Зачем нужны сказки: пробуждение души или точные знания.

Воспитание детей

1870

24.11.12 11:46

Наверно такой вопрос себе мало кто задавал. Чаще всего, сказка появляется в нашей жизни по инерции: ее читали родителям, прародителям, значит, она должна быть прочитана и детям. А на самом деле все не так просто, как кажется.

Сказка – произведение народного творчества, прошедшее испытание веками и народами. Она живет, не меняясь, меняются только те кому ее читают. При этом популярность сказок в детской среде ни сколько не уменьшается.

Дети готовы слушать их без остановки, заставляют нас перечитывать по нескольку раз, внимательно рассматривают иллюстрации к ним, и рисуют любимых героев сами.

Филологи, психологи, педагоги, лингвисты, изучив структуру сказки, язык, способ подачи информации, все в один голос утверждают: детство без сказки не возможно!

Слушая ее, ребенок проживает маленькую жизнь главных героев. Вместе с ними он получает опыт поведения, узнает что можно, а что нельзя, переживает реальный страх , испытываемый сказочными персонажами, учится справляться с проблемами, ищет пути их решения. И это далеко не все, что происходит с малышом, пока он слушает сказку. Давай, разберемся со всем по порядку.

Итак, как уже говорилось, сказка для ребенка – это реальная жизнь ее героев. Сами того не понимая, они становятся ими во время ее прослушивания. Как удивились бы родители, если б смогли в этот момент «заглянуть в голову» к своему дитя.

Оказывается, что их дочь или сын, те самые Спящая Царевна или Королевич Елисей, которые борются с жестокостью и несправедливым отношением злой Царицы-мачехи. Так, проживая сказочную жизнь, малыш учится сопереживанию, чувству справедливости, состраданию, происходит четкое разграничение понятий добра и зла. И все это мы, взрослые, называем очень просто – мораль сказки.

А представляешь, какую бурю эмоций испытывает малыш, пока он сам мысленно рядом с главным героем! Там и любовь к матери, родным, между женщиной и мужчиной; и ненависть к злу и жестокости; и сочувствие; и горе с радостью. Все сразу и не перечислишь. Видишь, насколько эмоционально обогащается твой ребенок!

Ты никогда не задумываешься, что читая сказку маленькому человечку, занимаешься его развитием? Оказывается, на самом деле так и происходит.

Ты развиваешь его фантазию.

Вспомни себя в детстве, когда читалась сказка, ты обязательно оказывалась в темной чаще леса, «где на неведомых дорожках, следы невиданных зверей». А какое необычное было у тебя Тридевятое царство-государство. Все это становилось возможным благодаря твоей фантазии, накопленному опыту «образов» и представлений. Так и малыш, тоже учится подобно тебе, фантазирует, представляет, а потом рисует, изображает и додумывает.

Ты обогащаешь его речь новыми словами.

Ну как тут не обогатиться, если в одной только сказке «Колобок» этот вкусный главный герой поет свою песенку, повторяя ее слово в слово, аж пять раз подряд! Вот и запомнишь поневоле, да начнешь повторять, а вместе с ней и новые слова – лиса, волк, заяц, сусеки, покатился, тропинка….

Ты развиваешь любознательность.

С возрастом ребенку становится интересно сравнить сказку с реальностью, и он начинает выспрашивать, насколько правдив тот или иной факт, просит показать, найти, а потом и сам научается искать ответы на свои вопросы. Это ли не замечательно!

Побуждаешь к обучению чтению.

Наверно, данное положение не стоит комментировать, но все же скажем, что желание прочитать самому сказку, без помощи взрослого – это то, к чему стремиться каждый ребенок. Потому, что тогда он сможет остаться с героями один на один, без твоего посредничества, без твоих вопросов и комментариев, да еще не будет зависеть от твоих желаний и возможностей.

И помни, ни что так не сближает двух людей, пусть даже и родных, как возможность вместе «прожить» пусть сказочную и маленькую, но жизнь. Именно поэтому чтение вечерами в уютной интимной обстановке должно стать традицией в твоем доме.

Ныряй с головой, вместе со своим чадом, в мир грез и иллюзий, борьбы добра со злом и выходите оттуда оба победителями, получая от этого огромный положительный заряд и море эмоций!

Который лучше воспринимается детьми всех возрастов. Она воспитывает и обучает, помогает с пользой провести досуг. Яркие характерные образы из воздействуют на сознание и дают четкое представление ребенку о добре и зле. Все эти фантастические содержат некие стереотипы поведения в той или иной ситуации, предлагают способы решения проблем и жизненных задач.Часто сказки повествуют о каком-либо слабом и беспомощном , который в результате преодоления трудностей и сложных препятствий становится сильным и мудрым. Именно это отражает суть взросления человека и делает этот процесс понятным . А задачи, которые решает , учат ребенка не пасовать перед проблемами, развивают гибкость ума, бытовую смекалку и хитрость.Герой встречает на своем пути множество других действующих лиц сказки, разговаривает с ними. Дети, читая или слушая рассказ, постигают навыки общения и запоминают схемы поведения персонажей, все это развивает их и готовит к жизни в реальном мире. Взрослые, рассказывая произведение ребенку, меняют тембр голоса и интонацию, тем самым выступают в роли логопеда. Малыши буквально заглядывают в рот рассказчику, невольно запоминая его движения и мимику. Для разного возраста существуют и свои сказки. Ребенку до трех лет не стоит читать сказки Пушкина, Кэрролла или Астрид Линдгрен. Начните с Колобка, Курочки Рябы и других прекрасных сказок. Малыш может просить вас читать эти книги вновь и вновь, не отказывайте ему - в этом возрасте очень важна предсказуемость и позитивность сюжета, это успокаивает ребенка и дарит ему чувство безопасности.После трех и до шести лет подбирайте сказки с конкретным и понятным сюжетом, где действуют животные и люди. По-прежнему это сказки, сказки народов мира и прекрасные авторские произведения Андерсена, братьев Гримм, Бажова и других замечательных авторов. В этом возрасте важно слышать о победе добра над злом, об обретении героем любви, счастья и богатства после всех испытанных им трудностей.Школьники 7-11 лет начинают примерять сказки на себя, поэтому подойдут книги с действующими героями примерно этого возраста. Д. Родари, А. Линдгрен, А. Милн, А. Волков и масса других писателей часто выбирали и выбирают своими главными героями детей.Для , которые уже сами будут решать, какие сказки им читать, выпущено много произведений с более фантастическими и волшебными сюжетами. Здесь уже и приключенческая литература, и фэнтези, и магия, и любовь, и киберпространство и многое другое. Но все это сказки! Не бросайте читать их и вы - идеи этих добрых рассказов полезны и взрослым, которые в душе остаются детьми навсегда.

Сказки веками накапливают в себе мудрость поколений, вот почему читать их детям совершенно необходимо! С помощью сказок можно рассказать о добре и зле, справедливости и чести, мужественности и героизме. Специально для «О!» Мария Скаф разобралась, чем отличаются русские сказки от сказок других народов и почему читать детям нужно именно их.

Почему мы читаем детям русские народные сказки? Почему именно русские? Есть ли в них что-то особенное, не свойственное сказкам других народов мира? В чем уникальность Колобка и Ивана-царевича? Или же никакой уникальности на самом деле нет?

При попытках ответить на эти и другие смежные вопросы, первым делом сталкиваешься с заученной как молитва формулировкой: фольклор универсален. Это его природное свойство: сюжеты, возникающие, в одной точке мира, с высокой вероятностью возникнут и в другой. Причин тому несколько. Во-первых, фольклор чрезвычайно мобилен: путешественник, осевший на новом месте, приносит с собой сказки своей родины, которые прочно вплетаются в жизнь другого народа. С другой стороны, фольклор, как творчество народное, выражает идеи этого самого народа, который вне зависимости от мест обитания в своем развитии идет схожими путями — не нужно прямого контакта, чтобы у племен на разных концах земли возникла история о чудесном помощнике — это сюжетный поворот, зарождающийся автоматически. В такой ситуации совершенно не стоит удивляться, что одни и те же истории рассказывают и в России, и в Индии, и в Китае.

Так, например, самая древняя версия сказки о Золушке записана еще на египетских папирусах. В ней Золушка носит имя древнегреческой гетеры Родопис, проданной в рабство в Египет, а затем выкупленной Хараксом — братом известной греческой поэтессы Сапфо. Харакс подарил Родопис свободу, но та осталась жить в Египте, приобретя со временем немалое состояние. Вскоре после смерти ее жизнь обрастает легендами и, наконец, превращается в сказку. Древнегреческий географ и историк Страбон пересказывает эту сказку следующим образом:

«…во время купания орёл похитил одну из сандалий Родопис у служанки и принёс в Мемфис; в то время, когда царь производил там суд на открытом воздухе, орёл, паря над его головой, бросил сандалию ему на колени. Царь же, изумлённый как прекрасной формой сандалии, так и странным происшествием, послал людей во все стороны на поиски женщины, которая носила эту сандалию. Когда её нашли в городе Навкратисе и привезли в Мемфис, она стала женой царя.»

Таким образом, огромную роль в фольклоре каждого народа играют бродячие сюжеты, не принадлежащие ни собственно этому народу, ни вообще кому бы то ни было. Однако можем ли говорить, что фольклор в принципе лишен национальных черт? Что нет никакой разницы между русскими и, например, английскими сказками? Разумеется нет.

Даже если русские народные сказки не оригинальны в своих сюжетах, в них по-прежнему остается то, что отличает их от соседей. И это, кончено же, язык. Передававшиеся из поколения в поколение, рассказанные живым языком устной речи, сказки приобретали узнаваемые языковые особенности и яркую стилистически маркированную окраску, отражающую национальную специфику. Именно язык как важнейший компонент культуры является средством создания типичных сказочных образов, выражения мировоззрения народа, описания пейзажа и эволюции общества.

В сказках любого народа можно встретить полезные артефакты, но гусли-самогуды, скатерть-самобранка и топор-саморуб становятся духами места не благодаря своим свойствам (мягко говоря, не уникальным), а благодаря названиям. Профессор Института иностранных языков Шаньдунского университета Цун Япин сравнивал эпитеты, которые используют русские и китайские сказки.

Для китайских сказок оказались характерны описания через отвлеченные понятия: если девушка, то «прекрасна настолько, что ни в сказке сказать, ни пером описать», если молодой человек, то «мужественный и представительный» или «не сдавшийся перед насилием и угрозой», мачеха — «злобствующая, как скорпион», а жизнь — «счастливая и довольная». В то же время, все богатство русского языка направлено на описание обстановки, предметов, роскошного убранства дома или захватывающих дух видов природы: двор в русских сказках белокаменный, камни самоцветные, ковер шелковый, а стол дубовые, и яблоки на столе лежат спелые, наливные. Терем высок, земля сыра, а лес дремуч — русский человек, воспитывавший на этих сказках, учится пристальнее вглядываться в окружающий мир. Искать в нем чудесное и прекрасное.

С другой стороны, профессор Института зарубежной филологии и регионоведения Попова М. И. в своем сравнительном исследовании русских и английских сказок замечает, что из-за отсутствия заданной схемы расположения членов предложения русская сказка обладает куда большей гибкостью и ритмическим разнообразием, чем сказки большинства европейских стран. То есть уже на уровне речи, ребенок, читающий русские сказки формирует ощущение мира как образования без четко проработанной и всеобъемлющей структуры, как системы с плавающими правилами, предоставляющей человеку немало свободы.

Там же Попова отмечает такой важный элемент русской сказки, не особо характерный для сказок европейских, как зачин. Уже присказка русской сказки, как правило, сразу вводит слушателя в особый, волшебный мир: «Начинается сказка от Сивки от Бурки, от вещей каурки…». В русской сказке в принципе улавливается постоянная тенденция к уходу от реальной жизни, подчеркивается стремление к необычному и невероятному (по сравнению с европейскими сказками, сюжет которых, как правило куда более реалистичный). И ребенок, читающий такие сказки, с детства погружен в атмосферу чудесного и даже мистического.

Русская сказка — как проводник. Она доносит до ребенка специфику национального самосознания, но не на уровне сюжета, а на уровне самого звучания: то, как льется русская речь, с ее ритмами, ее фонетикой, эпитетами и характерными инверсиями, закладывает в детское сознания представления о родных местах. И только сказка может рассказать ребенку о них так доступно, так ненавязчиво и так подробно.

Фото: HQuality/Yuganov Konstantin/Shutterstock.com

В последнее время увлеклась темой детской литературы (раньше вообще не ориентировалась особо в ней) и решила подобрать список подходящей - какую очень стоит почитать, а какую нет, в каком возрасте и т.п. И, как всегда, нашла ценную информацию по этой теме в журнале моей любимой Марины Озеровой (психолог, руководитель творческих кружков, мама троих детей). Мне очень по душе её подход к воспитанию и развитию детей (безусловная любовь и уважение личности ребёнка наряду с родительским авторитетом и большим вниманием ко нравственному и духовному развитию), во многом с ней согласна, а тут ещё выяснилось, что она, оказывается, училась в пединституте на кафедре ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ и много времени посвятила её изучению и анализу. И читая её я статьи на эту тему, я обратила внимание, что то, что мне интуитивно внутренне не нравилось в тех произведениях, которые я пыталась читать дочке (толком не могла себе объяснить и сформулировать), Марина очень чётко и понятно облекла в слова и разложила по полочкам. Хочу сохранить у себя тут в журнале самое интересное из её литературно-психологического анализа, поэтому в ближайшее время будет несколько постов на эту тему. Кто тоже, как и я, хочет немножко прикоснуться к анализу детской литературы и научиться это делать самостоятельно, вам может быть очень интересно:)

А сейчас про сказки:) Как известно, сказки любят все дети. И не зря:) Забегая вперёд, отмечу, что Марина Озерова относит этот вид литературы к самому важному и основному, поэтому начнём с них.

Для чего нужна сказка?

Самое распространённое заблуждение взрослых: «сказка учит добру» («отличать добро и зло»).

Давайте разберёмся: воровать - это хорошо? Чему же учит Серый Волк Ивана-царевича - украсть жар-птицу, потом скакуна, и напоследок - красну девицу, да ещё всё оставить себе, всучив в качестве подлога Волка законному владельцу. Хорошенькое «добро»! Так чему же всё-таки «учит» сказка? И почему в такой странной форме??

Как правило, в прежние поколения, малыши оставались дома с бабушками, пока мать уходила на работы. Мудрые бабушки много веков назад понимали, что ко времени взросления ребёнок уже не спросит совета и не захочет перенять опыт, а в нежном возрасте вряд ли поймёт, если ему толковать о взрослой жизни. Куда эффективнее с помощью определённых кодов (символичных образов, которыми полна сказка) спроецировать информацию (сакральные знания о мире) в подсознание, чтобы она осела глубоко в подкорке и в нужный момент появилась в виде неосознанного импульса, направляя сознательное решение. Сказка - аккумулированный СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ ПОКОЛЕНИЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫЙ С ПОМОЩЬЮ ОСОБОГО СИМВОЛИЧНОГО КОДА (опыт разный, в зависимости от ситуаций, в каждой сказке свой).

«РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ, ФАНТАЗИИ»

До 5 лет полностью формируется эмоциональная сфера, и никогда больше это упущение не восполнится. Сказка даёт ребёнку возможность прочувствовать обширную гамму эмоций, с различными оттенками и полутонами. Дело опять же в возрастной психологии: ребёнок полностью отождествляет себя с героем. Он не представляет, будто всё происходит с ним самим - он это ПРОЖИВАЕТ в режиме реального времени. Многие родители замечают, что ребёнок быстро утомляется во время чтения сказок. Дорогие взрослые - посмотрели бы мы на вас, если вы только что сражались со Змеем Горынычем, исходили железные сапоги и удирали от Великана! Ребёнок может играть «понарошку», но он не может «понарошку» чувствовать. Он переживает всей душой и радость, и обман, и горе, и всё, что случается с ним на протяжении сказки (про страх в сказке мы поговорим отдельно).

Часто в сказках отсутствуют мама с папой, а есть только бабушка и дедушка. С психологической точки зрения, возможно, это связано с тем, что мама и папа - самая надёжная защита и опора, и сказка удаляет родителей, чтобы главный герой (с кем отождествляет себя ребёнок), самостоятельно проживал сложные эмоции, разбирался в своих чувствах и переживаниях.

И, конечно же, из сказки ребёнок черпает БОГАТЕЙШИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИГРЫ - своей основной деятельности в дошкольный период детства.

СУЩЕСТВЕННОЕ ОТЛИЧИЕ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА ОТ АВТОРСКИХ СКАЗОК

Авторы, пишущие для детей, наводняют сказку ненужными деталями - место и время действия, окружение… Народная же сказка лишена подобной информации: «Давным-давно», «в тридевятом царстве», «жил-был молодец» - полная абстракция! Почему? Опять же, повинуясь ребячьей способности отождествлять себя с героем. Если в сказке, скажем, Вася 7 лет, а вы - Петя, и вам 3 года? Уже первое препятствие! А если действие происходит в каком-то городе, название которого ребёнок и не слышал? А ведь надо представить, как там - какие дома, люди! Поэтому сказка говорит: «в одном далеком городе».

Кроме того, в народных сказках - метафоры, очень глубокие образы, очень сильные аллегории, которые можно понять на разном уровне. Народные сказки абстрагируют, оставляют ребёнка «незадетым», он может размышлять о моральных категориях, не пугаясь собственной нехорошести. В авторских же сказках, как правило, «мораль» как холодная вода на голову - «ты - плохой», вот и весь рассказ, никаких уровней нет, примитивный рассказ обо мне-плохом. Отмечу, что наиболее приближены к многоплановому символичному строению (как в народных сказках) сказки Андерсена, братьев Гримм, Гофмана, Гауфа и некоторых других.

ВАЖНО. Поскольку сказочные коды должны трансформироваться в мозгу ребёнка, упаси вас Бог объяснять и анализировать сказку! Тогда главная часть работы не будет выполнена, и ребёнок как раз ничего не получит! Именно неосознанное проникновение определённых символов в мировоззрение будущего взрослого ценно в сказке. В народной сказке всё воспринимается сразу в подсознание, поэтому объяснения не нужны и «редактировать» сказки не нужно, просто постарайтесь подыскать соответствующие возрасту (*забегая вперёд, уточню, что возраст для страшных сказок ориентировочно от 4-5 лет).

Зачем нужны сказки детям? Некоторые родители задаются таким вопросом. Не лучше ли было бы, чтобы ребенок читал что-то полезное, не о волшебном, а о настоящем мире? И всё же самые мудрые взрослые вырастают из детей, которые слушали сказки. Скажем больше: взрослые, умеющие видеть красоту мира, и сами любят сказки всю жизнь. В чем же польза волшебных сказок?


Польза сказок в пробуждении души!

Сказки – древняя традиция передачи знаний

Пусть нынешним людям кажется, что сказки – сплошь выдуманные истории. Северные же старики знают: быль – что смола, а небыль – что вода. Сказки, не находящие отражение в душе народа, быстро умирают, подобно тому, как капли воды скатываются со ствола дерева. Только подлинные истории с глубоким смыслом подобны смоле, которая застывает и навсегда сохраняет волшебный миг сказки.

Знаете ли вы, что в начале XX века пытались создавать истории, напоминающие русские былины, только героями их были вожди и цари? Много подобных историй вы запомнили сами? Искусственно созданные былины, даже напоминающие по форме настоящие северные сказания, не прижились в народе. Сказкой становится только та история, которая задевает что-то в душах людей. В этом настоящая польза сказок: читая их, можно уловить, что же было для наших Предков самым важным, какие ценности сохраняли славяне, какие уроки передавали от отца к сыну.

Зачем нужны сказки? Тут найдутся два ответа: о пользе волшебных историй для детей и для взрослых.

Зачем нужны сказки детям?

Сейчас многие родители стараются пробудить разум ребенка раньше, чем разбудят его душу. Малышей водят на занятия математикой и иностранными языками ещё до того, как ребенок научится ходить и говорить. Встарь забота о детях была иной. Мать, бабушки и старшие сестры пели малышу колыбельные, а отец или дед рассказывал сказки. Так постепенно начинала пробуждаться душа ребенка. Ещё не зная многого о мире, он сердцем чувствовал разницу между добром и злом, узнавал о самом важном: что на свете есть дружба, любовь, честь.



Зачем нужны сказки детям?

Зачем нужны сказки? Чтобы научить ребенка мечтать, стремиться к большему, искать свой путь. Человек, почувствовавший искру своей души в детстве, вспомнит об этом в самые темные моменты жизни, и внутренний свет укажет ему верную дорогу. Именно потому встарь люди сами стремились к знаниям, а нынче дети, с ранних лет обучающиеся сложным наукам, когда подрастают, уже не хотят знать ничего. Удивительно ли это, если они не чувствуют света собственной души?

Зачем нужна сказка современному человеку?

«Детишки, смеясь, откусывая ломтики ароматного печенья, стайкой промчались к последнему дому в деревне, чтобы посыпать крошками поле. И встали как вкопанные завидев высокого длинноволосого старика, уже ступившего на деревянные мостовые.
- А я знаю, кто это, - зашептала старшая белобрысая девчонка, которую все кликали Веснянкой. - А вам не скажу, приглашу его к нам на постой, вечером и узнаете! Старик как слышал всё, подошел поближе, взял узкую девчачью ладошку в свою и сказал неожиданно густым напевным голосом;
- Ну, веди, красавица, к отцу своему, давно его не видал, есть о чем погутарить вместе!
- Боян пришёл, - радостно перекликались жонки, а мужики подкручивали усы и улыбались. Вечером, кто пришел первым к старосте в избу, тот занял лавки, а кто припозднился, остался смущённо стоять.
- Споёшь ли гость дорогой, сыграешь ли нам на своих гуслях? - это Старостина жонка, матушка Веснянки, добавила гостю ещё пирога с брусникой да подлила чаю.
- Как не спеть, коли слушать хотите!
- Весну зовём нынче, спой про любовь, Боян сладкоголосый! Или как сам выберешь.
И зазвенели гусли переливчатым звоном, и перед очарованными слушателями уже не старик в белом одеянии, расшитом красными узорами, а волшебные картины минувшего…»

Так встарь встречали на Севере сказителей. Умение петь былины и рассказывать волшебные истории ценилось наравне с мастерством ремесленников или охотников. На Русском Севере известны целые династии сказителей. Когда ученые открыли для себя чудо северной сказки, наши бабушки и дедушки, певцы былин, даже приезжали в столицу и собирали там целые театральные залы. Можете ли вы представить себе, чтобы полный зал людей собрался послушать волшебную сказку?



Встарь понимали пользу сказок не только для детей, но и для взрослого человека

Зачем нужны были сказки взрослым, образованным людям? Северные былины, длинные и размеренные, настраивали на особый лад, успокаивали разум. Истории славянских Богов и героев взрослым часто даже ближе, чем детям. Там, где ребенок услышит только волшебную сказку, взрослый может заметить мудрый урок. Польза сказки в том, что она помогает увидеть свою жизнь иначе, взглянуть на свой путь с высоты, куда поднимается душа вслед за словами сказителя, и увидеть верную дорогу там, где раньше был тупик.

Зачем нужны сказки именно вам?

Здесь у каждого будет свой ответ. Кто-то хочет познакомиться с народными традициями, древними обычаями, описание которых сохранилось в северных сказках. Кто-то хочет научить детей мудрости и сызмальства познакомить со славянскими мифа. А кто-то и вовсе не осознает, чем ему так нравятся сказки, но каждый раз после их прочтения чувствует, что готов жить радостно и творить добро.

А также читайте:

Загрузка...
Top