Замятин мы подробное краткое содержание по главам. Жанр и сюжет романа "мы"

Далекое будущее. Д-503, талантливый инженер, строитель космического корабля \"Интеграл\", ведет записки для потомков, рассказывает им о \"высочайших вершинах в человеческой истории\" - жизни Единого Государства и его главе Благодетеле. Название рукописи - \"Мы\". Д-503 восхищается тем, что граждане Единого Государства, нумера, ведут рассчитанную по системе Тэйлора, строго регламентированную Часовой Скрижалью жизнь: в одно и то же время встают, начинают и кончают работу, выходят на прогулку, идут в аудиториум, отходят ко сну. Для нумеров определяют подходящий табель сексуальных дней и выдают розовую талонную книжку. Д-503 уверен: \"Мы\" - от Бога, а \"я\" - от диавола.

Как-то весенним днем со своей милой, кругло обточенной подругой, записанной на него 0-90, Д-503 вместе с другими одинаково одетыми нумерами гуляет под марш труб Музыкального Завода. С ним заговаривает незнакомка с очень белыми и острыми зубами, с каким-то раздражающим иксом в глазах или бровях. 1-330, тонкая, резкая, упрямо-гибкая, как хлыст, читает мысли Д-503.

Через несколько дней 1-330 приглашает Д-503 в Древний Дом (они прилетают туда на аэро). В квартире-музее рояль, хаос красок и форм, статуя Пушкина. Д-503 захвачен в дикий вихрь древней жизни. Но когда 1-330 просит его нарушить принятый распорядок дня и остаться с ней, Д-503 намеревается отправиться в Бюро Хранителей и донести на нее. Однако на следующий день он идет в Медицинское Бюро: ему кажется, что в него врос иррациональный № 1 и что он явно болен. Его освобождают от работы.

Д-503 вместе с другими нумерами присутствует на площади Куба во время казни одного поэта, написавшего о Благодетеле кощунственные стихи. Поэтизированный приговор читает трясущимися серыми губами приятель Д-503, Государственный Поэт R-13. Преступника казнит сам Благодетель, тяжкий, каменный, как судьба. Сверкает острое лезвие луча его Машины, и вместо нумера - лужа химически чистой воды.

Вскоре строитель \"Интеграла\" получает извещение, что на него записалась 1-330. Д-503 является к ней в назначенный час. 1-330 дразнит его: курит древние \"папиросы\", пьет ликер, заставляет и Д-503 сделать глоток в поцелуе. Употребление этих ядов в Едином Государстве запрещено, и Д-503 должен сообщить об этом, но не может. Теперь он другой. В десятой записи он признается, что гибнет и больше не может выполнять свои обязанности перед Единым Государством, а в одиннадцатой - что в нем теперь два \"я\" - он и прежний, невинный, как Адам, и новый - дикий, любящий и ревнующий, совсем как в идиотских древних книжках. Если бы знать, какое из этих \"я\" настоящее!

Д-503 не может без 1-330, а её нигде нет. В Медицинском Бюро, куда ему помогает дойти двоякоизогнутый Хранитель S-4711, приятель I, выясняется, что строитель \"Интеграла\" неизлечимо болен: у него, как и у некоторых других нумеров, образовалась душа.

Д-503 приходит в Древний Дом, в \"их\" квартиру, открывает дверцу шкафа, и вдруг... пол уходит у него из-под ног, он опускается в какое-то подземелье, доходит до двери, за которой - гул. Оттуда появляется его знакомый, доктор. \"Я думал, что она, 1-330...\" - \"Стойте тут!\" - доктор исчезает. Наконец! Наконец она рядом. Д и I уходят - двое-одно... Она идет, как и он, с закрытыми глазами, закинув вверх голову, закусив губы... Строитель \"Интеграла\" теперь в новом мире: кругом что-то корявое, лохматое, иррациональное.

0-90 понимает: Д-503 любит другую, поэтому она снимает свою запись на него. Придя к нему проститься, она просит: \"Я хочу - я должна от вас ребенка - и я уйду, я уйду!\" - \"Что? Захотелось Машины Благодетеля? Вы ведь ниже сантиметров на десять Материнской Нормы!\" - \"Пусть! Но ведь я же почувствую его в себе. И хоть несколько дней...\" Как отказать ей?.. И Д-503 выполняет её просьбу - словно бросается с аккумуляторной башни вниз.

1-330 наконец появляется у своего любимого. \"Зачем ты меня мучила, зачем не приходила?\" - \"А может быть, мне нужно было испытать тебя, нужно знать, что ты сделаешь все, что я захочу, что ты совсем уже мой?\" - \"Да, совсем!\" Сладкие, острые зубы; улыбка, она в чашечке кресла - как пчела: в ней жало и мед. И затем - пчелы - губы, сладкая боль цветения, боль любви... \"Я не могу так, I. Ты все время что-то недоговариваешь\", - \"А ты не побоишься пойти за мной всюду?\" - \"Нет, не побоюсь!\" - \"Тогда после Дня Единогласия узнаешь все, если только не...\"

Наступает великий День Единогласия, нечто вроде древней Пасхи, как пишет Д-503; ежегодные выборы Благодетеля, торжество воли единого \"Мы\". Чугунный, медленный голос: \"Кто \"за\" - прошу поднять руки\". Шелест миллионов рук, с усилием поднимает свою и Д-503. \"Кто \"против\"?\" Тысячи рук взметнулись вверх, и среди них - рука 1-330. И дальше - вихрь взвеянных бегом одеяний, растерянные фигуры Хранителей, R-13, уносящий на руках 1-330. Как таран, Д-503 пропарывает толпу, выхватывает I, всю в крови, у R-13, крепко прижимает к себе и уносит. Только бы вот так нести её, нести, нести...

А назавтра в Единой Государственной Газете: \"В 48-й раз единогласно избран все тот же Благодетель\". А в городе повсюду расклеены листки с надписью \"Мефи\".

Д-503 с 1-330 по коридорам под Древним Домом выходят из города за Зеленую Стену, в низший мир. Нестерпимо пестрый гам, свист, свет. У Д-503 голова кругом. Д-503 видит диких людей, обросших шерстью, веселых, жизнерадостных. 1-330 знакомит их со строителем \"Интеграла\" и говорит, что он поможет захватить корабль, и тогда удастся разрушить Стену между городом и диким миром. А на камне огромные буквы \"Мефи\". Д-503 ясно: дикие люди - половина, которую потеряли горожане, одни Н2, а другие О, а чтобы получилось Н2О, нужно, чтобы половины соединились.

I назначает Д свидание в Древнем Доме и открывает ему план \"Мефи\": захватить \"Интеграл\" во время пробного полета и, сделав его оружием против Единого Государства, кончить все сразу, быстро, без боли. \"Какая нелепость, I! Ведь наша революция была последней!\" - \"Последней - нет, революции бесконечны, а иначе - энтропия, блаженный покой, равновесие. Но необходимо его нарушить ради бесконечного движения\". Д-503 не может выдать заговорщиков, ведь среди них... Но вдруг думает: что, если она с ним только из-за...

Наутро в Государственной Газете появляется декрет о Великой Операции. Цель - уничтожение фантазии. Операции должны подвергнуться все нумера, чтобы стать совершенными, машиноравными. Может быть, сделать операцию Д и излечиться от души, от I? Но он не может без нее. Не хочет спасения...

На углу, в аудиториуме, широко разинута дверь, и оттуда - медленная колонна из оперированных. Теперь это не люди, а какие-то человекообразные тракторы. Они неудержимо пропахивают сквозь толпу и вдруг охватывают её кольцом. Чей-то пронзительный крик:

\"Загоняют, бегите!\" И все убегают. Д-503 вбегает передохнуть в какой-то подъезд, и тотчас же там оказывается и 0-90. Она тоже не хочет операции и просит спасти её и их будущего ребенка. Д-503 дает ей записку к 1-330: она поможет.

И вот долгожданный полет \"Интеграла\". Среди нумеров, находящихся на корабле, члены \"Мефи\". \"Вверх - 45!\" - командует Д-503. Глухой взрыв - толчок, потом мгновенная занавесь туч - корабль сквозь нее. И солнце, синее небо. В радиотелефонной Д-503 находит 1-330 - в слуховом крылатом шлеме, сверкающую, летучую, как древние валькирии. \"Вчера вечером приходит ко мне с твоей запиской, - говорит она Д. - И я отправила - она уже там, за Стеною. Она будет жить...\" Обеденный час. Все - в столовую. И вдруг кто-то заявляет: \"От имени Хранителей... Мы знаем все. Вам - кому я говорю, те слышат... Испытание будет доведено до конца, вы не посмеете его сорвать. А потом...\" У I - бешеные, синие искры. На ухо Д: \"А, так это вы? Вы - \"исполнили долг\"?\" И он вдруг с ужасом понимает: это дежурная Ю, не раз бывавшая в его комнате, это она прочитала его записи. Строитель \"Интеграла\" - в командной рубке. Он твердо приказывает: \"Вниз! Остановить двигатели. Конец всего\". Облака - и потом далекое зеленое пятно вихрем мчится на корабль. Исковерканное лицо Второго Строителя. Он толкает Д-503 со всего маху, и тот, уже падая, туманно слышит: \"Кормовые - полный ход!\" Резкий скачок вверх.

Д-503 вызывает к себе Благодетель и говорит ему, что ныне сбывается древняя мечта о рае - месте, где блаженные с оперированной фантазией, и что Д-503 был нужен заговорщикам лишь как строитель \"Интеграла\". \"Мы ещё не знаем их имен, но уверен, от вас узнаем\".

На следующий день оказывается, что взорвана Стена и в городе летают стаи птиц. На улицах - восставшие. Глотая раскрытыми ртами бурю, они двигаются на запад. Сквозь стекло стен видно: женские и мужские нумера совокупляются, даже не спустивши штор, без всяких талонов...

Д-503 прибегает в Бюро Хранителей и рассказывает S-4711 все, что он знает о \"Мефи\". Он, как древний Авраам, приносит в жертву Исаака - самого себя. И вдруг строителю \"Интеграла\" становится ясно: S - один из тех...

Опрометью Д-503 - из Бюро Хранителей и - в одну из общественных уборных. Там его сосед, занимающий сиденье слева, делится с ним своим открытием: \"Бесконечности нет! Все конечно, все просто, все - вычислино; и тогда мы победим философски...\" - \"А там, где кончается ваша конечная вселенная? Что там - дальше?\" Ответить сосед не успевает. Д-503 и всех, кто был там, хватают и в аудиториуме 112 подвергают Великой Операции.

Основные события из антиутопии «Мы» происходят в далеком будущем, когда общество сильно изменилось и приобрело совершенно иной вид, совсем непривычный нам. Но сюжет рассказывает об актуальных событиях – бунте против системы, стремлении обрести индивидуальность в мире копий, любви вопреки всему. Поэтому данная книга востребована сегодня, и команда «Литерагуру» подготовила ее краткий пересказ и .

(572 слова) Действие романа происходит в далеком будущем, а точнее в 32 веке. Общество здесь изменилось коренным образом. Имен больше нет, теперь каждому гражданину присвоен индивидуальный номер. Чувств и эмоций больше нет, их искоренили за ненадобностью. Все граждане живут по единому расписанию: в одно время ложатся и просыпаются, идут на работу и заканчивают рабочие смены. Нарушение расписания грозит немедленным наказанием.

Именно здесь живет герой романа – инженер Д-503, который ежедневно ведет дневниковые записи. Он восхищается своим государством и предан ему. Работает он над строительством Интеграла – космического корабля, стратегически важного объекта Государства.

Однажды на прогулке со своей подругой 0-90 он встречает странную женщину. Своими разговорами, да и внешним видом в целом, она вносит хаос в его мысли. Незнакомка носит номер I-330.

Через несколько дней I-330 приглашает Д-503 в Древний дом – музей. В этом месте хранятся вещи из старого времени, например, бюст Пушкина и рояль. Все это впечатляет героя и его подругу. I-330 просит Д-503 остаться с ней в доме и нарушить принятый распорядок. Герой пугается подобного предложения и уходит из дома с намерением доложить на девушку в Бюро Хранителей. Но он уже чувствует в себе необратимые изменения и вместо этого идет в Медицинское бюро, где ему дают больничный.

Спустя некоторое время Д-503 снова приходит уведомление о том, что I-330 хочет с ним встретиться. Герой, недолго думая, идет к ней на встречу, ведь та уже стала ему небезразлична. Он уже не может не думать о ней. При встрече I-330 курит, выпивает, дразнит его. Это запрещено в Едином государстве, но Д-503 не докладывает на нее из-за чувств, зародившихся в его душе.

После этой встречи Д-503 повсюду ищет свою возлюбленную. От безысходности он идет в дом-музей, где была их первая встреча. Там он встречает своего друга врача под номером R-013. Тот показывает ему потайную дверь в шкафу, через которую они попадают в абсолютно другой мир. Здесь нет привычных строгих правил, люди испытывают эмоции и знают, что такое эмоции. Они грустят, радуются, боятся, любят. Здесь, в этом мире, он и встречает I-330.

Старая же подруга героя 0-90 понимает, что он полюбил другую женщину, и приходит к нему попрощаться. На прощание она просит сделать ей ребенка. Если Государство узнает о подобном нарушении, обоих ждет строгое наказание в виде казни, но Д-503 соглашается на ее просьбу, после чего уводит ее в тот самый мир за дверью в доме-музее.

В это время в Едином Государстве наступает День Единогласия. В этот день на центральной площади собираются все жители, металлический голос медленно произносит: «Кто за? », и все граждане должны поднять руки. Но в этот раз все идет иначе, и среди множества рук «за» поднимаются руки «против». Д-503 и I-330 оказываются на разных сторонах. В это время на площадь налетает смерч, который карает всех протестовавших. И Д-503, рискуя собственной жизнью, выносит окровавленную I-330, тем самым спасая ее жизнь.

I-330 посвящает Д-503 в план своих товарищей. Они хотят захватить Интеграл, свергнуть правительство и изменить их мир. Д-503 долго сопротивляется подобной затее, но в итоге соглашается. А наутро в газетах появляется сообщение о том, что все обязаны пройти Великую Операцию, которая уничтожит в гражданах фантазию и тем самым наведет порядок в Государстве.

В день пробного полета Интеграла план заговорщиков раскрывают. I-330 уверена, что Д-503 их предал, но это не он. Донос сделала смотрительница дома, она прочла все дневниковые записи героя.

Д-503, как и многие другие, насильно подвергается операции по удалению фантазии. После этого он чувствует огромное облегчение, все опасные чувства и мысли исчезают. Он доносит Благодетелю все, что ему известно о заговорщиках. Их всех приговаривают к смерти.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В 1920 году Замятин написал роман-антиутопию «Мы». В этом произведении описан примерно тридцать второй век. Государство придерживается тоталитарной политики. У людей нет имен, а только номера. Под контролем даже очень личные моменты в жизни каждого члена государства. Для людей нет права выбора ни в чем. Для них только линия, которую избрал Благодетель.

Главная мысль романа-антиутопии «Мы» в том, что Евгений Замятин преломляет Я в Мы, чтобы подчеркнуть безжалостное давление тоталитарной машины. В мире царит не только разум и всяческие его производные. Не менее важны духовные ценности. Замятин подчеркивает, что техника не может жить отдельно без нравственной составляющей. Важно помнить, что главное в человеке для человека – душа, духовное.

Читатель переносится в тридцать второй век. На первых страницах он знакомится с главным героем Д-503. Это строитель космического корабля «Интеграл». Кроме инженерии этот человек ведет дневник, в котором для будущих поколений рассказывает о своей жизни и жизни Единого Государства. Его дневник одноименно назван «Мы». С особыми эмоциями он описывает жизнь, подчиняющуюся Часовой Скрижали, розовые талоны для секса.

Описан один из весенних дней, в который Д-503 гуляет со своей возлюбленной под марш Музыкального Завода. Неожиданно начинает разговор раздражающая барышня I-330, которая способна читать чужие мысли. Д-503 помимо своей воли заинтересовался ею.

Проходит некоторое время и Д-503 по приглашению I-330 прилетает в Древний Дом. I-330 хочет, чтобы ее новый знакомый нарушил свой ритм жизни, но он не только не поддается на ее уговоры, но и принимает решение выполнить донос в Бюро Хранителей. Но его планам сбыться не суждено, на завтра он спешит в Медицинское Бюро, так как недомогает. Его даже освободили от работы на некоторое время. Так скажем по состоянию здоровья.

Описана и казнь поэта, осмелившегося написать стихи, критикующие правителя. Казнит несчастного сам Благодетель с помощью лезвия луча. После несчастного стихотворца остается лишь лужица химически чистой крови. Как и ничего не произошло будто.

Спустя некоторое время Д-503 получает письмо, что на него записана I-330. Он встречается с ней и она курит сигары, пьет ликер и во время поцелуя «совращает» избранника. Все эти вещи строго запрещены в государстве. По закону Д-503 должен сам сообщить о своем проступке, но сделать этого не может. Он пишет о раздвоении личности. В этот момент Я начинает постепенно преломляться в Мы.

Его влечет к новой знакомой, но, вот незадача, ее нигде нет. От отчаянья он обращается в Медицинское Бюро и там выясняют, что Д-503 неизлечимо болен – у него появилась душа… Поэтому он опасен, и его надо немедленно лечить в его же интересах.

Тогда наш герой снова отправляется в Древний Дом, попадает из него в непонятное подземелье, а это непонятный корявый мир… Д-503 вообще ничего не понимает. Все скрежещет, постоянно изменяется. Нет привычного размеренного уклада жизни.

Его прежняя девушка 0-90 осознает, что ее молодой человек влюблен в другую. Она встречается с ним и признается в порыве отчаяния, что хочет родить от него ребеночка. Д-503 выполняет ее просьбу. Он даже не отдает себе отчета в совершенном поступке. Ведь для сексуальных утех необходим розовый талон! А Д-503 просто испытывает наслаждение, подобно вспышке молнии.

Параллельно появляется I-330. Молодой человек задает мучавшие его вопросы и не получает на них однозначного ответа. Ему теперь вообще почти ничего не понятно. Он не понимает себя и не может понять, что происходит вообще…

Описан День Единогласия (вроде Пасхи) – выборы Благодетеля, когда все должны проголосовать «за». Так и произошло в этот раз. Глава государства избран, и неважно, что это один и тот же человек.

Д-503 со своей избранницей снова в Древнем Доме. Они попадают в низший мир, где все разъединено и живут древние люди. Здесь все на половинки разъединено и не может соединиться.

Девушка I-330 рассказывает избраннику о плане «Мефи» - это значит захват его корабля «Интеграл» и его использование в качестве оружия против государства во время пробного полета…

Утром в местной газете приказ – уничтожить фантазию. Д-503 не решается выдать любимую.

Вдруг на улице крики, начало операции по созданию бездушных нумеров. То есть перевыпуск трактороподобных роботов. Вдруг Д-503 очнулся в каком-то подъезде вместе с 0-90. Она боится за их нерожденного ребенка.
И вот корабль отправлен в полет, которого ждали все. Но этот полет многое изменил… Д-503 чувствует никода не испытанные чувства, но это длится недолго.

Назавтра Д-503 вызывают к главному, чтобы все его порывы задушить и внушить ему мысль, что он просто исполнитель чужих идей. Далее описан хаос в государстве. Совершенно как механический процесс описаны совокупления нумеров за незадернутыми занавесками. Д-503 понимает, что произошло нечто непоправимое.

Д-503 решает рассказать правителю, кто такие враги счастья. Благодетель внимательно его слушает, и неожиданно в этот момент приводят некую особь женского пола. Она напоминает Д-503 кого-то, но он не понимает кого. Она ничего не говорит и не рассказывает, хотя должна. Тогда ее вводят под Газовый колокол, выкачивают из под него воздух, но она по-прежнему молчит. Такую процедуру с девушкой повторяют трижды.

Д-503 так заканчивает свой дневник: «В городе сконструирована временная стена из высоковольтных волн. Я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить».

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Королева Марго Дюма

    XVI век, Франция, Париж. В самом разгаре - кровавые столкновения католиков и гугенотов. Лицемерные заявления короля Франции католика Карла IX о желании примирить враждующих приводят к новым погромам и убийствам

  • Краткое содержание Мухи Сартр

    Пьеса представляет собой оригинальную трактовку легенды об Оресте и Электре, которая является частью легенды о Трое. Изначально история рассказывает о том как Клитемнестра и ее любовник Эгисф погубили Агамемнона и стали править

  • Краткое содержание Синичкин календарь Бианки

    В произведении Виталия Бианки Синичкин календарь повествуется о птичке, которая в силу своей молодости и неопытности пока еще не обзавелась жильем. С утра до вечера синичка Зинька беззаботно перемещалась по городу с места на место

  • Краткое содержание Алиса в стране чудес Кэрролла

    Однажды, гуляя рядом со своим домом, девочка по имени Алиса замечает в траве белого кролика. Казалось бы, ничего необычного, но кролик умеет разговаривать

  • Краткое содержание Гоголь Игроки

    Ихарев – человек, который очень ловок, и очень осторожен, чтобы вести себя слишком неаккуратно. Когда он появился в одном городском трактире, он сначала постарался все сведения, которые были ему необходимы, выведать просто у слуги трактира.

Евгений Замятин

Запись 1-ая

Конспект:
ОБЪЯВЛЕНИЕ. МУДРЕЙШАЯ ИЗ ЛИНИЙ. ПОЭМА.

Я просто списываю — слово в слово — то, что сегодня напечатано в Государственной Газете: «Через 120 дней заканчивается постройка ИНТЕГРАЛА. Близок великий, исторический час, когда первый ИНТЕГРАЛ взовьется в мировое пространство. Тысячу лет тому назад ваши героические предки покорили власти Единого Государства весь земной шар. Вам предстоит еще более славный подвиг: стеклянным, электрическим, огнедышащим ИНТЕГРАЛОМ проинтегрировать бесконечное уравнение вселенной. Вам предстоит благодетельному игу разума подчинить неведомые существа, обитающие на иных планетах, — быть может, еще в диком состоянии свободы. Если они не поймут, что мы несем им математически-безошибочное счастье, — наш долг заставить их быть счастливыми. Но прежде оружия — мы испытываем слово. От имени Благодетеля объявляется всем нумерам Единого Государства: Всякий, кто чувствует себя в силах, обязан составлять трактаты, поэмы, манифесты, оды или иные сочинения о красоте и величии Единого Государства. Это будет первый груз, который понесет ИНТЕГРАЛ. Да здравствует Единое Государство, да здравствуют нумера, да здравствует Благодетель!» Я пишу это — и чувствую: у меня горят щеки. Да: проинтегрировать грандиозное вселенское уравнение. Да: разогнуть дикую кривую, выпрямить ее по касательной — асимптоте — по прямой. Потому что линия Единого Государства — это прямая. Великая, божественная, точная, мудрая прямая — мудрейшая из линий... Я, Д-503, строитель ИНТЕГРАЛА, — я только один из математиков Единого Государства. Мое, привычное к цифрам, перо не в силах создать музыки ассонансов и рифм. Я лишь попытаюсь записать то, что вижу, что думаю — точнее, что мы думаем (именно так: мы, и пусть это «МЫ» будет заглавием моих записей). Но ведь это будет производная от нашей жизни, от математически совершенной жизни Единого Государства, а если так, то разве это не будет само по себе, помимо моей воли, поэмой? Будет — верю и знаю. Я пишу это и чувствую: у меня горят щеки. Вероятно, это похоже на то, что испытывает женщина, когда впервые услышит в себе пульс нового — еще крошечного, слепого человечка. Это я и одновременно — не я. И долгие месяцы надо будет питать его своим соком, своей кровью, а потом — с болью оторвать его от себя и положить к ногам Единого Государства. Но я готов, так же, как и каждый, — или почти каждый из нас. Я готов.

Евгения Замятина и его антиутопию «Мы» обычно проходят в 11 классе в школе, но заостряют на нём внимание, в основном, те, кто сдаёт литературу на ЕГЭ. Однако это произведение заслуживает быть прочитанным каждым из нас.

Евгений Замятин считал, что революция поменяла жизни многих людей, а посему и писать о них нужно теперь иначе. То, что было написано прежде, рассказывает о тех временах, которые уже прошли, теперь реализм и символизм должны смениться новым литературным течением – нео-реализмом. Замятин в своём произведении постарался объяснить, что машинизация жизни и тоталитарный режим ведут к обезличиванию каждого, к унификации индивидуального мнения и мышления, что, в конечном счёте, приведёт к уничтожению человеческого общества, как такового. Ему на смену придет единый механизм, а люди будут лишь его безликими и безвольными составляющими, действующими на основе автоматизма и заложенной программы.

Роман «Мы» Евгений Замятин написал в 1920 году, годом позже он отправил рукопись в берлинское издательство, так как не мог публиковаться на родине, в России. Антиутопия была переведена на английский и опубликована в 1924 году в Нью-Йорке. На родном языке автора произведение было издано только в 1952 году в том же городе, Россия познакомилась с ним уже ближе к концу века в двух выпусках издания «Знамя».

Из-за того, что антиутопия «Мы» увидела свет, пусть и за рубежом, писателя стали травить, отказывались публиковать, не давали ставить пьесы, пока Замятин не уехал за рубеж по разрешению Сталина.

Жанр

Жанр романа «Мы» — социальная антиутопия. Она дала точку опоры для рождения нового пласта фантастической литературы ХХ века, которая была посвящена мрачным прогнозам на будущее. Основной проблемой в этих книгах является тоталитаризм в государстве и место человека в нём. Среди них выделяются такие шедевры, как романы , и , с которыми нередко сравнивают роман Замятина.

Антиутопия – это реакция на перемены в социуме и своеобразный ответ утопическим жизнеописаниям, где авторы говорят о воображаемых странах типа Эльдорадо Вольтера, где все идеально. Часто бывает так, что писатели предугадывают ещё не сформировавшиеся социальные отношения. Но нельзя сказать, что Замятин что-то предугадывал, за основу своего романа он брал идеи из произведений Богданова, Гастева и Мора, которые выступали за машинизацию жизни и мысли. Таковыми были идеалы представителей пролеткульта. Помимо них, он иронически обыграл высказывания Хлебникова, Чернышевского, Маяковского, Платонова.

Замятин высмеивает их уверенность в том, что наука всемогуща и не ограничена в возможностях, и в том, что всё на свете можно покорить коммунистическими и социалистическими идеями. «Мы» — это доведение идеи социализма до гротеска с целью заставить людей задуматься о том, к чему ведет слепое поклонение идеологии.

О чем?

Произведение описывает происходящее спустя тысячу лет после окончания двухсотлетней войны, которая была самой последней революцией в мире. Повествование ведётся от первого лица. Главный герой по профессии инженер «Интеграла» — механизма, который настроен на популяризацию идей Единого Государства, интеграцию вселенной и её обезличивание, лишение индивидуальности. Суть романа заключается в постепенном прозрении Д-503. В нём зарождается всё больше сомнений, он обнаруживает недостатки в системе, в нём просыпается душа и выводит его из общего механизма. Но в финале произведения операция превращает его вновь в бесчувственный номер, лишённый индивидуальности.

Весь роман – это сорок записей в дневнике главного героя, которые начинаются прославлением Государства, а заканчиваются правдивыми описаниями угнетения. У граждан нет имён и фамилий, но есть номера и буквы – у женщин гласные, у мужчин – согласные. У них одинаковые комнаты со стеклянными стенами и одинаковая одежда.

Все потребности и естественные желания граждан удовлетворяются по расписанию, а расписание определяет Часовая Скрижаль. В нём существует два часа, отведённые специально на личное времяпровождение: можно совершать прогулки, заниматься за письменным столом или заниматься «приятно-полезной функцией организма».

Мир Интеграла огорожен от диких земель Зеленой стеной, за которой сохранились естественные люди, чей вольный образ жизни противопоставлен суровым порядкам Единого государства.

Главные герои и их характеристика

Замятин считает идеальным человеком номер I-330, которая демонстрирует философию автора: революции нескончаемы, жизнь – это разности, а если их нет, то кто-то обязательно их создаст.

Главный герой – инженер «Интеграла», Д-503. Ему тридцать два года, и то, что мы читаем – записи его дневника, в котором он то поддерживает идеи Единого Государства, то противится им. Его жизнь состоит из математики, вычислений и формул, что очень близко писателю. Но он не лишён фантазии и замечает, что многие номера тоже не вырезают себе это умение – значит, даже тысяча лет подобного режима не победила главенство души в человеке. Он искренний и способен чувствовать, но приходит к предательству любви из-за операции, которая лишила его фантазии.

В произведении два главных женских образа. О-90, чья душа цветёт и живёт, – она розовая и круглая, ей не хватает десяти сантиметров до Материнской нормы, но, тем не менее, она просит у главного героя подарить ей дитя. В конце романа О-90 с ребёнком оказываются по другую сторону стены, и этот ребёнок символизирует проблеск надежды. Второй женский образ — I-330. Это острая и гибкая, с белыми зубами девушка, которая любит тайны и испытания, нарушает режимы и установки и которая после умирает, отстаивая идеи борьбы с Единым Государством.

В основном, номера верны режиму Государства. Номер Ю, например, сопровождает воспитанников на операции, сообщает о проступке Д хранителям – остаётся верна своему долгу.

Государство в антиутопии

В Едином Государстве живут всего несколько процентов от общей массы людей – в революции город одержал победу над деревней. Правительство обеспечивает их жильём, безопасностью, комфортом. За идеальные условия граждане лишаются индивидуальности, получают номера вместо имён.

Жизнь в государстве – это механизм. Свобода и счастье здесь несовместимы. Идеальная несвобода заключается в том, что все потребности и естественные желания граждан удовлетворяются по расписанию, разве что не учитываются духовные потребности. Искусство заменяют цифры, в государстве действует математическая этика: десять погибших – ничто по сравнению с множеством.

Сам город окружён Зелёной Стеной из стекла, за которой находится лес, о котором никому ничего не известно. Главный герой однажды случайно узнаёт, что по другую сторону живут предки, покрытые шерстью.

Номера живут в одинаковых комнатах со стеклянными стенами, словно в доказательство того, что режим государства абсолютно прозрачен. Все потребности и естественные желания граждан удовлетворяются по расписанию, расписание определяется Часовой Скрижалью.

Любви нет, так как она порождает ревность и зависть, поэтому в там действует правило о том, что каждый номер имеет равные права на другой номер. Для граждан существуют определённые дни, в которые можно заниматься любовью, причём можно делать это исключительно по розовым талонам, которые выдаются в зависимости от физических потребностей.

В Едином Государстве есть Хранители, которые занимаются обеспечением безопасности и соблюдением правил. Для граждан честь рассказать в Бюро Хранителей о нарушениях. Преступников наказывают помещением в Машину Благодетеля, где номер расщепляется на атомы и превращается в дистиллированную воду. Перед казнью у них отбирают номер, что является высшей карой для гражданина государства.

Проблемы

Проблематика романа «Мы» связана с тем, что свобода в Едином Государстве приравнивается к мучениям и невозможности жить счастливо, причиняет боль. Соответственно, возникает масса проблем, вызванных тем, что человек вместе со свободой выбора теряет свою сущность и превращается в биоробота, рассчитанного на определенный функционал. Да, жить ему становится и впрямь спокойнее, но слово «счастье» уже неприменимо к нему, ведь это эмоция, а их номера лишены.

Поэтому человек, как правило, как и главный герой произведения, выбирает боль, чувства и независимость вместо идеализированной системы принуждения. И его частная проблема – это противостояние с тоталитарной властью, бунт против нее. Но за этим конфликтом кроется нечто большее, глобальное и относящееся ко всем нам: проблемы счастья, свободы, нравственного выбора и т.д.

В романе описывается социальная проблема: человек, который превращается лишь в одну из частей системы тоталитарного государства, обесценивается. Никто в грош не ставит его права, чувства и мнения. Например, героиня О любит одного мужчину, но ей приходится «принадлежать» всем, кто захочет. Речь идёт об обесценивании личности до невозможного: в произведении номера умирают либо физически, наказанные Машиной, либо морально, лишаясь души.

Смысл романа

Антиутопия «Мы» — противостояние идеологии и реальности. Замятин изображает людей, которые из всех сил отрицают, что они люди. От всех проблем они решили избавиться, избавившись от себя. Все то, что дорого нам, что составляет и формирует нас, отнято у героев книги. В действительности они никогда бы не позволили выписывать на себя талоны, не согласились бы жить в стеклянных домах и не поступились индивидуальностью. Но вот они критически оценили эту действительность, полную противоречий из-за многообразия и изобилия, и пошли против нее, против своего естества, против мира природы, отгородившись стеной иллюзий. Придумали абстрактный смысл бытия (строительство Интеграла, как когда-то строительство социализма), абсурдные законы и правила, противоречащие морали и чувствам, и нового человека – номера, лишенного своего «Я». Их сценарий и не жизнь вовсе, это самая масштабная театральная постановка, в которой все действующие лица делают вид, что проблем нет, как желания вести себя иначе. Но неравенство неизбывно, оно будет всегда, потому что человек человеку рознь с самого рождения. Кто-то искренне и слепо верит пропаганде и играет свою роль, не задумываясь о ее искусственности. Кто-то начинает думать и рассуждать, видит или чувствует фальшь и наигранность происходящего. Так появляются жертвы казни или трусливые лицемеры, пытающиеся потихоньку нарушить установленный порядок и умыкнуть из него частичку индивидуальности для себя. Уже в их наличии очевиден крах системы Единого государства: сравнять людей невозможно, они все равно отличаются друг от друга, и в этом заключается их человечность. Не могут они быть просто колёсиком в машине, они индивидуальны.

Автор полемизирует с советской идеологией о «свободе, равенстве и братстве», которая обернулась рабством, строгой социальной иерархией и враждой, так как эти возвышенные принципы не соответствуют человеческой природе.

Критика

Ю. Анненков пишет, что Евгений Замятин виноват перед режимом только в том, что умел мыслить иначе и не равнялся с обществом под одну гребёнку. По его словам, идеи, вписанные в его антиутопию, были его собственными идеями – о том, что нельзя искусственно вписывать человека в систему, потому что в нём, помимо всего прочего, есть иррациональное начало.

Дж. Оруэлл сравнивает произведение Замятина с романом Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Оба романа говорят о протесте природы против механизации в будущем. У русского автора, по мнению писателя, более явно читается политический подтекст, но сама книга построена неудачно. Оруэлл критикует слабоватый и отрывочный сюжет, о котором невозможно сказать в нескольких предложениях.

Э. Браун писала, что «Мы» — это одна из самых смелых и перспективных современных утопий потому, что она веселее. Ю. Н. Тынянов в статье «Литературное сегодня» считал фантастический сюжет Замятина убедительным, потому что он сам шёл к писателю из-за его стиля. Инерция стиля и вызвала фантастику. В конце Тынянов называет роман удачей, произведением, колеблющимся между утопией и Петербургом того времени.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Загрузка...
Top