Жизнь вельможи в древнем Египте. Устройство дома и государственные обязанности вельможи

Цели и задачи урока:

  1. Выяснить условия жизни знатных египтян.
  2. Определить отношение фараона к вельможам.
  3. Учить детей приемам самостоятельной работы.

Оборудование:

  • учебник «История древнего мира» А.А.Вигасин, Г.И.Годер;
  • раздаточный материал на карточках: дополнительное задание, сводная таблица.

Ход урока

1 этап. Организационный момент.

Цель: настроить учащихся на учебную деятельность и тему урока.

2 этап. Проверка домашнего задания.

Цель: актуализация опорных знаний учащихся по теме «Древний Египет».

Устный опрос «Да – Нет».

Учитель: Я утверждаю, что...

  • Одежда земледельца была из тонких льняных тканей. (Нет.)
  • Простой египтянин жил в доме из камня. (Нет.)
  • Ткачей хоронили в гробницах. (Нет.)
  • Обед земледельца состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Да.)
  • (Нет.)
  • Земледельцы обмолачивают зерно руками. (Нет.)
  • Писец пахал землю у себя на участке. (Нет.)
  • Земледельцы поливали поля при помощи шадуфов. (Да.)
  • Ремесленник носил много амулетов. (Да.)
  • Земледельцы платили налоги. (Да.)

3 этап. Изучение новой темы (попытка формулировки цели урока учащимися – уточнение цели учителем).

Цель: выяснение условий жизни знатных египтян.

Вы неплохо поработали и показали, что уже знаете о Египте. Но, конечно, многое еще предстоит узнать. Мы познакомились с жизнью простых египтян: земледельцев и ремесленников. Кроме них в государстве жили еще...? (Вельможи.)

Как вы думаете, о ком мы сегодня поведем речь? (О вельможах.)

Предположите, на какие вопросы мы с вами сможем ответить в конце урока.

(Вопросы в тетради о жизни египтян.)

Дети говорят, учитель подводит итог: Итак, вы можете сегодня узнать (записывает на доске):

  • В каких домах жили вельможи, чем питались, как одевались?
  • Чем занимались вельможи?
  • Как фараон относился к вельможам?

Каждый из вас будет работать с определенным пунктом параграфа и вести поиск ответов на поставленные вопросы.

Открываем учебники §8 (с. 40).

Ребята находят ответы на поставленные вопросы и обсуждают в группе.

4 этап. Закрепление.

Цель: проверить усвоение учебного материала.

Учитель: Итак, вы узнали, в каких домах жили вельможи, чем питались, как одевались и даже, как они развлекались. Давайте проверим, сможете ли вы ответить на вопросы.

Игра «Да» или «Нет».

Учитель: Я утверждаю, что…

  • Одежда вельможи была из тонких льняных тканей. (Да.)
  • Вельможа жил в доме из глины. (Нет.)
  • Вельмож хоронили в гробницах. (Да.)
  • Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Нет.)
  • Фараон мог приказать побить вельможу палками. (Да.)
  • Простой египтянин мог подойти к фараону. (Нет.)
  • Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на колени и падал лицом вниз. (Да.)
  • Вельможа пахал землю у себя на участке. (Нет.)
  • Вельможа распоряжался работами в каменоломнях. (Да.)
  • Вельможа носил много украшений. (Да.)
  • Фараон считал вельмож своими слугами. (Да.)

5 этап. Итоги урока. Домашнее задание.

Цель: систематизация полученных знаний, повторение изученного материала.

Не только простые египтяне должны были исполнять все приказы фараона и угождать его прихотям. Он и вельмож считал своими слугами.

Домашнее задание §7, 8 учебника. Заполнить сводную таблицу:

Дополнительное задание (при наличии времени до конца урока обсудить в группе):

Вот какие советы давали в Египте начинающим чиновникам: «Если ты сидишь за столом у того, кто выше тебя по должности, то бери, когда тебе дают то, что лежит перед тобой. Не смотри на то, что лежит перед ним, как он не смотрит на то, что лежит перед тобой. Опускай лицо в низ, когда он тебя приветствует. Смейся, когда он смеется. Это приятно его сердцу. Гни свою спину перед начальником... И тогда в твоем доме будет богатство... Не сиди, если перед тобой стоит тот, кто старше тебя или выше по должности». Подумайте, какими качествами должен обладать чиновник в Египте? Каково твое мнение о подобных советах? Могут ли они быть актуальными сегодня? (Человек должен уметь выслуживаться, угождать своему господину, быть терпеливым и тогда его заметят, повысят в должности, а это – обогащение...)

Ответ оставил Гость

Знакомьтесь, его зовут Ипусер. Он наместник фараона в одном из городов, расположенных недалеко от Мемфиса (столицы Египта), и при дворе занимает высокое положение.Утро вельможи начинается с умывания.Древние египтяне (от фараона до крестьянина) отличались чистоплотностью. Они мылись несколько раз в день: утром, до и после каждой трапезы. Для умывания египтяне использовали специальные тазики – «шаути». В воду для полоскания рта насыпали очищающую соль.По примеру фараона Ипусер превратил свой утренний туалет в настоящую церемонию. Вокруг хозяина дома собираются его многочисленные родственники. На корточках перед вельможей сидят писцы, готовые записывать приказы.После утреннего омовения цирюльники и слуги бреют хозяину щеки и голову, делают маникюр и педикюр, умащивают его тело маслами и благовониями, подводят глаза.Египтянам (как женщинам, так и мужчинам) нравились удлиненные глаза. Кроме красоты, такой грим предохранял нежные глаза от воспалений, вызываемых слишком ярким солнцем, ветром, пылью, насекомыми.После умывания Ипусер быстро съедает свой завтрак, состоящий из хлеба, куска мяса, пирога и пива, и спешит на службу во дворец фараона. Сегодня ему предстоит докладывать владыке обоих земель о состоянии дел по строительству каналов и дамб.Ипусер восседает на носилках, которые несут темнокожие рабы. Светлокожие рабы идут рядом и прикрывают своего господина опахалами от лучей палящего солнца.Во дворце фараона собралось множество вельмож и чиновников. Все ждут начала приема. Фараон восседает на троне. В руках он держит символы высшей власти – жезл и плеть. Показывая свое почтение фараону, Ипусер приближается к владыке с поднятыми в молитвенном жесте руками. Приблизившись к трону, он встает на колени, опускает лицо и ждет, когда фараон разрешит ему говорить.Свою речь перед фараоном Ипусер заканчивает фразой: «Пусть поступит повелитель так, как будет ему угодно, ибо все мы дышим воздухом лишь по его милости». Фараон остался доволен Ипусером и похвалил его за службу.В хорошем настроении наш вельможа возвращается домой.Сегодня во дворце царит необычная суета. Это верный признак того, что в нем готовятся к приему гостей. Слуги поливают цветы и деревья, что-то толкут в ступах. Женщины-рабыни растирают зерно каменными зернотерками, готовят разнообразные блюда.Наконец слуги застилают пол самой большой комнаты свежими тростниковыми циновками. Вокруг развешивают многочисленные гирлянды цветов лотоса. К этому времени огонь в бронзовой жаровне прогорел. На угли кладут кусочки пахучей соломы, и все вокруг наполняется сладким запахом благовоний. Слышно, как музыканты настраивают свои инструменты. Ждут своей очереди акробатки и танцовщицы. Напитки и яства поданы. На вертелах жарятся гуси, на столах выстроилась целая вереница кувшинов с винами, ликерами, пивом. В корзинах и на подставках уложены фрукты: финики, инжир, виноград, бананы. Все готово для приема гостей.Особо почетных гостей встречает и провожает сам хозяин, остальных – его дети или слуги. Гости приветствуют хозяина лестными речами: «Да будет в твоем сердце милость Амона! Да ниспошлет он тебе счастливую старость! Да проведешь ты жизнь в радости и достигнешь почета! Губы твои здоровы, члены твои могучи. Твой глаз видит далеко. Одежды на тебе льняные. Рот твой наполнен вином и пивом, хлебом, мясом и пирожками. Твой хлев полон телят. Твои прядильщицы преуспевают. Ты нерушим, и враги твои падают».В ответ на подобные восхваления хозяин покровительственным тоном отвечает: «Добро пожаловать!»Покончив с приветствиями, Ипусер и его гости идут к столу. Хозяин дома садится в золоченое кресло, украшенное драгоценными камнями. Такие же роскошные кресла подают самым почетным гостям.

Предположите, в какое время года проходят работы на храмовых землях. Почему вы так думаете? Представьте, как выглядело это же самое место через 2 месяца и через полгода. Чем в эти времена занимались земледельцы?

Конец осени - зима. Потому что в конце ноября заканчивался разлив Нила и вода сходила с полей. Тогда их обрабатывали и сажали урожай. Что и показано на рисунке. Через 2 мес., зимой, земледельцы уделяли массу внимания орошению полей, что делалось при помощи шадуфов. Весной собирали урожай, затем готовились к новому разливу Нила, укрепляя дамбы и оросительные сооружения. Летом, т.е. через пол года, начинался разлив Нила, поля покрывались водой. В это время земледельцы призывались на царские работы – строили усыпальницы фараонов и вельмож.

Вспомните, какие особенные условия для развития земледелия существовали в Древнем Египте. Как выглядел календарь сельскохозяйственных работ в Др. Египте? Какие работы и почему земледельцы выполняли в разное время года?

Весь календарь сельскохозяйственных работ зависел от разлива реки Нил. Июль – октябрь – разлив реки Нил. В ноябре заканчивался разлив Нила и вода сходила с полей. Тогда их обрабатывали и сажали урожай (ноябрь – февраль). Зимой земледельцы уделяли массу внимания орошению полей, что делалось и при помощи шадуфов. Весной (март – июнь) наступала засуха и собирали урожай, затем готовились к новому разливу Нила, укрепляя дамбы и оросительные сооружения. Летом начинался разлив Нила, поля покрывались водой. В это время земледельцы призывались на царские работы – строили усыпальницы фараонов и вельмож.

Каким образом современным ученым стало известно о жизни простых людей Др. Египта?

Из росписей на стенах гробниц вельмож и из записей на папирусах.

Дополните рассказ о труде крестьян, указав, какие еще повинности они выполняли?

Кроме строительства усыпальниц, крестьяне платили налоги в пользу государства. В качестве налогов древние египтяне отдавали часть урожая, те, кто занимался ремеслом, часть изделий. Это шло на содержание дома фараона, вельможам, армии и т.д. Также, они строили дороги, храмы, дворцы и крепости, дамбы, служили в войске.

Зачем писец рассказывал своему сыну о тяжелом труде ремесленника?

Он рассказывал это потому, что сын должен был видеть и ценить разницу между тяжелым физическим трудом и умственным. Что труд писца значительно легче и прибыльнее, что это почетная работа и дает независимость и уважение человеку. Это почетная должность, которая требовала образования, которое стоило дорого, поэтому освоить профессию писца могли более знатные и состоятельные, она зачастую передавалась по наследству, чтобы закрепить за своей семьей более высокое положение.

Составьте рассказ о жизни египетского вельможи.

Вельможи – это знатные и богатые египтяне, которые владели великолепными домами. Эти дома были окружены красивыми садами, внутри украшались росписью. Зачастую у вельмож были и бассейны. Комнаты обставлялись дорогой мебелью из драгоценных пород дерева, украшенной слоновой костью и золотом. Дом в порядке содержала прислуга. Вельможи отдыхали, ездили на охоту. Одежду носили из тонкой льняной ткани. Носили много драгоценностей: браслеты, серьги, кольца, ожерелья. Знатные египтянки носили парики и пользовались косметикой: краской для ресниц и губ, ароматными веществами, маслами. Зачастую глаза подводили и мужчины, что считалось, защищает их от песка и солнца.

Как вы думаете, почему жрецы были очень влиятельными людьми? Почему их опасались фараоны и вельможи, боялись и почитали простые земледельцы и ремесленники?

Египтяне верили в огромное количество богов, от благосклонности которых, они считали зависла их жизнь. Жрецы служили в храмах, сооруженных в честь этих богов. Они единственные знали священные слова – молитвы, с которыми нужно обращаться к богам, только они определяли принял ли бог жертвы и сообщали просителям. Они знали все церемонии и строго следили за их соблюдением. Они были очень образованными людьми – изучали иероглифы, знали наизусть предания и мифы, наблюдали за движением звезд на небе, вели календарь, изучали математику и историю, литературу. Все эти знания были очень необходимы жрецу и требовали долгого обучения. Должность жреца передавалась по наследству. Обучение детей начиналось с пяти лет.

Как вы поняли, почему в Египте вспыхнуло восстание? Кто и против кого его организовал?

Взбунтовались бедняки, крестьяне, ремесленники, рабы. Они выступили против власти фараона, вельмож, чиновников, писцов. Они терпели многочисленные бедствия, выполняли повинности, зачастую голодали. Восставшие устраняли власть знати, сделали зерно общим достоянием. Детей начальников выбрасывали на улицу. Они были против того, что знать передавала должности по наследству. Были опустошены даже пирамиды.

Какие вещественные, письменные памятники рассказывают о жизни простых людей Египта?

Из росписей на стенах гробниц вельмож, из записей писцов, археологические находки (посуда, украшения и т.д)

Напишите короткое сочинение об одном дне из жизни земледельца, ремесленника, вельможи, жреца, чиновника, писца (по выбору).

Земледелец. День для земледельца начался с рассветом. его семья проснулась, был приготовлен скромный завтрак и распределены между всеми обязанности на день. Взрослые занимались сбором урожая. Женщины сжинали колосья серпами. Дети помогали взрослым собирать колосья в снопы. Мужчины собирали снопы и несли к месту, где зерно обмолачивали, гоняя по снопам быков и коров. В полдень, когда стало нестерпимо жарко, семья вернулась домой, был приготовлен обед. Дети расставляли посуду. После обеда занимались домашними делами. Когда жара спала, вернулись к сбору урожая. Работы прекратились поздним вечером, когда уже практически ничего не было видно. Семья вернулась домой и поужинав, отправились спать.

Вельможи. Утро вельможи началось позже, нежели утро крестьянина, и не в жалкой лачуге, а в великолепном доме. Дом был украшен росписями, обставлен хорошей мебелью из драгоценных пород дерева, украшенной слоновой костью. Вельможа надел одежду, из тонкого льна, драгоценности, которые подчеркивали его положение. Завтрак был приготовлен прислугой, на завтрак он кушал свежие фрукты и рис. Жена вельможи следила за слугами, смотрела за домом и детьми. Слуги занимались уборкой, отправлялись за покупками, готовкой еды. Вельможа ушел с частью слуг в город, где выполняя свои обязанности, выслушивал прошения и жалобы горожан, следил за сдачей налогов и выполнением податей. Вернувшись к обеду, который включал большое количество блюд, мяса, овощей и фруктов, занимался домашними делами. Вечером он и его жена отправились в гости к хорошим знакомым, занимавшим такое же высокое положение в обществе. Где они отдыхали, беседовали на различные темы, слушали музыкантов. Домой они вернулись поздно.

Писца. Утро писца началось с сытного завтрака, после чего, он отправился на работу. Сегодня ему предстояло вести учет зерна, которое привозили крестьяне в царское хранилище. Он старательно подсчитывал размер урожая каждого крестьянина и записывал на папирус. Передохнув и покушав, продолжил работать. Когда он закончил работу в хранилище, отправился в дом чиновника, чтобы отчитаться о работе и оставить папирус записями. Они достаточно долго беседовали и оценивали размер урожая. После чего писец смог вернуться домой. Дом писца был небольшой, но в хорошем месте и богато обставлен, без предметов роскоши. Слуг они не держали. Домашним хозяйством занималась жена и дети. Завтра писцу предстояло снова отправиться в хранилище и вести учет зерна.

Используя текст параграфа и документ, расскажите о народном восстании в Египте.

4 тыс. лет назад вспыхнуло народное восстание. Взбунтовались бедняки, крестьяне, ремесленники, рабы. Они выступили против власти фараона, вельмож, чиновников, писцов. Они терпели многочисленные бедствия, выполняли многочисленные повинности, зачастую голодали и умирали на строительстве. Восставшие устраняли власть знати, сделали зерно общим достоянием, громили и грабили дома знати, детей начальников выбрасывали на улицу. Они были против того, что знать передавала должности по наследству. Везде царила разруха и были опустошены даже пирамиды.

К восстанию автор относится негативно, описывает бесчинства, которые творила беднота, как выглядела знать и сочувствует писцам, которые были также ограблены, чьи записи были сожжены. Сочувствует им, так как сам являлся писцом.

Жизнь египетского вельможи

Египетские вельможи составляли очень небольшую часть жителей Египта, но именно о них мы знаем больше, чем о других.

Жилища

Египетский вельможа имел большой дом-усадьбу. В таких домах было до 50-60 помещений. Дом стоял в саду среди цветов и фруктовых деревьев. Посередине сада находился пруд. Вельможи имели множество владений в разных частях Египта, большой штат слуг и домоправителя.

Города и дворцы строились из кирпича-сырца .

Мебель

На чем сидели

Египтяне также делали табуреты. Они имели либо вертикальные ножки, либо перекрещивающиеся в форме буквы X и оканчивающиеся утиными головами (см. Кресло из Лейденского музея , Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта).

Пол устилали циновки , и повсюду лежало множество подушек: их подкладывали под спину и под ноги тех, кто садился в кресла. Когда в доме собиралось много гостей и кресел не хватало, то гости садились на подушки или прямо на циновки на полу.

На чем лежали

В чем хранили вещи

В комнатах стояли деревянные с инкрустацией шкафы для белья и одежды.

Туалетные принадлежности, зеркала, гребни, головные заколки и парики хранили в сундучках и ларцах (см. Древние египетские пирамиды).

Одежда и обувь

Вельможи носили одежду из тонких льняных тканей.

Набедренная повязка - основной вид одежды древних египтян. Часто наряд даже знатного египтянина состоял из такой повязки и определенного количества украшений. Он надевал на запястья один браслет или множество, на палец - кольцо, а на шею - нагрудное ожерелье из пяти-шести рядов бус с двумя застежками в форме соколиных голов.

Считалось, что именно украшения придают египтянину респектабельность.

Рассматривая изображения в гробницах, мы видим, что вельможа жил в большом и красивом доме. Дом стоял в саду среди цветов и фруктовых деревьев. Посреди сада находился пруд. В жару хозяин мог отдыхать у воды, наслаждаясь тенью и прохладой.

Хозяйство вельмож было большим и обширным, вельможи владели имениями в разных частях Египта. Для управления им требовалось содержать огромный штат прислуги, во главе которого стоял управляющий. Писцы вели учет доходов вельможи. В имениях жили многочисленные земледельцы. В хозяйстве вельможи имелись и крупные ремесленные мастерские, в которых работали представители разных специальностей: медники, ювелиры, каменотесы, кожевники, плотники, гончары, ткачи (рис. 2).

Рис. 2. Дом знатного вельможи ()

Повседневная жизнь вельможи сопровождалась различными церемониалами. Утром — омовения, облачения в одежды, далее наступал черед парикмахера, который накладывал парик на голову вельможи, тело вельможи натиралось благовониями. Глаза знатных египтян были обведены черной или зеленой краской, это делалось, чтобы уберечь веки от палящего солнца или насекомых. Одежда вельможи сделана из тонких льняных тканей. Обязательным элементом облачения были драгоценные украшения — браслеты и ожерелья. На ноги богатые египтяне обували кожаные сандалии (рис. 3).

Рис. 3. Египетский вельможа ()

Вельможи любили устраивать пиры. Столы накрывались разнообразными яствами: всевозможные виды хлеба, фрукты и сладости, мясо птиц, пиво и виноградное вино. Пиры сопровождались музыкой и танцами.

Если в собственном доме вельможа был всемогущим владыкой, то перед лицом фараона — простым слугой, который «дышал воздухом лишь по милости фараона». Получить награду от фараона считалось большим счастьем. Все награды перечислялись на стенах гробниц. Если же фараон гневался, то вельможа мог лишиться всего.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Страны мира ().
  2. История одежды от древности и наших времён ().
  3. E-reading-lib.org ().

Домашнее задание

  1. Почему о жизни вельмож мы знаем гораздо больше, чем о жизни простых египтян?
  2. Чем владели древнеегипетские вельможи?
  3. От кого зависело благополучие вельмож?
Загрузка...
Top