Значение «оливер, исаак (айзек). Оливер исаак - здесь все, что меня интересует, чем я увлекаюсь — livejournal Европейское искусство: Живопись

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

Оливер, Исаак (Айзек)

1555/1556, Руан (?) - 1617, Лондон.

Английский художник-миниатюрист и рисовальщик, француз по происхождению. Приехал в Англию в 1568 вместе с родителями-гугенотами, бежавшими от преследований. Учился миниатюре у Хиллиарда, но, вероятно, получил определенное художественное образование, будучи еще на континенте. Об этом говорит высокий профессионализм уже первых миниатюр, а также рисунки 1590-х на библейские темы, свидетельствующие о знакомстве мастера с художниками школы Фонтенбло и фламандскими маньеристами, в частности с Флорисом. На стиль художника оказали также влияние гравированные портреты Х. Голциуса. В отличие от Хиллиарда, Оливер применял светотеневую моделировку пластической формы, опираясь на опыт европейского станкового портрета, использовал более плотную, кроющую акварель, иногда делал подготовительный рисунок. Гораздо шире был и круг его заказчиков. Наряду с аристократами из окружения королевы Анны Датской и принца Уэльского он писал зажиточных горожан и их жен, был автором прелестных детских портретов. Впечатления от путешествия в Италию в 1596 дали сильные импульсы его творчеству, вершиной которого стал Портрет неизвестной (1596-1600, Лондон, Музей Виктории и Альберта). В этом словно сотканном из лунного света произведении встретились две традиции: средневековой миниатюры с ее линеарностью и изысканной декоративностью, с одной стороны, и леонардовского портрета с его интеллектуальной одухотворенностью, знаменитой полуулыбкой и сфумато - с другой. Кабинетные миниатюры Оливера по композиции, укрупненности форм ближе к станковой живописи. Его искусство завершает период расцвета ренессансного миниатюрного портрета в Англии. Основные произведения: Портрет девочки с гвоздикой (1590), Портрет девочки с яблоком (1590), Портрет неизвестной в маскарадном костюме (1609), Портрет Ричарда Саквилла, графа Дорсета (1616, все - Лондон, Музей Виктории и Альберта), Портрет Генри Фредерика, принца Уэльского (ок. 1616, Виндзор, Королевское собрание).

С XV века огромную роль в английском искусстве начинает играть миниатюрный портрет. История его появления связана с периодом правления Генриха XVIII. Его жена, Екатерина Арагонская, впервые заказала несколько работ во Франции. Вскоре Англия стала домом для многих миниатюристов, приехавших из Европы. Популярность этого вида искусства стала причиной развития местных мастерских, в которых трудились уже английские мастера. Особый интерес представляют как техника написания миниатюрного портрета, так и его развитие в контексте европейского искусства. Миниатюра очень многое унаследовала от книжной традиции, при этом воплотив ее основы в другой форме и став ступенью, связавшей книжную иллюстрацию со станковым портретом.

Ее особенности связаны с определением политического развития страны. После разрыва с Римом, главой Цервки в Англии становится король. Это событие повлекло за собой множество изменений в различных сферах. Искусство перешло на светский путь развития.

С воцарением Елизаветы I настал период расцвета английского двора. В среде куртуазного поклонения королеве уверенно набирает свою популярность миниатюрный портрет. Зачастую он использовался не как сокровенный подарок, а как средство политической пропаганды. Своим значением миниатюрный портрет во многом обязан основоположникам этого вида искусства. Николас Хиллиард - мастер, работавший при дворе Елизаветы I и Исаак Оливер, унаследовавший его традицию, создали неповторимый образ портретов при дворе Якова I. особый интерес представляют различия между произведениями двух мастеров. Хиллиард начинает выполнять заказы королевы с 1572 года. Среди его работ есть портреты разных форм, что указывает на развитое искусство миниатюрного портрета. Но предпочтение все-таки отдавалось овальной форме, которая придавала динамики образу. Внимание мастера, безусловно, приковано к лицу – зеркалу души, которое является главным, но не единственным повествовательным объектом: также существовали надписи, символические украшения, изображения цветов, конечно, не в таком количестве, как можно видеть на больших парадных портретах, но все же они присутствуют. Миниатюра, в отличие от парадного портрета, преследует другие цели - она предназначена исключительно одному человеку, поэтому художнику было важно понять эмоции и донести их до получателя в одном взгляде. В качестве примера можно привести работу Хиллиарда -портрет «Молодого человека на фоне пламени» 1600 года и изображение «Молодого человека среди роз», образец явного подражания средневековым изображениям рыцарей. Конечно же, шедеврами творчества Николаса Хиллиарда были портреты Елизаветы I Тюдор.

«Молодой человек на фоне пламени», 1600

С восшествием на престол Якова, место главного мастера миниатюриста занимает Исаак Оливер. Его произведения имеют более насыщенный колорит, контрастное внимание ко всем особенностям человеческого лица, использование светотени. Появляются работы с черными и бежевыми фонами, что придало им эффект объема. Постепенно в привычный круг портретов входят миниатюрные многофигурные композиции – «Праздник на открытом воздухе» 1590-1595 годов прекрасный тому пример.

За несколько лет миниатюрный портрет стал главным жанром декоративно-прикладного искусства в Англии. Некоторое время назад, будучи совсем неопределенным, он сумел достичь небывалых высот и признания как у художников, так и у заказчиков. Его четкое соответствие требованиям времени определили его дальнейший путь, превратив миниатюру не только в атрибут куртуазного духа королевского двора, но и в главный вспомогательный рычаг пропаганды власти монарха. От частного заказа мастера перешли к массовому производству. Почти каждый желающий мог позволить себе приобрести портрет с изображением Ее Величества. Во многом, именно благодаря этому, Елизавете удавалось быть близкой к народу, ее знали во всех уголках страны. Более состоятельные горожане могли заказать собственный портрет, либо портрет кого-то из близких им людей, украсив его оправой из дорогих камней. Применение его было достаточно широким. Немаловажным фактом является то, что миниатюра получает огромное распространение именно в эпоху Возрождения, в Англии же это Золотой век.

«Праздник на открытом воздухе», 1590-1595

Но что ренессанс для Англии? В этой стране, долгое время считавшейся медвежьим углом, история искусства выстраивалась несколько по иной линии, нежели в Европе. При этом существовали очевидные контакты с материком, – как идеологические, дипломатические, так и культурные; приглашались мастера, заказывались предметы искусства. Общественные деятели находили себе сторонников в лице граждан других государств. Но даже при таких контактах прослеживаются некая обособленность и самостоятельные поиски в искусстве. Само Возрождение на островах проходило несколько иным путем: оно началось с расторжения контактов с Римской Католической церковью при Генрихе VIII. Это и определило дальнейший путь развития государства. Англия обращается в сторону Северной Европы, которая и становится как источником реформации и гуманистической мысли, так и поставщиком многих художественных идей. Во время борьбы старой и новой аристократии складывается новое понимание не только искусства, но и человека. Певзнер пишет о том, что в Великобритании очень сильно влияние консерватизма. Это, например, прослеживается во многих постройках. Вестминстерское аббатство строилось с 1245 по 1745 годы, что составляет пять веков, не меняло своего готического облика. Готика в Англии появляется в конце XII века и преобладает до XVI века, а Возрождение в Европе охватывает временные рамки с начала XIV и до конца XVI века, в то время как в Англии оно длится до XVII века. Интересен тот факт, что черты Ренессанса проникают в Англию через декоративно-прикладное искусство, живопись, костюм; архитектура же верна традициям готики. В то время как в архитектуре европейских стран начинают преобладать барочные черты, Иниго Джонс начитает строительство первых ренессансных зданий. В этом парадоксе и заключается вся индивидуальность английского искусства, которое, смотря вперед, все равно оглядывается назад. Типично английскими чертами английского искусства объясняется и обилие акварельных пейзажей, равного которому нет ни в одной другой стране. Англичане предпочитают малые формы большим: розетки на крышах и капители церквей – статуям на фасадах и тщательно выписанные на пергаменте и на картоне миниатюры. Английские портретисты елизаветинской эпохи были почти без исключения иностранцами вроде Эворта и отца и сына Герартсов; английским художникам осталась лишь миниатюра, но миниатюрные портреты, особенно Николаса Хиллиарда и Исаака Оливера, по качеству значительно превосходили работы нидерландских художников, выполненные маслом.

Исаак Оливер

Английская портретная миниатюра является синтезом различных течений, результатом взаимодействия разных стран и культур. сыграв огромную роль в политический делах, она не утратила своего очарования, оставшись до конца предметом очень личным, нежели публичным. С уходом Николаса Хиллиарда и Исаака Оливера была потеряна те неповторимая линия миниатюрных портретов. Но именно она сформировала основные черты английской школы портрета, которые прослеживаются во многих произведениях последующих эпох.

Оливер изобразил трех одинаково одетых братьев стоящими на галерее загородного семейного дома Браунов; четвертый молодой человек нам неизвестен. В результате создается ощущение семейного единения. Дед братьев, первый граф Монтегю, подозревался в участии в заговоре Ридольфи, целью которого было освобождение Марии, королевы Шотландии, а старший брат Энтони Мария (в центре) в 1605 г. был вовлечен в Пороховой заговор, в результате которого должно было быть разрушено здание Парламента. Сам Гай Фоукс был в доме слугой, и это обстоятельство делало угрозу подрыва Парламента еще более реальной, поскольку Брауны слыли горячими сторонниками католицизма. Судя по картине, представляется естественным, что братья любили друг друга, и позже, перед угрозой казни, проявили семейную солидарность.

Братья Браун

1598. Гуашь, акварель, пергамент. 24 х 26 см Берли-Хаус, Линкольншир

Возможно, Оливер хочет подчеркнуть, что братья поддерживают друг в друге преданность их общей вере. Но их позу можно также объяснить обращением к классическим примерам гармонии, например, трем грациям, в результате чего получился причудливый религиозный символ. Неизвестный молодой человек подчеркивает тесное единение членов семьи, поскольку ему никогда не суждено оказаться в этом кругу, спаянном братской любовью. Хотя он хорошо одет, но на его более низкое положение указывает снятая шляпа. Возникает ощущение, что этот четвертый играет свою таинственную роль в пьесе, которую нам и надо разгадать

Портрет печального молодого человека

Ок. 1590, Акварель, пергамент. 12 х 9см Собрание Ее Величества королевы

Этот молодой человек выглядит очень изысканно в черном с золотом костюме, очень модной расцветки для того времени. Восхитительны его украшенные кружевами подвязки, подчеркивающие изящную форму ног. Молодые люди елизаветинской эпохи грустили только по романтическим поводам, и, возможно, причиной его меланхолии является прогуливающаяся по аккуратным дорожкам сада пара, которую мы видим в правой части картины. Молодой человек устремил на нас полный мелодраматизма взгляд, и, как часто бывает с персонажами картин Оливера, заставляет нас строить догадки по поводу его личности и истории жизни.

Оливер (Oliver) Исаак (до 1568 - 1617). Английский миниатюрист французкого происхождения, сын эмигранта-гугенота, золотых дел мастер, обосновавшегося в Англии в 1568 г. Обучался у Хиллиарда (самый известный из английских миниатюристов), чьим конкурентом позже стал. К 1590 году начал работать самостоятельно. В 1604 году стал лимнером (в средние века так называли иллюстраторов рукописей, а с XIV в. - живописцев, авторов миниатюрный портретов) датской королевы Анны и получил покровительство Генри, принца Уэльского , и его круга. Для моделировки объема он использовал светотень, обходился без эмблематических украшений, так любимых елизаветинской эпохой. В 1596 г. он посетил Венецию. Современные источники отмечают, что, возможно, он создавал крупноразмерные портреты и некоторые работы, приписываемые Уильяму Ларкину (ум.1619), могут принадлежать кисти Оливера. Его сын, Питер (1594-1647), продолжал в своем творчестве стиль отца, но специализировался на миниатюрных копиях старых мастеров.

Загрузка...
Top