Юпитер и каллисто буше описание картины. История любви звездных небожителей

Мадам де Помпадур, 1756

Изображения мадам де Помпадур во Франции - популярный жанр сам по себе, особенно он был популярен в середине 18 века. Франсуа Буше рисовал ее несколько раз. Мадам де Помпадур отдыхает, держит с легкостью книгу..... разбросанные письма - намек на ее переписку, и на ее отношения с коралем Франции - Людовиком XV...

Старая Пинакотека, Монако, Германия

Мадам де Помпадур, 1758

Картина хранится в Музее Виктории и Альберта, Лондон

Мадам де Помпадур, 1758

Жанна-Антуанетта Пуассон (1721-1764) стала маркизой де Помпадур, титулована Людовиком XV в 1745 году. Она щедро покровительствовала искусству французского стиля рококо. На этом портрете, маркиза стоит перед скульптурами любви и дружбы, что символизируют ее отношения с королем Франции-Людовиком XV. Картина Буше - Портрет маркизы де Помпадур, написан в 1758 году, для Bellevue замок.

Собрание Уоллес, Лондон

Похищение Европы 1732 - 1734 годы

Собрание Уоллес, Лондон

Некогда верховный бог Зевс влюбился в прекрасную царевну Европу. Она была дочерью царя Аченора, выходца из Египта, сына Ливии и Посейдона. Он переселился в страну Ханаан и жил в городе Тире.

Европа любила гулять с подругами на берегу моря (Средиземного). Там и увидел ее Зевс. Он превратился в прекрасного белоснежного быка с жемчужными рогами, очень ласкового. Европа решила прокатиться на нем. Но как только она села на его широкую спину, бык вошел в море и поплыл. Впереди сопровождал их сам владыка морей Посейдон.

Зевс с Европой добрался до острова Крит. (Здесь его некогда спрятала мать Рея, жена Крона, который пожирал своих детей, боясь, что они восстанут и свергнут его.) У них родилось три сына: Минос, Радамант и Сарпедон. Первый стал правителем Крита, где свято чтили быка.

Вулкан - представление Венере оружия для Энея, 1757 год.

Лувр, Париж

Согласно легенде, в молодости Анхиз был необычайно красив и, влюбившись в него, богиня красоты Венера родила ему сына Энея, взяв при этом с него обещание никому не рассказывать об их любви. Анхиз не удержался, похвастался об этом своим друзьям, за что и был наказан: бог-громовержец Зевс поразил его слепотой. Согласно древнеиталийских мифов Венера обратилась к своему мужу Вулкану, чтобы тот выковал волшебное оружие и доспехи для Энея, которому предстояло принять активное участие в Троянской войне. Согласно «Илиаде» Гомера, Эней избежал гибели в Троянской войне благодаря вмешательству богов, так как ему было предназначено продолжить династию троянских царей и возродить славу троянцев на другой земле. В битвах под Троей Эней принимал деятельное участие; в поединках с Диомедом (из-за трупа своего друга Пандара) и с Ахиллом он был избавлен от гибели в первый раз Венерой, во второй раз Посейдоном.

Венера и Вулкан с оружием для Энея

Летнее. Пастырское, 1749 год

Собрание Уоллес, Лондон

Осень. Пастырское, 1749 год.

Собрание Уоллес, Лондон

Рождение Венеры, 1740 год.

Национальный музей, Стокгольм

Купание Дианы, 1742 год

Музей Лувр, Париж

Юпитер и Каллисто, 1744 год

Музей изобразительного искусства, Москва.

В картине «Юпитер и Каллисто» Франсуа Буше обратился к «Метаморфозам» римского писателя Овидия, пересказавшего миф о боге Юпитере, который, влюбившись в нимфу Каллисто и желая ее соблазнить, принял облик богини Дианы.

Борей похищает Орейфию. 1769 год

Музей Кимбелл, Форт Уорт, Техас.

Борей, в греческой мифологии бог северного ветра, сын Астрея и Эос. Изображался сильным крылатым мужчиной. Жилище Борея находилось во Фракии, в нем царили холод и мрак. Оборачиваясь конем, Борей вступал в связь с кобылицами древнего аттического царя Эрихтония, от которых родилось двенадцать жеребят, от гарпий и эриний Борей также имел лошадиное потомство. Ряд мифов описывает похищение Бореем дочери афинского царя Орейфии. Будучи не в состоянии получить руку красавицы Орейфии, одной из дочерей царя Эрихтония, обычными средствами, бог Борей решил использовать свою истинную природу, свойственную божеству холодного и порывистого северного ветра. Эта история подробно рассказана Овидием в шестой книге Метаморфоз, и кисть живописца Буше превосходно передает страстное повествование античного автора. Борей, скрытый темными и бурными облаками, похищает Орейфию, в то время, когда она собирала цветы со своими сестрами. Борей по воздуху перенес Орейфию в свое северное царство, где она впоследствии родила ему двух сыновей-близнецов по имени Бореады. Поваленное дерево на переднем плане картины является одним из скрюченных дубов, которые Борей вырывал с корнями и разламывал, наводя страх и ужас на царские владения.

Юнона посещает хранителя ветров Эола, 1769 год

Музей Кимбелл. США

Богиня Юнона, поглощенная ревностью к Венере, всячески интриговала, чтобы не допустить прибытия флота ее сына Энея к берегам поселения, основанного троянцами в Италии. В переданном кистью Буше описании этого античного мифа Юнона посещает Эола, хранителя ветров, и убеждает его выпустить их на свободу, таким образом вызвав бурю и сильный шторм, который потопил бы флот Энея. В качестве платы за услугу и как искушение, Юнона предлагает Эолу свою самую красивую нимфу, Деяопею. Юнона направляет факел страсти непосредственно на сердце Эола, в то же время Купидон готовит стрелу, предназначенную для страсти и послушания нимфы, запястья которой связанны жемчугом. Безумно влюбленный Эол, внимая Юноне, готов освободить сонм ветров. Присутствие очаровательной морской нимфы и наяды, расположенных на переднем плане картины, говорит о том, что могущественный Нептун, бог моря, не даст разгуляться ветрам, и успокоит бурлящую морскую стихию.

Фонтан любви 1748 год.

Музей Гетти, Лос-Анджелес.

С темой сельских пейзажей тесно связаны пасторали Буше, строящиеся в основном по принципу театральной декорации: с площадкой для персонажей, пейзажным фоном и уподобленными, играющим на сцене актерам, молодыми, миловидными и идеализированными сельскими жителями, занятыми отдыхом, развлечениями с птицами или выяснением любовных отношений

Ловцы птиц 1748 год

Музей Гетти, Лос-Анджелес.

Портрет жены художника Мари-Жанне Бюзо 1743 год .

Собрание Фрик, Нью-Йорк.

Этот портрет в интерьере кисти мастера рококо известен также под названием «Мадам Буше». В 1733 году Франсуа Буше сочетался браком с семнадцатилетней прелестной девушкой, красавицей Мари-Жанне Бюзо. Жена художника послужила моделью для многочисленных богинь и нимф, созданных Буше в сценах картин мифологической тематики, а также моделью в ряде жанровых картин.

www.allartclassic.com

Спутник Юпитера, Каллисто , был открыт 7 января 1610 года Галилео Галилеем наряду с другими тремя спутниками, которые так и назвали — галилеевыми (Ио, Ганимед, Европа и Каллисто). Галилей назвал четыре спутника Юпитера «планетами Медичи» в честь своего патрона: семьи Медичи, и распределил между ними следующую нумерацию: Ио -I, Европа-II, Ганимед-III, и Каллисто-IV. Эта система имен просуществовала около двух столетий. И уже значительно позже были утверждены современные названия спутников Юпитера.

Когда Галилей направил свой телескоп на Юпитер в 1610 году, это событие перевернуло весь мир. Впервые он увидел четыре луны, которые вращаются вокруг одной планеты. Так он понял, что земля вероятнее всего, не является центром вселенной, как тогда считалось. Ведь существуют тела, не вращающиеся вокруг земли. Ио, Европа, Каллисто и Ганимед вращались вокруг своего огромного газового хозяина. Недаром систему лун Юпитера принято называть «солнечной системой в миниатюре».

Каллисто была названа так по имени прекрасной дочери Ликаона из древнегреческой мифологии. Девушка дала обет невинности и всегда сопровождала богиню Артемиду на охоте. Однако любвеобильный Зевс (у римлян — Юпитер) соблазнил юную красавицу и овладел ею в образе самой Артемиды. Каллисто забеременела и была изгнана Артемидой прочь. Чтобы скрыть и защитить Каллисто от ревности и мести своей жены Геры, Зевс превратил ее в медведицу. Затем, по легенде, он переместил Каллисто и рожденного ею сына на небо, где они стали именоваться Большой (Ursa Major) и Малой медведицей (Ursa Minor).

Каллисто вращается вокруг Юпитера по правильной круговой орбите на расстоянии 1.88 млн. км . С такого расстояния Юпитер выглядит в 8.7 раза больше Луны в земном небе. Диаметр Каллисто составляет 4800 км — это третий по величине спутник планеты в нашей солнечной системе (после Ганимеда и Титана, спутника Сатурна). Размер Каллисто почти равен размеру Меркурия, но при этом масса юпитерианского спутника составляет всего лишь треть от массы Меркурия. Из всех галилеевых спутников Каллисто находится дальше всех от Юпитера и имеет наименьшую плотность (около 1,83 г/см3).

Каллисто — самое кратерированное место в солнечной системе. Точный возраст геологических структур спутника не установлен, но скорее всего Каллисто имеет самый древний ландшафт в Солнечной системе, примерно 4 млрд. лет . Поверхность спутника покрыта большим количеством ударных кратеров самой разнообразной формы, некоторые из которых сливаются друг с другом в так называемые «катены» .

Низменности спутника обычно имеют сглаженный ландшафт и более темный цвет, а верхние части возвышенностей покрыты ярким инеем. Из-за обилия больших кратеров и их преобладания над маленькими, намечается тенденция к сглаживанию ландшафта.

Поверхность Каллисто схожа с поверхностью Ганимеда, но значительно темнее (альбедо примерно равно 19 %). К тому же у Каллисто предполагается наличие каменного ядра меньших размеров, чем у Ганимеда, которое покрыто ледяной мантией. Вообще «лицо» Каллисто — самое темное среди галилеевых спутников, но при этом оно в два раза ярче нашей луны.

Также как и у большинства регулярных спутников планет, время вращения Каллисто вокруг свои оси равняется времени ее вращения по орбите планеты. Поэтому Каллисто повернута к своему «хозяину» всегда одной и той же стороной. День на Каллисто длится 16,7 земных суток . Атмосфера из углекислого газа крайне разряжена и простирается примерно на 100 км от поверхности спутника.

Пятый спутник Юпитера состоит из примерно равного соотношения камня и льда. Поверхность Каллисто покрывает холодная и жёсткая ледяная литосфера . Как и на Европе, на Каллисто подозревают наличие океана под поверхностью спутника глубиной более 100 км. Возможно, и там стоит искать признаки существования примитивных форм жизни. Правда, на Европе условия для развития микроорганизмов намного благоприятнее.

Одно из самых примечательных мест на Каллисто — Вальхалла . Это именование возникло от названия небесной «резиденции» бога Одина из скандинавской мифологии (Valhalla). Это целая местность, образовавшаяся вокруг ударного кратера. Вальхалла состоит из яркого центрального региона диаметром 360 км и системы окружностей, расходящихся, словно кольца от брошенного в воду камня. Эти кольца расходятся от центра в радиусе почти 2000 км. В целом диаметр Вальхаллы составляет около 3800 км. Это делает ее самой большой местностью во всей солнечной системе, образовавшейся вокруг ударного кратера. Сам кратер по своим размерам стоит только на 13 месте в солнечной системе (600 км).

Среди крупнейших многокольцевых структур на Каллисто, помимо Вальхаллы, можно отметить: Адлинду (Adlinda), Асгард (Asgard) и Утгард (Utgard).

Асгард — вторая по размеру после Вальхаллы полициклическая структура на Каллисто (1600 км в диаметре). В скандинавской мифологии Асгард — это небесный город, обитель богов-асов. В центре Асгарда находится кратер Дох (Doh).

Адлинда — третья по размеру полициклическая структура, образовавшаяся вокруг ударно кратера на Каллисто (около 1000 км в диаметре). Она расположена в южном полушарии спутника. Название позаимствовано из эскимосской мифологии. Кратер, находящийся в центре Адлинды называется Лофн (Lofn) и имеет диаметр 200 км.

Полициклическая структура поменьше (четвертая по размеру на Каллисто, 600 км) находится в северной части Асгарда и называется Утгард . Название также взято из скандинавской мифологии. В центре Утгарда находится кратер Бурр (Burr).

Такие полициклические структуры как Вальхалла и Асгард являются результатом столкновения Каллисто со сравнительно крупными астероидами размером 10-20 км.

Франсуа Буше «Юпитер и Каллисто»

Картина была написана в 1744 году по мотивам сюжета, взятого из античного мифа. Юпитер, полюбивший нимфу Каллисто, обращается в богиню Диану и в ее облике является к возлюбленной. На полотне изображены две флиртующие женщины, в этой двусмысленной ситуации заключается привкус утонченной эротики, что характерно для рококо. На картине можно увидеть лук и кочан со стрелами, символ богини охоты Дианы. Застреленные на охоте куропатка и заяц тоже рассказывают зрителю о том, кто изображен на полотне.

Персонажи напоминают фарфоровые статуэтки, сияющие и хрупкие. Пейзаж и похожие на свесившиеся цветы амуры - условны и искусственны. Художник использует розовые, дымчато-голубые и зеленые тона, цвет словно лежит на поверхности предметов, создается впечатление, что картина покрыта эмалью. Все линии, формы и краски в картине дышат изысканностью и красотой. Буще тщательно прописал структуру тканей, сделав ее необычайно реалистичной. Нагота превратилась в пикантное изображение, а округлая форма предметов позволяет взгляду зрителя оставаться в картине, мы словно попадаем в ловушку и наслаждаемся нежностью красок и изящностью линий.

В картине Никола Пуссена «Ринальдо и Армида» (1620-е) мы тоже можем наблюдать античный мотив. Отправившегося в крестовый поход молодого рыцаря Ринальдо усыпляет волшебным пением колдунья Армида. Она хочет убить молодого человека, но увидев его, девушка, пораженная красотой юноши, влюбляется и увлекает его в свои зачарованные сады.

В отличие от камерности и нежности картины Буше, мы наблюдаем вспышку, страсть, так ярко переданную цветом у Пуссена. В картине Буше герои спокойны, они пребывают в покое, в отличие от персонажей Пуссена. Все охвачены движением: колесница так и норовит умчаться вперед, сатир льет воду из кувшина, амуры, которые будто бы натягивают стрелы любви, Армида, тянущаяся к Ринальдо - все персонажи передают динамику картины. Здесь бушует страсть, ничто не сидит на месте, также присутствуют локальные цвета. Все говорит о любви, всепоглощающей, страстной, неистовой, способной смести все вокруг, а в картине Буше все дышит спокойствием и комфортом. Картины схожи сюжетом: они обе говорят о любви, но делают это совершенно разным способом.

Франсуа Буше «Женская головка».

«Женская головка» (1730-1740) пользовалась огромным успехом в свое время, о чем говорит огромное число повторений и копий этого произведения в XVIII веке. На полотне изображена девушка, откинувшая голову на синюю подушку. Здесь очень хорошо подобраны цвета. Синего цвета платье, синие камни в ушах, синие глаза и стена, все очень гармонично и приятно смотрится в картине. Матовая белоснежная кожа светится, словно фарфор, делая героиню визуально хрупкой и нежной. Девушка приоткрыла рот, что говорит о чувственности, она словно хочет заманить зрителя к себе. На ее лице прекрасно можно прочесть эмоции и желания. Картина проникнута чувством и изяществом.

В «Женском портрете» (конец 1690-х) Никола де Ларжильера героиня также прекрасна, даже черезчур. Изящный поворот головы, плавные линии покатых плеч, стройная шея, гладкая бархатистая кожа, выразительные глаза, яркие губы, аккуратный нос - все говорит об идеализации образа, а не об индивидуальных особенностях облика. Богатство цвета и сочная живопись вносят в образ чувственное обаяние. Все очень тщательно и аккуратно прорисовано. Героиня яркая, сочная, она наполнена глубокими цветами, в отличие от «Женской головки», где все говорит о нежности и изящности. Героиня смотрит на зрителя лукавым взглядом, она знает о своей привлекательности и смело смотрит вперед. Здесь присутствует характер некого торжества, прямоты и смелости, в отличие от картины Буше, где все камерно, скромно и скрыто от посторонних глаз. Тут нет такого яркого колорита. Картины рококо прекрасно вписываются в окружающий интерьер, почти сливаясь с ним и не привлекая особого внимания, когда как этот портрет вызывающе яркий, приглашающий зрителя посмотреть на себя и полюбоваться.

ЮПИТЕР И КАЛЛИСТО

Одно из самых жестоких приключений Юпитера - соблазнение нимфы Каллисто. Каллисто была спутницей Дианы и так же, как ее повелительница, дала обет безбрачия. Покровительница охотников Диана создала вокруг себя нечто подобное женскому монастырю, но в отличие от замкнутости и покаяния христианской обители среди услужниц богини царил культ здоровья, красоты и свежести. Это полуспортивное-полурелигиозное феминистическое сообщество не терпело мужчин. Время от времени с нимфами случались неприятности, и богиня даже была готова великодушно отпустить их, если они предупреждали об изменении их намерений по поводу девственности. Потерявшим невинность строго-настрого запрещалось купаться в священном источнике богини, где Диана купалась каждый день, совершая обряд омовения с послеполуденным отдыхом. Юпитер воспылал любовью к Каллисто, но понимал, что чистота и преданность Диане не позволит ему добиться успеха. Для того чтобы Каллисто, испуганная приставаниями бога, не превратилась в дерево или кустарник, как это сделали Афна и Сиринга, Юпитер принимает образ Дианы. Каллисто не могла отказать в поцелуях своей любимой покровительнице, и Юпитер воспользовался невинностью девы. Довольный, он бормочет: "Эту сделку жена не узнает, верно, - промолвил. - если ж узнает, о, пусть! это ругани женской не стоит". Через девять месяцев раразилась гроза. Во время купания Диана обнаружила беременность Каллисто и с позором прогнала ее от священного источника. Тут же на нее обратился гнев Юноны, и она возвращает только что преврашает Каллисто в медведицу. Несчастная и неприятная, пугаясь людей и животных, нимфа пятнадцать лет скитается по лесам и вдруг встречает своего сына Аркада. Узнав его, Каллисто с тоской и преданностью смотрит на юношу, но испуганный Аркад готов пустить в нее стрелу. К счастью, наконец, вмешивается Юпитер и переносит мать и сына на небо, сотворив созвездия Большой и Малой Медведицы. Юнона опять устраивает скандал и требует, чтобы океаниды не пускали звезды в море. Поэтому созвездие Большой Медведицы никогда не достигает морских волн; океаниды гонят Каллисто от чистых вод, как в свое время ее прогнала от священного источника Диана. Жестокий и увлекательный миф всегда привлекал художников. История Юпитера и Каллисто входит в серию любовных приключений богов, но характерно, что разные эпохи изображали разные моменты мифа. В живописи Ренессанса редко встречается сюжет "Юпитер и Каллисто", т.к. для ренессансного сознания было гораздо легче представить женщину с лебедем, быком, конем или козлом, чем женщину с женщиной. Зато очень популярен был сюжет "Диана и Каллисто", и гневу богини, оскорбленной нарушением чистоты священного источника, посвящена картина Тициана. Нимфы безжалостно обнажают отяжелевшую плоть Каллисто, и Диана властным жестом приказывает прогнать несчастную. Как попавшая в силки птица, беспомощно бьется Каллисто в руках своих бывших подруг. Величественная и совершенная, Диана напоминает о том, что она древняя богиня, и как Артемида Эфесская требовала человеческих жертв, и что в Спарте перед ее статуей происходили ритуальные бичевания юношей. Кажется, гнев богини вызван не преступлением против нравственности, а тем, что беременность Каллисто нарушила гармонию девичьего тела, то есть для Дианы - гармонию мира. Совсем по-другому наказывает богиня провинившуюся нимфу в картине Рембрандта. Композиция делится на две части: в одной Актеон превращен в оленя, в другой - нимфы обнаруживают беременность Каллисто. Священные девы хихикают, щиплются, впиваясь друг другу в волосы не как божественные нимфы, а как визгливые институтки. В картине Рембрандта происходит десакрализация мифа, и из древней трагедии, связанной с культом Артемиды, этот сюжет становится экзотической сказкой о девушках-охотницах, наделенных всеми девичьими особенностями. Гравюра Чезио с фрески Анибалле Карраччи иллюстрирует редкий эпизод превращения Каллисто в медведицу. Жена Юпитера Юнона и его незаконная дочь Диана, очень не любившие друг друга со времен Троянской войны, наконец-то сходятся в ненависти к Каллисто. Соблазнение Каллисто Юпитером стало любимой темой рококо. Хотя она появляется и раньше, но, как видно по картине Рубенса, художнику барокко настолько непонятен лесбийский сюжет, что он наделяет Диану явно мужскими чертами. Рококо - век, обожавший все дамское. Сейчас это столетие ассоциируется с маркизами, веерами, мушками и галантной любовью, что не только пошло, но и неполно. Тонкость чувств подразумевала здесь и тонкость ощущений. Преклонение перед дамой и дамским делало кавалера несколько женственным, и он находил удовольствие в том, что веком раньше было непонятно. Юпитер, в образе Дианы ласкающий Каллисто, стал одним из самых любимых сюжетов и был повторен различными художниками во многих вариантах. Особенно эту сцену любил Франсуа Буше. Существовала легенда, что Буше рисовал реальных маркиз и графинь, которые находили удовольствие в позировании обнаженными в парке художника. Вряд ли это справедливо. Слишком им персональны его героини. Живопись Буше отражает вкус феминизированного мужчины, а не эмансипированной женщины, склонной к эксгибиционизму. "Диана и Каллисто" могла попасть в будуар светской дамы, но, скорее, она украшала кабинет модника, зачитывавшегося "Терезой-философом" или другим "женским" романом, написанным, конечно, мужчиной.

18 декабря 2015, 17:06

Дорогие мои!

Сегодня я вам расскажу наинтереснейшую историю!

Кто из вас еще не знал о самой трагической истории на свете, где присутствует обман, переодевания и женское /мужское коварство?

Так внимайте же, мои наиумнейшие! Нет повести печальнее на свете...

Каллисто, Юпитер и Диана. В чем вина Каллисто?

Юпитер – главный из богов-олимпийцев, между прочим, женатый на Юноне, – парит над своими владениями.

И вдруг его – громовержца – как будто пронзает молния:

«Юпитер и Каллисто»П.П. Рубенс

Вот поражен... Девушкой, встреченной им, – и огонь разгорается в жилах. (Здесь и далее – цитаты из «Метаморфоз» Овидия.)

Эта девица – нимфа Каллисто из свиты Дианы – богини охоты.

Не занималась она чесанием шерсти для тканей,

Разнообразить своей не умела прически.

Одежду Пряжка держала на ней, а волосы – белая повязь.

Такая простушка, без претензий. Ну очень ленивая! Что в ней нашел Юпитер?

Девушка в рощу вошла, что порублена век не бывала. Скинула тотчас колчан с плеча и лук отложила

Гибкий, сама же легла на травою покрытую землю; Так, свой расписанный тул подложив под затылок, дремала. Только Юпитер узрел отдыхавшую, вовсе без стража...

Даже Юпитер предпочитал легкую добычу: без охраны.

«Эту проделку жена не узнает, наверно, – промолвил, – Если ж узнает, то пусть! Это ль ругани женской не стоит?»

Логика настоящего бога: миг с молодушкой стоит небольшого семейного скандала!

Вмиг одеяние он и лицо принимает Дианы

И говорит: «Не одна ль ты из спутниц моих?»

(Юпитер менял свою внешность не один раз, для него это было проще пареной репы.) Вопрос мнимой Дианы «Не одна ль ты из спутниц моих?» не удивил Каллисто – и это удивительно! Неужели у Дианы был настолько сильный склероз, что она не помнила своих нимф и регулярно спрашивала: «Не одна ль ты из спутниц моих?»

И дева с лужайки

Встала. «Привет, – говорит, – божеству, что в моем рассужденьи Больше Юпитера, пусть хоть услышит!»

Смеется Юпитер, Рад, что себе самому предпочтен, и дарит поцелуи; Он неумерен, не так другие целуются девы.

Рубенс изобразил момент, если можно так выразиться, сближения: Юпитер на подступах. Обнаженная нимфа еще сидит, опираясь на колчан со стрелами, на ее лице – какое-то недоверие. А Юпитер как бы нависает над ней (чуть поодаль – орел, символ Юпитера). Она принимает его поцелуи, потому что думает, что перед ним Диана. (Но из этого же следует, что она целовалась с Дианой и с другими девами – и неоднократно, для нее это было привычно. Что бы это могло значить?)

Есть одна деталь в этом рассказе, которая не вяжется с представлениями о Диане и ее свите: нимфа как бы не должна гулять в одиночку, не должна охотиться в одиночку. Почему вдруг Каллисто приспичило оторваться от массы? За каким лешим ее понесло в другой лес?

В лес направлялась какой,

рассказать готовую деву

Стиснул в объятиях он, – и себя объявил не безвинно.

Каллисто хотела ответить на вопрос, но не успела: Юпитер ее начал тискать, а потом – вот очень интересный оборот! – «себя объявил не безвинно». Иначе говоря, его подлая мужская сущность выдала его с головой!

Сопротивляясь, она – насколько женщина может – С ним вступает в борьбу, но Юпитера дева какая Может осилить...?

Прощай, невинность! А что соблазнитель (если не сказать – насильник)?

Победитель Юпитер

Взмыл в небеса.

Что называется, ни «спасибо», ни «до свидания»! Каллисто чувствует себя раздавленной, опустошенной, она обесчещена: Опостылел ей лес – достоверный свидетель – Чуть не забыла она, удаляясь оттуда, колчан свой Взять и стрелы, и лук, на ветку повешенный рядом. Но жизнь продолжается, она охотится, как прежде. Встречает своих подруг, Диану:

Вот с хороводом своим Диктинна, по высям Менала

Шествуя, диких зверей удачным горда убиеньем,

Видит ее и, увидев, зовет; но в испуге сначала Та убегает, боясь, не Юпитер ли вновь перед нею. («Диктинна по высям Менала шествуя» – Диана проходит по горному хребту Менал в Греции.) Диана зовет нимфу, а Каллисто напугана, боится снова оказаться наедине с Юпитером: Но, увидав, что идут с ней вместе и нимфы, решила Дева, что козней тут нет, и к легкой толпе их примкнула. Как преступленья – увы! – лицом не выказать трудно! Очи едва подняла, пошла, но не рядом с богиней, Как то бывало; теперь из целого строя не первой.

Видимо, Каллисто за какие-то заслуги занимала высокое место среди нимф.

Молча идет и свое выдает поруганье румянцем. Девой когда б не была, могла бы по тысяче знаков Видеть Диана вину; говорят, и увидели нимфы!

«Девой когда б не была, могла бы по тысяче знаков видеть Диана вину» – Диана была девственницей, поэтому она не смогла увидеть грех Каллисто. Но что интересно: «увидели нимфы»! Значит, нимфы не сохраняли себя! А как же их обеты девственности?

Лунные в небе рога возникали уж кругом девятым,

Как, от охоты устав, истомленная пламенем брата, В свежую рощу придя, откуда струился с журчаньем

Светлый ручей и катил волною песок перетертый, Местность одобрив, к воде стопою она прикоснулась И, похваливши ручей, – «Далеко, – говорит, – соглядатай Всякий; нагие тела струею бегущей омоем!» ...Все сняли одежды...

(«Лунные в небе рога возникали уж кругом девятым» – прошло 9 месяцев со дня падения Каллисто. «Истомленная пламенем брата» – пламя брата – это лучи солнца, олицетворением которого является Феб – Аполлон, брат Дианы. Сама Диана – олицетворение луны, поэтому в ее диадеме есть луна. Иными словами, Диана перегрелась на солнце.) За 9 месяцев только раз обмыться в чистом ручье? Представьте себе, как вся эта толпа почти год носится по лесу немытая!

На картине Рубенса «Диана и Каллисто» – купание Дианы и ее свиты. Ручей слева, Диана только что вышла из воды, ее отирает Келено (в переводе с греческого – мрак, темнота). Все уже выкупались, а Каллисто оттягивала до последнего свое разоблачение, и вся голая команда помогает ей снять хитон. Каллисто потупилась, еще секунда – и ее грех обнажится. Две нимфы раздевают ее, еще три наблюдают за этим (видимо, в предвкушении чего-то необычного). А справа еще одна, Майя (в переводе с греческого – кормилица), которая смотрит на все это с состраданием, сочувствием. По легенде, она выкормила сына Каллисто. Она тоже понесла от Зевса, ее сын – Гермес. Очень может быть, что Майя кормила своим молоком одновременно сына Каллисто и своего сына Гермеса. Остальных назвать невозможно, потому что общее число нимф 19, а показано только 8, включая Каллисто. Все они были любовницами Юпитера и рожали от него детей. ...

Медлит она лишь одна. Со смутившейся платье снимают. Только лишь спало оно, наготою был грех обнаружен. Остолбеневшей, закрыть пытавшейся лоно руками, – «Прочь, – сказала, – иди, родника не скверни мне святого!» – Кинтия и отойти от своих приказала ей спутниц.

Заметим, что нимфа с животом до самого последнего месяца беременности бегала по горам вместе со всеми, охотилась – и ни разу не попалась на глаза Диане! Может быть, ее покрывали товарки, прятали в толпе? Грех обнаружен. Диана прогнала Каллисто из своей свиты, лишила ее своего покровительства. Кончилось это печально: ревнивая Юнона не хотела повторения связи своего супруга Зевса с нимфой. Она обратила Каллисто в медведицу (Большую) , которую спустя почти пятнадцать лет чуть не убил ее собственный сын. А вся вина несчастной нимфы в том, что она понравилась властителю мира...

Однажды сын Калисто - Аркад вернулся с охоты и увидел в доме медведицу. Не зная, что это его родная мать, он натянул тетиву лука... Но Зевс не допустил, чтобы Аркад, хотя и невольно, совершил такое тяжкое преступление.

Еще до того, как Аркад выпустил стрелу, Зевс схватил медведицу за хвост и быстро взвился с нею в небо, где и оставил ее в виде созвездия Большой Медведицы. Но пока Зевс нес медведицу, ее хвост начал удлиняться, поэтому на небосклоне у Большой Медведицы такой длинный и изогнутый хвост.
Зная, как сильно Каллисто была привязана к своей служанке, Зевс и ее вознес на небо и оставил там в виде небольшого, но красивого созвездия Малой Медведицы. Зевс и Аркада перенес на небо и превратил в созвездие Волопаса.


Волопас навсегда обречен беречь свою мать - Большую Медведицу. Поэтому он крепко удерживает поводки Гончих Псов, которые ощетинились от ярости и готовы наброситься на Большую Медведицу и разорвать ее.

А Франческо Петрарка описал Большую Медведицу в своем 33 сонете так:

Уже заря румянила восток.
А свет звезды, что немила Юноне,
Еще сиял на бледном небосклоне
Над полюсом, прекрасен и далек.

А теперь, собственно говоря, те картины, из-за которых и возник пост. Очень уж они мне понравились и заинтриговали))) как этот сюжет видели остальные классики




Загрузка...
Top