Жанр произведения кому на руси жить хорошо. Некрасов кому на руси жить хорошо

  • 4. Преступление и наказание - проблематика и поэтика
  • 5. Образ Раскольникова в идейно-худ концепции романа
  • 6. Свидригайлов и Лужин как двойники Раскольникова
  • 7. Образ Сони Мармеладовой
  • 8. Система персонажей романа Преступление и наказание и соотношение с центральной идеей
  • 9. Роман Достоевского Братья Карамазовы - общественно-социальная и философско-этическая проблематика
  • 10. Образ раннего человеколюбца Алеши Карамазова
  • 11. Образ Ивана Карамазова, его роль и место в романе
  • 12. Легенда о Великом Инквизиторе в идейно-художественной концепции романа
  • 13. Автобиографическая трилогия л. Толстого «Детство. Отрочество. Юность»: формирование человеческой личности и сознания Николая Иртеньева
  • 14. Жанровое своеобразие романа-эпопеи Война и мир
  • 15. Образ Анны Карениной. Содержание и смысл трагедии героини. Проблема авторской оценки героини
  • 16. Образ Константина Левина. Проблема героя-дворянина в переворотившемся мире
  • 17. Кризис в мировоззрении и творчестве Толстого 1870-1880 г.Г. Причины и содержание. Теория толстовства
  • 18. Повесть Толстого "Смерть Ивана Ильича" - проблематика, особенности типа героя и конфликта
  • 20. Общая характеристика творчества Гаршина. Проблематика, типы героев и конфликтов. Место писателя в литературном процессе 1880-х г
  • 21. Юмористика Чехова 1880-х годов: проблематика, особенности жанра и мастерства (Хамелеон, Толстый и тонкий, Смерть чиновника и т д)
  • 22. Проза Чехова: проблематика, особенности жанровой системы, поэтики
  • 23. Драматургическое новаторство Чехова: новый характер конфликта и способов его воплощения
  • 24. Проблематика и поэтика драмы "Три сестры"
  • 25. Философская лирика Тютчева
  • 26. Импрессионизм лирики Фета
  • 27. Лирическая система Некрасова
  • 28. Поэма-эпопея Кому на Руси жить хорошо - особенности проблематики и жанра
  • 29. Интерпретация обломовщины и образ Ильи Ильича в критике 1860-х (Добролюбов, Дружинин) и современнном литературоведении
  • 30. Записки охотника, Тургенев: постановка и решение проблемы народа, антикрепостнический пафос книги, жанровые особенности
  • 31. Философско-этическая коллизия романа Дворянское гнездо и особенности ее решения
  • 32. Роман "Отцы и дети" - проблематика, система персонажей
  • 33. Трагический нигилист Базаров: сущность базаровского нигилизма, глубинная трагичность героя, конфликт его с мирозданием, нравственно-философский смысл эпилога
  • 34. Драма Островского "Бесприданница" - проблематика, система персонажей, жанровые особенности
  • 35. Драма Островского "Гроза" - специфика конфликта и жанра
  • 36. Проблема народа и власти в гротесковом романе Салтыкова-Щедрина История одного города"
  • 37. Галерея образов градоначальников, ее функции и смысл в "Истории одного города"
  • 38. "Сказки" Салтыкова-Щедрина как итоговый цикл в творчестве писателя. Проблематика и художественная специфика "Сказок"
  • 28. Поэма-эпопея Кому на Руси жить хорошо - особенности проблематики и жанра

    Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как “народную книгу”. Он начал писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал, чтобы его книга была близка крестьянству.

    В центре поэмы - собирательный образ русского крестьянства, образ хранителя родной земли. Поэма отражает мужицкие радости и горести, сомнения и надежды, жажду воли и счастья. Все важнейшие события жизни крестьянина вместились в это произведение. Сюжет поэмы “Кому на Руси жить хорошо” близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне - не странники-богомольцы. Они - символ пробуждающейся России.

    Среди крестьян, изображенных Некрасовым, мы видим много настойчивых искателей истины. Это прежде всего семь мужиков. Их главная цель - найти “счастье мужицкое”.

    В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов затрагивает также проблему женского счастья. Она раскрывается при помощи образа Матрены Тимофеевны. Это типичная крестьянка среднерусской полосы, наделенная сдержанной красотой, исполненная чувства собственного достоинства. На ее плечи легла не только вся тяжесть крестьянского труда, но и ответственность за судьбу семьи, за воспитание детей. Образ Матрены Тимофеевны - собирательный. Она испытала все, что может выпасть на долю русской женщины. Нелегкая судьба Матрены Тимофеевны дает ей право сказать странникам от имени всех русских женщин:

    Ключи от счастья женского,

    От нашей вольной волюшки,

    Заброшены, потеряны

    У Бога самого!

    Проблему народного счастья Некрасов раскрывает в поэме также при помощи образа народного заступника Гриши Добросклонова. Он - сын дьячка, жившего “беднее захудалого последнего крестьянина”, и “батрачки безответной”. Тяжелая жизнь рождает протест в этом человеке. Он с самого детства решает, что посвятит свою жизнь поискам народного счастья.

    Проблематика жанра эпопеи предполагает рассмотрение жизни не единичного героя, а целого народа. Для изображения выбирается какие-либо значительные события в истории этого народа. Чаще всего таким моментом служит война. Однако во время создания Некрасовым поэмы в России не идет никакой войны, и в самой поэме о военных действиях не упоминается. И все же в 1861 году в России происходит другое, не менее значительное для народной жизни событие: отмена крепостного права. Оно вызывает волну полемики в высших кругах, а также смятение и полное переустройство жизни среди крестьян. Этому-то переломному моменту и посвящает Некрасов свою поэму-эпопею.

    Жанр произведения «Кому на Руси жить хорошо» требовал от автора соблюдения определенных критериев, прежде всего – масштабности. Задача показать жизнь целого народа является совсем непростой, и именно она повлияла на выбор Некрасовым сюжета с путешествием как основным сюжетообразующим элементом. Путешествие – распространенный мотив в русской литературе. К нему обращались и Гоголь в «Мертвых душах», и Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»), даже в средние века бытовал популярный жанр «хождения» – «Хождение за три моря». Такой прием позволяет изобразить в произведении полноценную картину народной жизни, со всеми ее обычаями, радостями и горестями. Основной сюжет при этом отходит на второй план, и повествование распадается на множество отдельных калейдоскопичных частей, из которых в то же время исподволь вырисовывается объемная картина жизни. Рассказы крестьян о своих судьбах сменяются протяжными лирическими песнями, читатель знакомится с сельской ярмаркой, видит народное гуляние, выборы, узнает об отношении к женщине, печалится вместе с нищим и веселится с пьяным.

    Характерно, что части порою настолько сильно отходят друг от друга по сюжету, что могут быть поменяны местами без вреда для композиции произведения. Это в свое время вызвало долгие споры по поводу правильного расположения глав поэмы (Некрасов не оставил на это счет четких указаний). В то же время такая «лоскутность» произведения компенсируется внутренним беспрестанным развитием сюжета – одно из обязательных условий для жанра эпопеи. Народную душу, порою весьма противоречивую, порою отчаявшуюся под гнетом бед и все же не сломленную до конца, более того – непрестанно мечтающую о счастье – вот что показывает поэт читателю.

    Среди особенностей жанра «Кому на Руси жить хорошо» можно назвать также включенный в текст поэмы огромный пласт фольклорных элементов, от напрямую введенных песен, пословиц, присказок и до неявных отсылок на ту или иную былину, использование оборотов вроде «Савелий, богатырь русский». Здесь отчетливо видна любовь Некрасова к простому народу, его искренняя заинтересованность темой – не зря же столько лет (более 10) длился сбор материала для поэмы! Отметим, что включение в текст фольклорных элементов также считается признаком эпопеи – это позволяет полнее изобразить особенности народного характера и уклада жизни.

    Жанровым своеобразием поэмы считается и причудливое совмещение в ней исторических фактов со сказочными мотивами. В зачине, написанном по всем законам сказок, в путь отправляется семеро (магическое число) крестьян. Начало их путешествия сопровождается чудесами – с ними говорит пеночка, в лесу они находят скатерть-самобранку. Но дальнейший их путь будет проходить отнюдь не по сказке.

    Умелое сочетание сказочного, необременительного сюжета с серьезными политическими проблемами пореформенной Руси выгодно отличало произведение Некрасова сразу же после издания частей поэмы: оно интересно смотрелось на фоне одноликих памфлетов и в то же время заставляло задуматься. Это же позволило поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо» не потерять своего интереса для читателя и сегодня.

    "

    Отмена крепостного права 1861 года вызвала волну противоречий в российском обществе. Н.А. Некрасов тоже откликнулся на споры «за» и «против» реформы своей поэмой «Кому на Руси жить хорошо», рассказывающей о судьбе крестьянства в новой России.

    История создания поэмы

    Задумывал поэму Некрасов еще в 1850-х гг., когда хотел рассказать обо всем, что ему известно о жизни простого русского нарда – о жизни крестьянства. Основательно работать над произведением поэт начал в 1863 г. Смерть помешала Некрасову закончить поэму, вышло 4 части и пролог.

    Долго исследователи творчества писателя не могли определиться, в какой последовательности должны печататься главы поэмы, так как Некрасов не успел обозначить их очередность. К. Чуковский, досконально изучив личные записи автора, допустил такой порядок, какой известен современному читателю.

    Жанр произведения

    «Кому на Руси жить хорошо» относят к различным жанрам – поэма-путешествие, российская Одиссея, протокол всероссийского крестьянства. Автор дал собственное определение жанру произведения, на мой взгляд, самое точное – поэма-эпопея.

    Эпопея отражает бытие целого народа в переломный момент его существования – войты, эпидемии и проч. Некрасов показывает события глазами народа, использует для придания большей выразительности средства народного языка.

    Героев в поэме множество, они не скрепляют собой отдельные главы, а логически соединяют сюжет в одно целое.

    Проблематика поэмы

    Повествование о жизни русского крестьянства охватывает широкий масштаб жизнеописания. Мужики в поисках счастья путешествуют по России в поисках счастья, знакомятся с различными людьми: священником, помещиком, нищими, пьяными балагурами. Празднества, ярмарки, сельские гуляния, тяжесть труда, смерть и появление на свет – ничто не укрылось т взгляда поэта.

    Главный герой поэмы не определен. Семеро путешествующих крестьян, Гриша Добросклонов – больше всего выделяется среди остальных героев. Однако основным действующим лицом произведения является народ.

    В поэме отражены многочисленные проблемы русского народа. Это и проблематика счастья, проблема пьянства и морального разложения, греховности, свободы, бунта и терпимости, столкновения старого и нового, сложной судьбы русских женщин.

    Счастье понимается героями по-разному. Самым важным для автора является воплощение счастья в понимании Гриши Добросклонова. Отсюда вырастает основная идея поэмы – истинное счастье реально только для человека, думающего о благе народном.

    Заключение

    Хотя произведение незакончено, оно считается цельным и самодостаточным по выраженности основной идеи автора и его авторской позиции. Проблематика поэмы актуальна по сей день, поэма интересна современному читателю, которого привлекает закономерность событий истории и мировоззрения русского народа.

    «Мое любимое детище», – так писал Некрасов в своей рукописи о поэме «Кому на Руси жить хорошо». В дальнейшем, в одном из писем к журналисту П. Безобразову поэт сам определил жанр поэмы «Кому на Руси жить хорошо»: «Это будет эпопея современной крестьянской жизни».

    И тут у современного читателя сразу же возникнет множество вопросов, ведь при слове эпопея нам вспоминаются масштабные произведения, например, эпопеи Гомера или многотомники Толстого. Но вот имеет ли право даже не оконченное произведение называться эпопеей?

    Для начала разберемся, что понимать под понятием «эпопея». Проблематика жанра эпопеи предполагает рассмотрение жизни не единичного героя, а целого народа. Для изображения выбирается какие-либо значительные события в истории этого народа. Чаще всего таким моментом служит война. Однако во время создания Некрасовым поэмы в России не идет никакой войны, и в самой поэме о военных действиях не упоминается. И все же в 1861 году в России происходит другое, не менее значительное для народной жизни событие: отмена крепостного права. Оно вызывает волну полемики в высших кругах, а также смятение и полное переустройство жизни среди крестьян. Этому-то переломному моменту и посвящает Некрасов свою поэму-эпопею.

    Жанр произведения «Кому на Руси жить хорошо» требовал от автора соблюдения определенных критериев, прежде всего – масштабности. Задача показать жизнь целого народа является совсем непростой, и именно она повлияла на выбор Некрасовым сюжета с путешествием как основным сюжетообразующим элементом. Путешествие – распространенный мотив в русской литературе. К нему обращались и Гоголь в «Мертвых душах», и Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»), даже в средние века бытовал популярный жанр «хождения» – «Хождение за три моря». Такой прием позволяет изобразить в произведении полноценную картину народной жизни, со всеми ее обычаями, радостями и горестями. Основной сюжет при этом отходит на второй план, и повествование распадается на множество отдельных калейдоскопичных частей, из которых в то же время исподволь вырисовывается объемная картина жизни. Рассказы крестьян о своих судьбах сменяются протяжными лирическими песнями, читатель знакомится с сельской ярмаркой, видит народное гуляние, выборы, узнает об отношении к женщине, печалится вместе с нищим и веселится с пьяным.

    Характерно, что части порою настолько сильно отходят друг от друга по сюжету, что могут быть поменяны местами без вреда для композиции произведения. Это в свое время вызвало долгие споры по поводу правильного расположения глав поэмы (Некрасов не оставил на это счет четких указаний).

    В то же время такая «лоскутность» произведения компенсируется внутренним беспрестанным развитием сюжета – одно из обязательных условий для жанра эпопеи. Народную душу, порою весьма противоречивую, порою отчаявшуюся под гнетом бед и все же не сломленную до конца, более того – непрестанно мечтающую о счастье – вот что показывает поэт читателю.

    Среди особенностей жанра «Кому на Руси жить хорошо» можно назвать также включенный в текст поэмы огромный пласт фольклорных элементов, от напрямую введенных песен, пословиц, присказок и до неявных отсылок на ту или иную былину, использование оборотов вроде «Савелий, богатырь русский». Здесь отчетливо видна любовь Некрасова к простому народу, его искренняя заинтересованность темой – не зря же столько лет (более 10) длился сбор материала для поэмы! Отметим, что включение в текст фольклорных элементов также считается признаком эпопеи – это позволяет полнее изобразить особенности народного характера и уклада жизни.

    Жанровым своеобразием поэмы считается и причудливое совмещение в ней исторических фактов со сказочными мотивами. В зачине, написанном по всем законам сказок, в путь отправляется семеро (магическое число) крестьян. Начало их путешествия сопровождается чудесами – с ними говорит пеночка, в лесу они находят скатерть-самобранку. Но дальнейший их путь будет проходить отнюдь не по сказке.

    Умелое сочетание сказочного, необременительного сюжета с серьезными политическими проблемами пореформенной Руси выгодно отличало произведение Некрасова сразу же после издания частей поэмы: оно интересно смотрелось на фоне одноликих памфлетов и в то же время заставляло задуматься. Это же позволило поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо» не потерять своего интереса для читателя и сегодня.

    Тест по произведению

    «Мое любимое детище», – так писал Некрасов в своей рукописи о поэме «Кому на Руси жить хорошо». В дальнейшем, в одном из писем к журналисту П. Безобразову поэт сам определил жанр поэмы «Кому на Руси жить хорошо»: «Это будет эпопея современной крестьянской жизни».

    И тут у современного читателя сразу же возникнет множество вопросов, ведь при слове эпопея нам вспоминаются масштабные произведения, например, эпопеи Гомера или многотомники Толстого. Но вот имеет ли право даже не оконченное произведение называться эпопеей?

    Для начала разберемся, что понимать под понятием «эпопея». Проблематика жанра эпопеи предполагает рассмотрение жизни не единичного героя, а целого народа. Для изображения выбирается какие-либо значительные события в истории этого народа. Чаще всего таким моментом служит война. Однако во время создания Некрасовым поэмы в России не идет никакой войны, и в самой поэме о военных действиях не упоминается. И все же в 1861 году в России происходит другое, не менее значительное для народной жизни событие: отмена крепостного права. Оно вызывает волну полемики в высших кругах, а также смятение и полное переустройство жизни среди крестьян. Этому-то переломному моменту и посвящает Некрасов свою поэму-эпопею.

    Жанр произведения «Кому на Руси жить хорошо» требовал от автора соблюдения определенных критериев, прежде всего – масштабности. Задача показать жизнь целого народа является совсем непростой, и именно она повлияла на выбор Некрасовым сюжета с путешествием как основным сюжетообразующим элементом. Путешествие – распространенный мотив в русской литературе. К нему обращались и Гоголь в «Мертвых душах», и Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»), даже в средние века бытовал популярный жанр «хождения» – «Хождение за три моря». Такой прием позволяет изобразить в произведении полноценную картину народной жизни, со всеми ее обычаями, радостями и горестями. Основной сюжет при этом отходит на второй план, и повествование распадается на множество отдельных калейдоскопичных частей, из которых в то же время исподволь вырисовывается объемная картина жизни. Рассказы крестьян о своих судьбах сменяются протяжными лирическими песнями, читатель знакомится с сельской ярмаркой, видит народное гуляние, выборы, узнает об отношении к женщине, печалится вместе с нищим и веселится с пьяным.

    Характерно, что части порою настолько сильно отходят друг от друга по сюжету, что могут быть поменяны местами без вреда для композиции произведения. Это в свое время вызвало долгие споры по поводу правильного расположения глав поэмы (Некрасов не оставил на это счет четких указаний).

    В то же время такая «лоскутность» произведения компенсируется внутренним беспрестанным развитием сюжета – одно из обязательных условий для жанра эпопеи. Народную душу, порою весьма противоречивую, порою отчаявшуюся под гнетом бед и все же не сломленную до конца, более того – непрестанно мечтающую о счастье – вот что показывает поэт читателю.

    Среди особенностей жанра «Кому на Руси жить хорошо» можно назвать также включенный в текст поэмы огромный пласт фольклорных элементов, от напрямую введенных песен, пословиц, присказок и до неявных отсылок на ту или иную былину, использование оборотов вроде «Савелий, богатырь русский». Здесь отчетливо видна любовь Некрасова к простому народу, его искренняя заинтересованность темой – не зря же столько лет (более 10) длился сбор материала для поэмы! Отметим, что включение в текст фольклорных элементов также считается признаком эпопеи – это позволяет полнее изобразить особенности народного характера и уклада жизни.

    Жанровым своеобразием поэмы считается и причудливое совмещение в ней исторических фактов со сказочными мотивами. В зачине, написанном по всем законам сказок, в путь отправляется семеро (магическое число) крестьян. Начало их путешествия сопровождается чудесами – с ними говорит пеночка, в лесу они находят скатерть-самобранку. Но дальнейший их путь будет проходить отнюдь не по сказке.

    Умелое сочетание сказочного, необременительного сюжета с серьезными политическими проблемами пореформенной Руси выгодно отличало произведение Некрасова сразу же после издания частей поэмы: оно интересно смотрелось на фоне одноликих памфлетов и в то же время заставляло задуматься. Это же позволило поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо» не потерять своего интереса для читателя и сегодня.

    Тест по произведению

    История создания

    Многие годы жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим «любимым детищем». «Я задумал, - говорил Некрасов, - изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни». Материал для поэмы писатель копил, по его признанию, «по словечку в течение двадцати лет». Смерть прервала этот гигантский труд. Поэма так и осталась незавершенной. Незадолго до кончины поэт сказал: «Одно, о чем сожалею глубоко, это - что не кончил свою поэму «Кому на Руси жить хорошо». Н. А. Некрасов начал работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» в первой половине 60-х годов XIX века . Упоминание о ссыльных поляках в первой части, в главе «Помещик», позволяет считать, что работа над поэмой была начата не ранее 1863 года . Но наброски произведения могли появиться и раньше, так как Некрасов долгое время собирал материал. Рукопись первой части поэмы помечена 1865 годом , однако, возможно, что это дата окончания работы над этой частью.

    Вскоре после окончания работы над первой частью, пролог поэмы был опубликован в январском номере журнала «Современник» за 1866 год . Печатание растянулось на четыре года и сопровождалось, как и вся издательская деятельность Некрасова, цензурными гонениями.

    К продолжению работы над поэмой писатель приступил лишь в 1870-х, написав ещё три части произведения: «Последыш» (1872 год), «Крестьянка» (1873 год), «Пир - на весь мир» (1876 год). Поэт не собирался ограничиваться написанными главами, задумывались ещё три или четыре части. Однако развивающаяся болезнь помешала задумкам автора. Некрасов, чувствуя приближение смерти, постарался придать некоторую «законченность» последней части, «Пир - на весь мир».

    В последнем прижизненном издании «Стихотворений» ( -) поэма «Кому на Руси жить хорошо» была напечатана в такой последовательности: «Пролог. Часть первая», «Последыш», «Крестьянка».

    Сюжет и структура поэмы

    Некрасов предполагал, что в поэме будет семь или восемь частей, но успел написать лишь четыре, которые, возможно, не следовали одна за другой.

    Часть первая

    Единственная не имеет названия. Была написана вскоре после отмены крепостного права ().

    Пролог

    «В каком году - рассчитывай,
    В какой земле - угадывай,
    На столбовой дороженьке
    Сошлись семь мужиков…»

    У них завязался спор:

    Кому живётся весело,
    Вольготно на Руси?

    Они высказали шесть вариантов ответа на этот вопрос:

    • Роман: помещику
    • Демьян: чиновнику
    • братья Губины - Иван и Митродор: купцу ;
    • Пахом (старик): министру

    Крестьяне решают не возвращаться домой, пока не найдут правильного ответа. Они находят скатерть-самобранку, которая будет их кормить, и отправляются в путь.

    Крестьянка (из третьей части)

    Последыш (из второй части)

    Пир - на весь мир (из второй части)

    Глава “Пир на весь мир” является продолжением “Последыша”. Здесь изображается принципиально иное состояние мира. Это уже проснувшаяся и разом заговорившая народная Русь. В праздничный пир духовного пробуждения вовлекаются новые герои. Весь народ поет песни освобождения, вершит суд над прошлым, оценивает настоящее, начинает задумываться о будущем. Иногда эти песни контрастны по отношению друг к другу. Например, рассказ “Про холопа примерного - Якова верного” и легенда “О двух великих грешниках”. Яков мстит барину за все издевательства по-холопски, совершая самоубийство у него на глазах. Разбойник Кудеяр свои грехи, убийства и насилия искупает не смирением, а убийством злодея - пана Глуховского. Так народная нравственность оправдывает праведный гнев против угнетателей и даже насилие над ними

    Список героев

    Временнообязанные крестьяне, отправившиеся искать, кому живется счастливо вольготно на Руси (Основные герои)

    • Роман
    • Демьян
    • Иван и Митродор Губины
    • Старик Пахом

    Крестьяне и холопы

    • Ермил Гирин
    • Яким Нагой
    • Сидор
    • Егорка Шутов
    • Клим Лавин
    • Агап Петров
    • Ипат - холоп чувствительный
    • Яков - холоп верный
    • Прошка
    • Матрена
    • Савелий

    Помещики

    • Утятин
    • Оболт-Оболдуев
    • князь Переметьев
    • Глуховской

    Другие герои

    • Алтынников
    • Фогель
    • Шалашников

    См. также

    Ссылки

    • Николай Алексеевич Некрасов: учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова и др.; [авт. ст.] Н. Н. Пайков. - Ярославль: [б. и.], 2004. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM)
    Загрузка...
    Top