Гермес - бог торговли и т. д.К середине V в. город Афины стал самым крупным культурным центром Древней Греции. Талантливые скульпторы, мастера и специалисты по строительству, собиравшиеся из разных уголков Греции, внесли огромный вклад в превращение Афин в замечательный образец строительного и скульптурного искусства своего времени. Подобный расцвет в сфере искусства тесно связан с именами афинского стратега Перикла и его лучшего друга, ваятеля Фидия. Вершина античного архитектурного искусства, признанный еще в древности самым замечательным образцом дорического стиля, Парфенонский дворец. Созданные Фидием скульптуры, стоявшие в этом великолепном сооружении, -истинные сокровища красоты, правдивые свидетельства высочайших духовных порывов человека. Самобытная архаическая культура проложила широкую дорогу новому периоду в истории Эллады, сыгравшему особую роль в эпохе расцвета классики, который называется периодом классической культуры Греции(V-IVвв. до н.э.).

Хронологические рамки существования Римской цивилизации уникальны тем, что период ее существования могу назвать не только с точностью до столетия и даже до года, но и даже с точность до дней. Условно, днем основания Рима и всей Римской цивилизации считается 21 апреля 753 года до н.э., финал наступил тогда, когда был свергнут последний Римский император Ромул Августул, варварским вождем Адаакром, это произошло 23 августа 476 года н.э. Таким образом Римская цивилизация просуществовала 12 веков, которые разбиваются на три периода - царский 8-6 вв. до н.э., период римской республики 4-1 вв. до н.э., период римской империи 1 в. до н.э. - 5 в. н.э. Этот последний период делится на два этапа: принципата 30 г. до н.э. - 284 г. н.э. и доминиата - 284-476 гг. н.э. Римская цивилизация по типу сходна с греческой, как тоже земледельческая, морская и торговая. Но море у берегов Италии - более бурное, гавани - похуже, чем в Греции. Греки колонизовали отдаленные земли, путешествуя по отдельности из каждого полиса. И они не завоевывали других стран, а именно поселялись в них, торгуя и взаимодействуя с местным населением. В становлении развитии Рима важную роль другое - войны. Они обеспечивали не только, (это было и у греков), но и зависимость от Рима территорий, включение их в состав римского государства. Хронологические рамки существования Римской цивилизации уникальны тем, что период ее существования могу назвать не только с точностью до столетия и даже до года, но и даже с точность до дней. Условно, днем основания Рима и всей Римской цивилизации считается 21 апреля 753 года до н.э., финал наступил тогда, когда был свергнут последний Римский император Ромул Августул, варварским вождем Адаакром, это произошло 23 августа 476 года н.э. Таким образом, Римская цивилизация просуществовала 12 веков, которые разбиваются на три периода - царский 8-6 вв. до н.э., период римской республики 4-1 вв. до н.э., период римской империи 1 в. до н.э. - 5 в. н.э. Этот последний период делится на два этапа: принципата 30 г. до н.э. - 284 г. н.э. и доминиата - 284-476 гг. н.э.Римская цивилизация по типу сходна с греческой, как тоже земледельческая, морская и торговая. Но море у берегов Италии - более бурное, гавани - похуже, чем в Греции. Греки колонизовали отдаленные земли, путешествуя по отдельности из каждого полиса. И они не завоевывали других стран, а именно поселялись в них, торгуя и взаимодействуя с местным населением. Эстетическая и художественная культура древнеримского природа античности также развивается в условиях активного диалога своего и чужого, взаимопроникновения, заимствований. Заимствуя многое у греков и варваров, Рим и в этой сфере культуры создает ценности, в которых высвечивалось сотворенное до его владычества и, в пределах римского государства, и римлянами и не римлянами. Для мировой культуры оказалось существенным то, что Рим, как бы принявший культурную эстафету от Греции, именно Рим, прежде всего и передавал ее дальше - на Восток и в средневековую, возрожденческую и после возрожденческую Европу. Античное воздействие на развитие европейского классицизма, например, шло в гораздо большей мере от Рима, чем от Греции. С древнегреческой скульптурой Европа познакомилась через римские копии греческих скульптурных памятников. Римляне очень хорошо овладевали тем, что «наработала» в сфере художественной деятельности Греция. И греческими архитектурными ордерами, и жанрами, и приемами литературного творчества. Но, во-первых, из богатейшего арсенала художественной древнегреческой культуры римляне брали в основном то, что соответствовало настрою и вкусам римского общества в каждый период его развития. Во-вторых, римляне превзошли греков в ряде цивилизационно-технических достижений. Так, в строительстве -архитектуре применение обожженного кирпича и так называемого римского бетона дало им возможность строить сложные сооружения, возводить своды и купола больших объектов. Техника обработки мрамора, облицовки мрамором достигла в Риме очень высокого уровня. Все это позволило римлянам создавать грандиозные инженерные и архитектурные сооружения (акведуки, цирки, дворцы, особняки, бани-термы). И эти сооружения, помимо всего прочего, выражали идею величия Рима, особенного императорского. В скульптуре для этого наиболее подходили величественный стиль Фидия и атлетическая красота статуй Поликлета, греческих скульпторов, на которых стали ориентироваться скульпторы римские. Но они превосходили греков в тонкостях деталей и отделки мраморных статуй. И кроме общей идеализации, в статуях, в частности портретных, сказывалась особенность художественной римской культуры, - нацеленность на выявление портретного сходства с острыми изобразительными характеристиками. Римские скульпторы стремились схватить и изобразить самое характерное в человеке, вплоть до выражения особенностей его внутреннего, духовного мира, душевного настроя. К концу империи, правда, и величественность сооружений и реалистичность скульптурных портретов - как бы смазываются. Кризисные явления в жизни вызывают в изобразительном искусстве тяготение к помпезности, эклектичности и повышенной, порой безвкусной, декоративности. Наряду с изобразительным искусством, в Риме мощно, хотя и сравнительно поздно, развивается литература. В ІІІ в. до н.э. появляются первые известные поэты и римский театр. Театр в Риме, как в Греции, был связан с культовыми действами. Это был один из видов «игр» во время празднеств. Но если в Греции появились великие трагики и социально заряженные комедиографы (Аристофан, Меандр), то в Риме явное преимущество имела комедия, которая начинает ориентироваться на буффонаду, комизм бытовых ситуаций, комедию интриги. Такие римские комедиографы как Плавт и Теренций, заимствуя некоторые сюжеты и приемы у греческих драматургов, осмеивали жажду накопления, ростовщичество. Они, во всяком случае, Плавт, стремились и умели возбуждать смех и создавать яркие гротескные типажи. Римская проза в ее становлении оказалась существенно связанной с ораторским искусством, красноречием и историческими сочинениями (Цицерон, Цезарь, Тит Ливий, позже Тацит, и др.). В сравнении с греческой поэзией римская более разнообразна, более разработана в своих приемах, но и более рационализована, порой более нравоучительна. Она вроде бы несколько менее ориентирована на некоторые сферы жизненной практики, не выступает столь откровенно в качестве военной, политической. Она, пожалуй, более направлена на получение от нее чисто художественного наслаждения, рассчитана на успех у читателей, организована для этого, мастерски «выполнена», и в этом случае вполне классична. В целом римское искусство очень богато и разнообразно. Эстетические моменты и в самой жизни и в искусстве видимо ценились римлянами чрезвычайно высоко. Для Рима была характерной все более пышная театрализованность праздников, церемоний, правда, тяготеющая к безвкусице, фальшивому блеску. Римляне уважали и ценили торжественность и спокойную пластичность движений и одеяний, украшали свои жилища мозаиками и росписями. В религии римской, при всех моментах ее своеобразия, было использовано очень много заимствованного. Что-то римляне взяли еще у этрусков и сабинян, что-то с Востока и от других варваров. Но зрелое римское многобожие более всего схоже с древнегреческими верованиями. Верховный бог римлян Юпитер - громовержец стал подобным Зевсу, Марс - Аресу, Юнона - Гере, Венера - Афродите, Вулкан - Гефесту, Артемида - Диан, Меркурий - Гермесу и т.д. Это что касается олимпийской линии греческой религии. Диониссийское же начало проявилось в Риме в культе Вакха - бога живой природы, в честь которого разворачивались известные «вакханалии», веселые разгульные действа с непристойными шутками в состоянии всеобщего опьянения. Наряду со стоицизмом, в Риме постепенно расширяет свое влияние христианство, появившееся в римских провинциях. Ранее христианство, как мировоззрение, оказалось во многом близким к стоицизму. Но стоицизм был все же несколько аристократичным, обращенным к разуму. Христианство же не является философией, это религия, основанная на вере. Оно возникло как массовое явление, распространенное поначалу в низах общества, уже потом захватывая и его верхи. Христианство принесло нечто совершенно необычное в нравственность и привлекло к себе представителей самых разных социальных слоев. Нравственность христианская оказалась одновременно и индивидуализованной, личностной и всечеловеческой. Нравственное совершенство и несовершенство каждого человека и человечества оказались связанными с жизнью потустороннем, истинном бытии. Государственность и политическая жизнь Рима развивались от патриархального царства к республике и от республики - к империи. Хронологически это выглядит примерно так. Период патриархальных царств: VII-V в.в до н. э. Римская республика, возникнув после устранения царской власти, продержалась от V до I в. до н.э. и закончилась диктатурой Суллы и фактической диктатурой Цезаря, убитого Брутом в 44 г. до н. э. С конца I в. до н. э. и до V в. н. э. существовал императорский Рим, частично как бы продолженный далее в Византии.

Характерно, что политика и другие, связанные с ней стороны жизни, в Древнем Риме достигали высокой степени цивилизованности, прежде всего путем и с помощью развития правовых отношений. В этом плане именно Рим дал очень многое, что было использовано в дальнейшем развитии европейской, а через это и мировой цивилизации в движении к так называемому "правовому государству".

Раннее римское право получило свое выражение и оформление в известных, принятых в 450 г. до н. э., законах XII таблиц (хотя до них уже были правовые акты, законы, регулировавшие жизнь в становящейся республике). Эти и последовавшие юридические документы и, главное, действия, имели большое значение. Римскими юристами постепенно все четче оформлялись права собственности, семейно-наследственные права, политические права и обязанности граждан и государства, его органов управления вырабатывались законы по уголовным и иным преступлениям. Основными источниками права становились законы (а не обычаи), эдикты (указы) римских магистратов и решения Сената, которые дополнялись декретами. В императорском Риме неограниченная законодательная власть оказалась у императоров, которые продолжали законотворческую деятельность. В результате сложились кодексы, своды законов, эдиктов и т. д., в которые включалось то, что было принято ранее, и новые юридические акты. Особенно популярным стал кодекс императора Юстиниана (527-565 гг.), послуживший источником рецепций римского права в средневековую и нововременную Европу. Ораторское искусство Древнего Рима связана с именем Цицерона, Марка Тулия, родившегося в 106 - 43 г. до н.э. Цицерон получил превосходное образование и к началу 80-х уже имел на своем счету трактат по ораторскому искусству и несколько выступлений в суде, от которых до нас дошли две речи.

античный древнегреческий древнеримский

Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (от лат. antiquus - древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время.

Культура Древней Греции.

Крито-микенская культура. Центрами ее были остров Крит и город Микены в материковой Греции. Время возникновения критской культуры (или минойской - по имени легендарного царя Крита Миноса) - рубеж III-II тыс. до н.э. Пережив периоды подъема и упадка, она просуществовала примерно до 1200 г. до н.э. Вся жизнь на Крите сосредотачивалась вокруг так называемых дворцов. Дворцы Крита действительно были похожи на лабиринты, они состояли из множества различных по отделке и назначению помещений, внутренняя планировка отличалась беспорядочностью. Но несмотря на это, дворцы все же воспринимаются как единый архитектурный ансамбль. На фресках изображались животные, цветы, сцены из жизни обитателей дворца, в частности «игры с быками» - религиозный ритуал, связанный с одним из главных минойских культов - культом бога-быка, в образе которого воплощались разрушительные силы природы. Религия играла огромную роль в жизни Крита, там сложилась особая форма царской власти - теократия, при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу. Царский дворец выполнял универсальные функции, являясь одновременно религиозным, административным, хозяйственным центром.

Расцвет минойской культуры приходится на XVI - первую половину XV вв. до н.э. Однако в середине XV в. до н.э. почти все поселения и дворцы острова были разрушены в результате сильнейшего извержения вулкана на острове Фера, а также вторжения из материковой Греции воинственных греков-ахейцев.

Центр цивилизации перемещается в материковую Грецию, где в это время расцветает микенская (или ахейская) культура, сформировавшаяся около 1700 до н.э.

Первоначально эта культура испытывала сильное влияние минойской цивилизации. Были заимствованы имена некоторых богов, а также водопровод и канализация, фасоны одежды, фресковая живопись и др. Наиболее ранний памятник этой культуры - шахтные гробницы в Микенах , открытые в 1876 г. известным археологом Г. Шлиманом. Расцвет микенской цивилизации приходится на XV-XIII вв. до н.э. Как и на Крите, основными центрами культуры были дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке.

Ахейцы, захватив в XV в. до н.э. Крит, переняли у минойцев письменность (так называемое линейное слоговое письмо А) и приспособили ее для передачи своего языка (так называемое линейное слоговое письмо Б).

В конце XIII в. до н.э. огромная масса северобалканских варварских, не затронутых крито-микенской цивилизацией, племен устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играло греческое племя дорийцев. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами - более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII-XI вв. до н.э. начинается в Греции железный век, и именно в это время прекращает свое существование крито-микенская цивилизация.

Следующий период греческой истории обычно называют гомеровским - по имени великого Го мера. Его прекрасные поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в конце VIII в. до н.э., рассказывают о происходившей в конце XIII в. до н.э. Троянской войне и возвращении одного из главных героев - Одиссея - домой после войны. До нас дошло сравнительно мало памятников гомеровского периода. Наиболее яркие памятники искусства этого периода, дошедшие до нас, - керамика, расписанная геометрическим орнаментом. Это большие вазы, служившие надгробиями, и сосуды бытового назначения, а также терракотовые статуэтки и скульптурные украшения сосудов.

Гомеровский период был бесписьменным, первые известные после длительного перерыва греческие надписи принадлежат уже другой эпохе - архаической (вторая половина VIII в до н.э.). Но в них используется уже не линейное слоговое письмо Б, а совершенно новое - алфавитное письмо, заимствованное греками у финикийцев.

В целом гомеровский период был временем упадка и застоя культуры.

Период архаики охватывает VIII-VI вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация - освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после крушения крито-микенской культуры. Греки научились многому у других народов. На зарождение и развитие науки, в частности астрономии и геометрии, оказали влияние науки Древнего Египта и Вавилона. На греческое искусство оказали сильное воздействие египетская и ближневосточная архитектура и скульптура. В период архаики с окончательным разложением родовой общины происходит формирование античного полиса - города-государства, гражданской общине которого принадлежала и окружающая город сельскохозяйственная территория. Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы.

В политическом отношении Греция делилась на множество самостоятельных городов-государств, однако именно в архаическую эпоху активное взаимодействие греков с другими народами пробудило в них сознание единства, появляются понятия «эллины», «Эллада», охватывавшие греческий мир в целом. Важными центрами экономических, политических, культурных связей между полисами становятся общегреческие святилища, возникновению которых способствовало создание единого пантеона богов в результате слияния местных культов. Появляются олимпийские боги (Зевс-громовержец, его жена Гера, его брат Посейдон, сын Аполлон и т.д.).

Важным фактором культурного развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры - спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие в Олимпии с 776 г. до н.э. раз в четыре года; Пифийские - спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские - в честь Посейдона (проводились под Коринфом раз в два года).

В эпоху архаики наиболее развитой областью Греции была Иония (западное побережье Малой Азии), именно там возникла первая философская система античности - натурфилософия. Ее представители пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову всего сущего. Фалес считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен - воздух, Анаксимандр - алейрон (беспредельное), т.е. первоматерию с ее противоположными началами - твердым и жидким, теплом и холодом. Пифагор основой всего сущего считал математические законы, создающие космическую гармонию.

Одним из крупнейших греческих философов был Гераклит из Эфеса. Первоосновой материи Гераклит считал огонь, который как основной фермент природы, соединяет все виды материи в одно целое.

К этому же времени относится и творчество Гесиода , написавшего поэмы «Теогония» (о происхождении богов) и «Труды и дни».

В литературе этого периода ведущая роль постепенно переходит от эпоса к лирической поэзии (Архилох , Солон , Алкей , Анакреонт ).

К VI в. до н.э. относится и возникновение греческого театра, выросшего из хороводов, песен и молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь Диониса.

Искусство периода архаики характеризуют поиски убедительной формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса (одиночные скульптуры куроса и коры).

К VI в. до н.э. создается архитектурный ордер в его дорическом (к примеру, храма Зевса в Олимпии ) и ионическом вариантах (к примеру, храм Артемиды ). Греческая керамика эпохи архаики поражает богатством и разнообразием форм. Впечатляют коринфские вазы, расписанные в ориентальном стиле, и аттические чернофигурные и более поздние краснофигурные вазы с изображением обыденной жизни людей.

Рубежом в истории Древней Греции стали греко-персидские войны (500-449 гг. до н.э.). Ими заканчивается период формирования античного полиса - архаический и начинается период расцвета - классический , центром которой стали Афины.

В области философии первым ввел в науку понятие атомов (неделимых частиц материи) Демокрит . Он считал, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты.

Если Демокрит признавал объективный характер познания, то другое философское направление, возникшее в тот же период, утверждало, что истин может быть столько же, сколько существует людей. Представители этого направления- софисты, учили доказывать любое положение. Из среды софистов вышел Сократ , однако он утверждал, что существуют абсолютные истины, абсолютные этические ценности, но ими владеет только бог.

Древнегреческую медицину прославил врач Гиппократ. Его труды стали основой дальнейшего развития медицины.

В литературе V в. до н.э. основными жанрами стали трагедия и комедия. Творцом классической греческой трагедии является Эсхил (трагедия «Прометей прикованный» и трилогия «Орестея»).

Тема неотвратимой судьбы занимает большое место в творчестве другого греческого трагика - Софокла (трагедия о легендарном царе Эдипе). Творцом психологической драмы был Еврипид («Медея» и «Федра»).

Великолепным комедиографом был Аристофан , придавший комедии политическую остроту и злободневность («Мир», «Всадники», «Лисистрата» и др.). В V в. до н.э. активно развивается греческая историография. Еще древние называли Геродота «отцом истории», описавшим греко-персидские войны.

Величайшим историком античности был Фукидид («История Пелопоннесской войны»).

В это время расцвета достигает реалистическая скульптура (Фидий- «Афина-воительница», «Афина-Парфенон» для Парфенона в Афинах, «Зевс» - для храма в Олимпии), Мирон («Дискобол»), Поликлет (статуя Геры) и т.д.

В классический период окончательно оформились дорический и ионический ордеры, и появляется новый, более нарядный, - коринфский ордер, для которого характерна капитель, украшенная листвой и завитками.

История Греции в IV в. до н.э. - это история кризиса полиса. Развивается индивидуализм, стремление к личному благополучию, а не к общественному благу, исчезает дух патриотизма. В дела Греции все больше вмешиваются другие государства в частности Персия, Македония. И в конце концов Греция теряет политическую независимость и подчиняется македонскому царю Филиппу II.

Очень популярной в это время была киническая школа философии, главными представителями которой были Антисфен и Диоген Синопский . По мнению киников, конечная цель человеческих устремлений - добродетель, совпадает со счастьем и заключается в умении избегать зла и зваться малым, что обеспечивает независимость. В эпоху кризиса полиса жили два выдающихся античных философа Платон и Аристотель, оказавшие громадное влияние на дальнейшее развитие философии, а также христианской теологии.

В литературе IV в. до н.э. ведущее место занимает проза, трагедия в это время переживает упадок, значительно меняется комедия.

Очень высокого уровня достигает ораторское искусство, речи Исократа , Демосфена долгое время оставались непревзойденными образцами литературного мастерства.

Наиболее значительным историком IV в. до н.э. был Ксенофонт . Его лучшие произведения «Анабасис» и «Греческая история».

Кризис полисной идеологии оказал большое влияние на развитие греческой скульптуры. Возникает интерес к человеческой личности (Пракситель - «Афродита Книдская», «Аполлон, убивающий ящерицу», Скопас - «Геракл», «Вакханка» и Лиссип - «Геракл», «Гермес» и др.)

Культура эпохи эллинизма. Новым рубежом в истории Греции становится поход на Восток Александра Македонского - сына Филиппа II, подчинившего себе Грецию. В результате похода (334-324 гг. до н.э.) появилась огромная держава, простиравшаяся от Дуная до Инда, от Египта - до современной Средней Азии. В эпоху эллинизма в значительной мере исчезает характерный разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Для этого времени типичен такой ученый, как знаменитый Архимед . Большая заслуга Архимеда в развитии техники: он создал винтовой насос, болт, сконструировал множество боевых метательных машин, оборонительных орудий.

Знамениты также другие ученые эпохи эллинизма: Евклид , создавший элементарную геометрию; Эратосфен , довольно точно определивший длину земного меридиана и таким образом установивший истинные размеры Земли; Аристарх Самосский , доказавший вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский , установивший точную длину солнечного года и вычисливший расстояние от Земли до Луны и Солнца; Герон Александрийский , создавший прообраз паровой турбины, и др.

Успешно развивалось и естествознание, особенно медицина. В этой области огромные заслуги принадлежат Герофилу и Эрасистрату , открывшим нервную систему, выяснившим значение пульса, сделавшим большой шаг вперед в изучении мозга и сердца. Развитие научных знаний требовало систематизации и хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них - в Александрии и Пергаме. В Александрии при дворе Птолемеев был создан так называемый Мусейон (храм муз), служивший научным центром. В нем находились различные кабинеты, коллекции, аудитории, а также бесплатное жилье для ученых. Математик Евклид создал здесь свой главный труд «Элементы».

В эллинистическую эпоху развивается новая отрасль знания, практически отсутствовавшая в классическую эпоху, - филология в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературная критика и т.п.

Придворный быт эллинистических монархий и жизнь больших дворцов породили особый вид поэзии - идиллию. Наиболее ярким представителем этого жанра был Феокрит .

Философия в эпоху эллинизма обладала целым рядом особенностей. Важнейшей из них является эклектизм - стремление сочетать элементы различных школ, неспособность создать единую и последовательную систему. Кроме того, философия в основном имела этическую направленность - первое место занимают вопросы морали, натурфилософии, а гносеологические проблемы отходят на второй план. Наиболее типичными для эллинистической эпохи были две новые школы - эпикурейство (основатель - Эпикур) и стоицизм (основатель - Зенон).

Эпоха эллинизма принесла в религию ряд новых явлений. Это культ монархов, выросший на почве обожествления личности царя. Другая характерная черта эллинистической религии - культ судьбы. Но наиболее типичным для эллинистической религии является синкретизм - смешение различных элементов греческих и восточных религиозных представлений.

Формированию эллинистической культуры во многом способствовало распространение греческой системы образования, которая имела три этапа обучения.

В эллинистическую эпоху строительство многих новых городов, а также перепланировка старых городов осуществлялись по определенной системе. В городах увеличивается количество общественных сооружений: строятся булевтерии (здания городских советов), палестры (спортивные школы), гимнасии (школьные здания), стадионы, библиотеки, бани и т.д. В эллинистический период появляются и такие специфические сооружения, как знаменитый Фаросский маяк в Александрии, Башня ветров в Афинах.

В архитектуре проявляется повышенный интерес к личности, ее эмоциям, характерные черты скульптуры этого времени - динамичность. Известны скульптурные изображения этого периода: «ВенераМилосская», «Ника Самофракйская» , скульптурные группы «Лаокоон», «Фарнезский бык», а также, несохранившаяся до наших дней бронзовая статуя (высотой 35 м) бога солнца Гелиоса - Колосс Родосский, которая была признана одним из семи чудес света.

Культура Древнего Рима. Эллинистические государства, возникшие в IV в. до н.э., существовали сравнительно недолго. Уже во II-I вв. до н.э. большинство из них было завоевано Римом. С этого времени центром античной культуры становится территория современной Италии.

Древнейшей цивилизацией на территории Апеннинского полуострова считается этрусская культура. В I тыс. до н.э. на территории Средней и Северной Италии этруски создали федерацию городов-государств. Каменные стены и здания, четкая планировка улиц, пересекавшихся под прямым углом и ориентированных по странам света, - характерные черты их городов. Этруски первыми начали строить здания с купольным сводом, возводившимся из клиновидных балок.

Этруски освоили искусство обработки камня, металла. Высокого уровня достигала и керамика - это «зачерненные» при обжиге и покрытые лаком сосуды. Для изобразительного искусства этрусков характерен реализм - стремление передать наиболее существенные черты человека. Особенно это заметно в скульптурных портретах этой эпохи, совершенно чуждых идеализации. Именно благодаря этрусскому влиянию римский портрет достиг впоследствии такого совершенства.

Язык этрусков до сих пор, за исключением только некоторых слов, не расшифрован.

Жрецы проводили особые ритуалы гадания: по печени приносящихся в жертву животных, полету птиц, по направлению удара молнии и т.д. Пантеон богов в основном соответствовал греческому, но этруски поклонялись также множеству добрых и злых демонов. Большое влияние на самобытную этрусскую культуру оказали греки, появившиеся здесь в ходе Великой колонизации (VIII-VI вв.до н.э.). Этруски подражали им в формах и орнаментах керамики, строили храмы по греческим образцам, этрусские божества все больше и больше приобретали функции и черты греческих, усвоили этруски и образы греческой мифологии, гомеровский эпос. В свою очередь, этруски воздействовали на соседние италийские народы, и в частности, на римлян: этрусское влияние прослеживается в архитектуре, скульптуре, религии Древнего Рима.

Начало римской истории по традиции относят к 753 г.до н.э. - времени основания города. Первый, царский, период истории охватывает VIII- VI вв. до н.э., к концу его Рим сложился как город-государство греческого типа. По преданию, в Риме правили семь царей, причем трое последних были этрусского происхождения. При них город был обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен первый цирк для гладиаторских игр. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римское цифры, гадания по полету птиц и внутренностям животных. Заимствованы были и одеяние римлян - тога, архитектура дома с атрием - крытым внутренним двориком со световым отверстием и т.д.

Ранняя римская религия была анимистической, т.е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей братьев Ромула и Рема - основателей города. Однако постепенно под влиянием этрусков, представлявших, как и греки, богов в человеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму. Первый в Риме храм - храм Юпитера на Капитолийском холме - был построен этрусскими мастерами.

По преданию, этрусское господство в Риме кончилось в 510 г. до н.э. - восставший народ сверг последнего царя Тарквиния Гордого. Рим становится аристократической рабовладельческой республикой. Период ранней Республики охватывает VI-III вв. до н.э., в это время Риму удается подчинить всю территорию Апеннинского полуострова.

В IV в. до н.э., главным образом среди верхних слоев римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаев.

С образованием гражданской общины, республиканского строя вязано возникновение ораторского искусства. Выступления сенаторов в сенате, должностных лиц в комициях (народных собраниях) требовали знаний и искусства убеждать слушателей.

К IV в. до н.э. относится зарождение в Риме театра - сценические игры, исполнявшиеся профессиональными артистами.

Дальнейшее развитие Римской республики продолжалось в II-I вв. до н.э. С 60-х гг. III в. до н.э. Рим вел постоянные войны за господство во всем Средиземноморье. К середине II в. до н.э. Рим становится мощной средиземноморской державой, однако примерно в это же время в государстве изменяется внутриполитическая обстановка - начинаются гражданские войны, приведшие к падению Республики. Временная военная диктатура (например, Суллы или Цезаря ) к концу I в. до н.э. сменяется принципатом - наследственной диктатурой под республиканской оболочкой.

Римская культура позднереспубликанской эпохи представляла собой соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило ее эклектизм.

Начиная с III в. до н. э. особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Римские боги отождествляются с греческими.

Греческая литература, наряду с народным италийским творчеством, оказала сильное воздействие на становление и развитие римской литературы. Первым римским поэтом был вольноотпущенный греческий раб Ливий Андроник, переводивший на латынь греческие трагедии и комедии, «Одиссею» Гомера. Крупнейший римский писатель этого времени - Плавт. Ему приписывают создание 130 комедий, из которых до нас дошли 20. Несколько позже писал свои комедии Теренций . Римская трагедия всегда была подражательной, слабо связанной с реальной действительностью. Значительную роль в римской трагедии играл хор, затем уступивший сольному пению.

На новую, более высокую ступень поднялась римская поэзия в I в. до н.э. (Лукреций, Катулл).

Первым прозаическим произведением на латинском языке был труд Катона Старшего «О сельском хозяйстве». Наиболее выдающимися писателями, мастерами прозы периода поздней Республики были Варрон и Цицерон.

Наибольший вклад в развитие историографии периода Республики внесли Саллюстий - «Заговор Катипины», «Юзуртинская война» и великий полководец, диктатор Гай Юлий Цезарь - «Записки о Галльской войне».

Влияние греческой культуры сказалось в развитии римской философии - наиболее распространены были учения эпикурейцев, стоиков.

Римская архитектура испытала сильное влияние этрусской и особенно греческой. Для римских сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии.

Широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Во II-I вв. н. э. начинают широко применять бетон . Появляются новые типы зданий: базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои, цирки, где происходили соревнования колесниц, термы - сложный комплекс банных помещений, возникает новый тип монументального сооружения - триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков, мостов.

В области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры. Римлянами были созданы тип статуи «тогатус» (изображение оратора в тоге), и скульптурная форма - скульптурные бюсты, отличавшиеся суровой простотой и отточенной правдивостью образов («Брут», «Оратор», бюсты Цицерона и Цезаря).

Высокого уровня достигла в Риме агрономия (известны сельскохозяйственные трактаты Катона, Варрона). Римский архитектор Витрувий (2-я пол. I в. до н.э.) написал трактат «Об архитектуре».

В Риме появляются и руководства по риторике, особую роль в развитии которого сыграл Цицерон. Большое развитие получила юриспруденция - наука о праве.

С 31 г. до н.э. начинается новая страница в Римской истории - история Империи. Конец I в. до н.э. - II в. н.э. - время ранней Империи - эпоха принципата, расцвета рабовладельческих отношений. Римское государство превращается в огромную империю, включающую Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы.

Центром изучения философии в Римской Империи оставались Афины. У римлян по-прежнему были распространены в I-II вв. н.э. стоицизм и эпикурейство. У римской знати особенно популярен был стоицизм. Основными представителями его были: римский философ, политик, поэт, воспитатель императора Нерона Сенека , написавший «Нравственные письме к Луциплию» и «Естественно-научные вопросы», и философ на троне - император Марк Аврели , написавший свое единственное сочинение - «Размышления».

Для религии эпохи принципата характерно установление новых культов - почитание императоров, объявляющихся после смерти божественными, и богини Ромы как покровительницы всей Римской империи. Очень популярны были культы богов-спасителей, победивших смерть.

Больших успехов добилась медицина. Врач Гален производил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга, были созданы школы для подготовки врачей. Однако наряду с достижениями естественных наук уже во I в. н.э. стали заметны признаки регресса. В астрономии принимается система Птолемея - геоцентрическая, согласно которой центром солнечной системы является Земля. Кроме того, особой популярностью в эпоху принципата пользуется астрология.

Одно из высочайших достижений римской культуры - литература эпохи ранней Империи. Она представлена целым созвездием замечательных писателей: Апулей, Плиний Младший, сатирики Ювенал , Петроний , Лукиан , поэты Вергилий , Гораций , Овидий .

Расцвета достигает римская историография (Тит Ливии , Плиний Старший, Иосиф Флавий, Тацит).

К I-II вв. н.э. относится сооружение двух самых известных римских архитектурных памятников: Колизея, самого большого амфитеатра античного мира, вмещавшего 50 тыс. зрителей, и Пантеона, храма во имя всех богов.

В конце II в. н.э. в Римской империи начинается кризис, который в III в. охватывает все государство и носит всеобъемлющий характер. Его наиболее ярким проявлением были частая смена императоров, отпадение провинций. Характерные признаки кризиса античной культуры - низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение христианства. С III в. античное направление в архитектуре не создает уже ничего нового, совершенная портретная скульптура сменяется более грубой, падает техническое мастерство.

IV-V вв. н.э. - период поздней Империи, в это время изменяется форма римского государства, принципат уступает место доминату - неограниченной монархии, лишенной всяких республиканских примет. С установлением домината ситуация в Империи несколько нормализуется, однако центробежные силы продолжают действовать, и в 395 г. Империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе.

История культуры позднего античного периода проходит в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими, принципами. Христианство возникает на основе распространенной в восточных провинциях Римской империи идеи ожидания мессии - спасителя в лице Иисуса Христа Сына Божьего. Образ мессии Христа (гр. Christus - помазанник) первоначально упоминался в самой общей форме и лишь несколько позже, в конце I в. и в первой половине II в. н.э. появились жизнеописания основоположника новой религии - евангелия. Первым было создано Евангелие от Марка, позже - Евангелие от Матфея и Евангелие от Луки. В первый период своего существования христианство было запрещено, начались преследования христиан по всей Римской империи. Однако уже в IV в. христианство превращается в государственную религию, начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры. Торжество христианской церкви сопровождалось также гибелью многих памятников античной культуры.

В IV в. н.э. начинают строить христианские храмы - базилики. Форма и название их были заимствованы от более ранних античных базилик.

Новые художественные черты яснее всего выступают в христианской живописи. В росписях римских катакомб наглядность изображения сцены, понимание содержания становятся важнее. Восточная Римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г., когда был низложен последний император. Этот год традиционно считается концом Древнего мира, античности, началом Средневековья. На развалинах Западноримской империи возникают так называемые варварские королевства, население которых было в той или иной степени приобщено к греко-римской культуре, оказавшей большое влияние на развитие этих государств.

Культура древнего Рима кратко изучается во всех гуманитарных курсах цивилизационной направленности, однако все многообразие вряд ли можно увидеть в обзорном курсе. Во многом культура древнего Рима кратко преподается для того, чтобы лишь затронуть познавательный интерес учащихся, заставить их самих добывать знания.

Обратим некоторое внимание на особенности римской культуры, чтобы все же составить, хоть и ущербное, но поверхностное впечатление о наследии древней цивилизации.

Римская культура во многом продолжила греческие традиции, но, беря за основу культуру Древней Греции, римляне внесли и свои интересные элементы. Как и в Греции, культура была производной от военного дела, политики, религии, а ее достижения в первую очередь зависели от потребностей римского общества.

Более всего римляне развивали архитектуру и скульптурную портретистику. Культура древнего Рима кратко показывает, что старания греков не прошли даром.

Религия римлян была не столько сложной, сколько безалаберной. Множество богов, духов-защитников, идолов не всегда соответствовали своим функциям, а потом и вовсе перестали их выполнять, оставив лишь привычный нам пантеон. С возникновением и популяризацией христианства римская религия приобрела более стройные очертания, а боги уже давно стали мифологией.

Известны римляне и своей философией, которая дала миру столпов этой науки. Чего только стоят имена Цицерона и Тита Лукреция Кара, Сенеки и Марка Аврелия. Благодаря трудам этих ученых возникли первые философские проблемы, многие из которых не решены и теперь.

В науке римляне тоже достигли довольно высоко уровня, особенно для того времени, когда многие отрасли находились в зачаточном состоянии. В медицине особых успехов достигли Цельс и Клавдий Гален; в истории Саллюстий, Плиний, Тацит, Тит Ливий; в литературе Ливий Андроник, Плавт, Гай Валерий Катулл, Вергилий, Гай Петроний, Гораций, Овидий Назон, Плутарх. Необходимо также вспомнить и о римском праве, которым пользуется все Европа. И это не зря, ведь законы двенадцати таблиц были написаны именно в Риме.

Более привычным для обывателей остатком римской роскоши стал цирк, в котором проводились гладиаторские бои. Многие кинофильмы поражают нас животрепещущими сценами боев, но для римлян это был лишь один из способов, как провести свободное время.

Особое место всегда отводилось римскому вкладу в строительство и архитектуру. Культура древнего Рима кратно не опишет и половины того, что строилось в тогдашнем городе-государстве.

Этруски и эллины оставили римлянам свое богатое наследие, на основе которого и выросла римская архитектура. Вполне естественно, что большинство сооружений были общественного назначения акведуки, дороги, мосты, бани, укрепления, базилики.

Но как могли римляне из простых зданий сделать произведения искусства, это для всех остается загадкой. Плюс к этому можно добавить бурный расцвет портретов, изображенных в камне греки не знали такого расцвета в этой сфере.

Культура древнего Рима дала миру богатейшее наследие, значение которого трудно оценить. Но применить основные достижения мы все же смогли.

Художественная культура древнего Рима

К концу I века до нашей эры угасают эллинские государства и ведущее место занимает древний Рим. Римская культура впитала в себя традиции греческой и воплотила их в художественную практику громадной Римской империи. Греческий антропоцентризм был дополнен римским прагматизмом и трезвостью, римляне не признавали никакого могущества, кроме могущества силы, именно они создали могучее и великое государство и вся римская жизнь определялась этой великой мощью. Личные таланты не выдвигались и не культивировались, следовательно, формула римской культуры: все великие деяния совершили римляне, но среди них не было великих людей, то есть гениев=античной Греции. Свою силу государство выразило в строительстве. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором огромное место уделялось зданиям общественности или общественным зданиям, рассчитанных на огромное количество людей, большую часть своей жизни римлянин проводил в толпе и это не было вынужденным неудобством, напротив, это воспринималось как ценность, как источник острой, коллективной, положительной эмоции, как компенсация исчезнувшего чувства общинной солидарности, следовательно, все массовые зрелища рассматривались как часть народного дела, которое регулировалось специальными должностными лицами. Зрелища укрепляли власть, давали мыслям толпы определенную направленность в пользу существующего режима.

Этапы Римской культуры:

1. Культура этрусков. Древнейшая цивилизация, которая обогатила римскую культуру искусством градостроительства.

2. Царский. VIII-VI в. до н.э. Рим - город государства греческого типа. По преданию в Риме 7 царей, при них город был обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен цирк для гладиаторских боев, храм Юпитера на Капитолийском холме.

3. Период республики. XI-I в. до н.э. Большое влияние завоеванных греческих городов, следовательно, влияние греческой культуры. Римские боги равнозначны с греческими, ведущую роль занимает архитектура, но больше места не храмовым комплексам, а зданиям и сооружениям для практических нужд: базилики, амфитеатры, цирки, термы. Римляне применили новые конструктивные принципы: арка, свод, купола. В I в. до н.э. римляне применяют бутон и створчатые конструкции.

4. Период империи. Конец I в. до н.э. - V в. н.э. Римская империя - огромное государство, лежащее в различных частях света, главный центр - Афины. Здесь развивается архитектура, философия, литература. Римский период завершает период античной культуры. В 395 году Римская Империя распадается на Западную и Восточную, а сам Рим разрушен варварами, опустеет, но его традиции войдут в европейскую культуру.

Источники: oldgoods.ru, www.skachatreferat.ru, prezentacii.com, gumfak.ru

Клинописные таблички и их расшифровка

Ученые Университета Торонто расшифровали надпись на клинописных табличках, найденных в августе 2009 года при раскопках в древнем...

Звездные солнечные панели

Российские физики в научном исследовательском институте ядерных исследований в Дубне смогли создать новый вид солнечных батарей. Данные батареи...

Похищение Идун. Часть2

Бог огня оставался в лесу, пока не увидел возвращающихся в Асгард Одина и Нйодра. Тут он...

Загрузка...
Top