Звуковая культура речи для детей дошкольного возраста. НОД по звуковой культуре речи в подготовительной группе «Дифференциация звуков и

Конспект занятия по звуковой культуре речи в подготовительной логопедической группе в детском саду

Баранова Екатерина Евгеньевна- учитель-логопед СП детский сад «Красная Шапочка» ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Большая Глушица
Описание материала : предлагаю конспект занятия по обучению грамоте для детей 6 лет с общим недоразвитием речи. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, работающим в детских садах общего развивающего и коррекционного вида. В ходе занятия дети вместе со сказочным героем- Буратино знакомятся с новыми звуками «б,бь», закрепляют понятия «согласный твёрдый- мягкий звук», работают с предложением.
Конспект занятия по звуковой культуре речи в подготовительной логопедической группе.
Тема: «Научим Буратино. Звуки «б, бь», буква Б.»
Цель:
1. закрепление знаний детей о согласных звуках, упражнение в определении твёрдости-мягкости звуков.
2. знакомство со звуками «б,бь», буквой Б.
3. называние слов со звуками «б, бь»
4. развитие умения подбирать слова-антонимы
5. упражнение в определении количества слогов в слове
6. упражнение в употреблении существительных в Творительном падеже
7. развитие умения работать с деформированной фразой
8. развитие умения произносить скороговорку в разном тембре и темпе (громко, тихо, быстро, медленно)
Материалы и оборудование : Кукла Буратино, квадраты синего и зелёного цвета на каждого ребёнка, мяч, конверты, картинки, схемы слогов, мольберт, два стола, поднос, листья со словами.
Методы и приёмы: игровой -приход Буратино, словесные- Д\и «Кто внимательный», «Угости Буратино», «раздели слова на слоги», «Скажи наоборот», «Проговори скороговорку», «Составь предложение», практический- рисование буквы пальцем в воздухе.
Логика НОД:
1.Организационный момент .
-Логопед : Ребята, поздоровайтесь с гостями. Сегодня к нам придёт ещё один гость. Кто он, вы узнаете, отгадав загадку.
У отца есть мальчик странный
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой
Всюду нос суёт свой длинный,
Кто же это? (Буратино)
- Логопед: Правильно, ребята. (Появляется Буратино). Буратино хочет научится узнавать звуки и буквы, чтобы пойти в школу. Хотите помочь ему?
-Буратино, а ты знаешь какой первый звук в твоём имени? (нет) Ребята, а вы знаете? Давайте сегодня вместе с Буратино познакомимся с о звуками «б,бь», буквой Б.
2. Основная часть .
(Дети стоят полукругом около мольберта)
1)-Логопед: Ребята, посмотрите на мои губы, с что с ними происходит при произношении звука «б». (Губы смыкаются)
-Что происходит с воздухом? (Воздух встречает препятствие)
-Положите руку на горлышко, произнесите звук. Работает горлышко или не работает. (работает, значит звук –звонкий)
- Кто подскажет Буратино характеристику звука «б»? (Звук «б»- согласный, твёрдый, звонкий) (На мольберте прикрепляют условные значения -синий квадрат, колокольчик)
-Ребята, у звука «б» есть мягкий братец «бь». Кто расскажет характеристику звука «бь» (Звук «бь»- согласный, мягкий, звонкий) (На мольберте прикрепляют условные значения -зелёный квадрат, колокольчик)
2) - Логопед: Ребята, садитесь на стулья. Поможем Буратино различать звуки «б, бь». Поиграем в игру «Кто внимательный».
Если услышите в слове твёрдый звук «б», квадрат какого цвета поднимите? (синего), если услышите звук «бь»? (зелёного)
Бант, бинт, собака, обед, суббота, билет, кабина, шуба.
Молодцы.
3) Логопед: Ребята, давайте для Буратино придумаем слова со звуками «б, бь». Где находится звук «б» в твоём слове (в начале, середине, в конце)
4) Логопед: Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот»- в кругу с мячом.
Игра «Наоборот».
Маленький- большой, медленно – быстро, длинный – короткий, злой-добрый, румяный- бледный, ласковый – грубый, чёрный- белый, ругать – хвалить, трусливый- храбрый.
5) Логопед: Следующая игра «Угости Буратино».
На столе выберите те картинки, в названии которых есть звуки «б» или «бь».
-Все подумали, угощайте Буратино, говоря фразу: «Я угощу Буратино…(чем?) абрикосом, бананом, блинами, хлебом…
Спасибо за угощение!
6) Логопед: Ребята, Буратино приготовил для вас задания в конверте, помогите ему определить, сколько в слове слогов. Какое правило, мы знаем? (в слове столько слогов, сколько гласных звуков)
Дети выходят, называют, что нарисовано на картинке, делят слова на слоги, проверяют хлопками, соотносят картинку со схемой слова.
Хлеб, клубок, клубника, рыба.
7) Логопед: Ребята, Буратино приготовил для вас скороговорки. Логопед делает вид, что Буратино шепчет на ухо скороговорку)
Белые бараны били в барабаны
-Повторите её громко, тихо, быстро, медленно.
Молодцы.
8) Логопед: Буратино принёс необычные листья со словами. Помогите составить из них предложения. (Ребёнок собирает по три листочка)
Белка, запасать, шишки
Грибы, расти, в лес
9)Знакомство с буквой, показ буквы, чтение стихотворения
Логопед: Буква Б с большим брюшком, ходит в кепке с козырьком
-давайте напишем букву пальцем в воздухе
Логопед показывает в зеркальном отражении.
3. Итог . Как вы думаете, чему сегодня научился Буратино? (ответы детей). Он говорит вам спасибо и дарит вам наклейки- золотые ключики за вашу работу на занятии. Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи

Картотека дидактических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста Дид. игра «Магазин» Дид. игра «Закончи слово» Цель: Продолжать учить детей определять первый звук слова. Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход: Воспитатель – продавец, дети – покупатели. Продавец отпускает товар в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет. Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) . Дид. игра «Звуковое лото» Цель: Учить детей находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов. Ход: Детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Ведущий называет звук и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком … .? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети отвечают и закрывают картинку с правильно найденным звуком карточкой. Дид. игра «Угадай слово» Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку. Дид. игра «Путешествие в страну звуков» 1 вариант Цель: Развивать фонематический слух. Ход: Ведущий отбирает 3 таблички с буквами, которые вставляет в прорези вагонов, и 9 картинок с изображениями животных, объясняя детям: «Прибыл поезд для зверей и птиц. В нем 3 вагона, Каждое животное может ехать только в определенном вагоне. В первом вагоне поедут животные в названии которых есть звук [т] и т. д. Задания можно менять. 2 вариант Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, развивать фонематический слух. Ход: Ведущий вставляет в прорези в вагонах таблички с кружками (3, 4, 5). Раздает детям картинки и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в слове. Дети по очереди отчетливо называют животное, выделяя каждый звук, считают звуки и кладут картинку на окно соответствующего вагона. 3 вариант Цель: Продолжать учить детей делить слова на слоги. Ход: В прорези вагонов вставляются таблички с одним, двумя, тремя прямоугольниками. В первом вагоне должны ехать животные, названия которых состоят из одного слога, во втором вагоне животные, названия которых состоят из двух слогов и т. д. Дид. игра «Автобус» Дид. игра «Подними нужную карточку» Цель: Развивать фонематический слух детей. Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки. Ход: Дети сидят на стульях, педагог раздает им игрушки (картинки). Едет большая машина. Дети должны положить в нее такие игрушки, в названии которых есть изучаемый звук. Если игрушки собраны неправильно, автобус не трогается с места. Дид. игра «Ворота» Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков. Ход: Воспитатель называет звуки, если это согласный звук – руки на столе вместе (есть преграда). Если гласный звук – дети ставят руки на локти (нет преграды) . Ход: Педагог произносит звук, а дети на слух определяют гласный это звук или согласный (твердый, мягкий). Дети поднимают карточку того цвета, каким обозначают этот звук. Дид. игра «Слова – друзья» Цель: Учить детей подбирать близкие по звучанию слова. Ход: Воспитатель приводит пример схожего звучания слов (кошка – ложка). Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию (пушка – игрушка, сушка, лягушка и другие) . Дид. игра «Звуковые часы» Цель: Учить детей измерять длину слов. Ход: Педагог, установив стрелку напротив картинки, предлагает определить хлопками количество слогов в слове. Дид. игра «Найди общий звук» Цель: Развивать фонематический слух детей. Ход: Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки определить один и тот же звук, встречающийся во всех этих словах. Дид. игра «Назови звук» Цель: Развивать фонематический слух детей. Ход: Педагог называет различные слова с интонационным выделением одного звука. Ребенок, поймавший мяч, называет выделенный звук и перебрасывает мяч воспитателю. Дид. игра «Вспомни слово, начинающееся с гласного (согласного) звука» Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков. Ход: Дети делятся на 2 группы, называют слова с заданного звука. Педагог откладывает счетный материал. Выигрывает та группа детей у которой будет больше фишек. Дид. игра «Цветочки – лепесточки» Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки. Ход: Воспитатель называет звук. Дети поднимают цветок нужного цвета (синего, зеленого или красного) . Дид. игра «Третий лишний» Дид. игра «Братцы – акробаты» Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки. Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки. Ход: Педагог выкладывает карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Находят отличия (сено, сало, сом) . Дид. игра «Найди ошибку» Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, учить группировать слова начинающиеся с одного и того же звука. Ход: Педагог предлагает посмотреть на карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Среди 3-х предметов находят лишний, начинающийся с другого звука (сом, сова, рука) . Ход: Воспитатель называет твердый согласный звук, при этом кидает мяч ребенку. Поймавший мяч, ребенок называет мягкий согласный звук и кидает воспитателю мяч. Дид. игра «Назови слова» Цель: Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком. Ход: Воспитатель предлагает детям назвать слова с определенным звуком. За каждый правильный ответ дети получают фишки. Дид. игра «Кто придумает конец, то и будет молодец». Цель: Развивать речевое внимание и речевой слух детей. Ход: Воспитатель предлагает детям закончить фразу. Я не бегаю к врачу, Я сама его (лечу) . Мы не ели, мы не пили, Бабу снежную (лепили) . Как у нашей дочки Солнце светит очень ярко, Розовые (щечки) . Бегемоту стало (жарко) . Солнце светит очень ярко, Вдруг небо тучей затянуло, Бегемоту стало (жарко) . Из тучи молния (сверкнула) . А рядом бегемотики Я сегодня утром рано Схватились за (животики) . Умывалась из под (крана) . А слониха вся дрожа, Наша старшая сестра Так и села на (ежа) . Вяжет с самого (утра) . Мы с Тамарой ходим парой, Санитары мы с (Тамарой) . Дид. игра «Назови последний звук слова» Цель: Развивать фонематический слух детей. Дид. игра «Найди домик 1» Ход: Воспитатель по очереди вызывает детей, показывает картинки. Вызванный ребенок называет предмет, выделяя при этом последний звук и произносит его изолированно (шаррр – звук [р]) . Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки. Дид. игра «Найди пару» Цель: Развивать фонематический слух детей. Ход: Воспитатель каждому ребенку дает одну предметную картинку, остальные кладет на стол. По сигналу: «Найди пару» дети находят предмет, название которого начинается с того же звука, что и у них (сумка – солнце) Ход: Воспитатель каждому ребенку дает предметную картинку с животным. По сигналу воспитателя: «Найди свой домик» каждый ребенок кладет свою картинку в дом определенного цвета. Если первый звук твердый согласный, то картинку кладет в синий звук, мягкий согласный – зеленый домик, гласный звук – красный домик.

Образовательные:

  • учить детей дифференцировать звуки [ш], [ж] на слух (изолировано, в слогах, словах, предложениях);
  • закрепить правильное произношение звуков [ш], [ж].

Развивающие:

  • развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, мышление, творческие способности;
  • развивать артикуляционную, мелкую моторику и координацию движений.

Воспитательные:

  • формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки взаимодействия и сотрудничества;
  • воспитывать бережное отношение к природе, животным.

Оборудование: кукла Язычок, поляна с ромашками, дерево, ручеек, пригорок, “сухой” бассейн с крупой и мелкими игрушками: желудь, ножницы, жираф, жемчужина, шишка, машина, мышка, Чебурашка, лягушка, шина; мягкие игрушки: мишка, мышь, заяц; массажные дорожки, коврик со следочками; игрушки для игры “Узнай на ощупь”: кубик, кукла, карандаш, шишка, машина, ножницы, расческа; разрезанные коктейльные трубочки, соединительные крестики, карандаши синего цвета, трафареты, буквы [ш],[ж].

Ход организации образовательной деятельности.

Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы пойдем на прогулку вместе с Веселым Язычком. (Воспитатель показывает игрушку – Язычка. Дети с ним здороваются и садятся на стулья.) Оказывается, ребята, Язычок не любит сердитых и хмурых детей. Давайте улыбнемся друг другу, как Язычок улыбается вам, и с хорошим настроением будем заниматься. На прогулке мы встретимся с друзьями Язычка, которые попросят выполнить вас разные задания. Чтобы справиться с ними, нужно быть внимательными, дисциплинированными, а самое главное – дружными. Язычок думает, что прежде чем отправиться на прогулку, мы с вами должны выполнить упражнения, после которых вы будете лучше видеть, слышать, запоминать, размышлять, говорить.

Самомассаж лица.

Ручки растираем (дети потирают ладоши).
И разогреваем, (хлопают в ладоши).
И лицо теплом своим нежно умываем (разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз)
Пальчики сгребают все плохие мысли, (граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам)
Ушки растираем сверху вниз мы быстро (растираем ушные раковины по краю сверху вниз)
Их вперед сгибаем, (сгибают руками ушные раковины вперед)
Тянем вниз за мочки, (оттягиваем вниз за мочки)
А потом руками трогаем мы щечки (легко похлопываем щеки ладошками).

Артикуляционные упражнения.

(Повторять 5–6 раз.)

“Вкусное варенье. ” Слегка улыбаемся, широким языком в форме чашечки медленно слизываем варенье с верхней губы, плавно убирая язык за зубы.

“Шарик лопнул. ” Слегка улыбаемся. Широким языком в форме чашечки упираемся в бугорки за верхними зубами, боковые края языка прижаты к верхним зубам. Плавно выдыхаем теплый воздух со звуком [ш], как будто сдувается воздушный шарик

Шарик тужился, пыхтел,
Лопнул он и зашипел

Ш-ш-ш-ш (движение руками).

“Майский жук. ” Слегка улыбаемся, широким языком в форме чашечки упираемся в бугорки за верхними зубами, боковые края языка прижимаем к верхним зубам, плавно выдыхаем теплые воздух с звуком [ж], звонко жужжим, как майский жук.

Жук летит, пыхтит, жужжит
И усами шевелит (движения руками).

А вот теперь мы пойдем с Язычком на прогулку (Дети встают со стульчиков и идут по массажной дорожке.) Перед вами два “сухих” бассейна. Нужно найти предметы, лежащие в “сухом” бассейне, и назвать их (Дети выполняют задание.)

Ребята, догадайтесь, какие одинаковые звуки мы слышим в названии предметов, лежащих справа от меня? А слева от меня? (Ответы детей.)

Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки [ш], [ж].

Как вы думаете, какая разница в произношении (артикуляции) звуков [ш], [ж].

Характеристика звука и его артикуляция (с использованием звуковой змейки).

Язычок и гости хотят послушать. Как мы умеем произносить звук [ш]. Что делают наши губки? Где находится язычок? Какой он – узкий или широкий? Как мы произносим звук-с голосом или без голоса? Он звучит твердо или мягко? Его можно петь или есть преграда? (Ответы детей.)

Артикуляция звука [ш].

Характеристика звука [ш].

Если мы звук петь не можем, если нам что-то мешает, т.е. есть преграда, то такой звук называется согласный. У звука [ш] есть секрет: он всегда твердый.

Как расположены наши губы при произношении звука [ж]? Где находится язычок? Какой он -узкий или широкий? Как мы произносим звук-с голосом или без голоса? Он звучит твердо или мягко?

Артикуляция звука [ж].

Характеристика звука [ж].

Если мы звук петь не можем, если нам что-то мешает, т.е. преграда, то такой звук называется согласный. У звука [ж] есть секрет: он всегда твердый.

Пчелка летала, жужжала
Муха ей лапку пожала ж-ж-ж.

Кто спрятался под ромашкой? (Змея.) Какая песенка у змеи? (Ш-ш-ш.)

Кашу змеи не едят –
Только знай себе шипят: ш– ш– ш.

(Дети пальчиками изображают змею и пчелку, шипят и жужжат.)

Змея и пчелка предлагают узнать звуки [ж], [ш] в ряде звуков. На звук [ж]– нужно хлопнуть в ладоши девочкам, на звук [ш] – мальчикам топнуть.

[т]-[ш]-[ч]-[к]-[ж]-[р]-[ш]-[д]-[л]-[ж]-[ш] (Дети выполняют задание.)

Упражнение “Повторялка”.

Ши – ши – ши – шумят камыши,
Ша – ша – ша – камыши для шалаша,
Шо – шо – шо – в шалаше хорошо,
Жа – жа –жа – четыре ужа,
Жи – жи – жи – убегали ежи с межи,
Жу – жу – жу – жук сказал ежу.

(Дети четко проговаривают чистоговорки и переходят по коврику со следочками через ручей.)

За ручьем стоит пригорок,
Много мышек живет там в норках.
Мышки веселые не дадут вам скучать
И всех приглашают к себе поиграть.
На ощупь предметы надо узнать,
Пальцами ног придется искать

Проводиться игра “Узнай на ощупь”. (Надо назвать предметы и сказать, есть ли в их названии изучаемые сегодня звуки: кубик, машина, расческа, карандаш, кукла, ножницы, шишка.)

Рыжая лошадка ржала во ржи.

(Дети проговаривают скороговорку тихо, громко, медленно, быстро. Вместе и индивидуально.)

Физкультминутка “Жуки”.

Жук на веточку присел,
Свою песенку запел:
Ж-ж-ж-ж-ж!
Он жужжал, жужжал, жужжал,
Да и с веточки упал!
Приподнялся. огляделся,
Крылышками помахал,
“До свидания! ” Сказал и улетел.

Дети приходят в школу для зверей. Звери уже ушли домой, так как занятия уже закончились, но учитель Зайка – Знайка был еще здесь. Зайка – Знайка здоровается с детьми, приглашает на урок, Дети садятся за столы. Звенит звонок – начинается урок. Зайка – Знайка предлагает детям выполнить задания:

1. Конструирование букв “ж”, “ш” из коктейльных трубочек.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять (соединяем подушечки пальцев)
Будем мы слова считать (сжимаем и разжимаем пальцы)
Шпага, штурвал, кошка, мышка, лягушка,
Жук, жираф, журавль, флажок и еж (сгибаем пальцы по очереди)
Сосчитай-ка, не ленись, да смотри не ошибись! (сжимаем, разжимаем кулачки)
Пять да пять (сжали кулачки), а вместе десять (руки в замок)
Все игрушки посчитали, мы нисколько не устали.(постучать замочком)

2. Штриховка трафаретов в названии которых есть звуки [ж], [ш].

Игра “Третий лишний.” (Звучит тихая музыка, пение лесных птиц, журчание ручья.) Зайка – Знайка проверяет выполнение заданий, хвалит детей.

Прозвенел звонок, закончился урок. Дети прощаются с Зайкой – Знайкой, выходят из-за столов, становятся в круг.

Наша прогулка подходит к концу. Каждый из нас стал умнее, мудрее. Какие звуки вы научились различать? С кем мы сегодня встретились? О чем вы бы хотели рассказать другим детям? Сначала расскажу я, что мне понравилось (воспитатель говорит и протягивает руку ребенку). Теперь каждый из вас будет по очереди говорить и протягивать руку другому. (Дети говорят о том, что они нового и интересного узнали.) Ребята, вы чувствуете тепло рук друзей? Вам приятно? (Ответы детей.) Отлично! Постарайтесь сохранить хорошее воспоминание о нашей прогулке весь день. Вы отлично сегодня поработали, молодцы! До свидания.

Задачи.

Звуковая культура речи: учить дифференцировать звуки «р» и «рь», чётко произносить слова с этими звуками, выделяя их голосом.

Закрепить умение делить слова на слоги, определять ударение в словах, определять место нахождение звуков «р» и «рь» в словах и делать звуковой анализ слов.

Связная речь - закреплять умение составлять рассказ-описание, развивать творчество, воображение.

Грамматика: учить использовать в речи глаголы в сослагательном наклонении. (Если бы я был художником)

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Развивать память в игре » Мама купила в магазине…»

Ход занятия.

1 часть.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, скажите, какой сегодня день недели?

Какой этот день по счёту?

Сколько всего дней в неделе?

Правильно, среда, и 1 занятие мы проведём занятие

» Развитие речи и обучение грамоте.»

Сегодня мы с вами будем:

1. Говорить о звуках, о том что они бывают твёрдыми и мягкими, определять их местонахождение

2. Будем делить слова на слоги, ставить ударение в словах, составлять схемы звукового анализа слов.

3. Составим рассказ на тему » Если бы я был художником «.

4. Поиграем в игру на развитие внимания и памяти » Мама купила в магазине…»

5. Проведём графический диктант - т.е. закрепим умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Воспитатель: Вчера я была в гостях у художника и попросила его нарисовать картинку для нас, но ему позвонили и он срочно уехал в город. Я сначала огорчилась, но потом решила » Возьму ка я её в садик» - ведь вы тоже любите рисовать. Любите?

Дети: Да!

Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот она - незаконченная картинка. Скажите, что успел нарисовать художник? Что это? Как вы думаете, что хотел нарисовать художник?

Дети: Домик!

Воспитатель: Вот и сейчас, ребята, Вы будете художниками и вы дорисуете этот дом. Но дорисуем мы те части дома, в которых встречается звук «р».

Для начала скажите, какие звуки бывают?

Дети: Гласные, согласные.

Звук «р» какой звук? (согласный)

Почему? (он не поётся)

А согласные, какие бывают? (твёрдые и мягкие)

Воспитатель: Ребята, назовите, какие части дома мы будем дорисовывать, но чтобы в этих словах слышался звук «р» или «рь». Назвать слово нужно чётко произнося звук «р» и определить какой он в этом слове твёрдый или мягкий.

Что нарисуем сначала?

Саша: Крышу: в слове крррыша - звук «р» - твёрдый, согласный.

Воспитатель: Молодец Саша! (получает счётную палочку)

Кто пойдёт нарисует крышу? Иди Ирина.

Воспитатель: Что ещё нарисуем?

Дети: - труба - звук «р» - согласный, твёрдый.

Дверь - звук «рь» - согласный, мягкий.

Раму - звук «р» - согласный, твёрдый.

Крыльцо - звук «р» - согласный, твёрдый.

Воспитатель: А теперь подумайте: из какого материала будет сделан дом? Какой он будет? Не забывайте про звуки «р» и «рь».

Дети: дерревянный - звук «рь» - согласный, твёрдый.

Воспитатель: А ещё какой может быть?

Дети: киррпичный - звук «р» - согласный, твёрдый.

Воспитатель: Подумайте, какой краской можно покрасить дом? Используйте в ответах звуки «р» и «рь».

Дети: кррасной - звук «р» - согласный, твёрдый.

Серрой - звук «р» - согласный, твёрдый.

Корричневой - звук «рь» - согласный, мягкий.

(если дети называют другие краски, где нет звуков «р» и «рь» - воспитатель просит быть внимательными и поощряет тех детей, которые правильно назвали слова и даёт им счётные палочки)

Воспитатель: Дом готов! А теперь подумаем и назовём с Вами какую мебель поставим и другие предметы необходимые в доме. Вы должны назвать слова со звуком «р» и «рь» и определить, где находится звук. (в начале слова, в середине, в конце)

Дети: сервант - звук «р» - твёрдый, находится в середине слова.

кровать - звук «р» - твёрдый, находится в начале слова.

телевизор - звук «р» - твёрдый, находится в конце слова.

картина - звук «р» - твёрдый, находится в середине слова.

Воспитатель: Подумайте, кто будет жить в доме?

Дети: рребята - звук «р» - твёрдый, находится в начале слова.

рродители - звук «р» - твёрдый, находится в начале слова.

Воспитатель: назовите имена со звуками «р» и «рь» и определите местонахождение.

Дети: Маррина, Иррина, Ррома и т.д.

Воспитатель: Ребята, скажите - что можно нарисовать около дома (со звуком «р» и «рь»), назовите слово и определите количество слогов и на какой слог падает ударение?

Дети: тррава - 2 слога, ударение падает на 2 слог.

деррево - 3 слога, ударение падает на 1 слог.

доррожка - 3 слога, ударение падает на 2 слог.

И т.д. (даются счётные палочки).

Воспитатель: А сейчас ребята, такое задание: нужно на доске составить схему звукового анализа слова «трава». Иди Дима.

Дима составляет и анализирует. (в слове 5 звуков: 1 звук «т»-согласный, твёрдый, 2 звук «р»-согласный, твёрдый, 3 звук «а»-гласный, 4 звук «в»-согласный, твёрдый, 5 звук «а»-гласный.

Аналогично слово «дорога».

Подводится итог 1 части.

Воспитатель: Ребята, кем вы были в 1 части занятия? (художниками). Что делали? (придумывали слова со звуками «р» и «рь», определяли их местонахождение, делили слова на слоги, определяли ударение, составляли схему звукового анализа слов).

Определяется самый активный ребёнок (подсчитываются палочки).

Физкультминутка.

2 часть.

Воспитатель: Во 2 части занятия ребята, вы должны придумать рассказ на тему «Если бы я был художником…». Вы должны составить сложный рассказ, но помните чтобы в рассказе было начало, середина и концовка.

Выслушивается 2-3 рассказа и оцениваются самими детьми. (чем понравился? Что можно изменить? Почему?)

Итог 2 части занятия. Поощрение детей.

3 часть.

Воспитатель: А сейчас ребята мы с Вами поиграем в игру на развитие памяти «Мама купила в магазине…». Ребята в 1 части занятия мы рисовали дом, в котором живут ребята и родители. Представьте, что к ним в гости едет бабушка и мама пошла в магазин за покупками. Она купила…

(каждый ребёнок называет по одному слову - 10 слов. Затем 1 ребёнок должен назвать все слова. Выигрывает тот, кто больше назовёт названных слов)

Воспитатель: Поощряем детей.

Воспитатель: Ребята, помните Ксюша составила рассказ о зверях в зимнем лесу. Вот сейчас мы поиграем в игру «Угадай какой зверь спешил домой?». Для этого у каждого из вас на столе лежит лист бумаги в клетку, где нарисованы, что?

Дети: дерево, конура, нора.

Воспитатель: Вы знаете, что у каждого зверька своё жилище:

В конуре живёт?

В дупле?

Но в своё жилище придёт только один зверёк. А кто это? Вы должны догадаться сами, если правильно выполните графический диктант.

Графический диктант.

Итог 3 части.

Итог всего занятия.

Воспитатель: Ребята, что мы делали на занятии.

1. Составляли словесный рассказ «Если бы мы были художниками…»

2. Говорили о том, что звук «р»- бывает твёрдым и мягким.

3. Делили слова на слоги, ставили ударение, составляли звуковой анализ слов.

4. Играли в игру «Мама купила в магазине…»

5. Писали графический диктант.

Ирина Николаевна Пожалюк
НОД по звуковой культуре речи в подготовительной группе «Дифференциация звуков [г] и [х]»

Тема : ЗКР. Дифференциация звуков «г» , «х» .

Цели : 1. упражнять детей в произношении звуков «г» и «х» отдельно, в слогах и в словах; учить слышать звук в слове , определять его позицию, называть слово на заданный звук .

2. Совершенствовать слуховое внимание, укреплять голосовой аппарат, совершенствовать речевое дыхание.

3. Воспитывать интерес и любовь к родному языку и занятиям по звуковой культуре речи .

Словарная работа :

Обогащение : пароход, подсолнух, черепаха.

Закрепление : скороговорка, хата.

Активизация : халва, грач.

Материал к НОД : двусторонние карточки-фонарики с красной и синей сторонами.

Дети, А хотите поиграть со мной в игру, которая называется «Покатаемся на лошадках» ? Когда лошадки идут по дороге они цокают копытами вот так (образец) . Давайте, когда я скажу «поехали» вы приоткроете рот и будете щелкать кончиком языка, а когда скажу «остановитесь» вы перестанете щелкать. (Повторение упражнения 2-3 раза) .

Молодцы, ребята, С вами очень весело играть. А скажите-ка мне а какие бывают звуки ? (гласные и согласные) . Правильно. А с какими звуками вы познакомились на прошлом занятии (р, л) Какие же это звуки (согласные) . А какие еще согласные звуки вы знаете ? (Ответы детей) . Сегодня я предлагаю вам познакомиться с новыми звуками «г» и «х» . Послушайте, как я их произнесу.

Дети, язычок у нас находится за зубами. Когда мы произносим звуки «г» или «х» , то звук вылетает вместе с воздухом, мы как бы выдыхаем. Давайте попробуем произнести сначала звук «г» , а затем»х». (Дети произносят звуки ) .

А теперь будьте очень внимательны. Я буду произносить звук «г» , а вы звук «х» и наоборот. (повторение упражнения 2-3 раза) .

А теперь поиграем в еще одну игру. Я буду произносить фразу, а вы должны будете повторить несколько раз последний слог последнего слова в этой фразе. Послушайте. Мне купили сапоги. Вы повторяете ги- ги-ги. Давайте продолжим.

Мне купила сапоги (ги-ги-ги) .

Одна нога (га-га-га) .

Я хожу по кругу (гу-гу-гу) .

Я сижу наверху (ху-ху-ху) .

Много смеха (ха-ха-ха) .

Хорошо. А теперь вы будете придумывать слова со звуками «г» и «х» . Ответы нескольких детей

Хорошо. А теперь давайте с вами придумывать слова со звуками «г» и «х» . Дети придумывают слова и за это получают фишки. Количество полученных фишек определяет победителя.

Молодцы. Послушайте, какое стихотворение я начну читать, а вы поможете мне его продолжить. Будьте внимательны. Это слово должно подходить по смыслу стихотворения и в нем должен быть звук «Г» .

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду (в гости) .

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине.

Кот кататься не привык

Опрокинул (грузовик) .

Физкультминутка (игра малой подвижности) .

А теперь я хочу узнать, кто из вас самый внимательный. Я буду называть слово, а вы будете поднимать фонарики красной стороной, если услышите звук «г» и синей, если услышите звук «х» .Будьте внимательны. (Слова : хорошо, горка, лампа, хлеб, яблоко, хворь, друг, ухо, пароход, смородина, верх, группа ).

Замечательно вы ребята справились с этим не простым заданием. Предлагаю вам теперь разучить несколько скороговорок. Сначала мы будем произносить слова медленно, а затем все быстрее и быстрее.

Быстро Егорка говорит скороговорку.

У дверей хат стоит ухват

На каждую хату по ухвату.

У вас очень хорошо получается. Дома этим скороговоркам научите своих мам и пап. А сейчас будет задание для очень сообразительных детей. Я буду загадывать вам загадки, а вы должны их отгадать и сказать, какой из звуков «г» или «х» есть в отгадке.

Не куст, а с листочками

Не рубашка, а сшита

Не человек, а рассказывает. (книга) .

Бел, да не сахар

Ног нет, а идет (снег) .

Живет спокойно, не спешит

На всякий случай носит щит,

Под ним не зная страха

Гуляет (черепаха) .

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков (горох) .

Напомните мне, с какими звуками вы сегодня познакомились(«г» и «х» ). Какие это звуки ? (согласные) .

Молодцы. Вы сегодня хорошо отвечали на все мои вопросы, были внимательными и активными.

Публикации по теме:

Цель:Закрепление представлений о звуках [Л]-[Л’], [В]-[В’], [Ч’]-[Щ’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [С]Задачи:Развитие умения сложного слогового.

Фронтальное занятие «Дифференциация звуков и букв А-Я» в подготовительной к школе группе Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме. Задачи: Коррекционно-развивающие: - закреплять знания детей о гласных звуках.

Конспект НОД «Дифференциация звуков [С]-[Ш] в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ» Цель: Дифференциация звуков С – Ш изолированно, в словах, предложениях. Задачи: I. Закреплять правильную артикуляцию звуков. II. Развивать.

Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в старшей группе «Дифференциация звуков [ш]-[ж]» Программные задачи: 1. Коррекционно-образовательные: - учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях, чистоговорках; - формировать.

Конспект НОД по речевому развитию с использованием ИКТ «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Пик и Бим в плену» Бюджетное учреждение "Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического.

Загрузка...
Top